Ю гладкова метод проектов в руководстве работой по нравственно патриотическому воспитанию

Журнал «Ребёнок в детском саду» — 02/2008

Актуальные проблемы

А. Кошелева. Кризисные ситуации в жизни ребёнка и его семьи

Методика и практика

С. Якобсон. Особенности методики воспитания
Ю. Гладкова. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию
М. Гружинскас, Е. Сидоренко, М. Корнилова, B. Стрежнева. День Победы
Е. Фоминых. «Гордое имя — Урал»
О. Лысюк. Город на Кане
М. Литвинова. Игровые упражнения для детей третьего года жизни
Т. Макарова, Е. Мухортова. Давайте поиграем!
Г. Фесенко. Музей хлеба
Л. Немихина. «Как Солнце Весне помогало»
Т. Яблинская. Сенсорно-моторная зона в логопедическом кабинете
Е. Силантьева, Т. Яблинская. Сопряжённая гимнастика
О. Чуракова. Математика в сказках
Ж. Ерёменко. «Первоцвет»
М. Мартыненко, Э. Назарова, М. Прокофьева. Весенние гулянья
О. Юнусова. Ребёнок стесняется? Пусть возьмёт куклу!
М. Наботова. Искусство в жизни человека
В. Богат. Метод, направленный на достижение идеального конечного результата (ТРИЗ)
Л. Васильева. «На Пасху солнце восходит пританцовывая»
Т. Мамаева. До свиданья, детский сад!
З. Смиренникова. Праздник, радостный для всех
Н. Шулятьева. Путешествие в школу
Т. Замятина, Г. Кононова. Я — будущий первоклассник

Родительская энциклопедия

Стив Биддалф. «Воспитывать мальчишек…»

Музей детской книги

Н. Ильчук. «С нами — Смех!»

0
0
голоса

Рейтинг статьи

Использование
проектной деятельности в патриотическом воспитании детей

«Скажи
– и я забуду.

Покажи
– и я запомню.

Вовлеки
– и я научусь»

(Китайская
пословица)

Воспитание
патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства.

Недооценка 
патриотического  воспитания  приводит  к  ослаблению  социально-экономических, 
духовных  и  культурных  основ  развития  общества  и  государства.  Этим  и 
определяется  приоритетность  патриотического  воспитания  в  общей  системе 
воспитания  граждан  России.

Идея 
патриотического  воспитания,  приобретая  все  большее  общественное 
значение,  становится  задачей  государственной  важности.

Наиболее
благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования
существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами,
ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка,
обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует
созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Дополнительное
образование создает условия для социально значимой деятельности и проявления
активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического
сознания.

Патриотизм
понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем
сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным
достоянием личности. Говоря о патриотическом воспитании, мы понимаем
взаимодействие взрослого (педагогов и родителей) и ребенка, в совместной
деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в
ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам
национальной и региональной культуры, воспитание эмоционально-действенного
отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Подчеркивая
социально важные качества: доброту, уважение, желание и умение помочь другу,
заботу о других.
О важности приобщения ребенка к культуре
своего народа написано много, поскольку обращение к наследию воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать
и изучать культуру своих предков.

Происходящие
в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов
образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием
личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в
информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить
и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной
деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на
воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности
самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать
принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в
разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов
и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов
и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Современный образовательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому
мы рассматриваем ребенка как субъекта социализации, который не только усваивает
социальные нормы и ценности, но и становится активным участником социальных
процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность.

 Участие в проектной деятельности способствует самореализации
учащихся, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к
обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и
обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению
самооценки.

Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся
жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию,
максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически
применить полученные знания и опыт. Педагог может подсказать источники
информации, а может просто направить мысль учащихся в нужном направлении для
самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся
коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе,
аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.

Реализация проектной деятельности на практике ведет к
изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний и социального опыта он
превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности
своих учеников.

Проект
слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его
прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед».
В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких
по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов
(расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо
сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст
какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или
план.

Метод
проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в
начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и
связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании,
разработанными американским философом и педагогом Джорджем Дьюи
(1859
— 1952)
, а также его учеником В. Х. Килпатриком.

Метод
проектов привлек внимание и  русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи
проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками
американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905
году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно
использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко
внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно в 1931 году
метод проектов был осужден. С тех пор до недавнего времени в России больше не
предпринималось попыток возродить этот метод в практике. Вместе с тем в
зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.

Проект — это совокупность определенных действий, документов,
предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета,
создания разного рода теоретического продукта.
Это всегда творческая деятельность. Метод проектов —
педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний,
а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в
создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы
человеческой деятельности в социо­культурной среде.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебная, познавательная,
творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата
деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие
заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности,
этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач
проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана,
программ и организация деятельности по реализации проекта)
и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов
деятельности.

Проект или исследование с точки зрения учащегося — это возможность
максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность,
позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый
результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,
сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат
этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит
практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно,
интересен и значим для самих открывателей.

Проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное
дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет
вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования
и исследования у детей, а именно учить:

  • проблематизации
    (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию
    ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой
    проблемы);
  • целеполаганию
    и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу
    и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы
    проекта);
  • представление
    результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации
    в различных формах, с использованием специально подготовленный
    продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации,
    чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических
    представлений и др.);
  • поиску и отбору
    актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому
    применению знаний в различных, в том числе и нетиповых,
    ситуациях;
  • выбору, освоению
    и использованию подходящей технологии изготовления продукта
    проектирования;
  • проведению
    исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации
    и обобщению).

Выделяют
проекты следующих типов:

•        Исследовательские
(приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

•       
Творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника,
статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

•        Информационные
(сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для
широкой аудитории);

•        Практико-ориентированные
(результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект
экспозиций школьного музея, зимнего сада школы, экологического щита, справочный
материал, словарь, дизайн дома, квартиры, пр.).

В
чем заключается педагогическая значимость проектной деятельности?

1.    
Открывается возможность формирования
жизненного опыта.

2.    
Стимулируется творчество и
самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

3.    
Выводит процесс обучения и воспитания из
стен школы в окружающий мир.

4.    
Реализует принцип сотрудничества учащихся
и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

5.    
Ведет учащихся по ступенькам роста от
проекта к проекту.

Этапы работы над проектом

I этап: «Погружение»
в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор
и обработка информации

III этап:
Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и
    важность данной проблемы;
  • анализ разнообразной информации;
  • программа действий;
  • разработка варианта
    реализации своей программы.

IV этап: Реализация
плана действий (проекта)

V этап: Подготовка
к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

  • представляют проект
  • оформляют портфолио
  • готовят стендовую
    защиту
  • разрабатывают электронную
    презентацию и т.д.

VI этап:
Презентация проекта (применимы все виды представления проекта: доклад-защита,
инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап:
Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Первые
проекты могут быть индивидуальными и небольшими по объему.

При
организации проектной деятельности  необходимо учитывать возрастные
психолого-физиологические особенности детей. А именно: Темы детских работ
выбираются интересные и значимые. Например:

ü
Моя семья;

ü
Все профессии нужны, все профессии важны;

ü
Моя родословная;

ü
Наш семейный альбом;

ü
Традиции моей семьи;

ü
Школа будущего;

ü
Мой родной город;

ü
Путешествия по России.

 Проблема
проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения
в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных
интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития, быть
близкой пониманию. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно
ограничить 1-2 неделями. Получаемый результат должен быть социально и
практически значимым. Презентацию результатов проектирования или исследования
целесообразно проводить на  ярмарках идей,  конкурсах
детских конференциях.

Такая
работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу — воспитание патриота
своей  Родины.

Так,
поэтапно начиная с истории своей семьи, изучения школы, в которой учишься,
родного края — своей малой родины, а затем к истории России ведется работа по формированию
гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны,
но и является настоящим ее патриотом. Гражданином, готовым к деятельному
участию в жизни Родины, преумножению ее богатств и дальнейшего процветания.

В
целом проектная деятельность дает возможность: повысить степень
самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации;
способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий,
приобретению детьми опыта исследовательской творческой деятельности.

От
проекта к проекту возрастает качество представляемого материала, формы его
подачи. Наблюдается сплочение коллектива не только учеников, но и родителей,
что способствует тесному взаимодействию семьи и школы в воспитании
подрастающего поколения. А когда есть взаимопонимание, когда работа проводится
не формально, а от души и от сердца, непременно будет  и положительный
результат.

Учащимся
удается выступать в разных социальных ролях: исследователей, экскурсоводов,
фоторепортеров, корреспондентов, сочинителей, оформителей. Педагог поддерживают
и развивают инициативу школьников, направляет деятельность учащихся.

Патриотическая
работа с использованием проектной деятельности дает положительные результаты:

ü    знания
по истории и культуре родного края, истории школы;

ü    ценностное
отношение к историческим и культурным традициям родного края;

ü    реализация
интересов учащихся, их творческих способностей;

ü    опыт
ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах,
представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед,
презентаций;

ü    формирование
духовного мира личности учащихся;

ü    опыт
социальных отношений.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию с
использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность
в учебном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика,
формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

Список  литературы

1.                
«Военно-патриотическое воспитание в школе»
М.В. Видякин, Н.А.Касаткина, И.О. Усатова и др. Волгоград: Учитель  2006 г.

2.                
Бузский, М. П.Теоретические проблемы
патриотизма и патриотического воспитания М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б.
Кусмарцев; Волгоград: ВолГУ 2008.

3.                
Гладкова  Ю.  Метод  проектов  в 
руководстве  работой  по  нравственно-патриотическому  воспитанию /Ю. 
Гладкова//  Ребенок  в  детском  саду.  – 2008.  –  №  2.  –  С.  11—–14.

4.                
Государственная программа  «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  (постановление
Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)

5.                
Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк и др. М.: «Просвещение» ,
2009г.

6.                
Настольная книга по патриотическому
воспитанию школьников  А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.:
Глобус, 2007г.

7.                
Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000

8.                
Опыт патриотического воспитания Т. Тикаева.
Волгоград.Учитель 2008г.

9.                
«Патриотическое воспитание» И. Пашкович.
Волгоград: Учитель 2006г.

10.           
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что
это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

11.           
Программа гражданско-патриотического
воспитания детей и молодежи (сост., ред. Семенова Г.С.) Издательство: Школьная
Пресса 2008 г.

12.           
 Т. В. Плахова «Патриотическое воспитание
школьников и учащейся молодежи» Программно-методические рекомендации по
воспитанию учащихся. Самара 2007 г.

13.           
Тимофеева  Л.Л.  Метод  проектов  в  ДОУ
/  Л.Л.  Тимофеева//  Управление  ДОУ.  –  2011.  –  №  3.  –  С.  22–28.

14.           
Трофимова  Г.Е.  Проектная  деятельность 
в  воспитании  у  детей  любви  к  родному  городу/  Г.Е.  Трофимова  // 
Управление  ДОУ.  –  2009.  –  №  1.  –  С.  83–85.

15.           
Уроки служения Отечеству. А.Н. Вырщиков.
М.: Глобус 2008г.

16.           
«Я – гражданин России!» О. Жиренко, Е.
Лапина М.: ВАКО 2008г.

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.

   Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

   Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается  добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит  от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими  впечатлениями и знаниями его обогатят.   

   Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

  Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:

*Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;

*Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

*Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;

*Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

*Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычиям русских людей;

*Развитие элементарных знаний о правах человека;

*Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

*Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

  Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

  Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

   Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

   Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, — используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

1. Исследовательско — творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево — игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.

5. Нормативные  (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

   Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

  В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

* учет интересов каждого ребенка;

* деятельность детей без принуждения;

* предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

* совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

* тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

  Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

    Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют  роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта..

 Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.  В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Приложение.

      В рамках реализации проекта «Моя  семья» можно использовать:

— составление совместно с родителями «Генеалогического древа»;                                  

— составление «Веселый гороскоп» детей группы;

-составление рассказов о своей семье;

— рисование с детьми «Моя семья»;

— И заключительный этап — совместное с родителями  соревнование «Мы строим дом».

 Этот проект помогает родителям  лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

Проект «Защитники Отечества» особенно актуален в наше время, когда дети черпают информацию, порой очень противоречивую, из телевизионных передач .

В работе над данным проектом можно знакомить детей с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывать патриотические чувства относительно своей Родины; приобщать к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств: смелость,   ловкость, сила.

Проект включает в себя:

— рисование рисунков «Мой папа, самый, самый»;

— выпуск с детьми стенгазеты ко дню защитников отечества;

— составление  альбома «Защитники Отечества»;

— занятие «Богатыри земли Русской»;

— анкетирование ;

— изготовление подарков для пап и дедушек;

А в заключении проекта провести праздничное развлечение.

Проект «Будь здоров, малыш» посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни.

В своей работе можно использовать нетрадиционные формы оздоровления детей:

— приёмы массажа биологически активных точек;

— самомассажу тела, лица в игровой форме;

— закаливающие процедуры после дневного сна;   

— ароматизация помещений (чеснок);

— беседы на валеологические темы,

— изготовление нестандартного оборудования.

Завершить родительским собранием «Здоровый ребенок — счастливый ребенок»,  с просмотром видеоматериала.

Современные подходы к патриотическому воспитанию старших дошкольников
в условиях реализации ФГОС ДО

«Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания».
А.В. Запорожец

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастли-выми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!» Часто ли мы слышим эти фразы? Почему существуют пробелы в нравственном воспитании подрастающего поколения? И как их устранить?

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общест-ве и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Осо-бую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода харак-терна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то, все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складываю-щиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фунда-ментом дальнейшего развития личности. Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Недооценка патриотического воспитания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритет-ность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связан-ные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.

В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется но-вый социальный тип личности. Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индиви-дуальностью. В связи с этим происходит переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

Под «патриотическим воспитанием» понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловече-ских нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Главной составляющей патриотического воспитания является воспитание любви и уважения к родной семье, родному городу, народу, стране.

В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте, когнитивный – обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию, поведенческий – выполняет диагностическую функцию.

Научные исследования в области педагогики и психологии подтверждают, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю.

Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями.

В этом смысле метод проектов наиболее целесообразная форма для решения задач патриотическо-го воспитания.

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планиро-вания и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов.

Проектный метод рассматривается как средство активизации познавательной деятельности, разви-тия креативности и, одновременно, формирования определенных личностных качеств.

В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Целесообразность использования метода проектов в патриотическом воспитании старших дошко-льников заключается в следующем:
— Метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Запастись знаниями «впрок» никому не удается, поэтому главное – научить ребенка пользоваться источниками информации.
— Проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается рядом определяющих характеристик данного возраста. Это, прежде всего любозна-тельность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. К стар-шему дошкольному возрасту внимание у детей становится более устойчивым, наблюдательность – более дифференцированной и долгосрочной, развиваются способности к началам анализа, синтеза, самооценке, появляется стремление к совместной деятельности. Проявляются стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.

Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей 5-7 лет, среди которых можно выделить:
• непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
• возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; широкий спектр видов деятельности;
• важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
• возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять по-знавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.

Использование метода проектов в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольном учреждении можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
• Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе
• Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания
• Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями

Для успешного использования метода проектирования в патриотическом воспитании старших дошкольников мы изучили следующую литературу по данной проблеме:
— Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ок-тября 2010 г. № 795.
— Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспита-нию//Ребенок в детском саду.– 2008. – № 2. С.11 – 14.
— Зебзеева В.А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО. – М., 2015.
— Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание до-школьников. – М., 2012.
— Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. – М., 2013.
— Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М., 2010.
— Пименова Л.В. Программа гражданского воспитания детей дошкольного возраста. – Пермь, 2000.
— Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ//Управление ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 22–28.
— Трофимова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному горо-ду//Управление ДОУ. – 2009. – №1. – С. 83–85.

Нами были запланированы и реализованы следующие проекты:
— «Мой детский сад»;
— «Мой дом, моя семья – это Родина моя»;
— «Моя улица»;
— «Город, в котором я живу»;
— «Моя Родина – Россия»

Важным условием патриотического воспитания дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников. Развитие у детей представлений о родной стране, отношения к событиям ее прошлого и настоящего зависят от позиции взрослых и происходят под влиянием близкого окружения – родителей и педагогов.

Формирование патриотизма крайне затруднено без участия семьи, без сохранения исторической и духовно-эмоциональной преемственности поколений. Ее влияние огромно, без нее работа по воспита-нию подлинного гражданина и патриота не даст должных результатов.

Поэтому важно, чтобы родители выступали союзниками педагогов в решении задач воспитания гражданско-патриотических чувств у детей. Для этого воспитателю необходимо заинтересовать близких ребенка этим вопросом, показать им значимость развития у детей представлений о разных сторонах жизни родной страны, малой родины и накопления элементарного опыта гражданского поведения.

Мы убеждены, что проектирование – эффективная деятельность, которая охватывает все стороны жизни ребенка и помогает развить в детях такие сложные патриотические чувства, как например, спра-ведливость, любовь к Родине, толерантность к детям других национальностей.

Библиографическое описание:

Круглова, Л. А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности / Л. А. Круглова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3456/ (дата обращения: 20.05.2023).

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня —
одно из важных звеньев в системе воспитательной работы
дошкольников. Это не только воспитание любви к родному дому,
семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному
достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения
к представителям других национальностей, но и воспитание
уважительного отношения к труженикам и результатам их
труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике,
традициям государства и общенародным праздникам.

Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного
возраста чувства патриотизма, реализуем в соответствии
с рекомендациями Образовательной программы МБДОУ детский сад
58,разработанной на основе комплексной программы «Детство»
под редакцией Логиновой В. И., Бабаевой Т. И.,
Ноткиной Н. А., а также используем парциальную
программу «Наш дом природы» Н. А. Рыжовой.

Изучив соответствующую литературу по патриотическому воспитанию,
поставили перед собой следующие задачи:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства
    сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу,
    родному краю.

  2. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику,
    результатам его труда, родной природе, защитникам Отечества
    посредством проектной деятельности.

  3. Развитие познавательных, художественных и творческих
    способностей детей через проектно-исследовательскую деятельность.

Планирование по данной теме проходило при тесном взаимодействии со
всеми педагогами ДОУ. А также через активное использование
инновационных форм и методов работы с детьми в проектной
деятельности.

Свою работу начали с привития детям любви к родителям,
своему дому, к детскому саду, городу, а именно с проекта
«Мы из города Апатиты». Работу мы начали с бесед,
в ходе которых выяснили знания детей о микрорайоне Старые
Апатиты, о родном городе. Оказалось, что эти знания невелики:
дети имели представления лишь об улицах, на которых проживали. В ходе
тематических бесед с использованием фотографий знакомили детей
с улицами города. Предлагали родителям провезти детей по улицам
города в выходные дни, посетить музеи, выставки. Гуляя по
городским улицам обязательно рассказывать о достопримечательностях,
памятных местах нашего города. Мы старались узнать отношение детей
к нашему городу с помощью различных вопросов.

Мы объяснили детям, что тот, кто горячо любит свой город, старается
сделать его еще краше, уютнее. Организовали выставку рисунков детей
«Мы гордимся тобой Апатиты». Чтобы поддержать интерес
к своему городу, мы показывали его в различные времена
года, обращаем внимание на красоту и неповторимость городских
пейзажей. Стремясь развить познавательный интерес, объединить наших
воспитанников и их родителей провели акцию «Папа, мама,
я — вся моя семья», в ходе которой оформили
альбом, где поместили рассказы, рисунки, фотографии о семьях
и их семейных традициях и обычаях. Огромную помощь нам
оказал имеющийся видеокаталог в ДОУ с видео-экскурсиями
к самым известным памятникам нашего города, о городах
Мурманской области. После видеопросмотров у дошкольников ярче
раскрывался интерес к родному городу, краю, они всё больше
и больше хотели узнать нового. В результате
целенаправленной работы у детей группы сформировано чувство
гордости за свой город, край и уважения к людям труда.

Научить видеть и ценить красоту родной природы одна из задач
патриотического воспитания. Еще в средней группе мы обратили
внимание, что наших детей привлекают первоцветы. Дети не просто
любовались этими хрупкими цветами, а почти каждый тянулся
сорвать их.

Формируя экологическое сознание у детей, мы разработали проект
«Первоцветы России и Мурманской области». Реализуя,
проект по знакомству с первоцветами мы с знакомили
с детской художественной литературой по данной теме. Совместно
с родителями оформили подборку картинок и иллюстраций
с изображением цветов. Во время тематических бесед рассказывали
детям о первоцветах. Активно использовали загадки, стихи
и легенды о первоцветах. Создали коллекцию «Первоцветы
рядом с нами». В вещах и предметах коллекции
собранных детьми и родителями, так или иначе, была информация
о первоцветах. Проделанная работа вызвала у детей
восхищение этими нежными и очень добрыми цветами, гордость за
родную северную природу.

Поддерживая интерес к первоцветам, познакомили детей с тем,
что не только писатели, поэты и художники воспевают
и восхищаются красотой этих нежных цветов, но и композиторы.

Наиболее эффективной формой работы считаем цикличные наблюдения за
цветами. Заметили, что в ходе наблюдений за конкретным цветком,
например, мать-мачехой, дети легко могут устанавливать связи между
растениями и природными явлениями — если холодно,
пасмурно цветок не распускается, а наоборот в солнечную
погоду цветы можно видеть везде, где есть проталинки. Так через
наблюдения легче подвести детей к осознанию того, что необходимо
для жизни растений, в частности первоцветов.

Чтобы поддержать познавательный интерес и более полно
удовлетворить детскую любознательность использовали дидактические
игры.. Полученные знания дети закрепляли в процессе
художественно-продуктивной деятельности с использованием
традиционной и нетрадиционной техники. Предлагали детям
придумать рассказы и сказки о первоцветах: «Какой
цветок меня удивил», «Друзья цветов — это
кто?». Все это активно стимулирует познавательную деятельность
детей, формируют интерес к миру природы и любовь к природе
родного края и своей Родины.

Работа над проектом позволила подвести детей к мысли, что
первоцветы очень нежные и хрупкие цветы и обращаться с ними
надо очень бережно — не рвать, не топтать ногами,
а любоваться ими там, где они растут. Ведь сорванные первоцветы
сразу вянут, они не стоят в вазе с водой, их невозможно
подарить другому человеку. Чтобы дети лучше поняли правила поведения
в природе, использовали экологические сказки, знаки и схемы
поведения в природе.

В 2010 году наша страна отмечала 65-ю годовщину Великой Победы. Об
этом событии по телевидению было очень много информации, наши
воспитанники приходили в детский сад задавали нам различные
вопросы: «что такой война?», «кто такие фашисты?».
Мы решили подержать интерес к этому событию и дать пусть
и небольшую, но доступную для их возраста информацию.
Разработали проект «Никто не забыт, ничто не забыто».
В рамках этого проекта читали детскую художественную литературу,
создали выставку «Подвиг великих воинов», предложили
детям узнать и рассказать о родственниках, участвовавших
в Великой битве. Работники из библиотеки Семейного чтения
микрорайона Старые Апатиты провели тематическую беседу «Этих
дней не смолкнет слава», которая была посвящена подвигу воинов
Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Проделанная работа
позволила сформировать уважение к гражданскому подвигу
защитников Отечества прошлого и настоящего и желание быть
защитником Отечества.

Из этого проекта само собой возникло желание у детей больше
узнать, а как раньше защищали Родину, кто такие солдаты,
богатыри. Вызвать у детей интерес к истории нашей страны
и чувство гордости за воинов защищавших ее с древних времен
до наших дней помог творческий проект «Будем Родине служить».

Работу начали с пополнения наглядного дидактического материала
в центре патриотического воспитания. Подобрали иллюстрированный
материал о древней Руси, богатырях, о Российской армии.
С помощью детей и родителей собрали коллекцию по теме
«Русские богатыри».

Формируя, понимание того, что Россия — страна с большой
многовековой историей провели тематические беседы, на которых
рассказали детям о жизни славян, наших предков, о русских
богатырях. Показали мультимедийную презентацию по теме «Русские
богатыри», мультфильмы о русских богатырях Илье Муромце,
Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Дети с интересом
рассматривали изображения снаряжения богатырей, стрелы, которые
хранились в колчане, лук, щит, булава; одежду, которая защищала
богатыря во время битвы с врагами — кольчуга, шлем.
Предложили составить рассказы на тему «Кто такой богатырь».

Постепенно от русских богатырей, перешли к теме «Российская
Армия». Предложили детям узнать у своих пап и дедушек
о службе в армии и рассказать в детском саду,
оформили фотовыставку «Мой папа-защитник Отечества»,
оформили коллекцию игрушек военной техники. В беседе с детьми
«Зачем нужна армия», уточнили знания о разных родах
войск, их особенностях. Для расширения знаний детей использовали
знакомство с художественной литературы: чтение, заучивание
стихотворений, отгадывание загадок о военной технике, оружии.
Свои знания о современной армии дети отображали в рисунках,
в сюжетно-ролевых играх Итогом всей работы по проекту стало
тематическое развлечение с мультимедийной презентацией «Есть
такая профессии — Родину защищать.

Музейная педагогика прочно завоевала свое место в работе
детского сада. Ведь музей помогает не только узнать историю вещей, но
и объединяет детей и взрослых в процессе образования
музея. Идею создания коллекций в функциональном помещении
Горница “Северные кружева”, «Каменные чудеса»
подсказали дети. В после посещения вместе с родителями
межрегиональной выставки «Каменный цветок», наши
воспитанники с восторгом рассказывали об удивительных вещах
представленных другими регионами. Возник вопрос, а чем славится
наш север, есть ли у нас такие же мастера. Так началась работа
над проектно-исследовательской деятельностью «Северные
мастера». Мы оформили выставки кружевных вещей, сувениров,
картин из камня, рассказали историю возникновения этих вещей, чем
отличаются сделанные работы у нас — на Кольском
Заполярье от других северных регионов (Вологодской области,
Уральского края), а затем все вместе: мамы и дети создавали
свои удивительные красивые работы (рисунки, изделия из пластилина, из
природных материалов). Так через интересный рассказ, творческую
деятельность дети познакомились с трудом русских мастеров
Севера.

Работа по данной теме ведется в тесном
сотрудничестве с родителями. Вместе с родителями дети
посетили музеи, выставки, достопримечательности города, края. В семье
дети выполняли совместные художественно-творческие работы, сочиняли
рассказы и сказки, подбирали иллюстрации, фотографии
и художественные произведения по теме проектов. При поддержке
родителей в группе была организованы выставки, коллекции по
различным темам. Привлекая родителей к совместному с детьми
решению проектных проблем по патриотическому воспитанию, мы убедились
в ценности взаимодействия двух миров: детства и взрослых,
и только при активном совместном участии родителей и детей
в различных видах деятельности, может быть продолжено развитие
творческих способностей у дошколят.

Проектно-исследовательский метод убедил нас, что организация работы
в ДОУ по патриотическому воспитанию может быть увлекательной,
разнообразной, личностно и общественно значимой. Участие
в проектно-исследовательской деятельности дает возможность
развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность
выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить
к результату, способствует воспитанию патриотических чувств
у маленьких граждан. У наших воспитанников повысился
уровень интереса и желания заниматься проектной деятельностью.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, патриотическое воспитание, город, работа, родитель, защитник Отечества, проектная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, родная природа.

Похожие статьи

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

ребенок, детский сад, патриотическое воспитание, родитель

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством… ребенок, детский сад, патриотическое воспитание, родитель, работа, город, проектная деятельность, проектноисследовательская деятельность, родная природа, защитник Отечества.

Формирование у дошкольников патриотических чувств через…

проект, родитель, детский сад, питание детей, ребенок, проектный метод, дошкольный возраст, образовательная деятельность, проектная деятельность, возрастная группа.

Гражданское и патриотическое воспитание детей, через…

детский сад: дети, взрослые, игры, игрушки, традиции; город, его история, герб, традиции, выдающиеся горожане прошлого и настоящего времени, достопримечательности; область, страна, символика страны, её история, защитники Отечества

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников…

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного…

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3»

Основные термины (генерируются автоматически): самар, Детский сад, ребенок

ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста…

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриотическое воспитание детей, воспитание любви, ребенок, Отечество, личностный подход, малая родина, детский сад, родная природа. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации

Воспитание патриотизма, основ гражданственности начинается с малой Родины, города, села, своей школы, детского сада.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Esoxx one инструкция на русском языке
  • Esoxx one инструкция на русском языке
  • Sentron pac3200 руководство на русском
  • Sentron pac3200 руководство на русском
  • Прокетан д уколы инструкция по применению