Верховный орган руководство экономикой страны



1. Почему Италия стала первой из стран Европы, где фашистской партии удалось прийти к власти?

Большинство населения страны было разочаровано условиями послевоенного мира. В 1919—1920 гг. произошли сильные волнения и беспорядки. Как и многие безработные, демобилизованные солдаты (2 млн человек) не находили средств для жизни. Рабочие захватывали фабрики, крестьяне поднимались на восстания против крупных землевладельцев и захватывали землю. Социальное недовольство способствовало распространению национализма.

Законодательная власть в годы войны была ослаблена, парламент собирался редко и фактически передоверил правительству принятие законодательных решений.

Слабостью власти воспользовалась созданная в марте 1919 г. фашистская партия. 30 тысяч фашистских молодчиков совершили «поход на Рим» из Неаполя, намереваясь захватить контроль над муниципалитетом, как это уже имело место в ряде других северных городов. Премьер-министр предложил королю подписать указ о чрезвычайном положении, но король Виктор Эммануил отказался и 29 октября 1922 г. поручил Бенито Муссолини, лидеру парламентской фракции фашистской партии, насчитывавшей всего 35 депутатов, сформировать правительство.

2. Какими методами фашистская партия в Италии утвердила свою власть в стране?

На выборах 1924 г. партия Муссолини получила большинство голосов. Используя аппарат государственной власти и военизированные отряды, фашисты начали прямой террор против своих политических противников.

В 1926 г. были распущены все политические партии, ограничены или ликвидированы гражданские и политические свободы. Права и свободы истолковывались как полная преданность режиму и дуче (вождю). Государственный аппарат был слит с фашистской партией. В 1926 г. был учрежден Специальный трибунал для защиты государства, создан Трудовой суд для рассмотрения конфликтов между рабочими и предпринимателями, расширен корпус полиции. На островах Липари появились концентрационные лагеря.

3. Каковы особенности итальянского фашизма?

Фашистская партия пронизывала все правительственные структуры и большинство итальянских организаций. Хотя фашистская партия стала государственным органом, но в организационном плане она имела своих чиновников, аппарат, свою милицию и свою казну. Члены партии подчинялись жесткой дисциплине.

Индивидуум может пользоваться только такой свободой, которая предоставляется государством.

4. Подумайте, можно ли рассматривать корпоративную систему в Италии в качестве нового типа государства и общества. Каковы его основные отличия от общества либеральной демократии?

Можно.

Отличия от либеральной демократии: монополизация экономики государством.

5. Чем вы можете объяснить, что целями захватнической политики Италии стали прежде всего Эфиопия и Албания?

Эфиопия имела военное стратегическое значение для господства в Африке. А захват Албании давал Италии контроль над входом в Адриатическое море. Албания также могла предоставить Италии плацдарм на Балканах.

ГЕРМАНИЯ В 1930-е гг.: НАЦИЗМ И ТОТАЛИТАРНАЯ ДИКТАТУРА


1. Какой из факторов, по вашему мнению, имел решающее значение для прихода фашистов к власти в Германии: а) глубина экономического кризиса; б) взаимная борьба в лагере левых сил; в) дискриминационный статус Германии после Первой мировой войны; г) неустойчивость политического режима Веймарской республики?

В) дискриминационный статус Германии после Первой мировой войны.

2. Почему германские фашисты называли себя «наци», а идеологию партии — «национал-социализм»? Раскройте содержание этой формулы.

Проповедуя национальный социализм, НСДАП претендовала на выражение общенациональных интересов, но представляла их как исключительно интересы избранной арийской расы. Культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, антикоммунизм, экспансия и насаждение образа врага были неотъемлемой частью идеологии нацизма.

3. Сравните пути прихода к власти фашистских партий в Германии и Италии. Подумайте, в чем выразились сходные и отличительные черты становления диктатур в этих странах, в чем их родство.

Общее: пришли к власти в период кризиса в стране. В Германии пришли к власти через выборы, в Италии – в результате переворота. Гинденбург сам предложил Гитлеру сформировать правительство. Но уже на пути установления диктатуры смело использовали провокации: поджог рейхстага в 1933 г., в котором обвинили коммунистов. Удалив коммунистов из правительства, были внесены изменения в конституцию, по которым правительство могло издавать любые законы без одобрения рейхстага. Затем были распушены политические партии, профсоюзы, ликвидировано местное самоуправление.

В обоих государствах проводились расправы с противниками режима, появляются концентрационные лагеря, законы менялись в соответствии с идеологией.

4. Какие признаки государственного устройства Германии 1930-х гг. могут характеризовать германское общество как тоталитарное? В каких конкретных законах эти признаки получили наибольшее выражение?

Изменения в конституцию в марте 1933 г. Закон о единстве партии и государства (декабрь 1933 г.) вводил принцип вождизма (фюрерства) на всех уровнях власти, прекращал существование всяких выборных институтов, требовал публичного прославления фюрера и Третьего рейха, искоренения еврейского и марксистского влияния. Для противников режима, коммунистов, социал-демократов и «неполноценных» народов создавались концентрационные лагеря. Вводились цензура и слежка, поощрялось доносительство.

В августе 1934 г., после смерти президента Гинденбурга, централизация власти завершилась — Гитлер стал пожизненным фюрером и рейхсканцлером, обладающим неограниченной диктаторской властью.

5. Сравните методы и формы государственного регулирования в Германии, США и Франции.

Государственное регулирование приобрело в Германии всеобщий характер. Преобразования в экономической политике в первые два года были в основном направлены на ослабление безработицы, организацию общественных работ, разного рода вспомоществование.

Тоталитарное государственное регулирование носило принципиально иной характер, чем в США в годы кризиса. Стратегическая цель германской экономической политики состояла в обеспечении спокойного тыла, «воспитании» общественного единомыслия и мобилизации ресурсов для подготовки страны к войне. Милитаризация и подготовка к войне стали в Германии главной особенностью выхода из экономического кризиса.

Верховным органом руководства экономикой стал Генеральный совет немецкого хозяйства (июль 1933 г.), в котором были представлены крупнейшие промышленные компании и банки. В Германии была осуществлена беспрецедентная для капиталистического общества степень государственного регулирования и централизации экономики для милитаризации и подготовки к войне.

Наряду с частной собственностью существовала и государственная собственность, созданная в результате «ариизации» (т. е. конфискации собственности лиц еврейского происхождения и противников режима). Так возник гигантский концерн «Герман Геринг».

В сентябре 1933 г. все крестьянские организации и кооперативы были объединены в единую организацию «Продовольственное сословие». Это позволяло контролировать мелкое и среднее производство. В сельском хозяйстве снизу доверху стояли фюреры разного ранга. Без разрешения местного фюрера крестьянин не мог продать курицу, ибо сбыт был централизован, торговые цены регулировались. Закон о наследственных дворах запрещал раздел земли в целях «сохранения крестьянства как источника крови немецкого народа». Земельные собственники-крестьяне составляли главную социальную опору режима.

Закон об организации национального труда (январь 1934 г.) вводил принцип фюрерства на предприятиях, ликвидировал систему коллективных договоров и упразднял выборные фабрично-заводские советы, существовавшие по конституции. Взамен распущенных профсоюзов был создан Германский трудовой фронт (май 1933 г.). В нем важную роль играла нацистская организация «Сила в радости», которая занималась главным образом вопросами досуга и отдыха рабочих — культивированием массового спорта, организацией дешевых любительских спектаклей, экскурсий, проведения отпуска.

В 1936 г. начал осуществляться 4-летний план экономического развития, целью которого Гитлер объявил завершение экономического самообеспечения (автаркия) и подготовки страны к войне.

Во Франции проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм) и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую сферу социальных услуг.

В США вмешательство государство в экономику было направлено на развитие добросовестной конкуренции, социальной защиты безработных, урегулирование отношений между работниками и работодателями, поддержка фермерства, реорганизация банковской системы.

6. Чем объясняется особая агрессивность германского фашизма и ставка на развязывание войны?

Агрессивность связана с идеологией. Согласно германскому фашизму есть высшая раса – арийцы, господствующая. Остальные народы несовершенны и должны либо служить арийцам, либо быть уничтоженными. Еврейское население подлежало полному истреблению. Их Гитлер обвинил во всех проблемах Германии. Также необходимо было расширение жизненного пространства арийцев, которое возможно было при помощи войны.

ИСПАНИЯ: РЕВОЛЮЦИЯ, ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА, ФРАНКИЗМ


1. Что предопределило раскол общества в Испании после революции в начале 1930-х гг.?

Уже известно, что в период экономического кризиса набирали популярность коммунистические и националистические партии. Принятие конституции и республиканского строя в Испании не способствовало консолидации общества, потому что положение в стране только ухудшилось.

2. Охарактеризуйте два общественно-политических лагеря в Испании. Подумайте, была ли идеологически обусловлена неизбежность их столкновения.

Левый лагерь был представлен разнородными партиями, организациями и группами, среди которых были сторонники двух различных вариантов социалистических идей.

Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), коммунистическая партия Испании (КПИ), социалистическая партия Каталонии и др., а также ряд профсоюзов считали необходимым установление государственного социализма с обобществлением собственности, централизованным государственным управлением и распределением.

Другую позицию левых, альтернативную авторитарному режиму, отстаивал профсоюз — Национальная конфедерация труда (НКТ), объединявшая сотни тысяч рабочих анархо-синдикалистов. Они выступали за самоуправленческий социализм, за передачу предприятий низовым трудовым коллективам. В лагере левых частично оказались и либералы.

Правый лагерь тоже был весьма разнородным. В нем были представлены коалиция правых и консерваторов (СЭДА) и фашистские организации, объединившиеся в 1934 г. в Испанскую фалангу.

Программе и идеологии фалангистов, как и всех других фашистских организаций в Европе, были свойственны национализм, антимарксизм и антидемократизм, культ насилия и вождизм.

Была идеологически обусловлена неизбежность их столкновения, потому представления партий об устройстве общества и государства сильно отличались.

3. Каковы особенности Народного фронта в Испании? Почему республиканский режим эволюционировал в авторитарный? Было ли это вызвано условиями гражданской войны или другими привнесенными факторами?

Ядро Народного фронта – левые партии социалистов, коммунистов, республиканцев.

Гражданская война способствовала эволюции республиканского режима в авторитарный. Набирала силу коммунистическая партия, которая опиралась на помощь СССР. При участии работников сталинского ГПУ и НКВД была создана система слежки, контроля и пыток. Идея Народного фронта, поддержанная VII конгрессом Коминтерна, на практике оказалась борьбой компартии за оттеснение политических соперников.

4. Какое влияние на ход гражданской войны оказали внешние факторы?

Мятежников поддерживали Германия, Народный фронт – СССР. При участии работников сталинского ГПУ и НКВД была создана система слежки, контроля и пыток. Идея Народного фронта, поддержанная VII конгрессом Коминтерна, на практике оказалась борьбой компартии за оттеснение политических соперников.

Началась борьба между политическими силами внутри Испании, которая привела к установлению в стране военно-авторитарной диктатуры.

5. В чем особенности испанского фашизма? Проследите, в чем сходство и различие испанского фашизма и тоталитарных режимов в Германии и Италии.

Режим был навязан стране военной силой при помощи извне со стороны фашистских государств — Германии и Италии. Поэтому, выиграв гражданскую войну, Франко мог сохранить режим прежде всего террором, неприкрытым насилием над обществом. О национальном примирении не было и речи. В свою очередь в Германии и Италии фашизм получил широкую поддержку среди населения.

Франко в своей политике опирался на католическую церковь. Также и в Италии Муссолини, заключив договор с Ватиканом, получил его поддержку.

Государственная структура была подобна итальянской корпоративной системе.

Общее: жесткая цензура, преследование врагов, наличие карательного аппарата.

      Милитаризация Германии и подготовка к войне. Стабилизация фашистского режима. Германский трудовой фронт. Государственное вмешательство и жесточайшая централизация экономики. Антисемитизм. Внешняя политика Германии в 30-х годах. Новая экономическая политика. Милитаризация экономики. Причины милитаризации германии. В 1933—1935 годах шла структурная перестройка всей системы экономики с целью жесточайшей централизации.

       Государственное вмешательство в регулирование экономики приобрело в Германии всеобщий характер. Милитаризация и подготовка к войне стали в Германии главной особенностью выхода из экономического кризиса.

      Верховным органом руководства экономикой стал Генеральный совет немецкого хозяйства. Наряду с частной собственностью существовала и государственная, созданная в результате конфискации собственности лиц еврейского происхождения и противников режима. Так возник гигантский концерн «Герман Геринг».

      В сентябре 1933 г. все крестьянские организации и сельскохозяйственные кооперативы были объединены в единую организацию «Продовольственное сословие». Это позволяло контролировать мелкое и среднее производство.

      Ускоренными темпами развивались отрасли промышленности, связанные с военным производством. Стабилизация фашистского режима напрямую была связана с развитием экономики. В Германии была введена принудительная трудовая повинность, сначала как средство сокращения безработицы, а с 1935 г. в качестве постоянно действующего института. В 1943 г. трудовая повинность охватила мужчин от 17 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет. Продовольственное обеспечение было переведено на карточную систему.

      Все аспекты трудовых отношений решались под прямым контролем Министерства труда и назначаемых им «опекунов труда».

      Вместо распущенных профсоюзов был создан Германский трудовой фронт (май 1933 г.). В нем важную роль играла нацистская организация «Сила в радости», которая занималась вопросами досуга и отдыха рабочих.

      Итоги преобразований немецкой экономики. Государственное вмешательство и жесточайшая централизация экономики привели к положительным переменам в народном хозяйстве страны. В 1933— 1938 гг. национальный доход возрос в два раза, показатели промышленности выросли на 102%. В 1934 г. тяжелая индустрия достигла довоенных показателей, а в 1939 г. превысила довоенные показатели на 50%. По выплавке стали и алюминия Германия вышла на первое место в мире. Высокими темпами развивались отрасли по производству военной техники. В 1938 г. по общим показателям экономики Германия вышла на второе место в Европе.

      Контроль над людьми. Фашизм стремился установить контроль и над умами людей. Средства массовой информации, искусство были подчинены министру пропаганды И. Геббельсу. Контроль над населением осуществлялся через охват населения различными организациями и союзами. В Германском трудовом фронте состояли 23 млн. человек, в молодежной организации «Гитлерюгенд» — более 8 млн. Членство в них было обязательным. Все немцы должны были посещать митинги и собрания, участвовать в массовых мероприятиях.

      Антисемитизм — враждебное отношение к евреям, выражающееся в правовых ограничениях, массовых избиениях. Антисемитизм насаждался немецкими фашистами. Гитлеровцы, проповедовавшие «расовую теорию», издали «нюрнбергские» законы 1935 г., которые лишали евреев в Германии всех гражданских прав. Евреи были лишены германского гражданства, им запрещалось занимать должности в государственном аппарате. Смешанные браки были запрещены. Евреи носили на одежде желтую звезду, им запрещалось появляться в общественных местах, они должны были проживать в специальных кварталах — гетто. Спасаясь от фашистской неволи, многие выдающиеся деятели науки и культуры вынуждены были покинуть Германию и проживать в других странах мира. Выехали из Германии знаменитый ученый физик А. Эйнштейн, писатели Томас и Генрих Манн, Л. Фейхтвангер, Б. Брехт, композитор Ганс Эйснер и др. Проводилась нацистская политика планомерного истребления евреев в лагерях смерти. Всего было уничтожено до 6 млн. евреев.

      Внешняя политика Германии. Германская внешняя политика в 30-х годах ставила своей главной целью добиться отмены военных статей Версальского договора и восстановить немецкий милитаризм в Европе. Чтобы облегчить свои агрессивные цели, в октябре 1933 г. Германия вышла из рядов Лиги Наций.

      Подготовка к войне. Приход фашистов к власти поставил мир на грань мировой войны. Гитлер давно не скрывал целей насильственного установления мирового господства. Его книга «Майн кампф» — яркое свидетельство воинственной программы фашиствующих сил Германии. Гитлер открыто готовился к войне, попутно попирая условия Версальского договора, чувствуя откровенную поддержку со стороны Англии, Франции, Италии и Японии. Правительство Германии не жалело средств на военные нужды. Расходы на вооружение за 1932— 1938 гг. выросли в 10 раз. К 1937 г. работало более 300 новых военных заводов.

      Для концентрации военной власти в 1938 г. было ликвидировано Военное министерство. Под руководством В. Кейтеля было сформировано Верховное главнокомандование вооруженными силами.

      Перед началом Второй мировой войны численность германских вооруженных сил составляла 2760 тыс. человек. На вооружении находилось 3695 самолетов, 3200 танков.

SEO sprint - ���������� ��� �������� � �� ����������!

      Германия была полностью готова к полномасштабной войне.

1. Объясните причины появления фашизма в Италии и Германии.
2. Оказал ли мировой экономический кризис влияние на распад Веймарской республики и приход А. Гитлера к политической власти?
3. Раскройте пути и методы прихода фашистской партии к власти.
4. Назовите социальный состав фашистских групп в Италии и Германии.
5. Были ли возможности недопуска фашистов к власти в Германии?
6. Какова суть новой политики в экономике страны?
7. С какой целью проводилась милитаризация экономики в Германии?
8. Какую политику проводили фашистские государства накануне Второй мировой войны?

Верховный орган руководства экономикой страны

Ответы на кроссворды и сканворды

выберите длину слова

 

Все

выберите первую букву слова

 

Все 

Ответы на вопрос Верховный орган руководства экономикой страны

  • СтавкаВысший орган руководства вооруженными силами во время войны 6 букв
  • Разгадывать кроссворды
  • ЦентрВысший орган руководства, управления деятельностью 5 букв
  • ГлавнокомандованиеОрган руководства вооруженными силами 18 букв
  • СенатВЕРХОВНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 5 букв
  • СенатВерховный орган власти в республиканском древнем Риме 5 букв
  • СенатВ Древнем Риме- верховный орган власти 5 букв
  • РатификацияУтверждение верховным органом государственной власти подписанного международного договора 11 букв
  • РадаВерховный орган Сечи 4 буквы
  • РатификацияУтверждение верховным органом государственной власти международного договора 11 букв
  • МонетаризмЭкономическая теория и проводимая на ее основе политика, в основе которых лежит утверждение, что решающую роль в экономике страны играет денежная масса, находящаяся в обращении 10 букв
  • РазрухаПолный развал в экономике страны 7 букв
  • КризисНокаут для экономики страны 6 букв
  • МакроэкономикаРаздел экономической науки посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов относящихся к экономике страны ее хозяйству в целом 14 букв
  • ИмамВерховный правитель в мусульманской стране, обладающий и духовной, и государственной властью 4 буквы
  • ХассЗемли верховного правителя в средневековых странах Ближнего Вост 4 буквы
  • КонвентНазвание партий, движений, выборных органов в некоторых странах 7 букв
  • АссамблеяНазвание руководящих органов в некоторых странах (палата парламента) и междунар. организациях 9 букв
  • ХунтаНазвание военных правительств, а также объединений, союзов, комиссий и др. органов в испаноязычных странах 5 букв
  • ПарламентВыборный высший законодательный орган в некоторых странах 9 букв
  • МагистратураСудебный орган в ряде стран 12 букв
  • Республика(от лат. res и rex publika) власть народа, народное дело — форма государственного устройства, при котором верховная власть в стране принадлежит выбранным на определенный срок органам власти, представляющие интересы широких слоев населения (историческое) 10 букв
  • КоманднаяЭкономика это экономика основанная на высоком уровне централизациифункций руководства 9 букв
  • Сбор(экономика) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений 4 буквы
  • КастроБрат и соратник Фиделя Кастро. Председатель Государственного совета, Совета Министров и Верховный главнокомандующий Вооружёнными Силами Кубы с 2008, генерал армии, Герой Кубы. Участвовал в кубинской революции, а затем занял второе после брата место в государственном и партийном руководстве Кубы. (фамилия) 6 букв
  • ЙодльВоенный деятель Германии. Начальник Штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта, генерал-полковник. 7 мая 1945 года подписал Акт капитуляции Германии. (фамилия) 5 букв
  • КржижановскийДеятель революционного движения в России, советский государственный и партийный деятель; учёный-энергетик, академик и вице-президент АН СССР, литератор; советский экономист и экономико-географ, Герой Социалистического Труда. Член ЦИК СССР 17 созывов, депутат Верховного Совета СССР 1 созыва, член ЦК ВКП. (фамилия) 13 букв
  • ВостоковедениеСовокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, литературу, языки, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока. Иногда объединяется в одну дисциплину с африканистикой, иногда рассматривается от африканистики изолированно. Последнее определяется принадлежностью части африканских стран к мусульманскому миру 14 букв
  • АвтаркияЭкономическая политика, направленная на обособление страны от экономик других стран 8 букв
  • ФашизмНаиболее реакционное политическое течение, возникшее в капиталистических странах в 20 – ь30 гг. 20 в. В 1919 г. возник в Италии и Германии. Для политики фашизма характерны открыто- террористическая диктатура, применение крайних форм насилия, шовинизм, расизм, антикоммунистическая идеология, ликвидация демократических свобод, использование государственно-монополистических методов регулирования экономики. В конце 1930-х гг. распространяется в Португалии, Испании и ряде стран Восточной Европы (историческое) 6 букв
  • АппаратСовокупность органов управления, руководства чем-либо 7 букв
  • АудиторЛицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности компании на основе контракта, заключенного с руководством компании, и по специальному разрешению государственных органов 7 букв
  • ГулагПодразделение НКВД, министерства внутренних дел, министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей в 1934-1960 годах, важнейший орган системы политических репрессий СССР 5 букв
  • ШтабОсновной орган управления войсками в боевой обстановке в и руководства их обучением, воспитанием и повседневной деятельностью в мирное время 4 буквы
  • СеквестрЗапрещение или ограничение на пользование имуществом, налагаемое органами государственной власти (в экономике) 8 букв
  • ГоэлроОрган, созданный 21 февраля 1920 года для разработки проекта электрификации России после Октябрьской революции 1917 года. Аббревиатура часто расшифровывается также, как Государственный план электрификации России, то есть продукт комиссии ГОЭЛРО, ставший первым перспективным планом развития экономики, принятым и реализованным в России после революции 6 букв
  • КомитетГосударственный орган, образуемый для проведения специальных мероприятий или руководства какой-либо отраслью 7 букв
  • ХуралВ Монгольской Народной Республике: выборный орган верховной и местной власти 5 букв
  • КругловНарком внутренних дел СССР с 1945 г. по 1956 г., один из руководителей органов государственной безопасности СССР, комиссар государственной безопасности 2-го ранга, генерал-полковник. Член ВКП с декабря 1928 г. Член ЦК КПСС, кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР 2, 4 созывов. (фамилия) 7 букв
  • СтавкаОрган верховного главнокомандования 6 букв
  • СенатКак назывался орган верховной власти в Древнем Риме 5 букв
  • ХуралВыборный орган верховной и местной власти в Монголии 5 букв
  • ХуралВ Монголии: выборный орган верховной и местной власти 5 букв
  • АбверОрган военной разведки и контрразведки Германии в 1919-1944 годах, входил в состав Верховного командования вермахта 5 букв
  • РеспубликаФорма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств 10 букв
  • ЕмельяновОдин из руководителей органов государственной безопасности, генерал-майор. Депутат Верховного Совета СССР 2-3 созывов. В ВКП с 05.27. (фамилия) 9 букв
  • БагировСоветский и азербайджанский партийный и государственный деятель, руководитель органов госбезопасности Азербайджана, народный комиссар внутренних дел Азербайжанской ССР, Председатель Совета Народный Комиссаров Азербайджанской ССР, 1-й секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР, Председатель Совета Министров Азербайджанской ССР, кандидат в члены Президиума ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР 7 букв
  • ХуралНазвание выборных органов верховной власти в Монголии 5 букв
  • СеймВерховный государственный и законодательный орган Польши 4 буквы
  • РеспубликаФорма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам 10 букв
  • МинистерствоОрган государственного управления отдельной сферы деятельности. Министерства возглавляются министрами. В разных странах существуют различные министерства, но некоторые существуют в подавляющем большинстве стран 12 букв



wordparts.ru


wordparts.ru

ВЫ́СШИЙ СОВЕ́Т НАРО́ДНОГО ХОЗЯ́Й­СТВА (ВСНХ), 1) в 1917–32 цен­траль­ный гос. ор­ган РСФСР по управ­ле­нию нар. хо­зяй­ст­вом, гл. обр. про­мыш­лен­но­стью. Уч­ре­ж­дён при СНК дек­ре­том ВЦИК и СНК от 2(15).12.1917 для ор­га­ни­за­ции нар. хо­зяй­ст­ва и гос. фи­нан­сов. Пер­во­на­чаль­но со­сто­ял из от­де­лов: от­рас­ле­вых (ме­тал­ла, хи­ми­че­ский, вод­ных со­об­ще­ний и др.), функ­цио­наль­ных (снаб­же­ния, про­из­вод­ст­вен­ный, на­уч.-тех­нич. и др.) и об­слу­жи­ваю­щих (ста­ти­сти­ки, ино­го­род­ний и др.). Со 2-й пол. 1918, в свя­зи с на­цио­на­ли­за­ци­ей пром-сти, стал ор­га­ном ру­ко­во­дства гл. обр. пром-стью (к 1920 – толь­ко пром-стью). В Со­ве­те соз­да­ны гл. управ­ле­ния отд. от­рас­ля­ми пром-сти и про­из-вом наи­бо­лее де­фи­цит­ных то­ва­ров («глав­ки», к нач. 1921 их на­счи­ты­ва­лось 52: Глав­ме­талл, Глав­спич­ка, Глав­гвоздь и др.). В период «во­ен­но­го ком­му­низ­ма» (1918–21) в них бы­ло со­сре­до­то­че­но всё управ­ле­ние про­из-вом, рас­пре­де­ле­ние сы­рья и го­то­вой про­дук­ции (по­ли­ти­ка жё­ст­кой цен­тра­ли­за­ции про­из-ва по­лу­чи­ла назв. «глав­кизм»). С пе­ре­хо­дом к но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке чис­ло глав­ков зна­чи­тель­но со­кра­ти­лось, они ста­ли осу­ще­ст­в­лять об­щее управ­ле­ние не­ко­то­ры­ми тре­ста­ми и син­ди­ка­та­ми (ос­таль­ные под­чи­ня­лись ме­ст­ным сов­нар­хо­зам) и не­по­сред­ст­вен­ное управ­ле­ние не­боль­шим чис­лом пред­при­ятий, не объ­е­ди­нён­ных в тре­сты и син­ди­ка­ты и ра­бо­тав­ших на прин­ци­пах хоз­рас­чё­та. С 1923, по­сле об­ра­зо­ва­ния СССР, ВСНХ РСФСР стал под­чи­нять­ся как ВСНХ СССР, так и СНК РСФСР, управ­лял пром-стью рес­пуб­ли­кан­ско­го зна­че­ния на тер­ри­то­рии РСФСР, а так­же не­ко­то­ры­ми пред­при­ятия­ми со­юз­но­го зна­че­ния.

Пред­се­да­те­ли: А. И. Ры­ков (1918–21), П. А. Бо­гда­нов (1921–25), С. С. Ло­бов (1926–30) и др.

2) В 1923–32 цен­траль­ный гос. ор­ган СССР по ру­ко­во­дству пром-стью об­ще­со­юз­но­го под­чи­не­ния [че­рез Цент­раль­ное управ­ле­ние гос. пром-сти ВСНХ СССР (ЦУГПРОМ)] и ре­гу­ли­ро­ва­нию дея­тель­но­сти рес­пуб­ли­кан­ской и ме­ст­ной пром-сти (осу­ще­ст­в­ля­ло Гл. эко­но­мич. управ­ле­ние ВСНХ СССР). В 1927 ЦУГПРОМ ли­к­ви­ди­ро­ва­но, в ВСНХ СССР соз­да­ны гл. управ­ле­ния и ко­мите­ты по от­рас­лям пром-сти. В нач. 1930-х гг. им под­чи­не­ны 33 от­рас­ле­вых объ­е­ди­не­ния (Все­хим­пром, Ме­тал­л­объ­е­ди­не­ние, объ­е­ди­не­ние «Сталь», «Союз­уголь» и др.), ко­то­рые са­мо­стоя­тель­но управ­ля­ли под­ве­дом­ст­вен­ны­ми им пред­при­ятия­ми, дей­ст­вуя по пла­но­вым за­дани­ям ВСНХ СССР. То­гда же ВСНХ СССР бы­ли под­чи­не­ны все наи­бо­лее важ­ные пред­при­ятия, осо­бен­но тя­жё­лой пром-сти. Вско­ре ВСНХ СССР лик­ви­ди­ро­ван в свя­зи с со­зда­ни­ем об­ще­со­юз­ных нар­ко­ма­тов тя­жё­лой, лёг­кой и лес­ной про­мыш­лен­но­сти.

Пред­се­да­те­ли: А. И. Ры­ков (1923–24), Ф. Э. Дзер­жин­ский (1924–26), В. В. Куй­бы­шев (1926–30), Г. К. Орд­жо­ни­кид­зе (1930–32).

3) В 1963–65 цен­траль­ный гос. ор­ган СССР при СМ СССР, ру­ко­во­див­ший пром-стью и строи­тель­ст­вом. Ему под­чи­ня­лись Гос­план СССР, Гос­строй СССР, от­рас­ле­вые гос. ко­ми­те­ты: по сред­не­му ма­ши­но­строе­нию, энер­ге­ти­ке и элек­три­фи­ка­ции, су­до­строе­нию, обо­рон­ной тех­ни­ке и др.

Пред­се­да­те­ли: Д. Ф. Ус­ти­нов (1963–1965), В. Н. Но­ви­ков (март – окт. 1965).

ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства)

ВСНХ — Высший Совет Народного Хозяйства

ВСНХ — высший советский хозяйственный орган со статусом наркомата в 1917—1932 годах. Учрежден при СНК декретом ВЦИК и СНК от 2 (15) декабря 1917 для организации и управления всего народного хозяйства и финансов.

Регулирование торговли государственных органов и предприятий, подведомственных ВСНХ, осуществлялись Главным экономическим управлением ВСНХ через подотдел регулирования торговли отдела торговой и финансовой политики, на который возлагалась:

а) Разработка вопросов регулирования подведомственной ВСНХ государственной торговли.

б) наблюдение за торговой деятельностью синдикатов.

в) Разработка вопросов торгового законодательства и торговых институтов, изучение движения цен, изучение конъюнктуры рынка, составление общепромышленного индекса, собирание, систематизация и разработка материалов по калькуляции и инструктирование по вопросам материальной и ценностной торговли.

(смотреть положение о Главном экономическом управлении ВСХН СССР, опубликовано в №41 «Торгово-Промышленной Газеты» от 20 февраля 1924 года).

Другие органы регулирования внутренней торговли СССР:

Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) — учреждён при СНК декретом ВЦИК и СНК от 2(15) декабря 1917 года (опубликован 5 (18) декабря 1917 года) для организации всего народного хозяйства и государственных финансов ВСНХ был первым центральным советским органом по регулированию и управлению всем народным хозяйством.

На местах были созданы губернские, районные (в крупных промышленных районах) и уездные CHX. Были образованы главные комитеты и центры ВСНХ для руководства отраслями промышленности (Главкожа, Главсахар, Главторф, Главнефть, Центротекстиль, Центрочай и т. д.).

После национализации крупных предприятий всех отраслей промышленности (май-июнь 1918 года) ВСНХ был освобождён от планирования и регулирования народного хозяйства в целом. С осени 1918 года ВСНХ фактически становится народным комиссариатом промышленности. В годы гражданской войны все управление производством, распределение сырья и готовой продукции было строго централизовано в главках ВСНХ. Основной задачей ВСНХ в эти годы являлось обеспечение нужд Красной Армии.

В 1922 году, в связи с образованием СССР, ВСНХ были присвоены права объединённого наркомата. В непосредств ведении ВСНХ СССР были оставлены предприятия союзного значения. В ведение ВСНХ союзных и автономных республик и местных CHX была передана промышленность республиканского и местного значения.

С переходом к нэпу ВСНХ осуществляет перестройку управления промышленностью на началах хозяйственного расчёта.

В 1923-27 годах ведущей хозяйственной организацией в системе управления промышленностью становится хозрасчётный промышленный трест. ВСНХ устанавливает трестам план, проверяет его выполнение, регулирует рост и движение основных фондов. Для руководства производств деятельностью трестов в ВСНХ создаётся центр управление государственной промышленностью (Цугпром ВСНХ), а в качестве экономического органа регулирования и планирования — Главное экономическое управление (ГЭУ ВСНХ).

В связи с ростом социалистической индустрии и новыми задачами, вставшими перед промышленностью в 1932 году, ВСНХ был разукрупнён и на его базе созданы Наркомтяжпром, Наркомлегпром и Наркомлеспром.

Советская историческая энциклопедия

Источник

Высший совет народного хозяйства

Вы́сший сове́т наро́дного хозя́йства (ВСНХ) — общее наименование центральных государственных органов управления народным хозяйством советских республик в 1917—1932 годах, а также высшего органа территориального управления промышленностью и строительством в СССР в 1963—1965 годы.

Содержание

1917—1932 годы

В первые годы советской власти ВСНХ республик и СССР — высшие советские хозяйственные органы со статусом наркоматов.

Административная структура

В отличие от остальных наркоматов во главе ВСНХ находился не нарком, а коллегия (пленум ВСНХ) в составе 70-80 человек, представлявших различные организации: ЦИКов, экономических комиссариатов, профсоюзов. Роль исполнительного органа исполнял президиум (бюро пленума) из 10-12 членов во главе с председателем ВСНХ.

Структура наркоматов неоднократно видоизменялась. В состав ВСНХ входили отраслевые ведомства (например, Главсахар, Главнефть, Центрочай и т. д.), а также обеспечивающие подразделения: финансово-экономическое, статистики и т. д.

ВСНХ РСФСР

Первый ВСНХ при СНК был учреждён декретом ВЦИК и СНК от 2 (15) декабря 1917 «в качестве органа осуществления экономической диктатуры пролетариата и центра организации народного хозяйства» [1] , то есть для организации всего народного хозяйства и государственных финансов. Он был наделён широчайшими полномочиями [2] . Аналогичные органы создавались и в других советских республиках.

В годы Военного коммунизма руководство всем промышленным производством, распределение сырья и готовой продукции было сосредоточено в ВСНХ.

В конце 1920 года была проведена первая реорганизация центральных органов управления промышленностью РСФСР, что привело к сокращению числа главков и центров ВСНХ с 71 до 16. VIII съезд Советов принял постановление «О местных органах экономического управления», согласно которому главкам и центрам ВСНХ был придан статус органов, руководящих работой губернских совнархозов (ГСНХ) на основе единого народно-хозяйственного плана. Отныне оперативное руководство предприятиями осуществляли местные совнархозы. Для руководства губсовнархозами и предприятиями, подведомственными ВСНХ в той или иной области, были созданы областные (объединявшие несколько губерний) промбюро.

IV Всероссийский съезд совнархозов в мае 1921 года разделил все промышленные предприятия на две группы: имеющие общегосударственное значение, которые оставались в подчинении ВСНХ, и все остальные, управляемые непосредственно губсовнархозами и промбюро. В итоге в непосредственном ведении ВСНХ из 37 тысяч осталось 4500 наиболее крупных предприятий, а общее число рабочих, занятых в госпромышленности, сократилось с 1400 до 1200 тыс. чел.

К лету 1922 года в составе центрального аппарата ВСНХ остались главные управления по металлической промышленности (Главметалл), по горной (Главгорпром), по угольной (Главуголь), по электротехнической (Главэлектро), по топливной (ГУТ), по военной (Главвоенпром), по делам кустарной, мелкой промышленности и промысловой кооперации (Главкустпром), по государственному строительству (ГУС) и земледельческих хозяйств промышленных предприятий (Главземхоз). Остальными отраслями промышленности руководили секции Центрального промышленного управления (ЦПУ) ВСНХ.

При переводе во время НЭПа госпромышленности на хозрасчет на базе главков было создано несколько всероссийских трестов: например, Резинотрест, Чаеуправление, Сахартрест и др. Для руководства производственной деятельностью трестов в ВСНХ воздаётся центральное управление государственной промышленностью (Цугпром ВСНХ), а в качестве экономического органа регулирования и планирования — Главное экономическое управление (ГЭУ ВСНХ).

Председатели ВСНХ РСФСР

  • Н. Осинский (В. В. Оболенский) (1917—1918)
  • А. И. Рыков (1918—1921)
  • П. А. Богданов (1921—1925)
  • С. С. Лобов (1926—1930)

ВСНХ Украины

Председатели ВСНХ Украины

  • 1918—1919 Квиринг, Эммануил Ионович
  • 1921—1923 Чубарь, Влас Яковлевич
  • К. Максимов
  • 1925—1926 Рухимович, Моисей Львович

ВСНХ СССР

С образованием СССР был создан ВСНХ СССР с правами объединённого наркомата: он координировал и контролировал Высшие Советы Народного Хозяйства всех союзных республик.

С середины 1920-х годов аппарат ВСНХ СССР взял курс на концентрацию планового управления промышленностью. Повысилась роль главных управлений, особенно в металлургической и текстильной индустрии. Чтобы сконцентрировать все стадии производства в одних руках, в августе 1926 года Цугпром ВСНХ был ликвидирован и вместо него созданы главки по управлению отраслями промышленности (Главтекстиль, Главлесбум, Главхим, Главсельпром, Главгортоп), а для управления другими отраслями были сформированы комитеты.

Летом 1928 года главки начали дробиться: например, Главметалл был разделён на главные управления: по чёрной металлургии, по добыче и обработке цветных металлов, машиностроения и металлообработки. Аналогичные меры намечались в отношении Главхима и в лесобумажной промышленности. В декабре этого же года пленум ВСНХ передал оперативное выполнение планов главкам, что окончательно подорвало роль синдикатов в управлении промышленностью. Благодаря усилению отраслевого управления местные совнархозы окончательно утратили свою значимость и были преобразованы в отделы исполкомов [3] .

5 января 1932 года ВСНХ был преобразован в Наркомат тяжёлой промышленности. Предприятия лёгкой, лесной и лесоперерабатывающей промышленности были переданы во вновь образованные наркоматы лёгкой и лесной промышленности.

Председатели ВСНХ СССР

  • А. И. Рыков (1923—1924)
  • Ф. Э. Дзержинский (1924—1926),
  • В. В Куйбышев (1926—1930)
  • Г. К. Орджоникидзе (1930—1932)

1963—1965 годы

Созданная в ходе Экономической реформы 1957 года система совнархозов, построенная по территориально-производственному принципу, не смогла решить возложенные на неё задачи увеличения промышленного производства и привела к разрушению отраслевых и межотраслевых экономических и производственных связей. Предпринятые в конце 1962 года шаги по укрупнению совнархозов также не принесли ожидаемых улучшений.

Вскоре ЦК КПСС и Совет министров СССР признали необходимым максимально централизовать систему управления [4] , и в марте 1963 года был создан Высший совет народного хозяйства Совета Министров СССР (ВСНХ СССР) «как высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством в стране, облечённый всеми необходимыми правами и полномочиями для решения вопросов, связанных с работой промышленности и строительством, и обеспечения успешного выполнения государственных планов» [5] .

Однако и создание ВСНХ СССР не смогло ликвидировать противоречия между основной тенденцией отраслевого развития промышленности и системой территориального управления. В работе промышленности наблюдались такие отрицательные явления как замедление темпов роста промышленности и производительности труда, снижение эффективности использования производственных фондов и капитальных вложений. Руководство отраслями промышленности оказалось раздробленным по многочисленным экономическим районам, нарушалось единство технической политики, научно-исследовательские организации оказались оторванными от производства, что стало тормозить разработку и внедрение новой техники. 2 октября 1965 года ВСНХ СССР и другие совнархозы (включая республиканские СНХ и СНХ экономических районов) были упразднены. Вместо них были образованы промышленные министерства [6] .

Руководителями ВСНХ СССР в разное время были Д. Ф. Устинов (1963—65) и В. Н. Новиков (март—октябрь 1965).

Источник

Высший совет народного хозяйства СССР

Высший совет народного хозяйства СССР
ВСНХ СССР
Территория СССР (1932 г.)
Тип организации многоотраслевой наркомат
Руководители
Председатель (первый) А. И. Рыков
Председатель (последний) Г. К. Орджоникидзе
Основание
Дата основания 1923
Ликвидация
1932
Преобразован в Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР
Высший совет народного хозяйства Совета министров СССР
ВСНХ СССР
Территория СССР (1965 г.)
Тип организации ведомство при Правительстве СССР
Руководители
Председатель (первый) Д. Ф. Устинов
Председатель (последний) В. Н. Новиков
Основание
Дата основания 1963
Ликвидация
Упразднён 1965
Материнская организация Совет министров СССР

Вы́сший сове́т наро́дного хозя́йства СССР ( сокр. ВСНХ СССР; ВСНХ Союза ССР) — орган управления народным хозяйством Союза Советских Социалистических Республик, действовавший в 1923—1932 и 1963—1965 годы.

Содержание

Высший совет народного хозяйства СССР (1923—32)

История

Впервые Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) был образован в 1923 году. Его образование было предусмотрено Договором об образовании СССР. Будучи органом общехозяйственного регулирования, ВСНХ СССР в начале своей деятельности обладал широкими полномочиями. Однако по мере становления плановой экономики и усиления влияния других органов управления — в частности, Совета труда и обороны и государственной комиссии по планированию при нем — ВСНХ СССР постепенно превращался из универсального в специализированный орган управления и к концу своего существования фактически превратился в объединенный комиссариат промышленности. Помимо координирования и контролирования деятельности советов народного хозяйства (совнархозов) союзных республик, в непосредственном ведении ВСНХ СССР находились промышленные предприятия союзного значения, в то время, как промышленность республиканского и местного значения была передана в ведение вснх союзных и автономных республик и местных совнархозов. В ведении ВСНХ СССР также находилось несколько высших технических учебных заведений и несколько десятков научно-технических институтов и лабораторий, обслуживающих нужды промышленного производства.

Период НЭП

В 1923—27 годы, в период новой экономической политики, ВСНХ осуществлял управление промышленностью на принципах хозрасчёта, когда основной хозяйственной единицей в экономической системе промышленности был хозрасчётный промышленный трест. В 1928 году ВСНХ СССР объединял около 80 трестов общесоюзного значения, более 100 трестов республиканского значения и около 400 трестов местного значения с общим числом рабочих и служащих 2,7 миллиона человек. ВСНХ устанавливал трестам план, проверял его выполнение и регулировал рост и движение основных фондов. Для руководства производственной деятельностью трестов в рамках ВСНХ было создано Центральное управление государственной промышленностью (ЦУГПром ВСНХ СССР), в рамках которого образованы отраслевые «директораты», а для экономического регулирования и планирования — Главное экономическое управление (ГЭУ ВСНХ СССР). Одной из функций ВСНХ того периода было контролирование государственных средств, вложенных в акционерные общества.

Свёртывание НЭП и индустриализация

Следуя курсу руководства коммунистической партии на свертывания НЭПа, начиная с середины 1920-х годов ВСНХ СССР перестраивает свою деятельность, нацеливая её на централизацию планового управления, выдавливание частного капитала из промышленных предприятий, концентрацию производства и усиление отраслевого управления промышленностью. В это время повысилась роль главных управлений, особенно в металлургической и текстильной отраслях. Чтобы сконцентрировать все стадии производства в одних руках, в августе 1926 года был упразднен ЦУГПром. Вместо него созданы главки по управлению отраслями промышленности — Главтекстиль, Главлесбум, Главхим, Главсельпром, Главгортоп, Главвоенпром — и отраслевые комитеты. Летом 1928 года главки начали расчленяться на специализированные управления. К примеру, Главметалл был разделён на главные управления по чёрной металлургии, по добыче и обработке цветных металлов, машиностроения и металлообработки. Аналогичные меры намечались в отношении Главхима и в лесобумажной промышленности. В декабре этого же года пленум ВСНХ передал функции оперативного планирования главным управлениям, что окончательно подорвало роль синдикатов в управлении промышленностью. В результате этой политики к концу 1920-х годов местные совнархозы утратили свою значимость и были преобразованы в отделы исполкомов [1] .

Деятельность ВСНХ СССР в последние годы своего существования была направлена на проведения в стране форсированной индустриализации, которая привела к необходимости специализации в государственном управлении промышленностью. 5 января 1932 года ВСНХ СССР был преобразован в Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР. Находившиеся в ведении ВСНХ СССР предприятия лёгкой, лесной и лесоперерабатывающей промышленности были переданы во вновь образованные Наркомлегпром и Наркомлеспром.

Структура и органы управления

Эта статья является частью серии статей о пятилетних экономических планах в Советском Союзе
Пятилетки СССР

В 1925 году структуру ВСНХ СССР составляли следующие органы [2] :

  • Председатель ВСНХ СССР
  • Управления и комитеты по отраслям промышленности и отдельным видам промышленного хозяйства:
    • Главный масляный комитет «Главросмасло»
    • «Главметалл»
  • Межотраслевые подразделения (по науке и технике, геологии, геодезии, издательство)
  • Аппарат (инспекция, секретариат, административно-финансовое управление, бухгалтерия и проч.)

Высшим органом организации был пленум представителей советских и профсоюзных учреждений и организаций, который созывался 2-3 раза в год в составе около 100 человек. Функции постоянного исполнительного органа в промежутках между пленумами осуществлял президиум ВСНХ СССР из 17-20 человек во главе с председателем ВСНХ СССР, который обладал правами народного комиссара и по должности являлся членом Совета народных комиссаров СССР. Высшие совнархозы союзных республик повторяли структуру ВСНХ СССР.

В составе ВСНХ СССР в 1927 была создана военизированная охрана промышленных предприятий и государственных сооружений [3] [4] , которая была к 1933 году ликвидирована, а личный состав и имущество переданы в ведение ОГПУ [5] . Руководил военизированной охраной ВСНХ СССР А. И. Селявкин. Штабной аппарат Главного управления военизированной охраны комплектовался опытными командирами и политработниками Красной Армии. Принцип организации охраны был принят армейский. В пределах границ армейских военных округов создавались штабы промышленных округов ВОХР, в подчинении которых находились полки, батальоны и отдельные роты. Для подготовки и переподготовки командно-начальствующих кадров стрелковых и пожарных частей ВОХР в Стрельне, под Ленинградом, была создана учебная база — Объединенные курсы (школа) усовершенствования командного состава [6] .

Печатные органы

  • «Торгово-промышленная газета» (с 1930 — «За индустриализацию») — ежедневный орган ВСНХ СССР и РСФСР.

Научно-технические организации ВСНХ СССР

  • Теплотехнический институт
  • Торфяной институт (Инсторф)
  • Гос. исследовательский нефтяной институт (ГИНИ)
  • Бюро металлургических и теплотехнических конструкций
  • Институт цветной металлургии и прикладной минералогии
  • Институт механической обработки полезных ископаемых (Механобр)
  • Институт прикладной геофизики
  • Институт Севера
  • Химический институт имени Л. Я. Карпова
  • Институт чистых химических реактивов (ИРЕА)
  • Гос. институт прикладной химии (ГИПХ)
  • Химико-фармацевтический институт
  • Институт по удобрениям
  • Институт силикатов
  • Керамический институт
  • Институт гражданских и промышленных сооружений
  • Институт с.-х. механики
  • Северокавказский (бывший Кубано-Черноморский) промышленный институт
  • Центральный институт опытного табаковедения
  • Текстильный институт
  • Институт металлов
  • Государственный экспериментальный электротехнический институт (ГЭЭИ)
  • Центральная физико-техническая лаборатория в Ленинграде (ЦФТЛ)
  • Нижегородская радиолаборатория имени В. И. Ленина
  • Ленинградская экспериментальная электротехническая лаборатория (ЛЭЭЛ)
  • Центральный аэрогидродинамический институт (НАГИ)
  • Научный автомоторный институт (НАМИ)
  • Ленинградская лаборатория тепловых двигателей
  • Лаборатория гидравлических установок (ЛАГУ)
  • Гос. бюро водопроводных и санитарно-технических сооружений
  • Гос. картографический институт
  • Главная палата мер и весов
  • Комитет по делам изобретений

Высший совет народного хозяйства Совета министров СССР (1963—65)

История

Созданная в ходе экономической реформы 1957 года система совнархозов, построенная по территориально-производственному принципу, не смогла решить возложенные на неё задачи увеличения промышленного производства и привела к разрушению отраслевых и межотраслевых экономических и производственных связей. Предпринятые в конце 1962 года шаги по укрупнению совнархозов также не принесли ожидаемых улучшений и привели высшее советское и партийное руководство СССР к заключению о необходимости централизации управления экономикой страны [7] . В марте 1963 года был создан Высший совет народного хозяйства Совета министров СССР (ВСНХ СССР) в качестве «высшего государственного органа по руководству промышленностью и строительством в стране, облечённого всеми необходимыми правами и полномочиями для решения вопросов, связанных с работой промышленности и строительством, и обеспечения успешного выполнения государственных планов» [8] . Однако деятельность ВСНХ СССР по организации централизованного управления отраслями экономики в рамках существующей системы республиканских и местных совнархозов натолкнулась на трудноразрешимое противоречие между основной тенденцией отраслевого развития промышленности и системой территориального управления. В работе промышленности появились такие отрицательные явления как замедление темпов роста производства и производительности труда, снижение эффективности использования производственных фондов и капитальных вложений. Руководство отраслями промышленности оказалось раздробленным по многочисленным экономическим районам, нарушилось единство технической политики, научно-исследовательские организации оказались оторванными от производства, что стало тормозить разработку и внедрение новой техники. Неспособность ВСНХ СССР решить экономические проблемы страны привела высшее руководство СССР к выводу о необходимости ликвидации системы совнархозов и возвращения к ранее применяемой централизованной системы управления посредством отраслевых министерств и межотраслевых государственных комитетов. 2 октября 1965 года ВСНХ СССР был упразднен, а его отраслевые управления были преобразованы в союзно-республиканские и общесоюзные промышленные министерства. Вместе с союзным органом были ликвидированы совнархозы на всех других уровнях [9] [10] .

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство владимирской области фото
  • Руководство по замене замена масла
  • Скачать бесплатно руководство по рукопашному бою
  • Soothing hydra solution маска инструкция по применению
  • Сузуки интрудер 400 мануал на русском