Внешнеполитической деятельности руководства россии

Концепция внешней политики России, новая редакция которой была опубликована 31 марта 2023 г., традиционно выступает в качестве документа, определяющего базовые стратегические ориентиры отечественной дипломатии. За три десятилетия существования практики обнародования ключевого внешнеполитического манифеста сложилось два основных подхода: первые четыре версии выступали в качестве программного документа приходившего к власти нового главы государства, в то время как последние две редакции выступали в качестве реакции на ключевые тенденции мирового развития. В условиях беспрецедентного санкционного давления и «разворота на Восток» 31 марта 2023 г. вышла действующая редакция Концепции внешней политики. Несмотря на схожесть по форме с предыдущим, по духу новый документ принципиальной иной.

В новой Концепции представлена переоценка тенденций развития современного мира. Реакцией на западную политику формирования «порядка, основанного на правилах» стало выделение необходимости восстановления координирующей роли ООН, ведь именно в период коренных трансформаций особую роль приобретает поддержание ооноцентричной архитектуры международных отношений и закрепленных в Уставе ООН принципов международного общения, в первую очередь — принципа суверенного равенства стран.

Вводится новая форма стратегического планирования. В предыдущих концепциях руководящим элементом была основная цель (высший приоритет) внешней политики Российской Федерации. Редакция КВП 2023 г. опирается на триединую формулу, отражающую многослойный характер вызовов и угроз, с которыми сталкивается Россия. Новшеством является употребление понятия «национальный интерес». Из него вытекают стратегические цели, а последние, в свою очередь, служат отправной точкой при постановке практико-ориентированных задач.

Претерпевает изменения система глобальных приоритетов. Выделяется новый раздел, связанный с обеспечением национальных интересов РФ в «новых сферах», к которым относятся Мировой океан, космическое и воздушное пространство. Помимо этого, особое внимание уделяется мерам содействия международному развитию. В правозащитной тематике впервые на первый план выходит защита законных интересов и прав российских граждан.

В КВП 2023 г. трансформируется не только иерархия страновых приоритетов, но и географические границы регионов. Так, до 2023 г. не использовалось понятие «Исламский мир» и «Евразийский континент» как отдельные региональные направления внешней политики России. Новое деление позволяет выйти за узкие рамки классического понимания границ и включить в общее региональное пространство как формирующиеся центры силы, так и ведущие интеграционные объединения. Большое значение отводится развитию сотрудничества со странами АТР, Исламского мира, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. При выстраивании взаимодействия с партнерами и союзниками Россия исходит из принципа взаимного уважения интересов и недопущения создания разделительных линий по блоковому принципу.

Увеличивается число институтов, отвечающих за реализацию внешнеполитического курса страны. Работу традиционных институтов в этой сфере призван дополнить создаваемый Государственный совет. Подобная мера позволит сохранить преемственность внешнеполитической линии при смене высшего руководства государства. Помимо этого, важную роль играет опора на широкий базис различных организаций, таких как политические партии, Общественная палата РФ, НКО, деловые круги и СМИ.

Таким образом, выход в свет новой редакции Концепции внешней политики свидетельствует об изменении самовосприятия России как «самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы», обладающей целым рядом значительных ресурсов, сохраняющей статус постоянного члена СБ ООН и одной из двух ведущих ядерных держав, выступая в роли правопродолжателя СССР и страны, которая через решающий вклад в победу во Второй мировой войне стояла у истоков системы международных отношений.

Концепция внешней политики России, новая редакция которой была опубликована 31 марта 2023 г., традиционно выступает в качестве документа, определяющего базовые стратегические ориентиры отечественной дипломатии. За три десятилетия существования практики обнародования ключевого внешнеполитического манифеста (ведь первая Концепция появилась на свет в апреле 1993 г.) сложилось два основных подхода: первые четыре версии (1993, 2000, 2008 и 2013 гг.) выступали в качестве программного документа приходившего к власти нового главы государства (Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.А. Медведева и снова В.В. Путина), в то время как последние две редакции выступали в качестве реакции на ключевые тенденции мирового развития.

Так, например, после распада СССР и утверждения на посту президента Б.Н. Ельцина 23 апреля 1993 г. была принята Концепция внешней политики РФ [1]. Выработка данного дипломатического документа происходила в условиях прекращения холодной войны, проведения либерально-демократических реформ и отказа от биполярного противостояния. В новой доктрине закреплялся курс на отказ от противостояния с западными странами, налаживание партнерских отношений с США и ведущими европейскими державами.

Приход В.В. Путина на смену Б.Н. Ельцина повлек переосмысление концептуальных основ внешней политики России с учетом усиления значимости «национального интереса» страны. 28 июня 2000 г. в свет вышла новая редакция Концепции внешней политики. В отличие от предыдущего документа, в ней появляется система глобальных и региональных приоритетов. Краеугольным элементом выступает твердое отстаивание национальных интересов РФ. Ответом на попытки Соединенных Штатов закрепить гегемонию в однополярном мире становится диверсификация внешнеполитических связей Российской Федерации, тактика «избирательного партнерства» с Западом и развитие взаимоотношений со странами постсоветского пространства, АТР, Ближнего Востока и Латинской Америки.

Выход очередной редакции Концепции внешней политики связан с избранием нового Президента России — Д.А. Медведева. Обнародованный 15 июля 2008 г. документ отражал стремление сохранить преемственность курса по укреплению многополярного мира и активизации сотрудничества с различными центрами силами. Предполагалось формирование гибких институтов многостороннего взаимодействия в рамках «сетевой дипломатии», продвижение различных дипломатических инициатив (проект Договора о европейской безопасности, базовое соглашение между Россией и ЕС), заключение ситуативных компромиссов, в основном по региональной проблематике (Афганистан, Иран, Ливия и т.д.).

Начало второго срока президентства В.В. Путина ознаменовалось подготовкой обновленного основополагающего дипломатического документа. В Концепции внешней политики от 12 февраля 2013 г. учитывается фактор деградации российско-американских отношений на фоне санкционного давления. Прекращается эпоха одностороннего сближения России с Западом, начавшаяся в 1992 г.

С 2016 г. прослеживается принципиально иная логика принятия внешнеполитических концепций. Необходимость выработки доктрин нового поколения зависит не от «транзита власти», то есть избрания нового президента страны, а от политической обстановки на международной арене.

Результатом начавшегося в конце 2013 г. кризиса на Украине, последующего присоединения Крыма и усиления военно-политической нестабильности на Донбассе стало введение антироссийских санкций со стороны США и ЕС и «контрмер» России. Фактически были заморожены ключевые форматы дипломатического взаимодействия РФ со странами Запада. Подобные тенденции потребовали издания новой Концепции внешней политики. В Концепции от 30 ноября 2016 г. были сформулированы задачи по дальнейшему развитию отношений с другими региональными партнерами и первостепенной роли ООН в международных делах.

После начала специальной военной операции по «демилитаризации и денацификации территории Украины» императивной стала корректировка дипломатической доктрины. Важно отметить, что данные события представляют не первопричину, а катализатор трансформации системы международных отношений. В отличие от тактики коллективного Запада, подразумевающей фрагментацию мирового сообщества на «цветущий сад» и «джунгли», Россия последовательно выступает за формирование устойчивого многополярного мира. Такой подход находит широкий отклик среди стран-единомышленников. Как отмечал В.В. Путин, этот тренд будет только усиливаться.

В условиях беспрецедентного санкционного давления и «разворота на Восток» 31 марта 2023 г. вышла действующая редакция Концепции внешней политики. Несмотря на схожесть по форме с предыдущим, по духу новый документ принципиальной иной.

Нововведения Концепции внешней политики 2023 года

Во-первых, в новой Концепции представлена переоценка тенденций развития современного мира. Закономерно, что реакцией на западную политику формирования «порядка, основанного на правилах» стало выделение необходимости восстановления координирующей роли Организации Объединенных Наций, ведь именно в период коренных трансформаций особую роль приобретает поддержание ооноцентричной архитектуры международных отношений и закрепленных в Уставе ООН принципов международного общения, в первую очередь — принципа суверенного равенства стран.

Задача по укреплению ООН приобретет особую актуальность после окончания геополитического кризиса, спровоцированного обострением отношений между Россией и Западом. Нет никакого сомнения в том, что в будущем назреет необходимость обновления организации с учетом интересов незападного мира. Однако по словам С.В. Лаврова, процесс формирования многополярного мира с опорой на универсальные институты будет долгим.

Впервые акцент делается на борьбе с неоколониальными практиками, что позволит как не допустить гегемонии западных государств, так и укрепить позиции России в странах незападного мира. Показательным примером логики неоколониализма является гибридная война нового типа на Украине и вытекающие политико-экономические последствия. Отвергая реалии многополярного мира, страны коллективного Запада отдают предпочтение широкому набору военно-политических инструментов в обход универсальных структур, в том числе Совета безопасности ООН. Как справедливо отмечает А. Крамаренко, равноправное международное сотрудничество мешает Западу «удерживать весь мир в колониальной зависимости».

Во-вторых, вводится новая форма стратегического планирования. В предыдущих концепциях руководящим элементом была основная цель (высший приоритет) внешней политики Российской Федерации. Редакция КВП 2023 г. опирается на триединую формулу, отражающую многослойный характер вызовов и угроз, с которыми сталкивается Россия. Новшеством является употребление понятия «национальный интерес». Из него вытекают стратегические цели, а последние, в свою очередь, служат отправной точкой при постановке практико-ориентированных задач.

В-третьих, претерпевает изменения система глобальных приоритетов. В частности, выделяется новый раздел, связанный с обеспечением национальных интересов РФ в «новых сферах», к которым относятся Мировой океан, космическое и воздушное пространство. Помимо этого, особое внимание уделяется мерам содействия международному развитию.

В правозащитной тематике впервые на первый план выходит защита законных интересов и прав российских граждан. Примечательно, что в качестве одного из приоритетных направлений гуманитарной политики закрепляется противодействие «русофобии», инициаторами и проводниками которой выступают недружественные иностранные государства.

В-четвертых, в КВП 2023 г. трансформируется не только иерархия страновых приоритетов, но и географические границы регионов. Так, до 2023 г. не использовалось понятие «Исламский мир» и «Евразийский континент» как отдельные региональные направления внешней политики России. Новое деление позволяет выйти за узкие рамки классического понимания границ и включить в общее региональное пространство как формирующиеся центры силы, так и ведущие интеграционные объединения.

Что касается последовательности, ключевую роль занимают страны и объединения Ближнего зарубежья. Затем следует Арктика. Кажущееся незаслуженное высокое место этого региона в системе приоритетов обусловлено его потенциально высокой конфликтогенностью. В этой связи крайне важной становится задача по недопущению милитаризации Арктики и созданию условий для развития Северного морского пути.

Большое значение отводится развитию сотрудничества со странами АТР, Исламского мира, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. При выстраивании взаимодействия с партнерами и союзниками Россия исходит из принципа взаимного уважения интересов и недопущения создания разделительных линий по блоковому принципу.

Отношения с государствами европейского региона, Соединенными Штатами и их англо-саксонскими партнерами (Австралией, Канадой, Новой Зеландией) находятся в прямой зависимости от стратегии их действий. Россия стремится не допустить роста угроз национальной безопасности и суверенитету в результате агрессивной политики недружественных стран и получения ими односторонних экономических преимуществ.

Замыкает иерархию региональных приоритетов Антарктика. Содержательно приоритеты России на данном направлении не меняются. Основой являются недопущение милитаризации, обеспечение экологической устойчивости и укрепление присутствия РФ в регионе.

В-пятых, увеличивается число институтов, отвечающих за реализацию внешнеполитического курса страны. Работу традиционных институтов в этой сфере (Президент, Совет Федерации и Государственная дума Федерального собрания, Правительство, Совет безопасности, Министерство иностранных дел, Россотрудничество) призван дополнить создаваемый Государственный совет. Подобная мера позволит сохранить преемственность внешнеполитической линии при смене высшего руководства государства. Помимо этого, важную роль играет опора на широкий базис различных организаций, таких как политические партии, Общественная палата РФ, НКО, деловые круги и СМИ.

Таким образом, выход в свет новой редакции Концепции внешней политики свидетельствует об изменении самовосприятия России как «самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы», обладающей целым рядом значительных ресурсов, сохраняющей статус постоянного члена СБ ООН и одной из двух ведущих ядерных держав, выступая в роли правопродолжателя СССР и страны, которая через решающий вклад в победу во Второй мировой войне стояла у истоков системы международных отношений.

1. Концепция внешней политики Российской Федерации 1993 года // Внешняя политика и безопасность современной России (1991–1998). Хрестоматия в 2-х т. Т. 2. Документы // Сост. Шаклеина Т.А. М.: МОНФ, 1999.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение.Эволюция международных отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании.

В соответствии с высшим приоритетом национальной главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

— обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе;

— воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка;

— формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами;

— поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами;

— всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

— содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;

— поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России.

Основные этапы эволюции теории внешней политики современной России. Интенсивный поиск новой внешнеполитической концепции (о теории на этом этапе говорить еще не приходится) России начался вскоре после распада СССР и обретения ею полного суверенитета. Первая попытка сформировать и представить ее миру была предпринята Президентом России Б. Ельциным уже 31 января 1992 г. Выступая в этот день на специальном заседании Совета Безопасности ООН перед главами государств и правительств 15 стран — членов этого Совета, российский Президент предложил преобразовать программу Стратегической оборонной инициативы (СОИ) в международный проект с учетом технологических разработок оборонного комплекса России. В результате такого объединения могла бы быть создана глобальная система космической защиты. Заявив, что Россия рассматривает США и другие западные государства не только как партнеров, но, скорее, как союзников, Б.Ельцин выдвинул целый ряд инициатив. Он предложил, в частности, создать механизм быстрого реагирования, который мог бы быть оперативно задействован Советом Безопасности ООН в любом районе планеты, где возникает угроза миру и стабильности. «Мы, — говорил президент России в речи на заседании СБ, —исключаем какое-либо подчинение внешней политики идеологическим доктринам, ее самодовлеющий характер. Наши принципы просты и понятны: главенство демократии, прав и свобод человека, законности и нравственности».

Выступлению российского Президента в СБ ООН предшествовало его специальное Послание Генеральному секретарю ООН Бутросу Гали. В нем были изложены основные направления российской политики в области сокращения вооружений и разоружения: стратегических наступательных вооружений, тактического ядерного оружия, противоракетной обороны и космоса, запрещения испытаний ядерного оружия и запрещения производства расщепляющихся материалов для целей оружия, нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, обычных вооружений, химического и биологического оружия, оборонных бюджетов, конверсии военного производства. Двумя неделями позже министр иностранных дел России А. Козырев выступил в Женеве на конференции по разоружению и в Комиссии ООН по правам человека, разъяснив и дополнив предложения Б. Ельцина, содержавшиеся в упоминавшемся выше его Послании Генеральному секретарю ООН.

Параллельно с исполнительными структурами власти над внешнеполитической доктриной трудились и в представительных властных органах. В результате уже в конце февраля 1992 г. свет увидела параллельная, точнее говоря, альтернативная внешнеполитическая концепция. Это была концепция Верховного Совета России. Выступая на научно-практической конференции в МГИМО «Преображенная Россия в новом мире» председатель Верховного Совета Р. Хасбулатов изложил ее основные аспекты. В конференции принимали участи также Е. Примаков, бывший тогда генеральным директором внешней разведки России, А. Козырев, министр иностранных дел, и другие государственные деятели.

Содержание концепции Р. Хасбулатова во многом совпадало с главными положениями президентской доктрины. Обе исходили из отказа внешней политики новой России от идеологизированной биполярности, т.е. от привычного деления мира на две противостоящие мировые общественные системы; обе декларировали отказ от преимущественной опоры на военную силу как средство внешней политики, обе признавали важность «формирования в России дееспособной экономики», «помощи национальной промышленности, национальному предпринимательству в целом в выходе на внешние рынки и т.д. Обе концепции признавали также важность для новой России дружественных и конструктивных отношений с США, странами Европейского Сообщества, Японией, Китаем, Индией, Турцией и другими государствами.

Однако в концепциях Б. Ельцина и Р. Хасбулатова содержались не только одинаковые или созвучные подходы, но и заметные различия, что явно указывало не только на разногласия, но и на определенное противостояние между двумя ветвями власти. Так, в концепции председателя Верховного Совета особо акцентировались те направления внешней политики России, которые были традиционными для СССР в прошлом, а именно отношения со странами Центральной и Юго-Восточной Европы и, в частности, со странами, входившими в свое время в СЭВ и ОВД. Арабский Восток и Азия и Африка также упоминались как особо важные направления внешней политики новой России. По мнению Р.Хасбулатова, этого требовали геополитические соображения и экономические интересы России. В концепции Хасбулатова, кроме того, речь шла также о предпочтительности и приоритетности отношений с государствами — членами СНГ и странами, граничащими с СНГ.

Концепция исполнительной власти, напротив, предполагала заметную переориентацию внешней политики России на США и другие страны Запада.

Практика последующих лет показала, что «проамериканская» и «прозападная» внешняя политика России не оправдала себя в ожидавшейся степени и еще раз подтвердила ту истину, что в силу многих объективных причин эта политика должна быть разновекторной и разнохарактерной. Это обстоятельство было учтено на последующих, более высоких стадиях работы над внешнеполитической концепцией России.

В конце апреля 1993 г. распоряжением Б. Ельцина был утвержден документ под названием «Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации». В его подготовке участвовала группа высококвалифицированных экспертов от МИДа, МВЭС, Минобороны, Службы внешней разведки, аппарата Совета Безопасности и двух комитетов Верховного Совета — по международными делам и внешнеполитическим связям, а также по вопросам обороны и безопасности. Руководил этой работой председатель Межведомственной внешнеполитической комиссии Совета Безопасности Юрий Скоков. Документ прошел всю процедуру согласования и утверждения в рамках нового механизма подготовки и принятия внешнеполитических решений. Он был одобрен Межведомственной внешнеполитической комиссией и утвержден на заседании Совета Безопасности страны.

Концепция, как отмечали ее создатели, разрабатывалась исходя из «жизненно важных интересов страны и ее граждан», а не из идеологических установок или пристрастий тех или иных сил в российском обществе. В числе этих интересов — «обеспечение процессов формирования государственности Российской Федерации и защита ее территориальной целостности; создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ; активное и полноправное участие России в строительства новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место».

Внешняя политика современной России. Изменения в мировой политике после окончания холодной войны, а также начавшаяся в стране демократизация ставят Россию в положение страны, которая должна пересмотреть свое место в мировой политике, определить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые будут определить его роль и влияние на мировой арене. Разработка такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она полностью находится под влиянием политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений.

В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) развития России собственной линии поведения на международной арене.

Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранить статус великой державы и продолжить прежнюю экспансионистскую политику, направленную на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на невозможность такой альтернативы, можно констатировать, что у страны есть определенные ресурсы для ее реализации. В первую очередь такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также нерешенных массовых стереотипов (антизападных, шовинистический и др.).

Второй путь предполагает приобретение Россией статуса региональной державы. В одном случае его влияние может быть основано преимущественно на факторах силового давления на соседние государства и, по сути, повторять логику поведения «сверхдержавы» в локальном политическом пространстве. В другом сценарии завоевание политического влияния страной может быть основано на установлении равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказе от военных и силовых угроз в их адрес и сознательном недопущении вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий вариант предполагает, что Россия может занять чисто прагматичную внешнеполитическую позицию, основанную на принципе равноудаленности от определенных блоков сил и прагматического сближения или дистанцирования от конкретных коалиций и государств. Таким образом, его национальные интересы будут формироваться на неидеологической основе, изменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сосредоточиться на решении экономических и других внутренних проблем.

В реальной политической деятельности государства элементы каждой из трех возможных стратегий переплетаются, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с развитием принципиальных отношений как минимум с тремя группами его внешнеполитических контрагентов: его союзниками, страны Запада и третьего мира.

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:

— создание новой системы отношений с бывшими социалистическими странами;

— вхождение в европейское и мировое сообщество;

— разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;

— разработка новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;

— интенсификация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии;

— равноправное развитие отношений с США;

— противодействие созданию «однополярного» мира под эгидой США;

— участие в миротворческих акциях по прекращению вооруженных конфликтов под эгидой ООН.

Прогноз в отношении внешнеполитической ситуации. На сегодняшний день очень сложно спрогнозировать внешнеполитическую обстановку в мире, так как некоторые ситуации, происходящие на международной арене, могут кардинально менять действующую обстановку. Поэтому, рассуждая о прогнозах внешнеполитической деятельности Российской Федерации, можно говорить лишь о возможных сценариях развития событий.

Если говорить о краткосрочной перспективе внешнеполитических отношений Российской Федерации с государствами Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки, то в качестве детерминирующего фактора развития отношений между странами, будет служить развитие ситуации на востоке Украины. Уже имеющийся опыт мирного решения военных конфликтах во многих странах показал, что видение будущего у участников конфликта значительно различаются, в связи с этим продолжение вооруженного конфликта больше, чем просто вероятно. Возможна реализация таких сценариев как сценарий эскалации и сценарий замороженного конфликта.

Стоит отметить, что второй вариант является наиболее оптимальным для Российской Федерации, так как имеет долгосрочную перспективу, однако на отношения России и стран Европейского союза, США такое развитие в значительной мере не повлияет.

Если говорить о южном направлении внешней политики Российской Федерации, то, к сожалению, ситуация, скорее всего, останется стабильно напряженной. Война с террористическими государства типа ИГИЛ, как и любые военные конфликты на Ближнем Востоке, не характеризуется быстрым окончанием. Существует опасность, что нестабильность Ближнего Востока может выйти за рамки Сирии и распространится на такие регионы, как Северный Кавказ, Закавказье. Таким образом, Российской Федерации стоит озаботиться об укреплении своих границ, обеспечении их безопасности.

В ближайшее время в регионах Центральной Азии значительных изменений не ожидается, однако, возможна смена политических режимов, в таких государствах как Узбекистан, Таджикистан, где лидеры государств находятся на своих постах достаточно длительный период времени (с 90-х годов XX века). В связи описанными выше обстоятельствами Российской Федерации необходимо быть готовой к значительному ухудшению ситуации в Центральной Азии, возникновению новых вспышек геополитической нестабильности, увеличению уровня влияния исламизма. Возможно, что в долгосрочной перспективе будут увеличиваться трения, непосредственно связанные с вопросами ограниченности водных ресурсов, при этом стоит учитывать агрессивную риторику Узбекистана и приостановке членства этого государства в ОДКБ, что в дальнейшем может привести к вооруженному конфликту. В связи с этим Российской Федерации стоит приложить достаточно большие усилия, в очередной раз примерить роль посредника и миротворца, чтобы предотвратить возникновение новых очагов конфликтов.

Резкое ухудшение отношений Российской Федерации с западными странами уже на сегодняшний день приводит к сближению России и Турции. Турция, так и была включена в состав Европейского Союза, и на сегодняшний день активно позиционирует себя как лидер на Ближнем Востоке. В то же время Россия, как один из экономических партнеров, Турции может оказать ей существенную как экономическую, так и политическую поддержку. В качестве примера сближения двух стран может служить реализация таких проектов как «Турецкий поток».

В мае 2019 года исполняется двадцать пять лет с того момента, как вступило в силу Соглашение о бессрочном прекращении огня в Нагорном Карабахе. Этот документ был согласован и подписан при активном российском посредничестве. И на сегодняшний день он фактически остается единственным соглашением, провозглашающим перемирие между конфликтующими сторонами и гарантирующим хрупкий статус-кво. Переговорный процесс, продолжающийся вот уже в течение четверти века, пока не привел к заключению мира между Ереваном и Баку. В то же время продолжающиеся инциденты на так называемой «линии соприкосновения» сторон, а также за пределами Нагорного Карабаха вдоль международно признанной армяно-азербайджанской границы превращают неурегулированное противостояние в опаснейший вызов не только для отдельно взятого Кавказского региона, но и для Евразии в целом. Следует иметь в виду, что помимо конфликта между Арменией и Азербайджаном свои интересы на Кавказе имеют Россия, США, Европейский союз, Турция, Иран. Эти интересы в определенных точках противоречат друг другу, но могут ситуативно и совпадать. Как бы то ни было, вовлечение внешних игроков дает этнополитическому конфликту «добавленную стоимость», когда его разрешение – это не только воля непосредственных участников противостояния, но и вовлеченных акторов.

Приоритеты и направления внешней политики РФ.

Развитие процессов глобализации ставит перед внешней политикой России новые сложные проблемы и в то же время открывает новые возможности.

На протяжении всей истории Россия ни при каких обстоятельствах не могла позволить себе проводить пассивную или изоляционистскую внешнюю политику. Напротив, национальные интересы России постоянно заставляли ее играть активную, а на определенных этапах — системообразующую роль в международных делах.

Тем более это актуально в современную эпоху, когда страна, как подчеркивал В.В. Путин, активно интегрируется в мировое сообщество. Россия в состоянии вносить существенный конструктивный вклад в дело формирования новой системы международных отношений. При этом необходимо и впредь проводить прагматичную политику, исходя из конкретных возможностей и национальных интересов. Залогом такой международной роли России являются начавшееся возрождение экономики страны, дальнейшая стабилизация демократических процессов, растущее согласие в обществе в отношении базовых принципов и приоритетов внешней политики.

В предстоящий период в российской внешней политике будет неуклонно увеличиваться удельный вес экономической дипломатии. Здесь на передний план выходят такие задачи, как содействие укреплению экономики России и обновлению внешнеэкономической специализации, обеспечение полноправного участия в международных экономических организациях, помощь российскому предпринимательству в выходе на зарубежные рынки, привлечение иностранных инвестиций, решение проблем внешней задолженности. Россия относится к государствам, для которых глобализация таит в себе немало опасностей. Задача внешней политики — помочь минимизировать эти опасности, в частности содействовать формированию таких международных механизмов, которые обеспечивали бы наиболее благоприятные условия устойчивого, бескризисного развития российской экономики, ее органичное встраивание в систему мирохозяйственных связей при должном учете факторов, определяющих экономическую безопасность страны.

Несколько слов о региональных приоритетах. Россия — государство, занимающее огромное пространство на двух континентах. Само ее геополитическое положение уже предполагает многовекторную политику, сбалансированную в географическом отношении.

Центральным направлением было и остается сотрудничество с государствами СНГ. Причем и здесь Россия будет действовать с позиций реализма, принимая во внимание встречную открытость и готовность партнеров по СНГ учитывать российские интересы. Интеграция для России не самоцель, но и не пустой лозунг.

Традиционным для России приоритетом во внешней политике является Европа. На этом направлении реализуется основной массив ее внешних интересов. Пожалуй, из всех внешних факторов именно процессы, разворачивающиеся в Европе, оказывают наиболее значимое воздействие на происходящее в России. Здесь можно выделить две основные задачи. Первая — продолжение линии на создание стабильной, недискриминационной и всеобъемлющей системы европейской безопасности. Вторая — придание дополнительного импульса разностороннему сотрудничеству между Россией и Европейским союзом. Уже сейчас ЕС — один из главных российских партнеров в мировой политике и экономике. Главная цель в этом направлении — устойчивое, долгосрочное и равноправное партнерство с ЕС, свободное от конъюнктурных колебаний.

Критерий реализма и прагматизма будет определять и подход России к отношениям с НАТО. Объективно оценивая роль альянса, российская сторона исходит из того, что сотрудничество Россия — НАТО способно стать существенным фактором обеспечения безопасности и стабильности на континенте. Но степень эффективности сотрудничества и его уровень будут зависеть от готовности сторон в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства, прежде всего по Основополагающему акту. Процесс расширения НАТО объективно ведет к закреплению в Европе зон с различной степенью безопасности и не может восприниматься Россией иначе, как направленный против интересов России.

Во внешней политике России будет неуклонно возрастать значение Азии. Будучи неотъемлемой частью азиатского пространства, Россия имеет здесь самые широкие интересы, которые наполняются дополнительным содержанием благодаря динамичным процессам развития региона. Российская дипломатия будет делать упор на активизацию участия в основных интеграционных структурах АТР и стремиться к углублению отношений со своими ведущими азиатскими партнерами, прежде всего Китаем, Индией, а также Японией.

Россия не будет пренебрегать развитием отношений с государствами Африки, их интеграционными объединениями. Здесь есть серьезный обоюдный интерес к расширению экономического сотрудничества и политического диалога. Имеется большое количество потенциальных возможностей, которые можно использовать во взаимных интересах.

Всеобъемлющий подход к искоренению международного терроризма предполагает необходимость использования всего спектра мер политического, экономического, финансового, гуманитарного характера. Россия согласна внести свой посильный вклад в дело искоренения террористической угрозы.

Заключение. Россия — один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую восьмерку» экономически развитых государств, является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.

Россия вместе с Белоруссией составляют Союзное государство России и Белоруссии.

Россия поддерживает дипломатические отношения со 191 государством, имеет дипломатические представительства в 144 странах. У России нет дипотношений с Грузией (с 2008 года), Бутаном и Соломоновыми Островами, а также Тувалу, с которым, однако, уже достигнута договоренность об их установлении.

Международное сообщество признало Россию государством-продолжателем СССР. Это означает, что, с международно-правовой точки зрения, Россия и СССР — одно и то же государство (в отличие от понятия «правопреемник», подразумевающего смену одного государства другим). Благодаря этому Россия продолжила осуществление всех международных прав и выполнение международных обязательств СССР. Среди них особенно важны статус постоянного члена Совета безопасности ООН, членство в других международных организациях, права и обязательства по международным договорам, имуществу и долгам перед другими государствами.

Вместе с тем, Россия признается «сверхдержавой» в значительной степени по инерции, поскольку она лишилась многих внешнеполитических позиций, которыми в свое время обладал СССР, и в целом влияние современной России на мировую политику гораздо меньше советского.

Список использованных источников.

1. Внешняя политика России. Сборник документов. – М., 1997

2. Независимая газета. 1997. 29 апреля.

3. Джордж Робертсон. Отношения НАТО-Россия: новое начало // Независимая газета.

4. Сергей Беляев. Расширение НАТО на Восток: второй круг // Евразия. 1998.

5.Хавьер Солана. НАТО и Россия способны конструктивно сотрудничать // Военный парад. 1999.

6. Селезнев Г.К. Новейшая история России и Запад (1985–1997). – М., 1998.

7. Иванов П., Халоша Б. НАТО и интересы безопасности России // Мировая экономика и международные отношения. 1997.

8. Маркедонов С.М. Россия в процессе нагорно-карабахского урегулирования / Центр евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО (Университета) МИД РФ. Москва, Россия.

Изменения
в мировой политике пос­ле окончания
«холодной войны», а также начавшаяся в
стране демок­ратизация поставили
Россию в по­ложение страны, которая
должна заново определить свое место в
мировой политике, выявить те приоритеты
своей внешнеполитичес­кой деятельности,
которые определят ее роль и влияние на
мировой арене. Выработка же такой
стратегии и тактики определяется не
только перспективными планами обновления
страны, она в полной мере испытывает на
себе влияние политических традиций,
массовых и элитарных стереотипов,
современных внешнеполитических
отноше­ний.

В настоящее
время можно говорить о трех основных
направлениях (путях, вариантах) выработки
Россией своей линии поведения на
международной арене.

Первый
вариант выбора внешнеполитической
стратегии связан с попытками сохранения
статуса великой державы и продолжения
прежней экспансионистской политики,
направлен­ной на расширение зоны
политического влияния и контроля над
другими государствами. Несмотря на
несбыточность такого рода аль­тернативы,
можно констатировать наличие в стране
определенных ресурсов для ее воплощения.
Прежде всего такая политика возможна
на основе угрозы использования
государством своего военного, прежде
всего атомного, потенциала, воплощения
определенных амбиций части политического
руководства, а также непреодоленных
массовых стереотипов (антизападнических,
шовинистических и др.).

Второй
путь предполагает обретение
Россией статуса региональ­ной державы.
В одном случае ее влияние может
основываться по пре­имуществу на
факторах силового давления на соседние
государства и по сути дела повторять
логику поведения «сверхдержавы» в
локаль­ном политическом пространстве.
При другом варианте завоевание
по­литического влияния страной может
основываться на налаживании ею
равноправных и взаимовыгодных отношений
с соседями, отка­зом от военных и
силовых угроз по отношению к ним и
сознатель­ным уходом от вовлечения
в мировые конфликты и противоречия.

Третий
путь предполагает, что Россия
может занимать сугубо праг­матическую
внешнеполитическую позицию, основанную
на прин­ципиальной равноудаленности
от тех или иных блоков сил и прагматическом
сближении или отдалении от конкретных
коалиций и госу­дарств. Тем самым ее
общегосударственные интересы будут
форми­роваться на внеидеологической
основе, видоизменяясь в зависимос­ти
от конкретной складывающейся ситуации.
При таком подходе к внешнеполитическим
задачам страна сможет сделать упор на
реше­ние экономических и других
внутренних проблем.

В реальной
политической деятельности государства
переплетают­ся элементы каждой из
трех возможных стратегий, и каждая из
них предполагает непременное решение
задач, связанных с выработкой принципиальных
отношений как минимум к трем группам
своих внеш­неполитических контрагентов:
своим союзникам, Западу и странам
«третьего мира».

При разработке
внешнеполитической стратегии важно
сохранить органическое единство
принципов формирования внешней и
внут­ренней политики государства. То
есть, государство должно предусматривать
наличие единыхстандартов, регулирующих
отноше­ния со всеми этими группами
стран. Поэтому, борясь с авторитарны­ми
тенденциями Запада, Россия не должна
сама допускать такого рода действия по
отношению к соседним странам, осуждая
проявле­ния национализма и фашизма
в сфере международных отношений, столь
же решительно бороться с ними внутри
страны, требуя откры­тости от своих
конкурентов, должна столь же гласно
освещать свои действия в стране и на
международной арене.

Среди
приоритетных направлений внешней
политики России можно выделить
следующие:

—         создание
новой системы взаимоотношений с бывшими
соци­алистическими странами;

—         вхождение
в европейское и ми­ровое сообщество;

—         разработка
новых принципов межгосударственных
отноше­ний с бывшими республиками
СССР;

—         разработка
новой военно-поли­тической доктрины
в изменив­шемся геополитическом
про­странстве;

—         активизация
отношений с Кита­ем, странами
Юго-Восточной Азии;

—         равноправное
развитие отношений с США;

—         противодействие
установлению «однополюсного» мира под
эги­дой США;

—         участие
в миротворческих акциях пре­кращения
вооруженных конфликтов под эгидой ООН.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Международные отношения»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Общая характеристика современной внешней политики

Определение 1

Внешняя политика России – это взаимоотношения Российской Федерации с другими странами мира и международными организациями.

Современная внешнеполитическая деятельность Российской Федерации, прежде всего, ориентирована, на раскрытие потенциала международного сотрудничества в определенных интересах. Основные из них представлены на рисунке 1.

Ключевые внешнеполитические интересы современной России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ключевые внешнеполитические интересы современной России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На протяжении последних лет Россия предлагает миру позитивную, объединительную повестку дня – во имя глобальной стабильности и предсказуемости, а также укрепления центральной роли ООН как главного координирующего органа международной политики. В рамках реализации своей внешней политики Россия призывает своих партнеров отказаться от двойных стандартов и «игр с нулевой суммой» в пользу честного и открытого диалога.

К числу важнейших составляющих внешней политики Российской Федерации на современном этапе ее развития относятся интеграционная составляющая, политика проводимая в отношении ООН, а также развития БРИКС и ШОС.

Последний год выдался чрезвычайно сложным для всех стран мира, включая Россию. В условиях пандемии COVID-19 одним из приоритетных направлений внешней политики стала организация возвращения на Родину более 300 тыс. российских граждан и оказание экстренной помощи гражданам России за рубежом.

Что касается взаимоотношений с другими странами мира, то общая картина за последние пару лет не претерпела каких бы то ни было серьезных изменений:

«Современная внешняя политика России» 👇

  • отношения России с Западом по некоторым направлениям несколько ухудшились;
  • продолжается планомерное развитие контактов Росси со странами Африки, Азии и Иберо-Америки;
  • развивается российско-китайское сотрудничество;
  • продолжаются переговоры со странами Латинской Америки относительно реализации крупных проектов таких, например, как создание морского сообщения между Крымом и Никарагуа и др.

В целом внешняя политика России становится все более результативной и целенаправленной, а российская дипломатия – более востребованной в мировых делах.

Внешняя политика России в отношении стран Европы и постсоветского пространства

Что касается внешней политики в отношении Европейских стран, то российско-европейские отношения в настоящее время характеризуются довольно высокой степенью неопределенности. Свой отпечаток накладывают и антироссийские санкции. Особое место во внешней политике России отводится построению отношений с Украиной и Белоруссией.

Особо приоритетными направлениями внешней политики РФ считается развитие экономических и политических связей России с такими странами, как Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Ключевая цель взаимодействия с этими странами заключается в обеспечении суверенитета и безопасности.

Ситуация в отношении США была и до сих пор остается кране неоднозначной. В ближайшее время улучшения отношений по оценкам экспертов и представителей российской власти не ожидается, хотя потребность в этом испытывают многие страны.

Внешняя политика России в отношении Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона

В отношении Ближнего Востока внешняя политика России ориентирована на поддержание стабильности в регионе. В последние годы Россия принимает участие в конфликтах на территории Ближневосточного региона, в частности – в Сирии. Основной задачей считается поддержка легитимного правительства и борьба с террористами. Постепенно налаживают отношения между Россией и Ираном. Продолжается сотрудничество с Турцией. Высокая значимость придается российско-израильским отношениям.

В целом роль России на территории Ближневосточного региона довольно высока. Примечательно, что РФ проводит свою внешнюю политику таким образом, чтобы сохранять позиции одного из ключевых участников политического процесса на Ближнем Востоке. Не меньшее значение отводится развитию отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В целях расширения сотрудничества была создана Шанхайская организация сотрудничества. Особое внимание отводится необходимости сближения России с Китаем. Успешные связи в гуманитарной и политической областях налажены с Японией. Продолжается этап поиска возможностей внешнеэкономического сотрудничества с Южной Кореей. Развивается концепция БРИКС++.

Основные направления внешней политики России в 2021 году

Согласно официальным заявлениям МИД РФ в 2021 году Россия продолжит держать курс на проведение ответственной и прагматичной внешней политики, призванной способствовать построению более демократичного и справедливого многополярного мироустройства. Как и прежде Россия будет открыта к взаимовыгодному взаимодействию при безусловном уважении национальных интересов РФ.

Эксперты к числу ключевых ориентиров внешней политики России в 2021 году относят:

  • пролонгацию Договора СНВ-3;
  • введение моратория на размещение ракет средней и меньшей дальности в Европе;
  • проведение саммита Р5;
  • включение РФ в осуществление «зеленой сделки» Евросоюза;
  • восстановление военного измерения в работке СРН (Совета Россия-НАТО);
  • предотвращение новой вспышки вооруженных столкновений в Карабахе;
  • недопущение эскалации конфликта на Донбассе;
  • белорусский политический транзит;
  • предотвращение кризиса в российско-турецких отношениях;
  • начало политических и экономических реформ в Сирии;
  • диверсификация экономического сотрудничества с Китаем;
  • сохранение механизма OPEC+;
  • завершение работы над проектом «Северный поток-2»;
  • расширение повестки для Арктического совета.

Данный список весьма вероятно будет подвергнут изменениям под влиянием все новых факторов внешней среды. Однако, если хотя бы половину из представленных выше задач, все же удастся решить, 2021 год можно будет считать весьма успешным для российской внешней политики. Так страна не только обеспечит себе безопасность и стабильность, но и сможет укрепить свои позиции на мировой политической арене.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Настройка клапанов ваз 2107 карбюратор своими руками пошаговая инструкция
  • Мазь ректальная безорнил инструкция по применению
  • Контрактный управляющий профстандарт 2021 должностная инструкция
  • D6ga двигатель руководство по ремонту
  • Сепаратор нептун инструкция регулировка жирности сливок