Вопрос:
Как понимать слова апостола, что всякая власть от Бога. Нужно ли примиряться со злом?
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
Оба первоверховных апостола в полном согласии между собой говорят ясно и определенно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14). Вспомним, что это написано при императоре Нероне, первом гонителе христиан. Эти мысли Священного Писания иногда бывают камнем преткновения для людей светских, привыкших подходить к событиям с политическими мерками. По-своему пытаются истолковать эти места апостольских посланий и некоторые верующие люди, не понимающие подлинной природы христианской жизни. К духовным понятиям они примешивают свои социальные и политические симпатии и антипатии.
Буквальное понимание приведенных выше высказываний не ведет к оправданию зла. Речь не идет о нашествии иноплеменников, а о подчинении существующей в обществе власти. Христианское понимание смирения не означает примирения с неправдой, а предполагает духовную победу над злом. Спаситель наш сказал апостолу Петру, ударившему мечом раба первосвященника: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53). Но Он не стал это делать, а пошел путем крестных страданий, принес Себя в Жертву и победил диавола. Господь призывает нас: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Все мы призваны творить в образ нашего Учителя. Этим путем шли святые и побеждали зло духовно. Великомученик Димитрий был правителем Солунской области. В его подчинении было войско. Однако когда император Максимиан узнал, что он христианин и пригласил к себе, св. Димитрий не поднял против него область, а пошел путем мученичества. Наши святые князья Борис и Глеб могли сразиться со Святополком, и, может быть, смогли победить его, но они распустили свои дружины и совершили подвиг страстотерпчества. Сейчас они молятся за нас и помогают нам. Таких примеров можно привести много. Многовековой опыт Церкви показывает, что христианское смирение не только не предполагает духовный и нравственный компромисс, а требует от ученика Христова исповеднического подвига. Так и во время власти антихриста христианин должен быть готов умереть за Христа. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). Слово Божие указывает, каким путем должен идти верный, когда будет попущена богоборческая власть: «терпение и вера святых».
Евангелие не призывает ни к вооруженному сопротивлению, ни к другим способам борьбы, а говорит о великой преданности Богу и стойкости: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13).
20 января 2004 г.
Тема власти всегда оказывается очень неоднозначной. Что имел в виду апостол Павел, когда писал «Всякая власть от Бога»? Чем опасны цитаты, вырванные из контекста? И почему лучше читать перевод с греческого, чем с церковнославянского? Андрей Десницкий, писатель, библеист, переводчик новозаветных Посланий на русский язык, продолжает рассказывать о том, почему Послания так и остаются непрочитанными.
Почему лучше
переводить с греческого
Есть одна тема, которая, с моей точки зрения, просто
катастрофически не понимается в Посланиях. Тема власти. Постоянно приводят
несколько цитат. Одна из них находится в начале 13-й главы Послания ап. Павла к
Римлянам. Я начну с церковнославянского, на нем очень хорошо видно это
трагическое непонимание.
Вся́ка душá властéмъ предержáщымъ да повинýется: нѣ́сть бо влáсть áще не от Бóга, сýщыя же влáсти от Бóга учинéны сýть. Тѣ́мже противля́яйся влáсти, Бóжiю повелѣ́нiю противля́ется: противля́ющiися же себѣ́ грѣ́хъ прiéмлютъ.
Рим 13:1–2
Одни говорят, написано, что всякая власть от Бога, значит, что начальник приказал, то и делай. Другие возражают: здесь сказано: «Нѣ́сть бо влáсть áще не от Бóга». То есть, когда не от Бога, для нас это не власть. Встает вопрос: кто определяет, от кого власть? Кто принесет справку от Бога, что он от Него получил свои полномочия? В итоге берется кусок текста и перетолковывается в соответствии с идеологическими воззрениями.
Это самая известная цитата из Послания к Римлянам, но
обратите внимание, что это 13-я глава из шестнадцати. Павел об этом говорит как
бы в примечании, рассмотрев все остальные вопросы. Церковнославянская
полупонятность опасна тем, что, когда начинает читать человек, не знающий
языка, он из знакомых слов конструирует собственные смыслы, зачастую очень
далекие от оригинала. Чтобы разобраться, от Бога у нас власть или не от Бога,
обратимся к греческому, он у нас фантазий не вызывает.
Самая знаменитая фраза: «Нет власти, которая бы не от Бога».
οὐ γάρ ἐστιν ἐξουσία εἰ μὴ ὑπὸ Θεοῦ· αἱ δὲ οὖσαι ὑπὸ τοῦ Θεοῦ τεταγμέναι εἰσίν.
Буквально: «ибо не есть власть, если не». Первое «не» (οὐ) —
это отрицание реального факта, второе (μὴ) — это отрицание чего-то
гипотетического. Вот что это за «если не»? Когда мы хотим проверить значение
синтаксической конструкции, надо посмотреть, где она еще употребляется. Причем,
желательно у того же автора. А еще лучше в том же самом тексте. Пожалуйста, у
нас есть Послание к Римлянам: «Я не иначе узнал грех, как посредством Закона»
(Рим 7:7); «Никому ничего не будьте должны, если не любить друг друга» (13:8);
«нет ничего в самом себе нечистого, только почитающему что-либо нечистым, тому
нечисто» (14:14). Можно приводить десятки примеров из других текстов Нового
Завета, из которых тоже понятно, что отрицание плюс εἰ означает: «нет, кроме
как», означает: «только». «Я узнал грех только посредством Закона», «Будьте
должны друг другу только взаимную любовь», «Нечистое может быть только для
того, кто считает это нечистым».
Правильно? Значит, смысл синтаксической конструкции
однозначен: «Власть бывает только от Бога». «Никакой нет власти, если она не от
Бога» — это полная фантазия.
Право принять решение
Больше в Римлянах ἐξουσία не встречается, это не центральная тема. А вот в Первом послании к Коринфянам есть очень близкий текст: «Будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву» (1 Кор 7:37). Здесь он имеет ἐξουσία выдавать или не выдавать замуж свою дочь, или, по другому толкованию, брать в жены или не брать в жены девушку, с которой он обручен. Далее в том же послании это слово переводится неожиданно для нас: «смотрите, чтобы ваша свобода (ἐξουσία) не послужила соблазном для немощных». Оказывается, в греческом есть слово, которое переводится одновременно как «власть» и как «свобода»! Для нас это как будто противоположные понятия. Либо вольница, либо власть как нечто структурированное.
Для того чтобы понять загадку этого слова, почитаем
Евангелие от Иоанна, а именно знаменитый диалог Пилата и Христа. Пилат говорит
Христу: «Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя, и
власть имею отпустить Тебя» (Ин 19:10). Пилат как прокуратор провинции имеет
право утвердить смертный приговор, или не утверждать его. Иисус отвечал: «Ты не
имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше». Слово ἐξουσία
означает не власть, как структуру, властные органы или носителя этой власти.
Имеется в виду, что у каждого человека есть некая ἐξουσία, полномочия, и он
имеет право принимать какое-то решение. Дальше следует выражение ὑπὸ Θεοῦ,
которое указывает на имя деятеля. Буквально ἐξουσία дана Богом. Человек не
имеет никаких полномочий кроме тех, которые даны ему Богом.
В Евангелии от Иоанна мы видим, что Иисус нигде не вступает
в революционную борьбу с властями. Его слова действуют на Пилата как ведро
холодной воды. Ты думаешь, что ты тут властитель, но все это не тебе
принадлежит, а Богу. Павел в Послании говорит то же самое: всякая власть дана
не кем-нибудь, а Богом, признаем это.
Установленный Богом
порядок
Вот как я перевел отрывок Рим 13:1–8:
Всякий человек да починяется существующим властям. Не бывает власти*, кроме как от Бога: существующие власти Богом установлены, и кто противится власти, тот против установленного Богом порядка и достоин за это осуждения. Начальники страшны тем, кто творит не добрые, а дурные дела. Хочешь не страшиться власти? Твори добро, и получишь от нее похвалу, она служит Богу тебе на благо. А если творишь зло — бойся, не зря она, служа Богу, носит меч и карает злодеев. Так что ей необходимо подчиняться, и не только из страха наказания, но и по совести. Кто облечен властью, содействуют Богу. Потому вы и платите им подати. Так что кому причитается налог — отдавайте налог, кому подать — подать, кому пошлина — пошлину; кого положено, страшитесь, и кого положено — чтите. Пусть никто не будет никому ничего должен, кроме долга взаимной любви: кто любит, тот исполнил и остальной закон.
Все вместе выглядит не просто как манифест лояльности. Апостол Павел не рассматривает, каковы на данный момент власти, есть ли у нас возможности на них повлиять, какой общественный строй лучше, и тому подобное. Его интересует совершенно другое. «Всякий человек да подчиняется существующим властям». Буквально тем, которые есть в наличии. Какие бы они ни были. Существующее на данный момент распределение полномочий сложилось по воле Божией, надо его признать и подчиниться. Идея апостола проста. Он не обсуждает качество наличествующей власти, тем более Павел сам, бывало, вел себя не совсем как законопослушный гражданин. Он говорит о том, что Богом установлен на земле некоторый образ жизни, распределение полномочий, этому надо подчиниться.
Монополия на насилие
Дальше идет загадочное выражение:
Начальники страшны тем, кто творит не добрые, а дурные дела. Хочешь не страшиться власти? Твори добро, и получишь от нее похвалу, она служит Богу тебе на благо.
Рим 13:3–4
Мы все имеем опыт общения с властью и понимаем, что наша
власть далеко не всегда соответствует этому описанию. И у ап. Павла не было
оснований считать, что Римская империя — это идеальное государство. Его самого
гнали, били палками, арестовывали, судили и казнили. Почему же тогда он написал
это?
Читаем дальше:
А если творишь зло — бойся, не зря она, служа Богу, носит меч и карает злодеев.
Рим 13:4
Речь не об отдельном человеке, а о самом существующем
распределении полномочий. Меч — это орудие казни и символ власти. В Древнем
Риме меч использовался в военных целях и для казни римских граждан. Любая
государственная власть претендует на монополию на насилие и в этом смысле
«носит меч». Она присваивает право на насилие для того, чтобы защищать добро и
наказывать зло.
Ап. Павел пишет об идеальном государстве. Бог установил на земле не анархию, а некое государственное образование. Оно принимает разные формы, это входит в божественный замысел. Нужно оно для того, чтобы предотвращать явное зло и поддерживать минимальный порядок.
В Библии много идеальных описаний, в Посланиях это постоянный прием. Конечно, есть исключения. Например, в Книге Деяний сначала говорится, что все верующие были заодно, у всех было все общее, а потом рассказывается история Анании и Сапфиры, супружеской пары, которая утаила часть денег и была за это наказана. Приводится идеал и отклонение от идеала. В утверждении же ап. Павла есть только идеал: «Так что ей необходимо подчиняться, и не только из страха наказания, но и по совести».
Послание в Рим
Римлянам написано примерно в 50 году, христианство
распространяется, возникают проблемы, начались первые гонения. Среди христиан,
как мы читаем в Евангелии, раздавались призывы установить царство Христа на
земле. Были ожидания, что Господь придет и скинет власть Римской империи. Ап. Павел,
который был экстремистом исключительно в богословском плане, с такими
настроениями спорит. Он говорит, что какое бы ни было государство — это часть
Божественного замысла. Поэтому не следует с ним конфликтовать. Если ты его
боишься, делай добрые дела. Оно же должно поддерживать добро.
Апостол пишет это послание не куда-нибудь, а в Рим. Там находится император и его двор. Судя по тому, что мы читаем в других Посланиях, в окружении императора появляются первые христиане. С высокой долей вероятности Послание будет прочитано в императорском дворце и, возможно, попадет на глаза самому императору. Апостолу невероятно важно сделать некое заявление не только для своей аудитории, римских христиан, которые, может быть, мечтают там устроить мятеж, или ждут, что сейчас приедет к ним Павел и организует восстание. Нет, говорит он им, этого не будет. Эта приписка должна показать в столице империи, что христиане — абсолютно лояльные граждане и нет причин их преследовать.
Единственный долг
христианина
Рим 13:6 адресуется и христианам и римским властям: «Потому
вы и платите им подати». Кому причитается налог — отдавайте налог, кому подать
— подать, кому пошлина — пошлину; кого положено, страшитесь, и кого положено —
чтите. По сути, Павел говорит: все, что они от вас хотят, дайте им. Это
продолжение той линии, которая была в Евангелии, когда Иисусу задали вопрос,
можно ли платить подати.
Ап. Павел далее объясняет: «Пусть никто не будет никому ничего должен, кроме долга взаимной любви: кто любит, тот исполнил и остальной Закон». Отдайте им все, что они требуют, иначе останетесь в долгу. Зачем он вам? Единственный долг, который подобает христианам, — это любить друг друга. И завершает: «Кто любит, тот исполнил и остальной Закон». Ап. Павел много раз говорил, что исполнить Закон невозможно, что делами Закона никто не оправдается.
Почему тогда любовь — это исполнение Закона? Первые
христиане ощущают себя крайне потерянными. Христос, Отец и Дух с ними, они этим
живут, но они абсолютно не понимают, как в этом мире ориентироваться в том, что
касается отношений с окружающими, с властью, с иудеями. Ап. Павел, вместо того
чтобы начинать бесконечный перечень «можно-нельзя», выстраивает приоритеты. Он
говорит, что в этом деле главное и как обойтись с тем, что не главное.
Не на земле, а на
небе
Послание к Филиппийцам не менее интересно. В нем есть вполне
определенная тема власти и политической реальности.
Филиппы — город, основанный царем Филиппом, отцом Александра
Македонского. В то время был римской колонией. Это как дальний хутор города Рима.
Гражданство подразумевает принадлежность к какому-то определенному городу. Сам
Павел был уроженцем города Тарса, но при этом римским гражданином. Это было
большой привилегией. Она была, видимо, дана его предкам за какие-то заслуги или
в ходе ассимиляции местной знати, что римляне очень любили. Вот и филиппийцы
все были римскими гражданами. Это был город, населенный людьми с правами
столичных жителей. Среди них было много урожденных римлян, вероятно, ветеранов,
тех, кто закончил службу в армии и получил от государства какую-то хорошую
собственность, недвижимость, осел в Филиппах. Но в то же время город далек от
Рима, от центра принятия решений. Здесь ап. Павел может развернуться! Филиппы
становятся центром христианской проповеди в Македонии.
Важный для нашей темы фрагмент Послания, 3:18–21:
А ведь многие — и я об этом часто вам говорил, а теперь повторяю даже и со слезами — поступают как враги креста Христова. Ждет их погибель, поклоняются они желудку как богу, славятся своим позором и думают только о земном. А наше гражданство принадлежит небесам, откуда мы ждем Спасителя — Господа Иисуса Христа. Он преобразит наши униженные тела по образу Своего прославленного тела действием Своей силы, способной всё Себе подчинить.
Кто эти враги креста Христова, мы не знаем. Иудеи, фарисеи и
книжники под это описание не подходят. Но зато это идеальное описание римского
двора на протяжении большей части истории всей Римской империи. Бывали
исключения, но это не Нерон и Калигула, те императоры, которые могли тут
упоминаться.
Павел пишет к Филиппийцам, с высокой долей вероятности, из
Рима, где он находится в заключении. Враги Христа не ведут с ним богословскую
полемику, а хотят его убить. И их образ жизни у него перед глазами. Если апостол
описывает нравы Рима, то понятно, почему это его так мучает, и почему он не
решается высказаться конкретно. Ведь он, полемизируя, например, с иудейскими
проповедниками, открыто говорит о них очень грубо, а то и обзывает их. А здесь
описательно, мол, вы сами понимаете, о ком я говорю.
И самая главная фраза, которая нас подталкивает в эту
сторону, — «наше гражданство принадлежит небесам» (Флп 3:20). Πολίτευμα — это
гражданская жизнь. Павел пишет Филиппийцам, гражданам Рима, что их πολίτευμα,
политическая, гражданская активность — на небесах, а не здесь. Слово σωτῆρ,
«спаситель», имеет богословский смысл, но дело в том, что это еще и царская
титулатура. Эллинистические цари Селевкидской державы называли себя сотерами —
спасителями.
Он преобразит наши униженные тела по образу Своего прославленного тела действием Своей силы, способной всё Себе подчинить.
Флп 3:21
Так можно сказать и про Рим — силу, способную все себе подчинить. Но апостол Павел, показывая устройство римской государственности со всеми ее недостатками, претензиями и обрядами, не ведет никого на борьбу. Он говорит, что Наш Господь, Спаситель и сила пребывают не в материальных земных категориях.
По моему мнению, Послание к Филиппийцам точнее и полнее
описывает отношение христиан к власти в понимании апостола Павла, чем 13-я
глава Послания к Римлянам. Здесь достаточно явно утверждается иное отношение к
вопросам гражданства и политической жизни, чем принято было в Филиппах, как римской
колонии на Балканском полуострове, а то и в античном мире в целом.
Выводы
Апостол Павел первым из христианских авторов коснулся
напрямую проблемы в отношениях власти как государственного устройства и
христианской общины. Он заложил основы христианского отношения к проблеме,
которое более или менее остается таковым до сих пор.
Отношение несколько двойственное. С одной стороны, принцип полной лояльности к существующей власти и исполнения всех ее законных требований. С другой — дистанцирование, но не по принципу «они плохие, мы на них не смотрим», а по принципу «мы про другое».
Однако принцип лояльности не единственный. Он дополнен
вторым, еще более важным. Христианство чуждо обожествлению власти. В Римской
империи император был божеством по должности. А религиозные культы, особенно,
Юпитера Капитолийского, одновременно были государственными культами. Начиная с
ап. Павла христианство стало попыткой эмансипации священного от
государственного, чего средиземноморское человечество до тех пор не знало.
Аудио- и видеозапись лекции Андрея Десницкого «Непрочитанные послания: апостол Павел о власти» можно найти здесь.
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Один фрагмент из «Послания к римлянам» апостола Павла часто возбуждал, а порой до сих продолжает возбуждать споры. Особенно это характерно для периодов общественных перемен.
Звучит этот фрагмент в Синодальном переводе так: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим 13:1).
На церковнославянском языке данный фрагмент звучит так: «Несть бо власть, аще не от Бога». Оппоненты традиционного перевода утверждают, что дословно эта фраза в переводе на русский язык должна переводиться как «не есть та власть, если не от Бога». И тогда смысл слов апостола меняется практически на противоположный по сравнению с Синодальным переводом: только та власть действительно является властью, что от Бога. Следовательно, не всякой власти надо повиноваться, а только той, что (по нашему мнению) является Божией. А власти (опять-таки по нашему мнению) несправедливой и преступной, повиноваться не следует. Более того, с ней нужно бороться и ей противостоять.
Действительно, старославянское слово «аще» из данного фрагмента апостола Павла переводится как «если». Кроме того, толкование, подвергающее критике традиционный перевод может казаться на первый взгляд более отвечающим естественному чувству справедливости.
Действительно, разве можно любую власть считать «от Бога» и ей повиноваться? А если она, скажем, печется о собственном благе более, чем о благе народа? Например, нарушает права собственности и отнимает ваше имущество?
Однако давайте заглянем в древнегреческий текст и посмотрим, насколько верен Синодальный перевод этого места из «Послания к Римлянам». Фраза «οὐ γάρ ἐστιν ἐξουσία εἰ μὴ ὑπὸ Θεοῦ», если ее переводить совсем дословно, должна звучать так: «Ибо не есть власть, если не от Бога». Вроде, оппоненты, правы? Нет. Подвох тут в том, что глагол «есть» (ἐστιν) в данном случае является глаголом-связкой, который может вообще не переводиться на русский язык и никак не влиять на смысл фразы. Мы же по-русски не говорим, например, «Сократ есть человек» или «власть есть строгая».
Также этот глагол может переводиться как «существует», «наличествует». Это зависит от контекста. Однако по правилам древнегреческого, церковнославянского, или, скажем, современных европейских языков употребления глагола-связки «быть» обязательно во всех случаях. Кстати, также и «несть» в церковнославянском тексте можно переводить и как просто «нет», и как «не существует».
Поэтому на русский язык совершенно правильно переводить слова «οὐ γάρ ἐστιν ἐξουσία εἰ μὴ ὑπὸ Θεοῦ» как «нет власти (вар: не существует власти) если не от Бога». А вовсе – «не есть та власть, что не от Бога». В Синодальном переводе выпали только слова «если не». Но смысла это уже не меняет.
Тем более, что такой, традиционный перевод полностью соответствует дальнейшим словам апостола в Послании: «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим 13:2-5).
Когда говорят, что подвергались преследованиям и были казнены даже апостолы Петр и Павел, что гонения испытал великий сонм христианских мучеников, то надо понимать, что это были ситуации отстаивания веры, когда им предлагали отречься от Христа. И только в этом случае непослушание властям со стороны христианина оправдано: когда Бога подобает слушать более, чем человека.
Вот как об этом сказал святитель Тихон Задонский: «Слушай и исполняй всё, что приказывают не противно закону Божию: в противном случае не подчиняйся, т.к. должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5:29). Так поступали святые мученики. Нечестивые власти повелевали им копать землю, копали; носить камни, носили; идти в тюрьму и ссылку, шли; склонять головы под меч, склоняли; отнимали у них имения (собственность), отдавали, – и прочие выполняли приказы, что не противно закону Божию. Но когда им предлагали отречься от Христа и сделать прочие богопротивные дела, то они не подчинялись. Так и ты поступай. Велит тебе господин твой всякую работу делать, делай: велит делать неправду: обидеть, украсть, солгать и т.д., не подчиняйся (не слушай). Будет грозить за то казнью, не бойся: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28). Захочет лишить тебя жизни, не противься: кто жертвует жизнь за правду, тот в будущем веке обретет её».
Читайте также другие материалы в рубрике ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
На заставке: статут Цезаря в Риме, mattk1979
Глава XIII
О повиновении властям, как первой обязанности человека в гражданской жизни (1–6). О воздаянии каждому должного и о любви (7–12). О святости частной жизни христианина (12а-14).
Рим.13:1. Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
В гражданской жизни христианин должен проявлять свое благоговение пред Богом в повиновении установленным от Бога властям. Очень вероятно, что Апостолу было уже известно что-нибудь о неповиновении римских христиан властям. Это могло быть отзвуком того возбуждения, какое в то время иудеи предъявляли по отношению к римской власти; вместе с тем ожидание скорого наступления конца мира должно было делать христиан несколько холодными к исправлению тех обязанностей, какие они были обязаны нести, как граждане Рима. Наконец, культ императоров также побуждал христиан протестовать против распоряжений властей римских, которые не терпели, чтобы римские граждане отказывались от воскурения фимиама пред статуями императоров.
«Всякая душа». Апостол говорит здесь о христианине, как о гражданине государства; если всякому гражданину необходимо оказывать повиновение властям, то христианин обязан к этому еще больше. – «Нет власти не от Бога». Это – первое побуждение к повиновению. Власть вообще, по своей идее, есть творение или усмотрение Божественное. – «Существующие же власти». Это – второе побуждение к повиновению. Формы власти (ср. ст. 3 – начальствующие и Рим.4:6–7) также в каждом отдельном случае являются установлениями Божественными. В подробности этого вопроса Апостол здесь не входит (не видно, напр., как должен поступать христианин при смене властей после кровавой борьбы между ними). Он устанавливает только принцип гражданской жизни. – На основании этих слов Апостола христианские государи (со времени Людовига Благочестивого) стали обозначать себя, как правителей «Милостию Божией». – Мысль Апостола отчасти сходна с учением кн. Премудрости (Прем.6:1–4).
Рим.13:2. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Непослушные власти христиане справедливо подвергаются суду и осуждению. Это осуждение, по мысли Апостола, изрекает против ослушников Сам Господь, а приводят в исполнение – правители (ст. 3). Речь идет, таким образом, не о вечном наказании, а о временном.
Рим.13:3. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
Рим.13:4. ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
Здесь Апостол обосновывает только что высказанную им мысль о том, что ослушник власти вредит себе самому. Он вызывает против себя кару, вместо того, чтобы получить ободрение от власти. – «Для добрых дел». Добрые дела, а также и злые у Ап. Павла здесь представляются как бы живыми лицами. Заметить нужно, что когда Апостол писал послание в Рим, там еще Нерон не свирепствовал против христиан, – это были первые три-четыре года по вступлении его на престол – лучшие дни его царствования. Да при том Апостол здесь опять говорит о власти с точки идеала. – «Не напрасно носит меч», т. е. не даром перед судиею в Риме и в Греции носили меч. Апостол допускает возможность, считает естественным, если судия или правитель и воспользуется мечом для совершения казни над преступником. Особенно это право меча – Jus gladii – употребления его в потребных случаях предоставлено было правителям римских провинций (Upiani Digest. II1–3).
Рим.13:5. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
Ввиду нравственного характера служения властителей, им необходимо повиноваться также не только из страха наказания, но и по нравственным побуждениям – «по совести» – или, как выражается Ап. Петр, «ради Господа» (1Пет 2:13). Отсюда ясно, что если христианская совесть, имея в виду ясно выраженную волю Христову, противится исполнению требований власти, идущих против этой совести, то христианин обязан более повиноваться голосу совести, чем требованию власти. Т. е. Апостол устанавливает здесь известное право суждения о действиях власти. Он и сам показывал пример такого отношения к действиям властей (см., напр., Деян 16:36–37, 22:25). Но опять здесь нужно повторить, что право неисполнения повелений власти предоставляется Апостолом только и исключительно в делах религии, когда власть государственная начинает деспотическими мерами искоренять истинную веру. Тут, действительно, христианин обязан стоять за веру, не уступая ни на шаг, но его протест не может и в этом случае охватывать собою все отношения жизни. Гражданские свои обязанности христианин должен исполнять при всяких обстоятельствах и оставаться всегда верным слугою правительства в гражданском отношении, хотя бы это правительство и принимало строгие меры к искоренению христианской веры. Так поступали христиане Римской империи во время самых тяжелых, воздвигавшихся против них римскими императорами, гонений.
Рим.13:6. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
«Для сего», т. е. ввиду того, что начальники имели великое значение в жизни государства. – «Подати платите». Значит, самый платеж установленных правительством податей свидетельствует о том, что христиане считают себя нравственно обязанными повиноваться властям вообще, во всем, и помимо уплаты податей. – «Ибо они Божии служители». Апостол повторяет мысль 4-го стиха (Божий слуга), чтобы еще более побудить христиан к повиновению властям. Служителями (λειτουργοί) назывались у греков граждане, чем-нибудь, главным образом своим состоянием, служащие государству или народу (от λαός народ и έργον дело). Апостол хочет сказать этим наименованием, что правители должны служить благу народа, заботиться об его благополучии и что для этого они поставлены Богом (ср. Лк 22:25–27), а христиане должны платить им подати, как бы в возмещение понесенных ими на благо государства расходов. – «Сим самым», т. е. сбором податей, которые идут на общественные нужды. Это было действительно главным занятием разных начальников провинций (некоторые толкователи относят это выражение к служению начальников, но впереди этого термина служение не встречается).
Рим.13:7. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Не менее важная гражданская обязанность христианина есть обязанность воздавать каждому должное. Только любовь христианская, конечно, такова, что ее требования никогда человек исполнить, как следует, не в состоянии… Чтобы побудить христиан к добродетельной жизни, Апостол напоминает им о близости окончательного прославления верующих, которое должно совпасть со вторым пришествием в мир Христа Спасителя.
Апостол говорит о правовых отношениях, особенно о тех, которые установлены законом (ср. Мф XXII,21). – «Подать» (φόρος) – это прямые налоги (поземельные, подушные); «оброк» (τέλος) – непрямые или торговые пошлины. – «Страх» – не только перед чиновниками, но и перед господами, если дело идет о рабах. «Честь» – это уважение ко всякому гражданину.
Рим.13:8. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
Рим.13:9. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
Любовь, или заповедь о любви настолько неисчерпаема, что человек всегда останется пред нею в долгу, как бы ни старался ее исполнить. – «Закон». Здесь разумеется, по контексту речи, закон гражданский. В самом деле, любовь к ближнему не могла бы быть обозначена у Апостола, как исполнение закона Божия в его цельном виде. Нельзя даже сказать, что Павел видел исполнение второй таблицы Моисеева закона в обязанности не делать ближнему ничего дурного. Между тем цель и содержание гражданского закона как нельзя лучше определяются таким требованием чисто отрицательного характера (не делать другому гражданину ничего, что было бы нарушением его прав). – Могут возразить, что в 9-м ст. отдельные параграфы закона взяты из Десятословия. Но такие же пункты имеются и в гражданском законе. Даже пожелание, в смысле злонамеренности, покушение на завладение чужою собственностью, определяется в гражданском законе, как преступление. Если же Апостол характеризует содержание гражданского закона словами Десятословия, но он делает это с тою целью, чтобы показать, что государство, правительство с его законами делает дело Божие, и поэтому повиновение законам есть долг религиозный.
Рим.13:10. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
«Исполнение закона». Имея любовь к ближнему, христианин не может делать ближнему зла и таким образом исполняет все, чего хочет от него закон.
Рим.13:11. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
«Зная время», т. е. потому что вы знаете знамение времени (τόν καιρόν), понимаете сами, что это время дано вам для того, чтобы пробудиться от сна. Апостол хочет сказать: «мотивом в добродетельной жизни вам должно служить то соображение, что остающееся время жизни дано вам для приготовления ко второму пришествию Христову. К этому дню вы должны рассчитаться со всеми долгами». – «Спасение», т. е. прославление, какого удостоятся праведники на суде Христовом (Мф.25:34). Ап. Павел, вместе со всеми христианами, полагал, что пришествие Господа близко (ср. Флп 4:5; 1Пет 4:7).
«Нежели когда мы уверовали». Апостол принимает в расчет довольно долгое время, протекшее от обращения римлян ко Христу до момента, в какой он писал свое послание (лет двадцать пять). Для таких, можно сказать, давних христиан стыдно оставаться так долго в состоянии сонливости. В таком состоянии они могли находиться разве в самом начале своего обращения ко Христу, а теперь пора им стряхнуть сон, особенно ввиду близости второго пришествия Христова. «При дверях, – говорит Апостол, – стоит время суда» (Злат.).
Рим.13:12. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
Время до второго пришествия – время, когда люди спят греховным сном, Апостол обозначает, как ночь, тогда как с момента второго пришествия заблещет ясный день (ср. Евр. 10:25). – «Ночь прошла» – точнее: ушла вперед, ее осталась немного (προέκοψεν).
Ввиду близости второго пришествия Христова мы должны заботиться об улучшении своей частной жизни и пребывать в строгом воздержании.
«Отвергнем», т. е. сбросим с себя, как ночное покрывало. – «Дела тьмы», т. е. греховные привычки. – «Оружия света». Вооружение надевалось частью как одежда (ср. Еф 6:11; 1Сол. 5:8). Христианин мыслится здесь как борец Христов против царства тьмы.
Рим.13:13. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
Рим.13:14. но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
«Облекитись в Господа нашего Иисуса Христа», т. е. соединитесь теснейшим образом со Христом, так, чтобы ваша жизнь была жизнь Христа (Гал 2:20). Хотя верующие облекаются во Христа уже в крещении (Гал 3:27), но этому облечению в крещении полагается, собственно говоря, только начало. Затем уже вся жизнь верующего представляет продолжение начатого дела. – «Попечения о плоти не превращайте в похоти». Христианину нельзя жить вне плоти40: она остается органом нашей деятельности (ср. Еф.5:29; Кол.2:23; 1Тим.5:23 и др.), пока мы живем на земле. След., о ней нужно заботиться, но пусть эти заботы не послужат пищею для усиления в нас похотей. Хотя плоть или чувственно-телесная сторона христианина перестала быть источником и седалищем греха, так как грех в ней принципиально уничтожен (Рим 8:3), но ведь он уничтожен только принципиально. Сила его может возродиться, – он ждет для этого только благоприятного момента.
* * *
40
Плоть здесь значит то же, что тело. Апостол употребляет слово плоть для того, чтобы показать слабость тела и, след., необходимость заботы о нем, а также и для того, чтобы показать, что тело имеет греховные (плотские) желания, с которыми нужно бороться (ср. Рим 8:13).
Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. — 1296 с. / Послание святого апостола Павла к Римлянам. 418-594 с. ISBN 978-5-485-00276-3
Комментарии для сайта Cackle
Иоанн Златоуст (~347−407)
Всяка душа властем предержащым да повинуется: несть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть
(Апостол) много рассуждает об этом предмете и в других посланиях, когда говорит о покорности слуг господам и подначальных начальникам А это он делает с целью показать, что Христос ввел Свои законы не для ниспровержения общего гражданского устройства, но для лучшего его исправления, и вместе хочет научить, чтобы мы не предпринимали лишних и бесполезных войн. С нас достаточно тех козней, какие строятся против нас за истину, а лишних и бесполезных испытаний присоединять не следует. Заметь же, как благовременно завел (апостол) речь об этом предмете. После того, как предложил слушателям различные требования любомудрия, расположил их жить в мире с друзьями и врагами, научил быть полезными для счастливых, для несчастных, для нуждающихся и, кратко сказать, для всех, после того, как насадил житие, приличное ангелам, истощил гнев, смирил высокомерие и совершенно умягчил их сердце, — после всего этого предлагает наставление о повиновении властям. В самом деле, если обижающим должно воздавать противоположным, то тем более надлежит повиноваться делающим добро. Но это побуждение (апостол) отлагает к концу своего увещания, а пока не представляет таких доказательств, о которых я упомянул, а призывает нас делать это по сознанию долга. И, желая внушить, что это всем повелевается, не одним только мирянам, но и священникам, и монахам, он объявляет об этом в начале, говоря так: всяка душа властем предержащим да повинуется; хотя бы ты был апостол или евангелист, хотя бы ты был пророк и кто-либо другой, но подчинение власти не подрывает благочестия. И (апостол) не просто сказал — да будет послушна, но — да повинуется. Первое основание такого законоположения, удовлетворяющее и правильным рассудочным доводам, состоит в том, что власти учреждены от Бога. Несть бо власть, аще не от Бога, — говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть. Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Притч XIX, 14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу. Но что сказал Христос: сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть; и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей (Mф. XIX, 4, 5), то же самое разумел и Премудрый. Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. И почему ты удивляешься этому в отношении к людям, когда то же самое Бог устроил и в теле? И здесь Он не все члены устроил равночестными, но сделал один меньше, другой важнее, одни для управления, другие для подчинения. То же самое можно заметить и у бессловесных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец. Даже и море не лишено такого благоустройства, и там многие породы рыб управляются одной, которая и предводительствует прочими и под начальством которой они отправляются в отдаленные путешествия. А безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка.
Источник: Беседы на Послание к Римлянам
Как Павел говорит, что «несть… власть, аще не от Бога»? Это значит, что Бог поставил ее для нашей пользы. Грех сделал нужною власть, а Бог употребил ее в нашу пользу. Как лекарства нужны бывают для ран, употребление же лекарств зависит от мудрости врачей, так и потребность рабства вызвана грехом, надлежащее же удовлетворение ее — дело премудрости Божией.
Источник: Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.
Василий Великий (329/30−379)
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Не спасается царь многою силою, но благодатью Божией.
Источник: Гомилии на Псалмы.
Феофан Затворник (1815−1894)
Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть
«Образовав нравы (то есть показав в предыдущей главе, какими должны быть христиане по нраву), Апостол повелевает и начальствующим воздавать подобающую честь. Ибо, как преизобильно приявший благодать Всесвятого Духа, предвидел, что иные, водясь паче кичливостию, нежели ревностию (к доброму), будут пренебрегать мирских начальников, почитая себя высшими по ведению; притом же делает это, чтоб подавить распространившуюся об Апостолах молву; ибо клеветали на них, будто бы низвергают общественные порядки; и одни говорили: иже развратиша вселенную, сии и зде приидоша (Деян 17:6); а другие: они вводят иные обычаи (ср.: Деян 16:21). Посему-то поставил неизлишним постановить закон и о сем» (блаженный Феодорит).
«Апостол много рассуждает о сем и в других Посланиях, когда говорит о подчиненности, как слуг господам, так и подначальных начальникам А чрез сие желает он показать, что Христос ввел Свои законы не для испровержения общего гражданского устройства, но для исправления и улучшения оного; и вместе хочет научить, чтобы мы не предпринимали лишних и бесполезных войн. С нас довольно тех козней, какие устрояют против нас за истину; а лишних и бесполезных искушений прилагать не должно. Заметь же, как кстати завел Апостол речь об этом предмете. После того как предложил слушателям различные требования христианского любомудрия, настроил их жить в мире с друзьями и врагами, научил быть полезными и для счастливых, и для несчастных, и для нуждающихся, коротко сказать — для всех, насадил уставы общежития, приличные Ангелам, истощил гнев, низложил высокоумие и совершенно умягчил их сердца, — после всего этого предлагает свои увещания о повиновении властям. Он призывает нас к повиновению представлением долга. И, желая внушить, что заповедь его простирается не на одних мирских людей, но на всех, и на священников, и на монахов, объявляет о том наперед, говоря так: всяка душа властем предержащим да повинуется. Хотя бы ты был Апостол, хотя бы Евангелист, хотя бы Пророк, хотя бы другой кто, повинуйся. Подчинение власти не подрывает благочестия. Апостол здесь разумеет не простое повиновение, но подчинение (смиренное, с преклонением главы). Первое основание такого установления, удовлетворяющее разуму верных, состоит в том, что власти учреждены от Бога. Несть бо власть аще не от Бога — говорит Апостол. Как это? Ужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то, говорю я, ответствует Апостол. У меня идет теперь речь не о каждом начальнике в особенности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены им и что нет того неустройства, чтоб происходило что-нибудь кое-как и без порядка, чтобы народы носились туда и сюда подобно волнам, — все сие я называю делом Божией премудрости. Посему Апостол не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но, рассуждая вообще о начальстве, говорит: несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть. Подобно сему, когда Премудрый говорит, что: от Господа сочетавается жена мужеви (ср.: Притч 19:14), — разумеет чрез сие, что брак установлен от Бога, а не то, что Бог сочетавает каждого вступающего в брак. Ибо видим, что многие вступают в брак с худыми видами и не по закону, чего, однако ж, никак не можем вменить Богу. Но что сказал Христос: Сотворивши искони, мужеский пол и женский сотворил я есть; и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей (ср.: Мф 19:4 — 5), то же самое разумел и Премудрый. Поелику равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчиненных, как то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. И дивиться ли такому установлению между людьми, когда то же самое учредил Бог в теле? Ибо Он так устроил, что не все члены имеют равное достоинство, но один ниже, другой важнее, и одни управляют, другие состоят под управлением. То же самое замечаем и у бессловесных животных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец. Даже и море не лишено такого благоустройства, но и там во многих родах рыб одна управляет и предводительствует многими, и под ее начальством они отправляются в отдаленные путешествия. Напротив, безначалие везде есть зло и производит замешательство» (святой Златоуст).
Впрочем, из других мест Писания видно, что и начальники, такие или другие, бывают по Божескому промыслительному устроению; только добрых и благодетельных поставляет Бог, а худых попускает быть начальниками в наказание за грехи людские. Так пишет блаженный Феодорит: «если благоволит Бог, то дает начальников, почитающих справедливость. Ибо сказано: дам вам пастыри по сердцу Моему и упасут вас разумом (ср.: Иер 3:15); и еще: приставлю судии твоя, якоже прежде, и советники твоя, яко от начала (ср.: Ис 1:26). Но чтобы вразумить погрешающих, попускает Бог начальствовать и злым начальникам Ибо сказано: поставлю юноши князи их, и ругатели господствовать будут ими» (ср.: Ис 3:4).
Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть
Изыскателю беспристрастному нетрудно уразуметь, каким образом власть по учению Христианскому происходит от Бога. Откуда сие множество людей, соединенных языком и обычаями, которое называют народом? Очевидно, что сие множество народилось от некоего меньшего племени, а сие произошло от семейства. Итак в семействе, собственно так называемом, лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в великом семействе, которое называют государством. Следственно, там должно искать начатки и первый образ власти и подчинения, видимые ныне в обществе. Отец, который естественно имеет власть дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни сохранить не может без повиновения родителям и воспитателям, есть природно подвластный. Но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой, а следственно, и всякой последующей между человеками власти есть в Боге. Из Него, во-первых, как изъясняется Апостол, всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф 3:15); потом, когда сыны сынов разраждаются в народ и из семейства возрастает государство, необъятное для естественной власти отеческой, Бог дает сей власти новый, искусственный образ и новое имя, и, таким образом, Его премудростью царие царствуют (Притч 8:15). И далее, сколько бы ни продолжались народы, как бы ни изменялись государства, всегда посредством вседействующего Промысла владеет Вышний царством человеческим (Дан 4:22).
Источник: Слово в день венчания на царство Государя Императора Александра I.
Ефрем Сирин (~306−373)
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Всякая душа, говорит, которая, если подчинена будет властям, да повинуется им, — ибо нет власти (если) не от Бога. Несправедлив ли, или жесток будет кто (из начальников), для укрощения несправедливых и для одобрения праведных дается он (начальник). Если же ласков и правдив будет, то по милосердию он дан
Источник: Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам
Анастасий Синаит (~640−701)
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Поскольку Бог в Законе изрекает: «Дам вам начальства по сердцу вашему» (Иер 3:15), то мы говорим, что те из начальствующих и царей, которые суть достойны таковой чести, назначаются Богом, а те же, которые по своему недостоинству являются негодными, поставляются либо по попущению Божиему, либо по Его воле для народа, заслужившего это.
Поэтому, возлюбленный [брат мой], когда ты видишь недостойного и дурного либо царя, либо начальника, либо архиерея, не удивляйся, но знай и веруй, что за беззакония наши мы преданы [во власть] такого тирана. Но даже тогда мы не воздерживаемся от зол и, пребывая в скорбях, творим лукавые деяния. Поверь моим словам: если сегодня удалятся от нас сарацины, то завтра же прасины и венеты восстанут и начнут резать друг друга. Либо возникнут нестроения на Востоке, в Аравии, в Палестине и многих других областях.
Источник: Вопросы и ответы.
Исидор Пелусиот (350/60−435/40)
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Писал ты: что значит несть бо власть, аще не от Бога? — и спрашивал: неужели каждый начальник поставляется Богом? Скажу на сие (и не прогневайся на меня, ибо скажу не нечто пустое): мне кажется, что ты или не читал Павловых изречений, или же не понял их. Апостол Павел не сказал: несть начальник, аще не от Бога, но рассуждал о самом начальствовании, говоря: несть власть, аще не от Бога.
То самое, что у людей есть начальства, и одни начальствуют, другие живут под начальством, происходит не просто и не случайно, чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам св. Павла, это есть дело Божией премудрости. Поскольку равноправие обыкновенно возжигает войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства. Какие же, спросишь? Начальника и подначального, мужа и жену, отца и сына, старца и юношу, господина и раба, учителя и ученика.
Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное. Поручители в этом — пчелы, которые подчинены царской власти, журавли и стада диких овец. Если же посмотришь и на море, то и оно окажется не лишенным сего благочиния. И там многие породы рыб имеют одного правителя и вождя, посему осуществляют дальние переселения. Ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и беспорядка. Посему, и в теле, хотя оно есть нечто единое, не все имеет равное достоинство, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому мы вправе сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом, чтобы общество не пришло в неустройство.
Но если какой злодей захватил сию власть беззаконно, то не утверждаем, что он поставлен Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как Фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил Иудеев.
Источник: Письма. Книга II.
Серафим Саровский
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Не должно входить в дела начальнические и судить оныя; сим оскорбляется величество Божие, от Коего власти поставляются, ибо несть… власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть.
Не должно противиться власти во благое, чтоб не согрешить пред Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию: Темже противляяйся власти Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют. Должно быть у начальника в повиновении, ибо послушливый чрез сие много к созиданию души преуспевает, кроме того, что он приобретает чрез сие понятие в вещах и приходит в умиление.
Источник: Поучения.
Августин (354−430)
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Когда Павел говорит: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, то совершенно правильно он предупреждает тех, кто кичится тем, что призван Господом к свободе и стал христианином, и потому полагает, что в этой жизни он не обязан служить в принадлежащем ему статусе и подчиняться вышестоящим властям, которым вверено на время управление вещами временными. Но поскольку мы состоим из души и тела, и покуда живем этой временной жизнью и пользуемся временными вещами для потребностей этой жизни, то нам следует покоряться властям в той части, которая к этой жизни относится. А власти — это люди, которые с определенным авторитетом управляют делами человеческими. В той же части, что относится к нашей вере в Бога и призванию в Царство Его, мы не должны подчиняться никому, кто желает преодолеть в нас то, что Бог удостоил нас обрести к жизни вечной. А если кто считает, что если он христианин, то не должен платить налоги или подати или оказывать должное почтение властям, заботящимся об этих предметах, то он находится в великом заблуждении. Подобным же образом, если кто думает, что должен подчиняться до такой степени, что начальствующий над ним в делах людских имеет авторитет и в вопросах веры, то впадает в еще большую ошибку. Следует соблюдать меру, которую Сам Господь установил: отдавать кесарю кесарево, а Богу — Богово (Мф 22:21). И хотя мы призваны в такое Царство, где не будет власти мира сего, на пути к нему, пока еще не достигнуто состояние, когда всякое начальство и всякая власть отменены будут, давайте справляться с нашими условиями ради порядка в людских делах, ничего не делая притворно и покоряясь в этом не людям, а Богу, Который повелевает нам так поступать.
Источник: Некоторые темы из Послания к Римлянам
Феодорит Кирский (386/93−~457)
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Если кто священник, или архиерей, или давший монашеский обет, то пусть уступает тем, кому вверено начальство. Ясно, что они должны делать это с благочестием, ибо не следует подчиняться начальникам, если это ведет к противлению заповедям Божиим. Следует, однако, знать, что божественный апостол ставит начальство и подчинение ему в зависимость от провидения Божия, а не говорит, что тот или иной человек поставлен Богом для управления. Ведь не власть неправедных от поставления Бога, но устроение самой этой власти… поскольку, желая воспитать согрешающих, Он попускает и то, чтобы ими правили дурные властители.
Источник: Толкования на послания святого Павла.
Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Всякая душа да будет покорна высшим властям
Предложив слушателям достаточно наставлений касательно нравственности и научив их быть благосклонными даже ко врагам, предлагает и настоящее увещание, научая всякую душу, хотя бы кто был священник, хотя бы монах, хотя бы апостол, подчиняться начальникам; ибо подчинение это не подрывает благочестия. А предлагает это увещание апостол с целью — показать, что Евангелие учит не измене или неповиновению начальству, но благородному образу мыслей и повиновению.
Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Что ты говоришь? Неужели всякий начальник поставлен Богом? — Не то говорю я, — отвечает. У меня теперь слово не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены, и что нет смешения между высшими и низшими, это я называю делом премудрости Божией. Ибо не сказал: нет начальника, но нет власти не от Бога. Поэтому, говорю, рассуждает о самом Предмете, о начальстве. Подобно сему, когда премудрый говорит: разумная жена — от Господа (Притч 19:14), высказывает не то, что Бог соединяет каждого, вступающего в брак, но то, что брак установлен Богом. Итак, все власти, какие бы ни взял в рассмотрение, отца ли над сыном, мужа ли над женой, все ли прочие, даже те, которые существуют между животными, например, между пчелами, журавлями, рыбами, — все установлены Богом.
Источник: Толкования на послание к Римлянам
Ориген (~185−~254)
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Павел говорит: Нет власти не от Бога. Кто-нибудь может возразить: как же так? Неужели и та власть, которая преследует слуг Божиих, враждебна вере и подрывает религию, тоже от Бога? На это мы кратко ответим так: всякому известно, что и зрение дано нам от Бога, и слух, и разумение. Но хотя мы имеем все это от Бога, в нашей власти обратить зрение либо на добрые дела, либо на дурные; и то же самое можно сказать о слухе, о движениях руки и о помыслах. Так что праведен суд Божий, когда данное нам на добро мы употребляем во зло, то есть на совершение нечестивых и постыдных дел. Так и всякая власть дана от Бога — добрым на хвалу, злому в отмщение, как говорит сам апостол в последующих строках. И потому праведен будет суд Божий в отношении тех, кто пользуется полученной властью для своих нечестивых дел, а не в соответствии с божественными законами.
Источник: Комментарии на Послание к Римлянам
Амвросиаст (IV в.)
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Когда Павел уже вменил в необходимость исполнение закона праведности небесной, он теперь предписывает ту же необходимость и закону земному, дабы не показалось, что он пренебрегает им. Несомненно, что, если не будет исполняться закон земной, не будет исполнен и закон небесный. Земной закон подобен педагогу, помогающему малым детям встать на путь возрастания в праведности. Ведь никому не может быть навязана милость, если он не ищет праведности. Дабы утвердить власть и страх естественного закона, Павел свидетельствует, что Бог — его установитель и что его исполнители назначение имеют от Бога. Потому он добавляет: Существующие же власти от Бога установлены, чтобы никто не думал, что ими можно пренебречь как людским устроением. Павел полагает, что божественная власть делегирована человеческим властям и что тот, кто в страхе Господнем воздерживается от запрещаемого властями, считается подчиненным власти.
Источник: Комментарий на Послание к Римлянам
Лопухин А.П. (1852−1904)
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Всякая душа. Апостол говорит здесь о христианине, как о гражданине государства; если всякому гражданину необходимо оказывать повиновение властям, то христианин обязан к этому еще больше. — Нет власти не от Бога. Это — первое побуждение к повиновению. Власть вообще, по своей идее, есть творение или усмотрение Божественное. — Существующие же власти… Это — второе побуждение к повиновению. Формы власти (ср. ст. 3 — начальствующие и 4:6−7) также в каждом отдельном случае являются установлениями Божественными. В подробности этого вопроса Апостол здесь не входит (не видно, напр., как должен поступать христианин при смене властей после кровавой борьбы между ними). Он устанавливает только принцип гражданской жизни. — На основании этих слов Апостола христианские государи (со времени Людовига Благочестивого) стали обозначать себя, как правителей «Милостию Божией». — Мысль Апостола отчасти сходна с учением кн. Премудрости (6:1−4).
Ст. 1−6 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые
В гражданской жизни христианин должен проявлять свое благоговение пред Богом в повиновении установленным от Бога властям. Очень вероятно, что Апостолу было уже известно что-нибудь о неповиновении римских христиан властям. Это могло быть отзвуком того возбуждения, какое в то время иудеи предъявляли по отношению к римской власти; вместе с тем ожидание скорого наступления конца мира должно было делать христиан несколько холодными к исправлению тех обязанностей, какие они были обязаны нести, как граждане Рима. Наконец, культ императоров также побуждал христиан протестовать против распоряжений властей римских, которые не терпели, чтобы римские граждане отказывались от воскурения фимиама пред статуями императоров.