В самом широком смысле управление означает руководство

1.
Общее
понятие управления.

В
самом широком смысле управление означает
руководство чем-либо.

В
управлении обязат-но д.б. суб’. и об’. и
прямая и обратная связь м-у ними (суб’.
дает распо-я, об’. отчитыв-ся о проделанн.
работе). Управление

это целенаправленное упорядоченное
воздействие на тот или иной объект или
руководство действиями этого объекта,
предполагающее наличие в той или иной
системе двух обязательных элементов:
субъекта
(управляющий элемент) и объекта
(управляемый элемент
);
управление основано на известном
подчинении объекта субъекту. Эти качества
управления полностью проявляются в
социальной сфере, где в роли субъектов
и объектов выступают люди и их различные
объединения. Здесь управленческие
отношения реализуются через отношения
людей.

Объекты
управления — различные системы, в том
числе люди, предметы, явления и т.д.
Субъек­ты управления обьединяются в
две основные группы:

  1. единоличные
    (отдельные люди);

  2. коллегиальные
    (группы людей).

Виды
управления

  1. техническое
    — управление различными пред­метами
    и вещами на основе технических пра­вил
    (математических, физических ит.д.),
    напри­мер управление сложными машинами
    (ЭВМ, строительными машинами и т.д.);

  2. биологическое
    — управление биологическими процессами,
    осуществляемое с учетом законов природы
    и закономерностей развития тех или
    иных организмов, например селекция,
    живот­новодство идр.;

  3. социальное
    — управление людьми. Объектом социального
    управления могут быть как отдель­ные
    люди (например, отдельный работник в
    тру­довых правоотношениях), так и
    группы людей,различного рода объединения
    (семит, трудовойколлектив
    в целом, административно-территориальное
    образование и т.д.). Наиболее слож­ным
    по структуре и механизму его управления
    является государство, которое по своей
    сути представляет собой объединение
    различных групп людей (семей, партий,
    наций, религиозиых общностей и
    т.д.). *Управление
    имеет место всегда там, где осуществляется
    совместная деятельность людей.
    *Управление обеспечивает сознательную,
    целенаправленную совместную деятельность
    людей. *Управление достигает своих
    целей путем организации, т. е. объединения,
    согласования и координирования поведения
    и действий людей. *Управление тем самым
    выполняет общие для совместной
    деятельности людей функции, обеспечивая
    согласованность между индивидуальными
    действиями. *Управление осуществляется
    на началах подчинения участников
    совместной деятельности единой воле,
    чем достигается единообразие и
    соответствие поставленным задачам
    (целям) этой деятельности.

Критерии
для управления:

-сбор
информации

-анализ
для собрания информации

-принятие
решении

-обеспечение
контроля

Соц.
управл.– воздейств.на общ-во с целью
его упорядоч., сохран. качеств-ой
специи-фики в целях совершенств-я и
развития. Соц. упр. м/б сти-хийным /масс-ые
беспор-ки / и сознательным /осущ. обществ-ми
инстит-ми и организ-ми/. В управлении
обязат-но д.б. суб’. и об’. и прямая и
обратная связь м-у ними (суб’. дает
распо-я, об’. отчитыв-ся о проделанн.
работе).

Цели
управлен
.:
·упорядоч. сист.; ·сохран-е структуры
сист.; ·обеспеч-е функции-онир-я сист.

Соц.
упр-е ÷ на гос. управл. /специфич. вид
гос. деят-ти / и негос. управл. /управл.
делами негос-ых организ-ий/.

Признаки
соц. упр-я
:
·сущ-ет там, где осущ-ся деят-ть людей;
·упорядочивающее воздействие на участн.
совм-ой деят-ти; ·объект’.– поведе-ние
участн. совместн. деят-ти; ·суб’-ты – это
органы гос-ва и их д. л.; ·основа соц.
упр.– соподчин-ть воли ее участников.
Осн.
функц.
:
·сбор. и обраб-ка инфы; ·прогнозир-е
/научн. предвид-е изменений в развит.
какого.-либо. соц. проц-са, явлен./;
·планир-е /опред-е направлен. целей
управл., деят-ти, спос-ов и средств их
достиж./; ·коорд. и взаимод. /для достиж.
общих целей/ и др.

Социальное
управление – особый тип управления-
воздействия одних людей на других
главным образом с помощью информации
с целью упорядочения социально-значимых
процессов, обеспечение устойчивого
развития социальных систем.

Социальное
управление

подразделяется на виды:
Государственное
управление —

т. е. управление делами государства,
осуществляется государственными
органами исполнительной власти и
государственными служащими. Местное
самоуправление;

управление делами общественных
объединений);. Негосударственное
управление делами частных организаций

(акционерных обществ, компаний, концернов,
холдингов и т. п.).

Как
разновидность социального управления,
государственное управление обеспечивает
организацию совместной деятельности
всякого множества людей (производственной,
творческой) и осуществляет управление
этой совместной деятельностью через
соответствующие органы государственного
аппарата и государственных служащих
по выполнению определенных функций:
сбор и обработка информации; планирование
и научное прогнозирование; формирование
государственных органов и организация
их деятельности; контроль и учет, включая
статистику.

3.Понятие государственного управления.

Гос
управление

– это целенаправленное, организующе-регулирующее
воздействие государства (через систему
его органов и должностных лиц) на
общественные процессы, отношения и
деятельность людей.. Это разновидность
социального управления.

1.
ГУ,
в широком смысле слова, — управление
делами гос-ва, кот-ое осуществляется
всеми органами гос-ва и во всех ветвях
власти (законодательной, исполнительной,
судебной)

2.
ГУ,
в узком смысле слова, –исполнительная
деятельность по непосредственной
организации социальных процессов в
обществе. (это административная
деятельность органов исполнительной
власти. Сюда относится практическая
деятельность Президента, Правительства,
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов и т.д.)

Субъекты
гос управления – гос органы и должностные
лица, которые наделены гос-властными
полномочиями

Объекты
гос управления – предприятия, органз,
граждане,которые не имеют властных
полномочий

Признак
гос управления

состоит в практической организации
осуществления функций государства, в
проведении в жизнь российских законов.
Поэтому государственное управление
является исполнительной
деятельностью, использует при этом от
имени государства распорядительство
как в связи с организацией всякой
совместной деятельности людей, так и
применяя при необходимости меры
государственного принуждения. Поэтому
государственное управление — это
исполнительно-распорядительная
деятельность, осуществляемая с
использованием метода власти и подчинения.

Хар-е
черты
:
·это организующая деят-ть;
исполнительно-распорядительная
деятельность;
·в проц-се ее реализ-ии осущ-ся непоср.
функц-и гос-ва в разл-х сферах деят-ти;
·оно осущ-ся уполн-ми на то суб’-ми гос.
упр-я – ОИВ гос-ва /Прав-во, Фед. мин-ва,
ФС, ФА/.

Осн-е
задачи
:
·разраб. и реализ. гос. прогр. общефедер.
и регион-го масшт.; ·устан-е и реализ-я
прав-х и организац-х основ хоз-ой жизни
страны; ·регул-е деят-ти различн. об’.
негос. сектора и др.

Принц.
гос. упр. моно
÷ на 2е гр
.:
-политич. /·участ. граждан в упр-ии в
кач-ве гос. служ-х или через св-х представ.
в ОМСУ; ·научность упр-я; ·=прав. гражд.
в сф. управлен.;
·демократ-ий централизм [подцин-е
нижест-х вышест-им + сочет. коллег-ти и
единонач.]/; -организац.-технич. /·отраслевой;
·межотрасл.; ·территориальн.; ·функциональн./
+ все основные /зак-ть, демокр-зм, федерал-зм
и др./.

Административное
право — это управленческое право. Оно
регулирует отношения, возникающие в
ходе формирования и функционирования
госу­дарственной администрации,
обслуживает сферу государственного
управления.

Основу
государственного управления составляет
исполнительная ветвь власти.

Соседние файлы в папке Шпоры_и_ТД

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 18.05.2023

Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Цели государственного управления возникают на основе целей, лежащих в основе жизнедеятельности данного общества.

Общий обзор целей государственного управления в современной России:

1)обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.

2)развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.

3)Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.

4)формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.

5)поддержание благоприятной экологической обстановки.

6)регулирование рыночных механизмов.

7)грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

Существуют оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели, которые должны соединяться между собой, образуя единую целостность.

Функции государственного управления — объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. Это специфическое, целостное воздействие государства на общество. На набор функций государственного управления влияют определенные факторы: состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов.

Функции государственного управления:

1)Функция планирования. (ответ на вопрос: чем, как, где и когда достигается цель; стратегически важная функция)

2)Функция организации. (создание условий по взаимодействию людей, приносящих желаемый результат)

3)Функция регулирования. (функция, направленная на то, чтобы человек в рамках организации выполнил соответствующий объем деятельности)

4)Функция работы с персоналом.

5)Функция контроля. (обратная связь для всех перечисленных функций)

Выделяются следующие цели государственного управления:

1)социально-экономические цели, т. е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов;

2)достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

3)политические цели, т. е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

4)обеспечительные цели, т. е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

5)организационно-правовые цели, т. е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

С учетом намеченных целей определяются основные задачи государственного управления:

1. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов. В этом случае речь идет о такназываемом «обеспечительном», «созидающем», «положительном» управлении. Государство осуществляет управление организациями (публичными структурами), которые играют в жизни общества важную социально-культурную роль и выполняют общественно-полезные функции (например, управление в сфере оказания социальной помощи, управление в сфере здравоохранения и образования); деятельность управляемых организаций и учреждений направлена на воспитание и обучение людей, удовлетворение их интересов, повышение благосостояния. Эта задача государственного управления преимущественно осуществляется специальными органами управления в области управления социально-культурной жизни и хозяйственного строительства. Здесь не применяется государственное принуждение и не осуществляется юрисдикционная функция.

2. Обеспечение общественного порядка и безопасности. Решение данной задачи направлено на защиту правопорядка, самого государства и граждан от угрожающей опасности: это, например, борьба с эпидемиями, наводнениями, беспорядками, нарушением правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности, контроль за промышленной деятельностью, способной причинить вред людям и окружающей природной среде. Для решения этой задачи создаются специальные органы государственного управления, которые наделяются специальными полномочиями. Эта задача решается посредством применения мер административного принуждения, т. е. здесь имеет место «принуждающее» («правоохранительное») государственное управление.

3. Государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни, и государственная поддержка некоторых предприятий и организаций. В данном случае речь идет об особой государственной поддержке некоторых отраслей экономики, отдельных производств, развития предпринимательства, народных промыслов.

Принцип государственного управления:

1. Принцип объективности государственного управления обусловливает необходимость во всех управленческих процессах следовать требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям.

2. Принцип демократизма понимается как народовластие в государственном управлении. Предполагает приоритет прав, свобод, интересов граждан во всех сферах государственного управления.

3. Принцип правовой упорядоченности государственного управления – необходимость законодательного определения и закрепления основных элементов государственного управления (целей, функций, структур, процесса, принципов).

4. Принцип законности государственного управления – установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов, вся деятельность органов государственной власти подзаконна.

5. Принцип разделения власти в государственном управлении подразумевает разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви.

Пример: В Российской Федерации конца 1990-х гг. государственное управление имеет своим объектом общество переходного типа с характерными для него социальным напряжением и социальными конфликтами, ростом недоверия к социальным институтам и быстрым увеличением отклонения от социальных норм поведения. В этот период происходит нарушение баланса интересов различных социальных (профессиональных, имущественных, региональных, национальных, демографических и т.д.) групп. Ломается усвоенная обществом модель социальной справедливости. Отсюда вытекают как одни из центральных для государства проблемы нестабильности и кризисов, слабой управляемости, снижения эффективности социального регулирования.

Административное право представляет собой одну из сложнейших и наиболее масштабных отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Административное право, будучи неотъемлемой частью системы российского права, соотносится с ней как часть и целое и тесно связано с другими отраслями российского права, такими как конституционное, гражданское, трудовое, финансовое, уголовное и др.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Понятие государственного управления……………………..…………5
Глава 2. Субъект и объект государственного управления……….. ………….12
Глава 3. Государственное управление как система……………. 17
Заключение . 23
Библиографический список……. 25

Содержимое работы — 1 файл

Понятие государственного управления.doc

Глава 1. Понятие государственного управления……………………..…………5

Глава 2. Субъект и объект государственного управления……….. ………….12

Глава 3. Государственное управление как система……………. . 17

Библиографический список……. . . 25

Введение.

Административное право представляет собой одну из сложнейших и наиболее масштабных отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Административное право, будучи неотъемлемой частью системы российского права, соотносится с ней как часть и целое и тесно связано с другими отраслями российского права, такими как конституционное, гражданское, трудовое, финансовое, уголовное и др.

Государственное управление – это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Государственное управление – разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.

Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) — решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, не отдельных граждан и социальных групп.

Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов. Государственная власть и управление в источнике имеют правовую и политическую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего и средствами принуждения.

В широком смысле государственное управление как система означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правосудия. Субъектом государственного управления выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры.

Глава 1. Понятие государственного управления.

Анализ государственного управления состоит в признании его как объективно необходимой функции государства, как рациональной деятельности, не исключающий свободу, а являющийся общественно-политической формой его выражения и осознанной реализации его общественной необходимости. Конституционные права, свободы и обязанности граждан для своей реализации нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления. Именно поэтому еще совсем недавно реализация прав и свобод гражданина целиком зависела от административного усмотрения огромной армии чиновников государственного аппарата. Человек «терялся» перед стеной ведомственных актов, жестко регулировавших его поведение в разных сферах — хозяйственной, социальной, военной, коммунальной, жилищной и др.

Права и свободы человека признаны высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства. 1 Корреспондирующая ст. 2 Конституции РФ ст. 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.

Государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой передает, воспринимает и преобразует регулирующие воздействия таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление управленческих функций, ибо она связывает в единое целое с помощью управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов и объектов управления. Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание — целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния, т. е. обеспечения ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, т. е. властным характером используемых в процессе управления методов и средств. Три обязательных свойства государственного управления 2 :

1) управленческое воздействие опирается на силу государственной власти;

2) распространенность государственного управления на все общество (его всеобщность);

Государственное управление призвано осуществлять исполнительную власть. С организационной точки зрения государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.). Более конкретно — это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.

Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления, учитывающих вышеизложенные положения.

1. Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом ( деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления (такие, как подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т. д.) в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти.

2. Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком понимании.

Государственное управление в узком смысле — это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующим функции управления, относится и местная администрация, ее органы и структурные подразделения. Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного (или муниципального) управления. В их деятельности с наибольшей полнотой проявляются черты, присущие управлению как особому виду государственной деятельности.

Понятие государственного управления включает важнейшие организационно- правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:

— государственная управленческая деятельность — это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;

— область государственного управления — это сгруппированные по признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление экономической сферой, управление в социально-культурной и административно-политической областях);

— отрасль государственного управления — это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством). Разнообразие функций государственного управления обусловливает и наличие многочисленных и разнообразных отраслей и сфер государственного управления;

сфера государственного управления — это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность, планирование). В этих сферах органы государственного управления осуществляют контрольно-надзорные полномочия в установленных законом масштабе и границах;

орган государственного управления (исполнительной власти) — это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.

Поскольку государственное управление осуществляется и посредством принуждения, то в качестве субъектов управления можно выделить организации, не относящиеся к органам исполнительной власти, которым делегированы соответствующие полномочия принуждающего характера:

а) суды общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях;

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.

Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

Управление — внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это — целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие — прерогатива субъекта управления.

В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.

Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них.

Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это — категории сознательно-волевого характера, в которых опосредуется руководство поведением людей.

В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

В современной науке сложилось многообразие определений понятия «государственное управление», что позволяет выделить широкую и узкую трактовку этого социального института.

Узкое понимание понятия государственного управления соответствует сфере функционирования органов исполнительной власти.

В более широкой трактовке понятие государственного управление означает непосредственную деятельность всех ветвей государственной власти, их органов и должностных лиц, по регулированию общественных отношений.

Вместе с тем, наиболее объективным представляется иной подход, согласно которому понятие государственного управления трактуется следующим образом – это целенаправленное организующее и регулирующее воздействие государства через систему государственных органов и их должностных лиц на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Субъекты государственного управления – это органы государственной власти, наделенные конституционными полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами и собственно деятельностью государства: институты политического руководства и административного управления.

На рисунке показаны свойства государственного управления.

Свойства государственного управления

Свойства государственного управления

Среди множества видов социального управления государственное управление характеризуется особыми свойствами:

  1. Наличие специфического субъекта – органов государственной власти и их должностных лиц, порядок формирования и функционирования которых четко регламентирован Конституцией РФ, федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами.
  2. Наличие у субъекта управления государственных властных полномочий – государственное управление представляет собой способ реализации государственной власти, распространяется на все общество.
  3. Масштаб охватываемых управлением общественных явлений – государственное управление направлено на согласование интересов и действий всех или большинства граждан и социальных групп общества, удовлетворение потребностей всего населения или его большей части, а не отдельных граждан.
  4. Право государства на применение в процессе управления методов принуждения, которые направлены на обеспечение соблюдения правил поведения, установленных государством.

Цели государственного управления

Цели государственного управления вытекают из целей государства и имеют уровневую структуру, построение которой основано на принципе «древа целей», позволяющем проследить взаимосвязь и согласованность целей разного уровня и содержания.

Центральное место в иерархии целей государственного управления занимает стратегический уровень – генеральное направление государственной политики.

Стратегические цели государственного управления должны быть конституционно закреплены. В этой связи в российской науке присутствует следующая позиция: стратегическая цель государственного управления РФ закреплена п. 1 ст. 7 Конституции РФ – создание оптимальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако такой ориентир будущего образа государства представляется размытым. Понятие «достойный уровень благосостояния» в российском правовом поле не раскрыто, отсутствуют методики расчета. В современных условиях достойный уровень благосостояния может быть разным не только для различных социальных слоев, но и для каждого отдельного гражданина.

Процесс достижения стратегической цели государственного управления протекает поэтапно. С учетом меняющихся условий и имеющихся ресурсов для каждого временного отрезка формулируются более мелкие цели – оперативные цели, решение которых сопряжено с постановкой тактических или обеспечивающих целей. В системе целей государственного управления стратегический уровень ориентирован на долгосрочную перспективу, поэтому наиболее статичен, тактические цели являются динамичными, часто корректируются.

Критерии классификации целей государственного управления:

  • объем целей;
  • результаты;
  • временная перспектива.

Критерии целей государственного управления

Критерии целей государственного управления

Цели государственного управления должны определяться с учетом, во-первых, их реалистичности и решаемости, во-вторых, последовательности их достижения, т. е. постановке новых целей должно предшествовать достижение ранее сформулированных, в-третьих, возможности корректировки выдвинутых целей.

Каждому историческому периоду в развитии государства и общества соответствует своя система целей государственного управления.

В рамках достижения цели государственного управления на государство ложится определяющая роль в управлении экономическими объектами, относящимися к государственной собственности, включая продажу, приобретение, приватизацию таких объектов, их применение для исполнения государственных функций, предоставление в аренду, концессию, в качестве залога. Государство управляет формированием и расходованием бюджета страны и регионов, движением государственных финансовых ресурсов, выполняет функции социального управления, способствует решению задач научно-технического развития.

Функции государственного управления

Функции управления в общем виде можно охарактеризовать как стабильные виды управленческой деятельности субъекта, осуществляемые для достижения поставленной цели.

Функции государственного управления – это виды деятельности органов государственной власти и управления и их должностных лиц, совершаемые в определенном нормативном порядке, направленные на регулирование общественных процессов и отношений и необходимые для достижения поставленных целей.

Функции государственного управления делят на общие и специфические.

Общие функции государственного управления:

  • анализ,
  • целеполагание,
  • прогнозирование,
  • планирование и программирование,
  • организация,
  • координация,
  • мотивация,
  • контроль,
  • регулирование.

Специфические функции государственного управления присущи только этой сфере, никакие другие субъекты, кроме органов государственной власти, их не выполняют.

  • государственное регулирование экономики,
  • налогообложение,
  • лицензирование,
  • проведение выборов и референдумов,
  • оборонная функция.

Некоторые функции государственного управления ориентированы на регулирование исключительно жизнедеятельности общества – это социально-организационные функции, другие функции направлены на упорядочение и совершенствование деятельности органов государственной власти и управления – это внутриорганизационные функции.

Принципы государственного управления

В современной науке принципы государственного управления классифицируют на три блока: общие, организационно-технологические и частные.

Принципы государственного управления

Принципы государственного управления

Общие принципы касаются содержания и целей системы государственного управления, среди них выделяют социально-ценностные (гуманизм, демократизм) и социально-функциональные. Исполнительно-распорядительная, организационная деятельность органов государственной власти и управления строится в соответствии с организационно-технологическими принципами.

Совокупность организационно-технологических принципов государственного управления представлена четырьмя группами:

Использование частных принципов государственного управления ориентировано на повышение значимости человеческого фактора в процессе государственного управления, среди них выделяют две подгруппы:

  1. Принципы, проектируемые на различные сферы жизнедеятельности общества.
  2. Принципы функционирования государственных и общественных институтов.

Однако такая классификация по своей сути объединяет в себе несколько критериев, что приводит к частичному объединению в ее рамках разноплановых категорий, имеющих различную правовую природу.

Общие и частные принципы, как правило, определяются применительно к конкретному субъектному составу, на который они распространяются, например, демократия и гуманизм реализуются в отношении неограниченного круга субъектов, а принцип равенства перед судом может быть применен лишь в отношении государственного управления, реализуемого судебными органами власти, что позволяет отнести его к числу частных принципов. Выделение организационно-технологических принципов основано на ином критерии их классификации, в связи с чем, объединение их с общими и частными приводит к смешению разнородных понятий.

Выводы

Формулирование целей государственного управления, процесс их достижения посредством использования конкретных методов и инструментов управления, выполнения определенных функций органами государственной власти и управления основываются на ряде принципов.

Принципы как продукт сознательной деятельности человека следует отличать от закономерностей, действие которых не зависит от людей.

Принципы государственного управления – это, как правило, законодательно закрепленные, базовые положения, в соответствии с которыми формируется и функционирует система государственного управления.

Реферат - Понятие государственного управления и его функции

Дисциплина — Административное право. Сдавался в СПб АУЭ.
Объём — 19 стр.
Административное право, являясь самостоятельной отраслью в системе российского права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в области государственного управления, являющегося разновидностью социального управления, в сфере деятельности публичной администрации.

Иванова С.И. Государственное управление как объект административно-правового регулирования

  • формат doc
  • размер 21.32 КБ
  • добавлен 27 января 2012 г.

Тезисы лекции по административному праву России. Тюмень. 2010г. 15с. Социальное управление и его виды. Понятие и основные черты государственного управления. Сущность государственного управления и его функции. Социально-правовые принципы государственного управления. Организационные и тактические принципы государственного управления.

Контрольная работа — Содержание государственного управления

  • формат doc
  • размер 180.15 КБ
  • добавлен 07 сентября 2011 г.

Государственная служба и управление в Республике Казахстан Сущность государственного управления. Функции государственного управления Принципы государственного управления Методы государственного управления Формы управленческой деятельности

Курсовая работа — Государственное управление в РФ.Понятие, структура и принципы

  • формат doc
  • размер 133.5 КБ
  • добавлен 30 мая 2011 г.

Курсовая работа по дисциплине. «Административное право». Понятие государственного управления. Виды государственного управления. Цели, функции и принципы государственного управления. Государственное управление в России. 27 страниц, ТОГУ, юриспруденция.

Курсовой проект — Государственное управление и исполнительная власть

  • формат doc
  • размер 220 КБ
  • добавлен 10 декабря 2011 г.

Сахалинский государственный университет, Южно-Сахалинск, 2000 год, дисциплина: административное право, 48 стр. Содержание: Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления Управление, как социальное явление Специфика государственного управления Цель, функции и принципы государственного управления Особенности государственного управления в современной России Исполнительная власть Понятие, характерные черты и определение ор.

Лекции — Государственное управление как объект административно-правового регулирования

  • формат doc
  • размер 29.86 КБ
  • добавлен 07 октября 2011 г.

Витебск. МИТСО. Правоведение. 2009г. Понятие и сущность государственного управления. Основные принципы государственного управления. Функции государственного управления. Формы и методы государственного управления. Государственное управление и исполнительная власть. Отличие государственного управления от иных видов государственной деятельности: законодательной, судебной, прокурорского надзора.

Лекции — Органы государственного управления (исполнительной власти)

  • формат doc
  • размер 15.47 КБ
  • добавлен 07 октября 2011 г.

Витебск. МИТСО. Правоведение. 2009г.Понятие органа государственного управления. Виды органов государственного управления. Система органов государственного управления и правовые основы ее построения. Правовой статус Совета Министров РБ. Понятие, назначение и виды республиканских органов государственного управления.

Лекции по административному праву РБ

  • формат docx
  • размер 210.89 КБ
  • добавлен 26 мая 2010 г.

Понятие и предмет административного (управленческого) права как отрасли права; понятие и виды административно-правовых норм; государственное управление; Местное управление; Административно-правовые отношения; Основные принципы государственного управления (административного права); Функции государственного управления; понятие правового акта управления и его отличие от иных действий администрации; требование, предъявляемые к правовым актам управлен.

Реферат — Административно-правовые формы государственного управления

  • формат rtf
  • размер 38.14 КБ
  • добавлен 30 января 2010 г.

Вступительная часть. Понятие и классификация форм государственного управления. Правовые акты управления. Заключительная часть.

Реферат — Административно-правовые формы и методы государственного управления

  • формат doc
  • размер 105 КБ
  • добавлен 03 октября 2009 г.

УГАТУ. Преподаватель: Миннигулова Д. Б. 7 стр. Понятие и сущность форм государственного управления. Методы государственного управления: понятие и виды. Меры административного принуждения. Правовая характеристика административно-правовых актов управления, их отличие от других правовых актов.

Реферат — Государственное управление и административное право

  • формат htm
  • размер 22.02 КБ
  • добавлен 30 января 2010 г.

Введение. Понятие государственного управления. Особенности государственно-управляющих воздействий. Правовое регулирование государственного управления: предмет и метод, формы и структура. Объективные основы и субъективный фактор государственного управления. Системные характеристики государственного управления. Социальный механизм его формирования и реализации. Принципы государственного управления: понятие, аспекты, основания системы. Применение пр.

Читайте также:

      

  • Реферат на тему болезни легких
  •   

  • Проблема коммуникации в античной культуре реферат
  •   

  • Этика в лидерстве реферат
  •   

  • Реферат история развития хирургии в россии
  •   

  • Социальная политика сингапура реферат

Управление как процесс

Управление как процесс

   В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно является функцией организованных систем любой природы и сложности и связано по своей сути с определенным воздействием управляющего субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления) с целью решения задач, стоящих перед системой, элементами которой они являются, обеспечения ее должной организации и необходимого режима функционирования. Управление осуществляется в механических, иных технических, биологических, социальных системах. Причем, несмотря на многие их коренные различия, закономерности управления такими системами общие. В соответствии с фундаментальными положениями кибернетики при управлении любыми системами происходят одни и те же процессы получения, преобразования и передачи информации. Во-первых, управляющий субъект всегда получает информацию о поведении управляемого объекта и функционировании всей системы, а также информацию из вне системы. Во-вторых, он эту информацию надлежащим образом интерпретирует, оценивает, анализирует и на основе этого, исходя из задач, стоящих перед системой, принимает управленческое решение, т.е. решение о характере воздействия на объект управления. И, наконец, в-третьих, передает информацию, связанную с принятым решением, управляемому объекту, осуществляя на него необходимое управленческое воздействие. Необходимость поступления информации от объекта управления к субъекту управления, ее оценки и анализа для принятия субъектом управленческого решения свидетельствует, что управление не сводится лишь к воздействию субъекта на объект, а является во многом процессом их взаимодействия. Таким образом, под управлением следует понимать такое воздействие управляющего субъекта на управляемый объект, которое связано с обусловленными их взаимодействием процессами получения, преобразования и передачи информации и направлено на решение задач, стоящих перед системой, обеспечение соответствующих этим задачам ее организации и функционирования.

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право.
.
2000.

Смотреть что такое «Управление как процесс» в других словарях:

  • Управление качеством — рассматривается совместно с менеджментом качества, так как это тесно связанные и взаимодополняющие области деятельности, образующие управление качеством в масштабе компании. Управление качеством (англ. quality control) деятельность… …   Википедия

  • Управление программами — Управление программами  процесс управления несколькими взаимосвязанными проектами, направленный на повышение эффективности использования ресурсов, снижение рисков и успешное завершение каждого проекта. На практике и по целям программное… …   Википедия

  • УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими… …   Философская энциклопедия

  • Управление изменениями — это структурный подход к переводу индивидов, команд и организаций из текущего состояния в желаемое будущее состояние. Целью этого организационного процесса является расширение прав и возможностей сотрудников принять и поддержать изменения в их… …   Википедия

  • процесс — 4.25 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. [ИСО 9000:2005] Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Управление — 2 Управление Совокупность целенаправленных действий, включающая оценку ситуации и состояние объекта управления Выбор управляющих воздействий и их реализация (ГОСТ 34.003 90). Применительно к персоналу (как объекту управления) под управлением… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Управление изменениями (ITSM) — Эта статья  о управлении изменениями в управлении услугами IT. Другие значения термина в заглавии статьи см. на Change management. Содержание 1 ITIL …   Википедия

  • Процесс (информатика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Процесс. Статусы процессов в современных ОС. Процесс  выполнение пассивных инструкций …   Википедия

  • Процесс — (Process) Определение процесса, виды и типы процессов Информация об определении процесса, виды и типы процессов Содержание Содержание Определение Исторический Бизнес процесс Тепловой процесс Адиабатический процесс Изохорный процесс Изобарный… …   Энциклопедия инвестора

  • Процесс инновационный —   упорядоченный по времени и структуре порядок реализации комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, производственных и коммерческих мероприятий, охватывающий весь цикл инновационной деятельности. Для научно технических… …   Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

Содержание:

Введение

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования — деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны ( например, договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.

Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным и другими отраслями права.

Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. Предложенная ниже тема — «Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Постановления по делах об административных правонарушениях» -интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми — ГОСУДАРСТВОМ.

Понятие и основные черты государственного управления

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

  1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
  2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.
  3. Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления)
  4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.
  5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
  6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы, и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения,

производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.)

Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей.

Основные черты.

Основными чертами государственного управления является то, что:

  1. государственное управление является организующей деятельностью;
  2. государственное управление — деятельность исполнительно распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий;
  3. государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством;
  4. государственное управление — подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», а также она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Государственное управление строит свою деятельность на основных положениях, или так называемых принципах.

Заключение

Хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и «работать» на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция.

Проблема заключается в осознании политическим (государственным) руководством и широким общественным мнением актуальности, важности и незаменимости управления. Развитые западные страны давно осознали эту истину. Пора и нам ускорить этот процесс.

Список литературы

  1. .Гражданское право.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого,А.П. Сергеева.- М.:Издательство ТЕИС,1996. — 292-300с.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. — М.: Бек, 2006.
  3. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 N 2-ФKЗ.
  4. правление государством. Проблемы и тенденции развития. Политическая наука. Ежегодник 2007 — М.: Издательство: Российская политическая энциклопедия, 2008.

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • Источники административного права.
  • Понятие, структура и виды административно-правовых норм (Классификация норм административного права. Критерии и особенности)
  • Виды дисциплинарной ответственности работника (Меры дисциплинарного взыскания)
  • Системы электронного управления документами (Сравнительная характеристика систем)
  • Влияние творческой деятельности на эмоциональное состояние (Ведущие специалисты в области психологии творчества)
  • Влияние глобализации на миграционные процессы (Влияние глобализации на миграционные процессы)
  • Основные виды инвестиций, их классификация (Виды инвестиций и их классификация)
  • Основные положения модели оптимизации портфеля, разработанной Г. Марковицем
  • Ограничения при приеме на работу
  • Сущность экономического анализа
  • Предпринимательские объединения: концерн. (Концерн: понятие и характерные черты. Виды концернов)
  • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Органы исполнительной власти субъектов РФ)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Все пройдет аккорды инструкция по выживанию
  • Смарт часы x7 pro smart watch инструкция на русском
  • Геймпад xbox 360 беспроводной инструкция по применению
  • Витамин с 1000 мг эвалар инструкция по применению цена
  • Замена паука на калине 8 клапанов пошаговая инструкция