В каком году первая кругосветная экспедиция под руководством элькано вернулась в испанию

В Магеллан-Элькано кругосветное плавание был первым кругосветное путешествие в истории человечества. Это была испанская экспедиция, которая отплыла из Севилья в 1519 г. под командованием Фердинанд Магеллан, исследователь португальского происхождения, но натурализованный (национализированный) испанский, в поисках морского пути к Восточная Азия сквозь Америка и через Тихий океан, и заключил испанский мореплаватель Хуан Себастьян Элькано в 1522 году. Элькано и 18 оставшихся в живых участников экспедиции были первыми людьми, совершившими кругосветное путешествие за одну экспедицию.[1][2]

Путешествие Магеллан – Элькано. Виктория, один из первых пяти кораблей, совершил кругосветное плавание, финишировав через три года после выхода в море.

Испанский флот, Armada de Molucca, вышедший из Испании 20 сентября 1519 года, состоял из пяти кораблей с 270 людьми: Тринидад под командованием Магеллана, капитана-генерала; Сан Антонио под Хуан де Картахена; Консепсьон под Гаспар-де-Кесада; Сантьяго под Жоао Серрау; и Виктория под Луис Мендоса.

После пересечения Атлантический и зимовать в Южная Америка экспедиция прошла Магелланов пролив, затем пересекли Тихий океан к Филиппины.

После смерти Магеллана в Мактан (Филиппины ) в 1521 г., Хуан Себастьян Элькано принял командование кораблем Виктория, возвращаясь в Испанию через Индийский океан, вокруг мыс Доброй надежды и на север вдоль западного побережья Африка Кругосветное плавание было совершено Элькано и экипажем из 18 человек в Виктория, вернувшись в Испанию почти через три года после своего отъезда 6 сентября 1522 года.

График

1519

1519: Отбытие из Севилья

20 сентября: Отъезд из Санлукар-де-Баррамеда.

26 сентября — 3 октября: остановка в Канарские острова брать провизию.[3]

29 ноября: флот приближается к Мыс Святого Августина.[4]

13 декабря: вход в бухту Рио де Жанейро.

27 декабря: вылет из Рио-де-Жанейро.[5]

1520

10 января: вход

27 февраля: въезд в Баия-де-лос-Патос.

31 марта: Начало зимовки в г. Пуэрто-Сан-Хулиан.

1 и 2 апреля: Мятеж на Виктория, Консепсьон и Сан Антонио; смерть Луи де Мендосы. Позднее казнь де Кесада, высадка де Картахены. Альваро де Мескита становится капитаном Сан Антонио, Дуарте Барбоза из Виктория.

Конец апреля: Сантьяго отправляется с миссией по поиску прохода. Корабль попал в шторм и потерпел крушение. Выжившие возвращаются в Пуэрто-Сан-Хулиан. Серрано (Жоао Серрау ) становится капитаном Консепсьон.[6]

Июль: Встречи с «Патагонские гиганты ”(Вероятно, Люди теуэльче ).

23 или 24 августа: флот отправляется из Пуэрто-Сан-Хулиана в Рио-Санта-Крус.[7][8]

18 октября: Флот покидает Санта-Крус.[9]

21 октября: прибытие в Накидка одиннадцати тысяч девственниц, вход в то, что будет известно как Магелланов пролив.

Конец октября: Сан Антонио, которому поручено исследовать пролив Магдалины, не может вернуться к флоту, вместо этого отплывает обратно в Испанию под Estêvão Gomes который заключил в тюрьму капитана де Мескита. Корабль прибывает в Испанию 21 мая 1521 года.

28 ноября: флот покидает пролив и входит в Тихий океан.[10]

Когда в Тихом океане некоторые члены экипажа цинга.

1521

24 / 25-28 января: Выход на берег на необитаемом острове, который Магеллан назвал островом Святого Павла (вероятно, Пука-Пука ). Они остаются на несколько дней, прежде чем продолжить.[11][12]

6 марта: прибытие в Гуам и встречи с Люди чаморро.

16 марта: прибытие экспедиции Магеллана на один из Филиппинских островов. Они направились в Сулуан и бросили якорь на несколько часов передышки. Сулуан небольшой остров в провинции Восточный Самар. Затем они бросили якорь в Homonhon, еще один небольшой остров в провинции Восточный Самар. Их обнаружили лодки Раджа Коламбу кто был в гостях Мазауа, который позже проводил их в Себу 7 апреля.

31 марта: Первая месса на Филиппинах, проведенного в Мазауа, который не определен, проводился ли он в Мазауа, Южный Лейте или же Масао, Карага, Минданао или в Бутуан, Агусан-дель-Норте.

7 апреля: прибытие в Раджахнат Себу.

27 апреля: смерть Магеллана в Битва при Мактане. Серрано и Барбоса избираются со-командующими.

1 мая: На местном банкете Барбоса и 27 моряков (в том числе Афонсу де Гойс, новый капитан Виктория после избрания Барбозы и Серрано) убиты, а Серрано взят в плен, а затем убит. Три оставшихся корабля убегают.

2 мая: не хватает людей, чтобы управлять тремя кораблями, поэтому зараженный червем Консепсьон сгорел. Остались два корабля: Виктория и Тринидад. Гонсало Гомес де Эспиноса становится капитаном Виктория. Жоао Лопес Карвалью становится генерал-капитаном. Корабли плывут в Минданао и Бруней.

21 сентября: Карвалью заменен на Эспинозу на посту капитана-генерала. Хуан Себастьян Элькано становится капитаном Виктория.

8 ноября: прибытие в Tidore в Молуккские острова.

21 декабря: Виктория под командованием Элькано покидает Молуккские острова, чтобы вернуться домой, плывя на запад к мысу Доброй Надежды. Тринидад остается на Тидоре на ремонт.

1522

25 января: Виктория достигает Тимор и начинает пересекать Индийский океан.

6 апреля: Тринидад под командованием Эспинозы покидает Молуккские острова, направляясь домой на восток. Через пять недель Эспиноза решает вернуться в Молуккские острова где он и его корабль захвачены португальским флотом под командованием Антонио де Брито. Однако корабль потерпел крушение во время шторма.

22 мая: Виктория проходит мыс Доброй надежды и входит в Атлантический океан.

9 июля: Виктория достигает Сантьяго, Кабо-Верде.

6 сентября: Виктория возвращается к Санлукар-де-Баррамеда под командованием Элькано, через две недели до трех лет после выхода в море.

8 сентября: Виктория прибывает в Севилью, технически завершая кругосветное плавание.

Рекомендации

  1. ^ Корен, Майкл (2005-03-07). «Фоссет творит историю». CNN. Получено 2016-07-26.
  2. ^ Эванс Эндрюс (27 августа 2014 г.). «Был ли Магеллан первым человеком, совершившим кругосветное путешествие?». HISTORY.com. Получено 2016-07-26.
  3. ^ Пигафетта, Антонио. Первое кругосветное путешествие. Переведено Стэнли, Генри.
  4. ^ Пигафетта, Антонио. «Журнал учета Франсиско Альво или Альваро». Первое кругосветное путешествие. Переведено Стэнли, Генри.
  5. ^ Бергрин 2003, п. 104.
  6. ^ Бергрин 2003 С. 155-160.
  7. ^ Кэмерон 1974, п. 122.
  8. ^ Бергрин 2003, п. 170.
  9. ^ Бергрин 2003, п. 174.
  10. ^ Бергрин 2003, п. 200.
  11. ^ Кэмерон 1974, п. 159.
  12. ^ Бергрин 2003, п. 218.

Библиография

  • Лоуренс Бергрин, За краю света. Харпер Многолетник, 2003. ISBN  0-06-621 173-5
  • Кэмерон, Ян (1974). Магеллан и первое кругосветное плавание. Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN  029776568X. OCLC  842695.
Первое кругосветное плавание
Detail from a map of Ortelius - Magellan's ship Victoria.png
«Виктория» — единственный вернувшийся корабль экспедиции Магеллана. Деталь карты Абрахама Ортелия
Страна  Испания
Дата начала 20 сентября 1519 года
Дата окончания 6 сентября 1522 года
Руководитель Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано
Состав
От 265 до 280 членов команды на 5 судах
Маршрут
Magellan Elcano Circumnavigation-ru.svg
Достижения
  • Первое в истории человечества кругосветное плавание
  • Открытие западного пути к Островам пряностей
  • Первое пересечение Тихого океана европейцами
Открытия
  • Магелланов пролив
  • Марианские острова
  • Филиппины
  • Парадокс «потерянного дня»
Потери
4 судна, более 200 членов команды
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Первое кругосветное плавание — испанская морская экспедиция под руководством Фернана (Фернандо) Магеллана, началась 20 сентября 1519 года и завершилась 6 сентября 1522 года под командованием Хуана Себастьяна Элькано.

Экспедиция была укомплектована большой командой (по разным оценкам 265—280 человек) на 5 судах. В результате мятежей, тяжелейшего пересечения Тихого океана и стычек с населением Филиппин и Островов пряностей команда сильно сократилась. Только одному судну — «Виктория» — удалось вернуться в Испанию, имея 18 человек на борту. Ещё 18 человек, попавших в плен к португальцам, вернулись в Европу позднее. Экспедиция также оказалась весьма успешной в коммерческом отношении, принеся организаторам большую прибыль.

Содержание

  • 1 Замысел
  • 2 Подготовка
  • 3 Состав и снаряжение экспедиции
  • 4 Атлантический океан
  • 5 Мятеж
  • 6 Пролив
  • 7 Тихий океан
  • 8 Смерть Магеллана
  • 9 Завершение экспедиции
  • 10 Итоги экспедиции
    • 10.1 Потерянный день
  • 11 Примечания
  • 12 Литература

Замысел[править | править код]

Идея экспедиции во многом являлась повторением идеи Колумба: достичь Азии, следуя на запад. Колонизация Америки ещё не успела принести существенных прибылей в отличие от колоний португальцев в Индии, и испанцам хотелось самим плавать к Островам Пряностей и получать выгоду. К тому времени стало ясно, что Америка — это не Азия, но предполагалось, что Азия лежит сравнительно недалеко от Нового Света[1]. В 1513 году Васко Нуньес де Бальбоа, пройдя Панамский перешеек, увидел Тихий океан, названный им Южным морем. С тех пор пролив в новое море искало несколько экспедиций. В те же годы португальские капитаны Жуан де Лишбоа (порт.)русск. и Иштебан Фроиш (порт.)русск. дошли примерно до 35° ю. ш. и открыли Ла-Плату. Они не могли его серьёзно исследовать и приняли огромный эстуарий Ла-Плату за пролив[2].

В 1515 году Испания послала экспедицию из 3 судов на поиски пролива во главе с Хуаном Диасом де Солисом. Он достиг Ла-Платы и, высадившись на берег, начал исследования на суше, но местные жители его съели, и вскоре два оставшихся корабля вернулись в Испанию[3].

Магеллан, судя по всему, имел подробные сведения о поисках португальцами пролива и, в частности, о Ла-Плате, которую он считал проливом в Южное море. Эта уверенность сыграла важную роль в планировании им экспедиции, однако он был готов к поискам других путей в Индию, если этот окажется ложным[1].

Ещё в Португалии важную роль в подготовке экспедиции играл компаньон Магеллана астроном Руй Фалейру. Он создал способ исчисления долготы и произвел вычисления, из которых следовало, что Молуккских островов легче достичь, отправляясь на запад, и что эти острова лежат в полушарии, «принадлежащем» Испании по Тордесильясскому договору[1]. Все его расчёты, как и способ исчисления долготы, впоследствии оказались неверными. Какое-то время Фалейру числился в документах по организации плавания перед Магелланом, но в дальнейшем он всё больше оттесняется на второй план, и командующим экспедиции назначается Магеллан. Фалейру составил гороскоп, из которого следовало, что ему нельзя отправляться в экспедицию, и остался на берегу[4].

Подготовка[править | править код]

Подпись Фернана Магеллана

В снаряжении экспедиции большую роль сыграли европейские купцы, не имевшие возможности поучаствовать в прибыльной торговле с Ост-Индией из-за монополии португальцев. Хуана де Аранду, которому по договору с Магелланом полагалась восьмая часть прибыли, оттесняют от кормушки, объявив, что это соглашение «не соответствует интересам нации»[1].

По договору с королём Карлом I от 22 марта 1518 года Магеллан и Фалеру получали одну пятую часть чистых доходов от плавания, права наместничества на открытых землях, двадцатую часть прибыли, получаемой от новых земель, и право на два острова, если будет открыто более шести островов[5][1][6].

Португальцы пытались противодействовать организации экспедиции, но на прямое убийство не решились. Они старались очернить Магеллана в глазах испанцев и заставить их отказаться от плавания. В то же время факт, что экспедицией будет командовать португалец, вызывал недовольство многих испанцев. В октябре 1518 года произошло столкновение между участниками экспедиции и толпой севильцев. Когда Магеллан поднял на кораблях свой штандарт, испанцы приняли его за португальский и потребовали снять. К счастью для Магеллана конфликт удалось погасить без особых жертв[7]. Чтобы приглушить противоречия, Магеллану было предписано ограничить число португальцев в экспедиции пятью участниками, однако из-за недостатка моряков в ней оказалось около 40 португальцев[4][8].

Состав и снаряжение экспедиции[править | править код]

В экспедицию готовилось пять кораблей с запасом продовольствия на два года. Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения. В качестве провизии были взяты на борт сухари, вино, оливковое масло, уксус, солёная рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль, анчоусы, изюм, чернослив, сахар, айвовое варенье, каперсы, горчица, говядина и рис. На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз, 60 арбалетов, 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и ртуть (её использовали в качестве лекарства). Экспедиция обошлась более чем в 8 миллионов мараведи[9].

Экспедиция Магеллана[10][11]

Корабль Тоннаж Капитан
Тринидад 110 (266) Фернан де Магеллан
Сан-Антонио 120 (290) Хуан де Картахена
Консепсьон 90 (218) Гаспар де Кассада
Виктория 85 (206) Луис де Мендоса
Сантьяго 75 (182) Жуан Серран

По штатному расписанию на судах полагалось находиться более, чем 230 морякам, но кроме них в экспедиции было немало сверхштатных участников, среди которых был родосский рыцарь Антонио Пигафетта, составивший подробное описание путешествия. А также прислуга и рабы вплоть до негров и азиатов, среди которых стоит упомянуть раба Магеллана Энрике, родившегося на Суматре и взятого Магелланом в качестве переводчика. Именно он станет человеком, первым вернувшимся на родину, обогнув земной шар. Несмотря на запрет, в экспедиции нелегально оказалось несколько женщин-рабынь (вероятно, индианок). Вербовка моряков продолжалась и на Канарских островах. Всё это затрудняет подсчёт точного количества участников. Разные авторы исчисляют количество участников от 265 до не менее чем 280[11].

Водоизмещение кораблей тоже вызывает разногласия. По мнению одних авторов тонна тех времён примерно соответствует современной, по мнению других одна тонна магеллановых кораблей соответствует 2,43 современной тонны (в таблице в скобках указаны тонны исходя из этого соотношения)[11].

Магеллан лично командовал «Тринидадом». «Сантьяго» командовал Жуан Серран — брат Франсишку Серрана, спасённого Магелланом в Малакке. Тремя другими кораблями командовали представители испанской знати, с которыми у Магеллана сразу начались конфликты. Испанцам не нравилось, что экспедицией командует португалец. Кроме того, Магеллан скрывал предполагаемый маршрут плавания, и это вызывало недовольство капитанов. Противостояние было довольно серьёзным. Капитану Мендосе даже было передано специальное требование короля прекратить препирательства и подчиниться Магеллану. Но уже на Канарских островах Магеллан получил сведения, что испанские капитаны договорились между собой убрать его с поста, если посчитают, что он им мешает[12].

Атлантический океан[править | править код]

20 сентября 1519 года флотилия во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир). Вскоре на эскадре разгорелся конфликт. Капитаны других кораблей вновь стали требовать, чтобы Магеллан дал им разъяснения о маршруте. Но он отказался, заявив: «Ваша обязанность следовать днем за моим флагом, а ночью за моим фонарем». Вместо прямого пути к Южной Америке Магеллан повел флотилию близко к Африке. Вероятно, он пытался избежать возможной встречи с португальскими кораблями. Этот маршрут был довольно труден для плавания. Магеллан заранее разработал систему сигналов, позволявшую флотилии всегда держаться вместе. Каждый день корабли сходились на близкое расстояние для ежедневного рапорта и получения указаний[13].

Капитан «Сан-Антонио» Хуан де Картахена, являвшийся представителем короны в плавании, во время одного из рапортов демонстративно нарушил субординацию и стал называть Магеллана не «капитан-генерал» (адмирал), а просто «капитан». Картахена был вторым лицом в экспедиции, по статусу почти равным командиру. В течение нескольких дней он продолжал это делать, несмотря на замечания Магеллана. Тому пришлось терпеть это, пока капитаны всех кораблей не были созваны на «Тринидад» для решения вопроса о судьбе матроса-преступника. Забывшись, Картахена снова нарушил дисциплину, но на этот раз он был не на своём судне.

Группа Магеллановых пингвинов в Патагонии

Магеллан лично схватил его за шиворот и объявил арестованным. Картахене разрешили находиться не на флагманском корабле, а на кораблях сочувствующих ему капитанов. Командиром «Сан-Антонио» стал родственник Магеллана Алвару Мишкита[14].

29 ноября флотилия достигла побережья Бразилии, а 26 декабря 1519 года — Ла-Платы, где проводились поиски предполагаемого пролива. «Сантьяго» был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег.

Продвижение на юг шло медленно, кораблям мешали штормы, близилась зима, а пролива все не было. 31 марта 1520 года, дойдя до 49° ю. ш., флотилия встает на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан[15][16].

Мятеж[править | править код]

Встав на зимовку, капитан распорядился урезать нормы выдачи продовольствия, что вызвало ропот среди моряков, уже измотанных длительным сложным плаванием. Этим попыталась воспользоваться группа офицеров, недовольных Магелланом.

1 апреля, в Вербное воскресенье, Магеллан пригласил всех капитанов на церковную службу и праздничный обед. Капитан Виктории Мендоса и капитан Консепсьона Кесадо на обед не являются. В ночь на 2 апреля начинается мятеж. Бунтовщики освободили находившегося на их кораблях Картахену и решили захватить «Сан-Антонио», чьим капитаном раньше он был. Они подплывают к «Сан-Антонио», захватывают спящего капитана Мишкиту и заковывают его в цепи[17]. Кормчего Хуана де Элорьягу, пытавшегося оказать сопротивление, Кесадо убивает ножом. Командование «Сан-Антонио» поручается Хуану Себастьяну Элькано.

Магеллан узнает про мятеж только утром. В его распоряжении остается два корабля — «Тринидад» и «Сантьяго», почти не имевший боевой ценности. В руках же заговорщиков три крупных корабля — «Сан-Антонио», «Консепсьон» и «Виктория». Но мятежники не желали дальнейшего кровопролития, опасаясь, что им за это придется отвечать по прибытии в Испанию. К Магеллану была послана шлюпка с письмом в котором говорилось, что их цель — всего лишь заставить Магеллана правильно выполнить приказы короля. Они согласны считать Магеллана капитаном, но он должен советоваться с ними по всем своим решениям и не действовать без их согласия. Для дальнейших переговоров они приглашают Магеллана прибыть к ним для переговоров. Магеллан в ответ приглашает их на свой корабль. Те отказываются[18].

Усыпив бдительность противника, Магеллан захватывает шлюпку, перевозившую письма, и сажает гребцов в трюм. Мятежники больше всего опасались удара по «Сан-Антонио», но Магеллан решил напасть на «Викторию», где находилось много португальцев. Шлюпка, в которой находится альгвасил Гонсало Гомес де Эспиноса и пять надежных людей, отправляется к «Виктории». Поднявшись на корабль, Эспиноса вручает капитану Мендосе новое приглашение от Магеллана прибыть на переговоры. Капитан начинает читать его с ухмылкой, но дочитать не успевает. Эспиноса наносит ему удар ножом в шею, один из прибывших матросов добивает мятежника. Пока команда «Виктории» пребывала в полной растерянности, на борт вскакивает ещё одна, на этот раз хорошо вооруженная группа сторонников Магеллана во главе с Дуарте Барбозой, незаметно подошедшая на другой шлюпке. Экипаж «Виктории» сдается без сопротивления. Три корабля Магеллана — «Тринидад», «Виктория» и «Сантьяго» — встают у выхода из бухты, перекрывая мятежникам путь к бегству[19].

После того, как у них отняли корабль, мятежники не решились вступить в открытое столкновение и, дождавшись ночи, попытались проскользнуть мимо кораблей Магеллана в открытый океан. Однако их план провалился. «Сан-Антонио» был обстрелян и взят на абордаж. Сопротивления не было, жертв тоже. Вслед за ним сдался и «Консепсьон»[20].

Для суда над мятежниками был создан трибунал. 40 участников мятежа были приговорены к смерти, но тут же помилованы, поскольку экспедиция не могла терять такое количество матросов. Был казнён только совершивший убийство Кесадо. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан казнить не решился, и они были оставлены на берегу после ухода флотилии. Больше про них ничего не известно[13].

Через несколько десятилетий в эту же бухту зайдет Френсис Дрейк, которому также придется совершить кругосветное плавание. На его флотилии будет раскрыт заговор и в бухте состоится суд. Он предложит мятежнику выбор: казнь, или его оставят на берегу, как Магеллан Картахену. Подсудимый выберет казнь[21].

Пролив[править | править код]

В мае Магеллан послал Сантьяго во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус. Ещё через несколько дней в бурю корабль потерял управление и разбился. Моряки, кроме одного человека, спаслись и оказались на берегу без пищи и припасов. Они пытались вернуться к месту зимовки, но из-за усталости и истощения соединились с основным отрядом только через несколько недель. Потеря судна, специально предназначенного для разведки, а также припасов, находящихся на нём, нанесла большой ущерб экспедиции.

Магеллан сделал Жуана Серрана капитаном «Консепсьона». В результате все четыре корабля оказались в руках сторонников Магеллана. «Сан-Антонио» командовал Мишкита, «Викторией» — Барбоза[13].

Во время зимовки моряки вступили в контакт с местными жителями. Они были высокого роста. Для защиты от холода они обматывали ноги большим количеством сена, поэтому были названы патагонцами (большеногими, рождёнными с лапами)[22]. Сама страна по их имени была названа Патагония. По приказу короля было необходимо привезти в Испанию представителей встретившихся экспедиции народов. Поскольку матросы опасались схватки с высокими и сильными индейцами, они пошли на хитрость: давали им в руки множество подарков, а когда те уже не могли больше ничего удержать в руках, предлагали им в подарок ножные кандалы, назначения которых индейцы не понимали. Так как руки были заняты, патагонцы соглашались, чтобы кандалы цепляли к их ногам, пользуясь этим матросы их сковывали. Так удалось захватить двух индейцев, но это привело к столкновению с местными жителями с жертвами с обеих сторон. Ни один из пленников не дожил до возвращения в Европу[13].

Памятник Магеллану в Пунта-Аренас, Чили. Магеллан стоит лицом к Магелланову проливу

24 августа 1520 года флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан. За время зимовки она лишилась 30 человек. Уже через два дня экспедиция вынуждена была остановиться в бухте Санта-Крус из-за непогоды и повреждений. В путь флотилия вышла только 18 октября. Перед выходом Магеллан объявил, что будет искать пролив вплоть до 75° ю. ш., если же пролив не обнаружится, то флотилия пойдет к Молуккским островам вокруг мыса Доброй Надежды[23].

21 октября под 52° ю. ш. корабли оказались у узкого пролива ведущего в глубь материка. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» посылаются на разведку. Вскоре налетает буря, длившаяся два дня. Моряки опасались, что посланные на разведку корабли погибли. И они действительно чуть не погибли, но когда их понесло к берегу, перед ними открылся узкий проход, в который они вошли. Они оказались в широкой бухте, за которой последовали ещё проливы и бухты. Вода все время оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о возможном проливе[24][25].

Флотилия вошла в пролив и много дней шла по настоящему лабиринту скал и узких проходов. Пролив впоследствии был назван Магеллановым. Южную землю, на которой ночами часто виделись огни, назвали Огненной Землей. У «реки Сардин» был созван совет. Кормчий «Сан-Антонио» Эстебан Гомиш высказался за возвращение домой из-за малого количества провианта и полной неизвестности впереди. Другие офицеры не поддержали его. Магеллан хорошо помнил судьбу Бартоломео Диаша, открывшего мыс Доброй Надежды, но уступившего команде и вернувшегося домой. Диаш был отстранён от руководства будущими экспедициями и так никогда и не попал в Индию. Магеллан объявил, что корабли пойдут вперёд[25][21].

У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка возвращается и моряки сообщают, что видели открытое море. Вскоре возвращается «Консепсьон», но от «Сан-Антонио» нет известий. Пропавший корабль ищут несколько дней, но всё бесполезно. Позже выяснилось, что кормчий «Сан-Антонио» Эстебан Гомеш поднял мятеж, заковал в цепи капитана Мишкиту и ушёл домой в Испанию. В марте он вернулся в Севилью, где обвинил Магеллана в измене. Началось следствие, всю команду посадили в тюрьму. Над женой Магеллана установили надзор. Впоследствии бунтовщиков выпустили, а Мишкита оставался в тюрьме вплоть до возвращения экспедиции[24][26].

28 ноября 1520 года корабли Магеллана выходят в океан. Путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, прошедшим пролив и не потерявшим ни одного корабля.

Тихий океан[править | править код]

Выйдя из пролива, Магеллан 15 дней шел на север, дойдя до 38° ю. ш., где повернул на северо-запад, а 21 декабря 1520 года, дойдя до 30° ю. ш., повернул на запад-северо-запад[27].

Магелланов пролив. Эскиз карты Пигафетты. Север внизу

Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Такие огромные размеры нового океана оказались неожиданными для моряков. При планировании экспедиции исходили из предположения, что Азия находится сравнительно близко от Америки. Кроме того, в то время считалось, что основную часть Земли занимает суша, и только сравнительно небольшую — море. Во время пересечения Тихого океана стало ясно, что это не так. Океан казался бескрайним. В южной части Тихого океана находится множество обитаемых островов, на которых можно было бы получить свежие припасы, но маршрут флотилии прошел в стороне от них. Не готовая к такому переходу, экспедиция испытывала огромные лишения[28].

«В продолжение трёх месяцев и двадцати дней, — отмечал в своих дорожных заметках летописец экспедиции Антонио Пигафетта, — мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями, которые сожрали самые лучшие сухари. Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью кожу, покрывающую грот-грей, чтобы ванты не перетирались; от действия солнца, дождей и ветра она сделалась неимоверно твёрдой. Мы замачивали её в морской воде в продолжение четырёх-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие угли и съедали её. Мы часто питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать»[29].

Кроме того, на кораблях свирепствовала цинга. Погибло, по разным источникам, от одиннадцати до двадцати девяти человек[30][31]. К счастью для моряков, за все время плавания не было ни одной бури и они назвали новый океан Тихим.

Во время плавания экспедиция дошла до 10° с. ш. и оказалась заметно севернее Молуккских островов, к которым стремилась. Возможно, Магеллан хотел убедиться, что открытое Бальбоа Южное море является частью этого океана, а, возможно, он опасался встречи с португальцами, которая для его потрепанной экспедиции закончилась бы плачевно. 24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров (из архипелага Туамоту). Высадиться на него не представлялось возможности. Через 10 дней был обнаружен ещё один остров (в архипелаге Лайн). Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания[31][28].

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов. Он был населен. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все, что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими (Ладрóнес, исп. Islas de los Ladrones). При уходе флотилии местные жители преследовали корабли на лодках, забрасывая их камнями, но без особого успеха[28][32].

Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он ищет необитаемый остров. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился[33].

Смерть Магеллана[править | править код]

На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке. Круг замкнулся. Впервые человек обошёл землю[34].

7 апреля 1521 года экспедиция вошла в порт Себу на одноименном острове. Места были цивилизованные, и с европейцев даже попытались взять торговую пошлину. Испанцы отказались платить, а оказавшийся в городе мусульманский купец посоветовал радже не воевать с европейцами, и требование было снято[35][36].

Началась оживлённая торговля. За железные изделия островитяне легко отдавали золото и продукты. Впечатлённый силой испанцев и их оружием, властитель острова раджа Хумабон соглашается отдаться под покровительство испанского короля и вскоре крестится под именем Карлос. Вслед за ним крестится его семья, множество представителей знати и простых островитян. Покровительствуя новому Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей[37].

Один из вождей острова Мактан Лапу-Лапу (Силапулапу) противился новым порядкам и не собирался отдаваться под власть Хумабона. Магеллан организовал против него военную экспедицию. Он хотел наглядно продемонстрировать местным жителям мощь Испании. Сражение оказалось неподготовленным. Из-за отмели суда и лодки не смогли подойти на близкое расстояние, чтобы эффективно поддержать десантный отряд огнём. Во время нахождения европейцев на Себу местные жители имели возможность изучить европейское оружие и его слабые стороны. Они быстро двигались, не давая европейцам прицелиться, и атаковали моряков в незащищённые доспехами ноги. Когда испанцы начали отступать, Магеллан был убит[38].

Памятник Лапу-Лапу на острове Себу

Вот что написал о смерти адмирала историограф экспедиции, Антонио Пигафетта:

…Островитяне по пятам преследовали нас, выуживая из воды уже однажды использованные копья, и таким образом метали одно и то же копье пять-шесть раз. Узнав нашего адмирала, они стали целиться преимущественно в него; дважды им уже удалось сбить шлем с его головы; он оставался с горстью людей на своем посту, как подобает храброму рыцарю, не пытаясь продолжать отступление, и так сражались мы более часу, пока одному из туземцев не удалось тростниковым копьём ранить адмирала в лицо. Разъярённый, он тотчас же пронзил грудь нападавшего своим копьём, но оно застряло в теле убитого; тогда адмирал попытался выхватить меч, но уже не смог этого сделать, так как враги дротиком сильно ранили его в правую руку, и она перестала действовать.

Заметив это, туземцы толпой ринулись на него, и один из них саблей ранил его в левую ногу, так что он упал навзничь. В тот же миг все островитяне набросились на него и стали колоть копьями и прочим оружием, у них имевшимся. Так умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя.

Завершение экспедиции[править | править код]

Современная копия Магеллановой каракки «Виктория»

В результате поражения погибло девять европейцев, но ущерб репутации был огромен. Кроме того, сразу же дала о себе знать потеря опытного руководителя. Вставшие во главе экспедиции Жуан Серран и Дуарте Барбоза вступили в переговоры с Лапу-Лапу, предлагая ему выкуп за тело Магеллана, но тот ответил, что тело не будет выдано ни при каких условиях. Неудача переговоров окончательно подорвала престиж испанцев, и вскоре их союзник Хумабон заманил их на обед и устроил резню, убив несколько десятков человек, в том числе почти весь командный состав[39]. Кораблям пришлось срочно отплыть. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

Там были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный маршрут. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» — на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство членов его экипажа погибло на каторге в Индии.

«Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Экипаж был пополнен некоторым числом островитян-малайцев (почти все из них погибли в дороге). На корабле вскоре стало не хватать провизии (Пигафетта отмечал в своих записях: «Кроме риса и воды, у нас не осталось съестного; из-за недостатка соли все мясные продукты попортились»), и часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

9 июля 1522 года изношенный корабль с измождённым экипажем подошёл к островам Зелёного мыса, португальскому владению. Не сделать здесь остановки было невозможно по причине крайнего недостатка питьевой воды и провизии. Здесь Пигафетта пишет:

В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова и тут же отправили лодку к берегу за провизией, придумав для португальцев историю, будто мы потеряли нашу фок-мачту под экватором (на самом же деле мы потеряли её у мыса Доброй Надежды), и за это время, что мы её восстанавливали, наш капитан-генерал уехал с двумя другими кораблями в Испанию. Расположив их таким образом к себе, а также отдав им нашего товару, нам удалось получить от них две груженные рисом лодки… Когда наша лодка снова подошла к берегу за рисом, были задержаны тринадцать человек экипажа вместе с лодкой. Опасаясь того, чтобы некоторые каравеллы не задержали также и нас, мы в спешном порядке направились дальше.

Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный маршрут к Молуккам и возвратиться назад, вообще для любого коммерческого рейса (а рейс Магеллана был таким) кругосветное путешествие бессмысленно. И только угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад, причём если бы «Тринидад» проделал свой маршрут благополучно, а «Виктория» была бы пленена, никакого кругосветного путешествия не было бы.

6 сентября 1522 года «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано добралась до Испании, став, таким образом, единственным кораблём флотилии Магеллана, победно вернувшимся в Севилью. На корабле было восемнадцать выживших. Позже, в 1525 году, ещё четверо из 55 членов команды корабля «Тринидад» были доставлены в Испанию. Также были выкуплены из португальского плена те члены команды «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зелёного Мыса.

18 выживших с Victoria, прибывшие в Севилью в 1522 году
Имя (Происхождение) Должность
Хуан Себастьян Элькано (Гетариа) Капитан
Франсиско Альбо, грек (Хиос) Лоцман
Мигель (Родос) Лоцман
Хуан де Акурио Бермео Лоцман
Антонио Ломбардо «Пигафетта» (Виченца) сверхштатный
Мартин де Худисибус (Генуя) Начальник по погрузке
Эрнандо де Бустаманте (Мерида) Матрос
Николас Гриего [Грек] (Нафплион) Матрос
Мигель Санчес (Родос) Матрос
Антонио Эрнандес Кольменеро (Уэльва) Матрос
Франсиско Родригес, португалец (Севилья) Матрос
Хуан Родригес (Уэльва) Матрос
Диего Кармена Гальего (Байона) Матрос
Ханс (Ахен) Артиллерист
Хуан де Арратия (Бильбао) Матрос
Васко Гомес Гальего Португалец (Байона) Матрос
Хуан де Сантандер (Куэто, Кантабрия) Юнга
Хуан де Субилета (Баракальдо) Помощник юнги

Моряки с «Виктории», взятые в плен португальцами на островах Зелёного Мыса и освобожденные спустя пять месяцев.

  1. Маэстре Педро. Завербовался на Тенерифе. Сверхштатный участник экспедиции. Sobresaliente на «Сантьяго».
  2. Ришар де Фодис из Нормандии. Плотник на «Сантьяго». Неграмотный.
  3. Симон из Бургоса, португалец. Сверхштатный участник плавания, слуга капитана Мендосы на «Виктории». В 1523 году жил в Сьюдад-Родриго.
  4. Хуан Мартин из Агилар-де-Кампо. Сверхштатный участник плавания, слуга капитана Мендосы на «Виктории». Завербовался в возрасте примерно двадцати пяти лет.
  5. Мартин Мендес из Севильи. Контадор «Виктории». В 1525 году участвовал в экспедиции Себастьяна Кабота в Южную Америку.
  6. Рольдан де Арготе из Брюгге. Канонир на «Консепсьоне». Участвовал в 1525 году в экспедиции Лоайсы.
  7. Гомес Эрнандес из Уэльвы. Старший матрос на «Консепсьоне». Завербовался в возрасте примерно двадцати двух лет.
  8. Окасио Алонсо из Больулоса. Старший матрос на «Сантьяго». Завербовался в возрасте тридцати лет.
  9. Педро де Толоса из Толосы в Гипускоа. Матрос на «Виктории».
  10. Фелипе де Родас с острова Родос. Старший матрос на «Виктории».
  11. Педро де Чиндарса из Борромео. Юнга на «Консепсьоне». Завербовался в возрасте пятнадцати лет.
  12. Баскито Гальего.
  13. Мануэль, индонезиец.

Члены команды «Тринидада», сумевшие вернуться в Европу

  1. Гонсало Гомес де Эспиноса из Эспиноса-де-лос-Монтерос. Главный альгуасил флотилии, «Тринидад».
  2. Хинес де Мафра из Хереса. Старший матрос на «Тринидаде».
  3. Леон Панкальдо из Савоны. Завербовался старшим матросом на «Тринидад». Многие считают его автором «Дневника генуэзского кормчего».
  4. Ганс Алеман (маэстре Ансе), немец. Главный канонир «Консепсьона», затем был переведен на «Тринидад». Умер в 1525 году в Лиссабонской тюрьме.
  5. Хуан Родригес («Глухой») из Севильи. Завербовался старшим матросом на «Консепсьон».

Итоги экспедиции[править | править код]

Продажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель 3 кораблей из 5, дала значительную прибыль. Что касается принадлежности Молуккских островов, то португальский король поверил в их принадлежность Испании и откупил их за огромную сумму в 350 тысяч золотых дукатов. В 1523 году был издан отчёт императорского секретаря Максимилиана Трансильвана о путешествии, а затем были опубликованы и подробные воспоминания одного из участников экспедиции — венецианца Антонио Пигафетты.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

Потерянный день[править | править код]

Кроме того, как обнаружилось, участники экспедиции «потеряли день»[40].
Корабли плыли на запад, вслед за движением Солнца по небосводу, догоняя его. Поэтому будь у моряков современный хронометр или простые часы, настроенные на местный полдень порта Санлукар-де-Баррамеда, моряки бы заметили, что их день чуть длиннее обычных 24 часов, и их местный полдень всё больше и больше отстаёт от родного испанского, переходя постепенно на испанский вечер, ночь, утро и снова день.
Но, поскольку хронометров в те времена не было, это отставание было незаметно. Моряки пользовались песочными часами (от этого на флоте и был счет времени по склянкам). Суточное время отсчитывали от местного полудня, соответствующего меридиану, на котором в этот момент находилось судно. В итоге когда моряки вернулись в родную Европу, оказалось, что их корабельный календарь отстал от календаря родины на целые сутки. Это произошло на островах Зелёного Мыса. Вот как описал это Антонио Пигафетта:

… мы подошли наконец к островам Зелёного Мыса. В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова [Сантьяго] и тут же отправили лодку к берегу за провизией […] Мы поручили нашим людям, отправившимся на лодке к берегу, расспросить, какой это был день, и они узнали, что у португальцев был четверг, что нас весьма удивило, так как у нас была среда, и мы никак не могли понять, отчего могла произойти такая ошибка. Я чувствовал себя хорошо все время и делал отметки каждый день без перерывов. Как выяснилось впоследствии, тут не было никакой ошибки, ибо мы шли все время по направлению к западу и вернулись к тому же пункту, куда двигалось и солнце, и таким образом выиграли двадцать четыре часа, в чём никаких сомнений быть не может.[40]

Оригинальный текст (итал.)

Al fine, costretti dalla grande necessità, andassemo a le isole de Capo Verde.

Mercore, a nove de iulio, aggiungessemo a una de queste, detta Santo Iacopo e subito mandassemo lo battello in terra per vittuaglia […]

Commettessimo a li nostri del battello, quando andarono in terra, [che] domandassero che giorno era: me dissero come era a li Portoghesi giove. Se meravigliassemo molto perchè era mercore a noi; e non sapevamo come avessimo errato: per ogni giorno, io, per essere stato sempre sano, aveva scritto senza nissuna intermissione. Ma, come dappoi ne fu detto, non era errore; ma il viaggio fatto sempre per occidente e ritornato a lo stesso luogo, come fa il sole, aveva portato quel vantaggio de ore ventiquattro, come chiaro se vede.[41]

Для преодоления этого парадокса позже была введена линия перемены дат. Эффект смены часовых поясов теперь испытывает каждый, кто предпринимает дальние, но быстрые, путешествия в широтном направлении на самолётах или скоростных поездах.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  2. Магидович И. П., 1983, с. 125.
  3. Магидович И. П., 1983, с. 125—126.
  4. 1 2 Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  5. Субботин В. А., 1998, с. 186.
  6. КАПИТУЛЯЦИЯ
  7. Субботин В. А., 1998, с. 188.
  8. Субботин В. А., 1998, с. 192.
  9. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  10. Магидович И. П., 1983, с. 126—127.
  11. 1 2 3 Субботин В. А., 1998, с. 190.
  12. Субботин В. А., 1998, с. 192—193.
  13. 1 2 3 4 Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  14. Субботин В. А., 1998, с. 196-197.
  15. Субботин В. А., 1998, с. 199—200.
  16. Магидович И. П., 1983, с. 128.
  17. Субботин В. А., 1998, с. 201—202.
  18. Субботин В. А., 1998, с. 202.
  19. Субботин В. А., 1998, с. 202—203.
  20. Субботин В. А., 1998, с. 203.
  21. 1 2 Субботин В. А., 1998, с. 204.
  22. Субботин В. А., 1998, с. 200.
  23. Магидович И. П., 1983, с. 129.
  24. 1 2 Магидович И. П., 1983, с. 130.
  25. 1 2 Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  26. Субботин В. А., 1998, с. 207.
  27. Магидович И. П., 1983, с. 130—131.
  28. 1 2 3 Магидович И. П., 1983, с. 131—132.
  29. АНТОНИО ПИГАФЕТТА->ПУТЕШЕСТВИЕ МАГЕЛЛАНА->ЧАСТЬ 1
  30. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  31. 1 2 Субботин В. А., 1998, с. 211.
  32. Субботин В. А., 1998, с. 211—212.
  33. Магидович И. П., 1983, с. 132—133.
  34. Магидович И. П., 1983, с. 133.
  35. Субботин В. А., 1998, с. 214—215.
  36. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  37. Субботин В. А., 1998, с. 215.
  38. Субботин В. А., 1998, с. 215—218.
  39. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  40. 1 2 Антонио Пигафетта. Путешествие Магеллана = Il primo viaggio intorno al globo di Antonio Pigafetta / Перевод: Узин В. С. — в антологии «Антонио Пигафетта. Путешествие Магеллана; Мэйрин Митчелл. Эль-Кано — первый европейский кругосветный мореплаватель.». — М.: Мысль, 2000. — С. 124. — 304 с. — ISBN 978-5-244-00473-5.
  41. Antonio Pigafetta. Relazione del primo viaggio intorno al mondo. — 1524.

Литература[править | править код]

  • Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. В 5 томах. — Издание третье, переработанное и дополненное. — М.: Просвещение, 1983. — Т. 2. — 200 000 экз.
  • Субботин В. А. Великие открытия. Колумб. Васка да Гама. Магеллан. — М.: УРАО, 1998. — 272 с. — 3000 экз. — ISBN 5-204-00140-9.

September 6 2014, 13:07

Categories:

  • История
  • Путешествия
  • Cancel

Магеллан или Элькано?

   В этот день, 6 сентября 1522 года завершилось первое в истории кругосветное плавание.
   Давно укоренилось мнение, что первое кругосветное плавание было совершено Фернандо Магелланом (исп. Fernando (Hernando) de Magallanes). А так ли это?
   20 сентября 1519 года пять испанских кораблей под командованием магеллана отправились в плавание. Тогда моряки не знали, что назад вернётся только один корабль, самый маленький — «Виктория», а из 265 членов экипажей — только 18.
.

корабли Магеллана

.

   20 октября 1520 года корабли подошли к узкому проходу, ведущему вглубь материка Южная Америка. Не смотря на возражения капитанов, Магеллан принял решение войти в него. Теперь этот проход известен как Магелланов пролив, разделяющий Южную Америку и Огненную Землю.
   За всю мою морскую карьеру мне довелось проходить этим проливом только единожды. Довольно узкий, извилистый пролив, ограждённый по сторонам высокими обрывистыми скалами. Красивейшее место.
.

Магелланов пролив

.
   7 апреля 1521 года испанцы высадились в Себу на Филиппинах. Впечатлённый оружием испанцев, правитель острова Хумабон согласился признать власть испанского короля и крестился под именем Карлос. Покровительствуя новому Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей.
   Один из вождей Мактан Лапу-Лапу (Силапулапу) отказался признать новый порядок. Магеллан организовал против него военную экспедицию, желая продемонстрировать местным жителям мощь Испании. Однако из-за отмели корабли и даже лодки не смогли подойти близко к берегу и десант высаживался в воду.  Местные жители быстро перемещались, не давая испанцам прицелиться, и атаковали моряков в незащищённые доспехами ноги. Магеллан был убит, а испанцы отступили, оставив его тело победителям.
   Как говорят, подтвердилась старая пословица: «Господь дал португальцам очень маленькую страну для жизни, но весь мир для смерти» (Магеллан по происхождению был португальцем).
.

Магеллан

.
   Испанцы ретировались и отправились на Молуккские острова, где забили трюмы пряностями. Им стало известно, что португальский король приказал задержать Магеллана, а корабли захватить как военную добычу. К тому времени корабли обветшали. Поэтому «Консепсьен» сожгли ввиду невозможности ремонта, остались только «Тринидад» и «Виктория». «Тринидад» подлатали, и он отправился назад на восток к берегам Панамы. Попав в полосу встречных ветров, вернулся и  угодил в плен к португальцам.
   «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано, пошла домой уже известным путём вокруг Африки и 6 сентября 1522 года вернулась в Испанию. получается, что первым капитаном, совершившим полное кругосветное плавание, является Хуан Элькано.
   Интересный факт: продажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель четырех из пяти  кораблей, дала значительную прибыль.
   Во время экспедиции было несколько бунтов и мятежей. В связи с чем — песня.
.

Хронология кругосветного плавания Магеллан – Элькано — Timeline of the Magellan–Elcano circumnavigation

Кругосветное плавание Магеллан-Элькано было первым кругосветным путешествием в истории человечества. Это была испанская экспедиция, которая вышла из Севильи в 1519 году под командованием Фердинанда Магеллана, исследователя португальского происхождения, но натурализованного (национализированного) испанцев, в поисках морского пути к Восточная Азия через Америку и Тихий океан, и был заключен испанским мореплавателем Хуаном Себастьяном Элькано в 1522 году. Элькано и 18 Выжившие участники экспедиции были первыми людьми, совершившими кругосветное путешествие за одну экспедицию.

Путешествие Магеллан – Элькано. Victoria, один из первых пяти кораблей, совершил кругосветное плавание, закончив путь через три года после выхода.

Испанский флот, Armada de Molucca, покинул Испанию 20 сентября 1519 г. состоял из пяти кораблей с 270 людьми: Тринидад под командованием Магеллана, капитана-генерала; под Хуан де Картахена ; Консепсьон под Гаспар де Кесада ; под Жоау Серрау ; и Виктория под Луисом Мендосой.

После пересечения Атлантики и зимовки в Южной Америке экспедиция прошла Магелланов пролив, затем пересек Тихий океан в Филиппины.

. После смерти Магеллана на Мактане (Филиппины ) в 1521 году Хуан Себастьян Элькано принял командование кораблем Виктория, плывущим обратно в Испанию через Индийский океан, вокруг мыса Доброй Надежды и на север вдоль западного побережья Африки. Кругосветное плавание было совершено Элькано и командой из 18 человек в Виктории, которые вернулись в Испанию почти через три года после отбытия 6 сентября 1522 года.

Содержание

  • 1 График времени
    • 1,1 1519
    • 1,2 1520
    • 1,3 1521
    • 1,4 1522
  • 2 Ссылки
    • 2.1 Библиография

Хронология

1519

1519: вылет из Севильи

20 сентября: вылет из Санлукар-де-Баррамеда.

26 сентября — 3 октября: Остановка на Канарских островах, чтобы взять припасы.

29 ноября: флот приближается к мысу Святой Августин.

13 декабря: вход в залив Рио-де-Жанейро.

27 декабря: отбытие из Рио-де-Жанейро.

1520

10 января: вход

27 февраля: въезд в Баия-де-лос-Патос.

31 марта: Начало зимовки в Пуэрто-Сан-Хулиан.

1 и 2 апреля: Мятеж на Виктории, Консепсьоне и Сан-Антонио; смерть Луи де Мендосы. Позднее казнь де Кесада, высадка де Картахены. Альваро де Мескита становится капитаном Сан-Антонио, Дуарте Барбоса Виктории.

Конец апреля: Сантьяго отправляется на поиски прохода. Корабль попал в шторм и потерпел крушение. Выжившие возвращаются в Пуэрто-Сан-Хулиан. Серрано (Жуан Серрао ) становится капитаном Консепсьона.

июль: Встречи с «патагонскими гигантами » (вероятно, народом теуэльче ).

23 или 24 августа: флот отправляется из Пуэрто-Сан-Хулиана в Рио-Санта-Крус.

18 октября: флот уходит из Санта-Крус.

21 октября: прибытие на Мыс Одиннадцати тысяч Дев, вход в так называемый Магелланов пролив.

Конец октября: Сан-Антонио, которому поручено исследовать пролив Магдалины, не может вернуться к флоту, вместо этого отплывает обратно в Испания при Эстеване Гомеше, который заключил в тюрьму капитана де Мескита. Корабль прибывает в Испанию 21 мая 1521 года.

28 ноября: флот покидает пролив и входит в Тихий океан.

Выйдя в Тихий океан, некоторые члены экипажа получают цинга.

1521

24 / 25-28 января: выход на берег на необитаемом острове, который Магеллан назвал островом Святого Павла (вероятно Пука-Пука ). Они остаются на несколько дней, прежде чем продолжить путь.

6 марта: прибытие на Гуам и встреча с народом чаморро.

16 марта: прибытие экспедиции Магеллана в один из Филиппинские острова. Они направились в Сулуан и бросили якорь на несколько часов передышки. Сулуан — небольшой остров в провинции Восточный Самар. Затем они бросили якорь на Хомонхоне, другом небольшом острове в провинции Восточный Самар. Они были обнаружены лодками Раджи Коламбу, который посещал Мазауа, который позже проводил их в Себу 7 апреля.

31 марта: Сначала Месса на Филиппинах, проводимая в Мазауа, не установлено, проводилась ли она в Мазауа, Южный Лейте или Масао, Карага, Минданао или в Бутуане, Агусан-дель-Норте.

7 апреля: прибытие в раджанат Себу.

27 апреля: смерть Магеллан в битве при Мактане. Серрано и Барбоса избираются со-командующими.

1 мая: На местном банкете Барбоза и 27 моряков (включая Афонсу де Гойса, нового капитана Виктории после избрания Барбозы и Серрано) убиты, а Серрано взят в плен, а затем убит. Три оставшихся корабля убегают.

2 мая: Не хватает людей, чтобы управлять тремя кораблями, поэтому зараженная червями Консепсьон сожжена. Остались два корабля: Виктория и Тринидад. Гонсало Гомес де Эспиноса становится капитаном «Виктории». Жоао Лопес Карвалью становится генерал-капитаном. Корабли плывут в Минданао и Бруней.

21 сентября: Карвалью заменяется Эспинозой на посту капитан-генерала. Хуан Себастьян Элькано становится капитаном Виктории.

8 ноября: прибытие в Тидор на Молуккских островах.

21 декабря: Виктория под командованием Элькано покидает Молуккские острова, чтобы вернуться домой, плывя на запад к мысу Гуда. Надеюсь. Тринидад остается в Тидоре на ремонт.

1522

25 января: Виктория достигает Тимора и начинает пересекать Индийский океан.

6 апреля: Тринидад под командованием Эспинозы покидает Молуккские острова, направляясь домой, плывя на восток. Через пять недель Эспиноза решает вернуться на Молуккские острова, где он и его корабль захвачены португальским флотом под командованием Антонио де Брито. Однако корабль потерпел крушение во время шторма.

22 мая: Виктория проходит мыс Доброй Надежды и выходит в Атлантический океан.

9 июля: Виктория достигает Сантьяго, Кабо-Верде.

6 сентября: Виктория возвращается в Санлукар-де-Баррамеда под командованием Элькано, через две недели до трех лет после установления паруса.

8 сентября: Виктория прибывает в Севилью, технически завершая кругосветное плавание.

Ссылки

Библиография

Хуан Себастьян дель Кано, или Элькано – мореплаватель из Испании, который прославился тем, что был одним из 18 человек, первыми обогнувших Землю.

Хуан Себастьян Элькано

Хуан Себастьян Элькано

Хуан Себастьян Элькано. Биография

Родился мореплаватель в 1476 году в семье басков. Когда был молод, служил наёмником на войне в Италии. Заработав таким образом денег, он смог остаться жить в Севилье, где стал капитаном торгового судна.

В 1510 году принял участие в осаде города Триполи. Испанское правительство не стало оплачивать услуги экипажа и Элькано занял денег для расчётов у савойских купцов. Когда кредиторы стали просить долг обратно, Элькано пришлось продать своё судно. В те времена это было преступлением, поэтому был вынужден сбежать обратно в Севилью и скрываться от суда.

Там Ибаролла помог ему попасть на службу во флотилию путешественника Фернана Магеллана. Он успешно прошёл экзамен и стал кормчим на судне «Консепсьоне», после чего началось знаменитое путешествие Элькано.

Кругосветная экспедиция

Изначально экспедиция, которую организовал Магеллан, должна была найти путь к Молуккским островам. Это были индонезийские острова пряностей, расположенные между островом Сулавеси и Новой Гвинеей. Так как восточный маршрут был недоступен испанцам из-за конфликта с Португалией, кораблям следовало идти на запад. В то время считалось, что таким маршрутом можно найти пролив, которые приведёт в новое море. Кораблям следовало найти путь, закупить груз и прибыть обратно для торговли.

20 сентября 1519 года флот Магеллана пустился в плавание.

В апреле 1520 года им пришлось остановиться, чтобы перезимовать в бухте Сан-Хулиан. Там капитанами, которые были не довольны командованием Магеллана, был начат мятеж. Так как Элькано не мог пойти против капитана своего корабля, Кесады, он оказался на стороне мятежников.

Магеллан смог противостоять мятежу и был очень жесток со своими врагами. Капитана Кесаде и ещё одного из заговорщиков казнили. Ещё двух зачинщиков оставили на безлюдном берегу. Другие сорок мятежников, включая Элькано, были прощены.

Весной 1521 года оставшиеся корабли, перейдя через Тихий океан, дошли до островов, которые позже стали именоваться Марианскими. Сразу после этого были открыты Филиппинские острова. Но 27 апреля 1521 года Магеллан погиб во время конфликта с местными жителями острова Метан.

Капитан Хуан Себастьян Элькано

Кроме Магеллана в стычках с аборигенами погибли капитаны других кораблей и большое количество моряков. Флотилию возглавил Карвалыо. Но так как на трёх кораблях осталось в живых только 115 человек, многие из которых были ранены или серьёзно больны, было принято решение бросить «Консепсьон» и пойти путь на двух: «Виктории» и «Тринидат». Элькано назначили капитаном «Виктории».

8 ноября 1521 года судна, наконец-то, пристали к одному из островов пряностей. Было принято решение пуститься в обратный путь на одной «Виктории» и Элькано повёл судно домой.

Стало понятно, что «Тринидат» не сможет доплыть до берегов Испании, и его оставили для ремонта. К сожалению, все члены экипажа попали в плен к португальцам, и многие погибли.

Чтобы избежать встречи с кораблями Португалии, которые охотились на испанские корабли, «Виктория» шла практически без остановок. В то время, когда судно обогнуло мыс Доброй Надежды, команда была на грани смерти. Люди гибли от голода и болезней. Было решено закупить продовольствие на островах Зелёного мыса. Командой было решено говорить, что они держат путь их Америки. Но португальские войска раскрыли обман и арестовали 13 моряков.

В итоге до Испании смогли добраться невредимыми только 18 членов команды и 4 индейца.

Команде пришлось выдержать сложнейший путь, но уже 8 сентября 1522 года они смогли войти в устье Гвадалквивира.

Маршрут Элькано

Самостоятельный маршрут Элькано

После экспедиции

Путешествие Элькано было первым в мире случаем кругосветного плавания. Испанский король сделал капитана рыцарем и пожаловал ему пожизненное жалование. Теперь Элькано стал именоваться дель Кано и получил свой герб, на котором было изображение земного шара с подписью: «Ты первый обогнул меня». Также он был прощён за продажу судна.

Испанские власти смогли выкупить у португальцев несколько членов команды «Тринидата», а также моряков, арестованных на островах Зелёного мыса.

Во время своего путешествия команда Элькано совершила открытие пути до островов пряностей, принадлежность которых стали новым спором между Испанией и Португалией. Именно поэтому король Карл V решил незамедлительно отправить к их берегам новую экспедицию.

Элькано мечтал о том, что новый поход возглавит именно он. Он занялся подготовкой флотилии. Но мечтам капитана не было суждено сбыться. Командующим команды был выбран Хофре де Лоайс, который успешно участвовал во многих сражениях, но был абсолютно не сведущ в морском деле.

Позже Элькано столкнулся с ещё одной несправедливостью со стороны королевской особы, когда ему отказали в выдаче ежегодного пособия из казны.

В итоге Элькано получил должность заместителя командующего и кормчего, собрал команду для своих четырёх кораблей и летом 1525 года отправился в путь. Во время этого плавания путешественник скончался от болезни, а через 2 недели флотилия причалила к берегам островов пряностей.

Поделиться ссылкой:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по шлифовке остряков стрелочных переводов
  • Siemens sinamics g120 руководство по эксплуатации
  • Руководство по продовольственному обеспечению военнослужащих вооруженных сил российской федерации
  • Руководства для плавания это
  • Розистарк инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена