Военное руководство определение

1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

2. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

4. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Военное управление — организационная,
исполнительная и распорядительная
деятельность специально учрежденных
государством военных органов,
представляющая собой целенаправленное
управленческое воздействие на Вооруженные
Силы Российской Федерации, другие
войска, воинские формирования и органы,
в которых предусмотрена военная служба,
на основе и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных
конституционных и федеральных законов,
указов и распоряжений Президента
Российской Федерации, постановлений и
распоряжений Правительства Российской
Федерации, воинских уставов и иных
нормативных правовых актов по
непосредственному руководству их
жизнью, бытом и боевой деятельностью,
в интересах успешного и эффективного
решения поставленных перед ними учебных,
учебно-боевых и боевых задач военными
методами и средствами.

Военное управление по своей правовой
природе является сферой государственного
управления. Оно осуществляется
государственными органами, входящими
в структуру федеральных органов
исполнительной власти, а должностные
лица, выполняющие функции военного
управления, являются государственными
служащими, выполняющими свои обязанности
в интересах государства при прохождении
военной службы или государственной
гражданской службы.

В военном управлении выделяют два вида
управления: административно-хозяйственное
и оперативное управление.

Административно-хозяйственное управление
по своему содержанию и формам правового
регулирования близко к другим сферам
государственного управления и включает:
организацию подготовки войск, их
материально-техническое обеспечение,
подбор и расстановку кадров, регулирование
взаимоотношений между военнослужащими
и т.п. Изучение этих вопросов, а также
организации, особенностей и правовых
форм повседневной деятельности органов
военного управления прямо и непосредственно
относится к предмету военно-административного
права (военной администрации).

Оперативное управление является наиболее
ярко выраженной особенностью военного
управления — управления боевыми действиями
войск (сил). Командование, т.е. руководство
вооруженной борьбой, является основой
оперативного управления. Оперативное
управление характеризуется быстротой,
твердостью, решительностью, гибкостью,
высокой оперативностью в принятии
решений. Основными правовыми формами
управления боевыми действиями войск
(сил) являются боевой приказ, боевое
распоряжение. Оперативное управление
особенно ярко проявляется в основных
формах применения Вооруженных Сил
Российской Федерации и других войск:
стратегических операциях, операциях и
боевых действиях — в крупномасштабной
и региональных войнах; операциях и
боевых действиях — в локальных войнах
и международных вооруженных конфликтах;
совместных специальных операциях — во
внутренних вооруженных конфликтах;
контртеррористических операциях — при
участии в борьбе с терроризмом в
соответствии с федеральным законодательством;
миротворческих операциях.

Цели применения Вооруженных Сил
Российской Федерации и других войск в
указанных формах:

— в крупномасштабной (региональной)
войне в случае ее развязывания каким-либо
государством (группой, коалицией
государств) — защита независимости и
суверенитета, территориальной целостности
Российской Федерации и ее союзников,
отражение агрессии, нанесение поражения
агрессору, принуждение его к прекращению
военных действий на условиях, отвечающих
интересам Российской Федерации и ее
союзников;

— в локальных войнах и международных
вооруженных конфликтах — локализация
очага напряженности, создание предпосылок
для прекращения войны, вооруженного
конфликта либо для принуждения к их
прекращению на ранних стадиях;
нейтрализация агрессора и достижение
урегулирования на условиях, отвечающих
интересам Российской Федерации и ее
союзников;

— во внутренних вооруженных конфликтах
— разгром и ликвидация незаконных
вооруженных формирований, создание
условий для полномасштабного урегулирования
конфликта на основе Конституции
Российской Федерации и федерального
законодательства;

— в операциях по поддержанию и восстановлению
мира — разведение противоборствующих
сторон, стабилизация обстановки,
обеспечение условий для справедливого
мирного урегулирования.

Управление боевыми действиями войск
(сил) регламентируется боевыми уставами,
а его содержание конкретизируется
приказами и директивами Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами
Российской Федерации, боевыми приказами
и распоряжениями. Правовое содержание
управления боевыми действиями войск
(сил) является предметом изучения
оперативного права.

Основными принципами оперативного
управления являются: 1) единоначалие;
2) централизация управления с предоставлением
подчиненным инициативы в определении
способов выполнения поставленных им
задач; 3) твердость и настойчивость в
реализации принятых решений; 4)
оперативность и гибкость при реагировании
на изменения обстановки; 5) личная
ответственность командиров за принимаемые
решения, применение подчиненных войск
и результаты выполнения ими поставленных
задач; 6) высокая организованность и
творчество в работе командиров и штабов.

Система управления войсками, представляющая
собой совокупность функционально
взаимосвязанных между собой органов
управления, пунктов управления и средств
управления, должна отвечать таким
организационно-техническим принципам,
как высокая живучесть, помехозащищенность,
надежность, и обеспечивать возможность
как централизованного, так и
децентрализованного управления частями
(подразделениями).

Управление войсками (силами) во всех
звеньях должно быть устойчивым,
непрерывным, оперативным и скрытым,
обеспечивать постоянную боевую и
мобилизационную готовность штабов и
войск, эффективное использование боевых
возможностей войск и успешное выполнение
ими поставленных задач в установленные
сроки и в любых условиях обстановки.

Устойчивость управления достигается:
правильным уяснением задачи, поставленной
старшим начальником; настойчивым
проведением в жизнь принятых решений;
созданием, своевременным развертыванием
пунктов и средств управления, поддержанием
их в высокой боевой готовности, умелой
организацией работы офицеров штабов и
служб; проведением комплекса мероприятий
по защите пунктов и средств управления
от воздействия противника и противодействию
его средствам поражения; поддержанием
устойчивой связи с вышестоящим штабом,
с подчиненными и взаимодействующими
соединениями и частями; умелым
расположением пунктов управления,
организацией их всестороннего обеспечения
и боевого применения средств управления.

Непрерывность управления обеспечивается
своевременным сбором данных, постоянным
знанием и всесторонней оценкой
складывающейся обстановки; своевременным
принятием решений и четкой постановкой
задач подчиненным; комплексным
использованием всех технических средств
управления и связи, а также средств
автоматизации управления войсками;
своевременным перемещением пунктов
управления; быстрой передачей (при
необходимости) управления с одного
пункта на другой и восстановлением
нарушенного управления в кратчайшие
сроки.

Под оперативностью управления понимается
способность командиров и штабов
осуществлять весь цикл управления в
сроки, позволяющие подчиненным производить
необходимую подготовку и выполнять
поставленные им задачи; быстро реагировать
на изменения обстановки; своевременно
влиять на действия войск в интересах
выполнения поставленных задач; применять
средства автоматизации управления
войсками и оружием.

Скрытость управления достигается:
скрытным размещением и перемещением
пунктов управления; использованием для
постановки задач подчиненным метода
личного общения; комплексным применением
средств скрытой связи (автоматизированной
системы управления, засекречивающей
аппаратуры связи, шифровальной и
кодировочной техники, ручных шифров и
документов кодированной связи в сочетании
с кодированными топографическими
картами); техническими и организационными
мерами защиты информации на объектах
вычислительной техники и при использовании
других технических средств передачи и
обработки информации; строгим соблюдением
правил и порядка использования средств
связи и автоматизированной системы
управления, установленных режимов их
работы и мер радиомаскировки; ограничением
круга лиц, имеющих право пользоваться
средствами связи и автоматизированной
системы управления, используемыми для
управления; ограничением использования
для управления войсками открытых каналов
связи; максимальным ограничением круга
лиц, привлекаемых к разработке планирующих
и боевых документов; правильной
организацией секретного делопроизводства,
особенно в полевых условиях, обеспечением
сохранности документов; воспитанием
личного состава в духе высокой
бдительности; своевременным выявлением
возможных каналов утечки секретной
информации и их закрытием.

Решая задачи командования войсками
(силами), органы военного управления
призваны обеспечить постоянную боевую
готовность войск, эффективное использование
современных средств вооруженной борьбы.

Особенности военного управления
выражаются в тех принципах, на которых
построена деятельность органов военного
управления.

Основными организационно-правовыми
принципами военного управления являются
централизация руководства, единоначалие
на правовой основе, воинская дисциплина.

Централизация руководства при
осуществлении военного управления
находит свое выражение:

— в установлении единого и общего для
всех видов Вооруженных Сил Российской
Федерации и родов войск командования;

— в наделении центральных органов
военного управления всей полнотой прав
по руководству подчиненными войсками
(силами), объединению и направлению по
единому плану деятельности всех
нижестоящих органов военного управления;

— в безусловной обязательности правовых
актов вышестоящих органов военного
управления для нижестоящих и подчинении
последних по вертикали.

Вместе с тем принцип централизации не
означает сосредоточения в центральных
органах военного управления всех функций
военного управления, а предусматривает
предоставление определенной
самостоятельности и творческой инициативы
нижестоящим органам военного управления
в целях самостоятельного выбора путей
и средств выполнения приказов и директив
вышестоящих органов военного управления,
чтобы это выполнение было не формальным,
а инициативным и творческим, чтобы
подчиненные органы имели точно
определенные права и обязанности и
несли строгую ответственность за
руководство подчиненными им войсками
(силами).

Различается несколько форм подчинения
при централизованном управлении: прямое
подчинение, непосредственное подчинение,
оперативное подчинение и подчинение
по специальным вопросам.

Прямое подчинение означает подчинение
во всех отношениях всем вышестоящим
командирам (начальникам), начиная с
непосредственного.

Непосредственное подчинение означает
подчинение ближайшему прямому начальнику.
Так, например, непосредственное подчинение
предусматривает подчиненность
командующему войсками военного округа
по всем вопросам. Непосредственно
подчиненные объединения, соединения,
воинские части, организации Вооруженных
Сил Российской Федерации и военные
комиссариаты используются и выполняют
поставленные задачи по решениям и планам
командующего войсками военного округа.

Прямые, как и непосредственные, начальники
несут ответственность за состояние
подчиненных им соединений, воинских
частей и учреждений.

Оперативное подчинение является не
полным и обычно временным подчинением
лицу, не являющемуся прямым начальником.
Оперативный начальник имеет право
ставить оперативные и тактические
задачи подчиненному ему в этом отношении
соединению (воинской части) и несет за
эту сторону деятельности ответственность.

Так, Министром обороны Российской
Федерации (Генеральным штабом Вооруженных
Сил Российской Федерации) в оперативное
подчинение командующего войсками
военного округа могут быть переданы не
входящие в состав военного округа
объединения, соединения, воинские части
Вооруженных Сил Российской Федерации,
дислоцированные (развертывающиеся) на
территории военного округа.

В соответствии с Планом применения
Вооруженных Сил Российской Федерации,
указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, приказами и
директивами Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами Российской Федерации,
а также совместными нормативными
правовыми актами Министра обороны
Российской Федерации и федеральных
министерств, иных федеральных органов
исполнительной власти, в состав которых
входят войска, воинские формирования
и органы, для решения задач в области
обороны в оперативное подчинение
командующего войсками военного округа
могут передаваться другие войска,
воинские формирования и органы.

Оперативное подчинение предусматривает
постоянную или временную, на период
подготовки и выполнения задач,
подчиненность объединений, соединений
и воинских частей командующему войсками
военного округа, в том числе по вопросам
боевой и мобилизационной готовности.
При этом переданные в его оперативное
подчинение объединения, соединения и
воинские части сохраняют непосредственное
подчинение соответственно главным
командованиям видов и командованиям
родов войск Вооруженных Сил Российской
Федерации, главным и центральным
управлениям Министерства обороны
Российской Федерации, а также органам
управления других войск, воинских
формирований и органов.

Оперативно подчиненные командующему
войсками военного округа войска (силы)
применяются по его решениям и планам.

Командующий войсками военного округа
осуществляет постановку задач оперативно
подчиненным ему войскам (силам) (в
отношении других войск, воинских
формирований и органов — боевых задач),
планирует, организует и контролирует
их выполнение, организует совместную
подготовку и взаимодействие с другими
войсками (силами), осуществляет управление
(боевое управление) ими и несет
ответственность за выполнение поставленных
задач.

Подчинение по специальным вопросам —
это подчинение в специальном отношении
по отдельным вопросам службы или по
какому-либо специальному кругу
деятельности лицу, не являющемуся прямым
начальником.

По специальным вопросам командующему
войсками военного округа подчиняются
объединения, соединения, воинские части,
учреждения, организации, военные
образовательные учреждения профессионального
образования Вооруженных Сил Российской
Федерации, не входящие в состав военного
округа, а также другие войска, воинские
формирования и органы, дислоцированные
на территории военного округа.

Подчинение по специальным вопросам
предусматривает подчиненность
командующему войсками военного округа
по вопросам: боевой и мобилизационной
готовности; гарнизонной и караульной
служб; комплектования войск личным
составом и его первоначального обучения;
поддержания воинской дисциплины и
правопорядка; финансового, технического,
тылового, морально-психологического и
специального обеспечения (кроме других
войск, воинских формирований и органов),
а также по иным вопросам, определенным
нормативными правовыми актами Российской
Федерации.

Для отдельных объединений, соединений,
воинских частей и организаций Вооруженных
Сил Российской Федерации с учетом
специфики их деятельности Министром
обороны Российской Федерации (Генеральным
штабом Вооруженных Сил Российской
Федерации) может ограничиваться круг
специальных вопросов, по которым они
подчиняются командующему войсками
военного округа.

Подчинение по специальным вопросам
устанавливается в положениях о службах,
например в Положении о юридической
службе Вооруженных Сил Российской
Федерации.

В Военной доктрине Российской Федерации
выделяется принцип сочетания твердого
централизованного руководства военной
организацией государства с гражданским
контролем ее деятельности. Это означает,
что деятельность по централизованному
руководству органами военного управления
подконтрольна гражданскому обществу,
в том числе через деятельность общественных
советов, Общественную палату Российской
Федерации, Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации и другие
социальные институты.

Единоначалие на правовой основе
рассматривается как один из основных
принципов военного управления. Суть
единоначалия состоит в том, что командир
(начальник) при исполнении своих
обязанностей наделен функциями
представителя исполнительной власти,
организационно-распорядительными и
административно-хозяйственными
функциями, обеспечен всей полнотой
распорядительной власти по отношению
к подчиненным и на него возлагается
персональная ответственность перед
государством за все стороны жизни и
деятельности воинской части, подразделения
и каждого военнослужащего.

Единоначалие — принцип организационно-правовой.
Он определяет форму взаимоотношений
между начальником и подчиненным, способ
принятия и исполнения решений.

Принцип единоначалия не исключает, а
предполагает возможность и необходимость
коллективного обсуждения подготавливаемых
командиром (начальником) решений по
наиболее важным вопросам. Коллективное
обсуждение — важнейшее средство
использования знаний и опыта подчиненных.
Оно помогает командиру принять наиболее
правильное решение, укрепляет его связь
с подчиненными, способствует их
профессиональному росту и воодушевляет
на инициативное, творческое выполнение
принятых командиром решений.

Военное законодательство, закрепляя и
регулируя конкретные правовые формы
осуществления принципа единоначалия
на правовой основе, решает следующие
основные задачи.

Во-первых, военное законодательство
исходит из того, что командиру-единоначальнику
должен быть предоставлен такой объем
прав, который обеспечивал бы безусловный
контроль командира над всеми сторонами
жизни и деятельности воинской части и
его самостоятельность в единоличном
решении основных вопросов управления.
Эта задача требует правильного
распределения функций управления,
обязанностей и прав между воинскими
должностными лицами.

Во-вторых, задача правового регулирования
единоначалия на правовой основе состоит
в том, чтобы обеспечить соблюдение
принципа законности военного управления,
т.е. создать достаточные правовые
гарантии того, чтобы единоначалие
осуществлялось не иначе, как на основе
и во исполнение федеральных законов.

Понятие законности достаточно широко
исследовалось учеными-правоведами,
большинство из которых определяют
законность как политико-правовой режим,
характеризующийся точным и неуклонным
соблюдением Конституции, исполнением
законов и иных социальных, политических
и правовых предписаний всеми субъектами
права <43>. Юридическая наука
рассматривает законность в социальном,
политическом, юридическом и психологическом
аспектах. Социальный аспект включает
в себя требования общества к государству
и праву, исполнение которых необходимо
для его нормального функционирования
и развития. Политический аспект выражает
необходимость принятия и выполнения
таких решений, которые способствуют
исполнению предписаний правовых норм
всеми субъектами права. Юридический
аспект проявляется в правотворческой
и правоприменительной деятельности,
направленной на принятие и реализацию
необходимых правовых норм. Психологический
— выражается в понимании и осознании
необходимости исполнять правовые
предписания и в конкретных психологических
переживаниях людей, связанных с
правотворческой и правоприменительной
деятельностью государства.

———————————

<43> См.: Братусь С.Н. Юридическая
ответственность и законность: Очерк
теории. М., 1976; Клочников В.В. Требования
законности: понятие, виды, генезис //
Конституционная законность и прокурорский
надзор: Сборник статей. М., 1997. С. 134 — 139;
и др.

В отношении принципа законности
необходимо отметить следующее:

— он предполагает, что функционирование
и развитие военного управления имеют
прочные правовые основания, определяются
Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами и состоят в их
практической реализации;

— он обусловливает актуальность
своевременного и правильного правового
регулирования изменений в содержании,
организационной структуре, элементах
деятельности субъектов военного
управления;

— он требует четкого порядка их нормативной
деятельности, особенно принятия и
исполнения правовых актов;

— он служит основой для формирования и
поддержания сознательной дисциплины
и ответственности субъектов военного
управления.

Нарушение законности, принятие незаконного
акта или совершение неправомерных
действий, недобросовестное исполнение
служебных обязанностей могут причинить
вред интересам военной службы.

Наиболее наглядна динамика выявления
военными прокурорами незаконных правовых
актов командования. По итогам 1996 г. 2976
приказов командиров противоречили
требованиям закона. В 1997 г. таких нарушений
было уже 3951 (+ 32,8%), в 1998 г. — 5613 (+ 29,6%), в 1999
г. — 6972 (+ 24,2%), в 2000 г. — 8735 (+ 25,3%) и в 2001 г. —
9131 (+ 4,5%). Таким образом, за указанный
период объем названных правонарушений
увеличился более чем втрое. Нарушения
закона допускаются во всех командных
звеньях: от командира воинской части
до руководителя федерального органа.
В 2001 г. по протестам главного военного
прокурора отменены 10 приказов министров
обороны и внутренних дел Российской
Федерации, директора Федеральной
пограничной службы Российской Федерации.
По требованию военных прокуроров
ежегодно восстанавливаются права сотен
тысяч военнослужащих и членов их семей
(в 2001 г. — 305,5 тыс. человек) <44>.

———————————

<44> Савенков А.Н. Конституционная
законность и военная безопасность
России. М., 2002. С. 4 — 5.

Количество злоупотреблений должностными
полномочиями в органах военного
управления из года в год постоянно
растет. Например, в 2002 г. (по сравнению
с 2001 г.) количество злоупотреблений
должностными полномочиями, зарегистрированных
военными прокурорами, имело положительную
динамику (1,4%). В 2003 г. по сравнению с 2002
г. отмечен рост злоупотреблений
должностными полномочиями (+ 25,8%) и
превышения должностных полномочий (+
23,8%), основную массу которых составили
рукоприкладства офицеров (+ 34,2%). В первом
полугодии 2004 г. военной прокуратурой
учтено должностных преступлений на 18%
больше, чем в первом полугодии 2002 г.,
причем в основном за счет случаев
превышения должностных полномочий,
связанных с применением рукоприкладства
командиров и начальников к подчиненным
<45>.

———————————

<45> Материалы Коллегии Главной военной
прокуратуры 2003 — 2004 гг.

Важным принципом военного управления
является обеспечение воинской дисциплины,
т.е. строгого и точного соблюдения всеми
военнослужащими порядка и правил,
установленных законами Российской
Федерации, общевоинскими уставами
Вооруженных Сил Российской Федерации
и приказами командиров (начальников).
Воинская дисциплина основывается на
осознании каждым военнослужащим
воинского долга и личной ответственности
за защиту Российской Федерации. Она
строится на правовой основе, уважении
чести и достоинства военнослужащих.
Это говорит о правовом характере воинской
дисциплины, о глубокой органической
связи, которая существует между
законностью в военном управлении и
воинской дисциплиной.

Таковы основные научные принципы
военного управления. Они действуют в
единстве и взаимосвязи, дополняя друг
друга, создавая тем самым единую систему.

Системное использование принципов
военного управления позволяет, с одной
стороны, создать эффективное, действенное,
соответствующее национальным интересам
управление в сфере обороны и безопасности,
а с другой стороны, обеспечить эффективную
деятельность субъектов военной
безопасности в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, законодательными
и иными нормативными правовыми актами.

Военное управление

  • Военное управление — комплекс мероприятий предпринимаемых государством по созданию вооружённых сил, их поддержанию на должном уровне, отвечающем требованиям обороноспособности и принятой военной доктрины и непосредственно само руководство вооружёнными силамиНепосредственно само руководство (командование) войсками (силами) внутри вооружённых сил на всех уровнях, называется Управление войск (сил) и не относится к комплексу военного управления.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Военное строительство — часть военного дела, включающая в себя теорию и практику создания, то есть строительства (формирования, реформирования), в соответствии с внешними и внутренними условиями в мире и стране, вооружённых сил (ВС) государства, взаимосвязанные экономические, социально-политические, военные и другие мероприятий по созданию и совершенствованию военной организации государства.

Вооружённые си́лы (ВС) — главная вооружённая организация государства или группы государств, предназначенная для обеспечения военной безопасности, защиты государственных интересов при агрессии и ведении войны, недопущения или ликвидации угрозы миру между государствами и безопасности. Кроме выполнения основных функций возложенных на вооружённые силы, они также могут привлекаться к поддержанию порядка в государстве при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф…

Во́инская до́лжность (в/д) — должность (ранее чин) военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке) вооружённых сил государства, которая определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным.

Военное время — период, в течение которого два государства, группа государств, либо политические силы внутри одного государства (гражданская война) находятся в состоянии войны между собой.

Мирное время, в отличие от военного времени — состояние отношений между различными социальными субъектами, использующими невооружённые средства для разрешения имеющихся между ними противоречий.

Упоминания в литературе

Управленческий аспект характерен, в частности, и для государственных организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба. Так, управление Вооруженными силами Российской Федерации осуществляют министр обороны и Генеральный штаб Вооруженных сил РФ, являющийся основным органом оперативного управления ими.[168] Федеральная пограничная служба управляет войсками, входящими в ее систему.[169] Главное командование внутренних войск МВД РФ управляет внутренними войсками, входящими в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.[170] Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе осуществляет управление Пограничной службой Российской Федерацией.[171] Следовательно, военная служба в государственных организациях и органах, в которых она предусмотрена законом, представляет собой системное явление, состоящее из управляющей и управляемой подсистем. Причем управление осуществляется как на федеральном уровне, через специально создаваемый федеральный орган исполнительной власти, так и в самой управляемой системе через специально создаваемые органы управления, которые в Вооруженных силах РФ называются органами военного управления.[172]

В августе 1966 г. 10 ГУ ГШ становится самостоятельным органом военного управления. До июля 1992 г. 10-е Главное управление Генерального штаба (военного сотрудничества с зарубежными странами) не изменяло своего назначения и наименования. В этот период лишь уточнялись его оргштатная структура и задачи[14]. В 1978 году в связи с ростом объемов задач, решаемых Главным управлением, в его составе было дополнительно сформировано управление технического содействия в создании объектов военного назначения. В 1988 году в целях повышения оперативности и качества решения задач военного и военно-технического сотрудничества три управления – оперативное, поставок специмущества и оказания технического содействия в создании объектов военного назначения – были реорганизованы по региональному признаку.

Таким образом, следует согласиться с Б. Б. Хангельдыевым и М. Р. Сафаровой в том, что военное положение представляет собой особый режим жизнедеятельности государства и общества, который предусматривает наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых органов государственного управления военного времени, военных властей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей[355]. Территория военного положения, сохраняя все черты государственной территории, получает дополнительно лишь особое правовое регулирование.

Из документов фонда ВУА следует отметить отчеты о деятельности разведотделения штаба главнокомандующего за 1904 и 1905 гг., переписку военных агентов с Главным штабом, штабом Приамурского военного округа и штабом наместника, а также ряд других документов об организации разведки в Японии и на театре военных действий. Особого внимания заслуживает дело, озаглавленное «Сведения о распоряжениях, сделанных по главным управлениям Военного министерства по обеспечению Дальневосточных войск в течение войны»[10], где содержится конспект всех вышеуказанных распоряжений, а также полная информация о том, какие виды вооружений, продовольствия, обмундирования и снаряжения, когда и в каком количестве отправлялись на Дальний Восток. Этот источник имеет неоценимое значение при изучении вопросов, связанных с работой главных управлений Военного министерства в период Русско-японской войны.

Центральное военное управление. В начале XIX в. общее управление войсками осуществляла Военная коллегия. Строевое же управление находилось в ведении генерал-инспекторов, которые обычно являлись военными губернаторами, а поэтому сосредоточивали в своих руках и местное военное управление. Кроме того, существовала Военно-походная канцелярия, через которую царь передавал свои указы Военной коллегии и генерал-губернаторам.

Связанные понятия (продолжение)

Вое́нный о́круг (ВО) — территориальное общевойсковое объединение соединений, частей, военно-учебных заведений и различных местных военных учреждений.

Род войск (сил) — составная часть вида вооружённых сил государства, включающая воинские формирования, которые имеют свойственные только им основное вооружение и военную технику, а также способы их применения.

Специальные войска (С.в., СпецВ) — формирования (органы управления, подразделения, части, соединения, учреждения, заведения и предприятия) в родах войск (сил) видах вооружённых сил (ВС), тылу и отдельных родах войск государств, предназначенные для управления, боевого или тылового обеспечения, либо выполнения других специальных задач.

Войска́ (Си́лы) — собирательное название воинских частей, соединений и объединений и других постоянных или временных воинских формирований, по признаку принадлежности или общности задач.

Формирова́ние (воинское формирование) — обобщённое наименование подразделений, воинских частей, соединений, объединений и других структурных единиц вооружённых сил а также других войск, которые имеют специфические особенности предназначения, формирования и комплектования.

Служба — система штатных органов управления и воинских формирований, выполняющая функции обеспечения и обслуживания войск (сил) в соответствии со своей специализацией.

Сухопу́тные войска́ — формирование (вид вооружённых сил (ВС)) многих государств мира, наряду с военно-морским флотом (силами) и военно-воздушными силами (флотом).

До́лжность (в административном праве) — правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями, в соответствии с руководящими документами в той или иной сфере деятельности.

Военные действия — организованное применение вооружённых сил государства (включая различные военизированные формирования и силовые структуры) для ведения войны на стратегическом уровне.

Главнокома́ндующий: временная или постоянная высшая воинская должность на каком-либо театре войны (театре военных действий) или стратегическом направлении (регионе);

Боевая готовность — способность войск (вооружённых сил), конкретного военного формирования приступить к выполнению боевых задач в соответствии с их предназначением в заданные сроки.

Во́инский уста́в — нормативно-правовой акт (устав), регламентирующий функционирование вооружённых сил (ВС).

Вое́нное де́ло — собирательный военный термин, охватывающий теоретические и практические вопросы, связанные со строительством, подготовкой и действиями вооружённых сил государства в мирное и военное время, а также подготовкой гражданского населения на случай войны.

Тыловое обеспе́чение (Интендантство) — обеспе́чение (снабжение) вооруженных сил в мирное и военное время вооружением, боеприпасами, топливом, продовольствием и т. п., то есть комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение финансовых, материально-технических, хозяйственных, противопожарных, автотранспортных, медицинских, торгово-бытовых и других потребностей вооружённых сил государства.

Театр войны (англ. Theater of war, Area of war) — термин, в военном деле и международном праве, сухопутная территория, морская акватория и воздушное пространство воюющих государств, а также открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых воюющие стороны могут вести или ведут военные действия, войну.

Воинская часть (В.ч.) — организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица, содержащаяся по установленному штату, в Вооружённых Силах и других войсках (пограничных, внутренних, железнодорожных, гражданской обороны) СССР а также государств бывшего СССР.

Военная политика (иностр. Национальная оборонная политика) — термин, который в России имеет следующие значения…

Вид вооружённых сил (Вид ВС) — составная часть вооружённых сил государства, предназначенная для ведения свойственных только ей военных действий в определённой географической области: на суше, на море или в воздушном пространстве.

Прика́з — в административном праве вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, командира или начальника, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчинёнными.

Управление войсками (силами) — целенаправленная деятельность командования (командующих, командиров, начальников), штабов и иных органов военного управления по поддержанию постоянной боевой и мобилизационной готовности войск (сил), подготовке их к боевым действиям и руководству ими при выполнении поставленных задач.

Вое́нная нау́ка — область науки (теоретической и практической), представляющая собой систему знаний о подготовке и ведении военных действий (войны) государствами, коалициями государств или классами для достижения политических целей, составная часть военного дела в России.

Отдельная армия (сокращённо: ОА) — отдельное формирование (отдельное оперативно-стратегическое объединение, армия) рода войск (сил) вида вооружённых сил (ВС) государства, предназначается для ведения самостоятельных стратегических операций, на отдельном операционном направлении, не входящая в состав фронта (группы армий (армейской группы), в мирное время — в состав военного округа (округа ПВО, флота), выполняющая задачи по предназначению самостоятельно.

Ведомство (от рус. ведать ← от ст.-слав. вѣдѣти ← от праслав. vědti, «знать») — орган государственного управления или местного самоуправления, наделенный правами, обязанностями и полномочиями в какой-либо области государственной деятельности или отрасли народного хозяйства.

Дислокация войск (сил) (фр. dislocation) — размещение (расквартирование) (главным образом в мирное время) вооружённых сил: частей, соединений (бригада, дивизия, корпус), военных учреждений сухопутных войск в отведённых для них местах на территории страны и за её пределами (в населённых пунктах, специальных военных городках, лагерях); распределение частей, соединений ВВС по аэродромам базирования (авиационным базам), кораблей ВМФ по портам и военно-морским базам. Также дислокацией может называться…

Военнослу́жащий — лицо (человек), исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее специальным правовым статусом (при определенных условиях: см. ниже).

Войска связи — специальные войска, предназначенные для развёртывания системы связи и обеспечения управления формированиями (объединениями, соединениями, частями, подразделениями и военнослужащими) вооружённых сил государства в мирное и военное время.

Во́инское зва́ние — звание военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке), которое определяет положение (права и обязанности) военнослужащих по отношению к другим военнослужащим, персонально присваиваются каждому гражданину, проходящему военную службу (обучавшемуся для прохождения военной службы в военных учебных заведениях и приравненных к ним) в вооружённых силах (ВС) в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, принадлежностью к виду ВС, роду войск…

Штаб (от нем. Stab) — основной орган управления войсками (силами), предназначенный для руководства их повседневной и боевой деятельностью.

Объединение — общевойсковое формирование и (или) формирование сил, включающее несколько объединений меньшего состава, соединений, и (или) отдельных частей, заведений, учреждений и предприятий.

Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Пограничный округ — в Российской империи, в СССР и в Российской Федерации административно-территориальное и оперативное формирование (уровня объединения) пограничных войск, задачей которого являлась охрана государственной границы на выделенном участке ответственности.

Военно-учётная специальность (ВУС) — военная специальность военнослужащего и военнообязанного для его учёта и использования в военном деле России, указание военной и учётной специальности действующего, находящегося в запасе или в отставке военнослужащего ВС России и других войск, сил, спецвойск (спецслужб) и формирований.

Министе́рство оборо́ны — о́рган управления, в составе правительства суверенного государства, управляющий организацией (Вооружённые силы, Армия, например — НОАК) по защите государства или страны, от внешних угроз.

Доро́жные войска́ (ДВ) — специальные войска в составе Вооружённых Сил государства, предназначенные для выполнения задач дорожного обеспечения, то есть для подготовки, строительства, восстановления, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог (АД) и мостов в оперативном тылу, организации и несения на них дорожно-комендантской службы (ДКС).

Отряд — штатное или нештатное (временное) воинское формирование, создаваемое в вооружённых силах многих государств для выполнения боевой или специальной задачи.

Военная служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (либо лиц без гражданства в некоторых странах, таких как Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Вооружённые силы Российской империи — совокупность всех сухопутных, воздушных и морских войсковых контингентов, как для ведения внешней войны, так и для поддержания порядка в стране, современное обозначение сухопутных и морских сил Российской империи, существовавших в период с 22 октября (2 ноября) 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 году, предназначенная для защиты и обороны России.

Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР.

Боевое обеспечение — закреплённая, в порядке служебных инструкций, требований воинских и боевых уставов система мероприятий, создающая условия для успешного выполнения боевых задач войсками в зоне боевых действий. Наряду с тыловым обеспечением является главными и неотъемлемыми факторами полноценного функционирования войск. Боевое обеспечение состоит из следующих основных видов.

Театр военных действий (сокращённо ТВД) — территория, на которой происходят или могут потенциально происходить военные действия, а также развёрнуты формирования государств, входит в состав Театра войны (ТВ).

Денежное довольствие (ДД) — термин для обозначения денежных выплат военнослужащим в вооружённых силах (ВС), государственные служащие (госл) и гражданский персонал ВС получают заработную плату (зарплату).

Корпус (от лат. corpus «тело, единое целое») — форма организации войск в оперативном звене, принятая в вооружённых силах многих государствах.

Комполка и командир полка — звание (категория (фактически звание)) командира полка, в РККА в 1918 — 1935 годах и должность в вооружённых силах многих государств мира.

Отде́льная часть — тактическая и административно-хозяйственная единица (воинское формирование) в различных родах войск (сил) и специальных войсках, содержащаяся по самостоятельному штату, и предназначенная для выполнения боевых или специальных задач.

Боевые уставы — официальные руководящие документы, устанавливающие основные принципы боевой деятельности объединений, соединений, частей (кораблей) видов вооружённых сил и родов войск (сил) при ведении военных (боевых) действий.

Упоминания в литературе (продолжение)

Но наиболее мощными представлялись главки, управления и отделы, сведенные нами в четвёртую группу, которую обобщённо назовём войска НКВД. Сюда входили (в порядке их объявления): Главное управление погранвойск (к июню 1941 года снимавшихся со своих рубежей и передававших границу полевым воинским частям); Главное управление войск НКВД по охране железнодорожных сооружений (станций, мостов, тоннелей и др. как на своей, так и на занимаемой наступающей армией территории) и особо важных предприятий промышленности (собственных и в освобождённых странах); Управление оперативных войск (для подавления сопротивления противника в тылу стремительно идущей вперёд Красной армии); Управление конвойных войск (для препровождения сдавшегося противника в лагеря военнопленных); Управление агитации и пропаганды войск НКВД (для моральной поддержки и обеспечения правильного понимания военнослужащими внутренних войск политики партии и правительства); Управление военного снабжения войск НКВД (без снабжения какая же армия обойдётся); Военно-строительный отдел (для восстановления разрушенных при ведении боевых действий и возведения новых сооружений, необходимых войскам НКВД). Оперативное решение в войсковых подразделениях вопросов, относившихся к государственной безопасности, возлагалось на упоминавшийся выше 3‑й отдел НКВД. В своей совокупности эти мощные войска должны были обеспечивать поддержание надлежащего порядка в тылу наступавшей Красной армии.

Высшее общее руководство всеми подразделениями военно-народного управления в период преобразований 1883 года временно оставлялось за военным министерством; затем было переведено в министерство внутренних дел и в конечном итоге снова возвращено в военное министерство76. С 1 июля 1887 года военный министр признал возможным согласиться на возвращение в своё ведение всего горского населения, живущего в Кубанской и Терской области из МВД, под управление Военного ведомства, располагавшему большим числом войск для усиления надзора за горцами77.

В ее рамках достаточно эффективно осуществляется подготовка органов военного управления и войск, сил и средств других силовых структур государств Центрально-Азиатского региона и Российской Федерации, органов СНГ к совместным действиям против международных террористических формирований.

1917 года – Морская секция ВЦИК), являвшемся законодательным органом морского ведомства. Он готовил наиболее важные решения по флоту, которые затем утверждались ВЦИК и СНК[291]. Одно из них послужило причиной очередной реорганизации органов военного управления, в том числе высших и центральных органов управления отечественного ВМФ. 29 января

2. Создание на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военных комиссариатов, а также определение их структуры, состава и штатной численности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом административно-территориального деления Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Первым шагом в осуществлении колониальных планов в отношении населения РСФСР стало создание в занятых германской армией областях административного управления. На территории России оно имело некоторые особенности. В отличие от Прибалтийских республик, Белоруссии и Украины население РСФСР проживало в зоне военного управления. Это означало, что вся власть в тыловых районах германских армий находилась в руках начальников военной администрации, а власть на местах принадлежала полевым комендантам и начальникам гарнизонов. Это было вызвано спецификой той или иной местности. Так, ряд областей Центральной России, а также Белоруссии (Смоленская, Орловская, Витебская, часть Могилевской и Витебской областей) входил в зону ответственности группы армий «Центр». Ввиду этого на территории Смоленской и Орловской областей оказались сосредоточены основные силы группы армий «Центр». Только в границах Смоленской области на весну 1943 г. дислоцировались 57 немецких дивизий, 65 различных штабов, 32 крупных воинских склада[157]. При таком положении полноправное управление со стороны каких бы то ни было гражданских институтов власти исключалось.

В этой связи в канун Первой мировой войны в российской военной разведке были проведены существенные преобразования. Из состава Главного штаба – высшего органа военного управления России – было выделено Главное управление (ГУ) Генерального штаба (ГШ), в котором было сосредоточено руководство военной разведкой.

Для использования проводных средств и средств радиосвязи НКС непосредственно из тех пунктов, где располагались высшие органы военного ведомства и штабы округов, при НКО и управлении военных округов были созданы узлы связи. С началом войны эти узлы связи переходили на штаты военного времени и должны были обеспечивать: узел связи НКО – связь Генерального штаба и центральных управлений с фронтами, округами и резервами, а узлы связи военных округов – связи в зависимости от планов штабов округов. Узлы связи при штабах фронтов и армий должны были готовиться средствами частей связи соответствующих объединений в пунктах, установленных планом развертывания войск.

Центральное управление. Перенос основных функций управления на места во второй половине 70-х – начале 80-х гг. XVIII в. Преобразования центральных учреждений в конце 1780х – начале 1790-х гг. Организация управления военной сферой, военными делами, финансами. Создание Экспедиции государственных доходов. Изменения в отраслевом управлении в конце 1790-х гг. Создание Департаментов уделов и водных коммуникаций. Преобразование Коммерц-коллегии.

Структура сферы военной оккупации была установлена 3 апреля 1941 года «Особыми указаниями по обеспечению, часть “Ц”». В соответствии с ними все советские области, находившиеся под управлением военной администрации и обозначавшиеся как оперативная область сухопутных войск, были разделены на три зоны:

В конце ноября 1917 года общее управление военным ведомством Советской России приняла Коллегия народных комиссаров по военным делам, которая решила сохранить на некоторое время Главное управление Генерального штаба (ГУГШ) как центральный орган управления армии, включая и Главный отдел генерал-квартирмейстера – центральный орган военной разведки и контрразведки.

Итак главная цель предполагаемого военного преобразования: «удалить существенные недостатки нашей настоящей системы военного управления, которые заключаются, во-первых, в централизации или сосредоточении управления в высшем военном учреждении – военном министерстве, и во-вторых, в недостатке ближайшего местного и постоянного административного надзора.» Недостатки эти обусловлены один другим и влекут за собою невыгодные последствия, как в административном, так в особенности в экономическом отношении. С этих двух точек зрения мы и рассмотрим территориальную военную систему.

Осенью 1918 года в ходе реорганизации высшего военного управления был образован Революционный военный совет Республики (РВСР) и его Полевой штаб. 5 ноября 1918 года в составе Полевого штаба было создано Регистрационное управление как центральный орган военной разведки Республики. Этот день принято считать днем основания российской военной разведки.

Уделяя главное внимание постановке работы негласной заграничной агентуры, Главное управление Генерального штаба в то же время стремилось в своих мероприятиях к тому, чтобы создать в общей системе военного управления высший центральный разведывательный орган, который имел бы возможность:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – военнослужащих), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

Необходимо учитывать, что реализация принципов построения и функционирования государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, которые устанавливают принципы построения и функционирования отдельных видов государственной службы, учитывающие их особенности. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» кроме перечисленных принципов, называет принципы стабильности гражданской службы и взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. Анализ законодательства о военной службе позволяет сформулировать следующие особенные принципы военной службы: централизованное управление военной службой, единоначалие, строгая военная дисциплина, субординация взаимоотношений между военнослужащими, непрерывность. Правоохранительная служба осуществляется на принципах: обеспечение федеральных интересов, осуществление государственнослужебной деятельности в масштабе Российской Федерации, единства правоохранительной системы, единоначалие, политический нейтралитет, соблюдение чести и достоинства, сочетание гласности и служебной конфиденциальности7.

Опыт прошлого изучает военная история, а практическое претворение достижений военной истории как науки в ВС РФ осуществляется в ходе военно-исторической работы (ВИР). Военно-историческая работа – это деятельность органов военного управления по исследованию актуальных проблем военной истории и внедрению полученных результатов в теорию и практику военного дела, использованию знаний по военной истории в интересах обучения и воспитания личного состава Вооруженных сил, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Страхование военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц является частью единой государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование указанных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. В представленном случае мы имеем дело не просто с разновидностью общественно-полезной деятельности, в ходе которой граждане, организации, публичные образования могут заранее обезопасить себя от наступления неблагоприятных последствий в сфере их имущественных интересов и личных нематериальных благ. Законодатель представляет систему страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц в виде системы экономических мер, предусматривающих реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру службы и ее роли в обществе.

Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, военные прокуратуры объединений, соединений гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (ст. 46 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Военные прокуратуры обладают полномочиями: участвовать в совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные проверки; по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории, в помещения воинских частей; проверять законность содержания на гауптвахтах; требовать обеспечения содержания лиц, находящихся на войсковых гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу (ст. 47 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

5. В местах дислоцирования управлений военных округов, отдельных армий и флотов создаются особые отделы НКВД округов, отдельных армий и флотов, непосредственно подчиненные Особому отделу НКВД СССР.

2-ой (руководство партийно-политической деятельностью в центральных управлениях Военного министерства СССР)

Во главе Войск ПВО тоже стоял Главнокомандующий. Ему подчинялся Главный штаб ПВО. В его составе не было разведывательного управления, но был разведывательный отдел. Вызвано это было тем, что войска ПВО не вели агентурную и диверсионную разведку на территории противника. Задача на добывание перед этим отделом не ставилась. Работа разведчиков ограничивалась обработкой информации, которая поступала из ГРУ и разведывательных управлений военных округов.

С марта 1942 года время обучения было увеличено до трех месяцев. На курсах одновременно обучалось от 350 до 500 курсантов. Правда, теперь большинство обучающихся – младшие командиры Красной Армии, направленные на учебу управлениями военной контрразведки фронтов[41].

Январь: по обвинению во вредительстве арестованы сотрудники военно-химического управления Главного управления военной промышленности бывший генерал Б.К. Корнилович и Н.М. Шифров.

        деятельность командиров (командующих), штабов, политорганов, начальников родов войск, специальных войск и служб по подготовке войск (сил флота) к боевым действиям и руководству ими при выполнении поставленных задач. У. в. в бою и операции включает обеспечение боеспособности и боевой готовности войск (сил флота), поддержание высокого политико-морального состояния личного состава, принятие командиром (командующим) решений на бой (операцию), планирование боевых действий, постановку боевых задач подчинённым, организацию взаимодействия войск, боевого, тылового и технического обеспечения, постоянное руководство войсками в ходе боевых действий.

         Основу У. в. составляет решение командира (командующего), в котором он определяет замысел действий и способы его осуществления; задачи подчинённым подразделениям, частям (соединениям), сроки их выполнения; порядок взаимодействия и др. Важнейшее значение в У. в. имеют воспитание личного состава в духе беспредельной преданности социалистической Родине и ненависти к врагам, верность присяге и воинскому долгу; глубокое понимание основных положений военной науки, твёрдое знание воинских уставов, наставлений и др. руководящих документов; предвидение возможных изменений обстановки при выполнении конкретных боевых задач; единство требований к подготовке войск (сил флота) и выбору форм и способов ведения боя (операции); единоначалие, как важное условие успешного выполнения стоящих перед войсками задач.

         Основными требованиями, предъявляемыми к У. в., являются твёрдость в проведении в жизнь принятых решений; оперативность, предполагающая выполнение всех мероприятий по У. в. в установленные сроки: гибкость, выражающаяся в умелом использовании имеющихся сил и средств для успешного выполнения поставленных боевых задач в сложившейся обстановке; непрерывность управления, позволяющая постоянно влиять на действия войск в бою (операции); скрытность, обеспечивающая строгое сохранение втайне замысла предстоящих действий.

         Главную роль в У. в. принадлежит командиру (командующему). Основным органом по У. в. является штаб. К органам управления относятся также политорганы, управления и штабы начальников родов войск и служб, подчинённых командиру (командующему). Для руководства войсками, ведущими боевые действия, в объединениях, соединениях и частях создаются пункты управления различного предназначения, которые могут быть подвижными и стационарными. В ходе наступления пункты управления попеременно перемещаются вслед за войсками по установленному плану. Для повышения оперативности руководства войсками некоторые из них функционируют как запасные или вспомогательные.

         Важнейшие задачи штаба и др. органов управления – обеспечение принятия решения, планирование боя (операции), доведение задач до войск, организация их взаимодействия и всестороннего обеспечения, оказание помощи подчинённым командирам и штабам в организации боевых действий и др. Методы работы штабов по выполнению этих задач зависят от конкретной обстановки и времени, отводимого на подготовку боя (операции). У. в. в ходе боевых действий характеризуется особой сложностью и требует от командиров (командующих) и штабов непрерывного изучения и анализа обстановки и предвидения возможных её изменений. Важное значение для чёткого У. в. имеют высокое техническое оснащение штабов, эффективное использование средств автоматизации на основе широкого внедрения электронно-вычислительной техники и математических методов моделирования.

         Большое влияние на формы и методы У. в. оказывает появление новых видов оружия и боевой техники. Особые сложности в У. в. могут возникнуть в случае применения противником ядерного оружия, способного выводить из строя целые пункты управления, узлы связи, быстро и резко изменять обстановку, вынуждать войска часто переходить от одних способов боевых действий к другим. Использование противником мощных средств радиоэлектронного противодействия будет затруднять достижение устойчивой и непрерывной связи. В этих условиях успех У. в. во многом будет зависеть от организации защиты средств связи и обеспечения бесперебойности их работы, проявления командирами (командующими) высокой творческой активности в изыскании наиболее эффективных путей решения поставленной боевой задачи, инициативы и большей самостоятельности в действиях.

Лит.: Гречко А. А., Вооруженные Силы Советского государства, 2 изд., М., 1975; Вопросы научного руководства в Советских Вооруженных Силах, М., 1973; Иванов Д. А., СавельевВ. П., Шеманский П. В., Основы управления войсками, М., 1971.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

«Военная мысль» №5. 2006 г. (стр. 46-53)

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

Основные проблемы теории военного управления и пути их решения

Генерал-лейтенант В.А. ЧЕРНЫХ, кандидат политических наук

Генерал-майор Р.Ф. АРСЛАНОВ, кандидат военных наук

ТЕРМИН «военное управление» давно применяется как в научном языке, так и в повседневной речи. Одно из первых его толкований можно найти в «Энциклопедии военных и морских наук» конца XIX века. В ней говорится, что «управление военное обнимает многочисленные и разносторонние отрасли, для заведования коими учреждаются специальные органы…».

Данный термин употребляется и в современных официальных документах, например в Военной доктрине Российской Федерации, Федеральных законах РФ «Об обороне», «О военном положении» и др. Правда, в них речь больше идет об «органах государственной власти и военного управления» или, иными словами, об институте управления Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Полного и всестороннего определения термина «военное управление» в настоящее время пока нет. Встречающиеся в научной литературе толкования сводятся к трактовке его как «управление войсками», что не совсем верно, так как «военное управление» является более широкой категорией. Оно отражает многогранное, многофакторное и многофункциональное явление.

В раскрытии рассматриваемого понятия важное значение принадлежит толкованию его составляющих — «военное» и «управление».

Управление возникло и получило признание как родовое понятие, характеризующее упорядочение взаимодействия определенного множества элементов или составных частей природы, общества и самого человека. Наиболее широко управление рассматривается кибернетикой (Н.Винер), которая выделяет самые общие (универсальные) свойства и взаимодействия в механических, биологических и социальных системах.

Юридическая наука характеризует управление как деятельность, подчеркивая этим, что управление состоит из специфических видов человеческого труда, фиксируемого в адекватных формах. Смысл такой деятельности состоит в совершении действий административного свойства, в направленности ее на исполнение законов, в создании правовых актов, их реализации и проведении организационных мероприятий.

Таким образом, термином «управление» обозначают вид человеческой деятельности, заключающийся в сознательном и целенаправленном воздействии на людей, объекты и процессы деятельности. Наиболее адекватным, отвечающим его сущности является определение управления посредством термина «воздействие», который указывает на главное в управлении — момент влияния на сознание, поведение и деятельность людей. Управление необходимо там и тогда, когда возникает потребность в распределении и согласовании деятельности некоторого количества людей.

Научной литературой управление подразделяется на виды по различным признакам, которыми могут быть: сфера общественной жизнедеятельности, структура общественных отношений, объекты управления, характер и объем охватываемых управлением общественных явлений и др.

Если признать, что управление есть воздействие, определяемое свойствами общества, разума, субъективного фактора, власти, то классифицировать виды управления следует по субъектам управления, которые и формируют, и реализуют управляющие воздействия, и отвечают за их последствия. Это, по нашему мнению, позволяет добиться стройности и четкости при определении видов управления. По субъекту управления можно выделить шесть видов, которые во многом соотносятся между собой: государственное управление, где субъектом является государство; местное самоуправление как низовой подвид государственного управления; менеджмент, который представляет собой управление собственностью со стороны собственника (хозяина, владельца); общественное управление, субъектом которого являются институализованные (юридически оформленные через законы, уставы) общественные объединения; групповая (коллективная) саморегуляция, субъектом которой выступают группы людей, которые на каждом шагу общественной жизни свободно (по собственному усмотрению) и в то же время с учетом интересов других индивидуумов, а также норм культуры и социального общежития управляют совместным поведением и деятельностью; целесообразное поведение или действие отдельного человека.

Анализ свойств, характеризующих тот или иной вид управления, позволяет выделить государственное управление в особый вид управления. Это обусловлено прежде всего тем, что только государственному управлению присущи такие свойства, как государственная власть, распространение его на все общество и системность. В государственном управлении управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.

Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Вторым составляющим понятия «военное управление» является прилагательное «военное», характеризующее все связанное с войной и армией, относящееся к войне и армии. Оно является существенным признаком, который позволяет отличать военное управление от управления в других сферах человеческой деятельности.

Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что военное управление применимо к той части общества, на которую предполагается воздействовать или воздействуют органы военного управления, являющиеся субъектом управления в военной организации государства.

В военной организации субъектом управления является Верховный Главнокомандующий, министр обороны и органы военного управления различного уровня, а объектом управления в мирное время является основная часть военной организации государства. При введении военного положения или в военное время объектом управления становится вся военная организация и другие сферы деятельности в области обороны, где применяются военные методы управления.

В мирное время это в полной мере относится к той части военной организации государства, где есть военная служба, а в управленческой деятельности органов военного управления применима директивная форма управления, предоставлено право применения вооружения, военной и специальной техники при выполнении задач, определенных федеральным законодательством.

Сфера военного управления при введении военного положения или в военное время расширяется за счет наделения Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и других органов военного управления дополнительными полномочиями по применению ВС; введения на территории России или в ее отдельных местностях военного положения; объявления общей или частичной мобилизации; введения в действие нормативных актов военного времени и прекращения их действия; формирования и упразднения органов государственного управления военного времени. Эти полномочия носят временный характер. С учетом данного обстоятельства к объекту управления могут быть отнесены население, территория, экономика, вся система общественных отношений и институтов, определенным образом упорядочиваемых в интересах обеспечения военной безопасности и обороны страны.

Объекты управления, связанные с войной и армией и к которым не применяют особые формы и методы воздействия, в сочетании с военным управлением могут войти в понятие «государственное управление в области обороны».

По нашему мнению, государственное управление в области обороны заключается в целенаправленной деятельности Президента РФ, Правительства РФ и других органов государственного управления по строительству, подготовке к применению военной организации государства, оперативному оборудованию территории страны, по организации ее оснащения вооружением, военной и специальной техникой, обеспечению материальными ресурсами и услугами, а также по руководству деятельностью Вооруженных Сил и других войск при выполнении ими поставленных задач.

Данное определение государственного управления в области обороны в полной мере позволяет утверждать, что военное управление — это специфический вид государственного управления. Подтверждением тому является наличие в нем тех же трех свойств, которые присуши государственному управлению. Существенными признаками этого вида государственного управления, делающего его специфическим, является наличие в военной организации военной службы, вооружения, военной и специальной техники и предоставление права их применения при выполнении задач, определенных федеральным законодательством. Оно охватывает практическую сторону военной деятельности по решению организационно-управленческих проблем военного строительства, обеспечения ее жизнедеятельности в мирное и военное время и применения в целях обеспечения военной безопасности и обороны страны.

Военное управление как элемент и одновременно функция такой сложной организованной системы, какой является военная организация государства, сводится к постоянному формированию и осуществлению управляющих воздействий органов военного управления на все ее подсистемы (элементы), позволяющие соответствовать своему предназначению и обеспечивать военную безопасность и оборону страны.

Военное управление как элемент военной организации (система военного управления) зависит от состава и структуры военной организации и также является многоуровневой. При раскрытии различных аспектов системы военного управления прежде всего следует иметь в виду взаимосвязь субъекта военного управления (органы военного управления) с управляемым объектом (управляемыми объектами военной организации). В системе военного управления органы военного управления, специально созданные государством, определяют государственно-властный характер и преимущественно особую правовую форму управляющего воздействия элементов военной организации. В этой системе преимущество находится на стороне субъекта управления, а управляемые объекты воспринимают его решения, действия и трансформируют их в процессе собственного функционирования.

Система военного управления — многоуровневая. Ее уровнями являются: стратегический (высший, т. е. государственный, федеральный); оперативно-стратегический (региональный, территориальный); оперативный и оперативно-тактический.

Военное управление как функция представляет собой непрерывный процесс выработки и реализации управляющих воздействий, направленных на создание, функционирование и применение военной организации государства.

Главная цель военного управления заключается в определении структуры, состава, численности и обеспеченности военной организации, каждого ее элемента; сохранении или изменении достигнутого уровня ее состояния в соответствии с предназначением и решаемыми задачами; упорядочении и поддержании режима деятельности; своевременном приведении ее элементов в новое состояние с учетом развития и изменения военно-политической и военно-стратегической обстановки.

Основным содержанием военного управления является определение целей и задач развития, жизнедеятельности, подготовки и применения военной организации государства, ее элементов; осуществления всей совокупности полномочий и функций управления, определенных нормативно-правовыми актами государства в мирное и военное время.

Исходя из этого можно утверждать, что сущность военного управления заключается в целенаправленной деятельности Верховного Главнокомандующего, органов военного управления по созданию и совершенствованию военной организации государства, всестороннему обеспечению ее жизнедеятельности, организации подготовки и применения в соответствии с предназначением, а также по руководству Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами при выполнении задач обеспечения военной безопасности и обороны страны, определенных федеральным законодательством.

Необходимым условием формирования теории военного управления как самостоятельной отрасли знаний является определение ее роли и места в системе наук, предмета и направлений его изучения, форм и методов исследования.

Сложность и многообразие законов управления и законов вооруженной борьбы, усложнение руководства военным строительством и подготовкой военной организации, обеспечением ее жизнедеятельности и многие другие факторы обусловили выделение теории военного управления в относительно самостоятельную отрасль знаний, вобравшую в себя достижения многих наук, и особенно науки управления.

Одной из основных проблем в военном управлении является отсутствие фундаментальной, единой теории военного управления. На современном этапе развития военной науки теория военного управления только становится самостоятельной областью знаний, которой необходимо иметь свои фундаментальные и прикладные аспекты. Она в полной мере использует достижения науки управления, одновременно являясь составной частью военной науки.

Определить предмет теории военного управления можно лишь на основе глубокого проникновения в ее сущность, цель и содержание, понимания предназначения системы военного управления, в которой осуществляется управленческая деятельность.

По всем этим вопросам теория военного управления должна вырабатывать научно обоснованные практические рекомендации, базируясь на объективных законах и закономерностях управления и используя новейшие достижения смежных наук и теорий, прежде всего науки управления. Главное при этом — вскрыть и разумно использовать механизмы проявления этих законов и закономерностей в различных областях военного управления, разработать и применять научно обоснованные принципы военного управления.

Предметом теории военного управления определена управленческая деятельность и системы военного управления.

На современном уровне разработки теория военного управления представляет собой совокупность научных положений, в которых отражены основные категории и понятия, закономерности и принципы управления, обобщен теоретический и практический опыт функционирования военной организации и ее отдельных элементов, изложены рекомендации по осуществлению эффективной управленческой деятельности, созданию и совершенствованию систем военного управления.

Но единой теории военного управления, как того требует время, в полной мере еще не разработано.

Теория военного управления на этапе своего становления использует достижения основных теорий науки управления и других наук с учетом того, что практическое применение она получает в вооруженной борьбе. Однако неправильно было бы полагать, что теория военного управления лишь объединяет различные разделы других наук. Связь теории военного управления с другими науками является диалектической. Теория военного управления, творчески используя достижения других наук в своей специфической области, одновременно ставит новые задачи, связанные с решением проблем в управлении различными элементами военной организации в мирное и военное время.

Основное содержание теории военного управления заключается в выполнении познавательной и прогнозирующей функций.

Познавательная функция теории военного управления состоит в выявлении сущности и содержания, общих категорий и понятий военного управления; во вскрытии и объяснении основных законов и закономерностей, действию которых оно подчиняется; в описании и объяснении основных свойств и взаимосвязей составных частей предмета на всех исторических этапах своего возникновения и развития; в обосновании организационной структуры системы военного управления и входящих в нее подсистем; в определении содержания и мероприятий организации военного управления в целом и каждой из его подсистем и уровней; в выявлении существующих противоречий в военном управлении и выработке рекомендаций по нейтрализации их нежелательных последствий. Познавательная функция теории военного управления всеобъемлюща и бесконечна, как и сам процесс познания.

Прогнозирующая функция теории военного управления состоит в том, чтобы определять и предсказывать тенденции и перспективы дальнейшего развития процессов и систем военного управления, организационных форм и методов управленческой деятельности, предвидеть возникновение новых процессов и явлений в управлении, заблаговременно выявлять возникающие проблемы военного управления, своевременно вырабатывать возможные пути их разрешения.

Выполняя свою познавательную функцию, современная теория военного управления стремится к созданию стройной системы категорий и понятий, которые должны быть взаимосвязаны друг с другом и являться звеньями одной цепи.

Искусство познания — это умение оперировать категориями и понятиями. Категории и понятия обобщают сферы профессиональной деятельности, создают язык общения. Овладение понятийным аппаратом, искусство оперировать им образуют основу познания теории военного управления.

Категории теории военного управления в совокупности представляют собой ее своеобразный научный язык. С его помощью наиболее четко выражается сущность законов и закономерностей управления, а также механизмы их проявления в практике управленческой деятельности, формулируются принципы управления, анализируются состояние и перспективы развития органов и средств управления, раскрываются структура и методы функционирования систем военного управления, оценивается их эффективность. Через них выражается связь теории военного управления с другими науками.

К числу категорий и понятий, для которых необходимо выработать устойчивые и обоснованные определения, относятся: сущность и содержание военного управления, сущность и содержание управления Вооруженными Силами, сущность и содержание управления войсками, система военного управления, система управления Вооруженными Силами, система управления войсками, процесс управления, управленческая деятельность, организация управления, цель управления, задачи управления, функции управления, методы управления и др.

Сущность управления Вооруженными Силами заключается в целенаправленной деятельности высшего военного командования по проведению в жизнь решений Верховного Главнокомандующего и федеральных органов государственной власти по строительству и развитию Вооруженных Сил, всесторонней их подготовке к применению, поддержанию в постоянной боевой и мобилизационной готовности войск (сил), обеспечению всех видов, руководству войсками (силами) при выполнении ими в соответствии с предназначением в мирное время, угрожаемый период и в ходе ведения военных действий.

Содержание управления Вооруженными Силами (управленческой деятельности) заключается в определении целей и задач управления, в последовательном продвижении к их достижению посредством реализации конкретных функций управления, в применении обоснованных методов управления и руководстве нормативно закрепленными принципами управления.

Руководство Вооруженными Силами, как наиболее важная часть управления, охватывает в мирное время организационную и распорядительную деятельность Верховного Главнокомандующего ВС и федеральных органов государственной власти России по строительству и развитию Вооруженных Сил, всестороннему обеспечению их жизнедеятельности и подготовки, поддержанию в готовности к применению в соответствии с предназначением. В военное время — это организационная и распорядительная деятельность высших военно-политических и военно-стратегических органов управления РФ по руководству стратегическими действиями ВС и выполнению задач в соответствии с планом применения ВС и решениями Верховного Главнокомандующего.

Содержание управления войсками заключается в целенаправленной деятельности командующих, штабов и других органов управления по поддержанию постоянной боевой и мобилизационной готовности войск, по подготовке операций (боевых действий) и руководству войсками (силами) при выполнении ими поставленных задач.

Содержание управления войсками (управленческой деятельности органов военного управления) включает определение целей и задач

управления, последовательное продвижение к их решению посредством реализации органами военного управления закрепленных за ними в руководящих документах конкретных функций управления.

Управление всеми элементами военной организации подчиняется общим законам и закономерностям, имеет единый понятийный аппарат, но наряду с этим в управлении каждым элементом военной организации имеются свои специфические особенности.

Структурно в теории военного управления можно выделить ее основы, которые являются общими для других ее составляющих (теорий управления отдельными элементами военной организации — Вооруженными Силами и их элементами, другими войсками, воинскими формированиями и органами).

Самостоятельными разделами в нее входят: теория управления Вооруженными Силами РФ; теории управления видами и родами Вооруженных Сил РФ; теория управления войсками (силами); теории управления другими элементами военной организации.

Выделение таких разделов в самостоятельные обусловлено тем, что при образовании систем более высокого уровня выявляются новые закономерности, отражающие сущность этих систем, их цели, критерии, задачи и функции. Закономерности и принципы, которые были присущи системам более низкого уровня, продолжают функционировать в каждой составной части (подсистеме) новой системы, но доминирующее значение приобретают новые закономерности, отражающие связи общей системы.

К основам теории военного управления отнесены: совокупность категорий и понятий, позволяющих дать описание и объяснение сущности, содержания и специфики военного управления; содержание законов, закономерностей, принципов и требований к военному управлению; содержание и методы руководства строительством, подготовкой и применением военной организации государства, оперативным оборудованием территории страны, организацией оснащения вооружением, военной и специальной техникой, обеспечением материальными ресурсами и услугами; содержание и методы работы органов военного управления при поддержании боевой готовности войск, подготовке операций (боевых действий) и руководстве войсками в ходе выполнения ими поставленных задач; содержание и методы создания систем управления, способы их развертывания и совершенствования; задачи, функции, права и обязанности органов военного управления, необходимый уровень подготовки кадров; сущность и содержание организации управленческой деятельности; методы оценки эффективности управления.

Другой проблемой, требующей решения, кроме определения основ теории военного управления, основных категорий и понятий, стала выработка общепризнанных определений теории управления Вооруженными Силами РФ, теории управления видами и родами Вооруженных Сил РФ, теории управления другими элементами военной организации.

Определения некоторых понятий теории управления могут быть следующими.

Теория управления Вооруженными Силами РФ представляет собой систему научных знаний о закономерностях и принципах управления, системе, организационных формах и методах управления Вооруженными Силами в мирное и военное время. Она включает теоретические основы и научно обоснованные рекомендации деятельности Верховного Главнокомандующего, министра обороны и работы центральных органов военного управления по руководству строительством и развитием всех элементов Вооруженных Сил, всесторонней их подготовке к применению, поддержанию боевой и мобилизационной готовности войск (сил) на требуемом уровне и всестороннему обеспечению, руководству войсками (силами) при выполнении ими задач в соответствии с предназначением в мирное время, угрожаемый период и в ходе ведения военных действий. Она исследует процессы управления и организационную структуру, функционирование и уровень подготовки кадров центральных органов военного управления ВС в интересах приведения в соответствие с их задачами и функциями.

Теории управления видами и родами войск Вооруженных Сил РФ представляют собой самостоятельные системы научных знаний о закономерностях и принципах управления, системах, организационных формах и методах управления видом и родом войск Вооруженных Сил в ходе войны и в мирное время. С учетом специфики вида и рода войск Вооруженных Сил они включают теоретические основы и научно обоснованные рекомендации по управлению войсками, силами, средствами и оружием, входящими в их состав, исследуют организационную структуру и функционирование органов управления и других элементов системы управления войсками, силами, средствами и оружием в интересах наиболее эффективного выполнения боевых и специальных задач, а также объективные связи и отношения между субъектом и объектом управления в процессе руководства их повседневной деятельностью, необходимый уровень подготовки кадров.

Теория управления войсками (силами) как наиболее разработанная из всех, представляет собой самостоятельную систему научных знаний о закономерностях и принципах, системе, организационных формах и методах управления войсками в мирное и военное время. Она охватывает теоретические основы и научно обоснованные рекомендации по деятельности органов военного управления при поддержании боевой и мобилизационной готовности, подготовке операций и непосредственному руководству войсками (силами) при выполнении ими задач мирного и военного времени. Она исследует процессы управления, организационную структуру и функционирование органов управления и других элементов системы управления войсками (силами) в интересах наиболее эффективного выполнения боевых и специальных задач.

Как любая научная теория, теория военного управления рассматривает и исследует свой предмет с разных, но взаимосвязанных между собой сторон.

Главными аспектами, на основе которых рассматривается и анализируется военное управление, являются политические, организационные, экономические, технические, социологические, психологические, правовые и собственно военные аспекты.

Таким образом, содержанием теории военного управления является система научных знаний о законах, закономерностях и принципах управления, системах, организационных формах и методах управления военной организацией в целом и ее отдельными элементами. Она включает теоретические основы и научно обоснованные рекомендации по руководству и управлению всеми сферами ее жизнедеятельности, управлению Вооруженными Силами и войсками (силами) в мирное и военное время в интересах наиболее эффективного выполнения ими поставленных задач, исследует организационную структуру военной организации, Вооруженных Сил и войск (сил), определяет задачи, функции, права и обязанности органов военного управления, организацию и методы целенаправленной деятельности в процессе их функционирования, необходимый уровень подготовки кадров.

Энциклопедия военных и морских наук/ Составлена под ред. генерала от инфантерии Леера. Т. VIII. СПб., 1897. С. 50.

Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине: пер. с англ. М., 1968; Винер Н. Человек управляющий: пер. с англ. СПб., 2001.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сирия руководство страны сирии
  • Пиридоксин витамин в ампулах инструкция по применению
  • Sunflower lecithin pure powder essential nutrient инструкция
  • Мии 4м руководство по эксплуатации
  • Инструкция безопасности при работе с электроприборами