Функции и основные направления деятельности
классного руководителя
План
1.Роль классного руководителя в процессе воспитания.
2.Вариативность классного руководства.
3.Функции классного руководителя.
4.Отношения классного и педагогического коллектива.
5.Методы изучения личностного развития ученика.
2. Вариативность классного руководства
Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он
непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Однако до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг полномочий и ответственности,
вариативные формы решения ими педагогичных задач, в связи с чем актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.
Всвязи с разнообразием задач, решаемых классным руководителем, целесообразно рассмотреть вопрос о вариативности классного руководства. Эта вариативность в школе может быть представлена в разных аспектах:
–в организационном – варианты профессионального и должностного статуса;
–в содержательном – варианты выделения доминирующих функций деятельности классного руководителя и определения содержания его работы;
— в психолого–педагогическом – выбор позиции в отношениях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюдатель, старший товарищ, куратор и т.д.).
Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:
–условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;
–экономическими возможностями школы и родителей;
–возрастными особенностями детей, уровнем воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;
–подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.
Возможны следующие варианты должностного статусу классного руководителя в общеобразовательных школах.
—классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);
—классный руководитель;
—классный куратор.
Классный руководитель работает на полной учительской ставке. Целесообразно совмещать классное руководство преподаванием учебного предмета этом же классе. Его рабочий день не нормировано недельная занятость педагога воспитательной внеучебной работой может быть согласована с администрацией школы и классными воспитателями. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педагогической поддержке.
Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма педагога, особенностей детского коллектива.
Встарших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.
Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.
Вариативна позиция руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельноссти: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.
Успешный классный руководитель – это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки, а для пользы дела. Он – авторитет для ребят всех возрастов, а также их родителей; лидер, к мнению которого прислушиваются окружающие.
Но, оказывается, классное руководство не существовало вечно. Появилось оно в отечественной школе в формах, близких к современным, в тридцатые годы прошлого века. И вот уже более 70 лет его основная роль – обеспечение воспитательного процесса в школе.
Какой же он, современный классный руководитель? Разный! Средний классный руководитель может быть чуть добрым, чуть строгим и требовательным, инертным и очень деятельным, умеющим провести классный час и обеспокоенным проблемами ученика.
Классный руководитель может быть уникален, и о нем вспоминают всю жизнь, к нему приходят за советом или просто поговорить по душам, будучи взрослыми.
Но классный руководитель может за два года не запомнить имен своих воспитанников и вызвать вздох облегчения у родителей и учеников, когда он уходит.
СИСТЕМА И ВАРИАТИВНОСТЬ
В национальном проекте «Образование» особо подчеркнута роль классного руководителя в системе образования. Управленцы от образования, работающие с нацпроектом, ждут от классных педагогов улучшенных результатов (ведь повысили оплату их труда!). Однако, по мнению большинства педагогов-практиков, за известную тысячу рублей (точнее, 870) качество воспитательной работы автоматически не повысится.
На наш взгляд, первыми шагами, обеспечивающими эффективную, успешную работу классного руководителя, будут шаги, сделанные администрацией и классным руководителем вместе. От администрации школы требуется разработка внутришкольного нормативного документа о классном руководстве и его последовательная реализация (на основе согласования интересов администрации и классных руководителей).
Классному же руководителю необходимо привести свою воспитательную работу в систему, то есть перейти с уровня воспитательной работы на уровень системы воспитательной работы. Как это понять?
Уровень бессистемной воспитательной работы – это проведение в классе отдельных воспитательных дел, мероприятий, акций, организационно и логически не связанных друг с другом.
Уровень системы воспитательной работы – это наличие связанных друг с другом внеучебных дел, мероприятий, акций, программ, ориентированных на определенные цели воспитания.
Но результат нашего анализа деятельности успешных классных руководителей и анализ трех областных конкурсов Ульяновской области «Самый классный классный» 2004, 2006, 2007 годов показали, что деятельность классного руководителя становится эффективной, если реализуется еще одно условие. Его работа должна стать вариативной.
Что значит вариативная? Это означает, что сам классный руководитель выберет приоритетные линии своих усилий, так сказать, «линию главного удара» в соответствии со своими склонностями, возможностями и особенностями школьников.
ТИПЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов: клас-
сный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель – социальный организатор и поддерживающий классный руководитель.
Что же эти типы из себя представляют?
Классный руководитель-организатор
Основной интерес такого классного руководителя – формирование классного коллектива, развитие класса как деятельной, организованной, сплоченной группы, где каждый ощущает свою полезность и сопричастность общему делу.
Развитие классного коллектива как субъекта, активной силы воспитания, как известно, возможно только в процессе совместной деятельности школьников. Классный руководитель в этом случае стремится строить внеклассную жизнь таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят.
Основная забота классного руководителя-организатора – это создание условий для взаимодействия, сплочения ребят: работа с органами самоуправления; создание коллективных дел и поддержка связанных с ними традиций.
Классный руководитель-организатор опирается, прежде всего, на знание интересов и склонностей ребят, их увлеченность тем или иным видом занятий. Это может быть познавательная, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская и другие виды деятельности.
Выбор направления зависит от интересов и потребностей учеников, личностных особенностей классного руководителя, возможностей и традиций школы.
Классный руководитель-организатор обучает ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. На это работают все технологии коллективной творческой деятельности и методы организации микрогрупп (команд).
Классный руководитель-организатор использует все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Его приоритеты – дела, которые могут объединить ребят, в которых школьники смогут проявить себя и получить признание сверстников (конкурс, спектакль, концерт, поход, соревнование и многое другое).
Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят.
А самое главное – организатором может быть тот учитель, который способен заражать своей деятельной энергией других, который умеет творить, придумывать и учить этому детей в различных формах деятельности.
Классный руководитель-психолог
Основная забота такого классного руководителя – создание микроклимата в классе: системы товарищеских, доброжелательных отношений одноклассников друг к другу, как в деятельности, так и в общении.
Без создания доверительной атмосферы сотрудничества невозможно удовлетворение базовых потребностей подростков. По мнению В.Р. Ясницкой, это потребности в безопасности, принадлежности и признании в классе.
С точки зрения подростка удовлетворение/неудовлетворение этих потребностей отражается во «внутренних» вопросах:
● как конкретные одноклассники и класс в целом относятся ко мне?
● образует ли класс некую общность («мы»), и чувствую ли я себя неотъемлемой частью этой общности?
● как я отношусь к своим одноклассникам и классу в целом?
Оценивать качество микроклимата класса можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в классе каждый школьник, насколько ребята сплочены, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к классу.
Развитие благоприятного микроклимата класса обеспечивается только в том случае, если классный руководитель делает главный акцент не на организации деятельности школьников и ее результатах, а на отношениях ребят во время взаимодействия, на их бесконфликтном общении и создании атмосферы общей заботы о конкретных одноклассниках и других людях.
Необходимые педагогические умения классного психолога – это коммуникативные умения: способность понимать других, воспринимать и адекватно истолковывать состояние другого человека; умение устанавливать психологический контакт, умение работать с отношениями детей.
Чтобы успешно осуществлять свои задачи, классный руководитель-психолог прежде всего старается понять характер межличностных и межгрупповых отношений в классе, увидеть психологические роли ребят, в частности претендующих на лидерство и наличие в классе отверженных.
Основными формами организации общения и совместной деятельности классного руководителя-психолога являются формы, близкие к психологическому тренингу, психологическим и ролевым играм, но также и дискуссионные формы.
Классный руководитель – социальный организатор
Целью деятельности классного руководителя – социального организатора является развитие социальной активности и компетентности школьников. Педагог в этом варианте стремиться развивать класс как социально-направленную группу, способную внести свой вклад в улучшение окружающей жизни. Такой учитель старается укрепить гражданскую компетентность школьников, как говорил А.Н. Тубельский.
Содержание деятельности классного руководителя – социального организатора заключается:
● в создании условий для участия школьников в интересной для них общественно полезной деятельности;
● в поощрении инициатив школьников по проведению социально одобряемых и личностно значимых дел;
● в привлечении школьников к проектированию и руководству социальными программами и акциями.
Одной из эффективных технологий формирования опыта активной социальной деятельности, как известно, является социальное проектирование – созидательная деятельность на благо местного сообщества, решение конкретных социальных проблем школы и микрорайона.
Участвуя в социальных проектах, ребята собирают информацию о насущных проблемах города, поселка, села; проводят опросы жителей; знакомятся и налаживают деловые контакты с людьми разных возрастов, имеющими отношение к разрабатываемому проекту.
На основе информации, используя приобретенные контакты и знакомства, школьники разрабатывают собственный вариант решения той или иной социальной проблемы. В результате складывается определенный план действий, который необходимо реализовать.
Такой вид деятельности помогает школьникам ощутить причастность к любым происходящим событиям, развивает желание помочь людям, пробуждает гражданские чувства, формирует активную социальную позицию.
Результатом деятельности классного руководителя – социального организатора является сформированность класса как социально ориентированной группы.
Качества такого класса проявляются:
● в степени включенности школьников в подготовку и участие в общественно полезной деятельности;
● в степени овладения ими способами организации данной деятельности;
● в изменении мотивации деятельности школьников в сторону позитивного социального опыта;
● в вовлеченности учеников в разрешение тех вопросов и проблем, которые необходимо решать в окружающей жизни.
Проектный тип работы сложен. Педагогу – социальному организатору необходимы хорошие навыки построения групповой работы, создания атмосферы сотрудничества, знания из многих предметных и практических областей, владение технологией социального проектирования как педагогического средства.
Поддерживающий классный руководитель
Основные задачи поддерживающего классного руководителя: обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребенка; поддержка школьника в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав.
Чтобы идти этим путем, классный руководитель должен изучать и понимать индивидуальные проблемы, особенности развития и становления каждого ребенка. Он стремится работать не только с традиционными категориями «трудных» подростков и одаренных детей, но и с другими категориями ребят, которые с точки зрения поддерживающего классного руководителя требуют специального внимания, содействия и «сопровождения».
Основная цель классного руководителя поддерживающего типа – создание пространства для проявления творческой индивидуальности учеников. При этом он акцентирует представление детям свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизни класса.
Педагог поддерживающего типа учит школьника видеть свои собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения своих желаний, стремлений, возможностей, побуждает к принятию ответственности за свои действия.
Это не означает, что поддерживающий классный руководитель не работает с классом, с коллективом. Но класс, коллектив он воспринимает, прежде всего, как развиваемое пространство возможностей для самопознания, самоузнавания, самоопределения, самореализации конкретных школьников.
В качестве основных критериев и показателей результативности своей работы такой педагог видит развитие «Я» у ребенка, проявление способности школьника разрешать свои проблемы, брать ответственность за них на себя.
Конечно, описанные классные руководители в чистом виде не встречаются. Но наш опыт совместной работы с успешными педагогами показывает, что большинство из них продуманно или стихийно, интуитивно выбирают в своей деятельности ту или иную линию из перечисленных.
Ю.А. Липатова, классный руководитель 7Б класса,
учитель математики ГБОУ «Центр «Динамика»» г. Санкт-Петербург
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО: ВАРИАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО
Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть?
Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует чаепитие, экскурсию… Читает записку от родителей…
Что самое главное в общении с детьми?
… доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога. Но для детей моего класса – это оказалось самое главное качество. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?); внимание; забота; понимание; отзывчивость; коммуникабельность; доброжелательность; ответственность; открытость; гуманизм; искренность; чувство юмора; серьезность; сдержанность; справедливость; целеустремленность; современность.
В своей деятельности я стараюсь применять не только известные формы воспитательной работы, так же в свою практику включаю и новые формы работы с ученическим коллективом. Хочу поделиться с Вами своим опытом работы и размышлениями…
- Классные часы. Это одно из антипедагогических средств антивоспитания, если подходить к их проведению формально, если они носят отчетный, а не событийный характер – все это делает классные часы явлением привычно-рутинным и малополезным. Самый лучший способ поучать и научать – это просто умение рассказывать что-либо привлекательное, романтическое, героическое, доброе, интересное, полезное причем так, чтобы воспитательный ключ был спрятан достаточно глубоко. И вообще лучше сообщать не истины, а адреса их поиска– названия интересных книг, отрывки из них.
Основные направления воспитательной работы, принятые в нашей школе, мы выделили в следующие модули:
Модуль №1: «Я – гражданин»
Цель – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Направления:
- гражданско-патриотическое воспитание (чувство гордости за свой район, город, страну)
- инклюзия
- толерантность
- правовое воспитание (права и обязанности гражданина, право и обязанность на защиту своей страны)
Модуль №2: «Мир, в котором мы живем»
Цель – ознакомление учащихся с нравственно-эстетическими нормами и правилами.
Направления:
- инклюзия (потребность человека быть среди людей)
- духовно-нравственное воспитание (ответственное отношение человека к своему поведению среди людей)
- личностное воспитание (человеческая индивидуальность)
- этическое воспитание (жестокость современного общества)
Модуль №3: «Стремись к здоровому образу жизни»
Цель – использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Направления:
- здоровьесбережение
- семья
- инклюзия
- противопожарная безопасность и правила дорожного движения
- толерантность (умение ценить жизнь – свою и окружающих)
Модуль №4: «Мы вместе»
Цель – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию всесторонне развитой личности.
Направления:
- семейное воспитание (моя семья – мое богатство)
- семейная толерантность (мои друзья – мое богатство)
- инклюзия
- этическое воспитание
Модуль №5: «Зажигаем новые звезды»
Цель – создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности; оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои творческие способности в окружающей среде.
Направления:
- инклюзия
- интеллектуальное и творческое развитие (человек и его дело)
Модуль №6: «Когда уйдем со школьного двора …»
Цель – передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений; передача знаний о учебных заведениях Санкт-Петербурга, правах и обязанностей учреждений.
Направления:
- профориентация (сложность выбора профессии)
- инклюзия
- этическое воспитание
- правовое воспитание
- проблема трудоустройства в современном Санкт-Петербурге
- семья
- Не менее полезно в целях воспитания использовать афоризмы как лаконичные проявления концентрированной мудрости. Или надписи, которые, сменяя, мы вывешиваем в классе:
- В сущности мы должны научиться единственному: уважать друг друга.
- Кто научился ставить цели, тот уже прошел половину пути.
- У каждого человека должно быть любимое дело, любимый цветок и заветное желание.
- Не выходи из себя попусту, и к тебе кто-нибудь придет.
- Вчера я опять очень хорошо думал о людях.
У нас есть стенд сменных материалов, на который каждый ученик может вывесить любой интересный материал, и каждый ученик может снять этот материал и подарить себе. Если он ему нужен. Главное условие — чтобы эти материалы были познавательными, полезными, оригинальными и не противоречили Конституции.
- Стараюсь делать общение с учеником и на уроке интересным, оригинальным
- Раз ты не выполнил домашнее задание, я не буду тебя спрашивать и не поставлю оценку, можешь даже не просить об этом.
- Сегодня домашние задания получат только те, кто запишется на листочке, и я буду выдавать эти задания в запечатанных конвертах, и за их выполнение можно будет получить две пятерки, и плюс благодарность в дневнике и в приказе по классу, и плюс специальный лист уважения.
- У нашего классного коллектива есть свои маленькие тайны и большие традиции.
- Классный огонек-чаепитие с эстафетной палочкой Шахерезады. Участник, сидящий за столом, кому передают палочку, должен выполнить фант: рассказать интересную историю, или классно пошутить, или подарить что-либо участникам, или спеть, или подготовить интересную оригинальную задачку и т. д.
- День именинника;
- Участие в различных конкурсах («Кегуру», «Медвежонок» и др.)
Знать и думать о талантах детей, понимать, что по-своему талантлив каждый, способствовать поиску, развитию и реализации детских талантов – это хорошо. Но, еще более полезное дело – работать с обычными детьми, как с талантливыми.
- Приучаю детей к осознанию, что будни созданы для праздников, а праздники должны нести радость, а потому к ним надо готовиться. Дети часто ждут на Новый год или на день рождения подарков от родителей, но сами почему-то забывают или не понимают, что родители тоже очень хотели бы и были горды и счастливы, если дети таинственно и красиво готовились к их торжественным датам и придумывали бы для них пусть недорогие, но очень душевные подарки.
Я дарю детям подарки со смыслом, со значением и делаю надписи от души, которые ребенок захочет хранить долго.
- В классе и дома важно давать постоянные и временные поручения детям, меняя их время от времени. Я стараюсь давать те поручения, которые для ребенка интересны, посильны, делаю это не мимоходом, а серьезно.
Дети надолго помнят все интересные дела, в которых они принимали активное участие:
- Проект «Широкая Масленица».
- Проект «История чисел» и др.
- Классный руководитель и сам должен уметь делать что-нибудь лучше других и обладать каким-либо привлекательным качеством, которое удивляет, порой восхищает и радует детей. И совершенно не обязательно, чтобы это был героизм особого рода, у меня, например – это любовь к порядку, умение красивым каллиграфическим почерком писать на доске мелом, да мало ли чего может быть у хорошего человека?
- Я в школе использую обычные записки. Например, отправляю домой записку с похвалой, напоминанием или предложением.
- Важно, чтобы наказание, похвала и награда были адекватны поступкам, поскольку их несоответствие в одних случаях – мучает, в других – развращает. Не стоит думать, что представление о достижениях и успехах как бы не нуждается в особого рода похвалах, таких замечательных и авторских, которые так и хочется сохранить в душе на всю оставшуюся жизнь. К тому же число номинаций похвалы должно строго соответствовать числу детей в классе, и очень плохо, когда одних хвалят, а других как бы и похвалить не за что. Речь идет не об одномоментной похвале всех и ни за что, а о таком педагогическом отношении к детям, когда учитель и знает за что похвалить, и умеет организовать деятельность так, чтобы было за что похвалить.
Никогда не откладываю возможность похвалить родителей или ребенка назавтра. И они начинают или продолжают гордиться пусть небольшими изменениями в лучшую сторону.
Я считаю, что первым признаком воспитанности является способность и желание видеть и замечать добро и быть благодарным. К сожалению, считается, что способность к благодарности – это чуть ли не врожденное качество, на самом деле это качество надо воспитывать. Спросите у детей, кто сыграл важную роль в их жизни и как они за это отблагодарили, был ли у них замечательный урок и сказали ли они доброе слово учителю, воспитано ли у них желание помогать близким?
Однако, вопрос еще и в том умеем ли мы сами писать восторженные записки родителям и детям, можем ли мы подготовить в душе и шепнуть или высказать ребенку такие слова, чтобы он запомнил их на всю жизнь, можем ли мы дать развернутый педагогический анализ успехов и потенциальных возможностей учеников, достает ли нам таланта и желания на каждом родительском собрании благодарить родителей за их помощь, за их отношение к школе?
Благородство – это способность к благодарности, это тренировка памяти на предмет того, чтобы помнить всех и каждого, кому мы благодарны, и уметь выразить это и в жестах, и в поступках и в слове.
Доставьте ребенку радость общения с Вами! Похвалите! Укажите на успехи! Воодушевите! Совершайте добрые и хорошие поступки, дети учатся у нас!