Выбери определения обозначающие части органа педаль струна мануал клавесин

1. Выбери определения, обозначающие части органа.
— Струна
— Клавесин
— Кафедра
— Педаль
— Мануал
— Партита
2. Запиши неправильные утверждения.
— Фамилия Бах переводится как «океан».
— Импровизация – старинный танец.
— И. С. Бах – один из самых известных композиторов XVIII века.
— У Иоганна Себастьяна Баха была большая семья.
3. И.С.Бах в течение жизни много раз переезжал из города в город.
Запишите, в каких городах он побывал (не менее трех).

И. С. Бах

В каком городе родился И.С. Бах?

В этом городе расположен дом-музей И. С. Баха.

Музыкальный термин

Подставь нужное слово в пропуски.

В двух пропусках одно и то же слово.


– это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями в музыке. Самый распространенный


– это мажор и минор. 

Музыкальные инструменты

Найди пять слов, обозначающих названия музыкальных инструментов и выдели их разными цветами.

Родной инструмент Баха

Вставьте пропущенное слово.

Вспомните название любимого инструмента И. С. Баха.

«Для такого гения, как Бах, самым родным из инструментов был


– этот океан гармонии, бесконечно могучий и величественный».

(А. Серов) 

Части органа

Выбери определения, обозначающие части органа.

Музыкальный знак

Соедини точки. Вспомни, как называется этот музыкальный знак.

Композитор и танец

Зачеркни неправильные утверждения.

Два ответа правильных, два – нет.

  • Фамилия Бах переводится как «океан».
  • Импровизация – старинный танец.
  • И. С. Бах – один из самых известных композиторов XVIII века.
  • У Иоганна Себастьяна Баха была большая семья.

Музыка

Попробуйте начать решать кроссворд с самого длинного слова. Инструмент на картинке называется кла…..н.

Музыка

Подбери подписи к изображениям.

Названия и изображения двух музыкальных инструментов встречались тебе среди инструментов, на которых играл И. С. Бах.

Менуэт

Педаль

Скрипка

Скрипичный ключ

Тональность

Флейта

Музыкальные инструменты

Соедини в пары музыкальный инструмент и его часть.

Подумайте, у какого инструмента несколько клавиатур для рук, а на каком играют с помощью смычка.

Дом-музей Баха в Эйзенахе

Произведение искусства

Выберите правильный ответ.

На уроке, мы говорили об этом, когда обсуждали понятие токката.

Произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания

Лейпциг

Помоги Баху добраться до Лейпцига.

Музыкальная грамота

Послушай еще раз «Шутку» Баха. Выдели цветом изображение, на котором показан правильный ритмический рисунок первой фразы этого произведения.

1.

2.

3.

Приступая к рассказу о строении инструмента орган, следует начинать с самого очевидного.

Содержание статьи

  • Пульт
    • Мануал
    • Педали
    • Регистры
    • Трубы
    • Трактура духового органа

Пульт

Под пультом органа подразумевают средства управления, которые включают в себя все многочисленные клавиши, рычажки смены регистров и педали.

Строение инструмента орган

Органный пульт

Итак, к игровым устройствам относятся мануалы и педали.

К тембровым — переключатели регистров. Кроме них, пульт органа состоит из: динамических переключателей – швеллеров, самых разных ножных переключателей и клавиш включения копул, которые переносят регистры одного мануала на другой.

Большинство органов снабжаются копулами для переключения регистров на главный мануал. Также, при помощи специальных рычажков, органист может переключать различные комбинации из банка регистровых комбинаций.

Кроме того, перед пультом устанавливается скамья, на которой сидит музыкант, и рядом же располагается выключатель органа.

Копула органа

Пример копулы органа

Но обо всем по порядку:

  • Копула. Механизм, который может регистры одного мануала переносить на другой мануал, или педальную клавиатуру. Это актуально, когда надо перенести регистры звучания более слабых мануалов к более сильным, или вывести регистры звучания на основной мануал. Включаются копулы специальными ножными рычагами с фиксаторами или же при помощи специальных кнопок.
  • Швеллер. Это устройство, при помощи которого можно регулировать громкость каждого отдельно взятого мануала. При этом регулируются створки жалюзи в ящике, через который проходят трубы именно этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций. Подобное устройство доступно лишь в электрических органах, то есть в органах с электрической трактурой. Здесь бы сделать предположение, что орган с электрической трактурой чем-то родственен допотопным синтезаторам, но духовой орган сам по себе слишком неоднозначный инструмент, чтобы можно было с легкостью допустить подобную оплошность.
  • Готовые регистровые комбинации. В отличие от банка памяти регистровых комбинаций, которые отдаленно напоминают пресеты современных цифровых процессоров обработки звука, готовые регистровые комбинации относятся к органам с пневматической регистровой трактурой. Но суть одна и та же: они дают возможность задействовать готовые настройки.
  • Тутти. А вот это устройство включает мануалы и все регистры. Вот такой вот выключатель.

мануал органа

Мануал

Клавиатура, иначе говоря. Вот только в органе есть клавиши для игры ногами — педали, поэтому правильней говорить все-таки именно мануал.

Обычно в органе от двух до четырех мануалов, но иногда встречаются экземпляры с одним мануалом, и даже такие монстры, которые насчитывают целых семь мануалов. Название мануала зависит от расположения труб, которыми он управляет. Кроме того, каждому мануалу присваивается свой собственный набор регистров.

В главном мануале обычно располагаются самые громкие регистры. Его также еще называют Hauptwerk. Он может располагаться как ближе всего к исполнителю, так и во втором ряду.

  • Oberwerk – чуть потише. Его трубы расположены под трубами главного мануала.
  • Rückpositiv  — совершенно уникальная клавиатура. Она управляет теми трубами, которые расположены отдельно от всех остальных. Так, например, если органист сидит к инструменту лицом, то они будут располагаться сзади.
  • Hinterwerk – этот мануал управляет трубами, которые расположены в задней части органа.
  • Brustwerk. А вот трубы этого мануала расположены либо прямо над самим пультом, либо с обеих сторон.
  • Solowerk. Как можно судить из самого названия, трубы этого мануала оснащаются большим количеством сольных регистров.

Кроме того, могут встречаться и другие мануалы, но те, что перечислены выше, используются наиболее часто.

В семнадцатом веке у органов появился своеобразный регулятор громкости – ящик, через который проходили трубы с створками жалюзи. Мануал, который управлял этими трубами, назывался Schwellwerk и размещался на более высоком уровне.

Педали

Изначально у органов не было педальной клавиатуры. Она появилась примерно в шестнадцатом столетии. Есть версия, что ее придумал брабантский органист по имени Луи Ван Вальбеке.

Сейчас бывают самые разные педальные клавиатуры в зависимости от конструкции органа. Есть как на пять, так и на тридцать две педали,  есть органы и вовсе без педальной клавиатуры. Их называют портативами.

Обычно педали управляют наиболее басовитыми трубами, для которых пишется отдельный нотный стан, под двойной партитурой, которая пишется для мануалов. Их диапазон на две, а то и на три октавы ниже остальных нот, поэтому большой орган может иметь диапазон в девять с половиной октав.

Регистры

Регистры — это ряд труб одинакового тембра, которые представляют собой, по сути, отдельный инструмент. Для переключения регистров предусмотрены рукоятки, или переключатели (для органов с электрическим управлением), которые расположены на пульте органа либо над мануалом, либо рядом, по бокам.

Суть управления регистрами такова: если все регистры выключить, то орган при нажатии клавиши звучать не будет.

Название регистра соотносится с названием самой большой его трубы, и каждая рукоятка относится к своему регистру.

Есть как лабиальные, так и язычковые регистры. Первые относятся к управлению трубами без язычков, это регистры открытых флейт, также есть регистры закрытых флейт, принципалы, регистры призвуков, которые, по сути, и формируют окраску звучания (микстуры и аликвоты). В них каждая нота имеет несколько более слабых обертоновых призвуков.

А вот язычковые регистры, как видно из самого их названия, управляют трубами с язычками. Они могут быть объединены в звучании с лабиальными трубами.

Выбор регистра предусмотрен в нотном стане, он пишется над тем местом, где должен быть применен тот или иной регистр. Но дело усложняется тем, что в разные времена и даже просто в разных странах регистры органов резко отличались друг от друга. Поэтому регистровка органной партии редко когда подробно уточняется. Обычно точно указывается лишь мануал, величина труб и наличие или отсутствие язычков. Все остальные нюансы звука отдаются на рассмотрение исполнителя.

Трубы

Как и следовало ожидать, звучание труб находится в строгой зависимости от их размера. Причем единственные трубы, которые звучат именно так, как и написано в нотном стане, — это восьмифутовые трубы. Меньшие трубы звучат соответственно выше, а большие – ниже, чем написано в нотном стане.

Самые крупные трубы, которые встречаются далеко не во всех, а лишь в самых крупных органах мира, имеют размер 64-фута. Они звучат на три октавы ниже того, что записано в нотном стане. Поэтому, когда при игре в этом регистре органист задействует педали, издается уже инфразвук.

Чтобы настроить небольшие лабиальные (то есть те, что без язычка), используют штимгорн. Это стержень, на одном конце которого имеется конус, а на другом – чашка, с помощью которых расширяют или сужают раструб труб органа, чем  добиваются изменения высоты звука.

А вот чтобы изменить высоту звука больших труб, обычно вырезают дополнительные лоскуты металла, которые изгибаются наподобие язычков и таким образом изменяют тон звучания органа.

Кроме того, некоторые трубы могут быть чисто декоративными. В таком случае они называются «слепыми». Они не звучат, а имеют исключительно эстетическое значение.

Трактура духового органа

Трактура духового органа

Трактура духового органа

Трактура есть и у рояля. Там это механизм передачи усилия удара пальцев от поверхности клавиши непосредственно к струне. У органа трактура играет ту же роль и является основным механизмом управления органом.

Кроме того, что у органа есть трактура, управляющая клапанами труб (она еще называется игровой трактурой), у него есть также регистровая трактура,  которая позволяет включать и выключать целые регистры.

Микстура — это группа регистров, которые задействованы в данный момент. Игровая трактура задействует не те трубы, которые задействованы при помощи регистровой трактуры, если можно так выразиться, конечно.

Именно с регистровой трактурой работает память органа, когда включаются или выключаются целые группы регистров. Чем-то это напоминает современные синтезаторы. Это могут быть как фиксированные комбинации регистров, так и свободные, то есть выбираемые музыкантом в произвольном порядке.

При упоминании таких эпитетов, как величие, грандиозность, могущество и монументальность, невольно в голове рождаются ассоциации с чем-то объемным и внушительным.

В мире музыки все выше описанные качества совмещает в себе один из древнейших инструментов — орган.

Устройство органа

Введение

Орган — клавишный духовой музыкальный инструмент, по праву носящий звание короля музыки. Он является самым большим в мире музыкальным инструментом из всех существующих на данный момент. Лидер по размеру находится в американском городе Бордуоке и состоит из 33 тысяч труб, вес которых достигает 287 тонн. Строительство такого титана продлилось целых 4 года.

Орган в Бордуоке

Интересный факт: в мире невозможно отыскать двух точь-в-точь одинаковых органов. Каждый из них — особое и неповторимое творение искусства.

Музыкальный инструмент орган: описание и история

На первый взгляд может показаться, что инструмент имеет близкие связи с клавишными — фортепиано и роялем, однако на самом деле все куда интереснее: «зародышами» органа считаются древняя волынка и флейта Пана.

Флейта Пана

Первый орган изобрел древнегреческий новатор Ктесибий (285-222 гг. до н. э.). Данный инструмент носил имя «гидравлос» — «водяной». Устройство органа включало в себя обязательное наличие жидкости. Благодаря воде во внешнем хранилище давление воздуха от насоса в металлической камере сохранялось постоянно. Гидравлос состоял из 3 или 4 регистров, в каждом из которых насчитывалось от 7 до 18 труб.

Инструмент гидравлос

Органы крупных габаритов появляются в IV веке. А более усовершенствованные формы музыкального инструмента еще позднее — в VII-VIII веках.

Создание органов началось в Италии, затем искусство появилось во Франции и Германии. С XIV века инструмент распространился и по Западной Европе.

Орган средневековья был значительно более грубым: ручная клавиатура в ширину доходила до 7 см, по которой приходилось ударять кулаками. Однако в XV веке ситуация изменилась, когда внесли некоторые изменения: уменьшили объем клавиш и увеличили количество труб.

В эпоху позднего Возрождения и Барокко орган обрел невиданную популярность. Для данного инструмента творили такие гении музыки, как Бах, Преториус, Банкьери, Вичентино, Фрескобальди, Нейдхардт и другие.

Огромный вклад в существование и развитие современного органа нужно отнести к деятельности мастера из Франции Аристиду Кавайе-Колля. Он загорелся идеей сделать из одного музыкального инструмента целый оркестр и смог воплотить ее в жизнь. Теперь существует отдельный вид органа — симфонический, который по своим тембровым характеристикам может превзойти целые группы музыкальных инструментов.

Устройство

В связи с масштабными размерами инструмента он имеет очень сложную структуру с различными элементами: пульт, мануалы, педальная клавиатура, регистры с переключателями, трубы и др.

Пульт

Пульт, или органная кафедра, — место, оснащенное всеми необходимыми для исполнителя средствами: игровые мануалы, педаль и включатели регистров. Также могут иметься швеллеры, рычаги для ног, кнопки активации копул и др.

Пульт органа

  • Копула — приспособление, позволяющее воспроизводить регистры одной ручной клавиатуры во время игры на другой.
  • Швеллер — механизм, суть которого заключается в регулировке динамики с помощью открывания или закрывания дверцы ящика, хранящего в себе трубы ручной клавиатуры.

Мануалы

Мануалами называется клавиатура, на которой играют руками, что делает орган схожим с фортепиано и роялем внешне. Их количество может доходит до семи единиц, но в среднем число варьируется от двух до четырех.

Современные мануалы имеют диапазон от ноты до большой октавы и доходят до соль третьей. Располагаются они друг над другом, и их нумерация в виде латинских цифр идет по принципу снизу вверх. Каждый из мануалов имеет ряд собственных регистров.

  • Регистр — строй труб одинакового тембра, находящихся в духовой части органа.

Однако ряд регистров может и не иметь собственной ручной клавиатуры. В таком случае он будет присоединяться к любому мануалу при активации должных капул.

Клавиатура в виде педалей

Клавиатура, или педаль, — еще одно очень интересное устройство в органе. Набор клавиш варьируется от 5 до 32 единиц, включающих в себя собственные ряды труб (регистры) преимущественно низких тембров (от до большой октавы до соль или фа первой).

Педальная клавиатура

Игра на педали осуществляется с помощью нажатия клавиш каблуком или носком (способ зависит от аппликатуры, указанной в нотах). Однако звукоизвлечение задней частью стопы появилось относительно недавно — до XIX века играли только носком.

Педальная клавиатура может быть нескольких видов: прямой и радиальной или же впалой и прямой.

Партия педали в нотах указывается чаще всего отдельно и находится под партией для верхнего собрата (мануала). Первые записи с педальной клавиатурой датируются серединой XV века.

Регистры

Данная деталь устройства органа носит в себе очень важную миссию: при выключенных регистрах клавиши инструмента звучать не будут. Активация труб происходит благодаря электронным выключателям (регистровым рукояткам). Они располагаются над клавиатурой или по бокам от подставки для нот (пюпитр).

Каждая рукоять соответствует своему регистру и носит индивидуальное название, в котором указывается высота самой крупной трубы данного регистра.

Регистры объединяются в группы: принципал (имеет органный тембр и является основным), гамбы, аликвоты, флейты и другие.

Регистры органа

По устройству труб регистры можно разделить на два вида: лабиальные и язычковые.

Первый тип включает в себя закрытые или открытые трубы с отсутствием язычков. К нему принадлежат флейты, принципалы, микстуры и аликвоты.

Второй тип, исходя из названия, включает в себя наличие язычка, который при воздействии воздушных масс рождает интересный звук, схожий с тембрами духовых инструментов: гобоем, кларнетом, трубой, фаготом, тромбоном и многими другими. Окраска звука будет зависеть от наименования и конструкции регистра.

Язычковые регистры могут иметь не только вертикальное строение, но и горизонтальное.

Трубы

Трубы в устройстве органа бывают деревянными, металлическими и деревянно-металлическими разной длины, формы и диаметра. Инструмент может включать в себя до 10 тысяч труб. Больше всего места из них занимают басовые, высота которых достигает 10 метров.

Трубы органа

Трактура

Благодаря трактуре механизмы управления на пульте соединяются с воздухозапорными деталями инструмента. Проще говоря, трактура переносит движение клавиш органа на клапаны одной трубы или целой группы.

Данный механизм бывает нескольких видов:

  • механическая;
  • электрическая;
  • электропневматическая;
  • пневматическая;
  • смешанная.

Применение

Этот массивный инструмент ранее использовался только для богослужения католической и протестантской церквями.

Органный зал

Позднее органные залы начали строить и в советских зданиях (например, в Московской консерватории или Государственной капелле Санкт-Петербурга).

Орган — универсальный инструмент, так как подходит как для сольного исполнения произведений, заменяя весь оркестр, так и для аккомпанемента в сочетании с другими: ансамблями, вокалистами и хором. Также без него часто не обходятся и кантатно-ораториальные музыкальные жанры.

Наряду с другими клавишными инструментами орган может выступать в качестве исполнителя партии генерала-баса или, другими словами, цифрованного баса — самого низкого голоса, на основе которого строится в последующем весь аккомпанемент.

Этот клавесин — работа двух известных мастеров. Андреас Ракерс в Антверпене (1646 г.), позже он был реконструирован и расширен Паскаль Таскин в Париже (1780 г.).

А клавесин (Итальянский: ключицембало, Французский: клавесин, Немецкий: Чембало, испанский: Clavecín, португальский: Cravo) это музыкальный инструмент играет с помощью клавиатура. Как орган, у клавесина может быть более одной клавиатуры руководство и клавесины могут иметь остановка кнопки, которые добавляют или удаляют дополнительные октавы. Некоторые клавесины могут иметь упор для лютни, имитирующий звук щипка. лютня. Это активирует ряд рычагов, которые поворачивают спусковой механизм, который захватывает одну или несколько струн с небольшим плектр из гусиного или пластикового материала. Струны натянуты на деке, которая установлена ​​в деревянном ящике; дека усиливает колебания струн, так что слушатели могут их слышать.

Этот термин обозначает все семейство подобных щипковых клавишных инструментов, включая меньшие по размеру. девственницы, muselar, и спинет. Клавесин широко использовался в эпоха Возрождения и Барочная музыка, как сопровождение инструмент и как солирующий инструмент. В эпоху барокко клавесин был стандартной частью группа континуо, музыканты, исполнившие бассо континуо часть, которая легла в основу многих музыкальных произведений той эпохи. В конце 18 века с развитием фортепиано (а затем все более широкое использование пианино в 19 ​​веке) клавесин постепенно исчез с музыкальной сцены (за исключением оперы, где он продолжал использоваться для сопровождения речитатив ). В 20 веке он возродился, использовавшись в исторически обоснованные выступления старой музыки, в новых композициях и, в редких случаях, в определенных стилях популярной музыки (например, Барокко поп ).

История

Ранняя схема вертикального клавесина (клавицифериума). Арно де Зволле, c. 1430

Клавесин был изобретен, скорее всего, в позднем средневековье. К 16 веку итальянские мастера клавесинов изготавливали легкие инструменты с низким натяжением струн. Другой подход был использован в Южные Нидерланды начиная с конца 16 века, особенно Ruckers семья. Их клавесины имели более тяжелую конструкцию и давали более мощный и характерный звук. Среди них были первые клавесины с двумя клавишными, которые использовались для транспозиция.

Фламандские инструменты послужили образцом для строительства клавесина 18-го века в других странах. Во Франции двойные клавиатуры были адаптированы для управления различными струнными хорами, что сделало инструмент более гибким в музыкальном плане. Инструменты высших достижений французской традиции от таких производителей, как Семья Бланше и Паскаль Таскин, являются одними из самых почитаемых клавесинов и часто используются в качестве моделей для создания современных инструментов. В Англии Киркман и Шуди фирмы производили сложные клавесины большой мощности и звучности. Немецкие строители расширили звуковой репертуар инструмента, добавив шестнадцать футов и два фута хоры; в последнее время эти инструменты служат моделями для современных строителей.

В конце 18 века клавесин был вытеснен пианино и почти исчез из поля зрения на протяжении большей части XIX века: исключением было его продолжающееся использование в опере для сопровождения речитатив, но фортепьяно иногда и там его вытесняло. В двадцатом веке попытки возродить клавесин начались с инструментов, в которых использовалась фортепианная технология, с тяжелыми струнами и металлическими каркасами. Начиная с середины 20 века, представления о создании клавесина претерпели серьезные изменения, когда такие строители, как Фрэнк Хаббард, Уильям Дауд, и Мартин Сковронек стремился восстановить строительные традиции периода барокко. Клавесины этого типа исторически обоснованной строительной практики доминируют на современной сцене.

Механизм

Клавесины различаются по размеру и форме, но у всех один и тот же основной механизм. Игрок нажимает клавишу, которая качается над шарниром посередине своей длины. Другой конец ключа поднимает домкрат (длинную деревянную полоску), который удерживает небольшой плектр (клиновидный кусок перо, который в 21 веке часто делается из пластика), который защипывает струну. Когда игрок отпускает ключ, дальний конец возвращается в исходное положение, и домкрат падает обратно; плектр, установленный на язычковом механизме, который может поворачиваться назад от струны, проходит по струне, не выдергивая ее снова. Когда ключ достигает своего положения покоя, войлочный демпфер на домкрате останавливает колебания струны. Эти основные принципы подробно описаны ниже.

Рис. 1. Схематическое изображение клавесина с ручным управлением размером 2 × 8 футов.

  • В ключевой рычаг это простой стержень, который качается на балансир который проходит через отверстие, просверленное в ключ-рычаге.
  • В Джек представляет собой тонкий прямоугольный кусок дерева, который стоит вертикально на конце ключевого рычага. Домкраты удерживаются на месте регистры. Это две длинные деревянные полоски (верхняя подвижная, нижняя неподвижная), которые проходят в зазоре между фиксатором и рельсовой направляющей. Регистры имеют прямоугольные пазы (отверстия), через которые проходят домкраты, когда они могут перемещаться вверх и вниз. Регистры удерживают домкраты в том месте, где нужно натянуть струну.

    Рисунок 2. Верхняя часть домкрата.

  • В домкрате плектр выступает почти горизонтально (обычно плектр немного наклонен вверх) и проходит прямо под струной. Исторически плектры изготавливались из птичьего пера или кожи; многие современные клавесины имеют пластик (Делрин или же Celcon ) плектра.
  • Когда передняя часть клавиши нажата, задняя часть клавиши поднимается, домкрат поднимается, и плектр выщипывает струну.
  • Затем вертикальное движение домкрата останавливается шкворня (также называемый верхний рельс), который покрыт мягким фетром, чтобы заглушить удар.

    Рисунок 3: как работает действие клавесина

  • Когда ключ отпущен, домкрат падает под собственным весом, и плектр снова проходит под струну. Это стало возможным благодаря тому, что плектр удерживается на язычке, прикрепленном с помощью оси и пружины к корпусу домкрата. Нижняя поверхность плектра срезана под наклоном; таким образом, когда опускающийся плектр касается струны сверху, наклонная нижняя поверхность обеспечивает достаточную силу, чтобы толкать язычок назад.[1]
  • Когда домкрат оказывается в полностью опущенном положении, войлочный демпфер касается струны, в результате чего нота прекращается.

Струны, настройка и дека

Деталь клавесина Карла Конрада Флейшера; Гамбург, 1720 г. Museu de la Música de Barcelona. Декоративная роза спускается ниже деки, на которой она установлена; Сама дека украшена цветочной росписью вокруг розы. Мост находится внизу справа.

Каждая струна наматывается на установочный штифт, обычно на конце строки ближе к игроку. При вращении гаечным ключом или молотком настроечный штифт регулирует натяжение так, чтобы струна звучала с правильной высотой тона. Установочные штифты плотно вставляются в отверстия, просверленные в блокировка или же борцовская доска, продолговатая доска из твердой древесины. Исходя из настроечного штифта, струна затем проходит через орех, острый край, сделанный из твердой древесины и обычно прикрепляемый к борцовской доске. Участок струны за гайкой образует ее длина вибрации, который щипается и создает звук.

На другом конце своей вибрирующей длины струна проходит через мост, еще один острый край из твердая древесина. Как и в случае с гайкой, горизонтальное положение струны вдоль бриджа определяется вертикальным металлическим штифтом, вставленным в бридж, к которому струна упирается. Сам мост опирается на дека, тонкая деревянная панель, обычно сделанная из ель, ель или — в некоторых итальянских клавесинах -кипарис. Дека эффективно передает колебания струн в колебания в воздухе; без деки струны производили бы только очень слабый звук. На дальнем конце веревка петлей прикреплена к шпилька это закрепляет его на корпусе.

Несколько руководств и хоров струнных

Двухручный клавесин

В то время как многие клавесины имеют одну струну на ноту, более сложные клавесины могут иметь две или более струны для каждой ноты. Когда для каждой ноты имеется несколько струн, эти дополнительные струны называются «хорами» струн. Это дает два преимущества: возможность изменять громкость и возможность изменять качество звука. Громкость увеличивается, когда механизм инструмента настраивается игроком (см. Ниже) так, что нажатие одной клавиши приводит к захвату более чем одной струны. Качество звука можно изменять двумя способами. Во-первых, можно создать разные хоры струн, чтобы иметь различные тональные качества, обычно за счет того, что один набор струн щипается ближе к гайке, что подчеркивает более высокие звуки. гармоники, и производит «гнусавое» качество звука. Механизм инструмента, называемый «стопы» (после употребления термина в органы трубы ) позволяет игроку выбирать один или другой хор. Во-вторых, нажатие одной клавиши на две струны одновременно изменяет не только громкость, но и качество звука; например, когда две струны, настроенные на одинаковую высоту звука, нажимаются одновременно, нота становится не только громче, но также богаче и сложнее.

Особенно яркий эффект достигается, когда одновременно натягиваются струны. октава Кроме. Обычно это слышится ухом не как две высоты, а как одна: звук верхней струны смешивается со звуком нижней, и ухо слышит более низкий тон, обогащенный тональным качеством за счет дополнительной силы в верхних гармониках. ноты, звучащей на более высокой струне.

При описании клавесина принято указывать струнный хор, который часто называют его струнным хором. расположение. Для описания высоты звука струнных хоров используется терминология органа. Струны на шаг восемь футов (8 футов) звучат с нормальной ожидаемой высотой тона, струны с шагом четыре фута (4 фута) звучат на октаву выше. Клавесины иногда включают хор шестнадцати футов (16 футов) (на октаву ниже восьми футов) или хор двух футов (2 футов) (две октавы выше; довольно редко). Когда есть несколько хоров струнных, исполнитель часто может контролировать, какой хор звучит. Обычно это делается с помощью набора домкратов для каждого хора и механизма «выключения» каждого набора, часто путем перемещения верхнего регистра (через который скользят домкраты) на небольшое расстояние в сторону, так что их плектры не попадают в струны. . В более простых инструментах это делается путем ручного перемещения регистров, но по мере развития клавесина строители изобрели рычаги, коленные рычаги и педальные механизмы, чтобы упростить изменение регистрации.

Клавесины с более чем одной клавиатурой (обычно это означает две клавиатуры, уложенные одна на другую ступенчатым образом, как в случае органа)[2] обеспечивают гибкость при выборе воспроизводимых струн, поскольку каждое руководство может быть настроено на управление перещипыванием разного набора струн. Это означает, что у игрока может быть, скажем, 8-футовое руководство и 4-футовое руководство, готовое к использованию, что позволяет ему переключаться между ними для получения более высоких (или более низких) высот или другого тона. Кроме того, такие клавесины часто имеют механизм («соединитель»), который соединяет руководства вместе, так что одно руководство воспроизводит оба набора струн.

Самая гибкая система — это французская «толкательная сцепка», в которой нижняя рукоятка скользит вперед и назад. В обратном положении «собачки», прикрепленные к верхней поверхности нижнего руководства, зацепляются за нижнюю поверхность клавиш верхнего руководства. В зависимости от выбора клавиатуры и положения соединителя, игрок может выбрать любой из наборов разъемов, обозначенных на «рисунке 4» как A, или B и C, или все три.

Рисунок 4. Французская соединительная муфта. Слева: отсоединенные клавиатуры. Нажатая верхняя клавиша поднимает домкрат A вверх. Нажатая нижняя клавиша поднимает домкраты B и C. Справа: верхняя клавиатура соединяется с нижней, вытягивая последнюю. Нажатая верхняя клавиша поднимает домкрат A вверх. Нажатая нижняя клавиша поднимает домкраты A, B и C.

Английская система домкратов «изогнутая» (также используемая во Фландрии в стиле барокко) не требует соединителя. Домкраты, помеченные A на рисунке 5, имеют форму «изогнутой ноги», которая позволяет играть на любой клавиатуре A. Если игрок желает играть на верхних 8 ‘только из верхнего руководства, а не из нижнего руководства, стопорная ручка отсоединяет домкраты, отмеченные A и зацепляет вместо этого альтернативный ряд домкратов, называемый «стопор лютни» (не показан на рисунке). Стоп лютни используется для имитации нежного звука щипка. лютня.[3]

Рисунок 5. Домкрат изогнутой формы, английская соединительная система. При нажатии верхняя клавиша поднимает домкрат «изогнутой ноги» (домкрат A) вверх. Нижняя шпонка поднимает все три домкрата A, B и C.

Использование нескольких руководств на клавесине изначально не было предусмотрено для гибкости в выборе струн, которые будут звучать, а скорее для транспозиция инструмента для игры в разных тональностях (см. История клавесина ).

Некоторые ранние клавесины и органы имели короткая октава в нижнем регистре. Он заменил редко используемые басовые ноты более широко используемыми нотами.

Некоторые ранние клавесины использовали короткая октава для нижнего регистра. Обоснованием этой системы было то, что низкие ноты F и G редко нужны в старинная музыка. Ноты глубокого баса обычно образуют корень хорды, а F и G аккорды в то время использовались редко. Напротив, низкие C и D, оба основных корня очень распространенных аккордов, сильно упускаются, если клавесин с самой нижней клавишей E настроен в соответствии с раскладкой клавиатуры. Когда ученые определяют диапазон высоты звука инструментов с такой короткой октавой, они пишут «C / E», что означает, что самая низкая нота — это C, сыгранная на клавише, которая обычно звучит как E.

Дело

В деревянном ящике находятся все важные конструктивные элементы: фиксатор, дека, фиксаторы, клавиатура и домкрат. Обычно он имеет прочное дно, а также внутренние распорки для сохранения формы без деформации при натяжении струн. Ящики сильно различаются по весу и прочности: итальянские клавесины часто имеют легкую конструкцию; более тяжелая конструкция встречается у более поздних фламандских инструментов и произведенных на них инструментов.

Фальшивый внутренний-внешний клавесин из Немецкий музей в Мюнхен. Фальшивый внутренний корпус начинается справа от клавиатуры и продолжается назад лишь настолько, чтобы обеспечить прорезь для поддержки направляющей домкрата.

Футляр также придает клавесину внешний вид и защищает инструмент. Большой клавесин в некотором смысле является предметом мебели, поскольку он стоит отдельно на ножках и может быть оформлен так же, как и другая мебель того места и того времени. С другой стороны, ранние итальянские инструменты были настолько легкими по конструкции, что с ними обращались скорее как со скрипкой: они хранили для хранения в защитном внешнем футляре и играли на них, вынув их из футляра и положив на стол.[4] Часто такие столы были довольно высокими — до конца 18 века обычно играли стоя.[4] В конце концов, клавесины стали строиться только с одним корпусом, хотя существовала и промежуточная стадия: ложный внутренний – внешний, который по чисто эстетическим причинам был построен так, чтобы внешний вид содержал внутренний в старом стиле.[5] Даже после того, как клавесины стали самозаклепленными объектами, они часто поддерживались отдельными стойками, а некоторые современные клавесины имеют отдельные ножки для улучшения портативности.

Многие клавесины имеют поднимающуюся крышку, крышку клавиатуры и пюпитр для хранения нот и партитур.

Клавесины украшались множеством различных способов: простой буйволовой краской (например, некоторые фламандские инструменты), бумагой с узорами, кожаными или бархатными покрытиями, шинуазри, или иногда с тщательно продуманными росписями.[6]

Варианты

Virginals

Девственница — это меньшая и более простая прямоугольная форма клавесина, имеющая только одну струну на ноту; струны проходят параллельно клавиатуре, которая находится на длинной стороне корпуса.

Спинет

Спинет — это клавесин, струны которого расположены под углом (обычно около 30 градусов) к клавиатуре. Струны расположены слишком близко друг к другу, и гнезда не могут поместиться между ними. Вместо этого струны расположены парами, а гнезда находятся в больших промежутках между парами. Два домкрата в каждом зазоре обращены в противоположных направлениях, и каждый захватывает струну, прилегающую к зазору.

Английский дневник Сэмюэл Пепис несколько раз упоминает свой «триангл». Это был не тот ударный инструмент, который мы называем треугольник сегодня; скорее, это было название спинетов с октавным тоном, которые были треугольной формы.

Клавициферий

Клавициферий — это клавесин с декой и струнами, установленными вертикально лицом к игроку, по тому же принципу экономии места, что и у клавесина. пианино.[7] В клавицифериуме гнезда перемещаются по горизонтали без помощи силы тяжести, поэтому действия клавицифериума более сложны, чем у других клавесинов.

Оттавино, построенный Арнольд Долметч в 1923 году, по образцу инструмента 1698 года Джоаннеса Каркасси

Оттавино

Оттавини — это маленькие спинеты или девственницы в четырехфутовый шаг. Клавесины с октавным тоном были более распространены в раннем Возрождении, но позже их популярность уменьшилась. Однако оттавино оставалось очень популярным в качестве домашнего инструмента в Италии до 19 века. В Нидерландах оттавино обычно сочеталось с 8′ virginals, заключенные в небольшой отсек под декой большего инструмента. Оттавино можно было снять и положить поверх девственницы, создавая, по сути, двойной ручной инструмент. Иногда их называют «мать и дитя».[8] или «двойные» девственницы.[9][10]

Педальный клавесин

Иногда строились клавесины, которые включали в себя другой набор или наборы струн внизу и на которых играли ножной педалью. педальная клавиатура которые запускают нажатие на самые низкие ноты клавесина. Хотя не существует известных дошедших до нас педальных клавесинов XVIII века или ранее, из Adlung (1758): нижний набор обычно из 8-ми струн «… построен как обычный клавесин, но имеет протяженность только в две октавы. гнезда похожи, но их лучше расположить спиной к спине, поскольку две [басовые] октавы занимают столько же места, сколько четыре в обычном клавесине.[11] До 1980 года, когда Кейт Хилл представил свой дизайн педального клавесина, большинство педальных клавесинов было построено на основе конструкций существующих педальных фортепиано 19-го века, в которых инструмент был таким же широким, как педальный борт.[12] Хотя они в основном предназначались для практических занятий органистов, считается, что некоторые пьесы были написаны специально для педального клавесина. Однако набор педалей может усилить звучание любой пьесы, исполняемой на инструменте, как это было продемонстрировано на нескольких альбомах. E. Пауэр Биггс.[13]

Другие варианты

В архицембало, построенный в 16 веке, имел необычную раскладку клавиатуры, рассчитанную на вариант системы настройки требует композиционной практики и теоретических экспериментов. Чаще встречались инструменты с колоть острые предметы, также разработан для приспособления к системам настройки того времени.

В складной клавесин был инструментом, который можно было сложить, чтобы сделать его более компактным, что облегчало путешествие с ним.

Компас и диапазон высоты тона

В целом более ранние клавесины имеют меньшие размеры. диапазоны чем более поздние, хотя есть много исключений. У самых больших клавесинов диапазон чуть более пяти октавы, а у самых маленьких — до четырех. Обычно самые короткие клавиатуры получали расширенный диапазон низких частот с «короткая октава «. Традиционный диапазон высоты звука для 5-октавного инструмента — F1–F6 (FF – f ‴).

Тон настройки часто принимается равным A4 = 415 Гц, что примерно на полтона ниже современной стандартной концертной высоты звука A4 = 440 Гц. Принятое исключение — репертуар французского барокко, который часто исполняется с а = 392 Гц, снова примерно на полтона ниже. Видеть Жан-Филипп Рамо с Трактат о гармонии (1722) [Dover Publications], Книга первая, глава пятая, для понимания французской настройки в стиле барокко; «Поскольку большинство этих полутонов абсолютно необходимы при настройке органов и других подобных инструментов, была составлена ​​следующая хроматическая система». В наши дни настройка инструмента обычно начинается с установки ля; исторически это начиналось бы с C или F.

Некоторые современные инструменты имеют клавиатуру, которая может сдвигаться в сторону, что позволяет игроку выровнять механизм со струнами с частотой A = 415 Гц или A = 440 Гц. Если используется настройка, отличная от равной темперации, инструмент требует перенастройки после сдвига клавиатуры.[14]

Музыка

Классический период

Основная часть стандартного репертуара для клавесина была написана во время его первого исторического расцвета, эпоха Возрождения и Барокко эпох.

Первая музыка, написанная специально для клавесина соло, была издана примерно в начале 16 века. Композиторы, написавшие сольную музыку для клавесина, были многочисленны на протяжении всей эпохи барокко в европейских странах, включая Италию, Германию, Англию и Францию. Сольные клавесинные композиции включали танец апартаменты, фантазии, и фуги. Среди самых известных композиторов, писавших для клавесина, были члены Английская девственная школа позднего Возрождения, особенно Уильям Берд (ок. 1540–1623). Во Франции было создано множество очень характерных сольных произведений, которые собраны в четыре книги порядок к Франсуа Куперен (1668–1733). Доменико Скарлатти (1685–1757) начал свою карьеру в Италии, но большую часть своих сольных клавесинных сочинений написал в Испании; его самая известная работа — это серия 555 сонат для клавесина. Возможно, самыми знаменитыми композиторами, написавшими для клавесина, были Георг Фридрих Гендель (1685–1759), сочинивший многочисленные сюиты для клавесина, и особенно И. С. Бах (1685–1750), сольные произведения которого (например, Хорошо темперированный клавир и Вариации Гольдберга ), продолжают исполняться очень широко, часто на фортепиано. Бах также был пионером концерта для клавесина, как в работает обозначен как таковой, а в клавесине часть его Пятый Бранденбургский концерт.

Два самых выдающихся композитора Классическая эпоха, Йозеф Гайдн (1732–1809) и Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791), писал музыку для клавесина. Для обоих инструмент использовался в более ранний период их карьеры, и хотя позже они познакомились с фортепиано, они, тем не менее, продолжали играть на клавесине и клавикорде всю оставшуюся жизнь. Было отмечено, что Моцарт сыграл свой второй последний клавишный концерт ( «Коронация» ) на клавесине.[нужна цитата ]

Возрождение

В 19 веке клавесин был почти полностью вытеснен фортепиано. В 20-м веке композиторы вернулись к инструменту, поскольку они искали вариации доступных им звуков. Под влиянием Арнольд Долметч, то клавесинисты Вайолет Гордон-Вудхаус (1872–1951); во Франции Ванда Ландовска (1879–1959); и в Германии и Америке, Эдит Вайс-Манн (1885-1951), были в авангарде возрождения инструмента. Концерты для инструмента были написаны Фрэнсис Пуленк (в Концерт Шампетр, 1927–28), и Мануэль де Фалья. Эллиот Картер с Двойной концерт партитура для клавесина, фортепиано и двухкамерного оркестры. Подробный отчет о музыке, написанной для возрожденного клавесина, см. Современный клавесин.

Смотрите также

  • Список исторических производителей клавесина
  • Клавикорд

Примечания

  1. ^ Коттик 1987, п. 19.
  2. ^ Практически во всех случаях «более одного» означает два. Об одном известном инструменте с тремя ручками см. Иероним Альбрехт Хасс. Для кованых инструментов с тремя ручками см. Леопольдо Франциолини.
  3. ^ Подробную информацию можно найти в Хаббард 1967, п. 133 сл., Рассел 1973, п. 65 сл., Коттик 2003.
  4. ^ а б Хаббард 1967, п. 19
  5. ^ Хаббард 1967, п. 20
  6. ^ Хаббард 1967, различные локации
  7. ^ Дорогой 1996, п. 138.
  8. ^ Коттик 2003, п. 61.
  9. ^ Маршан, Лесли Алексис (1973). Письма и журналы Байрона: 1816–1817: «Так поздно ночью». Гарвард: Издательство Гарвардского университета. п.75. ISBN  978-0-674-08945-7. «Модель IX — это знаменитый двойной девственник. Оттавино модели VIII вставляется в корпус девственницы, как ящик, вставленный в комод».
  10. ^ Оттавино на rawbw.com
  11. ^ «Педальные клавесины». Harpsichord.org.uk. Архивировано из оригинал 23 мая 2013 г.. Получено 22 мая 2013.
  12. ^ «О Лейт Хилл». Кейт Хилл — производитель инструментов. Получено 2018-04-30.
  13. ^ «Бах на педальном клавесине Э. Пауэром Биггсом». Jsbach.org. 20 мая 1995 г. Архивировано из оригинал 12 сентября 2018 г.. Получено 22 мая 2013.
  14. ^ «Транспонирующая клавиатура». Hubharp.com. Получено 22 мая 2013.

Рекомендации

  • Дирлинг, Роберт, изд. (1996). Полная энциклопедия музыкальных инструментов. Лондон: Карлтон. ISBN  978-1-85868-185-6.
  • Хаббард, Франк (1967). Три века изготовления клавесина (2-е изд.). Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-88845-6. Авторитетное исследование ведущего строителя о том, как создавались ранние клавесины и как клавесин эволюционировал с течением времени в различных национальных традициях.
  • Коттик, Эдвард (1987). Руководство владельца клавесина. Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины Press.
  • Коттик, Эдвард (2003). История клавесина. Издательство Индианского университета. ISBN  0-253-34166-3. Обширный обзор ведущего современного ученого.
  • Рассел, Раймонд (1973). Клавесин и клавикорд: вводное исследование (2-е изд.). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN  0-571-04795-5.

дальнейшее чтение

  • Боалч, Дональд Х. (1995) Мастера клавесина и клавикорда, 1440–1840 гг., 3-е изд., С обновлениями Андреаса Х. Рота и Чарльза Молда, Oxford University Press, ISBN  0-19-318429-X. Каталог всех сохранившихся исторических инструментов, созданный на основе работ Боальха в 1950-х годах.
  • О’Брайен, Грант (1990) Ruckers, клавесин и девственная строительная традиция, Издательство Кембриджского университета, ISBN  0-521-36565-1. Охватывает инновации семьи Рукерс, основоположников фламандской традиции.
  • Сковронек, Мартин (2003) Чембалобау: Erfahrungen und Erkenntnisse aus der Werkstattpraxis [Изготовление клавесина: опыт и знания мастеров в мастерской], Fachbuchreihe Das Musikinstrument 83, Бергкирхен: Бочинский, ISBN  3-932275-58-6. Исследование (написанное на английском и немецком языках) строительства клавесина ведущей фигурой в современном возрождении исторически аутентичных методов строительства.
  • Цукерманн, Вольфганг (1969) Современный клавесин: инструменты ХХ века и их создатели, Нью-Йорк: Октябрьский дом, ISBN  0-8079-0165-2
  • Новая роща: ранние клавишные инструменты. Макмиллан, 1989 г. ISBN  0-393-02554-3. (материалы отсюда также доступны в Интернете на Grove Music Online )

внешняя ссылка

Инструменты

  • «Девственница королевы Елизаветы». Мебель. Музей Виктории и Альберта. Архивировано из оригинал 30 июня 2007 г.. Получено 12 августа 2007.
  • Несколько исторических клавесинов из коллекции на Метрополитен-музей
    • Двойной девственник, Ханс Рукерс, Антверпен, 1581 г.
    • Клавесин Яна Куше, Антверпен, 1650 г.
    • Octave virginal, Аугсбург, ок. 1600
    • Спинетта или Вирджинал, Венеция, ок. 1540
    • Золотой клавесин Микеле Тодини, Рим, ок. 1675
    • Клавесин, Италия, конец 17 века
    • Клавесин Pleyel et Cie, Париж, 1928 г.
  • Три исторических клавесина из коллекции Мемориала Ганса Адлера на Университет Витватерсранда
    • Скульптурный клавесин Ванды Ландовской XVI века
    • Фердинанд Вебер Клавесин, 1752 г.
    • Итальянский двухручный клавесин, 1750 г.
  • Клавесин, приписываемый Джироламе Зенти, Витербо, 1622 г. (Коллекция Кобба )
  • Более 450 клавесинов на портале MIMO (Musical Instruments Museums Online)

История

  • Итальянское клавесиностроение в XVI и XVII веках по Шортриджу

Слушать

  • Слушайте звук различных клавесинов
  • Sala del Cembalo, бесплатные звуковые файлы клавесина
  • Les Cyclopes, 3:57 мин. Музыка Жан-Филиппа Рамо в исполнении Элейн Компароне

Изображений

  • КлавесинФото, фотографии ранних струнных клавишных инструментов

Организации

  • Британское общество клавесинов

Идеи мастера

  • Интервью с мастером клавесина Джеком Питерсом
  • Интервью с клавесином Крейгом Томлинсоном

Музыка

  • Партитуры с участием клавесина: Очки на Проект международной музыкальной библиотеки
  • Procembalo бесплатный каталог современной клавесиновой музыки
  • Видео — Marin Marais — La Sonnerie / cembalo — Complete (09:58).

Технический

  • О клавесинах. Изготовитель клавесина Пол Й. Ирвин рассматривает вопрос о необходимом и достаточном компасе, а также другие технические детали инструментов в этом разделе своего информационного сайта.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Диклофенак уколы инструкция по применению от чего помогает дозировка взрослым
  • Panasonic rx dt670 инструкция на русском языке
  • Как нумеровать инструкции по охране труда в школе
  • Фку упрдор енисей руководство
  • Глюкозамин хондроитин мсм инструкция по применению противопоказания