В связи с повышением минимального размера оплаты труда руководство организации приняло решение ответ

Начисление районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате относительно МРОТ

Вопрос:

В декабре 2017 года Конституционный суд РФ вынес постановление, в соответствии с которым платить работникам северные надбавки необходимо сверх минимального размера оплаты труда (МРОТ). Однако заработная плата в учреждении, где работает сотрудник (детский сад), не изменилась — не внесены изменения в трудовой договор, з/п начисляется по старой схеме. Учитывая, что постановление есть, а з/п не изменилась (оклад 6600), является ли это нарушением?

Ответ:

Да, является. Повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда и начисляются сверх МРОТ.

Правовое обоснование:

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно Федеральному закону от 28.12.2017 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9 489 рублей в месяц.

В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (часть третья) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая); месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой — восьмой статьи 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть одиннадцатая).

В Постановлении от 07.12.2017 N 38-П Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте РФ) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так как срок обращения в суд с иском о взыскании соответствующих выплат с 1 сентября 2007 г?

ОТПРАВЛЯЮ ВАМ РЕШЕНИЕ СУДА. ПОЖАЛУЙСТА, ПРОСМОТРИТЕ И ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ. И ЕЩЕ ХОЧУ СПРОСИТЬ, ЕСЛИ БЫ Я ПРИЕХАЛА В УСТЬ-ЦИЛЬМУ, НАПРИМЕР, ИЗ ЛИПЕЦКА — КАКОЙ БЫ У МЕНЯ БЫЛ ОКЛАД, ВЕДЬ СЕВЕРНУЮ НАДБАВКУ (80%) НУЖНО ЗАРАБАТЫВАТЬ — 10% ЗА 1 ГОД.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усть-Цилемский районный суд Республики Коми под председательством судьи Михеева Ф.С. при секретаре Муравьевой Ю.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Усть-Цильма

30 июля 2010 г. дело по заявлению Вязниковой О. П. к Муниципальному образовательному учреждению «Новоборская средняя общеобразовательная школа», администрации МО МР «Усть-Цилемский», администрации сельского поселения «Новый Бор» о незаконных действиях работодателя.

УСТАНОВИЛ:

Вязникова О.П. обратилась в суд с заявлением к Муниципальному образовательному учреждению «Новоборская средняя общеобразовательная школа», администрации МО МР «Усть-Цилемский» о незаконных действиях работодателя, просит обязать ответчика устранить нарушения трудового законодательства, регулирующего оплату труда работников образования, т.е. установить ей оклад не ниже МРОТ, произвести перерасчет заработной платы, включая дни пребывания в очередном трудовом отпуске, больничном, командировках и взыскать недоплату по заработной плате с 01.09.2007 г. по 01.05.2010 г., с уплатой денежной компенсации в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченных сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, проиндексировать перерасчет с учетом инфляции. В обоснование исковых требований указывает, что с 2004 года состоит в трудовых отношениях с МОУ «Новоборская средняя общеобразовательная школа» в должности… При установлении должностного оклада учтена стимулирующая надбавка за работу в сельской местности. По действующему законодательству должностной оклад без компенсационных и стимулирующих надбавок должен быть не ниже установленного минимального размера оплаты труда.

В судебное заседание Вязникова О.П. не явилась. В заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

МОУ «Новоборская средняя общеобразовательная школа», администрация МО МР «Усть-Цилемский», администрация сельского поселения «Новый Бор», привлеченная в качестве соответчика, представителей в судебное заседание не направили.

Администрация МО МР «Усть-Цилемский» в письменных отзывах указывает на то, что исковые требования истицы основаны на неправильном понимании действующего законодательства. Помимо этого просит применить последствия пропуска срока обращения в суд.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело без участия сторон по имеющимся материалам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Вязникова О.П. с 15.09.1999 г. работает…

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст.133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (ч.1) и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. (ч.3).Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно ст.129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады) представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.

В соответствии с положениями ст. 392 Трудового кодекса РФ установлен трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Так как срок обращения в суд с иском о взыскании соответствующих выплат с 1 сентября 2007 г. по май 2010 г. истица пропустила, а представители ответчиков заявили ходатайство о применении срока исковой давности, суд проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения в суд.

В соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ с 1 сентября 2007 г. минимальный размер оплаты труда установлен 2300 руб., а с 1 января 2009 г.-4330 руб.

Согласно представленным суду карточкам-справкам на 2010 г. заработная плата Вязниковой О.П. состоит из оклада 4113 руб., надбавок за выслугу лет 616,95 руб., выплат стимулирующего характера 1067,21 руб. С учетом надбавок за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента заработная плата составляет 12174 руб. Фактические начисления за рассматриваемый период превышают 14000 руб.

Доводы истицы о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда и надбавки компенсационного характера могут устанавливаться работниками лишь свыше минимального размера оплаты труда предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч.2 ст.129 ТК РФ в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же ч.2 ст.129 ТК РФ в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда. (ч.4 ст.133 ТК РФ в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации из ст.129 Трудового кодекса исключена ч.2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального Закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ), установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Анализ вышеизложенного свидетельствует о том, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного и стимулирующего характера в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами заработной платы, её составной частью.

Таким образом, действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.

Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении от 01.10.2009 г. № 1160-0-0, который основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Поэтому в иске Вязниковой Ольге Петровне следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 — 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Вязниковой О. П. в иске к МОУ «Новоборская средняя общеобразовательная школа», администрации МО МР «Усть-Цилемский», администрации сельского поселения «Новый Бор» о незаконных действиях работодателя о возложении обязанности установить должностной оклад не ниже минимального размера оплаты труда, произвести перерасчет начисленной заработной платы за период с 1 сентября 2007 г. с уплатой денежной компенсации, индексации произведенного перерасчета заработной платы, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд в течение 10 дней, по 13 августа 2010 г.

Судья Ф.С. Михеев.

ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

Читать ответы: 4
Вопрос от 13.08.2010

С 2022 года законодатель поднял минимальный размер оплаты труда до 13 890 руб. О том, надо ли работодателям пересматривать заработные платы работников и может ли размер зарплаты работника быть менее МРОТ, рассмотрим в статье.

Федеральный и региональный МРОТ: что важнее

Федеральным законом внесены изменения в Закон о минимальном размере оплаты труда и с 1 января 2022 года размер МРОТ составляет 13 890 руб.

Таким образом, с 2022 года зарплата работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени, должна соответствовать этому показателю.

Обращаем внимание, что это федеральный размер МРОТ. При этом субъекты Российской Федерации на своем уровне предусматривают собственный минимальный размер оплаты труда (ст. 133.1 ТК РФ). Данный размер устанавливается региональным соглашением и действует в отношении всех работодателей, которые осуществляют деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением:

  • бюджетных организаций (финансируемых из федерального бюджета):

  • тех компаний, которые отказались от присоединения к региональному соглашению.

Отметим, что отказаться от присоединения к соглашению работодатель может только в течение 30 календарных дней с даты, когда было опубликовано предложение о присоединении к соглашению. Поэтому, если 30-дневный срок истек, работодатель не предпринял никаких активных действий, считается, что на него распространяется действие данного соглашения.

В соответствии с действующим в Москве соглашением на 2019-2021 годы, размер МРОТ в столице на очередной год равен величине прожиточного минимума трудоспособного населения города на соответствующий год. Очевидно, что данный принцип сохранится и в 2022 году.

С 2022 года прожиточный минимум для данной категории составляет 21 371 руб. (Постановление Правительства Москвы от 12.10.2021 № 597-ПП).

Соответственно, МРОТ в Москве в 2022 году – 21 371 руб.

В Санкт-Петербурге с 2022 года размер МРОТ составляет 21 500 руб. (п. 1.1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2022 год, от 01.12.2021).

Также региональные соглашения об установлении МРОТ имеются в Московской, Ленинградской областях и ряде других регионов. Соответственно, в данных регионах, если работодатели не подпадают под указанные выше исключения, размер заработной платы работников должен быть не менее установленного в субъекте РФ МРОТ.

Если региональное соглашение в субъекте Российской Федерации отсутствует, с 2022 года необходимо руководствоваться размером федерального МРОТ – 13 890 руб.

Может ли оклад быть менее МРОТ

Важно понимать, что МРОТ должна соответствовать именно заработная плата работника. При этом в состав заработной платы включается фиксированная часть (оклад, тарифная ставка), а также компенсационные и стимулирующие выплаты (ч.1 ст.129 ТК РФ).

При этом выплаты, которые носят компенсационный характер, например, оплата сверхурочной работы, работы в выходные дни, районный коэффициент и процентные надбавки за работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, не учитываются при сравнении заработной платы с МРОТ (Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, от 07.12.2017 № 38-П). Иными словами, данные выплаты начисляются сверх МРОТ.

А выплаты стимулирующего характера (премии, надбавки) следует учитывать при сравнении зарплаты с МРОТ. Поэтому, если оклад работника меньше МРОТ, но дополнительно к окладу работник получает премию и в совокупности размер месячной зарплаты соответствует МРОТ – нарушения трудового законодательства отсутствуют.

Если же оклад работника менее МРОТ и по каким-либо причинам работник не получил в соответствующем месяце премию, но при этом полностью отработал норму рабочего времени, месячная заработная плата работника будет менее МРОТ. В такой ситуации работодателю потребуется произвести доплату работнику в целях соблюдения норм трудового законодательства в отношении минимального размера оплаты труда.

Отметим, что во избежание подобных ситуаций, целесообразно установить работнику оклад в размере не менее МРОТ, действующего в 2022 году.

Может ли заработная плата быть менее МРОТ

По общему правилу, заработная плата работника должна быть не менее МРОТ, если сотрудник отработал полную месячную норму рабочего времени (ч.3 ст.133 ТК РФ). Но не редки ситуации, когда полная месячная норма сотрудником не вырабатывается. Например, работник был в отпуске, на больничном или отсутствовал на работе по иным уважительным или неуважительным причинам. В таком случае месячная оплата может быть и менее МРОТ, но важно, чтобы в пересчете на полное рабочее время оплата соответствовала размеру МРОТ.

Например, оклад сотрудника, работающего в г. Москве, 25 000 руб. Стимулирующих выплат работник не получает. В январе сотрудник болел 5 рабочих дней (с 17 по 21 января 2022 г.), отработал 11 рабочих дней. Заработная плата работника за январь 2022 года составила 11 187,5 руб. Несмотря на то, что данная сумма менее размера регионального МРОТ (21 500 руб.), нарушения в данной ситуации нет, поскольку в пересчете на полную месячную норму рабочего времени, заработная плата соответствует установленным законодательством требованиям.

ОТЧЕТНОСТЬ.PNG

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство спартака кто
  • Steam master x6 инструкция на русском
  • Леди противозачаточные свечи инструкция по применению
  • Руководство по эксплуатации teams
  • Лежак из поддонов для дачи своими руками пошаговая инструкция