В середине xvii в под руководством патриарха никона были проведены реформы

Предложения, отличные от позиций Никона:
— при проведении унификации церковных обрядов и богослужебных книг опираться не на греческие, а на древнерусские образцы
— отказаться от преобразований, сохранить существующие церковные обряды и богослужебные книги.

 
Последствия:
— реформа привела к унификации церковных обрядов и богослужебных книг, способствовала  укреплению духовной, идейной целостности русского православия
— долгий спор о верховенстве светской и духовной власти, был решен в пользу власти светской, был сделан важный шаг к подчинению церкви государством
— острая борьба сторонников и противников Никона и его реформ привела к расколу русской православной церкви
— старообрядческое движение стало одной из форм социального протеста во второй половине 17- 1- ой половине 18 века.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Церковная реформа

А. Д. Кившенко. Церковный собор 1654.

Что называют церковной реформой Патриарха Никона

Столь масштабных изменений богослужения в истории Русской Церкви не было ни до этого, ни после. И вряд ли они случатся когда-либо еще: настолько сильно потряс все общество последовавший из-за этих изменений раскол, который не преодолен до настоящего времени.

Название «церковная реформа Никона» встречается в учебниках для школы и вуза, хотя более правильное название происшедшего – не «церковная» (то есть касающаяся Церкви, как организации), а богослужебная, или литургическая реформа – ибо изменения касались только богослужения, а не всего церковного устройства.

Когда проводилась реформа

Начало изменений относится к 1653 г., активная фаза «книжной справы» завершается к 1666 г., хотя отдельные богослужебные книги продолжают править даже в 1680-е гг.

Каковы были причины, цели и методы проведения преобразований

Хотя реформа расколола не только Церковь, но – все общество, создала современную редакцию богослужения, сильно отличающуюся от так называемой «дониконовской», о том, что стало причиной богослужебных изменений, чего хотел достичь реформатор и даже – о методах достижения этой цели, совершенно нет ясности. При этом официальная церковная позиция по поводу причин и цели реформы, конечно, имелась. Вот только вопросов по ней с самого начала было больше, чем ответов:

  • существовало мнение, что русские богослужебные книги «испорчены» переписчиками начиная с X в., когда на Русь пришло христианское богослужение; в результате якобы возник «неправильный» текст, который необходимо «исправить», что и было целью реформы; однако современные литургисты хорошо знают, что никакого «идеального» греческого текста не существовало никогда: как у византийцев, так и на Руси богослужение сочетало различные местные традиции и уставы; так, на Руси одновременно действовали Уставы Великой церкви Св. Софии (многие предполагают, что именно его принес на Русь князь Владимир Святой), монашеский Студийский, а с XIV в. – другой иноческий, Иерусалимский; в Византии разнообразие Уставов было больше; понятно, что не было и единообразных богослужебных текстов;
  • теперь эти тексты предстояло создать – однако при этом, впервые в русской церковной истории, богослужебные книги прошлых лет объявлялись «не истинными» и даже «неправославными»; тексты, по которым служили Киево-Печерские преподобные, св. Сергий Радонежский теперь подлежали уничтожению; это вызывало законные вопросы церковного народа, ответы на которые никто так и не дал;
  • методом работы был новый объявлен новый перевод греческих рукописей X в. на славянский язык: ни много, ни мало, справщики собирались повторить подвиг свв. Кирилла и Мефодия; но… не повторили: русский литургист начала XX в., А.А.Дмитриевский, установил, что никакие старинные греческие рукописи не использовались справщиками; зато новые богослужебные тексты и обряды действительно соответствовали греческой практике – только XVII, а не X в.; так что за текст создавали реформаторы и, главное, зачем?

И на этот вопрос ответа не просто не было: сами попытки, например, священнослужителей, поднять проблему целесообразности реформы, ее реальных целей – пресекались не просто через запрещении в служении, но – через лишение сана, ссылки недовольных, заключение. Новые богослужебные книги не принял целый монастырь, притом – один из самых уважаемых, Соловецкий. Недовольство иноков было подавлено при помощи войск (Соловецкое восстание продолжалось 1668 по 1676 гг., а несогласие в реформой впервые было высказано монахами сразу после ее начала, в 1654 г.). Таким образом, репрессии, наряду с сомнительным «исправлением» текстов тоже могут считаться методом проведения реформы.

Роль царя в проведении реформы, его отношение к ней

Церковная реформа Никона

Патриарх Никон и Алексей Михайлович

Царь Алексей Михайлович, второй правитель династии Романовых, был человеком противоречивым:

  • с одной стороны, он был знатоком богослужения, понимая его нюансы не хуже любого священника, не пропускал ни одного праздника, совершал паломничества;
  • вместе с тем, при нем при дворе появился театр, стала выходить светская газета «Куранты»; государь явно тяготел к европейскому образу жизни, его сын, царевич Петр (будущий Петр I) с детства играл занимательными игрушками, произведенными в Польше, Голландии; есть мнение, что причиной активной поддержки реформы царем было вхождение в состав России Украины с ее особой, тяготеющей к Западу, богослужебной практикой; здесь давно крестились тремя перстами, а богослужебные книги еще в 1646 г. стали единообразными благодаря митрополиту Петру Могиле;
  • и уж вовсе не подлежит сомнению, что царь был «автором» репрессивной политики в отношении противников реформы; ведь Церковь просто не имела для подобного ни сил, ни средств, да и желания; казни, ссылки «староверов», не принявших «новые книги» были делом светской, а не духовной власти.

Хроника событий

Начало реформированию было положено незадолго до Великого Поста 1653 года, когда московские храмы получили некий документ, называемый современниками «Памятью» Патриарха Никона. Сам он до сих пор не найден историками, однако, со слов ряда священников, прежде всего, служившего при Казанской церкви на Красной площади протопопа (теперь бы сказали — протоиерея) Аввакума, суть «Памяти» сводилась к:

  • изменению формы сложения перстов для крестного знамения с «двоеперстия» на «троеперстие»; при этом имелось широко известное решение Стоглавого собора (1551 г.), утверждавшего двоеперстие, как общепринятую форму крестного знамения, а его замена на троеперстие была личной акцией Патриарха, тогда еще не подкрепленной соборным определением;
  • отмене 12 земных поклонов во время главной покаянной молитвы Великого Поста, св. Ефрема Сирина; до настоящего времени православные кланяются в пояс, а не «земно».

Характер изменений, их направление вызвали недоумение священства, верующих, но более никаких новшеств в церковную практику пока не вносили.

Новым этапом стал Собор 1654 г., который благословил начало «книжного исправления» по греческим текстам времени Крещения Руси – по крайней мере, так было заявлено. После этого до 1666 г. была создана новая «никоновская» редакция большинства богослужебных книг – притом, что в прежние годы на справу одной только книги уходило до нескольких лет. Несогласные с реформированием появились сразу.

Почему возникали протесты

Большая часть возражавших Патриарху были иереями или монашествующими. Это были люди, досконально знавшие богослужение и глубоко любившие его. За этими духовными лидерами стояли так же настроенные миряне, глубоко чтившие церковную службу. Это о таковых написано в «Катехизисе», вышедшем в Москве в 1646 г.:

«Первое на всякий день по обычаю христианскому, подобающее благочестие, еже любослушати пения в церкви, или самому отправити усердне якоже се, утреню часы, вечерню, и павечерню. А где случится быти и святей литургии, то и болшее слушати, наипаче же во дни праздничныя, и неделныя. В онь же егда святыя литургии христианин не слушает, здрав сыи и не в пути, наипаче же егда церковь близу есть, смертно согрешает».

Люди с таким устроением не понимали и не принимали:

  • методы реформы, когда нововведения, противоречившие прежним соборным решениям, навязывались без объяснения причин;
  • поспешность «справы», которая сопровождалась массой ошибок.

Интересный факт

Вот одна из наиболее «резонансных»: противники Патриарха не раз указывали на несообразный текст никоновской редакции одной из молитв на освящение воды в Таинстве Крещения, где слова «да не снидет со крещаемым дух лукав…» были заменены на «да не снидет со крещаемым, молимся Тебе, Господи, дух лукавый…». С учетом так называемого «принципа строки», когда, как известно, в богослужебной практике текст произносится монотонно, без выделения голосом слов или знаков препинания, молитва, как говорили старообрядцы, звучала как «неведомо какая волшебная».


В целом же количество ошибок было таково, что только Служебник выдержал несколько изданий за 2-3 года, при этом прежние издания уничтожались «за неисправность речей». И это также производило тягостное впечатление на людей.

Были и более глубокие причины недовольства: изменившиеся смыслы целого ряда текстов. Недаром противники реформы именовали себя «староверами», имея ввиду, что Патриарх Никон, изменяя богослужение, коснулся основ веры. В некоторой степени так и было.

Очень характерна установленная многими исследователями реформы повсеместная замена, казалось бы, незначительная, форм прошедшего времени глаголов с аористной (означающей только что случившееся событие: «воскресе», «прииде», «спасе») на перфектную (о давно завершенном событии – со вспомогательным глаголом, например, «воскресл еси» или «пришел если»). При этом «давно завершенными» оказались в текстах события Священной истории, особенно – Евангельские. Сознание людей, привыкших трепетно переживать каждый момент богослужения, не смогло этого принять.

Результаты

Какими бы ни были намерения реформаторов, последствия их действий оказались удручающими: Русская Церковь, дотоле не знавшая даже сколько-нибудь массовых еретических движений, оказалась расколота надвое. Катастрофически упал ее авторитет в обществе, ослабла позиция в отношениях с государством, которое, между тем, становилось все более светским, активно двигаясь к абсолютной монархии, где не было места иному, кроме царя, центру власти, а значит – Патриаршеству. Сын царя Алексия, Петр, отменит его в 1721 г., пока же «событием дня» стал церковный суд над главным реформатором.

Жизнь Патриарха Никона до и после реформы

Патриарх Московский и всея Руси Никон

Патриарх Московский и всея Руси Никон

Никита Минов – как звали Предстоятеля в миру – рано, с юности, начал помышлять об иночестве, он – постриженник Соловецкой обители, духовный сын прп. Елеазара Анзерского. В то же время – даровитый церковный администратор, ревнитель о благолепии храмов, богослужения. Именно эти качества позволили Никону сначала стать Новгородским митрополитом, после – по инициативе царя Алексия – занять и Патриарший престол. «Собинный друг» государя, сам именовавшийся «великим государем», он проводит реформу при его полной поддержке.

А в 1658 г. – оставил престол из-за разногласий с царем, все нараставших по мере падения авторитета и развития раскола Церкви.

Реформа Никона

Сергей Милорадович. «Суд над патриархом Никоном». 1885.

Собор 1666 г. утвердит все богослужебные нововведения, отлучит от Церкви «крестящихся двоеперстно», но при этом – лишит опального Предстоятеля не только Патриаршества, но вообще священного сана. В 1681 г. он умрет «монахом Никоном», лишь позже Церковь начнет все-таки поминать его как Патриарха.

Религиозный раскол, старообрядчество

По данным позднейших исследований, от Церкви после реформы отошло до 30% верующих: пусть не великих подвижников, но благочестивых христиан, глубоко любящих богослужение. Эти человеческие потери были невозвратимы. Так появилось так называемое старообрядчество, называвшее себя староверием. Гонения на эту часть общества привели к закрытости старообрядцев от общества, удалению их за границу или в Сибирь. Нарастали апокалиптические настроения, ожидание конца света – тем более, что год отлучения от Церкви старообрядцев, 1666 от Р.Х. содержал упоминавшееся Откровением Иоанна Богослова число 666.

Последующие столетия старообрядцы отходили от Церкви все дальше, раскалывались на различные толки, согласия. Когда Поместный Собор 1971 г. отменил «клятвы» на «старые обряды», создав условия для воссоединения их с Церковью, желание воссоединяться давно пропало. Сейчас перспективы преодоления раскола можно оценить скорее скептически.

Как оценивают современные церковные историки реформу патриарха Никона

Изучение реформы более столетия было «подцензурным» делом. Власти светские и церковные занимались «борьбой с расколом», а не его преодолением. Лишь после первой российской революции 1905-1907 гг., когда впервые заговорили о свободе совести, выводе старообрядчества из-под запрета, стали появляться первые исследования реформы. Это работы И.Д.Мансветова, А.А.Дмитриевского, И.А.Карабинова.

Но не за горами был памятный 1917 г. и новые запреты на изучение религии вообще, не говоря об истории богослужения. Так историки постепенно сосредоточились на действующем старообрядчестве, появились тысячи работ о его жизни, традициях… и почти ничего о реформе, спровоцировавшей раскол.

Ситуация начала меняться не ранее начала 2000-х. Однако, к этому времени:

  • давно потерялся контакт светских ученых и богословов – до совсем недавнего времени теология даже не признавалась научной специальностью;
  • историки попросту не знали, как именно подходить к изучению богослужебных текстов.

К настоящему времени о реформе известны только несколько исторических работ. Это книга священника храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино (г. Москва) протоиерея Георгия Крылова о «справе» Богослужебных Миней, работа А.В.Вознесенского «К истории славянской печатной Псалтири». Все они посвящены историческому аспекту справы – источникам, с которыми работали реформаторы, объему исправлений, личностям самих справщиков.

Другим аспектом реформы, смысловым, занимается автор этих строк. Здесь предмет изучения – влияние «исправленного» текста на сознание верующих, причины раскола. В 2018 г. из печати вышла монография «За единый Аз…»: книжная справа при Патриархе Никоне и церковный раскол».

Среди современных точек зрения на реформу:

  • представление о ее обусловленности постепенной секуляризацией сознания людей, желанием сократить длинные службы;
  • точка зрения о попытке выйти из далеко зашедшего духовного кризиса, преодолеть влияние светской культуры за счет воздействия на сознание людей через трансформацию любимого ими богослужебного текста и обряда – очень в духе Патриарха Никона, желавшего видеть быстрый результат; особенно характерно здесь перстосложение: вежь «двоеперстие» (соединение «указательного и великосреднего» перстов) символизирует Божество и Человечество Христа, а «троеперстие» – всю Святую Троицу, как бы предлагая верующему осмыслить участие всех Ее Ипостасей в нашем спасении. Вот только подобное осмысление – уровень прп. Андрея Рублева, на который предлагают одномоментно подняться тысячам совсем не готовых людей.

Все эти и другие позиции с полным правом могут быть названы «версиями» событий, поскольку «исправление» большей части богослужебных книг остается неизученным.

Так что же думает о реформе современная наука? Увы, пока ничего определенного. Современные исследователи идут методом проб и ошибок, а до сих пор расколотая Церковь почти 400 лет не знает причин случившегося.

Автор: Наталья Сазонова

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Реформы патриарха Никона – ряд изменений, которые были внесены в русские богослужебные книги, обряды с целью приведения их в соответствие с греческими канонами середины XVII века. Результатом реформ стал раскол Русской православной церкви (далее РПЦ) и появление старообрядцев, духовных и светских лиц, не принявших изменений.

Патриарх Никон

Предыстория реформы

Примерно с начала XVI века появились предпосылки к будущим церковным изменениям. Русские богословы стали вести споры о том, какого порядка в богослужении следует придерживаться. На северо-востоке Руси, где формировалось и развивалось Московское государство, был распространен канон, которого придерживались в Константинополе в эпоху Крещения Руси: двоеперстие, сугубая аллилуйя, посолонь (движение крестного хода по часовой стрелке). В Иерусалиме, на Афоне, в Великом княжестве Литовском, а также в землях Новгорода Великого и Пскова получили распространение обряды, появившиеся у греков в XIII веке: троеперстие, трегубая аллилуйя, противосолонь.

Вопрос об унификации московских и греческих обрядов поднимался на Стоглавом Соборе 1551 года, во время правления Ивана Грозного, но из-за возникших споров его решение отложили. Позже Москва обзавелась своим патриаршим престолом и патриархом, который противопоставлял себя грекам-униатам, и пережила период Смуты. Только ко второй половине XVII века вопрос о церковных обрядах стал подниматься вновь. Сторонников унификации с греческими обрядами к этому времени стало значительно больше.

Причины проведения церковных реформ

Причинами, которые привели к реформам, стали:

  • оживление отношений с восточными православными церквями, произошедшее при патриархе Филарете;
  • усиление позиций РПЦ и московского патриаршего престола, необходимость его большей легитимации;
  • отсутствие единообразия внутри самой РПЦ (в епархиях чин богослужения проводился по-разному)
  • распространение в Московии грекофильства (сам царь, Алексей Михайлович Романов, был убежденным грекофилом и не раз изъявлял желание привести русские обряды в полное соответствие с греческими);
  • усложнение геополитической обстановки: присоединение Малороссии, которая находилась под покровительством патриархата из Константинополя, и обострение отношений с Османской империей;
  • появление и распространение идеи «освобождения» Константинополя и объединение его с Московским царством (это связано с укоренением концепции «Москва – третий Рим» и со взглядом царя на себя как на наследника византийских кесарей, защитника православной веры).

Интересно. Поместные патриархи Паисий и Афанасий призывали московского царя начать войну с Турцией, освободить Константинополь и занять престол.

Поводом к началу работ по унификации стала дошедшая до патриарха Никона информация о том, что на Афоне произошло беспрецедентное событие: монахи сожгли изданные в Москве богословские книги, посчитав их еретическими. Патриарх иерусалимский Паисий, официально осудивший этот случай, упомянул все же, что московские книги «погрешают» в чинах и обрядах.

Царь Алексей Михайлович и Никон

Царь Алексей Михайлович и Никон

Первые изменения

Основные идеи церковных реформ «родились» и обсуждались в «Кружке ревнителей благочестия», куда входил и будущий патриарх, и сам царь Алексей Михайлович. «Ревнители» решили, что главной целью их деятельности будет приведение всех канонов и чинов церкви в полное соответствие с греческими. Также они добивались:

  • усиления значения церкви в жизни общества;
  • улучшения внутрицерковных нравов;
  • преобразования церкви с учетом интересов вновь присоединенных к государству народов;
  • более качественной подготовки священнослужителей.

Фактически главными инициаторами будущих реформ стали Никон и Алексей Михайлович.

Патриарх Никон

Патриарх Никон

Уже в конце 40-ых годов, при патриархе Иосифе, правку церковных книг начали делать с греческих, а не древнеславянских оригиналов. Справщиками работали киевские монахи, хорошо понимавшие греческие тексты, во главе с переводчиком Арсением Греком.

В феврале 1651 года между царем и патриархом произошел конфликт по поводу введения в богослужение «единогласия» вместо «многогласия» (чтение в храме в одно время одной молитвы, одного псалма, одного восхваления, а не множества). Собор, созванный в 1649 году, занял сторону Иосифа и сохранил «многогласие», но царь отменил это решение. Алексея Михайловича поддержал константинопольский патриарх Парфений. Собором 1651 года официально было введено единогласное церковное пение.

После смерти Иосифа в 1652 году и восшествия на патриарший престол Никона, справщики продолжили свою работу, а новый глава Церкви приступил к изучению документов об установлении в Москве патриаршества. Он сравнивал русские и греческие оригиналы Символа Веры, Служебников и нашел в них значительные расхождения. Это ускорило начало реформ.

Главные черты и содержание реформы Никона

В 1653-1654 годах была проделана значительная работа и определены основное содержание и основные направления реформ:

  • исправление русских церковных книг по греческим оригиналам («Книжная справа»; одно из положений касалось написания имени Христа: Исус заменили на Иисус);
  • замена двоеперстия трехперстным крестным знаменем;
  • отмена земных поклонной и «метаний»;
  • проведение церковных ходов противосолонь;
  • введение трегубой аллилуйи вместо сугубой;
  • изменение обряда евхаристии, в частности в вопросе количества и начертания печатей на них;
  • изменение канонов иконописи (только с трехперстным крестным знаменьем);
  • введение в практику написания проповедей «от себя» по образцам, предложенным патриархом.

Интересно. Богословы, изучавшие саму суть церковных изменений, не раз обвиняли патриарха в «папизме». Никон, искренне считавший себя истинно верующим, обвинения отвергал, но подчеркивал, что у Рима есть чему поучиться.

Реализация реформы

В 1653 году Никон инициировал начало реформ, заменив двоеперстие троеперстием, а земные поклоны в начале богослужений поясными.

Никон Патриарх Московский

Дальнейший ход реформ и их реализация проходили под эгидой церковных Соборов, проводившихся с завидной регулярностью (таблица).

Собор (дата) Основные решения (кратко)
1654 год Официально начата «книжная справа» – исправление всех церковных книг по греческим и славянским рукописям.
1655 год Утверждение текста нового Служебника по греческому образцу 1602 года. Продолжены споры по троеперстию и обрядам.
1656 год Официально осуждено двоеперстие.
1666-1667 год (Большой московский церковный Собор) Окончательно трансформировались обряды, чины и книжные каноны. Объявлены раскольниками и критиками все противники изменений.

Интересно. Необходимо отметить, что Большой московский Собор проходил уже без патриарха Никона, который за свои политические устремления («священства выше царства») был «извержен из священства», лишен чина и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Но его реформы, поддерживаемые теперь царской властью, продолжали осуществляться, начавшийся процесс уже было не остановить. После Большого Собора, который провел Алексей Михайлович, Россия оказалась на грани религиозной войны.

Реакция народа на церковный раскол

Уже в 1653 году протопоп Аввакум, ярый противник церковных реформ, оказался в заточении в Андрониевском монастыре. Никон настаивал на его казни, но Алексей Михайлович приказал послать протопопа в Тобольск. В 1656 году гонениям подвергся епископ Павел Коломенский, который был заключен в Хутинский монастырь, где и был убит.

Протопоп Аввакум и Никон

В 1667-1668 годах в Соловецком монастыре, монахи которого отказались от принятия реформы, началось восстание. На протяжении долгого времени монастырь находился в осаде. Только в 1676 году его удалось взять, четыреста староверцев было казнено; в 1671-1675 годах сопротивление религиозным нововведениям оказывала Феодосия Морозова, представительница одной из шестнадцати самых влиятельных и родовитых семей государства. Она, ее сестра и многие сподвижники были казнены или замучены в тюрьмах.

В дальнейшие годы раскол только усиливался. В 1682 году в Пустозерске был сожжен в срубе Аввакум с товарищами по заточению. В этом же году взбунтовались стрельцы-старообрядцы, после чего царева Софья, исполнявшая функции регента при малолетних братьях, издала указ, по которому раскольников официально стали преследовать за веру.

Старообрядчество охватило все сословия Московского государства. Приверженцы старой веры прятали книги старого образца, уходили в Сибирь и заволжские леса, строили тайные скиты. Они искренне верили в то, что наступает конец света, что Никон и царь есть «воплощение антихриста», «два рога его». Появилась идея «очищения огнем», исходя из которой спастись могли только мученики. Многие старообрядцы добровольно сжигали себя ради обретения этого «спасения».

Интересно. Исследователи считают, что раскол как церковное явление наиболее ярко проявился уже после самовольного ухода с патриаршей кафедры Никона в 1658 году. Лидеры старообрядчества воспользовались периодом междупатриаршества: начали нападать на Церковь, привлекать в свои ряды сторонников, искали покровителей в среде высшей аристократии, то есть патриарх был виновен в расколе, но участия в дальнейших гонениях на старообрядцев, естественно, не принимал. Итогом действий старообрядцев стало лишь ужесточение государственной политики в отношении них.

Последствия церковной реформы

Результатом проведения церковных реформ стало следующее:

  • централизация РПЦ;
  • унификация богослужения, иконописи и богослужебных текстов;
  • «возъединение» РПЦ с четырьмя ведущими поместными Церквями;
  • усиление контроля над деятельностью духовных лиц и верующих;
  • развитие церковного образования;
  • раскол (как следствие противоречий в среде церковных иерархов и неготовности части населения к нововведениям).

Екатерина II

Екатерина II

На протяжение всего XVIII века старообрядцы подвергались гонениям. Екатерина II, считавшая Никона предателем, посягнувшим на власть государя, приняла ряд указов, которые облегчили положение древлеправославных. При Николае I появилась Русская православная старообрядческая церковь, а при Николае II старообрядцы были уравнены в правах с другими неправославными христианами империи. Последствия никонианского раскола ощущаются до сих пор, хотя в условиях веротерпимости РПЦ, РПЦЗ и РПСЦ нашли точки соприкосновения и активно взаимодействуют.

Оценка церковных реформ

Причины непринятия реформ Никона частью населения вполне оправданы. С позиции истории, РПЦ формировалась на кирилло-мефодиевской традиции, в основе которой было усвоение христианства с учетом национального перевода священных текстов и богословских рукописей. Никон же использовал в качестве «первоисточников» неаутентичные новогреческие или униатские тексты, написанные уже после того, как Византия сначала пала под ударами турков-османов, а потом подверглась еще и униатской трансформации, частично объединившись с Римом.

Оценка церковных реформ

Вероятно, оценка и характеристика некоторых историков сущности никоновских реформ верна: они носили не столько религиозный, сколько политический характер. Патриарху было важно укрепить собственную власть и, возможно, добиться от Алексея Михайловича решения о войне с Турцией (если царь мечтал о престоле басилевсов, то Никон видел себя Вселенским патриархом). Именно поэтому он еще в 1654 году «отмахнулся» от слов константинопольского патриарха Паисия о том, что обрядность – незначительная часть религии, что различия в обрядах не является нарушнием догматов, или ересь, что поместные церкви могут отличаться друг от друга порядком и особого значения этому придавать не следует.

Никон, прикрывшись собственным мнением о том, что благочестия и обрядность есть тождественные понятия, пошел путем насильственного насаждения новых порядков, пытаясь стать «великим государем», как его предшественник Филарет. Своей цели он не достиг, зато проведенные им реформы смогли расколоть христианский мир России на несколько сотен лет.

Историография:

  1. Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт XVII века, 1994 год.
  2. Крамер А. В.Раскол русской Церкви в середине XVII в, 2011 год.
  3. Петрушко В. И.История Русской Церкви. Первый патриарший период (конец XVI—XVII в.), 2020 год.

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для Русской православной церкви Смута стала временем трудностей и лишений.

Среди духовенства были различные взгляды на судьбу России и православной церкви. К середине XVII века разногласия в церковной жизни ещё более усилились. Патриархом Никоном была проведена церковная реформа, которая изменила обрядовую сторону православия и привела к расколу как самой Церкви, так и к расколу верующих на никониан и старообрядцев.

Во время Смуты некоторые представители священнослужителей поддерживали самозванцев. Но всё-таки большая часть духовенства осталась верна Родине.

На Церковном соборе 1619 года новым патриархом Московским и всея Руси был избран Филарет (Фёдор Никитич Романов). При нём значительно укрепилось положение церкви в государстве. Являясь отцом царя, Филарет стал соправителем Михаила Фёдоровича. Благодаря Филарету укрепились авторитет и власть царя Михаила Фёдоровича.

Но в то же время многие сложные церковные вопросы так и остались нерешёнными. Не смогли с ними разобраться и преемники Филарета — патриархи Иосаф I и Иосиф.

К середине XVII века разногласия в церковной жизни всё более усиливались.

Вызывали вопросы русские церковные книги. На протяжении многих веков они переписывались от руки. В итоге они мало соответствовали оригиналу и содержали много описок и искажений текста. Обряды, которые использовались во время церковных служб, тоже начали вызывать сомнения.

В 1652 году главой церкви был избран новгородский митрополит Никон. В 1653—1655 годах им была проведена церковная реформа.

В соответствии с этой реформой крещение двумя пальцами заменялось на крещение тремя пальцами, на смену земным поклонам вводились поясные, церковные книги и иконы исправлялись по греческим образцам. Однако широкие слои населения были не согласны с такими переменами.

В 1654 году был созван Церковный собор. Его участники приняли реформу, но предложили привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Вскоре после реформ Никон обратился к Алексею Михайловичу с предложением разделить с ним управление государством. Однако Алексей Михайлович не пожелал ни с кем делить свою власть. Отношения между царём и патриархом разладились.

В 1666 году был созван Церковный собор, чтобы провести суд над Никоном.

На суде Алексей Михайлович дал понять, кто всё-таки является главой государства.

Участники собора высказались в поддержку царя и осудили Никона. Он был лишён сана патриарха и отправлен в монастырь на вечное заточение.

Также на соборе высказались в поддержку церковной реформы, а все несогласные с ней были преданы проклятию. Приверженцев прежних церковных обрядов и обычаев стали называть «старообрядцами».

Реформа патриарха Никона и Собор 1666−1667 годов положили начало расколу в Русской православной церкви.

Самым видным деятелем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров). Аввакум считал, что за основу православной веры следует брать русские первоисточники, поэтому он отвергал реформы патриарха Никона.

Он вёл борьбу с церковной реформой и проповедовал старообрядческие идеи и принципы. По царскому указу 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.

После церковного раскола впервые в истории России по стране прокатились массовые религиозные выступления. Они продолжались вплоть до конца XVII века.

Среди приверженцев старых традиций и обрядов были представители различных слоёв населения. Протест старообрядцев принимал различные формы: самосожжение, голодная смерть, уклонение от повинностей, неподчинение властям, вооружённое сопротивление царским воеводам.

Самыми крупными вооружёнными выступлениями старообрядцев были Соловецкое восстание 1668−1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 1670—1680-х годах.

Последним событием царствования Алексея Михайловича стало жестокое подавление его воеводами Соловецкого восстания.

Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм сопротивления народа против притеснения властей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда для штамповщика на прессах холодной штамповки
  • Adobe premiere pro 2020 руководство
  • Чай байкал сибирское здоровье инструкция по применению
  • Руководство по мфу pixma
  • Testo 175 h1 руководство по эксплуатации