Верно ли утверждение культура безопасности достигается простым следованием инструкции

Задания для подготовки к итоговому тестированию по курсу «Культура безопасности» (образцы тестовых вопросов)
1. Понятие культура безопасности, прежде всего, базируется, по Вашему мнению, (обведите ответ):
a. на запретах и строгой системе принуждения установленным нормам, правилам, процедурам;
b. на понимании, осознании каждым работником приоритета безопасности перед прочими ценностями;
c. на технической грамотности;
d. на профессионализме людей.
2. Четкое следование основным принципам культуры безопасности называется:
a. исполнением;
b. приверженностью;
c. поддержанием;
d. профессионализмом
3. Основная характеристика высокой культуры безопасности:
a) эффективное сотрудничество на всех уровнях;
b) усиление форм контроля над персоналом;
c) разграничение функций персонала и руководства в области безопасности.
4. Главным отличием культуры безопасности от других принципов обеспечения безопасности является:
a) направленность на решение стратегических научных задач;
b) направленность на человека, личность;
c) учет технических и инженерных проблем.
5. Определение личных полномочий и ответственности в вопросах культуры безопасности каждого работника в организации:
a) личная культура безопасности;
b) зона ответственности;
c) круг безопасности.
6. Соотнесите уровни развития культуры безопасности и зоны ответственности:
КБ на уровне организации и руководства критическая позиция
КБ на индивидуальном уровне требования надзорных органов
КБ на политическом уровне политика организации в области КБ
7. Верно ли утверждение: «Культура безопасности достигается простым следованием инструкции»:
a) да, верно;
b) нет, не верно.
8. Виды ошибок:
a) Специальные и случайные;
b) Случайные, по незнанию, нарушение;
c) Случайные, по незнанию.
9. Концепция культуры безопасности впервые была представлена Международной Консультативной Группой по Ядерной безопасности (INSAG) в Итоговом Докладе по рассмотрению причин и последствий Чернобыльской аварии:
a) в 1986 г.;
b) в 1996г.;
c) в 1975г.
10. Внимание к культуре безопасности состоит из ряда общих элементов:
a) личное осознание важности безопасности;
b) знания и компетентность;
c) рабочие условия как область ответственности администрации.
11. Что из нижеперечисленного может нанести вред действующей культуре безопасности в организации:
a) сокрытие ошибок;
b) поощрение высокой производительности,
c) самостоятельное определение и исправление недочетов в работе
d) рассмотрение ошибок как источника опыта с извлечением пользы
12. Профессиональное поведение человека характеризуется как подход:
a) «Послушай – сделай – анализируй»;
b) «Делай, но проверяй»;
c) «Остановись – Подумай – Сделай – Проверь».
13. Культура безопасности внутри организации является:
a) подуровнем организационной культуры;
b) частью субкультуры;
c) контркультурой.
14. Организация, которая ставит своей целью способствовать развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии:
a) Организация Объединенных Наций;
b) ЮНЕСКО;
c) МАГАТЕ.
15. К важным компетенциям по развитию культуры безопасности персонала относятся:
a) работа в команде;
b) лидерство в команде;
c) уверенность в себе.
16. Критическая позиция по отношению к безопасности направлена, прежде всего, на:
a) анализ документов и инструкций;
b) распоряжения руководителя;
c) на себя, осознанное выполнение своих обязанностей в целом.
17. Понятие, обозначающее эффективно действующие, правильно организованные потоки информации и строгое соблюдение правил обмена информации – это:
a) коммуникация;
b) передача информации;
c) вербальное общение.
18. Основные функции инструктажа:
a) Воспитание, коррекция, мотивирование;
b) Актуализация, определение, социализация;
c) Аккультурация, воспитание, наказание.

Скачать материал

без ожидания

Культура безопасности движенияАстраханское  подразделение Приволжского учебн...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 390 человек из 62 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Культура безопасности движенияАстраханское  подразделение Приволжского учебн...

    1 слайд

    Культура безопасности движения
    Астраханское подразделение Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций

    Преподаватель Гладких О.А.

  • Культура безопасности движения

    2 слайд

    Культура безопасности движения

  • НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯРаспоряжение ОАО "РЖД" от 01.06.2020 N 1181/р "Об у...

    3 слайд

    НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
    Распоряжение ОАО «РЖД» от 01.06.2020 N 1181/р «Об утверждении Положения о культуре безопасности в холдинге «РЖД».
    Распоряжение ОАО «РЖД» от 30.06.2020 N 1393/р «Об утверждении Методических указаний по проверке состояния культуры безопасности движения в ОАО «РЖД».
    Распоряжение ОАО «РЖД» от 3 февраля 2022 г. N 219/р «Об утверждении Политики холдинга «РЖД» в области культуры безопасности.
    Распоряжение ОАО «РЖД» от 01.06.2020 N 1177/р (в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 02.07.2020 N 1395/р, №1721р от 01.07.2022г) «Об утверждении Положения о Дне культуры безопасности движения».
    Положение ОАО «РЖД» от 06.05.2015 N 262 (В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 28.12.2016 N 2734р) «Положение об общественном контроле за обеспечением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД».

  • НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

    4 слайд

    НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

  • Определение и принципы
Культура безопасности - является частью корпоративной...

    5 слайд

    Определение и принципы

    Культура безопасности — является частью корпоративной культуры холдинга «РЖД».
    Культура безопасности — осознание важности, ответственности и способность работников железнодорожного транспорта обеспечивать безопасность, как одну из главных ценностей для компании и каждого работника.
    Основой формирования и поддержания культуры безопасности являются принципы:
    приоритет безопасности;
    профессионализм и квалификация;
    дисциплина и ответственность;
    соблюдение инструкций, регламентов;
    атмосфера доверия;
    понимание последствий;
    самоконтроль;
    открытость и самосовершенствование;
    мотивация.

  • Цели и задачи культуры безопасности. Цель развития культуры безопасности - ф...

    6 слайд

    Цели и задачи культуры безопасности
    . Цель развития культуры безопасности — формирование среды ответственного отношения компании и всех работников к обществу, людям и трудовым обязанностям.
    Культура безопасности предназначена для формирования безопасной социотехнической системы на основе соблюдения совокупности норм, правил и действий работников.

  • Цели и задачи культуры безопасностиЗадачи культуры безопасности включают в с...

    7 слайд

    Цели и задачи культуры безопасности
    Задачи культуры безопасности включают в себя следующие составные части:
    формирование позитивного уровня культуры безопасности;
    развитие мотивации к совершенствованию своей деятельности, умений, навыков и способов самоподготовки;
    соблюдение баланса требований и ответственности персонала при выполнении должностных обязанностей.

  • Цели и задачи культуры безопасностиФормирование культуры безопасности означа...

    8 слайд

    Цели и задачи культуры безопасности
    Формирование культуры безопасности означает воспитание у каждого человека такого состояния в процессе выполнения служебных обязанностей, при котором он окажется неспособным сделать какое-либо действие в ущерб безопасности.

  • Признаки культуры безопасности1."Управляемость" - достижение управляемости в...

    10 слайд

    Признаки культуры безопасности
    1.»Управляемость» — достижение управляемости всех процессов деятельности, связанных с обеспечением безопасности, ведущей роли менеджмента и демонстрации личного примера, приверженности вопросам безопасности, а также в балансе отношения руководства к производительности и к безопасности.

    Основными критериями признака являются: ведущая роль менеджмента организации в демонстрации приверженности безопасности; развитие в организации правильного соотношения приоритета, отдаваемого либо обеспечению производительности (пропускной способности), либо безопасности.

  • Признаки культуры безопасности2."Двухсторонний обмен информацией" - обеспече...

    11 слайд

    Признаки культуры безопасности
    2.»Двухсторонний обмен информацией» — обеспечение двухстороннего обмена информацией, как по вертикали, так и по горизонтали с работниками смежных подразделений, с предоставлением достаточного числа каналов обмена информацией.
    Основными критериями признака являются: содействие свободному и открытому обмену информацией и понимание важности этого; создание системы достоверного учета в отношении случаев нарушений безопасности; обсуждение и осознание требований безопасности.

  • Признаки культуры безопасности3."Вовлеченность персонала" - вовлечение персо...

    12 слайд

    Признаки культуры безопасности
    3.»Вовлеченность персонала» — вовлечение персонала в решение проблем безопасности, поддержка его стремления к обсуждению проблем безопасности, планированию мероприятий или улучшений, оценке их результативности, как в сфере ответственности самого работника, так и в сфере ответственности других работников.
    Основными критериями признака являются: привлечение работников к принятию решений в области обеспечения безопасности; осознание индивидуальной доли ответственности работников за состояние безопасности.

  • Признаки культуры безопасности4."Культура изучения проблем" - непрерывное от...

    13 слайд

    Признаки культуры безопасности
    4.»Культура изучения проблем» — непрерывное отслеживание решения выявленных проблем безопасности и выявления новых, а также извлечение уроков из любых случаев нарушений безопасности.
    Основными критериями признака являются: мониторинг всех проблем в области безопасности и извлечение уроков из ранее имевших место нарушений безопасности с внедрением мер, направленных на их предупреждение; проведение служебных расследований событий и их разборов с заинтересованным отношением к полноте и качеству выявления, оценке их причин и принятию своевременных и адекватных мер.

  • Признаки культуры безопасности5."Отношение к возложению вины" - признание су...

    14 слайд

    Признаки культуры безопасности
    5.»Отношение к возложению вины» — признание существования системных причин нарушений безопасности, понимание того, что ошибки человека — это симптом наличия проблем в системе, и отношение к возложению вины.

    Основными критериями признака являются: осведомленность о действиях персонала, разделение ответственности за нарушения безопасности; презумпция невиновности до решения компетентных органов.

  • Уровни зрелости культуры безопасностиПять уровней зрелости культуры безопасн...

    15 слайд

    Уровни зрелости культуры безопасности
    Пять уровней зрелости культуры безопасности:
    1.»Начальный», при котором деятельность осуществляется хаотично, от случая к случаю без единого подхода. Руководство не организовано.
    2.»Повторяемый», при котором одинаковые задачи решаются разными людьми сходными методами. Отсутствуют формальные процедуры и распределение ответственности.
    3.»Определенный», при котором процедуры стандартизированы и документированы. Однако отклонения от процедур не всегда отслеживаются. Процедуры формализуют существующую практику.
    4.»Управляемый и измеримый», при котором руководство контролирует и измеряет процесс и принимает меры, если процесс неэффективен.
    5.»Оптимизируемый», при котором процесс развит до уровня позитивной практики в результате постоянных улучшений. Соответствие поставленных целей.

  • Формирование уровней зрелости культуры безопасности в зависимости от ее приз...

    16 слайд

    Формирование уровней зрелости культуры безопасности в зависимости от ее признаков

  • Формирование отношения работников к небезопасным действиям и условиям1.Бол...

    17 слайд

    Формирование отношения работников к небезопасным действиям и условиям

    1.Большинство событий, связанных с нарушением безопасности, в том числе потенциальных (не произошедших) — начинаются с непреднамеренного небезопасного действия или неприемлемого состояния объекта или процесса.
    3.Работники должны не только обладать подходящей квалификацией и опытом в конкретных областях их специализации, но и поощряться к критическому изучению потенциально небезопасных методов работы и выявлению недостатков, где бы и когда бы они с ними ни столкнулись.
    2.Часто подобные действия, состояния или процессы являются скрытыми и остаются необнаруженными или рассматриваются как «привычные» и поэтому игнорируются, что может привести к более серьезному сбою.
    4.Необходимо вырабатывать убежденность в необходимости обращать внимание других лиц на замеченные недостатки в состоянии безопасности.

  • Формирование отношения работников к небезопасным действиям и условиямВо избе...

    18 слайд

    Формирование отношения работников к небезопасным действиям и условиям
    Во избежание более серьезных событий необходимо минимизировать существующие риски реализации возможных недостатков в практике выполнения работ или состоянии процессов, связанных с обеспечением безопасности.

  • Лидерство и культура безопасности. Главные задачи лидера в области обеспече...

    19 слайд

    Лидерство и культура безопасности

    . Главные задачи лидера в области обеспечения безопасности — применять на практике, наглядно для окружающих демонстрировать важность соблюдения требований по обеспечению безопасности, обеспечивать их соблюдение, в том числе путем поощрения правильного безопасного поведения работников, а также контролировать их исполнение.
    Лидерские качества в области обеспечения безопасности должны демонстрироваться руководителями всех уровней управления холдинга «РЖД» от высшего командного состава до руководителей структурных подразделений, мастеров, бригадиров и т.д.

  • Оценка развития культуры безопасностиДля оценки развития культуры безопасн...

    20 слайд

    Оценка развития культуры безопасности

    Для оценки развития культуры безопасности необходимо определять степень приверженности отдельных работников и подразделения в целом, основным принципам развития культуры безопасности
    Для выполнения действий по оценке уровня зрелости культуры безопасности могут применяться целевые аудиты проверки выполнения мероприятий, направленных на повышение уровня зрелости культуры безопасности.
    Внутренний аудит позволяет подразделениям оценивать как состояние безопасности, так и вовлеченность работников в формирование культуры безопасности
    Подразделения, выполняющие функции внутреннего аудита состояния безопасности должны иметь представление о том, почему применяются и почему важны те или иные системы и требования безопасности
    В подразделении должно отслеживаться, что действия, предпринятые с целью исправления недостатков, не стали помехой для дальнейшего повышения уровня зрелости культуры безопасности

  • Обеспечение коммуникаций в области культуры безопасности1. Построение эффек...

    21 слайд

    Обеспечение коммуникаций в области культуры безопасности
    1. Построение эффективных двусторонних коммуникаций по вопросам безопасности, включающих горизонтальные и вертикальные каналы получения и распространения информации и использующих формальные и неформальные методы ее передачи.
    2. Следование принципу открытости и прозрачности информации в области культуры безопасности как внутри компании, так и во внешней среде (при взаимодействии с государством, общественными институтами, средствами массовой информации, партнерами по транспортному бизнесу, пользователями услуг компании).
    3. Поощрение свободного обсуждения вопросов, связанных с развитием культуры безопасности и практическим применением ее элементов.
    4. Незамедлительное рассмотрение всех сообщений об имеющихся угрозах в области безопасности, их рассмотрение и при необходимости принятия соответствующих мер.

    Формирование коммуникаций в области культуры безопасности

  • Профессионализм и квалификацияМеры для предотвращения ошибочных решений 
Дл...

    22 слайд

    Профессионализм и квалификация

    Меры для предотвращения ошибочных решений
    Для предотвращения ошибок (ошибочных решений) работников при осуществлении деятельности рекомендуется принимать следующие меры:
    создавать технические и технологические барьеры, не позволяющие работнику совершать ошибочные действия;
    обучать работников использованию инструментов по предотвращению ошибок (таких как контроль, самоконтроль, критическая позиция);
    проводить инструктажи;
    использование при различных формах профессионального обучения и поддержания квалификации работников, информации по анализу опыта эксплуатации, в том числе информации об имевших место нарушениях в работе;
    активное участие руководителей и работников, совершивших ошибки, в расследовании нарушений и разработке мер по предотвращению подобных ошибок в будущем.
    Приоритет в профилактической работе – повышение профессиональных компетенций и обучение, а не репрессивные меры.

  • Дисциплина и ответственностьДисциплина и ответственность относятся к важным...

    23 слайд

    Дисциплина и ответственность
    Дисциплина и ответственность относятся к важным элементам культуры безопасности.
    Об ответственном отношении работников к безопасности свидетельствуют демонстрируемая ими и наблюдаемая критическая позиция в отношении вопросов безопасности, коммуникативность, а также строго регламентированный взвешенный подход при выполнении производственных задач.
    Коммуникативность включает в себя:
    готовность к получению полезной информации от других работников;
    готовность к передаче информации, имеющей отношение к безопасности, другим работникам;
    представление как ожидаемых, так и не планируемых результатов работы и их документирование;
    предложение новых инициатив в области безопасности.

  • Дисциплина и ответственностьСтрого регламентированный и взвешенный подход вк...

    24 слайд

    Дисциплина и ответственность
    Строго регламентированный и взвешенный подход включает в себя:
    понимание и точное исполнение правил и инструкций;
    готовность к неожиданному развитию событий;
    прекращение работы, если это возможно, и обдумывание возникшей проблемы;
    обращение за помощью при необходимости;
    особое внимание к методичности, своевременности и упорядоченности;
    строгое следование установленной последовательности операций.

  • Соблюдение инструкций, регламентов.1. Строгое соответствие с требованиями р...

    25 слайд

    Соблюдение инструкций, регламентов.

    1. Строгое соответствие с требованиями разрабатываемой подразделениями холдинга «РЖД» нормативной и технической документации.
    2. Анализ оценки качества правил и указаний, содержащихся в эксплуатационной и иной документации, состоит из следующих аспектов:
    2.1 были ли правила и указания написаны в сотрудничестве с теми работниками, которые будут ими пользоваться?
    2.2 соответствуют ли правила и указания своему назначению и написаны ли они достаточно ясно для того, чтобы их было легко понять и применять на практике?
    2.3 понимают ли и признают ли работники необходимость представленных в эксплуатационной и иной документации правил и указаний, в частности, осознают ли они потенциальные последствия их несоблюдения для безопасности?
    2.4 контролируется ли применение и точность правил и указаний и исправляются ли недостатки быстро и с участием работников, использующих указанные правила и инструкции?
    2.5 начала ли развиваться система обходных приемов с молчаливого одобрения руководителей либо без такового?

  • Соблюдение инструкций, регламентов.Меры, направленные на снижение вероятнос...

    26 слайд

    Соблюдение инструкций, регламентов.

    Меры, направленные на снижение вероятности совершения работниками ошибочных решений при выполнении предусмотренных эксплуатационной документацией действий, относятся:
    технические и технологические заградительные меры, не позволяющие работникам совершить ошибочные действия;
    разработка технических обоснований эксплуатационной документации, ознакомление с которыми позволит работникам понимать причины установления соответствующих требований эксплуатационной документации;
    теоретическая подготовка работников по вопросам, относящимся к сфере их деятельности;
    анализ (в том числе по результатам тренировок) случаев неправильной диагностики работниками состояния систем и оборудования, принятия ошибочных решений с внесением по результатам анализа в текст эксплуатационной документации рекомендаций, позволяющих снизить вероятность принятия ошибочных решений;
    включение в текст эксплуатационной документации указаний о необходимости осуществления проверок выполняемых действий (самопроверки, проверки другим работником);

  • Соблюдение инструкций, регламентов.включение в текст эксплуатационной доку...

    27 слайд

    Соблюдение инструкций, регламентов.

    включение в текст эксплуатационной документации особых предупреждений для снижения вероятности ошибочных действий работников (например, когда требуемая последовательность действий отличается от схожей последовательности действий, выполняемой работниками более часто или к выполнению которой они больше подготовлены).

  • Соблюдение инструкций, регламентов.ОАО "РЖД" устанавливает порядок и период...

    28 слайд

    Соблюдение инструкций, регламентов.

    ОАО «РЖД» устанавливает порядок и периодичность пересмотра эксплуатационной документации.
    При пересмотре учитываются:
    изменения требований нормативных правовых актов,
    современный уровень развития науки, техники и производства,
    итоги инспекций и проверок, результаты внутренних и внешних проверок, самооценок эксплуатационной безопасности, рекомендации международных организаций,
    рекомендации, содержащиеся в руководствах по безопасности,
    накопленный опыт применения пересматриваемой документации,
    эксплуатационный опыт как ОАО «РЖД», так и внешний опыт, в том числе международный.

  • Атмосфера доверия.Рекомендуется выстраивать в области безопасности партнерск...

    29 слайд

    Атмосфера доверия.

    Рекомендуется выстраивать в области безопасности партнерские отношения между руководителями и подчиненными работниками, когда вопросы безопасности обсуждаются совместно и открыто. Такие взаимоотношения в области безопасности являются более эффективными, чем командно-административные (не предполагающие совместного обсуждения вопросов (проблем), связанных с безопасностью, и совместного поиска решений).
    Отношения доверия между руководителями и работниками выстраиваются таким образом, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно, поднимая вопросы безопасности, а руководители поддерживали подчиненных работников в принятии ими в рамках установленных полномочий решений, связанных с безопасностью. Руководители оказывают доверие сотрудникам и защищают решения сотрудников в подходящих случаях.
    Презумпция ответственности. Каждый работник априори считается ответственным и делающим все возможное для решения поставленной задачи. Руководитель должен делать акцент на доверие к работнику и снижение дополнительного контроля за его деятельностью.

  • Понимание последствий.Важным условием ответственного отношения к безопасно...

    30 слайд

    Понимание последствий.

    Важным условием ответственного отношения к безопасности является понимание всеми работниками ОАО «РЖД» того, каким образом их работа влияет на безопасность.
    Формирование ответственного отношения к обеспечению безопасности для различных категорий работников строится на конкретных примерах того, к каким последствиям привели или могут привести те или иные неправильные действия представителя данной категории работников. Анализ таких событий проводится с целью демонстрации того, что выполнение технологических операций, экономия времени или средств, улучшение экономических показателей в ущерб качеству выполнения работ могут привести к нарушениям в работе, к снижению уровня безопасности.
    Рекомендуется использование вероятностных оценок безопасности, показывающих, к каким последствиям могли привести (или привели) те или иные анализируемые неправильные действия работников

  • Самоконтроль.Важным ресурсом для исключения ошибок (ошибочных решений) раб...

    31 слайд

    Самоконтроль.

    Важным ресурсом для исключения ошибок (ошибочных решений) работника является осуществление самоконтроля.
    Работнику рекомендуется критически оценивать свои возможности безошибочного выполнения работы (в том числе на основании анализа своей предыдущей деятельности и деятельности других работников), отдавать себе отчет, в каких ситуациях или при выполнении какого рода работ он наиболее подвержен совершению ошибок или принятию ошибочных решений.
    Важное значение имеет формирование и поощрение у работников критического отношения к небезопасным действиям и условиям.

  • Открытость и самосовершенствование.Стимулирование открытости действий работн...

    32 слайд

    Открытость и самосовершенствование.
    Стимулирование открытости действий работников рекомендуется реализовывать таким образом, чтобы неправильные действия работников подвергались анализу, прежде всего, не с целью определения, кто совершил неправильные действия, а с целью определения непосредственных и коренных причин нарушения (неправильных действий) и принятия необходимых корректирующих мер, которые позволят предотвратить в дальнейшем повторение неправильных действий и их негативное влияние на безопасность.

    Важным аспектом культуры безопасности является стремление каждого работника к самосовершенствованию, в том числе посредством активного участия в проводимых мероприятиях по подготовке и поддержанию квалификации, самообразования, изучения имеющегося опыта, в том числе опыта нарушений в работе.

  • Мотивация.Рекомендуется применение систем мотивации работников на формирова...

    33 слайд

    Мотивация.

    Рекомендуется применение систем мотивации работников на формирование позитивного отношения к безопасности, стимулирующих их к следующим действиям:
    сообщению даже о незначительных проблемах;
    сообщению о событиях и обстоятельствах, которые могли привести к нарушениям в работе;
    признанию ошибок (ошибочных решений), в том числе не приведших к нарушениям (отклонениям) в работе (систем, оборудования);
    представлению предложений по совершенствованию, улучшению эксплуатационной документации, проектных решений по системам и элементам, процедур технического обслуживания и ремонта, системы подготовки персонала.
    В случае повторяющихся трудностей или больших просчетов руководители используют свою ответственность, предусматривающую применение дисциплинарных мер к работникам, так как в противном случае может иметь место негативное влияние на безопасность. Однако при этом рекомендуется соблюдать тонкое равновесие — санкции применяются таким образом, чтобы не побуждать к сокрытию ошибок.

  • Рекомендации по организации оценки уровня зрелости культуры безопасности М...

    34 слайд

    Рекомендации по организации оценки уровня зрелости культуры безопасности

     Методы сбора исходных данных и их комбинации:
    наблюдение за существующими процессами, взаимодействием как внутри подразделений, так и между смежными подразделениями, поведением работников;
    анкетирование, индивидуальные и групповые интервью работников;
    анализ эксплуатационной и иной документации.

    Перечень аспектов обеспечения безопасности, которые требуют повышенного внимания работников:
    результаты внутренних и внешних проверок (аудитов, инспекций);
    сведения об имевших место нарушениях в работе;
    имеющиеся проблемные вопросы обеспечения безопасности.

    Перечень аспектов обеспечения безопасности, требующих повышенного внимания работников, рекомендуется использовать при разработке вопросов для анкетирования работников, индивидуальных и групповых интервью.

    Анкетирование работников используется для анализа осведомленности работников о декларируемых характеристиках культуры безопасности и мотивации тех или иных действий.
    Вопросы для анкетирования работников должны обеспечить легкость и однозначность их понимания, а также простоту и краткость ответов.

  • Рекомендации по организации оценки уровня зрелости культуры безопасности Ре...

    35 слайд

    Рекомендации по организации оценки уровня зрелости культуры безопасности

     Результаты анкетирования используются для выявления индивидуальных и групповых убеждений работников и включают:
    1.декларируемые и не декларируемые ценности, приоритеты, связанные с осуществляемой деятельностью;
    2.наличие или отсутствие принятия личной ответственности за обеспечение безопасности;
    3.осознание необходимости выполнения требований безопасности;
    4.причины (мотивацию) выполнения корректных, ошибочных или заведомо некорректных действий персонала;
    5. причины наличия или отсутствия удовлетворенности условиями труда;
    6.причины выявленных несоответствий, противоречий между наблюдаемыми, декларируемыми ценностными характеристиками культуры безопасности;
    7. осознание причин и последствий, имевших место или возможных ситуаций (нарушений требований безопасности; нарушений нормальной эксплуатации; структурных, организационных изменений; конфликтов между подразделениями или группами работников, имеющими разную субкультуру, других ситуаций).

  • Рекомендации по организации оценки уровня зрелости культуры безопасностиОцен...

    36 слайд

    Рекомендации по организации оценки уровня зрелости культуры безопасности
    Оценка уровня зрелости культуры безопасности может проводиться в форме аудита с постановкой соответствующей цели аудита.

    По результатам оценки уровня зрелости культуры безопасности разрабатываются или корректируются мероприятия (дорожные карты) направленные на повышение уровня зрелости культуры безопасности

  • Рекомендуемые вопросы для оценки личного вклада персонала в повышение культур...

    37 слайд

    Рекомендуемые вопросы для оценки личного вклада персонала в повышение культуры безопасности движения

    Вопросы
    1) Всегда ли я понимаю стоящую передо мной задачу, прежде чем приступить к ее выполнению? Знаю ли я, в чем состоят мои должностные обязанности?
    2) Осознаю ли я, что выполняемая мной работа может оказать существенное влияние на безопасность движения, жизнь и здоровье людей?
    3) Имею ли я необходимые знания, чтобы приступить к выполняемой работе?
    4) Нужна ли мне какая-либо помощь в выполнении моих должностных обязанностей, и знаю ли я, где ее получить?
    5) Готов ли я к нестандартным ситуациям, которые могу возникнуть в работе?
    6) Знаю ли я, что нужно делать, если что-либо пойдет не так, как это предусмотрено?
    7) Сообщил ли я в необходимые адреса о последней проблеме, которую обнаружил?
    8) Останавливаюсь ли я и обдумываю ситуацию, когда возникает какая-либо нестандартная ситуация или проблема?
    9) Понимаю ли я, какие имеются нормативные документы по выполняемой мной работе, и каковы причины для именного такого порядка действий?

  • Рекомендуемые вопросы для оценки личного вклада персонала в повышение культур...

    38 слайд

    Рекомендуемые вопросы для оценки личного вклада персонала в повышение культуры безопасности движения
    10) Были бы мои должностные инструкции и технологический процесс легче для понимания и выполнения в случае, если бы я принимал участие в их разработке? Что я мог бы сделать для их улучшения?
    11) Выполняю ли я в ходе работы требования соответствующих технологических процессов, инструкций и других нормативных документов?
    12) Допускаю ли я невыполнение или обход отдельных этапов, предусмотренных технологией?
    13) Поддерживаю ли я чистоту и порядок на рабочем месте?
    14) Указываю ли я другим на их небезопасные действия или нарушение технологии, когда замечаю это?
    15) Слежу ли я за тем, чтобы сменяющие меня работники были в курсе всех вопросов безопасности, когда выполнение работы переходит в их руки?

  • УГОЛОК ПО КУЛЬТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

    39 слайд

    УГОЛОК ПО КУЛЬТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

  • Культура безопасности движения

    40 слайд

    Культура безопасности движения

Краткое описание документа:

Культура безопасности на железнодорожном транспорте

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 257 193 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 07.02.2023
  • 39
  • 0
  • 07.02.2023
  • 92
  • 1
  • 07.02.2023
  • 3165
  • 112
  • 07.02.2023
  • 61
  • 1
  • 07.02.2023
  • 55
  • 0
  • 07.02.2023
  • 85
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 07.02.2023
  • 4236
  • 29
  • 07.02.2023
  • 124
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Петр Евгеньевич, все знают, что такое охрана труда, чем это понятие отличается от культуры безопасности?

Петр Тищенко: Определений, что такое культура безопасности, множество. Например, в приказе Ростехнадзора, касающемся атомной отрасли, к культуре безопасности относят осознание работником личной ответственности и самоконтроль. Для ряда других смежных отраслей приводится другое определение, гласящее, что такая культура невозможна без уделения вопросам безопасности внимания, соответствующего их значимости. Но мне лично больше нравится простое определение, данное профессором Стэнли Дитсом: культура безопасности — это то, как мы работаем, когда за нами никто не наблюдает. Внимание, осознанность, самоконтроль — все это, безусловно, требует больших усилий. Когда культура безопасности сформирована, выработана и доведена до автоматизма привычка делать все правильно, следовать инструкции становится легко.

Строгое следование инструкциям, техническим регламентам по безопасности, особенно на опасном предприятии, — это крайне важно.

Если мы возьмем любое крупное происшествие на производстве, то выяснится, что в его основе лежит локальное событие, которое с большой вероятностью могли предотвратить, но этого не было сделано. А дальше ситуация развивается по нарастающей и в какой-то момент выходит из-под контроля. Например, что было на Чернобыльской АЭС? Главной причиной, которая привела к трагедии мирового масштаба, стали в конечном счете расхлябанность и цепочка неправильно принятых решений, то, что мы называем человеческим фактором.

Но ведь на любом предприятии есть начальники, которые контролируют в том числе и соблюдение техники безопасности.

Петр Тищенко: Одного контроля со стороны руководства часто оказывается недостаточно. Проведем аналогию: можно ли считать культурным того человека, у которого дома собрана большая библиотека? Можем, но только при условии, что он эти книги читает. То же самое и с безопасностью. Много раз мы в комитете сталкивались с ситуациями, когда приходишь на предприятие, оборудованное по последнему слову техники, знакомишься с работниками, опытными, передовиками производства, ими все гордятся. А при этом из пяти обязательных средств индивидуальной защиты эти сотрудники используют только два, а остальные висят на крюке у рабочего места.

Предприятие может закупить самые современные средства защиты, использовать самое прогрессивное оборудование, но если сотрудники не будут в обязательном порядке всем этим пользоваться, то усилия руководства пойдут насмарку.

Культура безопасности — это высшая степень охраны труда, когда вся организация пронизана идей безопасности, начиная от собственников и высшего руководства и заканчивая работниками рабочих профессий и служащими. Все 100 процентов работников должны быть привержены этой идее и вовлечены в выполнение требований на уровне привычного поведения и автоматизма.

Как добиться такого вовлечения, работодатель же не может заставить работника думать по-другому?

Петр Тищенко: Этот вопрос пытаются решить сейчас в компаниях по всему миру. Мне кажется, что проблема в том, что о таких вопросах, как следование инструкциям на производстве, мы задумываемся слишком поздно, когда человек уже идет на работу.

Думаю, что о культуре безопасности нужно начинать говорить еще с детского сада и со школьной скамьи. Изучаются же детьми, например, правила дорожного движения. Мы даже обращались в Министерство труда с предложением инициировать введение небольшого курса об охране труда в рамках уроков ОБЖ. На мой взгляд, это очень важно.

Пока же на предприятиях нередко происходит так: пришел человек после колледжа на завод, смотрит на коллег, а они для галочки расписываются в журналах по охране труда, игнорируют средства индивидуальной защиты. Естественно, что новичок ориентируется на их поведение и будет делать так же. Подобные подходы нужно менять на корню.

Есть успешные мировые практики. Например, набирает популярность концепция Vision Zero, нулевого травматизма. В России к ней присоединяется все больше предприятий.

Если на стройке директор появляется без каски, то как можно заставить сотрудников носить средства защиты? 

Эта концепция подразумевает выполнение компанией семи главных правил, их еще называют золотыми.

Во-первых, сам руководитель должен подавать пример по соблюдению правил безопасной работы. Например, если на стройке директор появляется без каски, то как можно заставить сотрудников носить средства защиты?

Второе правило — выявлять угрозы и контролировать риски. Мониторинг должен быть постоянным. В-третьих, необходимо разрабатывать программы для конкретной организации. Четвертое — на предприятии должна быть создана система безопасности и гигиены труда. Работодатель должен обеспечивать безопасность на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием — и это пятое правило. Шестое — сотрудники должны иметь возможность развивать свои профессиональные навыки через повышение квалификации. И седьмое — инвестировать в кадры, мотивировать сотрудников личным участием, чтобы им хотелось следовать культуре безопасности.

А если сотрудники просто будут игнорировать эти правила и действовать, как им удобно?

Петр Тищенко: Не существует волшебной таблетки, позволяющей в одночасье внедрить культуру безопасности на предприятии, это долгая и кропотливая работа. Например, на железной дороге не только проводят обучающие мероприятия, там внедряется новое оборудование, которое позволяет людям в принципе не попадать в опасные зоны. Многие корпорации внедряют системы контроля доступа, используя компьютерное зрение и видеоаналитику. Когда работник попадает в опасную зону, работодатель может проконтролировать, надета ли каска, используются ли другие средства защиты — в противном случае система может просто заблокировать доступ, подать сигнал тревоги. Также есть механизм поощрения, когда сотрудник, в точности выполняющий все правила, получает премию, дополнительные дни к отпуску или какие-нибудь другие привилегии. Ну а, соответственно, тот, кто попался на нарушении, получает взыскание.

А предусмотрена ли на уровне законодательства ответственность для работника, который не использует средств защиты?

Петр Тищенко: В Трудовом кодексе есть статья, раскрывающая обязанности работника по охране труда, там прописано, что сотрудник обязан выполнять все мероприятия, касающиеся безопасности на рабочем месте. Но основную ответственность за выполнение правил охраны труда несет работодатель. Законодательство достаточно сурово, прописаны и высокие штрафы, в случае гибели сотрудника на производстве или при серьезных травмах в отношении руководителей предприятия может быть возбуждено уголовное дело, то есть топ-менеджмент несет в том числе и личную ответственность. Работника же могут привлечь в исключительных случаях, например, если из-за каких-то его действий кто-то еще пострадал. Но доказать, что трагедия произошла именно по причине игнорирования требований безопасности линейным специалистом, очень сложно.

Требования к работодателям и так суровы. Зачем им еще культура безопасности?

Петр Тищенко: Для себя. Обязательные требования законодательства касаются только охраны труда. Но все больше компаний начинают следовать культуре безопасности, хотя, например, и не получают за это каких-то материальных привилегий. Но в конечном счете это оказывается выгодным делом. Если не происходит каких-то аварий, то предприятию не нужно тратиться на ремонт, терять деньги из-за простоя, в конце концов, нести расходы, связанные с компенсациями пострадавшим. К тому же следование предприятием культуре безопасности становится огромным репутационным плюсом компании в глазах потенциальных инвесторов и партнеров.

Культуру безопасности в Петербурге в основном внедряют крупные компании, это производственный сектор, строительство, транспорт, например железная дорога. Тем не менее такая система вполне жизнеспособна для малого и среднего бизнеса.

К тому же о культуре безопасности сейчас постепенно задумываются и сами работники. Компания, для которой безопасность сотрудников является приоритетом, становится привлекательнее для соискателей, там меньше текучка кадров, люди держатся за такое рабочее место, и компании не нужно постоянно тратить средства на обучение новых кадров.

Конечно, мероприятия по внедрению концепции культуры безопасности требуют более чем серьезных вложений, но практика показывает, что компании, которые следуют этому пути, в конечном счете оказываются в выигрыше.

  • СДО

На чем базируется понятие «культура безопасности»?

На понимании, осознании каждым работником приоритета безопасности перед прочими ценностями

На запретах и строгой системе принуждения установленным нормам, правилам, процедурам

На опыте сотрудников

На современных технологиях, используемых в производстве

Найти другие ответы на вопросы

Связанные темы

Темы, в которых встречается данный вопрос:

  • Основы формирования культуры безопасности

Приветствую, друзья! У вас внедрена культура безопасности на производстве? Если нет, то предлагаем вашему вниманию отличную статью от наших партнёров – Лаборатории “Гуманитарные технологии” (HT Lab). Ранее мы с ними встречались и обсуждали психологию в охране труда. Пришли к выводу, что это очень перспективное направление, особенно для тех, кто “перегорел” в рутине нормотворчества.

культура безопасности на производстве

По оценкам Международной организации труда ежегодно регистрируется 340 млн несчастных случаев на производстве и 160 млн человек с профессиональными заболеваниями. К причинам такой статистики относятся неразвитая культура безопасности и пренебрежение стандартами охраны труда.

Об этих проблемах мы поговорили с компанией HT Lab, разработчиком тестов для оценки персонала, и со Светланой Владимировой, руководителем обучения по охране труда корпоративного университета ОАО «Красцветмет». Светлана рассказала, как развивает культуру безопасности в своей компании, кого привлекает к внедрению изменений и без каких компонентов эта инициатива не «полетит».

Содержание

  1. Компания
  2. Руководство
  3. Специалисты по охране труда
  4. Сотрудники
  5. Как изменить культуру безопасности на производстве

Компания

В любой компании культурная модель настаивается годами: обрастает своими ценностями, убеждениями и нормами. Эта культура органически проявляется в поведении персонала и быстро распространяется на новых сотрудников. Чтобы улучшить культуру безопасности, нужно изменить внутреннюю среду, в которой существует вся организация. И тут важно понять, на каком этапе находится компания на старте изменений. Рассмотрим, какие есть этапы, на примере модели Хадсона.

ступени зрелости культуры безопасности

Модель “Hearts and Minds” Патрика Хадсона

При патологической культуре безопасности главная задача работника – выжить. Здесь правила и требования практически не соблюдаются, все действия организации направлены на то, чтобы не быть пойманными на нарушении. Несчастные случаи скрываются, а если расследование всё-таки проводится, то виновным оказывается рабочий, а не систематическое нарушение в организации работ.

На реактивной ступени находятся большинство российских компаний. При такой культуре безопасности ОТ и ПБ воспринимаются серьёзно только тогда, когда что-то уже случилось. То есть активная работа ведётся не на предотвращение несчастных случаев, а на расследование по факту инцидента. Специалисты по охране труда проводят мероприятия, разрабатывают стандарты, но затем все инициативы приостанавливаются и забываются до следующего несчастного случая или до проверки надзорных органов.

На расчётливой ступени компании собирают статистику, проводят аудиты, анализируют случившиеся происшествия. Но делается это, скорее, для того чтобы избежать нарушений и штрафов при проверке, чем для рабочих на производстве.

На инициативной ступени руководство видит ценности охраны труда, стремится к самосовершенствованию, разрабатывает программы обучения. Управленческая команда начинает говорить о безопасном труде с производственным персоналом, призывать к осознанности и ответственности. На этом уроне проводят оценку рисков, ведётся отчётность по инцидентам, а расследование несчастных случаев помогает устранять системные причины нарушений.

Созидательная ступень – это коллективное чувство осознанной безопасности. Каждый работник несёт ответственность за охрану труда, все работают на предупреждение несчастных случаев. Все происшествия разбираются, руководство знает, что реально происходит на производстве и поощряет за сообщения о нарушениях. На этой ступени все действия проводятся не для галочки, а для сокращения травматизма, с заботой о работниках.

Бывает так, что руководство и структурные подразделения компании находятся на разных уровнях культуры. Например, один отдел ещё в патологической культуре, другой уже перешёл на расчётливую, а третий приблизился к инициативной ступени. Первый шаг: выяснить, какой культуры безопасности придерживаются топ-менеджмент и руководители подразделений.

Руководство

Культура компании формируется руководством, и оно выбирает, какой пример подавать остальным сотрудникам. Если работники видят, что руководитель приходит на производство без средств индивидуальной защиты, не пристёгивается за рулём или легкомысленно относится к организации условий труда, то и они будут делать точно так же.

И наоборот. Если топ-менеджмент и линейные руководители понимают ценность жизни и здоровья, транслируют правильное отношение к безопасности, то персонал начнёт принимать и копировать это поведение.

Например, во многих российских компаниях сложилась традиция тотального замалчивания. Рабочие часто опасаются сообщать о проблемах наверх, чтобы не злить начальство и не получить по шапке. Поэтому руководители могут даже не знать, что на производстве зашкаливают показатели травматизма. Чтобы сломать культуру молчания, можно распространить письмо от управленческой команды с просьбой рассказывать обо всех опасностях на рабочем месте и назначить за это небольшую награду. Так работники будут понимать, что руководство поощряет сообщения о плохих новостях, а не наказывает за них.

Эффективность вводимых изменений напрямую зависит от того, насколько осознанно сами управленцы подходят к вопросам безопасного поведения. При этом процесс развития культуры безопасности необязательно должен организовываться и управляться только сверху. Инициатива может исходить, например, от HR или от специалистов по охране труда, но, чтобы распространить эту идею на всю компанию, руководители должны её разделять и поддерживать.

Специалисты по охране труда

Специалисты по охране труда отвечают за то, чтобы каждый рабочий на предприятии соблюдал охрану труда и знал, что делать во время сложной ситуации. Но, как правило, сотрудники отделов ОТ и ПБ утопают в ежедневной «операционке», бесконечных проверках, разработках и переработках нормативных актов, – особенно на фоне недавних изменений в законодательстве. Из-за этого инструктажи и обучение носят формальный характер, а работники с таким же отношением делают вид, что усвоили информацию.

Развитие культуры безопасности – это большое направление, в которое входят: разработка стандартов безопасности, анализ рисков, оценка сотрудников, организация мероприятий и программ обучения для персонала. Это долгий процесс, который требует полного вовлечения и постоянной работы, а не от случая к случаю.

В крупных отраслевых компаниях лучше организовать специальный комитет или структурное подразделение, которое будет направлено только на развитие культуры безопасности. Тогда специалисты по охране труда станут для рабочих менторами и носителями ценностей безопасного поведения, а не просто инструкторами и контролёрами.

Сотрудники

Как правило, все работники опасных производственных объектов проходят обучение и читают инструкции, но между пониманием «как надо» и реальным поведением может быть большая разница. Рассмотрим, что можно сделать, чтобы это исправить.

Повысить осознанность работников. По сути, это работа с эмоциями сотрудников. Здесь могут помочь встречи с работниками, которые пострадали от несчастного случая, рассказы об инцидентах и их причинах в других подразделениях, показы видео-роликов с места происшествий.

Также важно напоминать сотрудникам об отсроченных последствиях работы с вредными веществами, – рассказывать, как это может повлиять на их здоровье в будущем. Люди часто недооценивают воздействие химических факторов, потому что в моменте только сверх превышение ПДК (предельно допустимая концентрация) в рабочей зоне может привести к острому отравлению. Но если к безопасности относится халатно сейчас, то через 20 лет на этом фоне может возникнуть профессиональное заболевание.

Работа с эмоциональной сферой – действенный приём. Но он не сработает, если информацию транслировать с позиции, что рабочих обязательно придут и накажут за несоблюдение регламентов. Нужно постараться мягко, но чётко донести до производственного персонала, что со временем за беспечность им придётся заплатить собственным здоровьем. Когда работники начинают понимать связь между опасностью и последствиями, и как этих последствий можно избежать, – до них проще достучаться.

Ещё один полезный способ повысить осознанность – это создание и поддержание чувства причастности сотрудников к общему делу. Это придаёт смысл их работе в организации, повышает значимость, превращает рабочих из объекта в полноценный субъект деятельности предприятия. На тренингах, в качестве домашнего задания, мы просили работников к следующему занятию подготовить два риска, которые они обнаружили у себя на участке, и подумать, как эти риски можно устранить. Таким образом люди начинают вовлекаться в процесс, обращают внимание на вещи, которые нужно срочно исправить на рабочем месте. То есть мы на практике замечаем, что сотрудников реально можно вовлечь через научение самостоятельно видеть эти риски.

До пандемии у нас был проект «Школа безопасности». Это формат очных занятий, где мы простыми словами рассказывали работникам об охране труда. Мы старались сформировать и закрепить в умах рабочих связь между опасными действиями и их последствиями. Такой подход позволяет вытащить из бессознательного на осознанный уровень то, зачем соблюдать охрану труда и что будет, если этого не делать. Важный момент: объяснить персоналу, что культура безопасности –  это не навязанная история, спущенная сверху, а совместная работа всего коллектива. Работодатель обязан создать безопасные условия труда, это его ответственность. А работник отвечает за безопасное выполнение работ, соблюдение требований охраны труда и заботу о своём здоровье. Подобное обучение нужно проводить постоянно и целенаправленно, чтобы «семена» осознанности начали прорастать.

Сейчас мы планируем возвращаться к очной форме обучения и готовимся к перезапуску «Школы безопасности». Онлайн-занятия – это неплохо, как вынужденная альтернатива, но вовлечение и усвоение материала у сотрудников происходит не так эффективно, как при офлайн-обучении.

Провести оценку склонности к риску. Если представить проявление небезопасного поведения, то обычно на ум приходит рабочий-экстремал, который пренебрегает средствами защиты и несерьёзно относится к опасности. Но излишняя осторожность – это тоже неадекватное восприятие риска. Из-за боязни действовать рабочий может допустить опасную ситуацию во время работы. Некоторые компании используют психологическое тестирование, чтобы спрогнозировать проявление небезопасного поведения среди сотрудников.

пример отчёта для психолога или специалиста охране труда

Пример отчёта для психолога или специалиста ОТ и ПБ, методика SafetyProfile

На примере теста от HT Lab результаты оценки представлены в виде светофора. Это помогает разделить рабочих на три кластера, – по степени склонности к небезопасному поведению. Красный – неблагоприятный прогноз; оранжевый – условно благоприятный; зелёный – благоприятный прогноз. Отсюда можно сделать вывод, каким сотрудникам стоит уделить больше внимания, а какие могут стать кандидатами в программы наставничества и контроля охраны труда. Также отчёт формирует вероятные причины рискованного поведения и предлагает меры профилактики по сокращению травматизма на производстве.

Начать формирование программ наставничества. Отдельный челлендж – это выращивание адептов культуры безопасности среди сотрудников. Это те люди, которые могут стать лидерами и носителями культурного кода компании, будут подавать пример и повышать мотивацию работников на безопасный труд.

На одном из форумов по безопасности прозвучала теория о том, что производственный персонал делится на «звёзд» – безопасные и осознанные, и «ведьм» – отсутствие мотивации и дисциплины, недостаток способностей. Они занимают по 10% с каждого полюса. Остальные 80% сотрудников находятся между ними. И вот наша задача в том, чтобы выявлять «звёзд», развивать и мотивировать их, а затем делать лидерами для тех 80 процентов работников, пока они не успели перейти на тёмную сторону. Ведь «ведьмы» тоже могут оказаться лидерами, за которыми будут идти другие сотрудники. И если у них это получится – начнётся хаос. В этом вопросе оценка небезопасного поведения и оценка лидерского потенциала могут значительно упростить нам задачу.

Как изменить культуру безопасности на производстве

  1. Перед стартом изменений определите, на какой ступени зрелость культуры безопасности находится ваша компания. Для этого можно использовать модель «Hearts and Minds» Патрика Хадсона.
  2. Руководители – образцы для подражания. Их поведение копируют другие сотрудники. Чем осознанней к безопасности будут подходить топ-менеджмент и руководители структурных подразделений, тем вероятнее, что производственный персонал начнёт делать так же.
  3. Развитие культуры безопасности – отдельное направление, которое требует от специалистов полного вовлечения. Желательно организовать отдел, который будет целенаправленно заниматься развитием этой культуры.
  4. Повышайте осознанность сотрудников, воздействуйте на их эмоции. Здесь помогут совместные разборы происшествий, встречи с пострадавшими работниками и лекции об отсроченных последствиях воздействия вредных факторов.
  5. Тестовая оценка небезопасного поведения поможет выявить высокорисковых сотрудников, а также тех, кто в будущем станут амбассадорами культуры безопасности и лидерами для других работников.

На этом всё. Обсудить культуру безопасности на производстве можно в комментариях.

Продолжение следует …

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Юберин инструкция по применению в ветеринарии цена
  • Скачать бесплатно мануал nissan x trail t31
  • Клостилбегит инструкция по применению для женщин цена в аптеке
  • Темпра препарат цена инструкция по применению
  • Фосфомицин эспарма инструкция по применению порошок