Восстание под руководством томаса мюнцера вспыхнуло в

Долгое
время считалось, что типологически это
была крестьянская война, но только с
тем отличием, что она происходила в
рамках Реформации. В последнее время
оформлена иная версия: эта война – одна
из ранних форм буржуазной революции.

Причины
крестьянской войны,

две главные: 1) кризис феодальной системы
в XVI в.; 2) раскол в реформационном движении.

Крестьянской
войне предшествовало появление различных
народных еретических сект, ересиархи
которых предсказывали грядущую великую
войну. Среди этих сект наиболее значимой
была секта анабаптистов.
Своими действиями и идеологически
анабаптисты в дальнейшем вольются в
крестьянскую войну. В 20-х гг. XVI в. во
главе анабаптистов стоял подмастерье
Николай
Шторх
.

Анабаптисты
отрицали церковную организацию и
считали, что каждый верующий обладает
даром Божественного откровения. На кого
снизошла Божественная благодать, тот
становится пророком, вещает «живое
Евангелие», поэтому, проповедовали
анабаптисты, не нужен институт священства.
Анабаптисты возвещали скорое наступление
тысячелетнего царства Христова на земле
и предрекали, что будут низвергнуты все
земные троны и бедные будут возвышены,
а богатые унижены. Реальными действиями
анабаптисты сыграли заметную роль в
крестьянской войне, которая началась
в германских землях в 20-х гг. XVI в.

Основоположником
реформационного народного направления
явился Томас
Мюнцер

(1490-1525). В качестве реформатора он начинал
как единомышленник и соратник Лютера,
но довольно скоро их пути разошлись.
Мюнцер встает во главе крестьянско-плебейского
крыла Реформации, с его идеями немедленных
революционных действий, т.е. переходит
от теории к революционной практике.

Центром
соратников Мюнцера и центром будущей
войны становится город Цвиккау.
Здесь к ним присоединяются анабаптисты,
которые под влиянием Мюнцера выходят
за рамки сектантства и примыкают к
революционному крестьянско-плебейскому
крылу Реформации.

Анабаптисты
становятся идейными единомышленниками
и соратниками Мюнцера. Они начинают
активно проповедовать революционные
идеи, организовывать народные массы на
восстание.

Крестьянская
война, на которую Мюнцер поднял
значительную часть населения германских
земель, была им идеологически обоснована.
Идеологическое
обоснование

крестьянской войны базировалось Мюнцером
на его понимании Реформации прежде
всего как социально-политического
переворота. Этот переворот должны были,
по Мюнцеру, произвести самые обездоленные
слои населения – крестьяне и городская
беднота. Поднявшись на эту войну, или
революцию, крестьяне и городская беднота
должны были в результате победы установить
новый общественный строй без классовых
различий, эксплуатации, частной
собственности.

Мюнцер
понимал слово Божие как откровение Бога
в разуме человека. Бог для него не творец,
стоящий над миром, а сам мир в его
единстве, высшая идея интегрального,
объединяющего отдельные части. Служение
Богу по Мюнцеру это, прежде всего,
активная деятельность человечества на
общее благо. Народ, считал Мюнцер,
является ревнителем дела Бога. «Богатые
безбожники будут низвергнуты, униженные
возвышены», – писал Мюнцера.

Крестьянской
войне под руководством Мюнцера
предшествовали многочисленные волнения
в Германии, где революционная обстановка
к 20-м годам чрезвычайно накалилась.
Первыми выступили рыцари во главе с
Францем
фон Зиккенгеном
.
Это имя впоследствии станет достоянием
немецкой культуры. Идеологом рыцарского
выступления, как пролога Крестьянской
войны, был знаменитый немецкий гуманист
Ульрих
фон Гуттен
.

Крестьянская
война началась в 1524
г. и закончилась в 1525
г. Развернулась она в юго-западных
немецких землях, где было распространено
реформационное религиозное учение
Цвингли. Здесь же действовало радикальное
крыло народной Реформации – анабаптисты.
Война под руководством Мюнцера началась
на верхнем Рейне, затем охватила регионы
между верхним Рейном и верхним Дунаем.
Первым требованием, которое выдвинули
восставшие крестьяне, была отмена
феодальных поборов. Но цели и задачи
войны под руководством Мюнцера не
сводилась только к этому положению.

Восстание
все более расширялось и приобретало
организованный характер. В конце 1524 –
нач. 1525 г. появляется первая общереволюционная
программа «Статейное
письмо»,

открыто провозглашающее необходимость
коренного социального и политического
переворота и создания общества социальной
справедливости. Однако эта программа
не стала общей программой войны, т.е.
всех сил, в ней задействованных. Ряд
руководителей восстания не были столь
революционно настроены и склонялись к
переговорам с властями и с феодалами,
т.е. готовы были занять компромиссные
позиции, далекие от революционных. Это
давало властям возможность договариваться
с каждым отдельным руководителем войны
и тем самым раскалывать ее единый фронт.
Отсутствие единства в крестьянско-плебейском
лагере с самого начала обрекало восставших
на поражение.

Крестьянские
восстания в регионах верхнего Рейна и
верхнего Дуная можно рассматривать как
пролог Великой Крестьянской войны,
которая охватит постепенно большинство
немецких земель: Верхнюю Швабию,
Франконию, Тюрингию, Саксонию и др.

Та
война, которая вошла в историю как
Великая
Крестьянская война под руководством
Томаса Мюнцера, началось в феврале 1525
г
.
в Швабии,
откуда она перебросилась в другие
немецкие земли. С самого начала войны
среди участников и руководителей ее не
было единства. Руководители отдельных
военных отрядов по-разному понимали
«божественное право»: одни понимали
его как установление полного социального
равенства, другие – как ликвидацию
крепостной зависимости. Весной 1525 г.
создается в Швабии крестьянская
организация «Христианское
объединение»
.
В Швабии действует и другое, враждебное
ему объединение – бюргерский «Швабский
союз»
.

Поскольку
«Швабский союз» был гораздо сильнее
«Христианского объединения», представители
последнего решили пойти на переговоры
со «Швабским союзом», подготовив для
этого идейную платформу – знаменитые
«Двенадцать
статей». Эта программа была разработана
цвинглианскими реформаторами
.
«Двенадцать статей», обоснованные Св.
Писанием, подчеркивали мирный характер
намерений и требований крестьян, но
некоторые из них в глазах светских и
духовных феодалов носили далеко не
мирный характер. В этот документ были
включены реформационные статьи:
необходимость Реформы Церкви, обязательная
выборность и сменяемость священников.

«Двенадцать
статей» еще раз продемонстрировали
тесную связь Крестьянской войны и
движения Реформации. Наряду с
реформационными требованиями в
«Двенадцать статей» были включены и
экономические требования, в первую
очередь необходимость отмены крепостного
права. Несмотря на свою умеренность,
требования «Двенадцати статей» касались
самых злободневных вопросов крестьянской
жизни и стали общей программой восставшего
немецкого крестьянства. Однако наиболее
революционно настроенная часть крестьян
не была удовлетворена этой программой
и отказалась от нее, начав действовать
и бороться за революционные преобразования
в Германии в духе «Статейного письма»,
более революционной по характеру
программы Крестьянской войны.

«Швабский
союз» не смог уничтожить «Христианское
объединение» в Швабии. В германских
землях все более сгущалась грозовая
атмосфера, назревала необходимость
вооруженной борьбы, которую и начал
«Швабский союз» весной 1525 г. Основные
силы восставших крестьян в Швабии были
разбиты. Тогда «Швабский союз» перенес
свои действия в другие немецкие земли,
где бушевала Крестьянская война – во
Франконию. Здесь в это время действовали
несколько повстанческих соединений, в
руководство которых проникло зажиточное
бюргерство со своей умеренной программой,
умеренной тактикой и стратегией. Был
создан сводный отряд восставших под
руководством получившего печальную
известность рыцаря Геца
фон Берлихенгена,

которому спустя века посвятит свою
поэму Гете. После назначения Геца фон
Берлихенгена руководителем сводного
отряда он предал восставших крестьян.
После этого революционно настроенные
руководители были оттеснены умеренными
бюргерами, использовавшими крестьянскую
войну для реализации своей собственной,
бюргерской программы.

Вместо
общепринятой программы «Двенадцати
статей» бюргерским руководством была
подготовлена новая программа, получившая
название Гейльброннской
программы.
Это был, в первую очередь, проект имперской
реформы, направленной против немецких
князей. Гейльброннская программа
предлагала лишить князей их титулов,
независимости и превратить немецкого
князя в обыкновенное должностное лицо
государства. Не отвергая сословных
привилегий, программа вводила общее
для всех «естественное и Божеское право»
и обеспечивала политическое влияние
бюргерства. Как и в «Двенадцати статьях»,
в этой программе на первом месте стояли
реформационные требования: выборность
пастырей, их ответственность перед
паствой, лишение духовенства светской
власти, закрытие монастырей, роспуск
монашеских и духовно-рыцарских орденов,
секуляризация церковной, прежде всего
земельной, собственности. Гейльброннская
программа намечала ряд буржуазных
преобразований: введение во всех немецких
землях единой монеты, отмену внутренних
таможень, ограничение торгово-ростовщического
капитала и др. Эта бюргерская программа
была направлена на создание единого
немецкого государства.

После
того, как на территорию Южной Франконии
вторглись войска «Швабского союза»,
Франкония становится вторым, после
Швабии, театром военных действий. Как
и в Швабии, здесь вновь предает восставших
Гец фон Берлихинген, а также некоторые
другие руководители войны. Предает
восставших и патрициат. Восставшие
терпят поражение, за которым следует
жестокая расправа. Летом 1525 г. восстание
во Франконии было подавлено. После того,
как очаг военных действий был погашен
во Франконии, он снова разгорается в
Швабии. Тем же летом 1525 г. война
заканчивается.

Весной,
до того, как война под руководством
Томаса Мюнцера была окончательно
проиграна, Мюнцер планировал сделать
главным регионом Крестьянской войны
Северную Франконию и Тюринго-Саксонские
районы. Здесь война проходила организованно,
военными действиями руководил сам
Мюнцер. Но осуществить свои замыслы ему
не удалось. Против него выступили
средне-германские князья, и основным
театром военных действий снова стала
Швабия. Во время нового периода войны
Мюнцер был тяжело ранен, захвачен в плен
и после жестоких пыток казнен.

После
гибели Мюнцера военные действия еще
продолжались в глухих местах Священной
Римской империи – в альпийских владениях
Габсбургов крестьянские выступления
были довольно значительными. В Тироле
вспыхнуло крестьянское восстание,
которое возглавил сподвижник Мюнцера,
один из выдающихся руководителей
Крестьянской войны Михаил
Гайсмайер,

вместе со своими соратниками мечтавший
создать в Тироле народную республику.
Первое время Михаил Гайсмайер вел
удачные войны с постоянно действующим
«Швабским союзом». Но «Швабский союз»
был сильнее, и несмотря на свои удачи
Гайсмайер был вынужден отступить в
Венецианскую область, где начал готовиться
к новому наступлению, которое, однако,
не удалось осуществить – в 1530-х гг.
Гайсмайер погибает от руки убийцы,
подосланного Габсбургами.

Летом
1525 г. Великая Крестьянская война под
руководством Томаса Мюнцера заканчивается
поражением. Причины
ее поражения

типичны для любой крестьянской войны:
отсутствие союзников, разобщенность в
действиях, локальность, отсутствие
единого центра и т.п. Потеря выдающихся
руководителей Томаса Мюнцера и Михаила
Гайсмайера сыграла существенную роль
в общем поражении этой изначально
обреченной войны.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

У Томаса Мюнцера и одного из главных деятелей Реформации — Мартина Лютера — было много общего: они в одно время увлеклись примерно одинаковыми идеями, приятельствовали, а Лютер даже как-то помог Мюнцеру устроиться проповедником в Саксонии. Впрочем, дороги двух великолепных ораторов разошлись: Мюнцера вынудили покинуть церковь сразу же, как только услышали в его речах призывы к революционному восстанию крестьян, которое позже стали называть «народной Реформацией». В итоге Лютер величал Мюнцера не иначе, как «альштадтский сатана», в ответ на что Мюнцер называл Лютера «стыдливой вавилонской блудницей» и «братцем боровом».

Снимок экрана 2020-05-27 в 08.53.51.png

Томас Мюнцер. (evangelisch.de)

Не случайно Мюнцера считали одним из самых радикальных проповедников: в своих публичных речах немец буквально тренировался в острословии — то сравнивал попов с обезьянами, то утверждал, что служители церкви просто пользуются заученными мертвыми словами из Библии. В общем, нетрудно догадаться, что место работы Мюнцеру приходилось менять часто: его выгнали из городска Цвиккау, когда после его речей там начались беспорядки, потом вынудили покинуть Прагу, где он издал так называемый «Пражский манифест», в котором обещал, что «в скором времени власть на веки вечные перейдёт к народу».

В 1523 году Мюнцер получил место священника в городке Альтштадт. Он одним из первых стал читать проповеди на немецком языке. Чтобы послушать их, люди съезжались со всех окрестных городов, при этом дворяне наказывали своих подданных тюрьмой за посещение мюнцеровских проповедей. Совсем немного времени потребовалось Мюнцеру на то, чтобы вместе с крестьянами перейти к реальным действиям: так, например, после одной из проповедей народ, вооружившись чем попало, двинулся в соседний с Альтштадтом город Моллербах и сжёг там часовню.

Снимок экрана 2020-05-27 в 08.54.05.png

Изображение Мюнцера на купюре в ГДР. (spartacus-educational.com)

В это же время Мюнцер выступил уже как публицист: в своей типографии он напечатал прокламации, направленные не только против католической церкви, но, в частности, и против бывшего соратника Мартина Лютера. Параллельно Мюнцер организовал в городке тайный союз под лозунгом «всё общее»: численность его, по оценкам исследователей, могла достигать 500 человек.

С течением времени проповеди Мюнцера становились всё более пылкими: так, в одной из них он убеждал людей в том, что «князей надо убивать, как собак». Городские власти пытались было как-то урезонить богослова, однако он отказывался идти на любые уступки: типографию не закрывал, союз распускать также не стал, а от лекции к лекции все больше настраивал крестьян против дворян. Его уже хотели было схватить, однако Мюнцер увильнул и появился уже в другом немецком городе — Мюльхаузене. Ему потребовалось лишь несколько месяцев, чтобы поднять людей на вооруженное восстание. Всё католическое духовенство бежало из города, те же, кто попадали в руки бунтовщиков, нередко бывали избиты.

Снимок экрана 2020-05-27 в 08.54.53.png

Памятник Томасу Мюнцеру. (blogspot.ru)

Мюнцер пытался взять под контроль малоуправляемую толпу, которая нападала на близлежащие замки и поджигали церкви. В итоге бунт перетёк в настоящую крестьянскую войну. «Пусть ваш меч не остывает от крови», — писал в то время своим соратникам Мюнцер. Впрочем, не все разделяли его мнение: в частности, Лютер называл восставших «душегубствующими шайками». Некоторые князья в растерянности даже присоединились к восставшим, однако большинство дворян стали собирать силы, чтобы дать отпор неприятелю.

Снимок экрана 2020-05-27 в 08.55.01.png

Крестьянская война в Германии 1524−1525 года. (homsk.com)

Решающее сражение состоялось в конце мая 1525 года: войско под командованием князя Франкенхаузена встретилось с армией крестьян, которыми командовал Мюнцер. По большому счету исход битвы был предрешён — несмотря на то, что обе армии были сопоставимы по численности, повстанцы Мюнцера не имели практически никакого вооружения и начали разбегаться после звука первых выстрелов. Тысячи восставших погибли, сам Мюнцер пытался бежать, но был схвачен. Его держали в графском замке и подвергли мучительным пыткам. В итоге перед самой казнью — возможно, вынужденно — Мюнцер призвал горожан избегать кровопролития. Проповеднику отрубили голову и выставили её на всеобщее обозрение. Впрочем, исследователи его биографии отмечают: перед смертью Мюнцер причастился по католическому обычаю.

Томас Мюнцер — биография


Томас Мюнцер – немецкий религиозный деятель XV-XVI века, проповедник, евангелист. Основатель движения против неравенства сословий, положил начало крестьянской войне в Германии.

Ранняя биография

Точная дата рождения Томаса Мюнцера неизвестна. Предположительно он появился на свет в конце 1489 или в начале 1490 года, в германском городке Штольберг, в гористой местности. Некоторые исследователи ошибочно утверждали о казни отца мальчика феодальными властями. Но более поздние данные это опровергают. До 1520 года оба родителя были живы. Мать умерла примерно в этот период.

Семья была достаточно обеспеченной. Это позволило ей дать сыну прекрасное образование. Вскоре после рождения наследника, Мюнцеры переехали в город покрупнее, Кведлинбург. 

В 1506 году Томас, получивший начальное образование, поступил в университет Лейпцига. Предполагается, что он мог изучать теологию или искусство. Позднее, в 1512 году продолжил образование во Франкфурте-на-Одере, где поступил в университет Виадрианы.

Взросление

Первую работу при Томас Мюнцер получил в церкви. Но в его биографии у разных исследователей встречается и другая информация. Возможно, до Франкфурта он трудился помощником преподавателя в Ашерслебене и Галле. Бытует мнение, что именно в тот период Мюнцер впервые начал свою деятельность в качестве противника действующего уклада церкви. 

Май 1514 года Томас встречает в должности священника в одной из церквей Брауншвейга. О его активной деятельности в тот период известно мало. Но первое свое возмущение текущими порядками в укладе католической церкви он начал высказывать уже тогда, в личной переписке с друзьями. Его даже именовали «бичом неправды». Особенно недоволен был Томас практикой продажи индульгенций.

Томас Мюнцер

В период 1515-1516 года Мюнцер поступил на работу школьным преподавателем в женскую обитель Фрозе неподалеку от Ашерслебена. Но одно из самых главных событий в его жизни произошло чуть позже. Осенью 1517 года в Виттенберге Томас знакомится с Мартином Лютером. Он принял участие в дискуссиях, предварявших выпуск книги «95 тезисов». Посетил несколько лекций в университете.

Дальнейшие годы, примерно до 1519, Мюнцер находился во Франконии, Тюрингии и других регионах Германии. При этом он получал доход, и продолжал числиться учителем в Брауншвейге. И лишь в январе 1519 года окончательно ушел с должности, поступив на службу в Ютеборге в качестве проповедника. Его предшественник уже был сторонником реформации, и был изгнан местными францисканцами.

Впрочем, присланный на замену Мюнцер тоже не пришелся по душе местному монашеству и духовенству. На нового проповедника посыпались жалобы. Его обвиняли в еретичестве, что привело к смене работы. Теперь молодой проповедник отправился в женский монастырь Беудитце. 

Сам Мюнцер в то время уже уходил от идей Лютера в мистицизм, погружаясь в труды Сусо и Таулера. Он даже пытался практиковать достижение просветления через сны и видения, но особых успехов не достиг. Одновременно с этим Томас изучал раннехристианские исторические трактаты, вел дискуссии в переписке с другими сторонниками реформации.

К июню 1519 года Мюнцер уже был достаточно известен в среде недовольных порядками в католической церкви религиозных деятелей. Он принял участие в диспуте в Лейпциге. И вновь привлек к себе внимание Лютера, который дал молодому человеку рекомендацию на должность в Цвикау. Но до зимы переезд не состоялся. Более того, все больше времени Томас проводил за чтением мистических и гуманистических трактатов, удаляясь от первоначальных идей реформации.

1520-1521 годы

Рекомендацией Лютера Томас воспользовался уже в мае 1520 года, переехав в Цвиккау, и приступив к работе в церкви св. Марии, взамен прежнего проповедника-реформаторов. Этот город был важным промышленным центром Германии того времени. И это лишь усиливало в нем социальное расслоение. 

В церкви Сент-Мэри Мюнцер продолжил свою деятельность по реформированию проповедей и богослужебных традиций, чем вызвал недовольство представителей традиционной ветви церкви. Но он следовал и заветам Лютера, чем обеспечил себе поддержку городского совета. Когда прежний священник вернулся, чтобы занять свой пост, Томаса перевели служить в церковь Сен-Катрин, основными прихожанами которой были местные ремесленники.

Томас Мюнцер

Они и ранее поддерживали идеи реформации, а также практиковали спиритизм, и были не чужды мистике, которая так влекла Мюнцера. Здесь даже имелся свой толкователь снов Николас Сторч, известный своими радикальными идеями. В нем Томас нашел активную поддержку и опору. Но конфликт с традиционалистами разгорался все сильнее. И в апреле 1521 года Мюнцера уволили с поста священника, заставив его покинуть город.

Пражский период

Поскольку Цвиккау располагался на границе с Чехией, Томас отправился оттуда в Богемию, в Жатец, где реформаторы традиционно находили поддержку. Впрочем, это была временная остановка. Мюнцер держал путь в Прагу, где представители гуситской церкви успели одержать победу над прежними католическими устоями. В конце июня 1521 года он прибыл в чешскую столицу, по дороге подготовив краткое изложение своих идей.

В Праге «мартиниста», последователя идей Лютера, приняли весьма дружелюбно. Томас получил право не только проповедовать, но и читать лекции. Примерно в это время первые наброски оформились в знаменитый «Пражский манифест», известный в 4 версиях: на чешском, немецком языке, латыни. Из содержания документа было ясно, что Мюнцер окончательно превратился в радикалиста-реформатора, далекого от идей Виттенберга.

Саксонский период

Расхождение во взглядах с новым проповедником недолго оставалось тайной для церковных властей Праги. В конце 1521 года Мюнцера изгнали из города. И он уехал в Саксонию, где безуспешно пытался получить хоть какую-то должность. Но в Эрфурте и Нордхаузене ему отказали. В странствии по региону, Томас заехал даже в родной ему Штольберг, где читал пасхальные проповеди.

Работу он получил только в декабре 1522 года, устроившись капелланом в женскую обитель близ Галле. Но продержался в должности лишь 3 месяца. И был уволен за нарушение правил причастия, вступив в открытую конфронтацию с местным дворянством.  

Томас Мюнцер

Новое назначение состоялось очень быстро. Уже в апреле Мюнцер начинает проповедовать в Альтштадте, в церкви св. Иоанна. И здесь его службы на немецком языке, вместо латыни, пришлись по душе. Приход рос очень быстро. На службы приезжали люди из других сел, окрестных городов. 

О популярности идей Мюнцера узнал и Лютер. Он даже составил послание властям Альтштадта, прося их прислать Томаса в Виттенберг для беседы. Но получил отказ. Новый проповедник никуда не желал ехать. Он уже утвердился в собственных идеях реформаторства. И не нуждался в их обсуждении.

Свое недовольство действиями Мюнцера проявил и представитель местного дворянства, граф фон Мансфельд. На его действия проповедник ответил посланием, в котором обещал поступить с аристократом еще решительнее, чем Лютер с понтификом.

Получив горячую поддержку ремесленников и крестьян, Мюнцер начал формировать единую доктрину реформаторских служб. Его трактаты печатались и распространялись, имели большой успех. Но действия сторонников «мюнцеризма» приводили ко все большей радикализации общества. Они начали сжигать часовни, чем спровоцировали конфликт с настоятельницей местного монастыря. Ее жалобу городской совет оставил без рассмотрения. Но Мюнцер был приглашен в замок Альтштадт, где выступил с одной из своих знаменитых проповедей перед герцогом Иоанном. 

Формально подтверждения того, что проповедник получил поддержку местного дворянства нет. Косвенно на это указывает открытый манифест Лютера, адресованный князьям Саксонии. В нем прямо говорится о мятеже, и выдвигается требование об изгнании радикала. Реакция принцев не заставила себя ждать. Они пригласили обоих проповедников в Альштадт, где провели допросы, предупредили о возможных последствиях их поступков. После этого открытая поддержка радикального реформаторства в городском совете прекратилась.

Мюльхаузен

Происходившие перемены привели к тому, что Мюнцер больше не мог оставаться на службе. В августе 1524 года он бежал из Аьлштадта, оставив в нем жену и маленького сына. Его путь лежал на юго-запад, в небольшой имперский вольный город под названием Мюльхаузен.

Здесь радикальное реформаторское движение уже успело достичь немалых успехов. В 1523 году городской совет даже пошел на уступки наиболее бедной части населения. Лидером реформаторского течения здесь был мирянин-проповедник по имени Генрих Пфайффер. Свои речи он произносил в церкви Св. Николая. 

Мюнцер прибыл сюда, не получив нового назначения. Он был безработным священником. Но это давало куда большую свободу действий, чем церковный сан. Томас читал проповеди, печатал брошюры против идей Лютера, агитировал за реформацию. В Пфайффере он нашел верного союзника, хоть и не разделявшего до конца радикальные убеждения, но довольно надежного. 

Томас Мюнцер

Осенью 1524 года им даже удалось организовать гражданский переворот, приведший к бегству членов городского совета. Но внутри самой организации реформаторов не было единства. Да и местные крестьяне остались не слишком довольны действиями новой власти. В итоге, спустя 7 недель Мюнцер снова бежал, спасаясь от преследования, теперь уже вместе с соратником Пфайфером.

Деятельность Томас продолжил в Нюрнберге, не стараясь выйти на первый план. Теперь его действия больше напоминали пропаганду подпольщиков. Он печатал и распространял брошюры о реформаторстве, и ложности прежнего подхода к вере. Но городские власти изымали их из печати раньше, чем Мюнцер успевал получить хоть лист. Впрочем, осторожный проповедник больше не шел на прямое столкновение. Скрываясь, в Нюрнберге он провел остаток года. А затем покинул Саксонию, отправившись на юго-запад страны, на границу с Швейцарией, где уже зрели зачатки народного восстания. 

О деятельности Мюнцера в этот период известно мало. Предполагается, что он активно встречался с мятежниками, антибаптистами, приверженцами реформации.

Крестьянская война

1525 год стал знаковым для Томаса Мюнцера. Он возвращается в Мюльхаузен, проведя некоторое время в заключении в Фульде. Там его личность не была раскрыта, иначе коротким арестом дело бы не ограничилось. Затем снова приступает к церковной службе, получив кафедру в церкви Сент-Мэри. Интересно, что занял он должность по результатам народного избрания. Городской совет в этом назначении участия не принимал.

Вместе с Мюнцером в Мюльхаузен прибыл и Пфайффер. Вместе они уже к марту 1525 года сумели подвести население к созданию так называемого «Вечного совета», вместо привычного городского. Это должно было расширить полномочия органа власти за пределы интересов муниципалитета. Впрочем, сами радикалы в его избрании и заседаниях задействованы не были. 

Томас Мюнцер

Зато Мюнцер организовал другое объединение, по своему формату напоминавшее скорее народное ополчение, высокопарно назвав его «Вечной лигой Бога». Отряд набирали из наиболее набожных прихожан. Именно он должен был встретить с честью грядущий апокалипсис под белым знаменем.

Происходящее привлекло к идеям Мюнцера дополнительных сторонников из числа окрестных ремесленников и крестьян. Многие с самого начала разделяли радикальные настроения, вдохновившись успехами своих коллег на юго-западе страны.

Первые вспышки восстания начались уже в апреле 1525 года, по всей Тюрингии. Но федеральные власти были уверены в том, что им хватит сил армейских подразделений, чтобы подавить бунт. Отряд Мюльхаузена в мае вышел из города навстречу ополчению из других населенных пунктов. Но вместо активного продвижения идей реформации перешел к грабежам и погромам. До Франкенхаузена они так и не дошли, несмотря на присутствие в отряде самого Мюнцера. 

Тем временем Лютер окончательно принял в конфликте сторону властей. Он отправился в поездку по землям Саксонии, стараясь переубедить повстанцев, отговорить их от мятежа. Но встретил лишь критику и вражду. Тем не менее, Лютер продолжил свою деятельность, и даже издал печатную брошюру на эту тему. А крестьяне продолжали гибнуть целыми отрядами, встретившись на поле боя с регулярными княжескими войсками. По ряду оценок, их потери в тот период достигали до 100000 человек убитыми.

Томас Мюнцер

Крестьянская война

Последний бой в этой войне проиграл отряд Мюнцера. 11 мая 1525 года его ополченцы наконец достигли окрестностей Франкенхаузена, соединившись с другими повстанцами, пребывавшими к тому времени в весьма бедственном положении. Но армия княжества уже была здесь. Состоялся короткий бой, в котором погибло более 6000 человек, остальные сдались в плен, и были впоследствии казнены. Сам Мюнцер попытался избежать наказания, покинув поле боя ранее.  

Богословское мировоззрение

Все исследователи биографии Томаса Мюнцера сходятся во мнении, что он был глубоко религиозным, хорошо образованным человеком. Свой радикализм он тоже продвигал исключительно как борьбу с несправедливыми церковными догматами, а не социальный или политический протест. Однако, сторонников находил скорее среди радикально настроенных борцов с неравенством.

Известно, что богословское мировоззрение Мюнцера было сформировано преимущественно на ранних святоотеческих трудах. Он опирался в своих работах на проповеди и послания Киприана и Евсевия, а величайшим гуманистом считал Платона. 

Томас Мюнцер

Трактовка Библии в изложении Мюнцера тоже была довольно своеобразной. Он считал наиболее важным описание в ней духовных и мистических переживаний, фактов и свидетельств встречи Богом. Но отрицал необходимость буквального понимания и исполнения догматов. В своих проповедях Мюнцер упоминал о том, что верующим может быть и человек, не читавший Библию. Если он следует учению духа, велению своего сердца, то может считаться христианином. Письменные библейские тексты Мюнцер не отвергал, но полагал враждебными понятию истинной веры. В этом он не находил единства с Лютером и другими религиозными философами своего времени.

Кроме того, в поздний период своей жизни Мюнцер все чаще уходил в сторону познания мистического опыта, почти сектантство. Он увлёкся спиритизмом и толкованием сновидений. Поддался идеям познания христианства исключительно через боль и страдания, духовные и физические лишения. Эта тема активно поднимается во всех его проповедях и текстах. 

Прижизненные труды

Сохранились некоторые богослужебные издания, напечатанные еще при жизни Мюнцера. Его авторству принадлежит:

  1. Немецкая церковная служба. Реформированное издание порядка богослужебных действий. Выпущено в 1523 году.
  2. Поддельная вера. Издано в 1523 году в декабре.
  3. Толкование второй главы пророка Даниила. 1524 года издания.
  4. Немецкая евангелическая месса. Издана в июле 1524 года.
  5. Манифест разоблачения ложной веры. Издан в 1524 году в октябре.

А также ряд других посланий и проповедей. Все труды Мюнцера издавались на немецком языке. 

Наследие Мюнцера

  • В последние годы жизни Томас Мюнцер все больше сближался с видными деятелями антибаптистского движения, состоял с ними в переписке. Некоторые исследователи даже считают их последователями проповедника, продолжателями его идей. Реформированные литургии Мюнцера применялись при службах в ряде церквей до 1535 года.
  • Отчасти последователями этого религиозного деятеля считают и немецких философов более позднего времени. Например, Фридрих Энгельс считал его «социальным революционером». И даже Лютер использовал многие идеи Мюнцера в своих работах.
  • В Шверине, в землях Мекленбург – Передняя Померания, установлен бюст проповедника. Изображение Мюнцера использовалось на восточно-германских купюрах, на банкнотах достоинством в 5 марок.
  • Реформатору посвящено и немало литературных памятников. Общее количество романов и эссе о жизни Томаса Мюнцера насчитывает несколько сотен изданий. В 1956 году о нем снял художественный фильм немецкий режиссер Мартин Хельберг.

Личная жизнь

О личной жизни Томаса Мюнцера известно крайне мало. Он был женат на Оттилии фон Герсен, монахине, оставившей свою обитель под влиянием идей Реформации. Предполагается, что она входила в группу инокинь, покинувших монастырь в Видерштедте. 

Поженилась пара в июне 1523 года. А в день Пасхи через год родился их первенец. Есть предположения, что на момент смерти супруга Оттилия снова была беременна. О дальнейшей судьбе женщины ничего неизвестно.

Смерть

Томас Мюнцер, когда стало понятно, что крестьянское восстание потерпело неудачу, совершил попытку к бегству, но был обнаружен и схвачен во Франкенхаузене.

Томас Мюнцер

Памятник Томасу Мюнцеру

Личность определили лишь по переписке, которая была у мужчины при себе. Вместе с другим лидером реформаторов, Генрихом Пфайфером. Мюнцера пытали, получив признание. 27 мая, в Мюльхаузене, их обоих казнили, показательно выставив головы мятежников над стенами замка в назидание другим. 

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer, также Münzer, около 1490 — 27 мая 1525 — радикальный проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).

Содержание

  • 1 Учение
  • 2 Теократический «коммунизм» Мюнцера. Восстание крестьян
  • 3 Поражение и казнь
  • 4 Память
  • 5 Литература
  • 6 Примечания

Учение

Родился в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и коммунистическим мечтам.

Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога — истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).

Отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу, где громит «попов и обезьян». Затем Мюнцер появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства «святых»: «Израиль» (избранники) должен истребить безбожных «ханаанитов».

Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как «пещеры дьявола». Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча — у общин, а не у князей.

Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящён «светлейшему, высокорождённому владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу». Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер называл Мюнцера «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера — виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим её в плотском плену.

Теократический «коммунизм» Мюнцера. Восстание крестьян

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями подготовлявшегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене.

Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый «вечный, христианский» магистрат, из «бедных» и «земледельцев». В городе проводится общность имуществ; Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.

В новом строе Мюнцер не занимал определённой должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду, «как отцы-патриархи», в богатой одежде, он торжественно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили красный крест и обнажённый меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, «идолов в домах и сундуках»; главной его темой было — кровавое истребление всех врагов Христа.

Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским, но отмечено здесь отличительной чертой, которую именно выражал, главным образом, Мюнцер: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам.В 1524 г. началось всеобщее восстание крестьянства южной и средней Германии против церковных и светских феодалов; одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер (ок. 1490—1525). Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. «Под царством божьим, — писал Энгельс, — Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти». Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий. Война католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу: «чья страна, того и вера» (cujus regio, ejus religio). Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви; протестантизм* приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские государства.

  • В 1529 г. католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных (т.е., по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии — дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

Общим лозунгом массовых религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, неискаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в. священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык — средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требование возрождения апостольской церкви; крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и «тысячелетнего царства», не знающего феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

Поражение и казнь

В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооружённых и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним ещё раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

Память

О Мюнцере, помимо сочинений, относящихся к истории крестьянского восстания, см. Strobel, «Leben, Schüiften u. Lehren Th. Müntzers»(1795); Seidemann, «Th. Münzer» (1842); Merx, «Th. Munzer u. Pfeiffer» (1889).

Важнейшая марксистская работа о Мюнцере — «Крестьянская война в Германии» Ф. Энгельса. Энгельс трактовал Мюнцера как борца за социальное равенство, использовавшего библейский язык как единственно понятный тогдашним крестьянам. Критики этой точки зрения утверждают, что важнейшими в учении Мюнцера были религиозные и апокалиптические мотивы, а победа классовой справедливости сама по себе интересовала его мало.

  • Исторический роман «Томас Мюнцер и его друзья» (нем. Thomas Münzer und seine Genossen, 1845), Кёлер, Людвиг.
  • В XX веке много литературы о Мюнцере создано в ГДР, где Мюнцер считался национальным героем, а его портрет изображался на банкнотах.
  • В 1956 году в ГДР сняли о нём фильм «Томас Мюнцер» (Thomas Müntzer).[1]

Литература

  • Шафаревич И. Р. Социализм, как явление мировой истории
  • Трансформация аристотелизма в мистический пантеизм и попытки реформации средневекового аристотелизма (Мюнцер, Суарес) — в: Гусев Д. А., Манекин Р.В., Рябов П. В. История философии. Учебное пособие для студентов российских вузов — Москва, «Эксмо», 2004, ISBN 5-699-07314-0, ISBN 5-8123-0201-4.

Примечания

  1. Thomas Müntzer на IMDB
  • БСЭ. Статья «Мюнцер».
  • МЭСБЕ. Статья «Мюнцер»
  • ЭСБЕ. Статья «Мюнцер Фома»

Wikimedia Foundation.
2010.

Тезисы Мартина Лютера быстро распространились среди населения, благо печатный станок уже был изобретён. Однако эти идеи воспринимались ещё более радикально. Крестьяне усомнились в справедливости не только деятельности католической церкви, но и всего общественного устройства. Реформация послужила сигналом к антифеодальному восстанию. В (1524)–(25) годах в Германии вспыхнула крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера. Была составлена программа «Двенадцать статей», в которой восставшие требовали отмены личной зависимости крестьян, ограничения церковной десятины, барщины и штрафов. Крестьяне сжигали дома священников и дворян, закрывали церкви, отбирали земли. Лютер, не ставивший целью изменение общественного строя, осудил восставших.

Несмотря на большой охват территорий повстанцами, крестьяне потерпели поражение. В ходе подавления восстания было убито около ста тысяч человек. Казнили и Томаса Мюнцера.
 

вопросы.png

Какие требования выдвигали восставшие? Почему Мартин Лютер осудил восставших?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как купить билет в аэрофлоте онлайн пошаговая инструкция
  • Типы ориентации руководства
  • Альфа хоум для мужчин краска для волос инструкция по применению
  • Камнелом таблетки цена инструкция по применению
  • Лекарство цераксон показания к применению инструкция взрослым уколы внутримышечно