Виды работы классного руководства

Текущие
дела классного руководителя

1.      Диагностирование
учащихся: опросы, анкетирования, собеседования, наблюдение, контроль дневников
и классного журнала, оп­ределение уровней воспитанности.

2.     
 Планирование воспитательной работы.

3.     
 Анализ воспитательной деятельности в классе.

4.     
 Ведение дневника наблюдений.

5.     
 Посещение учащихся на дому.

6.     
 Вовлечение учащихся в общественную деятельность.

7.       Проведение
классных часов.

8.       Подготовка
к конкурсам, соревнованиям, олимпиадам.

9.       Проведение
вечеров, дискотек, репетиции

10.   Проведение
родительских собраний и индивидуальная работа с родителями.

11.   Посещение
городских мероприятий.

12.   Заседания
М/О классных руководителей.

13.   Курсовая
подготовка, повышение профессионального мастерства.

14.   Подготовка
отчетной документации.

15.   Участие
в заседании педсоветов.

16.   Проведение
экскурсий.

17.    Подготовка
и проведение слетов и походов.

18.  Организация
работы по дежурству и уборке территории.

19. 
Взаимодействие с учителями-предметниками.

20.  Организация
досуга учащихся через систему дополнительного образования.

21.  Учет
успеваемости, анализ, организация помощи и поддержки отстающих учащихся.

22.  Персональная
работа с трудными (педагогически запущенными) учащимися.

23.  Посещение
уроков в конфликтных ситуациях и взаимодействие с начинающими учителями.

24. 
Проведение работы по профориентации учащихся.

25. 
Организация творческой внеклассной деятельности учащихся.

26.                                                                                                                                                                                         
Выпуск стенгазет, ведение летописи класса.

27. 
Организация деятельности ученического самоуправления.

28. 
Анализ и разрешение конфликтных ситуаций.

29.  Сбор
информации для ежемесячного поощрения учащихся.

30. 
Составление плана на каникулы и проведение каникулярных
мероприятий.

31.  Изучение
читательских, музыкальных, художественных интересов учащихся.

32.  Проведение
внутриклассных спортивных соревнований.

33.                                                                                                                                                                                         
Подготовка к школьным праздникам.

34. 
Годовой отчет классного руководителя.

35.  Изучение
литературы по классному руководству.

36.  Подготовка
выступления на педсовете по проблемам воспитания.

37. 
Работа с активом класса.

38.  Подготовка
справок и аналитических материалов для администрации школы.

39. 
Вечерние телефонные беседы с родителями.

40. 
Организация работы в подшефном классе.

41. 
Контроль за дисциплиной учащихся (явка в школу, прогулы,
опоздания, внешний вид).

42. 
Организация наблюдения за состоянием здоровья учащихся (зрение,
нервная система, осанка и т.д.).

43. 
Анализ учебной нагрузки, дозирование домашних заданий, контрольных работ.

44. 
Взаимодействие со школьным психологом.

45. 
Участие в общешкольных мероприятиях.

46. 
Организация для родителей вечера-презентации достижений учащихся
(на выставке достиже­ний представлены все успехи класса и каждого ученика по
самым разнообразным направлениям: успехи в спорте, газеты, грамоты и дипломы,
творческие работы, описания поступков и достижений).

47. 
Организация изучения истории малой родины — истории своей семьи,
людей живущих рядом.

48. 
Организация поддержки и помощи ветеранам, инвалидам, больным
детям.

49. 
Круглогодичная акция «Зеленый и чистый Мончегорск» посадка деревьев.

50. 
Проведение игровых дней: психологические, познавательные,
творческие, спортивные игры.

Функции и основные направления деятельности классного руководителя

                                                          Реферат

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Деятельность классного руководителя……………………………..….………6

2. Функции классного руководителя…..……………………..…………..………8

3. Основные направления деятельности……………………….……………….12

Заключение………………………………………………….……………………14

Список использованной литературы…………………………………………….15

Введение

   Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую, но богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.

Сущность, задачи и содержание работы классного руководителя менялись в зависимости от социального заказа. Так, в «Положении о классном руководителе», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 г., записано: «Основной задачей классного руководителя является сплочение учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой». В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классный руководитель – это учитель советской школы, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса».

Цель – организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.

Предмет – отслеживание результатов, перспектив развития педагогического процесса.

Объект – классный руководитель, как организатор педагогического процесса и концепции воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ литературы по организации педагогического процесса и его руководства.

2.  Планирование, подбор и разработка методик и диагностики классного руководства.

3. Задачи воспитательно-образовательного процесса в классном коллективе.

В ходе работы использовались следующие методы:

– наглядные,

– словесные,

– беседа.

  1.  Деятельность классного руководителя

 Деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей вне учебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.

Направления работы классного руководителя составляют воспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.

Содержание работы классного руководителя определяют основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и диагностическая деятельность.

При этом в каждом виде деятельности классный руководитель акцент делает прежде всего на формирование, корректировку (при необходимости), развитие отношений, складывающихся у участников целостного педагогического процесса. Именно отношения составляют содержание воспитания и являются центром внимания педагогической деятельности учителя, именно степень сформированное отношений служит ведущим показателем результативности его воспитательных усилий.

Система воспитательной работы классного руководителя – это совокупность его последовательных действий, расположенных определенным образом в течение учебного года и адекватных поставленной цели.

По моему мнению, условиями успешности деятельности классного руководителя являются:

– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие мастерства, исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности;

– мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;

– возможность проявления самостоятельности и творчества;

– необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы классного руководителя;

– оценку его деятельности по результату.

  1. Функции классного руководителя

Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности.        

Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в школе включает:

1.        Аналитическая функция:

– Анализ и оценка индивидуальности учащегося;

– Анализ и оценка уровня воспитанности школьника;

– Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания;

– Изучение и анализ становления и формирования классного коллектива, подростковых групп, объединений, обеспечивающих социализацию каждого ребенка;

– Изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды учащихся класса, группы, объединения.

2.        Прогностическая функция:

– Представление образа желаемого результата воспитательной деятельности;

– Прогнозирование уровней индивидуального развития ребенка;

– Построение модели воспитательной подсистемы, учитывающей миссию образовательного учреждения, принятые ценности, воспитательную концепцию, ресурсные возможности;

– Выстраивание иерархии ближних и дальних целей деятельности детского сообщества и отдельных учащихся;

3.        Организационно-координирующая функция:

– Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей, установление контактов с родителями (законными представителями учащихся), оказание им помощи (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

– Проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;

– Взаимодействие с педагогами, работающими в классе, осуществление воспитательной деятельности через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических встреч;

– Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

– Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы, дневники наблюдений);

4.        Коммуникативная функция:

– Регулирование межличностных отношений между детьми;

– Установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик,

содействие общему благоприятному климату в коллективе;

– Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми;

– Совместная с социальным педагогом и психологом коррекция поведения социально дезадаптированных детей и подростков;

Значит воспитательные задачи классный руководитель ставит в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.

  1.  Основные направления деятельности

Работа с учениками

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

А.С. Макаренко, будучи последовательным сторонником воспитания личности, в коллективе и через коллектив, в то же время указывал на необходимость учета индивидуальных особенностей воспитанников. В статье «Цель воспитания» он писал: «Каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди являются очень разнообразным материалом для воспитания…» [10,с.265].

Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.

Изучение учащихся достигает своей цели и дает нужные результаты при условии, если оно отвечает ряду требований:

1. Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения. На основе систематического изучения можно творчески подойти к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия на первичный коллектив и на отдельных его членов. Важно организовать воспитательную работу с учащимися с учетом их особенностей.

2. Изучение учащихся сочетается с воспитательным воздействием на них. Классный руководитель «проектирует» развитие положительных качеств и преодоления отрицательных черт в характере и поведении школьников.

3. Изучение проводится планомерно и систематически.

4. Изучение учащихся проводится в естественных условиях их жизни и деятельности.

5. При изучении классный руководитель пользуется разнообразными методами и приемами. Важно на основе изучения наметить пути преодоления отрицательных качеств и закрепление положительных черт в характере и поведении школьника.

6. Изучение предполагает ознакомление с условиями жизни и быта.

7. Изучать надо не отдельные черты, а личность в целом.

8. При изучении следует акцентировать внимание на положительных, а не на отрицательных чертах характера и поведения.

Таким образом, соблюдение перечисленных требований значительно повысит эффективность изучения учащихся.

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми. Можно различать формы по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния – непосредственная и опосредованная.

Классный руководитель организует изучение учащихся их образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические карты. Оценка ряда учебных способностей у детей осуществляется родителями, детьми и учителями.

             Работа с родителями и общественностью

Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников. Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания [12].

Классному руководителю необходимо информировать родителей не только об учебных делах детей, но и о взаимоотношениях в классном коллективе. Некоторые классные руководители применяют и такую форму связи с семьей, как переписка с родителями. Она позволяет информировать их об успеваемости и поведении школьников. Для переписки с родителями используется и ученический дневник.

Важнейшие направления работы общественности по воспитанию детей – это наблюдение за поведением школьников во внеурочное время, вовлечение их в разнообразную общественно полезную деятельность, индивидуальная помощь в успешном выполнении домашних заданий [14, с.117]. Помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическую запущенность школьников, оказание помощи в воспитании и перевоспитании трудных подростков, организация спортивной и культурно-массовой работы по месту жительства.

Таким образом, привлекая общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет сферу своего воспитательного воздействия. Он находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле – в воспитании детей.

Работа с учителями в рамках методобъединения

Методические объединения создаются, если в школе работают три и более педагогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, руководителей клубных объединений [15, с. 256].

Деятельность методического объединения классных руководителей разнообразна, но все ее содержание подчинено решению воспитательных проблем.

Работа по оформлению документации

Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию:

  1.  Характеристика ученика;
  2.  Характеристика всего класса;
  3.  Проверка дневников учащихся;
  4.  Заполнение классного журнала.

Основной же задачей классного руководителя является составление плана воспитательной работы.

Вывод: Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план работы.

Заключение

И так, мы проследили основные направления работы классного руководителя и доказали, как велика его роль в жизни каждого ученика. От эффективности работы классного руководителя зависит, как ученик сможет решать возникшие перед ним проблемы, какое у него сложится отношение к жизни и т.п.

Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе, развитию самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношении с окружающими, включению учащихся в систему реальных отношений.

Несмотря на это хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.

Таким образом, цели и задачи организации и деятельности классного руководителя доказаны. Не все классные руководители пессимистически относятся к своей деятельности.

Поэтому правильно организованная учебно-воспитательная деятельность классного руководителя – основа для достижения наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности.

Список использованной литературы

1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М., 1978. – 271 с.

2. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: пособие по спецкурсу для студентов пед. Институтов. – М., 1984.

3. Дружинин И.Н. Заботы и радости классного руководителя. – М., 1978. – 262 с.

4.  Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980. – 117 с.

5.  Кассиль Л.Н. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. – М., 1985.

6. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1965. – 312 с.

7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978. – 265 с.

8. Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. Соч. Том VI. – М., 1982. – 280 с.

9. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007. – 22 с.

10. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006. – 3 с.

11. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006. – 11–14 с.

12. . Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2003. – №7.

13.  Тимофеева И. Школьный консилиум // Воспитание школьников. – 2002. – №2.

14. Литаварова Н. Внученко В. Противоречия в процессе сотрудничества учителей и родителей и основные пути их разрешения и воспитание школьников. – 2003. – №1.

15. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – 256 с.

В
соответствии со своими функциями
классный руководитель осуществляет
отбор форм работы с учащимися. Все их
многообразие можно классифицировать
по разным основаниям:


по видам деятельности – учебные,
трудовые, спортивные, художественные
и др.;

— по способу влияния
педагога – непосредственные и
опосредованные;


по времени проведения – кратковременные,
продолжительные, традиционные;


по времени подготовки – формы работы,
проводимые с учащимися без включения
их в предварительную подготовку, и
формы, предусматривающие предварительную
работу, подготовку учащихся;


по субъекту организации – организаторами
детей выступают педагоги, родители и
другие взрослые; деятельность детей
организуется на основе сотрудничества;
инициатива и ее реализация принадлежит
детям;


по результату – формы работы, результатом
которых могут быть информационный
обмен, выработка общего решения (мнения),
общественно значимый продукт;

— по числу участников
– индивидуальные, групповые, массовые.

Индивидуальные
формы,
как
правило, связаны с внеурочной деятельностью,
общением классного руководителя и
детей. Они действуют в групповых и
коллективных формах и в конечном счете
определяют успешность всех других форм.
К ним относятся: беседа, консультации,
обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения
проблемы, задачи.

К
групповым
формам
работы
можно отнести советы дел, творческие
группы, органы самоуправления, микрокружки.
Главная задача классного руководителя
– с одной стороны, помочь каждому
проявить себя, а с другой – создать
условия для получения в группе ощутимого
положительного результата, значимого
для всех членов коллектива, других
людей.

К
коллективным
формам
работы
классного руководителя относятся,
прежде всего, различные дела, конкурсы,
спектакли, концерты, выступления
агитбригад, походы, турслеты, спортивные
соревнования и др.

Многообразие
форм и практическая необходимость
постоянного обновления их ставят
классных руководителей перед проблемой
их выбора.

7.Методы работы классного руководителя

Одной
из острых проблем современной дидактики
является проблема классификации методов
обучения. В настоящее время нет единой
точки зрения по этому вопросу. В связи
с тем, что разные авторы в основу
подразделения методов обучения на
группы и подгруппы кладут разные
признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней
классификацией является деление методов
обучения на методы работы учителя
(рассказ, объяснение, беседа) и методы
работы учащихся (упражнения, самостоятельная
работа).

Распространенной
является классификация методов обучения
по источнику получения знаний. В
соответствии с таким подходом выделяют:

— словесный метод
(источником знаний является устное или
печатное слово);


наглядный метод (источником знаний
являются наблюдаемые предметы, явления,
наглядные пособия);

— практические
методы (учащиеся получают знания и
вырабатывают умения, выполняя практические
действия).

В реальных условиях
педагогического процесса методы
выступают в сложном и противоречивом
единстве.

Метод
сам по себе не может быть ни хорош, ни
плох. В основе воспитательного процесса
кладутся не сами методы, а их система.
А.С.Макаренко отмечал, что никакое
педагогическое средство не может быть
признано всегда абсолютно полезным,
что самое хорошее средство в некоторых
случаях обязательно будет самым плохим.

К.Д.Ушинский
считал, что необходимо изучить законы
тех психических явлений, которыми мы
хотим управлять, и поступать, соображаясь
с этими законами и теми обстоятельствами,
в которых мы хотим приложить.

Выбор
методов не есть произвольный акт. Он
подчиняется ряду закономерностей и
зависимостей, среди которых первостепенное
значение имеют цель, содержание и
принципы воспитания, конкретная
педагогическая задача и условия ее
решения, учет возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Классный руководитель – это педагог, который занимается организацией учебно-воспитательной работы во вверенном ему классе.

Формы деятельности классного руководителя

Основными задачами деятельности классного руководителя являются:

  1. Организовывать опытно-экспериментальную работу по различным дидактическим вопросам и проблемам.
  2. Осуществлять разработки авторских программ по преподаванию своего предмету, если классный руководитель является одновременно и учителем-предметником.
  3. Осуществление воспитательной работы в порученном ему классе.
  4. Разработка и внедрение авторской воспитательной работы, с учетом особенностей и индивидуальностей учащихся в его классе.

Формы работы классного руководителя зависят от возраста учащихся. Так, у классного руководителя начальных классов, деятельность весьма специфична. Это обусловлено возрастом учащихся, их психологическим состоянием, связанным с переходом от дошкольного обучения к школьному, протекающей адаптацией и т.д. От его деятельности зависит вся дальнейшая успешность обучения детей в школе. В случае, если педагог выполняет свои обязанности «спустя рукава», то возможно не полное раскрытие способностей учащихся, их интеллектуальных и нравственных сил. Поэтому основной задачей классного руководителя начальных классов является обязательный учет специфики младшего школьного возраста.

Классный руководитель, ведущий класс с подростками пубертатного периода, также должен учитывать особенности этого возраста. Данный возраст считается самым сложным и трудным. Это связано с переходом ребенка от детства к взрослости. Педагогу необходимо найти со всеми детьми класса, установить с ними доверительный контакт.

Формы деятельности, которые подбирает классный руководитель, для работы с учащимися, должны в первую очередь быть направлены на усиление процесса общения учащихся друг с другом и с самим педагогом, а также на сплочение коллектива. Особенно важно воспитывать в учащихся навыки вхождения в коллектив, потому как по окончанию школы им придется взаимодействовать в разных коллективах, где они должны уметь выстроить взаимоотношения с другими его участниками.

Замечание 1

Одной из основных форм деятельности классного руководителя является работа, осуществляемая во внеурочное время (внеклассная работа). Результативность внеурочной работы зависит от разнообразия организуемых мероприятий и вовлеченности учащихся в них.

«Основные направления и формы деятельности классного руководителя» 👇

Выбор формы деятельности во многом зависит от самого педагога, который практически ничем не ограничен. Задача классного руководителя только лишь правильно её подобрать, ориентируясь на возраст учеников, их способности, потребности, интересы и т.д.

Основные направления деятельности классного руководителя

Функции классного руководителя при организации различных видов деятельности при работе с учащимися:

  1. Установление эффективного взаимодействия школы и семьи
  2. Организация разнообразной внеучебной деятельности
  3. Осуществление совместной работы со специалистами школы (психолог, логопед и т.д.)
  4. Организация индивидуально-педагогической работы с учащимися, при необходимости с привлечением специалистов
  5. Формирование положительного взаимодействия между учащимися класса.
  6. Формирование эффективного взаимодействия «педагог – учащийся».

Замечание 2

Таким образом, классный руководитель, выступает в качестве посредника между учащимися и учителями, родителями и учителями. Особенно важна его роль в предупреждении и разрешении разного рода конфликтов, которые могут возникнуть.

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

  1. Получение необходимой информации о физическом и психическом здоровье и развитии учащихся.
  2. Осуществление контроля за успеваемостью и поведением учащихся.
  3. 3.Осуществление контроля посещаемости учебных занятий.
  4. Организация воспитательной работы с учениками класса, посредством использования различных форм деятельности.
  5. Вынесение на рассмотрении администрации школы вопросов воспитания и обучения детей, внесение обоснованных предложений по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса.
  6. Организация работы с родителями учащихся, посредством использования разнообразных форм работы с ними.
  7. Осуществление взаимодействия с администрацией школы, комиссией по делам несовершеннолетних, психолого-педагогической комиссией, советами содействия школе и семье. Данное взаимодействие направлено на решение разного спектра вопросов, связанных с воспитанием и обучением детей.
  8. Получение необходимой помощи от педагогического коллектива школы.
  9. Определение индивидуального режима работы с учащимися, разработанного с учетом возраста и возможностей детей.

Основные требования к классному руководителю

Для того, чтобы успешно осуществлять работы классного руководителя, педагог должен быть профессионалом своего дела, постоянно совершенствоваться и опираться на опыт более успешных коллег.

Согласно требованиями, предъявляемыми к классному руководителю, он должен:

  1. Владеть психолого-педагогическими основами воспитания и знание возрастной специфики детей.
  2. Владеть всеми необходимыми формами и методами обучения и воспитания.
  3. Уметь правильно осуществлять индивидуальный подход к детям.
  4. Осуществлять эффективное руководство и сотрудничество с учениками, опираясь на собственное профессиональное мастерство.
  5. Уметь планировать внеурочную деятельность.
  6. Формировать у учащихся интерес к процессу обучения, развивать у детей познавательные потребности.
  7. Гармонично совмещать работу педагога-предметника (учителя) и классного руководителя.
  8. Уметь взаимодействовать с родителями (опекунами) учащихся.
  9. Уметь взаимодействовать с социальными службами.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Современные формы и методы работы классного руководителя.

От способов организации воспитательного дела зависит результат взаимоотношения воспитателей и воспитанников.

Таблица 1. Виды и формы воспитательной работы.

п/п

Вид деятельности

Целевое назначение

Активные формы организации деятельности

1.

Познавательная

Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию.

Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет.

Внеурочная: конференция, круглый стол, интеллектуальный марафон,

2.

Общественная

Содействует социализации учеников

Выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство.

3.

Ценностно – орентированная

Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”.

Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия.

4.

Спортивно – Оздоровительная

Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений.

Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания.

5.

Художественная

Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей.

Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы.

Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники.

6.

Свободное общение

Взаимнообогащающий досуг школьников.

Общение друг с другом.

Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы.

7.

Трудовая

Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей.

Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.

1. Классный час

Классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Требования к содержанию классного часа:

  1. Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок – к суждениям.

  2. В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильногорешения.

Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.

  1. Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительныеэмоции.

  2. В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классномучасу.

Современные формы проведения классных часов:

  1. Дискуссионныеформы:

  • диспут;

  • дискуссия;

  • конференция;

  • круглый стол;

  • вечер вопросов и ответов;

  • встреча с интересными людьми;

  • лекторий;

  • аукцион.

  1. Формы состязательногохарактера:

  • конкурс,

  • викторина,

  • путешествие,

  • КВН,

  • эстафета полезных дел,

  • смотр,

  • парад,

  • презентация,

  • турнир,

  • олимпиада;

  1. Творческиеформы:

  • фестиваль

  • выставка

  • устныйжурнал

  • живая газета

  • творческийтруд

  • представление(проектов)

  • юморина

  • спектакль

  • концерт

  • ярмарка;

  1. Игровыеформы:

  • ролевыеигры

  • сюжетныеигры

  • интеллектуальные

  • игры –катастрофы;

  1. Формы психологическогопросвещения:

  • тренинг

  • исследование;

  1. Подвижныеформы:

  • веселыестарты

  • малаяолимпиада

  • школьнаяолимпиада

  • день…(атлетики, здоровья ит.д.)

  1. Формы работы внешколы:

  • экскурсия

  • поход

  • выход (концерт, цирковое, театральноепредставление).

Анализ классного часа

Он нужен педагогу для определения задач индивидуальной работы с воспитанниками, выделения стратегических направлений работы с классом.

Выделяют две стороны анализа.

Первая – это совместный анализ учителя с воспитанниками. (рефлексия). Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и результат; причем, важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого; выделение положительных моментов в организации совместной деятельности.

Другая сторона – это педагогический анализ.

  • Почему? Зачем? — Потребности, особенности,интересы

  • Что? -Цель

  • Как? — Методы Формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние учащихся. Удачи,трудности

  • И что мы с этого имеем? — Результат, продолжениеработы

Критерии эффективности классного часа

  1. Личностная значимость дляучащихся.

  2. Комфортность, благоприятный психологическийклимат.

  3. Возможностьдляпроявленияиразвитияиндивидуальныхи творческих способностей школьников.

  4. Обогащенность жизненного опытаучащихся.

  5. Духовно-нравственнаяценность.

  6. Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классногочаса.

2. Часы общения

Цель и задачи часов общения:

— Взаимнообогащающий досуг школьников.

-Общение друг с другом.

Данные занятия можно условно разделить на четыре блока:

Первый блок — общие сведения об общении;

Второй блок — общение как обмен информацией;

Третий блок — общение как взаимодействие;

Четвертый блок — общение как понимание и восприятие людьми друг друга.

Этапы проведения часов общения

В проведении часов общения можно выделить три основных этапа:

  1. подготовительный;

  2. рабочий;

  3. заключительный.

Подготовительный этап. Этот этап включает всебя:

  • подготовку и оборудованиепомещения;

  • обеспечение внешних условий;

  • моделирование предстоящейработы.

В помещении, где проводятся часы общения, следует по возможности исключить помехи, отвлекающие учащихся от происходящего в ходе занятий (обеспечить комнату ключом, приготовить технические средства, средства видеозаписи, уютную обстановку).

Активные участники (не более 13 человек) образуют внутренний круг. Остальные ребята выступают в роли активных наблюдателей, хотя по мере необходимости руководитель может привлекать их к активной работе группы (упражнения, игры, методы диагностики), они рассаживаются, образуя внешний круг или полукруг. Посадка по кругу наиболее благоприятна, так как обеспечивает участникам возможность видеть и слышать каждого и занимать позицию, равную со всеми. Иногда удобна для работы посадка по двум активно действующим кругам, когда на занятиях отрабатываются навыки, и ребята не нуждаются в непосредственном руководстве ведущего. Важно учесть, что активная группа образуется по принципу добровольности.

Таблица 2. Цели, задачи и тематика часов общения для школьников

п/ п

Цели, задачи, темы

I блок Общие

сведения об общении

II блок

Общение как обмен информацией

III блок Общение как взаимодействие

IV блок Общение как

понимание друг друга

1

Общиецели

Развитие общей культуры общения

школьника

Диагностика и развитие коммуникативного

потенциала ученика.

Диагностика и развитие умений взаимодействовать.

Диагностика и развитие умений понимать себя идругих

2

Задачи

1.Научить ценить общение 2.Понимать функции, виды, цели общения. 3.Научить анализировать и работатьнадразвитиемкоммуникативныхспособностей

  1. Научить детей вести диалог, участвовать в дискуссии, выступать публично, задавать вопросы,убеждать.

  2. Развитькоммуникативныеумения.

  1. Научить детей сотрудничать, решать конфликты.

  2. Научить организовывать коллективную деятельность. 3.Развить способности и умения взаимодействовать.

  1. Научитьучащихсяценитьсебя.

  2. Научить учащихся относиться к другому как высшей ценности.

  3. Развитьперцептивныеи эмпатийныеумения

подростка.

3

Примерныетемы

1.Что такое одиночество? 2.Формы, виды, функции и структура общения.

3.Умение дружить, его слагаемые. 4.Общительный ли ты человек? 5.Общительност ь и застенчивость. 6.Продуктивное общение: смысл и техника его осуществления.

  1. Основытехникиречи.

  2. Дыхание, голос, дикция.

  3. Правиладискуссии. 4.Выразительность речи.

  1. Обращениенауроке.

  2. Трудимся вместе. 7.Правила групповой работы. 8.Мастерство публичноговыступления.

9. Умеем ли мы слушать? 10.Слышать и слушать. 11.Одобрение и критика. 12.Искусство

комплимента.

1.Слагаемые сотрудничества. 2.Виды взаимодействия. 3.Управление конфликтом.

4.Мастерство убеждающего воздействия. 5.О чем говорят позы.

6.Мир начинаетсяс меня.

1.Самовыражени е и самооценка. 2.Чувство собственного достоинства.

3.Внимание и внимательность. 4.Позитивный разговор.

5.Тайм-аут. 6.Как проявляются чувства?

  1. Поддерживатьдругого.

  2. Поддержисебясам.

  3. Сопереживатьчтоэтозначит?

Рабочий этап.

Данный этап включает в себя:

  • разминку;

  • основнойэтап;

  • оценкурезультатов.

Задачаразминки-созданиеблагоприятногоклимата,настройучастниковна совместную творческую работу. Здесь широко используются игры или игровые моменты.Какпоказываетопыт,втакихиграхсудовольствиемучаствуютребята и старшего подростковоговозраста.

В качестве разминки можно использовать следующие приемы:

  • поприветствоватьдругдруга,назвавлишьоднослово(илиодинжест, изменивмимику);

  • высказать друг другукомплимент;

  • перечислить как можно больше приятных, уважительныхслов;

  • определить какие-либо ассоциации с предложенным предметом или явлением идр.

Основная часть включает в себя:

  • определение целей, задач, времени и темызанятия;

  • знакомство с ключевымиидеями;

  • организацию деятельности детей в зависимости от целей занятия. Это можетбыть:

  • организациядискуссии;

  • работа по выполнению творческих групповыхзаданий;

  • пробные и творческие упражнения по развитию умений инавыков;

  • организация деловых, психологическихигр;

  • работа в парах, творческом кругу по отражению существенных качеств и определеннойроли;

  • диагностика;

  • анализ ситуаций общения идр.

Время работы оговаривается до начала работы, чаще всего оно колеблется от 45 до 60 минут.

Анализ результатов.

Этот этап включает:

  • резюмирование полученной информации во времязанятия;

  • оценку работы рабочей группы в достижении поставленнойцели.

Основные задачи ведущего

  1. Подготовить помещение, необходимые средства длязанятия.

  2. Определить активную группуучастников.

  3. Сформулировать цель, задачи, тему, сообщить время, ознакомить ребят с программойзанятия.

  4. Ориентировать учащихся на сотрудничество в совместной работе, принятие коллективного решения (где необходимо).

  5. Создатьдоброжелательнуюобстановку,деловуюатмосферу, положительный эмоциональныйтон.

  6. Добиваться, чтобы в работе принимали участие всечлены.

  7. Стимулировать пассивныхребят.

  8. Оказывать дозированную помощь, поддержку тому, кто в этом нуждается.

  9. Не допускать личной конфронтацииучастников.

  10. Побуждать ребят к самоанализу, самоконтролю, самонаблюдению действий и мнений и дальнейшемусамовоспитанию.

  11. Уделять (по возможности) вниманиекаждому.

  12. Четко подводитьитоги.

  13. Добиваться того, чтобы у каждого было чувствоудовлетворения.

  14. Формировать адекватную оценкукаждого и уважениевсехк личностидругого.

Для успешного решения поставленных задач ведущему необходимо:

  • быть открытым, т. е. быть самим собой, открыто предъявлять своё мнение,

  • уметь отнестись к своей позиции не как к единственноверной;

  • видеть в каждомположительное;

  • быть готовым к доверительному контакту, т. е. быть ответственным за развитие желаемыхотношений;

  • выводить участников на роли ведущих вобщении;

  • быть готовым к совместному поиску решений на правахравного.

Методы и средства, применяемые в часах общения

В часах общения используются следующие группы методов:

Методы формирования сознания:

рассказ;

беседа;

пример;

убеждение;

внушение;

дискуссия;

эвристический вопрос;

Рефлексивные методы:

самонаблюдение,

самоанализ;

самоодобрение;

самоконтроль;

самоотчёт;

самооценка;

самопорицание.

Методы организации деятельности:

упражнение;

игра;

инструктаж;

микротренинг;

«мозговой штурм»,

анализ ситуаций,

решение поставленных задач.

Методы диагностики:

тестирование;

анкетирование;

опрос;

интервью;

текст-рисунок;

ранжирование;

недописанный рассказ,

тезис и др.

В таблице 3приведен комплекс умений, необходимых для организации продуктивного, гуманистического по характеру общения, которым должен владеть и учитель и учащиеся. «Часы общения» способствуют развитию данных умений у школьников.

Таблица 3. Комплекс умений учителя и учащихся, необходимых для продуктивного общения

Коммуникативныеумения

Умения

взаимодействовать

Перцептивныеумения

1

2

3

умение слушать (активно и пассивно) и вслушиваться;

умение передавать информацию и принимать её с нужным смыслом и личностным отношением; открыто предъявлять собеседнику свою позицию; умение считаться с другим мнением;

умение отстаивать свою точку зрения и убеждать других

  1. умение владеть позицией всехролей:

  2. умениесотрудничать;

  3. умение организовывать коллективную учебно- творческуюдеятельность;

  4. умение решать конфликт и достойно выходить из него.

  1. умение понять коммуникативное состояние другого исебя;

  2. умение сопереживать, поддерживать и сочувствовать;

  3. умение быть внимательным и доброжелательным кдругому;

  4. умение правильно оценивать информацию и прогнозировать реакцию на своеповедение;

  5. умение замечать и регулировать защитные механизмыучащихся.

3. Классное родительское собрание

Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение — согласование, координация и интеграция усилий педагога и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

Нетрадиционные формы родительских собраний:

Родительские вечера — это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.

Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно.

С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

Семинар- практикум. На собрании могут выступать не только учитель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть, как учитель так и родители, приглашенные специалисты.

Родительские ринги — одна из дискуссионных форм формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.

Собрание «Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в классе). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Детская агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

Собрание «Мини проекты» — родительское собрание можно провести совместно с детьми. На таком собрании можно провести совместную работу по созданию мини-проекта, например по теме: «В здоровой семье – здоровые дети», в каждой группе присутствуют и родители и дети, группе даётся конкретное задание, например, 1-я группа – составляет режим дня для своёй семьи, 2-я группа – разрабатывает сбалансированное меню, питание, 3-я группа отвечает за «личную гигиену», 4-я группа – говорит о влиянии спорта на здоровый образ жизни, 5-я группа – о негативном влиянии телевизора, компьютера, планшетов и сотовых телефонов. В заключение собрания выстраивается совместный «мини – проект».

Собрание «Мастер – класс» — собрание, на котором родители могут провести мастер- класс, демонстрируя свои достижения в области воспитания детей. Предварительно даётся тема нескольким родителям, и поручается каждому провести маленький фрагмент занятия, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, например, как научить ребенка ответственно относиться к выполнению домашнего задания. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенда « Копилка родительского опыта»

Собрание « Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На нем обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – школа» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе учитель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция».Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, учитель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка.Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис семи лет. Учитель дает понятия – кризиса семи лет, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Педагог предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, учителя, специалисты.

Совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на выходе из начальной школы ?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации: « Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват».

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными. Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал(а)?», «Как ты можешь поступать так со мной!» и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: «Хорошо учиться в школе — это значит…» или «Для меня диалог с ребенком — это…» Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?» Или: «Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста», или: «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний» и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

«Мини- эксперимент» .Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

4. Работа с детьми с «группы риска»

Цель: активное воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка, содействие стабилизации эмоционального уровня.

Задачи коррекционной работы классного руководителя с детьми «группы риска».

1. Выявление и изучение неблагоприятных (психогенных и дидактогенных) факторов социальной среды (семья, школа, улица), травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие.

2.Формирование характера и личности, преодоление микросоциально — педагогической запущенности.

3.Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование благоприятных взаимоотношений с окружающими, повышение (изменение) социального статуса личности, создание ситуации успеха.

4.Формирование эмоциональных и социальных способов совершенствования и саморегуляции (познавательных, этических, трудовых, эстетических).

Что является показателями к использованию коррекционной функции:

  • Нарушение коммуникации (связей) в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-коллектив».

  • Низкий уровень социальных достижений личности и коллектива, значительно расходящийся с потенциальным уровнем.

  • Наличие поведения, отклоняющегося от социальной нормы, демонстративный, систематический отказ от выполнения педагогических требований;

  • Стресс, депрессия, высокая тревожность и конфликтность.

Понять, принять, помочь — основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.

Для детей «группы риска» очень важно:

Освобождение от груза негативных переживаний.

Восстановление позитивного отношения к миру.

Актуализация потенциальных ресурсов ребёнка.

Педагогу необходимо:

  • Обсуждать с ребенком особенности состояния его близких, помочь понять истоки этого состояния и убедить в том, что он не является их причиной, так как дети склонны испытывать вину за происходящее с их родителями.

  • Обсудить с ребёнком возможное расширение круга его интересов, занятий, в которых он мог бы проявить свою успешность и способности.

  • Постараться обеспечить ребёнку поддержку со стороны сверстников, значимых взрослых, родственников.

  • Постараться помочь ребёнку осознать свои трудности, позволить выразить свои мысли и чувства.

  • Бывает и так, что ребёнок рассказывает о причинах своего состояния и поведения, но мы не слышим его, мы не умеем слушать. Поэтому, очень важно овладеть приемами «эмпатического слушания».

  • Во всех случаях, когда ребёнок обижен, расстроен, рассержен — первое, что необходимо сделать, дать ему понять, что вы понимаете его переживания, «слышите его», сопереживаете ему.

Способы и формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»

1. Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.

2. Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.

3. Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе.

4. Изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимися, коллективом.

5. Регулирование отношений с семьёй.

6. Анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций.

7. Дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.

Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей:

Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Существо поведения подростка — это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений.

Семьи делятся на пять типов.

1. Семья, в которых «трудные» родители. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью,безразличием, отсутствием духовного контакта.

Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может применить следующую стратегию:

  • расположить родителей к себе, заручиться доверием, не спешить обижаться;

  • попробовать посмотреть на себя глазами родителей, это поможет лучше понять и контролировать свое отношение;

  • заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и будущее;

  • деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам;

  • пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненных проблем;

2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедностьчувств, отсутствие духовных связей с детьми.

Задача классного руководителя:

  • терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность;

  • обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь;

  • выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни;

  • подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.В такой семьеродители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия,недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задача классного руководителя:

  • сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций;

  • включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся;

  • пробудить интерес отцов и матерей к самообразованию в области педагогики и психологии;

  • внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества поощряют.

Задача классного руководителя:

  • изменить ориентацию родителей только на материальные ценности;

  • заинтересовать внутренним духовным миром подростка;

  • при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, на служение людям, доброту, благородство поступков, приводя при этом примеры из жизни других семей.

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Задача классного руководителя:

  • доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным;

  • убедить родителей отказаться от действия с позиции силы;

  • относиться к ребенку как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение;

  • показать, что терпение и снисходительность к ребенку — главные средства в воспитании.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.

Памятка классному руководителю при оказании помощи подростку в разрешении проблем

Когда у подростка случается горе, душевный разлад, разочарование, он, как правило, ищет сочувствия у окружающих, стремится «выговорить» свои неприятности. То, что высказано вслух, как бы отчуждается от человека в слове, при этом нередко «отходит», облегчается и переживание.

Если учащийся находится в эмоционально подавленном состоянии, безотлагательно пригласите его на беседу.

Методика работы по организации беседы

Приглашение на

беседу-

Приглашение необходимо сделать обязательно лично, желательно с глазу на глаз. Ни в коем случае нельзя вызывать к себе человека на беседу через «третьих лиц».

Место беседы

Можно провести разговор в служебном помещении, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное — отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни длился.

Поведение во время беседы

Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Время беседы

Желательно назначить беседу не в служебное время, когда каждый занят своими делами

Ваша помощь окажется более эффективной, если беседа будет построена в соответствии с определенными принципами и складывается из нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу.

Этапы беседы

Начальный этап беседы

Главная задача этапа заключается в установлении эмоционального контакта с приглашенным на беседу подростком. Необходимо убедить собеседника в том, что его проблемы будут поняты, что вы искренне разделяете его заботы и трудности. На первом этапе — только внимательное, терпеливое выслушивание, без сомнения и критики. Уточните, также, сведения о близких людях, так как именно они часто являются резервными источниками помощи и поддержки.

Второй этап беседы

В ходе второго этапа устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняется, что повлияло на душевное состояние подростка. Один из наиболее существенных моментов этого этапа — снятие у человека ощущения безысходности ситуации. Постарайтесь убедить его в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо. В завершение этого этапа беседы целесообразно использовать прием «определение конфликта», т.е. высказать четкую формулировку ситуации, переживаемой человеком.

Третий этап беседы

Этот этап представляет собой совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Следует иметь в виду, что вероятность реализации планируемых действий будет выше в тех случаях, когда в планировании ваш собеседник играет ведущую роль. Если он испытывает затруднения, предложите определенный вариант поведения, возможные способы разрешения ситуации, которые могут привести к выходу из психологического кризиса. Преодоление психотравмирующей ситуации разбивается на более мелкие, принципиально разрешимые задачи и для ближайших задач предлагается несколько предварительных решений. Итогом этого этапа беседы должен стать конструктивный план поведения, направленного на преодоление неблагоприятных обстоятельств.

Завершающий этап беседы

Этот этап окончательного формирования решения, активной психологической поддержки и придания человеку уверенности в своих силах и возможностях. План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко.

Предупреждение№1

Действия после беседы.

Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы с учетом личностных особенностей подростка в сложившейся ситуации. Поэтому всякие детализованные рекомендации на этот счет весьма затруднительны, но основные могут состоять в следующем:

  • отнеситесь ко всем высказываниям собеседника очень серьезно;

  • продумайте план оказания помощи ребёнку;

  • учитывая повышенную вероятность неадекватных реакций, создайте для него на какой-то период более спокойные («щадящие») условия учебы: реже спрашивайте на уроках, не ставьте отрицательных оценок, не используйте методы наказания;

  • ставьте несложные задачи, успешное выполнение которых будет способствовать повышению самооценки личности;

  • не оставляйте подростка без контроля и внимания;

  • при необходимости продумайте возможность госпитализации подростка (для медикаментозной поддержки).

Предупреждение№2!

Нельзя допускать никаких действий вопреки желанию подростка. Любая информация, сообщенная вам в ходе беседы, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения в коллективе. (Соблюдайте принцип конфиденциальности).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Целекоксиб цена таблетки 200мг инструкция по применению отзывы аналоги
  • Мануал форд с мах
  • Энтеродез инструкция по применению для детей при поносе
  • Септолит кожный антисептик инструкция по применению
  • Эритромицин суспензия для детей инструкция по применению