В результате экспедиции под руководством

Тема «Из истории исследования России». Диктант включает метапредметные связи. Позволяет учителю выявить исторические познания, умения работать с картами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Диктант «Имена первооткрывателей и исследователей на карте России»»

Географические диктанты в курсе географии России.

Географически диктанты — достаточно хорошо известная форма работы.
Достоинства географического диктанта как формы проверки знаний очевидны: диктант вносит в урок элемент занимательности, способствует формированию у учеников грамотной и точной речи, при выполнении работы по вариантам гарантирует самостоятельность учеников, экономит время учителя, затрачиваемое на проверку письменных работ.

Диктант № 3. Имена первооткрывателей и исследователей на карте России.
1. Известный голландский мореплаватель XVI в., трижды пытавшийся пройти в Азию мимо северных берегов России, но не сумевший проникнуть дальше Новой Земли. (Виллем Баренец.)
2. Казак, землепроходец, первым совершивший плавание из Ледовитого океана в Тихий, открывший пролив между Азией и Америкой, названный не его именем. (Семен Дежнев.)
3. Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии. (Семен Челюскин.)
4. Моряк родом из Дании , ставший известным мореплавателем в России, возглавлявший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны. (Витус Беринг.)
5. Выдающийся полярный исследователь, организатор русской экспедиции в Северному полюсу, погибший во льдах Арктики и похороненный на острове Рудольфа. (Георгий Седов.)
6. Русский мореплаватель, доказавший что Сахалин отделен от материка проливом (названным впоследствии его именем), а река Амур доступна для судов с моря. (Геннадий Невельской.)

7. Выдающийся русский мореплаватель и исследователь Тихого океана, Камчатки, Курильских островов, побережья Америки, написавший три интереснейших книги о своих путешествиях и пребывании в японском плену. (Василий Головин.)
8. По словам С.В. Обручева, «Памятник этому исследователю Сибири имеет 1000 км длины, 300 км ширины и до 3000 м вышины, по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири». (Д.И. Черский.)
9. Известный путешественник, исследователь Дальнего Востока, автор увлекательных книг об уссурийской тайге. (Владимир Арсеньев.)
10. В результате экспедиции под руководством этого ученого в 30-х гг. нашего века впервые была составлена карта архипелага Северная Земля, изучены особенности ее природы. (Георгий Ушаков.)

В семидесятых годах восемнадцатого века установить наличие материка в районе южного полюса пытался великий британский мореплаватель Дж. Кук. И когда он оказался в самой южной точке своего путешествия, находившейся на 71 градусе ю. ш., он посчитал, что никакой Антарктиды нет либо добраться до неё невозможно. Путь дальше на юг ему перекрыли так называемые паковые льды (многолетние морские льды толщиной не меньше трёх метров). Авторитетное мнение Кука во многом стало причиной того, что на долгое время мореплаватели отказались от поиска Антарктиды.

Содержание

  • 1 Подготовка и начало экспедиции
  • 2 Главные открытия команды Беллинсгаузена и Лазарева
  • 3 Второй этап антарктической экспедиции
  • 4 Результаты путешествия длиною в два с лишним года

Подготовка и начало экспедиции

Однако 12 апреля 1819 года (здесь и далее — все даты по новому стилю) Иван Крузенштерн написал министру Российской Империи Ивану де Траверсе записку о том, что необходимо исследовать «страны Южного полюса» и восполнить возможные пробелы в данной части карты Земли. Главная цель планирующейся российской экспедиции была очевидна: подтвердить или не подтвердить гипотезу о шестом материке — Антарктиде. И спустя несколько месяцев, в июне 1819-го, проведя серьёзные приготовления, два военных шлюпа — «Мирный» и «Восток» — выдвинулись из Кронштадта и отправились в долгое и опасное плавание. «Востоком» руководил капитан Фаддей Беллинсгаузен, а «Мирным» — Михаил Лазарев.

Портреты Беллинсгаузена и Лазарева
Портреты Беллинсгаузена и Лазарева

Существенным недостатком этой экспедиции стало то, что шлюпы очень сильно отличались по своим характеристикам. «Мирный», созданный по проекту отечественных инженеров Курепанова и Колодкина, и укреплённый дополнительно, значительно превосходил второе судно. «Восток», спроектированный английскими инженерами, так и не удалось сделать столь же устойчивым, как и «Мирный». Корпусная часть «Востока» оказалась недостаточно прочной для путешествия среди твёрдых льдов. И его пришлось неоднократно чинить в период экспедиции. В конечном счёте состояние «Востока» оказалось таким плачевным, что Беллинсгаузен решил прервать экспедицию ранее положенного срока и вернуться домой. Оба её руководителя постоянно выражали своё недовольство тем, что в их распоряжении находятся два очень различающихся корабля, в частности, по параметру скорости движения.

Первая долгая остановка была сделана в английском портовом городе Портсмуте. Здесь корабли экспедиции находились чуть ли не целый месяц. Данная остановка нужна была для того, чтобы запастись продовольствием, купить хронометры и различное мореплавательное оборудование.

Осенью, дождавшись попутного ветра, «Восток» и «Мирный» поплыли через Атлантику к экзотическом бразильским землям. С самого начала плавания члены команды стали вести научные наблюдения. Все эти наблюдения Фаддей Беллинсгаузен и его подчинённые аккуратно отображали в соответствующем журнале. На 21 сутки плавания корабли оказались у одного из Канарских островов — Тенерифе.

Следующая остановка была уже после пересечения экватора — судна Беллинсгаузена и Лазарева встали в порту Рио-де-Жанейро. Заполнив трюмы продовольствием и сверив хронометры, суда покинули этот населённый пункт, выбрав курс на пока её неизведанные участки холодного Южного океана.

Главные открытия команды Беллинсгаузена и Лазарева

В последние дни 1819 года шлюпы приблизились к субантарктическому острову Южной Георгии. Здесь уже судна неспешно двигались вперёд, лавируя между льдин. Чуть позднее Анненков, один из членов экспедиции, открыл и сделал описание маленького, до этого неизвестного острова. Кроме того, он дал острову в качестве названия свою фамилию.

Также известно, что несколько раз Беллинсгаузен пытался измерять водную глубину, но ни разу не смог достать дна. На судах, совершающих длительные плавания, моряки в те времена часто мучились от нехватки свежих запасов пресной воды. В ходе описываемой экспедиции российские мореплаватели придумали, как получать её из льдов айсбергов.

В самом начале 1820-го года российские шлюпы проплыли рядом с неведомым островом, покрытым полностью льдами и снежными сугробами. На следующий день члены экспедиции увидели ещё два новых острова. Их тоже отметили на путевых картах, назвав фамилиями членов команды (Лескова и Завадовского). Кстати, остров Завадовского, как выяснилось позже, является действующим вулканом. А всю новую группу островов стали называть островами Траверсе — по фамилии уже упоминавшегося российского министра.

Продвинувшись далее на юг, корабли наткнулись ещё одну группку островов, которые тут же были наименованы островами Сретения. Далее экспедиция подплыла к Сандвичевым островам, описанных некогда Джеймсом Куком. Оказалось, что Кук посчитал одним большим островом целый архипелаг. Данную неточность российские мореплаватели пометили на своих картах. Всему архипелагу в итоге Беллинсгаузен дал название Южные Сандвичевы острова.

В третьей декаде января 1820 года перед шлюпами возник густой побитый лёд, которым было покрыто пространство до самого горизонта. Экспедиция решила обогнуть его, свернув на север. Суднам из-за такого манёвра вновь пришлось пройти около Южных Сандвичевых островов, а затем наконец ушли за полярный круг.

Наиболее значимое событие произошло 28 января 1820-го года. Как раз в этот день наши мореплаватели открыли Антарктиду, приблизившись вплотную к ней в месте со следующими координатами 2° 14′ 50″ з. д. и 69° 21′ 28″ ю. ш. Это район нынешнего шельфа Беллинсгаузена у так называемого Берега Принцессы Марты. Описывается, что сквозь туман путешественники смогли рассмотреть настоящую стену льда, которая тянулась так далеко, насколько хватало взгляда.

Беллинсгаузен и Лазарев впервые увидели Антарктиду
Беллинсгаузен и Лазарев впервые увидели Антарктиду

2 февраля участники экспедиции вторично увидели берега Антарктиды. Близко к береговым обрывам самого южного материка шлюпы экспедиции были также 17 и 18 февраля, но пристать им там так и не удалось. Ближе к концу антарктического лета климатические условия стали сложнее, и суда экспедиции двинулись вдоль ледяных глыб и айсбергов по Тихому океану — здесь дополнительно было открыто ещё несколько неизвестных ранее островов.

21 марта 1820 года в том же Индийском океане команды шлюпов столкнулись с сильным штормом, который длился не один день. Для изнурённых долгим путешествием моряки это стало суровым испытанием, которое они, впрочем, выдержали.

В один из апрельских дней судно «Восток» встало на якорь в гавани населённого пункта Порт-Джексон (сейчас это австралийский Сидней). И лишь через неделю туда же пришёл корабль «Мирный». На этом первый этап экспедиции завершился.

шлюпы "Восток" и "Мирный"
Шлюпы «Восток» и «Мирный»

Второй этап антарктической экспедиции

В последующие зимние месяцы российские шлюпы бороздили спокойные тропические широты Тихого океана. Члены экспедиции в это время выполняли полезные географические работы: уточняли местоположение уже известных островов и их контуров, определяли высоту гор, наносили на карты 15 новых встретившихся им на пути географических объектов и т. д.

Вернувшись в Порт-Джексон, команды шлюпов начали вести подготовку к заплыву в полярные широты. Такая подготовка длилась примерно два месяца. Приближалось очередное антарктическое лето (а в южном полушарии времена года устроены «наоборот»: декабрь, январь, февраль — самые тёплые месяцы, а июнь, июль — очень холодные), и в середине ноября шлюпы вновь оказались в антарктических водах, двигаясь по компасам на юго-восток. А вскоре шлюпам удалось зайти дальше 60 южной параллели.

В начале 1821 года, огибая Антарктиду с западной стороны, Беллинсгаузен и Лазарев осуществили ещё некоторое количество открытий. 22 января был обнаружен достаточно крупный (154 квадратных километра) остров Петра I — то есть его назвали именем императора, основавшего отечественный военный флот. Однако подобраться к нему помешали льды, поэтому на него было решено не высаживаться. А позднее члены экспедиции увидели ещё один остров с протяжённым гористым берегом, который не был покрыт льдом. Его назвали Землёй Александра I. Впоследствии оказалось, что это крупнейший остров Антарктики, его площадь составляет больше 43 тысяч квадратных километров.

Земля Александра I отмечена на карте красным
Земля Александра I отмечена на карте красным

Затем экспедиция добралась до Южных Шетландских островов (они были открыты чуть ранее британским моряком Смитом) и нанесла их на географические карты. Дальше корабли двинулись в северо-восточном направлении, и в результате была обнаружена очередная небольшая группка из трёх островков. Им придумали весьма поэтичное название — Три Брата, однако на нынешний момент эти острова называются иначе. Картографированные в ходе этого же плавания острова Михайлова, Шишкова, Мордвинова и Рожнова, также были впоследствии переименованы (в современной картографии эти географические объекты называют Корнуэлс, Кларенс, Элефант и Гиббс).

Путь шлюпов Беллинсгаузена и Лазарева на карте
Путь шлюпов Беллинсгаузена и Лазарева на карте

Результаты путешествия длиною в два с лишним года

Под давлением обстоятельств и в связи с выполнением большинства поставленных задач, экспедиция от Шетландских островов двинулась на Рио, а оттуда — по Атлантическому океану к европейским берегам. «Восток» и «Мирный» возвратились в Россию пятого августа 1821-го года — их путешествие длилось ровно 751 сутки. Встречал экспедицию в Кронштадте сам правитель Александр I. Многие участники этого выдающегося плавания были поощрены наградами, новыми званиями и т.д.

Почтовая марка, посвящённая антарктической экспедиции 1820 года
Почтовая марка, посвящённая антарктической экспедиции 1820 года

Результаты путешествия Лазарева и Беллинсгаузена трудно переоценить. Заветный материк был обнаружен, а вместе с ним и ещё и 29 островков и островов. Шлюпы экспедиции фактически обошли вокруг всей Антарктиды. Кроме того, были собраны удивительные коллекции (этнографическая и естественно-научная), которые и сейчас находятся в Казанском университете, и сделаны отличные эскизы пейзажей Антарктики и живущих в тех местах животных. Первое опубликованный отчёт о путешествии, созданный непосредственными его участниками, составил два тома с атласом карт и прочих дополнительных материалов.

В дальнейшем, конечно, Антарктида подверглась широкому изучению со стороны специалистов различных стран. Сейчас Антарктида является нейтральной землёй, не принадлежащей никому. Здесь запрещено строительство объектов военного назначения, запрещён заход вооружённых и боевых судов. Все эти детали прописаны в договоре об Антарктике, подписанном в далёком 1959 году.

Сегодня Антарктида имеет статус нейтральной территории

В восьмидесятые Антарктиду дополнительно признали безъядерной зоной. Такая формулировка предполагает жёсткий запрет на появление в антарктических холодных водах атомоходов, а на суше — атомных блоков. Сегодня участниками договора об Антарктике являются более 50 стран и ещё несколько десятков государств обладают статусом наблюдателей.

Экспедиция пробыла в Новой Зеландии всего около недели, после чего, запасшись корабельным лесом, отправилась в ту часть Океании, которая сейчас называется Французская Полинезия. 29 июня 1820 г. корабли подошли к о-ву Опаро (совр. Рапа-Ити), жители которого, к радости Беллинсгаузена, не наносили на свои лица татуировок, которые очень не нравились капитану на лицах новозеландских маори.

Покинув о-в Опаро (Рапа-Ити), экспедиция отправилась к о-вам Туамоту (сегодня в составе Французской Полинезии). 6 июля 1820 г. «Восток» и «Мирный» подошли к о-ву Лука (совр. Хао); в тот же день экспедиция встретила на своем пути еще один коралловый остров, который еще не был описан никем из европейских путешественников. Ф. Ф. Беллинсгаузен назвал остров в честь российского адмирала Моллера (совр. Аману в архипелаге Туамоту). Утром 10 июля моряки снова увидели очередной неописанный остров, которому исследователь дал имя графа А. А. Аракчеева (совр. Фангатау). 12 июля были открыты еще два острова, получившие имена П. М. Волконского (совр. Такуме) и М. Б. Барклая де Толли (совр. Рароиа). 13 июля экспедиция открыла необитаемый о-в Нихиру. В течение следующих нескольких дней в архипелаге Туамоту были найдены еще острова, получившие названия в честь знаменитых русских людей: А. П. Ермолова (совр. Тоэнга), М. И. Кутузова (совр. Макемо), Н. Н. Раевского, Ф. В. Остен-Сакена, П. В. Чичагова, М. А. Милорадовича, П. Х. Витгенштейна и А. С. Грейга.

Помимо неизвестных островов на своем пути 19 июля 1820 г. «Восток» и «Мирный» встретили также о-ва Пализера, открытые Дж. Куком. Всю гряду коралловых островов, открытых экспедицией, Беллинсгаузен решил назвать «о-ва Россиян». Он включил в них также о-ва Пализера, поскольку, хоть они и были открыты британским мореплавателем Куком, но подробно описали и уточнили их расположение именно русские моряки.

После о-вов Россиян «Восток» и «Мирный» взяли курс на Таити (сегодня в составе Французской Полинезии), чтобы команда могла отдохнуть и пополнить запасы продовольствия и пресной воды. По пути, 20 июля 1820 г., русские моряки высадились на необитаемом о-ве Матеа (совр. Макатеа), где они обнаружили четырех мальчиков, которых отнесло в море ветром от родного острова и вынесло на Макатеа. Мальчиков взяли на борт и отправились на Таити, где российскую экспедицию тепло встретил король Помаре II. В день отплытия таитяне передали в подарок участникам экспедиции много продовольствия: овощей и фруктов, а также свиней. Дети, подобранные на острове Матеа (Макатеа), нашли на Таити своих родственников и остались с ними.

27 июля 1829 г. «Восток» и «Мирный» оставили Таити и взяли курс на остров Крузенштерна (совр. Тикехау, архипелаг Туамоту, Французская Полинезия), открытый в 1816 г. русским мореплавателем О. Е. Коцебу. Вскоре экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена обнаружила о-ва Лазарева (совр. Матаива, архипелаг Туамоту) и Восток в архипелаге Лайн (остров сохранил название до сих пор). 8 августа мореплаватели заново открыли Остров Прекрасных Людей, названный так испанцами в 1606 г., и переименовали его в о-в Александра (совр. атолл Ракаханга в северной части островов Кука). 19 августа были открыты два небольших островка в архипелаге Фиджи (Меланезия), которые назвали в честь астронома экспедиции И. М. Симонова (совр. Тувана-Итоло) и живописца П. Н. Михайлова (совр. Тувана-Ра). Был совершен заход на о-в Оно (совр. Оно-и-Лау, архипелаг Лау, Фиджи), который очень понравился Беллинсгаузену – местные жители произвели на него хорошее впечатление, и он даже подарил им семена различных сельскохозяйственных культур, а также пистолет, порох, пули и научил, как ими пользоваться.

10 сентября 1820 г. «Восток» и «Мирный» снова прибыли в Порт-Джексон. 31 октября 1820 г. корабли подняли паруса и отправились в суровые полярные воды. На пути к Антарктиде они зашли на необитаемый о-в Маккуори недалеко от южного побережья Новой Зеландии, где моряки встретили австралийцев, промыслом которых была охота на морских слонов и вытапливание из них жира. Сделав запас пресной воды, экспедиция Беллинсгаузена покинула о-в Маккуори и снова направилась к Антарктиде. Как и в предыдущий раз, корабли двигались вокруг этого континента в восточном направлении. В январе 1821 г. они приблизились к непроходимым льдам и повернули на север. Были открыты о-в Петра I, берег Александра I и ряд островов в Южном Шетландском архипелаге. Сочтя, что сделано уже достаточно и что продолжать плавание в этих суровых условиях не имеет смысла, от Южных Шетландских островов экспедиция Беллинсгаузена отправилась в Рио-де-Жанейро, оттуда – в Европу, и 24 июля (5 августа по новому стилю) 1821 г. возвратилась в Кронштадт. Поход длился 751 день.

Первая русская антарктическая экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, уникальная как по своей сложности, так и по результативности, считается одним из величайших достижений в истории человечества. В ходе экспедиции было открыто 29 островов и целый континент – Антарктида, собран богатейший естественнонаучный и этнографический материал, впервые были сделаны зарисовки антарктических пейзажей и запечатлена местная фауна.

Примечательно, что во время плавания в Океании ни один из открытых экспедицией островов не был назван в честь самого Ф. Ф. Беллинсгаузена. Но четыре года спустя там вновь оказался другой русский мореплаватель – О. Е. Коцебу, совершивший в 1823–1826 гг. свое второе кругосветное плавание на корабле «Предприятие». Он открыл новый атолл в архипелаге Туамоту и назвал его о-вом Беллинсгаузена (совр. Моту-Оне).

Литература

Балкли Р. Первые наблюдения материковой части Антарктиды: Попытка критического анализа // Вопросы истории естествознания и техники. 2016. № 1. С. 41–56. https://elibrary.ru/item.asp?id=20933943

Брансфилд, Эдвард // Энциклопедия «Вокруг света». https://ru-wiki.ru/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B4,_%D0%AD%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B

Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов, совершенные на шлюпах «Востоке» и «Мирном» под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа «Востока», шлюпом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. СПб., 1831. https://e-libra.ru/read/208149-dvukratnye-izyskaniya-v-yuzhnom-ledovitom-okeane-i-plavanie-vokrug-sveta-v-prodolzhenie-1819-1820-i-.html

Забытые первопроходцы // Новостное издательство «Пресса». 19.10.2019. http://ryazpressa.ru/zabytye-pervoprohodczy/

Заглянуть за горизонт. История открытия Антарктики – в экспонатах выставки Музея героев. https://www.mos.ru/news/item/66612073/4

К 200-летию открытия Антарктиды экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» // Российский государственный архив военно-морского флота. https://rgavmf.ru/virtualnye-vystavki/k-200-letiu-otrritiya-antarktidi

Каланов В. Изучение Южного океана // Энциклопедия «Знание – сила». — http://znaniya-sila.narod.ru/solarsis/zemlya/earth_ocean_18.htm

195-летие со дня открытия островов Беллинсгаузена // Музей морского флота. 05.04.2019.  http://www.mmflota.ru/index.php/news/459-195-letie-so-dnya-otkrytiya-ostrovov-bellinsgauzena

Хорошевский А. Отто Евстафьевич Коцебу. Путешествия вокруг света. М., 2014. https://www.litres.ru/otto-kocebu/puteshestviya-vokrug-sveta/chitat-onlayn/

Ниже представлен список топонимов, нанесенных на карту во время данных экспедиций. Номера топонимов соответствуют нумерации в газетире русских топонимов, которые вы можете найти по ссылке (https://oceania.mikluho-maclay.ru/wp-content/uploads/2022/08/Gazetir_toponyms_O_spiske_russkikh_geograficheskikh.pdf):

3. Александра (остров; совр. Ракаханга)
6. Аракчеева (остров; совр. Фангатау)
7. Барклай-де- Толли (атолл; совр. Рароиа)
15. Берегись (риф)
24. Витгенштейна (атолл; совр. Факарава)
27. Волконского (атолл; совр. Такуме)
28. Восток (остров)
34. Грейга (остров; совр. Ниау)
39. Ермолова (атолл; совр. Таэнга)
59. Кутузова (атолл; совр. Макемо)
62. Лазарева (атолл; совр. Матаива)
75. Милорадовича (атолл; совр. Фааите)
76. Михайлова (остров; совр. Тувана-и-Ра)
77. Моллера (атолл; совр. Аману)
85. Остен-Сакена (атолл; совр. Катиу)
95. Раевского (острова; совр. Тепото)
99. Россиян (острова)
108. Симонова (остров; совр. Тувана-и-Коло)
121. Чичагова (атолл; совр. Таханеа)

Первая русская антарктическая экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева
Soviet Union-1965-Stamp-0.10. 145 Years of Discovery of Antarctica.jpg
Шлюп «Восток» на почтовой марке СССР, 1965 год
Страна Flag of Russia.svg Российская империя
Дата начала 4 (16) июля 1819 года
Дата окончания 24 июля (5 августа) 1821 года
Руководитель Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен
Состав
шлюп «Восток» (капитан II ранга Беллинсгаузен),
шлюп «Мирный» (лейтенант Лазарев)
Достижения
доказано существование материка у Южного полюса (Антарктида)
Открытия
материк Антарктида, 29 островов

Первая русская антарктическая экспедиция 1819—1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в воды Южного океана имела целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка — Антарктиды.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Подготовка и состав экспедиции
    • 2.1 Участники экспедиции
      • 2.1.1 Шлюп «Восток»
      • 2.1.2 Шлюп «Мирный»
  • 3 Начало путешествия
  • 4 Плавание в Атлантике
  • 5 Исследование Субантарктики
  • 6 Исследования Антарктики
  • 7 Пребывание в Австралии
  • 8 Исследование Океании
  • 9 Вторичное исследование Антарктики
  • 10 Возвращение
  • 11 Результаты экспедиции
  • 12 Примечания
  • 13 Литература

Предпосылки

В ходе своего второго кругосветного плавания Джеймс Кук, исследуя воды Южного полярного круга, достиг самой южной точки — 71° 10′ ю. ш. Путь дальше перекрывали сплошные паковые льды. Кук сделал вывод, что Антарктиды как материка либо вообще не существует, либо достичь её невозможно, что послужило причиной отказа от дальнейших попыток мореплавателей открыть шестой континент. Подводя итоги своей экспедиции, Кук писал:

«Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания»[1].

31 марта (12 апреля) 1819 года Иван Крузенштерн направил письмо морскому министру де Траверсе о необходимости исследования полярных вод[2]. В письме Крузенштерн предложил подготовить две экспедиции — к Северному и к Южному полюсу. В каждую экспедицию планировалось включить по два судна. Особое внимание он уделяет экспедиции к Южному полюсу, о которой он пишет:

«Сия экспедиция, кроме главной её цели — изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море»[2].

Подготовка и состав экспедиции

Крузенштерн предложил назначить начальником отправляемой в Антарктику экспедиции капитана второго ранга Головнина, который, однако, на тот момент совершал собственное кругосветное путешествие. Вместо него была предложена кандидатура капитана второго ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, командовавшего в то время одним из фрегатов на Чёрном море. Однако министерство назначило начальником первой экспедиции капитана-командора Ратманова. Незадолго до назначения при возвращении из Испании Ратманов терпит кораблекрушение у мыса Скагена и остаётся в Копенгагене на лечение. Таким образом, начальником антарктической экспедиции становится Беллинсгаузен.

Для экспедиции снаряжалось два корабля — шлюп «Мирный» и шлюп «Восток». «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и к тому же достаточно укреплённый Лазаревым для предстоящей экспедиции, показал свои блестящие качества.

Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», всё же качественно уступал второму шлюпу. Корпус «Востока» оказался слабым для плавания в полярных льдах, и его приходилось неоднократно укреплять и ремонтировать в ходе экспедиции. К концу экспедиции состояние шлюпа оказалось настолько плачевным, что побудило Беллинсгаузена прекратить экспедицию на месяц раньше и принять решение о возвращении.

И Беллинсгаузен и Лазарев неоднократно сетовали на то обстоятельство, что в обе дивизии были включены по два совершенно разнотипных судна, значительно отличавшихся по скорости хода. Беллинсгаузен пишет по этому поводу:

«Каждый морской офицер видел, какое должно быть неравенство [шлюпа „Мирного“] в ходу с шлюпом „Востоком“, следовательно, какое будет затруднение оставаться им в соединении и какая от сего долженствовала произойти медленность в плавании»[3].

Участники экспедиции

Ф. Ф. Белинсгаузен М. П. Лазарев

Бюсты Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в г. Николаеве.

«Восток» «Мирный»

«Восток» и «Мирный» на монетах Банка России. «Географическая серия», 1994 год.

Почтовые марки СССР, посвящённые экспедиции. 1950 год.

Список всех участников экспедиции[4]

Шлюп «Восток»

  • Начальник экспедиции и шлюпа «Восток» капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен
  • Капитан-лейтенант Иван Завадовский
  • Лейтенанты: Иван Игнатьев, Константин Торсон, Аркадий Лесков
  • Мичман Дмитрий Демидов
  • Астроном профессор Иван Симонов
  • Художник Павел Михайлов
  • Штаб-лекарь Яков Берх
  • Штурман Яков Порядин
  • Клерк офицерского чина Иван Резанов
  • Гардемарин Роман Адаме
  • Иеромонах Дионисий [фамилия не установлена][5]
  • Унтер-офицеры: подштурмана Андрей Шеркунов и Петр Крюков, шхиперский помощник Федор Васильев, фельдшер 1 класса Иван Степанов.
  • Квартирмейстеры: Сандаш Анеев, Алексей Алдыгин, Мартын Степанов, Алексей Степанов, флейщик Григорий Дианов, барабанщик Леонтий Чуркин.
  • Матросы 1 статьи: рулевой Семен Трофимов; марсовые Губей Абдулов, Степан Сазанов, Петр Максимов, Кондратий Петров, Олав Рангопль, Пауль Якобсон, Леон Дубовский, Семен Гуляев, Григорий Ананьин, Григорий Елсуков, Степан Филиппов, Сидор Лукин, Матвей Хандуков, Кондратий Борисов, Еремей Андреев, Данила Корнев, Сидор Васильев, Данила Лемантов, Федор Ефимов, Христиан Ленбекин, Ефим Гладкий, Мартын Любин, Гаврила Галкин, Юсуп Юсупов, Габит Немясов, Прокофий Касаткин, Иван Кривов, Матвей Лезов, Мафусаил Май-Избай, Никифор Аглоблин, Никита Алунин, Егор Киселев, Иван Салтыков, Иван Шолохов, Демид Антонов, Абросим Скукка, Федор Кудряхин, Иван Яренгин, Захар Попов, Филимон Быков, Василий Кузнецов, Алексей Коневалов, Семен Гурьянов, Иван Паклин, Иван Гребенников, Яков Бизанов, Михаил Точилов, Матвей Попов, Елизар Максимов, Петр Иванов, Григорий Васильев, Михаил Тахашиков, Петр Палицин, Денис Южаков, Василий Соболев, Семен Хмельников, Матвей Рожин, Севастьян Чигасов, Данила Степанов, Варфоломей Копылов, Спиридон Ефремов, Терентий Иванов, Ларион Нечаев, Федот Разгуляев, Василий Андреев, Кирилл Сапожников, Александр Барешков, Алексей Шиловский, Афанасий Кириллов.
  • Различные мастеровые: слесарь Матвей Губим, тиммерман (старший плотник) Василий Краснопевов, кузнец Петр Курлыгин, плотник Петр Матвеев, конопатчик Родион Аверкиев, парусник Данила Мигалкин, купор (бондарь) Гаврила Данилов.
  • Канониры: артиллерии унтер-офицеры Илья Петухов и Иван Корнильев, бомбардир Леонтий Маркелов, канониры 1 статьи Захар Красницын, Ян Яцылевич, Якуб Белевич, Егор Васильев, Василий Капкин, Феклист Алексеев, Семен Гусаров, Степан Яцыновский, Никита Лебедев, Глеб Плысов и Иван Барабанов.

Шлюп «Мирный»

  • Лейтенанты: командир шлюпа Михаил Лазарев, Николай Обернибесов, Михаил Анненков
  • Мичманы: Иван Куприянов, Павел Новосильский
  • Штурман офицерского чина: Николай Ильин
  • Медико-хирург: Николай Галкин
  • Боцманы и унтер-офицеры: боцман Иван Лосяков, баталер сержантского ранга Андрей Давыдов, фельдшер 1 класса Василий Пономарев, слесарь Василий Герасимов, шхиперский помощник Василий Трифанов, штурманский помощник Яков Харлав.
  • Квартирмейстеры: Василий Алексеев, Назар Рахматулов, барабанщик Иван Новинский.
  • Матросы 1 статьи: Абашир Якшин, Платон Семенов, Арсентий Филиппов, Спиридон Родионов, Назар Аталинов, Егор Берников, Габидулла Мамлинеев, Григорий Тюков, Павел Мохов, Петр Ершев, Федор Павлов, Иван Кириллов, Матвей Мурзин, Симон Таус, Иван Антонов, Демид Улышев, Василий Сидоров, Батарша Бадеев, Лаврентий Чупранов, Егор Барсуков, Яков Кириллов, Осип Колтаков, Маркел Естигнеев, Адам Кух, Николай Волков, Григорий Петунин, Иван Леонтьев, Анисим Гаврилов, Ларион Филиппов, Томас Бунганин, Данила Анохин, Федор Бартюков, Иван Козьминский, Фрол Шавырин, Архип Палмин, Захар Иванов, Василий Курчавый, Филипп Пашков, Федор Истомин, Демид Чирков, Дмитрий Горев, Илья Зашанов, Иван Козырев, Василий Семенов.
  • Различные мастеровые: слесарь Василий Герасимов, плотники Федор Петров и Петр Федоров, конопатчик Андрей Ермолаев, парусник Александр Темников, купор (бондарь) Потап Сорокин.
  • Канониры: артиллерии старший унтер-офицер Дмитрий Степанов; канониры 1 статьи Петр Афанасьев, Михаил Резвый, Василий Степанов, Василий Куклин, Ефим Воробьев, Иван Сарапов.

Начало путешествия

3 (15) июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» снялись с якорей и под громогласное «ура» покинули Кронштадтский рейд[6]. 19 (31) июля 1819 русские корабли миновали Копенгаген. Пройдя Зунд и Немецкое море шлюпы 29 июля (10 августа) 1819 бросили якоря в Портсмуте. 1 (13) августа 1819 , наняв дилижанс, Фаддей Беллинсгаузен отправился в Лондон, где пробыл несколько дней, запасаясь приборами (секстанты) и провизией.

Плавание в Атлантике

15 (27) сентября 1819 корабли достигли Тенерифе, где путешественники посетили город Санта-Крус и приобрели местного вина. 25 сентября (7 октября) 1819 в открытом океане русские моряки наблюдали летучих рыб, светящихся пирозом и фонтанирующих китов. 12 (24) октября 1819 морякам удалось увидеть и застрелить птиц «погодовестников», что свидетельствовало о близости суши. 18 (30) октября 1819 экспедиция пересекла экватор и по традиции мореплавателей моряки были окроплены водой южного моря и пили пунш.

2 (14) ноября 1819 экспедиция прибыла в Рио-де-Жанейро, где её встретил русский консул Лангсдорф. Беллинсгаузен отметил в городе «отвратительную неопрятность» и «мерзостные лавки», «в коих продаются негры». Оттуда Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг.

Исследование Субантарктики

10 (22) декабря 1819 «теплота приметно уменьшилась». На следующий день путешественники увидели хохлатых пингвинов. 15 (27) декабря 1819 русские корабли достигли юго-западного берега острова Южная Георгия, где встретили парусный бот под английским флагом. В тот же день русским морякам удалось открыть остров Анненкова на 54° ю.ш. Далее экспедиция пошла на восток. 20 декабря 1819  (1 января 1820) путешественники впервые наблюдали «плавучую громаду льда».

22 декабря 1819  (3 января 1820) был открыт остров Лескова, названный в честь участника экспедиции лейтенанта Лескова. На следующий день были открыты гористый и заснеженный остров Завадовского, названный в честь капитан-лейтенанта Завадовского и остров Торсона[7] (высотой около 900 м). Группа из трёх вновь открытых островов была названа в честь тогдашнего морского министра островами Маркиза де Траверсе. 25 декабря 1819  (6 января 1820) путешественники отслужили молебен по случаю «избавления России от нашествия галлов» и ели щи со свининой и пироги с рубленным мясом. 29 декабря 1819  (10 января 1820) экспедиция достигла острова Сандерса, открытый еще Куком. 31 декабря 1819  (12 января 1820) путешественники достигли острова Бристоль, а 2 (14) января 1820 экспедиция миновала остров Южный Тюле на 59° ю.ш., названный так Куком в 1775 году потому, что далее на юг продвижение представлялось невозможным из-за обилия льда.

Экспедиция Беллинсгаузена, воспользовавшись благоприятной погодой, продолжила курс юг, лавируя между «ледяными островами». 12 (24) января 1820 русским путешественникам удалось достигнуть 61° ю.ш. 15 (27) января 1820 экспедиция пересекла Южный полярный круг (66° ю.ш.) на 3 градусе западной долготы.

Исследования Антарктики

Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821.

16 (28) января 1820 года[6] экспедиция достигла Антарктиды, приблизившись к ней в точке 69° 21′ 28″ ю. ш. и 2° 14′ 50″ з. д.[8] (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена у Берега Принцессы Марты на море Лазарева). Русские моряки увидели «ледяное поле, усеянное буграми», однако плохая погода помешала приблизиться к берегу. Корабли отошли к северу. 21 января (2 февраля) 1820 участники вторично видели берег, а 13 (25) февраля 1820 экспедиция подошла почти вплотную к береговым обрывам ледового материка (Земля Эндерби) на 66° ю.ш. Несмотря на то, что февраль в южном полушарии соответствует августу и считается летним месяцем, путешественники наблюдали температуру на -4°С. Израсходовав запас дров на отопление, экспедиция направилась на норд-ост, к берегам Новой Голландии в Порт-Джексон. 2 (14) марта 1820 корабли находились на 60° ю.ш. и на 76° в.д. 4 (16) марта 1820 русские моряки наблюдали изумительное полярное сияние, позволившее им уклониться от столкновения с айсбергом высотой около 122 метров (408 футов). 13 (25) марта 1820 экспедиция на 57° ю.ш. встретила последний айсберг на пути в Австралию.

Пребывание в Австралии

24 марта (5 апреля) 1820 матросы на 47° ю.ш. увидели Вандименову Землю, а 27 марта (8 апреля) 1820 и саму Новую Голландию на 37° ю.ш. Через день шлюп Восток бросил якорь в заливе Порт-Джексон. К моменту прибытия в Сидней лишь у двоих матросов наблюдались признаки «цинготной болезни». Фаддей Беллинсгаузен и сопровождающий его лейтенант Демидов встретились с губернатором Маккуори. 7 (19) апреля 1820 в Сидней прибыл и шлюп Мирный. Путешественники имели возможность отдохнуть от суровых широт, починить корабли и наблюдать местных аборигенов. 2 (14) мая 1820 , во время починки грот-мачты, упал и получил смертельное ранение слесарь Гумин. 7 (19) мая 1820 экспедиция покинула Сидней, держа курс на Острова Общества.

Исследование Океании

В открытом море выяснилось, что ряд матросов подхватили в Порт-Джексоне венерическую болезнь. 24 мая (5 июня) 1820 путешественники достигли Новой Зеландии и бросили якорь в заливе Королевы Шарлотты, налаживая связи с туземцами-маори. 29 июня (11 июля) 1820 экспедиция прибыла к острову Опаро. 5 (17) июля 1820 на горизонте показался известный еще Куку остров Лука. 8 (20) июля 1820 россиянами был открыт остров Моллера, 10 (22) июля 1820 — остров Аракчеева, 12 (24) июля 1820 — остров Волконского и остров Барклая де Толли, 12 (24) июля 1820 — остров Ермолова, 15 (27) июля 1820 — остров Кутузова и Остен-Сакена, 16 (28) июля 1820 — остров Чичагова и остров Милорадовича, 17 (29) июля 1820 — остров Витгенштейна, 18 (30) июля 1820 — остров Грейга. Ряд открытых островов предложено было считать островами Россиян. 20 июля (1 августа) 1820 путешественники достигли острова Макатеа, а 22 июля (3 августа) 1820 — Таити, где запаслись кокосами, бананами, ананасами, апельсинами и лимонами. В знак дружбы Фаддей Беллингсгаузен вручил местному королю Помаре медаль с изображением царя Александра I. 27 июля (8 августа) 1820 путешественники покинули Таити и 30 июля (11 августа) 1820 прибыли на остров Крузенштерна. В тот же день был открыт остров Лазарева, 3 (15) августа 1820 — остров Восток, 8 (20) августа 1820 — остров Александра, после чего корабли экспедиции взяли курс на Порт-Джексон. 16 (28) августа 1820 путешественники прошли Вавао. 19 (31) августа 1820 на карту были нанесены два малых коралловых острова Михайлова и Симонова (21° ю.ш., 178° з.д. в архипелаге Фиджи). 30 августа (11 сентября) 1820 экспедиция лишилась матроса Филиппа Блокова, упавшего с бушприта в море и утонувшего. 10 (22) сентября 1820 корабли бросили якорь в бухте Порт-Джексон.

Вторичное исследование Антарктики

31 октября (12 ноября) 1820 русская экспедиция покинула Сидней и продолжила изучение «Южного Ледовитого океана». 17 (29) ноября 1820 путешественники достигли остров Маккуори, где наблюдали лежбища морских слонов, пингвинов, попугаев, одичавших кошек и временные землянки промышленников из Порт-Джексона. 27 ноября (9 декабря) 1820 экспедиция достигла 60° ю.ш. и на следующий день заметила айсберги, из-за которых движение на юг пришлось прекратить и повернуть на восток. 6 (18) декабря 1820 путешественники отметили молебном день Николая Чудотворца, а 25 декабря 1820  (6 января 1821) — Рождество. Праздничными блюдами были щи с сухарями, пунш и грог. Спутниками путешественников в суровом краю были альбатросы и киты. На шлюпе Восток обнаружилась течь. 10 (22) января 1821 был открыт остров Петра I, названный в честь основателя российского военного флота, но подойти к нему близко мешали льды, поэтому высадка на остров не состоялась. 17 (29) января 1821 экспедиция увидела берег с высокой горой (68° ю.ш., 75° з.д.), который был наречен берегом Александра I.

24 января (5 февраля) 1821 мореплаватели достигли Новой Шетландии, о которой мореплаватели имели лишь приблизительное представление. Актуальным был вопрос, является ли Новая Шетландия частью южного материка или это очередной субантарктический остров. Когда выяснилось последнее, то первый остров был назван Бородино. На следующий день был открыт Малый Ярославец и остров Тейля. Однако здесь путешественники встретили бот американских промышленников, которые охотились на морских котиков. Затем был нанесен на карту острова Смоленск, Березино, Полоцк и Лейпциг, названные для увековечивания побед русского оружия в войне с Наполеоном. Далее был описан остров Ватерлоо, на который была произведена высадка двух лейтенантов Лескова и Демидова. 29 января (10 февраля) 1821 , продвигаясь к северо-востоку, путешественники открыли три островка, названные острова Три Брата (ныне Эспланд и О’Бриен): Рожнова, Мордвинова, Михайлова, Шишкова. 4 (16) февраля 1821 корабли попали в шторм, из-за которого помпами приходилось откачивать воду из трюма.

Возвращение

27 февраля (11 марта) 1821 путешественники бросили якорь в бухте Рио-де-Жанейро, где их принял соотечественник барон Тейль ван Сераскеркен. 23 апреля (5 мая) 1821 шлюпы Восток и Мирный подняли паруса и взяли курс на Лиссабон. 7 (19) мая 1821 путешественники пересекли экватор. 27 мая (8 июня) 1821 корабли достигли Травяного моря и почти 10 дней шли через него. 10 (22) июня 1821 путешественники увидели Остров святой Марии, а 17 (29) июня 1821 бросили якорь в устье реки Таго близ Лиссабона. 6 (18) июля 1821 русские корабли вошли в Английский канал, а 17 (29) июля 1821 они бросили якорь на Копенгагенском рейде. Экспедиция вернулась в Кронштадт 24 июля (5 августа) 1821 года, пробыв в плавании 751 день, из них 224 стояли на якоре и 527 находились под парусами. Для торжественной встречи экспедиции в Кронштадт прибыл император Александр I. Участники плавания были отмечены орденами, повышениями в званиях и иными поощрениями.

Результаты экспедиции

Открыт шестой материк — Антарктида[9], однако сам Беллинсгаузен докладывал об «обретении» 29 островов: двух в «южном холодном поясе», восемь — в «южном умеренном» и девятнадцать в «жарком». Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева совершила одно из самых значительных географических открытий. За время плавания судна обошли вокруг всего антарктического материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, которые хранятся в Казанском университете. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

Описание путешествия (два тома с атласом карт и видов) было опубликовано под заглавием «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах „Востоке“ и „Мирном“ под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа „Восток“. Шлюпом „Мирным“ начальствовал лейтенант Лазарев».

Примечания

  1. Джеймс Кук. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. Государственное издательство географической литературы, Москва, 1948 г., стр. 33.
  2. 1 2 ЦГАВМФ, Личный фонд И. И. Траверсе, дело 114, листы 6—21
  3. Беллинсгаузен, Фаддей Фаддеевич. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершенные на шлюпах «Востоке» и «Мирном». — Т. I. — С. 4.
  4. Беллинсгаузен, Фаддей Фаддеевич. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов. — Второе издание с сокращениями и изменениями. — Москва: Государственное издательство географической литературы, 1949.
  5. Мореплаватели-священники. Как иеромонахи совершали подвиги | Люди | ОБЩЕСТВО | АиФ Санкт-Петербург
  6. 1 2 Как российские моряки Антарктиду открыли
  7. После восстания декабристов, в котором участвовал Торсон, остров был переименован в Высокий.
  8. Беллинсгаузен, Фаддей Фаддеевич. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершенные на шлюпах «Востоке» и «Мирном».
  9. Антарктида наша. Почему открытие континента Беллинсгаузеном неоспоримо?

Литература

  • Шокальский Ю. М. Столетие со времени отправления русской антарктической экспедиции под командою Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева 4 июля 1819 г. из Кронштадта // Изв. РГО. 1928. Т. 60. Вып. 2. С. 175—212.
  • Первая русская антарктическая экспедиция 1819—1821 и её отчётная навигационная карта / Под ред. д-ра ист. наук М. И. Белова; Аркт. и антаркт. науч.-исслед. ин-т Глав. упр. гидрометеослужбы при Совете министров СССР. — Л.: Морской транспорт, 1963. — 166 с.
  • Mills, W. J. Exploring polar frontiers : a historical encyclopedia. — ABC-CLIO, Inc., 2003. — С. 77-79. — 844 с. — ISBN 1-57607-422-6.

200 лет назад, 28 января 1820 года, русские моряки совершили последнее в истории великое географическое открытие. Им удалось доказать существование загадочного материка в районе Южного полюса. Это был настоящий прорыв, сравнимый со свершениями Колумба, Да Гамы и Магеллана. «Известия» вспоминают о плавании Беллинсгаузена и Лазарева.

Спор об Антарктиде

О такой экспедиции мечтали многие. И многие считали ее авантюрой, погоней за призраками. Знаменитый британский мореплаватель Джеймс Кук в 1770-е приблизился к Антарктиде. Он перешел через 71-й градус южной широты, но, встретив сплошную ледовую преграду, повернул обратно. Кук утверждал, что плавание к южному полюсу невозможно, и отвергал возможность существования материка на высоких широтах. Впрочем, впоследствии он заявлял, что такой материк, возможно, и существует, но достичь его невозможно. На географических картах в районе южного полюса часто изображали контуры таинственного материка. При этом многие ученые в те годы вообще отрицали существование земли на Южном полюсе.

Уильям Ходжес. Моряки наблюдают айсберг во время второго путешествия Джеймса Кука. 9 января 1773 года

Уильям Ходжес. Моряки наблюдают айсберг во время второго путешествия Джеймса Кука. 9 января 1773 года

Фото: commons.wikimedia.org

Блестящую догадку о существовании южного полярного континента за полвека до путешествия Беллинсгаузена высказал Михаил Ломоносов. В трактате «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях» великий ученый утверждал, что наличие «падунов» (то есть айсбергов) свидетельствует о расположенных поблизости берегах, от которых отрываются эти ледяные глыбы. И раз в южных высоких широтах таких «падунов» встречается гораздо больше, чем в северных, то можно предполагать, что именно там, на крайнем юге, и расположен загадочный материк. А если он существует — его следует открыть!

Бросок на Юг

Идею плавания к южному полюсу отстаивал Иван Крузенштерн — герой первого русского кругосветного путешествия. Участником той экспедиции был и молодой Фаддей Беллинсгаузен. Крузенштерн красноречиво доказывал необходимость «броска на юг»:

Автор цитаты

«Сия экспедиция, кроме главной ее цели — изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить всё неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море»

Иван Федорович Крузенштерн

Иван Федорович Крузенштерн

Фото: commons.wikimedia.org

Поддерживал начинание и морской министр Российской империи Иван де Траверсе.

Идея неожиданно заинтересовала самодержца. Вообще-то император Александр I не считался покровителем флота. Решающие сражения наполеоновских войн происходили на суше — и Россия в его годы укрепляла артиллерию, кавалерию и пехоту. Военные эскадры оказались на периферии государственного внимания.

Это время, осененное гением молодого Пушкина, называют Золотым веком русской литературы. Схожий подъем ощущали и путешественники, стремившиеся приблизить к России все континенты. Снаряжались кругосветные экспедиции, путешествия к американским берегам и в Северный Ледовитый океан. Но самые дерзкие мечты путешественников были связаны с поиском неизвестной земли на «крайнем юге». И Александру этот прожект сразу приглянулся. После победы над Бонапартом, после учреждения Священного союза, он задумался и о географических открытиях.

123

Фото: commons.wikimedia.org

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

Получив высочайшее одобрение, Крузенштерн незамедлительно приступил к подготовке экспедиции. Он действительно торопился, потому что знал, что через полвека после путешествий Кука Европа снова готовилась к исследованию южнополярных морей — и нужно было спешить, чтобы завоевать приоритет. Крузенштерн писал:

Автор цитаты

«Славу такового предприятия не должны мы допускать отнять другим у нас, она в продолжение краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам. По сим-то причинам почитаю я сие предприятие одним из важнейших, как когда-либо предначинаемы были»

Более дерзкого замысла история русских морских путешествий не знала. Это была первая крупная корабельная экспедиция, снаряженная за государственный счет и под руководством Морского министерства.

Шлюп «Мирный». Акварель из альбома П. Михайлова

Шлюп «Мирный». Акварель из альбома П. Михайлова

Фото: commons.wikimedia.org

Возглавил экспедицию Беллинсгаузен, вставший на капитанский мостик шлюпа «Восток». Вторым кораблём экспедиции стал «Мирный» — под командованием Михаила Лазарева. Команду набрали из числа добровольцев — или, как говорили в те времена, «охотников». Лазарев писал: «Кук задал нам такую задачу, что мы принуждены были подвергаться величайшим опасностям, чтобы, как говорится, не ударить в грязь лицом». Символично, что одним из первых приказов Беллинсгаузена была отмена телесных наказаний на шлюпе. Отправляясь в столь опасный путь, участники путешествия должны были сплотиться.

Открытие во льдах

В июле 1819 года «Восток» и «Мирный» подняли якоря и вышли из кронштадтской гавани. Мореплавателям предписывалось вести изыскания до самой отдаленной широты, которую можно достигнуть.

Копенгаген, Портсмут, остров Тенерифе… В ноябре они пополняли запасы в Рио-де-Жанейро. В наше время, к 200-летию легендарной экспедиции, в Рио открыли памятник Беллинсгаузену.

И. Айвазовский. Большой рейд в Кронштадте. 1836 год

И. Айвазовский. Большой рейд в Кронштадте. 1836 год

Фото: commons.wikimedia.org

Лучшими средствами от цинги тогдашние моряки и доктора считали лимоны, горчицу и квашеную капусту. Экспедиция не испытывала недостатка в этих продуктах. Вдоволь было и чаю. Именно тогда этот напиток получил в России широкое распространение.

Они стремились к полярным широтам. 22 декабря моряки впервые увидели огромную льдину, которая кишела пингвинами. 3 января 1820 года экспедиция оказалась поблизости от острова Южный Туле — это был самый близкий к полюсу островок, которого в свое время достигла экспедиция Кука. К середине января 1820 года впервые в истории русского флота шлюпы «Восток» и «Мирный» пересекли Южный полярный круг. На крайнем юге лютый холод не остановил закаленных сынов Севера. У многих моряков имелся опыт службы в суровом климате Балтики и Белого моря.

Генри Чемберлен. Уличные торговцы в Рио. Акварель, около 1819-1820 годы

Генри Чемберлен. Уличные торговцы в Рио. Акварель, около 1819–1820 годы

Фото: commons.wikimedia.org

Наконец, 28 (16) января 1820 года шлюпы достигли 69°25′ южной широты. Этот день и считается точкой отсчёта в истории освоения Антарктиды — безлюдного ледяного материка. До них никто не видел эту картину: белая бесконечность! Беллинсгаузен повел корабли вдоль ледяной громады.

В личном письме Лазарев писал, что в этот день они «встретили матерой лед чрезвычайной высоты» и, пытаясь продвинуться на юг, «всегда встречали льдинный материк, не доходя 70°». Лазарев прекрасно понимал, что перед ним — горы материкового происхождения. Над шлюпами кружили птицы — аборигены Антарктиды.

Они первыми в мире подошли к антарктическим шельфовым ледникам. Обнаруженную землю русские моряки назвали Льдинным материком. Хотя тогда, в январе 1820 года, дотошный Беллинсгаузен ещё сомневался в том, что открыл именно материк.

Вид Сиднея. Акварель из альбома П. Михайлова

Вид Сиднея. Акварель из альбома П. Михайлова

Фото: commons.wikimedia.org

На следующий год, после «отдыха» (а точнее — новых исследований) у берегов Австралии, экспедиция снова направилась к южному полюсу. Тогда-то и были сделаны открытия, после которых у Беллинсгаузена и Лазарева исчезли последние сомнения, что они достигли материка!

Открыв первый антарктический остров, не скованный льдами, они дали ему имя императора Петра Великого, основоположника русского флота. А потом, 17 января 1821 года, приметили широкий, основательный берег, который назвали в честь Александра I. У моряков имелись все основания считать, что это и есть загадочный континент.

Автор цитаты

«Здесь за ледяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно, и который продолжается по мере нашего зрения, возвышаясь к югу подобно берегу»

Так писал Беллинсгаузен морскому министру.

Гораздо позже, уже в 1940-е годы, выяснилось, что это все-таки остров протяженностью в 378 км, отделенный от материка узким проливом и связанный с ним единым покровом шельфового льда.

Путешествие принесло немало самых разных открытий. Моряки научились получать пресную воду из льдов айсбергов. Еще одной находкой экспедиции стали императорские пингвины — на удивление крупные, с чинной осанкой. Путешественники называли вновь открытые острова своими именами. Так в окрестностях Антарктиды появились острова, поименованные в честь Михаила Анненкова и Ивана Завадовского.

Пингвины. Акварель из альбома П. Михайлова

Пингвины. Акварель из альбома П. Михайлова

Фото: commons.wikimedia.org

Участвовал в плавании и талантливый художник — Павел Михайлов. Первым из живописцев он запечатлел Антарктиду. В наше время его рисунки воспринимаются как доказательство приоритета российских исследователей в открытии белого материка.

В обратный путь первопроходцы отправились с чувством исполненного долга. Лишь одно вызывало грусть: им так и не удалось высадиться на «Льдяном материке».

Путешествие продолжалось 751 день. За это время парусники прошли около 100 тыс. км и открыли 29 новых островов. И за всё плавание Беллинсгаузен и Лазарев ни разу не потеряли из виду корабли друг друга. Для того времени это было уникальным достижением. Благодаря высокому уровню организации, без надежды на «русский авось», плавание обошлось без неприятных неожиданностей. Даже печки, водруженные на палубе, исправно несли свою службу и спасали героев от обморожения. Не случайно оба командира позже дослужились до адмиральских регалий. Они умело провели корабли между льдами и в долгой экспедиции избежали болезненных ошибок.

Борьба за умы

Мало совершить открытие — нужно еще, чтобы мир узнал о нем и поверил в него. Моряки, вернувшиеся с полюса, ощущали себя героями. «Каково ныне русачки наши ходят!» — с гордостью поговаривал Лазарев. Но мало кто на Западе был готов рукоплескать русским первооткрывателям ледяного материка.

И всё-таки в научных журналах появлялись публикации, посвященные героической экспедиции. Среди участников путешествия выделялся Иван Михайлович Симонов — будущий ректор Казанского университета. Первый в истории крупный учёный, оказавшийся в южнополярных широтах. В путешествии он вел географические, метеорологические, этнографические, зоологические наблюдения, собирал всевозможные коллекции для музеев, которые служат науке и в наше время. И симоновское «Слово об успехах плавания шлюпов «Восток» и «Мирный» около света и особенно в Южном Ледовитом море в 1819, 1820 и 1821 годах», опубликованное на русском, немецком и французском, стало мировой сенсацией.

Вид ледяных островов 4 марта 1820 года. Акварель из альбома П. Михайлова

Вид ледяных островов 4 марта 1820 года. Акварель из альбома П. Михайлова

Фото: commons.wikimedia.org

В 1824 году и Беллинсагузен закончил работу над трактатом «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света шлюпов «Восток» и «Мирный». После долгих проволочек, в 1831 году, книга, карты для которой подготовил сам путешественник, вышла в свет.

И всё-таки в мире до сих пор подвиг русских мореплавателей если не отрицают, то замалчивают. Редко вспоминают о первой Антарктической экспедиции, еще реже переиздают документы, связанные с открытиями Беллинсгаузена и Лазарева. Русские офицеры хотели прославить места героических побед над Великой армией Наполеона. Но в наше время остров Бородино называется Смит, остров Березина переименован в Гринвич, Лейпциг назван в честь Нельсона… Это печально и несправедливо.

Южное сияние. Акварель из альбома П. Михайлова

Южное сияние. Акварель из альбома П. Михайлова

Фото: commons.wikimedia.org

К концу XIX века мир основательно забыл об экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. За приоритет в открытии Антарктиды боролись американцы и англичане. И даже в нашей стране память о первопроходцах антарктических морей долгое время оставалась уделом узкого круга специалистов по истории флота… Историческая правда восторжествовала только в 1940-е годы. Именно тогда стали появляться научные статьи и доклады, посвященные истории легендарного плавания. Важную роль в восстановлении справедливости сыграл выдающийся советский географ Евгений Шведе.

После Второй мировой войны уже советские исследователи продолжили начатое некогда русскими мореплавателями. И первая отечественная южнополярная станция получила название «Мирный» — в честь легендарного шлюпа. С тех пор наши ученые, полярники, летчики, моряки не покидают Антарктиду. Меняются вахты, экспедиции, но флаг нашей страны неизменно представлен на белом материке.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нобен инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают
  • Автопитер контакты руководства
  • Nardi духовой шкаф fea 2525 инструкция
  • Галвус мет инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Мидокалм уколы цена 10 ампул 1мл инструкция по применению