Обновлено: 19.05.2023
В сентябре собираемся в ясли. Нам уже позвонила заведующая желаемого детсада и спросила, готовы ли мы к ним ходить. Мы конечно только ЗА, но совершенно нет понимания, что и как происходит. Собираюсь пойти поговорить с завед. и принести документы. Поделитесь опытом, о чем нужно расспросить заведующую, удобно ли спросить о воспитателях и попросить посоветовать лучшую, ну и т.д. Спасибо за ответы.
яслей может и всего одна группа будет.
Мне кажется, самое главное — посмотреть на саму заведующую. Задать ей любые вопросы, которые позволят вам просто понять, кто перед вами. Потому что качество сада определяется заведующей.
Соответственно спросить про пед.состав, про оснащенность, про доп.кружки, про то чем занимаются по «основной» программе. Но цель -просто послушать заведующую.
А из вопросов, которые мне кажутся критичными, хотя не очевидно что на них ответит заведующая честно:
1. Во сколько принято забирать ребенка из сада. Тут очень большой разброс. В некоторых садах спокойно ждут родителей до 7ми (что критично, если родители выходят на работу), а в некоторых садах воспитатели уже в 5 бьют копытом, и детей в 5.15 уже нет. Оставить ребенка до семи — преступление перед ребенком и перед воспитателем, который мечтает слинять домой.
В яслях это может не столь критично, как-то малышей принято забирать пораньше. (хотя если работать — то как?). но сад-то до школы выбирается. Поэтому смотрите и думайте.
2. Доп.кружки — но это тоже для детей постарше.
3. Отношение к прививкам/их отсутствию (если к вам это применимо).
4. Может быть смысл обратить внимание на национальный состав детей в садике и сотрудников садика.
С другой стороны, вряд ли у вас будет большой выбор садиков с яслями, так что «что дадут — то и надо брать». А за год осмотритесь и подумаете — может быть потом попробуете перевестись, если тут будет плохо. А может быть сад окажется хорошим. Имхо, хороших садов больше
Наверное глобально надо узнать у заведующей, каковы порядки для родителей. На что вы подписываетесь идя в этот садик.
PS: да, совсем уж подробно вам рассказывать она вряд ли станет, потому что будет родительское собрание, где все смогут задать вопросы. А каждому индивидуально — времени не хватит.
Похожие материалы:
Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя
Основное содержание книги составляют методические рекомендации для организации работы воспитателя детского сада с родителями по воспитанию дошкольника в семье. В пособии широко представлен практический материал: примерные тексты бесед, консультаций, выступлений воспитателя на собрании; рекомендации по оформлению стендов, папок-передвижек. Книга поможет воспитателю детского сада повысить педагогическую культуру родителей.
Содержание: см. продолжение.
Кукольный театр для самых маленьких
Книга посвящена тому, как в интересной и увлекательной форме проводить с детьми театральные занятия, организовывать праздники, досуги и развлечения.
Издание содержит календарное планирование, подробное описание занятий, проводится большой практический материал по развитию речи, эмоций, памяти, внимания, мышления, воображения детей. Даются приемы управления куклами различных систем (пальчикового театра, театра картинок на фланелеграфе, перчаточного театра, театра рукавичек, настольного театра).
Пособие адресовано воспитателям, педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям детских садов, а также родителям малышей.
Надеемся, что данное пособие поможет педагогам-практикам и родителям создать в детском саду и дома кукольный театр, сделать жизнь малышей более интересной и содержательной.
Планирование работы в старшей и подготовительной группах детского сада в соответствии с ФГОС дошкольного образования
В пособии представлена модель комплексно-тематического планирования образовательного процесса в старшей и подготовительной группах, ориентированная на преемственность ФГТ и ФГОС дошкольного образования в условиях детского сада. Приводятся развернутые циклограммы образовательной деятельности на каждый день недели каждого месяца в течение года, даются практические рекомендации по организации непосредственной и совместной образовательной деятельности с воспитанниками и их родителями.
Книга предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений: воспитателей и специалистов. Также она может быть полезна родителям, заинтересованным в успешном решении проблем развивающего взаимодействия с детьми в условиях семейного воспитания и обучения.
Развернутые циклограммы образовательной деятельности на каждый день.
Рекомендации по организации непосредственной и совместной деятельности с детьми и родителями.
В гостях у старого дерева. Ознакомление с окружающим миром для детей от 5 лет
Брошюра представляет цикл интегративных занятий для детей от пяти лет. В каждом занятии присутствуют элементы знакомства с окружающим миром и элементы развития речи, предусмотрены варианты различной продуктивной деятельности — рисования, моделирования, аппликации.
Материалы можно использовать выборочно — для подготовки занятий по принятой детским садом программе, а можно использовать в кружковой работе или в качестве целостного блока в группах предшкольной подготовки и в группах кратковременного пребывания.
Истоки диалога. Книга для воспитателей
Эта книга — об истоках диалога, о зарождении речевого общения со сверстниками в младшем и среднем дошкольном возрасте, об организации речевого воспитания детей.
В пособии рассматриваются такие формы организации диалога, как сценарии активизирующего общения и словесные дидактические игры парами. Особое внимание уделяется самодеятельной сюжетно-ролевой игре.
Книга предназначена для воспитателей.
Как организовать работу с детьми летом
В книге представлено содержание образовательной работы с детьми в смешанной (разновозрастной) группе ДОО в летний период. Работа строится таким образом, чтобы исключить перегрузки детей, максимально освободить воспитателей от подготовки к деятельности и в то же время сделать жизнь дошкольников интересной, радостной и полезной. Книга предназначена для старших воспитателей, воспитателей, студентов дошкольного факультета педагогических средних и высших учебных заведений.
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Гость, мы рады вас видеть.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
В работе представлен портрет руководителя, составлен кластер на тему «Руководитель ДОО» и словарь терминов по данной теме, предложены тесты «Эффективность руководства», «Как Вы ведете себя в коллективе», анкета для педагогов «Руководитель ДОО глазами педагогов: оценка личностных качеств».
Вложение | Размер |
---|---|
portret_rukovoditelya_doo.docx | 38.02 КБ |
klaster_rukovoditel_doo.docx | 19.59 КБ |
kultura_rukovoditelya.docx | 45.16 КБ |
slovar_testy_dlya_rukovoditeley.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.
В.А. Сухомлинский
Современный руководитель. Кто он?
Компетентность, широкий кругозор, инициативность, общая культура – эти качества помогают заведующему оперативно решать педагогические и административные задачи, рационально расставлять кадры и определять их обязанности, стимулировать деятельность каждого сотрудника.
Современный руководитель дошкольного образовательного учреждения — это руководитель, обладающий высокой культурой управленческой деятельности. Большинство специалистов определяют управление как вид деятельности и способ перевода педагогической системы в новое качество и состояние путем воздействия на объекты и субъекты. Структура управленческого цикла состоит из объектов (цели, содержание, средства, методы, приемы, среда, результат) и субъектов (ребенок, педагог, специалисты, родители) управления; прямых и обратных связей (педагогический совет, тренинги, указания, убеждения, общение, взаимодействие, конференции, родительские собрания и т.п.); а также механизмов воздействия субъекта управления на объект — проектирование, сбор информации, сравнение, диагностика, контроль, самооценка, аттестация, самоанализ и т. п.
Если управленческая деятельность приводит педагогический процесс к целостности, целесообразности, системности, вариативности и альтернативности, то это является показателем управленческой культуры руководителя, содержание которой может быть раскрыто и понято лишь через диалектику взаимоотношений педагогической системы и модели управления.
Целостность педагогической системы, по мнению доктора педагогических наук Р.М. Чумичевой, обеспечивается:
— индивидуальными педагогическими технологиями, которые используются в педагогическом процессе, — методами, приемами, способами деятельности, формами организации деятельности, принципами создания среды;
— контролем за статичными и изменяющимися качественными характеристиками объектов педагогической системы относительно стандартов образования и субъектов на основе диагностических методик;
— знанием и учетом специфических и педагогических закономерностей, отражающихся на качестве педагогического процесса и развитии личности ребенка и профессионала.
Нормы деловых отношений руководителя и педагогов ДОО
Чтобы достичь высоких результатов в своей управленческой деятельности, руководителю ДОО необходимо знать и учитывать основные факторы, влияющие на эффективность работы. Одним из них является сложившаяся в коллективе система взаимоотношений руководителя с подчиненными.
Характер этих отношений, микроклимат в коллективе и его преобладающий настрой имеют решающее значение для достижения успеха в работе всего учреждения.
Этика и этикет играют большую роль в жизни современного общества и являются частью поведенческой культуры. В настоящее время руководители все большее внимание обращают на соблюдение правил этики и этикета, помогающие им продемонстрировать сотрудникам высокий уровень своих деловых, профессиональных и коммуникативных качеств.
Создание делового сотрудничества в коллективе – процесс длительный и сложный. Он зависит в первую очередь от руководителя этого учреждения, его умение организовать совместную деятельность всех сотрудников, тактично оказывать помощь воспитателям в работе с детьми и родителями, в их общественной деятельности, находить индивидуальный подход к каждому сотруднику.
Нравственное качество руководителя, его поведение задают тон взаимоотношениям во всем коллективе. Деятельность руководителя ДОО сложная и многоплановая. В сплочении педагогического коллектива на основе общих целей, задач, содержания работы учреждения – его основная задача. От современного руководителя требуется умение:
— Находить лучшие стороны в работе коллег на основе учета их личностных стремлений.
— Влиять на установление доброжелательных взаимоотношений в коллективе.
— Общаться с сотрудниками (педагогическая этика, деликатность, тактичность, доверительный тон общения и др.).
Все указанные качества являются необходимыми для создания атмосферы доверительного сотрудничества в ДОО.
Педагоги – это, как правило, люди с обостренной потребностью в уважении и самоуважении. Для них очень значимы различные формы морального поощрения, атмосфера добрых взаимоотношений в коллективе. Следовательно, руководителю необходимо учитывать эти особенности, проявлять больше такта, отзывчивости, доброжелательности в общении с педагогами.
Поведение руководителя дошкольного учреждения – своего рода нравственный ориентир, на который должны равняться педагоги. Это обязывает его быть ответственным, безупречно исполнять свой профессиональный долг.
Часто говорят, что коллектив таков, каков его руководитель. В определенной степени это так, ведь тот, кто стоит во главе рабочей группы не редко создает трудовую атмосферу. Его служебные права умножаются на его ответственность. Руководителю необходимо видеть, какие качества и особенности его поведения члены коллектива ценят в нем больше всего, а какие – меньше. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает возможность для успешного общения с окружающими, позволяет не только избежать собственных ошибок в отношениях с людьми, но и исключить проблему непонимания со стороны других участников делового и личностного общения. Успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными знаниями, но и его личностными качествами, способностью наладить контакт и взаимопонимание с подчиненными.
Поведение руководителя дошкольного учреждения – своего рода нравственный ориентир, на который должны равняться педагоги. Это обязывает его быть ответственным, безупречно исполнять свой профессиональный долг.
Рассмотрим личностные (нравственные) качества руководителя, способствующие этичным взаимоотношениям в ходе организации педагогического процесса.
По мнению Э.А. Уткина, ведущей характеристикой личного лика руководителя дошкольного учреждения является нравственная характеристика, которую можно представить в трех измерениях:
Общие нравственные качества:
- патриотизм — преданность Отечеству, приоритет общественных интересов, соблюдение и развитие лучших традиций своего народа;
- гуманизм — уважительное отношение к каждому человеку, ориентация на его личное достоинство, вера в его способность к совершенствованию;
- справедливость — объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость для критики, самокритичность.
Конкретные нравственные качества:
- гражданская совесть — обостренное чувство личной ответственности перед обществом и людьми;
- нравственная воля — умение добиваться цели, завоевывать уважение у людей, самоконтроль;
- профессиональная честность — деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза;
- коллективизм — организованность, дисциплинированность, общительность;
- мужество — смелость, умение переносить личные неприятности и служебные неудачи;
- принципиальность — уважение мнения других, поддержка тех, кто оказался в беде.
Специфические нравственные качества:
- трудолюбие — личный пример отношения к служебным правам и обязанностям;
- скромность — разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам;
- ответственность — единство слова и дела;
- щедрость — бескорыстность, оказание помощи людям.
- оптимизм — вера в свой моральный выбор;
- великодушие — терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды.
В исследованиях Р.Х. Шакурова показано, что педагоги на первое место среди качеств руководителя выдвигают отзывчивость, доброжелательность, принципиальность и тактичность. Столь высокая оценка этих качеств объясняется вероятно тем, что они играют особую роль в удовлетворении морально- психологических потребностей педагогического коллектива.
Отсутствие у руководителя дошкольного учреждения тех либо иных нравственных качеств может приводить к нарушениям во взаимоотношениях с коллегами. Отрицательно действуют на моральный климат в коллективе такие черты руководителя, как высокомерие, обидчивость, тщеславие, грубость, резкость, вспыльчивость, неуравновешенность, черствость и т. д.
Важно отметить, что специфика дошкольного образовательного учреждения состоит в том, что взаимоотношения, которые в нем культивируются, переносятся на детей. Атмосфера в педагогическом коллективе ДОУ, отношения между воспитателями, педагогами и руководителем имеют большое воспитательное значение. Ведь дети, глядя на окружающих их взрослых, осваивают опре деленные этические нормы и ценности, образцы социальных взаимоотношений. Именно в дошкольном возрасте закладываются все черты личности ребенка, в том числе и его нравственные характеристики. Поэтому, осуществляя функцию руководства педагогическим коллективом, руководитель дошкольного учреждения и педагоги должны иметь в виду, что они создают ту среду, в которой дети познают социальную действительность.
Вопросам взаимоотношений в коллективе в нашем ДОУ уделяется особое
внимание. Так, с целью выявления уровней этичных взаимоотношений руководителя с подчиненными в нашем детском саду проводилось анкетирование «Руководитель ДОУ глазами педагогов: оценка личностных качеств». Педагогам для оценки предлагались только те качества, которые, по нашему мнению, оказывают влияние на характер взаимоотношений руководителя с подчиненными. В этой анкете содержатся различные вопросы служебного этикета, которые позволят проанализировать собственное поведение с позиций влияния этикетных норм на служебные отношения.
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, одна из важных задач образования.
Чтобы не отстать от времени, руководитель должен постоянно совер — шенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации руководителя ДОУ предполагает разные формы:
- обучение на курсах (один раз в три года); самообразование;
- участие в методической работе города, района, детского сада.
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах,
способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Руководителю необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.
Темы самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качествен- но новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов, руководителей необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Руководитель может предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.
Руководитель — стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс с условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых — это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:
1. Как эффективно организовать питание в детском саду?
— У нас такие запеканки — ни в одном ресторане такой не подадут. Объедение. А с организацией процесса в разных садах по-разному поступили, где-то свои повара, а закупают только продукты. Но я считаю, что эффективнее аутсорсинг — у нас питание полностью на аутсорсинге, проблем в разы меньше. Подрядчик подводит итоги работы в конце каждого месяца, получает оплату по количеству поставленных порций, в некоторые дни он поставляет больше, в некоторые меньше, в зависимости от того, сколько детей пришло, но это его проблема, не детского сада. И уж точно нельзя перекладывать ответственность за организацию питания на родителей. От родителей требуется сообщить об ограничениях в еде для ребенка, если есть аллергия или какие-то другие медицинские показания. При желании они могут помочь осуществлять контроль, например, принять участие в рейдах на кухню или войти в состав бракеражных комиссий. В комиссии кроме родителей входят сотрудники, медсестры, повар.
Особое внимание надо уделить проведению конкурса по выбору подрядчика. Сначала грамотно составить и разместить документацию на портале. После претендующие организации, их, кстати, было пять в последний раз, в назначенный день, присылают своих представителей, с юристами. Я собираю их здесь, у себя в кабинете. Больше часа зачитываю и конкурсную документацию, и заявки. Если ты не читаешь, не записываешь, как потом спорные вопросы решать? Считаю, это очень важно. Некоторые подрядчики очень формально относятся к подаче заявок, другие, наоборот, обещают золотые горы. Вот вы возьмете нас на питание, и мы вам сделаем ремонт. Второй раз победила у нас ИП Галина Суклемина. Она местный производитель, здесь же работает, в микрорайоне. Конечно, за все, что происходит на кухне, все равно я несу ответственность. Но если бы пришлось выбирать, самой кормить или нанять подрядную организацию, я бы выбрала второе.
2. Поборы незаконны, но родители все равно собирают деньги. Организуют фонды групп, родительские комитеты.
— Я запретила родительские фонды. Никакой информации о них в детском саду быть не должно. Никакого отношения к родительским фондам воспитатели не должны иметь. В этом году запрещаю дарить подарки на выпускной. Все подарки ребенка должны ждать дома, на полочке, хоть золотая цепочка, хоть машинка пластиковая, хоть глобус. А в детском саду им подарят фотографию и диплом об окончании садика, который по традиции вручается заведующей. Заведующая читает дипломы с одинаково торжественным выражением лица и красиво их вручает, пожимая маленькие руки. Всё.
3. Как наладить взаимодействие воспитателей и администрации сада с родителями?
У меня одна группа за 20 дней 70 постов выложила. Количество постов не обязательно. Когда есть ответная реакция от родителей, воспитатели увлекаются.
4. У воспитателей очень маленькие зарплаты?
5. Брендирование муниципального учреждения — зачем это надо?
Сам садик был разноцветный, как детали конструктора, и тут же, совпало, меня позвали на конференцию в Екатеринбург, где Lego Education проводило крупное мероприятие. И все совпало, сошлось — родился наш бренд. Легополис — это территория дошкольного детства: от Лего-конструирования до робототехники.
Читайте также:
- Яшин журавли краткое содержание
- Ковчег марка краткое содержание
- Наш айсберг тает краткое содержание
- Тайна пирамид крапивин краткое содержание
- Ануй приглашение в замок краткое содержание
Список вопросов заведующей при поступлении в детский сад
1 июня 2015 15:35
— Оплата, споры и т.п — когда на что и сколько будут.
— Режим дня (когда приходить(со скольки до скольки), когда завтрак, второй завтрак, прогулка, обед, сон, полдник, ужин, со скольки до скольки забирать). Если не приходить в сад — нужна ли всегда справка
Меня так же интересовало: если спит долго — будят или дают спать и до скольки.
— что едят(примерно меню), докармливают ли, как с аллергенными продуктами для аллергиков(заменить, или свое)
— Кровати: у каждого своя? Белье как часто меняют, что если описался во сне. (нужно приносить пеленку непромокающую).
— Прогулки: кто одевает, раздевает. Учат ли одевать или ребенок уже должен уметь сам. Что если описается на прогулке? Писают ли перед прогулкой.
— Горшок, у каждого свой? как высаживают: дети сами или вылавливают, или по часам. (у кого проблемы с подгузниками до сих пор — этот вопрос задать, всегда или только на прогулку или только на сон, в том числе и с соской — можно ли в сад с соской или нет)
— Занятия: как часто, что делают, сколько по времени.
— дополнительные занятия(физкультура, бассейн, танцы) и т.п.
— Смотрят ли мультики и сколько раз и сколько по времени. какие
— Медосмотр: проверка утром каждого ребенка осуществляется или нет., ходят ли больные дети в сад.
— логопед и др специалисты.
— прививки: только с разрешения, без уведомления не ставят ли.
— на каком этаже(это важно для ясельной группы), тепло ли, (есть ли подогревающиеся полы, или ходят зимой в свитерах).
— сколько воспитателей в группе, нянечек(их опыт, стаж, что могут о них рассказать, познакомится), сколько детей в группе, успевают ли за всеми следить.
— что должен уметь обязательно и желательно ребенок идя в сад(есть ли такие пункты)
— адаптация: сколько времени первый раз, как долго длится это время(если ли срок или по ребенку смотрят), присутствие мама в саду первое время. Вызывают ли маму если ребенок требует маму и ни как не отвлекается.
=========================================
вопросы риторические т.е те на которые ответит сама себе мама просмотрев сад и площадку своими газами:
— хороший забор, без дырок и высокий — безопасность садика, возможность проникновения посторонних.
— как выглядят группы(комнаты, спальни),
— как выглядят прогулочные места(площадки)
=====================
Пишите ваши вопросы, дополню.
Комментарии
1 сентября дети пошли не только в школу, но и в детский сад. Оправдал ли сад, в который вы начали водить ребенка, ваши ожидания? Довольны ли тем, как происходит адаптация ребенка? Возможно, что-то пошло не так, как вы рассчитывали, и вам надо разобраться в своих ощущениях? Может быть, вы именно сейчас заняты организацией присмотра за ребенком? Сегодняшние советы помогут посмотреть на ясли и детский сад со стороны.
Выбирая между семейным или частным детским садом, группой кратковременного пребывания или обычным садиком, заранее узнайте как можно больше о каждом варианте. Позвоните в несколько детских садов, спросите, можно ли провести у них в группе около часа. Обратите внимание на то, была ли у вас возможность во время визита поговорить с директором учреждения и задать ему несколько вопросов.
Детский сад: 7 вопросов заведующей или воспитателю
- Присматривает ли за группой детей один и тот же воспитатель? Он ли меняет детям памперсы, кормит их и укладывает спать?
Принцип «одна группа — один воспитатель» играет важную роль, потому что он дает ребенку возможность развить привязанность к одному значимому взрослому. Этому основному воспитателю могут помогать другие, с которыми ребенок тоже познакомится, но важно, чтобы роль каждого из взрослых была четко определена. Для ребенка неполезно, когда о нем заботится череда постоянно меняющихся людей (каждый со своим характером) или студенты-стажеры, которые «практикуются» на вашем малыше. - Сколько детей приходится на одного воспитателя?
Идеально, когда один взрослый несет ответственность не более чем за четырех детей. Невозможно обеспечить внимательный уход за бoльшим количеством детей одновременно. - Сколько детей находится в каждой комнате?
В каждой комнате должны размещаться маленькие группы детей — лучше всего четыре, но не более шести человек. Когда в одном помещении находится много детей, даже если за ними присматривают несколько взрослых, становится так шумно, что обстановка просто не может быть уютной и умиротворяющей. - По какому принципу дети объединяются в группу?
В идеале в группу должны входить дети, близкие по возрасту (плюс-минус несколько месяцев) и степени развития крупной моторики. Когда малышей, которые еще не ползают, помещают в одну комнату с детьми, начинающими ходить, малыши не могут расслабиться, потому что дети постарше быстро передвигаются вокруг них. Старших в этом случае нужно ограничивать в движении, чтобы защитить маленьких. Кроме того, затруднительно обеспечить безопасную игровую зону и игровые предметы, которые подходят для смешанной группы, не жертвуя чем-либо. Группы разновозрастных детей отлично подходят для малышей в возрасте трех-шести лет, которые хорошо умеют ходить и бегать, но не для младенцев или детей, которые только начинают ходить. - Останется ли ребенок в своей группе, когда достигнет определенного возраста или этапа развития?
В группе трехмесячных младенцев все будут лежать на спине. Но дети развиваются каждый в своем темпе. Некоторые начнут ползать на несколько недель раньше, чем другие, а один из них может начать ходить на пару месяцев быстрее остальных. К этому моменту у каждого ребенка установились отношения с воспитателем и другими детьми в группе, они стали его «семьей вне дома».
Поэтому для малыша лучше оставаться в одной и той же группе на протяжении всего пребывания в детском саду, чем переходить в новую группу, когда он начнет ползать или ходить или достигнет определенного возраста. - Если группа меняет статус и, соответственно, помещение, остается ли вместе с ней ее воспитатель?
Если малыши приходят в детский сад и оказываются в комнате младшей ясельной группы и затем переходят в комнату старшей ясельной группы, чтобы в конце концов оказаться в комнате младшей группы детсада, лучше воспитателю перемещаться из комнаты в комнату вместе с детьми, чем детям всякий раз привыкать к новым воспитателям в каждой комнате. Это называется непрерывностью ухода за ребенком. - Есть ли игровая зона на улице?
Для эмоционального и физического благополучия детям очень важно проводить время на улице, где они могут наблюдать за облаками, проплывающими мимо, бегать и забираться на лесенки и горки.
Детский сад: ваши впечатления. 11 вопросов самому себе
Прежде чем вы получите ответы на все эти вопросы, у вас уже сложится определенное впечатление о центре. Оно появится, лишь только вы перешагнете его порог. Чувствуете ли вы умиротворение и уют, или вокруг шум и суета? Говорят ли взрослые тихими голосами, или они перекрикиваются друг с другом и с детьми через всю комнату? Есть ли здесь безопасная зона, где малыш сможет спокойно поиграть один? Какие здесь игровые предметы — пассивные или активные и шумные?
Как вам кажется, дети увлечены игрой? Они довольны, счастливы? Уделяет ли воспитатель внимание детям, выглядит ли он радостным? Может быть, он погружен в свои мысли или болтает с другим воспитателем?
Позволяют ли взрослые детям спокойно поиграть, или они прерывают их ненужными комментариями? Если ребенок плачет, как реагирует воспитатель? Как проходит смена памперса: разговаривает ли воспитатель с малышом, или дает ему что-нибудь, чтобы отвлечь?
На все это стоит обращать внимание, но помните и о том, что присмотр за несколькими детьми в течение целого дня — очень сложная работа, а идеальных детских садов не существует. Если у вас сложилось хорошее впечатление от увиденного, если вам кажется, что воспитатели хорошо заботятся о детях и любят свою работу, это добрый знак. Смотрите на все критически, но понимайте, что невозможно найти детсад без недостатков.
Если детский сад организует посещение воспитателями своих будущих питомцев, это отличная возможность для вас и вашего малыша начать знакомиться с воспитателем в привычной обстановке, прежде чем ребенок отправится в детский сад. Если это невозможно, поинтересуйтесь, как они организуют процесс адаптации детей к детскому саду. Идеально, если вы сможете провести с ребенком в группе по крайней мере первые пару недель. Это позволит вам обоим познакомиться с воспитателем и другими сотрудниками детского сада и освоиться в новой обстановке.
Мелани, воспитатель: опыт работы в хорошем детском саду
Мне посчастливилось: первый опыт работы в детском саду я получила в центре, где широко использовалась методика «Воспитывай наблюдая». Тогда я этого не осознавала, я даже не знала о существовании этого метода, но понимала, что мне очень нравится моя работа, и чувствовала покой… которого я совсем не ждала, собираясь трудиться в помещении, где полным-полно детей! Хотя в этом детском саду в одной комнате находилось по 12 малышей, мы использовали принцип «одна группа — один воспитатель», и я открыла для себя ценность налаживания глубоких, чутких отношений с каждым из трех детей в моей группе и с их родителями.
Конечно, бывали моменты, когда все дети кричали одновременно, но, если все воспитатели спокойны, умиротворены и понимают ситуацию, атмосфера комнаты, полной плачущих детей, очень отличается от обычной.
Работа в таком детском саду поначалу вытолкнула меня из зоны комфорта. Меня проинструктировали, что нужно просто сидеть и наблюдать, как ребенок старается забраться на горку, и это сложно… Я действительно жаждала помочь! Но меня научили замечать разницу между ребенком, который пытается что-то сделать и добивается результата, и ребенком, который прилагает усилия и просит о помощи.
Когда ребенок плачет, нужно было не подскакивать к нему в ту же секунду, а двигаться медленно и спокойно… избегать фразы «Все в порядке!», не пытаться его отвлечь или подразнить, чтобы он перестал плакать. Мне объяснили, что нужно просто сесть и наблюдать, как дети играют, вместо того чтобы пытаться вовлечь их в игру.
Я всегда предупреждала ребенка, прежде чем взять его на руки, и рассказывала ему о том, что я делаю. К некоторым вещам привыкнуть было легче, к другим — сложнее, но, я думаю, эти маленькие правила научили меня двигаться медленнее, наблюдать и реально оценивать возможности ребенка. Я стала относиться к каждому из них как к личности.
Properm.ru уже познакомил читателей с детским садом для детей — он называется «Легополис» и находится в Перми, в микрорайоне Железнодорожный.
У детского сада «Легополис» нет другого финансирования, кроме «подушевого», по формальным признакам он обычный муниципальный садик, но есть отличная команда во главе с заведующей Татьяной Дубоенко. Есть бренд «Легополис», название которого говорит само за себя — здесь детей ждет техническое творчество.
Детский сад активно участвует в конкурсах, поэтому получает дополнительное финансирование от министерства образования Пермского края в виде наборов для технического творчества, конструкторов, панелей, 3D принтера. Каждый год примерно на 500 тыс. рублей. Таким образом осуществляется поддержка детских садов в рамках проекта «Детский техномир». Заведующей детского сада «Легополис» мы решили задать пять откровенных вопросов, волнующих и родителей воспитанников детских садов, и воспитателей, и, наверное, даже руководителей департамента и министерства образования. Про правильное питание, поборы, эффективное взаимодействие с родителями, зарплаты воспитателей и брендирование муниципального учреждения.
1. Как эффективно организовать питание в детском саду?
— У нас такие запеканки — ни в одном ресторане такой не подадут. Объедение. А с организацией процесса в разных садах по-разному поступили, где-то свои повара, а закупают только продукты. Но я считаю, что эффективнее аутсорсинг — у нас питание полностью на аутсорсинге, проблем в разы меньше. Подрядчик подводит итоги работы в конце каждого месяца, получает оплату по количеству поставленных порций, в некоторые дни он поставляет больше, в некоторые меньше, в зависимости от того, сколько детей пришло, но это его проблема, не детского сада. И уж точно нельзя перекладывать ответственность за организацию питания на родителей. От родителей требуется сообщить об ограничениях в еде для ребенка, если есть аллергия или какие-то другие медицинские показания. При желании они могут помочь осуществлять контроль, например, принять участие в рейдах на кухню или войти в состав бракеражных комиссий. В комиссии кроме родителей входят сотрудники, медсестры, повар.
Ежемесячно проводим оперативки, на которых со старшими по корпусам подводим итоги, обсуждаем изменения блюд. Каждый воспитатель хотя бы раз в месяц заполняет карту контроля питания. Блюдо на столе ребенка оценивается по десятибалльной системе. В последнем столбике воспитатель пишет свои комментарии и пожелания. После введения этих карт, мне стало удобнее работать с подрядчиком. Например: «Блюдо было вкусное, но дети плохо едят тушеную капусту». Экспериментируем с организаторами питания: то котлетка из капусты, то запеканка, то шницель, все равно хуже всего дети едят капусту и в целом тушеные овощи. Но есть нормы и требования СанПинов, дети должны съедать определенное количество граммов овощей в день.
Особое внимание надо уделить проведению конкурса по выбору подрядчика. Сначала грамотно составить и разместить документацию на портале. После претендующие организации, их, кстати, было пять в последний раз, в назначенный день, присылают своих представителей, с юристами. Я собираю их здесь, у себя в кабинете. Больше часа зачитываю и конкурсную документацию, и заявки. Если ты не читаешь, не записываешь, как потом спорные вопросы решать? Считаю, это очень важно. Некоторые подрядчики очень формально относятся к подаче заявок, другие, наоборот, обещают золотые горы. Вот вы возьмете нас на питание, и мы вам сделаем ремонт. Второй раз победила у нас ИП Галина Суклемина. Она местный производитель, здесь же работает, в микрорайоне. Конечно, за все, что происходит на кухне, все равно я несу ответственность. Но если бы пришлось выбирать, самой кормить или нанять подрядную организацию, я бы выбрала второе.
2. Поборы незаконны, но родители все равно собирают деньги. Организуют фонды групп, родительские комитеты.
— Я запретила родительские фонды. Никакой информации о них в детском саду быть не должно. Никакого отношения к родительским фондам воспитатели не должны иметь. В этом году запрещаю дарить подарки на выпускной. Все подарки ребенка должны ждать дома, на полочке, хоть золотая цепочка, хоть машинка пластиковая, хоть глобус. А в детском саду им подарят фотографию и диплом об окончании садика, который по традиции вручается заведующей. Заведующая читает дипломы с одинаково торжественным выражением лица и красиво их вручает, пожимая маленькие руки. Всё.
Про закупки канцтоваров и прочего. Два раза в год детский сад покупает канцтовары, это оптимальное количество оптимального качества цветной бумаги, картона, клея, пластилина, красок и так далее. Я собираю запросы воспитателей, чего им не хватает для образовательного процесса, что нужно, что закончилось. И покупаю не все, что они написали, а усредненный вариант. А родители читают в отчете: «В детский сад в сентябре куплено канцтоваров на 242 тыс. рублей. На вашу группу куплено четыре пачки бумаги для копировального аппарата, 25 наборов цветной бумаги, 25 пачек картона, карандаши цветные, клей, краски, гуашь». И я всегда родителям объясняю: «Я покупаю минимум, при котором ваш ребёнок справится с программой. Этого достаточно и хватит для того, чтобы всё было хорошо, вы были готовы к школе». Я не буду покупать бархатную цветную бумагу или влажные салфетки, это выходит за рамки необходимого. Также практикую для родителей «напоминалочки» — это объявления о том, что выдается помощнику воспитателя в месяц (сколько мыла, туалетной бумаги, чистящих и моющих средств). Это помогает избежать ненужных вопросов.
3. Как наладить взаимодействие воспитателей и администрации сада с родителями?
— Общаться. Причем утром и вечером общаться надо с детьми, а не с родителями. А с родителями — в остальное время, отчасти социальные сети справляются с этой задачей. У всех групп детского сада есть свои закрытые группы в социальной сети ВКонтакте, всего 23 группы, я есть в каждой. Ну, где будет интересно присутствовать родителям? Там, где вопросы денег обсуждают или там, где рассказывают о занятиях, о том, чем сегодня их дети занимались? Во-первых, мы отвлекаем родителей от ими же созданных групп, в которых они часто, ну давайте честно, сплетничают и конфликтуют. Во-вторых, мы рассказываем о том, чем дети на самом деле занимаются в детском саду: не на стульчиках сидят, не в углах стоят, а играют, развиваются, познают мир. В-третьих, мне облегчает задачу контроля наличие этих групп. Я вижу настроение и воспитателя, и детей, и родителей, вижу их активность. Мне говорят: «Как успеваешь?», да элементарно, я могу в выходной сесть перед телевизором, новости идут, я быстро 23 группы пробежала, своё объявление выложила. Наличие такой группы отнимает время у воспитателя? Да, поэтому плюс пять баллов к стимулирующим выплатам. Научить писать посты? Да, нужно, это не так просто. Зато потом — такая отдача!
У меня одна группа за 20 дней 70 постов выложила. Количество постов не обязательно. Когда есть ответная реакция от родителей, воспитатели увлекаются.
Пример поста: «Сегодня мы собрали долгожданный урожай с огорода детского сада! На вопрос: «Можно ли собирать зеленые помидоры?» дети дали однозначный ответ: «Нет!» Ребята уже взрослеют и начинают сомневаться в словах взрослых. Даже после объяснения, что помидоры можно срывать зелеными, затем они станут оранжевыми или желтыми, а только потом — красными, ребята сомневались. Читалось в их глазах: «Как такое может быть? Что-то не то говорит воспитатель!» Придется ждать, когда созреют помидоры на окне. Иначе не будут больше доверять словам воспитателя.
PS: Кроме этого, дети удивились, что мы не нашли на огороде клубники. Кто же, интересно, ее собрал?»
Родители с интересом следят, что дети говорят, как себя ведут, кто как дежурил. Воспитатели выкладывают фотографии с занятий, обсуждают то, что действительно важно, а не глобусы или машинки покупать на Новый год. Интересные и значимые события я прошу выкладывать в сети Facebook на официальной странице детского сада.
Часть вопросов взаимоотношений с родителями я снимаю за счет этих групп. И ведь все остальные педагоги в этих группах состоят: и музыкальные работники, и педагог по физкультуре, и преподаватель робототехники. Там же публикуем табель посещаемости, все могут сверить количество смен, посещений платных услуг, найти информацию о платных услугах. Этот ресурс мы используем максимально.
4. У воспитателей очень маленькие зарплаты?
— В нашем саду средняя зарплата 31,8 тыс. рублей в месяц. У кого-то выходит 23 тыс. рублей, у кого-то до 50 тыс. рублей доходит. У воспитателей есть возможность зарабатывать стимулирующие: принимать участие в конкурсах, проектах, проводить платные занятия и другое. Много конкурсов проводит департамент, а можно свой придумать и предложить департаменту.
В нашем детском саду нет договоров гражданско-правового характера, все в штате. Даже с теми, кто приходит вести платные образовательные услуги, мы заключаем трудовой договор, без стимулирующих, в договоре предусмотрен объем услуг, количество часов, детей. Например, хореограф ставит танцы на какие-то конкурсы за определенную сумму, остальное они должны заработать сами. Эта платная услуга должна «заработать» в месяц не меньше 30 -35 тыс. рублей, так как средняя зарплата 31,8 тыс. рублей. Если я понимаю, что заработает человек столько, спокойно ввожу его в штат.
5. Брендирование муниципального учреждения — зачем это надо?
— Руководителю этого учреждения (до меня) нужно было придумать бренд в духе «хоть Путина привози». Я утрирую, но бренд для муниципального учреждения очень важен. Это же идея, философия, особый смысл, который передается, пусть не сразу, но всем: и работникам, и родителям, и детям.
Мой предыдущий детский сад, где я была заведующей, был забрендирован мной как «детский сад без стен». Нужно было позиционировать его именно так. Детский сад находился в отдалённом районе — Крыму, а идея заключалась в том, что да, мы далеко от центра, но у нас всё есть, и мы открыты, мы не замкнулись тут сами в себе на окраине города.
Бренд должен быть открытым и понятным, содержательным, он несет главную смысловую нагрузку. Бренд «Легополиса» появился не сразу, были другие варианты. Чтобы понять, что сейчас нужно и важно, надо абстрагироваться от конкретных стен и конкретного учреждения. Вот представьте, в 2030 году будут жить, и управлять страной дети, которые сейчас ходят в сад. Что им нужно? Современные информационные технологии, конечно. Ведь такого движения не было раньше, развитие происходило гораздо медленнее. Но технологии не в плане компьютеры и гаджеты, а технология как процесс — вот что нужно объяснять детям, во что нужно с ними играть.
Сам садик был разноцветный, как детали конструктора, и тут же, совпало, меня позвали на конференцию в Екатеринбург, где Lego Education проводило крупное мероприятие. И все совпало, сошлось — родился наш бренд. Легополис — это территория дошкольного детства: от Лего-конструирования до робототехники.
с заведующей поговорить нужно, дабы попытаться понять что она за человек: как общается, какие требования выдвигает к воспитателям, какие у нее есть принципы… приведу пример: есть деспотичная зведующая, которая всегда на повышенных тонах говорит с родителями и стоит за своих воспитателей спиной, что видим в садике детей строят, а гуманные воспитатели не могут с ней сработаться., но садик считается хорошего уровня, но елси деть сам ничего не рассказывает, вы видите только блестящую сторону…
другой пример: молоденькая заведующая, которая не определилась в стиле, как результат воспитатели в основном мало занимаются с детишками, показывают им мультики, ругаются на них, и все свешено на воспитателей ( все заявления от родителей, работа с родителями, можно даже к заведующей не идти, она плохо разрешает конфликты).
еще есть какое то положение, по которому нет сейчас единой программы занятий, а занятия выдумывает и проводит воспитатель исходя из требований-возможностей детей группы… и все по разному это осуществляют… а что думает заведующая?
еще вопрос: как осуществляет контроль больных детей на входе в сад и что происходит если оказался в группе больной ребенок? многим же без разницы, некоторые более требовательны…