Выехал за границу без разрешения руководства

По мнению экспертов, получение разрешения руководства на выезд за рубеж для стражей порядка нельзя было признать незаконным: это бы утратило средство контроля

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Верховный суд России признал законным приказ МВД, согласно которому сотрудники полиции должны получать разрешение у руководства для выезда за рубеж. Правомерность подзаконного акта в суде оспаривал бывший инспектор столичной ДПС Максим Лужных. Он был уволен после отпуска в Болгарии и Доминикане. В суде представитель министерства заявила, что приказ касается только стражей порядка, имеющих допуск к гостайне. С работы же Лужных вылетел не за нарушение приказа МВД, а потому что солгал и незаконно получил три дополнительных дня к отпуску.

Командир взвода ДПС УВД Южного округа столицы капитан полиции Максим Лужных был уволен в марте 2017 года, после того как служебная проверка показала: в 2016 году он побывал за границей. В рапорте на отпуск он сообщил ложные сведения о том, что собирается отдыхать с семьей в Сочи. Одним из оснований для его увольнения стала в том числе ссылка на подпункт 1.1 пункта 1 приказа МВД № 705 от 12 сентября 2013 года. Он гласит, что «решение о возможности выезда за границу по частным делам принимается на основании мотивированного рапорта сотрудника».

Бывший полицейский обжаловал приказ о своем увольнении в Нагатинском суде Москвы, но 7 декабря 2017 года тот признал его законным. Мосгорсуд подтвердил правомерность принятого решения. Тогда Лужных обратился в административную коллегию по гражданским делам Верховного суда.

Представители МВД и выступившего на его стороне Минюста указали в своих возражениях, что оспоренная истцом норма касается лишь полицейских с допуском к гостайне. Максим Лужных подкорректировал иск, потребовав признать недействующим подпункт приказа в отношении стражей порядка без допуска к гостайне, таких как он.

На процесс он не пришел, делегировав двух представителей — администратора сообщества «Омбудсмен полиции» «ВКонтакте» Владимира Воронцова и Рамиля Ахметгалиева. По их мнению, оспариваемая норма допускает двоякое толкование, приказ применим и к сотрудникам полиции, имеющим допуск к гостайне, и к тем, кто его не имеет.

«Это самая настоящая размытая норма права, но, тем не менее, работодатель — управление внутренних дел по ЮАО — применил ее к Лужных», — указал Воронцов, который также является администратором сообщества «Омбудсмен полиции». Он настаивал, что подзаконный акт ставит сотрудников МВД в зависимость от волеизъявления начальства. «Они будут вынуждены отказаться от своего конституционного права на свободу передвижения под угрозой увольнения», — сказал юрист. Воронцов подчеркнул, что согласно статье 55 Конституции права любого гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, но не подзаконным актом.

В свою очередь представитель МВД Надежда Торбушина просила иск отклонить, указав, что он «основан на неверном толковании норм права», а оспариваемый приказ к Лужных на самом деле не применялся. Юрист МВД пояснила, что основанием для увольнения капитана послужило совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в незаконном получении трех дополнительных дней к отпуску, которые даются, когда полицейский проводит его на территории России. Она уточнила, что при выезде за границу они не предоставляются.

«Но если приказ неприменим к Лужных, зачем его применили? — удивилась судья Алла Назарова. — Вы приняли меры к руководству, которые так трактовали применение нормы?» В ответ Торбушина сообщила, что по данному факту назначили дисциплинарную проверку, но сделать уже было ничего нельзя — приказ об увольнении невозможно исправить, а сроки привлечения к дисциплинарной ответственности его составителя истекли.

Представитель МВД заверила, что проблем с применением приказа МВД вообще-то нет. По ее словам, лишь «единицы» стражей порядка не имеют форму допуска. «Если они указывают не ту страну отдыха, то, как правило, к ним не применяют данный пункт, а увольняют за совершение порочащего проступка», — сказала она. Представители Минюста и Генпрокуратуры поддержали ее позицию. В итоге, пробыв в совещательной комнате 15 минут, судья иск отклонила, огласив лишь резолютивную часть решения. Его полный текст будет готов через несколько дней.

Представители Лужных не скрывали разочарования. По словам Владимира Воронцова, во всех документах об увольнении и в решениях судов ничего не говорилось о незаконных дополнительных днях отпуска. «Там указывается, что Лужных скрыл факт выезда за границу, указал заведомо недостоверное место. Но мы говорим о том, что, оформляя отпуск, сотрудник МВД может планировать поехать в одно место, но ничто не мешает ему передумать и поехать в другое. Или вообще не поехать. Это его право — свободно передвигаться, — заявил он Business FM. — Если бы шла речь о каких-то дополнительных днях, то его бы уволили за прогул, но его уволили не за это, а представитель МВД откровенно пыталась ввести всех в заблуждение».

Председатель координационного совета Московского межрегионального профсоюза полиции Михаил Пашкин не разделяет мнение юристов Лужных. По его мнению, даже если полицейский изменил свои планы на отпуск, ничто не мешало ему написать новый рапорт, чтобы начальство было в курсе.

Михаил Пашкин председатель координационного совета Московского межрегионального профсоюза полиции

При этом Пашкин признает, что «некоторые приказы МВД специально пишутся таким образом, чтобы их можно было толковать двояко, чтобы в одном случае можно было дать пряник, а в другом — ударить кнутом, в зависимости от мнения руководителя». Так, он отметил, что до сих пор МВД не разработало приказ об экономии фонда заработной платы и денежного довольствия сотрудников.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов разделяет мнение Пашкина об особенностях написания российских законов. Однако склоняется к тому, что виной всему скорее не «злой умысел их составителей, а российское разгильдяйство». Что касается самого приказа, то судья Верховного суда, по его мнению, не могла вынести иное решение.

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры»

По мнению Трусова, для МВД было важно уйти от обсуждения сути и смысла приказа и свести все к банальному случаю одного увольнения сотрудника полиции. Юристы Михаила Лужных сообщили, что намерены обжаловать принятое решение в апелляции, но особенно не верят в успех в Верховном суде. «Лично я не верю в независимость судебной системы, которая действует исключительно в интересах исполнительной власти», — заявил Владимир Воронцов. Он сообщил, что представители Лужных планируют подать жалобу в Конституционный суд России, а также при необходимости обратиться в Европейский суд по правам человека.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

У большинства допуск к гостайне ассоциируется лишь с ограничением выезда за рубеж. Главный вопрос у тех, кто собирается получить доступ к секретным сведениям — именно поездки за границу.

Однако ограничения прав и свобод начинаются уже при оформлении допуска к государственной тайне, на этапе проверок кандидата. В дальнейшем контролируется не только выезд за границу, но и выборочно — иное поведение гражданина.

Доступ к секретным сведениям необходим гражданам и юридическим лицам для выполнения служебных или договорных обязательств. Оформлением допуска для должностных лиц занимается работодатель перед назначением кандидата на должность. Для получения доступа к секретным данным организации обязаны предварительно получить лицензию ФСБ на гостайну с оформлением допуска нужной степени на руководителя.

Форма допуска зависит от важности сведений, к которым предоставляется доступ. Они соотносятся так:

  • Допуск секретности 3 формы = сведения под грифом «Секретно»
  • Допуск секретности 2 формы = сведения под грифом «Совершенно секретно»
  • Допуск секретности 1 формы = сведения «Особо важные».

Ограничения при оформлении допуска к гостайне

Об этом мало кто думает, но уже на этапе получения доступа права кандидата могут быть ограничены. При заполнении анкеты по форме 4 гражданин даёт согласие на проведение проверочных мероприятий со стороны работодателя и ФСБ. Проверка работодателя обычно заключается в сверке данных в документах, и это характерно для оформления доступа по форме 3.

В случае предоставления более серьёзных полномочий за дело берётся ФСБ, и здесь проверка может быть связана с запросом дополнительных сведений в ведомствах и государственных органах, ознакомлении с личными делами на предыдущих местах работы, изучении личных дел близких родственников, в особо важных случаях — запрос данных о содержании переписки или телефонных переговоров у оператора связи, перекрестная проверка и т. д.

Мало кто воспринимает эти мероприятия как ограничения прав при допуске к гостайне. Однако именно на этапе проверки ограничиваются конституционные права претендента на неприкосновенность частной и семейной жизни, телефонных переговоров и прочие основополагающие права и свободы.

Ограничения при наличии допуска 1, 2, 3 формы

Выезд за границу

При 3 форме допуска ограничений практически нет, в том числе и при выезде за границу. Если в других случаях в анкете на загранпаспорт требуется указывать наличие/отсутствие допусков к гостайне, то к 3 форме допуска это не относится — можно поставить прочерк.

Это связано с тем, что к сведениям с грифом «Секретно» принадлежит в основном служебная информация с пометкой «ДСП», куда относятся различные инструкции по делопроизводству, учёту, списки допустимых в работе устройств и обозначений. Допуск необходим лишь формально для назначения на должность по номенклатуре.

При этом сотрудник за всё время работы может так никогда и не увидеть реально засекреченных документов.

Рос юрист ограничения при допуске к государственной тайне 1 2 и 3 формы

Вероятно, поэтому такие сотрудники не представляют особой ценности для охотников за секретными сведениями, а значит, могут беспрепятственно выезжать за рубеж при допуске 3 степени секретности. Для фирмы с лицензией ФСБ на руководителя в большинстве случаев оформляется именно 3 форма.

При 1 и 2 форме допуска к гостайне всё сложнее. При назначении на должность трудовым контрактом предусмотрен запрет на выезд за рубеж в течение 5 лет со дня реального ознакомления с документами или информацией, отнесенными к категориям «Сов. Секретно» или «Особой важности». Если того требуют интересы государства, Межведомственная комиссия вправе распространить этот период до 10 лет.

Учите, что запрет на выезд при допуске к гостайне 1 и 2 формы не обязателен, но возможен при наличии обстоятельств:

  • -сотрудник реально работал с информацией, отнесённой к категории «Особо важно» и «Совершенно секретно»;
  • -степень секретности 1 или 2 на момент запроса на выезд за границу;
  • -цель и обстоятельства выезда, которые связаны/не связаны с работой;
  • -страна, которую планирует посетить гражданин (относится к списку недружественных, поддеживающих санкции, с повышенной террористической или экстремистской опасностью и т. д.).

Оформление загранпаспорта и документов для выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени секретности, также имеют свои особенности:

  • -чтобы оформить в ФМС заграничный паспорт, нужно разрешение режимно-секретного подразделения компании, согласованное с ФСБ;
  • -при отрицательном заключении РСП и ФСБ в 90% случаев в выдаче загранпаспорта отказывают;
  • -даже если вы получили все разрешения, оформление загранпаспорта в ФМС растягивается до 3-х месяцев;
  • -о каждом намерении покинуть страну придётся сообщать в режимно-секретное подразделение своей организации т. к. нужно получить разрешение и в большинстве случаев по внутренним инструкциям организации загранпаспорт лиц, допущенных к гостайне, хранится в РСП и может быть передан сотруднику лишь при согласовании выезда.

Ограничение на обращение со сведениями, содержащими гостайну

Рос юрист ограничения при допуске к государственной тайне 1 2 и 3 формы

В законе «О гостайне» предусмотрен запрет на сообщение секретных сведений полностью или в части, а также в любом виде в открытый доступ, третьим лицам, не имеющим оснований для получения таких данных. То есть, гражданин, имеющий допуск к гостайне и ознакомленный с секретными документами, не вправе разглашать их содержание, копировать, распространять, публиковать полностью или фрагментами.

Также ограничения касаются порядка обращения с носителями секретных данных. Сотрудник, допущенный к гостайне, не может выносить документы за пределы режимного объекта, переносить данные на внешние носители данных и хранить их в нарушение установленного порядка.

Запрет касается и использования секретных разработок. Нельзя использовать их при демонстрации изобретений и промышленных прототипов, приводить в пример в научных и новостных публикациях, описывать в обзорах оборудования, методов и технологий, иными способами обнародовать засекреченные данные.

Также запрещено вывозить за границу полностью или частично секретные разработки в виде чертежей, прототипов, моделей, планов и опытных образцов, за исключением специально предусмотренных случаев. Ограничение касается и технического сотрудничества с государствами-союзниками.

Иные ограничения при допуске к гостайне

  • Каждое ведомство вправе принимать собственные документы, определяющие правила поведения и выполнение служебных функций для своих сотрудников при работе с секретными сведениями.
  • Так, например, Минобороны РФ запретило заносить смартфоны, аудио- и видеозаписывающие устройства, GPS-трекеры и прочие устройства передачи информации в военные части, где производится обработка государственной тайны.
  • Для сотрудников ВС РФ и правоохранительных органов выпущены рекомендации, ограничивающие использование соцсетей и распространение сведений о службе и работе в сети Интернет.
  • Статья по теме: Ограничения для военнослужащих, работающих на режимных объектах

Оформляете допуск к государственной тайне и есть вопросы? Обращайтесь, консультации бесплатны.

Источник: https://srodopuski.com/ogranicheniya-pri-dopuske-k-gosudarstvennoj-tajne.html

Допуск к государственной тайне: нюансы оформления работника | Читайте статьи журнала Кадровое дело

Допуск к государственной тайне — обязательное условие при заключении трудового договора с работником, должностные обязанности которого предполагают доступ к сведениям, составляющим гостайну.

Когда работнику требуется оформить допуск к государственной тайне

Общий перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о гостайне). В этот перечень, в том числе, входят:

  • сведения в военной области;
  • сведения в области экономики, науки и техники;
  • сведения в области внешней политики и экономики;
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Подробнее о допуске к государственной тайне читайте в статьях:

Допуск к государственной тайне работнику потребуется оформить в том случае, когда он трудоустраивается на предприятие, в учреждение или организацию, допущенные к осуществлению деятельности с использованием сведений, составляющих государственную тайну.  Такая деятельность предприятием может осуществляться только при условии получения лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

  • Рос юрист ограничения при допуске к государственной тайне 1 2 и 3 формы
  • Скачать документы по теме:
  • Предприятие может получить  допуск к государственной тайне и соответствующую лицензию после того, как специализированная организация проведет специальную экспертизу. Она должна подтвердить, что:
  • в организации обеспечена безопасность сведений, составляющих гостайну;
  • используется защищенное от несанкционированного доступа оборудование и программное обеспечение;
  • руководители, ответственные за защиту сведений, составляющих государственную тайну, прошли соответствующую аттестацию.

Допуск к государственной тайне могут получить только те работники, чья трудовая функция предусматривает доступ к сведениям, составляющим гостайну.

  Допуск к такого рода информации предоставляется работнику только после того, как он пройдет специальную проверку. Оформление допуска осуществляется по месту работы.

Заключить с работником трудовой договор или перевести его на соответствующую должность, можно только после того, как он получит официально оформленный допуск к государственной тайне.

Обратите внимание! Если вакантная должность предполагает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, трудовой договор с кандидатом может быть подписан только после получения им допуска к государственной тайне.

  1. На предприятии, имеющем допуск к выполнению работ, с использованием сведений, составляющих гостайну, должно быть создано отдельное режимно-секретное подразделение.
  2. В небольших организациях эти функции исполняет ответственное лицо, имеющее соответствующую форму допуска к государственной тайне.
  3. Номенклатура должностей, требующих оформления допуска к государственной тайне, разрабатывается режимно-секретной службой и утверждается руководителем предприятия.
  4. Справка

Формы допуска к государственной тайне

С учетом степени секретности сведений, которыми будет пользоваться сотрудник в своей деятельности, ему может быть установлена одна из трех форм допуска:

  1. Первая форма – для тех, которым будут доступны сведения особой важности;
  2. Вторая форма – для тех работников, которые допускаются к сведениям, имеющим гриф «Совершенно секретно»;
  3. Третья форма – для тех, кто будет работать с секретными сведениями.

Как работнику оформляется допуск к государственной тайне

Основным документом, регламентирующим оформление допуска к гостайне, является Инструкция, утвержденная постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63. В соответствии с ней, кандидат или сотрудник, которым нужно оформить допуск к государственной тайне, должны предоставить в кадровую службу предприятия следующие документы:

специальную анкету, которая заполняется от руки;

документы, которыми подтверждается информация, указанная в анкете (паспорт, документы об образовании, свидетельство о заключении или расторжении брака, военный билет и прочее);

справку о медицинском освидетельствовании, форма и порядок оформления которой утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2011 г. № 989н.

Поверка сведений, предоставленных гражданином, когда оформляется 1 и 2 форма допуска к государственной тайне осуществляется органами госбезопасности при взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Если оформляется допуск к государственной тайне по форме 3, проверочные мероприятия проводятся силами руководства предприятия и секретно-режимной службы.

Чаще всего, работнику оформляется форма допуска 3 к государственной тайне. Но, независимо от формы допуска сотрудник отдела кадров обязан провести с гражданином беседу, в ходе которой:

  • поставить в известность гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне, о гарантиях, нормах и ответственности за нарушение Закона о гостайне;
  • проверить указанные в анкете сведения и сверить их с документами;
  • уточнить, при необходимости, информацию, указанную в анкете;
  • поставить подпись под анкетой, заверить ее печатью кадровой службы или предприятия;
  • предупредить гражданина об обязанности неразглашения доверенных ему сведений, составляющих гостайну.

После того, как форма 3 допуска к государственной тайне или любая другая на сотрудника была оформлена, на него нужно завести специальную карточку, которая хранится в режимно-секретном подразделении вместе с копией трудового договора. В позиции 8 этой карточки ставится отметка о допуске к гостайне, которую руководитель должен заверить своей подписью и печатью учреждения.

Обязательства по соблюдению требований законодательства о гостайне являются условием трудового договора. В случае, когда допуск к государственной тайне получает уже работающий сотрудник, обязательства по соблюдению режима гостайны необходимо оговорить  дополнительным соглашением к его трудовому договору.

Как осуществляется лишение допуска к государственной тайне

Согласно ст. 23 закона о гостайне и п. 15 Инструкции, работник может быть лишен допуска к государственной тайне при следующих обстоятельствах:

  1. расторжения трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  2. однократного нарушения сотрудником обязательств и условий трудового договора, связанных с сохранением гостайны;
  3. возникновение обстоятельств, препятствующих допуску работника к государственной тайне.

Такими обстоятельствами признается, например, лишение гражданина дееспособности,  его нахождение под судом, наличие медицинских противопоказаний к работе со сведениями, составляющими гостайну, а также наличие близких родственников за границей.

Прекращение допуска к государственной тайне является основанием для увольнения работника в случае, когда для выполнения трудовой функции ему такой допуск необходим. Образец приказа о прекращении трудового договора в связи с лишением допуска к государственной тайне, представлен на рисунке.

Источник: https://www.kdelo.ru/art/385095-dopusk-k-gosudarstvennoy-tayne-18-m3

Допуск военнослужащего к государственной тайне (формы допуска, порядок оформления и ознакомления, срок действия)

Формы допуска секретности, запрещающие выезд за границу

Ограничения выезда за границу оговаривается в трудовом договоре, с которым знакомится сотрудник спецслужб, потом ставит свою подпись. Срок ограничения на выезд за рубеж действует в течение определённого времени после увольнения из органов.

Рос юрист ограничения при допуске к государственной тайне 1 2 и 3 формы

Государственная тайна – это комплексное понятие, которое включает в себя ряд сведений, разглашение или использование которых без надлежащего разрешения может нанести ущерб интересам государства.

Поступая на службу на оборонное предприятие либо устраиваясь по контракту в ФСБ, ФСО либо МВД, кандидат должен знать, что в случае зачисления его в ряды сотрудников, ему будет оформлен допуск к государственным тайнам.

  • Данный допуск является проявлением доверия, за которое нужно платить.
  • Читайте на нашем сайте: правила выезда за границу сотрудникам МВД.
  • Доступ к гостайне получает гражданин РФ, который занимается следующими видами деятельности:
  • оперативно-розыскной;
  • разведывательной;
  • экономической;
  • контрразведывательной;
  • внешнеполитической;
  • военной.

Более подробную информацию можно получить, изучив закон «О государственной тайне» с изменениями от 30 декабря 2020 года.

Об основных принципах можно прочитать по ссылке.

Основные ограничения:

  • выезд за границу (ознакомиться с правилами выезда госслужащих можете на нашем сайте);
  • распространение секретной информации;
  • права на неприкосновенность частной жизни.

Если перед номером приказа не было нулей, то это было предназначено для общего пользования.

Например: приказ номер 123. Такие приказы публиковались в печати и эфире. Например, приказ о призыве и демобилизации.

Есть документы, которые предназначаются только для служебного пользования (обозначение ДСП). Этот гриф ставится на не секретные документы органов государственной власти. Ограничение распространения их продиктовано служебными причинами.

Такие приказы никаких секретных сведений не несут, но используются только в рабочее время. В основном такие приказы даются для несения внутренней службы. Например, приказ заступить в наряд, или приказ на отправку на какие-нибудь работы.

Если в номере документа пишется ноль (0123), то ставится гриф “Секретно”.

Если перед приказом значится два нуля (00123), то ставится гриф «Совершенно Секретно». Если перед приказом значится три нуля (000123) или ОВ, то ставится гриф: «Документы особой важности».

За нарушение режима секретности при работе с документами с нулями или Особой Важности наступает уголовная ответственность.

Ограничения выезда за границу

Существует 3 формы допуска секретности:

  • 1-я (000 или ОВ);
  • 2-я (00);
  • 3-я (0).

Более подробную информацию можно получить здесь.

1 форма допуска

1 уровень допуска секретности позволяет работать с секретными сведениями особой важности. Имеются в виду данные, разглашение которых может причинить ущерб обороноспособности страны, разведке/контрразведке и науке.

Информация особой важности носит конкретный характер. В случае её обнародования под угрозу ставится безопасность всей державы.

1 форма допуска оформляется:

  • сотрудникам прокуратуры;
  • силовикам;
  • сотрудникам особых армейских подразделений;
  • некоторым научным организациям.

2 форма допуска

2 форма допуска секретности предполагает работу со сведениями, которые находятся под грифом «Совершенно секретно».

Она оформляется сотрудникам:

  • органов законодательной власти;
  • исполнительной власти;
  • научно-исследовательских институтов;
  • организаций, связанных с оборонным производством;
  • научно-исследовательских институтов.

А также 2 степень оформляется руководству компаний, работающих с государственными заказами, которые предполагают знакомство с секретными данными.

3 форма допуска

3 форма считается самой низкой степенью допуска и позволяет работать с документами под грифом “Секретно”. Её оформление в 90% случаев является формальностью.

Большей части сотрудников она требуется для знакомства с документами, которые имеют гриф «Для служебного пользования», и их применения.

Каким образом налагается ограничение и запрет выезда

Человек, имеющий 1 форму допуска, не имеет права на выезд за границу в течение 5 лет. Если сотрудник работает с очень важными сведениями, то продолжительность запрета может быть увеличена ещё на 5 лет. Общий срок при этом составляет 10 лет.

Также был принят Федеральный закон 16.12.2019 № 433-ФЗ, по которому бывшие сотрудники ФСБ не могут выезжать в течение 5 лет за границу.

  1. Решение по данному вопросу принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
  2. Наличие 1 степени допуска не означает, что сотрудник «автоматом» лишается возможности путешествовать.
  3. Решение об ограничении может быть принято с учётом следующих факторов:
  • страна, которую сотрудник выбирает для заграничной поездки;
  • сроки путешествия и его цель;
  • уровень секретности сведений на момент подачи заявления.
  • Сотрудник, имеющий 2 форму допуска секретности, не имеет право выезжать за пределы России в течение 5–10 лет.
  • Срок ограничения на заграничные поездки действует не с момента оформления допуска, а тогда, когда сотрудник начинает работать с секретными данными.
  • Ограничения при 1 и 2 уровне допуска выглядят так:
  • оформляется загранпаспорт в УФМС только после согласования с ФСБ;
  • если ФСБ не разрешает сотруднику покидать Россию, то загранпаспорт ему не выдаётся;
  • срок оформления паспорта при одобрении ФСБ – до 2 мес.

У сотрудников, имеющих 3 форму допуска, практически нет ограничений, связанных с выездом за рубеж. Одновременно они обязаны предупреждать о стремлении выехать за границу своего нанимателя, либо режимный отдел.

Дополнительно такой сотрудник обязан:

  • быть готовым к тому, что во время проверки, которая следует перед поездкой за границу, сотрудниками ФСБ будут изучаться факты его личной жизни, период проверки зависит от того, где именно работает человек, и чем он занимается;
  • соблюдать правила работы с секретной информацией.

Ограничения, касающиеся распространения секретной информации

Ограничения касаются только сотрудников, имеющих 1 и 2 форму допуска. Им запрещается разглашать секретные сведения, а также использовать их по своему усмотрению.

Запрещено также перевозить и применять по собственному усмотрению образцы изобретений, на которые распространяется режим государственной тайны.

Это касается:

  • прототипов;
  • моделей;
  • чертежей.

Приборы, которые предназначаются для секретных разработок, вообще не разрешено применять вне служебного помещения.

Сотрудник не может оперировать секретными данными в ходе диспута или использовать их в своих докладах и научных работах.

Ограничения, связанные с личной жизнью

Когда человек поступает на работу, его анкетные данные поступают на изучение в ФСБ.

Сотрудники службы безопасности направляют запросы в следующие организации:

  • школу;
  • вуз;
  • ЗАГС;
  • полицию.

Это требуется для проверки всех поступивших сведений. Проверяется не только претендент на допуск, но и все члены его семьи. А также сотрудники ФСБ получают информацию о банковских операциях и о различных сделках.

Определённые ограничения актуальны только во время проверки. В остальное время частная жизнь сотрудника является неприкосновенной.

Заключение

Когда человек расторгает контракт с нанимателем или уходит на пенсию, допуск к государственной тайне прекращается.

Но также гражданину отказывают в допуске к государственной тайне в том случае, если он становится недееспособным, или имеет другие серьёзные отклонения в здоровье. Ещё одна причина отказа в допуске – нахождение под следствием или под стражей.

Оцените пост Загрузка…

Вопросы по невыездному режиму

Здравствуйте! Согласно ФЗ «О государственной тайне», покидать границы РФ запрещено только тем служащим, которым присвоена первая степень доступа к секретным данным. То есть, группе лиц, имеющих право узнавать информацию государственной важности по второй форме доступа к секретности, разрешается покидать границы государства.

Вторая форма секретности имеет ряд нюансов:

  • срок ограничения на выезд начинает действовать с момента фактического ознакомления с секретными сведениями, а не со дня оформления допуска;
  • учитывается степень секретности и актуальность данных на момент запроса о выезде из РФ;
  • о намерении выехать в другую страну необходимо уведомить работодателя и 1 отдел;
  • решение о выезде принимается с учетом важности известных лицу сведений, а также цели выезда за пределы РФ, срока пребывания за границей и конкретной страны (в дружественные РФ страны выезд, как правило, разрешают без проблем).

Есть ряд особенностей при оформлении загранпаспорта и процедуры выезда для граждан с допуском к гостайне по 2 форме:

Оформление заграничного паспорта в УФМС проводится при обязательном согласовании с ФСБ.

Если ФСБ дал отрицательное заключение на выезд, в выдаче загранпаспорта вероятнее всего будет отказано. Даже если ФСБ согласовала выезд за границу лица с допуском к гостайне, есть риск, что загранпаспорт будет оформляться более 2-х месяцев, а значит, нужно планировать поездку с учётом долгих сроков согласования и подготовительных мероприятий.

В большинстве организаций внутренними регламентами предусмотрено, что загранпаспорт граждан с допуском к гостайне по форме 1 и 2 хранится в режимносекретном подразделении и выдаётся лицу только после положительного заключения ФСБ о выезде за границу.

При оформлении документов на допуск к государственной тайне сотрудник всегда даёт согласие на ограничение своих прав, связанных с сохранностью секретных сведений, поэтому судебное обжалование запрета на выезд чаще всего оказывается безуспешным.

Суды поддерживают позицию всесторонней охраны государственных секретов и добровольности взятых на себя ограничений и обязанностей, поэтому доказать необоснованность или чрезмерность запрета на выезд обычному гражданину практически невозможно.

Право на неприкосновенность личной жизни может быть ограничено во время проверки претендента на допуск.

В ходе проверочных мероприятий ФСБ вправе запрашивать информацию о гражданине для проверки биографических данных, а также сведения о близких родственниках, прежних местах работы, банковских операциях, возможных проблемах с законом, о взаимодействии с представителями иностранных государств и т.д. Данные мероприятия проводятся с согласия самого гражданина, которое он выразил при оформлении анкеты.

Дополнительные проверки после оформления допуска к гостайне возможны только при подозрении на нарушение обязательств по неразглашению секретной информации и соблюдению порядка хранения и обращения с носителями государственной тайны. Как правило, эти ограничения имеют место в рамках оперативно-розыскных мероприятий, доследственной проверки или расследования уголовного дела.

С уважением, Аникеева Кристина!

Осторожно: государственная тайна!

В любой стране мира государственной тайне уделяется повышенное внимание, ведь ее разглашение может нанести ущерб национальной безопасности. При этом для многих категорий сотрудников работа с секретными сведениями – часть трудовых обязанностей.

На работников это налагает определенные ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением.

Однако еще большая ответственность ложится на работодателя, который обязан организовать процедуру допуска и контролировать доступ сотрудников ­к защищаемой законом тайне.

Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых – постоянных или временных – работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.

Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых.

И, будучи напрямую связанной ­с государственными интересами, требует особого внимания.

На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» ­применительно к любым существующим правоотношениям.

Итак, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона ­о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

  1. сведения в военной области;
  2. сведения в области экономики, науки и техники;
  3. сведения в области внешней политики и экономики;
  4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г.

№ 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне.

Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г.

№ 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также ­о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, ­предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

Порядок допуска к государственной тайне

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями ­соответствующей ­степени секретности1.

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

  • выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  • наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление ­конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

  1. первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  2. вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  3. третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением ­Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина ­к государственной тайне3;
  • права на распространение сведений, составляющих государст­венную тайну, и на использование открытий и изобретений, ­содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска ­к государственной тайне.

3. Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – органы безопасности).

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню4 , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами ­документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне.

Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных меро­приятий.

Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

4. Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;
  • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;
  • дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Почему может быть ограничен выезд за границу?

Право на выезд за границу может быть ограничено, если гражданин допущен к сведениям, отнесенным к государственной тайне, призван на военную службу, сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, а также в иных законодательно установленных случаях.

Основания временного ограничения выезда из РФ

Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ также имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ (преамбула к Закону от 15.08.1996 N 114-ФЗ).

Однако в отдельных случаях право на выезд из РФ может быть ограничено.

Право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено, если он (ст. 15 Закона N 114-ФЗ):

  1. при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ, при условии, что срок ограничения по общему правилу не может превышать пяти лет со дня последнего ознакомления лица с такими сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом);
  2. призван на военную службу (направлен на альтернативную гражданскую службу) — до окончания срока службы;
  3. является подозреваемым либо обвиняемым — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
  4. осужден за совершение преступления — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
  5. сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;
  6. проходит государственную службу (работает) в органах ФСБ России — до окончания срока контракта (трудового договора);
  7. признан банкротом — до вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о банкротстве;
  8. уволен с военной службы в органах ФСБ — на срок до пяти лет со дня увольнения;
  9. уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.

Вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о временном ограничении на выезд должника из РФ, равно как и его обращение в определенных случаях в суд, возможно при неисполнении должником в установленный для этого срок без уважительных причин требований исполнительного документа, если (ч. 1 — 3 ст. 67 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ):

  • сумма задолженности, указанная в исполнительном документе, по требованиям о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, превышает 10 000 руб.;
  • сумма задолженности по иным требованиям составляет 30 000 руб. и более либо превышает 10 000 руб., но не погашена по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения;
  • в исполнительном документе содержится требование неимущественного характера.

В случаях, предусмотренных п. п. 1, и 2 и 8, заграничный паспорт (при его наличии) передается на хранение до истечения срока ограничения в государственный орган, выдавший паспорт. В случаях, предусмотренных п. п. 3, 4, 89, заграничный паспорт изымают компетентные органы и направляют в государственный орган, выдавший паспорт (ст. 18 Закона N 114-ФЗ).

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из РФ уполномоченный орган в сфере внутренних дел или его территориальный орган выдает гражданину РФ уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из РФ (ст. 16 Закона N 114-ФЗ).

Ограничение выезда из РФ несовершеннолетних граждан

Выезд ребенка из РФ может быть ограничен в случае несогласия на выезд со стороны одного из его родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (далее — законные представители).

При подаче заявления о несогласии на выезд ребенка законный представитель может указать срок действия такого заявления и государство (государства), выезд в которое (которые) запрещается. Однако этот запрет не распространяется на выезд ребенка в сопровождении с этим законным представителем. При наличии нескольких заявлений о несогласии на выезд ребенка учитываются все поданные законными представителями заявления. В случае спора в связи с несогласием законного представителя на выезд из РФ вопрос о возможности его выезда из РФ разрешается в судебном порядке (ч. 1 ст. 20, ст. 21 Закона N 114-ФЗ).

Способы выяснения обстоятельств, связанных с ограничением права на выезд из РФ

Узнать об ограничении права на выезд из РФ возможно в том числе следующим образом:

  1. при поступлении в адрес гражданина решения суда или постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении права выезда из РФ с указанием основания и сроков такого ограничения;
  2. из информации о возбужденных исполнительных производствах на официальном сайте ФССП России в разделе «Банк данных исполнительных производств» (Письмо ФССП России от 22.04.2022 N 00111/22/86665);
  3. при обращении с заявлением в бумажной форме непосредственно в любой территориальный орган ФССП России или МФЦ (при наличии соглашения о взаимодействии между МФЦ и территориальным органом ФССП России) либо подав заявление в электронном виде, например, через Единый портал госуслуг (п. п. 9, 18, 19, 38, 74, 93, 95 Административного регламента, утв. Приказом ФССП России от 19.06.2020 N 475);
  4. при прохождении паспортного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

Сведениями о наличии ограничений на выезд ребенка — гражданина РФ из РФ в связи с несогласием одного из родителей может располагать также подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне по месту жительства (пребывания) такого ребенка. Кроме того, при наличии в заявлении одного из родителей о несогласии на выезд из РФ его ребенка сведений о Ф.И.О. (отчестве — при наличии) и месте жительства (пребывания) другого родителя последнему направляется по почте соответствующее уведомление (п. п. 1, 19, пп. 25.3 п. 25 Порядка, утв. Приказом МВД России от 31.08.2021 N 651).

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 23.01.2023


Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Не менее 15 млн россиян ежегодно выезжают на отдых за границу. Это количество значительно уменьшилось по сравнению с докризисным турпотоком. Во-первых, экономическая ситуация многих лишила возможности проводить отпуск за рубежом. Во-вторых, на некоторых граждан стал распространяться негласный запрет на выезд. Мы разберемся, можно ли выезжать за границу госслужащим, какие категории чиновников попадают под это ограничение и насколько это вообще законно.

Содержание

  1. Запрет на выезд по закону
  2. Запрет на выезд для госслужащих: с чем это связано
  3. На кого распространяется негласный запрет
  4. Куда могут ехать госслужащие
  5. Страны, не рекомендованные для посещения
  6. Порядок получения разрешения на выезд
  7. Распространенные вопросы
  8. Могут ли полицейские выезжать за границу
  9. Разрешается ли сотрудникам ГИБДД выезжать за пределы РФ
  10. Может ли жена пограничника поехать за границу
  11. Выпускают ли за границу военнослужащих
  12. Заключение
  13. Отзывы

Запрет на выезд по закону

Запрет на выезд госслужащимВ соответствии со ст. 15 ФЗ № 114 от 15.08.1996 «О порядке въезда/выезда из РФ» (далее – ФЗ № 114) установлен перечень категорий граждан РФ, которым выезд из страны временно ограничен. Итак, на отдых за границу не могут отправиться:

  • граждане, которым доступны сведения, содержащие государственную тайну;
  • призывники, проходящие срочную службу или лица, направленные на альтернативную службу;
  • лица, подозреваемые, обвиняемые или осужденные за совершение преступления;
  • граждане, уклоняющиеся от исполнения возложенных на них судом обязательств, в том числе финансового характера;
  • лица, сообщившие о себе при оформлении загранпаспорта заведомо неправдивые сведения;
  • сотрудники федеральных органов безопасности (ФСБ и подконтрольных структур);
  • граждане, признанные банкротами.

Загранпаспорта лиц, указанных в первых двух пунктах, согласно ст. 18 ФЗ № 114 передаются на хранение в миграционные органы и выдаются по разрешению руководства. Больше информации вы найдете в публикации «Запрет на выезд за границу».

Запрет на выезд для госслужащих: с чем это связано

Как видно из вышесказанного, какое-либо ограничение выезда за границу, связанное лишь с нахождением на госслужбе, законом не предусмотрено. По сути, запрет на пересечение границы может быть наложен на чиновника лишь в случае:

  • Доступа к сведениям, содержащим гостайну под грифом «особой важности» или «совершенно секретно». Речь идет о так называемых второй и первой форме допуска, которые в силу секретности предоставляются ограниченному кругу лиц.
  • Службы в ФСБ. Это не только оперативники, пограничники, но и относящиеся к ведомству военно-медицинские, научно-исследовательские, экспертно-судебные подразделения и так далее.

С 2014 года в связи с ухудшением военно-политической, криминогенной, санитарно-эпидемиологической и природно-климатической обстановки в мире руководство многих ведомств начало применять практику внутренних ограничений.

Действует она по одной и той же схеме: начальство издает внутреннюю директиву/постановление/приказ, которым рекомендует руководствоваться при оформлении отпусков. В частности, руководство отдельных ведомств ежегодно составляет перечень стран, в которые запрещен/разрешен выезд служащих из конкретной структуры. При оформлении отпуска сотрудников эти рекомендации обязательно принимаются к сведению. Учитывая внутренний характер указанных директив, ни одна из них официально не находилась в публичном доступе, хотя их реквизиты неоднократно озвучивались в СМИ.

Кроме того, соответствующие рекомендации неоднократно издавало также МИД РФ. Оно не рекомендует гражданам РФ посещать страны, с которыми у США действует договор о взаимной выдаче. Якобы в этих государствах для россиян существует реальная угроза задержания и ареста по запросам правоохранительных органов Соединенных Штатов. Причем нередко такие запросы необоснованны и надуманны. В этот список включены более сотни стран.

Обращаем внимание, что запреты, как правило, не распространяются на служебные командировки за границу. Речь идет о выезде по личным делам, в том числе связанным с посещением родственников, либо отпуске, независимо от целей такой поездки.

На кого распространяется негласный запрет

Таким образом, запрет на посещение других государств официально касается лишь граждан, имеющих доступ к государственным тайнам, независимо от названия службы, а также сотрудников ФСБ. А вот негласное ограничение права на выезд распространяется на куда большее количество служащих. Разберемся, какие госслужащие не могут выезжать за границу.

В первую очередь это касается органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и альтернативная служба. Дело в том, что выезд за границу данных служащих согласно ст. 19 ФЗ № 114 предполагает получение предварительного разрешения командования, без которого им не выдаются сданные на хранение паспорта.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 317 от 20.12.2004 к так называемым силовикам относятся служащие:

  • МВД, в том числе полицейские, сотрудники миграционных органов, ГИБДД, других полицейских управлений и департаментов;
  • Минобороны, за исключением срочников и служащих альтернативной службы;
  • ФСБ, включая пограничников;
  • Федеральной службы охраны;
  • Службы внешней разведки РФ;
  • Федеральной службы исполнения наказаний;
  • МЧС.

Но это далеко не весь список. В 2023 году поднялась новая волна обсуждения введения официальных запретов для всех госслужащих. Пока такие инициативы не обрели форму изменений в законодательстве. Тем не менее, ссылаясь на указания МИД, руководство ведомств не рекомендует служащим посещать некоторые страны (о причинах чит. выше). Соответствующие директивы распространяются на:

  • судей – от мировых до ВС РФ;
  • таможенников (ФТС) и других служащих Минфина;
  • прокуроров и сотрудников Следственного комитета РФ.

Любопытно, что о запрете для налоговиков (ФНС) и приставов (ФССП) в СМИ не сообщалось. Кроме того, не установлены негласные ограничения и другим государственным и муниципальным служащим, чья работа не связана с деятельностью силовых или правоохранительных структур. По мнению экспертов, временное негласное ограничение затронет или уже затронуло более чем 5 млн госслужащих.

Куда могут ехать госслужащие

Как уже сказано, многие из служб и федеральных ведомств подготовили для своих подчиненных списки стран, которые разрешены для посещения. Например, МВД рассылало такие рекомендательные письма уже неоднократно. Последнее из них – Распоряжение министра внутренних дел от 26.12.2017 г. «Об организации выездов сотрудников ОВД РФ, гражданских госслужащих, работников системы МВД за пределы РФ в период их нахождения в отпуске». Таким образом, установлен список из 13 стран (до этого было 30), которые разрешено посещать полицейским в отпуске:

  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Вьетнам;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Китай;
  • Куба;
  • Таджикистан;
  • Туркмения;
  • Узбекистан;
  • Южная Осетия.

В свою очередь, список стран, разрешенных для выезда сотрудникам ФСО в 2023 году, якобы включает 27 государств. Последний раз этот перечень публиковался еще в 2014 году. Тогда в число стран, разрешенных для въезда, входили:

  • Вьетнам;
  • Китай;
  • Тунис;
  • Марокко;
  • ОАЭ;
  • Мальдивские острова;
  • Камбоджа;
  • Индонезия;
  • Иран;
  • Молдова;
  • Уганда;
  • Эфиопия;
  • Буркина-Фасо и другие.

Обновленные сведений с тех пор не публиковались. Для военнослужащих, особенно тех, кто имеет вторую форму допуска (то есть допущен к секретным сведениям), актуален список из 27 стран, в который включены:

  • Абхазия;
  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Бразилия;
  • Вьетнам,
  • Доминиканская Республика;
  • Индия;
  • Индонезия;
  • Иордания;
  • Мьянма;
  • Намибия;
  • Никарагуа;
  • ОАЭ;
  • Оман;
  • Таиланд;
  • Таджикистан;
  • Тунис;
  • Шри-Ланка;
  • ЮАР и другие.

Как видно, в каждом из ведомств свой список. Единые рекомендации действуют лишь в отношении стран, которые нежелательны для посещения гражданами РФ.

Страны, не рекомендованные для посещения

Единый список стран, запрещенных для выезда госслужащим, опубликован не был. Например, еще в 2014 году появился негласный перечень от МВД, включающий, по информации разных СМИ, от 108 до 150 государств. До 2023 года от этой практики отказались – теперь публикуют только разрешенные страны.

Тем не менее продолжают действовать рекомендации МИД, согласно которым гражданам не рекомендуется посещать страны, с которыми США имеют двусторонний договор о взаимной выдаче. В настоящее время в соответствии с данными, размещенными на сайте Госдепартамента США, такое соглашение заключено со 111 государствами. В него вошли Турция, Египет, страны Европы и Прибалтики, Израиль и множество других.

Еще дальше пошло руководство прокуратуры. Согласно Приказу Генпрокурора № 201 (также нет в свободном доступе) список стран, в которые прокурорским работником ограничен выезд, включает от 167 до 173 стран. Насколько такая информация является правдивой, знают лишь работники прокуратуры. В любом случае вопрос контроля над их зарубежными поездками остается открытым – по закону прокуроры не обязаны получать разрешение на выезд из страны.

Порядок получения разрешения на выезд

Исходя из логики ст. 19 ФЗ № 114, особый порядок получения разрешения на выезд из страны предусмотрен лишь для служащих силовых органов, где предполагается военная служба.

Заявление на выезд за границу госслужащим должны подавать лишь сотрудники МВД, МЧС, ФСБ, Минобороны, ФСО, ФСИН и внешней разведки.

Порядок оформления такого разрешения определен Постановлением Правительства № 1598 от 19.12.1997 г. Документ выдается руководителями органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. При этом выезд за пределы РФ должен быть согласован с ФСБ. Процедура включает следующие обязательные этапы:

  1. Подача рапорта. Если рапорт на отпуск с выездом за рубеж подается служащим, допущенным к гостайне, решение начальством принимается с учетом актуальности секретных сведений. В частности, может потребоваться согласование с комиссией по защите гостайны. Если служащий не имеет отношения к секретной информации, он все равно подает рапорт, в котором фиксируется, что к гостайне допуск отсутствует. Ниже представлен образец рапорта.

Рапорт для получения разрешения на выезд госслужащим

  1. Согласование в ФСБ. После визирования рапорта заявление передается для проверки в ФСБ. Служба принимает решение, визирует, а затем возвращает рапорт руководителю ведомства.
  2. Оформление справки о выдаче паспорта. Такая справка выдается после согласования в ФСБ. Ее форма утверждена Приложением к Постановлению № 1598.
  3. Получение паспорта. На основании указанной справки сотрудник вправе получить ранее оставленный на хранение паспорт. Первое оформление загранпаспорта осуществляется в ГУВМ в общем порядке, с представлением всех необходимых документов и вышеуказанной справки с разрешением.

Все остальные служащие, даже если начальство “не советует” посещать некоторые страны во время отпуска, не обязаны следовать этим рекомендациям. Какое-либо уведомление о выезде за границу для госслужащих законом не предусмотрено.

Распространенные вопросы

Если вы не нашли ответы на интересующие вас вопросы, задайте их в комментариях либо поищите в этом разделе.

Могут ли полицейские выезжать за границу

Закон ограничивает в выезде лишь тех полицейских, которые допущены к гостайне. Но так как служба в МВД предполагает военную службу, перед выездом за границу полицейские обязаны получить разрешение у командования. К тому же известны случаи массовой сдачи полицейскими загранпаспортов начальству на хранение. Документы выдаются лишь после получения разрешения на выезд из России. Негласный список рекомендованных для посещения полицейскими стран включает всего 13 позиций. Подробнее об этом читайте в материале «Можно ли полицейским выезжать за границу».

Разрешается ли сотрудникам ГИБДД выезжать за пределы РФ

Сотрудники ГИБДД являются служащими МВД, потому порядок посещения зарубежных стран для них такой же, как и для полицейских:

  1. Подача рапорта.
  2. Согласование с ФСБ.
  3. Получение разрешения командования.
  4. Получение загранпаспорта.

При выдаче разрешения также учитываются, что для посещения рекомендованы всего 13 государств.

Может ли жена пограничника поехать за границу

Сотрудники пограничной службы являются служащими ФСБ, потому для них запрет на выезд установлен законом. Однако такое ограничение не может распространяться на супругов, детей или других родственников служащих.  Брак со служащим ФСБ не является основанием для запрета на выезд.

Выпускают ли за границу военнослужащих

Прямое ограничение права на выезд установлено лишь для военных, проходящих службу по призыву, альтернативную службу или службу, связанную с допуском к гостайне. Все остальные военные формально могут выезжать за границу, но лишь после получения разрешения командования. При этом опять же учитываются запрещенные и разрешенные страны. Прочитайте подробнее, можно ли военным выезжать за границу.

Заключение

Таким образом, формально запрет на выезд актуален лишь для сотрудников ФСБ и лиц, допущенных к гостайне. Но по факту ограничение распространено на всех сотрудников силовых ведомств – дело в том, что командование вправе контролировать их пересечение границы. Рекомендуется ограничивать право на выезд и других гражданских служащих. Однако на практике такой возможности нет, поскольку они не обязаны получать специальное разрешение, чтобы покинуть пределы РФ, и отчитываться, какие страны планируют посетить.

Развернули на границе

По закону при объявлении в стране мобилизации гражданам, состоящим на воинском учете, нельзя выезжать с места своего жительства без разрешения военного комиссариата (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ).

С этой проблемой и столкнулся владимирский юрист Сергей Гиоргадзе, который значился в первой категории запаса вооруженных сил РФ. 3 октября 2022 года он вылетал из аэропорта Шереметьево в Иран, но на свой рейс так и не попал. На пограничном контроле сотрудник ФСБ объяснил юристу, что тот включен в список «невыездных» Генштаба Минобороны, куда попал на основе решения владимирского военкомата.

Тогда Гиоргадзе обратился в суд, чтобы обжаловать незаконность запрета на выезд за границу. Ответчиками по делу значились Минобороны, владимирский военкомат, отряд пограничного контроля аэропорта Шереметьево и погранслужба ФСБ. Иск поступил в Ленинский районный суд Владимира 27 октября 2022 года, а уже через два дня после этого Минобороны своим указом для служебного пользования исключило юриста из перечня «невыездных» граждан РФ.

Выводы первой инстанции

Несмотря на это, Гиоргадзе не стал отказываться от своих требований, поэтому судья Анна Рыжова уже в начале этого года их рассмотрела (дело № 2а- 321/2023). Она отказала заявителю, сделав сразу несколько выводов в мотивировочной части:

  • Минобороны вправе ограничивать выезд россиян из страны и поручать контроль этого погранслужбе ФСБ.
  • Запрет гражданам на выезд с места жительства без разрешения военкомата возможен и при частичной мобилизации.
  • Выезд за пределы места жительства  = выезд за пределы РФ.
  • Ограничение на выезд действовало в отношении истца недолго.
  • Не стоит принимать во внимание информацию о свободном передвижении в период частичной мобилизации, которая размещалась кем-либо в телеграм-каналах.

Сам Гиоргадзе теперь собирается подавать апелляционную жалобу. В комментарии Право.ru истец сказал, что несогласен с трактовкой райсуда, который отождествил понятия «выезд с места жительства» и «выезд из РФ». Юрист подчеркивает, что под выездом с места жительства понимается «смена места, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает». А выезд из РФ регулируется п. 2 ст. 15 ФЗ «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию», который ограничивает выезд за пределы страны лишь в том случае, если гражданин уже призван на военную службу. С этим доводом соглашается и Нухбек Аджиев из адвокатского бюро



Федеральный рейтинг.

группа
Уголовное право



Эксперт полагает, что такой аргумент поможет отменить акт первой инстанции в апелляции.

Эксперты: стоит обратиться в Конституционный суд

Сергей Шулдеев из



Региональный рейтинг.

группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market)


группа
Семейное и наследственное право


группа
Уголовное право

Профайл компании


считает важным и то, что суд не стал разграничивать общую и частичную мобилизации: «По сути, суд решил, что в период частичной мобилизации могут действовать любые запреты и ограничения, которые предусмотрены при общей».

Управляющий партнер



Федеральный рейтинг.

группа
Уголовное право


группа
Фармацевтика и здравоохранение

Профайл компании


Владимир Китсинг полагает, что на исход рассматриваемого спора повлияли три главных обстоятельства:

  • Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в РФ» не утратил юридическую силу. То есть мобилизация продолжается.
  • Гиоргадзе действительно состоит в запасе вооруженных сил РФ.
  • Разрешения военкомата на выезд у Гиоргадзе не было.

Адвокат советует истцу попробовать обратиться с жалобой в Конституционный суд, чтобы признать неконституционной ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ.

Как показывает дело Гиоргадзе, толкование этой нормы на практике может нарушать конституционное право человека на свободу передвижения, допуская ограничение его свободы без судебного решения как конкретного основания для ограничения выезда с места жительства (территории страны), замечает Китсинг.

Обсуждаемое судебное решение — не единственное в своем роде. Аналогичные отказы заявителям, которых не выпустили за границу, в конце прошлого года вынесли Северобайкальский городской суд Республики Бурятия (дело № 2а-1223/2022) и Симоновский районный суд Москвы (дело № 2а-3867/2022).

Абсурдность ситуации, сложившейся на практике, подчеркивает руководитель практики мобилизационного консалтинга адвокатского бюро



Федеральный рейтинг.

группа
Страховое право


группа
Антимонопольное право (включая споры)


группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)


группа
Интеллектуальная собственность (Регистрация)


группа
Комплаенс


группа
Международный арбитраж


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Ритейл, FMCG, общественное питание


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)


группа
Санкционное право


группа
Семейное и наследственное право


группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


группа
Недвижимость, земля, строительство


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


группа
Уголовное право

Профайл компании


Кирилл Коршунов: «Некоторым гражданам запрещают покидать страну, ссылаясь на списки Минобороны. При этом «невыездные» могут узнать о таком статусе только на границе». Никаким другим способом выяснить эту информацию просто нельзя, добавляет управляющий партнер



Региональный рейтинг.

группа
Антимонопольное право (включая споры)


группа
Семейное и наследственное право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market)


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения


группа
Интеллектуальная собственность


группа
Недвижимость, земля, строительство


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Банкротство

Профайл компании


Кирилл Возисов.

Сами граждане опасаются делать запросы в военкомат, чтобы не привлечь к себе дополнительное внимание. В итоге не очень понятно, как сейчас обезопасить себя от сорванных планов на отпуск и командировок. При наличии такой судебной практики вопрос о возмещении убытков даже не стоит.

  • Мобилизация

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фенюльс цена в нальчике инструкция по применению
  • Корректор для волос капус инструкция по применению
  • Руководства по ремонту паз 32054
  • Руководство малой группы в психологии это
  • Олфен 75 ампулы инструкция по применению