Вопросы классному руководителю по классному руководству

Спутники сайта

Банк ответов на актуальные вопросы классного руководителя

Проект «1000 и 1 совет» молодому учителю (Банк ответов на актуальные вопросы)

Учителю Классному руководителю Администратору

И в шутку и всерьез

Задать вопрос

Вернуться

  1. Каковы основные функции классного руководителя и кто может оказать помощь начинающему классному руководителю?
  2. Что такое и для чего нужен протокол родительского собрания?
  3. Как составить протокол родительского собрания?
  4. Как классному руководителю убедить родителей в необходимости прохождения ребенком ПМПК?
  5. Что относится к понятию «несовершеннолетний,  находящийся в социально-опасном положении»?
  6. Обязана ли школа выявлять неблагополучные семьи и детей, которые живут в таких семьях?
  7. Должен ли классный руководитель посещать семью обучающегося, находящуюся в социально-опасном положении?
  8. Какие шаги должен предпринять классный руководитель в работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении?
  9. Можно ли привлечь обучающихся к дисциплинарной ответственности за неисполнение или нарушение устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка и др.? Как при этом не нарушить права ребенка?
  10. Как правильно вести классный журнал?

Инфографика: источник https://vk.com/album-67234338_189428378

Ответы на актуальные вопросы классного руководителя

1. Каковы основные функции классного руководителя и кто может оказать помощь начинающему классному руководителю?
Функции классного руководителя определены Методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21). Помощь начинающему классному руководителю в образовательной организации может оказать руководитель методического объединения классных руководителей, наставник. Однако, Ваша активная позиция и желание стать самым «классным классным» — залог успеха. Учитесь у лучших, изучайте опыт коллег, любите детей, сотрудничайте с родителями и у Вас все получится!

2. Что такое и для чего нужен протокол родительского собрания?
Протокол школьного собрания родителей так же, как и протокол любого другого собрания, является документом, где зафиксированы все ключевые вопросы проведенного мероприятия. Впоследствии, если возникнут разногласия или споры о сути рассмотренных на собрании вопросов, к протоколу можно обратиться за помощью. Подробнее>>

3. Как составить протокол родительского собрания?
Как любой протокол, протокол родительского собрания должен содержать: название документа; дату и место проведения встречи; перечисление присутствующих на собрании участников; повестку дня мероприятия; результаты рассмотрения каждого из заявленных вопросов; подписи ответственных лиц. Подробнее>> Шаблон протокола.

4.Как классному руководителю убедить родителей в необходимости прохождения ребенком ПМПК?
Самая первая и главная задача педагогов – это показать родителям, что определённые проблемы в обучении, развитии ребёнка существуют на самом деле, и мотивировать как можно скорее начать их решать всеми возможными методами. Этот шаг – самый важный, и без него движение дальше по пути помощи ребёнку просто невозможно. Подробнее>>>

5. Что относится к понятию «несовершеннолетний,  находящийся в социально-опасном положении»?
Согласно Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования от 28.07.2004 г. №47) к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

  • воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
  • вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
  • являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
  • пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
  • оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

6. Обязана ли школа выявлять неблагополучные семьи и детей, которые живут в таких семьях?

На организацию, которая осуществляет образовательную деятельность (школа) возлагается обязанность (ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»):

  • выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам;
  • выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении, оказывать им помощь в воспитании и обучении детей;
  • оказывать помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, либо проблемы в обучении;
  • осуществлять систематический контроль за посещением занятий обучающимися;
  • вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации (Письмо Министерства образования РФ от 21.03.2002 г. № 419/28-5).

7. Должен ли классный руководитель посещать семью обучающегося, находящуюся в социально-опасном положении?
Такая обязанность классного руководителя на федеральном уровне не прописана. В основном такую деятельность ведут органы по делам несовершеннолетних и защите их прав. В письме Минобрнауки России от 21.06.2001 № 480/30–16 «О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» отмечается, что работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, определяется исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания. Классный руководитель должен работать с семьей, обеспечивая связь школы и семьи, устанавливая контакты с родителями обучающихся, оказывая помощь родителям в вопросах воспитания, обучения. Осуществлять контакт с родителями можно, проводя беседы, организуя консультации с родителями обучающихся (Приказ Минобрнауки России от 3.02.2006 № 21). Если положительной динамики после постановки семьи на внутришкольный учет не наблюдается, то социальный педагог совместно с классным руководителем должны известить органы опеки и попечительства о том, что ребенок находится в социально-опасной семье.

8. Какие шаги должен предпринять классный руководитель в работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении?
Если родители не уделяют должного внимания ребенку в том, чтобы он получил основное общее образование, не контролируют посещаемость ребенком школы, не знают, где находится ребенок, жестоко относятся к нему, используют при воспитании методы психического насилия, то это может стать поводом к тому, чтобы классный руководитель поставил социального педагога или органы опеки в известность о том, что родители не исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка.
Порядок действий педагога в работе с детьми, находящихся в социально-опасном положении:

  1. Выявление учащихся и семей, находящихся в социально опасном положении.
  2. Постановка семьи, имеющей ребенка, находящегося в социально опасном положении на ВШУ.

На внутришкольный учет могут поставить следующие семьи:

  • семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в школе;
  • семьи, состоящие на учете в ОВД, социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних.
  • Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социального педагога).
  • В представлении должны быть обоснованы причины постановки семьи на внутришкольный учет, акт обследования материально-жилищных условий.
  • На каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карточка учета семьи, копия которой находится у заместителя директора по воспитательной (социальной) работе.
  • Классный руководитель (воспитатель/социальный педагог) составляет план индивидуальной профилактической работы с семьей, ведет карту индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения семьи. Эта работа ведется с участием сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства.
  • Заместитель директора по воспитательной (социальной) работе ежеквартально (до 5 числа первого месяца следующего квартала) осуществляет сверку данных об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в органах внутренних дел и социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • Снятие с внутришкольного учета обучающихся или семей осуществляется по решению Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе, классного руководителя (воспитателя, социального педагога).

9. Можно ли привлечь обучающихся к дисциплинарной ответственности за неисполнение или нарушение устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка и др.? Как при этом не нарушить права ребенка?
В каждой школе есть ученики, которые постоянно нарушают дисциплину. С ними и их родителями проводится разъяснительная работа. Если беседы о хорошем поведении не помогают, администрация школы применяет к нарушителям более строгие меры воспитания, в т. ч. привлекает их к дисциплинарной ответственности. Действовать в этом случае нужно исключительно в рамках законодательства. Подробнее>>

10. Как правильно вести классный журнал?
Классный журнал является документом, относящимся к учебно-педагогической документации образовательной организации, реализующих общеобразовательные программы. Его ведение обязательно. В классном журнале фиксируются уровень освоения обучающимися образовательных программ, уровень обученности школьников, посещаемость ими учебных занятий. Подробнее>>

Главное

Конкурс на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры и на звание «Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры»

Яндекс.Метрика

«Разговоры
о важном»: система работы классного руководителя (куратора)
Промежуточная аттестация 3

Зеленым цветом правильные ответы

Задание 1/10

Соотнесите направления воспитания и
целевые ориентиры, описанные в примерной рабочей программе воспитания для
общеобразовательных организаций, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня
2022 г. № 3/22):

Направление
воспитания

А патриотическое

Б духовно-нравственное

В экологическое

Г ценности научного познания

Целевые
ориентиры результатов воспитания

1 выражающий готовность
оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учетом
осознания последствий поступков

2 демонстрирующий навыки
критического мышления, определения достоверной научной информации и критики
антинаучных представлений

3 сознающий причастность к
многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству,
российскую культурную идентичность

4 применяющий знания
естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в
быту, общественном пространстве

Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Задание 2/10

Выберите вариант правильной
последовательности пропущенных слов:

Единство формирования ценностных
ориентаций у обучающихся основано на … внеурочных занятий «Разговоры о
важном», урочной деятельности и воспитательных мероприятий и обеспечивается …
, использованием… , применением… , в том числе организацией проектной
деятельности:

проведении,
соблюдением норм и правил, принципов воспитания, педагогических технологий

взаимосвязи,
тематикой внеурочных занятий, воспитательного потенциала при изучении учебных
предметов, педагогических технологий

подготовке,
нормативными правовыми актами, средств обучения и воспитания, педагогических
технологий

Задание 3/10

В соответствии с примерной рабочей
программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22),
реализация воспитательного потенциала классного руководства может предусматривать
(выберите все верные ответы):

Планирование
и проведение классных часов

Учет
целевых результатов воспитания при планировании уроков и внеурочных занятий

Организацию
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными
потребностями, способностями

Сплочение
коллектива класса через игры и тренинги на командообразование

Проведение
курсов финансовой грамотности

Изучение
особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением
в специально создаваемых педагогических ситуациях

Привлечение
родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и
проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной
организации

Задание 4/10

Что включают в себя комплекты
материалов, рекомендованных к использованию на внеурочных занятиях «Разговоры о
важном» (выберите все варианты ответа):

Видеоматериалы

Методические
рекомендации

Презентационные
материалы

Интерактивные
задания

Контрольно-измерительные
материалы

Сценарий
занятия

Задание 5/10

Установите соответствие:

А Тембр

Б Темп речи

В Мимика

Г Дикция

Д Жесты

1 вербальные

2 невербальные

Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Задание 6/10

Соотнесите возраст обучающегося с
особенностями коммуникации в данном возрасте:

А Младший школьный возраст

Б Средний школьный возраст

В Старший школьный возраст

1 Стремление к признанию и
защищенности усиливает потребность в общении, однако также увеличивает и
склонность к обособлению, уединению. К общению со взрослыми обращается в
ситуации затруднительности принятия самостоятельного решения. В педагогах ценит
такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному
отклику, а также уровень знаний и качество преподавания

2 В общении с ровесниками не
боится проявлять эмоции, ведет себя раскрепощенно: громко смеется, кричит,
визжит, может кривляться, обзываться, дразниться. С людьми старшего возраста
ведет себя более сдержанно

3 Активно овладевает навыками
общения, устанавливает дружеские контакты. Отношение к сверстникам определяет
через отношение к ним взрослых, в первую очередь учителя. Испытывает потребность
во внимании, уважении и сопереживании, ему важно чувствовать свою ценность и
неповторимость

4 Общение со взрослым
складывается позитивно, если взрослый выступает в качестве друга. Общение со
сверстниками имеет большую ценность в определении статуса среди ровесников.
Групповое общение нередко способствует возникновению проблемы отверженности

Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Задание 7/10

Соотнесите функции взаимодействия
образовательной организации и семьи с их задачами:

А Информационная функцияhttps://education.apkpro.ru/courses/954/stage/12066

Б Просветительская функция

В Координационная функция

Г Корректирующая функция

Д Прогностическая функция

https://education.apkpro.ru/courses/954/stage/12066

1 Постоянный обмен информацией
между классным руководителем, учителями-предметниками и родителями о ситуациях
развития и обучения ребенка

2 Привлечение к проблемам
семьи разных специалистов (психологи, социальные педагоги и др.) и направление
их усилий на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы

3 Обеспечение субъектов
образовательных отношений новейшей научной информацией о семье как
педагогической системе, подходах, методах и формах работы с ней

4 Формирование понимания
траектории развития личности ребенка и совместное с родителями планирование
перспективы этого развития

5 Осуществление коррекции
семейных отношений в сотрудничестве с родителями и детьми с привлечением
необходимых специалистов

Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Задание 8/10

Выберите наиболее точное определение
педагогической технологии:


Набор конкретных способов упорядоченной взаимосвязанной деятельности
обучающегося


Осознанный выбор педагогом в своей профессиональной деятельности определенной
системы ценностей, целей, принципов, методов, соответствующий требованиям
принятой образовательной парадигмы


Алгоритм организации обучения от постановки целей и проектирования (отбора)
содержания до методов и средств достижения планируемых результатов


Организация процесса обучения, предполагающая активную познавательную
деятельность обучающихся

Задание 9/10

Выберите из представленных все
критерии, характеризующие общение как вид взаимодействия:

Проявление
внимания и интереса к словам и действиям участника(ов)

Отсутствие
инициативы у участников

Стремление
привлечь к себе внимание партнера

Чувствительность
собеседника к отношению, которое проявляет к нему партнер

Преобладание
монологической речи

Проявляемая
самодостаточность участников

Эмоциональное
отношение к участникам

Преобладание
в речевой коммуникации формулы «вопрос-ответ»

Задание 10/10

Выберите все признаки эффективной
коммуникации классного руководителя (куратора) с родителями:

Наличие
общих целей, задач

Решение
проблемных ситуаций за счет внутренних резервов

Регламентация
коммуникативных действий

Отсутствие
обратной связи

Отражение
межличностных отношений в сообщениях

Минимизация
искажений передаваемой информации

Многоканальность
и вариативность связи

Вопросы

Ответы учителя

1

Кто является участником образовательного процесса необходимого для успешного решения вопрос обучения и развития личности ученика?

Работа классного руководителя – это целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребёнка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, а именно: администрации школы и учителей – предметников социального педагога и педагога-психолога медицинского работника и школьного библиотекаря и родителей педагогов дополнительного образования школы и других общественных организаций.

2

Какие необходимые условия для работы классного руководителя создает администрация общеобразовательного учреждения?

Администрация общеобразовательного учреждения создаёт классному руководителю необходимые условия для работы: материально-техническое и методическое обеспечение организуемого им учебно-воспитательного процесса, оказывает консультативно-методическую и психолого-педагогическую помощь, организует повышение квалификации и профессионального мастерства через курсовую подготовку, методические семинары, работу школьных методических объединений.

3

Как происходит взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками?

Классный руководитель знакомится с требованиями к изучаемому предмету, осуществляет систематический контроль успеваемости учащихся по предмету, посещает уроки, организует помощь слабоуспевающим школьникам, своевременно информирует учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся и особенностях семей, обеспечивает взаимодействие родителей и учителей-предметников для решения учебных проблем. Проводятся индивидуальные беседы, консилиумы, мини-педсоветы, родительские собрания с участием учителей-предметников. Одной из результативных форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников является педагогический консилиум, на котором может идти речь как об отдельном ученике, так и о классном коллективе.

4

Как происходит взаимодействия классного руководителя с педагогом-психологом?

Происходит обмен информацией, касающейся жизнедеятельности обучающихся. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить детям, не обидеть их родителей. Педагог-психолог оказывает консультационную помощь классному руководителю в работе с проблемными семьями, по проведению конкретного родительского собрания или беседы с родителями. Выходит на совещания с целью методического обеспечения классных руководителей психологическими техниками, информирует о результатах проводимой работы.

5

Обращается ли классный руководитель за помощью к педагогу-психологу?

Конечно, классный руководитель обращается за помощью к педагогу-психологу по поводу поведения, развития или обучения такого ученика в моменты, когда возникли проблемы.

6

С чего начинается сотрудничество с педагогом-психологом? Чему способствует совместная систематическая работа педагога-психолога и классного руководителя?

Сотрудничество начинается с планирования работы в группе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год. Совместная систематическая работа педагога-психолога и классного руководителя по всем способствует благоприятному развитию личности школьника и класса в целом, умению работать в команде; добиться положительной динамики в работе. Совместно с педагогом-психологом классный руководитель проводит диагностику развития личности учащегося и ученического коллектива, составляет диагностическую карту класса и индивидуальное портфолио ученика. На основе полученных данных решает вопрос о необходимости коррекционно-развивающей работы как с отдельными учащимися, так и с классным коллективом в целом.

7

Как происходит взаимодействие классного руководителя с педагогом дополнительного образования?

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Совместно с педагогом дополнительного образования используем многообразие систем дополнительного образования для расширения познавательных, творческих способностей своих учеников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения.

Классный руководитель способствует вовлечению учащихся в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

8

Как происходит взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом?

Классный руководитель является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке.

9

В начале каждого года классный руководитель заполняет социальный паспорт класса, что он отражает?

В школе классные руководители в начале каждого учебного года заполняют социальный паспорт класса, в котором отражают количество неполных семей, малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, количество детей оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, проживающих не с родителями, инвалидов, детей с девиантным поведением, детей из семей чернобыльцев и детей из семей родителей-инвалидов. Все эти данные затем составляют социальный паспорт школы и банк данных различных категорий семей и учащихся.

10

Цель взаимодействия и сотрудничество классного руководителя с социальном педагогом?

Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у учащегося проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Социальный педагог работает в тесном сотрудничестве с классным руководителем. Они призваны быть посредниками между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

11

Как происходит взаимодействие классного руководителя с библиотекарем?

Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека, с помощью которой успешно развиваются интерес к учению и познавательная активность учащихся, формируются исследовательские умения учеников и любовь к книге, отношение к нравственным идеалам и этическим нормам поведения. Школьный библиотекарь оказывает помощь классному руководителю в подборе материала к классным часам, знакомит с новыми поступлениями периодических изданий газет и журналов, организует выездные книжные выставки, проводит с учащимися беседы, конкурсы, библиотечные уроки, устные журналы, КВНы.Классный руководитель совместно со школьным библиотекарем занимается информационной подготовкой школьников в вопросах культуры здоровья, используя различные формы массовой пропаганды здорового образа жизни: организацию лекций, мероприятий, семинаров, публикации в газетах, журналах и другие.

12

Как происходит взаимодействие классного руководителя с медицинскими работниками школы?

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинского работника образовательного учреждения. Такой информацией для классного руководителя является листок здоровья с рекомендациями врача. Проводится профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев, беседы по профилактике различных заболеваний, осуществляется контроль по соблюдению правил личной гигиены учащимися и санитарно-гигиенических норм. Классный руководитель совместно с медицинскими работниками проводит мониторинг показателей здоровья, гигиеническое обучение школьников, медико-педагогический всеобуч всех субъектов воспитания культуры здоровья школьников.

13

Чему способствует взаимодействие и установление контакта со всеми участниками и субъектами учебно-воспитательного процесса?

Совместное взаимодействие и установленные контакты со всеми участниками и субъектами учебно-воспитательного процесса, способствуют хорошей психологической обстановке в классе, сплочению классного коллектива, созданию гуманистической атмосферы между детьми, как важнейшего условия духовно-нравственного и интеллектуального развития каждого ребёнка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Социологические методы руководства
  • Где должна находиться инструкция по эксплуатации парового стерилизатора
  • Карсил инструкция по применению побочные эффекты
  • Мальтофер капли детские инструкция по применению
  • Полиоксидоний инструкция по применению взрослым для лечения в уколах