В составе руководства школы

Управление современной школой: какой должна быть команда


Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

07 марта 2018

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

Обязанности:

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

Обязанности:

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

Обязанности:

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Читайте также:

  • Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность
  • Цифровые технологии. Опыт внедрения и применения в школе
  • Геймификация в образовании

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.    


Принципы работы современного коллектива педагогов:   

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату         

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:

  • Минимальный: «Я могу объяснить летоисчисление, назвать важные черты нашего столетия, сравнить современность с ближайшим прошлым».
  • Средний: «Я различаю эпохи человеческого развития, могу объяснить предпосылки для возникновения определенной культуры».
  • Высокий: «Я могу описать различия и сходства между историческими периодами разной протяженности, даже если они не следуют друг за другом, могу проводить и документировать историческое исследование».  

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

Обновлено: 20.05.2023

Основной круг обязанностей включает в себя общее руководство деятельностью учреждения, создание условий для организации учебно-воспитательного процесса.

  • осуществление руководства образовательным учреждением в соответствии с законодательством РФ и уставом школы;
  • руководство образовательным процессом и административно-хозяйственной работой образовательного учреждения;
  • утверждение учебных программ и планов, годовых календарных учебных графиков;
  • руководство разработкой программ развития образовательного учреждения, поправок в устав и другие локальные акты школы;
  • определение структуры управления образовательным учреждением и штатного расписания;
  • планирование, координация и контроль деятельности структурных подразделений школы;
  • прием на работу сотрудников, расстановка педагогических кадров;
  • определение должностных обязанностей работников школ;
  • создание условий для повышения профессионального мастерства педагогических кадров;
  • стимулирование инициативы работников и поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
  • организация работы по формированию контингента учащихся;
  • обеспечение социальной защиты работников и учащихся школы;
  • организация опеки и попечительства школьников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их законных прав и интересов;
  • обеспечение взаимодействия школы с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью и родителями обучающихся (лицами их заменяющими);
  • руководство работой заместителей директора школы;
  • обеспечение рационального использования бюджетных и внебюджетных ассигнований;
  • представление школы в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, организациях и учреждениях;
  • организация учета хранения школьной документации, обеспечение сохранности и пополнения учебно-материальной базы, соблюдения правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда;
  • руководство деятельностью педагогического совета;
  • организация работы по реализации образовательных программ в соответствии с учебными планами и графиками учебного процесса;
  • работа по обеспечению качества образования учащихся, соблюдению прав и свобод обучающихся и работников школы;
  • руководство аттестационной комиссией в ходе итоговой аттестации выпускников 11-х классов.
  • осуществление контроля за состоянием медицинского обслуживания обучающихся.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Основной круг должностных обязанностей включает в себя решение общих проблем управления образовательным процессом в школе, исполнение обязанностей директора в его отсутствие.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Основной круг должностных обязанностей включает разработку содержания образования в школе, его учебного, программного, методического и дидактического обеспечения, организацию учебно-методической работы педагогического коллектива.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

Выше перечислены обязанности директора и заместителей директора по учебно-воспитательной работе. В приложениях Вы можете ознакомиться с обязанностями заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по административно-хозяйственной работе, социального педагога. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).

Управление школой осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года » Об образовании Российской Федерации».

Управление школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия.

В основу положена пятиуровневая структура управления.

В школе созданы органы ученического самоуправления, ученические организации. Органы ученического самоуправления действуют на основании утвержденных Положений.
Органы школьного самоуправления, их функции и полномочия:
Формами самоуправления школы являются:

  • Совет школы,
  • Общее собрание трудового коллектива,
  • Педагогический совет,
  • Родительский комитет.

Общее руководство школой осуществляет выборный представительный орган – Совет школы, который состоит из представителей трудового коллектива – 2 человека, обучающихся третьей ступени –1 человека, родителей – 1 человека, общественности – 1 человек. Члены Совета школы выбираются на общих собраниях родителей, учащихся 9-11 классов, сотрудников школы.
Деятельность Совета школы регламентируется Уставом и Положением о Совете школы.

Совет школы:

  • определяет стратегию развития школы;
  • утверждает основные направления развития школы;
  • разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;
  • ведает вопросами этики и гласности;
  • контролирует расходование средств, являющихся собственностью школы;
  • утверждает отдельные локальные акты, регулирующие деятельность школы;
  • заслушивает отчеты директора о работе школы;
  • создает временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям работы школы, устанавливает их полномочия;
  • участвует в разработке и согласовывает локальные акты школы, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам школы, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников школы;
  • осуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Совете школы.

Заседания Совета школы созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
Решения Совета школы принимаются открытым голосованием.
Решения Совета школы являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава и за них проголосовало не менее двух третей присутствующих.
Решения Совета школы, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации и всех членов трудового коллектива школы.

Общее собрание трудового коллектива

Трудовой коллектив школы составляют все граждане, участвующие своим трудом в ее деятельности на основе трудового договора.
Полномочия трудового коллектива школы осуществляется общим собранием трудового коллектива.

Общее собрание трудового коллектива:

  • рассматривает и принимает Устав школы, изменения и дополнения, вносимые в него;
  • заслушивает отчет директора о работе школы;
  • утверждает план развития школы;
  • рассматривает и принимает Правила внутреннего трудового распорядка, другие локальные акты, принимает решение о заключении коллективного договора;
  • рассматривает и утверждает кандидатуры на представление педагогических работников к государственным и отраслевым наградам.

Общее собрание трудового коллектива проводится не реже 2-х раз в год.
Решения общего собрания трудового коллектива являются правомочными, если на нем присутствовало не менее 2/3 состава и за них проголосовало не менее половины присутствующих.
Решения, принятые общим собранием трудового коллективом в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации, всех членов трудового коллектива.

Педагогический совет школы

Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется Педагогическим советом, в состав которого входят все педагогические работники школы. Педагогический совет действует на основании Положения о Педагогическом совете, утвержденного Советом школы.

Педагогический совет школы:

  • рассматривает основные вопросы учебно-воспитательного процесса в школе;
  • разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;
  • принимает решение о переводе и выпуске обучающихся;
  • обсуждает и утверждает планы работы школы;
  • заслушивает информацию и отчеты педагогических работников школы и представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой, по вопросам образования и воспитания обучающихся; о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима школы; об охране здоровья и труда обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы;
  • принимает решения об исключении обучающихся из школы в установленном законом порядке;
  • осуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Педагогическом совете.

Педагогический совет созывается по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.
Для ведения протокола и организации делопроизводства из числа педагогов избирается секретарь Педагогического совета.
Председателем Педагогического совета является директор школы.
Решения Педагогического совета являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава, принимаются открытым голосованием, большинством голосов и являются обязательными для всех участников образовательного процесса.
Решения Педагогического совета оформляются приказом директора школы. Организацию выполнения решений Педагогического совета осуществляет директор школы.

Структура методической работы

В школе работают четыре методических объединения:

  • предметов естественно-математического цикла
  • предметов гуманитарного цикла
  • начальных классов
  • МО классных руководителей.

Руководители методических объединений входят в состав Методического совета школы.
Создана достаточно обширная копилка учебно-методических материалов.
Учителя школы принимают активное участие в разработке олимпиадных заданий, в работе районных МО, выступают с докладами.
Творческие группы учителей традиционно совместно готовят материалы для участия в конкурсах различного уровня.
По всем учебным предметам реализуется базовый уровень обучения учащихся. Все учителя имеют необходимую методическую литературу по своему предмету (стандарты, календарно-тематические планы, поурочные планы, разработки уроков в нетрадиционной форме, разработки внеклассных мероприятий по предмету и т.д.). Все учащиеся обеспечены учебниками и необходимыми учебными пособиями. Учащиеся из неблагополучных семей получают бесплатные учебники в школьной библиотеке. Фонд школьной библиотеки позволяет организовать учебно-воспитательный процесс на хорошем уровне.

Управления и ведомства

Сегодняшнюю статью хочу посвятить работникам школы. Кто важен для школьной работы? Конечно же, это учитель, классный руководитель, родители, ученики (нажмите на любую из перечисленных категорий, и вы узнаете права и обязанности каждого из них). Но про кого же мы забыли и всё еще не рассказали? Хотите узнать, чем должен заниматься завуч и директор школы? Вот сейчас этим и займёмся.

завуч и директор школы
Чем занимается завуч в школе

Заместитель директора по учебной работе — лицо не менее важное, чем директор. Иногда даже он становится важнее, если последний по своим личностным качествам уступает своему заместителю.

1. Ответственность завуча

Подслушано в другой школе

Слышала от учителя, работающего в гимназии, что их администрация очень строго следит, чтобы никакие деньги с родителей не сдирались. Точно не знаю, бюджет гимназии намного превышает бюджет обычной общеобразовательной школы или нет, но директор или завуч там молодец. Повезло учителям этой гимназии и родителям тоже.

Заведующий учебной частью несет ответственность за все происшествия, которые происходят в стенах и рядом со школой. Расписывать подробно не буду про ответственность за безопасность, нарушения трудового распорядка и т.д. Это уже не так важно для родителей.

Нужно знать, что любые конфликты, претензии, школьные проблемы нужно решать через этого человека. Это его обязанность и в большинстве случаев он заинтересован в их благоприятном исходе для вас и школы.

2. Какие обязанности и полномочия имеет завуч

1. Выбирает программы, учебники, воспитательные модели, по которым учится школа (какие предметы будут дополнительно изучать ваши дети, тоже выбирает он).
2. Руководит педагогической деятельностью учителей, классных руководителей, психологов, библиотекарей и других педагогических работников, помогает им и т.д.
3. Составляет расписание занятий.
4. Контролирует образовательный процесс: проверяет журналы, отчёты о контрольных работах, проводит срезы, посещает уроки.
5. Принимает родителей по любым школьным вопросам, проводит беседы.
6. Следит, когда нужно отправлять педагогов на повышение квалификации.
7. Его забота – оснащать кабинеты школы современным оборудованием, учебными пособиями.
8. Следит, чтобы учителя вовремя выполняли учебный план.
9. Следит, чтобы ученики выполняли свои обязанности учащегося.

3. Права завуча

Их мало, но он:
1. Имеет право посещать любые занятия учителей в его школе.
2. Давать обязательные для выполнения распоряжения своим подчинённым.

Как я уже сказала, в школе может быть и больше одного завуча по учебной работе. В нашей школе один занимался «общественной деятельностью (принимал родителей, общался с отстающими детьми или с детьми с плохим поведением, занимался отбором кадров и т.д.), а второй – следил за правильным оформлением документов, заполнением журналов, готовил собрания педсовета и т.д.

Ещё в школе есть должность завуча по воспитательной работе, которую я называю так:

Завуч по развлекательной работе

Он тоже может посещать уроки учителей, но его деятельность больше направлена на внеурочные занятия детей: праздники, конкурсы, развлекательные мероприятия (но все они носят воспитательный характер).
Этому завучу подчиняются не учителя, а классные руководители. Именно к нему они могут обратиться за помощью при разработке классных часов, чаепитий и других мероприятий.
В конце каждой четверти классный руководитель сдает завучу по воспитательной работе отчёт, в котором пишет: сколько классных часов проведено и на какие темы, сколько родителей присутствовало на родительском собрании и какая была его тема, в каких мероприятиях участвовал класс, занял ли призовые места и прочее.

Подводя итог вышесказанному, скажу, что завуча по воспитательной работе в своей школе я очень редко заставала в своём кабинете. Она постоянно была то у педагогов-организаторов, то на каком-нибудь мероприятии, то на встрече с какими-нибудь организациями, то ещё где-нибудь. По сути это главный школьный тамада, у которого нет ни минуты свободного времени.

Чем занимается директор школы

Последнюю часть нашей статьи посвятим главному человеку в каждой школе – директору.

Чем он занимается:
1. Назначает и снимает с должности своих заместителей (по учебной работе, по воспитательной, по охране труда и т.д.)
2. Принимает на работу педагогических работников (хотя это может делать и завуч), следит за их деятельностью.
3. Может посещать любые уроки, проводимые учителями школы.
4. Назначает надбавки и прибавки к окладу работников школы.
5. Утверждает учебные планы, графики, расписание, педагогическую нагрузку учителей и графики отпусков.
6. Организует в школе питание, медицинскую помощь.
7. Занимается правильным распределением бюджетных средств (например, на покупку тех же унитазов).
8. Управляет имуществом школы (может, например, сдавать в аренду спортзал).
9. Должен сообщать о несчастных случаях в вышестоящие органы, родителям учащихся.
10. Запрещает проведение занятий, если возникла угроза здоровью обучающихся (например, вводит в школе карантин по гриппу).
11. Издает приказы и обязательные распоряжения работникам школы.
12. Привлекает к ответственности работников или учащихся школы.

Все жалобы, которые родители подают в школу, будут проходить через директора, и он будет нести за это ответственность.

За все недостатки и упущения, которые может выявить проверка, тоже будет нести ответственность директор. Любые спорные и проблемные вопросы, которые возникают у родителей, детей, учителей тоже проходят через директора. И это при том, что мы ещё не упомянули про жизнь, здоровье детей, выполнение программ и т.д. Директор – лицо школы и за всё отвечать ему.

Конечно, вышеописанные обязанности администрации школы не могут вам дать представление о том, какая же огромная ответственность лежит на плечах этих людей. Ведь от них зависит очень многое – кто будет учить ваших детей, в каких условиях они будут учиться, по каким программам и многое другое. В большинстве случаев, эти люди очень заинтересованы в том, чтобы сделать свою школу самым лучшим образовательным учреждением и им нужна ваша помощь. Где-то материальная (да, снова ваше нелюбимое), а где-то просто понимание и содействие.
Школа обязана выучить ваших детей, но без вас она не сможет их воспитать. Принимайте в обучении детей не последнее участие, тогда и жаловаться будет не на что.

Спасибо за внимание. Жду ваших откликов, замечаний, вопросов. Если не сложно – расскажите вашим друзьям об этом сайте – кликните на кнопки соцсетей. Узнавайте о выходе новых статей в наших группах ВК и ОДНОКЛАССНИКАХ. Будьте здоровы, до новых встреч.

(административно-управленческий персонал) группа работников школы, основной профессиональной функцией которых является управленческая деятельность. К ним относятся: директор, его заместители, помощники, секретарь, руководители филиалов, бухгалтер и др. Основная обязанность администрации школы – удовлетворение потребности образовательного учреждения и его внешней среды в осуществлении внутришкольного управления. Цели, функции, численность администрации школы зависят от типа, вида, размеров образовательного учреждения, его структуры, содержания образования и форм организации образовательного процесса и контингента учащихся (Российская педагогическая энциклопедия / ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993. – Т. 1: А–М. – 608 с.). Е. В. Коваленко

Найдено научных статей по теме — 1

Управленческая деятельность администрации школы для перевода общеобразовательного учреждения в режим

В работе представлены основные подходы к переводу образовательной системы в режим саморазвития.

Читайте также:

      

  • О победе киевского князя олега над греками в 6415 907 году 4 класс проект кратко
  •   

  • Расскажите о движениях протеста в годы английской революции что было общего и какие различия кратко
  •   

  • Тургенев ася краткое содержание и анализ
  •   

  • Дистанционная работа с родителями в детском саду план мероприятий
  •   

  • Что произошло в 1103 году на руси кратко

Степина Н.М. – заместитель директора по
УВР

Управление
образовательной

организацией.

Структура
управления.

                                            
2015г.

                                        Содержание:

1.Введение.

2.Система управления
образовательным учреждением:

2.1.Понятие управления
образовательным учреждением;

2.2.Функции управления
образовательным учреждением;

2.3.Общие и специфические
принципы управления образовательным учреждением;

3.Организационная структура
управления образовательным учреждением.

4.Организация и руководство
образовательным учреждением в современных условиях:

4.1.Личностные качества и
стиль управления современного руководителя;

4.2.Кадровая политика
образовательного учреждения.

5.Заключение.

6.Литература.

                                                     Введение

Управление образовательным
учреждением
— сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор
целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня
учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация
деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных
путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Управление школой
— это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на
рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в
учебно-воспитательном процессе с целью углублённого изучения учебных предметов,
нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к
сознательному выбору профессии.

Решение этих вопросов зависит
от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать новейшие
достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от
активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе. Решение
теоретических и практических задач управления образовательным учреждением
приобретает все больший вес в связи возрастанием роли и значимости защиты прав
и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных
структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного
влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание основ
организации и управления.

   Анализ литературы,
касающейся вопросов организации и управления, изучение опыта управленческой
деятельности показывают, что в настоящее время недостаточно внимания уделено
управлению именно образовательным учреждением, его качествам и эффективности
работы, требованиям, которые предъявляет к руководителю нему современное
интенсивно меняющееся общество.

  Так, выбранная тема «Управление
образовательной организацией. Структура управления» актуальна, так как
рассматривает основы и современные механизмы эффективного управления педагогическим
коллективом и имеет большую практическую значимость, которая заключается в
возможности улучшения условий педагогического труда учителей, повышения
эффективности управленческого процесса образовательного учреждения путем
совершенствования профессионализма руководителей школ и их заместителей.

Объектом изучения
является система управления образовательным учреждением.

Предметом 
процесс организации и управления образовательным учреждением и его влияние на
эффективность управления педагогическим коллективом.

В соответствии с целью,
объектом и предметом выдвигаются следующие задачи:

1. Изучить научную,
методологическую литературу, материалы СМИ по данному направлению;

2. Определить понятия
«Управление образовательной организацией . Система управления».

3. Выявить функции и принципы
управления образовательным учреждением;

4. Рассмотреть структуру
управления образовательным учреждением;

5. Охарактеризовать стили
управления образовательным учреждением и определить наиболее эффективный стиль
на современном этапе развития образовательного пространства;


                 Система
управления образовательным учреждением


                             
2.1 Понятие управления образовательным учреждением

Процесс управления всегда
имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения
определенных результатов.

Под управлением понимается
систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности (одного
человека, группы лиц или специального созданного органа) на социальный объект,
в качестве какового может выступать общество в целом, его отдельная сфера
(например, экономическая или социальная), отдельное предприятие, фирма и т.п.,
с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование,
динамическое равновесие с окружающей средой и достижение намеченной цели.

Социальное управление
осуществляется путем воздействия на условия жизни людей, мотивацию их
интересов, их ценностные ориентации.

Многие ученые определяют
понятие «управление» через понятие «деятельность»,
«воздействие», «взаимодействие».

Как отмечает Пидкасистый
П.И., управление — процесс воздействия на
систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих
этой системе объективных законов.

«Под управлением вообще,
— пишет В.А. Сластенин, — понимается деятельность, направленная на
выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в
соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной
информации». А внутришкольное управление, по его мнению, представляет собой
«целенаправленное, сознательное взаимодействиеучастников
целостного педагогического процесса на основе познания его объективных
закономерностей с целью достижения оптимального результата».

Розанов В.А. отмечает, что управление-
это система скоординированных мероприятий (мер) направленных на достижение
значимых целей.

Итак, под управлением
образовательным учреждением мы понимаем систематическое, планомерное,
сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления
различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного
учреждения.

Говоря об управлении
образовательным учреждением следует иметь в виду систему управления,
то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой
деятельности.

Под системой управления
понимается
совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой
мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким
мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и
применение эффективных методов управления.

 2.2
Функции управления образовательным учреждением

Основные
управленческие функции
 — это относительно
обособленные направления управленческой деятельности.

Существует несколько функций
управления образовательными учреждениями. Лазарев В.С. выделяет среди них планирование,
организацию, руководство
 и контроль . К
этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет педагогический
анализ, целеполагание, регулирование
 .

А.М. Моисеев, кандидат
педагогических наук, выделяет три большие группы функций управления
образовательным учреждением:

1. Функции управления
поддержания стабильного функционирования образовательным учреждением;

2.
Функции
 управления развитием школы и инновационными процессами;

3. Функции управления
функционированием и саморазвитием внутришкольного управления включают в себя
действия по отношению к самой системе управления образовательным учреждением.

Обобщая взгляды этих ученых, можно
раскрыть следующие функции управления образовательным учреждениеманализ,
целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и
регулирование
.

Анализ 
относительно обособленный этап (стадия) познавательной управленческой
деятельности, суть которого — творческое изучение, систематизация, обобщение и
оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях, реализации
правовой образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей,
опыта сложившейся практики управления на всех уровнях.

Педагогический анализ в
структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им
заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно
взаимосвязанных функций. Эффективность управленческой деятельности во многом
определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа,
как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее
характерные зависимости.

Основное назначение
педагогического анализа как функции управления состоит в изучении состояния и
тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его
результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по
упорядочению управляемой системы.

Параметрический анализ направлен
на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного
процесса, выявление причин, нарушающих его.

Тематический анализ направлен
на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и
результатах педагогического процесса.

Этот вид педагогического
анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении
особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса,
определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в
целом.

Итоговый анализ охватывает
более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он
проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен
на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый
анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого
цикла.

Содержательную основу
итогового анализа работы школы за учебный год составляют следующие
направления
:

— качество преподавания;

-выполнение образовательных
программ и государственных стандартов;

-качество знаний, умений,
навыков учащихся;

-уровень воспитанности школьников;

-состояние и качество
методической работы в школе;

-эффективность работы с
родителями и общественностью;

-состояние здоровья школьников
и санитарно-гигиеническая культура;

-результативность деятельности
совета школы, педагогического совета и др.

Проведение итогового анализа,
его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом
нового учебного года.

         Целеполагание и
планирование как функция управления школой.

Управление любой
педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование
(принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования
управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения
педагогической системы.

«Спланировать будущую
деятельность, — как пишет Лазарев В.С., — значит определить цели, состав и
структуру действий, необходимых для их достижения».

В практике работы
образовательных учреждений разрабатываются три основных вида планов:перспективный,
годовой и текущий
.
К ним предъявляются следующие требования:
целенаправленность, перспективность, комплексность, объективность.

Перспективный план
разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы
школы за последние годы.

Годовой план
охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.

Текущий план
составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного
годового плана.

Таким образом,
наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность
педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются
стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

            Функция
организации в управлении образовательным учреждением.

Организация 
это этап управления, направленный на обеспечение выбора лучших путей выполнения
плановых и творческих заданий, определение совокупности действий, ведущих к
образованию взаимосвязей между частями целого: инструктаж, координация,
объединение людей, совместно реализующих программу или цель. Главным для
организационной деятельности является вопрос о том, как реально, с помощью
каких действий воплощаются в жизнь цели организации. Именно поэтому
организационная деятельность рассматривается как деятельность исполнительская,
как реализационная стадия управления.

На этапе реализации целей
системы наиболее важным и исходным моментом организации является четкое
определение и распределение функциональных обязанностей всех лиц и
подразделений, образующих систему. В свою очередь распределение функциональных
обязанностей предполагает учет уровня подготовленности каждого члена
организации, оценку индивидуально-психологических особенностей с точки зрения
их соответствия предполагаемым функциональным обязанностям. Вопросы подготовки,
подбора, отбора, расстановки кадров являются сердцевиной организационного этапа
управления в любой социальной системе.

В структуре
организаторской деятельности руководителя
важное место занимает:

-мотивировка предстоящей
деятельности, инструктирование,

-формирование убежденности в
необходимости выполнения данного поручения,

 -обеспечение единства
действий педагогического и ученического коллективов,

-оказание непосредственной
помощи в процессе выполнения работы,

-выбор наиболее адекватных
форм стимулирования деятельности.

Организаторская деятельность
руководителя включает и такое необходимое действие как оценка хода и
результатов конкретного дела.

Совокупность действий,
совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий называют руководством.

При реализации функции
руководства решаются следующие основные задачи:

1) подбор, расстановка и
оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;

2) анализ и регулирование
социально-психологического климата в коллективе;

3) стимулирование продуктивной
деятельности подчиненных и их саморазвития;

4) создание условий для
профессионального роста подчиненных.

Контроль
— 
один из этапов управления, состоящий в выявлении отклонений
величины фактических параметров управляемой системы от нормативов, служащих
критериями оценки (цели, законодательные нормы), в измерении, оценке
результатов выполнения программы.

Особенность контроля в
образовательном учреждении состоит в его оценочной функции
направленности на личность учителя. Если учитель молодой, то он сказывается на
его профессиональном становлении; если это учитель со стажем — на укреплении
или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе.

В процессе внутришкольного
контроля используются такие методы, как:


изучение школьной документации,

— наблюдение,

-беседы,

-устный и письменный контроль,

-анкетирование,

-изучение передового
педагогического опыта,

-диагностические методы, т.е.
такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию.

 Методы взаимно друг друга
дополняют, если мы хотим знать реальное положение дел, то должны по возможности
использовать различные методы контроля.

С контрольной функцией
управления тесно связан этап регулирования или коррекции,
т.е. процесс предупреждения и устранения возможных или фактических отклонений
от заданных целей. Причинами отклонений в конечных результатах могут быть
некорректно составленные планы и ошибки в них, отсутствие полной и
своевременной информации, слабость прогнозов, ошибки в принятых решениях,
плохое исполнение, недостатки в контроле и оценке результатов. На данном этапе
в свернутом виде представлены все функции управления. Регулирование и коррекцию
можно рассматривать как оперативное управление текущими состояниями
(отклонениями). В тех случаях, когда принятые меры не дают результатов,
возникает необходимость пересмотра целей. А это означает начало нового
управленческого цикла с развертыванием всех основных стадий управленческой
технологии.

   2.3 Общие и специфические принципы управления образовательным
учреждением


Деятельность руководителя, направленная на реализацию управленческих функций
базируется на принципах управления.

Принцип управления —
это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при
осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей.

Управление образовательным
учреждением является одним из видов социального управления. Вполне закономерно,
что кроме принципов, присущих только управлению школой, в нем широко
применяются принципы, общие для государственного управления и процесса любого
труда (принципами НОТ), принципы социального управления.

Принципы НОТ.
Любой труд (производительный, педагогический, управленческий и др.), независимо
от его сферы, формы и содержания, подчиняется определенным закономерностям,
базируется на ряде общих положений. Такими основными принципами трудовой
деятельности являются: научность, планомерность, оптимальность, материальное и
моральное стимулирование, перспективность, системность, комплексность и т.п.

Примером принципов
социального управления
 могут служить принципы, разработанные
А. Файолем. Ведущими среди них являются:

принцип оптимального
соотношения централизации и децентрализации в управлении;

принцип единства единоначалия
и коллегиальности в управлении;

принцип рационального
сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении.

                  Специфические
принципы управления образовательной системой.

Принцип сочетания интересов
детского и взрослого коллективов
 исходит из этих
особенностей школы как социально-педагогической системы и предполагает с одной
стороны, учет особенностей формирования и развития детского коллектива, у
членов которого еще нет достаточного социального опыта, предусматривает
развитие детской самостоятельности, инициативы, требует оберегания чувства
самосознания детей. С другой стороны, соблюдение этого принципа предполагает
учет специфики взрослого коллектива. При этом предусматривается возможность
опоры на жизненный опыт, общественную деятельность, политическую зрелость,
ответственность педагогов, чувство учительской гордости, предполагает поддержание
авторитета учителя в глазах детей и их родителей.

Педагогическая направленность
управленческой деятельности в школе
Управление
школой означает осуществление разнообразной деятельности: административной,
хозяйственной, организационной, правовой, педагогической. Эта деятельность
направлена на решение различных по характеру задач, например, укрепление
материально-технической базы школы, строительство и ремонт учебных зданий,
снабжение оборудованием, благоустройство территории, зданий школы, приобретение
мебели, учебно-наглядных пособий, обеспечение санитарно-гигиенических условий,
расстановка педагогических кадров, комплектование классов, регулирование режима
работы школы, контроль за деятельностью педагогов и учащихся, организация
массовых мероприятий с учащимися, обеспечение сплоченности, творческого
отношения к делу и др. Однако эффективность этой деятельности достигается,
когда она всецело подчинена педагогическим задачам.

Принцип нормативности.
Управление школой должно осуществляться на основе определенной общепринятой
нормативной базы, в соответствии с имеющимися рекомендациями, регламентирующими
различные стороны учебно-воспитательной работы, положениями, уставом,
инструкциями, методическими указаниями, циркулярными письмами министерства
образования.

Принцип объективности предполагает
строгое следование требованиям объективных закономерностей
учебно-воспитательного процесса, учет реальных возможностей педагогического
коллектива, реального вклада каждого его члена, является основным условием
деятельности школы.

Единство педагогических
позиций
 складывается из формирования единого взгляда на задачи
урока, значение внеурочной работы, оценку конечных результатов работы, ведет к
обеспечению единых требований к учащимся, единого стиля отношений между
учащимися и учителями и др.

Принцип сочетания
государственных и общественных начал
.
Нельзя допускать отчужденности школы от общества и общества от школы,
изолированности школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также
узости и корпоративности профессиональных интересов педагогов. Перед школой
всегда стояла задача объединения усилий государства и общества для решения
проблем развития, органического слияния общественного и государственного начал
в ее управлении. .

В управлении можно
использовать любую систему принципов. Ведь, как пишет А. Файоль, «беда не
в недостатке принципов. Надо уметь оперировать принципами. Это трудное
искусство, требующее вдумчивости, опыта решимости и чувства меры».

Таким образом,
процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого
уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на
этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только
положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и
методы взаимодействия с коллективом.

Эффективность протекания
управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между
сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы,
профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И
одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя.

     3.Организационная
структура управления образовательным учреждением


Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому
возникает необходимость построения организационной структуры образовательного
учреждения.

Организационной структурой
принято называть способ разделения общей цели на подцели и распределение
последних между подсистемами или элементами.
Определяя организационную
структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность
участников совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по
вертикали и горизонтали.

С точки зрения управления
образовательное учреждение, как и любая социальная система, могут быть
структурированы на субъект и объект управления. К субъекту управления
относятся
все те лица и социальные группы, которые организуют процесс
управления. Те лица и группы, которым адресуются управляющие воздействия,
выступают в качестве объектов управления. Поскольку в социальных
системах управление связано с людьми, оно принимает форму руководства.
Субъектов управления принято называть руководителями и руководящими органами,
а объектов управления — исполнителями (подчиненными), или исполнительными
органами.

Структура такой системы, как
школа — многообразна, в ней функционирует огромное количество структур
различного рода, которые можно сгруппировать в четыре основные группы.

1) Структура
материально-учебной базы школы
, т.е. способ связи таких
элементов, как школьные здания, мебель, технический инвентарь, учебно-наглядные
пособия, технические средства обучения и т.д.

2) Структура
общешкольного коллектива,
 включающая:

структуру педагогического
коллектива, в которой выделяются методические комиссии по предметам, предметные
кафедры, воспитатели, различные неформальные группы и т.д.;

структуру ученического
коллектива, состоящую из коллективов классов начального, среднего и старшего
звеньев, различных ученических объединений в соответствии с интересами
учащихся;

структуру вспомогательного
персонала школы;

структуру управленческого
аппарата (организационная структура управления).

3) Процессуальные
структуры
 наиболее подвижные, динамичные, проявляющиеся в
деятельности людей. Процессуальных структур в школе огромное количество,
начиная от структуры каждого урока до инновационного процесса.
Системообразующим, объединяющим, подчиняющим все остальные, является
учебно-воспитательный процесс.

4)Духовная структура.
Это её философия, миссия, политика и стратегия, организационная культура.

Организационная культура —
это система представлений, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми
его членами, задающих ориентиры их поведения и действий, а также
знаково-символическая система (мифология, обряды и ритуалы, герои организации,
организационные табу, язык общения и лозунги).

Организационную структуру
управляющей системы обычно изображают в виде схемы, модели, где, кроме
субъектов, показаны связи между ними: кто кому подчиняется (отношения
субординации), кто с кем взаимодействует на равных (отношения координации).

 Существует несколько видов
организационных структур управления образовательным учреждением: линейная,
функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная.
Рассмотрим основные из них.

Линейная 
представляет последовательность (иерархию) индивидуальных и коллективных
субъектов, выстроенных в порядке подчинения сверху вниз, т.е. в отношениях
субординации;

Функциональная,
где субъекты выстраиваются в соответствии со своими функциональными
обязанностями, где указываются связи координации;

Линейно-функциональная структура,
где связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и
координацией, т.е. развиты и по вертикали и по горизонтали;

Наиболее часто встречающаяся в
практике организационная структура образовательного учреждения — линейно-функциональная
структура (Приложение 1).

Говоря об организационных
структурах управления образовательным учреждением нельзя не сказать об уровнях
управляющей системы. Структура управляющей системы большинства образовательных
учреждений представлена 4-мя уровнями управления (вертикальная структура):

                                                                                                                                 
Приложение 1

СХЕМА
УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ

Общешкольные родительские собрания

 

Заместитель директора по УВР

 

Первый уровень —
директор школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных
объединений. Этот уровень определяет стратегические направления
развития школы.

Директор
как главное административное лицо, осуществляющее непосредственное руководство
школой и несущее персональную ответственность за все, что делается в школе
всеми субъектами управления. На этом же уровне находятся коллегиальные и
общественные органы управления: 

  • Совет школы —
    коллегиальный орган управления муниципального общеобразовательного учреждения
    и представителей общественности, осуществляющий общее руководство школой.
    Занимается определением основных направлений развития
    общеобразовательного учреждения. Управляющий совет содействует в
    реализации и защите прав и законных интересов участников образовательного
    процесса. Совет способствует созданию оптимальных условий для
    осуществления учебно-воспитательного процесса. 
  • Педагогический
    совет

    – высший орган педагогического самоуправления, членами которого являются
    все учителя и воспитатели школы, а председателем – директор. На своих
    заседаниях педсовет рассматривает сложные педагогические и методические
    вопросы, проблемы организации учебно-воспитательного процесса, определяет
    порядок промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  • Общее
    собрание трудового коллектива
    – высший орган трудового
    коллектива, на котором обсуждается и принимается Устав школы, обсуждаются
    и принимаются «Правила внутреннего распорядка», принимается решение о
    необходимости заключения коллективного договора его последующее
    утверждение и т.п. 
    Общее собрание (конференция) обучающихся – высший орган
    ученического самоуправления. Исполнительным органом ученического
    самоуправления является Ученический Совет, который оказывает
    содействие администрации школы, педагогическому коллективу по включению
    каждого обучающегося в реализацию поставленной цели и подготовке их к
    преодолению жизненных трудностей, являясь инициатором коллективно
    творческих дел.

На этом
уровне разрабатывается:

·       
Программа
развития образовательного учреждения, основная образовательная программа,
перспективный план развития школы.

Готовится:

·       
Аналитический
отчет о результатах деятельности образовательного учреждения за текущий год.

Вносятся изменения
в
:

·       
Устав
ОУ;

·       
Программу
развития образовательного учреждения;

·       
Перспективный
план развития школы;

·       
Штатное
расписание ОУ

Второй уровень —
заместители директора школы, школьный психолог, организатор детского движения,
помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы
и объединения, участвующие в самоуправлении. Эти субъекты осуществляют тактическое
управление
образовательным учреждением.

Органы, входящие в сферу
влияния каждого из членов организации: методический совет, аттестационная
комиссия, совет по профилактике правонарушений, комиссия по доплатам и
надбавкам.
Через этих членов школьной администрации директор осуществляет
опосредованное руководство школьной системой. 

Главная
задача второго уровня
в организации учебно-воспитательного
процесса в школе: определение тактики и реализация цели и задач
учебно-воспитательного процесса.

Она включает в
себя
:

·        
Разработку
нормативно-правового, научно-методического и организационно-управленческого
обеспечения учебно-воспитательной деятельности школы;

·        
Утверждение
тематики методической работы, на уровне профессиональных объединений педагогов.

     
На этом уровне структуры управления разрабатываются:

·       
План
работы образовательного учреждения;

·       
План
методической работы ОУ;

·       
Рабочие
программы по предметам;

·       
Различные
положения о конкурсах, смотрах в учебно-воспитательном процессе школы;

·       
Положения
о различных объединениях и группах педагогов, службах и структурных
подразделениях школы.

Составляются:

·        
Расписания
учебных занятий, работы кружков, секций, факультативов, школьных мероприятий;

·        
Планы
работы с педагогическим коллективом;

·        
Готовятся
аналитические справки о результатах деятельности образовательного учреждения;

·        
Вносятся
изменения в положение о текущем контроле.

Третий уровень —
учителя, воспитатели, классные руководители, руководители школьных методических
объединений и творческих групп, которые, с одной стороны, выполняют
организационно-управленческие функции, взаимодействие с органами общественного
управления и самоуправления, а также с родителями, а с другой стороны,
осуществляют контроль и самоконтроль изменений в учебно-воспитательном процессе
и формируют, и развивают деловые качества учащихся. Руководство на этом уровне
часто совпадает с лидерством, влияние которого шире по значению и богаче по
содержанию, чем обычное управленческое влияние. Выполняются  оперативные
управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским
объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности.

Функции третьего
уровня организации учебно-воспитательного процесса в школе
:

·        
Разработка
целей и задач включения школьных методических объединений педагогов,
функциональных служб и структурных подразделений школы в учебно-воспитательный
процесс;

·        
Отбор
проблематики индивидуальных исследований педагогов в контексте с общей
методической темой образовательного учреждения;

·        
Социально-психолого-педагогическое
сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

На этом уровне
структуры управления разрабатываются:

·        
Планы
организации работы всех служб и структурных подразделений;

·        
Планы
воспитательной работы с детьми;

·        
Тематические
планы проведения занятий, мероприятий, дел;

·        
Методические
рекомендации;

·        
Сценарии
занятий, мероприятий, дел;

Составляются и
ведутся
:

·        
Дневники
наблюдений социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда;

·        
Портфолио
творческих достижений школьников;

·        
Папки
классных руководителей;

·        
Формируется
банк диагностических методик учебно-воспитательной работы;

·        
Готовятся
аналитические справки о результатах учебно-воспитательной работы по итогам
различных дел, мероприятий, за четверть, полугодие, учебный год.

Четвертый уровень
— соуправление
 — учащиеся, органы классного и
общешкольного ученического самоуправления, члены кружков. Участие учащихся в
управляющей системе школы и класса обеспечивает формирование и развитие
организаторских способностей и деловых качеств личности.

       
К субъектам четвертого уровня относятся:

·        
Научное
общество учащихся;

·        
Детские
общественные организации

·        
Совет
командиров;

·        
Пресс-центр.

Иерархические
связи по отношению к субъектам четвертого уровня предполагают курирование,
помощь, педагогическое руководство. Главная функция четвертого уровня
вовлечение обучающихся школы в деятельность по управлению учебно-воспитательным
процессом.


   Функциональные обязанности каждого члена администрации четко
определены, что помогает им проявлять самостоятельность при принятии
управленческих решений, повышает ответственность за свою деятельность. 
     С целью осуществления связей в структуре
управляющей системы: педагогический совет (первый уровень) рассматривает
наиболее актуальные проблемы, методический совет (второй уровень) рассматривает
реализацию и выбор средств для решения выявленных проблем, а методические
объединения (третий уровень) – конкретизируют решение этих проблем в
преподавании учебных предметов. 


В основе принятия управленческих решений лежат
результаты 
внутришкольного
контроля
, в системе которого выделяются два
направления: 

1. Учебно-воспитательный процесс: 
* контроль за выполнением программы всеобуча 
* контроль за состояние преподавания учебных
дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного
стандартаобразования; 

* контроль за реализацией права учащихся на
получение образования; 

* контроль за состоянием трудового воспитания и
профориентации учащихся; 

* контроль за качество знаний, умений и навыков
учащихся; 

* контроль за внеклассной работой по предметам; 
* контроль за обеспечением условий сохранения и
развития здоровья учащихся в образовательном процессе. 

2. Педагогические кадры: 
* контроль за выполнением решений и нормативных
документов вышестоящих органов; 

* контроль за работой методических объединений; 
* контроль за выполнением решений педагогических
и методических объединений; 

* контроль за самообразованием учителей; 
* контроль за состоянием методической работы; 
* контроль за повышением квалификации учителей . 

Управление педагогической системой, как и
управление любой социальной системой есть, прежде всего, процесс переработки
информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка
и выдача управленческого решения. 

 Выделение данного уровня
подчеркивает субъект — субъективный характер отношений между учителями и
учениками.

Каждый нижестоящий уровень
субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к
вышестоящему уровню (Приложение 2).

                                                                     
                                                                                                 
Приложение
2

I
уровень                                                                                          
Управление высшего звена

(институциональный)                                                                                  
Управление среднего

                                                             
 
Директор                                                                         
звена

II уровень 
                                                                                                                      
  
Управление низового

(управленческий)                                                                                                                                         
звена

                               
Зам. директора

III уровень

(технический)                      
Педагоги                                                         
        Исполнители


IV уровень                           
Ученики

(исполнительный)                        

На каждом из них по
горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, советов и т.п.

Пятый и шестой уровни в
структуре управления могут появиться, если объединяются несколько
образовательных учреждений (уровень генерального директора), а также когда
какой-то орган (например, совет учредителей, попечительский совет, школьная
конференция и др.). Субъекты данного уровня наделены правом назначать и снимать
директора, распределять финансы, менять предназначение и структуру школы.


                   4.Организация
и руководство образовательным учреждением в   современных условиях

                         4.1 Личностные качества и стиль
управления современного руководителя

В самом общем виде можно
определить те требования, которым соответствует руководитель
любого управленческого ранга в различных социальных организациях.

Эти требования определяются
через профессионально значимые качества, под которыми мы подразумеваем
индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность
деятельности и успешность ее освоения.

Все качества, которыми должен
обладать современный руководитель, можно разделить на пять групп:

1) общечеловеческие
качества
: трудолюбие; принципиальность, честность;
обязательность, верность слову; самокритичность; гуманность; тактичность;
справедливость; целеустремленность; альтруизм; высокая культура, безупречная
нравственность; энергичность; работоспособность; выдержанность; любовь к своему
делу; оптимистичность; требовательность к себе и другим; чувство юмора; внешняя
привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.);

2) психофизиологические
качества
крепкое здоровье, стрессоустойчивость,
общий уровень развития, интеллектуальные свойства,
индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности);

3) деловые качества и
организаторские способности
: инициативность;
самостоятельность в решении вопросов; самоорганизованность (умение беречь свое
и чужое время, пунктуальность и точность); дисциплинированность;
исполнительность; умение четко определить цель и поставить задачу; способность
менять стиль поведения в зависимости от условий; умение расставить кадры и
организовать их взаимодействие, способность мобилизовать коллектив и повести
его за собой; умение контролировать деятельность подчиненных; способность и
стремление оперативно принимать решения; способность и стремление объективно
анализировать и оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных; творческий
подход к порученному делу; умение поддерживать инициативу, стремление
использовать все новое, прогрессивное; умение поддерживать свой авторитет.

4) коммуникативные качества:
умение руководителя устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями,
с подчиненными, умение поддерживать нормальный психологический климат в
коллективе, умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.), умение
выступать публично;

5) профессиональные знания: знание
науки об управлении (основы менеджмента, управление персоналом и др.);
применение на практике современных организационно-управленческих принципов и
методов; умение работать с документацией. [3, с.55-64].

Если руководитель будет
обладать всеми вышеназванными качествами, его можно считать идеальным.

Все личностные качества
руководителя проявляются в его стиле управления. Стиль управления —
это определенная система предпочитаемых руководителем способов, методов и форм
управленческой деятельности. Применительно к образованию используют следующие стили
руководства
:

1.Директивно-коллегиальный
стиль
.

Руководитель стремится к
принятию единоличных решений. Распределяет полномочия с участием
непосредственных заместителей. В работе проявляет активность, что не
наблюдается у подчиненных. Преобладающий метод руководства — приказы и
поручения, просьбы исполнителей осуществляются редко.

Проявляет активный интерес к
дисциплине, регулярно и строго контролируя подчиненных. Основной акцент в
работе делается не на достижениях, а на ошибках и просчетах подчиненных. Требовательность
к другим очень высокая. Советы и возражения руководитель позволяет делать
только своим помощникам. Отношение к критике отрицательное. Ему свойственна
выдержка. Общение с подчиненными происходит только по производственным
вопросам. Ориентирован на дело, т.е. на задачу. Положительно относится к
нововведениям, но не к человеческим отношениям. В отсутствие руководителя
коллектив справляется с работой, но при контроле заместителя.

2.Директивно-пассивный стиль.
Распределение полномочий постоянно меняется, являясь рассогласованным.
Активность исполнителей допускается, но не считается значимой. Часто прибегает
к просьбам и уговорам, но когда это не помогает использует приказы. Строго
относится к соблюдению дисциплины, но особых усилий в этом вопросе не
прилагает. Контроль за работой исполнителей осуществляется редко, но очень
строго с основным упором за результаты работы. Целиком полагается на
компетентность сотрудников. Разрешает подчиненным давать советы. В работе мало
заинтересован. С персоналом осторожен и тактичен. Подчиненные часто оказываются
более компетентными, чем руководитель. От своих заместителей требует
безоговорочного подчинения. Избегает нововведений в особенности в общении с
людьми. Уделяет внимание управленческим функциям при возникновении значительных
проблем. Вопросами социально-психологического климата в коллективе практически
не занимается. За него эти проблемы решают другие люди. При отсутствии
руководителя коллектив снижает производительность труда.

3.Стиль пассивно-коллегиальный.
Руководитель стремится избежать ответственности, в осуществлении управленческих
функций занимает пассивную позицию. Допускает инициативу у подчиненных, но сам
не стремиться к ней. Допускает, чтобы исполнители работали самостоятельно.
Основной метод руководства — просьбы, советы, уговоры, приказы старается не
отдавать. Слабо контролирует работу подчиненных. Окружает себя
высококвалифицированными специалистами, положительно относится к нововведениям
в сфере действия общения с людьми. К нововведениям в сфере производства
противится. Требует по справедливости, но редко. Часто идет на поводу у
подчиненных. При отсутствии руководителя коллектив продолжает эффективно
работать.

4.Смешанный стиль руководства.
Распределение полномочий при выполнении управленческих функций осуществляет
между собой и исполнителями. Инициатива исходит как от самого руководителя, так
и от его подчиненных. Но на себя старается брать немного, если проявляет
инициативу не сам. Положительно относится к самостоятельности исполнителей.
Основные методы — приказ, поручения или просьбы, но иногда прибегает к уговорам
или даже выговорам. На дисциплине не заостряет внимание. Осуществляет
избирательный контроль, строго следит за конечным результатом труда. С
подчиненными в общении соблюдает дистанцию, не проявляя превосходства. Уделяет
нужное внимание производственным задачам, а также человеческим отношениям.
Внутри коллектива действует нормальный социально-психологический климат.

5.Рефлексивный стиль
управления
, предполагающий введение таких ценностей в обиход управленца, как
соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование,
преобразование содержания знаний, стимулирование научно-исследовательской
деятельности учителей и т.п.

Каждому конкретному
руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. Опытный
руководитель способен использовать тот или иной стиль в зависимости от
обстоятельств: содержания решаемых задач, конкретного состава руководимой
группы и др.

Стиль руководства оказывает
большое влияние на деятельность подчиненных, и эффективность работы
организации.

Итак, эффективность
работы любой организации, в том числе и общеобразовательной школы, зависит от
стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные
качества руководителя
. Развивая и совершенствуя личностные качества
руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы
образовательного учреждения.

     4.2 Кадровая политика образовательного учреждения на
современном этапе


Сегодня остро стоит проблема привлечения и удержания квалифицированных кадров.
Руководитель образовательного учреждения вынужден самостоятельно искать пути
для ее решения, не только оперируя средствами из директорского фонда, но и
создавая собственную систему корпоративных стимулов, льгот, стратегий успеха, в
том числе заботясь о морально-психологических и валеологических факторах
стабильности школьного коллектива.

В итоге менеджер
образовательного учреждения должен уметь
:

-формировать команду
единомышленников (растить школу как корпорацию);

-обеспечивать оптимальные
условия для самореализации детей и взрослых;

-стимулировать творческую
деятельность, поддерживать инициативу;

-делегировать полномочия,
развивать формы самоуправления, общественного контроля, попечительства;

-привлекать и грамотно использовать
дополнительные источники и способы финансирования;

-задействовать новые
социальные ресурсы в кадровой политике;

-выстраивать собственные
отношения с другими субъектами социальной системы;

-заботиться о создании имиджа
и поддержании социального статуса школы;

-внедрять высокие технологии в
управленческие процессы.

Современный руководитель
образовательного учреждения должен иметь в своем арсенале ряд мер,
гарантирующих работникам корпоративную поддержку, сформировав так называемый
«социальный портфель педагога».Социальный портфель может состоять из
двух частей. Первая включает различные льготы и компенсационные выплаты,
дотации и т.п. Например:

Бесплатный обед;

Компенсация обучения детей
сотрудников;

Дотация на проездной билет;

Доступ в интернет и электронная
почта;

Доступ к корпоративным
информационным ресурсам учреждения;

Поддержка повышения
квалификации;

Обучение работе на компьютере;

Медицинское обеспечение и
страхование;

Корпоративные подарки;

Предоставление беспроцентных
ссуд и др.

Вторая часть
предполагает оптимизацию условий труда:

поддержка инициатив
(научно-методическая, организационная и финансовая);

проведение учебных и
методических семинаров, практикумов, тренингов;

организация процесса повышения
квалификации и получения дополнительных профессиональных компетенций;

оснащение рабочего места;

корпоративная сеть на основе
«интранет-интернет» технологий;

обеспечение доступа к базам
данных (Гарант, Скайнет и др.);

обеспечение периодическими
изданиями;

обеспечение специальной
литературой и др.

Помимо «социального
портфеля», необходимо выстроить систему эмоционально-психологической
поддержки педагогов и сотрудников, куда может входить:

психологическое и
психотерапевтическое консультирование (индивидуальное и групповое);

тренинги общения и деловые
игры;

цикл школьных праздников и
традиций;

поздравления;

организация театральной труппы
и шоу-группы педагогов;

организация групповых занятий
шейпингом, аэробикой и др. (смешанные группы «учителя-родители»);

экскурсионные, концертные и
развлекательные программы и др.

Важными показателями
стабильности школьного коллектива является уровень культуры отношений,
сложившихся в школьном сообществе, и благоприятный психологический климат.
Поэтому необходимо поддерживать, регулярно проводя мероприятия, направленные на
сплочение школьного сообщества.

                                                          Заключение

В России, как и во многих
странах, переживающих переходный период, идут широкомасштабные
социально-экономические реформы. Важной составляющих этих реформ являются
реформы в системе образования.

Сложившаяся система
образования переживает непростой период обновления. Основной задачей на данном
этапе является поиск правильного ответа на вопрос, каким должно быть управление
образовательным учреждением сегодня, чтобы наилучшим образом способствовать
демократии, формирующемуся гражданскому обществу, новому качеству национальной
культуры и новому пониманию явления глобализации образования.

Выводы:

1.Под управлением
образовательным учреждением понимается систематическое, планомерное,
сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного
уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного
учреждения.

2.Система управления
образовательным учреждением — это совокупность скоординированных,
взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой
цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции,
реализация принципов и применение эффективных методов управления.

3.Среди функций управления
образовательным учреждением основными являются анализ,
целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и
регулирование. Данные функции имеют специфическую для образовательного
учреждения направленность и являются особыми, относительно самостоятельными
видами деятельности, последовательно взаимосвязанными друг с другом этапами,
полный состав которых образует единый управленческий цикл.

4.В практике работы
образовательных учреждений учитываются как общие, так и специфические принципы
управления. К специфическим принципам относятся: сочетание интересов детского и
взрослого коллективов, педагогическая направленность управленческой
деятельности в школе, принцип нормативности, принцип объективности, единство
педагогических позиций, сочетание государственных и общественных начал.

5.Существует несколько видов
организационных структур управления образовательным учреждением: линейная,
функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная.
Наиболее часто встречающаяся в современной практике организационная структура
образовательного учреждения — линейно-функциональная структура.

6.Вертикальная структура
управления образовательным учреждением представлена четырьмя уровнями: директор
— заместители — педагоги — учащиеся. Каждый нижестоящий уровень субъекта
управления является одновременно и объектом управления по отношению к
вышестоящему уровню.

7.Важным элементом эффективной
системы управления образовательным учреждением является стиль управления. Стиль
управления — это определенная система предпочитаемых руководителем способов,
методов и форм управленческой деятельности. Стиль руководства оказывает большое
влияние на деятельность подчиненных, и эффективность работы организации.
Сегодня наиболее значимым для руководителя образовательным учреждением
определяется рефлексивный стиль управления, предполагающий введение таких
ценностей в обиход управленца, как соуправление процессом обучения, совместное
целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование
научно-исследовательской деятельности учителей и т.п.

7.Важным показателем
эффективного управления образовательным учреждением является стабильность
педагогического и ученического коллектива. Поэтому сегодня руководитель
образовательного учреждения должен находить пути решения кадровой проблемы
оперируя средствами из директорского фонда, создавая собственную систему
корпоративных стимулов, льгот, стратегий успеха, заботиться о
морально-психологических и валеологических факторах стабильности коллектива.

Таким образом, понятие
управления
, еще десяток лет назад трактуемое только как командование,
сегодня кардинально меняется: это регулирование информационных потоков и
коммуникативных процессов. Это делегирование полномочий и совместное решение
ключевых вопросов; ставка на компетентность и моральный авторитет. Приходя в
образовательное учреждение, новый руководитель, менеджер должен решить
множество проблем, таких как:

-проблема управленческой
политики в условиях реальной конкуренции образовательных учреждений;

-проблема перехода к открытой
и мобильной образовательной системе;

-проблема привлечения и
удержания квалифицированных кадров;

-проблема изыскания
дополнительных средств и ресурсов модернизации;

-проблема создания условий,
обеспечивающих адекватное времени качество образования;

-проблема информационного
обеспечения и обмена и др.

В ближайшее время
руководителям образовательных учреждений, а так же всей системе образования
России придется существенным образом поработать над разрешением данных проблем.

                                                            Литература

1.   Бабетов А.,
Калужская М. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник
методических материалов к образовательной программе повышения квалификации
«Управление школой на основе коммуникативных технологий». —
Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2003.

2.   Бандурка А.М.,
Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. — Харьков, 1998.

3.   Бодалев А.А. О
качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение: Избр.
труды. — М., 1983.

4.   Велков И.Г. Личность
руководителя и стиль управления. — М., 1993.

5.   Евдокимова М.В.
Понятие управления и педагогического менеджмента. Великий Новгород, 2003.

6.   Журавлев А.Л.
Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной
психологии. — М., 1983.

7.   Конаржевский Ю.А.
Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр «Педагогический
поиск», 2000,.

8.   Кульневич В.Н.
Критерии оценки управления качеством процесса образования. Управление качеством
образования в муниципальном образовательном пространстве. Доклад на областной
августовской конференции. — Ростов н/Д, 2001.

9.   Ладанов И.Д.
Практический менеджмент. М., 1992.

10. Михеев В.И.
Социально-психологические аспекты управления. — М., 1975.

11. Моисеев А.М. Функции
управления школой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мазь звездочка инструкция по применению при насморке взрослым
  • Ко парнавел инструкция по применению при каком давлении как принимать
  • Сигнализация аллигатор s825rs инструкция по применению брелок
  • Ацецезон инструкция по применению взрослым порошок как разводить раствор
  • Судебные приставы руководство краснодарский край