Вся руководство театра моссовета

Госуда́рственный академи́ческий теа́тр и́мени Моссове́та — драматический театр в Москве, отмеченный орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Основан в 1923 году литератором и режиссёром Сергеем Прокофьевым как театр рабочих Московского губернского совета профессиональных союзов (МГСПС)[1]. Своё современное название получил в 1938 году[2][3].

Государственный академический театр имени Моссовета
Логотип театра имени Моссовета.gif
Moscow Mossovet Theater asv2019-06.jpg
Здание театра, 2019 год
Прежние названия Театр имени МГСПС (1923—1929)
Театр имени МОСПС (1929—1938)
Тип театра драматический
Основан 1923 год
Основатель Сергей Иванович Прокофьев[К. 1]
Награды Орден ЛенинаОрден Трудового Красного Знамени
Здание театра
Местоположение  Россия, Москва
Адрес ул. Большая Садовая, 16
Метро Замоскворецкая линия Маяковская
55°46′04″ с. ш. 37°35′47″ в. д.HGЯO
Вместимость 894 места
Руководство
Директор Валентина Тихоновна Панфилова
Художественный руководитель Евгений Жозефович Марчелли
Сайт Официальный сайт
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ИсторияПравить

Вход в сад «Аквариум» Триумфальной площади, 1901—1903 годы

Фонтан у здания театра, 2010 год

Афиша театра на ограде сада «Аквариум» в Москве, 2011 год

Становление театраПравить

В 1923 году по инициативе пролетариата столицы был организован первый в мире театр рабочих Московского губернского совета профессиональных союзов. Передвижным ансамблем — у театра не было собственного помещения — руководил режиссёр-энтузиаст Сергей Прокофьев. В труппу входило девять человек, а репертуар состоял из двух недорогих спектаклей для рабочих клубов: «Париж» Сергея Прокофьева и «Савва» Леонида Андреева. Спектакль «Савва» был показан в Колонном зале Дома Союзов и вызвал большой интерес публики. Поскольку коллектив поддерживался культурным отделом московских профсоюзов, решением Президиума МГСПС 3 марта 1923 года труппа получила официальный статус — Театр имени МГСПС[1][2][3].

До того, как у труппы появилось собственное помещение, она провела 350 представлений на разных площадках столицы. За первый год существования коллектив увеличился в несколько раз и объединился с филиалом бывшего Театра Корша. В 1924 году Театру имени МГСПС выделили театральное помещение в летнем саду «Эрмитаж»[1].

В 1925 году новым руководителем стал опытный театральный деятель, актёр и бывший режиссёр Театра Корша Евсей Любимов-Ланской. Поначалу объединённая труппа показывала спектакли-однодневки на сезон: «Картонные герои», «Проститутка», «Воровка детей», но постепенно театр отошёл от подобного репертуара. Чтобы найти контакт с небогатой рабочей публикой, театр вступил в творческое сотрудничество с начинающими драматургами Владимиром Билль-Белоцерковским, Фёдором Гладковым, Владимиром Киршоном, Александром Афиногеновым, Николаем Погодиным и другими. Бывший матрос Владимир Билль-Белоцерковский предложил пьесу «Шторм» на тему революции — она была многократно отклонена другими театрами, актёры Театра имени МГСПС во время читки также высказались против, но режиссёр настоял на решении поставить спектакль по пьесе. Вопреки опасениям труппы, спектакль прошёл с ошеломительным успехом и сделал театр популярным[1].

Грозное дыхание великих, жестоких и решающих дней революции опалило аудиторию. Она была во власти подлинного шторма, сметающего наслоения целых веков и превращающего в песок твердыни окостенелых традиций и понятий.

Следующими спектаклями стали «Шторм» по пьесе Владимира Билль-Белоцерковского — о том, как увидеть героическое в повседневном и будничном; «Ржавчина» — по пьесе драматурга Владимира Киршона и А. Успенского — об участнике гражданской войны, который паразитировал на старых заслугах перед революцией; «Мятеж» — пьеса Дмитрия Фурманова оказалась незавершённой из-за смерти автора, работу над пьесой закончила труппа. В театре ставили спектакли на злободневные темы: в ответ на лозунг «Даёшь паровозы!» появилась пьеса «Рельсы гудят», на лозунг «Даёшь уголь!» — спектакль «Голос недр», на лозунг «Даёшь нефть!» — спектакль «Город ветров» и так далее. Также за несколько лет до появления фильма «Чапаев» в театре прошёл одноимённый спектакль[1].

Кризис и руководство ЗавадскогоПравить

В 1930 году театр стал называться Театром имени Московского областного совета профессиональных союзов[2][3]. Первые десять лет существования он был полемичным, такими были даже названия спектаклей: например, в ответ на спектакль «Луна с правой стороны» театр представлял публике постановку «Луна слева», в ответ на «Мглу» появился спектакль «Солнечная сторона». При этом театр не имел однозначного взгляда на репертуар и постепенно терял былую актуальность, спектакли становились проходными. В середине 1930-х годов в театре перестали ставить спектакли на современные темы: с 1935 по 1938 год была поставлена одна пьеса — «Сыновья», которая не стала заметным явлением. В театре начинался кризис. Чтобы изменить ситуацию, Евсей Любимов-Ланской пригласил актёров из бывшего MXATа 2-го. После этого появились спектакли «Васса Железнова» Максима Горького и «Салют, Испания!» Александра Афиногенова[1].

В 1938 году у театра появилось современное название[2][3]. К 1940-му приглашённые актёры и режиссёры по разным причинам ушли из театра. Творческий кризис усилился, и после гастролей на Дальнем Востоке, летом 1940 года, Евсей Любимов-Ланской пригласил в качестве главного режиссёра Юрия Завадского, ученика Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко и Евгения Вахтангова — с которым пути театра пересекались ещё во время гастролей театра в 1936-м. Первый спектакль нового режиссёра — «Трактирщица» — стал визитной карточкой театра. Для объединения в спектаклях мастеров разных школ была использована пьеса «Машенька» Александра Афиногенова[1].

В труппу к Василию Ванину, Сергею Годзи, Нине Княгининской, Михаилу Розен-Санину, Николаю Темякову вошли ученики Юрия Завадского. В эти годы сформировался блистательный творческий коллектив театра, в нём играли Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Леонид Марков, Людмила Шапошникова, Борис Иванов, Георгий Жжёнов, Геннадий Бортников, Александр Костомолоцкий, Маргарита Терехова и другие актёры. Юрий Завадский сохранил за театром репутацию лаборатории современной советской пьесы, но существенно изменил способы художественной выразительности. Условная форма, театральность сочетались с психологической разработкой характеров. Режиссёр руководил театром 37 лет. Последним его спектаклем стали «Петербургские сновидения». 5 апреля 1977 года Юрий Завадский скончался. После его смерти театром временно руководил Президиум худсовета, вопросы решались коллегиально[1].

Театр в военное времяПравить

С началом Великой Отечественной войны театр эвакуировали. Он показывал спектакли в Чимкенте и Алма-Ате, а также организовывал концерты на призывных пунктах, проводил спектакли на фронте, вёл работу в госпиталях. В годы войны Юрий Завадский определял задачи театра следующим образом[1]:

  И в минувших событиях войны, и в тех, которые еще предстоят, есть одна для искусства самая важная, самая значительная тема — это тема величия духа советского человека, глубины и самоотверженности его патриотизма, безграничной веры в правоту своего народа и в победу, его высокого героизма… Наше искусство обязано раскрыть эту тему во всей её широте и глубине. Оно обязано показать зрителю и читателю героя нашего времени, его характёр, его биографию, его психологию.  

В 1942 году Евсей Любимов-Ланской перешёл в Малый театр, а театр возглавил Юрий Завадский. В этом же году он получил звание народного артиста РСФСР, а актриса Вера Марецкая — Сталинскую премию за исполнение роли Надежды Дуровой. В 1943-м театр вернулся в столицу и до конца войны не только показывал спектакли, но и давал концерты на заводах и в госпиталях. В том же году Вере Марецкой присвоили звание народной артистки РСФСР, а в 1945-м за постановку спектаклей «Нашествие», «Отелло» и «Встреча в темноте» Сталинской премией был награждён и Юрий Завадский[1].

Коллектив театра успел за десять дней побывать в Лиинахамари, куда североморские лётчики доставили его на самолёте. Один из спектаклей в эту пору шёл в бывшем лагере для военнопленных. Ещё сохранилась ограда из густой проволоки с надписью «Барак № 2». Немцы были в Лиинахамари, и в этом бараке гибли советские люди, попавшие в руки фашистских палачей. Немцев вышибли, и сюда вернулась жизнь. В день спектакля барак был буквально набит битком советскими бойцами. Они смотрели спектакль, к которому два дня готовились: чистились, брились, мылись. Это был подлинный праздник для тех, кто защищает культуру, цивилизацию от варварства и разрушений, кто утверждает жизнь, радостную и счастливую.

Газета «Североморский лётчик»[1]

Работа после войныПравить

Театр Моссовета в саду «Аквариум» в Москве, 2011 год

Осенью 1947 года в здании театра решили провести ремонт, но здание настолько обветшало, что начало обрушаться. После этого театр на 12 лет переехал в здание Дворца культуры на площади Журавлёва — в бывший Введенский народный дом. Находившуюся рядом станцию метро «Электрозаводская» театральные завсегдатаи называли «Электрозавадской». Однако место оказалось неудачным — зрителей на новом месте оказалось крайне мало. По этой причине в театре сменили репертуар — начали ставить пьесы современных авторов, а позднее вернулись к «Шторму» и «Маскараду» Михаила Лермонтова. За десять послевоенных лет труппа значительно выросла: пришло большое количество молодых артистов из студии при театре, а спектакли стали показывать на двух площадках: на главной сцене в здании на площади Журавлёва и на сцене филиала[1][3].

В 1949 году театр наградили орденом Трудового Красного Знамени[2]. В 1952—1953 годах театр одним из первых выезжал на гастроли за границу — в Польшу, Болгарию и Румынию, спектакли проходили как в крупных городах (Варшаве, Софии, Бухаресте, Пловдиве, Варне, Плоешти), так и в небольших. Театр постоянно обращался к острым проблемам современности, а также одним из первых разработал производственную тему, пик развития которой пришёлся на 1970-е[1].

В 1954 году по проекту архитектора Михаила Жирова началось строительство нового здания театра в саду «Аквариум». В изначальном варианте здание было украшено различными архитектурными элементами, но после смерти Иосифа Сталина началась борьба с подобными излишествами и здание перестроили по упрощённому плану. При этом интерьеры здания в основном были завершены по первоначальному проекту[4]. Новое помещение передали театру в начале ноября 1959 года, и уже 5 ноября специально для строителей труппа представила первый спектакль[1].

В 1964 году театру присвоили статус академического, в 1973-м театр наградили орденом Ленина[2]. В середине 1960-х для показа экспериментальных постановок и спектаклей малой формы был создан «Театр в фойе»[3], в 1978 году в театре открылась «Малая сцена»[3].

В современной РоссииПравить

В 1990 году появилась новая сцена «Под крышей», где первым спектаклем показали «Калигулу»[3].

В 1993 году распоряжением правительства Москвы к 70-летию театра было выделено 25 миллионов рублей на капитальный ремонт основной сцены и завершение работ по строительству пристройки, выделены 6,5 миллионов на модернизацию театра, предоставлены квартиры для временного проживания приглашённых творческих работников, средства для закупки оборудования студии звукозаписи, 20 тонн мелованной бумаги для создания юбилейного альбома, а также несколько автомобилей «ВАЗ» для старейших работников театра[5].

В 1973 году в театре начал работать режиссёр-постановщик Павел Хомский[6], он стал главным режиссёром в 1985-м[6], а в 2000 году — худруком[6]. Хомский скончался 6 сентября 2016 года[6].

С 2016 по 2020 год художественным руководством театра занимался триумвират, в который входили Юрий Ерёмин, Андрей Кончаловский и Сергей Юрский[7].

8 сентября 2020 года художественным руководителем театра назначен Евгений Марчелли[8].

  • Здание театра в 2014 году

  • Здание театра в 2016 году

  • Зрительный зал в антракте рок-оперы

Труппа и репертуарПравить

См. также: Категория:Персоналии:Театр им. Моссовета

Народные артисты РСФСРПравить

  • Татьяна Бестаева
  • Александр Голобородько
  • Нина Дробышева
  • Валентина Талызина

Народные артисты РоссииПравить

  • Анатолий Васильев
  • Александр Домогаров
  • Николай Лебедев
  • Ольга Остроумова
  • Евгений Стеблов
  • Владимир Сулимов
  • Виктор Сухоруков
  • Маргарита Терехова
  • Александр Филиппенко

Заслуженные артисты РСФСРПравить

  • Леонид Евтифьев
  • Валентина Карева
  • Нэлли Пшённая

Заслуженные артисты РоссииПравить

  • Ольга Анохина
  • Александр Бобровский
  • Вячеслав Бутенко
  • Елена Валюшкина
  • Сергей Виноградов
  • Юлия Высоцкая
  • Владимир Горюшин
  • Екатерина Гусева
  • Ольга Кабо
  • Виталий Кищенко
  • Ирина Климова
  • Мария Кнушевицкая
  • Евгения Крюкова
  • Лариса Кузнецова
  • Гоша Куценко
  • Андрей Межулис
  • Валерий Сторожик
  • Леонид Фомин
  • Юрий Черкасов
  • Светлана Шершнева
  • Маргарита Шубина
  • Валерий Ярёменко
  • Александр Яцко

АртистыПравить

  • Владимир Андриянов
  • Антон Аносов
  • Валерий Анохин
  • Юрий Беркун
  • Елена Бероева
  • Галина Боб
  • Владислав Боковин
  • Станислав Бондаренко
  • Марк Вдовин
  • Лилия Волкова
  • Анна Гарнова
  • Виктор Гордеев
  • Алексей Гришин
  • Евгений Данчевский
  • Павел Деревянко
  • Александр Емельянов
  • Дмитрий Журавлёв
  • Сергей Зотов
  • Кристина Исайкина
  • Вера Каншина
  • Роман Кириллов
  • Марина Кондратьева
  • Нина Коновалова
  • Геннадий Коротков
  • Нил Кропалов
  • Александра Кузенкина
  • Олег Кузнецов
  • Надежда Лумпова
  • Яна Львова
  • Анна Михайловская
  • Лариса Наумкина
  • Олег Отс
  • Дмитрий Подадаев
  • Дмитрий Попов
  • Антон Поспелов
  • Владимир Прокошин
  • Анастасия Пронина
  • Евгений Ратьков
  • Татьяна Родионова
  • Дмитрий Савкин
  • Андрей Смирнов
  • Анастасия Тагина
  • Алексей Трофимов
  • Павел Усачев
  • Дмитрий Фёдоров
  • Михаил Филиппов
  • Юлия Хлынина
  • Татьяна Храмова
  • Алексей Шмаринов
  • Дмитрий Щербина
  • Маргарита Юдина

ПримечанияПравить

Комментарии
  1. На официальном сайте театра есть только инициалы («С. И.»); источников полного имени найти не удалось, в старой версии статьи без ссылок долго было указано это отчество
Источники
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Школьников, Петрусова, 1985.
  2. 1 2 3 4 5 6 Образцова, 1959.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 Государственный академический театр имени Моссовета. РИА Новости (3 марта 2013). Дата обращения 19 июля 2018.
  4. Анисимов, 1984, с. 134.
  5. Советник главы ФСО раскрыл тайны кремлёвской стены (недоступная ссылка). Kremlin-Moscow.com (28 сентября 1992). Дата обращения 15 июля 2018. Архивировано 26 августа 2018 года.
  6. 1 2 3 4 Елена Слободян. Чем запомнился режиссёр Павел Хомский?. Аргументы и Факты (6 сентября 2016). Дата обращения 19 июля 2018.
  7. Театр Моссовета возглавит триумвират // «Вести FM», 9 ноября 2016
  8. Евгений Марчелли стал худруком Театра им. Моссовета // ТАСС, 8 сентября 2020

ЛитератураПравить

  • Академический ордена трудового Красного Знамени театр имени Моссовета 1923—1973: Альбом к 50-летию / Под ред. Т. Баженова. — М.: Искусство, 1973. — 166 с. — 15 000 экз.
  • Анисимов А. В. Театры Москвы: Время и архитектура. — М.: Московский рабочий, 1984. — 176 с. — 75 000 экз.
  • Коковкин С. Театр имени Моссовета. — М.: Искусство, 1985. — 296 с. — 20 000 экз.
  • Образцова А. Театр Моссовета. — М.: Искусство, 1959. — 223 с. — 7000 экз.
  • Театр московского пролетариата: Десять лет. — М.: Театр им. МОСПС, 1934.
  • Школьников В. М., Петрусова В. С. Государственный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический театр имени Моссовета. — М.: Искусство, 1985. — 294 с.

СсылкиПравить

  • Официальный сайт театра

У легендарного Театра имени Моссовета в этом году юбилей. Сто лет назад у первого театра рабочих Московского губернского совета профсоюзов не было даже собственного здания – артисты выступали прямо на заводах и фабриках. Но успех уже тогда был невероятный.

За сто лет на сцене театра блистали десятки талантливых и неподражаемых актеров. Среди прославленных имен – Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Любовь Орлова, Серафима Бирман, Борис Иванов, Людмила Шапошникова, Геннадий Бортников, Георгий Тараторкин, Сергей Юрский, Маргарита Терехова, Михаил Козаков, Георгий Жженов.

Об истории одного из старейших театров Москвы и его эпических постановках – в материале РЕН ТВ.

История Театра имени Моссовета

Государственный академический театр имени Моссовета – один из первых творческих коллективов, созданных советской властью, был основан 3 марта 1923 года литератором и режиссером Сергеем Прокофьевым как театр Московского губернского совета профсоюзов. Современное название он получил в 1938 году.

Сначала театр был передвижным, затем обзавелся помещением и расположился в саду «Эрмитаж». Нынешнее здание Театра имени Моссовета в саду «Аквариум» было построено в 1959 году специально для него. В 1964-м театру присвоен статус академического.

Фото: © Носов Петр/Фотохроника ТАСС

В середине 1960-х годов для показа экспериментальных работ и спектаклей малой формы создан «Театр в фойе», в 1978 году открылась «Малая сцена», а в 1990 году началась творческая жизнь сцены «Под крышей».

Как пишут «Известия», 24 апреля в театре торжественно отметили серьезную дату – 100-летнюю историю сцены рассказали голосами 100 артистов за 100 минут. Московский государственный симфонический оркестр под руководством Ивана Рудина играл «Вальс» Арама Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад» – это произведение считают символом Театра Моссовета. К юбилею посадили в сквере перед театром дуб. Родной театр пришли поздравить с юбилеем Андрей Кончаловский, Евгений Марчелли, Валентина Талызина, Ольга Остроумова, Евгений Стеблов, Александр Голобородько, Анатолий Васильев, Юлия Высоцкая, Ольга Кабо, Александр Домогаров и другие звезды.

Примечательно, что вечер начали с хроники выступления легендарного режиссера Юрия Завадского на праздновании 50-летия Театра Моссовета.

Фото: © РИА Новости/Екатерина Чеснокова

«Нас не будет в его 100-летний юбилей. Но мы должны жить сегодня так, чтобы о нас помнили тогда, когда Москва будет праздновать 100-летие Театра Моссовета!» – говорил Завадский с экрана.

На экране показывали портреты ушедших легендарных артистов, таких как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Георгий Жженов, Леонид Марков и многих других.

Первые постановки и художественные руководители театра

Первыми постановками молодого коллектива в 1920-е годы стали «Савва» Леонида Андреева, а также инсценировки романов «Овод» Этель Лилиан Войнич и «Париж» Эмиля Золя.

С 1925 по 1940 год театром руководил актер и режиссер Евсей Любимов-Ланской. При нем театр превратился в лабораторию новой драматургии. Затем долгое время – с 1940 по 1977 год – художественным руководителем являлся  Юрий Завадский. Созданные им спектакли вошли в золотой фонд не только Театра имени Моссовета, но и всей отечественной театральной сцены.

С 1977 по 1985 год руководство осуществлял президиум художественного совета театра в составе Павла Хомского, Ростислава Плятта, Людмилы Шапошниковой, Георгия Тараторкина, Льва Лосева. С 1986 по 2016 год творческой политикой театра занимался Павел Хомский. В 2021 году художественным руководителем стал Евгений Марчелли.

Фото: © ТАСС/Станислав Красильников

Сегодня на двух сценах театра («Основной» и «Под крышей») идут спектакли по произведениям классиков отечественной и мировой драматургии, а также молодых авторов, созданные режиссерами разных поколений и творческих позиций.

Самые известные спектакли Театра имени Моссовета

«Шторм» (1925)

8 декабря 1925 года в театре состоялась премьера спектакля «Шторм», его поставил в тот период художественный руководитель Евсей Любимов-Ланской. Одноименную пьесу о том, как молодая страна борется с препятствиями, прокладывая дорогу к светлому будущему, написал матрос Владимир Билль-Белоцерковский, участник Гражданской войны.

Путь пьесы к славе был тернист: многие театры отказывались ее ставить. Для Театра имени Моссовета, которому на тот момент было всего два года, «Шторм» стал счастливым билетом – после премьеры о нем заговорили. После одного из показов Биллю-Белоцерковскому передали записку, подписанную так: «Благодарный зритель. Иосиф Сталин».

В 1951 году Юрий Завадский создал вторую версию «Шторма». В ней появились новые сцены и герои, среди которых спекулянтка Манька в исполнении Фаины Раневской. Текст роли для нее придумала сама актриса. Правда, через некоторое время режиссер убрал ее из постановки – Манька перетягивала на себя абсолютно все внимание зрителей.

«Васса Железнова» (1936)

В середине 1930-х в театре наметился кризис, отчасти из-за репертуара. Чтобы изменить ситуацию, Любимов-Ланской пригласил в труппу актеров из второго МХАТа. Среди них была легендарная Серафима Бирман. В Театре имени Моссовета она дебютировала как режиссер со спектаклем «Васса Железнова» по пьесе Максима Горького. Премьера, заглавную роль в котором сыграла любимица публики Бирман, вновь сделала театр одним из самых популярных.

Фото: © РИА Новости/Абрам Штеренберг

«Машенька» (1941)

Премьера спектакля «Машенька» по самой нежной пьесе 1941 года (как тогда о ней говорили) состоялась 4 марта. Этой постановке было суждено стать одним из главных культурных событий в жизни Москвы. Пьесу советского драматурга Александра Афиногенова поставил новый главный режиссер Театра имени Моссовета Юрий Завадский.

Главную роль дедушки-профессора, пытающегося подружиться со своей внучкой-пионеркой, которая приехала к нему жить в Москву из Сибири, играл Евсей Любимов-Ланской. Девочку сыграла мастерица перевоплощений Вера Марецкая, на тот момент ей было почти 35 лет. Критики и зрители, многие из которых во время просмотра не могли сдержать слез, отмечали в психологизме «Машеньки» чеховские мотивы.

Одним из главных поклонников пьесы был друг Афиногенова поэт Борис Пастернак, зашифрованный, кстати, в одном из персонажей. В геологе Леониде Борисовиче, друге профессора Окаемова, который помогает ему сделать первый шаг навстречу внучке, можно узнать Бориса Леонидовича.

«В противоположность писателям, изъясняющимся темно и неповоротливо, он с умом и дельно говорил о вещах, представляющих интерес и значение», – писал Пастернак об Афиногенове.

«Маскарад» (1952)

«Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова, к которой театры часто обращались в послевоенные годы, стал одним из главных спектаклей Юрия Завадского. Художник-постановщик, народный художник СССР Борис Волков использовал в качестве фона черный бархат, делавший Николая Мордвинова, Веру Марецкую, Ростислава Плятта и других артистов похожими на персонажи гравюр.

В 1964 году была создана вторая версия спектакля. Режиссер ввел в постановку дирижера, который управлял не только игрой оркестра, но и, кажется, героями. За второй «Маскарад» Завадский получил Ленинскую премию.

Фото: © Савостьянов Владимир/ТАСС

«Дальше – тишина» (1969)

Одним из самых трогательных в репертуаре Театра имени Моссовета стал спектакль «Дальше – тишина» режиссера Анатолия Эфроса. В его основу лег сценарий голливудского фильма Лео Маккери «Уступи место завтрашнему дню» 1937 года, написанный Виньей Дельмар.

В центре сюжета – история обедневшей пожилой пары Барклея и Люси Куперов, которую хладнокровно разлучают собственные дети, не желающие оказывать старикам финансовую помощь. Главные роли сыграли Ростислав Плятт и Фаина Раневская.

Пронзительную сцену, в которой Барклей приводит Люси в их любимый ресторан, чтобы в последний раз вспомнить былое, до сих пор разбирают в театральных вузах как одну из вершин актерского мастерства.

«Петербургские сновидения» (1969)

В том же году Юрий Завадский поставил свой последний спектакль – «Петербургские сновидения» по роману «Преступление и наказание» Достоевского. Его он посвятил одному из своих учителей – Евгению Вахтангову. Родиона Раскольникова играли по очереди Геннадий Бортников и Георгий Тараторкин. Леонид Марков играл Свидригайлова.

Фото: © Строков Михаил/Фотохроника ТАСС

«Лучшее, что я видел в театре за последнее время, – это «Петербургские сновидения» у Завадского. Это эмоциональный спектакль, а мы забыли, что такое настоящее эмоциональное воздействие в искусстве», – писал режиссер Андрей Тарковский.

«Царская охота» (1977)

«Царская охота» Леонида Зорина – один из лучших спектаклей не только Театра имени Моссовета, но и режиссера Романа Виктюка. Постановка о преданной возлюбленным женщине, выдававшей себя за княжну Елизавету Тараканову и угодившей в конце концов в Петропавловскую крепость, стала сенсацией и не выходила из репертуара 27 лет.

Первыми главные роли в «Царской охоте» исполнили Леонид Марков и Маргарита Терехова. Говорили, что из-за виртуозно выстроенных сцен от артистов буквально летели искры.

Роман Виктюк вспоминал, что сразу решил: спектакль надо репетировать с совершенной точки отношений героев – с ночной любовной сцены. И ожидал, что артисты возразят ему и скажут: мы должны прийти к этому, как бы подготовить зрителя, нельзя начинать с вершины.

Но Марков и Терехова моментально откликнулись на предложение режиссера и между ними сразу установился невероятный человеческий и творческий контакт.

«Царская охота» – это не просто звездная, хорошая театральная работа, это  судьбоносный спектакль для Маргариты Тереховой, это то, что определило, раскрыло ее. Работу Маргариты в этом спектакле можно сравнить с вулканом: вот он молчит, временно спокоен – и в одну секунду – безумие! Рита одна из тех немногих в мире театра людей, кто владеет энергией неба», – говорил Роман Виктюк.

«Правда хорошо, а счастье лучше» (1980)

Комедию Александра Островского поставил Сергей Юрский, он же сыграл одну из ролей – отставного унтер-офицера Силу Ерофеича Грознова. Роль пожилой няни Филицаты стала одной из последних в жизни Фаины Раневской. Многие зрители шли на спектакль именно из-за нее.

Фото: © Валерий Христофоров/ТАСС

В каком-то смысле этот спектакль появился благодаря самой Раневской. Прочитав книгу об Островском, актриса захотела сыграть в спектакле по его пьесе. Фаине Георгиевне изначально предлагали роль властной старухи Барабошевой, но она настояла на Филицате: 

«Я столько уродов сыграла. Я хочу хорошего человека играть». 

По воспоминаниям режиссера и коллег, Раневская не раз хотела бросить спектакль. Но как только она выходила на сцену, все сомнения уходили прочь.

«Иисус Христос – суперзвезда» (1990)

«Иисус Христос – суперзвезда» стал первой зарубежной рок-оперой, поставленной в России, и одним из первых мюзиклов на сцене театра. Премьера спектакля, который до сих пор остается в его репертуаре, состоялась 12 июля 1990 года.

История постановки началась еще в 1970-х, когда режиссер Павел Хомский, в то время работавший в Московском ТЮЗе, увидел в Нью-Йорке бродвейский мюзикл Jesus Christ Superstar и захотел познакомить с ним российского зрителя. Но получилось не сразу – к этой идее он вернулся только в 1990 году.

Фото: © ТАСС/Белоусов Виталий

В театре говорят, что постановка этого ставшего уже мировой музыкальной классикой произведения на сцене драматического театра интересна своеобразным сочетанием жанра рок-оперы и традиций русской театральной школы. 

Речь идет о свободном творческом переводе либретто на русский язык, о развитии его драматургических линий, о пьесе «по мотивам». Это потребовало и новой музыкальной редакции, в которой, однако, мелодика и авторские лейтмотивы были бережно сохранены.

«Царство отца и сына» (2009)

В 2009 году режиссер, народный артист РСФСР Юрий Еремин обратился к двум частям известной трилогии Алексея Толстого о правлении Ивана Грозного и Федора Иоанновича, соединив их воедино.

Черно-белая цветовая гамма костюмов, простые и лаконичные декорации в виде шахматной доски плюс глубокая проработка характеров персонажей – постановка произвела на театральную Москву неизгладимое впечатление. Главные роли в спектакле играли Виктор Сухоруков, Александр Яцко, Дмитрий Щербина, Валерий Яременко, Марина Кондратьева, Екатерина Гусева и другие.

«Вишневый сад» (2016)

27 февраля 2016 года состоялась премьера «Вишневого сада» в постановке Андрея Кончаловского. Спектакль завершил чеховский триптих режиссера, в который вошли также «Дядя Ваня» и «Три сестры».

Фото: © ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Трилогия – авторский проект режиссера, выступающего в этих спектаклях и в качестве художника-постановщика, объединившего все три постановки единым решением сценического пространства, разного в частностях, но унитарного в целом.

«ШЕКСПИРГАМЛЕТ» (2020)

Одну из главных постановок последних лет создал нынешний художественный руководитель Театра имени Моссовета Евгений Марчелли. Знакомые сюжетные повороты драмы Уильяма Шекспира разворачиваются в декорациях, напоминающих то бункер из современной компьютерной игры, то модный ночной клуб. Режиссер использовал прозаический перевод.

Евгений Марчелли в своей постановке предлагает неожиданную интерпретацию событий шекспировской трагедии, согласно которой Гамлет сам в какой-то мере является носителем злой энергии, разъедающей его изнутри и во многом определяющей его поступки.

Театр имени Моссовета
Основан 1923
Художественный руководитель Павел Осипович Хомский
Сайт http://www.mossoveta.ru

Государственный Академический театр имени Моссовета — драматический театр в Москве, организованный в 1923 году как театр им. МГСПС (Московского городского совета профессиональных союзов). В настоящее время художественным руководителем театра является народный артист РСФСР Павел Осипович Хомский.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Выдающиесся постановки
    • 1.2 Труппа театра
  • 2 Современная труппа театра
  • 3 Репертуар
    • 3.1 Основная сцена
    • 3.2 Сцена «Под крышей»
  • 4 Координаты
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

История

Театр был создан в 1923 году литератором и режиссёром С. И. Прокофьевым как театр Московского губернского совета профсоюзов.

Первым спектаклем театра был «Савва» Л. Н. Андреева в постановке С. И. Прокофьева (премьера состоялась 6 ноября 1922 года)[1].

С 1925 по 1940 годы театром руководил известный актёр и режиссёр Е. О. Любимов-Ланской.

С 1930 года — Театр им. МОСПС, с 1938 года носит современное название. В 1940 году театр возглавил Юрий Завадский, ученик К. С. Станиславского и Евгения Вахтангова, продолжающий традиции мастеров. Он руководил театром в течение 37 лет. Именно в эти годы сформировался блистательный творческий коллектив театра им. Моссовета. На его сцене играли такие замечательные артисты как Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Леонид Марков, Людмила Шапошникова, Борис Иванов, Георгий Жжёнов, Геннадий Бортников, Александр Костомолоцкий.

Статус академического был присвоен театру в 1964 году. Театр дважды орденоносец: орденом Трудового Красного Знамени театр награждён в 1949 году, орденом Ленина в 1973 году.

В 1985 году главным режиссёром, а затем и художественным руководителем театра становится Павел Осипович Хомский, до этого возглавлявший театры в Риге, Ленинграде и Москве. Сохраняя традиции, театр ищет новые способы общения со зрителями. В середине 60-х гг. был создан «Театр в фойе» для показа экспериментальных постановок и спектаклей, в 1978 году появилась и «Малая сцена», а в 1990 году спектаклем Петра Фоменко «Калигула» открылась сцена «Под крышей».

Выдающиесся постановки

В разные годы в театре шли такие легендарные спектакли как «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в постановке Юрия Завадского (премьера 22 февраля 1967) «Шторм» Билль-Белоцерковского в постановке Юрия Завадского (премьера 2 октября 1967), «Петербургские сновидения» по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в постановке Юрия Завадского (премьера 28 июня 1969), «Дальше — тишина» Вина Дельмар в постановке Анатолия Эфроса (премьера 16 октября 1969), «Царская охота» Л. Г. Зорина в постановке Романа Виктюка (премьера 23 марта 1977), «Гедда Габлер» Камы Гинкаса, «Вдовий пароход» И. Грековой и П. С. Лунгина в постановке Генриетты Яновской (премьера 20 июля 1984)[1].

Труппа театра

На 1 сентября 1985 года в труппе театра служили народные артисты СССР Г. С. Жжёнов, Л. В. Марков, Р. Я. Плятт[1].

Современная труппа театра

Сегодня на сцене театра им. Моссовета играют известные актёры: Маргарита Терехова, Сергей Юрский, Анатолий Адоскин, Георгий Тараторкин, Ольга Остроумова, Ирина Карташева, Михаил Козаков, Валентина Талызина, Александр Леньков, Нина Дробышева, Александр Пашутин, Татьяна Бестаева, Юрий Кузьменков, Нелли Пшенная, Евгений Стеблов, Александр Домогаров, Ольга Кабо, Екатерина Гусева, Сергей Виноградов, Павел Деревянко, Ирина Климова, Валерий Ярёменко, Александр Яцко и другие.

Репертуар

Основная сцена

  • «Белая гвардия» М. А. Булгаков. Режиссёр: П. Хомский
  • «В пространстве Тенесси У.» по мотивам произведений Теннесси Уильямс и С. Ямамото. Режиссёр: Ю. Ерёмин
  • «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Уэббер, Т. Райс. Режиссёр: П. Хомский
  • «Кавалеры» по мотивам пьесы К. Гольдони «Хитроумная вдова». Режиссёр: Ю. Ерёмин
  • «Мораль пани Дульской» Г. Запольская. Режиссёр: П. Хомский
  • «Муж, жена и любовник» по мотивам произведений Ф. Достоевского и И. Тургенева. Режиссёр: Ю. Ерёмин
  • «Мужчины по выходным» Виктор Мережко. Режиссёр: В. Саркисов
  • «Не будите мадам» Ж. Ануй. Режиссёр: Ю. Ерёмин
  • «Обручённые» А. Мандзони. Режиссёр: В. Шамиров
  • «Ошибки одной ночи» О. Голдсмит. Режиссёр: П. Хомский
  • «Ревизор» Н. В. Гоголь. Режиссёр: Нина Чусова
  • «Серебряный век» М. Рощин. Режиссёр: Ю. Ерёмин
  • «Сирано де Бержерак» Эдмон Ростан. Режиссёр: П. Хомский
  • «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» по мотивам пьесы Р. Л. Стивенсона и мюзикла Ф. Уайлдхорна и Л. Брикусса. Режиссёр: П. Хомский
  • «Учитель танцев» Лопе де Вега. Режиссёр: Ю. Ерёмина;
  • «Фома Опискин» Ф. М. Достоевский. Режиссёр: П. Хомский
  • «Чайка» А. П. Чехов. Режиссёр: Андрей Кончаловский
  • «Шиворот-навыворот» Г. Гладков и Ю. Энтин. Режиссёр: В. Богачёв
  • «Шум за сценой» М. Фрейн. Режиссёр: П. Хомский

Сцена «Под крышей»

  • «Бог» (В. Аллен), постановка В. Шамирова;
  • «Долгое путешествие в ночь» (Ю. О’Нил), постановка П. Сафонова;
  • «Заповедник» (С. Довлатов), постановка М. Зоннершталя и О. Анохиной
  • «Крошка Цахес» (Э.-Т.-А. Гофман), постановка Н. Чусовой;
  • «Мой бедный Марат» (А. Арбузов), постановка А. Житинкина;
  • «Предбанник» (И. Вацетис), постановка С. Юрского.

Координаты

Театр находится в Тверском районе Центрального административного округа Москвы.

Адрес: м. Маяковская, ул. Большая Садовая, 16
Телефоны: 200-59-43, 299-64-21
Время работы касс: пн 12:00-19:00, сб-вс 11:00-19:00, перерыв 15:00-16:00

Примечания

  1. 1 2 3 Театр имени Моссовета. Составитель Валентин Маркович Школьников. М.: Искусство, 1985, 294 с илл.

Ссылки

  • Официальный сайт театра

Координаты: 55°46′04.5″ с. ш. 37°35′47.8″ в. д. / 55.767917° с. ш. 37.596611° в. д. (G)

Wikimedia Foundation.
2010.

Государственный академический театр имени Моссовета
Логотип театра имени Моссовета.gif
Театр имени Моссовета.jpg
Здание театра, 2007 год
Прежние названия Театр имени МГСПС (1923—1929)
Театр имени МОСПС (1929—1938)
Тип театра драматический
Основан 1923 год
Основатель Сергей Иванович Прокофьев[К. 1]
Награды Орден ЛенинаОрден Трудового Красного Знамени
Здание театра
Местоположение Flag of Russia.svg Россия, Москва
Адрес ул. Большая Садовая, 16
Метро Замоскворецкая линия Маяковская
55°46′04″ с. ш. 37°35′47″ в. д.HGЯO
Вместимость 894 места
Руководство
Директор Валентина Тихоновна Панфилова
Сайт Официальный сайт
Commons-logo.svg Государственный академический театр имени Моссовета на Викискладе

Госуда́рственный академи́ческий теа́тр и́мени Моссове́та — драматический театр в Москве, отмеченный орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Основан в 1923 году литератором и режиссёром Сергеем Прокофьевым как театр рабочих Московского губернского совета профессиональных союзов (МГСПС)[1]. Своё современное название получил в 1938-м[2][3]. По состоянию на 2018 год директором театра является заслуженный работник культуры России Валентина Тихоновна Панфилова[4].

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Становление театра
    • 1.2 Кризис и руководство Завадского
    • 1.3 Театр в военное время
    • 1.4 Работа после войны
    • 1.5 Развитие последнего времени
  • 2 Труппа и репертуар
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История

Вход в сад «Аквариум» Триумфальной площади, 1901—1903 годы

Марка к 50-летию Театра имени Моссовета, 1973 год

Фонтан у здания театра, 2010 год

Афиша театра на ограде сада «Аквариум» в Москве, 2011 год

Становление театра

В 1922 году по инициативе пролетариата столицы был организован первый в мире театр рабочих Московского губернского совета профессиональных союзов. Передвижным ансамблем — у театра не было собственного помещения — руководил режиссёр-энтузиаст Сергей Прокофьев. В труппу входило девять человек, а репертуар состоял из двух недорогих спектаклей для рабочих клубов: «Париж» Сергея Прокофьева и «Савва» Леонида Андреева. Спектакль «Савва» был показан в Колонном зале Дома Союзов и вызвал большой интерес публики. Поскольку коллектив поддерживался культурным отделом московских профсоюзов, решением Президиума МГСПС 3 марта 1923 года труппа получила официальный статус — Театр имени МГСПС[1][2][3].

До того, как у труппы появилось собственное помещение, она провела 350 представлений на разных площадках столицы. За первый год существования коллектив увеличился в несколько раз и объединился с филиалом бывшего Театра Корша. В 1924 году Театру имени МГСПС выделили театральное помещение в летнем саду «Эрмитаж»[1].

В 1925 году новым руководителем стал опытный театральный деятель, актёр и бывший режиссёр Театра Корша Евсей Любимов-Ланской. Поначалу объединённая труппа показывала спектакли-однодневки на сезон: «Картонные герои», «Проститутка», «Воровка детей», но постепенно театр отошёл от подобного репертуара. Чтобы найти контакт с небогатой рабочей публикой, театр вступил в творческое сотрудничество с начинающими драматургами Владимиром Билль-Белоцерковским, Фёдором Гладковым, Владимиром Киршоном, Александром Афиногеновым, Николаем Погодиным и другими. Бывший матрос Владимир Билль-Белоцерковский предложил пьесу «Шторм» на тему революции — она была многократно отклонена другими театрами, актёры Театра имени МГСПС во время читки также высказались против, но режиссёр настоял на решении поставить спектакль по пьесе. Вопреки опасениям труппы, спектакль прошёл с ошеломительным успехом и сделал театр популярным[1].

Грозное дыхание великих, жестоких и решающих дней революции опалило аудиторию. Она была во власти подлинного шторма, сметающего наслоения целых веков и превращающего в песок твердыни окостенелых традиций и понятий.

Следующими спектаклями стали «Штиль» по пьесе Владимира Билль-Белоцерковского — о том, как увидеть героическое в повседневном и будничном; «Ржавчина» — по пьесе драматурга Владимира Киршона и А. Успенского — об участнике гражданской войны, который паразитировал на старых заслугах перед революцией; «Мятеж» — пьеса Дмитрия Фурманова оказалась незавершённой из-за смерти автора, работу над пьесой закончила труппа. В театре ставили спектакли на злободневные темы: в ответ на лозунг «Даёшь паровозы!» появилась пьеса «Рельсы гудят», на лозунг «Даёшь уголь!» — спектакль «Голос недр», на лозунг «Даёшь нефть!» — спектакль «Город ветров» и так далее. Также за несколько лет до появления фильма «Чапаев» в театре прошёл одноимённый спектакль[1].

Кризис и руководство Завадского

В 1930 году театр стал называться Театром имени Московского областного совета профессиональных союзов[2][3]. Первые десять лет существования он был полемичным, такими были даже названия спектаклей: например, в ответ на спектакль «Луна с правой стороны» театр представлял публике постановку «Луна слева», в ответ на «Мглу» появился спектакль «Солнечная сторона». При этом театр не имел однозначного взгляда на репертуар и постепенно терял былую актуальность, спектакли становились проходными. В середине 1930-х годов в театре перестали ставить спектакли на современные темы: с 1935 по 1938 год была поставлена одна пьеса — «Сыновья», которая не стала заметным явлением. В театре начинался кризис. Чтобы изменить ситуацию, Евсей Любимов-Ланской пригласил актёров из бывшего MXATа 2-го. После этого появились спектакли «Васса Железнова» Максима Горького и «Салют, Испания!» Александра Афиногенова[1].

В 1938 году у театра появилось современное название[2][3]. К 1940-му приглашённые актёры и режиссёры по разным причинам ушли из театра. Творческий кризис усилился, и после гастролей на Дальнем Востоке, летом 1940 года, Евсей Любимов-Ланской пригласил в качестве главного режиссёра Юрия Завадского, ученика Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко и Евгения Вахтангова — с которым пути театра пересекались ещё во время гастролей театра в 1936-м. Первый спектакль нового режиссёра — «Трактирщица» — стал визитной карточкой театра. Для объединения в спектаклях мастеров разных школ была использована пьеса «Машенька» Александра Афиногенова[1].

В труппу к Василию Ванину, Сергею Годзи, Нине Княгининской, Михаилу Розен-Санину, Николаю Темякову вошли ученики Юрия Завадского. В эти годы сформировался блистательный творческий коллектив театра, в нём играли Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Леонид Марков, Людмила Шапошникова, Борис Иванов, Георгий Жжёнов, Геннадий Бортников, Александр Костомолоцкий, Маргарита Терехова и другие актёры. Юрий Завадский сохранил за театром репутацию лаборатории современной советской пьесы, но существенно изменил способы художественной выразительности. Условная форма, театральность сочетались с психологической разработкой характеров. Режиссёр руководил театром 37 лет. Последним его спектаклем стали «Петербургские сновидения». 5 апреля 1977 года Юрий Завадский скончался. После его смерти театром временно руководил Президиум худсовета, вопросы решались коллегиально[1].

Театр в военное время

С началом Великой Отечественной войны театр эвакуировали. Он показывал спектакли в Чикменте и Алма-Ате, а также организовывал концерты на призывных пунктах, проводил спектакли на фронте, вёл работу в госпиталях. В годы войны Юрий Завадский определял задачи театра следующим образом[1]:

« И в минувших событиях войны, и в тех, которые еще предстоят, есть одна для искусства самая важная, самая значительная тема — это тема величия духа советского человека, глубины и самоотверженности его патриотизма, безграничной веры в правоту своего народа и в победу, его высокого героизма… Наше искусство обязано раскрыть эту тему во всей её широте и глубине. Оно обязано показать зрителю и читателю героя нашего времени, его характёр, его биографию, его психологию. »

В 1942 году Евсей Любимов-Ланской перешёл в Малый театр, а театр возглавил Юрий Завадский. В этом же году он получил звание народного артиста РСФСР, а актриса Вера Марецкая — Сталинскую премию за исполнение роли Надежды Дуровой. В 1943-м театр вернулся в столицу и до конца войны не только показывал спектакли, но и давал концерты на заводах и в госпиталях. В том же году Вере Марецкой присвоили звание народной артистки РСФСР, а в 1945-м за постановку спектаклей «Нашествие», «Отелло» и «Встреча в темноте» Сталинской премией был награждён и Юрий Завадский[1].

Коллектив театра успел за десять дней побывать в Лиинахамари, куда североморские летчики доставили его на самолете. Один из спектаклей в эту пору шёл в бывшем лагере военнопленных. Ещё сохранилась ограда из густой проволоки с надписью «Барак № 2». Немцы были в Лиинахамари, и в этом бараке гибли советские люди, попавшие в руки фашистских палачей. Немцев вышибли, и сюда вернулась жизнь. В день спектакля барак был буквально набит битком советскими бойцами. Они смотрели спектакль, к которому два дня готовились: чистились, брились, мылись. Это был подлинный праздник для тех, кто защищает культуру, цивилизацию от варварства и разрушений, кто утверждает жизнь, радостную и счастливую.

— Газета «Североморский лётчик»[1]

Работа после войны

Театр Моссовета в саду «Аквариум» в Москве, 2011 год

Осенью 1947 года в здании театра решили провести ремонт, но здание настолько обветшало, что начало обрушаться. После этого театр на 12 лет переехал в здание Дворца культуры на площади Журавлёва — в бывший Введенский народный дом. Находившуюся рядом станцию метро «Электрозаводская» театральные завсегдатаи называли «Электрозавадской». Однако место оказалось неудачным — зрителей на новом месте оказалось крайне мало. По этой причине в театре сменили репертуар — начали ставить пьесы современных авторов, а позднее вернулись к «Шторму» и «Маскараду» Михаила Лермонтова. За десять послевоенных лет труппа значительно выросла: пришло большое количество молодых артистов из студии при театре, а спектакли стали показывать на двух площадках: на главной сцене в здании на площади Журавлёва и на сцене филиала[1][3].

В 1949 году театр наградили орденом Трудового Красного Знамени[2]. В 1952—1953 годах театр одним из первых выезжал на гастроли за границу — в Польшу, Болгарию и Румынию, спектакли проходили как в крупных городах (Варшаве, Софии, Бухаресте, Пловдиве, Варне, Плоешти), так и в небольших. Театр постоянно обращался к острым проблемам современности, а также одним из первых разработал производственную тему, пик развития которой пришёлся на 1970-е[1].

В 1954 году по проекту архитектора Михаила Жирова началось строительство нового здания театра в саду «Аквариум». В изначальном варианте здание было украшено различными архитектурными элементами, но после смерти Иосифа Сталина началась борьба с подобными излишествами и здание перестроили по упрощённому плану. При этом интерьеры здания в основном были завершены по первоначальному проекту[5]. Новое помещение передали театру в начале ноября 1959 года и уже 5 ноября специально для строителей труппа представила первый спектакль[1].

Развитие последнего времени

В 1964 году театру присвоили статус академического, в 1973-м театр наградили орденом Ленина[2]. В середине 1960-х для показа экспериментальных постановок и спектаклей малой формы был создан «Театр в фойе»[3], в 1978 году в театре открылась «Малая сцена»[3]. В 1990 году появилась новая сцена «Под крышей», где первым спектаклем показали «Калигулу»[3].

В 1993 году распоряжением правительства Москвы к 70-летию театра было выделено 25 миллионов рублей на капитальный ремонт основной сцены и завершение работ по строительству пристройки, выделены 6,5 миллионов на модернизацию театра, предоставлены квартиры для временного проживания приглашённых творческих работников, средства для закупки оборудования студии звукозаписи, 20 тонн мелованной бумаги для создания юбилейного альбома, а также несколько автомобилей «ВАЗ» для старейших работников театра[6].

В 1973 году в театре начал работать режиссёр-постановщик Павел Хомский[7], он стал главным режиссёром в 1985-м[7], а в 2000 году — худруком[7]. Хомский скончался 6 сентября 2016 года[7]. По состоянию на 2018-й директором театра является заслуженный работник культуры России Валентина Тихоновна Панфилова[4].

  • Здание театра в 2014 году

  • Здание театра в 2016 году

  • Сцена театра, 2014 год

  • Зрительный зал в антракте рок-оперы

Труппа и репертуар

См. также: Категория:Персоналии:Театр им. Моссовета
Ниже представлены артисты, работавшие в театре[3].

  • Анатолий Адоскин
  • Валентин Гафт
  • Екатерина Гусева
  • Александр Домогаров
  • Ольга Кабо
  • Евгения Крюкова
  • Гоша Куценко
  • Александр Леньков
  • Ольга Остроумова
  • Стеблов Евгений Стеблов
  • Валентина Талызина
  • Георгий Тараторкин
  • Маргарита Терехова
  • Маргарита Шубина
  • Сергей Юрский
  • Валерий Ярёменко
  • Александр Яцко и другие.

Примечания

Комментарии
  1. На офсайте театра есть только инициалы — «С. И.», источников полного имени найти не удалось, в старой версии статьи без ссылок долго было указано это отчество
Источники
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Школьников, Петрусова, 1985.
  2. 1 2 3 4 5 6 Образцова, 1959.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Государственный академический театр имени Моссовета. РИА Новости (3 марта 2013). Проверено 19 июля 2018.
  4. 1 2 Руководство театра. Официальный сайт театра (2018). Проверено 19 июля 2018.
  5. Анисимов, 1984, с. 134.
  6. Советник главы ФСО раскрыл тайны кремлевской стены. Kremlin-Moscow.com (28 сентября 1992). Проверено 15 июля 2018.
  7. 1 2 3 4 Елена Слободян. Чем запомнился режиссёр Павел Хомский?. Аргументы и Факты (6 сентября 2016). Проверено 19 июля 2018.

Литература

  • Академический ордена трудового Красного Знамени театр имени Моссовета 1923-1973. Альбом к 50-летию / под ред. Т. Баженова. — М.: Искусство, 1973. — 166 с. — 15 000 экз.
  • Анисимов А. В. Театры Москвы: время и архитектура. — М.: Московский рабочий, 1984. — 176 с. — 75 000 экз.
  • Коковкин С. Театр имени Моссовета. — М.: Искусство, 1985. — 296 с. — 20 000 экз.
  • Образцова А. Театр Моссовета. — М.: Искусство, 1959. — 223 с. — 7000 экз.
  • Театр московского пролетариата. Десять лет. — М.: Театр им. МОСПС, 1934.
  • Школьников В. М., Петрусова В. С. Государственный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический театр имени Моссовета. — М.: Искусство, 1985. — 294 с.

Ссылки

  • Официальный сайт театра
  • Страница на Facebook
  • Страница в Instagram

Государственный академический театр имени Моссовета — драматический театр в городе Москва, отмеченный орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. На двух сценах театра идут спектакли по произведениям классиков отечественной и мировой драматургии, а также молодых авторов, поставленные режиссерами разных творческих школ и направлений. Коллектив театра принимает участие в престижных театральных фестивалях, гастролирует по России и зарубежным странам.

Руководство театра:

Панфилова Валентина Тихоновна
Директор театра

Еремин Юрий Иванович
Член режиссерской коллегии

Кончаловский Андрей Сергеевич
Член режиссерской коллегии

Лозовский Виктор Семенович
Заместитель директора

Козлов Дмитрий Валериевич
Заместитель директора по гастрольной деятельности и работе со зрителями

Чевский Александр Иванович
Заведующий музыкальной частью театра

Труппа Московского театра имени Моссовета

Режиссеры:

Юрий Еремин
Андрей Кончаловский
Сергей Виноградов
Александр Яцко
Марк Вдовин

Приглашенные режиссеры:

Виктор Шамиров
Алла Сигалова
Нина Чусова
Иван Орлов
Сергей Аронин
Илья Носоченко
Михаил Левитин младший

Артисты:

Владимир Андриянов
Антон Аносов
Валерий Анохин
Ольга Анохина
Юрий Беркун
Елена Бероева
Татьяна Бестаева
Галина Боб
Александр Бобровский
Владислав Боковин
Станислав Бондаренко
Вячеслав Бутенко
Елена Валюшкина
Анатолий Васильев
Марк Вдовин
Сергей Виноградов
Лилия Волкова
Юлия Высоцкая
Анна Гарнова
Александр Голобородько
Виктор Гордеев
Владимир Горюшин
Алексей Гришин
Екатерина Гусева
Евгений Данчевский
Галина Дашевская
Павел Деревянко
Александр Домогаров
Нина Дробышева
Леонид Евтифьев
Александр Емельянов
Дмитрий Журавлев
Сергей Зотов
Кристина Исайкина
Ольга Кабо
Вера Каншина
Валентина Карева
Роман Кириллов
Виталий Кищенко
Ирина Климова
Мария Кнушевицкая
Марина Кондратьева
Нина Коновалова
Геннадий Коротков
Нил Кропалов
Евгения Крюкова
Александра Кузенкина
Олег Кузнецов
Лариса Кузнецова
Гоша Куценко
Николай Лебедев
Надежда Лумпова
Яна Львова
Андрей Межулис
Анна Михайловская
Лариса Наумкина
Ольга Остроумова
Олег Отс
Дмитрий Подадаев
Дмитрий Попов
Антон Поспелов
Владимир Прокошин
Анастасия Пронина
Нэлли Пшенная
Евгений Ратьков
Татьяна Родионова
Дмитрий Савкин
Андрей Смирнов
Евгений Стеблов
Валерий Сторожик
Владимир Сулимов
Виктор Сухоруков
Анастасия Тагина
Валентина Талызина
Маргарита Терехова
Алексей Трофимов
Павел Усачев
Дмитрий Федоров
Александр Филиппенко
Михаил Филиппов
Леонид Фомин
Юлия Хлынина
Татьяна Храмова
Юрий Черкасов
Светлана Шершнева
Алексей Шмаринов
Маргарита Шубина
Дмитрий Щербина
Маргарита Юдина
Валерий Яременко
Александр Яцко

Приглашенные артисты:

Сергей Аронин
Владас Багдонас
Вера Баранова
Андрей Богданов
Лили Болгашвили
Юлия Бурова
Евгений Вальц
Наталия Вдовина
Артем Ешкин
Иван Ивашкин
Олеся Кашицына
Захар Комлев
Анастасия Косарева
Анастасия Макеева
Ольга Моховая
Наталья Ноздрина
Николай Пантюхин
Михаил Панферов
Андрей Рапопорт
Алла Сигалова
Андрей Шарков
Семен Шомин
Константин Юшкевич

3 марта 1923 года в Москве режиссером Сергеем Ивановичем Прокофьевым основан Театр имени Московского губернского совета профессиональных союзов, ныне Государственный академический театр имени Моссовета. Театр был передвижным, а в его труппу входило девять человек. Репертуар состоял из двух спектаклей для рабочих клубов: «Париж» Прокофьева и «Савва» Леонида Андреева.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Алкотектор mark v инструкция по применению
  • Мануалы yamaha ybr 125
  • Лоратадин обл инструкция по применению таблетки взрослым
  • Руководства по безопасности магатэ
  • Руководство оптимизации яндекс