Вариативная часть деятельности связанной с классным руководством является основой содержания

Уважаемые коллеги Вашему вниманию предлагаются вопросы и ответы теста “Организация деятельности педагогических работников по классному руководству” сайта единый урок. Правильный ответ выделен жирным шрифтом.

  1. Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности осуществляется на основе детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи. Верно ли данное суждение?
  • Да
  • Нет
  1. Общеобязательные нормы в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях содержит Семейный кодекс Российской Федерации?
  • Да
  • Нет
  1. Одним из механизмов формирование активной жизненной и социальной позиции обучающихся является использование возможностей волонтёрского движения и детских общественных движений?
  • Да
  • Нет
  1. Локальные нормативные акты общеобразовательных организаций включают комплекс документов, регламентирующих содержание и порядок организации классного руководства?
  • Да
  • Нет
  1. Вариативная часть деятельности, связанной с классным руководством, в том числе содержит направление работы по содействию повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося. Верно ли данное суждение?
  • Да
  • Нет
  1. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в вариативной части организуется выявление и поддержка обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Верно ли данное суждение?
  • Да
  • Нет
  1. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы не организуется. Верно ли данное суждение?
  • Да
  • Нет
  1. Является ли приоритетной задачей деятельности по классному руководству формирование у обучающихся активной гражданской позиции и причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России?
  • Да
  • Нет
  1. Направленность и содержание приоритетных воспитательных задач, связанных с классным руководством, определены и не могут быть изменены общеобразовательной организацией. Верно ли данное суждение?
  • Да
  • Нет
  1. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в вариативной части организуется формирование у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению. Верно ли данное суждение?
  • Да
  • Нет
  1. Гуманизация межличностных отношений в классе может являться одним из механизмов создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе?
  • Да
  • Нет
  1. В образовательных организациях воспитательный процесс осуществляется в целях формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Верно ли данное суждение?
  • Да
  • Нет
  1. В рамках одного класса педагогический работник, осуществляющий классное руководство, является единственным субъектом воспитательной деятельности. Верно ли данное суждение?
  • Да
  • Нет
  1. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития осуществляется на основе как принятия общечеловеческих российских традиционных духовных ценностей, но и практической готовности им следовать. Верно ли данное суждение?
  • Да
  • Нет
  1. Классный руководитель выполняет обязанности, относящихся непосредственно к управленческой деятельности, а не к педагогической деятельности. Верно ли данное суждение?
  • Да
  • Нет
  1. Классный руководитель в своей работе должен учитывать:
  • индивидуальные особенности
  • образовательные запросы
  • характеристику класса
  • состояние здоровья
  • условия жизни обучающихся
  • индивидуальные возрастные особенности
  • все вышеуказанное
  • пункты 2 и 3
  • пункты 1 и 5
  1. Можно ли сказать, что воспитательный процесс и социализация обучающихся в современном обществе осуществляются в открытом социуме с использованием всех его ресурсов?
  • Да
  • Нет
  1. Организация деятельности по классному руководству на местном уровне (в муниципальных районах и городских округах) должна быть направлена на создание дополнительных задач с учётом социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных муниципальных образованиях. Верно ли данное суждение?
  • Да
  • Нет
  1. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития осуществляется на основе как принятия общечеловеческих российских традиционных духовных ценностей, но и практической готовности им следовать. Верно ли данное суждение?
  • Да
  • Нет
  1. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в инвариантной части организуется изучение психофизиологических особенностей обучающегося, в том числе социально-бытовых условий, состояния и условий семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье. Верно ли данное суждение?
  • Да
  • Нет
  • new, ответы теста сайт единый урок, тестирование классных руководителей

Коллектив

Подвижничество с оптимизмом

Кто поможет классному
руководителю?

Приоритетный национальный проект
«Образование» изменил будни гимназии № 1520 им.
Капцовых *, выведя ее из спокойного
ощущения самодостаточности на открытый простор
активного движения вперед. На этой волне
родилась программа развития «Компетентность.
Ответственность. Выбор», нацеленная на
воспитание личности, умеющей самостоятельно
выстраивать свою жизненную модель, беречь
здоровье, добывать новые знания, использовать их,
владеть современными
информационно-коммуникационными технологиями…

Мы полагаем, что цели, заявленные в
документе, можно считать достигнутыми, если,
выходя из стен нашего учреждения, выпускник
скажет: «Я компетентен, я готов выбирать и нести
за свой выбор ответственность».

Поэтому нужно выстраивать воспитательную
систему гимназии,
которая позволит это
реализовать. Она базируется на принципах,
отшлифованных временем, бережно передаваемых из
поколения в поколение, и актуальных в свете
нацпроекта «Образование»:

– духовность;
– защищенность и комфортность;
– доверие и открытость;
– сотворчество и содружество;
– личностная ориентированность.

Но самые правильные слова и красивые
намерения могут остаться пустым звуком, если в
школе не будет людей, способных ежедневно о них
напоминать и включать в практику своей работы.
Как армия держится на комбатах, так и
воспитательная система в образовательных
учреждениях – на классных руководителях.

Основным структурным элементом школы
является класс. Именно в нем организуется
познавательная деятельность обучаемых,
происходит их общение, складываются социальные
отношения. Здесь решаются проблемы сплочения
коллектива и досуга детей, формируется
определенная эмоциональная атмосфера.

Мы расскажем о том, как все происходит
в нашем учебном заведении. Возможно, этот опыт
покажется интересным для заместителей
директоров по учебно-воспитательной работе и
подскажет, каким образом добиться продуктивного
результата у себя в школе.

Инвариантный компонент
деятельности классного руководителя – это то,
что делают сегодня в нашей гимназии все и
примерно в одинаковом объеме:

  • обеспечение жизни и здоровья
    учащихся:
    осуществление контроля за
    посещаемостью учебных занятий учениками класса,
    выяснение причин пропусков, работа с
    документацией о заболеваемости, с листком
    здоровья в классном журнале, с паспортом
    здоровья ребенка; совместно с врачом и
    родителями разработка и реализация комплекса
    мер по охране и укреплению здоровья детей,
    вовлечение их в занятия физкультурой и спортом;
    решение вопросов горячего питания; проведение
    инструктажей и ведение документации по технике
    безопасности;

  • обеспечение позитивных
    межличностных отношений учащихся между собой и с
    родителями:
    информированность о
    взаимоотношениях в классе, об их характере между
    учащимися и учителями; проведение диагностики
    межличностных отношений; выявление детей,
    имеющих проблемы в этой сфере, привлечение для
    работы психолого-педагогической службы;
    оперативное регулирование возникающих
    противоречий, определение задач оптимизации
    психологического климата;

  • содействие освоению школьниками
    образовательных программ:
    информированность
    об особенностях содержания образования,
    предусмотренного учебным планом, о проблемах и
    перспективах реализации образовательной
    программы в классе; координация деятельности
    учителей-предметников и родителей;
    прогнозирование и мониторинг успеваемости;
    поддержка в разработке и реализации
    индивидуальных траекторий образования;
    организация взаимодействия с успешными и
    неуспевающими учащимися;

  • осуществление патриотического,
    гражданско-правового воспитания учащихся,
    формирование социальной компетентности
    учащихся:
    разработка годового цикла
    творческих дел и мероприятий, способствующих
    воспитанию патриотизма и гражданственности,
    расширяющих правовую и социальную компетенцию
    учащихся; содействие в формировании опыта
    гражданского поведения в процессе ученического
    и школьного соуправления; организация участия
    ученического коллектива в создании и реализации
    социальных проектов и программ как классного,
    так и школьного уровней.

Вариативный компонент деятельности
классного руководителя, на наш взгляд,
предполагает следующее:

  • определение целей воспитания на
    основе учета возрастных особенностей,
    существующей ситуации в классе, планирование
    работы:
    комплексное изучение состояния,
    проблем и определение перспектив в воспитании,
    обучении и развитии школьников; качественное,
    обоснованное целеполагание и планирование
    взаимодействия с классом; ведение отчетной
    документации; осуществление мониторинга
    эффективности собственной деятельности;

  • организация участия учащихся в
    конкурсах и соревнованиях школьного, районного,
    городского и федерального уровней;

  • определение зон риска для учащихся
    класса, планирование профилактической
    деятельности:
    выявление детей, вызывающих
    наибольшие опасения в вопросах поведения и
    обучения; разработка и реализация комплекса
    профилактических мер совместно с социальным
    педагогом, психологом, администрацией школы,
    родительским комитетом, использование
    возможностей различных организаций.

Ключевой фигурой в воспитательном
процессе, бесспорно, является классный
руководитель
. Опираясь на свой опыт, можем
утверждать, что, как ребенок подобен родителям,
так и класс похож на своего классного
руководителя: интеллект педагога, его общая
культура, особенности характера и темперамента,
нравственный облик и, конечно же, уровень
профессиональной подготовки оказывают
существенное влияние на руководимый им детский
коллектив.

Классный руководитель больше, чем
должность, которая регламентирована правами,
обязанностями и временными рамками. Это образ
жизни, нелегкий и очень ответственный труд.

Поэтому, как правило, возникают две
проблемы: во-первых, не каждый учитель морально
готов взяться за такую работу, а, во-вторых, все же
решившись, некоторые теряют чувство
психологического комфорта от осознания
масштабов деятельности и ограниченности времени
и сил с ними справляться.

Каким образом поддержать того, кто
решился на это подвижничество? Как помочь
классному руководителю многое успевать,
смотреть на все с оптимизмом и не менять жизнь
собственной семьи на жизнь классного коллектива,
а спокойно и естественно их совмещать?

В нашей гимназии для этого существует
система стимулирования и поощрения, налажена
методическая работа кафедры классных
руководителей, организовано взаимодействие всех
структур образовательного процесса.

Один, как известно, в поле не воин. А
посему верными помощниками классного
руководителя становятся:

  • предметные кафедры
    (организация предметных недель, декад,
    месячников, ученическое проектирование);

  • музей истории гимназии
    (воспитание патриотизма, работа по краеведению,
    взаимодействие с выпускниками гимназии разных
    лет);

  • библиотека гимназии
    (творческие конкурсы, праздники, тематические
    классные часы, выставки);

  • сеть объединений дополнительного
    образования
    (развитие интеллектуальных,
    творческих и физических способностей учащихся,
    влияние на развитие социально значимых качеств
    личности, формирование коммуникативных навыков,
    воспитание ответственности, коллективизма);

  • психолого-педагогическая служба
    (оказание помощи и поддержки в сложных
    психологических и конфликтных ситуациях
    учащимся, педагогам и родителям, профилактика
    вредных привычек);

  • совет по профилактике
    правонарушений и наркомании
    (работа с
    учащимися, стоящими на ВШУ, профилактика
    правонарушений и наркомании);

  • ученический совет
    (координация деятельности всех органов и
    объединений учащихся гимназии, планирование,
    организация и проведение общегимназических
    творческих дел);

  • совет родительской
    общественности
    (помощь в работе всем
    вышеперечисленным органам).

Методическую помощь можно получить на
заседаниях Кафедры классных руководителей,
на которых рассматриваются актуальные
вопросы воспитательной работы, подготовленные
более опытными педагогами. Здесь перенимается
положительный опыт, обсуждаются проблемы и пути
их решения.

В 2007/2008 учебном году мы остановились на
следующих темах заседаний:

I четверть. «Цели и задачи
воспитательной работы в новом учебном году.
Планирование работы классного руководителя».

II четверть. «Использование
проектных технологий в воспитательной работе
классного руководителя».

III четверть. «Здоровьесберегающие
технологии в работе классного руководителя».

IV четверть. «Работа классного
руководителя с семьями учеников.

Подведение итогов работы».

Для совершенствования мастерства
педагогов мы проводим обучающие семинары
с привлечением специалистов: врачей, психологов,
методистов.

Каждый классный руководитель гимназии
имеет тему для самообразования и
накапливает по ней материалы и опыт. В творческие
папки всегда могут заглянуть коллеги. Наработки,
подготовленные педагогами, используются и для
уже вышеупомянутых заседаний кафедры, и для
проведения семинаров, и в повседневности.

Естественно, что по любому вопросу,
касающемуся воспитательной работы, классный
руководитель может получить консультацию
директора или его заместителя по ВР.

Нам хотелось бы, чтобы на уровне округа
или даже города появилась богатая медиатека:
в помощь классному руководителю, содержащая
методические материалы по разным вопросам
воспитательной деятельности, включающая в себя
лучшие достижения педагогов округа, города,
страны.

Востребованным стал бы и сайт
классного руководителя с форумом, на котором
можно будет попросить совета у коллег, дежурных
специалистов, обменяться опытом.

Немаловажную роль в поддержке
деятельности педагогов является стимулирование
работы. Так в рамках приоритетного национального
проекта «Образование» каждый классный
руководитель получает 1000 рублей.

В нашей гимназии при премировании
работников обязательно учитываются количество
экскурсий, походов, поездок с классом, участие и
победы ребят в гимназических, окружных и
городских конкурсах, организация и проведение
интересных творческих дел.

Разумеется, важную роль играет и
моральное стимулирование. Мы составляем
рейтинговую таблицу активности классов в жизни
гимназии. Если подопечные находятся на
вершине – классный руководитель получает ни с
чем не сравнимое моральное удовлетворение от
результатов своего труда, признательность детей
и родителей. Нижние строки – как минимум
чувство неловкости и перед всеми, и перед самим
собой.

Совместными усилиями участников
образовательного процесса в гимназии создана
атмосфера уважительного отношения к труду
классного руководителя: быть им престижно, хотя и
очень ответственно.

Администрация образовательного
учреждения может быть удовлетворена
результатами деятельности, когда:

  • высок уровень зрелости классного
    коллектива;

  • комфортен общий психологический
    климат в классе;

  • виден реальный рост общей культуры
    учащихся;

  • родители вовлечены в дела класса и
    школы;

  • у классного руководителя в наличии и
    порядке установленная документация;

  • классный руководитель занимает
    активную позицию: участвует в
    исследовательско-экспериментальной
    деятельности, готов к обмену опытом.

Мы считаем, что настоящий классный
руководитель – это человек интересный,
самодостаточный, обладающий богатой душой и
отдающий себя детям.

Ольга ОВСЕЙЧИК,
к.п.н., директор,
Ирина ПЕРЕВОЗЧИКОВА,
замдиректора
по воспитательной работе,
ГОУ Гимназия № 1520
им. Капцовых,
г. Москва

___________

* Гимназия № 1520 им.
Капцовых – победитель ПНП «Образование» (2006
г.) и Всероссийского конкурса «Лучшие школы
России (2006 г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетные задачи деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством

Приоритетными задачами деятельности по классному руководству, соответствующими государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся, являются:

создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;

формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;

формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;

формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.

Условиями успешного решения обозначенных задач являются:

выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;

реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства;

взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе, в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей; поддержка семейного воспитания и семейных ценностей; содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;

обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т.д.;

участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Направленность и содержание приоритетных воспитательных задач, связанных с классным руководством, зависят от контекстных условий деятельности общеобразовательной организации. Этнокультурные особенности региона и территории проживания, определяющие социальные нормы и традиции воспитания, характеристики социально-экономической и социокультурной ситуации в конкретной территории (наличие объектов культуры, спорта, дополнительного образования детей, градообразующих предприятий и иных субъектов активной экономической деятельности) во многом влияют на выбор актуальных задач воспитательной деятельности.

Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.

Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного руководства как вида педагогической деятельности.

Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни обучающихся, а также характеристики класса как уникального ученического сообщества с определёнными межличностными отношениями и групповой динамикой.

Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности. Поэтому он должен постоянно взаимодействовать с семьями обучающихся, другими педагогическими работниками общеобразовательной организации, взаимодействующими с учениками его класса, а также администрацией общеобразовательной организации.

Воспитательный процесс и социализация обучающихся осуществляются в открытом социуме, с использованием всех его ресурсов. Поэтому педагогический работник, осуществляющий классное руководство, взаимодействует также с внешними партнёрами, способствующими достижению принятых целей.

Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.

В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части.

Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации.

Инвариантная часть содержит следующие блоки:

1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:

содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путём осуществления контроля посещаемости и успеваемости обучающихся класса;

обеспечение включённости всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации обучающихся;

содействие успешной социализации обучающихся путём организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих их формирование опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;

осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий, состояния и условий семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье;

выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;

выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи;

профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;

формирование навыков информационной безопасности;

содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;

поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;

обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.

2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая:

изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;

регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;

формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к российским национальным и общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, семейным ценностям, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;

организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включённости в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;

выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;

профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:

привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка;

регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса.

координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей;

4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:

взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учётом особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;

взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;

взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;

взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;

взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;

взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной организации по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;

взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая:

участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся.

участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнёрства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;

участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.

6. Ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, следующей документации:

классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся;

план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

В целях недопущения избыточной отчётности педагогических работников руководителям общеобразовательных организации необходимо руководствоваться подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной отчётности».

Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации.

К примеру, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка. На состав деятельности по классному руководству могут оказать влияние особые характеристики общеобразовательной организации. Так, например, в общеобразовательных организациях с устойчиво низкими результатами обучения и работающими в сложном социальном контексте, непосредственно связанном с классным руководством, могут появиться дополнительные задачи по развитию учебной мотивации у обучающихся, координации работы учителей-предметников, вовлечению семьи в образовательную деятельность обучающихся и т.д.

Каждый блок инвариантной части деятельности по классному руководству может быть дополнен, акцентирован или скорректирован с учетом контекстных условий.

Вариативная часть может отражаться не только в локальном акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.д.

В рамках реализации обозначенных задач деятельности по классному руководству, педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе:

индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);

коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слёты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).

Нормативные основы.

Обязанности классного руководителя.

Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:

1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья  учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, совместно с врачом и родителями разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья,  вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организуется охват учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений   учащимися класса  и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогическую службу),

3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с  одаренными, с неуспевающими учащимися,

4) осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся),

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

5) определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуацией в классе, планирование работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной — системообразующей деятельностью класса),

6) определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (составление списка учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер, привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям, использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций).

В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:

—  деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,

— программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

— сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,

— СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,

— социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.

Примерная должностная инструкция

классного руководителя в соответствии с ФГОС

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.

1.2. Классный руководитель относится к категории специалистов.

1.3. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное педагогическое образование и высокую мотивацию к воспитательной деятельности.

1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.

1.5. На период отпуска или временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе.

1.6. Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю директора школы по воспитательной работе и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по внеурочной работе, а далее — директору школы.

1.7. Классный руководитель должен знать:

• нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;

• Конвенцию о правах ребенка;

• правила внутреннего трудового распорядка;

• этику делового и межличностного общения;

• педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;

• общую, возрастную и социальную психологию;

• возрастную физиологию;

• методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой, познавательной, трудовой (производственной), социально значимой волонтёрской, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, проблемно-ценностного общения, художественного творчества;

• программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;

• правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

2.1. Самостоятельно определять цели своей работы, исходя из актуальных проблем развития учащихся вверенного ему класса.

2.2. Самостоятельно разрабатывать план своей работы и, если классный руководитель становится организатором внеурочной деятельности учащихся своего класса, программу (или её модуль) организации внеурочной деятельности учащихся класса.

2.3. Изучать особенности, интересы, потребности, способности школьников и помогать им в их реализации.

2.4. Знакомить школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулировать самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогать им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.

2.5. Осуществлять необходимые мероприятия для сплочения классного коллектива.

2.6. Поддерживать социально значимые инициативы школьников, побуждать их к самоуправлению, курировать самоуправленческую деятельность учащихся класса.

2.7. Осуществлять профориентационную работу с учащимися 9–11 классов.

2.8. Совместно с учителями-предметниками осуществлять контроль готовности класса к учебным занятиям (обеспеченность учебниками, пособиями, тетрадями, атласами, картами, канцелярскими принадлежностями и т. п.).

2.9. Осуществлять контроль посещаемости учащимися класса уроков, выяснять причины пропусков учебных занятий, при необходимости принимать меры к их устранению.

2.10. Осуществлять контроль успеваемости учащихся класса, принимать меры по устранению школьниками учебной задолженности, регулярно информировать родителей об успеваемости их детей.

2.11. Осуществлять контроль девиантных проявлений в развитии учащихся класса; при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию; в особо сложных и опасных случаях информировать об этом вышестоящее руководство.

2.12. Организовывать питание учащихся класса в школьной столовой.

2.13. В установленные администрацией сроки организовывать дежурство класса по школе, участие класса в субботниках по уборке школьных помещений и пришкольной территории, влажную уборку закреплённого за классом кабинета.

2.14. Следить за сохранностью имущества и санитарно-гигиеническим состоянием закреплённого за классом кабинета.

2.15. Заботиться о благопристойном внешнем виде, правильной речи и хороших манерах учащихся класса.

2.16. Заботиться о здоровье учеников, вовлекать их в физкультурную и спортивную деятельность.

2.17. Организовывать с учащимися класса мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и т. п.

2.18. Обеспечивать соблюдение детьми техники безопасности и санитарно-гигиенических норм во время проведения внеурочных мероприятий с классом.

2.19. Оказывать (при необходимости) школьникам первую доврачебную помощь в случаях заболевания или получения ими травм в период их пребывания в школе или совместного с классным руководителем участия во внешкольных мероприятиях.

2.20. Извещать вышестоящее руководство и родителей обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей вверенного ему класса и случившихся в период пребывания детей в школе.

2.21. Следить за соблюдением и принимать меры, направленные на соблюдение школьниками Правил для учащихся и Устава школы.

2.22. Следить за соблюдением прав ребёнка в школе.

2.23. Оказывать помощь своим воспитанникам в решении их сложных жизненных проблем.

2.24. Работать с родителями учащихся класса индивидуально; в сроки, удобные родителям и самому классному руководителю, проводить родительские собрания; при крайней необходимости посещать семьи учащихся на дому.

2.25. Сотрудничать с работающими в классе учителями-предметниками, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного образования, куратором деятельности детских общественных объединений, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учёбе.

2.26. Участвовать в работе Педагогического совета школы, Методического объединения классных руководителей, а также в проводимых школой совещаниях, консилиумах и семинарах, на которые приглашаются классные руководители.

2.27. Принимать участие в составлении общешкольного плана воспитательной работы и осуществлении контроля организуемого в школе процесса  воспитания, проводя в своем классе необходимые диагностические исследования, осуществляя вместе с заместителем директора по воспитательной работе анализ своей профессиональной деятельности и высказывая экспертное мнение по интересующим его вопросам.

2.28. Вести необходимую документацию: классный журнал, личные дела учащихся, дневники учащихся; помогать администрации школы собирать необходимую статистическую информацию об учащихся класса.

2.29. Проходить периодические бесплатные медицинские обследования.

3. Права

3.1. Независимо определять цели, приоритетные направления, содержание и формы работы с учащимися вверенного ему класса.

3.2. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные её модули) организации внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.

3.3. Отказываться от участия вверенного ему класса в мероприятиях районного, городского, регионального или всероссийского масштаба, если они, по мнению классного руководителя, не способствуют решению имеющихся в классе проблем и не отвечают поставленным им самим целям работы с классом.

3.4. Не позволять третьим лицам без разрешения присутствовать во время проведения его совместных с классом дел.

3.5. Запрашивать у руководства, получать имеющиеся в распоряжении школы материально-технические средства, информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей, и пользоваться ими.

3.6. Давать школьникам во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению ими дисциплины, техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

3.7. Привлекать школьников к дисциплинарной ответственности за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.

3.8. Вносить предложения по развитию и совершенствованию воспитательного процесса в школе.

3.9. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями группы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса.

3.10. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.

3.11. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

3.12. Повышать свою квалификацию и проходить в установленном порядке аттестацию.

3.13. Требовать от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе оказания содействия в исполнении своих прав и должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. За осуществление возложенных на него должностных обязанностей.

4.2. За организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.

4.3. За рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и прочих ресурсов.

4.4. За соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и техники безопасности.

4.5. За нарушение нормативно-правовых актов классный руководитель может быть привлечён в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

1.1.      Российской Федерации».

1.2.  Классное руководство распределяется администрацией образовательной организации, закрепляется за работником с его согласия, исходя из интересов МОУ «СОШ №11» с учетом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей.

1.3.  Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.

1.4.  Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.

1.5.  Классный руководитель в своей деятельности руководствуется:

– Конституцией Российской Федерации;

– Семейным кодексом Российской Федерации;

– Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

– Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

– Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 4Э6-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

– Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

– Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

– Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

– Приказами Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; 

– Приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 года № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

– Уставом Вологодской области и другими региональными нормативными актами;

– правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, электробезопасности и противопожарной защиты;

– Уставом и другими локальными нормативными актами общеобразовательной организации (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора общеобразовательной организации, настоящим Положением), трудовым договором.

1.6.      Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией МОУ «СОШ №11», органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, классным родительским комитетом, педагогом-психологом, педагогом-организатором, педагогами внеурочной деятельности, педагогами дополнительного образования.

2.  Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя

2.1.   Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

2.2.  Цель работы классного руководителя – формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

2.3.  Принципы организации работы классного руководителя при решении социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:

—  опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции;

—  организация социально открытого   пространства          духовно-нравственного развития     и воспитания личности гражданина России;

—  нравственный пример педагогического работника;

—  интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

—  социальная востребованность воспитания;

—  поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

—  признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

—  обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;

—  кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций).

2.4.  Задачи деятельности классного руководителя:

—  создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;

—  формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

—  формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;

—  формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;

—  формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.

2.5.  Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:

—  выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно- нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;

—  реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;

—  взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;

—  обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива МОУ «СОШ №11», органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;

—  участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.6.   В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий МОУ «СОШ №11».

2.7.1.  Инвариантная часть содержит следующие блоки:

2.7.1.1.        Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:

—  содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;

—  обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;

—  содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;

—  осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;

—  выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;

—  выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи;

—  профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;

—  формирование навыков информационной безопасности;

—  содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;

—  поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;

—  обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.

2.7.1.2.     Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая:

—  изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;

—  регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;

—  формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны, признанию

ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;

—  организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;

—  выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся;

—  профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

2.7.1.3.     Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:

—  привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;

—     регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;

—     координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

—     содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.

2.7.1.4.    Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:

—  взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию;

—  взаимодействие с администрацией МОУ «СОШ №11» и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;

—  взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогами внеурочной деятельности, педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;

—  взаимодействие с учителями учебных предметов, педагогами внеурочной деятельности, педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;

—  взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами внеурочной деятельности, педагогами дополнительного образования по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;

—  взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией Школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;

—  взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками Школы (социальным педагогом, педагогом-психологом и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.7.1.5.      Участие  в   осуществлении воспитательной                      деятельности                        во                      взаимодействии                    с социальными партнерами, включая:

—     участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся;

—     участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;

—  участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.

2.8.                       Вариативная часть деятельности классного руководителя формируется в зависимости от контекстных условий школы, включает в себя участие в муниципальных, областных и региональных мероприятиях, а также в общешкольных акциях в соответствии с планом воспитательной работы МОУ «СОШ №11».

3.  Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя

3.1.  Классный руководитель имеет право:

—   самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС НОО, ООО и СОО с учетом контекстных условий деятельности;

—   вносить на рассмотрение администрации, педагогического совета, органов государственно- общественного управления МОУ «СОШ №11» предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

—   участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов МОУ «СОШ №11» в части организации воспитательной деятельности в образовательной организации и осуществления контроля ее качества и эффективности;

—   самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;

—   использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру МОУ «СОШ №11» при проведении мероприятий с классом;

—   получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления образовательной организации для реализации задач по классному руководству;

—   приглашать в образовательную организацию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с осуществлением классного руководства;

—   давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;

—   посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;

—   защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации МОУ «СОШ №11», родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;

—   повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.

4.  Организация деятельности классного руководителя

4.1.  Классный руководитель ежедневно:

—  определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся;

—  выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;

—  организует и контролирует дежурство обучающихся по школе;

—  организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении;

—  организует  работу   с   родителями  (законными          представителями)    обучающихся    (по необходимости).

4.2.  Классный руководитель еженедельно:

—     проверяет и отмечает в электронном журнале причины пропусков обучающимися занятий;

—     проводит классные часы в соответствии с планом воспитательной работы;

—     организует работу с родителями;

—     проводит работу с учителями-предметниками, педагогами внеурочной деятельности, педагогами дополнительного образования, работающими с обучающимися класса;

—     анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным обучающимся.

4.3.      Классный руководитель в течение учебной четверти:

—  оформляет и заполняет электронный журнал;

—  участвует в работе методического объединения классных руководителей;

—  проводит  анализ  выполнения плана  воспитательной          работы     за         четверть,      состояния успеваемости и уровня воспитанности обучающихся;

—  проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;

—  проводит классные родительские собрания;

—  предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе информацию об успеваемости обучающихся класса за четверть;

— предоставляет заместителю директора по воспитательной работе необходимую информацию (согласно запросу) по различным вопросам организации воспитательной работы в классе.

4.4.  Классный руководитель ежегодно:

—  оформляет личные дела обучающихся;

—  анализирует  состояние  воспитательной работы  в          классе           и                уровень          воспитанности обучающихся в течение учебного года;

—  составляет план воспитательной работы в классе;

—  собирает, анализирует и предоставляет информацию об обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, отчет о дальнейшем продолжении учебы и трудоустройстве выпускников и пр.).

—  предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе информацию об успеваемости обучающихся класса за учебный год;

—    предоставляет заместителю директора по воспитательной работе анализ и отчет по воспитательной работе с классом за учебный год по четвертям.

4.5.  Классный час обязателен для проведения классным руководителем и посещения обучающимися.

4.6.    В целях обеспечения четкой организации деятельности образовательной организации классный руководитель обязан поставить в известность администрацию о проведении досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек), изначально не предусмотренных планом МОУ «СОШ №11» и годовым планом классного руководителя, не менее, чем за неделю до планируемой даты.

4.7.  Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.

4.8.      Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.

4.9.     При проведении внеклассных мероприятий в образовательной организации и вне её классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить сопровождение обучающихся в расчете один человек на 10 учащихся. О проведении внеклассных мероприятий в МОУ «СОШ №11» и вне классный руководитель в письменном виде уведомляет администрацию образовательной организации не менее чем за три дня до мероприятия.

4.10.   В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

—   индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

—   групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

—   коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

5.  Документация классного руководителя

Классный руководитель ведет следующую документацию:

—  личное дело обучающегося;

—  электронный журнал класса;

—  журналы инструктажей по ПДД, ППБ, ОТ и ТБ;

—         анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы МОУ «СОШ №11». Форма анализа и плана воспитательной работы определяется администрацией МОУ «СОШ №11»;

—  социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией МОУ «СОШ №11»);

—   анализ результатов педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса;

—  характеристики на обучающихся (по запросу);

—   протоколы заседаний родительских комитетов и родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний;

—   разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (в том числе классных часов – при необходимости);

—  аналитические материалы.

6.  Оценка эффективности деятельности классного руководителя

6.1.   К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, относятся:

—      комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;

—      адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;

—      инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе интернет-ресурсов, сетевых сообществ, блогов и т. д.;

—      системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.

6.2.   Оценка эффективности происходит один раз в год в результате проведения экспертизы. Экспертизу проводит комиссия, члены которой назначаются директором МОУ «СОШ №11».

6.3.  Экспертное оценивание происходит по следующим критериям:

—      сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;

—      сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;

—      наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.

6.4.    Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству являются основой для поощрения классных руководителей.

7.  Механизмы стимулирования классных руководителей

7.1.    Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и является обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого дополнительного вида деятельности.

7.2.  Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:

7.2.1.    Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий деятельности для осуществления классного руководства, включая:

—     создание  эффективных механизмов взаимодействия            всех         субъектов       воспитательной деятельности между собой и администрацией МОУ «СОШ №11»;

—     создание   системы   наставничества  и            организацию             методического   объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;

—     организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных задач по классному руководству.

7.2.2.     Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание условий для профессионального развития и роста, включая:

—  наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;

—  предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства с целью развития личностной и профессиональной самореализации;

—  предоставление возможности повышения квалификации, участия в стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера.

7.2.3.   Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных механизмов создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических работников, осуществляющих классное руководство, включая:

—     создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений;

—     организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки, и восстановления в Школе или вне ее для профилактики профессионального выгорания в связи с осуществлением педагогическими работниками классного руководства.

7.2.4.  Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации Школы, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения деятельности по классному руководству, включая:

—  публичное признание результатов труда педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в виде благодарности с занесением в трудовую книжку, награждения почетными грамотами и благодарственными письмами различного уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов на стендах МОУ «СОШ №11»;

—  размещение информации об успехах социально-значимой деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на официальном сайте образовательной организации, группе МОУ «СОШ №11» социальной сети «ВКонтакте»;

—  информирование родительской общественности о достижениях, связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства;

—  организацию исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических работников, осуществляющих классное руководство;

—  учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для педагогических работников, осуществляющих классное руководство: нагрудного знака, почетного звания, региональных премий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зарядное устройство рапид 280 инструкция по применению
  • Мультиварка supra mcs 4501 инструкция по применению
  • Онбрез бризхалер 150 инструкция по применению
  • Опыт с химическим свечением рождественский фонарь инструкция
  • Электронный конструктор знаток 999 схем инструкция