массовое
антиправительственное движение казаков,
крепостных крестьян, посадских людей,
народов Поволжья (чувашей, мари,
мордвы, татар) на Дону, в Поволжье и
Заволжье. Вызнано усилением крепостнических
порядков в Центральной России и их
распространением на южные и
юго-восточные районы.
Предводители: С. Т. Разин, В. Р. Ус, Ф.
Шелудяк и др. Разин и его сторонники
призывали послужить царю, «побить»
бояр, дворян, воевод, торговых людей «за
измену», дать «черным людям»
свободу. В августе 1670
Разин с войском (ок. 10 тыс. человек)
двинулся изЦарицына вверх
по Волге на Москву и в сентябре 1670 осадил
Симбирск. К осени 1670 отряды Разина
захватили Нижнее Поволжье. В сентябре
1670 повстанцы потерпели поражение
от войска князя
Г. Г. Ромодановского под
Симбирском. Война перекинулась
в Заволжье. В октябре того же года отряды
разинцев терпели поражения, отступая
к Нижнему Новгороду под
ударами войска князя Ю. А. Долгорукого
и воеводы Ю. Н. Барятинского. Часть восставших
участвовала в Соловецком восстании
1668-76. В апреле 1671 в Кагальницком городке
Разин был выдан казаками царским властям
и казнен в Москве.
Церковный Раскол
–
отделение
от русской православной церкви части
верующих, не признавших церковной
реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.);
религиозно-общественное движение,
возникшее в России в XVII в. (См. схему
«Церковный раскол») В 1653, желая укрепить
Русскую православную церковь, патриарх
Никон приступил к осуществлению церковной
реформы, призванной ликвидировать
разночтения в книгах и обрядах,
накопившиеся за долгие столетия, и
унифицировать богословскую систему на
всей территории России. Часть
церковнослужителей во главе с протопопами
Аввакумом и Даниилом предлагали при
проведении реформы опираться на
древнерусские богословские книги. Никон
же решил использовать греческие образцы,
что, по его мнению, облегчит объединение
под эгидой Московской патриархии всех
православных церквей Европы и Азии и
тем самым усилит его влияние на царя.
Патриарха поддержал царь Алексей
Михайлович, и Никон приступил к реформе.
На Печатном Дворе начался выпуск
исправленных и вновь переведенных книг.
Вместо старорусской была введена
греческая обрядность: двоеперстие было
заменено троеперстием, символом веры
был объявлен четырехконечный крест
вместо восьмиконечного и т.д. Нововведения
были закреплены Собором русского
духовенства в 1654 году, и в 1655 году одобрены
константинопольским патриархом от
имени всех восточных православных
церквей. Однако реформа, проводимая
поспешно и насильственно, без подготовки
к ней русского общества, вызвала сильное
противоборство в среде русского
духовенства и верующих. В 1656 году
защитники старых обрядов, признанным
лидером которых стал протопоп Аввакум,
были отлучены от церкви. Но эта мера не
помогла. Возникло течение старообрядцев,
создавших свои церковные организацию.
Массовый характер раскол приобрел после
решения Церковного собора 1666— 1667 гг. о
казнях и ссылках идеологов и противников
реформы. Старообрядцы, спасаясь от
преследования, уходили в далекие леса
Поволжья, европейского севера, в Сибирь,
где основывали раскольничьи общины —
скиты. Ответом на преследования так же
стали акции массового самосожжения,
запощевания (голодной смерти). Движение
старообрядцев приобрело и социальный
характер. Старая вера стала знамением
в борьбе против усиления крепостничества.
Наиболее мощно протест против церковной
реформы проявился в Соловецком восстании.
Богатый и знаменитый Соловецкий монастырь
открыто отказался признать все новшества,
введенные Никоном, повиноваться решениям
Собора. В Соловки было послано войско,
но монахи затворились в монастыре,
оказали вооруженное сопротивление.
Началась осада монастыря, длившаяся
около восьми лет (1668 — 1676г.). Стояние
монахов за старую веру послужило примером
для многих. После подавления Соловецкого
восстания усилились гонения на
раскольников. В 1682 году были сожжены
Аввакум и многие его сторонники. В 1684
году последовал указ, по которому
староверов надлежало пытать, а в случае
не покорения — сжечь. Однако и эти
репрессивные меры не ликвидировали
движение сторонников старой веры, их
число в XVII в. постоянно росло, многие из
них покинули пределы России. В XVIII в.
наметилось ослабление преследования
раскольников правительством и официальной
церковью. Тогда же в старообрядчестве
наметилось несколько самостоятельных
течений.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Свою версию того, чем на самом деле мог быть религиозный Раскол в России XVII века сформулировал пермский историк well_p: «Самым большим яблоком раздора был вопрос о том, сколькими перстами креститься. И, собственно, всё. Но это же не повод, что бы уходить в леса и там строить скиты? А потом в этих скитах еще и поджигать себя! Так вот все было на самом деле проще и гораздо прозаичнее, чем какие то там религиозные различия… Конец демократии на Руси. И, как следствие, наметился, как написано в книге, разлад и Раскол. А потом и бунты пошли». Если воспользоваться такой «бритва Оккама» и в соответствии с её принципами не множить сущности — то связь между Степаном Разиным и боярыней Морозовой самая прямая.
alekseyzayats: «Из-за острова на стяжень»
Хотелось бы обозначить цель статьи. Поиск исторических фактов, имевших место в прошлом событий, и дошедших до наших дней в совершенно искажённых формах. Приводимые факты являются лишь их освещением и никоим образом не могут быть рассмотрены, как «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (УК РФ ст.148). Убежден, что понимание реальных механизмов, приведших к тем или иным трагичным событиям в прошлом, позволит избежать повторения подобных кровавых сценариев в настоящем и будущем.
После изучения событий 1773-1775гг., связанных с именем Пугачева, для меня остались непонятыми некоторые моменты. Решил не торопиться и подождать, когда появятся дополнительные факты. Долго ждать не пришлось.
Буквально спустя несколько дней появилась статья у Игоря Грека apxiv о средствах передвижения в прошлом. Тут же вспомнились строки из «Истории Пугачевского бунта»:
В тот же момент возник образ:
Наутро уже ходил и непроизвольно распевал «Из-за острова на …». Не понимая связи между Пугачевым, Морозовой и Разиным, решил обратиться к знаниям, размещенным в сети Интернет. За время поиска глаза то и дело лезли на лоб. Постепенно картина стала проясняться и всё встало по своим местам.
Чем дальше по временной находишься от какого то события, тем сложнее отыскать истину.
Народная память хранит имена своих героев в легендах, стихах, песнях. Но и они могут быть легко искажены. Спросите у своих знакомых или наберите в поисковике, куда плыли челны Стеньки Разина из-за острова, и вряд ли получите правильный ответ. Здесь много вариаций не тему «Из-за острова…».
Пушкин А.С. не мог в «Истории Пугачевского бунта» выразить в явном виде своего отношения к Степану Разину, поэтому, как и самого Пугачева, он рисует неким злодеем, которого яицкие казаки не любят. В описании картины разгрома войск Пугачева Пушкин использует образ старой казачки, которая ищет «своего Стёпушку»:
Поэт, пытаясь разобраться в причинах произошедших событий 1773-1775 гг. на реке Яик, отправляет нас к истокам, на сто лет назад, к другой «крестьянской войне» 1670-1671 гг. под предводительством Степана Разина. По удивительному совпадению Емельян Пугачев родился в той же самой станице Зимовейской, в которой 112 лет назад родился Степан Разин. О судьбе дома, где родился Степан Разин мне неизвестно, а вот изба Пугачева был демонстративно сожжена.
В наши дни это место, как и многие другие памятные места в России, находится под водой. На дне Цимлянского водохранилища.
Подобно Емельяну Пугачеву в истории со Степаном Разиным казаки предстают нетрезвыми разбойниками, а сам атаман при живой жене, связывает свою судьбу с персидской княжной.
Подобные образы трудно соотнести с реальным укладом жизни казаков.
«Сентениця о наказании смертною казнею» Пугачева существует в «Своде законов Российской Империи» под номером 14.233 и совпадает с датой казни — 10 января 1775 года. В случае со Степаном Разиным есть лишь документ под номером 503 от 15 января 1672 года, под названием «Сказка о Стеньке Разине». Следующий документ под номером 504 от 23 января, называется «Грамота Вологодскому и Белозерскому Архиепискому Симону. — О явившемся вновь в Астрахани, после казни Стеньки Разина, другом бунтовщике, Донском козаке Федьке Шелудяке с товарищами…»
Сложно сказать, какими обстоятельствами был вызван такой временной перерыв с момента казни Степана Разина, и написанием официального документа. Возможно, ждали окончательного разгрома «воров», а может быть, ещё не продумали все детали «Сказки». Очевидно одно, что спустя 100 лет сочинительствовали гораздо быстрее.
Похоже, что метод «они же дети», придумали задолго до «цветных» революций.
Среди ярких событий 1671 года отмечу три.
1.Второе бракосочетание Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, будущей матерью Петра (на которое не явилась боярыня Морозова Ф.П.).
2.Казнь предводителя «крестьянского восстания» — Степана Тимофеевича Разина (6 июня).
3.Арест боярыни Морозовой Федосьи Прокопьевны (на картине Василия Ивановича Сурикова запечатлены события ноября 1671 года).
Женитьба царя имела свои последствия, но не в том же году и рассмотрена в отдельном блоге. О казне Степана Разина до настоящего времени дошли стихи, песни и картины. По одним источникам он был четвертован на Болотной площади, по другим — на Лобном месте. Емельян Пугачев был казнен на Болотной площади.
Интересно узнать, кто же такая была боярыня Морозова Ф.П., и за какие такие преступления ее везут закованной в цепи (на картине показан не весь «набор узника»). Почти как Емельяна Пугачева, только что без клетки.
Морозова Федосья Прокопьевна была вдовой известного боярина Глеба Иванович Морозова, брат которого так или иначе, считается причастным к событиям 1662 года (как и Иван Данилович Милославский, отец первой жены царя), получивших название «Медного бунта». Борис Иванович Морозов был пожалован в бояре в 1634 г., в связи с назначением в дядьки к царевичу Алексею Михайловичу. Когда в 1645 г. Алексей по семнадцатому году венчался на государство, его пестун стал временщиком, «сильным человеком». Как тогда выражались, царь «глядел у него изо рта».
Борис Морозов умер в 1662 г. бездетным. Его вотчины наследовал младший брат, который и сам был очень достаточным человеком (2110 дворов по росписи 1653 г.6). Почти одновременно с Борисом скончался и Глеб Иванович, и единственным владельцем этого громадного состояния, уступавшего, быть может, только состоянию «именитых людей» Строгановых, оказался отрок Иван Глебович, а на деле его мать Федосья Прокопьевна Морозова. А в 1666 году наступает кульминация реформ, проводимых патриархом Никоном.
Сторонники старых обрядов объявляются раскольниками, подвергаются гонениям и казням.
Простым священникам и мирянам приходилось куда хуже — за отказ креститься тремя перстами и причащаться просфорами с четырехконечным «ляшским» крестом их клеймили, как воров, отрубали руки и выкалывали глаза. Интересно, что раскололи общество именно новшества реформ Никона.
Параллельно царь Алексей Михайлович, будучи приверженцем западного уклада, пытался привнести западные манеры. Любопытно проследить изменения внешнего вида царей по рисункам из «Коронационного сборника 1896 года». Дело отца продолжил сын и в 1701 году на свет появился такой вот указ.
Среди тех, кто продолжал отстаивать старый уклад и противостоял реформам был протопоп Аввакум. В феврале 1666 года в связи с открытием церковного собора Аввакума привезли в Москву. Его снова пытались склонить к признанию церковных реформ, но протопоп «покаяния и повиновения не принес, а во всем упорствовал, еще же и освященный собор укорял и неправославным называл». В результате 13 мая Аввакум был расстрижен и предан проклятию как еретик. После суда Аввакума вместе с другими расколоучителями отправили в заключение в Угрешский монастырь, откуда его позднее перевели в Пафнутьев-Боровский. Протопоп Аввакум был духовным отцом боярыни Морозовой Ф.П.
В июне 1675 года в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавшие старую веру. 11 сентября 1675 года от голода скончалась княгиня Урусова, Морозова тоже предвидела свою скорую кончину. Незадолго до смерти она попросила стражников постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года.- Читайте подробнее на FB.ru.
14 апреля 1682 года закончилась на костре жизнь этого бесстрашного человека, оставшегося неразгаданной легендой древнерусской духовности.
Не стала исключением и была подвержена искажению история казни Аввакума. После внимательного ознакомления с положениями реформы Никона становится очевидным, что «Мелочи не играют решающей роли. Они решают всё!» (Харви Маккей).
Хочу обратить внимание всего лишь на два пункта, из пяти, которые были изменены в ходе реформы богослужебной традиции. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились». Крестные ходы, Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
Посмотрим поближе полотно картины В.Сурикова с боярыней Морозовой:
Общество расколото на религиозной почве. Отношение к реформам Никона, и к тем, кто этим самым реформам противостоял — неоднозначное.
О перекрещивании
Благодарю Надежду Кашину за ссылку на лекции Абрамова-Шубина, который даёт потрясающие знания о русском языке и Всея Светной грамоте, после просмотра которых начинаешь понимать все «мелочи». В этом ролике можно посмотреть отдельно о перекрещивании.
О крестном ходе
Казалось бы, какая разница, в какую сторону двигаться во время крестного хода. Если сам ход отражает движение Земли вокруг Солнца, то всё относительно. Со стороны одного полюса планета вращается по часовой стрелке, со стороны другого — против.
Если не ошибаюсь, «фокусы» с изменением направления солярного символа наблюдались в первой половине 20 века. Приведу картины Василия Григорьевича Перова, на которых без лишних слов видно, что после церковных реформ Никона что то пошло не так…
Интересно, какие все таки истинные цели преследовал тот, кто затевал в середине 17 века подобные «реформы» на Руси.
Ещё раз напомнив, какой веры придерживались казаки, предлагаю читателям самостоятельно ответить на вопрос: крестьянское ли это было восстание под предводительством донского казака Степана Разина. А после прочитанного предлагаю еще раз взглянуть на строки из «Истории Пугачевского бунта».
Материалы, использованные при подготовке статьи:
Степан Разин:
Краткая биография Степана Разина.
Степан Тимофеевич Разин — биография.
stas варианты песни «Из-за острова на стяжень».
Почему Стенька Разин утопил персидскую княжну.
Призрак атамана.
Боярыня Морозова:
История жизни боярыни Морозовой.
Повесть о боярыне Морозовой.
История в художественных образах (боярыня Морозова).
Картина В.Сурикова «Боярыня Морозова».
Морозов Глеб Иванович.
Фильм «Боярыня Морозова. Раскол», телекомпании «Астра-АРТ».
Протопоп Аввакум:
shatsky За что сожгли протопопа Аввакума.
Сожжение протопопа Аввакума — М.Е. Мясоедова.
Протопоп Аввакум — жизнь и казнь.
Суриков Василий Иванович.
Галерея картин Сурикова В.И.
Галерея картин Сурикова В.И.
Василий Григорьевич Перов:
Список картин Василия Григорьевича Перова.
Раскол русской церкви.
Источник — http://alekseyzayats.livejournal.com/4698.html
Восстание Степана Разина
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 887.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 887.
Восстание Степана Разина стало крупнейшим народны выступлением против власти в царстве Русском не только в период правления царя Алексея Михайловича, но и в целом в XVII веке. 1670-1671 годы в истории России оказались трудными и неспокойными, часть территории государства контролировали повстанцы. Такое было впервые с окончания Смуты в 1613 году.
Причины и предыстория бунта
Ряд историков склонны использовать термин “Крестьянская война” для обозначения событий тех лет, но анализ участников бунта под предводительством Разина говорит о том, что там были не только крестьяне.
Однако, царство Русское к 1670 году было аграрной страной, горожане составляли менее 5% населения. Причины восстания таковы:
- Введение бессрочного срока сыска беглых крестьян Соборным Уложением 1649 года. Усиление феодального гнета.
- Ослабление экономики государства в ходе Тринадцатилетней войны 1654-1667 годов, рост налогов.
- Эпидемии и голод. Из-за них крепостные крестьяне бежали на реки, где жили казаки, в первую очередь, Дон. Волгу, Терек, Яик. В итоге, крестьяне пополняли ряды казачества, а оно было вольным и беглых не выдавало.
- Среди самих казаков тоже появилось расслоение на зажиточных (“домовитых”) и бедных, то есть “голутвенных”. Последние скопились на Дону и были готовы кого-нибудь пограбить. С земледелием на юге в те годы было плохо из-за набегов крымских татар.
В восстании приняли участие не только казаки и крестьяне. Но и представители финно-угорских и тюркских народов Поволжья – мордва, чуваши, марийцы, татары. Дата начала крестьянской войны спорная. Таковой можно считать и поход Разина “за зипунами” в 1667-1669 годах, но его значение было локальным, казаки просто купцов грабили. Однако, основной первый этап восстания начался с весны 1670 года, когда повстанцы захватили Царицын и создали собственное правительство, которое возглавили донские казаки Федор Шелудяк и Василий Ус.
Четких целей повстанцы не имели. Они считали необходимым бить бояр, дворян и приказных людей. Фактически элиту общества. Некоторые повстанцы считали Разина защитником царя Алексея Михайловича. По их мнению, он боролся против лихих бояр.
Военные действия 1670-1671 годов
Основные события крестьянской войны лучше всего представить в виде таблицы:
Дата |
Событие и его значение |
Весна 1670 |
Бой разинцев со стрелецким отрядом Ивана Лопатина. Стрельцы потерпели поражение у Царицына. Победитель их утопил или сделал гребцами |
Июнь 1670 |
Поход на Астрахань. Город был быстро взят из-за бунта стрельцов и бедного простонародья |
Август 1670 |
Появление в рядах восставших самозванца, который выдавал себя за умершего наследника престола Алексея Алексеевича |
Осень 1670 |
Поход повстанцев на Среднюю Волгу, осада Симбирска, взятие Алатыря, Саранска и Пензы, поход на Тамбов |
Ноябрь-декабрь 1670 |
Поход против повстанцев царских войск Барятинского и Долгорукова, поражение восставших и отступление на юг |
Апрель 1671 |
Домовитые казаки поймали в Кагальницком городке Степана Разина и его брата Фрола, они были переданы царским властям |
Декабрь 1671 |
Взятие царскими войсками последнего оплота повстанцев – Астрахани |
Последствием восстания стала царская реакция. Расправы над восставшими наблюдали даже иностранцы, например, англичане. В своих брошюрах в 1671 годах некий английский моряк писал о массовых казнях. Например, только в городе Арзамасе казнили около 11 тыс. человек.
Что мы узнали?
Кратко о восстании Разина необходимо знать, чтобы понимать внутреннюю политику царя Алексея Михайловича и общественное движение в России в XVII веке. Карта восстания Степана Разина есть во всех школьных атласах по истории.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алина Гайдерова
10/10
-
Валентина Статьина
10/10
-
Яна Романова
5/10
-
Александра Брилева
9/10
-
Ксюха Попова
10/10
-
Владимир Лопан
9/10
-
Алдабаев Данил
9/10
-
Серго Сальников
9/10
-
Никита Басков
10/10
-
Ярослав Лебедев
10/10
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 887.
А какая ваша оценка?
Восстание под руководством Степана Разина
Широкое народное движение, которое возглавил донской казак Степан Разин, разворачивалось в 1670—1671 гг. на Дону и Волге. В нем отразились разные линии социальных противоречий, которые обострились в конце правления Алексея Михайловича. Грабительские походы донских казаков за «зипунами» переросли в могучее народное недовольство своим положением. Вокруг казачьих отрядов, которыми руководил атаман С. Разин, очень быстро объединились группы беглых крестьян, «работных людей», голытьбы, «ярыжек», стрельцов. С этой силой в 1667 г. был взят Яицкий городок, в течение нескольких лет совершались нападения на прикаспийские города Персии. Удачные действия С. Разина увеличивали его авторитет среди донских казаков, поволжского крестьянства и нерусских народов Поволжья. Значительную часть восставших составили те, кто был недоволен проводившимися церковными реформами (даже опального патриарха Никона обвинили впоследствии в сочувствии восставшим).
Весной 1670 г. с 7 тыс. человек С. Разин пошел на Царицын, откуда осуществлялось царское управление регионом. Город был взят, а воевода Тимофей Тургенев убит. Был разбит и стрелецкий карательный отряд. Летом 1670 г. после короткого приступа разинцы захватили Астрахань и замучили около 500 человек, имевших отношение к власти, в том числе воеводу князя Ивана Прозоровского. Везде вводилось казачье правление. Следующей целью стал поход на Москву. Через «прелестные листы» С. Разин звал к себе всех, кто был недоволен боярами, воеводами, приказными людьми, звал на борьбу за «доброго царя Алексея Алексеевича», который будто бы находился среди казаков.
Собралось пестрое воинство, ядро которого составляли донские казаки. Некоторые историки события 1670—1671 гг. определяют как «крестьянскую войну». Однако в последние годы их оценки стали более сдержанными, потому что нет оснований говорить о массовом и широком крестьянском движении, хотя крестьяне, ощутив крепостной гнет, где с опаской, а где и активно реагировали на «прелестные листы» С. Разина. Более правильной будет оценка этих событий как «народного движения», в котором разные социальные группы преследовали свои интересы, а руководители были не без политических амбиций. Разинцы безрезультатно пытались взять Симбирск осенью 1670 г. и были откинуты царской армией под командованием воеводы Н. Борятинского. Казацкая старшина Дона во главе с атаманом К. Яковлевым обратилась к Москве за военной помощью и весной 1671 г. подготовила захват С. Разина. Уже в июне 1671 г. атаман был казнен на Красной площади Москвы.