Вид обучения при котором под руководством учителя организуется самостоятельная поисковая

Вид
обучения –
это
обобщенная характеристика обучающих
систем, устанавливающая особенности
обучающей и учебной деятельности;
характер взаимодействия учителя и
учащихся в процессе обучения; функции
используемых средств, методов и форм
обучения.

Выделяют
следующие виды обучения:
объяснительно-иллюстративное,
догматическое, проблемное, программированное,
развивающее, эвристическое, личностно
ориентированное, компьютерное,
дистанционное, модульное, межпредметное.

Объяснительно-иллюстративное
(традиционное, сообщающее) –
вид
обучения, при котором обучающий, как
правило, передает информацию в готовом
виде посредством словесного объяснения
с привлечением наглядности; обучаемые
воспринимают и воспроизводят полученную
информацию.

Догматическое
вид
обучения, построенный на принятии
информации без доказательств, на веру.

Проблемное
вид
обучения, при котором под руководством
педагога организуется самостоятельная
поисковая деятельность учащихся по
решению учебных проблем, в ходе которой
у детей формируются новые знания, умения
и навыки, развиваются способности,
активность, творческое мышление и другие
личностно значимые качества.

Программированное
самостоятельное
индивидуальное обучение по заранее
разработанной обучающей программе с
помощью специальных средств
(программированного учебника, ЭВМ и
др.). Этот вид обучения обеспечивает
каждому учащемуся возможность
осуществления учения в соответствии с
его индивидуальными возможностями
(темп обучения, уровень обученности и
т.д.).

Развивающее
вид
обучения, обеспечивающий оптимальное
развитие учащихся. Ведущая роль
принадлежит теоретическим знаниям,
обучение осуществляется быстрым темпом
и на высоком уровне сложности, процесс
обучения протекает осознанно,
целенаправленно и систематично,
успешность обучения достигается всеми
учащимися.

Эвристическое
вид
обучения, базирующийся на основных
принципах проблемного и развивающего
обучения и предполагающий успешность
развития ученика за счет построения и
самореализации личностной образовательной
траектории в заданном образовательном
пространстве.

Личностно
ориентированное —
вид
обучения, в котором образовательные
программы и учебный процесс направлены
на каждого ученика с присущими ему
познавательными особенностями.

Дистанционное
вид
обучения, позволяющий достигнуть целей
обучения при минимальных затратах
времени на усвоение содержания образования
и максимальном объеме индивидуальной,
самостоятельной работы в условиях
информатизации образовательного
пространства.

Модульное
вид
обучения, при котором усвоение информация
разбивается на отдельные единицы –
модули.

Межпредметное
вид
обучения, основывающийся на изучении
интегрированных учебных предметов,
построенных на реализации межпредметных
и внутрипредметных связей в смежных
областях познания.

Лекция 5. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Семья
это
социально-педагогическая группа людей,
предназначенная для оптимального
удовлетворения потребностей в
самосохранении (продолжении рода) и
самоутверждения (самоуважения) каждого
ее члена.

Семья
это основанная на браке или кровном
родстве малая группа, члены которой
связаны общностью быта, взаимной
моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья
как социальная ячейка общества – это
объединение людей в браке, связанное
общностью быта и взаимной ответственностью.
Брак

это исторически меняющаяся социальная
форма отношений между мужчиной и
женщиной. Существуют особенности брака
в нашей стране: 1) единобрачие, только
один брак; 2) существующая свобода развода
находится под контролем государства;
3) обязанность воспитания детей; 4)
материальная и моральная поддержка
членов семьи; 5)охрана государством
материнства и детства.

Семья
представляет собой персональную среду
жизни и развития человека от рождения
и до смерти, качество которой определяется
следующими параметрами:


социально-культурный параметр —
образовательный уровень членов семьи;


социально- экономический — имущественные
характеристики и занятость на работе
старших членов семьи;


технико- гигиенический — условия
проживания, гигиенические нормы жизни;


демографический — структура семьи
(большая или нуклеарная, полная или
неполная, бездетная, малодетная или
многодетная).

К
основным
функциям

семьи относятся:

*
генеративная
функция (репродуктивная, воспроизводство)
обусловлена
необходимостью продолжения человеческого
рода. На выполнение данной функции
семьей оказывают влияние такие факторы,
как качество здоровья, уровень развития
здравоохранения в стране и т.д. По данным
исследований 10-15% взрослого населения
по состоянию здоровья не способны иметь
детей из-за неблагоприятного экологического
воздействия, неправильного образа
жизни, болезней, плохого питания и т.д.

*
функция
первичной социализации

– обусловлена тем, что родившиеся дети
несут в себе только задатки, а чтобы они
проявились, чтобы ребенок постепенно
входил в общество, необходимо общение
и деятельность именно в семье как
первичной социальной единице. Семья
воздействует через благоприятный
морально-психологический климат, хорошие
отношения между всеми членами семьи.

*
экономическая
и хозяйственно-бытовая функция

– накопление совместного имущества,
приобретение собственности и проблемы
ее наследования, общее ведение хозяйства
и единого бюджета, организация
материально-бытовых условий на основе
распределения семейных ролей и
обязанностей, материальная поддержка
несовершеннолетних, престарелых. Ребенок
в семье получает первые трудовые навыки:
занимается самообслуживанием, оказывает
помощь по дому, приобретает опыт заботы
о родителях, братьях и сестрах, учится
разумному потреблению материальных
благ.

*
гедонистическая
функция

– функция здоровых сексуальных отношений,
связана с наличием у человека
общебиологической половой потребности,
удовлетворение которой так же важно,
как потребность в еде, жилище и т.д.
Поверхностное отношение к физической
близости, нерегулярные отношения со
случайными партнерами вне семьи не
только обедняют физическую любовь, но
и влекут за собой криминальные или
медицинские последствия.

Также
семья выполняет ряд социальных
функций
:


воспитательную

социализация молодого поколения,
поддержание культурной непрерывности
общества, удовлетворение потребности
в родительстве, в контактах с детьми,
самореализации в детях;


коммуникативную

организация внутрисемейного общения,
взаимодействия семьи с другими людьми,
семьями, социальными группами. Она
заключается в удовлетворении потребности
человека в двух противоположных явлениях
– духовном общении и уединении;


социальный
контроль

ответственность членов семьи за поведение
ее членов в обществе, в различных сферах
деятельности, это ответственность между
супругами, родителями и детьми, старшего
поколения за младшее;


социально-
статусную —
предоставление
членам семьи определенного социального
положения в обществе;


рекреативную
(психотерапевтическую)

— организация досуговой деятельности,
обеспечение условий для восстановления
сил, здоровья членов семейного коллектива.
Семья – это сфера абсолютной защищенности,
принятия человека со всеми его
достоинствами и недостатками, вне
зависимости от его социального положения,
финансового благополучия, жизненных
успехов и т.д.;


эмоциональную

осуществление эмоциональной защиты
каждого члена семьи, организация
психологической терапии.

Семейный
психотерапевт Д. Фримен излагает свою
точку зрения на функции семьи. Он считает,
что основными функциями семьи являются:


обеспечение выживания;


защита семьи от внешних повреждающих
факторов;


забота членов семьи друг о друге;


воспитание детей;


создание физических, эмоциональных,
социальных и экономических предпосылок
для индивидуального развития членов
семьи;


социальный контроль за поведением
человека.

Также
семейные функции можно условно разделить
на супружеские
и родительские.

Супружеские
функции
духовного (культурного) общения,
хозяйственно-бытовая, управленческая
(оба супруга являются организаторами
жизнедеятельности семьи в целом), функция
первичного социального контроля
(моральная регламентация поведения
членов семьи в различных сферах
жизнедеятельности), представительская
функция (супруги представляют семью,
выступают от ее имени в различных
организациях, учреждениях и т.д.),
эмоциональная, сексуально-эротическая.

Родительские
функции
рождения и воспитания детей, содержания
и опеки несовершеннолетних и
нетрудоспособных членов семьи.

С
течением времени функции семьи изменяются,
что особенно ярко проявилось в 20 веке.
Если в прошлом приоритетом обладали
совместное ведение хозяйства и продолжение
рода, но сегодня на первое место вышла
социально-психологическая функция. В
былые времена от качества выполнения
хозяйственно — экономических задач
зависело физическое выживание членов
семьи. Благодаря промышленной революции,
развитию технологий и системы социальной
защиты значимость этой функции постепенно
снижается.

Возрастает
удельный вес персоналитарной
функции.
В семье создаются условия для развития
творческого потенциала детей и взрослых.
Особой ценностью признаются права и
свободы личности.

Семейное
воспитание –
это
система воспитания и образования,
складывающаяся в условиях конкретной
семьи и силами родителей и родственников.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Основные виды обучения

  В практике работы образовательных учреждений сложились разные виды обучения.

 Вид обучения – это обобщенная характеристика обучающих систем, характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения, способ организации уч.-воспитательного процесса.

Самым первым видом обучения была беседа. Ее впервые применил Сократ, поэтому её часто называют «сократическая беседа». Сущность данного вида обучения состоит в нахождении истины учениками путем постановки перед ними наводящих вопросов.
Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе

Различают следующие виды обучения:

объяснительно-иллюстративное,

догматическое,

проблемное,

программированное,

развивающее,

эвристическое,

личностноориентированное,

компьютерное,

модульное,

дистанционное,

межпредметное и др.

Объяснительно-иллюстративное (традииионное, сообщающее, обычное) – обучение, при котором обучающий передает информацию в готовом виде через словесное объяснение с привлечением наглядности, а обучаемые воспринимают и воспроизводят ее, т.е. объяснение в сочетании с наглядностью. Его главные методы – слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учеников, точное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение также называют традиционным.

Догматическое – обучение, построенное на принятии информации без доказательств, на веру, в основу которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся – слушанье и механическое заучивание,  дословное воспроизведение текста. Распространено было в средние века.

Проблемное – обучение, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых в процессе решения учебных проблем. . При этом у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества,

Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации – мыслительного затруднения, которое переживают ученики, которое характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов.
Существует 4 уровня ПО:
I) учитель сам ставит проблему (задачу) и сам её решает при активном слушанье и обсуждении учениками (проблемное изложение материала).
II) учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством решают ее (частично-поисковый метод).
III) ученик ставит проблему, учитель помогает ему её решить.
IV) ученик сам ставит проблему и сам её решает.

Развивающее –обеспечивает оптимальное развитие учащихся, при котором ведущая роль отводится теоретическим знаниям. Обучение строится в быстром темпе и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, наряду с передачей конкретных знаний существенное значение уделяется процессу интеллектуального развития учащихся. РО – это вид обучения, направленный на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на выработку у учащихся когнитивных (познавательных) умений и навыков в рамках этой системы.

Особенности развивающего обучения:
1) центральной фигурой является не учитель, а ученик;
2) функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности учащихся и развитии их мышления;
3) вся учебная деятельность представляет собой решение когнитивных (познавательных) задач, основным средством обучения является постановка задач учителем и организация их решения;
4) педагогический процесс в рамках РО носит характер парного диалога – учителя с учеником, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.
Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:
1)    проблемность обучения;
2)    развитие различных видов мыслительной деятельности;
3)    индивидуализация и дифференциация обучения;
4)    специальное формирование как алгоритмических так и эвристических приёмов умственной деятельности

Личностно-ориентированное – обучение, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.
Компьютерное (программированное) – обучение, основывающееся на программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе, которая позволяет обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса обучения за счет оптимальной обратной связи.

Программированное обучение – (от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату).

Особенности ПО заключаются в следующем:
1)    учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
2)    учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
3)    каждый шаг завершается контролем;
4)    при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
5)    при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;
6)    каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
7)    результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
8)     учитель выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
9)    в учебном процесс широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т.д.).
ПО может быть реализовано машинным и безмашинным способом.

Модульное – обучение, придающее полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации – модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.
Модульное (блочное) обучение – в основном используется в системе ВУЗовского обучения. С 90-х годов XX ст. Суть его заключается в том, что изучение материала осуществляется большими блоками, а не дробится на мелкие части, как это делается при традиционном обучении.
Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения: по каждому модулю оценивается практически всё: посещение студентами учебных занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый контроль и т.д. Курсовые, дипломные работы, СУРС также представляют собой самостоятельные модули, которые подвергаются рейтинговой оценке.

Дистанционное обучение является формой получения образования, (наряду с очной и заочной), при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, позволяет достигнуть заданных целей с помощью современных систем телекоммуникаций.

Межпредметное – обучение, основывающееся на изучении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.

Вид обучения — это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используе­мых средств, методов и форм обучения.

Вид обучения определяется педагогической технологией обучениялежа­щей в его основе (содержательная сущность педагогических технологий будет рассмотрена в лекции «Педагогические технологии обучения»). Вы­деляют следующие виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догма­тическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностно ориентированное, компьютерное, модульное, дистанционное, меж­ предметное и др.

Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) обучение — вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привле­чением наглядности; обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.

Догматическое обучение — вид обучения, построенный на принятии ин­формации без доказательств на веру.

Проблемное обучение — вид обучения, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучае­мых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются но­вые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, лю­бознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно зна­чимые качества.

Развивающее обучение — вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся. Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обуче­ния достигается всеми обучающимися.

Эвристическое обучение — вид обучения, базирующийся на основных принципах проблемного и развивающего обучения и предполагающий успешность развития ученика за счет построения и самореализации лич­ностной образовательной траектории в заданном образовательном про­странстве.

Личностно ориентированное обучение — вид обучения, в котором образо­вательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.

Компьютерное обучение — вид обучения, основывающийся на програм­мировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в конт­рольно-обучающей программе для ЭВМ, позволяющей обеспечить усиле­ние индивидуализации, персонификации процесса, обучения за счет опти­мальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования.

Модульное обучение — вид обучения, придающий поли функциональность минимальной дидактической единице учебной информации — моду­лю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

Дистанционное обучение — вид обучения, позволяющий достигнуть це­лей обучения при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования и максимальном объеме индивидуальной, самостоятельной работы в условиях информатизации образовательного процесса.

Меж предметное обучение — вид обучения, основывающийся на изуче­нии интегрированных учебных предметов, построенных на реализации меж предметных и внутри предметных связей в смежных областях познания.

Виды обучения в педагогике - Формы обучения

Формы обучения

Форма организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержания обучения. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем и классифицируются по различным критериям. По количеству охваченных учеников выделяются индивидуальное, групповое, фронтальное обучение. По месту учебы – школьные, внешкольные формы и экстернат. К первым относятся школьные уроки, работа на пришкольном опытном участке, консультации, кружковые занятия и т.п., к внешкольным – домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на природе и т.д. А экстернат – это особая форма обучения, предполагающая самостоятельное обучение с последующей сдачей экзаменов для получения свидетельства об образовании. По длительности обучения различают формы, регламентируемые педагогами, родителями, самими учениками. Среди форм, регулируемых школой и педагогами, – классический урок (45 мин), укороченное занятие (30–35 мин), а также уроки произвольной длительности.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам: индивидуальной (в античных государствах), индивидуально-групповой (в школах Средневековья), взаимного обучения (белль-ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учеников (мангеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-е годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40 % времени ученики проводили в больших группах (100–150 человек), 20 % – в малых (10–15 учащихся) и 40 % времени отводилось на самостоятельную работу. Для учителей начальной школы интерес представляет так называемый Дальтон-план – форма индивидуализированного обучения, предложенная в начале XX в. учительницей начальных классов Э. Паркхерст (1887–1973) в американском городе Далтоне. Особенности ее следующие: детям предлагается полная свобода выбора содержания обучения, чередования изучаемых предметов, использования собственного рабочего времени. В начале года каждый ученик составлял с учителем контракт на самостоятельное изучение определенного материала. Ученики работали в отдельных кабинетах-лабораториях, поэтому Дальтон-план имеет и другое название – лабораторный план. В 20-х годах эта форма под названием бригадно-лабораторной охватила и наши школы. Она включала: 1) общую работу (со всем классом); 2) коллективную (группы учеников); 3) индивидуальную (работу каждого ученика). Со временем от этого отказались и школа возвратилась к испытанной классно-урочной форме.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертили голландский педагог Д. Сил, немецкий профессор И. Штурм, оттачивал систему орден иезуитов во главе с И. Лойолой, а теоретические основания подвел Я.А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

• постоянный состав учеников примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

• каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

• учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

• каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

• постоянное чередование уроков (расписание);

• руководящая роль учителя (педагогическое управление);

• различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими, в частности индивидуальной: отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учеников; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития школьников и вместе с тем не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – ориентация на «среднего» ученика и почти полное отсутствие возможности для индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Классно-урочная форма организации обучения является главной. Кроме нее в современной школе используются вспомогательные, внеклассные, внеурочные, домашние, самостоятельные виды работы. Вспомогательные формы дополняют и развивают классно-урочную деятельность учеников. Это консультации, дополнительные занятия, инструктажи, кружки, клубы, внеклассное чтение, домашняя работа и др. Иногда к внеклассным формам организации обучения относят экскурсии, работу на пришкольных участках, труд в мастерских, походы по родному краю, спортивные соревнования и т.д.

Технологии личностно ориентированного образования; их общая характеристика

Основным принципом личностно ориентированного обучения является принцип субъектности ученика. Исходя из этого определяются содержание, методы обучения, а также стиль взаимоотношений учителя и ученика. Учитель не принуждает ученика изучать обязательный материал, а создает наилучшие условия для его саморазвития. В соответствии с этим ученику предоставляется возможность выбрать учебный материал, отвечающий его субъектности (целям, интересам, желаниям, способностям и т.д.). Ученик сам отбирает, изучает, анализирует, делает выводы. Упор делается не на запоминание, а на развитие самостоятельного мышления. При этом в содержание образования кроме научных знаний включаются методы и приемы познания, знания о том, как овладевать учебным материалом. Важно также понимать, что личностно ориентированное обучение невозможно без диагностики интеллектуального и духовного развития ученика.

Итак, педагог, осуществляющий этот тип обучения, нацелен на развитие личности ученика, проявляет внимание к его внутреннему миру, учитывает в процессе обучения субъектный опыт ученика. А.В. Хуторской сфор-мулировал принципы обучения, которые наряду с традиционными принципами характерны для личностно ориентированных технологий обучения:

  • Принцип личностного целеполагания, предполагающий создание условий для самоопределения учащихся по отношению к изучаемому материалу, своим результатам обучения. Определяя собственные цели, учащиеся принимают ответственность за их достижение; повышается их мотивация; приобретаются навыки целеполагания.
  • Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Учащиеся имеют право выбора смысла, цели, содержания, темпа, методов, средств, форм, критериев оценки обучения. Создавая собственные образовательные продукты, ученик получает соответствующее развитие.
  • Принцип метапредметных основ образовательного процесса. Педагог и учащиеся выходят за рамки своей учебной дисциплины, изучая фундаментальные образовательные объекты: закон, формула, экология и др.
  • Принцип продуктивности обучения. Создание учащимися разнообразных когнитивных, творческих, оргдеятельностных продуктов, отличающихся от общепринятых образцов, является ценностью образовательного процесса.
    • Принцип первичности образовательной продукции учащихся. Личностное содержание образования (идеи, версии, гипотезы, интерпретации и т.п.) опережает изучение общепринятых научных и культурных образцов.
    • Принцип ситуативности обучения. Процесс обучения — последовательность ситуаций, в которых учащиеся ставят проблему, ищут ее решение, создают свой образовательный продукт, находятся в творческом поиске, соотносят свои результаты с аналогами.
    • Принцип образовательной рефлексии. Предполагает осознание педагогом и учащимися своей деятельности, себя в образовательном процессе. Они как субъекты учебного процесса осознают смыслы, способы деятельности, оценивают свои результаты, обнаруживают затруднения и проблемы.

В целом для личностно ориентированного образования характерны диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индиви-дуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания, способов обучения и поведения (Е.В. Бондаревская).

Осуществить личностно ориентированное обучение, по мнению Ю.В. Бондаревской, может учитель, который имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; проявляет гуманную педагогическую позицию; заботится об экологии детства, сохранении физического и духовного здоровья детей; умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; работает с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеет разнообразными педагогическими технологиями, направляя их в личностно-развивающее русло; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.

Примерами систем и технологий личностно ориентированного обучения являются: технологии педагогики сотрудничества, педагогическая система М. Монтессори, технология обучения в школе С. Френе, технология французских мастерских, технология кооперативного обучения, Дальтон-технология.

Типы обучения дошкольников, их характеристика

В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

1. Прямое обучение предполагает, что воспитатель опреде­ляет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец спо­собов выполнения задания (как рисовать дерево, как состав­лять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого уп­ражняет детей в овладении способами, действиями, необ­ходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

2. Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятель­ности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и по­знавательных, ребенок не может. Для этого он должен «пе­реворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, ов­ладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обу­чении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который на­правляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждаю­щие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Основная движущая сила проблемного обучения — это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Учитывая важную роль проблемного обучения в акти­визации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением.

Однако следует помнить и о «слабых сторонах» проблемного обу­чения.

Прежде всего, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей груп­пы (подгруппы). Для одних в этой проблеме может быть все ясно, известно по прошлому опыту, другие, напротив, «не видят», в чем она состоит, еще не «доросли» до нее. Поэтому важно подбирать группу поиска в количестве не более 5-6 человек с «равным стартом».

Еще одна «слабая сторона» заключается в том, что проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий.

Принимая во внимание эти обстоя­тельства, не стоит считать проблемное обучение един­ственным типом обучения: целесообразно сочетать его с прямым и опосредованным.

3. Сущность опосредованного обучения в том, что педа­гог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, ви­дит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.

На основе собранных данных о разви­тии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс ус­воения новых знаний, умений, упрочить возникшие ин­тересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества.

При опосредованном обучении девизом становится «На­учился сам — научи другого».

Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компе­тентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.

Итак, суть опосредованного обучения в том, что педа­гог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающе­го других, т.е. активно содействует взаимообучению, само­обучению воспитанников.

Руководство опосредованным обучением требует от педа­гога умения прогнозировать педагогический процесс, гиб­кости, мобильности поведения.

Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании

Дидактические принципы обучения – это основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе.

Принципы обучения — категория исторические. По мере развития психолого-педагогический науки и совершенствования практики появляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения. Содержание, методы и формы организации учебной работы в детском саду находятся в существенной зависимости от дидактических принципов.

Впервые дидактические принципы были сформулированы Я.А.Коменским в книге «Великая дидактика». Уже тогда он выдвинул принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентрированности, наглядности, активности. В дальнейшем дидактические принципы были разработаны К.Д.Ушинским, который дал научное обоснование дидактических принципов, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике применяются следующие принципы:

1.Принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение и воспитание всегда выступают в единстве, хотя и имеют свое содержание, свои методы, свои психологические предпосылки.

2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л.С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил зоны ближайшего развития (то что ребенок сегодня делает сам) и актуального развития (то что ребенок сегодня делает с помощью взрослого).

3.Принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».

4.Принцип доступности. Учебный материал, излагаемый педагогом, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом. Однако доступное в обучении детей нельзя отождествлять с легким. Легкое обучение не вызывает у детей умственного напряжения, а, значит, и не способствует их развитию.

5.Принцип наглядности. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я.А. Коменский в ХУП в. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К.Д.Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее. 3 детском саду используются различные виды наглядности: естественная (реальные предметы, растения, животные), картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.), объемная наглядность (модели, муляжи), аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы), графическая (схемы, чертежи), экспериментальная (элементарные опыты) Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

6. Принцип сознательности и активности. Знания будут прочными, когда при обучении мы опираемся на активность мысли, на активность знаний.

7. Принцип научности. Предусматривает что мы даем научные знания доступные для детей, постепенно их усложняем.

8. Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждого ребенка, в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения.

10. Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. Последовательность предполагает -усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным.

11. Принцип связи обучения с жизнью. Знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, занятиях). Благодаря этому возрастает воспитывающее значение обучения.

12. Принцип учета индивидуальных особенностей. Нужно знать уровень развития личности ребенка, его индивидуальные способности, качества. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социально-педагогическое направление в дополнительном образовании
  2. Система личностно-центрированного образования
  3. Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста
  4. Педагогический менеджмент в вузе
  5. Музыка в детском саду
  6. Связь педагогики с другими науками
  7. Контроль в педагогике
  8. Технология дальтон-план
  9. Система воспитания в школе «саммерхилл» А.Нилла
  10. Особенности использования ролевых/обучающих игр на уроках немецкого языка

Формы организации учебного процесса

Учебный процесс может быть организован разнообразно. Существует целый комплекс форм его организации: урок (в классическом понимании), лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, курсовое проектирование, дипломное проектирование, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студии, научное общество, олимпиада, конкурс и др.

В современной отечественной школе урок остается основной формой организации обучения, позволяющей эффективно осуществлять учебно-познавательную деятельность учащихся.

Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение нового материала, закрепление, повторение, проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между его этапами, т.е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.

Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина классифицируют уроки по дидактической цели. Выделяют следующие уроки:

  1. ознакомления учащихся с новым материалом (сообщение новых знаний);
  1. закрепления знаний;
  2. выработки и закрепления умений и навыков;
  3. обобщающий;
  1. проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок).

И.Н. Казанцев классифицирует уроки по двум критериям: содержанию и способу проведения. По первому критерию уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий выделяют уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.

В.И. Журавлев предлагает классифицировать уроки в зависимости от преобладающих в них компонентов. При этом различают смешанные (комбинированные) и специальные уроки. Комбинированные в своей структуре содержат все компоненты урока. В структуре специальных уроков преобладает один компонент. К специальным относятся уроки:

  1. усвоения нового материала;
  2. закрепления;
  3. повторения;
  4. контроля, проверки знаний.

Кроме урока, как было отмечено выше, существуют и другие организационные формы обучения.

Лекция – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Такое занятие допускает импровизацию, которая оживляет его, придает творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают вводные, установочные, текущие, заключительные и обзорные лекции.

В зависимости от способа проведения выделяют:

  1. информационные лекции, при проведении которых используется объяснительно-иллюстративный метод изложения. Это самый традиционный тип лекций в высшей школе;
  2. проблемные лекции предполагают изложение материала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т.д.;
  3. визуальные лекции предполагают визуальную подачу материала средствами ТСО, аудио-, видеотехники, с кратким комментированием демонстрируемых материалов;
  4. бинарные лекции (лекция-диалог) предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например ученого и практика, представителей двух научных направлений и т.д.;
  5. лекции-провокации – это занятия с заранее запланированными ошибками. Они рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску неточностей. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок;
  6. лекции-конференции проводятся как научно-практические занятия с заслушиванием докладов и выступлений аудитории по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы;
  7. лекции-консультации предполагают изложение материала по типу «вопросы–ответы» или «вопросы–ответы–дискуссия».

Лекции определяются и по другим основаниям:

  1. по общим целям: учебные, агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие;
  2. по содержанию: академические и научно-популярные;
  3. по воздействию: на уровне эмоций, понимания, убеждений.

В структурном отношении лекция обычно включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, устанавливается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы, даются ответы на вопросы.

Семинар – учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения.

В зависимости от способа проведения выделяют несколько видов семинаров.

Наиболее распространенный вид – семинар-беседа. Проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и подведением итогов преподавателем. Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления отдельных учащихся, которые обсуждаются и дополняются другими выступающими.

Иногда предварительно распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет их заслушивание и обсуждение (семинар-заслушивание).

Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Цель такого семинара – формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций, развитие умения вести полемику, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Конференция (учебная)– организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами.

Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организации обучения, при которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы. Проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах ученическими производственными бригадами.

Основные дидактические цели таких занятий – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опытов; формирование умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами.

Эти занятия применяются также для проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов программы.

Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. Они направлены на расширение научно-теоретических знаний и практических умений обучаемых.

В соответствии с образовательными задачами выделяют факультативы по:

  1. углубленному изучению базовых учебных предметов;
  1. изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранный язык);
  2. изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование).

Направленность факультативов может быть теоретической, практической или комбинированной.

Экскурсия (учебная) – форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии подразделяются на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п.

По образовательным целям экскурсии могут быть тематическими и обзорными. Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета или нескольких учебных предметов (например физики и химии, биологии и географии). Обзорные экскурсии охватывают более широкий круг тем.

По месту в изучаемом разделе экскурсии бывают вводными (предваряющими), текущими (сопутствующими) и итоговыми (заключительными).

Любая экскурсия не является самоцелью, а входит в общую систему учебной работы.

Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции – многодневные походы с целью изучения, например, экологической обстановки, сбора исторических сведений, фольклорного материала и т.д.

Курсовое проектирование как организационная форма обучения используется в высшей школе на заключительном этапе изучения учебного предмета. Оно позволяет применять полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Согласно учебным планам и программам обучающиеся в образовательных учреждениях пишут курсовые проекты и курсовые работы. Курсовые проекты выполняются по циклам общенаучных, математических и специальных дисциплин. В процессе их подготовки студенты решают технические, технологические и математические задачи.

Курсовые работы выполняются по гуманитарным, общепрофессиональным и специальным предметам. В процессе их подготовки обучаемые решают задачи учебно-исследовательского характера.

Дипломное проектирование – организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в образовательном учреждении. Она заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная квалификационная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста.

Производственная практика – одна из форм организации учебного процесса в высшей школе.

Дидактические цели производственной практики – формирование профессиональных умений и навыков, а также расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности.

Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и в конечном счете должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, то есть выполнению основных профессиональных функций тех должностей, на которых может быть использован данный специалист согласно квалификационной характеристике.

Домашняя самостоятельная работа – составная часть процесса обучения, относящаяся к внеаудиторным занятиям. Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. Домашняя работа развивает мышление, волю, характер учащегося.

Как форма обучения консультация используется для оказания помощи ученикам по освоению учебного материала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен совсем. Проводятся консультации и для учащихся, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета. На консультациях также излагаются требования, предъявляемые к обучающимся на зачетах и экзаменах.

Различают индивидуальные и групповые консультации. И тот и другой вид создает благоприятные условия для индивидуального подхода к учащимся.

Экзамен – форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации.

Используются различные формы проведения экзамена: ответы на вопросы экзаменационных билетов, выполнение творческой работы, участие в соревнованиях, защита результатов исследования, тестовое испытание и др.

Зачет – форма обучения, близкая по назначению к экзамену. Зачет можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.

Предметные кружки и другие подобные им формы обучения {мастерские, лаборатории, кафедры, студии) отличаются большим разнообразием как по направленности, так и но содержанию, методам работы, времени обучения и т.д. Работа учащихся в предметных кружках способствует развитию у них интересов и склонностей, положительного отношения к обучению, повышению его качества.

На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (академии и т.д.), которые объединяют и корректируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

Конкурсы и олимпиады стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности. Конкурсы и олимпиады проводятся на различных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном. В последнее время множество олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет.

Основные
виды обучения при дистанционном обучении

 
В практике работы образовательных учреждений сложились относительно
обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обучения. Вид
обучения
 – это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая
особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и
учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм
обучения.  Вид обучения – это общий способ
организации учебно-воспитательного процесса.
Самым первым видом обучения была беседа. Ее впервые применил
Сократ, поэтому её часто называют «сократическая беседа». Сущность данного вида
обучения состоит в нахождении истины учениками путем постановки перед нами
наводящих вопросов.
Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей
в его основе (содержательная сущность педагогических технологий будет
рассмотрена в лекции «Педагогические технологии обучения»). Различают
следующие виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догматическое,
проблемное, программированное, развивающее, эвристическое,
личностноориентированное, компьютерное, модульное, дистанционное, межпредметное
и др.
Объяснительно-иллюстративное (традииионное, сообщающее, обычное) –
обучение, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом
виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности, а обучаемые
воспринимают и воспроизводят ее.
Объяснительно-иллюстративное обучение: объяснение в сочетании с
наглядностью – его главные методы – слушанье и запоминание – ведущие виды
деятельности учеников, точное воспроизведение изученного – главное требование и
основной критерий эффективности. Такое обучение также называют традиционным.
Догматическое – обучение, построенное на принятии информации
без доказательств, на веру.
Догматическое обучение – коллективное обучение, в основу которого
положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся – слушанье и
механическое заучивание,  дословное воспроизведение текста. Распространено
было в средние века.
Проблемное – обучение, при котором под руководством
обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по
решению учебных проблем. При этом у них формируются новые знания, умения и
навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция,
творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Проблемное обучение – его отличает организация обучения путём
самостоятельного добывания знаний учениками в процессе решения учебных проблем.
Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации –
мыслительного затруднения, которое переживают ученики, которое характеризуется
интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего
противоречия. Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути
проблемы, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского
методов.
Существует 4 уровня проблемности обучения:
I) учитель сам ставит проблему (задачу) и сам её решает при активном слушанье и
обсуждении учениками (проблемное изложение материала).
II) учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством
решают ее (частично-поисковый метод).
III) ученик ставит проблему, учитель помогает ему её решить.
IV) ученик сам ставит проблему и сам её решает.
Развивающее – обучение, обеспечивающее оптимальное развитие
учащихся, при котором ведущая роль отводится теоретическим знаниям. При этом
обучение строится в быстром темпе и на высоком уровне, процесс учения протекает
осознанно, целенаправленно и систематично.
Развивающее обучение – учебный процесс, в котором наряду с
передачей конкретных знаний существенное значение уделяется процессу
интеллектуального развития учащихся. Развивающее обучение – это вид обучения,
направленный на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на
выработку у учащихся когнитивных (познавательных) умений и навыков в рамках
этой системы. Особенности развивающего обучения:
1) центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а
ученик;
2) функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной
деятельности учащихся и развитии их мышления;
3) вся учебная деятельность представляет собой решение когнитивных
(познавательных) задач, поэтому основным средством обучения является постановка
задач учителем и организация их решения;
4) педагогический процесс в рамках развивающего обучения носит характер парного
диалога – учителя с учеником, в процессе которого ученик развивается совместно
с учителем.
Основными психологическими принципами развивающего обучения
являются:
1)    проблемность обучения;
2)    оптимальное развитие различных видов мыслительной
деятельности;
3)    индивидуализация и дифференциация обучения;
4)    специальное формирование как алгоритмических так и
эвристических приёмов умственной деятельности.
Эвристическое – обучение, базирующееся на основных принципах
проблемного и развивающего обучения, которое предполагает успешность развития
ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной
траектории в заданном образовательном пространстве.
Личностно-ориентированное – обучение, в котором
образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с
присущими ему познавательными особенностями.
Компьютерное (программированное) – обучение, основывающееся
на программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в
контрольно-обучающей программе для ЭМВ, которая позволяет обеспечить усиление
индивидуализации, персонификации процесса обучения за счет оптимальной обратной
связи, предоставляющей информацию о качестве усвоения содержания образования.
Программированное обучение – (от термина «программа», что
обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых
ведет к заранее запланированному результату). Основная цель ПО – улучшение управления
учебным процессом. Особенности ПО заключаются в следующем:
1)    учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
2)    учебный процесс состоит из последовательных шагов,
содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
3)    каждый шаг завершается контролем;
4)    при правильном выполнении контрольных заданий ученик
получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
5)    при неправильном ответе ученик получает помощь и
дополнительные разъяснения;
6)    каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным
материалом в посильном для него темпе;
7)    результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются
и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и
педагогу (внешняя обратная связь);
8)     учитель выступает организатором обучения и консультантом
при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
9)    в учебном процесс широко применяются специфические
средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие
устройства и т.д.).
ПО может быть реализовано машинным и безмашинным способом.
Модульное – обучение, придающее полифункциональность
минимальной дидактической единице учебной информации – модулю, который
обеспечивает целостное усвоение содержания образования.
Модульное (блочное) обучение – в основном используется в системе
ВУЗовского обучения. С 90-х годов XX ст. Суть его заключается в том, что
изучение материала осуществляется большими блоками, а не дробится на мелкие
части, как это делается при традиционном обучении.
Модуль (учебный) – часть содержания образовательной дисциплины, которую должен
усвоить обучающийся. По своему содержанию модуль включает: цели и задачи
обучения, основные научные понятия, которые должны быть усвоены обучающимися,
перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения
материала, форма отчетности и критерии оценки.
Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система
оценки успешности обучения. На ее основании по каждому модулю оценивается
практически всё: посещение студентами учебных занятий, выполнение заданий,
начальный, промежуточный и итоговый контроль и т.д. Курсовые, дипломные работы,
СУРС также представляют собой самостоятельные модули, которые подвергаются
рейтинговой оценке.
Дистанционное – обучение, позволяющее достигнуть заданных
целей с помощью современных систем телекоммуникаций.
Дистанционное обучение является формой получения образования,
(наряду с очной и заочной), при которой в образовательном процессе используются
лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения,
основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Межпредметное – обучение, основывающееся на изучении
интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и
внутрипредметных связей в смежных областях познания.
 

Обучение
в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки

 
В случае возникновения подозрения на превышение эпидемиологического порога
заболеваемости целесообразно введение карантина в школе — комплекса
ограничительных мер, предусматривающего особый режим ведения
учебно-воспитательной, организационной и хозяйственной деятельности. 
Порядок исполнения карантинного режима регламентирован рядом законодательных
актов.
В случае выявления у участников образовательного процесса тревожных симптомов,
позволяющих судить о высокой вероятности изменения эпидемиологической ситуации,
администрация школы с учетом ситуации должна реализовать ограничительные
мероприятия или ввести карантин.
Ограничительные мероприятия — список действий, которые администрация ОУ
предпринимает для предупреждения распространения заболеваний инфекционной или
другой природы. К их числу может относится отмена или перенос массовых
мероприятий, изменение правил санитарно-гигиенического обслуживания.
Карантин — комплекс административно, медико-санитарных мер, обуславливающих
переход на особый режим ведения учебно-воспитательного процесса.
Предусматривает временное закрытие отдельных учебных классов или ОУ,
систематическое проведение медицинских осмотров, переход на дистанционный режим
учебы.
Практика введения карантина в школе является проверенным методом
предупреждающего характера.
В соответствии с актуальными актами, регламентирующих порядок сохранения и
защиты здоровья детей, введение ограничительных мер или карантина в школе
обязательно при условии выявления предпосылок, указывающих на возможное
изменение эпидемиологической ситуации. Характер мер, предпринимаемых
руководством образовательной организации с целью защиты здоровья детей и
взрослых, зависит от характера выявленной патологии.
Введение ограничительных мер показано при выявлении случаев заболевания ОРВИ,
гриппом, пневмонией, туберкулезом, столбняком, коклюшем, дифтерией,
легионеллезом, краснухой, корью, ветряной оспой. Карантинный режим вводится,
если заболело более 20 % участников учебно-воспитательного
процесса.  
Введение карантина в образовательной организации осуществляется по
инициативе Главного санитарного врача, который вносит предложение в
органы местного самоуправления или исполнительной власти, а те, в свою
очередь, составляют нормативно-правовой акт, обязывающий образовательную
организацию в течение 24 часов ввести карантинные меры, а также определить круг
ответственных лиц и карантинных мероприятий.
 

Карантин
в школе: правила ведения педагогической и организационной деятельности

 
В случае перехода школы на карантинный режим работы, обязательна реализация
следующих мер:
— Организация ежедневных медосмотров для учащихся и сотрудников ОУ,
контактировавших с заболевшими лицами.
— Введение запрета на проведение массовых мероприятий, в ходе которых дети из
разных классов или школ могут близко контактировать.
— Временный отказ от кабинетной системы обучения: ученики должны заниматься в
течение всего учебного дня в одном кабинете, в котором в усиленном режиме
реализуются санитарно-гигиенические меры (влажная уборка, проветривание,
кварцевание). 
— Проведение спаренных уроков, предусматривающих совместную работу двух
классов, а также проведение занятий на улице, запрещается. 
— Вынужденный отказ от приема в школу новых детей в течение 14 дней с момента
начала эпидемии. 
— Рассмотрение возможности досрочного начала каникул во избежание возникновения
учебного отставания. 
Важно подчеркнуть, что занятия, которые были отменены из-за карантина, не
подлежат восстановлению и не могут быть отработаны в период весенних или
осенних каникул. Следовательно, из-за карантина каникулы не отменяют, поскольку
сжимают программу до необходимого минимума. Каникулы являются обязательными плановыми
перерывами в учебе и, согласно ст. 34 ФЗ №273, каждый ученик имеет право на
каникулы, а потому администрация не вправе отменять или сокращать их.
Педагогическая и управленческая деятельность в период карантина может
претерпеть изменения, в рамках которых, с правилами  карантина, в школе
учебно-воспитательный процесс может организовываться двумя способами:
— Полный переход на дистанционное обучение, предусматривающий широкое
использование специализированных средств для обеспечения коммуникации между педагогами
и детьми для организации консультаций и реализации контролирующей
функции. 
— Точечное использование дистанционных образовательных технологий.
Независимо от выбранной модели обучения, от учителей требуется пересмотр
объемов учебной нагрузки, применяемых педагогических методов и форм, что
обуславливает профессиональную деятельность в стандартном режиме загруженности.
Режим рабочего времени работников ОУ регулируется графиками работ и локальными
актами, регламентирующими характер работы, определяется должностными
обязанностями с соответствующей оплатой труда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тубисан дезинфицирующее средство инструкция по применению в ветеринарии
  • Свайный фундамент своими руками пошаговая инструкция с фото для начинающих
  • Прелюзель инструкция по применению цена отзывы
  • Компливит хондро инструкция по применению цена отзывы
  • Компливит хондро инструкция по применению цена отзывы