Внешняя политика советского руководства накануне великой отечественной войны

ТЕМА:Внешняя политика Советского
государства накануне Великой Отечественной          войны

11 класс

В ходе урока формируются все виды УДД:
личностные, регулятивные, познавательные ,коммуникативные. Ключевую роль в их
формировании играет создание учебного материала, используемого на уроке.

Формируемые
УУД:

Личностные:

-развитие познавательных мотивов
обучающегося, положительного отношения к учению, желание осваивать новые виды
деятельности

-интерес и уважение к другой культуре,
проявление толерантности (социокультурный компонент)

Регулятивные:

-развитие умения
целеполагания,самооценки,умения планировать свою деятельность

Коммуникативные:

— развитие умения слушать и вступать в
диалог, желание общаться

Познавательные:

-увеличение объема фактического материала,
усвоенного учащимися, развитие умения самостоятельного поиска и извлечения
необходимой информации

Тип урока: комбинированный

Цели
урока:

Образовательная:
Выяснить механизмы , ход практической реализации  результаты внешнеполитических
задач Советского государства в указанный период времени

Развивающая:
Способствовать развитию у учащихся речевых навыков, памяти, внимания,
мыслительных процессов.

Воспитательная:
Развивать положительную мотивацию к учебному труду

Задачи:
1) на примере внешнеполитического деятельности СССР накануне Великой
Отечественной войны совершенствовать понятие учащихся о тесном единстве внешней
политики страны с ее внутриполитическими задачами

2) совершенствовать понятие учащихся  том,
что внешняя политика отдельного государства не может быть изолирована от
процессов , происходящих в мире

Планируемые
результаты:

Предметные:

-Знать основные направления и результаты
внешнеполитической деятельности Советского государства накануне Великой
Отечественной войны

— Уметь вычленять причинно – следственные
связи важнейших внешнеполитических событий

Личностные:
Развитие коммуникативной компетенции

Метапредметные:
совершенствование понятия  неразрывной связи экономики страны и
внешнеполитической деятельности государства, роль географического фактора в
определении направлений внешнеполитической деятельности

Имя урока
:
Sivispacemparabellum(
если хочешь мира, готовься к войне)

                                                                         
(древнеримский историк Корнелий Непот)

Ход
урока:

1 этап
— Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дети! Садитесь.

Тема нашего сегодняшнего урока «Внешняя
политика Советского государства накануне Великой Отечественной войны». Мы
познакомимся с вами с основными направлениями внешнеполитической деятельности
нашего государства, ее результатами, а также попробуем выяснить механизм
принятия тех или иных внешнеполитических решений советского руководства.

Откройте тетради и запишите тему урока.
Обратите внимание на имя урока («Если хочешь мира, готовься к войне»). В конце
нашего занятия ы попробуем объяснить , что же означают эти непонятные на первый
взгляд слова древнеримского историка. 

2
этап
– фронтальное повторение пройденного
ранее в области внешнеполитической деятельности Советского государства.

Учитель:
Давайте вспомним понятие: перманентная революция

(Примерные
ответы учащихся: Термин придуман одним из лидеров большевиков Львом Троцким.
Согласно ему Советская власть в нашей стране находится под постоянной угрозой,
так как крестьянство (самая большая категория населения) может в любой момент
поднять восстание и свергнуть власть пролетариата. Помочь может пролетариат
зарубежных стран, но для этого в этих странах также необходимо установить
Советскую власть)

Учитель:
Таким образом со времен гражданской войнынаше руководство не покидала идея
мировой революции. В тоже время во внешнеполитической деятельности нашего государства
наблюдалась некая двойственность. Кто мне скажет: в чем она выражалась?

(Примерный
ответ учащихся: с одной стороны мы стремились к улучшению отношений с ведущими
зарубежными державами, можно вспомнить конференцию в Генуе в 1922 году, полосу
дипломатического признания СССР в 1924 году, с другой стороны не без помощи
СССР в 20-ые годы в Германии и других странах происходили различного рода
революционные события).

Учитель:
Скажите ребята, не проще ли нам отказаться от такой двойственной политики ?

(примерный
ответ учащихся: Мы были первой страной, в которой победила советская власть, к
нам относились с подозрением, боясь , что пожар мировой революции охватит и
другие страны, поэтому настоящих добрососедских отношений с другими странами
быть не могло)

Учитель:
на самом деле , ребята, проблему надо рассматривать проще. Каждая страна желает
в первую очередь собственного благополучия. Для достижения этого используются
различного рода средства: политические , дипломатические, военные. Как вы
думаете: какое желание более превалировало у западных политиков: избежать
угрозы мировой революции или взять под контроль экономические ресурсы
Советского государства?

(Примерный
ответ учащихся: второй вариант)

Учитель:
надо запомнить, что экономический фактор во многом является определяющим.

Достаточно
вспомнить, что до революции 1917 года иностранный капитал в достаточной степени
контролировал основные отрасли российской экономики, .можно представить себе
бешенство иностранных предпринимателей, когда Советская власть объявила в том
числе и о национализации промышленности и об отказе платить по внешним долгам.
В 20-ые годы в период НЭПа иностранный бизнес несмотря на все страхи все равно
стремился в нашу страну, получая концессии. Таким образом Желание получить
материальные выгоды, в первую очередь определяло отношение западного мира к
СССР. Советское руководство понимало это, как и то, что в одиночку
противостоять такому натиску было невозможно. И давайте, мы с вами вспомним
отношения нашего государства с Германией, страной, которая всегда с вожделением
смотрела на Россию.

(примерный
ответ учащихся :В  1922 году Советская Россия и Германия установили
дипломатические отношения в Рапалло, в 20-ые годы было тесное сотрудничество, в
том числе и в военной области, но после прихода Гитлера к власти в Германии в
1933 году отношения испортились)

Учитель:
Как вы думаете, почему испортились отношения с Германией после 1933 года.
Только ли потому, что Гитлер ненавидел коммунистов, а в нашей стране
коммунистическая партия была у власти?

(примерный
ответ учащихся: возможно потому, что возникла угроза войны Германии против СССР
так как Гитлер не скрывал своей идеи о жизненном пространстве на Востоке)

Учитель:
правильно, ребята. Именно поэтому в 1935 году мы заключили договоры о взаимной
помощи с Чехословакией и Францией.

3
этап
— Объяснение нового материала.

Учитель: Итак, 
ребята, мы приступаем с вами непосредственно к изучению темы сегодняшнего
урока. Главные моменты, которые нам необходимо рассмотреть:
а)англо-франко-советские переговоры о взаимной помощи в случае агрессии Германии
, б) подписание советско – германского договора о ненападении 23 августа 1939
года, советско – финляндская война 1939 – 1940 годов. Рассмотрим первый момент.
Предлагаю разделиться на три группы. Первая группа попробует представить
позицию Великобритании, вторая – Франции, третья – Советского государства. Ваша
задача- подумать о возможных аргументах каждой из сторон относительно того так
ли нужен этот самый военный союз. Но помните, переговоры завершились
безрезультатно.(Перед каждой группой лежит карта Европы

(примечание:
учащиеся разбиты на группы в соответствии с уровнем способностей: Слабая группа
представляет позицию Великобритании; учитель дает им ключевые слова для
создания аргументации: остров, большой военный флот, много колоний, союз с
Францией, богатый ресурсами СССР. Средняя группа представляет позицию Франции;
учитель дает им ключевые слова для  создания аргументации, но в меньшем объеме:
континент, союз с Великобританией, победа в Первой мировой войне. Сильная
группа представляет позицию СССР, она должна разработать свою аргументацию без
всякой поддержки со стороны учителя. Кроме того, в помощь слабой и средней
группам приданы по одному учащемуся, у которых хорошие результаты в изучении
географии)

Первая группа
(Великобритания). Примерный ответ: наша страна находится на острове, у нас
мощный военно-морской флот, в отличии от Германии. Нас еще не удалось никому
завоевать. К тому же наше основное богатство находится не в стране, а в
многочисленных колониях. Конечно, если Германия завоюет Европу, она станет
чрезвычайно мощной державой, что для нас плохо. Но надо помнить, что в союзе с
Францией и США мы победили эту страну в Первой мировой войне. Таким образом ,
если не удастся договориться с СССР , то скорее всего возможны два варианта:
либо Германия нападет на СССР и удовлетворится материальными ресурсами этой
страны, либо в союзе с Францией и возможно США мы сумеем ей противостоять

Вторая группа
(Франция). У нас положение несколько хуже, чем у Великобритании. Мы не на
острове. Но есть свои плюсы. Немецкая армия недостаточно подготовлена. Мы в
союзе с Великобританией. Германия не может вести многолетнюю войну. Если она
нападет на СССР ,то не будет воевать на Западе. А если нападет на нас, то
совместными усилиями с Великобританией мы победим, тем более, что хорошо
подготовились к защите.

Третья группа
(СССР): военный союз с Великобританией и Францией нам бы не помешал, так как
война на два фронта для Германии губительна. Но с другой стороны, где гарантия,
что этот военный союз будет действовать. Достаточно вспомнить, что немцы
захватили Австрию и Чехословакию , а Великобритания и Франция промолчали. Таким
образом, нельзя быть уверенным , что эти страны помогут нам.

Учитель: Мы 
выслушали мнение всех трех групп. Какой же вывод можно сделать относительно
возможного военного союза трех стран?

(Примерный ответ
учащихся: все стороны были недостаточно заинтересованы в его заключении, хотя
СССР и в меньшей степени)

Учитель: позвольте
ознакомить вас с основными причинами неудачи переговоров, а вы сравните их с
вашими выводами: 1)Великобритания и Франция готовы были выставить в случае
войны 23 дивизии, а СССР больше ста (для нас это неприемлемо), 2)Польша
отказывалась пропустить наши войска через свою территорию(боязнь революции), а
без этого невозможно было воевать с Германией. Какой можно сделать вывод?

(Примерный ответ
учащихся): Великобритания и Франция еще недостаточно осознавали военную
опасность со стороны Германии и надеялись, что она будет воевать в первую
очередь с СССР

Учитель: хорошо
ребята. Переходим ко второму вопросу. 23 августа 1939 года в Москве нарком
иностранных дел СССР Молотов и министр иностранных дел Германии Риббентроп
подписали договор о ненападении между СССР и Германией сроком на 10 лет. Многие
критикуют Сталина за этот договор, мол поверил Гитлеру , а тот его обманул, в
результате «расслабились» и получили страшный 41 год . Но посмотрим на дело с
другой стороны.Я раздам трем группам небольшие карточки с цифрами. Пожалуйста,
посмотрите на эти цифры и постарайтесь ответить на вопрос, прав ли был Сталин,
заключая договор о ненападении с Германией

(содержание :силы
сторон на Западном фронте в мае 1940 года.

Союзники:Франция,
Великобритания, Бельгия, Голландия. Численный состав 3 млн.300 тыс. солдат и
офицеров, 4656 танков и САУ, 1485 самолетов, мощная оборонительная линия
«Мажино»

Противники:
Германия и Италия. Численный состав 3 млн. 350 тыс. солдат и офицеров. 2909
танков и САУ. 2589 самолетов)

Учитель: итак,
представим себя на месте Сталина, если бы у вас  на руках имелись эти цифры.
Будем думать, что Сталин обладал достаточной информацией подобного рода
благодаря разведке.

(примерные ответы
учащихся: силы сторон примерно равны, у Германии более тяжелая ситуация, так
как она наступающая сторона , а танков гораздо меньше , чем у противника, тем
более, что необходимо было прорывать мощную оборонительную полосу .Война могла
затянуться на долгие годы.)

(примечание:
учителю целесообразно  спросить несколько учащихся из  числа слабой и средней
групп о боевых возможностях танков и авиации)

Учитель: вот ,
ребята, примерно также рассуждал и Сталин. При любом из двух раскладов наша
страна оставалась бы в «выигрыше». Первый расклад: Германия ведет многолетнюю
войну, выигрывает, но понеся огромные потери, будет уже неспособна вести войну
на Востоке. Второй расклад: Германия проигрывает, но в таком случае СССР можно
уже ничего не опасаться. Третий расклад: быструю победу Германии на Западе с
минимальными потерями, Сталин даже не рассматривал, и вы тоже с ним согласны:
1) силы сторон примерно равны, 2)немецкая армия недостаточно подготовлена ,так
как только относительно недавно была введена всеобщая воинская обязанность,
3)Германия ограничена в ресурсах, а союзники могли получать помощь из колоний.
Таким образом, можно ли назвать ошибкой Сталина договор о ненападении?

(примерный ответ
учащихся :нет, так как он надеялся , что Германия ослабнет воюя на Западе)

Учитель: Сталин в
этом случае поступил как нормальный и резонно рассуждающий политик, но НИКТО не
ожидал, что Германия так быстро и с минимальными потерями выиграет войну на
западе

Учитель: переходим
к третьему вопросу – советско – финляндская война 1939 – 1940 год. Мы выиграли
эту войну, отодвинули границу от Ленинграда и получили в аренду полуостров
Ханко с правом создать там военно – морскую базу. Вопрос вдругом: куда нам
записать ту войну, в «плюс» или в «минус». Давайте разделимся на две группы: я
раздам каждой группе карточки , на которых записаны положительные и негативные
итоги этой войны по мнению историков. Кроме того, перед вами лежит карта, где
отмечено место событий. Внимательно изучите карту содержимое карточек и
ответьте на вопрос: что больше в итогах этой войны для СССР: положительного или
негативного?

(содержание
карточек: положительные итоги: отодвинута граница от Ленинграда на 150 км,
получен в аренду полуостров Ханко с правом создания военно – морской базы,
после войны ускорилась модернизация и совершенствование вооружения Красной
Армии; негативные итоги: огромные потери Красной Армии — около 100 тыс. чел.,
война показала слабость Красной Армии, Финляндия стала союзником Германии, упал
международный престиж СССР)

Учитель Итак,
ребята, вы должны согласиться с содержанием карточек или добавить что-то свое.
Пусть первая группа добавить положительные моменты( по возможности), а вторая
–негативные

(примерные ответы
учащихся: первая группа: мы получили полуостров Ханко, а он прикрывает вход в
Финский залив – немецкий флот мог бы прорваться к Ленинграду; мы получили опыт
боев в современной войне и научились прорывать мощную оборону; Финляндия все
равно напала бы на нас, так как в противном случае Германия бы завоевала ее  и
использовала ы территорию для нападения на СССР.

Вторая группа:
возможно из-за этой войны наши отношения с Западным миром ухудшились, нас стали
сравнивать с Германией ( такие же агрессоры)).

(примечание
: сильная группа представляет положительные итоги войны, помощи в создании
своей аргументации от учителя не получает; слабая группа представляет
негативные итоги войны, учитель дает ключевые подсказки: война и отношения с западными
странами)

Учитель: таким
образом , результаты этой войны неоднозначны для нашей страны, но назвать ее
ненужной, бессмысленной тоже нельзя.

Учитель: Ребята,
обратите внимание на карту. Вы видите как увеличилась территория СССР в 1939
-1940 годах. Ответьте мне на вопрос: зачем наша страна расширяла свою
территорию. Чтобы вам было легче думать, я повешу еще одну карту: Франция в
1789 – 1799 годах, на которой вы также можете видеть расширение границ
Французской республики.

(возможны ответы
учащихся: для того, чтобы получить новые материальные ресурсы, людские ресурсы,
установить свои порядки)

Учитель:
подумайте, а как это связано с внешнеполитической деятельностью страны? Что
общего у СССР и Франции в этом отношении?

(возможные ответы
учащихся: эти страны могут в случае войны прикрыть СССР)

Учитель:
правильно. Эти страны можно назвать странами буферами. Если бы Германия
оккупировала бы их до начала войны с СССР, то в случае войны существовала бы
реальная угроза быстрого захвата наших крупных центров. Например, если бы
Германия начала наступление на Ленинград 22 июня сразу с эстонско – советской
границы, то участь Ленинграда была бы решена.

4
этап
– Подведение итогов

Учитель: Итак
,какие выводы мы можем сделать исходя из сказанного на уроке? Можно ли считать
внешнеполитическую деятельность советского руководств в последние годы перед
Великой Отечественной войной ошибочной – ведь мы очутились по сути в
международной изоляции, перед лицом огромной военной мощи Германии и ее
союзников?

(возможные ответы
учащихся: изоляция произошла бы в любом случае как и война Германии против
СССР, так как было ясно , что Великобритания и Франция больше хотят, чтобы
Германия воевала с СССР, а не воевать с Германией самим. Может быть советскому
руководству, стоило бы проявить больше настойчивости в подписании соглашения о
военном союзе с Великобританией и Францией даже пойдя на определенные уступки)

Учитель :Обратимся
к имени нашего урока. Совершенно очевидно, что ситуация, которая сложилась в
мире летом 1939 года не могла быть разрешена мирным путем. Германия не могла
более развиваться в условиях ограниченности ресурсов и жаждала войны, а
западные страны не хотели идти ни на какие уступки. Только война могла
разрешить проблему: если Германия побеждает, она получает, то, что хотела, если
Германия проигрывает, ее низводят до положения второстепенной державы. Германия
действительно проиграла, но до этого была страшно долгая и кровавая Великая
Отечественая война.

Домашнее
задание:
разработать небольшой проект «Моя
альтернатива советской внешней политики накануне Великой Отечественной войны»

Основные
направления советской внешней политики
конца 20-х — начала 30-х гг. разрабатывались
под непосредственным руководством
Сталина и были одобрены VI конгрессом
Коминтерна в 1928 г. На этом конгрессе
проявились противоречия между Сталиным
и Бухариным (одним из руководителей
ИККИ) в области международных отношений.
Если последний предлагал сосредоточить
внимание коммунистов на обеспечении
единства рабочего движения, то сталинская
точка зрения сводилась к тому, что в
связи с угрозой глобального экономического
кризиса международная напряжённость
достигла своего предела, и эту ситуацию
необходимо использовать для укрепления
коммунистического движения. Исходя из
этого сталинские предложения, которые
и были одобрены конгрессом, сводились
к следующему:


отказаться от любого сотрудничества с
социал-демократами, которые рассматривались
как главные враги рабочего класса;


бороться против реформистских влияний
в среде рабочего класса и создавать
новые профсоюзы, подконтрольные только
коммунистам;


очищать коммунистические партии от
всех не согласных с генеральной линией
Коминтерна.

В
практике деятельности Коминтерна после
VI конгресса утвердился термин
«социал-фашизм», который отражал
концепцию Сталина о сближении в
перспективе социал-демократии и фашизма.
В своём выступлении на XVI съезде ВКП(б)
в 1930 г. он заявил, что мировой экономический
кризис перерастает в кризис политический,
который влечёт за собой нарастание
угрозы новой войны и подъём революционного
движения. Степень революционности любой
коммунистической партии оценивалась
теперь в зависимости от того, насколько
безоговорочно она готова была защищать
Советский Союз как первое в мире
государство рабочих и крестьян, а не в
соответствии с принципом международной
солидарности трудящихся.

Тезисы
о нарастании противоречий в капиталистическом
мире и о постоянной внешней угрозе для
СССР играли важную роль в развитии
внутриполитической ситуации. При этом
в начале 30-х гг. советское руководство
стремилось избегать конфликтов и
провокаций, поскольку страна находилась
в процессе глубочайших преобразований.
В связи с этим усилия советской дипломатии
были направлены на расширение и
урегулирование отношений с другими
государствами. В свою очередь, крупнейшие
капиталистические страны были
заинтересованы в сотрудничестве с СССР,
который рассматривался как огромный
потенциальный рынок. А рост экстремизма
националистического толка в Германии,
целью которого был отказ от условий
Версальского договора, создавал базу
для сотрудничества между всеми
европейскими державами, стремившимися
сохранить послевоенный status quo. В 1932 г.
Советский Союз заключил пакты о
ненападении с Финляндией, Латвией,
Эстонией, Польшей, Францией. После
назначения канцлером Германии А. Гитлера
в январе 1933 г. советско-германские
отношения, развивавшиеся в 20-е гг., стали
стремительно ухудшаться. В июне 1933 г.
СССР заявил о прекращении военного
сотрудничества двух стран. В октябре
того же года Германия отозвала своих
представителей с Женевской конференции
по разоружению, а затем вышла из Лиги
наций. К концу 1933 г. национал-социалистический
режим в Германии приобрёл уже законченный
вид, но лишь в 1935 гг. на VII конгрессе
Коминтерна фашизм был официально признан
в качестве врага №1.

В
этих условиях Советский Союз формирует
новую внешнеполитическую доктрину.
Суть её заключалась в соблюдении
нейтралитета в любом конфликте и в
участии в создании системы коллективной
безопасности, которое было невозможно
без расширения сотрудничества с западными
демократиями. Показательно то, что к
середине 30-х гг. в большинстве европейских
стран сложились тоталитарные или
авторитарные режимы. Немаловажную роль
в реализации новой внешнеполитической
программы сыграл М.М. Литвинов, в 1930 г.
занявший пост наркома иностранных
дел.
В
конце 1933 г. состоялся визит Литвинова
в Вашингтон, где в результате переговоров
с новым президентом США Ф.Д. Рузвельтом
были установлены дипломатические
отношения между СССР и США. В сентябре
1934 г. Советский Союз был принят в Лигу
наций и сразу же стал постоянным членом
её Совета, что означало его возвращение
в международное сообщество в качестве
великой державы. В 1935 г. был подписан
договор о взаимопомощи в случае агрессии
третьей страны с Францией, но он не был
подкреплён военной конвенцией (как в
1891-1893 г.). Ратифицирован этот договор
был только через девять месяцев после
его подписания, в феврале 1936 г.

Ратификация
вышеупомянутого советско-французского
договора послужила предлогом для
ремилитаризации Рейнской зоны Германией,
которая приняла закон о всеобщей воинской
обязанности. Эти действия Германии были
нарушением статей Версальского договора
и прямым вызовом в первую очередь Франции
и Великобритании, но эти державы
ограничились лишь устным протестом.
Бессильной в этой ситуации оказалась
и Лига наций. Эти события серьёзно
изменили военно-политическую ситуацию
в Европе. Что касается Советского Союза,
то к 1938 г. ни для его новых союзников, ни
для Германии не было секретом его
значительное ослабление из-за чисток
в различных отраслях народного хозяйства,
а главное — в Красной Армии. Такая
ситуация, безусловно, учитывалась
Гитлером при принятии решения о
присоединении к Германии Австрии (март
1938 г.) и расчленении Чехословакии,
связанной договором с СССР, в соответствии
с Мюнхенскими соглашениями 1938 г.

В
то же время в декабре 1938 г. Франция
подписывает с Германией договор о
ненападении, что заставляет советское
руководство подумать о безопасности
своих западных границ в условиях, когда
на восточных было очень неспокойно.
Япония, оккупировавшая в 1931 г. Манчжурию,
в 1937 г. перешла к агрессии против остальной
территории Китая и Монголии. Действия
японских войск затронули и территорию
СССР: в августе 1938 г. в районе озера Хасан
произошло сражение между советскими и
японскими войсками, закончившееся
изгнанием японцев с территории, которую
они собирались захватить. Следующая
попытка была предпринята у реки Халхин-Гол
в Монголии, здесь бои длились несколько
месяцев, и советским войскам удалось
успешно отразить все атаки японцев. 15
сентября 1939 г. было подписано перемирие
с японской стороной.

На
фоне этих событий Советский Союз должен
был определиться в выборе наиболее
надёжного союзника. Предпринимались
попытки заключить трёхстороннее
соглашение с Великобританией и Францией,
военные гарантии которого распространялись
бы на всю Восточную Европу от Румынии
до прибалтийских государств. Но
одновременно статс-секретарь германского
министерства иностранных дел фон
Вайцзекер был поставлен в известность
о желании советского правительства
улучшить отношения с Германией, несмотря
на идеологические разногласия. Западные
страны, стремясь воспрепятствовать
советско-германскому сближению,
затягивали переговоры и старались
выяснить намерения Германии. Позиция
же руководителей Франции и Великобритании
на Мюнхенской конференции повлекла за
собой настороженность со стороны СССР.
Англо-франко-советские переговоры летом
1939 г. зашли в тупик, но англичане и
французы согласились на обсуждение
военных аспектов соглашения с СССР. Их
представители прибыли в Москву 11 августа
1939 г., но советскую делегацию, возглавляемую
наркомом обороны К.Е. Ворошиловым и
начальником Генштаба Б.М. Шапошниковым,
не удовлетворил ранг прибывших в Москву
представителей, не имевших чётких
полномочий. Переговоры были перенесены
на более поздний срок.
14
августа 1939 г. о своей готовности прибыть
в Москву для заключения политического
соглашения сообщил министр иностранных
дел Германии И. фон Риббентроп. Показательно
то, что ещё весной 1939 г. был смещён с
поста наркома иностранных дел М.М.
Литвинов (еврей по национальности) и
заменён В.М. Молотовым. Годом раньше
такая же операция была проделана с
советским послом в Берлине Я. Сурицем,
заменённым А. Мерекаловым. Намеченное
на 26 августа прибытие Риббентропа в
Москву было ускорено по просьбе Гитлера,
и поздно вечером 23 августа советско-германский
пакт о ненападении, действие которого
было рассчитано на 10 лет, был подписан.
Он вступал в силу незамедлительно.
Польша накануне Второй мировой войны.
К
договору прилагался секретный протокол,
существование которого СССР отрицал
до лета 1989 г. В соответствии с этим
документом определялись зоны влияния
в Восточной Европе. В советской сфере
оказались Эстония, Латвия, Финляндия и
Бессарабия, в немецкой — Литва. О судьбе
Польши в протоколе ничего не было
сказано, но предполагалось, что украинские
и белорусские территории, вошедшие в
её состав по Рижскому договору 1921 г.,
должны отойти к СССР.
Происшедшие
незадолго до подписания советско-германского
пакта в одной из европейских стран
события показали, насколько серьёзной
может стать новая война, если она
начнётся. Этой страной была Испания,
где в 1931 г. была свергнута монархия, а в
1934 г. к власти пришло правительство
Народного фронта. Правительство возглавил
социалист Л. Кабальеро, но немаловажную
роль в его деятельности играли и
коммунисты, правда, в основном троцкистского
толка. В июле 1936 г. в Испании началась
гражданская война, продолжавшаяся до
весны 1939 г. Жертвами этой войны стали
более 1 млн. испанцев. С самого начала
этой войны Германия и Италия стали
оказывать активную помощь войскам под
командованием генерала Ф. Франко,
поднявшим мятеж против правительства
Народного фронта. Первоначально заявив
о политике невмешательства в испанские
дела, с октября 1936 г. Советский Союз стал
оказывать поддержку Испанской республике.
Но эта поддержка носила весьма
специфический характер. Во-первых,
республиканское правительство получало
от СССР за золото военную технику и
вооружение, качество которых оставляло
желать лучшего, а количество было
значительно меньшим по сравнению с
германской помощью Франко. Во-вторых,
в Испанию были направлены три тысячи
советников, среди которых были не только
военные специалисты, но и представители
ОГПУ-НКВД. Советское руководство было
чрезвычайно обеспокоено распространением
инакомыслия среди левых сил Испании,
против которого и развернули борьбу
«компетентные органы». Это не могло
способствовать единству республиканских
сил, которые потерпели поражение в
гражданской войне.

События
в Испании дали возможность опробовать
в боевых условиях новые образцы военной
техники (прежде всего, самолётов) и
показать всему миру, что новая война
будет качественно иной, даже по сравнению
с первой мировой. Но большинство советских
военных специалистов, вернувшихся из
Испании, стали жертвами большого террора,
а к началу второй мировой войны советская
пропаганда сформировала у большинства
населения представление о том, что
Советский Союз одержит победу над
потенциальным врагом малой кровью и на
чужой территории.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Эксперт по предмету «История России»

Задать вопрос автору статьи

Подписание Пакта с Германией и начало Второй мировой войны

СССР пытался договориться с Англией и Францией о совместных действиях против Германии. Однако переговоры представителей Генеральных штабов трех стран не дали результатов. Тогда руководство Советского Союза начало тайные переговоры с Германией. 23 августа 1939 г. министры иностранных дел СССР (В. Молотов) и Германии (И. Риббентроп), подписали договор о ненападении сроком на 10 лет.

Подписание Пакта

Подписание такого договора в сложных условиях второй половины 30-х годов было правомерно. Политика Англии и Франции, Германии, Японии и Италии не оставляла Советскому Союзу другого выхода.

Замечание 1

1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война. Германия напала на Польшу.

Немецкие войска довольно быстро сломали слабо организованное сопротивление польских войск, которые отступали по всему фронту. Силы были неравны и в середине сентября 1939 года польское правительство, утратив влияние на ход военных действий, эмигрировало в Лондон. Кампания германо-польской войны закончилась.

Присоединение новых территорий

17 сентября 1939 года советские войска специально созданного Украинского фронта под командованием С. Тимошенко перешли советско-польскую границу, установленную Рижским договором 1921 года, и вступили на земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Это произошло уже после того, как правительство Польши покинуло страну. Секретный протокол «заработал».

Замечание 2

28 сентября 1939 года между Германией и СССР был подписан новый договор «О дружбе и государственной границе». Этот документ зафиксировал раздел Польши и уточнил линию советско-германской границы.

«Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны» 👇

30 ноября 1939 года началась война между СССР и Финляндией. В ней Советский Союз понес значительные потери (погибли, попали в плен, получили ранения до 1 млн. солдат). Стороны были вынуждены заключить мирный договор, согласно которому Советский Союз отказывался от присоединения Финляндии к своему составу.

Зато руководство Советского Союза предъявило ультиматумы правительствам Литвы, Латвии и Эстонии с требованием разрешить СССР ввести на их территорию свои войска. Используя различные методы политического и военного давления, Сталин смог в августе 1940 г. присоединить к Советскому Союзу эти три прибалтийские республики. После этого у Румынии было отобрано Северную Буковину и Бессарабию.

Такая агрессивная внешняя политика привела к новой изоляции государства. Однако к боевым действиям между СССР и Францией и Англией все же не дошло. Тем временем Германия разгромила и оккупировала Францию, Норвегию, Данию. А Советский Союз поставлял в Германию алюминий, сталь, железную руду, марганец, каучук, другие материалы, необходимые для вооружения немецкой армии, а также продовольствие. Последний эшелон с советским зерном попал в Германию всего за полчаса до начала Великой Отечественной войны.

Политика в присоединенных землях

На захваченных землях и СССР, и Германия проводили массовые репрессии. Создавали концентрационные лагеря, много людей просто казнили. Карательные органы СССР уничтожили в новоприсоединенных территориях за 1939 – 1941 гг. более 10 % населения. Много крестьян, интеллигенции было выселено в Сибирь. Национализированы предприятия, банки, железные дороги, землю. Началось создание колхозов. Среди украинцев, белорусов, литовцев, латвийцев, эстонцев вызревали антисоветские настроения.

Замечание 3

Но надо заметить, что в период становления советской власти на этих территориях сталинский режим старался завоевать симпатии местного населения, а потому конкретные действия новой власти получили полное одобрение со стороны трудящихся слоев.

В частности, было национализировано свыше 2-х тысяч промышленных предприятий. Реконструировались существующие и строились новые промышленные предприятия.

Сотни тысяч безземельных и малоземельных крестьянских хозяйств получили свыше миллиона гектаров земли, значительное количество скота и различного инвентаря, что были конфискованы у помещиков и монастырей. Были созданы машинно-тракторные станции (МТС), различные областные и районные учреждения и организации, которые оказывали услуги в развитии растениеводства и животноводства.

Многое было сделано и в социальной сфере: ликвидирована безработица, введен 8-часовой рабочий день. Развивалась производственная кооперация, заметно улучшилось медицинское обслуживание населения, ставшее бесплатным.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


СССР накануне Великой Отечественной войны

План урока

  • Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны
  • «Зимняя война»
  • Форсирование военного производства и освоения новой военной техники
  • Реорганизация Красной Армии
  • Укрепление трудовой и производственной дисциплины
  • Военно-патриотическое воспитание населения

Цели урока

  • Знать причины нарастания международной напряжённости
  • Уметь выделить основные задачи и направления внешней политики СССР;  устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами; характеризовать на основе карты национально-государственное устройство страны

Основные личности и даты

  • 1 сентября 1939 — 2 сентября 1945 г. — Вторая мировая война
  • 28 сентября 1939 г. — договор «О дружбе и границе» между СССР и Германией
  • 30 ноября 1939 — 13 марта 1940 г. — советско-финская («зимняя») война
  • 1940 г. — вхождение прибалтийских государств в СССР
  • К. Е. Ворошилов
  • В. М. Молотов
  • И. В. Сталин
  • С. К. Тимошенко
  • М. И. Кошкин
  • С. А. Лавочкин

Введение

Спустя всего лишь неделю после подписания советско-германского договора о ненападении, 1 сентября 1939 г. германские войска вторглись в Польшу. Франция и Великобритания сразу же объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война (1939–1945).

Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны

В декабре 1938 г. в докладе разведывательного отдела главного штаба Войска Польского говорилось: «Расчленение России лежит в основе польской политики на Востоке… Поэтому наша возможная позиция будет сводиться к следующей формуле: кто будет принимать участие в разделе. Польша не должна остаться пассивной в этот замечательный исторический момент. Задача состоит в том, чтобы заблаговременно хорошо подготовиться физически и духовно… Главная цель — ослабление и разгром России». В январе 1939 г. уже упоминавшийся министр иностранных дел Польши Юзеф Бек в беседе с министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом сказал: «Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Чёрному морю».

Однако нежелание поляков иди на уступки Берлину в вопросе так называемого «Данцигского коридора» привело к превращению, по меткому выражению Черчилля, «европейской гиены» из хищника в жертву.

Нападение Германии на Польшу началось 1 сентября 1939 г., но западные союзники не торопились. Лишь 3 сентября Великобритания и Франция объявили Третьему рейху войну. Продвижение французских войск на территорию Германии началось только 9 сентября, а уже 12 сентября части, без сопротивления прошедшие около 10 км, получили приказ остановиться «в связи со стремительным развитием событий в Польше». А оно и правда было стремительным. Уже к 5 сентября основная линия польской обороны была прорвана, и в тот же день правительство покинуло Варшаву. К тому моменту, когда французской армии было приказано прекратить наступление, немцы вышли к среднему течению Вислы на ряде участков, пересекли линию Западный Буг – Нарев, охватив Варшаву с востока, и выдвинулись к Сану, форсировав его верховья (рис. 1).


Рис. 1. Германо-польско-советская кампания «ВЕРМАХТА»

К 14 сентября гитлеровские войска уже находились на территории Западной Белоруссии и Украины — ими был взят Брест, окружён Львов. Никакого приказа остановить продвижение на восток у вермахта не было. К 21 сентября германские армии могли выйти к государственной границе с СССР.

Из опубликованных ныне документов видно, что Советский Союз не вмешивался в происходящее до тех пор, пока сохранялись хотя бы малейшие шансы на то, что Польша сумеет продолжить борьбу, либо на то, что Франция и Великобритания начнут полномасштабные действия против Германии.


Рис. 2.  1939 г., войскам РККА был разослан приказ № 16633, 16634 о нападении на Польшу 17 сентября

В три часа утра 17 сентября 1939 г. заместитель наркома иностранных дел СССР Потёмкин зачитал ноту послу Польши в СССР Гржибовскому: «Польско-германская война выявила внутреннюю несостоятельность польского государства. В течение десяти дней военных операций Польша потеряла все свои промышленные районы и культурные центры. Варшава как столица Польши не существует больше. Польское правительство распалось и не проявляет признаков жизни. Это значит, что польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили своё действие договора, заключенные между СССР и Польшей. Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, советское правительство не может более нейтрально относиться к этим фактам. Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, остались беззащитными. Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. Одновременно советское правительство намерено принять все меры к тому, чтобы вызволить польский народ из злополучной войны, куда он был ввергнут его неразумными руководителями, и дать ему возможность зажить мирной жизнью» (рис. 2).

Если говорить о реакции населения Западной Украины и Западной Белоруссии, то сохранившиеся свидетельства позволяют однозначно утверждать — их встречали как освободителей. Военная операция была в целом завершена к 29 сентября. В результате операции под контроль СССР перешла территория площадью 196 тысяч квадратных километров (50,4 % территории Польши) с населением около 13 млн человек, практически полностью находящаяся в границах «линии Керзона».

Важно заметить: ни одно государство, включая Францию и Великобританию, войны Советскому Союзу не объявляло. До Москвы было доведено, что ничего крамольного в проведенной операции западные державы не видят. А Черчилль, являвшийся первым Лордом Адмиралтейства, в своей речи 1 октября 1939 г. заявил: «То, что русские армии должны были встать на этой линии, было совершенно необходимо для безопасности России против нацистской угрозы. Как бы то ни было, эта линия существует и создан Восточный фронт, который нацистская Германия не осмелится атаковать. Когда господин Риббентроп на прошлой неделе был вызван в Москву, ему пришлось узнать и принять тот факт, что осуществление нацистских планов по отношению к прибалтийским странам и Украине должно быть окончательно остановлено».

28 сентября между СССР и Германией был заключён новый договор «О дружбе и границе», определивший прохождение общей границы между двумя странами.

В октябре 1939 г. в западных областях Украины и Белоруссии прошли выборы в Народные собрания, которые провозгласили советскую власть и обратились с просьбой к Верховному Совету СССР принять их в состав Советского Союза. В ноябре 1939 г. новые области законодательно были включены в состав УССР и БССР.

Осенью 1939 г. СССР предложил Эстонии, Латвии и Литве заключить договоры о взаимопомощи. В них содержались положения о размещении войск Красной Армии на территории этих государств. В течение октября – ноября 1939 г. такие соглашения были заключены.

«Зимняя война»

Подписав договоры о взаимопомощи с государствами Прибалтики, СССР обратился к Финляндии с предложением заключить аналогичное соглашение. Финляндия ответила отказом. Министр иностранных дел этой страны Э. Эркко заявил, что «Финляндия никогда не примет решения, подобного тем, которые приняли прибалтийские государства. Если это и произойдет, то только в самом худшем случае». Истоки советско-финляндской конфронтации во многом объясняются крайне враждебной, агрессивной позицией правящих кругов Финляндии в отношении СССР. Бывший президент Финляндии П. Свинхувуд, при котором Советская Россия добровольно признала независимость своего северного соседа, говорил, что «любой враг России должен всегда быть другом Финляндии». В середине 1930-х гг. М. М. Литвинов в беседе с финляндским посланником заявил, что «ни в одной соседней стране не ведётся такая открытая пропаганда за нападение на СССР и отторжение его территории, как в Финляндии».

После Мюнхенского сговора западных стран советское руководство начало проявлять особую настойчивость по отношению к Финляндии. В течение 1938–1939 гг. велись переговоры, в ходе которых Москва стремилась обеспечить безопасность Ленинграда, передвинув границу на Карельском перешейке. Взамен Финляндии предлагались территории Карелии, причем гораздо большие по размерам, чем земли, которые предполагалось передать СССР. Помимо этого советское правительство обещало выделить определенную сумму для переселения жителей. Однако финская сторона заявила, что уступаемая СССР территория — это недостаточная компенсация. На Карельском перешейке имелась неплохо развитая инфраструктура: сеть железных и шоссейных дорог, здания, склады и другие сооружения. Территория же, передаваемая Советским Союзом Финляндии, представляла собой местность, покрытую лесами и болотами. Для того чтобы превратить эту территорию в пригодный для жизни и хозяйственных нужд район, необходимо было вложить немалые средства.

Москва не оставляла надежды на мирное разрешение конфликта и предлагала различные варианты заключения договора. Одновременно с этим Сталин твёрдо заявил: «Поскольку мы не можем передвинуть Ленинград, мы передвинем границу, чтобы его обезопасить». При этом он сослался на Риббентропа, который объяснил нападение Германии на Польшу необходимостью обезопасить Берлин. С обеих сторон границы развернулось крупное военное строительство. Советский Союз готовился к наступательным операциям, а Финляндия — к оборонительным. Глава МИД Финляндии Эркко, выражая настроение правительства, подтвердил: «Всему есть свои границы. Финляндия не может пойти на предложение Советского Союза и будет защищать любыми средствами свою территорию, свою неприкосновенность и независимость».

29 ноября, воспользовавшись обстрелом своих пограничных позиций, СССР расторг договор о ненападении с Финляндией. 30 ноября начались военные действия. 1 декабря на финской территории, в городе Териоки (Зеленогорск), куда вступили советские войска, по инициативе Москвы было образовано новое, «народное правительство» Финляндии во главе с финским коммунистом О. Куусиненом. На следующий день между СССР и правительством Куусинена, именующимся правительством Финляндской Демократической Республики, был заключён договор о взаимопомощи и дружбе.

События, однако, развивались не так благополучно, как надеялись в Кремле. Первый этап войны (30 ноября 1939 г. — 10 февраля 1940 г.) был особенно неудачным для Красной Армии. В значительной степени это было обусловлено недооценкой боеспособности финских войск. Прорвать с ходу линию Маннергейма — комплекс оборонительных укреплений, сооруженных в 1927–1939 гг. и растянувшихся по фронту на 135 км, а в глубину до 95 км, — не удалось. В ходе боёв Красная Армия понесла огромные потери.

В декабре 1939 г. командование прекратило неудачные попытки наступления в глубь финской территории. Началась тщательная подготовка прорыва. Был образован Северо-Западный фронт во главе с С. К. Тимошенко и членом Военного Совета А. А. Ждановым. В состав фронта вошли две армии, которые возглавили К. А. Мерецков и В. Д. Грендаль (заменён в начале марта 1940 г. Ф. А. Парусиновым). Общая численность советских войск была увеличена в 1,4 раза и доведена до 760 тыс. человек.

11 февраля 1940 г. начался заключительный этап войны. Советские войска перешли в наступление и прорвали линию Маннергейма (рис. 3).


Рис. 3. «Взятие Выборга Красной Армией» А. А. Блинков

Основные силы Карельской армии Финляндии были разгромлены. 12 марта в Кремле после непродолжительных переговоров был заключён мирный договор. Военные действия по всему фронту прекращались с 12 часов 13 марта. В соответствии с подписанным договором в состав СССР включался Карельский перешеек, западное и северное побережье Ладожского озера, ряд островов в Финском заливе. Советский Союз получил в аренду на 30 лет полуостров Ханко для создания на нём военно-морской базы, «способной оборонять от агрессии вход в Финский залив» (рис. 4).


Рис. 4. Ноябрь 1939 — март 1940 гг. Советско-финская война

Цена победы в «зимней войне» оказалась исключительно высока. Помимо того, что Советский Союз как «государство-агрессор» был исключен из Лиги Наций, в ходе 105 дней войны РККА потеряла не менее 127 тыс. человек убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. Около 250 тыс. военнослужащих было ранено, обморожено, контужено.

«Зимняя война» продемонстрировала крупные просчеты в организации и подготовке войск Красной Армии. Гитлер, внимательно следивший за ходом событий в Финляндии, сформулировал вывод, что РККА — это колосс на глиняных ногах, с которым вермахт легко справится. Определённые выводы из военной кампании 1939–1940 гг. сделали и в Кремле. Так, К. Е. Ворошилова на посту наркома обороны заменил С. М. Тимошенко. Началась реализация комплекса мер, направленных на укрепление обороноспособности СССР.


Какие недостатки в боевой подготовке Красной Армии выявила война с Финляндией? 


Форсирование военного производства и освоения новой военной техники

1. Увеличение ассигнований на военные службы.

2. Строительство в восточных районах новых предприятий металлургической и угольной промышленности.

3. Освоение серийного производства боевых самолетов: истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщика Пе-2 и штурмовика Ил-2 (рис. 5).


Рис. 5. Бомбардировщик Пе-2 и штурмовик Ил-2

4. 1941 г. — переход авиационной промышленности только на выпуск только новых моделей самолётов.

5. Создание среднего танка Т-34 (конструктор М. И. Кошкин) и тяжёлого танка КВ (конструктор Ж. Я. Котин) (рис. 6).


Рис. 6. Т-34, КВ и «Катюша»

6. Развитие производства артиллерийского оружия (июнь 1941 г. — запуск производства ракетных установок «Катюша» БМ-13) (рис. 6).

7. Создание государственных запасов ржи, пшеницы, овса, муки, крупы.

Реорганизация Красной Армии

  • 1 сентября 1939 г. — принятие нового закона о всеобщей воинской обязанности
  • установлен кадровый принцип построения армии
  • понижен призывной возраст с 21 года до 18 лет
  • увеличен срок службы до 3–5 лет
  • срок состояния в запасе продлён с 40 до 50 лет
  • увеличение численного состава армии
  • возвращение в армию ранее репрессированных офицеров (около 12 000 человек)

В результате численность армии и флота возросла с 1,1 млн человек до 5 млн. С апреля 1940 г. (когда Германия осуществила «блицкриг» в Дании и Норвегии) начала действовать программа перевооружения Красной Армии до 1942 г. 


Назовите основные направления реорганизации Красной Армии.


Укрепление трудовой и производственной дисциплины

Накопившиеся кризисные явления в экономике негативно влияли на промышленное производство. Повышение норм выработки, низкая заработная плата приводили к текучести рабочей силы, которая была характерна для многих предприятий.

26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Рабочий день увеличивался на один час. Вместо 6-дневной рабочей недели (5 рабочих дней и выходной) вводилась семидневная рабочая неделя (6 рабочих дней и выходной). Сверхурочные работы стали обязательными. Рабочие закреплялись по месту своей трудовой деятельности, для перехода с одного места работы на другое требовалось разрешение дирекции предприятия. Предусматривалась уголовная ответственность за самовольный уход с предприятия и прогул без уважительных причин. Это был достаточно жёсткий указ, но он выполнялся в течение нескольких месяцев, а затем дирекция, отвечавшая за выпуск продукции, находила различные формы смягчения этого указа. Например, штрафы компенсировались выплатами премиальных.

Руководители промышленных наркоматов могли перемещать инженерно-технических работников, административный персонал и рабочих с одного предприятия на другое в разные районы страны, причём работники не имели права отказаться от выполнения этого приказа. Для всех работников вводились трудовые книжки, в которых регистрировались сведения о поступлении на работу, увольнениях и причинах, их обусловивших.

В июле 1940 г. был принят указ об ответственности за выпуск недоброкачественной некомплектной продукции. К уголовной ответственности привлекались уже директора предприятий, начальники отделов и цехов.

В целях обеспечения промышленности квалифицированной рабочей силой 2 октября 1940 г. последовал указ «О государственных трудовых резервах СССР», который предусматривал создание ремесленных, железнодорожных и фабрично-заводских училищ. Планировался ежегодный выпуск около миллиона квалифицированных рабочих. Ужесточение трудовой дисциплины коснулось и учащихся. Указом от декабря 1940 г. предусматривалась уголовная ответственность, вплоть до заключения в колонию сроком до года, за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища.

Апрель 1941 г. — принятие указов об ответственности за выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции, об уголовной ответственности за мелкие кражи и хулиганство, об ответственности за нарушение правил воинского учета.


Как руководство страны укрепляло трудовую дисциплину и пополняло ряды рабочего класса?


Военно-патриотическое воспитание населения


Рис. 7. Советский плакат. Художник Василий Ёлкин.
1939 г.

В 1938 г. Сталин говорил, что весь народ необходимо держать в состоянии мобилизационной готовности пред лицом военной опасности (рис. 7).

Широкое развитие получила деятельность оборонно-массовых организаций Осоавиахима, Союза обществ Красного Креста и Красного полумесяца и др.

Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (сокращённо ОСОАВИАХИМ, ОАХ) — советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927–1948 гг., предшественник ДОСААФа (рис. 8).

За 1938–1939 гг. около 2,5 млн человек сдали нормы ГТО и БГТО. 


Рис. 8. Членский ОСОАВИАХИМ

К концу 1939 г. в стране насчитывалось 62 тысячи физкультурных коллективов, объединивших 5 млн человек. В начавшейся войне военная подготовка сыграла свою большую положительную роль.

Благодаря последовательной и прагматичной внешней политике советскому руководству удалось почти на два года отсрочить вступление СССР в войну, а также создать предпосылки для формирования в будущем антигитлеровской коалиции. 

Форсированный рост военного производства накануне войны, несмотря на «перегрев» промышленности, создал предпосылки для последующего быстрого перевода экономики страны на военные рельсы. 


В чём вы видите значение военно-патриотического воспитания молодёжи для укрепления обороноспособности страны?



Рис. 9. СССР накануне Великой Отечественной войны


Покажите западные границы СССР к июню 1941 г. Как сказалось расширение западных границ на обороноспособности нашей страны? (см. рис. 9).


Контрольные вопросы

1. Насколько был готов СССР к войне в 1941 г.?

2. Вспомните, в чём заключались причины успеха плана блицкрига Германии на Западе?

3. Вспомните характерные черты операций нацистской Германии и её союзников на европейском театре военных действий. 

4. Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю политику СССР в начале Второй мировой войны. 


Основные направления внешней политики Советского государства в 1920‑е гг.:

— укрепление позиций СССР на международной арене;

— распространение коммунистического движения в мире.

Задачи: превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции, в том числе путем привлечения иностранного капитала.

Трудности реализации задач:

— неприятие советского строя и большевистского лозунга мировой революции странами Антанты;

— претензии к Советской России по царским долгам и недовольство капиталистических держав монополией внешней торговли;

— недовольство курсом СССР на поддержку революционных организаций в Европе и Америке и национально‑освободительного движения в колониальных странах.

Главный внешнеполитический принцип — враждебность империалистических держав к СССР и необходимость использования их взаимных противоречий.

Основные достижения внешней политики в 1920‑х гг.

А) Ликвидация экономической блокады России капиталистическими странами: договоры РСФСР о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии (1920), установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией (1921).

Б) Выход из дипломатической изоляции. Участие Советской России в международных конференциях.

Одним из источников разногласий между РСФСР и ведущими странами Европы был вопрос о долгах царского и Временного правительств. В январе 1922 г. состоялась международная экономическая конференция в Генуе. Одной из главных задач, поставленных перед делегацией РСФСР, являлось установление экономических и торговых отношений с капиталистическими странами. Конференция в Генуе не дала практических результатов. Косвенным результатом конференции стало заключение в предместье Генуи Раппало советско‑германского договора, который предусматривал взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов, немедленное возобновление дипломатических отношений между двумя странами, а также развитие торговых, хозяйственных и правовых отношений на основе принципа наибольшего благоприятствования. В Генуе Советское правительство предложило обсудить вопрос о всеобщем разоружении. Оно было отвергнуто.

Конференция в Гааге по русскому вопросу (лето 1922). Делегация РСФСР фактически прервала переговоры, и вторая конференция не дала прямых результатов.

Вопросу о пропорциональном сокращении вооруженных сил РСФСР, Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии и Польши была посвящена конференция в Москве (декабрь 1922), она имела важное значение как первая международная конференция, посвященная разоружению.

В конце 1922 г. в Лозанне (Швейцария) открылась международная конференция по ближневосточным вопросам. На завершающем заседании без участия СССР конференция приняла конвенцию о режиме проливов, установив беспрепятственный проход через них как торговых, так и военных судов, и демилитаризацию проливов. Таким образом, Англии удалось создать постоянную угрозу СССР со стороны Черного моря.

С 1927 г. СССР принял участие в работе Подготовительной комиссии (образована в 1925) к международной конференции по разоружению, намеченной в Женеве. Глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел М. М. Литвинов выдвинул программу всеобщего и полного разоружения. Однако руководители стран Запада ответили на него отказом.

1921 г. — заключены советско‑иранский договор, советско‑афганский договор и договор с Турцией.

К 1924 г. признали Советскую Россию де‑юре Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Япония, Китай, Мексика и Уругвай.

1926 г. — Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете.

Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско‑британские и советско‑французские отношения носили нестабильный характер.

В 1920‑е гг. СССР был причастен к трем международным конфликтам:

1) Весной 1923 г. в советских территориальных водах Белого моря были задержаны английские рыболовецкие траулеры. В связи с этим английское правительство опубликовало «ультиматум Керзона», требуя в течение 10 дней отказаться от советской «антибританской» пропаганды на Востоке, отозвать советских представителей из Ирана и Афганистана, уплатить компенсацию за задержанные траулеры и за расстрел в 1920 г. английского шпиона. СНК РСФСР пошел навстречу некоторым требованиям. В итоге конфликт был исчерпан дипломатическим путем.

2) В мае 1927 г. в поисках «агентов Коминтерна» английская полиция совершила налет на лондонскую контору англо‑советского кооперативного общества (АРКОС). Обвинив СССР во вмешательстве во внутренние дела Англии, английское правительство аннулировало экономическое соглашение 1921 г. и разорвало дипломатические отношения с СССР. Пришедшие к власти в Великобритании лейбористы в ноябре 1929 г. восстановили дипломатические отношения с СССР.

3) Ситуация в Маньчжурии вокруг КВЖД. В мае 1929 г. в Харбине («столице» КВЖД) был совершен налет на помещение Генерального консульства СССР. Было арестовано 39 советских граждан. В июле того же года китайцы захватили телеграф КВЖД, по всей линии закрыли советские хозяйственные учреждения. В августе китайские войска перешли советскую границу и вторглись на территорию СССР. 20 августа 1929 г. СССР разорвал отношения с Китаем. Частям Особой Дальневосточной армии под командованием В. К. Блюхера было приказано очистить территорию СССР от налетчиков. К ноябрю 1929 г. эта задача была выполнена.

В) III конгресс Коммунистического Интернационала (Москва, июль 1921) выдвинул задачу скорейшего образования коммунистических партий, завоевания ими масс, создания массовых революционных организаций. В их число входили: Коммунистический интернационал молодежи (КИМ, 1919), Профсоюзный интернационал (Профинтерн, 1921), Крестьянский интернационал (Крестинтерн, 1921), Международная рабочая помощь (Межрабпом, 1921), Международная организация помощи борцам революции (МОПР, 1922).

Основные задачи внешней политики СССР в 1930‑е гг.

1) Укрепление политического положения на международной арене

1932 г. — Советский Союз заключил договоры о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. В том же году СССР восстановил дипломатические отношения с Китайской республикой.

1933 г. — США установили с СССР дипломатические отношения.

1933-1935 гг. — дипломатические отношения были также установлены с Испанской республикой, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др. странами.

1934 г. — вступление СССР в Лигу Наций.

На международной конференции по сокращению и ограничению вооружений (Женева, 1932-1934) делегация СССР во главе с наркомом иностранных дел М. М. Литвиновым выдвинула три предложения: проект всеобщего и полного разоружения или же частичного разоружения; проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора); превращение конференции по разоружению в постоянную «конференцию мира». Ни одно из этих предложений не было поддержано женевской конференцией. В ходе ее два будущих инициатора новой мировой войны — Япония и Германия — вышли из Лиги Наций.

На международной экономической конференции (Лондон, июль 1933) СССР подписал с десятью государствами Конвенцию об определении агрессора.

2) Расширение экономических связей

В июле 1930 г. США стали инициатором экономической блокады СССР, к которой присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, Англия. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту. Франция выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан‑Европа»), то есть создания антисоветского блока европейских государств. Лига Наций не поддержала эту инициативу. Другой причиной усиления враждебности к СССР стала сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церквей и ссылками крестьян, преимущественно христиан. В феврале 1930 г. римский папа Пий XI объявил «крестовый поход» против СССР.

Основные принципы советской дипломатии в 1933-1938 гг.

— Ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте.

— Усилия по созданию системы коллективной безопасности.

СССР был заинтересован в формировании систем коллективной безопасности как в Европе, так и в Азии. В 1933 г. он начал переговоры по этому вопросу с Францией и США.

Европейское направление

Позитивным результатом переговоров по созданию системы коллективной безопасности в Европе стало заключение в 1935 г. советско‑французского и советско‑чехословацкого договоров о взаимной помощи (но без соглашения о военном сотрудничестве). В годы гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг. СССР оказывал испанскому республиканскому правительству экономическую, политическую, военную помощь.

Восточное направление

СССР вел с США переговоры о Тихоокеанском пакте (1933-1937), который предусматривал сдерживание японской агрессии в районе Тихого океана. К середине 1937 г. переговоры зашли в тупик.

Август 1937 г. — СССР заключил с Китаем договор о ненападении.

Лето 1938 г. — Япония активизировала свои действия на советско‑маньчжурской границе.

Август 1938 г. — сражение Красной Армии (командующий войсками В. К. Блюхер) с японскими войсками в районе озера Хасан (Восточная Сибирь).

Август 1939 г. — столкновение на маньчжурско‑монгольской границе в районе р. Халхин‑Гол (войсками Красной Армии командовал Г. К. Жуков).

Сентябрь 1940 г. — в Токио подписан германо‑японо‑итальянский (Антикоминтерновский) военный пакт.

Апрель 1941 г. — между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на 4 года.

Англо‑франко‑советские переговоры 1939 г.

В 1938-1939 гг. Германия начала осуществлять свои агрессивные планы по «расширению жизненного пространства»: март 1938 г. — оккупация Австрии, сентябрь 1938 г. — «Мюнхенский сговор», март 1939 г. — захват Германией всей территории Чехословакии.

В Москве в марте — августе 1939 г. велись англо‑франко‑советские переговоры по заключению договора о взаимопомощи. СССР добивался от партнеров по переговорам согласия на проход своих войск через территорию Польши. Получив отказ Англии и Франции, проводивших политику умиротворения агрессора и ведших тайные переговоры с Германией, советская делегация 22 августа прервала переговоры.

Советско‑германские переговоры 1939 г.

23 августа 1939 г. — в Москве нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов и министр иностранных дел Германии Риббентроп подписали советско‑германский договор о ненападении сроком на 10 лет.

28 сентября 1939 г. — СССР и Германия подписали договор «О дружбе и границах» (Секретный протокол).

Расширение СССР

1 сентября 1939 г. — Германия напала на Польшу. 3 сентября 1939 г. Франция и Англия объявили Германии войну. Началась Вторая мировая война.

17 сентября — Красная Армия перешла советско‑польскую границу и к концу сентября присоединила к СССР захваченные Польшей в 1920 г. западные земли Украины и Белоруссии. Польша как самостоятельное государство перестала существовать.

28 сентября — 10 октября 1939 г. — СССР заключил договоры о взаимопомощи с государствами Прибалтики, предусматривавшие размещение советских гарнизонов и военно‑морских баз на территории Эстонии, Латвии и Литвы.

30 ноября 1939 г. — началась 104‑дневная советско‑финляндская война. 12 марта 1940 г. в Москве между СССР и Финляндией был подписан мирный договор. Лига Наций осудила СССР как агрессора и в декабре 1939 г. исключила его из своего состава.

Июнь 1940 г. — в Эстонии, Латвии и Литве были сформированы правительства просоветской ориентации, которые провозгласили свои республики социалистическими и обратились к советскому руководству с просьбой включить их в состав СССР. В августе 1940 г. Литовская, Латвийская и Эстонская советские социалистические республики стали составными частями Советского Союза.

Конец июня 1940 г. — правительство СССР направило ультиматум Румынии, требуя срочно вывести войска из Бессарабии, оккупированной в 1918 г., и из Северной Буковины, где проживали преимущественно украинцы. 30 июня Бессарабия была присоединена к Молдавской АССР, которую преобразовали в Молдавскую ССР и включили в состав СССР в качестве союзной республики. Северная Буковина вошла в состав УССР.

В итоге внешнеполитической активности СССР его состав к осени 1940 г. вырос до 16 союзных республик. Это создало условия для укрепления обороноспособности СССР на северо‑западных, западных и юго‑западных границах. Однако к июню 1941 г. новые границы не были надежно укреплены.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Blender руководство на русском языке
  • Инженер конструктор в судостроении должностная инструкция
  • Мильгамма протект 300 инструкция по применению
  • Инструкция для детей во время весенних каникул
  • Аспд элвес м инструкция по программированию