Ветхозаветные принципы руководства

Широкий спектр важнейших проблем управления государством и входящими в него территориями был рассмотрен в Библии. Этот аспект освещения жизни древнего общества был разносторонне представлен уже в первых 5 наиболее ранних ее разделах, получивших название «Пятикнижие». Церковь считает автором «Пятикнижия» пророка Моисея и датирует создание всех 5 книг, входящих в его состав, примерно XIV в. до н. э. Вслед за «Пятикнижием» на протяжении более чем тысячелетия были написаны другие разделы, составившие Ветхий Завет. В I–II вв. н. э. работа была продолжена, и появилась вторая часть Библии – Новый Завет. Особая значимость Библии в аспекте освещения идей управления не ограничивается подробным изложением мыслей об управлении, сформировавшихся на сравнительно небольших израильско-иудейских территориях. Она выходит далеко за эти рамки, приобретает общечеловеческое звучание, так как Библия канонизирована в качестве Священного Писания христианской и иудейской религиями и признана Святой книгой исламом. Поэтому излагаемые в ней идеи – это не просто описание практического опыта маленького малоазиатского государства, это освященная религией и требующая повторения истина, пользующийся непререкаемым авторитетом у верующих идеал для подражания, религиозный нормативный документ, которому должны следовать в своей практической деятельности сотни и сотни миллионов верующих людей.

Библия выступала за четкую организацию и иерархию управления страной. Первая и наиболее общая схема такой организации была изложена в «Исходе» – втором разделе «Пятикнижия» Моисея. Высший уровень в этой схеме должна была составлять верховная власть, которой надлежало указывать народам «путь, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать», т. е. определять стратегические задачи. В Библии была дана религиозная трактовка форм воплощения верховной власти и порядка осуществления ее управления еврейским народом. На начальном этапе эта верховная власть приписывалась самому Богу, и ее осуществление обеспечивалось через систему богоправления. Эта система управления предполагала порядок, по которому все основные законы должны были исходить от Бога и беспрекословно исполняться в стране. Библия требовала: «Люби господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено им соблюдать, и постановления Его, и законы Его, и заповеди Его во все дни». При этом богоправление в толковании Библии не было особой формой государственного управления, при которой Бог становился земным руководителем и непосредственно должен был заниматься выполнением конкретных управленческих функций, заменяя при этом реальных людей. Речь шла лишь об общем Божием руководительстве, при котором государственная жизнь развивалась свободно и принимала формы, соответствующие сложившимся обстоятельствам. Божья воля должна была реализоваться не через конкретные управленческие решения самого Бога, а через конкретные управленческие действия земных руководителей, обязанных решать управленческие дела в пределах Божьих заповедей и законов. В библейской интерпретации свое верховное главенство Бог реализовывал через действия пророков, вождей, патриархов, судей, старейшин и других лиц, участвующих в управлении, которые, согласно Библии, выступали лишь орудиями и исполнителями божественной воли и установленных Богом законов.

Библия констатировала наличие многих противоречий и сбоев в рассмотренной ею религиозной модели богоуправления и в связи с этим вынуждена была признать необходимость перехода к реальной земной системе верховной власти, воплотившейся в Израиле в установлении власти царя и подчиненной ему системы управления. Эта модель верховного правления рассматривалась в связи с описанием действий царей Саула, Давида, Соломона и других исторических фигур. Во «Второзаконии», пятом разделе «Пятикнижия», были определены основные требования к царю, осуществляющему высшее управление страной. Во-первых, царь должен был представлять коренное население страны. Подчеркивалось, что надо ставить над собою царя «из среды братьев твоих», нельзя «поставить над собой царем иноземца, который не брат тебе». Тем самым делался акцент на связи высшего субъекта управления с народом, на сопричастности его к интересам, нуждам, чаяниям страны. Во-вторых, отмечалась недопустимость своекорыстия царя, использования им власти для личного обогащения. От царя требовалось, в частности, «чтобы он не умножал себе колей», «чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно». В-третьих, к царю предъявлялись высокие нравственные требования. Предусматривалось, чтобы он «не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его». В «Книге Притчей Соломоновых» подчеркивалось, что «мерзость для царей – дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол».

Высоко ценя царское правление, Библия считала его особенно плодотворным в том случае, когда во главу угла ставятся интересы государства. «Превосходство страны в целом, – подчеркивалось в «Книге Екклезиаста», – есть царь, заботящийся о стране». С большим одобрением повествовало Священное Писание еще об одной форме верховного управления – о соединении на высшем уровне светского и религиозного управления по чину Мелхисидека, который одновременно был царем Салима и священником Бога Всевышнего. Предки Мелхисидека были семмитическими поместными князьями урийских царей в земле Ханаанской, а позже стали независимыми царями. О самом Мелхисидеке, воплощавшем в себе верховную светскую и церковную власть, очень почтительно говорилось и в Ветхом Завете, и в Новом Завете.

В иерархии управления в Ветхом Завете вслед за верховной властью рассматривалось своеобразное среднее звено, состоявшее из ближайшего окружения верховного правителя – формируемого им круга советников и приближенных. Говоря о возникновении такого звена, Библия сообщала, что уже Моисей для облегчения своей управленческой деятельности учредил постоянный совет старейшин, в состав которого были включены 70 умудренных жизнью и опытом представителей колен и поколений. Этот совет должен был разделить с верховным руководителем бремя ответственности за принятие и реализацию решений государственной важности – как говорится в «Числах», четвертой книге «Пятикнижия», «чтобы они несли с тобой бремя народа, а не один ты носил».

В Библии приведены сведения и о низшем звене управленческой иерархии. Решения охватываемых этим звеном текущих, обыденных дел возлагалось на низших должностных лиц, которые назначались высшей властью. Эти люди, как говорилось в «Исходе», второй книге «Пятикниия», ставились «начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесяти начальникам и и десятиначальниками».

Все перечисленные звенья управленческой системы не оставались раз и навсегда заданными, закостенелыми, постоянными. В Ветхом Завете фиксировались и одобрялись осуществляемые по мере надобности изменения этой первоначальной схемы управления, ее постепенная детализация и усложнение. В частности, в «Первой книге Паралипоменон», относящейся к исторической части Библии, были описаны преобразования государственного управления в годы правления царя Давида (XI–X вв. до н. э.). Эти преобразования включали закрепление территориальных отделений и назначение во главе каждого из них особого начальника, назначение начальников семейств, колен и полуколен Израилевых, увеличение числа сановников, участвующих в управлении, и четкое распределение между ними управленческих функций. В числе таких сановников стали упоминаться советники царя, хранители царских сокровищ и царских запасов в разных частях страны, начальники над царским имением, включая начальников, ведавших в нем полевыми работами, земледелием, виноградарством, виноделием, стадами крупного и мелкого скота, верблюдов, ослиц и другими отраслями царского хозяйства. С установлением власти царя Соломона (X в. до н. э.) Библия связывала создание своеобразного государственного совета, дальнейшую детализацию распределения управленческих функций между сановниками. Сановники, входившие в окружение царя, стали ведать звеньями, частями управления (начальник войска, начальник над податями, начальник над царским домом, начальник над приставниками и т. д.). При Соломоне были разработаны и внедрены в жизнь новые принципы территориального управления. Все государство было разделено в административном отношении на 12 округов. Каждый округ управлялся специальным руководителем «приставником». Округ должен был обеспечивать царский двор продовольствием на один месяц. Были приняты меры по усилению низового управления и надзора (в частности, при строительстве Иерусалимского храма царь назначил 3300 начальников для надзора за народом, который производил работу).

В управлении Библия особенно ценила мудрость, продуманность и обоснованность. В связи с этим во «Второй книге Паралипоменон» подчеркивалось, что для управления народом государю необходимы премудрость и знание. Вслед за этим в «Книге Притчей Соломоновых» утверждалось: «Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания… У меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все сановники… Богатство и слава у меня, сокровище, не погибающее и правда, плоды мои лучше золота…» Развивая эти мысли в книге «Премудрости Соломоновы», Библия давала совет: «Властители народов, почтите премудрость, чтобы всем царствовать во веки». И затем делала вывод: «Царь разумный – благосостояние народа». Как антипод такому правителю выставлялся царь неразумный, и в «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова» звучало предупреждение о том, что «царь не наученный погубит народ свой». Исходя из этих требований к управлению Библия решала вопрос о критериях подбора претендентов на управленческие должности. В «Исходе» устанавливалось, что в их число надо включать «людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть». Во «Второзаконии» эта мысль была повторена. Кандидатами в начальники здесь предлагалось избрать «людей мудрых, разумных и испытанных».

В Библии был сформулирован ряд интересных принципов организации и осуществления управления. За основу принимаемых решений предлагалось брать закон. Уже во «Второзаконии» подчеркивалось, что царь должен управлять строго по закону, что ему надлежит «списать для себя список закона», читать «его во дни жизни своей», исполнять «все слова закона» и не уклоняться «от закона ни направо, ни налево». При выработке управленческих решений предлагалось их тщательно продумывать, обсуждать, пользуясь при этом разумными советами. «Начало всякого дела, – отмечалось в «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова», – размышления, а прежде всякого действия – совет». В «Книге Екклезиаста» неразумным назван парь, «который не умеет принимать советы». В «Книге притчей Соломоновых» подчеркивалось, что «приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит».

Подчеркивая необходимость использования советников в управлении, Библия вместе с тем выступала за взвешенное отношение к их рекомендациям. В «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова» говорилось: «От советника охраняй душу свою и наперед узнай, что ему нужно, ибо, может быть, он будет советовать для самого себя». В этой же книге была сформулирована важная мысль о недопустимости вмешательства в управление членов семьи и друзей руководителей. В поучении князьям и начальникам звучало требование: «Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобой при жизни твоей». Аналогичное требование касалось людей лживых. «Удали неправдивого от царя, – говорилось в «Книге Притчей Соломоновых», – и престол его утвердится правдою», ибо «если правитель слушает ложные речи, то все служащие у него нечестивые». Здесь же отмечалось, что «нехорошо и обвинять правого и бить вельмож за правду».

Традиционная для древних управленческих установок ориентация на справедливость и защиту подданных четко прослеживается и в Библии. «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте», – говорилось в «Исходе». «Горе тем, – звучало рефреном в «Книге пророка Исайи», – которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы… похитить права у малосильных из народа… вдов сделать добычею своей и ограбить сирот». В Псалмах устами царя Давида прославлялся идеальный порядок, при котором высшая сила «поднимает бедного… возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями народа его». Здесь же, в 40-м псалме утверждалось: «Блажен, кто помышляет о бедном». Эта мысль вновь повторялась в «Книге Притчей Соломоновых», где звучали слова: «Кто милосерд к бедным, тот блажен». В «Книге пророка Даниила» содержалось предначертание: «Царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдой и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой».

Защищая интересы людей, Библия резко осуждала злоупотребление властью и боролась против использования управленческих прав для личного обогащения, развивала идею несовместимости управления с получением взяток, незаконных подарков, мздоимством, казнокрадством. В «Исходе» она требовала: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых». Во «Второзаконии» повторялось: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров». В «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова» признавалось, что «угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращают обличения».

Ставя в центр всего сущего Бога и считая, что всякая власть от Бога, Библия решительнее многих других древних источников требовала беспрекословного подчинения управляемых управляющим, добивалась авторитета власти, управленческой дисциплины, строгого выполнения подчиненными воли, указаний, предписаний тех, кто обладает властью, кто правит, кто принимает решения и направляет действия людей. Книги Священного Писания ратовали за покорность и смирение, строгое следование всему, что предписано сверху, за уважение ко всем, кто обличен властью и занимается управлением. «Начальника, – подчеркивалось в «Исходе», – в народе своем не поноси». Почти дословно эта же мысль повторялась в «Книге Екклезиаста»; «Даже и в мыслях твоих не злословь царя».

Особенно подробно тема прорабатывалась в Новом Завете. Здесь, в «Первом послании апостола Петра», последовательно развивалась идея строгого подчинения руководителям, осуществляющим управленческие функции, и было сформулировано знаменитое требование: «Будьте покорны всякому человеческому начальству… царю ли, как верховной власти, правителям ли… от него посылаемым». Эта же ориентация на строгое подчинение и покорность в управлении имелась в послании апостола Павла «К римлянам», где звучал призыв: «Всякая душа да будет покорна высшей власти», а также в его послании к Титу, где указывалось на необходимость «повиноваться и покоряться начальству и властям». При этом апостол Павел, объясняя причины, вызывающие необходимость такого поведения, заявлял: «Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых», «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Широкий
спектр важнейших проблем управления
государст­вом и входящими в него
территориями был рассмотрен в Библии.
Этот
аспект освещения жизни древнего общества
был разносто­ронне представлен уже
в первых 5 наиболее ранних ее разделах,
получивших название «Пятикнижие».
Церковь считает автором «Пятикнижия»
пророка Моисея и датирует создание всех
5 книг, входящих в его состав, примерно
XIV в. до н.э. Вслед за «Пяти­книжием»
на протяжении более чем тысячелетия
были написаны Другие разделы, составившие
Ветхий Завет. В 1-П вв. н.э. работа ^ла
продолжена, и появилась вторая часть
Библии — Новый Завет. Особая значимость
Библии в аспекте освещения идей Управления
не ограничивается подробным изложением
мыслей 00
Управлении, сформировавшихся на
сравнительно небольших Чэраильско-иудейских
территориях. Она выходит далеко за эти

163рамки,
приобретает общечеловеческое звучание,
так как Библия канонизирована в качестве
Священного Писания христианской и
иудейской религиями и признана Святой
книгой исламом. По­этому излагаемые
в ней идеи — это не просто описание
практичес­кого опыта маленького
малоазиатского государства, это
освященная религией и требующая
повторения истина, пользующийся
непре­рекаемым авторитетом у верующих
идеал для подражания, религи­озный
нормативный документ, которому должны
следовать в своей практической
деятельности сотни и сотни миллионов
верующих людей.

Библия
выступала за четкую организацию и
иерархию управ­ления страной. Первая
и наиболее общая схема такой организации
была изложена в «Исходе» — втором
разделе «Пятикнижия» Моисея. Высший
уровень в этой схеме должна была
составлять верховная власть, которой
надлежало указывать народам «путь, по
которому они должны идти, и дела, которые
они должны делать», т. е. опре­делять
стратегические задачи. В Библии была
дана религиозная трактовка форм
воплощения верховной власти и порядка
осуще­ствления ее управления еврейским
народом. На начальном этапе эта верховная
власть приписывалась самому Богу, и ее
осущест­вление обеспечивалось через
систему богоправления. Эта система
управления предполагала порядок, по
которому все основные за­коны должны
были исходить от Бога и беспрекословно
испол­няться в стране. Библия требовала:
«Люби господа, Бога твоего, и соблюдай,
что поведено им соблюдать, и постановления
Его, и законы Его, и заповеди Его во все
дни». При этом богоправление в толковании
Библии не было особой формой государственного
управления, при которой Бог становился
земным руководителем и непосредственно
должен был заниматься выполнением
кон­кретных управленческих функций,
заменяя при этом реальных людей. Речь
шла лишь об общем Божием руководительстве,
при котором государственная жизнь
развивалась свободно и прини­мала
формы, соответствующие сложившимся
обстоятельствам. Божья воля должна была
реализоваться не через конкретные
управленческие решения самого Бога, а
через конкретные управ­ленческие
действия земных руководителей, обязанных
решать управленческие дела в пределах
Божьих заповедей и законов. В библейской
интерпретации свое верховное главенство
Бог реа­лизовывал через действия
пророков, вождей, патриархов, судей,
старейшин и других лиц, участвующих в
управлении, которые, согласно Библии,
выступали лишь орудиями и исполнителями
божественной воли и установленных Богом
законов.

Библия
констатировала наличие многих противоречий
и сбоев в рассмотренной ею религиозной
модели богоуправления и в связи с этим
вынуждена была признать необходимость
перехода к реаль-дой земной системе
верховной власти, воплотившейся в
Израиле в установлении власти царя и
подчиненной ему системы управле­ния.
Эта модель верховного правления
рассматривалась в связи с описанием
действий царей Саула, Давида, Соломона
и других исторических фигур. Во
«Второзаконии», пятом разделе
«Пяти­книжия», были определены основные
требования к царю, осущест­вляющему
высшее управление страной. Во-первых,
царь должен был представлять коренное
население страны. Подчеркивалось, что
надо ставить над собою царя «из среды
братьев твоих», нельзя «поставить над
собой царем иноземца, который не брат
тебе». Тем самым делался акцент на связи
высшего субъекта управления с народом,
на сопричастности его к интересам,
нуждам, чаяниям страны. Во-вторых,
отмечалась недопустимость своекорыстия
царя, использования им власти для личного
обогащения. От царя требовалось, в
частности, «чтобы он не умножал себе
копей», «чтобы серебра и золота не
умножал себе чрезмерно». В-третьих, к
царю предъявлялись высокие нравственные
требования. Преду­сматривалось, чтобы
он «не умножал себе жен, дабы не
развратилось сердце его». В «Книге
Притчей Соломоновых» подчеркивалось,
что «мерзость для царей — дело беззаконное,
потому что правдою утверждается престол».

Высоко
ценя царское правление, Библия считала
его особенно плодотворным в том случае,
когда во главу угла ставятся интересы
государства. «Превосходство страны в
целом, — подчеркивалось в «Книге
Екклезиаста», — есть царь, заботящийся
о стране». С боль­шим одобрением
повествовало Священное Писание еще об
одной форме верховного управления — о
соединении на высшем уровне светского
и религиозного управления по чину
Мелхисидека, ко­торый одновременно
был царем Салима и священником Бога
Всевышнего. Предки Мелхисидека были
семмитическими помест­ными князьями
урийских царей в земле Ханаанской, а
позже стали независимыми царями. О самом
Мелхисидеке, воплощавшем в себе верховную
светскую и церковную власть, очень
почтительно гово­рилось
и
в Ветхом Завете, и в Новом Завете.

В
иерархии управления в Ветхом Завете
вслед за верховной властью рассматривалось
своеобразное среднее звено, состоявшее
3
ближайшего окружения верховного
правителя — формируемого м
1фуга советников и приближенных. Говоря
о возникновении акого
звена, Библия сообщала, что уже Моисей
для облегчения своей управленческой
деятельности учредил постоянный совет
старейшин, в состав которого были
включены 70 умудренных жизнью и опытом
представителей колен и поколений. Этот
совет должен был разделить с верховным
руководителем бремя ответ­ственности
за принятие и реализацию решений
государственной важности — как говорится
в «Числах», четвертой книге «Пяти­книжия»,
«чтобы они несли с тобой бремя народа,
а не один ты носил».

В
Библии приведены сведения и о низшем
звене управленчес­кой иерархии.
Решения охватываемых этим звеном
текущих, обы­денных дел возлагалось
на низших должностных лиц, которые
назначались высшей властью. Эти люди,
как говорилось в «Исходе», второй книге
«Пятикниия», ставились «начальниками
народа, тысяченачальниками, стоначальниками,
пятидесятиначальниками и десяти
начальникам и».

Все
перечисленные звенья управленческой
системы не оста­вались раз и навсегда
заданными, закостенелыми, постоянными.
В Ветхом Завете фиксировались и одобрялись
осуществляемые по мере надобности
изменения этой первоначальной схемы
управле­ния, ее постепенная детализация
и усложнение. В частности, в «Первой
книге Паралипоменон», относящейся к
исторической части Библии, были описаны
преобразования государственного
управления в годы правления царя Давида
(XI—Х вв. до н.э.). Эти преобразования
включали закрепление территориальных
отделе­ний и назначение во главе
каждого из них особого начальника,
назначение начальников семейств, колен
и полуколен Израилевых, увеличение
числа сановников, участвующих в
управлении, и чет­кое распределение
между ними управленческих функций. В
числе таких сановников стали упоминаться
советники царя, хранители царских
сокровищ и царских запасов в разных
частях страны, начальники над царским
имением, включая начальников, ведав­ших
в нем полевыми работами, земледелием,
виноградарством, виноделием, стадами
крупного и мелкого скота, верблюдов,
ослиц и другими отраслями царского
хозяйства. С установлением власти царя
Соломона (X в. до н.э.) Библия связывала
создание своеоб­разного государственного
совета, дальнейшую детализацию
распре­деления управленческих функций
между сановниками. Сановники, входившие
в окружение царя, стали ведать звеньями,
частями управления (начальник войска,
начальник над податями, началь­ник
над царским домом, начальник над
приставниками и т. д.). При Соломоне были
разработаны и внедрены в жизнь новые
прин­ципы территориального управления.
Все государство было разделено

в
административном отношении на 12 округов.
Каждый округ управлялся специальным
руководителем «приставником». Округ
должен был обеспечивать царский двор
продовольствием на один месяц. Были
приняты меры по усилению низового
управления ц надзора (в частности, при
строительстве Иерусалимского храма
царь назначил 3300 начальников для надзора
за народом, который производил работу).

В
управлении Библия особенно ценила
мудрость, продуман­ность и обоснованность.
В связи с этим во «Второй книге
Пара­липоменон» подчеркивалось, что
для управления народом государю
необходимы премудрость и знание. Вслед
за этим в «Книге Притчей Соломоновых»
утверждалось: «Я, премудрость, обитаю
с разумом и ищу рассудительного знания…
У меня сила. Мною цари царст­вуют и
повелители узаконяют правду. Мною
начальствуют началь­ники и вельможи
и все сановники… Богатство и слава у
меня, сокровище, не погибающее и правда,
плоды мои лучше золота…» Развивая эти
мысли в книге «Премудрости Соломоновы»,
Библия давала совет: «Властители народов,
почтите премудрость, чтобы всем
царствовать во веки». И затем делала
вывод: «Царь разумный — благосостояние
народа». Как антипод такому правителю
выстав­лялся царь неразумный, и в
«Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова»
звучало предупреждение о том, что «царь
не наученный погубит народ свой». Исходя
из этих требований к управлению Библия
решала вопрос о критериях подбора
претендентов на уп­равленческие
должности. В «Исходе» устанавливалось,
что в их число надо включать «людей
способных, боящихся Бога, людей правдивых,
ненавидящих корысть». Во «Второзаконии»
эта мысль была повторена. Кандидатами
в начальники здесь предлагалось избрать
«людей мудрых, разумных и испытанных».

В
Библии был сформулирован ряд интересных
принципов организации и осуществления
управления. За основу принима­емых
решений предлагалось брать закон. Уже
во «Второзаконии» подчеркивалось, что
царь должен управлять строго по закону,
что ему надлежит «списать для себя
список закона», читать «его во Дни жизни
своей», исполнять «все слова закона» и
не уклоняться «от закона ни направо, ни
налево». При выработке управленчес-^х
решений предлагалось их тщательно
продумывать, обсуждать, пользуясь при
этом разумными советами. «Начало всякого
дела, — отмечалось в «Книге премудрости
Иисуса, сына Сирахова», — Размышления,
а прежде всякого действия — совет». В
«Книге Экклезиаста» неразумным назван
парь, «который не умеет прини­мать
советы». В «Книге притчей Соломоновых»
подчеркивалось, т0
«приятны царю уста правдивые, и говорящего
истину он любит».

166

167Подчеркивая
необходимость использования советников
в уп­равлении, Библия вместе с тем
выступала за взвешенное отноше­ние
к их рекомендациям. В «Книге премудрости
Иисуса, сына Сирахова» говорилось: «От
советника охраняй душу свою и наперед
узнай, что ему нужно, ибо, может быть, он
будет советовать для самого себя». В
этой же книге была сформулирована важная
мысль о недопустимости вмешательства
в управление членов семьи и друзей
руководителей. В поучении князьям и
начальникам звучало требование: «Ни
сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай
власти над тобой при жизни твоей».
Аналогичное требование касалось людей
лживых. «Удали неправдивого от царя, —
говорилось в «Книге Притчей Соломоновых»,
— и престол его утвердится правдою»,
ибо «если правитель слушает ложные
речи, то все служащие у него нечестивые».
Здесь же отмечалось, что «нехорошо и
обвинять правого и бить вельмож за
правду».

Традиционная
для древних управленческих установок
ориен­тация на справедливость и защиту
подданных четко прослежи­вается и в
Библии. «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте»,
— говорилось в «Исходе». «Горе тем, —
звучало рефреном в «Книге пророка
Исайи», — которые постановляют
несправедливые законы и пишут жестокие
решения, чтобы… похитить права у
малосиль­ных из народа… вдов сделать
добычею своей и ограбить сирот». В
Псалмах устами царя Давида прославлялся
идеальный порядок, при котором высшая
сила «поднимает бедного… возвышает
нищего, чтобы посадить его с князьями
народа его». Здесь же, в 40-м псалме
утверждалось: «Блажен, кто помышляет о
бедном». Эта мысль вновь повторялась в
«Книге Притчей Соломоновых», где звучали
слова: «Кто милосерд к бедным, тот
блажен». В «Книге пророка Даниила»
содержалось предначертание: «Царь, да
будет благоугоден тебе совет мой: искупи
грехи твои правдой и беззакония твои
милосердием к бедным; вот чем может
продлиться мир твой».

Защищая
интересы людей, Библия резко осуждала
злоупотреб­ление властью и боролась
против использования управленческих
прав для личного обогащения, развивала
идею несовместимости управления с
получением взяток, незаконных подарков,
мздоим­ством, казнокрадством. В
«Исходе» она требовала: «Даров не
при­нимай , ибо дары слепыми делают
зрячих и превращают дело правых». Во
«Второзаконии» повторялось: «Не извращай
закона, не смотри на лица и не бери
даров». В «Книге премудрости Иисуса,
сына Сирахова» признавалось, что
«угощения и подарки ослепляют глаза
мудрых и, как бы узда в устах, отвращают
обличения».

Ставя
в центр всего сущего Бога и считая, что
всякая власть от Бога, Библия решительнее
многих других древних источников
Требовала беспрекословного подчинения
управляемых управля­ющим, добивалась
авторитета власти, управленческой
дисциплины, строгого выполнения
подчиненными воли, указаний, предписаний
тех, кто обладает властью, кто правит,
кто принимает решения и направляет
действия людей. Книги Священного Писания
рато­вали за покорность и смирение,
строгое следование всему, что предписано
сверху, за уважение ко всем, кто обличен
властью и занимается управлением.
«Начальника, — подчеркивалось в
«Ис­ходе», — в народе своем не поноси».
Почти дословно эта же мысль повторялась
в «Книге Екклезиаста»: «Даже и в мыслях
твоих не злословь царя».

Особенно
подробно тема прорабатывалась в Новом
Завете. Здесь, в «Первом послании апостола
Петра», последовательно развивалась
идея строгого подчинения руководителям,
осущест­вляющим управленческие
функции, и было сформулировано зна­менитое
требование: «Будьте покорны всякому
человеческому начальству… царю ли, как
верховной власти, правителям ли… от
него посылаемым». Эта же ориентация на
строгое подчинение и покорность в
управлении имелась в послании апостола
Павла «К римлянам», где звучал призыв:
«Всякая душа да будет покорна высшей
власти», а также в его послании к Титу,
где указывалось на необходимость
«повиноваться и покоряться начальству
и влас­тям». При этом апостол Павел,
объясняя причины, вызывающие необходимость
такого поведения, заявлял: «Начальствующие
страшны не для добрых дел, но для злых»,
«надобно повиноваться не только из
страха наказания, но и по совести».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание

  • 1 Принципы в Ветхом Завете для понимания Божьей воли
    • 1.1 Принцип 1: абсолютная истина достижима
    • 1.2 Принцип 2: требуется логическое рассуждение
    • 1.3 Принцип 3: необходимо прилагать усердные усилия
    • 1.4 Принцип 4: остерегайтесь ложного толкования
    • 1.5 Принцип 5: оставайтесь в рамках Библейских параметров
    • 1.6 Принцип 6: сохраняйте восприимчивое отношение
    • 1.7 Заключение
  • 2 Сноски

Принципы в Ветхом Завете для понимания Божьей воли

Одним из атрибутов Бога является Его рациональная природа. Бог по своей сути логичен, рационален и разумен. Он — Бог истины. Он создал людей по Своему образу и подобию, который включает в себя ту же разумную природу.

Человеческий разум был создан Богом для рационального функционирования. Общение Бога с человечеством допускает эту характерную особенность.

Библия была написана на человеческом языке, и она была написана таким образом, будто ожидается, что ее намеренные значения не только возможно правильно понять, они должны быть правильно поняты.

Факт в том, что в Библии, начиная с Ветхого Завета, находятся герменевтические принципы, с помощью которых читатель может понять предполагаемые значения

Герменевтика (др.-греч. ἑρμηνευτική «искусство толкования», от термина ἑρμηνεύω «толкую, толковать», этимология которого неясна) — изучение принципов интерпретации (например, принципов интерпретации каких-либо текстов или (систем) понятий — так как любые тексты или понятия формулируются в (не)определённых среде и контексте).

В том числе, может применяться в смыслах:

  • искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности[2];
  • направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов.

Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется гермене́втом. Источник – Википедия.

Эти принципы не являются «новыми» принципами, разработанными современными учеными и недоступными для древнего человека. Наоборот, они были заложены в Ветхий Завет тысячи лет назад для всех, кто желает достаточно глубоко погрузиться в Слово Божье, чтобы обнаружить их.

В этом разделе кратко излагаются шесть ключевых принципов, очевидных в Ветхом Завете, которые необходимы для правильного понимания Библии. Многие библейские отрывки требуют, чтобы читатель Библии применял эти простые, но необходимые принципы толкования, чтобы прийти к смыслу, задуманному Богом.

6 принципов в Ветхом Завете для понимания Божьей воли

6 принципов в Ветхом Завете для понимания Божьей воли

Принцип 1: абсолютная истина достижима

Абсолютная, объективная истина существует и может быть познана. Человеческий разум может познать эту истину.

Соломон сказал: «Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума» (Притчи 23:23). И Исаия, и Иеремия утверждали, что людей можно и нужно учить, чтобы они пришли к познанию того, что должно быть известно (Исаия 54:13; Иеремия 31:34; ср. Иоанна 6:45; 7:17).

Моисей предупреждал, что израильтянам будет крайне важно и самим познавать, и учить своих детей тому, что необходимо для угождения Богу (Второзаконие 6:1–9).

Моисей также объяснил, что цель трудностей пустыни состояла в том, чтобы заставить израильтян понять «что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Второзаконие 8:3). Если вся жизнь должна управляться словами, исходящими от Бога, люди способны уразуметь эти слова и прийти к правильному пониманию того, что от них требуется.

Моисей далее указал, что:

«Тайное принадлежит Господу, нашему Богу, а открытое принадлежит нам и нашим детям навеки, чтобы мы следовали всем словам этого закона»
(Второзаконие 29:29).

Конечно, есть много вещей, которые люди не могут знать, вещей, выходящих далеко за рамки нашей ограниченной способности понять (Римлянам 11:33). Однако Бог открыл определенные истины, которые мы вполне способны постичь, и Бог ожидает, чтобы мы их поняли.

Эти истины «принадлежат» нам. То есть они направлены к нам, и мы будем нести ответственность за нашу реакцию к ним.

Активное изучение Библии: 1.1 Умение задавать верные вопросы

К сожалению, многие люди останавливаются на вопросах, которые не могут быть полностью известны, в то время как они пренебрегают теми вещами, за которые они будут нести ответственность в вечности. Неудивительно, что Бог часто предостерегал от невежества, неосведомленности или сопротивления к познанию (Исаия 1:3; 5:13; Иеремия 9:6; Осия 4:6).

Соломон заметил, что слова Божьей мудрости:

«все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание»
(Притчи 8:9)

Его мудрость утверждает, что «ищущие меня найдут меня» (Притчи 8:17).

  • Могли ли Адам и Ева знать, разрешено ли им есть плод (Бытие 3:1-3)?
  • Мог ли Каин знать, какой жертвы ожидал Бог (Бытие 4:5)?
  • Мог ли Моисей знать, говорить ли ему со скалой или ударить ее (Числа 20:8-11)?

Эти примеры демонстрируют, что извечная проблема человечества не в способности познать Слово Божье; скорее, постоянная проблема – это воля и желание подчиняться.

Многие другие отрывки не оставляют сомнений в том, что у Бога есть свод истины, который Он сделал доступным человечеству, и Он ожидает, что каждый человек будет использовать умственные и познавательные способности, чтобы понять эту истину.

Принцип 2: требуется логическое рассуждение

Ветхий Завет также передает идею о том, что для того, чтобы прийти к Божьей истине, необходимо использовать правильные рассуждения.

Исаия процитировал Божье обращение к народу: «придите же, и вместе рассудим» (1:18). Позже Бог сказал: «Напомни Мне, и будем судиться; изложи свое дело, чтобы оправдаться» (43:26).

В своем прощальном обращении к народу Самуил провозгласил: «Итак, встаньте здесь, а я буду судиться с вами перед Господом» (1 Царств 12:7). Соломон утверждал, что «кто первым изложит дело, тот выглядит правым, пока другой не придет и его не расспросит» (Притчи 18:17). Он также сказал: «Простак верит всему, но разумный следит (хорошо обдумывает) за своими шагами» (Притчи 14:15).

Мы должны использовать данную нам Богом рациональность, чтобы мыслить ясно, точно и логично в нашем обращении с Писанием, а также в решении повседневных жизненных дел.

Эти отрывки учат тому, что мы и можем и должны установить правильное значение Священного Писания посредством надлежащего использования наших способностей к рассуждению.

Принцип 3: необходимо прилагать усердные усилия

Статья по теме: Молитвенный метод изучения Библии

Задача узнать то, что Бог хочет, чтобы мы знали, требует значительных усилий. Мы должны быть готовы тратить время и силы на то, чтобы внимательно, с молитвой и усердно анализировать и исследовать слова Бога.

Моисей подчеркнул этот принцип, когда наставлял израильтян на равнинах Моава незадолго до их входа в Ханаанскую землю. Он описал эту задачу, как требующую постоянного, последовательного внимания:

6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
(Втор. 6:6-9)

Соломон упомянул о внимательности, необходимой для того, чтобы оставаться верным Богу:

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
(Прит. 6:20-22)

Эта внимательность должна включать в себя сильное желание следовать, знать и приобретать истину — подобно псалмопевцу, который так сильно хотел Божьих законов, что почти ощущал их вкус (Псалом 18:11).

Её нужно было искать больше, чем чистое золото (Псалом 18:11; 118:127).

Большинство людей просто слишком заняты или не желают прилагать усилия с такой интенсивностью. В жизни слишком много отвлекающих факторов и слишком много других интересов. Но Библия ясно проясняет, что если мы хотим понять Божью волю для нашей жизни, то для того, чтобы знать и исполнять эту волю, необходимы напряженные, настойчивые, агрессивные усилия.

Принцип 4: остерегайтесь ложного толкования

Четвертый принцип, найденный в Библии, состоит в том, что мы должны осознавать, что существуют неправильные толкования и что мы способны отличить правильное от неправильного.

Статья по теме: Ложные откровения и теории

На самом деле существуют лжеучители, которые искажают Слово Божье и вводят людей в заблуждение неверными толкованиями.

Бог через Иеремию предупредил народ:

16 Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, [а] не от уст Господних.
(Иер. 23:16)

Подумайте о многих аферистах и ​​мошенниках на протяжении всей библейской истории, которые стремились сбить с пути народ Божий – от чародеев фараона (Исход 7:11; 2 Тимофею 3: 8) и пророков Ваала, Ахава и Иезавели (3 Царств 18:19) до Седекия (3 Царств 22: 11,24) и Ханания (Иеремия 28).

Бог ожидал, что люди увидят насквозь их спектакль и их ошибочные идеологии и распознают чистое Слово Божье.

Итак, очевидно, что Ветхий Завет предупреждает о ложных толкованиях и искажении Слова Божьего. В глазах Бога, с одной стороны, есть только истина, а с другой – различные отклонения от этой истины.

Все люди обязаны различать истину и заблуждение и держаться за истину.

Вы должны следовать поучениям и завету. Если не будете следовать им, можете сбиться на ложные поучения, идущие от чародеев и предсказателей будущего, но они пусты, и вам не будет от них пользы.
(Исаия 8:20 Современный перевод)

Принцип 5: оставайтесь в рамках Библейских параметров

Библия также учит, что толкователь должен оставаться в рамках Писания, не прибавляя и не отнимая от письменных откровений.

Давным-давно Моисей провозгласил:

2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
(Втор. 4:2)

32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
(Втор. 12:32)

Соломон сказал:

5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него.
6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
(Прит. 30:5,6)

Иеремия призывал:

16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем».
(Иер. 6:16)

Другими словами, за человеком стоит ответственность определить пределы Божьих указаний, и ограничиться этими указаниями. Эти отрывки ясно показывают, что Бог определил параметры моральной, духовной и религиозной истины для человечества.

Он ожидает, что мы ограничимся Его наставлениями в нашем мышлении и практике.

Ветхий Завет изобилует примерами людей, неспособных в точности подчиняться наставлениям и инструкциям, данным им Богом.

  1. Каин не был ни атеистом, ни нечестивцем. Он, по сути, был религиозным человеком, готовым участвовать в религиозном поклонении. Похвально и то, что он направил свое поклонение в сторону правильного Бога. Тем не менее, его небольшое изменение в конкретных деталях поклонения вызвало недовольство Бога (Бытие 4:5; 1 Иоанна 3:12).
  2. Надав и Авиуд были правильными людьми (Левитами), в правильное время, на правильном месте, с правильными кадилами и правильными благовониями. Однако, используя неправильный огонь, они были уничтожены Богом (Левит 10:1-2).
  3. Царь Саул дважды подвергался осуждению за свои несанкционированные действия (1 Царств 13: 11-13; 15: 19-24).
  4. Оза был убит просто за то, что прикоснулся к Ковчегу Завета, хотя его очевидным мотивом было защитить Ковчег (2 Царств 6:7).

Позже Давид определил проблему, сказав, что это произошло «потому что мы не посоветовались с Ним (Богом) о надлежащем порядке» (1 Паралипоменон 15:13).

Предыдущие указания Бога по этому вопросу не были выполнены должным образом.

Чтобы оставаться в рамках Священного Писания, необходимо должным образом признать роль «молчания» Священного Писания.

Недопонимание возникает по двум причинам:

  1. некоторые думают что если Библия ничего не говорит о конкретном действии или поступке (и, следовательно, не осуждает его явно), то они могут свободно тем заниматься;
  2. другие считают, что если в Библии не упоминается какая-то практика или действие, то они тоже не могут то делать.

Но ни одна из этих точек зрения не соответствует библейской картине. Библия может не упомянуть конкретный предмет, но разрешить его использование.

Например, Ною было сказано построить ковчег, не вдаваясь во все подробности о том, как это сделать (Бытие 6:14). Ему было разрешено выполнять эту задачу, используя различные столярные и плотницкие инструменты.

Статья по теме: Подмена буквального значения образным: 5 примеров. Часть 1

Следовательно, Божье молчание по этому конкретному вопросу было снисходительным. С другой стороны, Бог прямо не запрещал использовать тополь, кедр или ясень. Вместо того, Он конкретно указал сделать ковчег из дерева «гофер«. Поэтому молчание Бога об использовании каких либо других пород деревьев, в данном случае было ограничительным.

Еще два примера иллюстрируют этот принцип.

Бог прямо не запрещал Надаву и Авиуду использовать огонь из какого-либо другого источника, кроме указанного Богом. Вместо того чтобы перечислить все источники откуда нельзя было брать огонь для кадильниц, Он просто указал им откуда разрешено брать огонь.

Поэтому, использование огня из любого другого источника было несанкционированным действием, то есть не получило предварительного одобрения Бога.

В тексте говорится, что они «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им» (Левит 10: 1). Не то чтобы Бог сказал им этого не делать; дело в том, что Он не велел им это делать.

Подобным образом, когда Иисус Навин получил указания от Бога относительно надлежащей тактики, которую следует использовать при завоевании города Иерихон, Бог дал положительное повеление, указав, что они должны были делать.

Он не сказал им, чего они не должны были делать. Инструкции включали восклицания всего народа при звуке трубы (Иисус Навин 6:3-5). Однако Иисус Навин, который, очевидно, понимал принцип соблюдения Божьих наставлений и усвоил концепцию ограничительного молчания, передал Божьи наставления народу, предложив дальнейшие разъяснения:

9 Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до [того] дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните.
(Иис.Нав.6:9)

Иисус Навин понимал, что вещи могут быть запрещены Богом — не потому, что Он явно запрещал их, а потому, что Он просто не давал никаких полномочий делать их.

При тщательном и честном изучении мы тоже можем решать вопросы толкования и авторитета.

Принцип 6: сохраняйте восприимчивое отношение

Это подводит нас к шестому принципу понимания Библии.

У нас должен быть правильный образ мышления, правильное отношение, искреннее желание познать волю Бога и честное сердце, чтобы принять истину, независимо от того, насколько трудными могут быть требования этой истины.

Соломон отметил, что «послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Притчи 1: 5). «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» (Притчи 9: 9).

Эти отрывки ясно показывают, что мы не можем обращаться к Священному Писанию, имея скрытый мотив — добиваться своего или доказывать свою позицию.

Мы должны стремиться узнать из Священного Писания то, что Господь предназначил для нас. Мы не должны уподобляться современникам Иеремии, которые демонстративно заявляли: «Мы не пойдем по нему» и «Мы не будем слушать» (6:16-17).

Заключение

Это чрезвычайно краткое обсуждение принципов толкования, которые очевидны в Ветхом Завете, безусловно, не претендует на полноту. Но оно показывает, как Ветхий Завет содержит в себе принципы, с помощью которых можно извлечь истину.

Все ответственные люди в состоянии подняться над своими предубеждениями и предположениями в достаточной степени, чтобы прийти к Божьей истине — если они действительно этого хотят.

Статья по теме: 12 методов изучения Библии

Просто не существует таких понятий, как «моя интерпретация» и «ваша интерпретация». Существует только Божья интерпретация и Божий смысл — и при усердном, рациональном изучении мы можем прийти к истине по любому вопросу, который жизненно важен для нашего духовного благополучия.

Вместо того, чтобы отмахиваться от противоречивых взглядов и позиций по различным вопросам, и вместо того, чтобы отвергать религиозные разногласия как безнадежные, неразрешимые и неуместные, мы должны заниматься изучением и поиском Божьей Книги, осторожно воздерживаясь от неправильного толкования и неправильного использования Писания.

Если мы будем усердно и внимательно относиться к этой задаче с честным сердцем, восприимчивым к истине, мы сможем быть уверены в нашей способности прийти к познанию Божьей воли.

Ветхий Завет — подходящее место для начала этого поиска.

Сноски

    • Википедия: Герменевтика
    • Библия. Синодальный и Современный переводы
    • Автор: Дэйв Миллер – https://apologeticspress.org/principles-in-the-old-testament-for-understanding-gods-will-5852/
    • Перевод: Валентин Коваленко
    • Apologetics Press, Inc. All rights reserved. https://apologeticspress.org/

Прислать ваше исследование Библии

Stanislav (модератор)

«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». (1Тим. 2:1–2)

Священное Писание содержит все не обходимое для человека, и не только личного, но и для государства в целом, детализируя его основные законы. В книге Второзаконие содержался практически полный свод законов в рамках того времени. Многие из них актуальны по сей день. Притчи Соломона содержат поучения на все основные случаи жизни, адресованные как простым смертным, так и царям и власть имущим мира сего. И писал их Соломон, не только пророк, но и царь. И Псалмы Давида, также пекущегося о благочестии, написаны Давидом – пророком и царем. Пророки Исайя, Иеремия и многие другие пророчествовали не только народу, но и царям. Ветхий Завет наполнен предписаниями относительно не только личного характера, но и общественной жизни, управления государством и даже социальной справедливости. Новый Завет развивает и дополняет все эти нормы. Все они поражают своей мудростью.

О причинах возникновения государства и его роли.

Согласно социальной концепции РПЦ[i]: Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом. В то же время необходимость государства вытекает не непосредственно из воли Божией о первозданном Адаме, но из последствий грехопадения и из согласия действий по ограничению господства греха в мире с Его волей. Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13. 3-4).»

Но очевидно, что человек продолжает платить за свое грехопадение и жизнь его на этой земле полна скорбей. Как писал Владимир Соловьев (Оправдание добра)[ii]: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он — до времени не превратился в ад», «…право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла».

Согласно СК РПЦ[iii]: «…возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления, с тем, чтобы… избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти.»

История возникновения требований к носителям государственной власти.

История возникновения государственной власти у еврейского народа согласно Библии восходит к решению пророка Моисея делегировать свои полномочия для облегчения управления народом, так общество стало слишком многочисленным (Втор.1: 16-18):

«И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, [разумных] и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим.

И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его;

не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его.

И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать.»

Из этого отрывка мы видим, что Моисей повелел создать систему управления и судебной власти из лучших представителей народа «мужей мудрых, [разумных] и испытанных», которым повелел вести все дела с точки зрения справедливости «судите справедливо», как если бы это был суд Божий «ибо суд – дело Божие», при этом суд должен быть равным как для граждан, так и иноземцев «выслушивайте братьев ваших… так и пришельца его», а также не взирая на положение гражданина «не различайте лиц на суде».

И далее ниже мы видим фактическое повторение этого назидания (Втор.6: 18-20):

«Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным;

не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых;

правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.»

Этот посыл повторяется во многих местах Св.Писания, например (Пс.81:2-5):

«доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?

Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;

избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.»

Нравственные требования к руководителям государства.

Важнейшее требования к властям, государству и народу вообще – следовать вере, предписаниям Священного Писания. Как мы знаем из истории израильского народа, Господь поставил им Царя Саула с наставлением верности:

«Итак, вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали; вот, Господь поставил над вами царя. Если будете бояться Господа, и служить Ему, и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, то и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего… А если не будете слушать гласа Господа, и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших» (1 Цар. 12. 13-15).

Но Саул поддался соблазнам и слабостям, и Бог дал евреям другого царя – праведника Давида.

Почему власть имеет огромную ответственность перед народом за результаты своей деятельности ? Как считает Свт. Димитрий Ростовский[iv]: «…лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя, живущего на небесах. Как человек по душе своей – образ и подобие Божие, так и христос Господень, помазанник Божий, по своему царскому сану есть образ и подобие Христа Господа.» Тоже пишет Преподобный Максим Грек[v]: «Царь есть образ одушевлен Царя Небесного». Хотя здесь имеется ввиду монархическая власть, народ верит в божественное происхождение власти и в божественный промысл о власти и людям. «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду.» (Прит. 8:15).

По свидетельству Соломона в книге Экклезиаста (10, 16-17):

«Горе тебе, земля, когда царь твой отрок,
и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя,
для подкрепления, а не для пресыщения!»

Согласно толкованию Лопухина А.П.: «Царь твой — отрок, т. е. с детским умом, глупый. У Исаии (Ис. 3:12) дурные правители названы детьми и женщинами. Князья твои едят paнo, т. е. ведут невоздержную и беспечную жизнь (ср. Ис. 5:11 и сл.).»

Т.е. носитель царской власти должен быть достойным правителем, имеющим благородное происхождение и ведущим достойный образ жизни. Также он должен заботиться о стране, законности в ней, быть разумным, бороться со злом[vi]:

«Превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране» (Еккл. 5, 8).

«Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна» (Прит. 28, 2).

«Царь разумный — благосостояние народа» (Прем. 5, 26)

«Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое» (Прит. 20, 8).

«Слава царей — исследовать дело» (Прит. 25, 2).

Руководитель государства в своем управлении опирается на своих подчиненных:

«При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Прит. 11, 14).

«Без совета — предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Прит. 15, 22).

«Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит» (там же, 16, 13).

«Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым» (Прит. 19, 20).

Руководитель государства не может быть слишком молодым, а также должен быть мужчиной[vii]: «Притеснители народа Моего – дети, и женщины господствуют над ним» (Ис. 3: 12). «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними» (Ис. 3: 4).

Основные требования к руководителю государства изложены во книге Второзаконие (17:14-20):

«Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня»,

то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе.

Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим»;

и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.

Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов,

и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии;

чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.»

Из сказанного видно, что царь должен быть избранником Господа «которого изберет Господь», не может быть иноземцем «не можешь поставить над собою [царем] иноземца».

Относительно «не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет.» Как пишет протоиерей Николай Соколов в своих лекциях по Ветхому Завету[viii]: «Здесь подразумевается, что конь — прежде всего животное боевое. Евреи до пришествия в Египет, не знали лошади и не использовали ее в хозяйстве… И конь является олицетворением воинственности и захватнической политики. Зато с конями израильтяне весьма близко познакомились, будучи в египетской неволе. И в этом смысле, умножение коней можно понимать, как возвращение в рабство египетское, в рабство греха, в рабство идолослужения. «Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим.»

Относительно «не умножал себе жен» по Н.Соколову[ix]: «Т.е. говорится о неких нравственных условиях отправлениях царского служения. Однако, умножение жен следует понимать не только прямым образом, но и духовно. Многоженство являлось отличительным признаком быта языческих деспотов, и особенно в чести у них было брать себе жен иноплеменниц. И такое обстоятельство приводило бы к ослаблению веры и благочестия царя, и следовательно, невозможности совершения им того служения, в которое поставляет его Господь Бог, в служение осуществления воли Своей.»

Далее, «чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» — речь также идет о нравственной стойкости к корысти и сребролюбии, которая мешает правильно управлять государством. Как писал Екклезиаст (Соломон): «любящий деньги не насытится деньгами» (Еккл. 5:9) . И также находим у Соломона: «Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.» (Притч.10:2). «Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.» (Притч.11:2).

Царь постоянно должен изучать и соблюдать Закон, установленный Богом «и старался исполнять все слова закона сего», «не уклонялся он от закона ни направо, ни налево», должен править с уважением к своим подданным «чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его», чтобы править долго и успешно ему и его наследникам «дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья».

Как противный случай мы знаем печальную историю царя Саула: «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом» (1 Пар. 10, 13).

Как утверждается власть[x]? :

«1) Престол царя утверждается правдой: «Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.» /Притчи 16:12/.
2) Престол царя утверждается милостью и истиной: «Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.» /Притчи 20:28/.
3) Престол царя утверждается правдой, если среди его приближенных нет неправедных людей: «Удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.» /Притчи 25:5/.
4) Престол царя утверждается праведным судом бедных: «Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.» /Притчи 29:14/
О тех же самых вещах говорит и пророк Исаия: «И утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию «.» /Исаия 16:5/.
Таким образом, если царь погружается в неправду, не оказывает людям милости, в то же время не отступая от истины, если круг его приближенных люди нечестивые или неправедные и суд над бедными у него превратный – следовательно его престолу не устоять.»

«Так беззаконие опустошит всю землю, и злодеяние ниспровергнет престолы сильных.» (Прем.5:24)

Бог является истинным творцом истории, согласно книге Иова (12, 13-25): «У Него премудрость и сила; Его совет и разум. Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится. Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю. У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение. Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их; князей лишает достоинства и низвергает храбрых; отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла; покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет; открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную; умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их; отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути: ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные.» (Иов. 12: 13-25).

Трактовка нравственных предписаний для государства и его служащих.

И его подчиненные должны быть также достойными и верующими людьми: «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня» (Ис. 30, 1).

«Каков правитель народа, таковы и служащие при нем, и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем» (Сир. 10, 2).

«Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы» (там же, 29, 12).

«Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.» (Притч. 15:8)

«Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми.» (Притч. 22:29)

Очень важные принципы управления государством Господь дает через пророка Иеремию, как видели и ранее — важнейшее требование к власти – справедливость (Иер. 21, 11-12):

«И дому царя Иудейского скажи: слушайте слово Господне: дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит.»

«Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами.

Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.

Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их…» (Иер. 22, 1-4).

Что мы видим – опять идет предупреждение не только царю, но и слугам его «ты, и слуги твои» и праведном суде «производите суд и правду» , справедливом отношении к гржданам в том числе самы не защищенным «не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы». При соблюдении этого Господь обещает успешное правление царю и его слугам.

Далее идет детализация сказанного и разбор ошибок царя Саллума и сравнение его с его отцом Иосией: «Ибо так говорит Господь о Саллуме, сыне Иосии, царе Иудейском, который царствовал после отца своего, Иосии, и который вышел из сего места: он уже не возвратится сюда, но умрет в том месте, куда отвели его пленным, и более не увидит земли сей.

Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его, кто говорит: «построю себе дом обширный и горницы просторные»,- и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою.

Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо.

Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь.

Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие.

Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: «увы, брат мой!» и: «увы, сестра!» Не будут оплакивать его: «увы, государь!» и: «увы, его величие!»» (Иер. 22, 11-18).

Господь говорит о наказании за беззаконие, корысть, притеснение работающих «не отдает ему платы его» и строящих богатство за счет других «построю себе дом обширный».

Особенно ярким выглядит выражение о справедливости к бедным и нищим «Не это ли значит знать Меня? ? говорит Господь.».

Немало об справедливом управлении государством написано в книге пророка Исайи, сказанное достаточно четко сочетается с изложением в книге Иеремии. В первой главе книги Исайи мы видим сначала огромной духовной мощи призыв делать добро (Ис. 1:16-18):

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.»

И сразу за этим осуждение грехов властителей государства (Ис. 1: 21-23)

«Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!…Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них…»

Как толкует И.Златоуст[xi]:
«Князи твои не покоряются. Это — знак величайшей болезни и развращения, когда сами врачи усиливают болезни. Начальники должны удерживать беспорядочные действия народа, располагать его к исполнению долга, делать покорным закону; если же они сами первые нарушают законы, то как они могут быть учителями других?… Когда испорчен корень, тогда чего доброго можно ожидать от ветвей?

Общницы татем. Еще важнее вина, когда они не только не прекращают преступлений, но стараются делать напротив, не только преследуют воров, но и содействуют им, делая зло, совершенно противоположное добродетели начальника.

Любяще дары. Другой немаловажный вид сребролюбия, который имеет благовидное основание, но под предлогом благосклонности означает крайнее корыстолюбие…

Сирым не судящи, т.е. не покровительствующие, так чтобы они получили справедливое.

И суду вдовиц не внимающи. Надо заметить, что не только делать зло, но и не делать добра, — считается пороком.»

И далее Господь говорит через пророка о воздаянии за эти грехи (Ис.1:27-28):

«Сион спасётся правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою; всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся.»

Далее пророк особенно вдохновенно и ярко пишет о притеснении бедных богатыми (Ис. 3:12, 14-15):

«Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили… Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного — в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф.»

Толкование И.Златоуста[xii]: «Он продолжает тот же способ исправления, обращая укоризны от народа к старцам и начальникам и употребляя более грозный образ речи: представляет самого Бога судящим и осуждающим и обличающим за грехи против народа тех, которые обижали народ… Это показывает и великое снисхождение Бога, желающего судиться с ними, и самую речь делает обличительною, так что имеющих ум может привести в великое сокрушение… для того, чтобы научить всех, что начальники подвергнутся более тяжким взысканиям, нежели подчиненные. Подчиненный даст отчет только за себя самого, а начальник и за себя самого и за народ, который вверен его власти….

«Вы зачем опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах?» Бог всегда имеет великое попечение о терпящих обиды, и не меньше, как за грехи против Него, а иногда и больше, гневается за грехи против подобных нам рабов… Он хотя и поставил любовь к ближнему второю заповедью, но – подобно первой, и как исполнения той требует весьма строго, так и этой. О первой он говорит: «всем сердцем твоим и всею душею твоею», и об этой: «как самого себя» (Матф. 22:37, 39). И из многих других мест можно видеть, с какой строгостью Он предписывает нам обязанности друг к другу. Так и здесь, посмотри, как сильно Он повторяет и усиливает обличение разительными выражениями: Вы, говорит, зачем опустошили виноградник? Как поступили бы какие-нибудь жестокие иноплеменные неприятели, так вы поступили со своими. Виноградом же Он называет народ, по причине великого попечения о нем и промышления свыше… После таких слов, самый вид лежащего пред глазами может достаточно тронуть того, кто не сделался слишком бесчувственным.»

А вот свидетельство Соломона (Притч 1:19): «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.»

Далее Исайя с гочерью говорит о притеснении со стороны богатых людей, которые увеличивают свое имущество за счет других (Ис. 5:8):

«Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле…»

Как толкует И.Златоуст[xiii]:

«Если в самом деле ты ожидаешь воскресения и воздаяния, то для чего так заботишься о житейской славе? Для чего, скажи мне, мучишь себя каждый день, собирая денег больше, чем песку, покупая села, и дома, и бани, часто приобретая это даже грабежом и лихоимством… Не это ли видим мы каждый день? Один говорит: «Дом такого-то отнимает у меня свет», и выдумывает тысячу предлогов, чтобы отнять его; а другой, взяв поле у бедного, присоединяет к своему.»

Далее пророк Исайя затрагивает тему правды (Ис.5: 20):

«Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!…»

Как толкует Свт. Кесарий Арелатский[xiv]: «Есть некоторые люди, которые берут взятки и намеренно искажают справедливый ход дела. Пророк говорит о них: Тьму почитают светом, а свет — тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое — горьким. Они выслушивают показания и судят несправедливо. Они получают дары земные, а теряют дары нетленные. Они наживают деньги, а теряют жизнь вечную.

О несчастный! Сделал ты это, делаешь или намереваешься сделать — ты разумеешь, что обретаешь, но не разумеешь, что теряешь. Золото обретаешь, а перед Богом грешишь. Сундук у тебя наполняется, а совесть повергается. Но минет немного дней или лет, и душа твоя покинет тело, золото останется в сундуке, а несчастная душа сойдет в геенну. Если же ты рассудишь справедливо, если откажешься служить алчности или роскоши, тогда твоя душа, исполнившись Богом, поднимется в Царство Небесное, а сундук без золота останется в этом мире.»

Фраза «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом…» возможно относится и к служителям так называемого «министерства Правды», осуществляющие целенаправленное манипулирование населением в целях интересов правящего класса.

После всего Пророк снова возвращается к теме справедливого управления государством и пишет об этом очень ярко (Ис. 10: 1-3):

«Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?»

Как толкует Блж. Иероним Стридонский[xv]: «Кроме же этого они написали самые дурные законы в видах угнетать бедных и смиренных из народа, чтобы получать добычу от вдов и грабить сирот. Им дается вопрос: что они будут делать, когда наступит день или плена, или суда, — день бедствия, приходящего издалека, которое было предсказано задолго прежде?…»

Как пишет Лопухин А.П.[xvi]: «Судьи израильские своими решениями и приговорами нарушают закон правды Божией и являются безжалостными по отношению к вдовам, сиротам и нищим. Этим нечестивцам предстоит или плен или смерть; но этим гнев Божий на Израиля еще не удовлетворится. Речь идет не только о судебных решениях, но и о законах, вводимых вновь в государственную жизнь в царстве Израильском. Эти новые законы несправедливы и тяжелы для людей слабых в бедных, как, напр., вдовы и сироты.»

Новый Завет активно развивает все эти темы. Посмотрим, что говорит Господь о неправедно нажитом богатстве.

Как сказал Господь: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26) . «и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.» (Мф.19:24). И наконец: «Горе миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам; но го́ре тому человеку, чрез которого соблазн приходит».( Мф.18:7.)

И вот не менее важная притча о безумном богаче, который между прочим нажил богатство законным путем (за счет урожая), но что же будет (?) если этот путь был неправедным: «И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.» (Лк.12:17-21)

И неужели мы не помним вдохновенное обращение Господа, которое говорит, что каждый человек должен служить другим, и совершенно очевидно, что и то и другое относится к руководителям государства, так как они должны по своему назначению служить народу: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20: 25-28).

Служить Богу для управленца — служить государству и народу согласно евангельским, христианским законам. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24-25]. Нельзя одновременно служить маммоне и Народу; маммоне и Государству.

Может ли деятельность казнокрада быть благословлена Свыше на творческий успех и удачу? «…Путь нечестивых погибнет» (Пс.1:6). Отсюда и происходит большинство экономических проблем, поэтому падают спутники, не достраивается космодром, нищета многих регионов и т.д.

[i] http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html

[ii] https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Solovev/opravdanie-dobra-nravstvennaja-filosofija/3_8

[iii] http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html

[iv] святитель Димитрий Ростовский (Туптало), Поучения и слова, 48. Речь к Петру Великому, https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/pouchenija-i-slova/48

[v] https://www.ruskmir.ru/2015/02/pochemu-car-est-zhivaya-ikona-boga/

[vi] Александр Сапожников, О царской власти с библейской точки зрения, http://fondiv.ru/articles/2/226/

[vii] Протоиерей Андрей Ткачев, Библейские требования к власти, https://pravoslavie.ru/108095.html

[viii] http://www.otechnik.narod.ru/leksia21.htm

[ix] http://www.otechnik.narod.ru/leksia21.htm

[x] https://trubchyk.livejournal.com/494633.html

[xi] https://bible.by/fater/23/1/23/

[xii] http://bible.optina.ru/old:is:03:13 http://bible.optina.ru/old:is:03:13

[xiii] http://bible.optina.ru/old:is:05:08

[xiv] http://bible.optina.ru/old:is:05:20

[xv] http://bible.optina.ru/old:is:10:01

[xvi] http://bible.optina.ru/old:is:10:01

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Головин Сергей Леонидович — доктор философии (Ph. D), доктор прикладного богословия (D. Min), магистр гуманитарных наук (MA, религиоведение), магистр естествознания (физика Земли), магистр педагогики (физика). Президент Христианского Научно-апологетического Центра. Декан Межвузовского факультета апологетики христианства.

Автор множества учебных пособий и книг, публикаций в специальных журналах Академии Наук СССР, изобретений в областях геофизики и лазерной оптики, работ по христианской апологетике.

Женат, двое детей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Bosch barino инструкция на русском языке
  • Датчик теплого пола теплолюкс инструкция по применению
  • Как установить роликовые шторы на пластиковые окна видео инструкция
  • Fjellse 15822 кровать икеа инструкция по сборке
  • Fjellse 15822 кровать икеа инструкция по сборке