Высшее руководство парламента

Заседаниями палат и
однопалат­ного парламента руководит
председатель (спикер в англосаксонских
странах) либо коллегиальный орган (бюро
в Испании, организационный комитет в
Чехии, президиум сессии в Китае).
Председатель однопалатно­го парламента,
палаты, спикер имеет одного или нескольких
заместите­лей; президиум сессии, бюро
избирает председательствующего —
иног­да он ведет заседания в течение
всей сессии, иногда члены президиума
по очереди занимают место
председательствующего. Председателя
парла­мента при двухпалатной структуре
парламента не бывает, есть лишь
председатели палат. При совместном
заседании палат ими обычно руко­водит
председатель верхней палаты (сената).

Руководящий орган
палат парламента может быть избран
либо на срок их полномочий (председатели
палат в Италии), либо на период одной
сессии (президиум сессии Всекитайского
собрания народных представителей).
Председатель палаты может быть не
избранным, а за­нять это место по
должности (вице-президенты являются
председателя­ми верхних палат в США,
Индии), по назначению (в палате лордов
в Великобритании это лорд-канцлер,
назначаемый премьер-министром от имени
монарха).

 В
большинстве стран считается, что
председатель однопалатного пар­ламента
или палаты должен быть политически
нейтральным, беспри­страстным. Он
зачастую приостанавливает членство в
партии или выхо­дит на время
председательствования из своей партии.
В Великобритании он даже не может
обедать вместе с другими членами
парламента, чтобы те не оказали на него
влияния. В других странах он сохраняет
партийную принадлежность, активно
работает в своей партии (в США это лидер
парламентского большинства). В ряде
стран председатель, спикер не голосует,
он участвует в голосовании только в
том случае, если голоса распределились
поровну, — тогда голос спикера дает
перевес. Бывает «сильный» и «слабый»
председатель. В первом случае (напри­мер,
спикер в нижней палате в Великобритании
или Индии) он толкует правила процедуры,
определяет способ голосования, назначает
предсе­дателей комиссий (комитетов)
палат (правда, с учетом расстановки
пар­тийных сил в парламенте), без
голосования может принять или откло­нить
предложение о прекращении прений,
группировать поправки и ста­вить их
на обсуждение либо не ставить, лишать
слова депутата, приме­нять к нему
дисциплинарное взыскание, в том числе
налагать штраф или лишать права
присутствовать на сессии определенное
время (Индия). «Слабым» является,
например, председатель палаты лордов
в Великоб­ритании, сената в США: он
не руководит заседаниями, они проходят
на основе саморегулирования, время для
выступлений не ограничено.

В
парламентах часто избирается, обычно
из числа молодых депута­тов, несколько
квесторов, в обязанности которых входит
поддержание порядка в зале заседаний,
в кулуарах, буфете парламента, а также
под­счет голосов при открытом
голосовании. Во Франции квесторы играют
более значительную роль: они руководят
деятельностью административ­ных и
финансовых служб парламента.

Аппарат парламента
включает три вида орга­нов и лиц: 1)
вспомогательные службы парламента,
его палат и комиссий (библиотека,
секретариат, хозяйственная часть,
типография, группа компьютерного
обслуживания и др.); 2) консультанты
парламента, обыч­но работающие в
исследовательских службах. Часто они
не состоят в штате, а, числясь
консультантами, выполняют заказы по
подготовке ра­зовых экспертных
заключений; 3) личные помощники
парламентариев, их референты, секретари.
В США аппарат парламента велик: каждую
постоянную комиссию, в частности,
обслуживают около 70 сотрудников; в
Великобритании аналогичных сотрудников
лишь 4—5.

Считается, что
вспомогательный аппарат парламента
должен быть в высшей степени
профессиональным и максимально
деполитизированным. Поэтому в ряде
стран парламентское меньшинство имеет
право назначить часть сотрудников во
вспомогательный аппарат (в США — до
1/3).

Общее руководство
аппаратом парламента в большинстве
стран осу­ществляют председатели
палат, в США избранные, а в Великобритании
пожизненно назначенные монархом (на
деле — кабинетом) клерки палат.

50.
Компетенция парламентов и способы ее
закрепления
.

Конституционное
закрепление компетенции

Для
определения места парламента в системе
государствен­ных органов важное
значение имеет его компетенция.
Компетен­ция зависит от формы
правления, формы государственного уст­

Для
оказания помощи председателю парламента
(палаты) мо­гут создаваться советы
старейшин, конференции при председа­теле
и
т. д. В
них
кроме председателя парламента входят
вице-председатели, представители
парламентских фракций, иногда также
председатели постоянных комиссий
парламента.

В
некоторых странах создаются для контроля
за исполнитель­ной властью и иные
органы. Так, во Франции в 70—80-е гт. были
образованы специальные
парламентские представительства:
по
делам Европейских сообществ, по
планированию, по демократи­ческим
вопросам и др. Они образуются из депутатов
обеих палат на основе пропорционального
представительства от партийных фракций.
Первое из таких представительств
получает всю необхо­димую документацию
о деятельности институтов Европейского
Союза, заслушивает министров, дает
правительству свои реко­мендации.

Для
организации выборов во внутренние
органы парламента (палаты) в некоторых
из них создаются специальные комитеты
по подготовке выборов
на
основе пропорционального представи­тельства
от партийных фракций. Эти комитеты
подготавливают списки членов постоянных
и временных комиссий, а также иных
органов, и если не возникает возражений
среди депутатов, то предложения комитетов
одобряются обычно без голосования.

Большую
помощь депутатам в их работе и всему
парламенту оказывают различные
парламентские службы (канцелярии,
сек­ретариаты, административные
конторы), состоящие из профес­сиональных
чиновников и работающие под руководством
генераль­ного секретаря парламента.
Контроль за их деятельностью осуще­ствляют
председатель парламента (палаты) и
некоторое число избранных депутатов,
образующих бюро
или управление.

Некоторые
особенности имеет внутренняя структура
парламен­тов в странах с монократическими
режимами. В них формирование
внутрипарламентских органов зависит
преимущественно от главы государства
либо высших партийных органов. Пост
председателя парламента, как правило,
занимает один из представителей-
руко­водства партии. Иногда он входит
в состав руководства по должнос­ти.
Специальные контрольные органы за
исполнительной властью в таких
парламентах обычно не создаются.
Деятельность постоянных комиссий носит
по существу чисто формальный характер,
так как они лишь одобряют предложения
партийного руководства.

В
президентских республиках парламенты
не принимают участия в формировании
правительства, ограничен их контроль
за деятельностью исполнительной власти.
В федеративных госу­дарствах
компетенция представительных органов
поделена между федерацией и ее субъектами.
В государствах с тоталитарным ре­жимом
конституции могут закреплять за
парламентом значитель­ные права, но
на практике большинство их полномочий
оказыва­ются фиктивными. Изменение
соотношения политических сил во Франции
в 50-х гг. привело к принятию Конституции
1958 г., кото­рая существенно урезала
права Национального собрания в сфере
законодательства и контроля.

Во
многих странах компетенция парламента
недостаточно четко регламентируется
конституционными актами. Тем не менее
все они предоставляют право высшему
представительному орга­ну страны
издавать законы самостоятельно или
совместно с гла­вой государства,
устанавливать налоги, принимать
государствен­ный бюджет. Многие
конституции закрепляют некоторые формы
парламентского контроля за исполнительной
властью и участия парламента во
внешнеполитическом процессе.

В
некоторых же конституциях компетенция
более детализи­рована. Так, в
соответствии с Конституцией Испании
Генераль­ные кортесы осуществляют
законодательную власть, принимают
бюджет, контролируют деятельность
Правительства, определяют свою внутреннюю
структуру и порядок деятельности,
принципы организации государственных
органов и взаимоотношения между ними,
основы правового положения личности
и статус государ­ственных служащих,
административно-территориальное
устрой­ство государства, основы
статуса региональных автономных
обра­зований.

В
некоторых странах парламент наделен
правом формирова­ния или участия в
формировании других органов. Так,
парламен­ты Скандинавских стран и
Финляндии выбирают из своей среды
определенное число депутатов в
консультативный орган север­ных
стран — Северный совет. В тех государствах,
где имеются специальные органы
конституционного контроля, парламенты,
как правило, принимают участие в
назначении их членов (Австрия, Франция,
Португалия, Бельгия и др.) либо назначают
всех чле­нов такого органа (ФРГ).

В
демократических государствах парламенты
выступают цен­тральным звеном
правоохранительной системы, определяют
объем прав и свобод граждан и вырабатывают
механизм их защиты.

В
странах с двухпалатной системой
парламентов конститу­ции обычно
наделяют нижнюю и верхнюю палаты разным
объе­мом полномочий, но законодательными
правами обладают при этом они обе. Так,
только Сенат Конгресса США рассматривает
и ре­шает такие вопросы, как ратификация
и денонсация междуна­

родных
договоров, дает согласие на назначение
высших лиц аме­риканской администрации.
В парламентарных республиках и мо­нархиях
вопрос о назначении премьер-министра
или одобрении состава сформированного
им правительства, о вынесении вотума
недоверия правительству относится к
ведению нижней палаты.

Однако
из этого правила имеются исключения.
Так, ст. 84 Конституции Швейцарской
конфедерации гласит: «Национальный
совет и Совет кантонов принимают решения
по всем вопросам, которые настоящая
Конституция предоставляет в ведение
Кон­федерации и которые не относятся
к ведению другой федераль­ной власти».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Для более эффективного управления государством используется достаточно четкая система иерархии. Во главе правительства в Российской Федерации находится президент. Так как формой правления государства является президентско-парламентская республика, то немаловажную роль в управлении страной является парламент.

Содержание

  • 1 Что это
  • 2 Структура
    • 2.1 Государственная Дума
    • 2.2 Совет Федерации
    • 2.3 Нижняя палата
    • 2.4 Верхняя палата
  • 3 Функции
  • 4 Полномочия
  • 5 Срок полномочий

Что это

В России система власти состоит из трех ветвей, каждая из которых обладает определенными задачами и функциями:

  • Законодательная – занимается всеми вопросами, связанными законами, а также контролирует исполнительную ветвь.
  • Исполнительная – контролирует подчинения законодательным актам.
  • Судебная – контролируют работу судов разного уровня.

В федерациях законодательная власть представлена парламентом. В России данный орган носит название Федеральное собрание (ФС). Он набирается из представителей от народа и состоит из группы граждан.

Структура

Федеральное собрание – парламент в Российской Федерации, при этом обе его части (верхняя, нижняя палата) ведут свою деятельность отдельно друг от друга. Данная процедура прописана в главном законодательном документе – Конституции. Общий сбор производится только при одной ситуации, которая также прописана в законе – при выступлении главы государства.

Аналогичная процедура производится в момент, когда только что избранный президент дает присягу. Во всех остальных случаях деятельность ведется раздельно, возможен только контроль со стороны верхней палаты за работой нижней.

Государственная Дума

Нижняя палата парламента называется Государственная Дума. В ее состав входит 450 человек. Каждый депутат избирается путем тайного голосования на общероссийских выборах. Проводятся они каждые пять лет сразу во всех субъектах Российской Федерации. В голосовании можно участвовать можно как лично, так и дистанционно (нововведение появилось в 2021 году).

Совет Федерации

Верхняя палата парламента носит название Совет Федерации. В ее составе находится 170 человек. Такое количество получается исходя из формата набора – от каждого региона Российской Федерации в состав СФ входит по два человека. Один из них представляет исполнительный орган власти, а второй – представительный.

Нижняя палата

В Конституции Российской Федерации четко прописаны правила, по которым граждане получаются возможность избираться в Госдуму. Гражданину РФ должен исполниться двадцать один год. Важный фактор – иметь возможность избираться. Она отсутствует у людей, имеющих иностранный вид на жительство или гражданство другого государства. Участие в выборах является свободным правом гражданина.

Участие в деятельности Госдумы является официальной работой. По этой причине у депутатов отсутствует возможность заниматься бизнесом или устроиться в любую организацию. Все декларации о доходах находятся в свободному доступе, отчеты сдаются ежегодно как о доходах депутата, так и его близких родственников.

Верхняя палата

Получить статус сенатора и войти в состав Совета федерации может гражданин с российским паспортом в возрасте не менее тридцати лет. Важные факторы – отсутствие ВНЖ или гражданства другого государства, а также наличие постоянной регистрации. Человек, отвечающий данным условиям, может заседать только в одной из палат парламента. Статус сенатора может также присуждаться главой государства (лимит – 30 человек) и президенту, сложившему полномочия.

Функции

Функции федерального собрания делятся на две части, у нижней и верхней палат парламента имеются свои цели и задачи.

Депутаты Государственной Думы занимаются разработкой и принятием федеральных законов, а также контроль за работой правительства РФ. Они же занимаются подтверждением кандидатур на посты председателя правительства и его заместителей, а также министров федерального уровня. Депутаты имеют право назначить и снять с должности главу ЦБ, зампредседателя счетной палаты. В нижней палате принимаются решении о проведении амнистии и взаимодействия со аналогичными структурами иностранных государств.

Одна из важнейших задач совета федерации – контроль за работой нижней палаты парламента. Именно сенаторы принимают решение об одобрении или отказе в приеме новых законодательных актов, только после их решения бумаги отправляются на стол главы государства. Также в перечень функций входят:

  • Возможные изменения внутренних границ регионов РФ.
  • Подтверждение или отказа о введении военного или чрезвычайного положения.
  • Контроль вопросов об использовании военнослужащих за пределами государственных страниц.
  • Выбор времени проведения выборов.

Глава государства может увеличить объем решаемых задач, добавив деятельность по выбору председателя верховного или конституционного суда и их заместителей. Нередко сенаторы консультируют президента касательно назначения людей на должность министров в федеральных структурах.

Полномочия

Парламент Российской Федерации является структурой, имеющей полное право контролировать деятельно главы государства и правительства. Для этого разработаны определенны инструкции, касающиеся:

  • Снятия главы государства с его должности.
  • Контроль за тратами, осуществляемыми из федерального бюджета.
  • Объявление «вотума недоверия», направленного в сторону правительства.

Процедура лишения президента его должности может начаться только при наличии серьезных оснований. Одним из таких является совершение особо тяжкого преступления, примером является государственная измена. Обвинение выдвигаются представители нижней палаты парламента, а разбирательством занимается два самых главных суда страны – конституционный и верховный. Первый проверяет правильно подачи заявления, а второй – определяет виновность.

Затем депутаты выдвигают обвинение, а сенаторы – поддерживают его и выдвигают на голосование данное решение. Принято оно может быть только в случае, если треть представителей каждой палат поддержание выдвижения обвинения, а две трети проголосовали «за». Затем парламент в течение трех месяцев назначают внеочередные выборы.

Для контроля за исполнением федерального бюджета производятся:

  • Проверка объективности закладывания определенной суммы на календарный год.
  • Контроль за тратами путем заслушивания отчетов о проводимых тратах.

«Вотум недоверия» – явное и принципиальное несогласие со стороны депутатов в сторону правительства из-за вынесенного решения по любому важному вопросу. В таком случае заканчивается совместное взаимодействие. Данное решение может быть принято только после голосования, причем ответ «за» должно дать более половины всех представителей.

В случае положительного решения дальнейшие действия определяются главой государства. Всего возможно два варианта:

  • При согласии с парламентом правительство Российской Федерации вместе с его главой отправляется в отставку.
  • При несогласии с парламентом в «опалу» попадается именно госдума, а затем назначают внеочередные выборы. Происходит это только в том случае, если в течение трёх месяцев после выражения несогласия депутаты не пересмотрели свое решение.

Срок полномочий

В Конституции указан срок, в течение которого депутаты могут занимать свою должность. Выборы производятся каждые пять лет, при этом возможно переизбрание. Состав верхней палаты парламента не имеет срока полномочий.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ – высшее лицо в составе Государственной Думы, руководит процессом организации работы парламента. Председатель Государственной Думы по своему статусу является четвертым должностным лицом РФ после Президента РФ, председателя Правительства РФ и председателя Совета Федерации РФ.

Помимо существенных организационно-кадровых полномочий, связанных с деятельностью парламента РФ, председатель Государственной Думы, как правило. имеет и значительное неформальное влияние, часто выступая как посредник между парламентским большинством и правительством РФ. Нахождение на посту председателя Государственной думы дает тому или иному лицу возможность значительно увеличить свое присутствие в средствах массовой информации, политическую известность и популярность. Зачастую выдвинутый той или иной партией политик на посту председателя Думы быстро превращался в самостоятельную политическую фигуру (это произошло и с И.Рыбкиным, и с Г.Селезневым, а еще ранее с Р.Хасбулатовым в Верховном Совете РФ).

Председатель Государственной Думы: ведет заседания палаты; ведает вопросами внутреннего режима работы палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему регламентом; организует работу Совета Государственной Думы; осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; назначает на должность и освобождает от должности руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя руководителя Аппарата – управляющего делами Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы; представляет палату перед Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, субъектами РФ, Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным Судами РФ, Генеральным прокурором РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Центрабанком РФ, уполномоченным по правам человека в РФ, со Счетной палатой РФ и т.д.; участвует в согласительных процедурах, проводимых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения; подписывает постановления Государственной Думы; направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы; направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации; издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции; представляет к назначению на должность и к освобождению от должности постоянного представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации. При этом Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение или поручение Председателя Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект порядка работы Государственной Думы вопрос о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы и о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы. Председатель Государственной Думы или по его поручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию. По указанным докладам Государственная Дума может принимать постановления.

Председатель Государственной Думы избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования при выборах председателя. Кандидатов на должность председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. В ходе обсуждения всех кандидатов, давших согласие баллотироваться на должность председателя Государственной Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Государственной Думы. Представители каждого депутатского объединения и депутаты Государственной Думы, выдвинувшие своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается.
В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. Депутат считается избранным председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, если на должность председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата. Избранным на должность председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы либо принимает решение о выборах Первого заместителя председателя Государственной Думы и заместителей председателя Государственной Думы. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее. Если Государственная Дума принимает решение о переходе к выборам Первого заместителя председателя Государственной Думы и заместителей председателя Государственной Думы, то после избрания по крайней мере одного из заместителей председателя Государственной Думы Государственная Дума проводит повторные выборы председателя Государственной Думы. Решение о переходе к выборам Первого заместителя председателя Государственной Думы и заместителей председателя Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Решение об избрании председателя Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования.

Решение об освобождении председателя Государственной Думы от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Заместители председателя Государственной Думы представляют председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручению председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между заместителями председателя Государственной Думы. Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями председателя Государственной Думы издается председателем Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы. В пределах своих должностных обязанностей заместители председателя Государственной Думы вправе давать поручения структурным подразделениям Аппарата Государственной Думы.

Деятельность председателя Государственной Думы обеспечивается Секретариатом председателя Государственной Думы, а деятельность Первого заместителя председателя Государственной Думы и заместителей председателя Государственной Думы обеспечивается их секретариатами.

Председателем Государственной Думы Федерального Собрания первого созыва (январь 1994 – январь 1996) был И.П.Рыбкин, председателем Государственной Думы второго и третьего созывов (январь 1996 – декабрь 2003) избирался Г.Н.Селезнев. С 2003 председателем Государственной Думы является Грызлов Б.В.

Александр Кынев
 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»

Какой римский политик каждую свою речь в сенате заканчивал словами «Карфаген должен быть разрушен»?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно поворачивать на сноуборде инструкция для новичков
  • Порошок от цистита монурал цена инструкция по применению для женщин
  • Подача заявления в загс через госуслуги пошаговая инструкция
  • Руководство для тойота авенсис 2003
  • Форливер хелп инструкция по применению как принимать таблетки