Варианты преодоления кризиса хлебозаготовок в партийно государственном руководстве схема

Тест по истории России Коллективизация сельского хозяйства 10 класс с ответами. Тест содержит 2 варианта, в каждом по 7 заданий.

Вариант 1

1. Курс на коллективизацию был провозглашён на XV съезде ВКП(б) в

1) 1925 г.
2) 1927 г.
3) 1929 г.
4) 1937 г.

2. Коммунисты, направленные в период коллективизации из города в деревню для оказания помощи местным властям, — это

1) стахановцы
2) скоростники
3) двадцатипятитысячники
4) коммунары

3. Запишите в схему фамилию партийного деятеля — выразителя второго варианта преодоления кризиса хлебозаготовок.

Схема 3 задание 1 вариант

4. Расположите исторические события в хронологической последовательности.

1) победа колхозного строя в советской деревне
2) курс на индустриализацию
3) переход к нэпу
4) массовый голод в период коллективизации
5) антоновщина

5. Какие три последствия из перечисленных имела коллективизация? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) массовые выступления крестьян против советской власти
2) введение частной собственности на землю под контролем государства
3) создание условий для обеспечения промышленности средствами и рабочими руками
4) ликвидация слоя зажиточных крестьян
5) отмена временнообязанного состояния крестьян
6) отчуждение крестьян от собственности и результатов своего земледельческого труда

6. Ниже приведён список названий и терминов. Все они, за исключением двух, отражают социалистические преобразования в советской деревне в 1930-х гг.

1) раскулачивание
2) колхозное движение
3) отработки
4) трудодни
5) чересполосица
6) колхозник

Найдите и запишите порядковые номера терминов, не относящихся к данной проблеме.

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

Зажиточные крестьяне, пользующиеся наёмным трудом, назывались __________.

Вариант 2

1. Кризис хлебозаготовок в СССР разразился в

1) 1918 г.
2) 1922 г.
3) 1927 г.
4) 1930 г.

2. Объединение крестьян, форма организации сельскохозяйственного труда в СССР

1) коммуна
2) колхоз
3) община
4) хутор

3. Запишите в схему фамилию партийного деятеля — выразителя первого варианта преодоления кризиса хлебозаготовок.

Схема 3 задание 2 вариант

4. Расположите исторические события в хронологической последовательности.

1) начало первой пятилетки
2) принятие Декрета о земле
3) сплошная коллективизация
4) Кронштадтское восстание
5) смерть В.И. Ленина

5. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, были в словаре коллективизации.

1) колхоз
2) отруб
3) кулак
4) антисоветчик
5) подкулачник
6) хутор

Найдите и запишите порядковые номера терминов, не относящихся к данной эпохе.

6. Установите соответствие между событиями и датами.

События

А) начало массового голода
Б) статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов»
В) XV съезд ВКП(б). Курс на коллективизацию
Г) год великого перелома Сплошная коллективизация

Даты

1) 1925 г.
2) 1927 г.
3) 1929 г.
4) 1930 г.
5) 1932 г.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

Политика советского государства, направленная на массовое создание коллективных хозяйств (колхозов) и ликвидацию единоличных хозяйств, получила название __________.

Ответы на тест по истории России Коллективизация сельского хозяйства 10 класс
Вариант 1
1-2
2-3
3. Бухарин
4-53241
5-346
6-35
7. Кулаки
Вариант 2
1-3
2-2
3. Сталин
4-24513
5-26
6-5423
7. Коллективизация

Работа с таблицей. Проанализируйте представленные данные, определите непосредственные причины хлебозаготовительного кризиса.

Работа с таблицей. Причинами хлебозаготовительного кризиса 1927г стало нарастание «ножниц» между заготовительными и рыночными ценами на зерно, дефицит промышленных товаров массового спроса. Усугубил ситуацию кризис в отношениях с Англией, что привело к нарастанию в обществе слухов о возможной войне и, как следствие, росту ажиотажного спроса на товары.
В результате произошло значительное сокращение хлебозаготовок. Это заставляло правительство принимать чрезвычайные меры по изъятию у крестьян хлеба. Деревня отреагировала на меры правительства сокращением посевных площадей и массовым забоем скота.

1. Каковы были причины хлебозаготовительного кризиса?

Ответ взят из текста параграфа.
Крестьяне — производители товарного хлеба не торопились продавать урожай государству. Закупочные цены были им невыгодны. К тому же государство повысило размер сельхозналога. Крестьяне стали выжидать, когда цены на хлеб «подрастут».

2. Кто и почему поддержал свёртывание нэпа?

Ответ взят из текста параграфа.
Государству удалось получить запланированное количество хлеба. Но страна увидела, что власть возвращается к экономическому террору. Принципы нэпа были отброшены. В крестьянской памяти всплыли времена продотрядов. Проводником новой политики стал Сталин. Он говорил о необходимости ускоренной индустриализации, наступлении на кулака, перекачке средств из деревни в промышленность. Сталин ставил задачу в короткие сроки догнать развитые страны, достигнуть экономической независимости, укрепить обороноспособность страны.

3. Назовите варианты выхода из хлебозаготовительного кризиса, которые обсуждались в руководстве страны. Какой из них кажется вам более реалистичным? Почему?

Против отказа от нэпа и перехода к чрезвычайным мерам («военно-феодальной эксплуатации деревни») высказывался Н. И. Бухарин. Однако Сталин обвинил его в «правом уклоне», подвергнув бывшего союзника по борьбе с оппозицией разгромной критике. Бухарина упрекали в мягкотелости по отношению к кулачеству, припоминая ему призыв «Обогащайтесь!», обращённый к крестьянам.
Сталин говорил о необходимости ускоренной индустриализации, наступлении на кулака, перекачке средств из деревни в промышленность. Сталин ставил задачу в короткие сроки догнать развитые страны, достигнуть экономической независимости, укрепить обороноспособность страны.

Решебник

«Историко-культурный стандарт — Учебник» по предмету История за 10 класс.

Aвторы:

Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н.

Задание

Работа с таблицей. Проанализируйте представленные данные, определите непосредственные причины хлебозаготовительного кризиса.

Коллективизация сельского хозяйства

Создание
в короткий срок крупных коллективных
хозяйств с целью преодоления зависимости
государства от единоличных крестьянских
хозяйств в деле хлебозаготовок

Обеспечение
индустриализации дешевой рабочей силой
за счет массового ухода крестьян из
деревни

Цели

Ликвидация
кулачества как класса

Перекачка
средств из аграрного сектора экономики
в промышленный на нужды индустриализации

Кризис
хлебозаготовок в стране в 1927- 1928 гг.

Подходы
к его ликвидации в партийно-государственном
аппарате

И.В.Сталин Н.И.Бухарин

Сталинская и бухаринская альтернативы выхода из кризиса хлебозаготовок

И.В.Сталин.

Н.И.Бухарин

Оценка причин и
сущности кризиса

Кризис носит
структурный харак-

тер: отсутствие
прогресса в деле индустриализации
порождает то-варный голод, а мелкое
крестьянс-

кое хозяйство
неспособно обеспе-

чить потребности
промышленнос-

ти. Главный виновник
кризиса – «кулак- саботажник»

Главная причина
кризиса – ошибки в выборе и реализации
экономического курса (отсутствие
резервного фонда промтоваров, разрыв
цен на зерновые и технические культуры
и др.) Главный виновник – политическое
руководство страны

Пути преодоления
кризиса

Принятие чрезвычайных
мер: форсирование индустриализации;
массовая коллективизация; создание
колхозов как формы перекачивания
ресурсов из деревни в город; ликвидация
кулачества как «последнего
эксплуататорского класса»; созда-

ние социальной
базы советской власти в деревне;
обеспечение контроля за крестьянством

Включение
экономических рычагов; увеличение
выпуска товаров народного потребления;
достижение сбалансированности цен
на зерно и технические культуры;
усиление налогообложения кулаков;
закупка хлеба за границей; развитие
кооперативного движения в деревне

Осуществление
коллективизации

1928г. – начало
форсированного создания колхозов

1929г. – «сплошная
коллективизация», «год великого перелома»

1930г. – ликвидация
кулачества как класса, «головокружение
от успехов»

Голод 1932 – 1933 гг.

(умерли
от 5 до 7 млн. человек)

Фактическое
приостановление коллективизации.

Резкое
увеличение экспорта зерна (1928 г.-99 тыс.
тонн;1930- 10млн. тонн; 1931 – 10 млн. тонн)

Насильственные
методы коллективизации

Резкое
увеличение государственных заготовок
зерна, вплоть до изъятия семенных фондов

Резкое сокращение
поголовья скота (в 2-3 раза)
и валового сбора зерна; (1930 г. – 83,5 млн.
тонн; 1932 г. – 69,9 млн. тонн)

1934 г. – начало
завершающего этапа создания колхозов

1935 г. – принятие
нового устава колхозов

1937 г. – завершение
коллективизации. 93% крестьянских хозяйств
объединены в колхозы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Хлебозаготовительный кризис


Хлебозаготовительный кризис

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 10.

Обновлено 18 Апреля, 2023

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 10.

Обновлено 18 Апреля, 2023

Хлебозаготовительный кризис на рубеже 1927–1928 годов был вызван нехваткой промышленных товаров из-за преимущественно аграрного характера экономики. Появлению кризиса способствовали низкие закупочные цены на зерно и низкий урожай. В городах жители стали скупать товары первой необходимости, а в сёлах — прятать урожай.

Начало кризиса и сворачивание НЭПа

С марта 1921 года большевики проводили новую экономическую политику, которая позволила за короткий срок восстановить экономику и достичь показателей 1913 года.

Хлебозаготовительный кризис 1927

Рис. 1. Хлебозаготовительный кризис 1927.

В конце 1920-х с целью ускорения индустриализации власти сделали ставку на большую централизацию экономики. Поводом к отказу от НЭПа как раз стал срыв государственного плана хлебозаготовок осенью 1927 года. В декабре того же года к зажиточному крестьянству, кулачеству, впервые со времен «военного коммунизма» применили принудительные меры по изъятию запасов хлеба. В 1928 году летом власти отказались от подобных мер, а осенью вернулись к ним.

На рубеже 1927–1928 годов в сельском хозяйстве СССР отмечались следующие явления:

  • Дефицит сырья на перерабатывающих предприятиях и рост цен на технические культуры.
  • Увеличение забоя скота из-за бескормицы.
  • Владельцы кустарных предприятий стали закупать кожу для своих производств, что привело к росту цен.

Следовательно, у некоторых крестьян и не было нужды в сдаче хлеба государству, они получали достаточно денег за остальную продукцию. Хлебозаготовительный кризис усугубляли слухи об угрозе новой войны и ухудшение снабжения деревни промышленными товарами, которые в основном оседали в городах.

Тема хлебозаготовительного кризиса была поднята на XV съезде ВКП (б), проходившем в Москве в первой половине декабря 1927 года. На нём из партии исключили троцкистскую оппозицию и обозначили курс развития государства на коллективизацию и индустриализацию.

XV съезд ВКП (б)

Рис. 2. XV съезд ВКП (б).

События 1928–1929 годов

Весной 1928 года из-за вывоза хлеба из Сибири цены на него выросли местами в два раза, начались трудности в снабжении городов. В регионе произошли крестьянские выступления, активными их участниками были женщины. Власти стали применять методы продразвёрстки времён Гражданской войны: повальные обыски, проверка амбаров, подворный обход.

В руководстве страны возникли разногласия относительно положения на селе. Например, сторонники Николая Бухарина предложили отказаться от давления на кулачество и купить недостающий хлеб за границей.

В 1929 году доля крестьян-единоличников в сдаче зерновых государству составляла 86 % против 11 % у колхозов. Руководство страны поставило задачу максимально увеличить долю колхозов, и это удалось к 1933 году, когда соотношение по сдаче зерна стало следующим:

  • колхозы — 80 %;
  • единоличники — 11 %;
  • совхозы — 9 %.

Одновременно с коллективизацией шла реализация первого пятилетнего плана. За 1928–1932 годы в СССР были построены тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске и Харькове. Значительно выросло количество сельскохозяйственной техники на селе.

Датой начала сплошной коллективизации следует считать 1929 год. В ноябре на пленуме ЦК ВКП (б) был обозначен курс на социалистическое переустройство деревни, а в декабре был создан Народный комиссариат земледелия, который возглавил Яков Яковлев.

Коллективизация, 1928 г.

Рис. 3. Коллективизация, 1928 г.

Заключение

Что мы узнали?

Кратко подытоживая, кризис хлебозаготовок 1927–1928 гг. привёл к отказу властей СССР от политики НЭПа и стал одной из причин курса на коллективизацию сельского хозяйства. У крестьян не было интереса сдавать хлеб по низким ценам, а государству необходимо было одновременно добиться двух целей: обеспечить продуктами города и получить средства на индустриализацию.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 10.


А какая ваша оценка?

Цель урока: составить представление о причинах кризиса хлебозаготовок 1927—1928 гг. и выявить возможные пути выхода из него; уяснить причины победы сталинского варианта преодоления экономического кризиса; усвоить причины и сущность сплошной коллективизации; проследить их долгосрочные экономические, социальные, политические последствия

Основные знания: кризис хлебозаготовок 1927—1928 гг. и пути его преодоления; предпосылки «великого перелома»; цели и задачи индустриализации; предпосылки политики сплошной коллективизации; цели и задачи «нового курса» в деревне;

Основные понятия: коллективизация;; «великий перелом»; МТС; колхоз; совхоз; раскулачивание; хлебозаготовительный кризис.

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о сущности политики коллективизации в процессе модернизации страны, знакомятся с ходом, результатами и последствиями коллективизации; убеждаются в ее негативных последствиях; осуждаются формы и методы проведения коллективизации.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Приемы деятельности учителя:

  • конспективное повествование с опорой на слайды
  • образное повествование

Требования к аппаратным средствам и программному обеспечению для работы с ресурсом

  • Microsoft Office Power Point 2003.lnk
  • Microsoft Office Word 2003.lnk
  • Windows Media

Ход занятия

Слайд 1. Тема, слайд-шоу, песня в исполнении хора им. Пятницкого «Загудели, заиграли провода».

Слайд 2. Частушки о колхозной жизни — Можно ли считать частушку источником информации о времени коллективизации? Как этот источник характеризует колхозы и жизнь в них?

Слайд 3. План

  1. Причины коллективизации.
  2. Начальный этап.
  3. Год «великого перелома».
  4. Начало массовой коллективизации.
  5. Голод 1932-1933.
  6. Репрессии – основа успеха.
  7. 1934 – второй этап.
  8. Колхозное крестьянство.
  9. Итоги и значение.
  10. Рефлексия.
  11. Домашнее задание.

Слайд 4. Проблема:О коллективизации в ее целях в 30-е гг говорили, что

  1. Это великая революция- вторая, после Октября.
  2. Это «революция сверху при поддержке снизу».
  3. Через нее будет осуществлен переход к социализму подавляющего числа населения страны.
  4. Она означает решение классовых проблем.
  5. Через нее идет мобилизация ресурсов для подъема промышленности.
  6. Она сделает крестьян зажиточными людьми.
  7. Она решит продовольственные проблемы страны.

Определите, насколько соответствовали действительности, что означали на практике эти лозунги.

Слайд 5.Основные понятия и термины: коллективизация, колхоз, кулак, раскулачивание, «подкулачники», МТС (машинотракторная станция).

Слайд 6. Даты:

  • 1927г.- начало хлебозаготовительного кризиса;
  • 1929г., декабрь-переход к политике сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса;
  • 1930г., 2 марта — статья Сталина «Головокружение от успехов»;
  • 1932-1933гг.- массовый голод в зерновых районах СССР.

Слайды 7-11. Причины коллективизации.

Слайд 12. Начальный этап.

Слайд 13. Год «великого перелома».

Слайды 14-15. Начало массовой коллективизации.

Слайды 16-19. Голод 1932-1933.

Слайды 20-23. Репрессии – основа успеха.

Слайды 24-25. 1934 – второй этап.

Слайды 26-27. Колхозное крестьянство.

Слайды 28-30. Итоги и значение.

Слайды 32-37. Рефлексия.

Слайд 31. Домашнее задание.

Слайды 38-53. Дополнительный материал.

Список литературы:

  1. Данилов, А. А. История России XX — начало XXI в. 9 класс / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2008;
  2. Загладин Н.В.Всеобщая история Новейшая история XX век. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово», 2009
  3. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Новейшая история зарубежных стран XX век. 9 -11 классы. М.,2001
  4. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. 9 класс. История России. XX век Коваль. М, Владос-Пресс, 2002.
  5. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. История России в схемах, М, Проспект, 2011 .
  6. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. М, 1996.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кислотный грунт холекс инструкция по применению
  • Sabal kurbis kapseln инструкция по применению
  • Celcox 200 mg инструкция по применению
  • Эмоксипин уколы внутримышечно цена инструкция для глаз
  • Как создать карту желаний своими руками пошаговая инструкция