Выбираю лучшее руководство

Это один из вопросов, который мне задавали на семинарах «Школы директоров фирм-франчайзи». Мне кажется, он волнует многие компании. Из статьи вы узнаете: какими компетенциями должен обладать руководитель; как увидеть потенциал сотрудника; кого из сотрудников можно выдвинуть на позицию линейного менеджера;как определить, кого выдвинуть на позицию руководителя отдела или направления; что делать со специалистами, которые очень хотят стать начальниками; как ввести нового руководителя в коллектив. 

Какие бывают руководители?

Группа компаний «Форус» некрупная — около 400 человек; тем не менее у нас есть разные уровни руководителей. Первый уровень руководителей — линейный менеджер; второй уровень — руководители отделов и направлений; третий уровень — это топ-менеджмент, руководители верхнего уровня. У руководителей всех уровней должны быть поддерживающие компетенции, о которых я скажу ниже. Однако в зависимости от уровня руководителя их соотношение с профессиональными компетенциями и вес различны.

SH.jpg

Какими компетенциями должен обладать руководитель?

Давайте нарисуем портрет руководителя. Понятно, что он должен обладать компетенциями, которые требуются от всех сотрудников, а также теми, которые нужны именно руководителю. См. также про организацию бережливого производства.

Мы уже давно сформировали компетенции, которые необходимы сотрудникам нашей компании. Они делятся на базовые и поддерживающие компетенции (компетенции для руководителей).

Базовые компетенции — это те, которые, как мы считаем, должны быть у любого сотрудника нашей компании, хотя бы в какой-то мере.

Их немного:

  • ориентация на инновации;
  • стремление к освоению новых знаний и навыков;
  • постоянное совершенствование процессов;
  • эффективное взаимодействие и сотрудничество.

Цель собеседования с любым человеком, приходящим в компанию, — выяснить, имеет ли он такие компетенции. За всеми этими компетенциями стоят определенные ценности, нам важно, чтобы их разделяли большинство сотрудников компании. Например, в компанию приходит неплохой специалист, с хорошим потенциалом, но он считает, что обучение и совершенствование — это пустая трата времени, относится к этому как к обязанности: «Если вы хотите, чтобы я учился, оплатите моё обучение». Мы хорошо подумаем, брать ли такого специалиста. Обратите внимание: я не говорю, что не надо оплачивать сотрудникам обучение, я имею в виду отношение к обучению. Скорее всего, мы оплатим обучение, но только сотруднику с другой мотивацией.

Ориентация на освоение новых знаний и навыков должна быть заложена в человеке, он должен быть настроен на свое развитие. Молодые люди, которые приходят в компанию, часто еще не определились, как им развиваться и куда двигаться, но для меня очень странно слышать «нет» на вопрос: «А ты хочешь развиваться?».

Аналогичным образом мы относимся и к другим компетенциями — хочется, чтобы они были у любого сотрудника нашей компании. Все должны разделять ценности развития, совершенствования и сотрудничества.

Поддерживающие компетенции — это компетенции, которые дополнительно должны быть у руководителей.

Это:

  • ответственность за принятие решений;
  • гибкость в принятии решений;
  • планирование и контроль;
  • ориентация на достижение результата;
  • понимание интересов компании в целом;
  • умение организовать работу команды.

Выбор этих компетенций — большая работа, которую мы провели примерно 10 лет назад. В литературе существует много различных перечней компетенций руководителей; мы выбрали те из них, которые соответствуют нашим ценностям. И время показало, что с годами они не изменились.

Как увидеть потенциал сотрудника?

Мы стараемся увидеть талантливых ребят, в том числе в области управления, среди наших молодых специалистов. Этой практике не всегда уделялось достаточно внимания, за что и поплатились: мы потеряли нескольких очень сильных молодых людей просто потому, что вовремя не показали им, насколько они важны для нас, не показали нашу готовность их развивать. А руководитель обязан смотреть вперед. Если сотрудник отлично работает, ошибочно полагать, что так будет всегда. Очень важно вовремя оценить потенциал сотрудника. Если у человека есть потенциал, непременно наступит время, когда сотрудник сочтет, что перерос эту компанию и захочет уйти. И если руководитель хочет, чтобы этот человек остался внутри компании, нужно вовремя показать ему, что здесь у него есть перспективы. В том числе и перспектива стать линейным менеджером. Если компания хочет, чтобы молодежь оставалась в компании, с молодыми специалистами нужно работать.

По каким признакам мы понимаем потенциал сотрудника и видим, что в нем заложены компетенции менеджера? В компании «Форус» есть ежегодная аттестация сотрудников. Цель этой аттестации — спланировать дальнейшую профессиональную карьеру сотрудника, понять, как он будет развиваться внутри компании. И на этих собеседованиях мы выясняем, был ли у сотрудника организаторский опыт. Задаем специальные вопросы, например: «Был ли ты участником команды КВН и если да, то в каком качестве?». Если он был капитаном, это уже много, перед нами явно человек с организаторскими способностями. Если просто участвовал в КВН, это тоже плюс — он, скорее всего, командный игрок и готов работать в условиях стресса, он обладает хорошими навыками коммуникации, а это важная компетенция руководителя. Еще один вопрос, который мы любим, чем увлекался в школе? Если человек говорит, что занимался спортом, — отлично, у него будут навыки борьбы за победу. Для меня большой плюс в оценке нового сотрудника — окончание музыкальной школы, даже если у него нет большого таланта. Да, большинство детей занимаются музыкой, потому что родители настояли, но если человек окончил музыкальную школу, это «наш» человек. Потому что он умеет «наступить на горло» другим интересам, соблазнам и «бить в одну точку». И вот по таким косвенным признакам вырисовывается потенциал человека.

Дальше мы начинаем пристальнее следить, как развивается жизнь сотрудника внутри коллектива.

Кого из сотрудников можно выдвинуть на позицию линейного менеджера?

Линейный менеджер — это профессионал, хороший специалист, который может нести ответственность не только за то, что сам делает, но и за то, что делают специалисты в его группе или подразделении. И выделение таких профессионалов начинается задолго до того, как они становятся руководителями, — об этом я говорила выше. Попробовать сделать линейным менеджером перспективного сотрудника можно, если он:

  • хорошо развил свои профессиональные навыки;
  • хотя бы немного подтвердил свой организаторский потенциал.

Причем первое важнее второго. Основная власть линейного руководитель — это власть профессионала и эксперта. Для линейного руководителя очень важен его профессиональный авторитет. Даже если у человека очень хорошие навыки коммуникации, но он средний профессионал, линейный руководитель из него не получится.

Приведу пример. В одном подразделении у нас было два руководителя: один — хороший коммуникатор и управленец, а второй — отличный профессионал. Ситуация складывалась непростая — сотрудники с трудом подчинялись тому менеджеру, который не был профессиональным лидером. И когда пришло время выбирать кого-то одного, мы выбрали профессионального лидера, хотя его менеджерские качества были слабее. Потому что в среде линейных профессионалов будет цениться тот специалист, кто не хуже других разбирается в предмете, тогда другие будут ему подчиняться. Профессиональная власть здесь имеет очень большое значение. Соотношение профессиональных и управленческих компетенций у претендента должно быть примерно 90% на 10%.

Как определить, кого выдвинуть на позицию руководителя отдела или направления?

Это следующий уровень руководителя, и он должен быть лидером, должен уметь сплотить коллектив. Здесь соотношение профессиональных и управленческих компетенций другое — управленческих компетенций должно быть 50—70 %. Здесь профессиональные компетенции уже не столь важны, да и не сможет человек одновременно быть отличным специалистом и вести регулярный менеджмент на уровне подразделения — не хватит времени. Становясь руководителем отдела или направления, человек частично отрывается от своей профессии, и нужно выяснить, понимает ли он это, осознанно ли делает выбор. Одно дело быть линейным менеджером — лучшим профессионалом, организовывать команду специалистов, и совсем другое, когда менеджмент становится частью твоей жизни. И теперь человек, как белка в колесе, «бегает» по кругу из пяти функций — планирование, организация, оперативное управление, координация и контроль1. Действительно ли он хочет этого? Или ему достаточно остановиться на уровне, допустим, профессионального лидера-эксперта.

Как найти такого руководителя? Ведь линейными менеджерами всех потенциально перспективных сотрудников не назначишь. Значит, надо искать возможность пробовать менеджерские качества этих специалистов. Мы стараемся поручать им небольшие проекты в профессиональной области и следим за ходом их выполнения. Необходимо, чтобы лидерские качества могли проявляться. Когда у работника есть потенциал и он не востребован, человека начинает «разрывать», и так компания гарантированно его потеряет. И, повторюсь, перспективных сотрудников нужно присматривать с самого начала их работы в компании.

Что делать со специалистами, которые очень хотят стать руководителями?

Сложнее не с теми, кто имеет потенциал руководителя, а с теми, кто хочет быть начальником (именно так они сами себя позиционируют), но потенциала в этой области не имеют. Такая ситуация случается нередко. У сотрудника нет особых менеджерских навыков, но он начитался книг, поучился в нашем корпоративном университете и имеет четкую установку — хочу быть руководителем. Он хороший специалист, но потенциала руководителя нет, как ни ищи. Как такого не потерять?

Нужно с ним работать. Часто такой сотрудник считает, что проблема не в нем, просто его не замечают и поэтому не «назначают начальником». Если попробовать ему объяснить, что у него нет способностей руководителя, он не услышит. Единственный вариант в этом случае — доказать ему на его собственном примере. Надо назначить его менеджером небольшого организационного проекта. Если у сотрудника нет способностей к руководству, что будет результатом? Он за всех все сделает сам. Обязательно нужно дать ему обратную связь о том, как он сделал этот проект. Показать, что менеджер — это не тот, кто за всех все сделал, а тот, кто сумел организовать людей и возглавить работу, но и сам, конечно, принимал в этом участие. Вот такими шагами мы и приходим к пониманию. Через какое-то время сотрудник осознает, что менеджмент — это не его. У некоторых этот период очень длительный, нужно терпение. Но мы не потеряли ни одного сотрудника по причине таких завышенных ожиданий.

С другой стороны, нельзя совсем отметать и другой вариант: потенциала у сотрудника не было, но он настолько целеустремлен и силен, что изменился, развил в себе необходимые качества руководителя. По моему опыту, такое тоже бывает, хотя и значительно реже.

Откуда брать руководителей на позицию топ-менеджера?

Топ-менеджер — это руководитель, думающий о будущем. Он планирует, контролирует и развивает компанию, и вся его профессиональная жизнь построена вокруг этого. Требуется время, чтобы погрузиться, полюбить, желать улучшить работу, которую делаешь. Поэтому во многих компаниях руководители топ-уровня выросли внутри компании. В группе компаний «Форус» аналогичный подход: 90 % наших руководителей — это сотрудники нашей компании, которые прошли путь от рядового сотрудника до топ-менеджера. Мы видим тех менеджеров на уровне подразделения, которые имеют потенциал и хотят расти, и терпеливо «выращиваем» их. Но это желание должно быть обоюдным, это очень важно.

Мы крайне редко берем руководителей извне. Надо понимать, что, чтобы брать руководителей извне, в компании должна быть выстроена система управления. Если такой системы нет, а компания берет сильного менеджера, то велика вероятность, что он развалит фирму. И не специально — у него просто так получится. Или быстро уйдет, потому что вы не можете ему ничего дать в плане управления. Не сумеете поставить интересные задачи, не поддержите и не остановите, когда надо. Если он не согласится с вами, вы не сможете ему пояснить свою точку зрения (или не всегда сможете это сделать на понятном и привычном для него языке). Вы априори говорите на разных языках, и не факт, что он захочет терпеливо развивать вашу фирму и порученное ему дело.

Как ввести нового руководителя в коллектив?

Ввод нового руководителя — это серьезное изменение и достаточно сложный процесс, поэтому проводить его нужно медленно.

Первое: до проведения изменений надо объяснить сотрудникам свой выбор. Поговорить тет-а-тет с ключевыми сотрудниками в этом коллективе, с теми, кто имеет влияние, и объяснить им свой выбор. Честно объяснить, почему вы считаете, что этот человек будет хорошим руководителем, и при этом сориентировать ключевых сотрудников на профессиональное развитие. «Ты хороший профессионал, и я хочу, чтобы ты развивался профессионально, нашей компании нужны сильные профессионалы». Нужно попросить людей помочь новому руководителю встать на ноги, дать ему аванс доверия — без этого никак. И только после этого проводить изменения.

Второе: новому руководителю нужно помочь. Если не будет поддержки руководителя, то молодой менеджер, возможно, никогда не встанет на ноги. Просто собрать коллектив и представить нового руководителя — совершенно недостаточно. В лучшем случае сотрудники ехидно отнесутся к нему, в худшем — поднимут бунт, начнется саботаж его распоряжений. Никаким приказом невозможно дать руководителю реальную (а не формальную, закрепленную на бумаге) власть, особенно на линейном уровне. Нужно помочь новому руководителю состояться.

В «Форус» существует специальная адаптационная программа для руководителей. Она выстроена так, чтобы постепенно из нового руководителя «вылепить» настоящего менеджера. На первом этапе мы вместе с новым руководителем планируем, ставим контрольные точки, потом вместе с ним контролируем работу, затем анализируем результаты. Цель этого — не только контроль, а в первую очередь совместное обсуждение, что получилось, а что не получилось и почему.

Очень важный момент: в это время вы транслируете ему свои ценности, то есть сообщаете, что с вашей точки зрения хорошо, что плохо; как надо поступать в той или иной ситуации. То, что кажется для вас очевидным, для него может не быть таковым, и надо иметь терпение это пояснить. Первое его совещание с коллективом, пусть и маленьким, готовим и проводим вместе. Потом смотрим, как он самостоятельно проводит совещания, как управляет коллективом, держит удар, отвечает на сложные вопросы, справляется с подколками, провокациями и т. п. Разбираем ошибки, но ни в коем случае не при сотрудниках. Мне нравится выражение «свита играет короля». И мы должны «играть» из него «короля», тогда он имеет хороший шанс им стать.

Третье: необходимо научить его управлять сотрудниками. Мне нравится следующее определение: менеджер — это человек, который управляет настроением людей. И всех своих руководителей я стараюсь научить этому — прислушиваться к сотрудникам, понимать их настроение, для каждого находить слова одобрения и поддержки. Тогда действительно удастся управлять настроением. А если руководитель видит только производственную задачу, а все остальное ему не важно — это, на мой взгляд, не менеджер. Возможно, какое-то время он сможет быть линейным менеджером, но руководителем уровня подразделения не станет.

И если мы, как вышестоящие руководители, которые понимают проблемы, ему не поможем, то у него, может, все это и не получится.

***

В заключение хочу сказать следующее. Управление, менеджмент — это тоже важная профессиональная компетенция. У нас не вызывает вопросов, что надо учиться программированию, так почему же не надо учиться управлению? Этому можно и нужно учиться! И недооценивать это, считать, что с опытом все придет само собой, наивно. Возможно, придет, но может, и нет; а людей вы потеряете и дело свое не разовьете. И станете заложником кучи проблем, которые ежедневно валятся вам на голову.

Но дело не только в знаниях, но и в способностях. Не всем дано быть менеджерами, да и не всем надо ими быть. А тратить свое и так ограниченное время на труд, который считаешь каторжным и неблагодарным, — это значит жить без удовольствия от того, что делаешь. Поэтому тем, кто хочет стать менеджерами, советую хорошенько подумать: а вам это надо?

Тема, которую я предлагаю сегодня обсудить, – наиболее эффективный стиль руководства. Как показывает практика, она является актуальной как для начинающих руководителей, так и для достаточно опытных, управляющих предприятием не один год. Стиль лидерства или стиль управления – это один из ресурсов для развития нашего бизнеса. Как складывается модель управления? От чего она зависит? Можно ли влиять на стиль управления, осознанно его изменять, или это то, что зависит от психотипа конкретного руководителя и практически не поддается изменениям?
Каждый руководитель интуитивно приходит к определенной модели взаимодействия с сотрудниками, выбор которой происходит часто спонтанно, на подсознательном уровне и зависит от многих факторов. Прежде всего – от особенностей его личности, психологического типа, его собственной картины мира, воспитания в семье и образцов, стереотипов общения, полученных человеком в период формирования. Таким образом, модели поведения каждого руководителя, с одной стороны, уникальны, с другой стороны – специалистам в области психологии давно удалось их систематизировать и свести к двум основным типам:
• ориентация на решение поставленной задачи – на работу и результат;
• ориентация на взаимоотношения – на человека.

Посмотрим, как эти модели проявляются на практике.

Пример 1

Начинающий руководитель, салон работает первый год. Руководитель считает, что только дружная, сплоченная команда способна добиться хороших результатов и дать высокие показатели в бизнесе. Идея абсолютно правильная. Посмотрим, как она реализуется на практике. Руководитель часто проводит с сотрудниками вдохновляющие, мотивирующие беседы об отношениях между людьми, о значимости личности человека, о внутренних ресурсах личности. В каждом сотруднике видит высокий потенциал для реализации. У руководителя на этом фоне возникают высокие ожидания по отношению к своему коллективу: он относится к нему «со всей душой» и, соответственно, ожидает такого же отношения к себе и своему предприятию. Как вы поняли, данный руководитель был ориентирован «на человека и отношения». Что происходит дальше? Коллектив воспринял данную систему ценностей и переориентировал акценты с работы и рабочих отношений на человеческие отношения. К чему это привело? Сотрудники стали общаться на личностном уровне, в том числе и с руководителем. Стали часто возникать личные обиды (а не рабочие ситуации), появились группировки, часто выяснялись отношения. В конечном итоге сотрудники решили воздействовать… на руководителя как на личность, пытаясь «перевоспитать» его и привести к «образу», который их больше устраивал. Руководитель, в свою очередь, переживал состояние «обманутых ожиданий», так как рассчитывал на совершенно другие результаты. Ситуация закончилась конфликтом. Способ решения данной ситуации – переключение на работу и рабочие отношения.

Пример 2

Опытный руководитель, предприятие работает три года. Руководитель – врач-косметолог высокого класса, сильный профессионал. Бесконечно творческий и талантливый врач, очень любит свою профессию, постоянно в ней растет и развивается. Соответственно, модель управления, которая начала развиваться у данного врача как у руководителя, – ориентация на работу и результат. Как любой увлеченный специалист, она считала, что все сотрудники ее предприятия также находятся в «творческом порыве» и переживают состояние «счастья на рабочем месте». Данный руководитель, получая полную самореализацию от трудового процесса, практически не поддерживала личностные отношения и слабо поддерживала рабочие отношения со своими сотрудниками. К чему это привело? В коллективе выстроились в целом довольно «прохладные отношения». Сотрудники были ориентированы каждый на себя, мало кто поддерживал руководителя в ее начинаниях, практически отсутствовала заинтересованность в развитии предприятия и росте оборота. Когда руководитель попыталась изменить ситуацию, в первую очередь ее удивило следующее: она поняла, что не умеет и не знает, как общаться со своими сотрудниками, как реагировать на возникающие рабочие ситуации, как высказывать свою позицию и организовать обратную связь. Всему этому пришлось учиться. В том числе учиться понимать, слушать и слышать своих сотрудников, быть для них не только авторитетом в профессиональной сфере, но и эмоциональным лидером. Способ решения данной ситуации – налаживание взаимодействия и личностных отношений.
Как мы видим, каждая из описанных выше моделей имеет свои как сильные, так и слабые стороны. Руководитель, ориентированный на результат, как правило, использует либо директивный стиль управления, либо структурный. Директивный стиль: такой руководитель сам внутренне ориентирован на успех и своих сотрудников заставляет работать на пределе возможностей. Слабые сходят с дистанции, а сильные, как правило, достигают новых высот и, хотя могут его побаиваться, чувствуют себя «как за каменной стеной». Как правило, годы работы с таким начальником вспоминают с благодарностью, так как он помог сотрудникам развить свой внутренний потенциал.

Стиль структурный: люди для руководителя мало значат, он не стремится к сотрудничеству и не зависит от отношений. Для него важно, чтобы работа была максимально эффективной, а результат достигался благодаря следованию четкому плану, правилам и инструкциям. Для управления такой руководитель старается создать структуру и самоустраниться от личного общения и взаимодействия с сотрудниками. Как правило, подобный способ руководства предпочитают талантливые специалисты, профессионалы (косметолог, врач, менеджер). Сотрудников привлекает их «харизма профессионала».

Руководитель, ориентированный на отношения, использует либо экспрессивный стиль взаимодействия, либо дружественный. Экспрессивный стиль: достижение цели личным примером и энтузиазмом (харизма), заражение других своими эмоциями. При этом старается решающий шаг в достижении результата взять на себя и сделать это красиво. Сотрудники идут за ним, потому что с ним интересно. Дружественный стиль: здесь важно создать настоящую дружную команду, которая будет бороться за общую победу. Его поклонников отличает стремление к стабильности, они не любят резких изменений. Сотрудников, в свою очередь, привлекают стабильность, чуткость и психологизм, стремление жить дружно и мирно.

Итак, мы рассмотрели, как работает стиль управления, который руководитель выбирает спонтанно, согласно своему психологическому типу. Можно сказать, что это формирование коллектива по принципу «родителей не выбирают». При несовпадении «картины мира» сотрудника и руководителя сотрудник увольняется и ищет себе нового работодателя. Но современный мир всё в большей степени характеризуется свободой, и в том числе свободой выбора вида и способа работы. Современный сотрудник с большой легкостью меняет рабочее место, выбирая наиболее привлекательное для себя. Это происходит на фоне сохраняющегося дефицита кадров. И теперь перед руководителем встает новая задача: «Как быть лидером для каждого сотрудника, который попал на наше предприятие? Как максимально использовать кадровый ресурс, который у нас есть?» Поэтому одна из самых популярных на сегодня теорий менеджмента – это модель ситуационного лидерства (или жизненного цикла), которую предложили Пол Херсей и Кеннет Бланчард. Познакомить с ней читателей и призвана моя статья.

Данная модель основана на следующем положении: лидер наиболее эффективен тогда, когда он владеет техникой ситуационного управления. То есть не сотрудник подстраивается под руководителя, а руководитель – под уровень зрелости сотрудника.

Ключевой фактор в ситуационной модели управления – зрелость сотрудников. Зрелость определяется степенью наличия у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером (руководителем) задачу.

Зрелость включает две составляющие:
профессиональная зрелость – это знания, умения и навыки, способности человека, а также его опыт, как профессиональный, так и жизненный.
психологическая зрелость – соответствует желанию сотрудника выполнять работу, говорит о степени его мотивации к труду.

Давайте для наглядности представим уровень зрелости сотрудников в виде матрицы. По вертикальной оси – уровень профессиональной зрелости, по горизонтальной – уровень психологической зрелости. Мы получаем матрицу «способны работать – хотят работать».

Способны работать М3
Люди способны, но не желают работать.
М4
Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.
М1
Люди не способны и не желают работать.
М2
Люди не способны, но желают работать.
Хотят работать

Теперь, исходя из полученной матрицы, можно вывести четыре модели поведения сотрудников на рабочем месте.

М1 – сотрудники, которые либо некомпетентны, либо не уверены в себе. Это так называемое «болото», которое есть в каждом коллективе. Сюда попадает и тот сотрудник, у которого очень низкие профессиональные амбиции.

Не могу удержаться, чтобы не привести пример. Работали с руководителем одной из клиник над постановкой навыков техники личных продаж у косметологов и эстетистов. И с одной из сотрудниц никак не могли добиться изменений в ее результативности. Когда руководитель задал очередной мотивирующий вопрос, обращенный к амбициям: «Как можно получать зарплату 8 тысяч рублей, работая в клинике?» – ответ ошарашил и меня, и руководителя: «А мне хватает…».

Интересен парадокс – избавиться от «болота» в принципе невозможно. Даже если вы в своем коллективе такое «болото» «вычистите», через некоторый промежуток времени оно сформируется снова.

М2 – сотрудники, у которых есть мотивация, но им не хватает для успешной работы профессиональных навыков и умений. Сразу хочу сказать: это самая благодарная часть вашего коллектива. Они лояльны к вам и вашему предприятию, будут благодарны вам за обучение и возможность профессионального роста. Единственный момент: вам действительно нужно заниматься их профессиональным развитием.

М3 – эти сотрудники, как правило, профессиональны. Они могут быть профессионалами очень высокого класса. Вся проблема в том, что их не привлекает то, что вы предлагаете им в качестве мотивирующих факторов. По опыту, это самая сложная группа сотрудников с точки зрения управления. У них, как правило, потухший взгляд, так как снижена мотивация. И они к вам не лояльны. Поэтому они чаще всего скептически и с недовольством или осуждением относятся ко всему, что происходит на вашем предприятии. Поднимать уровень мотивации таких сотрудников безумно сложно! Фактически руководитель пытается для такого сотрудника каждый день создавать «праздник на рабочем месте», что очень затратно в плане расходования его эмоциональных ресурсов. Тем не менее мы часто включаемся в этот процесс, так как на другой чаше весов – наша зависимость от профессионала высокого класса.

М4 – это идеальные сотрудники. К счастью, такие тоже бывают! Это самомотивированные лидеры. Не просто лояльные, но и приверженные сотрудники. Это ваша поддержка и опора. Но они также требуют к себе особого внимания и отношения. Они требуют высокого уровня управленческой мудрости, так как в процессе управления таким сотрудником, с одной стороны, важно его удерживать, а с другой – не мешать ему работать.

Теперь, когда мы прояснили модели поведения сотрудников с точки зрения их профессиональной и психологической зрелости, давайте ответим на вопрос: можно ли к столь разным моделям поведения сотрудников применять одинаковую модель управления и можно ли ориентироваться только на свою личность и свой психологический тип при управлении другими людьми? Если мы хотим быть эффективными, то – нет. Соответственно, как существуют четыре модели поведения сотрудников, так существуют и четыре модели управления. Рассмотрим еще одну матрицу.
Способны работать М3
Люди способны, но не желают работать.

Способны работать М3
Люди способны, но не желают работать.

  S3
Вовлекающий стиль. Направлен на задачу.

М4
Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.

  S4
Делегирующий стиль. Переключаюсь с задачи и человека на развитие организации.

М1
Люди не способны и не желают работать.

  S1
Указывающий стиль. Даю задания и проверяю исполнение.

М2
Люди не способны, но желают работать.

  S2
Поддерживающий стиль. Направлен на повышение уверенности сотрудника в своих силах.

Хотят работать

Таким образом, в зависимости от зрелости сотрудника руководитель корректирует свои действия, направленные на установление отношений с подчиненными и структурирование самой работы. Мы видим, что по мере взросления сотрудника лидер должен сокращать уровень своего руководящего поведения.

Вот как описывают стили управления Пол Херсей и Кеннет Бланчард.

S1 является лучшим в случае низкой зрелости сотрудников. Руководитель вынужден проявлять высокую директивность и практиковать тщательный присмотр за сотрудниками, помогая таким образом людям, не способным и не желающим взять на себя ответственность за работу, одновременно устраняя неуверенность в том, что работа будет закончена. При таком раскладе сотрудники нуждаются в ясных и определенных указаниях руководителя. Высокая директивность в этой ситуации компенсирует недостаточную способность сотрудников выполнять работу на требуемом уровне. В этом случае необходимо объяснять, что и как делать, что и когда от сотрудников ожидается, какое последует вознаграждение.

S2 предпочтителен для использования в условиях умеренно низкой зрелости сотрудников. Он реализует в равной мере директивность и поддержку тем, кто не способен, но желает работать. Руководитель, использующий этот стиль, помогает сотрудникам путем объяснения и вселяет в них уверенность в возможности выполнения задания. Активная поддержка подталкивает сотрудников принять или «купить» решения руководителя. Также помогают обращение с данными подчиненными как с равными, помощь и поддержка в работе.

S3 рекомендуется при умеренно высокой зрелости сотрудников. Способные к работе, но не желающие ее выполнять сотрудники нуждаются в партнерстве со стороны руководителя, чтобы быть более мотивированными на выполнение работы. Предоставляя таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне, руководитель использует данный стиль, чтобы вызвать у них желание выполнять работу. Так как эти сотрудники уже обладают достаточными способностями, они часто проявляют желание взять на себя часть лидерской ответственности. Поэтому руководитель в подобной ситуации должен больше внимания уделять мотивации сотрудников: ставить перед ними сложные, но притягательные цели, разъяснять выгоды от достижения этих целей. Этому может помочь привлечение сотрудников к участию в управлении предприятием.

S4 идеален для руководства зрелыми сотрудниками. Этот стиль характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников, благодаря чему позволяет сотрудникам, способным и желающим работать, взять на себя максимум ответственности за выполнение работы. Данный лидерский стиль способствует развитию творческого подхода к работе. При нем минимизируются оба типа поведения руководителя и всё больше делегируются полномочия от руководства к сотрудникам. Это становится возможным, поскольку сотрудники способны в значительной степени самостоятельно решать рабочие проблемы и проявляют при этом высокое желание принять на себя часть лидерской ответственности. Образно ситуацию можно назвать самоуправлением. Руководитель советуется с подчиненными, привлекает их к участию в управлении.

Теперь мы можем снова вернуться к тезисам, с которых начали наше обсуждение: что лучше – ориентация на работу или ориентация на человека и отношения?

Поведение в области отношений связано с необходимостью для руководителя больше прислушиваться к подчиненным, оказывать им поддержку, воодушевлять их и привлекать к участию в управлении.

Поведение, относящееся к работе, требует от руководителя проводить больше разъяснительной работы с сотрудниками по поводу того, что и как они должны делать, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. Руководитель, таким образом, структурирует, контролирует и внимательно следит за тем, как сотрудники работают.

А какой на самом деле стиль управления подсознательно выбираете вы? Узнать это вы можете, пройдя предложенный ниже тест. Зная свои особенности управления, вы всегда при желании сможете их скорректировать, если это необходимо для вашего бизнеса.

ТЕСТ «ВАШ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ»

Вашему вниманию представлены различные ситуации и варианты того, как поступить в них. Ваша задача – отметить тот вариант, который вы выбрали бы в реальной жизни. Вы можете отметить только один вариант ответа.

1 В последнее время у вас появились проблемы с одним из ваших подчиненных. Вы поставили перед ним новую, важную задачу. Ранее он не сталкивался с подобной работой. Он жалуется на сложность задания и различные обстоятельства, мешающие ему выполнить работу, выражает неуверенность в своей способности справиться с этой работой.
ВЫ:
Четко скажете, что именно, как и когда он должен делать, и будете детально контролировать его работу над заданием. A
Скажете о важности задания, выслушаете его опасения и предложения и объясните, что именно и как необходимо делать. B
Попытаетесь вызвать его на откровенный разговор, чтобы понять, в чем причина его неуверенности при выполнении этого задания. Внимательно выслушаете его опасения и постараетесь его подбодрить. C
Дадите ему понять, что это очень важное задание, и попросите его обращаться к вам, если у него возникнут вопросы или проблемы. D
2 Проектная группа, которой вы руководите, работает над завершением отчета. В группе появляется новый сотрудник, который к следующей неделе должен заполнить часть отчета, предоставив несколько важных цифр от своего отдела. Он ничего не знает ни о требованиях проектной группы, ни о формате отчета. Тем не менее он очень рад возможности научиться чему-то и узнать больше о его роли в группе.
ВЫ:
Скажете, что конкретно от него требуется, поставите точные сроки и тщательно проследите за выполнением. A
Уточните формат отчета и требования к предоставляемой информации, а также выслушаете его идеи и предложения, отметите его энтузиазм. B
Спросите, чем вы можете ему помочь, и поддержите его стремление быть полезным. C
Представите другим членам команды, сказав о стоящих перед ним задачах. D
3 Поскольку вашему подразделению было предложено пересмотреть бюджет в сторону его уменьшения, необходимо сделать отчет по потраченному за период. Вы попросили очень опытную сотрудницу взять на себя это задание. Она разбирается во всех сферах работы подразделения. Однако, несмотря на ее способность справиться с заданием, она явно не чувствует важности порученного ей.
ВЫ:
Определите способы выполнения задачи, выслушав ее предложения. A
Обсудите с ней ситуацию. Попросите ее выполнить эту задачу, ссылаясь на ее подходящий опыт и отличные навыки. Скажете о своей уверенности в том, что она справится. B
Предоставите ей возможность самой решать, как завершить задание. C
Дадите ей конкретные инструкции, что сделать. Четко проследите выполнение. D
4 Вы хотите внести изменения в рабочий график. У вас есть подчиненный, который успешно занимался планированием работы на своей предыдущей должности. Он полон энтузиазма составить и опробовать новый график работы.
ВЫ:
Позволите ему участвовать в разработке нового расписания и поддержите его предложения. A
Позволите ему самостоятельно разработать и опробовать график. B
Зададите ключевые параметры нового графика, вовлекая подчиненного в обсуждение своих задач. C
Точно укажете, как должен выглядеть новый график, и пристально проследите за его внедрением. D
5 Вы приехали на собрание, проводимое вашими подчиненными и посвященное решению важной проблемы. Прибыв, вы обнаружили, что собрание еще не началось. Вы выяснили, что большинство сотрудников не были настроены обсуждать сложившуюся ситуацию, поскольку не видят важности проблемы и вообще не знают, как к ней подступиться.
ВЫ:
Позволите им действовать без вашего вмешательства до тех пор, пока они не попросят вас об участии. A
Будете направлять их общение друг с другом, добиваясь завершения проблемы, и одновременно предложите обсудить возникшие трудности и непонимание. B
Будете направлять и контролировать действия группы, четко объясните, что именно необходимо сделать для решения проблемы. C
Выслушаете их сомнения, выразите уверенность в том, что группа справится с проблемой. D
6 Вы попросили одного из ваших старших сотрудников взять на себя новую работу. Выполняя свои предыдущие обязанности, он прекрасно справлялся при небольшой поддержке с вашей стороны. Работа, которую вы поручили ему, исключительно важна для будущего вашего подразделения. Он очень доволен предоставленной ему возможностью проявить себя, но не знает, с чего начать, так как задание абсолютно новое для него.
ВЫ:
Обсудите с ним новую работу, подчеркивая его способность справиться с ней. Отметите его отличную работу в прошлом. A
Дадите ему задание и предоставите возможность самому определять, как необходимо действовать. B
Опишете, какие действия он должен предпринять для успешного завершения задачи, и будете регулярно проверять ход работы. C
Уточните, что необходимо предпринять, но выслушаете и учтете его идеи и пожелания. D
7 Опытный подчиненный обратился к вам за помощью в выполнении задания. Он привык решать подобные задачи самостоятельно, но в последнее время возникли некоторые рабочие проблемы и он чувствует неуверенность в своей способности справиться с ними.
ВЫ:
Проанализируете проблему и порекомендуете конкретный план действий. A
Определите проблему и способы ее решения, постаравшись выслушать и учесть его мнение. B
Предложите ему продолжать решать эту проблему самостоятельно. C
Обсудите проблему с ним и поддержите его попытки выработать подходящее решение, выразив уверенность в его способностях. D
8 Сотрудник вашего отдела замечательно работает, достигая отличных результатов, не нуждаясь в указаниях и приказах. На этот год ему поручено выполнение нескольких сходных задач, и вы должны решить, как осуществлять руководство данным сотрудником.
ВЫ:
Разрешите ему полную самостоятельность в выполнении задач. A
Поговорите с ним, установив для него цели и задачи, и учтете его предложения. B
Подчеркнете необходимость своевременного исполнения заданий и детально опишете его функции и задачи. C
Выразите уверенность в его способности справиться с задачей, предложите обращаться за помощью. D
9 Одна из ваших подчиненных не желает выполнять возложенную на нее задачу. У нее совсем мало опыта в той сфере, в которой, по вашему мнению, она должна работать.
ВЫ:
Объясните ей, что она должна делать и как. Спросите и выслушаете причины, по которым она не желает выполнять данное поручение. A
Воодушевите ее еще раз попробовать и постараетесь «внушить» уверенность в своих силах. B
Позволите ей самой определить наилучший способ выполнения задачи. C
Расскажете ей, что конкретно должно быть сделано, и будете часто проверять ее работу. D
10 Недавно вы приняли на работу нового сотрудника, который будет выполнять важную задачу. Несмотря на то что опыта у него маловато, он горит желанием начать работу и уверен, что обязательно справится.
ВЫ:
Позволите ему самому определить, что включает в себя работа и как ее выполнять. A
Расскажете, каковы его обязанности, и спросите, какие идеи и предложения у него есть. B
Расскажете ему, что конкретно включает в себя работа, что вы ожидаете от него, и постоянно будете отслеживать его работу. C
Поддержите его энтузиазм и похвалите его за стремление, а также спросите, как бы он взялся за работу. D
11 Один из ваших сотрудников чувствует неуверенность по поводу выполнения задания, которое вы ему поручили. Он высококвалифицированный работник, и вы прекрасно знаете, что он обладает всем необходимым, чтобы успешно справиться с поручением.
ВЫ:
Выслушаете его опасения и дадите ему понять, что вы уверены в его способностях справиться с задачей. A
Скажете ему, что конкретно нужно делать, и будете ежедневно проверять его работу. B
Сформулируете задание так, чтобы оно было абсолютно понятно, выслушав и приняв во внимание его предложения. C
Позволите ему самостоятельно решить, как выполнять задание. D
12 Вы хотите внедрить новую процедуру. В прошлом одна из ваших сотрудниц не раз предлагала и внедряла отличные идеи. Вы знаете, что ей нравится заниматься новыми, нестандартными задачами.
ВЫ:
Будете направлять ее действия по внедрению, объясните, что и как надо сделать. A
Организуете внедрение, включив ее предложения. B
Обсудите предложение с ней, поддержите ее усилия по выполнению. C
Дадите ей полную самостоятельность относительно внедрения процедуры. D

Вы можете определить свой первичный стиль руководства, то есть стиль, в котором вы чувствуете себя наиболее комфортно. Это стиль, набравший наибольшее количество баллов.

Два выбора и более, за исключением первичного стиля, – это ваши вторичные, или дополняющие, стили.

Менее двух выборов – стиль избегания.

Диапазон стилей
  S1 S2 S3 S4
1 А В C D
2 A B C D
3 D А B C
4 D C А В
5 C B D А
6 C D А В
7 А В D C
8 C B D А
9 D A B C
10 C B D A
11 B C A D
12 A B C D
Итог        

Шкала «Эффективность применения стилей»

Чтобы оценить свою способность к адаптации стиля под конкретный уровень готовности подчиненного, заполните следующую таблицу, используя данные из предыдущей таблицы.

ТАБЛИЦА 2

Стилевая адаптация
1 D C В А    
2 D C A B    
3 D C А B    
4 D C А В    
5 A D B C    
6 В А C D    
7 A C B D    
8 C B D А    
9 C B A D    
10 A D C B    
11 B D C A    
12 A B C D    
             
Умножить на
  0 1 2 3   Итог
  (+) (+) (+)   =  

Баллы: 0 – 10
Руководитель должен серьезно работать над собой, чтобы правильно определять готовность подчиненных и применять подходящий стиль.

Баллы: 11 – 21
Умеренная способность к адаптации. Вероятно доминирование первичного стиля при меньшей гибкости во вторичных стилях.

Баллы: 22 – 30
Руководитель ориентирован в большей мере на задачу или на отношения с подчиненными. Вместе с тем он проявляет хорошую способность к адаптации. Руководитель в основном верно выбирает стиль руководства или ошибается не более чем на 1 стиль.

Баллы: 31 – 36
Высокая способность к адаптации стиля руководства к уровню готовности подчиненных. Поздравляем!!!

Современные методы управления в экономике помогают поддерживать рыночные отношения в России. Ценности организации сплачивают сотрудников, работающих на руководителя. Новые условия рынка предполагают замену старой модели управления на инновационную, например, отношения подчиненных и менеджера в организации.

Для поддержания конкурентоспособности организации на рынке, руководитель должен предусматривать реакцию подчиненных на его действия, это поможет улучшению стилю руководства.

У руководителя во всех организациях разные роли, включая межличностные роли, информационные роли и роли принятия решений. По сути, управление – это процесс эффективного выполнения задач с помощью других людей. Хотя это может показаться простой ролью для выполнения.

В акмеологическом словаре сказано: «Стиль управления – устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллектив)» [1].

По Мескону, стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации [2].

В множестве определений стиля управления можно выделить общую черту, такую как влияние на подчиненных с помощью определенных методов для достижения целей деятельности организации.

Знакомство с различными стилями управления поможет стать хорошим руководителем. Знание того, что они собой представляют, может помочь определить, какой стиль лучше выбрать. Могут помочь такие факторы как моральные принципы руководителя или рабочая среда компании [4].

В тридцатые годы прошлого столетия немецкий психолог Курт Левин, разработал индивидуальную типологию стилей руководства, ставшей классической из-за её простоты. В ней выделены три ведущих стиля руководства:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный.

Рассмотрим подробнее эти стили руководства.

При авторитарном стиле управления руководители полностью контролируют процесс принятия решений, так же они решают роли и задачи команды. Он характеризуется сильным централизованным контролем с единственным источником власти. Информационные потоки происходят сверху вниз, и руководители ожидают, что члены команды будут следовать приказам.

Руководители устанавливают четкие и конкретные обязанности, которым должен следовать каждый, и, как правило, не запрашивают обратную связь от сотрудников. Сотрудники находятся под пристальным наблюдением.

Есть слоган для этого стиля управления: «Делай по-моему, и делай это сейчас».

Плюсы:

  • Позволяет быстро принимать решения
  • Создает четко определенные роли и ожидания, которым должны следовать сотрудники.
  • Производительность труда возрастет, но только в присутствии руководителя.

Минусы:

  • Рост неудовлетворенности сотрудников, что приводит к увеличению текучести кадров.
  • Нет роста персонала и инноваций.
  • Поддержание полного контроля над всеми процессами принятия решений также может потребовать много времени и усилий.

Исследования показывают, что компании, принимающие автократический стиль управления, имеют один из самых высоких показателей текучести кадров, особенно если те, кто берет на себя управленческие роли, на самом деле не готовы использовать этот стиль управления. Это может работать для некоторых организаций, но определенно не для большинства [3].

Второй стиль управления – демократический. При таком типе управления каждый сотрудник заслуживает права голоса, независимо от занимаемой должности или должности на рабочем месте.

Руководители позволяют своим сотрудникам участвовать в процессе принятия решений. Они ценят идеи своей команды и понимают, что люди являются ключом к успеху команды. Но руководитель сохраняет за собой право принятия окончательного решения. Демократический стиль управления является прозрачным и поощряет участие сотрудников.

Слоган этого стиля таков: «У каждого есть свой вклад».

Работа с другими людьми – это путь к огромному успеху в своей области.

Плюсы:

  • Позволяет сотрудникам чувствовать себя уверенными и наделенными полномочиями.
  • Руководство может иметь четкое представление о производительности и вовлеченности сотрудников в работу.
  • Он поощряет сотрудничество между сотрудниками.

Минусы:

  • Прогресс часто идет медленно, так как мнение сотрудников учитывается на каждом шагу.
  • Такой тип лидерства не всегда может дать устойчивые результаты.

Последний из классических стилей управления – либеральный. Этот стиль характеризуется отсутствием всякой системы. «Нетрадиционный» – это термин, который лучше всего описывает управление невмешательством, но, как ни удивительно, он довольно эффективен [3].

Сотрудникам доверяют выполнять свою работу без надзора, и они сами контролируют принятие решений и решение проблем.

Руководство присутствует на этапах делегирования и выполнения работ, но в остальном делает шаг назад и дает сотрудникам свободу контролировать свой рабочий процесс и результаты. Руководство участвует в процессе только в том случае, если персонал просит об их помощи.

Либеральный стиль руководства выбран не случайно. Обычно она становится оптимальной в определенных ситуациях и при определенных характеристиках коллектива

Принцип, лежащий в основе управления, заключается в том, что сотрудники становятся более продуктивными и мотивированными к работе, если они чувствуют, что их ценит и понимает компания, в которой они работают. Вот почему при таком стиле управления руководителю нужно регулярно разговаривать со своими подчиненными. Их цель состоит в том, чтобы прислушиваться к проблемам и предложениям сотрудников и развивать с ними хорошие рабочие отношения.

Таким образом, до тех пор, пока этот стиль управления выполняется должным образом, он будет очень эффективным в оказании помощи компании в достижении ее целей. Однако, если это будет сделано неподготовленным руководителем, это может создать проблемы, особенно когда он становится чрезмерно критичным по отношению к сотрудникам и прямо ругает их, если они сделали что-то не так [3].

На месте руководителя должен быть опытный человек, знающий свое дело, ведь перед ним стоит вопрос выбора стиля управления.

Если выбрать неправильный стиль руководства, то это может привести к напряжению среди коллектива и снижению эффективности труда.

Важно мотивировать подчиненных, например, в конце года подводить итог, что было сделано за год и с какими трудностями пришлось столкнуться.

Также руководителю нужно оценивать труд своих подчиненных и обращать внимания на их жалобы и предложения, такой руководитель становится лидером.

У каждого предприятия есть цели. Но тогда эти цели не могут быть достигнуты без надлежащего управления. Эффективное управление организацией имеет решающее значение в любых условиях бизнеса.

Можно сравнить стили управления в США и России на основе поведенческих и ситуационных теорий. Российская корпоративная иерархия совсем иная, чем в США, часто более строгая и точная. Большинство решений в российских компаниях принимается на самом высоком уровне, одним руководителем, который делегирует задачи сотрудникам.

В отличие от американской корпоративной культуры, в России с подчиненными не часто советуются, и от них ожидают, что они будут следовать указаниям практически без обсуждения. В то же время в США даже сотрудникам более низкого ранга разрешено оспаривать решения руководства, предлагать решения и проявлять инициативу [5].

Фото: Joep Buijs Photography/Flickr

Выдающиеся руководители умеют наставлять, вовлекать и мотивировать коллектив. Но эта работа не из легких. Принципы работы постоянно меняются, также как и обязанности. Работники стремятся повысить квалификацию.

Будучи управляющим вице-президентом глобальной консультационной фирмы Gartner, я курирую исследования и продукты для обучения. Чтобы лучше понять, как хорошие руководители способствуют развитию сотрудников в сегодняшней напряженной рабочей среде, мы опросили 5000 менеджеров со всего мира, выполняющих различные функции.

Полученные данные выявили четыре основных типа менеджеров.

Четыре типа руководителей

  1. Обучающие менеджеры развивают сотрудников, основываясь на собственных знаниях и опыте. Их мантра звучит так: «Я сделал это вот так, и поэтому вам следует сделать так же»‎. Обычно они продвигаются в компании не потому, что обладают хорошими руководящими навыками, а благодаря институциональным знаниям.
  2. Постоянно включенные руководители без конца контролируют и проверяют сотрудников. У них добрые намерения, они хотят давать подчиненным непрерывное обучение и обратную связь по широкому спектру навыков.
  3. Поддерживающие менеджеры придерживаются более свободного подхода, давая положительную обратную связь и предоставляя сотрудникам возможность развиваться самостоятельно. Они доступны для подчиненных и поддерживают их при необходимости, но в том, что касается развития навыков сотрудников, они менее активны, чем другие типы боссов.
  4. Объединяющие менеджеры обеспечивают обратную связь в своей области знаний, а также соединяют сотрудников с другими членами команды или организации, лучше справляющимися с конкретными потребностями.

Лучший тип руководителя — объединяющий менеджер

Не все типы менеджеров эффективны. Например, обучающие руководители предпочитают делать все по-своему и не решаются экспериментировать с новыми идеями и стратегиями. Это выглядит проблемой в инновационном и творческом мире.

Поддерживающие менеджеры отлично подходят сотрудникам, которым для процветания требуется внешняя мотивация. Однако подход «учиться на практике» вызывает стресс, психологический дискомфорт и повышенное выгорание сотрудников.

Наша исследовательская группа с удивлением обнаружила, что подход «всегда на связи» тоже не самый продуктивный. Руководители часто полагают, что знают лучше, как и что делать, хотя во многих случаях это не так. В результате они направляют сотрудников на неверный путь.

Объединяющий тип руководителей составил около 25% опрошенных нами менеджеров. Оказалось, что они лучше других поддерживают карьерный рост сотрудников, включая эффективность и обучаемость.

Их главная сила заключается в налаживании трех важных связей для сотрудников:

  1. Связь между руководителем и сотрудником: объединяющие менеджеры задают правильные вопросы и прилагают усилия, чтобы действительно узнать сотрудников — их мотивацию, интересы, цели, области развития. Другие руководители не погружаются так глубоко.
  2. Связь с командой: они знают, что не должны быть единственными наставниками. Они стараются создать более инклюзивную командную среду, в которой люди чувствуют уважение и комфорт, делясь друг с другом индивидуальными навыками.
  3. Связь с компанией: коллективы с самыми высокими показателями тратят около половины времени на общение, выходящее за рамки официальных встреч. Объединяющие менеджеры помогают понять, к каким другим руководителям в организации могут обратиться их подчиненные, чтобы получить те знания, которые они сами им дать не могут.

Как добиваться успеха при любом руководителе

Если вы в числе счастливчиков, чей руководитель относится к объединяющему типу, то вы будете более вовлечены и успешны в работе.

Но что делать, если ваш руководитель относится к одному из трех оставшихся типов? Вот несколько советов:

  • Налаживайте обратную связь, чтобы понять действительно важные аспекты. Если вам кажется, что вы получаете слишком много критики от босса, что характерно для постоянно включенных менеджеров, попробуйте превратить его замечания в список приоритетных дел. Затем утвердите список с руководителем и убедитесь, что теперь энергия направлена в нужное русло.
  • Делитесь своими карьерными устремлениями. Поговорите прямо с руководителем об областях и навыках, необходимых вам для развития. Если есть возможность, которой вы хотели бы воспользоваться, не бойтесь поднять руку.
  • Налаживайте собственные связи. Определите сильные и слабые места менеджера, чтобы в дальнейшем получать обратную связь, основываясь на его преимуществах. Используйте собственные связи для поиска альтернативных точек зрения и рекомендаций.
  • Ищите проекты с объединяющими менеджерами. Лучший способ добиться карьерного роста — это интересные и разнообразные проекты и должности. Найдите возможности для работы с объединяющими руководителями, даже если они относятся к другим отделам.

Источник

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

12 июля 2022

Свежие материалы

Руководство компанией — это искусство. От руководителя любого коллектива требуется профессионализм, ум и определенные навыки. Часто перед руководителем компании, даже самой маленькой, состоящей из нескольких человек, встает вопрос — какой стиль руководства наиболее эффективен?

Существуют авторитарный стиль, демократический, пассивный и индивидуализированный. Давайте рассмотрим данные стили руководства, чтобы определить, какой из них наиболее подходит тому или иному руководителю.

Авторитарный стиль

Вся власть сосредоточена в одних руках, в компании — один лидер, которые принимает решения и несет на себе всю ответственность. Общение с подчиненными происходит в виде приказов, которые должны неукоснительно исполняться. Стратегия и тактика управления определяется лидером, им же решаются основные вопросы.

Сильные стороны авторитарного стиля:

  • быстрота в решении различных вопросов,
  • облегчение построения стратегии,
  • предвидение результатов от определенных действий.

Слабая сторона — погашение личной инициативы сотрудников компании. При авторитарном стиле руководства, руководитель подавляет своих сотрудников, а ведь надо учитывать, что сотрудникам свойственно формирование собственного мнения и появление интересных идей, которые могут быть использованы при руководстве компании. К тому же, если компания большая, то ему приходится назначать управляющего или формировать команду топ-менеджеров, которые управляют каждый своим подразделением, а это уже требует другого стиля руководства.

Демократический стиль

Полномочия распределяются — ключевые позиции руководства компании остаются у лидера, но по остальным вопросам руководство может распределяться. Например, какая-то часть полномочий лежит на вице-президенте компании, какая-то часть на финансовом директоре, какая-то часть на топ-менеджерах и т. д. Самые важные решения принимаются руководителем, остальные решения принимают его подчиненные, каждый на своем уровне. В данном случае осуществляется активное взаимодействие в обоих направлениях — и со стороны руководителя, и со стороны сотрудников.

Сильные стороны такого стиля руководства:

  • усиление личных обязательств тех сотрудников компании, на которых лежит частичное принятие решений и ответственность,
  • высвобождение большего количества времени руководителя.

Слабая сторона такого стиля руководства: требует много времени на согласование работы между различными подразделениями компанией, между различными управленцами разного уровня.

Пассивный стиль

Руководитель компании снимает с себя основные обязательства по руководству компанией, вместе с ответственностью, и руководство компанией осуществляет группа руководителей, например совет директоров или топ-менеджеры. Сам руководитель выполняет скорее представительские функции. В результате, возникает самоуправление компанией на демократических основах, в том режиме, который наиболее приемлем для компании. Происходит активный обмен мнениями в области руководства компанией среди первых лиц, осуществляющих руководство.

Сильная сторона такого стиля:

  • нет вмешательства сильного лидера,
  • дела компании решает большинство.

Слабая сторона данного стиля: группа руководителей не всегда может договориться. В бизнесе бывают ситуации, когда именно один лидер должен решить какой-либо вопрос и принять ответственность на себя. Особенно это касается кризисных ситуаций в компании, когда под воздействием давления, стресса, цейтнота группа может быть дезориентирована, потерять единство, растеряться и именно решение одного лидера может спасти положение.

Индивидуализированный стиль

Можно сказать, что это творческое смешение всех вышеназванных стилей руководства. Руководитель использует в определенные моменты авторитарность, берет удар на себя, и несет всю ответственность. Затем, для решения каких-то вопросов, он созывает руководство компанией и ставит перед ними на рассмотрение целый ряд вопросов, т. е. использует пассивный стиль. И, наконец, часть обязанностей лидер возлагает на руководителей подразделений, в том числе, предоставляет им решение определенных вопросов и ответственность за принятие решений.

Сильная сторона такого стиля руководства:

  • креативность, т. к. руководитель может варьировать различные стили руководства в зависимости от той ситуации, которая наступает в компании.

Слабая сторона: руководитель должен постоянно проявлять определенную гибкость и скорость реакции, и если он, например, в ситуациях, которые требуют авторитарности, будет проявлять пассивный стиль, то он быстро потеряет свое влияние и авторитет в компании.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Метансин сложный таблетки инструкция по применению
  • Как вешать шторы на карниз с кольцами видео инструкция
  • Аторвастатин тева 40 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Руководство в организации отношение руководителя к подчиненным
  • Как сшить вигвам для детей своими руками выкройка пошаговая инструкция