Внесение изменений в устав нко минюст пошаговая инструкция 2022

В целом процедуры регистрации изменений в учредительные документы или сведения ЕГРЮЛ об НКО аналогичны соответствующим порядкам регистрации изменений для ООО и акционерного общества. Однако регистрация изменений в НКО имеет некоторые особенности:

  • регистрацией изменений в устав или сведений в ЕГРЮЛ об НКО занимается Минюст
  • отличается порядок утверждения устава НКО
  • количество документов, представляемых на регистрацию, увеличивается на один экземпляр (так как один экземпляр хранится в Минюсте, второй передается в налоговый орган для внесения регистрационной записи в реестр), также предоставляются дополнительные документы для регистрации, о которых поговорим далее
  • регистрация изменений в НКО подтверждается не только листом записи, но и свидетельством о регистрации НКО, выданным Минюстом
  • особый порядок изменения состава учредителей НКО (для некоторых НКО вступление новых учредителей невозможно, при этом в случае выхода какого-либо участника из НКО, ввиду прямого указания закона, заявление о внесении изменений подает сам участник, решивший выйти из НКО; если же вступление новых участников допускается законом, то внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется по общему правилу)

Обратите внимание! Приказом ФНС России от 31.08.2020 г. № ЕД-7-14/617@ ФНС утвердила новые формы заявлений для регистрации компаний, внесения изменений в ЕГРЮЛ, учредительные документы и иных регистрационных действий. Данные формы действуют с 25.11.2020 года. С этого момента утратили свою силу формы заявлений Р13001, Р13002, Р14001 и Р14002. Для внесения изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы используется единая форма заявления Р13014.


Пошаговая инструкция “Регистрация изменений в устав НКО в Минюсте”

При регистрации следующих изменений в НКО, необходимо внести изменения в устав и зарегистрировать новый устав в Минюсте:

  • изменение адреса некоммерческой организации с изменением места нахождения (при изменении муниципального образования, в котором находится НКО — например, при переезде из Москвы в Подмосковье)
  • изменение наименования некоммерческой организации
  • смена руководителя, иного лица, действующего без доверенности от имени некоммерческой организации (если в уставе прописаны их данные)
  • изменение состава органов управления, полномочий органов управления, сроков полномочий, порядка принятия решений
  • изменение видов деятельности некоммерческой организации
  • изменение прав и обязанностей членов НКО, условий и порядка приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство)
  • изменение условий о размере паевых взносов членов потребительского кооператива, состава и порядка внесения паевых взносов членами кооператива и ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов
  • изменение источников формирования имущества некоммерческой организации
  • закрытие филиала (представительства), изменение их наименований или адреса места нахождения, если сведения о филиале (представительстве) содержатся в уставе (с 05.05.2014 года включение сведений о филиалах в устав необязательно)
  • исправление ошибки в уставе
  • изменение иных сведений, содержащихся в уставе организации

Для регистрации изменений в устав в Минюсте рекомендуем придерживаться следующей инструкции:

Шаг 1. Соберите необходимые документы

Для регистрации изменений в устав НКО в Минюсте вам потребуются:

  • для смены места нахождения некоммерческой организации нужны документы, подтверждающие право пользования помещением
  • при смене руководителя, иного лица, действующего без доверенности (если он указан в уставе) нужно проверить кандидатуру в реестре дисквалифицированных лиц
  • при включении в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, на государственную регистрацию представляется заверенная уполномоченным лицом некоммерческой организации копия соответствующего разрешения на использование имени, выданное Минюстом

Шаг 2. Подготовьте новую редакцию устава (иного учредительного документа) или оформите изменения устава отдельным документом

Изменения вносятся либо с оформлением новой редакции устава, либо отдельным документом — приложением к уставу. Первый вариант удобнее для дальнейшего представления устава для ознакомления или уточнения информации в уставе. Однако если устав достаточно большой и отсутствует в формате Word для редактирования, то можно прибегнуть к второму варианту внесения изменений.

Шаг 3. Утвердите новую редакцию устава некоммерческой организации

Порядок утверждения изменений в устав зависит от вида некоммерческой организации.

  • Изменения в устав АНО утверждаются коллегиальным высшим органом управления (Правлением, Президиумом, Советом и т.д.)
  • Изменения в устав Ассоциации утверждаются общим собранием членов Ассоциации
  • Изменения в устав фонда утверждаются высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя
  • Изменения в устав потребительского кооператива утверждаются общим собранием пайщиков
  • Изменения в устав общественной организации утверждаются высшим органом управлением (съездом или общим собранием)

При утверждении новой редакции устава необходимо соблюсти формальности созыва и проведения общего собрания участников или собрания высшего коллегиального органа управления НКО, предусмотренные уставом. Требования к оформлению решений данных органов управления НКО также содержаться в действующем уставе НКО.

Обратите внимание! Статьей 67.1 ГК РФ протокол общего собрания участников должен быть нотариально удостоверен, если иной способ (например, подписание протокола всеми участниками или частью участников — председателем и секретарем собрания) не предусмотрен уставом некоммерческой организации либо решением общего собрания участников, принятым участниками единогласно. Если протокол общего собрания подлежит нотариальному удостоверению, то протокол подписывается участниками собрания при нотариусе, нотариус удостоверяет подписи. 

Шаг 4. В некоторых случаях требуется подготовка и подача заявления о регистрации изменений в ЕГРЮЛ по форме Р13014 (до подачи заявления о регистрации изменений в устав)

Например, при регистрации изменения места нахождения некоммерческой организации (при переезде в другое муниципальное образование), необходимо сначала подать заявление по форме Р13014 в регистрирующий орган по старому месту нахождения для регистрации сведений о смене места нахождения общества, а заявление о регистрации изменений в устав подается только по истечении 20 дней с даты регистрации сведений о смене места нахождения (уже в новый регистрирующий орган).

Если до регистрации изменений в устав требуется регистрация изменений в ЕГРЮЛ, подготовьте заявление по форме Р13014 (заполните в заявлении в любом случае титульный лист и лист Н (сведения о заявителе), остальные листы заполняются в зависимости от тех сведений, которые нужно изменить). Подписывает заявление руководитель НКО в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись.

Шаг 5. Подготовьте заявление о регистрации изменений в учредительные документы также по форме Р13014

Заполните в заявлении в любом случае титульный лист и лист Н (сведения о заявителе). Остальные листы заполняются в зависимости от тех сведений, которые нужно внести в устав. При этом наименование листов соответствует изменениям, в отношении которых они заполняются. Подписывает заявление руководитель НКО в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.

Шаг 6. Заверьте у нотариуса подпись единоличного исполнительного органа на подготовленном заявлении (заявлениях) о регистрации изменений (данный шаг пропускаем, если заявление подается в электронном виде)

Для удостоверения подписи на заявлении Р13014 нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации НКО, решение о назначении руководителя, актуальный список участников и протокол (решение) об утверждении устава. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.

Шаг 7. Если требуется подача заявления по форме P13014 до регистрации изменений в устав, то подайте заявление о регистрации изменений в ЕГРЮЛ в Минюст в течение 7 рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений

К заявлению о регистрации изменений в ЕГРЮЛ необходимо приложить протокол общего собрания (решение учредителя) о внесении изменений. В зависимости от регистрируемых изменений могут потребоваться дополнительные документы (например, при изменении места нахождения — документы, подтверждающие права на адрес). Все документы подаются в 2 экземплярах. Также необходимо предоставить паспорт заявителя для ознакомления. Для регистрации изменений в ЕГРЮЛ или устав вы можете также обратиться к специалистам, в этом случае необходимо выдать представителю нотариальную доверенность для регистрации изменений (заверяется вместе с заявлением о регистрации) от имени организации (а не от заявителя-физического лица). 

Регистрирующим органом для некоммерческих организаций является Минюст (для местных и межрегиональных организаций — территориальный отдел Минюста, для общероссийских, международных НКО, политических партий — Центральный аппарат Минюста РФ).

При невыполнении этой обязанности или нарушении срока подачи заявления (уведомления) о внесении изменений в ЕГРЮЛ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа  в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Срок рассмотрения документов Минюстом:

  • 33 дня в отношении общественных объединений
  • 30 дня — политических партий
  • 1 месяц и 3 дня или 6 месяцев и 3 дня (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций и их отделений
  • 17 рабочих дней — иных некоммерческих организаций

Срок регистрации изменений в ЕГРЮЛ налоговым органом (сведения в налоговый орган направляются Минюстом) — 5 рабочих дней.

По результату регистрации получите выписку и лист записи, подтверждающий регистрацию.

Шаг 8. Оплатите госпошлину за регистрацию изменений в устав

Размер госпошлины за государственную регистрацию изменений в устав НКО — 800 рублей, за исключением некоторых организаций.

Для общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями – 100 рублей.

Для политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии — 700 рублей;

Реквизиты для уплаты размещены на сайте Минюста.

Шаг 9. Подайте заявление по форме Р13014 и устав в Минюст

В случае предварительной регистрации сведений в ЕГРЮЛ подача заявления о регистрации устава возможна только по истечении определенного срока (например, при смене места нахождения — 20 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ).

Для регистрации новой редакции устава или иного учредительного документа НКО в Минюст предоставляются следующие документы:

  • заявление по форме № Р13014 — 2 экз.
  • решение (протокол) об утверждении изменений в учредительный документ (утверждении новой редакции устава, иного учредительного документа) — 2 экз.
  • изменения в учредительный документ (учредительный документ в новой редакции) — 3 экз.
  • квитанция об оплате госпошлины. Данный документ не является обязательным, но рекомендуем его представить.

Для общественной организации дополнительно предоставляется:

  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением
  • протоколы съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного или общероссийского общественных объединений
  • в случае внесения изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого данное отделение (организация) действует, представляется также устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом в 2 экземплярах

Сроки регистрации изменений в устав аналогичные.

Шаг 10. Получите выписку о внесении изменений, зарегистрированный устав (изменения к нему) и свидетельство о регистрации в Минюсте

Данные документы подтверждают завершение процедуры регистрации изменений в устав НКО.

Если заявление оформлено с ошибками (не заполнен обязательный лист, заполнен лишний лист, имеются неточности, опечатки и т.д.), вы можете получить отказ регистрирующего органа в регистрации изменений. В этом случае нужно подготовить, заверить и подать новое заявление о внесении изменений в устав. Если же отказ является необоснованным, незаконным, вы можете подать заявление об обжаловании отказа в регистрации изменений в течение 3 месяцев в вышестоящий орган или в суд.


Пошаговая инструкция “Регистрация изменений в сведения об НКО, содержащиеся в ЕГРЮЛ”

Следующие изменения в сведениях о некоммерческой организации требуют внесения изменений в ЕГРЮЛ (без изменения устава):

  • изменение адреса некоммерческой организации без изменения места нахождения
  • смена лица, действующего без доверенности от имени некоммерческой организации
  • создание или закрытие филиала (представительства), изменение их наименований или адреса места нахождения (по новым правилам)
  • внесение исправлений в ЕГРЮЛ, устранение ошибок в реестре

Для регистрации изменений в сведения об НКО, содержащиеся ЕГРЮЛ, в Минюсте рекомендуем придерживаться следующей инструкции:

Шаг 1. Подготовьте протокол (решение) уполномоченного органа управления о внесении изменений

Подготовьте в соответствии с уставом НКО решение о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Шаг 2. Подготовьте заявление о регистрации изменений в ЕГРЮЛ по форме Р13014

Заполните в заявлении в любом случае титульный лист и лист Н (сведения о заявителе). Остальные листы заполняются в зависимости от тех сведений, которые нужно внести в ЕГРЮЛ. При этом наименование листов соответствует изменениям, в отношении которых они заполняются. Подписывает заявление директор в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.

Шаг 3. Заверьте у нотариуса подпись заявителя на подготовленном заявлении о регистрации изменений в ЕГРЮЛ (данный шаг пропускаем, если заявление подается в электронном виде)

Для удостоверения подписи на заявлении нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации НКО, решение о назначении руководителя, актуальный список участников и протокол общего собрания (решение учредителя) о принятии изменений в ЕГРЮЛ. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.

Шаг 4. Подайте заявление по форме P13014 в Минюст в течение 7 рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений

К заявлению о регистрации изменений в ЕГРЮЛ необходимо приложить протокол общего собрания (решение учредителя) о внесении изменений. В зависимости от регистрируемых изменений могут потребоваться дополнительные документы (например, при изменении места нахождения — документы, подтверждающие права на адрес). Все документы подаются в 2 экземплярах. Также при подаче необходимо предъявить паспорт заявителя, нотариальная доверенность (если обращается представитель), представить копии этих документов в Минюст.

Срок рассмотрения документов Минюстом:

  • 33 дня в отношении общественных объединений
  • 30 дня — политических партий
  • 1 месяц и 3 дня или 6 месяцев и 3 дня (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций и их отделений
  • 17 рабочих дней — иных некоммерческих организаций

Срок регистрации изменений в ЕГРЮЛ налоговым органом (сведения в налоговый орган направляются Минюстом) — 5 рабочих дней.

Шаг 5. Получите в Минюсте выписку о внесении изменений в ЕГРЮЛ 

Данной выпиской подтверждается завершение процедуры регистрации изменений в ЕГРЮЛ.

Если заявление оформлено с ошибками (не заполнен обязательный лист, заполнен лишний лист, имеются неточности, опечатки и т.д.), вы можете получить отказ регистрирующего органа в регистрации изменений. В этом случае нужно подготовить, заверить и подать новое заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Если же отказ является необоснованным, незаконным, вы можете подать заявление об обжаловании отказа в регистрации изменений в ЕГРЮЛ в течение 3 месяцев в вышестоящий орган или в суд.

Нет времени заниматься самостоятельно регистрацией изменений в ЕГРЮЛ или уставе НКО? Обратитесь к юристам компании “Двитекс”, мы быстро оформим все необходимые документы для регистрации изменений в Минюсте. Услуги наших юристов оплачиваются только после успешной регистрации, это гарантия качества и сроков оказания услуг. Со стоимостью юридических услуг по регистрации, внесению изменений в некоммерческой организации вы можете здесь.Кроме того, мы предоставляем услуги по подготовке комплекта документов для регистрации (без подачи в регистрирующий орган), данная услуга доступна клиентам из любого региона России, доступна к заказу онлайн.

Услуги корпоративных юристов

Мы предлагаем комплексные услуги корпоративных юристов по регистрации изменений в учредительные документы компании и сведений в ЕГРЮЛ, сопровождению сделок, а также по внесению изменений в реестр аккредитованных филиалов иностранных юридических лиц. Регистрируем изменения сведений о коммерческих и некоммерческих организациях.

  • Уменьшение уставного капитала ООО
  • Увеличение уставного капитала ООО
  • Выход участника из общества
  • Вход нового участника и изменение состава учредителей
  • Сопровождение сделок с долями в уставном капитале ООО
  • Получение разрешения Правительственной комиссии
  • Изменение наименования организации
  • Изменение адреса компании
  • Смена руководителя организации
  • Изменение видов деятельности
  • Ликвидация компании и закрытие филиала
  • Изменение устава и сведений о некоммерческих организациях в Минюсте

Требуется помощь корпоративного юриста?

Вы можете заказать комплексные услуги опытных корпоративных юристов по регистрации изменений и сопровождению сделок в Юридической фирме «Двитекс».

Для заказа услуг позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91
или оставьте заявку на сайте

Заказать звонок

1.Об изменении каких сведений о некоммерческой организации нужно сообщать в Минюст?

Некоммерческие организации (НКО) обязаны сообщать в Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) об изменении сведений об организации, которые указываются в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), кроме сведений о полученных лицензиях. Сделать это нужно в течение трех дней со дня изменений.

Существуют две формы внесения изменений в ЕГРЮЛ, которые зависят от того, какие сведения об организации изменились:

  • изменения в связи с внесением поправок в устав;
  • изменения, не связанные с внесением поправок в устав.

2.Как внести изменения в сведения о некоммерческой организации?

В целом процедура внесения изменений в сведения о некоммерческой организации состоит из нескольких этапов:

  1. Принятие уполномоченным органом НКО решения о внесении изменений и оформление протокола, в котором указываются принятые на собрании решения (или оформление решения единственным учредителем).
  2. Подготовка заявления о регистрации изменений и других необходимых документов.
  3. Передача документов в Минюст России или его территориальный орган, который проверит их и передаст для регистрации изменений в Федеральную налоговую службу.
  4. Получение документов, подтверждающих внесение изменений.

Срок регистрации Минюстом не превышает:

  • 33 дней — для общественных объединений;
  • 25 дней — для политических партий;
  • одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — для религиозных организаций;
  • 17 рабочих дней — для других некоммерческих организаций.

В налоговой изменения зарегистрируют в течение 5 рабочих дней.

3.Какие документы нужны для регистрации изменений в уставе и куда их подать?

Для государственной регистрации изменений, вносимых в устав некоммерческой организации, необходимо подготовить:

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в устав — в 2 экземплярах, один из которых должен быть нотариально удостоверен;
  • решение о внесении изменений в устав — в 2 экземплярах;
  • устав некоммерческой организации в новой редакции — в 3 экземплярах;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины (не оплачивается при подаче документов онлайн) — представляется по желанию заявителя;
  • протоколы съездов или общих собраний структурных подразделений — для международных, общероссийских и межрегиональных общественных объединений.

Подать документы для государственной регистрации изменений, вносимых в устав организации, можно в Минюст России или его территориальный орган по месту нахождения организации:

  • онлайн на портале госуслуг;
  • лично или через представителя (график работы Минюста можно узнать на сайте);
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке и описью вложения (адреса центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов можно узнать на сайте).

Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации.

4.Какие документы нужны для внесения изменений, не связанных с поправками в устав, и куда их подать?

Для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в ее устав, нужно подготовить:

  • заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в устав — в 2 экземплярах, один из которых должен быть нотариально удостоверен;
  • решение (протокол, выписку из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ — в 2 экземплярах.

Если изменения вносятся в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого это отделение (организация) действует, также нужно представить устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом, в 2 экземплярах.

Подать документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений, не связанных с внесением изменений в устав организации, можно в Минюст России или его территориальный орган по месту нахождения организации:

  • онлайн на портале госуслуг;
  • лично или через представителя (график работы органов можно узнать на сайте Минюста);
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке и описью вложения (адреса центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов можно узнать на сайте).

Изменения, которые вносятся в сведения, входящие в ЕГРЮЛ, приобретают юридическую силу со дня их внесения в реестр.

5.У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Вы можете обратиться в центральный аппарат Минюста России или в его территориальные органы за консультацией по вопросам:

  • перечня документов, необходимых для государственной регистрации, и требований к их оформлению;
  • размера государственной пошлины;
  • порядка и сроков предоставления государственной услуги;
  • порядка обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу.

Консультации предоставляются при личном обращении (в часы приема заявлений), по телефону, по обычной и электронной почте.

Внесение изменений в Устав Некоммерческой организации

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Из статьи узнаете, в каких случаях необходимо внести изменения в устав НКО и как это сделать. Также выясните, для каких некоммерческих организаций процесс внесения правок в устав длится дольше всего.

Перед каждым руководителем, учредителем, членом Некоммерческой организации в ходе деятельности организации может встать вопрос о внесении изменений в Устав НКО.

Важно! Изменение устава — причина новой правовой экспертизы Минюстом всего текста документа. Если редакции вашего устава более года, рекомендуем проверить соответствует ли документ требованиям законодательства и при необходимости внести необходимые изменения. 

Внести изменения в устав необходимо при:

  • Смене наименования некоммерческой организации
  • Смене наименования должности руководителя Организации
  • Смене наименования иных органов управления Организации
  • Смене учредителей Организации
  • Смене юридического адреса Организации
  • Смене территориальной сферы деятельности Общественной Организации
  • Преобразовании Некоммерческого партнерства в Ассоциацию
  • Внесении изменений в предмет деятельности Некоммерческой организации
  • Неактуальной редакции устава НКО 
  • Прекращении права на использование наименования
  • Создании или изменении символики некоммерческой организации

Как внести изменения в устав:

  • Перечень документов, чтобы внести изменения в устав

Если вам нужна инструкция по работе с документами, которые помогут обновить устав, переходите в раздел статьи с перечнем документов, которые от вас потребуют в Минюсте. В разделе — последовательность действий при регистрации изменений в устав НКО и сроки, которые занимает процедура. Пользуйтесь инструкцией из этой статьи при изменениях устава НКО (некоммерческой организации) к которым относятся АНО (Автономная некоммерческая организация), Фонд, Общественная организация, Ассоциация, Союз, Коллегия адвокатов и Бюро, Частное учреждение и прочие более редкие формы некоммерческих организаций.

Внесение изменений в устав НКО

Смена наименования некоммерческой организации

Если хотите изменить наименование организации, то придется зарегистрировать новую редакцию устава с новым наименованием на титульном листе и первом разделе. Если меняете сокращенное наименование организации, то тоже нужно обновить устав. Например, причинами переименования НКО могут быть изменения характера деятельности организации или изменения территориальной сферы деятельности.

Также, изменения придется вносить в наименование Коллегии Адвокатов, наименование которой содержит фамилии адвокатов – членов Коллегии, в том случае, если меняется состав членов Коллегии адвокатов. Причина — из состава членов Коллегии выходят адвокаты, чьи фамилии указаны в наименовании Коллегии. В данном случае необходимо вносить изменения в наименование Коллегии, а соответственно и в устав Коллегии.

Какая информация должна быть в уставе коллегии адвокатов, узнаете из статьи.

Изменения в устав организации вносятся в случае изменения полного или сокращенного наименования организации на иностранном языке. Также необходимо внести изменение в устав организации когда расширяется предмет деятельности организации и это влияет на наименование НКО. 

  • Например, Автономная некоммерческая организация развития культуры и искусства планирует заниматься еще и развитием науки, поэтому вносятся изменения в наименование Организации – Автономная некоммерческая организация развития культуры, искусства и науки, а также вносятся изменения в предмет деятельности Организации. 

Каким требованиям должно соотстветствовать наименование НКО, читайте в статье эксперта с высшей компетенцией НКО.

Смена наименования должности руководителя Организации

Если задача изменить наименование должности руководителя организации, потребуется внести соответствующие изменения в устав и единый государственный реестр юридических лиц. Также необходимо внести изменения в устав, в случае, когда нужно добавить еще одну должность единоличного исполнительного органа.

Например, в организации был Президент, Вы решили создать должность Вице- президента, чтобы он выполнял функции руководителя НКО. Сделать это с помощью решения Высшего органа управления (протоколом) будет не совсем правильно. Соответствующее решение должно быть, однако эти изменения нужны и в уставе организации. В текст устава необходимо внести изменения в структуру органов управления, прописать компетенцию каждого единоличного исполнительного органа. 

Смена наименования иных органов управления Организации

Если решили изменить наименование органа управления организации и это можно сделать по закону, то также необходимо регистрировать новую редакцию устава. Например, если коллегиальный орган управления в Автономной некоммерческой организации – Правление решили изменить на Совет. 

Об особенностях структуры органов управления АНО, узнаете из публикации.

Смена учредителей Организации

Если нужно изменить состав учредителей автономной некоммерческой организации, то необходимо вносить изменения не только в единый государственный реестр юридических лиц, но и в устав организации, так как данные об учредителях организации указываются в уставе образовательной организации. 

Смена юридического адреса Организации

Изменить юридический адрес организации для начала необходимо учесть, указан ли юридический адрес полностью в уставе организации. Если адрес содержится в уставе организации только до субъекта, и вы меняете адрес только в рамках данного субъекта, то вносить изменения в устав нет необходимости. Если же адрес в уставе прописан полностью, то в Минюст на регистрацию необходимо отправлять новую редакцию устава. Обязательно перерегистрировать устав организации необходимо в случае, если адрес меняется из одного региона на другой. 

Смена территориальной сферы деятельности Общественной Организации

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», общественные организации имеют территориальную сферу деятельности и бывают общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. В чем отличия, поможет разобраться материал от эксперта. 

В наименовании каждой общественной организации должно быть указание на территориальную сферу деятельности. Поэтому если, организация меняет территориальную сферу деятельности, то соответствующие изменения нужно внести в наименование организации, а как следствие и в устав НКО.

Например, организация была региональная,создала отделения на территории нескольких субъектов РФ и планирует стать межрегиональной. В данном случае меняется наименование организации, регистрируется новая редакция устава. Частью нового наименования должна быть фраза: «Межрегиональная общественная организация». Также в уставе общественной организации указывается территория деятельности Организации. Соответственно, если организация становится межрегиональной, в новой редакции устава должны быть сведения о новых субъектах, на территории которых работает организация. 

Преобразование Некоммерческого партнерства в Ассоциацию

В 2014 году Некоммерческие партнерства были упразднены как разновидность некоммерческих организаций. Существующие Некоммерческие партнерства на момент когда начал действовать закон продолжают существовать и дальше, однако теперь к ним применяются нормы об Ассоциациях (Союзах).

Учредительные документы Некоммерческого партнерства продолжают действие только в части, не противоречащей законодательству. Законодательство не устанавливает обязанность немедленно преобразовать Некоммерческое партнерство в Ассоциацию, но при ближайших изменениях в учредительные документы, необходимо будет провести преобразование Некоммерческого партнерства в Ассоциацию. 

Необходимо менять не только наименование, но и регистрировать новую редакцию устава в Министерстве Юстиции. Наименование Ассоциации, которую создаете в процессе преобразования Некоммерческого партнерства, обязательно должно содержать указание на организационно-правовую форму (слово «Ассоциация или союз»).

Для того, чтобы преобразовать Некоммерческое партнерство, необходимо собрать общее собрание членов Некоммерческого партнерства, на котором члены Некоммерческого партнерства голосуют по вопросам преобразования в Ассоциацию или союз. 

Про формы некоммерческих учреждений, центров и предприятий, читайте в статье.

Внесение изменений в предмет деятельности Некоммерческой организации

Некоммерческая организация осуществляет деятельность на основании целей и предмета деятельности организации. В случае, если необходимо расширить предмет деятельности организации и внести дополнительные пункты, то нужно внести изменения в устав организации. 

Устав организации устарел

В ситуации, когда устав НКО устарел, необходимо привести его положения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерацией. В таком случае также придется регистрировать новую редакцию устава. 

Прекращение права на использование наименования

Нужно внести изменения в устав НКО, если в наименовании организации используется официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования.

Если право использовать такие слова в названии НКО прекращается, то обязательно внести соответствующие изменения в устав НКО. Срок — максимум три месяца с момента наступления обстоятельств, которые стали причиной прекращения права на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования. Такое право может быть прекращено

  • В результате отзыва разрешения по основаниям, которые установлены Правительством РФ; 
  • Прекращение деятельности юридического лица – единственного учредителя некоммерческой организации (подпункт 5, пункт 5, статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»); 
  • Прекращение права юридического лица – единственного учредителя некоммерческойорганизации, указанного в подпункте 5 пункта 5 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», на использование в своем наименовании официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования.

Создание или изменение символики некоммерческой организации

Некоммерческая организация может иметь символику. Под символикой понимаются эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны. Описание символики должно быть в уставе некоммерческой организации. В случае, если действующая организация решила создать свою символику, то ее необходимо внести в устав и, зарегистрировать новый устав. Если действующая организация решила изменить свою символику или расширить ее, все эти изменения тоже должны быть в уставе НКО.

С 1 сентября 2014 года в силу вступили изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ, внесенные ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ . С учетом этих изменений, начиная с 1 сентября 2014 г. юридические лица могут создаваться в организационно-правовой форме, которая предусмотрена главой 4 Гражданского кодекса РФ.

Раньше в некоммерческой организации мог быть создан, например, такой орган управления как Председатель Правления и именно такая формулировка могла быть внесена в Единый государственный реестр юридических лиц в качестве лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности. На данный момент такое наименование должности единоличного исполнительного органа управления не может быть внесено в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и должно подразумевать под собой не Председатель правления, а Председатель организации.Такая должность как председатель Правления может быть создана в организации при созданном или создаваемом правлении.

Функцией Председателя Правления будет координация деятельности правления. Все свои функции Председатель правления будет осуществлять только на основании доверенности, выданной руководителем организации, сведения о котором есть в ЕГРЮЛ. 

Организация, у которой в уставе и в выписке из ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности в должности Председатель Правления должна внести изменения в устав и в ЕГРЮЛ. Эти процедуры помогут привести наименование должности единоличного исполнительного органа в соответствии с действующим законодательством РФ. Чтобы это сделать, в документах нужно изменить должность «Председатель Правления» на «Председатель», подразумевая Председателя Организации. 

В 2014 году были внесены изменения в количественный состав коллегиального постоянно действующего руководящего органа управления корпоративных организаций. В соответствии со статьей 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в корпоративных организациях лица, которые осуществляют полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

В Уставы корпоративных организаций, в которых данное требование нарушено, необходимо внести соответствующие правки. Также до 2014 года требование о формирование ревизора или ревизионной комиссии в корпоративной организации было не обязательным.

  • Начиная с сентября 2014 года в общественных организациях, ассоциациях должен быть избран ревизор или сформирована ревизионная комиссия. Протоколом высшего органа управления должен быть избран Ревизор или сформирована ревизионная комиссия. В новой редакции устава должна содержаться компетенция ревизора или ревизионной комиссии. Новая редакция подлежит государственной регистрации в Минюсте. 

До 2014 года, в соответствии с действующим законодательством, учредителями Ассоциации (союза) могли быть только юридические лица. Ассоциация представляла собой объединение по договору исключительно коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

С 2014 года внесли изменения в законодательство. Теперь Ассоциацию могут создавать как физические, так и юридические лица, в том числе некоммерческие организации. Однако продолжают действовать Ассоциации с Уставами, утвержденными ранее 2014 года. В таких уставах сведения не соответствуют требованиям действующего законодательства и их необходимо скорректировать. 

Изменения в устав Некоммерческой организации вносят по решению высшего органа управления. Оформить такое решение нужно в виде протокола, который подписывает председатель и секретарь собрания. На титульном листе должно быть указано, каким органом управления утвержден устав, номер протокола и дата проведения собрания.

Пакет документов в Минюст, чтобы внести изменения в Устав

Регистрирующим органом для Некоммерческих организаций является Министерство Юстиции. В Минюст подаются документы не только на первичную регистрацию НКО, но также и на внесение изменений в устав НКО. 

Решение о внесении изменений в устав и утверждении новой редакции устава принимает высший орган управления Некоммерческой организации. В корпоративных организациях такое решение принимает – Общее собрание членов Организации. В Фонде, как правило, Совет Фонда, может быть Президиум. В автономной некоммерческой организации такое решение принимает Учредитель, Собрание учредителей или Совет (Правление) АНО.

Принятое решение оформляют в виде протокола, который подписывает председатель и секретарь собрания. Протоколы подписывают исключительно синей ручкой, сшиваются в двух экземплярах. На сшивке нужна подпись руководителя и печать организации. Если решение принимает учредитель, то оно, как правило, оформляется на одном листе, подписывается синей ручкой и на решении ставят печать организации. Решение также подается в Минюст в двух экземплярах. 

Кроме указанных документов необходимо подготовить форму Р13014. Это заявление о внесении изменений в учредительные документы организации и о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Бланк заявления утв. в приложении № 4 к приказу ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. Скачайте шаблон заявления. 

Заявление нужно подать, когда необходимо изменить:

  1. Текст устава;
  2. Полное и сокращенное наименование организации;
  3. Сведения об адресе организации (если такие сведения указаны в уставе организации;
  4. Сведения об участнике – физическом или юридическом лице, если такие сведения есть в уставе.

Также заявление понадобиться, когда необходимо внести в устав сведения о филиале.

Заявление подавайте в Министерство юстиции в двух экземплярах. Первый экземпляр прошейте, на сшивке нужна подпись руководителя — лица, действующего от имени организации без доверенности, сведения о нем есть в ЕГРЮЛ. Подпись руководитель должен поставить синей ручкой. На сшивке также необходима печать НКО.

На последнем листе документа, заявитель пишет полностью свою фамилию, имя, отчество, а ниже ставит подпись. Идентичное заявление руководитель организации должен подписать в присутствии нотариуса. Это обязательное условие, даже при личной подаче документов в Министерство юстиции.

Устав в новой редакции подавайте на регистрацию в Министерство юстиции в трех экземплярах. Уставы должны быть прошиты, на сшивке ставится подпись руководителя и печать организации. Листы всех экземпляров устава некоммерческой организации, должны быть пронумерованы. Также обязательно нужно оплатить госпошлину. 

  • При внесении изменений в устав Некоммерческой организации, а также и при создании НКО на титульном листе устава, необходимо написать слово: «Устав», полное наименование НКО, сведения об органе управления Организации утвердившем устав (в случае внесения изменений), дату утверждения Устава. На титульном листе устава могут быть другие сведения и отметки, которые предусмотрены законодательством РФ. 

Срок регистрации документов в Министерстве юстиции для большинства НКО составляет примерно 1,5 месяца, для общественных организаций – 2 месяца. После этого получите зарегистрированный устав с отметкой с подписью и печатью уполномоченного сотрудника Министерства юстиции.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также могут быть интересны публикации:

  • Регистрации НКО
  • Смена адреса НКО
  • Услуги для НКО: все необходимые специалисты

О государственной услуге

Предоставляется при создании, реорганизации, ликвидации некоммерческих организаций, внесении в их учредительные документы изменений, при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.

Кто может получить

Заявителями при государственной регистрации некоммерческой организации являются:

  • руководитель постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа регистрируемой некоммерческой организации или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от ее имени;
  • учредитель (учредители) некоммерческой организации при ее создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемой некоммерческой организации;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации некоммерческой организации;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявителем при государственной регистрации политической партии, регионального отделения политической партии является уполномоченное лицо политической партии либо иное лицо, действующее на основании доверенности, выданной уполномоченным лицом политической партии.

Куда обратиться

  • межрегиональных, региональных и местных общественных объединений;
  • региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий;
  • местных религиозных организаций;
  • централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями;
  • иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций.
  • общероссийских и международных общественных объединений;
  • политических партий;
  • отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации;
  • централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

График работы

Прием заявителей для личного представления документов для государственной регистрации осуществляется в соответствии со следующим графиком

в территориальных органах:

Понедельник, среда  14.00 — 17.00

Вторник, четверг            9.00 — 12.00

Пятница                     14.00 — 16.00

в центральном аппарате:

Понедельник – с 10-00 до 13-00

Вторник, четверг – с 14-00 до 17-00

Среда, пятница – с 9-00 до 12-00

Порядок получения государственной услуги

Заявители имеют право направить документы почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представить документы лично или направить в форме электронных документов с использованием сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Перечень необходимых документов

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы некоммерческой организации;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении 
  • ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов;
  • сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении 
  • к заявлению);
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующей графе заявления);
  • при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица;
  • копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной неправительственной некоммерческой организации (для отделения иностранной неправительственной некоммерческой организации).
  • заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 статьи 13¹ Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, – для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Для регистрации ликвидации:

  • заявление о государственной регистрации ликвидации;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Указанный документ представляется по межведомственному запросу Минюста России или его территориального органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
  • При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы:

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых 
  • в учредительные документы;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации:

  • заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
  • решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.
  • В случае внесения изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого данное отделение (организация) действует, представляется также устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом в двух экземплярах.

При включении в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, на государственную регистрацию представляется заверенная уполномоченным лицом некоммерческой организации копия соответствующего разрешения, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

См. также необходимые документы:

Требования к оформлению документов: 

Все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке. Документы иностранных организаций представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и должны быть удостоверены. Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Протокол (выписка из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащий решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов), должен содержать: дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания; список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания; сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных); существо принятых решений и результаты голосования по ним; сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов; фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола. Протокол (выписка из протокола) заседания высшего, иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, содержащий решение о внесении изменений в учредительные документ и (или) об изменении иных сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, помимо вышеуказанных сведений, должен содержать: в случае проведения заседания в форме съезда (конференции) — сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления; в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) — сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организацией на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления. Платежное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации представляется в подлиннике. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, указываются в заявлении, подписанном уполномоченным лицом. Подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется. Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации. Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств — участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., принимаются к рассмотрению при принятии решения о государственной регистрации некоммерческой организации без консульской легализации документов, при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ. Официальные документы, полученные из стран СНГ, принимаются к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенных оттиском печати с воспроизведением государственного герба.

За государственную регистрацию взимается государственная пошлина 

  • для политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии — 3 500 рублей;
  • для общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, — 1 400 рублей;
  • для иных некоммерческих организаций 4 000 рублей;
  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, — 20 процентов размера государственной пошлины, установленного для государственной регистрации соответствующего юридического лица;
  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями – 100 рублей.

Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется бесплатно.

Государственная пошлина не уплачивается в случаях направления документов, необходимых для государственной регистрации, в электронном виде за:

государственную регистрацию при создании некоммерческой организации, за исключением государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями;

государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, а также за государственную регистрацию ликвидации некоммерческой организации, за исключением случаев, когда ликвидация некоммерческой организации производится в порядке применения процедуры банкротства.

Консультации по вопросам предоставления государственной услуги предоставляются государственными служащими центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов.

Консультации предоставляются по вопросам:

  • перечня документов, необходимых для государственной регистрации и требований, предъявляемых к их оформлению;
  • размера государственной пошлины;
  • порядка и сроков предоставления государственной услуги;
  • порядка обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу.

Консультации предоставляются при личном обращении, посредством интернет-сайта, телефонной связи, почты или электронной почты.

При личном обращении консультации предоставляются в часы приема заявлений, в иных случаях — в рабочее время, в том числе когда прием заявлений на предоставление государственной услуги не осуществляется.

Срок предоставления услуги

Общий срок, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать:

  • 33 дней в отношении общественных объединений, 
  • 30 дней — политических партий, 
  • одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций и 
  • 17 рабочих дней — иных некоммерческих организаций.

При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации течение указанного срока прерывается не более чем на три месяца.

Срок рассмотрения документов религиозной организации может быть продлен до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы.

Срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации общественного объединения, религиозной организации, иной некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.

Результаты оказания государственной услуги

Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:

  • государственная регистрация некоммерческой организации (принятие решения о государственной регистрации; направление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, документов в соответствующий регистрирующий орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц; получение документов из регистрирующего органа; внесение сведений о некоммерческой организации в ведомственный реестр; формирование и выдача документов заявителю);
  • прекращение исполнения государственной услуги по инициативе заявителя.

Основания для отказа в государственной регистрации

Общественного объединения:

  • устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях», представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
  • выступившее в качестве учредителя лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;
  • ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
  • в представленных на государственную регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация;
  • наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Политической партии:

  • положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам;
  • наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»;
  • не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации политической партии;
  • федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях»;
  • нарушены установленные Федеральным законом «О политических партиях» сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии;
  • не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации политической партии.

Регионального отделения политической партии:

  • не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для его государственной регистрации;
  • информация, содержащаяся в представленных для его государственной регистрации документах, не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях»;
  • не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации регионального отделения политической партии.

Религиозной организации:

  • цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
  • устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения недостоверны;
  • в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
  • учредитель (учредители) неправомочен.

Основания оставления заявления о государственной регистрации религиозной организации без рассмотрения:

  • непредставление для государственной регистрации религиозной организации документов, предусмотренных пунктами 5 — 7 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Иной некоммерческой организации:

  • учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
  • ее наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
  • необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;
  • выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
  • если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;
  • если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;
  • если в установленный решением о приостановлении государственной регистрации срок заявителем не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации.

Порядок обжалования

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 23 не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения.

1. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(п. 3 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

4. Изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

(п. 4 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Lacto g инструкция по применению для детей капсулы
  • Как приучить кота к унитазу в домашних условиях инструкция
  • Как приучить кота к унитазу в домашних условиях инструкция
  • Массажер расческа тяньши инструкция по применению
  • Стрептоцид порошок при ангине инструкция по применению