Выступление руководства верховного совета против конституционной реформы было в

Помогите, пожалуйста : 3

1.

Против Указа Президента о роспуске Съезда Народных депутатов РФ выступил председатель Верховного Совета :

1) А.

Руцкой 2) Р.

Хасбулатов 3) Б.

Ельцин 4) М.

Горбачёв

2.

Выступление руководства Верховного Совета против конституционной реформы имело место в :

1) 1990 г.

2) 1991 г.

3) 1993 г.

4) 1997 г.

3. Конституционная реформа Б.

Ельцина предполагала6

1) роспуск Съезда народных депутатов ;

2) роспуск Верховного Совета

3) представить на референдуме новую Конституцию РФ

4) всё вышеназванное

4.

Кэмп — дэвидская декларация была подписана в :

1) 1985 г.

2) 1991 г.

30 1992 г.

4) 1996 г.

На этой странице находится вопрос Помогите, пожалуйста : 31?, относящийся к категории
История. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории История. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

18. Укажите верные утверждения:После распада СССР российское руководство:
А) объявило РФ правопреемницей Советского Союза
Б) приступило к осуществлению радикальных социально-экономических реформ
В) обеспечило быстрый подъём производства
Г) удержало инфляцию на низком уровне
Д) отклонило программу приватизации госсобственности
19. Выступление руководства Верховного Совета против конституционной реформы имело место в
:А) 1990г.
Б) 1991г.
В) 1993г.
Г) 1997г.
20. О чём идёт речь?
Из указа Президента РСФСР:«В связи с действием группы лиц… ПОСТАНОВЛЯЮ:…
1.Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся ни чем иным, как государственным преступлением…
3. …Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного Комитета, …подлежат преследованию по закону».

Обращение Президента Российской Федерации Бориса Ельцина к гражданам России от 21.09.1993 года

Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации

В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.
Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политике всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции.

В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного Договора, но принимаемые решения зачастую прямо противоречат федеративной природе Российского государства.

Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.

В текущей работе Верховного Совета систематически нарушается его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство.

Таким образом разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации.

В сложившихся условиях единственным соответствующим принципам народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, Президента и Правительства, с другой, а также преодоления паралича государственной власти, являются выборы нового Парламента Российской Федерации. Такие выборы не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года.
Hеобходимость выборов диктуется также тем, что Российская Федерация — это новое государство, пришедшее на смену РСФСР в составе СССР и ставшее международно признанным продолжателем Союза ССР.

Учитывая, что в действующей Конституции Российской Федерации не предусмотрена процедура принятия новой Конституции, политические партии и движения, группы депутатов, участники Конституционного совещания, представители общественности неоднократно обращались к Президенту Российской Федерации с предложением незамедлительно назначить выборы в новый Федеральный Парламент.

Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу;

учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации;

принимая во внимание, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти;

в целях:

сохранения единства и целостности Российской Федерации;

вывода страны из экономического и политического кризиса;

обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации;

восстановления авторитета государственной власти;

основываясь на статьях 1, 2, 5, 121−5 Конституции Российской Федерации, итогах референдума 25 апреля 1993 года,
постановляю:

1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального Собрания Российской Федерации — и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу.

Гарантируются установленные Конституцией и законами права и свободы граждан Российской Федерации.

2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Рабочей группы Конституционной комиссии.

3. Временно до принятия Конституции и Закона Российской Федерации о выборах в Федеральное Собрание Российской Федерации и проведения на основе этого Закона новых выборов;

— ввести в действие Положение О Федеральных органах власти на переходный период, подготовленное на основе проекта Конституции Российской Федерации, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 года;

— наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания Российской Федерации со всеми полномочиями, предусмотренными Положением О Федеральных органах власти на переходный период.

Установить, что осуществление указанных полномочий Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.

4. Ввести в действие Положение О выборах депутатов Государственной Думы, разработанное народными депутатами Российской Федерации и Конституционным совещанием.

Провести в соответствии с указанным Положением выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральному Собранию рассмотреть вопрос о выборах Президента Российской Федерации.

5. Hазначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11—12 декабря 1993 года.

6. Образовать Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поручить ей совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организацию выборов и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Всем государственным органам и должностным лицам оказывать необходимое содействие избирательным комиссиям по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и пресекать любые акты и действия, направленные на срыв выборов в Государственную Думу, от кого бы они ни исходили.

Лиц, препятствующих осуществлению избирательного права гражданами Российской Федерации, привлекать к уголовной ответственности в соответствии со статьей 132 УК РСФСР.

7. Расходы, связанные с проведением выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, отнести на счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации.

8. Полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации сохраняются.

9. Заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации не созываются.

Полномочия народных депутатов Российской Федерации прекращаются. Права граждан, бывших народными депутатами Российской Федерации, в том числе трудовые, гарантируются.

Полномочия народных депутатов — делегатов Российской Федерации на пленарных заседаниях и представителей в Комиссиях Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Hезависимых Государств подтверждаются Президентом Российской Федерации.

Hародные депутаты Российской Федерации, являющиеся членами Конституционной комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации, могут продолжать работу в составе Комиссии в качестве экспертов.

Сотрудники аппарата Верховного Совета Российской Федерации и обслуживающий персонал направляются в отпуск до 13 декабря 1993 года с сохранением содержания.

10. Предложить Конституционному Суду Российской Федерации не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации.

11. Совет Министров — Правительство Российской Федерации осуществляет все предусмотренные Конституцией Российской Федерации полномочия, с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом, а также законодательством.

Совет Министров — Правительство Российской Федерации обеспечивает бесперебойную и согласованную деятельность органов государственного управления.

Совету Министров — Правительству Российской Федерации принять в свое ведение все организации и учреждения, подчиненные Верховному

Совету Российской Федерации, и провести необходимую их реорганизацию, имея в виду исключение дублирования соответствующих правительственных структур. Принять необходимые меры по трудоустройству высвобождающихся сотрудников. Осуществить правопреемство в отношении полномочий Верховного Совета Российской Федерации как учредителя во всех сферах, где учредительство предусмотрено действующим законодательством.

12. Центральный банк Российской Федерации до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации руководствуется указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и подотчетен Правительству Российской Федерации.

13. Генеральный Прокурор Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации и ему подотчетен впредь до начала работы вновь избранного Федерального Собрания Российской Федерации.

Органы Прокуратуры Российской Федерации руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, а также действующим законодательством с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом.

14. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации принимать все необходимые меры по обеспечению государственной и общественной безопасности в Российской Федерации с ежедневным докладом о них Президенту Российской Федерации.

15. Министерству иностранных дел Российской Федерации информировать другие государства, Генерального Секретаря ООH о том, что проведение выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации диктуется стремлением сохранить демократические преобразования и экономические реформы. Такое решение полностью соответствует основам конституционного строя Российской Федерации, прежде всего принципам народовластия, разделения властей, федерализма и опирается на волеизъявление народа Российской Федерации, выраженное на референдуме 25 апреля 1993 года.

16. Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» внести на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации.

17. Hастоящий Указ вступает в силу с момента подписания.

* * *

Выражаю надежду, что все, кому дороги судьба России, интересы процветания и благополучия ее граждан, поймут необходимость проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания для мирного и легитимного выхода из затянувшегося политического кризиса.

Прошу граждан России поддержать своего Президента в это переломное для судьбы страны время.

Президент

Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль

21 сентября 1993 года, 20.00 час.

№ 1400

Автор статьи

Александр Андреевич Майер

Эксперт по предмету «История России»

Задать вопрос автору статьи

Содержание конституционного кризиса России 1992-1993 годов

Конституционный кризис России 1992-1993 годов выражался в противостоянии двух политических лагерей: Президента России Б. Н. Ельцина с его сторонниками и находящейся под контролем исполнительной ветвью власти, и с другой стороны — руководства и большей части депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, вице-президентом России А. В. Руцкой и некоторыми другими представителями исполнительной власти.

Предпосылки противостояния

Предпосылки противостояния заключались в различных представлениях сторон о реформировании конституционного устройства, новой Конституции, а также о направлениях социально-экономического развития России.

Сторона Президента России настаивала на скорейшем принятии новой Конституции, усилении президентской власти и проведении либеральных экономических реформ.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Сторона представителей Верховного Совета говорила о необходимости сохранения всей полноты власти у Съезда народных депутатов, и выступали резко против излишней поспешности и проведения экономических реформ в виде «шоковой терапии».

Замечание 1

Таким образом, причиной противостояния двух точек зрения была конституционная двусмысленность, при которой Ельцин настаивал на ограничении ею своих прав, а сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию.

Отставка Правительства Гайдара и выступление Ельцина

1 декабря 1992 года в Москве проходил VI Съезд народных депутатов, на котором руководство Верховного Совета критиковало Е. Т. Гайдара, которого отказались утверждать на пост Председателя Правительства.

В ответ на это, Ельцин резко высказался о работе Съезда народных депутатов и даже попытался сорвать его работу.

Проведенные переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова не принесли результатов.

«Конституционный кризис в России в 1993 г.» 👇

Попытка импичмента

Весной 1993 года Президент выступил с обращением, в котором объявил о приостановке действия Конституции и даже «введении нового порядка управления».

Замечание 2

В ответ на это Конституционный суд РФ, пока еще не обладая текстом официального указа Президента, усмотрел основания для его отрешения от должности в связи с неконституционностью его действий.

26 марта на чрезвычайном Съезде народных депутатов была произведена попытка объявления импичмента Президенту Ельцину, однако она провалилась в связи с появлением настоящего текста указа, который не содержал грубых нарушений Конституции.

Апрельский референдум

Тем не менее, после несостоявшегося импичмента, Съезд народных депутатов назначил всероссийский референдум, состоящий из 4 вопросов о доверии к Президенту.

Замечание 3

В нем приняло участие свыше 64 % избирателей, и, несмотря на фактическую неоднозначность результатов по двум последним вопросам, победа Ельцина в этой политической борьбе была очевидна.

Конституционное совещание

Когда в конце апреля 1993 года в официальной печати был опубликован проект Конституции, предложенный президентом, что опять вылилось в демонстрацию его противников и столкновение с ОМОНом.

Через три недели после этого, 20 мая Ельцин созвал Конституционное совещание в Москве, которое начало свою работу 5 июня.

Замечание 4

1 сентября того же года Президентом был подписан указ об отстранении от исполнения обязанностей в последнее время жестко критиковавшего его вице-президента А.В. Руцкого в связи с обвинениями его в коррупции, которые не подтвердились.

Однако на тот момент в Конституции не существовали нормы об отстранении вице-президента Президентом, и 3 сентября Верховный Совет направил соответствующее ходатайство в Конституционный суд, так как, издавая свой указ, Ельцин взял на себя полномочия органов судебной системы.

Разгон Верховного Совета

21 сентября 1993 года Ельцин подписал еще один указ, о роспуске Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов с введением временной системы органов власти, и назначением выборов в Государственную Думу на 11—12 декабря.

Однако в то же время, Конституционный суд вынес свое заключение по поданному ранее ходатайству Верховного Совета по вопросу отстранения вице-президента от должности, признав действия Президента противоречащими Конституции.

Верховный Совет настаивает на прекращении полномочий Президента и их передаче вице-президенту А. В. Руцкому. Чрезвычайно созванный Х Съезд народных депутатов утверждает решение Верховного Совета, и квалифицирует действия Ельцина как попытку госпереворота.

Замечание 5

Как известно, 3 и 4 октября 1993 года произошел штурм Белого Дома бронетехникой, в результате чего его руководство отправляется в следственный изолятор «Лефортово».

Президент Ельцин производит кадровые перестановки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Конституционная реформа

Через три дня после штурма здания Правительства, Ельцин принял указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», в соответствии с которым становится практически законодателем.

Еще через два дня прекращаются полномочия Советов всех уровней, а Президент отказывается от самостоятельного формирования Совета Федераций, назначая его выборы.

Замечание 6

12 декабря большинством граждан принимается новая Конституция России. В этот же день проходят выборы в Государственную Думу и Совет Федерации первого созыва, начавшие свою работу после новогодних праздников в 1994 году.

Что касается членов Верховного Совета, то, несмотря на их непризнание себя виновными, 23 февраля Госдума их амнистировала, а следствие в отношении них было прекращено.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Конституционным кризисом 1993 года называют противостояние, которое возникло между основными силами, существовавшими в то время в Российской Федерации. Среди противоборствующих сторон были глава государства Борис Ельцин, которого поддерживало правительство во главе с премьер-министром Виктором Черномырдиным и мэр столицы Юрий Лужков, некоторые народные депутаты, с другой стороны было руководство Верховного Совета, а также подавляющее большинство народных депутатов, позицию которых формулировал Руслан Хасбулатов. Также на стороне противников Ельцина оказался вице-президент Александр Руцкой.

Предпосылки кризиса

Фактически к конституционному кризису 1993 года привели события, которые начали развиваться еще в 1992-м. Кульминация пришлась на 3 и 4 октября 1993-го, когда произошли вооруженные столкновения в самом центре столицы, а также возле телецентра «Останкино». Не обошлось без жертв. Переломным моментом стал штурм Дома Советов войсками, которые выступили на стороне президента Бориса Ельцина, это привело к еще большим жертвам, среди которых были и представители мирного населения.

Предпосылки для конституционного кризиса 1993 года наметились, когда стороны не смогли прийти к единому мнению по многим ключевым вопросам. В частности, они касались различных представлений о реформировании государства, методах социального и экономического развития страны в целом.

Президент Борис Ельцин настаивал на скорейшем принятии конституции, которая бы закрепила сильную президентскую власть, сделав Российскую Федерацию фактически президентской республикой. Также Ельцин был сторонником либеральных реформ в экономике, полного отказа от планового принципа, который существовал при Советском Союзе.

В свою очередь, народные депутаты и Верховный Совет настаивали на том, что вся полнота власти, по крайней мере до принятия конституции, должна сохраняться за Съездом народных депутатов. Также народные депутаты считали, что не стоит спешить с реформами, были против необдуманных решений, так называемой шоковой терапии в экономике, за которую ратовала команда Ельцина.

Основным доводом приверженцев Верховного Совета была одна из статей конституции, которая утверждала, что именно Съезд народных депутатов является высшим органом власти в стране на тот момент.

Ельцин, в свою очередь, обещал соблюдать конституцию, но она же сильно ограничивала его в правах, он ее называл «конституционной двусмысленностью».

Причины кризиса

Борис Ельцин

Стоит признать, что даже сегодня, спустя много лет, нет единого мнения о том, какими были основные причины конституционного кризиса 1992-1993 годов. Дело в том, что участники тех событий выдвигают различные, часто совершенно диаметральные предположения.

Например, Руслан Хасбулатов, который в то время был руководителем Верховного Совета, утверждал, что главной причиной конституционного кризиса 1993 года стали неудавшиеся экономические реформы. По его мнению, в этом вопросе правительство потерпело полный провал. При этом исполнительная власть, как отмечал Хасбулатов, пыталась снять с себя ответственность, переложив вину за неудавшиеся реформы как раз на Верховный Совет.

Иная позиция по поводу конституционного кризиса 1993 года была у руководителя администрации президента Сергея Филатова. Отвечая в 2008 году на вопрос о том, что послужило катализатором, он отметил, что президент со своими сторонниками пытался цивилизованным путем сменить парламент, существовавший в стране в то время. Но народные депутаты этому воспротивились, что фактически привело к мятежу.

Видный силовик тех лет Александр Коржаков, который руководил службой безопасности президента Бориса Ельцина, был одним из самых ближайших его помощников, видел и другие причины конституционного кризиса 1992-1993 гг. Он отмечал, что глава государства был вынужден подписать указ о роспуске Верховного Совета, поскольку на это его вынудили сами депутаты, совершив ряд антиконституционных шагов. В результате ситуация максимально обострилась, разрешить ее смог только политический и конституционный кризис 1993 г. Сам по себе конфликт наметился уже давно, жизнь обычных людей в стране ухудшалась с каждым днем, а исполнительная и законодательная власть в стране не могли найти общий язык. Конституция к тому времени окончательно устарела, поэтому требовались решительные действия.

Говоря о причинах конституционного кризиса 1992-1993 годов, вице-спикер Верховного Совета Юрий Воронин и народный депутат Николай Павлов называли в числе прочих причин многократные отказы Съезда ратифицировать Беловежское соглашение, которое фактически привело к развалу СССР. Дошло даже до того, что группа народных депутатов, которую возглавил Сергей Бабурин, подала иск в Конституционный суд, требуя признать незаконной ратификацию самого соглашения между президентами Украины, России и Белоруссии, которое было подписано в Беловежской пуще. Однако суд обращение так и не рассмотрел, начался конституционный кризис 1993 года, ситуация в стране изменилась кардинальным образом.

Депутатский съезд

Съезд народных депутатов

Многие историки склонны считать, что фактическим началом конституционного кризиса в России 1992-1993 годов является VII Съезд народных депутатов. Он начал свою работу в декабре 1992-го. Именно на нем конфликт властей перешел в публичную плоскость, стал открытым и очевидным. Завершение же конституционного кризиса 1992-1993 гг. связывают с официальным утверждением Конституции Российской Федерации уже в декабре 93-го.

С самого начала Съезда его участники начали подвергать резкой критике правительство Егора Гайдара. Несмотря на это 9 декабря Ельцин выдвинул Гайдара на место председателя своего правительства, но Съезд отверг его кандидатуру.

На следующий день Ельцин выступил на Съезде, раскритиковав работу депутатов. Он предложил провести всероссийский референдум о доверии к нему народа, а также попытался сорвать дальнейшую работу Съезда, уведя из зала некоторую часть депутатского корпуса.

Руслан Хасбулатов

11 декабря глава Конституционного суда Валерий Зорькин инициировал переговоры между Ельциным и Хасбулатовым. Был найден компромисс. Стороны решили, что Съезд заморозит часть поправок к конституции, которые должны были существенно ограничить полномочия президента, а также договорились о проведении референдума весной 1993 года.

12 декабря было принято постановление, которое регламентировало стабилизацию существующего конституционного строя. Было решено, что народные депутаты выберут три кандидатуры на место председателя правительства, а 11 апреля состоится референдум, который должен утвердить ключевые положения конституции.

14 декабря главой правительства утверждают Виктора Черномырдина.

Импичмент Ельцину

Слова «импичмент» в то время в России практически никто не знал, но фактически весной 1993 года депутаты предприняли попытку отстранить его от власти. Это стало важным этапом конституционного кризиса 1993 г.

12 марта уже на восьмом Съезде было принято постановление о конституционной реформе, которое фактически отменяло предыдущее решение Съезда по поводу стабилизации ситуации.

В ответ на это Ельцин записывает телеобращение, в котором объявил о том, что вводит особый порядок управления страной, а также о приостановлении действия нынешней конституции. Через три дня Конституционный суд постановляет, что действия главы государства не являются конституционными, усмотрев явные основания для отречения главы государства от должности.

26 марта народные депутаты собрались на очередной чрезвычайный Съезд. На нем было принято решение о назначении досрочных президентских выборов, было организовано голосование по отрешению Ельцина от должности. Но попытка импичмента оказалась провальной. К моменту голосования был опубликован текст указа, в котором не содержалось никаких нарушений конституционного строя, таким образом, формальные основания для отрешения от должности отпали.

При этом голосование все же было проведено. Для принятия решения об импичменте за него должны были проголосовать 2/3 депутатов, это 689 человек. Проект поддержали только 617.

После провала импичмента было объявлено о проведении референдума.

Всероссийский референдум

Референдум назначается на 25 апреля. Многим россиянам он запомнился по формуле «ДА-ДА-НЕТ-ДА». Именно так предлагали отвечать на поставленные вопросы сторонники Ельцина. Вопросы в бюллетенях были такими (приводим дословно):

  1. Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину?

  2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года?

  3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации?

  4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

В референдуме приняли участие 64% избирателей. Доверие Ельцину высказали 58,7% голосовавших, социально-экономическую политику одобрили 53%.

За досрочные выборы президента высказались только 49,5%. Решение принято не было, также не были поддержаны досрочное голосование за депутатов, хоть за этот вопрос и высказались 67,2%, но по действовавшему тогда законодательству для принятия решения о досрочных выборов необходимо было заручиться на референдуме поддержкой половины всех избирателей, а не только тех, которые пришли на участки.

30 апреля был опубликован проект новой конституции, который, правда, существенно отличался от того, который был представлен в конце года.

А 1 мая, в День труда, в столице состоялась массовая акция противников Ельцина, которая была подавлена ОМОНом. Несколько человек погибли. Верховный Совет настаивал на освобождении от должности главы МВД Виктора Ерина, но Ельцин отказался отправлять его в отставку.

Нарушение конституции

Конституционный кризис 1993 года

Весной события начали активно развиваться. 1 сентября президент Ельцин отстраняет Руцкого от обязанностей вице-президента. При этом действовавшая на тот момент конституция не позволяла отстранять вице-президента. Формальным поводом стали обвинения Руцкого в коррупции, которые в результате не подтвердились, предоставленные документы оказались поддельными.

Через два дня Верховный Совет инициирует проверку соответствия решения Ельцина об отстранении Руцкого его полномочиям. 21 сентября президент подписывает указ о начале конституционной реформы. Она предписывает незамедлительно прекратить деятельность Съезда и Верховного Совета, а на 11 декабря назначаются выборы в Государственную думу.

Изданием этого указа президент фактически нарушил действовавшую на тот момент конституцию. После этого он де-юре отстраняется от должности, согласно действовавшей на тот момент конституции. Президиум Верховного Совета зафиксировал этот факт. Верховный Совет заручается также поддержкой Конституционного суда, который подтверждает тезис о том, что действия президента неконституционны. Ельцин игнорирует эти выступления, де-факто продолжая выполнять обязанности президента.

Власть переходит к Руцкому

Александр Руцкой

22 сентября Верховный Совет голосует за законопроект о прекращении полномочий президента и переходе власти к Руцкому. В ответ на это на следующий день Борис Ельцин заявляет о досрочных президентских выборах, которые назначаются на июнь 1994 года. Это опять противоречит действовавшему законодательству, потому что решения о досрочных выборах может принимать только Верховный Совет.

Обстановка обостряется после нападения сторонников народных депутатов на штаб Объединенных вооруженных сил СНГ. В результате столкновения два человека погибают.

24 сентября снова заседает чрезвычайный Съезд народных депутатов. Они утверждают прекращение Ельциным полномочий президента и переход власти к Руцкому. Действия Ельцина при этом квалифицируются как государственный переворот.

В ответ уже 29 сентября Ельцин объявляет о создании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную думу и назначении ее председателем Николая Рябова.

Кульминация конфликта

Президент на танке

Своего апогея конституционный кризис в России в 1993 году достигает 3-4 октября. Накануне Руцкой подписывает указ об освобождении Черномырдина от должности председателя правительства.

На следующий день сторонники Верховного Совета захватывают здание мэрии в Москве, расположенное на Новом Арбате. Милиция открывает огонь по демонстрантам.

Штурм Дома Советов

Затем следует провалившаяся попытка штурма телецентра «Останкино», после чего Борис Ельцин вводит в стране чрезвычайное положение. На этом основании в Москву входит бронетехника. Здание Дома Советов штурмуют, что приводит к многочисленным жертвам. По официальным сведениям, их около 150, по данным очевидцев, может быть намного больше. Российский парламент расстреливают из танков.

4 октября лидеры Верховного Совета — Руцкой и Хасбулатов — сдаются. Их помещают в следственный изолятор в «Лефортово».

Конституционная реформа

На этом конституционный кризис 1993 года продолжается, очевидно, что нужно действовать незамедлительно. 5 октября распущен Московский совет, уволен генеральный прокурор Валентин Степанков, на место которого назначен Алексей Казанник. Увольняются главы регионов, поддержавших Верховный Совет. Своих руководителей лишаются Брянская, Белгородская, Новосибирская, Амурская, Челябинская области.

7 октября Ельцин подписывает указ о начале поэтапной реформы конституции, фактически взяв на себя функции законодательной власти. Члены Конституционного суда во главе с председателем складывают с себя полномочия.

Важным становится указ о реформе органов местного самоуправления, а также представительных органов власти, который президент подписывает 9 октября. Назначаются выборы в Совет Федерации, проводится референдум по проекту конституции.

Новая конституция

Основным последствием конституционного кризиса 1993 года становится принятие новой конституции. 12 декабря на референдуме ее поддерживает 58% граждан. Фактически отсюда начинает отсчет новая история России.

25 декабря документ официально опубликован. Также проходят выборы в высшую и низшую палаты парламента. 11 января 1994 года они начинают свою работу. На выборах в федеральный парламент убедительную победу одерживает ЛДПР. Также места в думе получают избирательный блок «Выбор России», Коммунистическая партия Российской Федерации, «Женщины России», Аграрная партия России, блок Явлинского, Болдырева и Лукина, Партия российского единства и согласия и Демократическая партия России. Явка на выборах составила почти 55%.

23 февраля всех участников отпускают, предварительно амнистировав.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Баскет форте инструкция по применению взрослым от чего помогает
  • Руководства по ремонту бмв е36
  • Формальные группы создаются по воле руководства
  • Руководство по эксплуатации стелс 700
  • Инструкция пользования эхолотом fish finder на русском языке