Военное руководство пришло к власти

В этом указе более полусотни фамилий руководителей Вооруженных сил, Росгвардии, органов прокуратуры, внутренних дел, таможенных органов, а также Государственной противопожарной службы РФ.

Среди повышенных в воинском звании — командующие Восточным и Западным военными округами Рустам Мурадов и Евгений Никифоров. Они стали генерал-полковниками.

Понятно, что перестановки в высшем командном составе Вооруженных сил России так или иначе связаны с проведением специальной военной операции

Третью большую звезду на погоны также получили первый заместитель начальника Военной академии Генерального штаба Олег Макаревич и начальник Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия ВС РФ» Александр Романчук.

Напомним, что в пятницу на сайте Минобороны России были представлены новые командующие всеми четырьмя военными округами страны. Помимо уже упомянутых Мурадова и Никифорова, высокие посты сейчас занимают генерал-лейтенант Андрей Мордвичев — в Центральном военном округе и Сергей Кузовлев — в Южном военном округе.

Известно, что Мордвичев до назначения был замкомандующего ЮВО. А Кузовлев командовал войсками Западного военного округа.

Надо иметь в виду, что эти кадровые перестановки Верховный главнокомандующий осуществил не одномоментно, а в течение нескольких месяцев. Почему о них проинформировали только сейчас, в минобороны не разъясняют. Однако понятно, что это обстоятельство, как и сами назначения, наверняка связаны с проведением Специальной военной операции.

Именно с СВО связано и расширение зоны ответственности Южного военного округа на территорию Донецкой и Луганской народных республик, Запорожскую и Херсонскую области, о чем ранее сообщали в Минобороны России. В ведомстве тогда отметили, что такое решение обусловлено вхождением в РФ новых субъектов и включением в состав Вооруженных сил России объединений Народной милиции ДНР и ЛНР.

Компетентно

Андрей Гурулев, депутат Госдумы, экс-командующий 58-й армией, генерал-лейтенант (на странице в телеграмм-канале):

— Минобороны РФ сообщило о назначении новых командующих войсками четырех военных округов.

Генерал-лейтенант Андрей Мордвичев назначен командующим войсками Центрального военного округа (ЦВО), генерал-лейтенант Евгений Никифоров — войсками Западного военного округа (ЗВО), генерал-полковник Сергей Кузовлев — войсками Южного военного округа (ЮВО), генерал-лейтенант Рустам Мурадов — войсками Восточного военного округа (ВВО).

Я каждого с назначением от души поздравляю. Такими решениями крайне доволен. Мужики должны нас привести к Победе.

Сергей Юрьевич Кузовлев прошел весь путь от командира взвода до командующего войсками округа. Был у меня командиром бригады, потом начальником штаба армии, моим первым заместителем. Я его знаю. Конечно же, он достойный, волевой, грамотный, дотошный по-хорошему, въедливый, принимающий разумные решения.

Евгений Валерьевич Никифоров для меня вообще отдельная тема. Он мой земляк, уроженец села Акша Забайкальского края (Читинской области). Окончил Коломенское высшее артиллерийское командное училище. Потом ушел в десант, там дошел до командира бригады. Был командиром дивизии. У меня приличное количество времени был заместителем командующего армии.

С обоими генералами общаюсь семьями. Я считаю, что Евгений — мужик амбициозный, жесткий довольно-таки, не сидит на месте, к чему-то стремится. Крайне хорошее назначение.

Рустама Усмановича Мурадова не надо сильно представлять. Он достойно проявил себя в Сирии, заслуженно получил медаль Героя России. Он меня менял на должности заместителя командующего войсками Южного военного округа. По сути, уже несколько месяцев командовал округом в рамках спецоперации в качестве исполняющего обязанности. Сегодня пришло время назначения.

С Андреем Николаевичем Мордвичевым вместе не служил, но знакомы. В последний раз виделись на траурном мероприятии, когда хоронили генерала Романа Кутузова.

Андрей Мордвичев тоже прошел полный путь. Был командующим 8-й армии. Это мощная армия, в ее составе приличное количество объединений и соединений. Я с ним не служил, но ничего плохого про него никто не скажет. Это крайне дорогого стоит.

Время пришло, чтобы эти мужики руководили войсками, вели нас к Победе. То же самое в Великую Отечественную войну. Когда Ворошилов и Буденный ушли в сторону, пришли люди, о которых в 1941-м году никто не знал и не слышал. Но они ковали успех наших войск.

Как в Советской России был создан институт военных комиссаров

Источник: russian.rt.com
100 лет назад Совет народных комиссаров принял Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам.

В основном благодаря активной деятельности военных комиссаров в постреволюционной России была сформирована Красная армия. Взяв на вооружение опыт французских якобинцев и используя знания офицеров царской России, большевистское правительство сумело создать уникальную систему командования, которая довольно быстро наладила политическую работу и пропаганду в армии и внесла весомый вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне. История советских комиссаров — в материале RT.

Комиссары Французской революции

Институт комиссаров был учреждён ещё во время Великой французской революции, примеру которой большевики порой сознательно подражали. Когда во Франции к власти пришли революционные радикалы-якобинцы, они объединили добровольческие части с полками старой королевской армии. В верности революционных добровольцев якобинцы не сомневались, но военного опыта у этих солдат не было. Войска старого режима воевали умело, но там служили множество сторонников короля, поэтому якобинцы им не доверяли.

Во времена революционного террора 1793—1794 годов для очищения армии от подозрительных элементов в объединённые военные части были направлены комиссары Конвента. Они обладали самыми широкими полномочиями в решении кадровых вопросов и в контроле благонадёжности армии.

«Когда в обществе происходят революционные события, люди часто оказываются в растерянности и плохо понимают, что происходит, — рассказал в интервью RT военный историк Борис Юлин. — Задача комиссаров со времён Французской революции была проста — разъяснять армии позицию политического руководства».

Создание Красной армии

Большевики знали об опыте якобинцев, поэтому стали использовать его, как только столкнулись с необходимостью собственного военного строительства. Но первоначально коммунисты не планировали создавать регулярную армию. В полном соответствии с марксистской идеологией предполагалось, что после торжества революции такой институт старого общества, как армия, исчезнет, а ему на смену придёт вооружённый народ.

Большевики даже пытались следовать концепциям своих учителей. Все эксперименты осени 1917 — зимы 1918 года с отрядами рабочей гвардии были не чем иным, как попыткой применить доктрину вооружённого народа на практике.

Как в Советской России был создан институт военных комиссаров

Групповое фото комсостава одной из частей РККА времён Гражданской войны © Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом»

Однако практика быстро показала, что неорганизованные и необученные добровольцы, лишённые профессионального командования, неизбежно проигрывали любым войскам, основанным на более-менее регулярных принципах.

Тогда 28 января 1918 года появился декрет Совета народных комиссаров «Об организации рабоче-крестьянской Красной армии». Но в этом декрете о комиссарах ещё не было ни слова. Они возникли чуть позже, и их появление было прямо связано со спецификой создания Красной армии.

Контроль и пропаганда

В 1918 году, как и на протяжении всей Гражданской войны, советская власть не имела собственных командных кадров. Их подготовка была налажена позже, но по понятным причинам полностью обеспечить Красную армию командирами «пролетарского происхождения» в СССР смогли лишь к 1930-м годам. Поэтому привлечение офицеров Русской императорской армии на службу большевикам стало неизбежностью.

После демобилизации армии множество офицеров остались без средств к существованию, а поскольку эти люди умели только воевать, найти себя в мирной жизни им было сложно.

Так что экономические методы вербовки работали очень хорошо.

К тому же в русском офицерском корпусе традиционно насаждалась аполитичность, поэтому некоторой части офицерства было неважно, служить ли императору, белым генералам или большевикам. По оценке современных исследователей С. Волкова и А. Ганина, от 60 тыс. до 100 тыс. офицеров старой армии служили большевикам в ходе Гражданской войны.

Конечно, приток в Красную армию столь значительного политически чуждого элемента приводил к необходимости самого тщательного контроля. Большевистское правительство откровенно сомневалось в верности командного состава, а у призывников из народа, зачастую плохо образованных, необходимо было сформировать определённые образы и стереотипы, чтобы они превратились в фанатичных борцов за дело коммунизма.

«У института комиссаров было две задачи: во-первых, контролировать командиров — как «бывших», так и, возможно, революционно настроенных, но политически чуждых беспартийных, анархистов, эсеров. Во-вторых, большевики оценили значение политической работы и пропаганды на собственном опыте и не собирались, получив полную власть в стране и армии, прекращать борьбу за её удержание», — рассказал в интервью RT военный обозреватель Илья Крамник.

Неограниченные полномочия

Для решения этой задачи народный комиссар по военным делам Л. Троцкий подписал опубликованное 6 апреля 1918 года Положение о военных комиссарах, членах Военных советов. В этом документе говорилось: «Военный комиссар есть непосредственный политический орган советской власти при армии… Комиссары назначаются из числа безупречных революционеров, способных в самые критические минуты и в самых трудных обстоятельствах оставаться воплощением революционного долга. Личность комиссара неприкосновенна… Военный комиссар блюдет за тем, чтобы армия не обособлялась от всего советского строя и чтобы отдельные воинские учреждения не становились очагами заговора или орудиями борьбы против рабочих и крестьян». А ещё через два дня, 8 апреля, Совнарком принял Декрет о создании военных комиссариатов.

Как в Советской России был создан институт военных комиссаров

В. Чапаев, командир 2-го Николаевского советского полка И. Кутяков, командир батальона И. Бубенец и комиссар А. Семенников, 1918 год © e-mordovia.ru

«Если вы хотите понять, как работал комиссар времён Гражданской войны, читайте роман Фурманова «Чапаев». В нём он достаточно точно описал свою работу дивизионного комиссара, — пояснил Борис Юлин. — В отличие от политработников позднейшего времени, комиссары эпохи Гражданской войны имели возможность даже отменить решение командира воинской части».

Комиссарам был поручен политический контроль армии. Опасаясь заговоров и мятежей в войсках, советское военное руководство поставило командиров военных частей в зависимость от руководства политического. Была создана уникальная система, не имевшая аналогов даже в эпохе якобинского террора.

Командир (офицерские чины были отменены как символы старого режима) имел право лишь планировать военные действия и командовать в бою, да и тут в дело мог вмешаться комиссар, если считал, что красноармейцам был отдан контрреволюционный приказ.

В остальное время все действия командира части должны были быть согласованы с комиссаром.

Как в Советской России был создан институт военных комиссаров

Конечно же, такие широкие полномочия порождали порой не менее серьёзные злоупотребления. Участник Гражданской войны А. Боярчиков в своих воспоминаниях так описывает случай, произошедший в 1-м Конном корпусе: «В штаб армии из политотдела штаба фронта явился странный человек. Он предъявил документы, по которым наш комиссар армии Карпов снимался с должности и отзывался в политотдел фронта, а вместо него комиссаром назначался этот странный тип. Новый «комиссар» тут же пустил слух по штабу, будто командарма Миронова скоро снимут с должности и арестуют за связь с Махно… Затем новый «комиссар» пришёл к нам в вагон, где размещалось шифровальное отделение штаба 2-й Конной армии, и выгнал нас… из вагона, а несгораемый ящик с шифрами приказал выбросить в мусорную яму… Спустя несколько часов мы узнали, что новый «комиссар» — самозванец с подложными документами и что он сидит арестованный в особом отделе».

Введение единоначалия

Всевластие комиссаров было одним из проявлений чрезвычайщины, свойственной первым годам советской власти. Поэтому, как только необходимость в столь радикальных мерах исчезла, от комиссаров отказались. В 1924 году, после завершения Гражданской войны, при Реввоенсовете СССР была создана комиссия по единоначалию. Открывая заседание комиссии, замначальника политуправления Красной армии М. Ланда прямо заявил, что необходимо «внести конкретные предложения по ликвидации «уродливости» в вопросах единоначалия». То есть сами большевики признавали институт комиссаров временным и не соответствующим функциям регулярной армии.

Как в Советской России был создан институт военных комиссаров

Парад на Красной площади, 1925 год РИА Новости

В результате 2 марта 1925 года был издан приказ Реввоенсовета СССР «Об осуществлении единоначалия». Комиссары, конечно же, остались, но лишились части своих прав, превратившись в помощников командира по политической части. Но звание комиссара ещё дважды возвращалось в Красную армию.

Всякий раз это происходило в самые критические моменты истории. Первое восстановление произошло в самый разгар Большого террора, 15 августа 1937 года. Сталин опасался бонапартизма высшего военного руководства, поэтому комиссар вновь становился равен командиру: «Военный комиссар совместно с командиром обязан оградить вверенную ему воинскую часть… от проникновения и появления в ней врагов народа, шпионов, диверсантов, вредителей, пресекая немедля и решительно всякие действия, могущие нанести вред РККА».

В 1940 году Сталин, уверенный, что после чистки офицеров армия снова стала лояльна ему лично, разрешил вернуться к единоначалию.

16 июля 1941 года, когда разгромленная в пограничных боях Красная армия стремительно отступала, комиссары вернулись, чтобы обеспечить беспрекословное выполнение приказов командования. На этот раз задача комиссаров была иной: обеспечить «полную ответственность за выполнение войсковой частью боевой задачи, за её стойкость в бою и непоколебимую готовность драться до последней капли крови с врагами нашей Родины и с честью отстаивать каждую пядь советской земли».

В годы Великой Отечественной войны задача комиссаров изменилась — выслеживать заговоры необходимости не было, зато потребовалось бороться с немецкой пропагандой, которая отличалась высоким профессионализмом и очень сильно воздействовала на умы людей.

«Как показал ход войны, комиссары справились с этим в самый сложный период боевых действий», — пояснил Борис Юлин.

Как в Советской России был создан институт военных комиссаров

Член военного совета 29-й армии бригадный комиссар Николай Никифорович Савков вручает медаль «За отвагу» красноармейцу, отличившемуся в боях. Северо-Западный фронт 1942 год РИА Новости

«В Великую Отечественную и в последующие десятилетия роль комиссаров, особенно после их превращения в замполитов, ближе к современному функционалу воспитательной работы, чем к политическому контролю армии», — добавил Илья Крамник.

9 октября 1942 года, хотя всё ещё продолжались тяжёлые бои за Сталинград и Кавказ, руководству СССР стало ясно, что кризис в армии преодолён, следовательно, система тотального политического контроля стала не нужна — солдаты сами горели желанием драться с немцами и побеждать. Поэтому Президиум Верховного Совета СССР отменил комиссаров — теперь уже окончательно. Единоначалие в армии было восстановлено. Комиссары в СССР превратились в политработников, чьими обязанностями стали просвещение бойцов и организация их досуга.

Автор: Михаил Диунов

Варшавский договор: причины и следствия

В первое послевоенное десятилетие в мире утвердилась двухсторонняя система международных взаимоотношений. Это время, когда было начато глобальное противостояние двух сверхдержав – Соединенных Штатов Америки и Советского Союза, а также противостояние двух военно-политических организаций – Североатлантического альянса и Организации Варшавского договора.

В странах Восточной Европы был подписан Варшавский договор. Случилось это в 1955 году. Основная задача его состояла в осуществлении контроля над этим государствами, а также в обеспечении безопасности и мира в Европе. Согласно Договору, предполагалось оказание помощи странам-участницам в случае военной угрозы, проведение взаимоконсультаций в кризисных ситуациях и формирование Объединенного командования вооруженными силами.

Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи подписали Албания, Венгрия, Болгария, Польша, ГДР, Румыния, Чехословакия и СССР через 6 лет после образования НАТО. Необходимо отметить, что сотрудничество этих государств существовало задолго до подписания документа. Дело в том, что в большинстве из них после окончания войны установилась коммунистическая система управления государством, чему в немалой степени способствовали советские войска, оставшиеся на территории Восточной Европы. И до момента подписания договора все отношения между ними осуществлялись на основе договоров о дружбе и сотрудничестве. В 1949 году был сформирован Совет экономической взаимопомощи, в состав которой вошли первоначально Болгария, Советский Союз, Венгрия, Румыния, Польша и Чехословакия, а позже и другие страны.

Вместе с тем, после 1953 года в некоторых из стран Восточной Европы наметились признаки массового недовольства, вызванные неоднозначной политикой СССР. Так, в Чехословакии и Венгрии прошли массовые демонстрации и забастовки. А в ГДР они были настолько многочисленными, что советское руководство вынуждено было ввести танки для подавления выступлений рабочих, недовольных ухудшением уровня жизни. Когда в 1953 году умер И.Сталин и к власти пришли новые лидеры, ими был предпринят ряд поездок в страны социалистического лагеря. Результатом их и стало подписание Варшавского договора. В него вошли практически все восточноевропейские государства, за исключением Югославии, которая придерживалась нейтралитета. Подписание данного документа было вызвано в первую очередь возникновением военных угроз в результате ратификации Парижских соглашений 1954 года, которые предполагали создание Западноевропейского союза и присоединение Западной Германии к Североатлантическому альянсу.

Подписание вышеуказанного документа оформило создание Организации варшавского договора – военно-политической организации социалистических европейских государств. Ее создание стало своеобразной ответной мерой на формирование НАТО, которое было нацелено против социалистического лагеря.

Цели Варшавского договора предполагали обеспечение безопасности стран-участниц. Он состоял из преамбулы и одиннадцати статей. Согласно его условиям и Уставу Организации Объединенных Наций, все подписавшие документ государства обязаны были отказаться или воздержаться в международной политике от угроз или прямого применения силы, а в случае вооруженного конфликта – оказать помощь всеми доступными средствами.

Также страны-участницы были обязаны действовать в целях укрепления сотрудничества и дружеских отношений для дальнейшего развития культурных и экономических взаимосвязей, при этом уважая национальный суверенитет, и не вмешиваясь во внутреннюю политику друг друга. Но при этом необходимо также отметить, что членство в Организации не всегда было добровольным, а редкие попытки выйти из нее жестко пресекались (тому примеры Венгрии, Чехословакии и Польши).

Был создан и высший орган Организации Варшавского Договора – Политический консультативный комитет, в основные задачи которого входило проведение консультаций по спорным вопросам, которые возникали в рамках осуществления Договора.

Но деятельность ОВД была весьма противоречивой и не всегда успешной. Важно напомнить, что в ее противостоянии с НАТО было два больших кризиса, которые чуть не стали причиной Третьей мировой войны: это Берлинский и Карибский кризисы.

Причиной Берлинского кризиса 1959-1962 годов стало массовой переселение жителей Восточной Германии в Западный Берлин. Для того чтобы положить конец несанкционированному переселению, за одну ночь была выстроена знаменитая Берлинская стена, где были установлены контрольно-пропускные пункты. Но подобные действия вызвали еще большее недовольство населения, возле КПП собирались огромные толпы тех, кто хотел покинуть пределы советского Берлина. Это привело к тому, что возле Бранденбургских ворот и основных пропускных пунктов были сконцентрированы советские и американские танки. В итоге противостояние двух государств закончилось тем, что советские власти вынуждены были отвести свои танки с этих позиций.

Еще одна кризисная ситуация возникла в 1962 году в зоне Карибского бассейна, поставив мир под угрозу начала ядерной войны. А началось все с того, что американцы разместили свою ракетную базу на территории Турции. Советский Союз не мог оставить это без ответа, поэтому тайно разместили свои ракеты на острове Куба. Когда в Соединенных Штатах Америки стало об этом известно, там началась настоящая паника, поскольку действия советского руководства были восприняты как начало подготовки к войне. К счастью, закончилось все не так уж и плохо: советские войска вывели свои ракеты с Кубы, американцы – ликвидировали свою базу в Турции и дали обязательство не предпринимать каких-либо действий против Кубы.

Помимо этих конфликтов, внутри самой Организации было немало других кризисных ситуаций. Основной причиной их было стремление некоторых стран к лучшей жизни и желания освободиться от влияния Советского Союза. К таким кризисам можно отнести восстание в Венгрии, которое произошло в 1956 году (операция «Вихрь»), попытки проведения реформ в Чехословакии в 1968 году («Пражская весна», операция «Дунай»). Все они решались с помощью советских танков.

Не стоит забывать и про войну в Афганистане 1979-1989 годов. В 1979 году там, вследствие военного переворота к власти пришло новое руководство, которое имело намерение построить модель социалистического государства, за образец взяв СССР. Такая политика вызвала недовольство населения, в результате чего президент Афганистана Амин был вынужден обратиться к Советскому Союзу за помощью. Что было дальше – всем известно. Введение на афганскую территорию советского ограниченного контингента, который должен был только держать ситуацию под контролем. В итоге – 10-летняя война и международная изоляция Советского Союза.

В 1985 году, в связи с истечением срока действия Варшавского Договора, он был продлен на 20 лет.

Когда в СССР началась перестройка, изменения произошли во всей внешнеполитической деятельности страны. Советское руководство не препятствовало проведению «бархатных» революций в восточноевропейских государствах 1989-1990 годов. В 1989 году пала Берлинская стена, а год спустя две Германии были объединены в единое государство. Для Союза это означало потерю верного союзника.

Толчком для начала распада военной советской империи стало подписание Будапештского договора 1991 года тремя странам – Польшей, Венгрией и Восточной Германией. Этот документ подвел черту под существованием Организации Варшавского Договора.

Организация просуществовала 36 лет. Далее, в 1991-1994 годах советские войска начали постепенно покидать территории Чехословакии, ГДР, Венгрии и Польши. Таким образом, в истории существования ОВД была поставлена окончательная точка.

Сам Варшавский Договор вызывает много вопросов. Так, к примеру, что же приобрел непосредственно Советский Союз с его подписанием? В последнее время многие историки склоняются к мысли, что это был хорошо продуманный политический ход Н.Хрущева, который стремился к созданию некой совместной организации для обеспечения коллективной безопасности. Советское руководство начало понимать тот факт, что НАТО начинает угрожать военной мощи СССР и его преимуществу на европейской территории.

Однако если говорить о реально существовавшем на то время превосходстве Запада, то оно заключалось только в методах устрашения с помощью ядерного оружия. Что же касается обычного вооружения и техники, то неоспоримое преимущество было на стороне как раз Советского Союза. Более того, это, по мнению многих экспертов стало причиной появления Североатлантического альянса.

Америка со своими союзниками сразу по окончании войны приступили к разоружению и массовому увольнению военнослужащих, а вот СССР с этим не спешил. Да и чувствовать себя в безопасности американцы могли только до 1957 года, когда был запущен первый советский искусственный спутник и, таким образом, возникла угроза вывода ядерного оружия на орбиту.

Как бы там ни было, Варшавский Договор прекратил свое существование, впрочем, точно так же, как и СССР. Но негласное противостояние между США и Россией по-прежнему сохраняется.

Разница между политическим и военным лидерством

| 11 октября, 2021 | История

Главное отличие

Существенных различий в стилях руководства нет. Дело в том, что все организации или институты, независимо от их области, имеют разные нормы, политику и культуру, которые в конечном итоге формируют разных лидеров. Среди множества стилей лидерства также важно обсудить политическое лидерство и военное лидерство.

Что такое политическое лидерство?

Политическое лидерство относится к человеку, который является главой политической партии, участвующей в выработке государственной политики и влияющей на нее. Политическое лидерство — это широкий термин, и люди, которые уже занимают руководящие должности в правительстве, также входят в круг политического руководства. Этический и культурный характер, последователи и нация, личность и черты характера являются основными факторами, определяющими политическое лидерство. В демократическом государстве или странах политическое руководство выше военного, правового, организационного, религиозного и идеологического руководства. Некоторые из ученых придерживаются точки зрения, что политическое лидерство — это целостное лидерство, которое перекрывает другие более высокие уровни лидерства.

Что такое военное руководство?

Военное руководство относится к высшим военным лидерам, таким как адмиралы, генералы, маршалы авиации и тем военным лидерам, которые имеют стратегическое влияние. Это процесс оказания влияния на других для выполнения поставленной задачи путем предоставления соответствующего направления и цели. Военный лидер имеет власть в соответствии с законом, и он может осуществлять то же самое в отношении подчиненных в соответствии с рангом или должностью. Военное руководство несет ответственность за выполнение оборонительной миссии и благополучие солдат. Он обязан быть лояльным, самоотверженным и послушным нации, вооруженным силам и подразделениям.

Ключевые отличия

  1. Политическое руководство приходит к власти в результате выборов, а военное руководство приходит к власти в результате полного процесса продвижения военных.
  2. Политическое руководство избирается народом, а главные военные руководящие должности в основном решаются премьер-министром или президентом.
  3. Политическое лидерство перекрывает все высшее руководство, такое как военное руководство, юридическое руководство, религиозное руководство и т. Д. Таким образом, военное руководство входит под эгидой политического руководства.
  4. Политическое руководство несет ответственность за благосостояние общества, в то время как военное руководство обязано сделать защиту страны как можно сильнее.

Военные во власти

Военные во власти

16 февраля 1893 года родился будущий маршал Михаил Тухачевский, расстрелянный в 1938 году по обвинению в заговоре против РККА и сотрудничестве с Германией.

Пожалуй, это как раз тот случай, когда история изрядно напутала. Маршала Рабоче-крестьянской Красной армии, советского доморощенного «Химического Али»[13], возможно, и стоило расстрелять еще за то, что он душил газами тамбовских крестьян. Но это — отдельная тема, а вот вся дальнейшая история с так называемым «Заговором генералов» или обвинением Тухачевского в передаче Германии секретов представляется точно такой же подделкой, как и многие другие сталинские процессы.

С немцами в период между двумя мировыми войнами тогда общался не один Тухачевский, а в целом вся страна, и в первую очередь РККА. Общались как явно — на основе Раппальского договора, но еще больше втихую, на основе тайных соглашений. Две страны-изгоя — лишенная всего после Версальского мира Германия и блокированная Западом Советская Россия — поднимались, опираясь друг на друга, и в первую очередь тайное сотрудничество шло как раз в военной области. Так что сами по себе контакты маршала с немцами, в том числе обмен с ними военно-технической информацией, были не криминалом, а его обязанностями.

Да и что мог такого сверхъестественного передать немцам Тухачевский, расстрелянный в 1937 году, если самое свежее оружие, которое немцы позаимствовали у Советского Союза, был 120-миллиметровый миномет образца 1942 года, который они скопировали с советского миномета 1938 года? Не говоря уже о том, что после прихода к власти Гитлера именно Тухачевский первым в марте 1935 года в «Правде» опубликовал статью «Военные планы нынешней Германии», где было откровенно сказано о том, какую угрозу для Советского Союза представляет фашизм.

О деталях операции против Тухачевского уже давно рассказал мастер подобных игр генерал-лейтенант МГБ Павел Судоплатов. Он же высказал и несколько версий, почему Сталину надо было избавиться от Тухачевского. Какая из версий ближе к правде, сейчас уже дело второстепенное. Главное — что Тухачевского уничтожила та самая государственная машина, которой трудолюбиво служил и он сам.

Конечно, можно говорить о том, что было бы, если бы этот переворот на самом деле был замышлен, если бы Тухачевский пришел к власти, и как бы страна тогда подготовилась к войне. Тем более что одним из пунктов его обвинения были бонапартизм и непомерные амбиции. Но с другой стороны, у военных амбиции всегда вертикальные и структурированные, как и везде, где есть «Табель о рангах». Это некая лестница, по которой шаг за шагом можно подняться на самый верх.

Но военные нередко начинают заниматься также бизнесом или политикой, и тогда их амбиции и привычку к структурированности приходится приноравливать к новым условиям. Что же такое военные в политике, военные во главе государства, что они привносят в гражданскую и политическую жизнь из своей прошлой армейской жизни? И кого вообще можно считать военными в политике?

Зачастую военные приходят к власти с помощью переворотов. Обычно, в условиях политического и экономического кризиса, они как бы перехватывают скипетр, который гражданская власть теряет из-за своей слабости. В современной России ситуация совсем другая, и можно даже сказать уникальная — приход большого числа военных во властные структуры происходил медленно, постепенно и даже планомерно. Без переворотов, путем обычных демократических выборов и последующего наполнения ими органов власти и управления.

Уже с середины 90-х годов президент Ельцин усиленно стал приближать к себе военных. Некоторые даже полагают, что группа «людей в погонах», которая имела уже своих людей в федеральной и московской бюрократии, таким образом начала осуществлять мягкий переворот. Нет никаких оснований всерьез считать, что это был заговор, но известно, что еще до Путина люди из петербургского КГБ постепенно переезжали в Москву и между ними были какие-то связи.

К тому же там же не только из самого КГБ были люди — первым явным кандидатом в «наследники» Ельцина из силовиков был Николай Бордюжа, на 2010 год занимающий пост генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности. В конце 1998 года он ненадолго был назначен секретарем Совета безопасности России и главой администрации президента. Бордюжа был профессиональным пограничником, хотя можно, конечно, сказать, что он тоже выходец из КГБ, поскольку погранвойска были частью КГБ.

В 90-е годы очень активно продвигался также генерал Андрей Николаев — первый директор Федеральной пограничной службы, — но он был вынужден подать в отставку в 1997 году, когда начал спорить с Ельциным. Вице-премьером одно время был железнодорожный генерал Николай Аксененко, премьером — до того возглавлявший ФСБ и МВД Сергей Степашин. При этом Степашин был питерский, а те же Бордюжа и Аксененко были не из Северной столицы. В выдвижении военных и выходцев из спецслужб был, конечно, и географический фактор, но не он был главным. Основной фактор, наверное, все же был другой — «погонный». Другие вторичные, но тоже важные. Потому что те люди, которые находились в то время на высших постах питерского КГБ, которое потом распалось на несколько частей, были очень влиятельными и дружили с не менее влиятельными людьми в Москве, например с генералом Крючковым или с Примаковым.

Есть такая версия, что в то время, когда перестройка и гласность наносили удар за ударом по главной цитадели КГБ в Москве, были места, где такие удары почти не чувствовались. Они, во-первых, почти не коснулись Службы внешней разведки (СВР), которая оставалась в тени. И они почти не коснулись питерского управления — там тоже было тихо. Надо понимать, что питерское управление отличалось от всех остальных еще и по численности — больше трех тысяч человек. Это была огромная структура, которая стала более сильной, может быть, не из-за того, что в ней служило много талантов и замечательных лидеров, а просто из-за того, что в Москве все слабело, рассыпалось и крошилось.

И хотя Санкт-Петербург возглавлял демократ Собчак, один из немногих мэров крупных городов, выступивший против ГКЧП, тем не менее есть свидетельства, что он был очень дружен с главой городского управления КГБ того времени. Иными словами, он умел наладить связи с силовиками. С другой стороны, это была его обязанность, потому что было бы странно, если бы мэр такого значительного города не налаживал бы связи с ключевыми бюрократами, в том числе силовыми, своей системы.

Бывшие военные оказывались на вершине власти не зря — они были призваны как силы порядка для того, чтобы остановить опасный процесс распада. При этом интересно, что именно профессиональных армейских в высших властных структурах почти нет — в 90-е был на высоком посту секретаря Совбеза генерал Александр Лебедь, а сейчас губернатор в Московской области генерал Борис Громов, и на этом практически все. Среди же тех, кто возглавил федеральную власть, в основном представители не вооруженных сил, а спецслужб. В этом состоит важная российская особенность — ведь если посмотреть на другие страны, то там к власти приходили как раз армейские генералы — те же Пиночет, де Голль, Эйзенхауэр и многие другие.

«Разве КГБ — военные?»

(Из вопросов слушателей радио «Эхо Москвы»)

Военные в широком смысле — это люди в погонах. В любых, в том числе прокурорских. Иначе говоря, это все люди, которые работают в системах, где требуется безусловное подчинение начальнику, где есть принцип единоначалия, есть все ограничения в гражданских правах, которые свойственны для военных, — вот все эти люди военными и являются. И силовыми считаются те ведомства, где есть вооруженная группа людей, которая должна обеспечивать функции этого ведомства. В России сейчас таких ведомств двадцать два.

Можно, конечно, назвать неоправданным обобщением смешивание в одну кучу людей в армейских погонах, милицейских и связанных со спецслужбами. Это и есть обобщение, но следует подчеркнуть, что всем этим системам присущи наиболее важные общие черты и при этом определенное разделение функций.

В России роль мозга силовой системы всегда играли именно люди из спецслужб, которые были силовой элитой. И это действительно особенность нашей страны, потому что элитой армии, например, в Латинской Америке — были летчики.

В СССР же была выстроена система так называемых «троек» — это КГБ, которое определяет задачу и находит врага, милиция, которая хватает врага, и прокуратура, которая обеспечивает «законность» и сажает врага. Армия от всего этого была в стороне, потому что она не занималась внутренними проблемами.

Она и сейчас в стороне — если посмотреть состав Совета безопасности РФ, который по аналогии ближе всего к советскому Политбюро, то из двенадцати человек в нем семеро — силовики, но при этом — среди них нет ни одного армейского! Только разведка, контрразведка и милиция.

Совет безопасности в России — прежде всего политический орган, который действительно можно назвать своего рода «стратегическим Политбюро», поскольку это группа людей, принимающих основные стратегические решения. Но, с другой стороны, было бы странно, если бы в Совет безопасности входили люди, которые не имеют отношения к безопасности. А поскольку политическим устройством в рамках своей роли занимается не армия, а другие силовые ведомства, армейские так и остаются от политики немного в стороне.

Это все относительно логично, учитывая особенности политической истории России. Куда более странно, что в ведомствах, занимающихся культурой, экономикой и так далее, тоже появляется очень большое количество людей в погонах.

Но если посмотреть на статистику — в настоящее время процесс прихода во власть бывших военных несколько замедлился.

Количество людей из силовых ведомств на 2007 год:

В администрации президента — 66,6 %

В правительственных структурах — 37 %

Среди губернаторов — 16,6 %

В целом по всей политической элите — 41 %

Количество людей из силовых ведомств на начало

2010 года:

В администрации президента — 51 %

В правительственных структурах — 36 %

Среди губернаторов — 7 %

В целом по всей политической элите — 31 %

Наиболее заметно уменьшение доли бывших военных среди губернаторов, что неудивительно — время показало, что губернаторствовать военные могут с трудом. Даже в Московской области, которую по-прежнему возглавляет генерал Громов, большие проблемы — она не может обслуживать внешний долг, масса проблем с землей, с управлением, с коррупцией, с энергетикой.

Участие высокопоставленных военных России во власти, по-вашему, это скорее полезно для России или скорее неполезно?

• Скорее полезно — 28 %

• Скорее неполезно — 36 %

• Затрудняюсь ответить — 36 %

(По результатам опроса 1800 экономически активных граждан России старше восемнадцати лет на портале «SuperJob»)

С точки зрения социологии результаты опроса говорят о том, что люди не очень хорошо представляют, что военные как каста, как группа приносят во власть в плюсе или выносят из власти в минусе — об этом свидетельствует высокий процент затруднившихся ответить. И тут важно понять, что дает военное образование и военная служба для политика, принимающего решения.

Прежде всего военные никогда не были предназначены для политики, их к ней просто не готовили и не готовят. Поэтому их квалификация находится в стороне от понимания социальных или экономических проблем и умения их решать. Хотя, конечно, управление армией в целом — это тоже гигантская управленческая задача, которая дает немалый опыт. Среди плюсов военных во власти — они привносят порядок и возвращают субординацию. Минусы — они не подготовлены для участия в свободных дискуссиях и для учета широкого плюрализма — это вообще не их стихия. Они привыкли только подчиняться и отдавать приказы. Поэтому все, что связано с развитием дискуссии и плюрализма мнений, а следовательно, с развитием демократии — для них очень сложная проблема.

Если проанализировать мировой опыт, то можно прийти к выводу, что результаты прихода военных к власти бывают самые разные. Де Голль был избран в 1958 году, новая конституция Франции с более сильными президентскими полномочиями была одобрена, потом он был переизбран на второй срок. Эйзенхауэр — герой Второй мировой войны, бывший главнокомандующий армиями союзников в Европе, стал президентом совершенно демократическим путем. Корейские президенты, проводившие успешную модернизацию, — бывшие генералы, впрочем позже обвиненные в коррупции. С другой стороны, в Бирме у власти тоже генералы, но никакого порядка там нет, в стране хаос, нищета, по окраинам воюют сепаратисты. Пиночет — классический пример генерала, пришедшего к власти путем военного переворота, однако он провел в Чили неплохую экономическую модернизацию.

Общий вывод из всего этого можно сделать такой: не столь важно, как генералы приходят к власти — демократическим путем или путем переворота, — если они не вмешиваются непосредственно в экономическое управление, а доверяют это дело профессионалам, если они уважают законы и частную собственность — их правление может быть вполне успешным. Тот же Пиночет доверился американским советникам, набрал успешных технократов и сумел поднять экономику страны.

В то же время власть всегда плоха, когда она наполняется людьми только из одной профессии. Если одни балерины придут к власти или одни инженеры, тоже ничего хорошего не получится. Сейчас в России впервые не просто военный победил на выборах или был фактически назначен предыдущим президентом, а в целом произошла колоссальная концентрация во власти людей из спецслужб, доля которых хоть немного и уменьшилась, но по-прежнему непропорционально высока.

К тому же приведенные выше цифры статистики не совсем полны, поскольку часть людей работала нелегально и в своих биографиях никогда не отражала, что они действительно были разведчиками или контрразведчиками или занимались какими-то другими специальными делами. У них есть в биографиях некие хронологические дыры, по которым можно догадаться об их истинной профессиональной принадлежности. И с их учетом процент силовиков в высших эшелонах нашей власти доходит до умопомрачительных 77 %.

Вообще, для политики клановость — к сожалению, не редкость, а обычное явление. При президенте Буше-младшем во власти в США был «техасский клан», а в России в свое время были и «ставропольские», и «днепропетровско-молдавские» кланы. Но землячество не так опасно, как корпоративное объединение, потому что землячество не несет никаких общих идей или стереотипов поведения, это просто знакомые друг с другом люди, которые друг другу доверяют.

Плюс к этому есть одна общая черта у военных — они особенно сильны, когда государство в них нуждается, то есть когда есть враги, внешние или внутренние. И эти люди натренированы, «заточены» на обнаружение врагов, они всегда ищут врагов. И когда они оказываются на политическом Олимпе, они осуществляют политику именно таким образом — они постоянно ищут врагов, разоблачают их и наказывают.

В современной России это заметно на примере отношения к иностранцам, в том числе и к иностранным инвесторам. Страна отчаянно нуждается в притоке инвестиций, и при этом принимается фактически запретительное законодательство по отношению к иностранным инвесторам. Это не что иное, как последствия шпиономании, которая широко распространена в стране, и недоверия к иностранцам просто по определению — по старой, еще сталинской схеме — если иностранец, значит шпион.

Конечно, нельзя сказать, что никаких угроз такого рода совсем нет — они, безусловно, есть. Но не в таком количестве и выглядят они не так остро, как они сконцентрированы в головах людей, которые прошли специальную подготовку.

Но власть и связанная с нею ответственность мозги все же меняет, и бывшие военные вынуждены заниматься культурой, нанотехнологиями, Большой театр реставрировать, спорт поднимать. Они выходят из своего корпоративного сознания, они его меняют, расширяют. Потому что престиж страны становится их личным престижем. Поэтому серьезно занимающийся политикой и государственными делами военный больше не может быть выразителем интересов только своей корпорации, он ее понимает, любит, но все-таки уже не может служить исключительно ее интересам.

Есть и еще одна сторона прихода военных к власти — проникновение их после этого еще и в бизнес. Когда в Бразилии генералы отдали власть в начале 80-х годов гражданскому правительству, выяснилось, что во всех крупнейших бразильских корпорациях на самых различных позициях находятся бывшие военные. Там сохранялись корпоративные связи, сохранялись неформальные отношения и неформальный контроль со стороны военного сословия за целым рядом корпораций. И как говорят специалисты, их влияние сохраняется отчасти до сих пор, хотя прошло уже почти тридцать лет.

В России военные тоже широко и активно проникли в бизнес. Процесс шел все «нулевые» годы, и постепенно ситуация получилась такая, что, по крайней мере, в той зоне, которую можно назвать государственным бизнесом, то есть в крупных корпорациях с государственным участием, процент людей в погонах оказался достаточно значительным. Он не может быть очень большим, потому что для умелого управления бизнесом надо быть профессионалом. Но там и не нужно доводить процент присутствия военных до ста, главное — в лучших традициях Советского Союза иметь своего рода «комиссара» при командире (в нашем случае — главе предприятия или корпорации). По нынешним правилам игры, рядом с руководителем все время должен быть человек, который сам управлением не занимается, но наблюдает. Это есть также во всех бюрократических системах — например, из 10–15 заместителей министров один должен быть обязательно наблюдатель, так сказать, с Лубянки.

Военные, которые пришли в российскую власть, сейчас больше:

• Военные — 14,0 %

• Предприниматели — 81,5 %

• Затрудняюсь ответить — 4,5 %

(По результатам голосования на сайте радиостанции «Эхо Москвы»)

• Военные — 61,1 %

• Предприниматели — 38,9 %

(По результатам телефонного опроса слушателей радио «Эхо Москвы»)

Этот вопрос имеет сразу много пластов. Во-первых, больше военные они или бизнесмены, связано с тем, чем эти люди занимались все эти годы. Если они давно пошли в бизнес, конечно, они уже стали бизнесменами. С другой стороны, все знают знаменитую фразу: «Чекист бывшим не бывает». Поэтому и бизнес бывшие военные ведут несколько специфически — как военные действия, где если противник не сдается, его уничтожают.

Но есть и положительное влияние, которое «люди в погонах» оказывают на любое дело, которым занимаются, — бизнес это, политика или что-либо другое. В любую сферу деятельности они приносят некоторую упорядоченность, устанавливают четкие правила, причем не обязательно публичные. Правила игры в России не всегда, и даже можно сказать — всегда не публичны. Часть их является открытой и описанной в нормативных актах — это называется законы, а другая часть является непубличной — договорная. И все знают, что нельзя преступать здесь какую-то невидимую черту, иначе это плохо кончится.

В России пришедшей к власти в конце 1999 года «военной корпорацией» была прежде всего проведена стабилизация. И сколько бы над этим ни шутили, это был шаг вперед, когда люди успокоились, стал расти уровень жизни, расти экономика — пусть этого и добились не самыми чистоплотными и правильными методами. Стали расти какие-то производства, много чего появилось нового. Но ресурс командной системы не так велик, поэтому со временем он исчерпался. Нефть упала в цене, и поддерживать нестабильную экономику стало нечем, поэтому власть устами президента Медведева вновь заговорила о необходимости новой модернизации.

Однако дело в том, что есть кирпичики, из которых сложена система, их можно переставлять по-разному, можно губернаторов выбирать или не выбирать — система от этого по сути не меняется. Суть любой системы по-прежнему в отношениях между правящим классом и народом. И пока правящий класс является крупнейшим коллективным собственником и скрывает это от всех, пока он отгорожен огромным забором от всего остального населения, политическая система не изменится. И маленькие косметические ремонты здесь ничего не поменяют.

В 2009 году политолог Михаил Афанасьев провел одно из первых серьезных исследований российских элит. Он взял и изучил двенадцать основных групп российской элиты «от Москвы до самых до окраин» и выяснил, что нынешняя полувоенная «вертикаль власти» поддерживается прежде всего двумя группами российской элиты — федеральными чиновниками и силовиками. А регионалы, муниципалы, юристы, бизнесмены, городские депутаты, журналисты, интеллигенция уже давно хотят изменения баланса сил, хотят, чтобы власть стала более открытой, более гражданской, более конкурентной.

И это совершенно логично — военная корпорация была призвана для того, чтобы навести порядок. Удалось ей это или не очень, но она свой ресурс исчерпала, поэтому стал необходим новый, более открытый и плюралистический общественный порядок. И это типичная ситуация для России, в которой всегда, независимо от политической системы, неофициально существовали две основные партии — силовиков и гражданских. Это было и в Российской империи, и в Советском Союзе, и сохранилось в Российской Федерации. Иногда силу брали гражданские — тогда начиналась либерализация, «оттепель», развивалась экономика. Но одновременно зачастую имели место процессы ослабления государства, роста прежде замороженных силовиками противоречий. И тогда призывались силовики, которые управляли более жестко, наводили свой казарменный порядок, но их губила экономическая неэффективность, и они в итоге заходили в тупик. Поэтому на смену им опять приходили гражданские. И сейчас в России продолжается очередной политический цикл, но вряд ли и он будет последним[14].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

17.2. Спор Энея с Ахиллесом о царской власти и спор о власти между болгарским царём Иоанном и крестоносцами

17.2. Спор Энея с Ахиллесом о царской власти и спор о власти между болгарским царём Иоанном и крестоносцами
В «Илиаду» вставлен рассказ о единоборстве Энея с Ахиллесом и состоявшемся перед этим обстоятельном разговоре между ними. Речь шла о царской власти и о правах на

17.2. Спор Энея с Ахиллесом о царской власти и спор о власти между болгарским царем Иоанном и крестоносцами

17.2. Спор Энея с Ахиллесом о царской власти и спор о власти между болгарским царем Иоанном и крестоносцами
В Илиаду вставлен рассказ о единоборстве Энея с Ахиллесом и состоявшемся перед этим обстоятельном разговоре между ними. Речь шла о царской власти и о правах на

3. Институт царской власти. Военные должности

3. Институт царской власти. Военные должности
Одним из влиятельных политических учреждений Спарты был институт царской власти. В Спарте правили два царя, принадлежавшие к двум династиям — Агиадов и Эврипонтидов. Происхождение этих династий восходит к глубокой

«Новгородци бо изначала и Смоляне и Кияне и вся власти яко на думу на веча сходятся»: самоуправляющаяся община в структуре представлений о власти, политическое сознание народной массы

«Новгородци бо изначала и Смоляне и Кияне и вся власти яко на думу на веча сходятся»: самоуправляющаяся община в структуре представлений о власти, политическое сознание народной массы
Политическое сознание рядового населения Древней Руси не относится к разряду хорошо

Политика и военные

Политика и военные
Независимое государство должно иметь свою армию. Армия, как на то обращал внимание специально исследовавший эту проблему Г. Мирский, едва ли не единственная структура, которая не создается и не может создаваться в полиэтническом государстве по

Глава II О том, что основной причиной и конечной целью Революции не было, как это считали, разрушение власти религиозной и ослабление власти политической

Глава II

О том, что основной причиной и конечной целью Революции не было, как это считали, разрушение власти религиозной и ослабление власти политической
Одним из первых шагов французской революции была атака на церковь, а из всех порожденных революцией страстей страсть

3. Заговор сицилийских баронов против императора и его подавление.— Военные успехи Фридриха. — Витербо и Флоренция подчиняются его власти. — Положение дел в Риме. — Письмо сенатора к папе с напоминанием о возвращении. — Папа жалует роду Франджипани в ленное владение Тарент. — Император хочет идти па

3. Заговор сицилийских баронов против императора и его подавление.— Военные успехи Фридриха. — Витербо и Флоренция подчиняются его власти. — Положение дел в Риме. — Письмо сенатора к папе с напоминанием о возвращении. — Папа жалует роду Франджипани в ленное владение

2. Военные действия

2. Военные действия
Сезон активных походов был ограничен весной и летними месяцами, ибо сильный снегопад на анатолийском плато исключал военные действия в зимнее время. Ежегодно в начале весны изучали предзнаменования, и если они были благоприятны, то высылался приказ о

Военные у власти

Военные у власти
С развитием военного истеблишмента продолжается ли процесс перехода власти к гражданским, огражданствление (civilianization), как мы могли бы ожидать, основываясь на опыте стран Европы? У нас есть основания думать, что нет. Положим, мы будем считать, что имеется

Военные преобразования

Военные преобразования
8 февраля Верховный Правитель и Верховный главнокомандующий всеми сухопутными и морскими вооруженными силами России адмирал А.В. Колчак отправился в поездку на фронт1507. 10 февраля он прибыл в Челябинск, где на следующий день впервые встретился с

Военные предводители

Военные предводители
После смерти Миндовга в государстве началась борьба между «христианской» партией, которую возглавил крещёный в православие полоцкий князь Тавтивил, и «языческой» во главе с его братом Тройнатом (Тренятой). Тройнату удалось убить Тавтивила

44. Карамзин, историк русской власти. Трагедия слабой власти в России

44. Карамзин, историк русской власти. Трагедия слабой власти в России
— Но пушкинские курортные ссылки при томике Карамзина не сравнишь с Чердынью.— Карамзин с его «Историей» — огромное явление самосознания. Первый историк, который представил русскому сознанию его

2. Военные на юге

2. Военные на юге
Через Ив. Ив. Сведенцева как бывшего военного имелись связи и среди военных, и я познакомилась с ними у него. Это были ротный командир Люблинского полка Крайский и офицеры Телье (брат осужденного) и Стратонович. Они относились ко мне со вниманием и

4. Военные поселения

4. Военные поселения
Александр должен был хорошо это знать, но реакция его была странной. Устройство военных поселений казалось благой идеей: пусть армия постарается прокормить себя сама, т. е. солдат превращали в крестьян, а крестьян делали солдатами. Они должны были под

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Cortexini уколы инструкция по применению детям
  • Бисептол инструкция по применению таблетки взрослым для чего назначают взрослым
  • Бондерм мазь инструкция для носа взрослым
  • Циклоферон инструкция отзывы людей по применению
  • Золомакс инструкция по применению цена таблетки взрослым