Вариативные подходы к руководству сюжетно ролевой игрой

Современные подходы к руководству и организация сюжетно-ролевых игр в ДОУ

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. В дошкольной педагогике сложилось несколько подходов к руководству игрой детей.

Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития детской игры в 30-е годы прошлого столетия (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая). В рамках этого педагогического подхода ведущая роль в игре отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем путем организации занятий, экскурсий, чтения художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой. Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, и помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием. Косвенное руководство – это опосредованное влияние воспитателя на игру через внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С.Л. Новоселовой и Е.В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Этот метод включает в себя следующие компоненты:

  • планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
  • совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
  • своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
  • активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Основные компоненты комплексного подхода, отмечают авторы, сохраняются на всех этапах развития игры. Но меняется их роль в общей системе педагогических воздействий.

На этапе формирования предметно-игровой деятельности главный компонент руководства – подбор игрушек с определенными свойствами и эмоциональное общение взрослого с ребенком;

На этапе отобразительной игры – наряду с содержательным общением и подбором соответствующего игрового материала на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия;

На этапе формирования сюжетно-отобразительной игры – организация практического опыта и проблемное общение взрослого с ребенком по ходу игры;

Для перевода детей к ролевому поведению вновь усиливается значение совместных игр детей с воспитателем, демонстрирующим разные ролевые отношения между играющими, что способствует переходу к самостоятельной сюжетно-ролевой игре

Новый, альтернативный подход к организации сюжетной игры предлагают исследователи Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Данный педагогический подход к формированию сюжетно-ролевой игры основан на следующих принципах:

  • двухчастный характер игры, который предполагает сначала совместную игру педагога и ребенка, а затем самостоятельную игру ребенка;
  • позиция взрослого как партнера по игре.

При формировании игровых умений у детей педагог в своих действиях должен опираться на сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом – со стороны его строения (Н.Я. Михайленко). На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета для детей. На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного  персонажа с другими, введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.   Н.Я. Михайленко отмечает важность умения самого воспитателя развертывать сюжет игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей .

Таким образом, игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым.

В условиях детского сада игра одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, игра и труд, игра и занятие.

 Однако воспитатель всегда должен помнить, что «игра» не изначально является средством воспитания, а становится им под влиянием целенаправленного руководства игрой воспитателем. При этом важно, чтобы педагогическая позиция взрослого оставалась незаметной. Прежде всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.

Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества детей: совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителей.  

Участвуя в игре, педагог разрешает различные конфликтные ситуации, а также разбирает различные случаи, возникшие в процессе игры и требующие внимания.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №2»

Доклад

«Разные подходы к организации и руководству сюжетно-ролевыми играми»

Выполнила: Суворина Дарья, группа 2/4

Челябинск, 2022

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. В дошкольной педагогике сложилось несколько подходов к руководству игрой детей.

  1. Традиционный подход к руководству (Д.В. Менджерицкая, Р.С. Жуковская)

Игра — деятельность самостоятельная, обучать игре не надо, вмешательство педагога в детскую игру неуместно, важно дать ребенку знания из разных источников об окружающей действительности и возможность применять их на собственном опыте.  В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам.

2. Партнерский подход к руководству (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) заключается в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание. Воспитатель партнер ребенка по игре. Разворачивать совместную игру с детьми воспитатель должен так, чтобы на каждом этапе ими осваивался новый, боле сложный способ построения игры.

Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.

Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой  — придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

3. Комплексный подход (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова) предлагают осуществление руководства игрой путем использования педагогом совокупности методов и приемов. 

Основные компоненты этого подхода: обогащение реального опыта и активной деятельности детей; совместные обучающие игры; предметно-игровая среда; активизирующее общение взрослого с детьми. Педагог – организатор игры, это требует от него развития игровых умений детей и создание условий для самостоятельной творческой игры детей.

Особенности руководства сюжетно – отобразительной игрой в 1 младшей группе

Планируется:

 — в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе

 — в ходе режимных моментов

 — в самостоятельной деятельности детей.

Роль  педагога :

Главное действующее лицо – вовлекает в игру, представляет детям возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, стимулирует детей к пользованию предметов заместителей, способствует эмоционально – насыщенной атмосфере в игре

Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
 во 2 младшей группе

Планируется:

 — в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе (50 минут – 1 час);

 — в ходе режимных моментов (20 – 25 минут);

 — в самостоятельной деятельности детей.

Роль  педагога:

 при сговоре на игру — главное действующее лицо  — стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты.

 — включается в игру во второстепенной роли.

Особенности руководства и планирования  сюжетно – ролевой игрой
 в средней группе

  Планируется:

 — в процессе  непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе (1 час – 1 час 10 минут);

 — в ходе режимных моментов (25 — 40 минут);

 — в самостоятельной деятельности детей в форме совместной со сверстниками игре.

            Роль  педагога:

 — при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру.

 — при обсуждении содержания игры – репликой, советом , напоминанием актуализирует их личный опыт.

 — включается в игру во второстепенной роли.

Особенности руководства и планирования  сюжетно – ролевой игрой
 в старшей и подготовительной к школе группах

Планируется:

 — в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе (1 час 40 минут);

 — в ходе режимных моментов (45 – 50 минут);

 — в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре.

            Роль педагога:

в ходе игры —  второстепенная

— Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр

— Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность

— Включает в игру застенчивых детей способствует поло -ролевой социализации мальчиков и девочек в игре

Таким образом, игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым.

В условиях детского сада игра одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, игра и труд, игра и занятие.

 Однако воспитатель всегда должен помнить, что «игра» не изначально является средством воспитания, а становится им под влиянием целенаправленного руководства игрой воспитателем. При этом важно, чтобы педагогическая позиция взрослого оставалась незаметной. Прежде всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.

Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества детей: совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителей.  

Участвуя в игре, педагог разрешает различные конфликтные ситуации, а также разбирает различные случаи, возникшие в процессе игры и требующие внимания.

Сюжетно-ролевая
игра- это
игра внутри, которой просматриваются
2 линии , одна связана с сюжетом, другая
с ролевыми позициями, при помощи которых
и осуществляется игра, основой
сюжетно-ролевой игры является мнимая
или воображаемая ситуация, которая
заключается в том что ребенок берет на
себя роль взрослого и выполняет ее в
созданной им самим игровой обстановке.

Средства
игры сюжетно-ролевой:

  • Игровые
    действия(спать укладывать)

  • Роль

  • Игрушки

  • Предметы

  • Речь

Исследователями
установлен сравнительно низкий уровень,
игровой деятельности детей в детском
саду не соответствующий их взаимодействию

Причины:

  1. Воспитатели
    не руководят игрой вообще или же наоборот
    навязывают игру, тему, ход(при проверках)

  2. Неумело
    вмешиваются в игру этим ее разрушают

  3. Знания
    дают, а технику игры не получают

  4. Заранее
    не продумываются приемы руководства

На
современном этапе существуют разные
подходы к руководству игровой деятельности:

1
подход-

Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой. Они
подходили к руководству игрой, как к
руководству творческой деятельности
предлагали приемы, направленные на
развитие творчества

1
группа приемов направлена на обогащение
детских впечатлений(экскурсий, беседы,
телепередачи)

2
группа приемов направлена на руководство
самой игрой во время сговора, по ходу
игры и во время окончания.

Воспитателю
необходимо определить свою роль в эти
моменты:

Сговор:
составление плана игры, участие в
распределении ролей(по жребию и т.д)
обговаривание игровых действий,
предложения новых атрибутов.

В
процессе игры:

  1. Может
    взять на себя роль

  2. Поделка
    недостающих атрибутов

  3. Показ
    как действовать с новыми атрибутами
    роль-коллега(по необходимости пояснить,
    если взаимосвязь детей, не выходит за
    рамки приличия, в игру не нужно
    вмешиваться, если есть необходимость,
    войти в какую-то роль и управлять
    взаимоотношениями через роль.)Если
    игра не желательна, переключить детей
    внимания.

Во
время окончания:

  1. Использовать
    игровые приемы

  2. Помощь
    в уборке места игры

  3. Беседа
    о прошедшей игре (во что играли? Дружно
    ли играли? С кем было интересно играть?),
    цель таких бесед, научить детей выполнять
    игровые правила, найти возможность,
    дополнительного развития игры.

2
подход: Караткова и Михайленко
в
их исследованиях раскрывается механизм
столкновения ролевого поведения, суть
работы, руководства ролевыми
взаимодействиями(формирования ролевого
поведения и ролевых умений)

Сильная
сторона этого подхода, раскрываются
приемы сюжетосложения.

3
подход: Новоселова и Зворыгина:

они рекомендовали комплексный подход
к руководству игровой деятельностью,
суть комплексного руководства- это
сочетания компонентов как:

  1. Обогащения
    впечатления старшие группы(читаем,
    экскурсии)

  2. Обучающие
    игры(младшие группы)

  3. Создание
    предметно игровой среды(игрушки) старшие
    группы

  4. Формирование
    взаимоотношений (младшая группа)

Вопрос 8: Дидактическая игра , как разновидность игр с правилами. Технология дидактических игр. Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах.

Дидактическая
игра

это деятельность , смысл и цель которой
дать детям определенные знания и навыки
в игровой форме

Игра(влияет
на развитие личности)

Дидактическая
игра

– используется педагогами как средство
воспитания и обучения.

Дидактическая
игра – оказывает влияния на всестороннее
развитие личности ребенка:

  1. Влияние
    на умственное развитие:

  • Дидактическая
    игра дает ребенку новые знания, закрепляет
    знания(младшая группа «зажги фонарики»)

  • Игра
    развивает умение наблюдать, сравнивать,
    делать выводы(игра- парные картинки)

  1. Влияние
    на нравственное развитие:

  • Воспитывается
    через игру качество личности(честность,
    правдивость, умения общаться), (игры:
    учись считать, магазинчик игрушек)

  • Дидактические
    игры способствуют развитию волевых
    качеств(настойчиво добиваться результата,
    преодолевать трудности, подчиняться
    правилам)

  • Дидактическая
    игра влияет на трудовое воспитание,
    дети много узнают о труде взрослых(кому,
    что нужно для работы?)

Своеобразие
игры:

  1. Сочетание
    познавательного содержания и игровой
    формы (игра- поезд(звуки))

  2. Постановка
    дидактических заданий в игре(узнай
    предмет по звуку, по форме)

  3. Наличие
    правил игры и игровых действий (игры с
    дидактической куклой)

Виды
дидактических игр:

В
теории и практике дошкольного воспитания
существует определения классификация
дидактических игр по характеру
использования игрового материала:

  1. С
    игрушками и предметами(чудесный мешочек)

  2. Настолько
    печатные (лото, парные картинки,
    профессия)

  3. Словесные
    игры(было-будет, закончи слово)

Дидактическая
игра используется в процессе обучения:

  1. Как
    прием обучения(футбольное поле)

  2. Как
    форма организации обучения(чудесный
    мешочек)

  3. Самостоятельная
    игра

Структура
дидактических игр включает в себя:

  1. Наличие
    дидактической задачи

  2. Наличие
    игровой задачи

  3. Наличие
    правил игры

  4. Наличие
    игровых действий

Руководство
дидактической игрой:

  1. Подготовка
    к игре:

  • Подбор
    игры

  • Определение
    (время, место) проведения

  • Определения
    количества играющих

  • Подготовка
    дидактических материалов

  • Подготовка
    самого воспитателя

  • Подготовка
    детей

  1. Непосредственно
    проведение игры:

  • Ознакомление
    с содержанием игры

  • Объяснение
    хода и правил игры

  • Показ
    игровых действий

  • Определение
    роли воспитателя

  1. Анализ
    игры:

  • Педагог
    интересуется, понравилась игра или нет

  • Проводится
    анализ или самоанализ

Методика
руководства дидактическими играми в
разных возростных группах имеет
особенности:

Младшая
группа 3-4 года,

  1. Игры
    проводятся занимательные с элементами
    загадочности (Фонарики)

  2. Игры
    повторяют в разных вариантах с постепенном
    усложнением, так как внимание малышей
    не устойчиво, а память развита слабо,
    (правила игры объясняют по ходу игры,
    детей заранее знакомят с предметами,
    заучивают стихотворения для успешного
    проведения игры), используют дидактические
    материалы, которые можно обследовать.
    При подведении итогов отмечать только
    положительные.

Средняя
группа 4-5 лет

  1. Для
    детей этого возраста характерна большая
    устойчивость внимания, произвольность
    запоминания и более совершенное зрения,
    слух и осязания.

  2. Меняется
    роль воспитателя правила объясняются
    до игры(четко, понятно, эмоционально).

  3. В
    этой группе чаще проводятся совместные
    игры.

  4. В
    итогах отмечается успех детей , даже
    если он не значительных

Старшая
группа 5-6 лет

  1. Меняется
    роль воспитателя (советчик, судья,
    помощник).

  2. Правила
    объясняются до начала игры, и обдумывается
    окончание игры.

  3. Выбирают
    игры самостоятельно.

  4. Шире
    игра используется как средство навыков
    общения.

  1. В
    итоге игры, обращается внимание на
    нравственное

К сожалению, ведущая деятельность ребенка переживает кризис. Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников.

Сегодня изменились условия развития детской игры. Одно из первых условий это: отсутствие неформальных разновозрастных групп (дворовые сообщества), как главного условия передачи игрового опыта привело к разобщению детей, а значит потере навыков взаимодействия. Дети растут среди взрослых и соответственно, чтобы дети играли, роль старшего ребенка должен взять на себя взрослый. А это значительно труднее, чем заниматься с детьми учебной деятельностью. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Второе условие, повлиявшее на негативное развития детской игры, заключается в

том, что техническая революция значительно снизила речевые контакты — человеческое общение подменяется телевизионными передачами и компьютером. В последнее время в педагогической и психологической литературе поднимается вопрос о том, что дети дошкольного возраста все чаще отдают предпочтение не сюжетно-ролевой игре, а другим видам детской деятельности (рисованию, конструированию, просмотру видеофильмов и телепередач и т. д.), поэтому игра не развивается, становится более примитивной по тематике и по содержанию. Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Отсюда и вытекает третье условие: социальные изменения в обществе негативно влияют на приоритеты подражания и в семье, и в обществе. Последнее условие, влияющее на снижение интереса со стороны детей к сюжетно — ролевым играм, состоит в том, что в современном детском саду преобладают занятия познавательного характера, а в игре уделяют больше внимания ее материальному оснащению, а не развитию самих игровых действий и формированию игры как деятельности.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Ведь дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда формируется личность, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.

Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. А вместе с тем современные дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть.

Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой целью необходимо использовать обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Наверное, пришла пора признать необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре. Мы не можем изменить негативное влияние современных условий на детскую игру. Но у каждого педагога есть возможность создать оптимальные условия в образовательном процессе для обучения детей игровым навыкам

Выделяют различные структурные элементы игры — основные и второстепенные: сюжет, содержание, замысел, роль, ролевое действие, ролевое поведение, ролевое взаимодействие, правила. Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Если содержание игры малышей отражает действия с предметами-игрушками, то в играх старших дошкольников отражаются взаимоотношения людей, показывая глубину проникновения детей в смыслы этих отношений.Для того чтобы вернуть в детский сад полноценно развивающуюся самодеятельную сюжетно-ролевую игру, необходимо прежде всего хорошо понимать, в чем состоят педагогические возможности сюжетно-ролевой игры по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры. Педагог должен помнить о том, что обогащение содержания игры во многом зависит от того, как организовано наблюдение детей за жизнью и деятельностью взрослых и общение с ними. В этом помогут экскурсии по детскому саду и за его пределы, встречи и беседы с представителями разных профессий, чтение соответствующей литературы. Педагог, принимая на себя руководство игрой, в младших группах выступает в роли участника игры, а в старших чаще является советчиком, партнером.

Строгого деления игр на классы здесь нет, но наиболее характерны следующие разновидности сюжетно-ролевой игры: • игры, отражающие профессиональную деятельность людей (моряков, строителей, космонавтов и т. п.);• игры в семью; • игры, навеянные литературно-художественными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Взаимоотношения взрослых и детей в сюжетно- ролевых играх строятся на основе личностно-ориентированного подхода, с соблюдением принципов партнерского взаимодействия. Основными методами педагогического руководства детской творческой сюжетно-ролевой игрой являются: метод диалогического общения,предполагающий диалог с несколькими участниками игры одновременно; создание проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать творческие проявления детей в поиске решения задачи. Общими методами (приемами) руководства детской творческой сюжетно-ролевой игрой являются прямые (предполагают «вмешательство» взрослого в виде прямого показа и руководства деятельностью) и косвенные (предполагают ненавязчивое побуждение к деятельности) воздействия на игру и играющих. Специалисты советуют проводить сюжетно-ролевую игру в утренние и вечерние часы, находить время для индивидуально-групповых игр в перерывах между занятиями, обустраивать вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отводить для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью. Воспитатель должен планировать свою работу по сюжетно-ролевой игре, намечая конкретное ее содержание, планируя тематику, цели, задачи, примерные роли; постоянно анализировать игру, намечая пути дальнейшего совершенствования игровой деятельности дошкольников

Игра — это особая деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем рационально осваивает всю систему человеческих отношений, она является особой формой освоения действительности.

Можно выделить условия практического применения сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении, способствующие развитию социальных представлений у дошкольников:

1. Содержание игры должно развивать и воспитывать каждого ребенка;

2. Замысел игрового сюжета должен соответствовать интересам детей, что ведёт к увлечению ролевыми действиями;

3. Игровой сюжет должен быть познавательным и социально ориентированным;

4. Игровое взаимодействие педагога и воспитанника должно опираться на опыт дошкольника и его дальнейшее развитие.

Любая сюжетная игра должна быть ориентирована на добровольность участия каждого дошкольника. Роли в игре не назначаются взрослым, а выбираются самими играющими по желанию, поскольку являются игровой позицией ребенка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем и действует в соответствии с представлениями о данном образе. Сюжетная игра имеет свои установки, цели и задачи. Поэтому соблюдение правил в конкретной сюжетной линии является залогом ее успешности.

Ценность присутствия педагога в игровом процессе заключается в его умении помогать ребенку тогда, когда у него не достает собственных знаний и ситуация находится вне его компетентности. Взрослый, замечая и отслеживая затруднения дошкольника, создает обучающие ситуации, помогающие освоить то, чему ребенок не может научиться, чего не может узнать самостоятельно. Особое значение имеет умение взрослого принимать позицию партнера, заинтересованного в успехе игры.

В заключении отмечу, что игра считается областью специфической детской субкультуры, на которую проецируется непроизвольное, спонтанное обучение и, которое практически ребенком не осознается. Она упорядочивает не только поведение дошкольника, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру.

МДОУ ДЕТСКИЙ САД №177

Консультация

«СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА,

КАК ОДНА ИЗ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Воспитатель: Богдасарова В.В

IX муниципальная конференция

«Инновации в системе образования Тутаевского МР: современный контекст и лучшие практики»

Направление: Векторы развития современного дошкольного учреждения.

Тема: Современные подходы к организации сюжетно-ролевых игр дошкольников

Аннотация:

Известные педагоги, такие как Ян Каменский, Мария Мантессори  и  Георгий Плеханов пришли к выводу , что игра  возникла ещё в первобытном обществе, но постоянно происходят её видоизменения.

Появление ролевой игры – это следствие потребности ребёнка в активном участии в жизни взрослых.

А вот  Антон Семёнович Макаренко,  утверждал: «Что каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. И поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Но игры бывают разные!

Так вот сюжетно – ролевая игра – это главный и самый развивающий вид деятельности детей.

Сюжетно – ролевая игра – это вид непродуктивной деятельности.

Смысл сюжетно-ролевой игры заключается не в её результатах, а в самом процессе.

Из опыта работы и наблюдений  за детьми в течение уже многих лет, мы сделали вывод – что дети стали играть в ролевые игры меньше, их игры стали примитивнее и однообразнее.

Проанализировав  данные наблюдения по снижению стремления  детей играть в ролевые игры,  мы сделали вывод, что это связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельность взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личностными  отношениями. Поэтому перед нами педагогами стоит непростая задача – научить детей играть.

Ведь этот вид деятельности имеет огромное значение в формировании личности ребёнка, в его психическом развитии.

Так как любая сюжетно – ролевая игра имеет коллективный характер.  В игре возникают конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом сопровождении становятся образовательными задачами по приобретению у детей навыков разрешения проблемных ситуаций.

Сюжетно-ролевая игра формирует у детей такие качества как чуткость, доброту, отзывчивость, развивает общительность, взаимопомощь.

Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение  жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации и творческая инициатива.

Сюжетно – ролевая игра учит сотрудничать, понимать  чужие чувства, выражать  свои, создавать правила и соблюдать их, развивает воображение и творческое мышление.

Но игра – это приобретённое  умение, а не врождённое.

Так давайте поможем нашим детям приобрести это умение!

Мы представляем свой опыт по изменению подхода к организации сюжетно- ролевых игр в детском саду. Опыт будет полезен педагогам,  старшим воспитателям, родителям,  которые намерены внедрять современные подходы к организации сюжетно – ролевых игр у дошкольников.

Мы предлагаем познакомиться с педагогическим сопровождением сюжетно-ролевой игры современных дошкольников:  с рекомендациями, консультациями, памятками для воспитателей, интеллект картами и алгоритмами для игр, виртуальными экскурсиями по профессиям.

Также мы предлагаем познакомиться с рекомендациями, консультациями и видеоматериалом  для родителей по организации сюжетно-ролевых игр дома.

Результатом нашей работы по данному направлению стало повышение уровня игровой деятельности на более высокий. У детей отмечается повышение самостоятельности, активности, творческого воображения в игровой деятельности.

Цель: Создание условий для развития и обогащения сюжетно-ролевых игр у дошкольников.

Задачи:

— формирование и развитие знаний, интереса, самостоятельности, творческого потенциала у детей в организации и развитии сюжетно-ролевых игр

— обеспечение формирования дополнительных компетенций у педагогов для организации игровой деятельности с детьми

— создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности у дошкольников

— вовлечение родителей в создание условий для игровой деятельности детей

Результаты:

— выход игровой деятельности старших дошкольников на более высокий уровень развития сюжетной линии, игровых действий, а особенно взаимодействия детей друг с другом

— повышена компетентность педагогов в вопросах современного подхода к организации сюжетно- ролевых игр у дошкольников

— создан банк виртуальных экскурсий

-дополнено и изменено насыщение РППС для развития самостоятельных игр детей

Авторы: воспитатель Проскурина Н.В., воспитатель Шабалина С.Н., Журавлева И.В.

Виртуальные экскурсии

Виртуальная экскурсия в салон сотовой связи от мамы Маловой Ольги Валерьевны

Виртуальная экскурсия в супермаркет «Высшая лига» от мамы Мельниковой Марии Валерьевны

Виртуальная экскурсия в заводскую столовую от мамы Александровой Светланы Валерьевны

Виртуальная экскурсия в косметологический кабинет от мамы Мироновой Александры Юрьевны

Виртуальная экскурсия в супермаркет «Магнит» от мамы Васюковой Алины Андреевны

Виртуальная экскурсия в автосервис от мамы Аникиной Елены Владимировны

Виртуальная экскурсия в фитнес центр от мамы Овчинниковой Татьяны Павловны

Виртуальная экскурсия на завод от папы Цаплина Павла Николаевича

Взаимодействие с родителями воспитанников

Анкета для родителей   «Роль игры в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Вместе весело играть…»

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей»

Презентация «Современные дети, современные игры»

Методическая поддержка педагогов

Картотека проблемных ситуаций для развития и обогащения сюжета современных сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Современные подходы к организации сюжетно-ролевых игр дошкольников»

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 3-4 лет

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 4-5 лет

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 5 – 6 лет

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 6-7 лет

Технологические карты современных сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Презентация «Современные подходы в организации сюжетно- ролевых игр в детском саду»

Интеллект-карты

Алгоритмы действий

Неоформленный материал

Диагностика развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Методические рекомендации для воспитателей «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников»

Памятка воспитателю к планированию сюжетно-ролевой игры

Картотека раскрасок для дошкольников по профессиям

Фотогалерея костюмов детей для сюжетно-ролевых игр

Камуфлирование среды

Мультфильм о профессиях для детей. Детская энциклопедия. Тема «Профессии для детей. Учим профессии».

Профессии для детей! Развивающий мультик для самых маленьких

Полицейский| В мире профессий – стихи-мультфильмы для малышей «Навигатум»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Администрация города красноярска руководство
  • Йод однохлористый цена инструкция по применению в ветеринарии для птицы
  • Регистрация ккм в налоговой пошаговая инструкция 2022
  • Руководство по мто приказ 737
  • Руководство по эксплуатации вам в помощь