Виды функций методического руководства

Тема:

«Основные функции методической
службы»

Реферат подготовил:     Ведяшкина Наталья
Михайловна

Должность:                    методист

Место работы:             Муниципальное бюджетное
учреждение

                                        
дополнительного  образования  «Центр «Луч»

г. Елизово, Камчатский край

Российская Федераци

                                       
Оглавление

Введение………………………………………………………………………

3   3

Основная часть

1.Функции методической службы…………………………………………..

2.Основные средства и формы методической
помощи……………………

3. Виды методической продукции…………………………………………..

Заключение ………………………………………………………………..

Список  литературы………………………………………………………

5

6

9

17

19

ВВЕДЕНИЕ

Методическая
работа в дополнительном образовании является основой для формирования
педагогической деятельности и создания инновационной образовательной среды.

Методическая
работа — это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на науке и
прогрессивном педагогическом опыте, нацеленная на обеспечение профессионального
роста педагога, его творческого потенциала, а в конечном итоге на рост уровня
образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранения
здоровья учащихся.

Первоочередной
задачей методической работы  является помощь педагогам в повышении своего
профессионального научно-теоретического и методического уровня. А уж из решения
этой задачи следует система мероприятий.

В настоящей
работе  анализируется  система организации деятельности методической службы, ее
составные элементы и функции учреждений дополнительного образования детей.

Особое внимание уделяется основам
профессиональной деятельности методических работников, их ориентации на
обеспечение базовых

В учреждениях дополнительного
образования детей в настоящее время остро стоят вопросы подготовки и повышения
квалификации методистов, программно-методического обеспечения деятельности
педагогов, внедрения новых методик и педагогических технологий в
образовательный процесс, оказания методической помощи в аттестации
педагогических кадров.
В связи с острым дефицитом квалифицированных методических кадров большинство
руководителей учреждений дополнительного образования принимает на работу
методистов независимо от уровня их профессиональной подготовки, без
педагогического образования, имеющих отдаленное представление о работе
методиста.
Определяется методическая деятельность как система мер, основанная на
достижениях науки и практики, направленная на развитие творческого потенциала
педагогов, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и
развитости обучающихся.

1.     ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

В системе дополнительного
образования  выделяют следующие функции методической службы:

1.информационная функция  —
направленна  на сбор и обработку информации  по проблемам методической работы,
по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования
детей;

2.оперативная  функция — включает в
себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения  за
небольшой срок  и оперативно решить  наметившиеся  проблемы;

3. стратегическая  функция – содержит
данные  об итогах учебного года, о реализации  программы развития и
перспективах развития учреждения;

4. аналитическая  функция —
направлена на изучение фактического  состояния методической деятельности и
обоснованности применения способов, средств по достижению целей;

5. планово-прогностическая функция
является основой деятельности методической службы и направлена на  такие
объекты  прогнозирования как: социально-экономические  условия внешней среды и
её будущее влияние на учреждение через социальный заказ, будущие возможности
УДО, ожидаемые результаты, последствия конкретных управленческих решений,
результативность опытно-экспериментальной работы.

6. проектировочная функция —
направлена  на разработку содержания и создания различных проектов
деятельности  учреждения (программа развития учреждения, программы 
образовательные, досуговые  и др., нормативные документы, методические
документы, технологии  осуществления процедур инновационной деятельности);

7.организационно-координационная
функция заключается  в  обеспечении  возможности  каждому педагогу повысить
свой профессиональный уровень путём организации системы повышения  квалификации
педагогических работников, организации  семинаров, мастер-классов, организации
системы внешних связей и др.;

8. обучающая функция  направлена на
повышение  профессионального  уровня конкретного  педагога в осуществлении
образовательного процесса, вооружение  педагога актуальными педагогическими
знаниями и технологиями;

9. контрольно-диагностическая функция
занимает особое место  в деятельности методической  службы и реализуется по
отношению к педагогам.

2.     ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ
МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Методическая помощь – это оперативное
и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских
коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД школ и дошкольных
учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами –
консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет
глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть
существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами
заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации
могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической
консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится
систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в
ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по
инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения
конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в
мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе
с молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного
педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного
самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых
методик, образовательных программ и т. д.

Методическое руководство выражается в
четком определении методистом совместно с педагогическими работниками
перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности,
соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации
образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели
результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за
выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы
развития ОУДОД.

Методическое обучение – это участие
методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и
общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных
семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные
средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность
педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Эти и другие средства методической
помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической
деятельности:

-теоретические семинары (доклады,
сообщения);

-семинары-практикумы (доклады,
сообщения);

-диспуты, дискуссии («круглый стол»,
диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная
дискуссия», кассета «идей» и др.);

-«деловые игры», ролевые игры,
занятия-имитации; занятия-панорамы,

-лектории ученых-дидактов,
психологов, социологов, логопедов и врачей;

-обсуждение современных новейших
методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

-в обсуждение отдельных открытых,
взаимопосещенных занятий, мероприятий или их цикла;

-обсуждение и оценка авторских
образовательных программ, учебных пособий;

-обсуждение методов диагностики
развития детей;

-разнообразные выставки, отчеты по
самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление
дидактических и наглядных пособий; выставки лучших детских работ;

-обсуждение результативного педагогического
опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;

-конкурсы «Лучший методист ОУДОД»,
«Лучший педагог дополнительного образования года»;

-педагогические чтения, научно-практические
конференции и др..

Обобщение
педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает
выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее
систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое
изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо
учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в
ОУДОД.

Обобщение опыта – это научный метод
изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в
творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки.
Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт
(для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в
массовой практике.

3.ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

          Деятельность педагога
дополнительного образования, методиста, немыслима без методического
обеспечения.

С точки зрения содержания,
методическое обеспечение
– это необходимая  информация, учебно-методические 
комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и 
способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной,
воспитательной, организационно-массовой, досугово – развлекательной 
деятельности педагогических работников системы дополнительного образования
детей.

Как вид деятельности, методическое
обеспечение  —
это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической
продукции, на оказание методической помощи  различным  категориям
педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и
распространение положительного педагогического опыта.

Виды методической продукции,
разрабатываемые педагогическими работниками в системе дополнительного образования.

Методисты и педагоги дополнительного
образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах
методической продукции: информационно — пропагандисткой, организационно –
инструктивной и прикладной.

Методическая продукция — один
из способов выражения и распространения методических знаний. Совокупность методической
продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку).

Информационно
– пропагандистская  методическая продукция:
методическое описание, аннотация,
информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат,  буклет.
Данный вид
методической продукции содержит сведения, подлежащие распространению,
разъяснения приемов и методов, анализ  опыта, описания педагогических
технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует  наиболее важные и
актуальные направления педагогической деятельности.

 Методическое
описание
содержит сведения, подлежащие распространению проведенного
воспитательного дела, увиденного  события или средств его проведения. Часто
повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции.
Требование к методическому описанию – подробное описание и разъяснение 
события, действия.

Аннотация это краткое изложение сути,
содержания и главных особенностей методического пособия, разработки, сведений
об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно
указывается , кем и где может быть использована эта методическая работа. В
методической службе аннотация применяется и для самообразования при подготовке
к личной аттестации.

Информационный
плакат
позволяет ознакомить широкий круг людей с предстоящими событиями  любого
типа или итогами их проведения. Как правило, он предназначен для всеобщего
обозрения, поэтому  размер, оформление плаката  должны быть соответствующими.
Информационные плакаты могут также рекламировать и пропагандировать печатные
издания из опыта работы, информирующие об адресах этого опыта, календарные
планы работы  детских объединений центра и т.д.

Информационно
– методическая выставка
организуется с целью ознакомления и пропаганды методической
литературы (в том числе  из опыта работы). Выставка может быть посвящена
определенной теме, рассказывая об опыте работы того или иного  педагогического
коллектива или педагога, может также знакомить с новинками научно –
методической и педагогической литературы.

В своей структуре методическая
выставка имеет название точно отражающее, тему выставки, ее назначение;
адресат, разделы выставки.

Реферат – самая объемная из всех
работ описывающего характера. Реферат – это краткое изложение в письменной
форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ или
критический обзор источников. Это итог углубленной самостоятельной работы над
определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на
рассматриваемую проблему, накопленный результативный опыт. Реферат не содержит
поучительных  аннотаций, а описывает имеющийся материал. По характеру
информации он носит информационно-аналитический или пропагандистский  характер,
привлекает внимание к актуальным проблемам и темам. Педагогический работник в реферате
демонстрирует теоретические и практические навыки по определенной проблеме;
показывает умение  изучать, систематизировать, обобщать и делать выводы.

Буклет — Издание особой формы,
отпечатанное на одном листе, сложенном в тетрадь ширмообразно или иным
способом.

Организационно
– инструктивная продукция:
инструктивно–методическое  письмо, методическая записка, методическая
памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая
папка, образовательная программа. Данная  продукция имеет свою специфику:   
предлагает, указывает,
разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации
образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует
возможные приемы и формы организации массовых дел.

Инструктивно –
методическое письмо 
включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного
документа вышестоящей организации: определяет круг функций  и деятельности
педагога или педагогического коллектива  по выполнению решений вышестоящих
органов, раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений,
приказов, однако, без разъяснения частных методик  и рекомендаций. Как правило,
инструктивно – методическое письмо составляется вышестоящими организациями и
адресовано одной или нескольким категориям работников. Руководителям
направляются региональные инструктивные письма обычно из государственных
органов управления образованием, на основании этих писем может быть разработано
учрежденческое инструктивно – методическое письмо для соответствующих 
категорий педагогических работников.

Методическая
записка
дает пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато 
(планам, графикам, таблицам, схемам). Методическая записка должна дать ответ на
следующие  вопросы: какие задачи решаются  данной методической работой, кому
она адресована,  на основании каких документов, фактов, составлена методическая
работа, какова система изложения материала. 

Методическая
памятка

содержит  краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или
осуществлении каких- либо функций. Наиболее распространенный вид методической
продукции, позволяющий в сжатой форме  дать алгоритм действий, круг
обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, обычно не более 1
машинного листа, имеет точного адресата в виде краткого обращения  или просто
названия. Изложение материала лаконично, без повторений, как правило, по
пунктам.

          Методические рекомендации – методическое  издание,
содержащее комплекс  кратких и четко сформулированных  предложений и указаний,
способствующих  внедрению  в практику наиболее эффективных методов и форм
обучения и воспитания. Методические  рекомендации разрабатываются на основе
изучения или обобщения опыта  педагогов ОУ или проведенного исследования.

 Создаются для оказания помощи
педагогическому коллективу, педагогу  в выработке  решений, основанных на
достижении науки и результативного  педагогического опыта. Их задача –
рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, 
применительно к определенной группе или мероприятий (воспитательных дел,
деятельности). В методических рекомендациях обязательно содержится указание  по
организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих
методику  на практике.  Рекомендации  имеют точный адрес.

Методическая
разработка
– комплексная форма, включающая в себя  рекомендации по планированию,
организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методические советы,
сценарии, планы выступлений, выставок и т.д. Помогает лучше понять
теоретические идеи и практические возможности  рекомендованного материала.

Примерная схема методической
рекомендации:     

 название разработки, название и
форма проведения мероприятия, пояснительная записка, в которой указываются цели
и задачи,  предлагаемые методы, возраст детей, на которых рассчитано
мероприятие, условия для его проведения, оборудование, оформление  (технические
средства,   варианты текстов, плакатов); методические советы  на
подготовительный период, сценарный план, ход проведения,  сценарий, где
соблюдаются все композиционные, сюжетные части; методические советы
организаторам и постановщикам  (на какие особо важные моменты  следует обратить
внимание,  каких ошибок необходимо остерегаться, где лучше проводить  и т.д.);
методические советы на период ближайшего последействия  (как  подвести итоги,  какие
дела провести для закрепления полученного результата и т.д.);  список
используемой литературы, Ф.И.О. автора разработки,  должность, место работы.

         Методическая папка (ОМК)
 объединяет:

-нормативные документы, определяющие
деятельность в данном направлении;

— методические рекомендации;

— прикладную методическую продукцию;

— разработки конкретных дел, сценарии
проведенных мероприятий;

— материалы из опыта работы;

— библиографию;

— приложения (дидактический
материал).

Образовательная
программа 
— это нормативный документ, отражающий концепцию педагога  в соответствии
с заявленными целями деятельности, условиями, ресурсным обеспечением, 
специальным содержанием, методами и технологией достижения гарантированных
положительных результатов. Это – индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося, пройдя который он может выйти на тот или иной уровень
воспитанности, обученности, прогнозируемый педагогом – разработчиком.

Прикладная методическая продукция:
сценарий, 
тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация
учебно-методической продукции
, представляет собой вспомогательный материал,
иллюстрирующий, более полно  раскрывающий тему, отраженную в других видах
методической продукции.

Сценарийсамый распространенный вид
прикладной методической продукции.

 Сценарий – это конспективная
подробная  запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова
ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания:
художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и
т.д.

 Для облегчения работы, текстовый
материал размещают ближе к правой стороне листа, а  ремарки ближе к левой.

Тематическая подборка  необходима  при накоплении
материалов для написания рекомендаций, сценариев. Это может быть подборка
стихов, песен, игр, описание КТД, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д.
на одну  определенную тему. Тематическая подборка  оформляется в папку для
бумаг, в скоросшиватель, в альбом, в большие конверты  или в др.

Картотека – это систематизированное в
алфавитном порядке  (как правило – по темам или направлениям) собрание карточек
со сведениями и материалами по методической работе. Карточки могут быть: 
методической литературы, газетных и журнальных статей, методических разработок;
диатека; видеотека, фонотека; игр; поговорок; цитат и др. Картотека состоит из
специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме
каталог может  представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в
картотеку, либо папку – скоросшиватель с подборкой материалов.

         Методическая темаэто
конкретное  направление, связанное с изучением и разработкой  методических
аспектов определенной  проблемы, предмет  методического  исследования. Выбор
методической темы  обусловлен  личным практическим  педагогическим опытом
методистов, педагогов, потребностями субъектов взаимодействия,  спецификой
работы.

Этапами работы
могут быть выбор и обоснование темы; определение целей и задач; составление
плана;  отбор форм и методов работы над темой; накопление, систематизация и
анализ теоретического и  практического материала по теме;  экспериментальная
проработка материала, конструирование опыта; выпуск методической продукции;
определение значения наработанного  и сферы его применения.           Документация
учебно–методической  продукции
  включает разработку поурочных
планов, образовательных программ, учебно–методических пособий, предназначенных
для внедрения в систему дополнительного образования детей.

Поурочный план представляет собой документ,
в котором отражается тема, концепция, содержание и результаты конкретного
учебного занятия.

При составлении плана-конспекта
педагог имеет право выбрать полезную и удобную для себя модель занятия; главное
– чтобы занятие отличалось целостностью и единой логикой развертывания
деятельности педагога и воспитанников. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методист сегодня — это специалист,
помогающий педагогу найти свое предназначение.

Методическая деятельность — это взаимодействие
методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности; она должна быть
востребована и направлена на тех людей, которые считают необходимым
взаимодействовать с методической службой учреждения

Качества, позволяющие проводить
аналитическую, диагностическую, прогностическую работу, — «открытый интеллект»:

Методист решает вопросы непрерывного
образования педагога посредством выявления его творческих возможностей. Он не
должен давать вчерашние советы, а призван стать ориентиром в развитии педагога,
уметь сотрудничать и вести диалог, раскрывая насущные задачи и объясняя свои
действия.

В своей работе методист должен
опираться на:

ü принципы систематизации
методических и информационных материалов;

ü принципы дидактики;

ü принципы и порядок разработки
различных программ, а также методической документации;

ü принципы организации
педсоветов методических объединений, научно-практических конференций, семинаров
и т.д.

Функциональные обязанности методиста
учреждения дополнительного образования детей определяются спецификой содержания
и направления деятельности того структурного подразделения, в рамках которого
он работает

Исследования показывают, что
педагоги, успешно оптимизирующие индивидуально-методическую систему и
учебно-воспитательный процесс в целом, овладевают такими личностными
качествами, как:

ü творческий стиль мышления и
педагогической деятельности;

ü вариативность и мобильность
мышления;

ü конкретность и системность
мышления при умении выделить главное;

ü эмпатийность – способность к
сопереживанию;

ü чувство меры в принятии
решений и в действиях, чувство такта;

ü креативность (способность к
творчеству);

ü перцептивность (способность к
восприятию нового);

ü толерантность — терпимость к
инакомыслию;

ü рефлексивность;

ü контактность в общении,
коммуникативность и диалогичность

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

1.                
Белова Т.
В., Волошина И. А., Солнцева В. А. и др. Справочник начинающего
профконсультанта. — М., 2008.

2.                
Василевская
Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне:
методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2005

3.                
Профессиональная
ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов»; под ред.
А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 2005.

4.                
Гуров В.
А. Развитие мотивации педагогов учреждений дополнительного образования:
автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Калининград, 2005. — 20 с.

5.                
Фомина А.
Б. Учреждение дополнительного образования: Инновационная
социально-педагогическая модель: Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во ЦСП
РАО, 1996.

6.                
Учебно-методический
кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя» / Л.В. Ботякова,
А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 2006.

7.                
Школа и
выбор профессии» / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.
— М.: Педагогика, 2007.

Основные функции методической службы.

1.Информационно-пропагандисткая:

  • создание фондов учебно-методической литературы, аудио и видеозаписей;
  • создание банка программ, нормативно-правовой документации, методических и дидактических разработок, педагогических технологий;
  • взаимодействие со средствами массовой информации;
  • обобщение передового педагогического опыта;

2.Аналитическая:

  • анализ состояния учебно-воспитательного процесса
  • выявление факторов, влияющих на уровень образованности учащихся;
  • выявление внутренних педагогических резервов для повышения качества дополнительного образования детей; 1
  • выявление, изучение, обобщение передового педагогического опыта, выработка рекомендаций по её освоению;
  • исследование востребованности образовательных услуг

3.Планово-прогностическая

Качество методической деятельности зависит от точности её планирования и прогнозирования. Объектами прогнозирования могут быть:

  • социально-экономические условия внешней среды и её будущего влияния
  • будущие возможности: материально-техническое и программно-методическое обеспечение, реализация образовательных программ, величина и возрастная структура контингента обучающихся и т. д. результативность инновационной деятельности, опытно- экспериментальной работы;
  • последствия конкретных управленческих решений.

4.Проектировочная

Эта функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности :

  • программы развития;
  • дополнительных образовательных программ;
  • нормативных документов, обеспечивающих функционирование;
  • методических документов и т. д.

5.Организационно-координационная

Организация деятельности методической службы должна быть гибкой, учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать каждому педагогу возможность повысить свой профессиональный уровень. Основные направления деятельности:

  • создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы;
  • организация системы повышения квалификации педагогических работников;
  • организация семинаров, конференций и т. п.;
  • организация внешних связей
  • координация деятельности

6.Обучающая

Эта функция направлена на повышение профессионального уровня педагогов, вооружение их современными педагогическими знаниями и технологиями, развитие их общей эрудиции . Реализация обучающей функции осуществляется посредством различных организационных форм повышения квалификации педагогов:

  • самообразования;
  • консультаций;
  • наставничества;
  • семинаров;
  • научно-практических конференций;
  • курсов повышения квалификации;

7.Контрольно-диагностическая:

  • организация контроля за состоянием образовательного процесса
  • регулирование и коррекция образовательно-воспитательного процесса;
  • диагностика профессиональной компетенции педагогических кадров (знание основ своего предмета, владение методами и приёмами обучения и т. п.).

Методическая деятельность полноценным образом не исследовалась в качестве самостоятельного вида профессиональной работы педагога. В литературе педагогического типа существует три мнения касательно методических активностей. В любом случае основной их целью выступает обслуживание практики обучения. В данной статье разберем понятие, назначение, основные принципы, функции и методы методической деятельности. Помимо этого, отметим наиболее важные рекомендации, связанные с ее организацией.

Понятие и сущность методической работы

Сумасбродство — это черта характераВам будет интересно:Сумасбродство — это черта характера

виды методической деятельности

Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях. Среди основных целей этой работы целесообразно отметить:

  • Освоение наиболее рациональных приемов и методик касательно воспитания и обучения детей и подростков.
  • Повышение уровня собственной подготовленности к организации и последующему проведению работы учебно-воспитательной направленности.
  • Обмен опытом между участниками педагогического коллектива, а также определение и пропаганда лучшего опыта в области образования.

Что это образующая конуса? Формулы ее вычисления для обычного и усеченного круглого конусаВам будет интересно:Что это образующая конуса? Формулы ее вычисления для обычного и усеченного круглого конуса

Методическая деятельность педагогов и воспитателей, главным образом, ориентирована на достижение и дальнейшее поддержание высокого уровня учебно-воспитательного процесса в плане качества. Она содействует расширению навыков, связанных с развитием педагогического анализа, а также количества экспериментальных исследований теоретического типа. Методическая работа органичным образом соединяется с повседневной практикой воспитателя или преподавателя.

Следует знать, что методическая деятельность педагога рассматривается как единая система взаимосвязанных действий, мероприятий и мер, которые направлены в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого преподавателя. Сюда целесообразно отнести и меры, связанные с самовоспитанием, управлением профессиональным самообразованием и самосовершенствованием учителей. Помимо этого, методическая работа направлена на повышение и полноценное развитие творческих возможностей педагогического коллектива, а в конечном счете – на достижение оптимальных показателей образования и воспитания, на совершенствование учебно-воспитательной работы, а также на развитие некоторых школьников.

Принципы методической деятельности

Чат "Тет-а-Тет" - что это такое?Вам будет интересно:Чат «Тет-а-Тет» — что это такое?

методическая деятельность педагога

Существующие сегодня принципы методической работы классифицируются на следующие категории:

  • Методические принципы, которые включают в себя правило социальной обусловленности развития педагогических качеств в профессиональном плане, системности, научности, целостности единства, а также непрерывности.
  • Педагогические принципы, куда входит единство воспитания, развития и обучения; перспективность и целенаправленность развития в профессиональном ключе; сбалансированность практики и теории; наглядность методической деятельности преподавателей и воспитателей; оптимизация; активность коллектива, осуществляющего свою деятельность в рассматриваемой сфере; единство индивидуальных и коллективных методик работы.
  • Организационным принципам соответствуют следующие правила: всеобщность и обязательность, преемственность, комплексность, плановость, управляемость, координация и регулируемость, контроль и мониторинг, рациональность применения материальных средств, а также стимулирование методической работы.

Методики работы

организация методической деятельности

Все виды методической деятельности, существующие на сегодняшний день, составляют целостную систему действий, мероприятий и мер, связанных между собой. Самыми эффективными методами на современном этапе развития образовательных и воспитательных активностей принято считать следующие:

  • Теоретический семинар.
  • Научно-практическая конференция.
  • Семинар-практикум.
  • Методическая декада.
  • Дни науки.
  • Методический мост.
  • Методический фестиваль.
  • Деловая игра.
  • Методический ринг.
  • Дискуссия.
  • Мозговой Штурм.
  • Педагогический клуб.
  • Тренинг и видеотренинг.
  • Лекторий.
  • Педагогические чтения.
  • Защита проекта.
  • Профессиональная выставка.
  • Открытый урок.
  • Педагогический совет на определенную тему.

Стоит отметить, что к новейшим методикам организации методической деятельности относят деловые, инновационные, организационно-активные и иные игры, способствующие созданию культуры саморазвития и интеллектуальной культуры воспитателей и учителей.

Назначение и задачи методической работы

образование методическая деятельность

Как выяснилось, основным направлением методических активностей выступает формирование инновационной образовательной среды, а также грамотное создание планов, связанных с методической работой. Среди приоритетных задач методической работы современных образовательных учреждений важно отметить следующие:

  • Повышение общей степени профессионально-педагогической культуры воспитателей и преподавателей.
  • Повышение уровня предметно-методической, психолого-педагогической, философской и методологической подготовки воспитателей и учителей.
  • Создание инновационной направленности в методической деятельности учителей, которая проявляется в систематическом рассмотрении, обобщении и дальнейшем распространении передового опыта в педагогической сфере, а также в работе, связанной с внедрением достижений соответствующей науки.
  • Обогащение принципиально новыми технологиями воспитания и обучения в педагогической сфере.
  • Организация деятельности, относящейся к изучению новых программ в области образования, других вариантов учебных планов, а также изменений в соответствующих государственных стандартах.
  • Методическое сопровождение формирования учебных программ авторского типа, учебно-методических рекомендаций и комплексов.
  • Организация работы, связанной с изучением инструктивно-методических материалов, новых нормативных актов.
  • Предметно-методическая подготовка учителей к деятельности в условиях школы профильного типа, иными словами, на уровне преподавания непрофильных и профильных предметов.
  • Оказание помощи воспитателям и преподавателям в их профессиональном развитии. Важно дополнить, что в данном случае уместны диагностическая индивидуализированная и дифференцированная основы для реализации задачи, а также консультативная помощь в организации самообразования педагогов.
  • Проведение работы экспериментально-исследовательского плана.

Функции методической работы

"Чикос", "ниньос" и "мучачос" - это слова для обозначения детейВам будет интересно:«Чикос», «ниньос» и «мучачос» — это слова для обозначения детей

внеурочная деятельность методический

Ключевыми относительно методической работы и деятельности воспитателей и учителей выступают следующие функции:

  • Аналитическая предполагает анализ существующих разработок методического плана, опыта коллег, а также актуальных материалов.
  • Проектировочная, относящаяся к перспективному планированию и разработке содержательной составляющей обучения, подготовке и планированию обучающей работы.
  • Конструктивная, в которую входит система действий по планированию предстоящего занятия (посредством отбора и композиционного планирования учебных сведений), а также представление форм предъявления материала учебного плана. Все это ведет к взаимодействию учителя и учеников в процессе создания профессиональных навыков, умений, а также новых знаний.
  • Нормативная, которая в полной мере способствует исполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, а также условий реализации образовательного процесса в конкретном типа учреждений.
  • Исследовательская, связанная с поиском новых методик и форм работы.

Виды методической деятельности

методическая педагогическая деятельность

Стоит отметить, что в основе определения разновидности деятельности лежит содержание функциональной составляющей педагогической работы. В нашем случае речь идет об устойчивых процедурах реализации конструирования, планирования, выбора и применения обучающих средств к конкретному предмету. Все это приводит к развитию и совершенствованию непосредственно системы обучения. К видам методической педагогической деятельности целесообразно отнести следующие пункты:

  • Анализ документов учебно-программного типа, а также методических комплексов.
  • Планирование системы уроков практического и теоретического обучения.
  • Методический анализ материала, который используется в процессе обучения.
  • Моделирование и последующее конструирование методик предъявления учебных сведений на уроках.
  • Конструирование работы учащихся, связанной с формированием практических умений и технических понятий.
  • Формирование методики обучения по тому или иному предмету.
  • Конструирование работы учащихся, связанной с созданием практических умений и технических понятий.
  • Разработка методов контроля профессиональных навыков, знаний и умений.
  • Управление и оценка работы учеников.
  • Рефлексия собственной деятельности в процессе подготовки к уроку, а также при анализе его итогов.

Стоит отметить, что представленные разновидности учебно-методической деятельности в любом случае не охватывают всего многообразия практики профессионально-педагогических сотрудников в методическом плане. При методической подготовке студенты вузов овладевают определенными базовыми видами, которые обеспечивают полноценную подготовку к занятиям.

Рекомендации по организации методической работы

Далее целесообразно рассмотреть актуальные на сегодняшний день рекомендации по организации образования, методической деятельности. Так, методическая работа фиксируется (оформляется) документальным образом в форме:

  • Протоколов методических советов.
  • Разработок и конспектов наиболее успешных методических мероприятий конкретного учреждения.
  • Планов деятельности МО, лабораторий «мастер-класса», проблемных групп учащихся.
  • Письменных материалов, которые отражают работу преподавателя, проблемных групп учащихся, МО, лабораторий «мастер-класса», по самоанализу и анализу педагогической деятельности.
  • Аналитических справок, связанных с вопросом степени знаний учащихся. В данном случае целесообразно предоставление диаграмм и графиков.
  • Текстов докладов, рефератов, текстов, сообщений.
  • Обобщенных материалов касательно системы работы преподавателей конкретной школы, а также материалов печати по образовательным проблемам.
  • Сформированных адаптированных и модифицированных методов, индивидуальных программ и технологий.
  • Сведений с городских (районных) методических семинаров.
  • Наград, дипломов, которые служат общественным признанием эффективности и результативности деятельности отдельных преподавателей, группировок, МО или лабораторий «мастер-класс».

Направления методической работы

Милосердный - это что за слово? Разбираем сообщаВам будет интересно:Милосердный — это что за слово? Разбираем сообща

Основными направлениями урочной и внеурочной методической деятельности являются следующие:

  • Учебно-методическая.
  • Организационно-методическая.
  • Научно-методическая.
  • Инновационно-методическая.

Целесообразно разобрать представленные направления методической деятельности в отдельной главе.

Направления работы: содержание

Необходимо знать, что организационно-методическая деятельность, главным образом, направлена на реализацию непрерывного взаимодействия руководства образовательного учреждения с участниками педагогического коллектива для формирования оптимальных условия для развития и совершенствования их профессиональной подготовки, раскрытия способностей, интересов и возможностей каждого преподавателя. В организационно-методическую работу входят следующие составляющие:

  • Организация системы методической работы для развития педагогического творчества и мастерства, а также для самореализации инициативы учителей.
  • Обеспечение процесса, связанного с повышением квалификации, в плане материально-технического обеспечения.
  • Планирование и дальнейшая организация методической работы с сотрудниками на основе диагностики.
  • Вовлечение участников коллектива в рабочий процесс научно-педагогических объединений, а также в деятельность экспериментально-исследовательского характера.
  • Организация обеспечения коллективной и индивидуальной работы в методическом плане.
  • Организация рефлексивных активностей преподавателей, а также выявление способов решения проблем педагогической природы.
  • Формирование в образовательном учреждении системы профессионального развития педагогов и, таким образом, совершенствование воспитательного и учебного процессов.

Научно-методическая работа подразумевает полноценное обеспечение научно-исследовательского подхода к вопросу организации процесса образования, повышения профессионального уровня и совершенствования учителей на базе достижений психолого-педагогической науки, а также прямого научно-практического опыта. Среди основных направлений данного вида деятельности важно отметить постоянное изучение достижений рассматриваемой науки, практики обучения и теории; усвоение научных методик, связанных с диагностикой учебно-воспитательного процесса и созданием у преподавателей умения производить анализ собственной работы на базе научно-исследовательских методов; совершенствование планирования и анализа методической работы, используя при этом современные научные подходы и приоритеты в развитии образовательных структур; совершенствование разновидностей и форм контроля и диагностики уровня развития коллектива педагогов и так далее.

Заключение

учебно методическая деятельность

Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие, определение, ключевые особенности, назначение, основные принципы, разновидности, функции и методики, формирующие основу методической деятельности. Помимо этого, указали некоторые рекомендации, связанные с ее организацией. Мы разобрали ключевые направления методической работы. Важно отметить, что среди них особую роль занимает инновационно-методическая деятельность. Дело в том, что именно она позволяет двигать вперед прогресс и процессы, разражающиеся в сфере воспитания и образования как на территории Российской Федерации, так и в других не менее развитых странах.

Таким образом, под инновационно-методической работой необходимо понимать в первую очередь одно из самых актуальных направлений деятельности современных учреждений образовательного плана. В соответствии с многочисленными мнениями экспертов, ей необходимо придать большую степень самостоятельности. Ключевыми направлениями названного вида деятельности являются следующие: введение в практику прогрессивных образовательных и управленческих технологий; разработка и последующая защита инновационных проектов педагогического плана, формирование индивидуальной траектории развития коллектива педагогов в профессиональной плане; формирование собственных традиций в коллективе; организация деятельности в качественно новых структурах методического типа, среди которых лаборатория, кафедра, педагогическая мастерская и так далее; защита методик авторского характера; формирование инновационного педагогического поля, а также инновационных карт учебного заведения; разработка программ комплексно-целевого характера, связанных с управлением инновационными процессами; формирование банка педагогических инноваций и прочее.

3 неделя

Тема: Основные виды функций методического руководства культурно-

досуговой работой

Вопросы

1.Понятие о функциях методического руководства

2.Общие и специфические функции методического руководства

3.Критерии оценки состояния методического руководства

Литература (основная):

1. Бирженюк Г.М. Бузене Л.В. Методическое руководство КДР.М.1989

2. Громов С.Н. Методическое обеспечение КДД.1989

3. Чижиков В.М. Методическое обеспечение КДД.М.1991

4. Новикова Г.Н. Технологические основы СКД. М., 2008.

5.Жарков А.Д. Теория и технология культурно – досуговой деятельности. М.2007

6.В.М.Чижиков, В.В.Чижиков Технологии менеджмента социально – культурной деятельности.Учебник часть 1.часть 2. М. 2018.

Литература (дополнительная):

1 Религия, образование, культура: необходимость диалога: Форум

интеллигенции, Уфа, 24-25 нояб. 2000 г./ Сост. Филатов С.А. – М.: Фонд

социал.-экон. и интеллектуал. прогр., 2001.

2. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С.-Петерб. гос. ун-т

культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001.

3. Шкута А.А. Практическое мышление менеджера/ Под общ. ред. М.З. Бора. –

М.: Финпресс, 1998.

4. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб./ Под

ред. Ф.Ф. Рыбакова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та

5.Ярошенко Н.Н. История и методология СКД: Учебник. М., 2007.

Достарыңызбен бөлісу:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Xarelto 15 mg инструкция на русском языке
  • Руководство по установке криптопро
  • Kyocera ecosys p6021cdn инструкция на русском
  • Газовый котел seoul инструкция по применению
  • Ирсар инструкция по применению цена отзывы аналоги