Задания Д23 C3 № 8308
i
В 1930-х гг. партия и правительство прилагали большие усилия для укрепления мощи Красной Армии. Разрабатывались новые типы военной техники, под военное производство были выделены большие производственные мощности. В стране культивировался облик советского воина — патриота, непобедимого защитника. Но в июне-июле 1941 г. Красная Армия оказалась на грани полного разгрома в результате нападения фашистской Германии. Приведите не менее трёх объяснений тому, что Красная Армия оказалась в таком положении.
Спрятать пояснение
Пояснение.
Могут быть даны следующие объяснения:
1) внезапность нападения фашистской Германии, в том числе связанная с просчетами Сталина;
2) ослабление командного состава армии в результате сталинских репрессий;
3) устаревшая и не соответствующая требованиям момента тактика советских войск (неоправданное стремление к проведению контратак в неподходящих условиях);
4) вмешательство партийного руководства во главе со Сталиным в планирование военных операций (что стало одной из причин разгрома под Киевом);
5) недостаток современной техники в войсках к началу войны (быс¬трое устаревание боевой техники, созданной в середине 1930-х гг.);
6) помощь вермахту со стороны противников Советской власти, существующего режима, со стороны части населения недавно присоединенных территорий (Западная Украина, Прибалтика). Могут быть указаны другие объяснения.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
---|---|
Правильно приведены три объяснения. | 3 |
Правильно приведены два объяснения. | 2 |
Правильно приведено одно объяснение. | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл | 3 |
Источник/автор: Соловьёв Я. В. (Москва)
Анализ исторической ситуации (1930-1940гг.)
-
Многие представители отечественной творческой интеллигенции с восторгом приняли новую, советскую власть. В 1920-х гг. в Советском государстве существовали разнообразные творческие объединения, развивалось авангардное искусство, совершались смелые творческие эксперименты. Но в 1930-х гг. ситуация изменилась: утвердился единый метод — социалистический реализм, другие направления стали преследоваться, творческие объединения были закрыты или слиты в единые союзы, культура была поставлена под жёсткий партийный контроль, на часть творческой интеллигенции обрушились гонения и репрессии. Дайте не менее трёх объяснений произошедшим изменениям.
-
За период конца 1920-х — первой половины 1930-х гг. в СССР из деревни в город переселилось несколько миллионов человек. Укажите не менее трёх причин (предпосылок) данного явления.
3.В результате первых двух пятилеток СССР достиг невероятных экономических успехов. Страна стала экономически независимой, производя все виды промышленной продукции. Быстрыми темпами развивалась тяжёлая промышленность. Однако современные исследователи отмечают многие негативные черты установившейся тогда в СССР экономической системы. Приведите не менее трёх негативных черт созданной к середине 1930-х гг. в СССР экономической системы.
4.Подписание пакта Молотова – Риббентропа резко понижало международный авторитет Советского Союза, ранее последовательно занимавшего антифашистские позиции на мировой арене. Понимая это, И.В. Сталин всё же шёл на сближение с Германией. Укажите не менее трёх причин такой политики.
5.В 1940 г. германским командованием был разработан план нападения на СССР, получивший название «план Барбаросса». Укажите любые три причины (предпосылки) провала этого плана.
6.В сентябре 1941 г. И.В.Сталин в беседе с американским государственным деятелем У.А. Гарриманом сказал: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию… Может быть, будет сражаться за Россию». Неожиданное признание И.В. Сталина было признаком существенного пересмотра идейных основ партийно-политической работы в армии и стране. Почему в политике руководства страны произошел поворот, который получил название «идеологического нэпа»? Приведите не менее двух фактических подтверждений произошедшего поворота.
7.В конце 1930-х гг. советское руководство активно начало готовиться к войне. Советскому обществу внушалась мысль, что противник будет легко разгромлен Красной Армией. Но летом 1941 г. после нападения фашистской Германии Красная Армия оказалась на грани полного разгрома. Дайте не менее трёх объяснений произошедшему.
8.Бóльшую часть 1930-х гг. СССР проводил политику, нацеленную на противодействие агрессивным планам фашистской Германии. Однако накануне Второй мировой войны Советский Союз поменял политику и заключил договор с Германией. Укажите название этого договора. Приведите не менее двух причин, побудивших Советский Союз заключить этот договор.
9.С середины 1930-х гг. СССР проводит активную политику, направленную против распространения фашизма в Европе. Укажите любые три меры, которые были приняты СССР в рамках проведения этой политики.
10.В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршала Г.К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: «Битва за Москву». Предположите, чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трёх предположений).
11.В 1930-х гг. партия и правительство прилагали большие усилия для укрепления мощи Красной Армии. Разрабатывались новые типы военной техники, под военное производство были выделены большие производственные мощности. В стране культивировался облик советского воина — патриота, непобедимого защитника. Но в июне-июле 1941 г. Красная Армия оказалась на грани полного разгрома в результате нападения фашистской Германии. Приведите не менее трёх объяснений тому, что Красная Армия оказалась в таком положении.
Ответы.
1. В 1930-х гг. в стране установился тоталитарный режим, культ личности Сталина; был сформирован мощный репрессивный аппарат; произошла унификация всей общественной жизни.
2.Могут быть указаны следующие предпосылки данного явления:
1) аграрное перенаселение заставляло крестьян в поисках работы покидать деревню;
2) крестьяне бежали от колхозов спасаясь от раскулачивания;
-
коллективизация резко снизила уровень жизни крестьянства, и крестьяне стремились покинуть деревню любыми способами.
3.Могут быть приведены следующие негативные черты:
1) созданная система во многом была основана на насилии (например, насильственное объединение крестьян в колхозы, использование труда заключённых и т. д.);
2) в советской экономической системе работник оказывался мало заинтересован в результатах своего труда, это снижало возможности по повышению производительности труда;
3) в 1930-х гг. сложилась диспропорция в развитии тяжёлой промышленности, с одной стороны, и лёгкой и пищевой промышленности, с другой, это вело к дефициту товаров народного потребления;
4) отсутствие частного предпринимательства не позволяло расширяться сектору услуг, производства товаров народного потребления;
5) плановые показатели, которые приходилось выполнять предприятиям, часто были оторваны от реальности.
4.1) советские войска проявляли героизм, что препятствовало быстрому продвижению немецких войск;
2) из-за нападения на Югославию и Грецию Гитлер был вынужден отсрочить начало нападения на СССР на пять недель, что не позволило ему завершить кампанию против СССР до начала зимы;
3) при разработке плана германское командование недооценило военно-мобилизационный потенциал СССР;
4) при реализации плана общий фронт немецких армий вытянулся
в глубь территории СССР на 2500 км, что снижало его оперативную плотность войск до 14 километров на одну дивизию; поэтому требовались срочные перегруппировки войск, на которые уходили дополнительное время и силы;
5) немецкие войска с трудом продвигались по труднопроходимым территориям;
-
СССР получил помощь и поддержку со стороны Англии и США
5.Правильный ответ должен содержать следующие эдементы.
Ответ на первый вопрос:
неудачи летней кампании 1941 г. показали, что одной коммунистической идеологии недостаточно для победы над врагом, возникла необходимость обратиться к духовным традициям народа и русской армии.
Фактические подтверждения:
1) возрождение гвардии:
2) появление полководческих орденов:
3) в своих выступлениях И.В. Сталин обращается к именам великих русских полководцев:
4) позже, в 1943 г.. восстановление патриаршества, роспуск Коминтерна, замена петлиц погонами в военной форме:
-
появление нового государственного гимна («сплотила навеки Великая Русь»).
6.Могут быть приведены следующие объяснения:
— неудачи в начале войны были вызваны внезапным и вероломным характером нападения фашистской Германии без объявления войны;
— сталинское окружение поддерживало ошибочную в той ситуации стратегию ведения наступательной войны на территории противника;
— развязанные Сталиным и его окружением репрессии против командного состава Красной Армии ослабили её готовность к войне;
— репрессии против конструкторов и учёных негативно сказались на развитии военной техники в СССР;
— немцы использовали самую передовую тактику ведения военных действий, умело пользовались техническим преимуществом, чему не смогли противостоять многие европейские страны, в том числе Франция;
— при нападении на СССР немцы использовали всю производственную мощь и ресурсы покорённой Европы;
-
вмешательство И.В. Сталина в руководство армией в начале войны негативно сказывалось на результатах боевых действий.
7.В правильно ответе должно быть указано:
Название договора- Пакт о ненападении, пакт Молотова-Риббентропа
Причины:
— СССР боялся остаться в политической изоляции.
— Нежелание Англии и Франции создавать в Европе систему коллективной безопасности
Боязнь СССР оказаться в состоянии войны на два фронта из-за усиления Японии на Дальнем Востоке
8.Могут быть указаны следующие меры:
1) вступление СССР в Лигу Наций;
2) подписание договоров о взаимной помощи с Францией и Чехословакией в 1935 г.;
3) разработка советским правительством плана борьбы за коллективную безопасность, предусматривавшего заключение регионального соглашения между европейскими государствами о взаимной защите от германской агрессии;
4) выступление СССР с осуждением введения в Германии в 1935 г. всеобщей воинской обязанности;
5) предложение Лиге Наций предпринять действенные меры, направленные против введения немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону;
-
открытая поддержка Испанской республики в ходе Гражданской войны в Испании (отправка военной техники, военных советников, добровольцев).
9.1) сталинское руководство полагало, что советско-германское сближение — важнейший внешнеполитический манёвр СССР, дающий стране время для полномасштабной подготовки к предстоящей войне с Германией и её союзниками;
2) И. В. Сталин считал, что Германия не станет воевать с СССР одновременно с военными действиями в Западной Европе;
-
сближение СССР и Германии было напрямую связано с провалом в 1939 г. англо-франко-советских переговоров о взаимопомощи.
10.Могут быть приведены следующие предположения:
1) в битве за Москву Красная Армия отстояла столицу СССР;
2) Московская битва окончательно сорвала германский план молниеносной войны;
3) Московская битва развенчала миф о непобедимости нацистских войск;
во время Московской битвы возможность поражения СССР была наибольшей за всю историю Великой Отечественной войны.
11.Могут быть даны следующие объяснения:
1) внезапность нападения фашистской Германии, в том числе связанная с просчетами Сталина;
2) ослабление командного состава армии в результате сталинских репрессий;
3) устаревшая и не соответствующая требованиям момента тактика советских войск (неоправданное стремление к проведению контратак в неподходящих условиях);
4) вмешательство партийного руководства во главе со Сталиным в планирование военных операций (что стало одной из причин разгрома под Киевом);
5) недостаток современной техники в войсках к началу войны (быс¬трое устаревание боевой техники, созданной в середине 1930-х гг.);
6) помощь вермахту со стороны противников Советской власти, существующего режима, со стороны части населения недавно присоединенных территорий (Западная Украина, Прибалтика). Могут быть указаны другие объяснения.
В 1930-х гг. партия и правительство прилагали большие усилия для укрепления мощи Красной Армии. Разрабатывались новые типы военной техники, под военное производство были выделены большие производственные мощности. В стране культивировался облик советского воина — патриота, непобедимого защитника. Но в июне-июле 1941 г. Красная Армия оказалась на грани полного разгрома в результате нападения фашистской Германии. Приведите не менее трёх объяснений тому, что Красная Армия оказалась в таком положении.
Ответ:
Могут быть даны следующие объяснения:
1) внезапность нападения фашистской Германии, в том числе связанная с просчетами Сталина;
2) ослабление командного состава армии в результате сталинских репрессий;
3) устаревшая и не соответствующая требованиям момента тактика советских войск (неоправданное стремление к проведению контратак в неподходящих условиях);
4) вмешательство партийного руководства во главе со Сталиным в планирование военных операций (что стало одной из причин разгрома под Киевом);
5) недостаток современной техники в войсках к началу войны (быс¬трое устаревание боевой техники, созданной в середине 1930-х гг.);
6) помощь вермахту со стороны противников Советской власти, существующего режима, со стороны части населения недавно присоединенных территорий (Западная Украина, Прибалтика). Могут быть указаны другие объяснения.
Вопрос пользователя
В 1930-х гг. партия и правительство прилагали большие усилия для укрепления мощи Красной Армии. Разрабатывались новые типы военной техники, под военное производство были выделены большие производственные мощности. В стране культивировался облик советского воина — патриота, непобедимого защитника. Но в июне-июле 1941 г. Красная Армия оказалась на грани полного разгрома в результате нападения фашистской Германии. Приведите не менее трёх объяснений тому, что Красная Армия оказалась в таком положении.
Ответ эксперта
Могут быть даны следующие объяснения:
1) внезапность нападения фашистской Германии, в том числе связанная с просчетами Сталина;
2) ослабление командного состава армии в результате сталинских репрессий;
3) устаревшая и не соответствующая требованиям момента тактика советских войск (неоправданное стремление к проведению контратак в неподходящих условиях);
4) вмешательство партийного руководства во главе со Сталиным в планирование военных операций (что стало одной из причин разгрома под Киевом);
5) недостаток современной техники в войсках к началу войны (быстрое устаревание боевой техники, созданной в середине 1930-х гг.);
6) помощь вермахту со стороны противников Советской власти, существующего режима, со стороны части населения недавно присоединенных территорий (Западная Украина, Прибалтика). Могут быть указаны другие объяснения.
Обновлено: 20.05.2023
Чтобы отписаться от новостей другого пользователя, щелкните на значке настроек в этом событии и выберите нужный пункт.
कोहनूर को दुनिया भर में एक सब से बड़ा हीरा माना गया है। पत्थर अंग्रेज़ी मुकुट में है – Кохинур — один из крупнейших бриллиантов в мире. Камень находится в английской короне.
Мир Вашему дому: Интерьер, где пережили «затопление кипятком».
Квартира, в которй мы сегодня побываем, расположена в одном из домов почти столетней давности — в так называемом Буденовском поселке (Москва) на берегу Яузы — памятнике эпохи конструктивизма 1920-х годов.
Молодые хозяева большой квартиры, Лена и Егор, хотели освежить родительский ремонт двадцатилетней давности. Прежняя мебель из массива выглядела устаревшей. За помощью обратились к дизайнеру Нате Новиковой. Но как только решение о небольшом ремонте было принято, добавилась глобальная проблема — в квартире обвалился потолок.
Путешествуем по Миру: Амстердам.
Амстердам — столица и крупнейший город Нидерландов, расположенный на севере страны в месте впадения рек Амстел и Эй в Северное море. Название города можно дословно перевести как «плотина, дамба на реке Амстел». Амстердам — это жемчужина Северной Европы, «Венеция Севера», город удивительной архитектуры, сотен канал и тысяч мостов. Он очаровывает и влюбляет в себя с первого взгляда. еще…
Укус мурены может спровоцировать гангрену или общее заражение крови, поскольку она является падальщиком и у нее в пасти находится очень много микробов
Мир искусства: Простое колдовство красок. Художник Марина Захарова
Художник Марина Захарова родилась в Костроме, после окончания средней школы закончила, в 1987 году, Ярославское художественное училище.
В 1988 году Марина стала членом Союза Художников России, и в том же году была награждена медалью Президента Российской Федерации за творческие достижения.
Уже не одно десятилетие Марина Захарова является постоянным участником отечественных и зарубежных экспозиций в Германии, Польше, Греции, Черногории. Восхитительные натюрморты художницы хранятся в музейных и частных коллекциях России и еще…
В Международном обществе «Мемориал» прошел семинар исследовательского и просветительского проекта «Москва. Места памяти», в рамках которого кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ИИЕТ РАН имени Вавилова, редактор-составитель интернет-сайта «Социальная история отечественной науки» Константин Томилин рассказал о репрессиях против ученых в СССР. «Лента.ру» публикует выдержки из его выступления.
Формы репрессий
Современным историкам известно об арестах около 100 членов и членов-корреспондентов Академии наук в советское время. Из них 44 погибли: 23 расстреляны, 13 умерли в заключении, 8 — в ссылке. Некоторые пропали без вести в лагерях.
Ученых депортировали из страны. Здесь характерна история с так называемым «философским пароходом» — насильственной высылкой более 160 представителей интеллигенции в 1922 году. Некоторых ученых, наоборот, насильственно удерживали — например Петра Капицу в 1934 году. Их загоняли в «шарашки», лишали научных званий и возможности вести научную работу, исключали из Академии наук.
После увольнения по идеологическим причинам ученые не могли найти работу. В 1930 году последовала массовая ликвидация научных обществ. Проводились грязные пиар-кампании в газетах против людей науки, чинились препятствия к самоорганизации и международной коммуникации ученого сообщества.
Подверглись разгрому и отдельные науки (краеведение, генетика), против которых были проведены идеологические кампании, практиковались репрессии против отдельных научных работ.
Важно помнить, что СССР был идеологическим государством, целью которого являлось построение коммунизма. Во всех науках государство насаждало классовый подход, над обществом устанавливало тотальный контроль, а к людям относилось как к расходному материалу.
Власть об ученых
Большевики после прихода к власти рассматривали ученых как представителей старого буржуазного мира. В историю вошла фраза Ленина, которую он написал 3 сентября 1921 года в ответ на обращение Русского физико-химического общества в защиту профессора Тихвинского: «Т. Горбунов! Направьте запрос в ВЧК. Тихвинский не «случайно» арестован: химия и контрреволюция не исключают друг друга».
Заведующий отделом научных учреждений Совнаркома Воронов на встрече с секретарем Академии наук Ольденбургом в 1928 году угрожал: «Правительство десять лет ждало и дало много авансов, но на одиннадцатом году оно поступит с Академией наук по-своему. Академия наук не сумела понять и занять то положение, которое она должна занять в советском государстве».
Удостоверение Генерального секретаря Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) Иосифа Сталина — почетного члена Академии наук СССР
А вот пример пиар-кампаний в прессе по поводу выборов в Академию наук: «На двенадцатом году пролетарской диктатуры пора уничтожить старый гнилой пережиток тайных баллотировок. В Советской Республике каждый честный гражданин должен голосовать открыто». Это цитата из постановления производственной конференции Балтийского завода, опубликованного в «Ленинградской правде» (1929 год). «Мы требуем, чтобы вся деятельность Академии наук проходила под контролем всей пролетарской общественности», — это уже из заявления рабочих завода «Красный треугольник».
У заведующего научным отделом Московского горкома партии Кольмана в 1931 году вышло две статьи: «Вредительство в науке» и «Вредительская математизация науки», в которой он ставил знак равенства между математизацией и вредительством: «Не менее характерной чертой, чем грубая подделка под «советский стиль», является исключительное обилие математических вычислений и формул, которыми так и пестрят вредительские работы».
Недавно было опубликовано высказывание Сталина, которое обнаружили в дневнике Вавилова (25 января 1946 года): «Гениев не бывает, их выдумали, влияет обстановка, условия».
Ученые о власти
А что же говорили сами ученые? Здесь мы видим диаметрально противоположное мнение о развитии науки. Математик Дмитрий Егоров писал: «Навязывание стандартного мировоззрения ученым является подлинным вредительством». Вернадский в письме своему сыну описывает обсуждение устава Академии наук: он в своем выступлении «указал на необходимость свободной научной работы и бережного отношения к дарованиям, охраны талантливых людей как величайшего блага страны — это была бомба». Письмо Вернадский писал за границей, поэтому о том, что происходило, рассуждал свободно.
Вавилов в своем дневнике отмечал: «Надо приучить выделять больших по-настоящему талантливых людей. Знаю, что их очень мало, но без них ничего не сделаешь». То есть мы видим два совершенно разных взгляда на развитие науки. Власти хотят, чтобы ученые были как солдаты, а сами ученые говорят, что для научной работы необходима свобода творчества, талантливые люди и понимание уникальности личности со стороны власти.
Академик Владимир Иванович Вернадский с женой Натальей Егоровной
Фото: «Огонек» / «Коммерсантъ»
Основные вехи репрессий
В 1929 году возникает первая авиационная «шарашка». В этом же году под большим нажимом партии в Академию наук происходит зачисление коммунистов. Но ситуация постоянно менялась, и через год те коммунисты, которых с боем проталкивали в академию, сами попали в опалу, их арестовали и расстреляли (Бухарин, Рязанов).
По «делу Академии наук» были арестованы четыре академика и девять членов-корреспондентов. Все историческое направление науки было разгромлено, все арестованные были сосланы. Пожилые ученые умирали в ссылке. Одновременно закрывались общесоюзные общества, разгромили краеведение, чудом выжило Московское математическое общество.
В 1934 году спонтанно возникает решение о переводе Академии наук из Ленинграда в Москву. Это стало неожиданностью даже для местной парторганизации. В документе были прописаны и сроки — три месяца, что было абсолютно невозможно. Это негативно отразилось на работе ученых, многие не хотели переезжать в Москву. Здесь удалось найти компромисс с властью: увеличено количество институтов, выделено дополнительное финансирование и восстановлены научные степени.
После убийства Кирова в 1935 году арестовывали и высылали интеллигенцию, в том числе и ученых. Еще через год в стране начались массовые репрессии против всех слоев общества.
При непосредственном участии Лаврентия Берии в конце 1938 года создается авиационная «шарашка» ЦКБ-29, в которую собрали авиаконструкторов, к этому времени еще не погибших. В 1941 году с началом войны происходят аресты ученых немецкого происхождения или немецкоязычных, особенно в Ленинграде. Некоторые из них погибли, например доктор физико-математических наук, профессор ЛГУ Владимир Игнатовский.
1946-1953 годы ознаменовали идеологические кампании против низкопоклонства, «суды чести» против космополитизма, повторные репрессии и организация «шарашки» для немецких ученых. В 1948 году на сессии ВАСХНИЛ происходит разгром генетики, возникает опасность для других научных направлений. Это произошло, когда Лысенко отправил свой доклад Сталину, и тот поддержал его. Происходящее было представлено как победа мичуринской натуралистической биологии над лженаукой генетикой.
Академик Трофим Денисович Лысенко громит генетиков на сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ). 1948 год
Фото: «Огонек» / «Коммерсантъ»
Тогда же возникла идея проведения конференций по другим направлениям науки — для разгрома лженаучных, как они считали, течений. В 1949 году началась подготовка такой конференции по физике, и Вавилову удалось ввести в ее повестку пункт об участии в подготовке ученых из Академии наук.
Это коренным образом изменило ситуацию. Сохранились стенограммы тех заседаний, из которых видно, как ученые отстаивали свое мнение, пришло более ста человек. Один Виталий Гинзбург посетил десять заседаний, и в конце концов конференцию было решено отложить как неподготовленную.
После смерти Сталина научная деятельность восстанавливалась, началась борьба за генетику. Но только после отстранения Хрущева в октябре 1964 года генетика получила возможность свободного развития. Восстановление гуманитарного направления (истории, философии) в стране началось с приходом нового поколения ученых (правда, прежде всего в рамках марксистской парадигмы).
Власть старалась контролировать эти процессы, началась борьба с инакомыслящими. Возникла волна эмиграции, прежде всего еврейской. Только с декабря 1986 года после освобождения политзаключенных, начала перестройки и гласности начинают восстанавливаться нормальные условия для развития науки. Однако из-за радикальных реформ в экономике, резкого перехода от плановой к рыночной экономике произошло разрушение науки — экономическая и внутренняя (переход в другие области) эмиграция ученых.
Где и сколько
Наибольший ущерб был нанесен гуманитарным направлениям науки. Большевики считали, что обладают истиной в последней инстанции и философы других направлений им были не нужны. Позже оказалось, что и марксистские философы им тоже не нужны, остались востребованы только те «философы», которые согласно моменту могли быстро подыскать удобную фразу из Маркса, Энгельса или Ленина. Огромный ущерб был нанесен историческому направлению, так как здесь основателем государства назывался Ленин, а то, что было до этого, считалось предысторией.
Научно-технические области понесли меньшие потери, но и там тоже погибали выдающиеся ученые. Например, физик-теоретик Матвей Бронштейн год отсидел в тюрьме. Физик Владимир Фок тоже был арестован, привезен в Москву и только благодаря ходатайству Капицы выпущен на свободу.
Если взять самых выдающихся физиков-экспериментаторов, то мы увидим, что Лев Шубников был расстрелян, Петр Капица — задержан в 1934-м году, а затем за отказ от участия в атомном проекте находился в опале до смерти Сталина.
Что касается биологии, то здесь в центре находится гибель Вавилова. Помимо него, погиб Георгий Карпеченко, арестовали целый ряд биологов, разгромили генетику. Некоторые ученые были отстранены от работы по решению ЦК в 1948 году, им запретили преподавать. По спискам их было более ста человек, некоторых исключили из партии, как, например, Иосифа Раппопорта.
Не лучше обстояло дело и в химии. Химик Владимир Ипатьев не вернулся в СССР из-за ситуации в стране. В 1928 году погиб в тюрьме при невыясненных обстоятельствах Евгений Шпитальский.
Репрессии не обошли стороной технические направления. Был расстрелян Георгий Лангемак, изобретатель «Катюши», арестованы Сергей Королёв и Валентин Глушко из Реактивного института. Королёв попал в расстрельный список, уже подписанный Сталиным, Молотовым и Кагановичем, но по неизвестным причинам его не расстреляли.
Сергей Павлович Королёв после 18 месяцев заключения. Бутырская тюрьма
Математики пострадали в меньшей степени. Дмитрий Селиванов был арестован, а затем выслан из страны. Николай Лузин репрессирован не был, но имела место политическая травля академика и разбор его персонального дела комиссией Президиума АН СССР летом 1936 года.
Сильно пострадала астрономия. В 1936 году возникло «Пулковское дело», по оценкам ученых было репрессировано до 30 процентов советских астрономов. В их число вошли директор Пулковской обсерватории Борис Герасимович и директор Астрономического института Борис Нумеров (расстрелян в 1941 году в Орловской тюрьме).
Данные о репрессиях против ученых — членов Академии наук были впервые аккумулированы Феликсом Перченком. Он же стоял у истоков исследований репрессий против востоковедов (их было репрессировано около 900 человек) и геологов (969 человек).
Многие представители отечественной творческой интеллигенции с восторгом приняли новую, советскую власть. В 1920-х гг. в Советском государстве существовали разнообразные творческие объединения, развивалось авангардное искусство, совершались смелые творческие эксперименты. Но в 1930-х гг. ситуация изменилась: утвердился единый метод — социалистический реализм, другие направления стали преследоваться, творческие объединения были закрыты или слиты в единые союзы, культура была поставлена под жёсткий партийный контроль, на часть творческой интеллигенции обрушились гонения и репрессии. Дайте не менее трёх объяснений произошедшим изменениям.
За период конца 1920-х — первой половины 1930-х гг. в СССР из деревни в город переселилось несколько миллионов человек. Укажите не менее трёх причин (предпосылок) данного явления.
3.В результате первых двух пятилеток СССР достиг невероятных экономических успехов. Страна стала экономически независимой, производя все виды промышленной продукции. Быстрыми темпами развивалась тяжёлая промышленность. Однако современные исследователи отмечают многие негативные черты установившейся тогда в СССР экономической системы. Приведите не менее трёх негативных черт созданной к середине 1930-х гг. в СССР экономической системы.
4.Подписание пакта Молотова – Риббентропа резко понижало международный авторитет Советского Союза, ранее последовательно занимавшего антифашистские позиции на мировой арене. Понимая это, И.В. Сталин всё же шёл на сближение с Германией. Укажите не менее трёх причин такой политики.
5.В 1940 г. германским командованием был разработан план нападения на СССР, получивший название «план Барбаросса». Укажите любые три причины (предпосылки) провала этого плана.
6.В сентябре 1941 г. И.В.Сталин в беседе с американским государственным деятелем У.А. Гарриманом сказал: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию. Может быть, будет сражаться за Россию». Неожиданное признание И.В. Сталина было признаком существенного пересмотра идейных основ партийно-политической работы в армии и стране. Почему в политике руководства страны произошел поворот, который получил название «идеологического нэпа»? Приведите не менее двух фактических подтверждений произошедшего поворота.
7.В конце 1930-х гг. советское руководство активно начало готовиться к войне. Советскому обществу внушалась мысль, что противник будет легко разгромлен Красной Армией. Но летом 1941 г. после нападения фашистской Германии Красная Армия оказалась на грани полного разгрома. Дайте не менее трёх объяснений произошедшему.
8.Бóльшую часть 1930-х гг. СССР проводил политику, нацеленную на противодействие агрессивным планам фашистской Германии. Однако накануне Второй мировой войны Советский Союз поменял политику и заключил договор с Германией. Укажите название этого договора. Приведите не менее двух причин, побудивших Советский Союз заключить этот договор.
9.С середины 1930-х гг. СССР проводит активную политику, направленную против распространения фашизма в Европе. Укажите любые три меры, которые были приняты СССР в рамках проведения этой политики.
10.В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршала Г.К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: «Битва за Москву». Предположите, чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трёх предположений).
11.В 1930-х гг. партия и правительство прилагали большие усилия для укрепления мощи Красной Армии. Разрабатывались новые типы военной техники, под военное производство были выделены большие производственные мощности. В стране культивировался облик советского воина — патриота, непобедимого защитника. Но в июне-июле 1941 г. Красная Армия оказалась на грани полного разгрома в результате нападения фашистской Германии. Приведите не менее трёх объяснений тому, что Красная Армия оказалась в таком положении.
1. В 1930-х гг. в стране установился тоталитарный режим, культ личности Сталина; был сформирован мощный репрессивный аппарат; произошла унификация всей общественной жизни.
2.Могут быть указаны следующие предпосылки данного явления:
1) аграрное перенаселение заставляло крестьян в поисках работы покидать деревню;
2) крестьяне бежали от колхозов спасаясь от раскулачивания;
коллективизация резко снизила уровень жизни крестьянства, и крестьяне стремились покинуть деревню любыми способами.
3.Могут быть приведены следующие негативные черты:
1) созданная система во многом была основана на насилии (например, насильственное объединение крестьян в колхозы, использование труда заключённых и т. д.);
2) в советской экономической системе работник оказывался мало заинтересован в результатах своего труда, это снижало возможности по повышению производительности труда;
3) в 1930-х гг. сложилась диспропорция в развитии тяжёлой промышленности, с одной стороны, и лёгкой и пищевой промышленности, с другой, это вело к дефициту товаров народного потребления;
4) отсутствие частного предпринимательства не позволяло расширяться сектору услуг, производства товаров народного потребления;
5) плановые показатели, которые приходилось выполнять предприятиям, часто были оторваны от реальности.
4.1) советские войска проявляли героизм, что препятствовало быстрому продвижению немецких войск;
2) из-за нападения на Югославию и Грецию Гитлер был вынужден отсрочить начало нападения на СССР на пять недель, что не позволило ему завершить кампанию против СССР до начала зимы;
3) при разработке плана германское командование недооценило военно-мобилизационный потенциал СССР;
4) при реализации плана общий фронт немецких армий вытянулся
в глубь территории СССР на 2500 км, что снижало его оперативную плотность войск до 14 километров на одну дивизию; поэтому требовались срочные перегруппировки войск, на которые уходили дополнительное время и силы;
5) немецкие войска с трудом продвигались по труднопроходимым территориям;
СССР получил помощь и поддержку со стороны Англии и США
5.Правильный ответ должен содержать следующие эдементы.
Ответ на первый вопрос:
неудачи летней кампании 1941 г. показали, что одной коммунистической идеологии недостаточно для победы над врагом, возникла необходимость обратиться к духовным традициям народа и русской армии.
1) возрождение гвардии:
2) появление полководческих орденов:
3) в своих выступлениях И.В. Сталин обращается к именам великих русских полководцев:
4) позже, в 1943 г.. восстановление патриаршества, роспуск Коминтерна, замена петлиц погонами в военной форме:
появление нового государственного гимна («сплотила навеки Великая Русь»).
6.Могут быть приведены следующие объяснения:
— неудачи в начале войны были вызваны внезапным и вероломным характером нападения фашистской Германии без объявления войны;
— сталинское окружение поддерживало ошибочную в той ситуации стратегию ведения наступательной войны на территории противника;
— развязанные Сталиным и его окружением репрессии против командного состава Красной Армии ослабили её готовность к войне;
— репрессии против конструкторов и учёных негативно сказались на развитии военной техники в СССР;
— немцы использовали самую передовую тактику ведения военных действий, умело пользовались техническим преимуществом, чему не смогли противостоять многие европейские страны, в том числе Франция;
— при нападении на СССР немцы использовали всю производственную мощь и ресурсы покорённой Европы;
вмешательство И.В. Сталина в руководство армией в начале войны негативно сказывалось на результатах боевых действий.
7.В правильно ответе должно быть указано:
Название договора- Пакт о ненападении, пакт Молотова-Риббентропа
— СССР боялся остаться в политической изоляции.
— Нежелание Англии и Франции создавать в Европе систему коллективной безопасности
Боязнь СССР оказаться в состоянии войны на два фронта из-за усиления Японии на Дальнем Востоке
8.Могут быть указаны следующие меры:
1) вступление СССР в Лигу Наций;
2) подписание договоров о взаимной помощи с Францией и Чехословакией в 1935 г.;
3) разработка советским правительством плана борьбы за коллективную безопасность, предусматривавшего заключение регионального соглашения между европейскими государствами о взаимной защите от германской агрессии;
4) выступление СССР с осуждением введения в Германии в 1935 г. всеобщей воинской обязанности;
5) предложение Лиге Наций предпринять действенные меры, направленные против введения немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону;
открытая поддержка Испанской республики в ходе Гражданской войны в Испании (отправка военной техники, военных советников, добровольцев).
9.1) сталинское руководство полагало, что советско-германское сближение — важнейший внешнеполитический манёвр СССР, дающий стране время для полномасштабной подготовки к предстоящей войне с Германией и её союзниками;
2) И. В. Сталин считал, что Германия не станет воевать с СССР одновременно с военными действиями в Западной Европе;
сближение СССР и Германии было напрямую связано с провалом в 1939 г. англо-франко-советских переговоров о взаимопомощи.
10.Могут быть приведены следующие предположения:
1) в битве за Москву Красная Армия отстояла столицу СССР;
2) Московская битва окончательно сорвала германский план молниеносной войны;
3) Московская битва развенчала миф о непобедимости нацистских войск;
во время Московской битвы возможность поражения СССР была наибольшей за всю историю Великой Отечественной войны.
11.Могут быть даны следующие объяснения:
1) внезапность нападения фашистской Германии, в том числе связанная с просчетами Сталина;
2) ослабление командного состава армии в результате сталинских репрессий;
3) устаревшая и не соответствующая требованиям момента тактика советских войск (неоправданное стремление к проведению контратак в неподходящих условиях);
4) вмешательство партийного руководства во главе со Сталиным в планирование военных операций (что стало одной из причин разгрома под Киевом);
5) недостаток современной техники в войсках к началу войны (быс¬трое устаревание боевой техники, созданной в середине 1930-х гг.);
6) помощь вермахту со стороны противников Советской власти, существующего режима, со стороны части населения недавно присоединенных территорий (Западная Украина, Прибалтика). Могут быть указаны другие объяснения.
Многие представители отечественной творческой интеллигенции с восторгом приняли новую, советскую власть. В 1920-х гг. в Советском государстве существовали разнообразные творческие объединения, развивалось авангардное искусство, совершались смелые творческие эксперименты. Но в 1930-х гг. ситуация изменилась: утвердился единый метод — социалистический реализм, другие направления стали преследоваться, творческие объединения были закрыты или слиты в единые союзы, культура была поставлена под жёсткий партийный контроль, на часть творческой интеллигенции обрушились гонения и репрессии. Дайте не менее трёх объяснений произошедшим изменениям.
За период конца 1920-х — первой половины 1930-х гг. в СССР из деревни в город переселилось несколько миллионов человек. Укажите не менее трёх причин (предпосылок) данного явления.
3.В результате первых двух пятилеток СССР достиг невероятных экономических успехов. Страна стала экономически независимой, производя все виды промышленной продукции. Быстрыми темпами развивалась тяжёлая промышленность. Однако современные исследователи отмечают многие негативные черты установившейся тогда в СССР экономической системы. Приведите не менее трёх негативных черт созданной к середине 1930-х гг. в СССР экономической системы.
4.Подписание пакта Молотова – Риббентропа резко понижало международный авторитет Советского Союза, ранее последовательно занимавшего антифашистские позиции на мировой арене. Понимая это, И.В. Сталин всё же шёл на сближение с Германией. Укажите не менее трёх причин такой политики.
5.В 1940 г. германским командованием был разработан план нападения на СССР, получивший название «план Барбаросса». Укажите любые три причины (предпосылки) провала этого плана.
6.В сентябре 1941 г. И.В.Сталин в беседе с американским государственным деятелем У.А. Гарриманом сказал: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию. Может быть, будет сражаться за Россию». Неожиданное признание И.В. Сталина было признаком существенного пересмотра идейных основ партийно-политической работы в армии и стране. Почему в политике руководства страны произошел поворот, который получил название «идеологического нэпа»? Приведите не менее двух фактических подтверждений произошедшего поворота.
7.В конце 1930-х гг. советское руководство активно начало готовиться к войне. Советскому обществу внушалась мысль, что противник будет легко разгромлен Красной Армией. Но летом 1941 г. после нападения фашистской Германии Красная Армия оказалась на грани полного разгрома. Дайте не менее трёх объяснений произошедшему.
8.Бóльшую часть 1930-х гг. СССР проводил политику, нацеленную на противодействие агрессивным планам фашистской Германии. Однако накануне Второй мировой войны Советский Союз поменял политику и заключил договор с Германией. Укажите название этого договора. Приведите не менее двух причин, побудивших Советский Союз заключить этот договор.
9.С середины 1930-х гг. СССР проводит активную политику, направленную против распространения фашизма в Европе. Укажите любые три меры, которые были приняты СССР в рамках проведения этой политики.
10.В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршала Г.К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: «Битва за Москву». Предположите, чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трёх предположений).
11.В 1930-х гг. партия и правительство прилагали большие усилия для укрепления мощи Красной Армии. Разрабатывались новые типы военной техники, под военное производство были выделены большие производственные мощности. В стране культивировался облик советского воина — патриота, непобедимого защитника. Но в июне-июле 1941 г. Красная Армия оказалась на грани полного разгрома в результате нападения фашистской Германии. Приведите не менее трёх объяснений тому, что Красная Армия оказалась в таком положении.
1. В 1930-х гг. в стране установился тоталитарный режим, культ личности Сталина; был сформирован мощный репрессивный аппарат; произошла унификация всей общественной жизни.
2.Могут быть указаны следующие предпосылки данного явления:
1) аграрное перенаселение заставляло крестьян в поисках работы покидать деревню;
2) крестьяне бежали от колхозов спасаясь от раскулачивания;
коллективизация резко снизила уровень жизни крестьянства, и крестьяне стремились покинуть деревню любыми способами.
3.Могут быть приведены следующие негативные черты:
1) созданная система во многом была основана на насилии (например, насильственное объединение крестьян в колхозы, использование труда заключённых и т. д.);
2) в советской экономической системе работник оказывался мало заинтересован в результатах своего труда, это снижало возможности по повышению производительности труда;
3) в 1930-х гг. сложилась диспропорция в развитии тяжёлой промышленности, с одной стороны, и лёгкой и пищевой промышленности, с другой, это вело к дефициту товаров народного потребления;
4) отсутствие частного предпринимательства не позволяло расширяться сектору услуг, производства товаров народного потребления;
5) плановые показатели, которые приходилось выполнять предприятиям, часто были оторваны от реальности.
4.1) советские войска проявляли героизм, что препятствовало быстрому продвижению немецких войск;
2) из-за нападения на Югославию и Грецию Гитлер был вынужден отсрочить начало нападения на СССР на пять недель, что не позволило ему завершить кампанию против СССР до начала зимы;
3) при разработке плана германское командование недооценило военно-мобилизационный потенциал СССР;
4) при реализации плана общий фронт немецких армий вытянулся
в глубь территории СССР на 2500 км, что снижало его оперативную плотность войск до 14 километров на одну дивизию; поэтому требовались срочные перегруппировки войск, на которые уходили дополнительное время и силы;
5) немецкие войска с трудом продвигались по труднопроходимым территориям;
СССР получил помощь и поддержку со стороны Англии и США
5.Правильный ответ должен содержать следующие эдементы.
Ответ на первый вопрос:
неудачи летней кампании 1941 г. показали, что одной коммунистической идеологии недостаточно для победы над врагом, возникла необходимость обратиться к духовным традициям народа и русской армии.
1) возрождение гвардии:
2) появление полководческих орденов:
3) в своих выступлениях И.В. Сталин обращается к именам великих русских полководцев:
4) позже, в 1943 г.. восстановление патриаршества, роспуск Коминтерна, замена петлиц погонами в военной форме:
появление нового государственного гимна («сплотила навеки Великая Русь»).
6.Могут быть приведены следующие объяснения:
— неудачи в начале войны были вызваны внезапным и вероломным характером нападения фашистской Германии без объявления войны;
— сталинское окружение поддерживало ошибочную в той ситуации стратегию ведения наступательной войны на территории противника;
— развязанные Сталиным и его окружением репрессии против командного состава Красной Армии ослабили её готовность к войне;
— репрессии против конструкторов и учёных негативно сказались на развитии военной техники в СССР;
— немцы использовали самую передовую тактику ведения военных действий, умело пользовались техническим преимуществом, чему не смогли противостоять многие европейские страны, в том числе Франция;
— при нападении на СССР немцы использовали всю производственную мощь и ресурсы покорённой Европы;
вмешательство И.В. Сталина в руководство армией в начале войны негативно сказывалось на результатах боевых действий.
7.В правильно ответе должно быть указано:
Название договора- Пакт о ненападении, пакт Молотова-Риббентропа
— СССР боялся остаться в политической изоляции.
— Нежелание Англии и Франции создавать в Европе систему коллективной безопасности
Боязнь СССР оказаться в состоянии войны на два фронта из-за усиления Японии на Дальнем Востоке
8.Могут быть указаны следующие меры:
1) вступление СССР в Лигу Наций;
2) подписание договоров о взаимной помощи с Францией и Чехословакией в 1935 г.;
3) разработка советским правительством плана борьбы за коллективную безопасность, предусматривавшего заключение регионального соглашения между европейскими государствами о взаимной защите от германской агрессии;
4) выступление СССР с осуждением введения в Германии в 1935 г. всеобщей воинской обязанности;
5) предложение Лиге Наций предпринять действенные меры, направленные против введения немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону;
открытая поддержка Испанской республики в ходе Гражданской войны в Испании (отправка военной техники, военных советников, добровольцев).
9.1) сталинское руководство полагало, что советско-германское сближение — важнейший внешнеполитический манёвр СССР, дающий стране время для полномасштабной подготовки к предстоящей войне с Германией и её союзниками;
2) И. В. Сталин считал, что Германия не станет воевать с СССР одновременно с военными действиями в Западной Европе;
сближение СССР и Германии было напрямую связано с провалом в 1939 г. англо-франко-советских переговоров о взаимопомощи.
10.Могут быть приведены следующие предположения:
1) в битве за Москву Красная Армия отстояла столицу СССР;
2) Московская битва окончательно сорвала германский план молниеносной войны;
3) Московская битва развенчала миф о непобедимости нацистских войск;
во время Московской битвы возможность поражения СССР была наибольшей за всю историю Великой Отечественной войны.
11.Могут быть даны следующие объяснения:
1) внезапность нападения фашистской Германии, в том числе связанная с просчетами Сталина;
2) ослабление командного состава армии в результате сталинских репрессий;
3) устаревшая и не соответствующая требованиям момента тактика советских войск (неоправданное стремление к проведению контратак в неподходящих условиях);
4) вмешательство партийного руководства во главе со Сталиным в планирование военных операций (что стало одной из причин разгрома под Киевом);
5) недостаток современной техники в войсках к началу войны (быс¬трое устаревание боевой техники, созданной в середине 1930-х гг.);
6) помощь вермахту со стороны противников Советской власти, существующего режима, со стороны части населения недавно присоединенных территорий (Западная Украина, Прибалтика). Могут быть указаны другие объяснения.
Из 99 арестованных членов Академии наук 44 погибли в результате репрессий: 23 расстреляно, 13 умерло в заключении (в тюрьмах и лагерях), 8 – в ссылке.
Были осуждены к ВМН (высшей мере наказания), но умерли в заключении академики Н.И.Вавилов, И.К.Луппол (1943), умер в тюрьме осужденный на 10 лет академик Н.М.Лукин (1940), во время следствия умерли академики Я.О.Парнас и И.Ф.Григорьев (1949); также погибли в заключении члены-корреспонденты Е.Ф.Будде, Е.И.Шпитальский (1931), В.Ю.Ган (не ранее 1939), А.Ф.Вальтер (1941), Г.А.Левитский, И.И.Замотин (1942), К.Д.Покровский (1944), П.А.Вальтер (1947).
Умерли в ссылках: почетный член АН СССР Д.Ф.Егоров (1931), академики С.Ф.Платонов (1933), В.Н.Перетц (1935), М.К.Любавский (1936); члены-корреспонденты Д.Н.Егоров (1931), А.И.Бриллиантов (1933), С.В.Рождественский (1934), В.Г.Дружинин (1937).
Всё, что угодно могло стать поводом для энкеведистской расправы в сталинские времена: неосторожное слово среди «своих», отсутствие в письменных трудах должного пафоса или недостаточное количество цитат великого вождя, легкомысленное пренебрежение политической коньюктурой, общение с иностранцами, (даже если это предполагалось по службе), анекдот или шутка, критическое замечание или вообще ничего откровенно криминального по тем прокрустовым меркам, например — молчание, отсутствие осуждения там, где оно определённо предполагалась. И, чаще всего, в основе сталинских расправ лежали доносы.
Собственной паранойе вождь пытался (и довольно успешно) придать воистину всесоюзный характер. Шпиономания, поиски, выражаясь языком вождя — «хорошо замаскировавшихся врагов» становились всё более психологической опорой режима и основой постоянных жестоких расправ. В глазах официальных и неофициальных «стукачей» поощряемые властью доносы должны были казаться соблазнительно-прямой дорогой к головокружительной карьере, к орденам и медалям, к немыслимым ранее жизненным благам и возможностям.
Не говоря уже о том, что оспорить напрямую мнение вождя, поставить под сомнение
его политику означало неизбежную и скорую расправу для смельчака, каковы бы ни были его прежние заслуги и звания. Так произошло, скажем, с дважды Героем Советского Союза Я.Смушкевичем. См. примечание.*
Поплатился за свою точку зрения в пику мнению вождя и выдающийся генетик и агробиолог Николай Вавилов, который в 1930-ом году возглавил первый в стране Институт генетики АН СССР.
В 1939, на заседании Ленинградского областного бюро секции научных работников Вавилов подверг резкой критике взгляды агронома Лысенко, которому покровительствовал в то время Сталин.
В конце своего выступления Вавилов, словно предчувствуя последствия своей критики, сказал: «Пойдем на костер, будем гореть, но от своих убеждений не откажемся».
Что ж, предчувствия не обманули Вавилова. Его «костёр», на который ему ещё придётся взойти, не заставил себя долго ждать.
Если в 1933-1937 годах Вавилов ходатайствовал об освобождении из тюремного заключения 44 учёных, то в 1940 году он сам оказался жертвой сталинского произвола.
9 июля 1941 года состоялось заседание Военной коллегии Верховного суда СССР, на котором рассматривалось дело Вавилова.
Учёный был признан виновным в том, что он в 1925 году, якобы, являлся одним из руководителей никогда не существовавшей «антисоветской организации», именовавшейся «Трудовая крестьянская партия», а с 1930 года был активным участником также никогда не существовавшей «антисоветской организации правых», действовавшей в системе наркомзема СССР.
Кроме того, согласно обвинению, Вавилов, используя служебное положение Президента сельскохозяйственной Академии и директора института Генетики, в интересах «антисоветской организации проводил широкую вредительскую деятельность, направленную на подрыв и ликвидацию колхозного строя и на развал и упадок социалистического земледелия в СССР».
Вавилов обвинялся также в том, что «преследуя антисоветские цели», он «поддерживал связи с заграничными белоэмигрантами, передавал им сведения, являющиеся государственной тайной Советского Союза».
Во время следствия, продолжавшегося 11 месяцев, Вавилов перенес сотни допросов, происходивших часто в ночное время и продолжавшихся нередко в течение семи и более часов.
О том, как проходило следствие, пишет автор книги «Дело академика Вавилова» Марк Поповский, ссылаясь, среди других источников, на воспоминания члена Союза художников СССР Григория Георгиевича Филипповского .
«Весной 1941 года он (Филипповский) провел несколько месяцев в Бутырках, в двадцать седьмой камере, на втором этаже старого тюремного корпуса. В камере, рассчитанной на двадцать пять человек, сидело более двухсот арестантов. Маленькая форточка почти не пропускала воздуха. Духота и теснота были невообразимые. Заключенные постоянно сменялись: одних увозили на расстрел, других — в лагерь. Но несколько человек пребывали тут уже довольно долго. Среди старожилов выделялись прославленный командарм времен гражданской войны Кожевников, строитель Мончегорского горнорудного комбината Маньян, конструктор советских линкоров Бжезинский. Когда Филипповского втолкнули в камеру, то среди сидящих, лежащих и стоящих заключенных он сразу заметил странную фигуру: пожилой человек, лежа на нарах, задирал кверху опухшие ноги. Это был академик Вавилов. Он лишь недавно вернулся после ночного допроса, где следователь продержал его стоя более десяти часов.
Лицо ученого было отечным, под глазами, как у сердечного больного, обозначились мешки, ступни вздулись и показались Филипповскому огромными, сизыми. Каждую ночь Вавилова уводили на допрос. На рассвете стража волокла его назад и бросала у порога. Стоять Николай Иванович уже не мог, до своего места на нарах добирался ползком. Там соседи кое-как стаскивали с его неестественно громадных ног ботинки, и на несколько часов он застывал на спине в своей странной позе».
Вавилов отверг все предъявленные ему обвинения:
«Шпионом и участником антисоветских организаций я не был, – заявил он. — Я всегда работал на пользу Советского государства. Я считаю, что материалы, имеющиеся в распоряжении следствия, односторонние и неправильно освещают мою деятельность и являются, очевидно, результатом разногласий в научной и служебной работе с целым рядом лиц; я считаю, что это не что иное, как возводимая на меня клевета».
Приговорённый к расстрелу, Вавилов подал прошение о помиловании в Верховный Совет СССР. Но оно было отклонено. В связи с наступлением немцев на Москву он был этапирован в Саратов и помещен в местную тюрьму, где находился год и 3 месяца в тяжелейших условиях камеры смертников.
Решением Президиума Верховного Совета СССР 23 июня 1942 расстрел в порядке помилования был заменен 20-ю годами заключения в исправительно-трудовых лагерях.
Но это «помилование» уже ничего не могло изменить в судьбе великого учёного. Предельно истощенный, он заболел воспалением лёгких и 26 января 1943 скончался в тюремной больнице.
В то самое время, когда мечтавший «накормить всю страну» Вавилов умирал от голода в тюрьме, его заочно приняли в Лондонское королевское общество.
При жизни Николай Иванович был избран членом и почетным членом многих зарубежных академий — Шотландской (1937), Индийской (1937), Аргентинской академий, членом-корреспондентом АН Галле (1929; Германия) и Чехословацкой академии (1936), почетным членом Американского ботанического общества.
«Многие крупные учёные, — пишет Жорес Медведев, — биологи, генетики и селекционеры, выступавшие с критикой Лысенко в 30-е годы, были арестованы в 1937-1939 годах и погибли в лагерях и тюрьмах (академики Г.К.Мейстер, А.И.Муралов, Н.М.Тулайков, профессора Г.А.Левитский, Г.Д.Карпетченко, Л.И.Говоров, Н.В.Ковалёв и многие другие)».
Находясь под следствием, Вавилов имел возможность получать бумагу и карандаш и написал книгу «История мирового земледелия», рукопись которой была уничтожена, «как не имеющая ценности» вместе с большим количеством других научных материалов, изъятых при обысках на квартире и в институтах, где он работал.
20 августа 1955 Вавилов был посмертно реабилитирован. В 1965 была учреждена премия им. Н. И. Вавилова, в 1967 его имя было присвоено ВИРу (Всесоюзному научно-исследовательскому институту растениеводства) , а в 1968 была учреждена золотая медаль имени Вавилова, присуждаемая за выдающиеся научные работы и открытия в области сельского хозяйства.
В память о великом учёном были выпущены марки в 1977 и в 1987 г.
Примечание*
Яков Смушкевич. Легендарный лётчик. Герой войны в Испании. Один из трёх награждённых в то время дважды звездой Героя Советского Союза. Депутат Верховного Совета СССР. Судя по воспоминаниям современников, Смушкевич неоднократно заступался за невинно осуждённых и не скрывал своего отрицательного отношения к пакту с нацистами. Как пишет биограф Смушкевича: «Судьба генерала Смушкевича закончилась трагически. 8 июня 1941 года, за две недели до начала войны, он был арестован (в госпитале, где он после операции приходил в себя) и
после бесчеловечных пыток, без суда расстрелян на полигоне НКВД под Куйбышевым».
СОЗДАТЕЛЬ «КАТЮШИ» — ГЕОРГИЙ ЛАНГЕМАК.
C расстрелом Тухачевского в июне 1937 года, началась сталинская вакханалия казней среди высшего военного состава. И, как водилось в то время, обречёнными оказывались и те, кто общался с очередным «врагом народа», был так или иначе причастен к нему и к его деятельности: коллеги, подчинённые, родственники, друзья. Создавалось этакое мёртвое поле там, где только вчера звучали голоса и суетились не ведавшие, что их ждёт завтра, люди. Шла повсеместная «чистка», выражаясь языком того времени.
На пути такой кровавой чистки оказался созданный по инициативе Тухачевского Реактивный научно-исследовательский институт и, в частности, его главный инженер,
которого называют «пионером ракетной техники» — Георгий Эрихович Лангемак.
Как утверждают эксперты, сам термин «космонавтика» ввёл именно он.
Известно, что Лангемак вёл переписку с Циолковским, обсуждая с ним перспективы освоения космоса.
За время работы в институте Георгий Лангемак практически завершил доводку реактивных снарядов РС-82 миллиметров и РС-132 миллиметров, впоследствии ставших основой реактивного миномета «Катюша».
В марте 1937 года приказом по наркомату оборонной промышленности тогдашний директор РНИИ Иван Клеймёнов и его заместитель – главный инженер института Георгий Лангемак по результатам испытаний реактивных снарядов были поощрены денежной премией и представлены к правительственным наградам «за разработку новых типов вооружения». Но уже 2 ноября 1937 года Клеймёнов и Лангемак были, по доносу инженера института А.Г.Костикова, арестованы и вскоре приговорены к расстрелу.
После ареста Лангемака доносчик А.Г.Костиков занял его пост, став главным инженером института. Заслуги Лангемака и его коллег в создании боевого ракетного комплекса
«Катюша» были официально приписаны Костикову.
Читайте также:
- Lego duplo train app
- Окоф базовый набор lego
- Лего железный человек 2022 года
- С builder конструктор класса
- Лего техник гусеничный вездеход
Могут быть даны следующие объяснения:
1) внезапность нападения фашистской Германии, в том числе связанная с просчетами Сталина;
2) ослабление командного состава армии в результате сталинских репрессий;
3) устаревшая и не соответствующая требованиям момента тактика советских войск (неоправданное стремление к проведению контратак в неподходящих условиях);
4) вмешательство партийного руководства во главе со Сталиным в планирование военных операций (что стало одной из причин разгрома под Киевом);
5) недостаток современной техники в войсках к началу войны (быстрое устаревание боевой техники, созданной в середине 1930-х гг.);
6) помощь вермахту со стороны противников Советской власти, существующего режима, со стороны части населения недавно присоединенных территорий (Западная Украина, Прибалтика). Могут быть указаны другие объяснения.
OBRAZOVALKA.COM
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
Итоговая контрольная работа по истории в 10 классе
Автор: Карамова Светлана Владимировна
МБОУ «СОШ № 94», г. Новокузнецк
1. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Брусиловский прорыв
2) Крымская конференция
3) Аншлюс Австрии
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
ГОДЫ |
А) создание Красной армии Б) свержение монархии В) X съезд партии и решение о переходе к НЭП Г) бегство Деникина из России |
1) 1917 г. 2) 1918 г. 3) 1919 г. 4) 1920 г. 5) 1921 г. 6) 1922 г. |
3. Ниже приведён перечень названий партий и общественных течений XIX — начала XX в. Все они, за исключением двух, относились к социалистическому направлению общественной мысли. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.
1) народники; 2) октябристы; 3) эсеры; 4) кадеты; 5) анархисты; 6) большевики
4. Напишите пропущенное понятие (термин).
Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны называлась …
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
А) внутренняя политика Николая I Б) новая экономическая политика В) первая русская революция Г) первые преобразования большевиков |
1) издание Манифеста 17 октября 2) укрепление самодержавия 3) отмена всеобщей трудовой повинности 4) принятие Декрета о земле 5) вступление России в Лигу Наций 6) создание Временного правительства |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ:
А) «Тяжкое бремя возложено на Меня волею Брата Моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский Престол в годину беспримерной войны и волнений народных.
Одушевлённый единою со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял Я твёрдое решение в том лишь случае воспринять Верховную власть, если такова будет воля народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном собрании, установить образ правления и новые Основные Законы Государства Российского.
Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облечённому всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».
Б) «В октябре революционные партии и профессиональные организации участвовали в организации всероссийской политической стачки. В ночь на 7 октября стачка началась на Московской железной дороге, а затем перекинулась на другие дороги. Парализовав движение на железных дорогах, стачка 13 октября была поддержана рабочими и служащими основных промышленных городов России. Участники выдвигали требования: свержение самодержавия и завоевание демократических свобод. Во всеобщей стачке приняло участие более 2 млн человек… 9 октября С. Ю. Витте обратился к царю с докладом: «Идея гражданской свободы восторжествует, если не путем реформы, то путем революции… «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный», все повергнет в прах. Какою выйдет Россия из беспримерного испытания — ум отказывается себе представить; ужасы русского бунта могут превзойти все то, что было в истории». После экстренного совещания 16 октября царь одобрил проект манифеста. 17 октября манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», написанный Витте, опубликовали».
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
1) Одной из причин принятия, упоминаемого в источнике Манифеста, была всероссийская политическая стачка.
2) События, о которых идёт речь в отрывке, происходили в 1914 г.
3) Одной из причин события, о преддверии которого говорится в отрывке, стало ухудшение положения рабочих в условиях русско-японской войны.
4) Автора документа зовут Михаил.
5) Документ составлен в XX в.
6) Одна из политических партий, появившаяся после принятия Манифеста, упоминаемого во фрагменте, была названа в честь даты его принятия.
7. Какие три решения были приняты на Потсдамской конференции? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) о разделе Восточной Пруссии между Польшей и СССР
2) об отказе использовать атомное оружие в войне
3) о системе четырехсторонней оккупации Германии и об управлении Берлином
4) о денацификации Германии
5) о разделе Германии на два государства
6) о принятии СССР «плана Маршала».
8. Заполните пропуски, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. Запишите в ответ цифры в соответствии с буквами.
А) Тегеранская конференция «Большой тройки» проходила в ____________.
Б) Встреча наших войск с союзниками произошла на реке ____________.
В) Подписание Акта о безоговорочной капитуляции ______________ состоялось 2 сентября 1945г.
Пропущенные элементы:
1) Германии
2) Японии
3) 1943
4) 1945
5) Эльба
6) Висла
9. Установите соответствие между партийно-государственными руководителями и историческими событиями.
ГОС. ДЕЯТЕЛИ |
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ |
А) В.И. Ленин Б) И.В. Сталин В) С.Ю. Витте Г) П.А. Столыпин |
1) I Съезд народных депутатов СССР 2) принятие плана ГОЭЛРО 3) подготовка манифеста об учреждении законодательной Государственной думы 4) подготовка указа о праве крестьян выходить из общины с наделом 5) подписание советско-германского Договора о ненападении |
10. Прочтите отрывок из Декрета ВЦИК и укажите пропущенное слово.
«Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, _______, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом».
___________
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обознач-го буквой, выберите номер нужного элемента.
Год |
Событие истории России |
Событие истории зарубежных стран |
____________ (А) |
__________________(Б) |
Цусимское сражение |
1912 г. |
__________________(В) |
Первая Балканская война |
____________(Г) |
Начало Первой мировой войны |
___________________(Д) |
1920 г. |
Расстрел Колчака |
__________________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Ленский расстрел на золотых приисках
2) 1905 г.
3) Покушение в Сараеве на эрцгерцога Франца Фердинанда
4) 1913 г.
5) Капповский путч в Германии
6) начало первой русской революции
7) «Кровавое воскресенье»
1914 г.
9) Сражение на Марне.
12. Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий.
«Подойдя к крепости, японцы решили взять её открытой силой, но ряд атак на наши позиции центра был неудачен. 3-го августа генерал Ноги прислал парламентёра с предложением сдать крепость, но собранный генералом Стесселем совет отклонил это предложение, а 6-го августа японцы начали артиллерийскую подготовку штурма и в тот же день перешли в наступление, направив после ряда демонстративных атак нашего западного фронта главный свой удар в центр наших позиций, против Орлиного Гнезда. Начался первый штурм Порт-Артура.
Первые дни японцы наступали густыми колоннами, думая массой задавить защитников крепости.
Строгая дисциплина, суровый военный закон, фанатизм и личная доблесть японцев приводили к тому, что японские батальоны, неся невероятные потери, всё же доходили до цели своих атак, хотя бы в составе нескольких человек и схватывались с нашими в штыки. В моём кратком обзоре невозможно описать всё то, что творилось под Орлиным Гнездом в дни с 6 по 11 августа включительно, дни сплошного, беспрерывного боя. Скажу одно, что доблесть была проявлена как с одной, так и с другой стороны. Два редута, №№ 1 и 2, на которых в то время сосредоточивался бой, много раз переходили из рук в руки, и в результате этого семидневного побоища японцы только овладели разрушенным фасом этих редутов, а внутренний остался в наших руках».
Выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Описанные события произошли в 1905 г.
2) Автор пишет о высоком уровне моральной и боевой готовности противника к сражениям.
3) Автор считает, что противник в результате описанного штурма полностью захватил редуты 1 и 2.
4) Русский генерал, упомянутый в отрывке, погиб в ходе обороны крепости, о которой идёт речь.
5) По итогам войны, в ходе которой произошли описанные события, был подписан мирный договор в городе Портсмуте.
6) В результате войны, в ходе которой произошли описанные события, Россия лишилась части острова Сахалин.
Рассмотрите схему и выполните задание
13. Напишите название периода отечественной истории, события которого изображены на карте.
14. Напишите фамилию генерала, который руководил боевыми действиями на юге против Советской России.
15. Цифрой «1» на карте обозначено место проведения решающей военной операции Красной армии на юге. Напишите его название.
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными?
1) На карте изображены события завершающего этапа войны.
2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне.
3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш.
4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича.
5) Война завершилась подписанием Брестского мира.
6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Последний день Помпеи» Б) «Василий Теркин» В) Зимний дворец Г) церковь Покрова на Нерли |
1) Данный памятник архитектуры создан при Юрии Долгоруком. 2) Автор творения в период «Оттепели» возглавлял журнал «Новый мир». 3) Творение создано в первой половине XIX в. 4) Этот архитектурный памятник создан в Санкт-Петербурге. 5) Памятник создан в XII в. 6) Автор поэмы покончил жизнь самоубийством |
Рассмотрите изображение и выполните задание.
18. Какие два суждения о данном изображении являются верными?
1) Непосредственным участником события, которому посвящена карикатура, являлся Ф. Рузвельт.
2) Данная карикатура создана в 1935 г.
3) Событие, которому посвящена карикатура, оказало значительное влияние на смену внешнеполитического курса СССР.
4) Событие, которому посвящена карикатура, произошло в Берлине.
5) На данной карикатуре изображены представители Англии и Франции.
19. Укажите изображения объектов, построенных в годы руководства СССР того политического деятеля, при котором была создана данная карикатура.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Прочтите отрывок из декрета ВЦИК.
«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций… которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.
А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся… Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учредительное собрание распускается».
20. Укажите год, когда был издан данный документ. Укажите название партии, составлявшей большинство в государственном органе, от имени которого издан данный документ. Укажите фамилию лидера этой партии в период, к которому относится данный документ.
21. Какая инициатива была отклонена большинством Учредительного собрания? Почему она была отклонена? Выпишите предложение, в котором авторами документа сделан вывод о легитимности деятельности Учредительного собрания после отклонения этой инициативы.
22. Укажите не менее трёх последствий роспуска Учредительного собрания.
23. В 1930-х гг. партия и правительство прилагали большие усилия для укрепления мощи Красной Армии. Разрабатывались новые типы военной техники, под военное производство были выделены большие производственные мощности. В стране культивировался облик советского воина — патриота, непобедимого защитника. Но в июне-июле 1941 г. Красная Армия оказалась на грани полного разгрома в результате нападения фашистской Германии. Приведите не менее трёх объяснений тому, что Красная Армия оказалась в таком положении.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.»
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из исторических процессов:
1. Великая российская революция 1917 г.
2. Проведение в СССР новой экономической политики (НЭП).
3. Коллективизация
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
— используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному Вами процессу.
ЛИБО об ОДНОМ из исторических деятелей:
1. А.В. Колчак
2. И.В. Сталин
3. М.А. Булгаков
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;
– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
|
1б |
|
2б |
|
2б |
|
1б |
|
2б |
|
2б |
|
2б |
|
2б |
|
2б |
10. продналог |
1б |
11. 271835 |
3б |
12. 256 |
2б |
13. Гражданская война |
1б |
14. Врангель |
1б |
15. Перекоп |
1б |
16. 136 |
2б |
17. 3245 |
2б |
18. 35 |
1б |
19. 12 |
1б |
20. — год издания документа — 1918г; — название партии — большевики; — фамилия лидера — Ленин. 2б |
|
21. — отвергнутая инициатива — «эта партия отказалась принять к обсуждению Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию» — причина: не захотели признать Советскую власть; — вывод о легитимности: «Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России» 2б |
|
22. — разгон Учредительного Собрания содействовал развязыванию Гражданской войны; — возможность разнородного социалистического правительства исчезла; — правые эсеры и меньшевики встали на сторону белых в Гражданской войне 2б |
|
23. 1) внезапность нападения фашистской Германии, в том числе связанная с просчетами Сталина; 2) ослабление командного состава армии в результате сталинских репрессий; 3) устаревшая и не соответствующая требованиям момента тактика советских войск (неоправданное стремление к проведению контратак в неподходящих условиях); 4) вмешательство партийного руководства во главе со Сталиным в планирование военных операций (что стало одной из причин разгрома под Киевом); 5) недостаток современной техники в войсках к началу войны (быстрое устаревание боевой техники, созданной в середине 1930-х гг.); 6) помощь вермахту со стороны противников Советской власти, существующего режима, со стороны части населения недавно присоединенных территорий (Западная Украина, Прибалтика). Могут быть указаны другие объяснения. 3б |
25 – 5 баллов; 26 – 11 баллов
45 – 56 = «5»
30 – 44 = «4»
15 – 29 = «3».
15 – 29 = «3»