История
России 11 класс
Задание
1: анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения
с привлечением знаний курса
В
исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются
различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внешняя
политика в период руководства СССР Л.И. Брежнева способствовала укреплению
международных позиций страны».
Используя
исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную
точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответы:
аргументы в
подтверждение, например:
—
—
содержание
«доктрины Брежнева» определило эффективную стратегию отношений СССР с
социалистическими странами, укрепило социалистический лагерь, где СССР играл
ключевую роль;
—
разработанная
на рубеже 1960–1970-х гг. Программа мира вызвала положительный резонанс в США и
странах Западной Европы;
—
в
соответствии со своей новой доктриной внешней политики СССР стал одним из
инициаторов работы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,
Заключительный акт которого закрепил политические и территориальные итоги
Второй мировой войны, определил принципы взаимоотношений между
государствами-участниками;
—
достигнув
к концу 1960-х гг. значительного дипломатического и военного потенциала,
Советское государство заключило в первой половине 1970-х гг. несколько значимых
договоров о сотрудничестве между СССР и странами Западной Европы;
—
в
первой половине 1970-х гг. было подписано несколько договоров между СССР и США,
направленных на недопущение мировой войны (договор по ПРО, договор ОСВ-1,
«Основы взаимоотношений между СССР и США»), что способствовало повышению
авторитета СССР в мире;
аргументы в опровержение,
например:
—
—
заложенный
в «доктрине Брежнева» принцип «ограниченного суверенитета» подорвал доверие
демократически настроенных граждан социалистических стран по отношению к СССР;
—
принятие
Программы мира не привело к прекращению гонки вооружений между СССР и странами
НАТО во главе с США;
—
ввод
войск Организации Варшавского договора в Чехословакию
в 1968 г. вызвал критику со стороны мировой демократической общественности,
ударил по международному престижу СССР;
—
ввод
войск СССР в Афганистан нарушил баланс внешнеполитических сил, вызвал ответные
действия стран Запада, обострил «холодную войну».
Задание
2: анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения
с привлечением знаний курса
В
исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются
различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных
точек зрения, существующих в исторической науке.
«Экономическая
политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как
«шоковая терапия», способствовала преодолению кризисных явлений в
экономике».
Используя
исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную
точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении
аргументов обязательно используйте исторические факты.
аргументы в подтверждение, например:
– либерализация торговли и отпуск цен
позволили насытить рынок товарами и продуктами первой необходимости
и ликвидировать угрозу голода;
– ваучерная приватизация
государственной собственности, начатая в этот период, положила начало процессу
формирования слоя собственников;
– сокращение государственных расходов
бюджета на закупки вооружения высвобождало средства для инвестиций в рыночные
проекты;
– «отпуск цен» в ходе «шоковой
терапии» обеспечил ликвидацию «денежного
навеса» (избытка денежной массы в сфере обращения) и баланс
функционирования рынка;
– либерализация торговли
содействовала развитию российского рынка в сфере импортных операций;
– ваучерная приватизация заложила
основы для возникновения мелкого и среднего предпринимательства, что
способствовало оживлению экономической деятельности, наполнению рынка товарами,
снижению остроты проблемы занятости, увеличению доходов некоторых слоёв
населения;
аргументы в опровержение,
например:
– отпуск цен привёл к
беспрецедентному их росту в сфере потребительского рынка, оптового рынка на
продукцию промышленных предприятий, к росту закупочных цен на
сельскохозяйственную продукцию, росту тарифов на коммунальные и другие услуги;
– политика «шоковой терапии»,
приведшая к резкому падению реальных доходов населения и обесценивание денежных
накоплений в банке, сузила внутренний потребительский рынок, что обострило
кризисные явления в экономике;
– в
результате либерализации внешнеэкономической деятельности импорт
товаров стал основным источником формирования
внутреннего рынка продовольствия и товаров, не выдерживавших конкуренции,
наводнения его некачественной продукцией;
– отсутствие правовой базы,
таможенного контроля со стороны государства, чёткой системы налогообложения
способствовали созданию спекулятивных капиталов;
– отсутствие строгой регламентации
приватизационной деятельности со стороны государства привело к формированию крупных капиталов в сырьевых отраслях страны и
бесконтрольному вывозу их за рубеж, что резко сократило бюджетные доходы
и обострило кризис производства;
– часть ваучеров, вложенных в акции
чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), стала объектом финансовых махинаций,
породив неплатёжеспособных собственников, рост количества теневых сделок в
финансовой и других сферах экономики;
– политика «шоковой терапии»
содействовала формированию «быстрых» капиталов в среднем и малом бизнесе в
сфере услуг, пищевой промышленности, но не в наукоёмких отраслях
промышленности.
Задание
3: анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с
привлечением знаний курса
В
исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются
различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных
точек зрения, существующих в исторической науке.
«Политика
гласности, проводимая властью в годы «перестройки», благоприятно
сказалась на духовной и общественно-политической обстановке в стране».
Используя
исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную
точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении
аргументов обязательно используйте исторические факты.
аргументы в
подтверждение, например:
– усилился общественный интерес к текущей политике и
прошлому страны, что способствовало активизации гражданской позиции
большинства населения;
– во
многом благодаря гласности усилились позиции Русской Православной Церкви и
других конфессий на территории СССР;
– политика
гласности способствовала переосмыслению обществом прошлого страны, пробудила
интерес к истории;
– политика
гласности способствовала ознакомлению советских людей с культурными
достижениями стран Запада;
– возник
постоянный «диалог» общества с властью в форме обращений, телевизионных дебатов
и т.п., возросло влияние общественного мнения на власть;
аргументы в опровержение, например:
– политика
гласности способствовала радикализации мнений по различным актуальным вопросам,
вызвавшей идейный раскол в обществе;
– формирование
национальных партий в республиках СССР, распространение идей сепаратизма;
– средства
массовой информации, ставшие мощным инструментом в борьбе разных политических
сил, содействовали напряжению общественно-политической ситуации в стране;
– фактическая
ликвидация цензуры способствовала появлению в печати, кино и на телевидении
различных низкохудожественных произведений;
– открытость
Западу привела к распространению в СССР массовой западной культуры, в том числе
антисоветского, антикоммунистического содержания, что ослабляло власть,
подрывало авторитет КПСС;
– отказ
от цензуры в ходе реализации политики гласности способствовал росту
национализма, в том числе в его радикальном выражении
(общество «Память», Народные фронты в союзных республиках);
– отсутствие
цензуры обеспечило антисистемным силам возможность дискредитировать действия
власти, историческое прошлое страны;
– получили распространение нетрадиционные культы и верования,
в том числе агрессивного сектантского толка.
ЕГЭ -2022. История.
ПРОЕКТ.
Часть 1.
Задание 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Крымская война
2) реформа патриарха Никона
3) падение Византийской империи
Ответ:
Ответ: 321
Задание 2
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
ГОДЫ |
А) первое упоминание Москвы в летописи |
1) 988 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Ответ: 2643
Задание 3
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ). |
ФАКТЫ. |
А) формирование и развитие законодательства Древнерусского государства |
1) созыв Уложенной комиссии |
Ответ:
Ответ: 5314
Задание 4
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) ______________ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.
Б) Один из первых таранов в ночном воздушном бою произвёл советский лётчик ____________, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.
В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ________________.
Пропущенные элементы:
1) Ялтинская (Крымская)
2) Н.Ф. Гастелло
3) станция Прохоровка
4) Тегеранская
5) В.В. Талалихин
6) разъезд Дубосеково
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Ответ: 453
Задание 5
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
УЧАСТНИКИ |
А) Ледовое побоище |
1) А.А. Брусилов |
Ответ:
Ответ: 4356
Задание 6.
На позиции 6 могут быть использованы задания одной из двух моделей.
Задание 6. Модель 1
Век. |
Событие истории России. |
Событие истории зарубежных стран. |
XIX в. |
________________ (А) |
Создание Тройственного союза |
___________ (Б) |
Начало княжения в Киеве Владимира Мономаха |
Третий крестовый поход |
___________ (В) |
Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству |
_____________ (Г) |
XVIII в. |
________________ (Д) |
_____________ (Е) |
Пропущенные элементы:
1) принятие конституции США
2) XVI в.
3) гражданская война в Англии
4) «стояние» на реке Угре
5) присоединение Крыма к Российской империи
6) XII в.
7) XIV в.
отмена крепостного права в России
9) выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ответ: 862951
Задание 6. Модель 2.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Век. |
Событие истории России. |
Современник. |
XIX в. |
________________ (А) |
Отто фон Бисмарк |
___________ (Б) |
Начало княжения в Киеве Владимира Мономаха |
Вильгельм Завоеватель |
___________ (В) |
Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству |
_____________ (Г) |
XVIII в. |
________________ (Д) |
_____________ (Е) |
Пропущенные элементы:
1) Жан-Поль Марат
2) XVI в.
3) Иоганн Гутенберг
4) «стояние» на реке Угре
5) присоединение Крыма к Российской империи
6) XI в.
7) XIV в.
отмена крепостного права в России
9) Игнатий Лойола
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ответ: 862951
Задание 7
Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.
«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также в условиях громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию, и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого прежде всего необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.
2) Правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК.
3) Автор телеграммы – сторонник заключения сепаратного мира с Германией.
4) Автор телеграммы поддерживал действия генерала Корнилова.
5) Большевики поддерживали действия генерала Корнилова.
6) «Решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены.
Ответ: __________________
Ответ:46
Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.
Задание 8
Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите словом.
Ответ: __________________
Ответ: десятый
Задание 9
Укажите имя князя, походы которого обозначены в легенде схемы цифрой «1».
Ответ: __________________
Ответ: Святослав
На позиции 10 могут быть использованы задания одной из двух моделей.
Задание 10. Модель 1
Укажите название торгового пути, обозначенного на схеме цифрой «3».
Ответ: __________________
Ответ: изварягвгреки
Задание 10. Модель 2
Прочтите отрывок из сочинения историка о событиях, обозначенных на схеме, и укажите название города, которое дважды пропущено в тексте.
«Киевский князь взял столицу Хазарского каганата в дельте реки Волги. После этой победы он продолжил поход, так как у хазар было ещё несколько крупных городов. Князь повёл дружины по берегу Каспийского моря на юг, к старой столице Хазарского каганата – ____________. Это был крупный город на территории прикаспийского Дагестана. В нём правил собственный царь, который имел своё войско. Это была автономная область. Поход на этот город был скоротечен. Неприятельское войско было разгромлено и рассеяно по окрестным горам, ____________ заняли без боя. Дальше на юг киевский князь не пошёл».
Ответ: __________________
Ответ: Семендер
Задание 11
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «5» на схеме обозначен город Новгород.
2) В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, русское войско взяло город Перемышль.
3) В городе, обозначенном на схеме цифрой «6», согласно Повести временных лет, принял крещение киевский князь Владимир.
4) На схеме обозначен политико-административный центр восточнославянского племенного союза древлян.
5) Цифрой «4» на схеме обозначена столица Волжской Булгарии.
6) Киевский князь Олег совершил поход, обозначенный в легенде схемы цифрой «2».
Ответ: ____________________
Ответ: 146
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 12 и 13
«…Верховная законодательная власть республики Англии, Шотландии и Ирландии и владений, им принадлежащих, сосредоточивается и пребывает в одном лице и народе, представленном в парламенте; титул этого лица – лорд-протектор республики Англии, Шотландии и Ирландии.
…Осуществление полномочий верховного правителя и управления означенными выше странами и владениями и их населением принадлежит лорду-протектору, при содействии совета, состоящего из числа лиц не свыше двадцати одного и не ниже тринадцати».
Задание 12
Укажите век, когда был издан данный нормативный акт. Ответ запишите словом.
Ответ: ____________________
Ответ: семнадцатый
Задание 13
Укажите фамилию исторического деятеля, которому в соответствии с данным нормативным актом был присвоен названный в этом акте титул.
Ответ: ____________________
Ответ: Кромвель
Задание 14Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ. |
А) «Слово о полку Игореве» |
1) Автор – И.Е. Репин. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Ответ: 4365
Часть 2
На позициях 15 и 16 могут быть использованы задания одной из двух моделей.
Модель 1
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 15, 16. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из послания российского монарха
«Когда же мы Божьей волей с крестоносной хоругвью всего православного христианского воинства ради защиты православных христиан двинулись на Казань, и одержали победу над Казанью, и со всем войском невредимые возвращались восвояси, что могу вспомнить о добре, сделанном нам людьми, которых ты называешь мучениками? А вот что: как пленника, посадив в судно, везли с малым числом людей сквозь безбожную и неверную землю! Если бы рука Всевышнего не защитила меня, смиренного, наверняка бы я жизни лишился.
Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог дал нам тогда наследника – сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым решили, что мы уже в небытии и, забыв наши благодеяния, а того более – души свои и присягу нашему отцу и нам – не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего отдалённого родственника князя Владимира, а младенца нашего хотели погубить, подобно Ироду…
Когда же мы по Божью милосердию всё узнали и полностью уразумели и замысел этот рассыпался в прах, поп Сильвестр и Алексей Адашев и после этого не перестали жесточайше притеснять нас и давать злые советы, под разными предлогами изгоняли наших доброжелателей, во всём потакали князю Владимиру, преследовали лютой ненавистью нашу царицу Анастасию и уподобляли её всем нечестивым царицам, а про детей наших и вспомнить не желали.
Задание 15. Модель 1
Назовите автора данного документа. Укажите век, в котором жил автор. Укажите его бывшего сподвижника, переписка с которым считается выдающимся примером публицистики той эпохи.
Ответ:
1) автор – Иван IV (Иван Грозный);
2) век – шестнадцатый;
3) бывший сподвижник – князь А.М. Курбский.
Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций наряду с верной
Задание 16. Модель 1
Какие обвинения автор выдвигает в адрес своих приближённых в данном документе? Укажите любые три обвинения.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Ответ:
1) подвергли опасности его жизнь во время возвращения из Казанского похода;
2) решили посадить на престол князя Владимира, а сына автора – Дмитрия – хотели погубить;
3) давали злые советы;
4) под разными предлогами изгоняли доброжелателей монарха;
5) во всем потакали князю Владимиру Старицкому;
6) преследовали лютой ненавистью царицу Анастасию;
7) выдали планы монарха литовским послам;
«поносили перед литовскими послами» царицу, автора и их детей.
Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании переписанный целиком объемный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию
Модель 2
Прочтите отрывки из исторических источников и выполните задания 15, 16. Ответы предполагают использование информации из источников, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
1) «18 октября, на следующий день после издания манифеста, Москва приняла праздничный вид, забастовка в городских предприятиях закончилась, железные дороги стали функционировать. Везде чувствовался большой подъём. Но одновременно с сим и оппозиционные и революционные кружки не дремали и старались везде внести беспорядок. Появились процессии по улицам, одни – с портретом Государя, другие – с красными флагами, между ними происходили стычки, одни пели гимн, другие – революционные песни. Те и другие бесчинствовали, учиняли насилия над прохожими, которые не снимали шапок. Полиция, не имея директив, смотрела и не принимала никаких мер, разнузданность толпы наводила панику на мирного обывателя. Толпы с красными флагами украсили ими подъезд дома генерал-губернатора, который до того растерялся, что выходил на балкон своего генерал-губернаторского дома совсем невпопад. Когда я приехал к Дурново и, увидав на его подъезде красные флаги, сказал ему: «Прикажите убрать красные флаги, ведь это неудобно, толпы смеются», он мне сказал: «Ничего, не надо раздражать, ночью дворники уберут»».
2) «…В последний день съезда, в зал вбежал запыхавшийся сотрудник дружественной газеты. Он потрясал смятым корректурным листком, на котором непросохшей типографской краской был напечатан текст манифеста 17 октября… Настроение у всех было восторженное… Я попал в трудное положение. Моё настроение после более внимательного ознакомления с текстом манифеста вовсе не было праздничным. И, не справляясь с настроением окружавшей меня публики, успевшей повеселеть, я вылил на их головы ушат холодной воды. Я, разумеется, не помню текста своей взволнованной импровизации, но содержание её мне очень памятно. Да, говорил я им, победа одержана – и победа немалая. Но ведь эта победа не первая: она – лишь новое звено в цепи наших побед, – и сколько их позади! И будет ли она последней и окончательной? Даже чтобы удержаться на том, что достигнуто, нельзя покидать боевого поста. Надо каждый день продолжать борьбу за свободу, чтобы оказаться достойными её. Одних «героев» тут мало. Тут нужна поддержка обывателя. И я призывал обывателя настроиться на поддержку «геройских» поступков. Едва ли такая речь могла очень понравиться».
Задание 15. Модель 2
Укажите год, когда был издан манифест, о котором идёт речь в обоих отрывках. Назовите монарха, издавшего этот манифест. Назовите председателя Комитета министров, ставшего инициатором издания этого манифеста.
Ответ:
1) год – 1905 г.;
2) монарх – Николай II;
3) председатель Комитета министров – С.Ю. Витте.
Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций наряду с верной.
Задание 16. Модель 2
Какое изменение в настроении людей после издания манифеста отметили авторы обоих документов? Какие проявления растерянности и страха властей указаны в одном из отрывков? Назовите два проявления.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Ответ:
1) изменение в настроении: «большой подъём» («настроение у всех было восторженное»);
2) проявления растерянности и страха, например:
– полиция, не имея директив, смотрела и не принимала никаких мер против разнузданности толпы;
– генерал-губернатор, который «до того растерялся, что выходил на балкон своего генерал-губернаторского дома совсем невпопад»;
– на совет убрать красные флаги с подъезда дома генерал-губернатор ответил: «Ничего, не надо раздражать, ночью дворники уберут»
Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании переписанный целиком объемный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию
На позициях 17 и 18 могут быть использованы задания одной из двух моделей.
Модель 1
Рассмотрите изображение и выполните задания 17, 18.
Задание 17. Модель 1
Укажите название войны, события которой изображены на марке стрелками. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Ответ:
1) название войны – Гражданская война;
2) обоснование, например: в период жизни М.Н. Тухачевского в районе городов, подписанных на марке, масштабные боевые действия велись только в ходе Гражданской войны.
(Может быть приведено другое обоснование.)
Задание 18. Модель 1
Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период жизни исторического деятеля, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите один любой факт, связанный с историей этого памятника.
Ответ:
1) цифра, обозначающая памятник архитектуры, – 2;
2) факт, например:
– данный памятник архитектуры построен по проекту архитектора А.В. Щусева;
– данный памятник архитектуры создан в качестве памятника-усыпальницы для сохранения в нём тела В.И. Ленина.
Может быть указан другой факт
Модель 2
Рассмотрите изображения и выполните задания 17, 18
Задание 17. Модель 2
Укажите противника России в войне, которой посвящена одна из марок. Укажите связь между событиями, которым посвящены марки.
Ответ:
1) противник России – Япония;
2) связь между событиями, например:
– неудачи России в русско-японской войне, событиям которой посвящено изображение №1, стали предпосылкой начала Первой российской революции, одному из событий которой посвящено изображение №2;
– Первая Российская революция, событию которой посвящено изображение №2, началась в период русско-японской войны (изображение №1)
(Может быть указана другая связь.)
Задание 18. Модель 2Какой из представленных ниже памятников архитектуры находится в том же городе, где произошло событие, которому посвящена марка №2? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите один любой факт, связанный с историей этого памятника.
Ответ:
1) цифра, обозначающая памятник архитектуры, – 4;
2) факт, например:
– данный памятник архитектуры построен по проекту архитектора А.Н. Воронихина;
– данный памятник архитектуры был создан в стиле ампир (классицизм).
Может быть указан другой факт
На позиции 19 могут быть использованы задания одной из двух моделей.
Задание 19. Модель 1
Сравните внутреннюю политику (внутриполитический курс) СССР в период руководства страной Л.И. Брежнева и в период руководства страной М.С. Горбачёва.
Сформулируйте две общие характеристики.
Заполните таблицу, отражающую различия: сформулируйте две линии (критерии) сравнения в форме вопросов, предполагающих однозначные ответы «да» или «нет», и заполните соответствующие ячейки таблицы.
Различия
Линии (критерии) сравнения |
Период руководства СССР Л.И. Брежнева. |
Период руководства СССР М.С. Горбачёва. |
Общие характеристики и линии (критерии) сравнения должны быть основаны на фактах, относящихся к сравниваемым историческим периодам. Каждая линия сравнения считается заполненной правильно, если она не содержит фактической ошибки, представлена в форме вопроса, предполагающего однозначный ответ «да» или «нет», основана на фактах, относящихся к сравниваемым историческим периодам.
Ответ:
Общие характеристики, например:
– руководитель СССР одновременно являлся лидером КПСС;
– официальной идеологией СССР в оба периода являлся марксизм-ленинизм.
(Могут быть указаны другие общие характеристики.)
Различия
Линии (критерии) сравнения |
Период руководства СССР Л.И. Брежнева. |
Период руководства СССР М.С. Горбачёва. |
Созывался ли Съезд |
Нет |
Да |
Являлась ли КПСС |
Да |
нет |
(Могут быть указаны другие различия.)
Задание 19. Модель 2
Сравнивая два исторических события (явления, процесса), студенты установили, что общей для этих событий (явлений, процессов) является характеристика «участие в войне с Речью Посполитой». Назовите события (явления, процессы), которые могли сравнивать студенты. Самостоятельно сформулируйте ещё одну общую характеристику для них.
Заполните таблицу, отражающую различия указанных Вами событий (явлений, процессов): сформулируйте две линии (критерии) сравнения в форме вопросов, предполагающих однозначные ответы «да» или «нет», и заполните соответствующие ячейки таблицы.
Различия
Линии (критерии) сравнения |
Событие (явление, процесс) |
Событие (явление, процесс) |
Общая характеристика и линии (критерии) сравнения должны быть основаны на исторических фактах.
Каждая линия сравнения считается заполненной правильно, если она не содержит фактической ошибки, представлена в форме вопроса, предполагающего однозначный ответ «да» или «нет», основана на фактах, относящихся к сравниваемым историческим периодам.
Ответ:
События (явления, процессы), например: внешняя политика царей Михаила Романова и Алексея Михайловича.
(Могут быть указаны другие события (явления, процессы.)
Общая характеристика, например:
– в правления обоих царей были заключены мирные договоры со Швецией.
(Может быть указана другая общая характеристика.)
Различия
Линии (критерии) сравнения |
Событие (явление, процесс) |
Событие (явление, процесс) |
Был ли возвращён |
Нет |
Да |
Подписывала ли |
Да |
Не |
(Могут быть указаны другие различия.)
Задание 20
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «самозванство». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.
Ответ:
1) смысл понятия, например:
– претензии на русский престол авантюристов, выдававших себя за «чудесно спасшегося» царя или наследника престола;
– незаконное присвоение себе чужого имени, звания с целью обмана;
2) факт, например:
– самозванство приобрело огромные масштабы в период Смуты;
– проявлением самозванства стали претензии на российский престол Григория Отрепьева, выдававшего себя за царевича Дмитрия.
Может быть приведён другой факт
Задание 21
Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).
Ответ:
1) расположение города на берегу реки облегчало его торговые связи, поскольку в Древней Руси водные пути зачастую были более удобными, чем сухопутные;
2) расположение на берегу (особенно высоком) реки делало город менее уязвимым для врагов в случае штурма;
3) город, расположенный на берегу реки, имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными.
Могут быть приведены другие объяснения
На позиции 22 могут использоваться задания одной из четырёх моделей.
Задание 22. Модель 1
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.
«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Ответ:
1) аргументы в подтверждение, например:
− при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества (снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян);
− при Александре III постепенно меняется устаревшая система налогообложения (отмена подушной подати);
− в 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян;
− в период правления Александра III начинает формироваться рабочее законодательство (законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве, о правилах найма и увольнения рабочих);
− протекционистская политика правительства Александра III способствовала бурному развитию промышленности (завершился промышленный переворот; в 2 раза выросло количество паровых двигателей, увеличилась добыча угля и нефти; в ряде регионов страны выросли крупные промышленные центры (Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево) и др.);
− в период правления Александра III отмечен интенсивный рост протяжённости железных дорог, начато строительство Транссибирской магистрали;
2) аргументы в опровержение, например:
− законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю недворян в их составе, сузив, таким образом, социальную базу земств;
− по новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в выборах в городские думы и, таким образом, от участия в городском самоуправлении были отстранены не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия, что вступало в противоречие с быстрым процессом урбанизации, проходившим в тот период;
− изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр «о кухаркиных детях») резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали удовлетворению нужд быстрорастущей российской экономики в образованных специалистах;
− при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк, который выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях; поддержка дворян, которые, как правило, «проедали» выданные банком деньги, а не вкладывали их в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к состоятельным крестьянам, эффективнее использовавшим сельскохозяйственные угодья;
− законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину (запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни.
Могут быть приведены другие аргументы
Задание 22. Модель 2
Прочтите перечень исторических фактов:
– заключение Столбовского мира;
– Смоленская война;
– основание города Красноярска;
– интенсивное строительство засечных черт;
– создание полков нового строя.
Все эти факты можно использовать при подтверждении или опровержении нескольких дискуссионных точек зрения, касающихся периода правления одного из российских монархов. Запишите ОДНУ дискуссионную точку зрения, для подтверждения или опровержения которой можно использовать все перечисленные исторические факты. Используя только приведённые факты, сформулируйте по два аргумента в подтверждение и в опровержение этой точки зрения.
Ответ запишите в следующем виде.
Дискуссионная точка зрения:
…
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Ответ:
1) точка зрения, например: «Период правления Михаила Романова нельзя считать временем успешного развития России» (Может быть указана другая точка зрения.);
2) аргументы с использованием приведённых в задании фактов (для приведённой выше точки зрения):
в подтверждение, например:
− условия Столбовского мира были невыгодны для России, так как по этому договору Россия шла на территориальные уступки (уступала Швеции весь выход к Балтийскому морю);
− Смоленская война не привела к возврату Смоленска;
в опровержение, например:
− основание города Красноярска свидетельствовало о расширении границ России на восток и об освоении этих территорий;
− велось интенсивное строительство засечных черт, что способствовало эффективной защите от агрессии со стороны Крымского ханства;
− создание полков «нового строя» по западному образцу укрепило российскую армию и позволило России более уверенно вести активную внешнюю политику на западном направлении и добиваться определенных успехов (отказ Владислава IV от претензий на российский престол, возвращение Серпейска и Трубчевска).
(Могут быть приведены другие аргументы.)
Аргументы, которые не основаны на указанных в задании фактах, не принимаются
Задание 22. Модель 3
В ходе дискуссии по вопросу «Способствовала ли укреплению международных позиций страны внешняя политика СССР в период руководства страной Л.И. Брежнева?» её участники, придерживающиеся разных точек зрения по указанному вопросу, в качестве аргументов высказали следующие положения:
1) внешняя политика Л.И. Брежнева способствовала повышению авторитета СССР в мире;
2) была разработана «доктрина Брежнева»;
3) СССР ввёл войска в Чехословакию;
4) ввод войск СССР в Афганистан нарушил баланс внешнеполитических сил, вызвал ответные действия стран Запада, обострил «холодную войну», привёл к началу Карибского кризиса; это способствовало падению авторитета СССР на международной арене.
Все приведённые «аргументы» нуждаются в существенной доработке или содержат ошибки. Доработайте эти положения, чтобы они превратились в верные аргументы (два аргумента в доказательство положительного ответа на вопрос дискуссии и два – в доказательство отрицательного ответа) и запишите их в том же порядке, в каком они перечислены в задании.
После каждого аргумента обязательно указывайте ответ на вопрос дискуссии («да, способствовала», или «нет, не способствовала»), в доказательство которого приведён этот аргумент.
Ответ:
1) разработанная на рубеже 1960–1970-х гг. Программа мира вызвала положительный резонанс в США и странах Западной Европы и способствовала повышению авторитета СССР в мире (да, способствовала);
2) содержание «доктрины Брежнева» определило эффективную стратегию отношений СССР с социалистическими странами, укрепило социалистический лагерь, где СССР играл ключевую роль (да, способствовала);
3) ввод войск Организации Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. вызвал критику со стороны мировой демократической общественности, ударил по международному престижу СССР (нет, не способствовала);
4) ввод войск СССР в Афганистан нарушил баланс внешнеполитических сил, вызвал ответные действия стран Запада, обострил «холодную войну»; это способствовало падению авторитета СССР на международной арене (нет, не способствовала).
Могут быть приведены другие аргументы
Аргументы, для которых не указан ответ на вопрос дискуссии, в доказательство которого приведён этот аргумент, не принимаются
Задание 22. Модель 4
Участник дискуссии на тему по истории России высказал следующий аргумент: «В СССР было введено всеобщее обязательное начальное обучение, а в городах и рабочих посёлках – обязательное семилетнее образование. Это свидетельствует о том, что политика большевиков в сфере культуры, проводимая в 1920–1930-х гг., способствовала культурному развитию страны».
Какие еще аргументы могли бы привести сторонники этого участника дискуссии? Приведите два аргумента его сторонников. Какие аргументы могли бы привести его оппоненты? Приведите два аргумента оппонентов.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы сторонников:
1) …
2) …
Аргументы оппонентов:
1) …
2) …
Ответ:
Ответ:
1) аргументы в подтверждение, например:
− благодаря мерам большевиков в 1920–1930-х гг., (например, издание и реализация декрета Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности») была практически ликвидирована неграмотность населения;
− благодаря общедоступности музеев, организации выставок, открытию библиотек и т.п. широкие народные массы получили возможность знакомиться с культурными достижениями страны;
− созданные в 1930-х гг. творческие союзы обеспечивали деятелям советской культуры условия для творческой реализации;
− в 1920–1930-х гг. государство материально обеспечивало развитие культуры, в результате чего были созданы многие шедевры советского искусства (фильмы С.М. Эйзенштейна, Г.В. Александрова, скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», «Марш энтузиастов» И.О. Дунаевского и т.д.);
− в 1930-х гг. государство материально обеспечивало развитие науки и техники, в результате чего советские учёные и конструкторы достигли значительных результатов в развитии науки и техники (работы в области танкостроения, авиастроения);
2) аргументы в опровержение, например:
− в результате деятельности большевиков погибли, эмигрировали или были изгнаны из страны многие представители старой интеллигенции, что привело к утрате многих культурных
традиций;
− были упразднены многие творческие объединения (например, художников, литераторов), что нанесло значительный урон культурному развитию страны;
− в 1930-х гг. был ликвидирован плюрализм в художественных направлениях и утвердился единый метод – социалистический реализм, был установлен партийный контроль над культурой;
− антирелигиозная политика привела к уничтожению или забвению многих памятников духовного искусства (например, разрушение Храма Христа Спасителя);
− за границу были проданы многие художественные ценности.
Могут быть приведены другие аргументы
На позиции 23 могут быть использованы задания одной из четырёх моделей.
Задание 23. Модель 1Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. – май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Ответ:
Ответ:
Задание 23. Модель 2
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических процессов:
1) борьба Древнерусского государства с кочевниками;
2) внешняя политика России в 1689 – 1725 гг.;
3) Гражданская война в России после прихода большевиков к власти.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние указанных Вами событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса, на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся выбранному Вами процессу.
Ответ:
Задание 23. Модель 3
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:
1) Ярослав Мудрый; 2) А.Д. Меншиков; 3) Г.К. Жуков.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;
– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность, охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любых указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.
Ответ:
Задание 23. Модель 4
Вам необходимо написать историческое сочинение о событиях явлениях, процессах, связанных с ОДНИМ из исторических терминов (названий):
1) полюдье;
2) Правительствующий сенат;
3) коллективизация.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), непосредственно связанных с выбранным историческим термином (названием);
– назвать две исторические личности, деятельность которых проявилась в указанных Вами событиях (явлениями, процессами), непосредственно связанных с выбранным историческим термином (названием), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), непосредственно связанных с выбранным историческим термином (названием);
– укажите одно событие (явление, процесс) из истории России, по своему значению (последствиям) схожее с одним из указанных Вами событий, непосредственно связанных с выбранным историческим термином (названием), но относящееся к другому веку; используя знание исторических фактов, объясните, в чём состоит эта схожесть.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному Вами процессу.
Ответ:
Брежневское правление обычно именуют эпохой застоя, но на международной арене в этот исторический период происходили важнейшие события. Основными задачами внешней политики СССР в 1964—1985 гг. были укрепление позиций в социалистическом лагере, усиление влияния в странах третьего мира и выработка рационального курса в отношениях с капиталистическими государствами.
Оглавление:
- Основные тенденции
- Отношения с социалистической Европой
- Военный конфликт с КНР
- Разрядка 1968—1975 годов
- Поддержка третьего мира
Основные тенденции
К началу 1970-х гг. общие подходы к решению мировых проблем сводились к признанию либерализации отношений и военно-стратегического паритета между сверхдержавами. Чтобы понять, чем характеризовалось внешнеполитическое положение СССР при Брежневе, нужно осознавать, что новое ви́дение международных отношений с приходом к власти Леонида Ильича складывалось в условиях холодной войны, длившейся с 1946 года.
В ситуации острого политического противостояния между коммунистической системой Советского Союза и демократической идеологией Запада социалистический лагерь и капиталистический мир были вовлечены в гонку вооружения.
Временами обстановка накалялась настолько, что возникали столкновения, грозившие развязыванием боевых действий и ядерной войны. К 1964 году позади уже были Берлинские блокады (первая в 1948—1949 и вторая в 1961), Корейская война 1950—1953 гг., где СССР и США принимали опосредованное участие в рамках поддержки противоборствующих сторон, Венгерские выступления 1956 г., Карибский кризис 1962 г. Все эти события заставили советское руководство заняться стабилизацией внешней политики.
С момента установления так называемого железного занавеса появилась европейская буферная зона, которая существовала в условиях противостояния Советского Союза и Америки. Западная часть развивалась согласно «плану Маршала», подразумевавшего послевоенное восстановление и борьбу с коммунизмом. На эти задачи США тратили колоссальные экономические ресурсы. А Восточная Европа существовала в рамках «доктрины Брежнева», заключавшейся в ограничении суверенитета стран с целью стабилизации социалистического курса и тесного международного сотрудничества с Москвой.
Кроме того, СССР активно расширял экспансию в страны третьего мира, такие как Лаос, Вьетнам, Египет, Сирия и. т. д. Это привело к осложнению международной обстановки и конфликтам.
Таким образом, мир пребывал в крайне нестабильном состоянии и нуждался в разрядке политической напряженности. Она по совокупности причин назрела к середине 1970-х годов. Л. И. Брежнев допустил возможность либерализации режимов в Восточной Европе, следствием была утрата буферной зоны и открытая уязвимость перед Западом, что привело к новым внешнеполитическим вызовам к началу 1980-х гг.
Отношения с социалистической Европой
С 1955 года ведущие страны соцлагеря существовали в системе ОВД — Организации Варшавского договора о сотрудничестве, дружбе и взаимной помощи. Албания, Румыния, Польша, Венгрия, ГДР, Болгария, Чехословакия и СССР провозгласили создание оборонительного восточного блока с целью поддержки безопасности и мира в Европе. Этот союз фактически был противостоянием североатлантическому альянсу НАТО и обеспечивал равновесие военных сил на европейской территории.
В 1962 году Албания формально вышла из ОВД. Советский аппарат стал постепенно терять контроль над внешнеполитической деятельностью союзников. Это привело к кризису в отношениях социалистического лагеря. Самыми показательными событиями утраты влияния СССР в Восточной Европе стали:
- ввод войск в Чехословакию в 1968 году;
- выступления рабочих в Польше;
- усиление сепаратизма в Югославии, сопровождавшееся массовыми забастовками.
Пражская весна 1968 года была знаковым эпизодом внешней политики конца 1960-х гг. Она обнажила структурные проблемы социалистического содружества. Советскому Союзу в ответ на либеральные реформы, проводимые в Чехословакии первым секретарем ЦК, пришлось применить военную силу, чтобы прекратить процесс политических преобразований, инициированных без разрешения Москвы. Курс А. Дубчека предполагал:
- правовые демократические свободы;
- децентрализацию экономики с использованием рыночных механизмов;
- ослабление цензуры в СМИ;
- разделение страны на две республики.
Очевидно, что чешская ситуация была очень щекотливой для СССР с геополитической точки зрения, поскольку подрывала всю восточноевропейскую систему безопасности. Военная операция стран Варшавского договора под кодовым названием «Дунай» длилась 36 часов. В ЧССР ввели советские войска. Условием вывода контингента стало требование свернуть реформирование, восстановив прежний курс управления.
Военное вмешательство во внутренние дела ЧССР, по мнению Брежнева, заново сплотило содружество социалистических государств, но, как показали дальнейшие исторические события, Пражская весна, наоборот, лишь ускорила раскол. ОВД стала постепенно распадаться, противоречия между лидерами, руководящими коммунистическими партиями, стремительно увеличивались. Структурный кризис был неизбежен.
Военный конфликт с КНР
Раскол в коммунистическом лагере поставил под угрозу дружеские отношения с Китайской Народной Республикой. Между лидерами государств возникли непримиримые разногласия, повлекшие за собой Даманский вооруженный конфликт 1969 года.
Причиной кровавой бойни были идеологические проблемы, на которые Л. И. Брежнев и Мао Цзэдун смотрели по-разному. Сначала из Советского Союза были высланы китайские студенты.
КНР ответила симметричной мерой. Затем возникли территориальные претензии к СССР, встал вопрос о землях Приамурья, Приморья, Забайкалья и части Средней Азии.
У советского руководства не было выхода, кроме как защищать границы собственного государства. Во время Даманской военной операции впервые использовался «Град» — система залпового огня. Китайские потери составили примерно три тысячи человек убитыми. Уже 20 октября 1969 г. между КНР и СССР было подписано соглашение о пересмотре советско-китайской границы.
Разрядка 1968—1975 годов
К концу 1960-х внешнюю политику СССР кратко можно охарактеризовать как примирительную. Добившись ракетно-ядерного паритета, США и Советский Союз получили хороший шанс для ослабления напряженности в международных отношениях. В течение десяти лет были достигнуты важнейшие договоренности, которые обеспечили стабильную безопасность в мире. Неслучайно этот период в историографии принято называть эпохой разрядки.
Прямое противостояние между ядерными сверхдержавами было невозможным, поэтому соперничество перешло на региональный уровень. Советское государство оказывало широкомасштабную прямую военную и стратегическую помощь коммунистическому Вьетнаму, который, защищая суверенитет, боролся с американскими войсками. Неудивительно, что победа вьетнамского народа в 1975 году была воспринята брежневским обществом как собственная.
Ключевыми внешнеполитическими событиями для СССР во времена разрядки стали:
- Подписание в 1968 г. договора о нераспространении ядерного оружия.
- Инициирование советским руководством в 1969 г. общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, которое поддержал Запад.
- Договор между СССР и ФРГ 1970 г. об определении послевоенных границ в Европе.
- Соглашение стран-победительниц по Западному Берлину в 1971 г.
- Визит президента США Р. Никсона в Москву в 1972 г.
- Договоры об основах взаимоотношений и ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), а также о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-I).
- Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г.
Таким образом, климат взаимоотношений с капиталистическими странами Запада впервые за долгие годы холодной войны стал меняться в сторону конструктивного диалога. Эпоха разрядки первой половины 1970-х подготовила почву для подписания Хельсинских мирных соглашений 1975 г., фактически являвшихся заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эти документы, обеспечивающие принципы мира и суверенного равенства, подписали 35 государств.
Поддержка третьего мира
После Саурской революции 1979 года, направленной на борьбу с коммунистическим режимом, в Афганистане была провозглашена демократическая республика. Политбюро ЦК КПСС во главе с Брежневым решило подавить мятеж и оказать военную помощь коммунистическому правительству. Так началась кровопролитная Афганская война, затянувшаяся на десять лет.
Буквально за полгода до этого события брежневской дипломатии удалось провести уникальное мероприятие — переговоры по ограничению ядерного оружия — «ОСВ-II». Из-за отправки советских войск в Афганистан итоговый документ не был ратифицирован, но предварительные условия соблюдались и США, и Союзом.
Колоссальные средства и силы были потрачены на поддержку режимов и программ социализма. Внешняя политика СССР в 1965—1985 гг. была ориентирована на военную помощь государствам, пытавшимся противостоять американской экспансии. Среди крупнейших конфликтов с участием Советского Союза можно отметить:
- Лаосская война 1960—1970 гг.
- Египетско-израильский конфликт 1962—1974 гг.
- Освобождение Мозамбика 1967—1969 гг.
- Ангольская война 1975—1979 гг.
- Афганская война 1979—1989 гг.
С 1982 года возник новый виток гонки ядерного вооружения и одновременно наметился глубокий кризис коммунистического лагеря. Внешнеполитический курс Л. И. Брежнева не отличался последовательностью. СССР в международных отношениях периода 1964—1984 гг. прошел сложный путь от обострения и конфронтации с Западом к разрядке напряженности и стратегическому паритету, а затем к новому этапу противостояния, за которым последовал распад Организации Варшавского договора. В дальнейшем это привело к краху всего социалистического содружества.
Пришедшему к власти в 1964 году новому правительству, во главе которого стоял Л.И.Брежнев от прежнего руководства досталась внешняя политика со многими нерешенными вопросами. В результате Карибского кризиса отношения с Западом были очень натянутыми. Из-за раскола с Китаем и разногласий с Румынией была нарушена целостность социалистического лагеря. Отношение со странами «третьего мира» не давали никаких результатов. Поэтому если говорить кратко, то работа во внешней политике СССР была направлена в трех направлениях. Это было сплочение всех социалистических стран по всем вопросам развития, налаживание отношений между Востоком и Западом и дальнейшая последовательная поддержка всех прогрессивных движений во всех странах мира.
Отношения с социалистическими странами.
В эти годы формируется так называемая доктрина Брежнева. Цель этого курса заключалась в ограничении независимости по отношению к социалистическим странам. Если возникала угроза для социализма со стороны сил империализма, всем странам социалистического содружество необходимо было выступить как единый фронт оказавши социалистической стране нуждающейся в поддержке, братскую помощь, включая и военную. Применение этой доктрины очень четко прослеживалось в событиях, которые произошли в Чехословакии в 1968 году. Начавшиеся здесь массовые выступления несли антисоветский характер. Этому способствовала внутренняя политика вновь избранного генерального секретаря. Советское правительство вело долгие переговоры с ним, которые в итоге ни к чему не привели. И в результате начавшейся операции был произведен ввод Советских войск в Чехословакию. В результате генсек был смещен, а Запад потерял последнюю надежду в попытке развалить Организацию Варшавского договора.
СССР планировал ввод своих войск и в Польшу. Там из-за роста антисоветских настроений происходит смена власти. Это приводит к большому долгу страны. И волнения еще больше увеличиваются. Влияние Советского Союза во всех происходящих событиях было очевидно. В стране вводится военное положение. И конфликт приходит к своему завершению без ввода советских войск.
Китай, обвиняя СССР в империализме, никак не хотел налаживать отношения с СССР. В 1969 г. эта неясность завершились вооруженным конфликтом на границе, на территории острова Даманский. Китай заявил о своей собственности на территорию этого острова. Военные столкновения продолжались со 2 по 21 марта 1969 г. В итоге его границы были восстановлены в пользу СССР.
Были страны социализма, которые вели курс независимой внешней политики. С некоторыми СССР поддерживал дружбу и сотрудничество, а были и такие с которыми велись активные противоборства. Например очень дружескими были отношения с Югославией.
Правительство Брежнева чётко ограничивало рамки, за которые проблемы внутренней политики в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы превышали установленные нормы, вводились санкции.
Развитие отношений с Западом.
Для внешней политики в годы правления Брежнева, была характерна разрядка напряженности между Востоком и Западом. В 1971 г. СССР выдвигает Программу мира, в которой предлагается полный запрет ядерного, химического и биологического оружия, ликвидация региональных конфликтов, признание послевоенные границы в ГДР и ФРГ, обеспечение коллективной безопасности в Европе. В 1972 г., после того как начался вывод войск из Вьетнама, стало наблюдаться потепление отношений с Америкой. В итоге, после визитов руководителей этих держав в 1973 г. было подписано более двадцати соглашений в разных сферах, в том числе по использованию атома только в мирных целях, принята программа по космосу «Союз-Аполлон», впервые было признано, что в ядерной войне никогда не будет победителей. Стали просматриваться положительные сдвиги в отношениях с Великобританией, ФРГ, Италией, Францией и другими капиталистическими державами. Но после того как советские войска были введены в Афганистан, вся работа проведенная по разрядке резко утратила свой смысл. США прервало какое-либо сотрудничество с СССР, призвав к бойкотированию Олимпийских игр в Москве. СССР специально втягивали в новую гонку вооружений, чтобы советская экономика пришла в упадок.
Отношения с развивающимися странами.
В ходе конфликта на Ближнем Востоке СССР активно помогает Палестине бороться против Израиля, поставляя туда военные самолеты и вертолеты. В войне Египта и Израиля, Москва готова была направить на помощь Египту и Сирии любое количество войск. СССР вооружал партию Арабского социалистического возрождения и одного из её лидеров Саддама Хусейна, который из-за территориальных споров, начал Ирано-иракскую войну 1980 — 88 гг. В 1972 г. СССР подписал договор о дружбе и сотрудничестве с Ливией. Лидер Ливийской революции полковник Муамар Каддафи стал практически бесплатно получать советское оружие. Огромное влияние имело правительство Брежнева на ход индо-пакистанского конфликта. Советский союз поддерживает национально-освободительные движения, которые проходят во многих странах Африки. В Алжире военная техника и вооружение практически все было советского производства. А сотни алжирских специалистов и военных прошли обучение в СССР. Присутствие Москвы в виде военной техники и военных специалистов ощутило на себе очень большое число стран «третьего мира». Вершиной решения советско-американских противостояний было участие советских войск в Афганистане. Эта война привела к обострению холодной войны.Советско-американские отношения были прерваны на 6 лет. Усилия направленные на рост гонки вооружений, разрушали бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.