Высшая партийная школа КПСС (ВПШ) — высшие учебные заведения в СССР в 1946—1991 годах для подготовки руководящих партийных и советских кадров, а также подготовки руководителей средств массовой информации. Школы создавались и находились под руководством соответствующих Центральных Комитетов Коммунистической партии союзных республик, обкомов и крайкомов КПСС. Учебно-методическое руководство системой ВПШ осуществлялось Высшей партийной школой при ЦК КПСС и Заочной высшей партийной школой (ЗВПШ) при ЦК КПСС.
Все значения словосочетания «высшая партийная школа»
ВЫ́СШИЙ, —ая, —ее. 1. Превосх. ст. к прил. высокий (в 3 и 4 знач.).
Все значения слова «высший»
ПАРТИ́ЙНЫЙ, —ая, —ое; —ти́ен, —ти́йна, —ти́йно. 1. только полн. ф. Прил. к партия (в 1 и 2 знач.). Партийный актив. Партийные директивы. Партийная дисциплина. Партийные кадры. Партийное руководство. Партийный съезд.
Все значения слова «партийный»
РУКОВО́ДСТВО, -а, ср. 1. Действие по глаг. руководить (в 1 знач.). Руководство революционной борьбой пролетариата.
Все значения слова «руководство»
-
Это позволяло целеустремлённо и настойчиво проводить в жизнь любые решения высшего партийного руководства, исключало их критику и тем более невыполнение.
-
Избыток высшего партийного руководства в разных областях общества противоречил фундаментальным взглядам армии.
-
Приведены они специально, дабы во всей красе показать подлую тупость этих идиотов из числа высшего партийного руководства, в чём читатели вскоре убедятся.
- (все предложения)
- партийные органы
- партийные руководители
- партийное руководство
- партийный аппарат
- партийная верхушка
- (ещё синонимы…)
- руководство
- (ещё ассоциации…)
- богема
- сорт
- патриарх
- интеллигенция
- люкс
- (ещё ассоциации…)
- партия
- парторг
- билет
- человек
- выборы
- (ещё ассоциации…)
- политрук
- начальник
- начальство
- директор
- штаб
- (ещё ассоциации…)
- высшее образование
- к высшей мере наказания
- иметь высшее образование
- (полная таблица сочетаемости…)
- партийные организации
- секретарь партийной организации
- с местными партийными
- (полная таблица сочетаемости…)
- советское руководство
- руководство страны
- стиль руководства
- руководство считает
- взять на себя руководство
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «высший»
- Разбор по составу слова «партийный»
- Разбор по составу слова «руководство»
- Как правильно пишется слово «высший»
- Как правильно пишется слово «партийный»
- Как правильно пишется слово «руководство»
высший орган, руководящий партией в промежутках между съездами; члены ЦК и кандидаты в члены ЦК избираются на съездах КПСС, в случае выбытия членов ЦК его состав пополняется из числа кандидатов в члены ЦК.
ЦК КПСС — орган политического руководства, теоретический и идеологический центр партии. Значение ЦК неоднократно подчёркивал В. И. Ленин. По поводу отказа меньшевиков подчиняться центральным органам, избранным на 2-м съезде РСДРП (1903), он заявлял: «Отказ от подчинения руководству центров равняется отказу быть в партии, равняется разрушению партии…» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 8, с. 351). «Выбирает ЦК съезд, — указывал Ленин, — этим он выражает высочайшее доверие, этим он отдает руководство» (там же, т. 43, с. 108).
ЦК в своей деятельности руководствуется решениями съездов партии и отчитывается перед ними. Функции ЦК определяются Уставом КПСС. В Уставе, утвержденном 22-м съездом КПСС [1961; частичные изменения внесены 23-м (1966) и 24-м (1971) съездами КПСС], говорится, что ЦК руководит всей деятельностью партии, местных партийных органов, осуществляет подбор и расстановку руководящих кадров, направляет работу центральных государственных и общественных организаций трудящихся через партийные группы в них, создаёт различные органы, учреждения и предприятия партии и руководит их деятельностью, назначает редакции центральных газет и журналов, работающих под его контролем, распределяет средства партийного бюджета и контролирует его исполнение. ЦК представляет КПСС в сношениях с др. партиями.
ЦК КПСС является авторитетным органом, обладающим всей полнотой власти, имеет широкие полномочия, пользуется всеобщим доверием членов партии. В состав ЦК избираются видные партийные и государственные деятели, обладающие высоким уровнем знания марксистско-ленинской теории и большим политическим опытом, работники хозяйственных и административных органов, передовики производства различных отраслей народного хозяйства, строители, финансисты, военные, дипломаты, юристы, деятели науки и культуры и т.п. ЦК — квалифицированный коллектив руководителей, преданных делу партии, тесно связанных с партийными и беспартийными массами, знающих жизнь и потребности общества. Поэтому постановления и указания ЦК характерны глубоким проникновением в суть вопросов, конкретностью, широким размахом и деловитостью; в них находят отражение творческие мысли и политические настроения, разносторонний опыт всех членов КПСС.
Деятельность ЦК проникнута ленинской заботой о единстве, сплочённости и монолитности партии, высокой требовательностью к членам и кандидатам в члены ЦК. Являясь коллегиальным руководящим органом, ЦК КПСС проводит регулярно пленумы — собрания всех членов и кандидатов в члены ЦК (согласно Уставу партии, не менее одного в 6 месяцев); кандидаты в члены ЦК имеют на пленумах совещательный голос. По сложившейся практике в работе пленумов ЦК с правом совещательного голоса участвуют члены Центральной ревизионной комиссии КПСС (См. Центральная ревизионная комиссия КПСС) (ЦРК). Регулярность созыва пленумов ЦК — необходимое условие коллективности партийного руководства. На пленумах ЦК избираются: Политбюро ЦК КПСС, Секретариат ЦК КПСС, Генеральный секретарь ЦК КПСС. Находясь во главе правящей партии, осуществляя генеральную линию, определяемую съездами КПСС, ЦК рассматривает на своих пленумах принципиальные вопросы политики Советского государства, важнейшие народнохозяйственные проблемы, очередные задачи коммунистического строительства и принимает по ним решения, которые обязательны для всех партийных организаций, для всех членов партии. Наряду с пленумами ЦК, в которых участвуют лишь члены и кандидаты в члены ЦК и члены ЦРК КПСС, созываются расширенные пленумы ЦК, к работе которых привлекаются с правом совещательного голоса лица, не входящие в состав ЦК и ЦРК [однотипными были совещания (или заседания) ЦК с партийными работниками, например т. н. «Краковское совещание 1912»; расширенное заседание ЦК РСДРП (б) 16 (29) октября 1917, поддержавшее решение ЦК о подготовке вооруженного восстания, и др.]. С августа 1921 по январь 1933 16 раз созывались объединённые пленумы ЦК и Центральной контрольной комиссии ВКП(б) (См. Центральная контрольная комиссия ВКП), на которых члены ЦК и ЦКК имели равные права. Собиравшиеся в моменты обострения внутрипартийной борьбы, они сыграли большую роль в сохранении сплочённости партии, в укреплении коллективного партийного руководства.
До 1917, когда партия работала в нелегальных условиях, ЦК имел (с перерывами) Русское бюро ЦК РСДРП и Заграничное бюро Центрального Комитета РСДРП. Регулярные собрания всех членов ЦК были практически невозможны и чрезвычайно опасны [9 (22) февраля 1905 во время заседания были арестованы 9 членов ЦК, случайно не пришли и т. о. спаслись от провала лишь 2]. Обычно обсуждались вопросы не в полном составе ЦК, затем путём переписки выяснялись мнения остальных членов ЦК и принимались решения. Из-за условий строжайшей конспирации документы о деятельности ЦК партии до 1917 сохранились частично. Собрание ЦК, которое по материалам, дошедшим до нас, впервые называется «пленум ЦК», относится к августу 1908 (Женева). Среди прочих вопросов пленум в августе 1908 рассмотрел вопрос о структуре ЦК, о функциях и правах его подразделений. Раскольническая деятельность меньшевиков осложняла работу ЦК как руководящего органа РСДРП. Они многократно его фактически парализовывали (например, в 1904, когда по инициативе Ленина большевики вынуждены были создать Бюро комитетов большинства). После 6-й (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП (январь 1912) меньшевики в ЦК партии больше не допускались.
В дореволюционный период Устав партии предоставлял ЦК право кооптации (самопополнения), что в условиях подполья обеспечивало, несмотря на жесточайшие полицейские преследования, жизнестойкость руководящего партийного органа, хотя состав ЦК и претерпевал значительные изменения. После Октябрьской революции 1917, в связи с постоянным ростом рядов партии, увеличением масштабов деятельности и усложнением задач, состав ЦК расширяется. По предложению В. И. Ленина 12-й съезд РКП (б) (апрель 1923) увеличил ПК до 40 членов и 17 кандидатов в члены. На 15—18-м съездах (декабрь 1927 — март 1939) число возросло до 71 члена и 68 кандидатов в члены. 25-й съезд КПСС (февраль — март 1976) избрал 287 членов и 139 кандидатов в члены ЦК. Генеральным секретарём ЦК на пленуме 5 марта избран Л. И. Брежнев.
Стенографические отчёты и материалы пленумов ЦК, опубликованы в партийной печати, постановления, помещенные в многотомном издании «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», раскрывают многогранную деятельность высшего органа партии в руководстве борьбой против царизма и капитализма, за установление диктатуры пролетариата, построение социализма и коммунизма.
Лит.: Устав КПСС, М., 1976; Партийное строительство, 4 изд., М., 1976; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК, 8 изд., т. 1—10, М., 1970—1972.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.
1. Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.
2. Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии.
3. Избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в пять лет.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2012 N 28-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Избрание руководящих органов региональных отделений политической партии должно осуществляться не реже одного раза в пять лет;
(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 02.04.2012 N 28-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Уставом политической партии должна предусматриваться ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений.
(п. 5 введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 75-ФЗ)
ПОЛИТБЮРО́ ЦК КПСС (Политическое бюро ЦК КПСС), высший орган ЦК Коммунистической партии Советского Союза в 1917 и 1919–91, игравший также роль высшего органа гос. власти в СССР. Впервые образовано 10(23).10.1917 как Политбюро ЦК РСДРП(б) для политич. руководства вооруж. восстанием в Петрограде в целях свержения Врем. правительства. В его состав вошли В. И. Ленин, А. С. Бубнов, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Г. Я. Сокольников, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий. После Окт. революции 1917 вновь образовано как постоянно действующий орган, меняло название: Политбюро ЦК РКП(б) (1919–1925); Политбюро ЦК ВКП(б) (1925–1952), Президиум ЦК КПСС (1952–66), Политбюро ЦК КПСС (1966–91). Его состав избирался на пленумах ЦК. В 1919–1921 в Политбюро входили 5 чел. (Каменев, Н. Н. Крестинский, Ленин, Сталин, Троцкий; с 1921 вместо Крестинского Зиновьев; в 1922 вошли также А. И. Рыков, М. П. Томский; в 1924, после смерти Ленина, – Н. И. Бухарин), затем число членов увеличивалось (максимально до 16 чел. в 1976).
Членами Политбюро являлись генеральный (1922–34 и 1966–91) или 1-й (1953–1966) секретарь ЦК партии (в 1934–53 пост руководителя партии отсутствовал), пред. СНК(СМ) СССР, председатель Президиума ВС СССР, ряд секретарей ЦК ВКП(б)–КПСС, первые секретари КП Украины (с 1930; с 1961 и некоторых др. республиканских комитетов партии; с 1990 всех), секретари Моск. и/или Ленингр. горкомов партии, с 1973 также председатели КГБ, министры иностр. дел и обороны. Пополнение осн. состава Политбюро происходило гл. обр. через институт кандидатов в члены Политбюро.
Формально, по Уставу партии, Политбюро было подчинено и подотчётно ЦК, а основной его функцией являлось руководство политич. работой ЦК партии между пленумами. Фактически оно решало все наиболее важные политич., идеологич., хозяйственные, внутри- и внешнеполитич. вопросы. Подготовку заседаний Политбюро (проводились в осн. еженедельно, в отд. периоды чаще или реже) осуществлял Секретариат ЦК. По каждому вопросу повестки дня (обычно св. 10) заранее назначался докладчик, готовились проекты решений (рассылались для предварит. ознакомления членам и кандидатам в члены Политбюро вместе с сопроводит. материалами, подготовленными соответствующими гос. ведомствами). На заседаниях могли присутствовать с правом совещат. голоса члены ЦК партии. С протоколами заседаний Политбюро могли ознакомиться члены и кандидаты в члены ЦК ВКП(б)–КПСС, руководители контрольных органов партии. Решения мн. заседаний фиксировались под грифом высшей секретности («Особая папка»). Для разработки отд. вопросов Политбюро создавало комиссии. Только после утверждения Политбюро важнейшие постановления всех органов законодат. власти и правительства обретали законную силу. Политбюро также утверждало кандидатуры на должности, относившиеся к высшей номенклатуре партийно-государственной.
Первоначально члены Политбюро имели относительно разные взгляды на тактику прихода большевиков к власти и способы строительства социализма, хотя в 1917 и 1919–23 безусловно преобладала позиция В. И. Ленина. В период его тяжёлой болезни и после смерти в Политбюро развернулись открытые дискуссии и идейная борьба между ближайшими соратниками Ленина по партии. В 1924 потерпела поражение возглавляемая Л. Д. Троцким «левая оппозиция», в 1925 – «новая оппозиция» во главе с Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым, в 1927 – «объединённая оппозиция», в 1929 – «правая оппозиция» (Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский). Борьба сопровождалась «чистками» в партии и закончилась победой И. В. Сталина (генеральный секретарь ЦК КПСС в 1922–34) и его единомышленников. В 1926–37 их оппоненты были выведены из Политбюро. Влияние Сталина и в Политбюро, и в ЦК стало определяющим. К кон. 1930 в состав Политбюро входили К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, М. И. Калинин, С. М. Киров, С. В. Косиор, В. В. Куйбышев, В. М. Молотов, Я. Э. Рудзутак, Г. К. Орджоникидзе, Сталин. В 1936–39 быв. члены Политбюро – А. С. Бубнов, Бухарин, Зиновьев, Каменев, Н. Н. Крестинский, Косиор, Рудзутак, Рыков расстреляны (Г. Я. Сокольников в 1939 убит в тюрьме, Троцкий выслан из СССР в 1929).
В Вел. Отеч. войну роль Политбюро как властного органа сохранилась, б. ч. его членов вошла в ГКО (образован 30.6.1941; пред. – Сталин). В окт. 1952, на 19-м съезде КПСС, Политбюро по инициативе Сталина преобразовано в более широкий по составу Президиум ЦК. До марта 1953 в него входило 25 чел., однако сразу после смерти Сталина на совместном заседании Пленума ЦК КПСС, СМ СССР, Президиума ВС СССР состав Президиума ЦК был сокращён до 10 чел. (Л. П. Берия, Н. А. Булганин, К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, Г. М. Маленков, А. И. Микоян, В. М. Молотов, М. Г. Первухин, М. З. Сабуров, Н. С. Хрущёв); в том же году из его состава выведен и расстрелян Берия. В 1955 в Президиум ЦК КПСС вошли А. И. Кириченко и М. А. Суслов. В 1957 Каганович, Маленков, Молотов были выведены из его состава после неудавшейся попытки «антипартийной группы» сместить с поста 1-го секретаря ЦК партии Хрущёва (смещён и также выведен из Президиума ЦК в 1964).
В 1970-е гг. Политбюро в целом отличалось единством (по крайней мере, внешне). Состав менялся незначительно, гл. обр. в связи со смертью его членов (к нач. 1980-х гг. ср. возраст членов Политбюро составлял 70,1 года). В ходе перестройки, к нач. 1987, Политбюро было обновлено на 70%, в 1988 отчётливо выявились расхождения взглядов его членов по отношению к проводимым М. С. Горбачёвым реформам. В 1990 в связи с отменой 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль КПСС в обществе, и учреждением тогда же поста Президента СССР Политбюро утратило ведущую роль в управлении страной. Перестало существовать в связи с Указом президента РСФСР Б. Н. Ельцина о прекращении деятельности КПСС на территории РСФСР от 6.11.1991.
Документы Политбюро (Президиума) ЦК КПСС находятся в фондах Рос. гос. архива социально-политич. истории (РГАСПИ), Рос. гос. архива новейшей истории (РГАНИ) и в Архиве Президента РФ, значит. часть их рассекречена и опубликована.
После окончания Второй Мировой войны коммунистическая идеология стала одной из самых распространенных в мире, оказывающей влияние на жизнь и судьбы миллионов людей. Советский Союз, одержав победу в кровопролитном противостоянии с империализмом, подтвердил жизнеспособность социалистического пути развития гражданского общества. Образование в октябре 1949 года Китайской Народной Республики, где у руля многомиллионной страны стали китайские коммунисты, только утвердило правоту марксистко-ленинской идеологии в контексте управления многочисленным гражданским обществом. Новые исторические реалии создали благодатную почву для парадного шествия коммунизма по планете во главе с КПСС.
Что такое КПСС и ее место в истории
Ни в одной стране мира, ни в одной части света ни до, ни после не было, и нет до сих пор мощной партийной организации, которая может сравниться по своему влиянию на экономическую и социально-общественную жизнь с коммунистической партией Советского Союза. История КПСС – это яркий пример политического управления государственной системой на всех этапах развития гражданского общества. В течение 70 лет огромной страной руководила партия, контролируя все сферы жизни советского человека и оказывая влияние на мировое политическое устройство. Постановления ЦК КПСС, Президиума и Политбюро, решения пленумов, партийных съездов и партконференций определяли экономическое развитие страны, направления внешнеполитического курса советского государства. Такого могущества партия коммунистов достигла не сразу. Коммунисты (они же большевики) вынуждены были пройти долгий и тернистый путь, часто зигзагообразный и кровавый, чтобы окончательно утвердиться в качестве единственной руководящей политической силы первого в мире социалистического государства.
Если история коммунистической партии Советского Союза насчитывает почти столетие, то аббревиатура КПСС – Коммунистическая Партия Советского Союза возникла относительно недавно, в 1952 году. До этого момента руководящая партия в СССР называлась Всесоюзной Коммунистической Партией. История КПСС берет свое начало с Российской Социал-демократической рабочей партии, основанной в Российской Империи в 1898 году. Первая российская политическая партия социалистической направленности стала базовой платформой для революционного движения в России. Позже, уже в ходе исторических событий 1917 года в рядах РСДРП произошел раскол на большевиков – сторонников вооруженного восстания и силового захвата власти в стране – и на меньшевиков – крыло партии, которое придерживалось либеральных взглядов. Сформировавшееся в партии левое крыло, более реакционное и военизированное, попыталось взять революционную ситуацию в России под свой контроль, приняв активное участие в Октябрьском вооруженном восстании. Именно РСДРП большевиков под руководством Ульянова-Ленина сыграла ключевую в победе социалистической революции, взяв на себя всю полноту власти в стране. На XII съезде РСДРП было принято решение об образовании Российской Коммунистической Партии большевиков, получившей аббревиатуру РКП (б).
Включение в название партии прилагательного «коммунистическая», по словам В.И. Ленина, должно указывать конечную цель партии, ради которой затеваются в стране все социалистические преобразования.
Придя к власти, бывшие российские социал-демократы во главе с В.И. Лениным провозгласили свою программу о построении первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян. Базовой платформой для государственного устройства была использована партийная программа, главным акцентом которой являлась марксистская идеология. Пережив тяжелый период Гражданской войны, большевики принялись за государственное строительство, сделав партийный аппарат основной политико-административной структурой в стране. Партийное руководство опиралось на мощную идеологию, стремясь получить главенствующую роль в государственном устройстве. Наряду с советами, которые формально выполняли представительские функции, большевики организовывают свои руководящие партийные органы, которые со временем начинают выполнять задачи исполнительной власти. Советы и КПСС, которой в последствие стала называться партия большевиков, сохранили тесную связь в руководстве страной, формально демонстрируя наличие представительской власти.
В СССР удалось искусно замаскировать главенствующую роль партии в выборном процессе. На местах действовали поселковые и городские советы народных депутатов, которые выбирались в результате всенародного голосования, однако на самом деле практически каждый народный избранник – это член КПСС. Советы были полностью поглощены партийными структурами коммунистической партии, выполняя на местах сразу две функции, представительства партии и функции исполнительной власти. Решения высшего партийного руководства сначала выносилось на Президиум ЦК, после чего требовалось его утверждение на Пленуме Центрального Комитета. На практике часто постановления ЦК КПСС являлись предпосылкой для последующих законодательных актов, выносимых на заседания Верховного Совета и Постановления, принимаемые Советом Министров СССР.
Можно смело утверждать, что большевикам удалось реализовать свои усилия по достижению гегемонии политической власти в Советской России. Вся вертикаль власти, начиная с Наркоматов и заканчивая советскими органами, становится полностью подконтрольной большевикам. Центральный Комитет партии определяет внешнюю и внутреннюю политику страны в тот период. Растет вес партийного руководства на всех уровнях, которое опирается на мощный репрессивный аппарат. Красная Армия и ВЧК становятся инструментами силового влияния партии на социально-общественные настроения в гражданском обществе. В компетенции коммунистического руководства находятся военная отрасль, экономика страны, образование, культура и внешняя политика, которая находилась в ведении Политбюро ЦК КПСС.
Коммунистические идеи по созданию рабоче-крестьянского государства реализовались в 1922 году, когда на месте Советской России образовался Союз Советских Социалистических Республик. Следующим шагом трансформации коммунистической партии стал XIV партийный съезд, принявший решение о переименовании организации во Всесоюзную коммунистическую Партию большевиков. Название партии ВКП(б) продержалось 27 лет, после чего новое название Коммунистическая Партия Советского Союза утвердилось в качестве окончательного варианта.
Главной причиной смены названия коммунистической партии стал растущий вес Советского Союза на политической арене. Победа в Великой Отечественной войне, экономические достижения сделали СССР ведущей мировой державой. Главной руководящей силе страны требовалось более респектабельное и звучное название. К тому же исчезла политическая необходимость в разделении коммунистического движения на большевиков и меньшевиков. Вся партийная структура и политическая линии были заточены под основную идею, построение в СССР коммунистического общества.
Политическое устройство КПСС
Первым в послевоенное время стал XIX съезд партии, созванный после длительного 13 летнего перерыва. На форуме с речью выступил Сталин – Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Это было его последнее появление на широкой публике. Именно на этом съезде были приняты основные направления будущего политического и экономического устройства страны в послевоенный период, намечен курс во внутренней и внешней политике коммунистической партии. Коммунисты, представленные всеми слоями советского общества, собравшиеся на 19 –м съезде партии, единогласно поддержали предложение руководства партии о внесении изменений в партийный Устав. Одобрением участников съезда была встречена идея о смене названия партии на КПСС. В Уставе партии снова закреплена должность первого лица партии – Генеральный Секретарь ЦК КПСС.
На заметку: Следует отметить, что кроме партийного билета, свидетельствующего о членстве в партии, других знаков отличия среди коммунистов не существовало. Неофициально было принято носить значок – знамя КПСС, на котором вместе с аббревиатурой КПСС и ликом В.И. Ленина были изображены основные символы советского государства, красное знамя и перекрещенные серп и молот. Официальной символикой коммунистического движения в СССР со временем становятся значок участника очередного партийного съезда и участника конференции КПСС.
Роль коммунистической партии в начале 50-х годов для СССР трудно переоценить. Помимо того, что партийная верхушка осуществляет выработку внутренней и внешней политики советского государства на протяжении всего его существования, органы партийной власти присутствуют во всех сферах жизнедеятельности советского народа. Партийная структура построена таким образом, что в каждом органе и организации, на производстве и в культурно-общественной сфере без участия и контроля со стороны партии не принимается ни одно решение. Главным инструментом проведения партийной линии в гражданском обществе является член КПСС – человек, который обладает непререкаемым авторитетом, высокими моральными и волевыми качествами. Из нескольких членов на базе производственной или профессиональной идентичности формируется первичная партийная ячейка, самый низший партийный орган. Все что выше – это уже профильные и региональные организации, объединяющие обычных граждан на местах по идейному принципу.
Классовый состав также отражался при пополнении рядов партии. Представляя интересы правящего класса, Коммунистическая Партия Советского Союза на 55-60% состояла из представителей пролетарской среды и советского крестьянства. Причем доля коммунистов, вышедших из рабочей среды, всегда в два, три раза превышала число колхозников. Эти квоты были негласно утверждены еще в 20-30 годы. Остальные 40% приходились на представителей интеллигенции. Причем эта квота сохранилась и в новое время, когда в стране стремительно увеличилось городское население.
Партийная вертикаль
Что представляет собой КПСС в новое, в послевоенное время? Это уже крупная марксистская партия, политическая воля которой и последующие действия направлены на создание в стране доминирующего положения пролетариата. Генеральные секретари ЦК КПСС, как и прежде, выполняют функции высшего руководства страны. Главный руководящий орган партии Центральный Комитет практически являлся в СССР правительственным органом.
Высшим партийный органом партии являлся съезд. За всю историю состоялось 28 партийных съездов. Первые 7 мероприятий носили легальный и полулегальный характер. С 1917 по 1925 год партийные съезды проводились ежегодно. Далее уже ВКП(б) собиралась на съезды каждые два года. Начиная с 1961 года, съезды КПСС проводились раз в 5 лет. На новом этапе Коммунистическая Партия Советского Союза провела 10 своих крупнейших форумов:
- XIX съезд КПСС в 1952 году;
- XX – 1956 г;
- XXI – 1959 г;
- XXII съезд – 1961г;
- XXIII – 1966 г;
- XXIV –1971 г;
- XXV съезд – 1976 г;
- XXVI –1981 г;
- XXVII съезд – 1986 г;
- последний XXVIII съезд – 1990 г.
Решения и постановления принятые на съездах являлись основополагающими для последующих решений Центрального Комитета, советского правительства и других органов законодательной и исполнительной власти. На съезде определялся состав Центрального Комитета ЦК. В период между съездами основную работу по линии партийного управления выполнял Пленум Центрального Комитета КПСС. На пленумах избирался Генеральный Секретарь ЦК КПСС из состава членов Президиума ЦК. В пленумах участвовали не только члены высших партийных органов, но и кандидаты в члены Центрального Комитета. Полномочия в принятии решений в перерывах между пленумами лежали целиком на Политбюро ЦК КПСС, которое состояло из членов Центрального Комитета. На вновь созданный коллегиальный орган возлагались административные функции по управлению партии и страной, которые раньше возлагались на другой руководящий орган – президиум Центрального Комитета КПСС.
В СССР сложилась уникальная ситуация, когда основную роль в управлении государством играли решения партии. Ни Совет Министров, ни профильные министерства, ни Верховный Совет не принимали ни одного закона без одобрения партийной верхушки. Все решения, распоряжения и постановления ЦК КПСС, решения Пленума ЦК негласно имели силу законодательных актов, на основании которых уже действовал Совет Министров. В новое время эта тенденция не только сохранилась, но и усилилась. Однако, несмотря на тотальное доминирование в политической и общественной жизни страны коммунистической партии, требовалось внести в структуру партийной организации некоторые изменения, вызванные новыми политическими веяниями и мотивами. Центральный Комитет и Политбюро ЦК КПСС в период между пленумами и съездами играли роль теневого правительства.
После вхождения в состав Советского государства прибалтийский стран на правах союзных республик, требовалось изменить структуру партии по национальным и региональным признакам. Организационно КПСС состояла из коммунистических партий союзных республик, входящих в состав Советского Союза, 14 вместо 15. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика не имела своей партийной организации. Секретари республиканских партий входили в состав Президиума Центрального Комитета КПСС и политбюро ЦК КПСС, который был коллегиальным и совещательным органом.
Высшая партийная должность в ЦК КПСС
В структуре высшего партийного руководства всегда сохранялся коллективный и коллегиальный стиль управления, однако Генеральный Секретарь ЦК КПСС оставался самой значащей и знаковой фигурой партийного Олимпа.
Это была единственная в структуре Коммунистической партии неколлегиальная должность. По полномочиям и правам первое лицо в партии являлось номинальным Главой советского государства. Ни Председатель Верховного Совета СССР, ни Председатель Совета Министров не имел таких полномочий, каким обладали в Советском Союзе генсеки. Всего политическая история советского государства знала 6 Генеральных Секретарей. В.И. Ленин хоть и занимал в партийной иерархии самую высокую ступень, оставался номинальным главой советского правительства, занимая пост Председателя Совета Народных Комиссаров.
Совмещение высшего партийной должности и Председателя Совнаркома продолжил И.В. Сталин, который стал главой советского правительства в 1941 году. Далее, после смерти вождя традицию совмещать высший партийный пост с высшей исполнительной властью продолжил Н. С. Хрущев, который был Главой советского правительства. После смещения Хрущева со всех постов, было принято решение формально разделить должности генсека и Главы советского правительства. Генеральный Секретарь ЦК КПСС выполняет представительские функции, тогда как вся исполнительная власть возлагается на Председателя Совета Министров СССР.
Должность генсека после смерти Сталина занимали следующие лица:
- Н.С. Хрущев – 1953-1964 гг.;
- Л. И. Брежнев – 1964-1982 гг.;
- Ю.В. Андропов – 1982-1984 гг.;
- К. У. Черненко – 1984-1985 гг.;
- М.С. Горбачев – 1985-1991 гг.
Последним генсеком стал М. С. Горбачев, который параллельно с должностью главы партии занимал пост Председателя Верховного Совета СССР, а после стал первым Президентом СССР. Постановления ЦК КПСС с этого момента носят рекомендательный характер. Основной упор в руководстве страны делается на представительство власти. Полномочия партийного руководства в сфере управления страной на внутренней и внешней арене становятся ограниченными.
Коллегиальные органы управления КПСС
Основной особенностью деятельности Коммунистической партии Советского Союза является коллегиальность структуры управления. Начиная с В.И. Ленина, в партийном руководстве важную роль в принятии решений играет кворум. Однако, несмотря на видимую коллективность и коллегиальность в управлении партии, с приходом И. С. Сталина на высшие партийные посты, намечается переход к авторитарному стилю управления. Только с приходом на пост Генерального Секретаря Н. С. Хрущева снова происходит возврат к коллегиальному стилю управления. Политбюро ЦК КПСС снова становится высшим партийным органом, принимающим решения и отвечающим за реализации программных пунктов, принятых на пленумах и съездах.
Роль этого органа в сфере управления государственными делами постепенно растет. Учитывая, что все руководящие посты в советском государстве занимали только члены КПСС, можно говорить, что в Политбюро ЦК КПСС представлена вся партийная верхушка, обладающая всей полнотой власти. В состав бюро входили помимо генсека, секретари республиканских ЦК партии, первые секретари Московского и Ленинградского областных комитетов, Председатель Президиума ВС СССР и Верховного Совета РСФРС. В качестве представителей исполнительной власти в состав политбюро ЦК КПСС обязательно входили Председатель Совета Министров, Министр Обороны СССР, Министр Иностранных дел и Глава Комитета Государственной Безопасности.
Такая тенденция в системе управления сохранялась до самых последних дней существования Советского Союза. После последнего XXVIII партийного съезда в Коммунистической партии наметился раскол. С введением в 1990 году поста Президента СССР роль Политбюро в управлении государственными делами резко снизилась. Уже в марте 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6-я, в которой было закреплена руководящая роль КПСС в управлении государственными делами. На последнем съезде был положен конец гегемонии Коммунистической Партии в жизни страны. Внутри партии на самом высоком уровне наметился раскол. Появились сразу несколько фракций, каждая из которых проповедовала свою точку зрения относительно последующей судьбы партии, ее места в руководстве страны.
Постановления ЦК КПСС носят уже форму внутрипартийных циркуляров, которые косвенно отражают основные направления работы советского правительства. Начиная с 1990 года, партия теряет нити контроля над системой управления страной. Деятельность Президента СССР, функции Верховного Совета СССР и Кабинета Министров СССР становятся определяющими и решающими в жизни государства. Распад СССР как единого государства положил конец существованию Коммунистической Партии Советского Союза, как крупной организационной политической силы.
Сегодня только партийные знамена, сохранившиеся партийные билеты и значки партийных съездов напоминают нам о былом величии Коммунистической партии, которая бессменно оставалась у руля государства в течение 72 лет. По данным статистики, в рядах КПСС на 1 января 1991 года состояло 16,5 млн. членов и кандидатов. Это самый большой показатель для политических партий в мире, если не считать численный состав КП Китая.