Юридический термин руководство

Руководство

guidance, leadership; leaders, governing body; guiding principle; handbook, manual) — деятельность, направленная на осуществление задач и достижение поставленных целей. Р — это: 1) направляющая деятельность руководителя, его управленческая работа, вид управления людьми и коллективами, при котором руководитель обеспечивает взаимодействие с подчиненными при сознательном стремлении к достижению единой цели. Различают: а) общее Р всем коллективом в целом или направленное на решение вопросов общего характера; осуществляемое совместно и имеющее коллегиальный характер; неконкретное, отвлеченное, далекое от содержания насущных задач; б) линейное Р, осуществляемое вышестоящим руководителем через нижестоящих, т.е. строго по вертикали организационной структуры управления; в) функциональное Р, обеспечивающее функциональными участками деятельности специализированное выполнение определенных функций управления. В процессе Р используют в основном три стиля: авторитарный, либеральный (попустительский) и демократический. Оптимальным является разумное сочетание (с учетом существующих условий, специфики управленческой ситуации) демократии и авторитаризма. Его иногда называют адаптивным стилем руководства; 2) руководители, руководящий орган; 3) то, чем следует руководствоваться (напр., постановление); 4) учебное пособие по какому-либо предмету, виду деятельности.

Источник: Профсоюзный словарь-справочник

Термины от А до К

Абсолютное правоотношение представляет собой правовую общественную связь, в которой определяется только управомоченная сторона, при этом обязанной стороной является всякий, чья обязанность заключается в воздержании от нарушений субъективного права (правоотношения, которые вытекают из авторского права, права собственности).

Акты применения права — это правовые акты компетентных органов или должностных лиц, которые издаются на основе установленных фактов и норм права. Они способны определять права, обязанности и меру юридической ответственности для конкретного лица. К подобным актам предъявляют требования законность, обоснованность, целесообразность.

Аналогия представляет собой сходство в определенном отношении между понятиями, явлениями или предметами.

Аналогия закона — это способ преодолеть пробел в законодательных актах через использование по отношению к неурегулированному конкретной нормой спорному отношению норм закона, которая регулирует сходные отношения.

Аналогия права представляет собой способ преодолеть пробел в законе с помощью использования к неурегулированным конкретными нормами спорным отношениям при отсутствии нормы, которой регулируются похожие отношения, общих начал и смысла закона. Общие начала и смысл закона — это не что иное, как принцип права (общеправовой и отраслевой).

Бюрократизм (буквально власть «бюро») представляет собой характеристику работы государственных (муниципальных) работников, которая отражает злоупотребление властью, данной государством, в личных интересах и во вред обществу. Осуществляется в законодательных рамках (например, волокита, формализм).

Гарантии законности включают объективные условия, субъективные факторы, специальные средства, которые обеспечивают режим законности. К подобным гарантиям можно отнести правовые, экономические, политические, идеологические, социальные. Субъективные факторы представлены состоянием правовой науки, эффективностью работы политического руководства и др. Специальные средства обеспечения законности включают организационные и юридические средства, используемые исключительно в целях обеспечить законность.

Гарантии прав человека и гражданина — это система условий, способов и средств, с помощью которых для всех и каждого обеспечиваются равные правовые возможности. Предназначены для выявления, приобретения и реализации собственных свобод и прав. В соответствии со сферой действия термины по теории государства и права «гарантии» разделяют на международные правовые (планетарные), гарантии, используемые региональными международными сообществами, внутригосударственные и автономные.

Гипотеза представляет собой структурный элемент правовых норм, указывающий на определенные жизненные обстоятельства (условия). При их наличии или отсутствии происходит реализация норм. В соответствии с количеством и содержанием обстоятельств, которые излагает норма, гипотеза может быть простой, сложной и альтернативной.

Государственная власть включает систему отношений между руководством и подчинением, которая концентрируется на выражении разума, воли и силы соответствующих социальных слоев или всего народа. Включает политические и правовые полномочия и ответственность, реализуемые компетентными органами государства.

Государственное принуждение (в качестве метода осуществления власти государства) представляет собой физическое, психологическое, материальное воздействие насильственного характера со стороны полномочных органов и государственных должностных лиц. Личность принуждается с целью действий по воле властвующего субъекта, в общественных и государственных интересах. Может быть как правового, так и неправового характера.

Государственный орган представляет собой первичную структурную часть механизма (аппарата) государства, которая принимает участие в осуществлении функций государства. Наделена властными полномочиями и обладает внутренним строением. Полномочия осуществляются государственными служащими (чиновниками). В государстве совокупность всех органов связана между собой, но подлежит классификации (законодательные, исполнительные и судебные — по принципу разделения властей; первичные и производные — по способу возникновения; высшие и местные — по объему властных полномочий; органы общей и специальной компетенции — по широте компетенции; выборные и назначаемые — по способу формирования; коллегиальные и единоличные — по порядку принятия решения.

Государственный суверенитет — это политическое, правовое свойство (признак) государства, которое выражает верховенство и независимость власти в нем.

Государство представляет собой политическую, правовую организацию общества, с помощью которой происходит обеспечение его единства и территориальной целостности. Обладает суверенитетом, осуществляет власть, управляет и регулирует общество. Основные признаки государства включают неразрывную связь, взаимозависимость и взаимодействие права и государства; наличие политической, публичной власти; суверенитет; территориальную организацию населения; систему налогов, сборов, займов.

Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, которое ориентируется на определенного человека, формирующего атмосферу уважения к правовым законам и традициям, общим гуманистическим идеалам. Обеспечивает свободу предпринимательства и творческой деятельности, создает возможность достигать благополучие и реализовать права человека и гражданина, органично вырабатывает ограничивающие и контрольные механизмы деятельности государства.

Дееспособность представляет собой предусмотренную правовыми нормами способность и юридическую возможность лица с помощью своих действий приобретать и осуществлять обязанности и права. Разновидности термина включают сделкоспособность (личное совершение действий по гражданско-правовым сделкам), деликтоспособность (юридическая ответственность за совершенные правонарушения).

Декларативные нормы состоят в положениях программного характера, которые способны определять задачи регулирования соответствующих видов отношений в обществе, содержат нормативные объявления.

Демократический режим представлен политическим режимом, при котором высшие государственные органы обладают мандатом народа, реализация власти здесь происходит в интересах народа и осуществляется посредством демократических и правовых методов. Права и свободы человека и гражданина здесь всесторонне гарантируются и защищаются, закон господствует во всех общественных сферах.

Дефинитивные нормы осуществляют формулировку определения соответствующих категорий и явлений права.

Деяние — это действие (бездействие), свершение или поступок.

Диспозитивный метод правового регулирования является методом, в соответствии с которым субъекту предоставлена свобода выбирать варианты поведения.

Диспозиция — это структурный элемент правовых норм, включающий само правило поведения, в соответствии с которым действуют участники правоотношения. В соответствии со способом изложения диспозиция бывает бланкетная, прямая и альтернативная.

Документ — это письменный акт, который обладает юридическим значением.

Естественное право (естественные права) включает систему социальных и правовых притязаний. Их содержание характеризуется природой общества и человека.

Закон — это нормативный акт, который обладает высшей юридической силой. Законы принимаются в особом порядке высшими представительными органами государственной власти. Могут приниматься и непосредственно народом. Призваны регулировать важнейшие отношения в обществе.

Законность является общественным политическим режимом, который состоит в господстве права и закона в жизни общества, в неукоснительном следовании предписаниям правовых норм всеми членами отношений в обществе, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствующем произволе в работе должностных лиц. Среди принципов законности выделяется целесообразность, единство и всеобщность.

Законодательная инициатива представляет собой право внесения законопроекта в законодательный орган, которое принадлежит уполномоченным органам государства.

Законодательный процесс — это урегулированный с помощью норм права порядок разработки, обсуждений и принятия нормативных проектов законов. Осуществляется высшим органом государственной власти.

Закономерности развития государства включают повторяющиеся и устойчивые связи, которые способны отражать целостность и самобытность государства, включая исторический процесс его развития. Основная закономерность представлена постепенным историческим превращением из примитивных, «варварских» образований принудительного, репрессивного характера в политическую общественную организацию.

Запрещение представляет собой способ правового регулирования, выражающийся возложением обязанности воздержаться от соответствующих действий (например, работодатель не должен привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних лиц).

Злоупотребление правом выражается деянием, в соответствии с  которым субъекты не нарушают правовые предписания, но при этом через свои действия он наносят ущерб окружающим (происходит реализация своего субъективного права «во зло» другому субъекту).

Идеология включает систему политических, нравственных и правовых, а также философских, религиозных и эстетических идей и взглядов. В ней происходит осознание и оценка отношения людей к действительности. Также выражается системой взглядов, идей, которые характеризуют определенную социальную группу, класс, общество или политическую партию.

Императивный метод правового регулирования — это метод, который предписывает субъектам определенные варианты поведения. Выражается категоричной, властной формой.

Инкорпорация — это тип систематизации, в процессе которой действующие нормативные акты могут быть сведены воедино. Здесь не происходит изменение их содержания, они не перерабатываются и не редактируются.

Институт (в широком смысле слова) — понятие, означающее элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования жизни общества, систему норм, учреждений, ценностей, культурных образцов, устойчивых поведенческих форм. Словарь по тгп предусматривает определение понятия экономические институты (например, зарплата, собственность), политические институты (партии, государства, армия) и др.

Институт права включает обособленную группу юридических норм, с помощью которых происходит регулирование общественных отношений конкретного вида (право собственности в гражданском праве, ответственность должностного лица в административном праве). Основой деления системы права на институты и отрасли является предмет и метод регулирования.

Интерпретационные акты представлены правовыми актами компетентных органов власти. Содержат результат официального толкования.

Источник (форма) права представляет собой форму официального выражения обязательных для всех предписаний, которые создаются органами государства для регламентации порядка в обществе. Основные юридические термины предусматривают определение современных источников права в виде официальных документов, включающих правовые (общеобязательные) сведения, которые отражают права, обязанности, ответственность физических или юридических лиц.

Кодификация является типом систематизации, предполагающим переработку правовых норм в соответствии с содержанием и его систематизированным, научно обоснованным изложением в новом законе.

Коллизионные нормы — это нормы, которые необходимы для устранения возникающих противоречий между предписаниями в праве.

Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, который формируется с целью достижения поставленных целей (военные, экономические и др.).

Координация представлена взаимосвязью, согласованием, приведением в соответствие.

Корпоративные нормы включают правила поведения, которые создаются в организованных сообществах и распространяются на его участников. Сконцентрированы на том, чтобы обеспечить организацию и функционирование этого сообщества.

Коррупция — это продажность (подкуп) государственных и муниципальных чиновников, которые, используют собственные властные полномочия, служебное положение в корыстных или личных целях (например, для обогащения), включая интересы других лиц (среди форм можно выделить подкуп, взяточничество, протекции и др.).

Культура представлена исторически определенным уровнем развития общества, творческих сил и человеческих способностей. Выражается типами и формами организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениями, а также создаваемыми ими материальными и духовными ценностями.

Термины от К до Р

Легальность государственной власти — это юридическая характеристика власти в государстве. Означает ее официальное провозглашение с правомерным установлением и функционирование в законном режиме.

Легитимность государственной власти включает меру поддержки или доверия ее посредством широких масс населения этого государства за присущие качества и достоинства, признание способности управления государством, готовность к подчинению.

Легитимная власть — это такая власть, которая отвечает представлению, ожиданию и надежде населения. В достаточной степени выражает коренные интересы общества. Легитимность способна повышать авторитет и эффективность власти государства.

Международное право — это сложнейший комплекс юридических норм, которые создает государство с помощью согласования собственных интересов. Международное право формирует самостоятельную правовую систему, работающую во взаимодействии с правовыми системами стран. Предмет регулирования международного права представлен отношениями между странами (межгосударственными отношениями) и отношениями с участием разных участников международного общества (иными международными отношениями). Вместе с этим нормы международного права в соответствующей степени необходимы для того, чтобы регулировать отношения в пределах государственной юрисдикции (внутригосударственные отношения).

Метод представлен способом достигать определенную цель, решать соответствующую задачу. Методы выражаются совокупностью приемов или операций в практическом или теоретическом освоении (познании) действительности.

Метод правового регулирования — система приемов юридического воздействия на человеческое поведение. Вырабатывается в ходе длительного общения людей.

Методология юридической науки представляет собой относительно самостоятельную сферу юриспруденции, рассматривающую формы и условия научного познания права и государства, а также методы, основания и принципы юридического исследования.

Методы юридической науки — это способы (средства) получения объективных, достоверных, обоснованных, проверяемых знаний о праве и государстве, которые применяют в исследованиях юристы. Методы юридической науки включают частнонаучные, философские и общенаучные.

Механизм — это определенное устройство, система, которая определяет порядок соответствующей деятельности.

Механизм (аппарат) государства представляет собой специально сформированную постоянно действующую иерархическую систему органов государства, учреждений и должностных лиц, которые осуществляют государственную власть, решают задачи и функции.

Механизм правового регулирования представлен системой юридических средств, через которые ведется правовое регулирование. К элементам или составляющим частям механизма правового регулирования можно отнести юридическую норму, нормативный правовой акт, правоотношения, акт реализации права, правоприменительный акт, режим законности, правосознание.

Мировой правопорядок представлен системой общественных планетарных отношений. Их формирование происходит через общие гуманистические и естественно-правовые начала. Правопорядок в мире функционирует в соответствии с признанными всеми принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Монархия представлена формой правления. В ней высшая государственная власть находится в руках единоличного главы государства, монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.). Глава занимает престол по наследству, не несет ответственности перед обществом. Виды монархии: неограниченная и ограниченная (сословно представительная, конституционная).

Мораль является исторически складывающейся в общественном сознании системой принципов, норм поведения. В ее основе лежат идеалы добра и зла, должное и справедливое в отношении людей.

Недемократический режим представлен типом политического режима. Здесь на первый план выступают методы насилия, происходит осуществление неправового государственного принуждения, не защищаются права и свободы человека и гражданина. Крайне недемократический режим представляет собой тоталитарный фашистский режим, при котором власть забирают реакционные силы.

Норма является установлением, порядком, который признается обязательным. Мера чего-либо.

Норма права представляет собой общеобязательное формальное правило поведения. Его установка и обеспечение происходит с помощью общества и государства. Подобная норма закрепляется и публикуется в официальных актах, концентрируясь на регулировании отношений в обществе через отношения посредством определения обязанностей и прав их участников.

Нормативность — это правовой признак, который означает, что с помощью права происходит регулирование общественных отношений через конкретные, формально-определенные правила поведения в виде норм.

Нормативный акт является официальным документом, который создают компетентные органы государства. В него включены общеобязательные юридические нормы (поведенческие правила).

Нормативный договор (в качестве источника права) рассматривается в виде соглашения нескольких (двух или более) субъектов. Он включает юридические нормы, которые определяют обязанности и права сторон (договор между государствами, федеративные договора и др.).

Обеспечительные нормы включают предписания, которые гарантируют осуществление субъективных обязанностей и прав в ходе правового регулирования.

Общедозволительный тип правового регулирования представляет собой тип правового регулирования, в соответствии с которым в регулируемых правом отношениях формируются четкие и строгие созданные запреты, объем которых не велик, а объем дозволений не определяется (все, что не запрещается).

Общественные отношения включают многообразные связи социальных групп, наций, религиозных обществ. Также рассматриваются связи внутри них в процессе осуществляемой деятельности, включая экономическую, социальную, политическую, культурную и др.

Общественный порядок — это урегулированное состояние отношений в обществе. В его основе лежит реализация совокупности социальных принципов и норм. Общественный порядок отличается от правопорядка те, что его образование происходит под влиянием не только правовых, но и прочих норм социального характера (мораль, обычаи, корпоративные, религиозные нормы и т.д.).

Общество представляет собой исторически сложившуюся совокупность людей на некоторой территории. Образуется в результате совместной деятельности и характеризуется многообразием отношений (экономическим, политическим, этическим, религиозным и др.) и целостной организацией жизни.

Объект правонарушения представлен тем, чему правонарушение наносит вред (например, собственность, жизнь, здоровье, общественный порядок и др.).

Объект правоотношения — это реальное благо, на применении или охране которого сконцентрированы юридические обязанности и субъективные права.

Объективная сторона правонарушения включает внешне выраженное деяние, в том числе последствия, мера опасности для общества.

Объективно противоправное деяние представлено деянием, в котором лицо нарушает нормы права, наносит определенный ущерб при отсутствии иных элементов состава правонарушения в виде субъекта (субъективной стороны). Подобные деяния включают нарушения в области уголовного права недееспособными лицами, причинение вреда в состоянии необходимой обороны или в случае крайней необходимости и др.

Обычаи являются общими правилами, которые проявляются в ходе постоянного воспроизводства определенных поведенческих образцов и в силу длительности своего существования ставшие привычкой человека.

Обязывание представляет собой способ правового регулирования, выражаемый предписанием для совершения определенных действий (например, обязательство со стороны собственника жилого дома уплачивать налог).

Оперативные нормы (нормы в виде инструментов) — те нормы, которые устанавливают дату вступления нормативного акта в силу, прекращают его действие и др..

Организация — 1) внутреннее взаимодействие, упорядоченность, согласованность более или менее автономных и дифференцированных элементов целого, что обусловлено его строением; 2) совокупность действий или процессов, которые ведут к формированию и совершенствованию взаимосвязи частей целого; 3) объединение людей, которые вместе реализуют цель или программу и действуют через использование соответствующих процедур и правил.

Относительное правоотношение включает такую правовую общественную связь, в которой поименно и конкретно определяются обе стороны (ответчик и истец, покупатель и продавец, получатель и поставщик).

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических институтов, норм. С их помощью происходит регулирование однородных общественных отношений. Отрасль способна отражать высокую степень системообразующих связей, для нее характерна определенная целостность, автономность. Отрасли классифицируются на материальные и процессуальные. Основной разделения системы права на институты и отрасли является метод и предмет правового регулирования.

Охранительные нормы — это те нормы, которыми фиксируются меры государственного принуждения. Применение находят за нарушение правовых запретов и определяют порядок и условия освобождения от наказаний.

Позитивное право — это система обязательных для всех, формально установленных и гарантированных государством норм. Они включены в законодательство и другие источники юридических норм. Подобное право исходит от государства и закрепляется официальными источниками.

Познание — отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъектов. В результате познания появляется новое знание о мире.

Политическая система общества включает систему связанных между собой объединений (организаций) людей. Основана на различных формах собственности, которые отражают волю и интересы определенного социального класса, слоя, группы и нации, реализующих политическую власть или тех, кто борется за ее осуществление через государство в рамках права.

Политический режим состоит из методов осуществления политической власти, итогового политического состояния общества, складывающегося при взаимодействии и противоборстве соответствующих политических сил, работы системы политических институтов. Для политического режима характерен демократизм или антидемократизм. Основные виды представлены демократическим и недемократическим режимом.

Порядок – 1) налаженное состояние, правильное расположение чего-либо; 2) последовательный процесс чего-либо; 3) правила, в соответствии с которыми что-либо совершается; 4) существующий режим, устройство чего-либо.

Права гражданина включают естественные правомочия, которые получили отражение в нормативных государственных правовых актах. Также включают приобретенные правомочия, выработка которых происходит в процессе человеческого, государственного и общественного развития.

Права личности — это правомочия, которые принадлежат определенному индивиду в соответствующей ситуации.

Права человека состоят в естественных возможностях, которые обеспечивают его жизнь, достоинство и свободную деятельности во всех областях общественной жизни. Основные гражданские и человеческие права и свободы подразделяются в соответствии со сферами жизнедеятельности общества (экономические, личные, политические, социальные, информационные, культурные, экологические).

Право представляет собой систему обязательных для всех формально определенных норм. Они способны, выражать меру свободы человека. Принимаются или санкционируются государством и охраняются им от нарушений. Основные признаки права включают сознательный волевой характер, нормативность, формальную определенность, обеспеченность государством, системность.

Правовая культура представлена обусловленным всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественным состоянием правовой общественной жизни. Находит выражение в достижимом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознании и в общем в степени правового развития субъектов, включая степень гарантированности со стороны государства и гражданского общества прав и свобод.

Правовая семья является совокупностью правовых систем. Формируется через общность генезиса; общность источников форм закрепления и выражения правовых норм; структурное единство, сходство; общность принципов регулирования отношений в обществе; единство терминологии, юридические категории и понятия, а также технику изложения и систематизацию правовых норм. Наука выделяет несколько правовых систем (правовых семей): англосаксонская (Англия, США, Канада, Австралия. Новая Зеландия и др.); романо-германская (государства континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); религиозно-правовая (государства, которые исповедуют в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); социалистическая (Куба, Китай, Вьетнам, КНДР); обычное право (Мадагаскар, экваториальная Африка).

Правовая система включает целостный комплекс правовых явлений, который обусловлен объективными закономерностями общественного развития. Она осознается и постоянно воспроизводится людьми и их организациями (государством) в использовании для достижения своей цели.

Правовое воспитание включает целенаправленную деятельность в процессе трансляции (передачи) правовой культуры, опыта, механизмов и идеалов разрешения конфликта в обществе от одного поколения к другому. Правовые термины в области воспитания используются для развития правового сознания общества и правовой культуры в общем.

Правовое государственное принуждение представляет собой принудительное государственное воздействие. Его мера и вид строго определяется правовыми нормами. Используется в процессуальных формах (четкие процедуры).

Правовое государство — это такой тип государства, в основе построения и деятельности которого лежат принципы приоритета права, правовая защищенность человека и гражданина, единство закона и права, правовое разграничение деятельности различных ветвей власти государства.

Правовое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие на отношения в обществе через правовые (юридические) средства.

Правовой нигилизм представляет собой негативное отношение к закону, праву и правовым формам организации отношений в обществе. Понятие рассматривается с двух сторон или в двух формах — теоретическая (идеологическая) и практическая.

Правовой обычай представлен правилом поведения, которое входит в привычку народа по причине его повторения на протяжении долгого периода времени. Такой обычай государство признает в качестве общеобязательной нормы поведения, соблюдение которой обеспечивается с помощью государственного принуждения.

Правовой режим — это специфика юридического регулирования определенных областей отношений в обществе. Осуществляется посредством разнообразных юридических способов и средств. Разные сферы общественных отношений предъявляют требование различных сочетаний типов, способов, методов правового регулирования. Можно наблюдать своеобразие правовых режимов как в составе каждой отрасли, так и в целом во всей правовой системе.

Правовой статус личности представляет положение человека, которое отражает его фактическое состояние в отношениях с обществом и государством. Принято выделять общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовой статус личности.

Правомерное поведение — это общественно требуемое и необходимое, социально допустимое или желаемое, волевое действие дееспособных субъектов. Оно всегда должно соответствовать требованиям правовых норм. В соответствии со своей субъективной стороной подобное поведение можно разделить на маргинальное, социально-активное, законопослушное, конформистское.

Правонарушение представляет собой вредное для общества, противоправное, виновное действие дееспособных граждан. Оно влечет за собой юридическую ответственность. В соответствии со степенью общественной опасности и юридическим оформлением правонарушения классифицируются на проступки, которые могут быть административными, гражданско-правовыми и дисциплинарными, и преступления.

Правоотношение представляет собой возникающую на основе правовых норм общественную связь. Ее участники обладают субъективными правами и юридическими обязанностями, что обеспечивает государство. Для правоотношений характерен сложный состав, они состоят из трех частей (субъекты, объект и содержание). Правоотношения делятся в соответствии с отраслевым признаком на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые. В соответствии с характером содержания их делят на охранительные, общерегулятивные, регулятивные. В зависимости от степени определенности сторон такие правоотношения являются абсолютными и относительными.

Правопонимание — это научная категория, с помощью которой отражается процесс и результат целенаправленной человеческой мыслительной деятельности. Оно включает в себя познание права, восприятие (оценку) права и отношение к нему как к целому социальному явлению.

Правопорядок представляет собой упорядоченность отношений в обществе. Он образуется в ходе практической реализации норм права. Принципы правопорядка включают: определенность, систему, организованность, государственную гарантированность, устойчивость, единство.

Правосознание включает знания, идеи и чувства, которыми характеризуется оценка, восприятие и отношение людей к правовому явлению реальной действительности.

Правоспособность — это предусмотренная правовыми нормами способность (возможность) лиц обладать субъективными правами и нести юридические обязанности.

Правосубъектность является предусмотренной правовыми нормами способность (возможность) являться участником определенных правоотношений.

Правотворчество представляет собой деятельность компетентных государственных органов в области принятия, изменения и отмены нормативных правовых актов и норм права.

Предмет правового регулирования включает фактические отношения между людьми, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. Их круг является весьма широким и разнообразным, включает семейные, трудовые, управленческие, имущественные, земельные отношения, для которых характерно несколько черт: 1) высокая важность для человека и объединений отношений людей; 2) воля, целенаправленность (разумность) отношений; 3) устойчивость, повторяемость отношений; 4) отношения поведенческого характера, за ними можно осуществлять внешний контроль (например, через юрисдикционные органы).

Предмет теории государства и права включает категории и явления, которые были сформулированы и выработаны через понимание единства и глубокое взаимодействие права и государства. Сюда можно отнести: государство и право в качестве явлений цивилизации и культуры; основные понятия государства и права; базовые принципы права; основные ценности права и государства; основные законы развития права и государства.

Презумпция — это предположение, которое признается в качестве истинного, пока обратное не доказано.

Признак включает своеобразную особенность людей, явлений, вещей.

Применение права состоит в властной деятельности должностных лиц и компетентных органов, которые осуществляют подготовку и принятие индивидуальных решений по юридическим делам. Этапы применения права: установка круга фактических обстоятельств; юридическая оценка фактов, включая их юридическую квалификацию; вынесение решения по юридическим делам.

Принуждение является привлечением субъектом помимо их воли совершать определенные действия или претерпевать действия в отношении них со стороны другого субъекта.

Принцип – 1) основное исходное положение определенных теорий, учений, науки, мировоззрения, политической организации; 2) внутренние убеждения людей, которые формируют их отношение к действительности, нормы деятельности и поведения.

Принцип разделения властей представляет собой рациональную организацию власти в демократических государствах, где происходит осуществление гибкого взаимоконтроля и взаимодействия высших государственных органов в качестве элементов единой власти с помощью системы сдержек и противовеса.

Принципы права состоят в руководящих идеях, которые характеризуют содержание права, в том числе его назначение и сущность в обществе. Их классифицируют на те, которые свойственны праву в целом (общеправовые), отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), крупным правовым институтам. Основные общеправовые принципы включают: демократизм, федерализм, приоритет свобод и прав, непосредственная работа общепризнанных принципов и норм в международном праве, законность и равноправие, равенство форм собственности, правосудие, справедливость, добросовестность и др.

Принципы правотворчества — это базовое начало осуществления правотворческой деятельности. Самыми важными принципами являются научность, использование правового опыта, демократизм и связь с практикой.

Принципы юридической ответственности включают основные начала. В соответствии с ними происходит применение юридической ответственности. Принципы включают гуманизм, законность, ответственность за вину, справедливость, равенство перед законом, недопустимость удвоения наказания, целесообразность, неотвратимость и индивидуализация наказания, оперативность.

Пробел в законодательстве состоит в отсутствии определенной нормы, которая используется для регламентации отношения, включенного в область правового регулирования. Способы преодоления пробелов в законе представлены аналогией закона и права.

Процедура представляет собой сформированный порядок в ведении, рассмотрении определенного дела (примером может быть судебная процедура).

Процесс – 1) развитие, ход определенного явления в виде последовательной смены состояний в развитии; 2) порядок разбирательства судебного и административного дела, включая само такое дело.

Термины от Р до Я

Разрешительный тип правового регулирования — участником правовых отношений этого типа совершаются только действия, напрямую разрешенные законом, все остальные действия запрещаются.

Реализация представляет собой осуществление чего-либо, проведение в жизнь определенных планов, программ, проектов, намерений.

Реализация права представляет собой осуществление требований юридических норм в человеческом поведении. Основные формы реализации права включают: применение субъективного права, исполнение обязанностей, соблюдение запретов.

Регулирование проявляется в виде воздействия на что-либо для организации порядка.

Регулятивные нормы — нормы, непосредственно сконцентрированные на регулировании фактических отношений, которые проявляются между различными субъектами. Используются с помощью предоставления прав и возложения на обязанностей. В соответствии с характером субъективных прав и обязанностей бывают 3 видов: управомочивающие (предоставляют своим адресатам право совершать положительные действия); обязывающие (содержат обязанность совершать соответствующие положительные действия); запрещающие (устанавливают запрет на действия и поступки, определенные законом в качестве правонарушений).

Результаты толкования включают итог уяснения подлинного смысла, который закреплен письменно в правовых актах.

Результаты подобного толкования в соответствии с соотношением смысла нормы и ее текстуальным выражением представлены: буквальным, распространительным и ограничительным толкованием.

Республика — это форма правления. Здесь высшая власть государства находится в руках выборных органов, которые избираются на определенный срок и несут ответственность перед избирателями. Современные республики могут быть президентскими и парламентарными.

Санкция представляет собой структурный элемент правовой нормы, указывающий на отрицательные последствия, которые могут возникнуть при нарушении диспозиции правовой нормы. В зависимости от степени определенности они могут быть абсолютно определенными (с точно указанным размером штрафа), относительно определенными (в виде лишения свободы на 3-10 лет), альтернативными.

Свобода — это человеческая способность к действиям в соответствии со своими целями и интересами, осуществление выбора. Человек не волен выбирать объективные условия собственной деятельности, но обладает конкретной и относительной свободой при сохранении возможности выбирать санкционируемые нормами и ценностями общества цели или средства их достижения. В целом историческое развитие общества характеризуется расширением рамок свободы человека.

Свойство — философское понятие, которое выражает отношение определенной вещи к другим вещам, с которыми она взаимодействует. Свойство часто рассматривают в качестве внешнего выражения качества.

Система — большое число элементов, которые находятся в отношениях и связаны друг с другом, образуя определенную целостность, единство. Классифицируют абстрактные и материальные системы. Материальные системы в свою очередь делятся на системы неорганической природы (химические, физические, геологические и др.) и живые системы (организмы, популяции, виды, простейшая биологическая система, экосистемы); особый класс материальной живой системы в виде социальных систем (простейшие социальные объединения, социальная и экономическая структура общества). Абстрактные системы включают гипотезы, понятия, теорию, научное знание о системах, лингвистическую (языковую), формализованную, логическую систему и др. Современная наука предполагает исследование систем различного рода, которое осуществляется в рамках системного подхода, специальной теории систем, кибернетики, системотехники, системном анализе и т.д.

Система законодательства включает нормативные правовые акты, где происходит объективирование внутренних и содержательных характеристик права. Представлена внешним выражением, формой правовой системы.

Система права включает внутреннее строение (структуру) права, которое способно отражать дифференциацию и объединение юридических норм.

Систематизация законодательства состоит в целенаправленной работы законодателя в области упорядочения и приведения в единую систему действующих законов для их доступности, эффективного применения и лучшей обозримости.

Содержание правоотношения включает субъективные права и юридические обязанности, которые выражают связь субъектов (участников) правоотношений.

Сознание представляет собой основное понятие философии, социологии и психологии. Означает способность человека к идеальному воспроизведению действительности в мышлении. Понятие означает также высшую форму психического отражения, которая характерна для общественно развитого человека и связана с речью. Является идеальной стороной целеполагающей деятельности. Может проявляться в двух формах: индивидуальная (личная) и общественная.

Сознательно-волевой характер права представляет собой правовой признак, который характеризует право в виде проявления воли и сознания людей. Право отражает и выражает интересы, потребности, цели общества, социальной группы, отдельных лиц и организаций. Оно способно регулировать отношения в обществе путем взаимодействия с волей человека и социальных групп.

Состав правонарушения включает систему субъективных и объективных признаков. Они требуются и достаточны для того, чтобы характеризовать деяние в качестве правонарушения. Состав правонарушения состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны правонарушения.

Социальная власть является системой отношений подчинения некоторых людей воле и действиям других. Структура понятия включает властвующего субъекта (в виде народа, класса, общины, рода, совета старейшин, вождя) и подвластного объекта (в виде индивида, коллектива, организации).

Социальное управление в обществе представлено целенаправленным воздействием на людей и их объединение с целью достижения определенного результата. Предполагает существование особых органов управления.

Социальные нормы — нормы, которые относятся к воле и сознанию человека, правила общественного взаимодействия, проявляющиеся в ходе исторического развития. Подобные нормы соответствуют определенному типу культуры и концентрируются на организации отношений в обществе.

Способы (приемы) толкования включают систему средств и приемов, которые используются для того, чтобы установить содержание актов права. Способы толкования включают функциональные, грамматические, логические, систематические, историко-политические, специально-юридические и телеологические.

Структура состоит из совокупности устойчивых связей объекта, которые обеспечивают его целостность и тождественность. С ее помощью сохраняются основные свойства при наличии различных внешних и внутренних изменений.

Структура общества представляет собой внутреннее его строение, посредством которого происходит отражение многообразия и взаимодействия его частей. Обеспечивает целостность и динамизм развития. Структура общества включает социальную, экономическую, политическую, духовную, культурную и информационную систему.

Структура правовой нормы представлена логически согласованным внутренним строением, которое обусловлено фактическими общественными отношениями. Основана на наличии взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и реально выражена нормативными правовыми актами. По традиции считается, что понятие включает три элемента: гипотезы, диспозиции и санкции.

Субординация представлена системой подчинения нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим. Также означает исполнение правил служебной дисциплины.

Субъект правонарушения является лицом, которое совершает правонарушение (правонарушитель). Он может быть только дееспособным (деликтоспособным) лицом. Субъект также может быть индивидом или организацией.

Субъективная сторона правонарушения отражает отношение нарушителя к деяниям и их последствиям, то есть отражает его вину.

Субъективное право представляет собой предусмотренную нормой права меру возможного поведения управомоченных лиц. Предоставляется им с целью удовлетворения определенных интересов, обеспечивается действием (бездействием) обязанных лиц. Юридические понятия в этой области предусматривают право на собственное фактическое действие, юридическое действие, требование, притязание, право на самозащиту.

Субъекты правоотношений являются участниками правоотношений, которые обладают субъективными правами и юридическими обязанностями. Их принято называть субъектами права. Субъекты могут быть представлены индивидами, их организациями и, как исключение, социальными общностями.

Судебный прецедент — это судебное решение высокой инстанции по определенному делу, которому придается нормативный характер. Для всех нижестоящих судов обязательным признается не полностью решение или приговор, а лишь «сердцевина» дела, сущность правовой позиции судьи.

Сущность представлена внутренним содержанием предметов, явлений. Обнаружение сущности происходит во внешних формах существования.

Сущность государства является легитимной и обеспеченной соответствующими средствами властью.

Теория включает систему основных идей в соответствующей области знаний. Является формой научного знания, которая может дать целостное представление о законах и существенных связях с действительностью.

Теория государства и права (в качестве науки) представляет собой обобщающую политико-правовую науку, которая характеризует социальные, экономические и политические основы права и государства в качестве явлений культуры и цивилизации. Способна раскрывать их суть, закономерности развития, взаимодействие и общественное назначение.

Теория государства и права (в качестве учебной дисциплины) — это учебно-методологическая дисциплина, которая призвана с помощью научных данных о государстве и праве осуществлять разработку и изложение в системном, логически последовательном и доступном виде теоретических понятий, принципов и ценностей юриспруденции. Структура понятия состоит из разделов, глав, пунктов научного и учебного материала. Они способны выразить его единство и дифференциацию.

Техника является совокупной характеристикой навыков и приемов, которые используются в определенной области человеческой деятельности. Техника материализует опыт и знания, которые накапливаются в процессе общественного развития.

Тип государства и права представляет собой образ или модель, которые идеально выражаются в понятии государства и права. Здесь происходит объединение общих и существенных черт определенной группы государственных явлений права. Именно ему соответствует определенный класс конкретных стран и систем права.

Типология представлена учением о классификации. Здесь происходит распределение определенного рода объектов на связанные между собой типы, классы, группы, виды в соответствии с наиболее общими и существенными признаками и свойствами объектов подобного рода. Типология также означает учение о систематизации и упорядочении сложных объектов, в качестве которых может выступать право и государство.

Толкование права представляет собой интеллектуальную волевую деятельность субъекта права в области выяснения подлинного содержания правовых актов. Используется для реализации и совершенствования актов права. В зависимости от субъектов толкования классифицируется на официальное (легальное, аутентическое, правоприменительное) и неофициальное (доктринальное, обыденное, профессиональное).

Убеждение (в качестве метода осуществления власти государства) представляет собой метод активного воздействия на человеческое сознание и волю с помощью идейных и нравственных средств с целью формирования представлений и взглядов, которые имеют в основании глубокое понимание сути государственной власти, включая ее предназначение и цели.

Унитарное государство — это целостное централизованное государство. В нем административные территориальные единицы в виде областей, провинций или округов, не обладают статусом государственных образований, не имеют суверенные права.

Управомочивание представляет собой метод правового регулирования, выражающийся в комплексе дозволений управомоченным лицам совершать определенные действия (например, владение, пользование и распоряжение принадлежащей вещью для собственника).

Учредительные нормы — нормы, которые способны отражать исходное начало правового регламентирования отношений в обществе, включая правовое положение человека, пределы действия государства. Они закрепляют устои экономического, общественного, политического строя, прав, свободы и обязанностей граждан, основные параметры и идеи строительства правовой системы в обществе. Определения по тгп рассматривают учредительные нормы в качестве эталонов, которые дают возможность установки необходимого соответствия средств и целей конкретных правовых предписаний объективным законам развития общества. Они представлены конституционными нормами и нормами, которые закреплены в основах законодательства или кодексах.

Факт – 1) логика и методология науки рассматривает понятие в качестве предложения, которое фиксирует эмпирическое знание; 2) знание, для которого доказана достоверность; 3) в обычном смысле представляет собой синоним категорий «истина», «событие», «результат».

Фактический состав включает совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств. Данные обстоятельства требуются для того, чтобы наступили юридические последствия.

Федеративное государство (федерация) представляет собой сложное союзное государство. Его элементы в виде республик, штатов, земель, кантонов являются государствами или образованиями государства. Они обладают суверенитетом. Федерация выстраивается на началах децентрализации.

Форма представляет собой способ существования содержания, который неотделим и служит его выражением.

Форма государства — это организация власти в государстве, которая выражается правлением, государственным устройством и политическим (государственным) режимом.

Форма государственного устройства является территориальной организацией  власти государства в виде соотношения государства в качестве целого с его элементами. Основными формами являются унитарная и федеративная, редко встречающаяся форма — конфедерация.

Форма правления представляет собой организацию верховной власти в государстве, включая образование ее органов, их взаимодействие друг с другом и с населением,  участие населения в формировании. Основными формами понятия являются республика и монархия.

Формальная определенность права представляет собой правовой признак, который означает закрепленность правовых норм в официальных письменных источниках, которые издает государство.

Функции государства включают основные направления его деятельности. Они способны отражать суть, задачи и цели, назначение государства в области управления обществом в присущих ему формах и с помощью свойственных ему методов. Функции государства делятся в зависимости от причин возникновения: вытекающие из классовых противоречий (например, процесс подавления сопротивления эксплуатируемого класса), вытекающие из общественных потребностей («функции общих дел», экономические, экологические и др.); в зависимости от направленности функции делятся на внутренние (экономические, социальные, обеспечивающие права и свободы человека и гражданина, охраны правопорядка, экологические, стимулирования научно-технического прогресса, информационные) и внешние (оборона, интеграция в мировую экономику, обеспечение мира, сотрудничество с другими странами при решении современных глобальных проблем, поддержание правопорядка в мире).

Функции права включают основные направления его воздействия на отношения в обществе и поведение людей. Для права характерны общесоциальные функции (экономическая, политическая, воспитательная) и конкретные функции (регулятивно-статическая, регулятивно-динамическая, охранительная, оценочная).

Функции теории государства и права представляет собой направление теоретической деятельности, которое отражает общее и специфическое значение этой науки. Среди функций теории государства и права можно выделить теоретико-познавательную (гносеологическую), методологическую, идеологическую, прогностическую.

Функция – 1) работа, деятельность, обязанность, внешнее проявление свойств определенного объекта в соответствующей системе отношений; 2) роль, выполняемая соответствующим социальным институтом, процесс по отношению к целому.

Ценность является положительной или отрицательной значимостью объектов окружающего мира для людей, социальных групп, общества в целом. Определяется не с помощью их свойств самих по себе, а степенью их вовлеченности в область жизнедеятельности, интересов и потребностей человека, социальными отношениями; критериями и способами оценки этой значимости. Выражаются нравственными принципами и нормами, идеалами, установками, целями. Классифицируют духовные, материальные, общественно-политические ценности, а также положительные и отрицательные ценности.

Эмоции представляют собой реакции людей и животных на определенное воздействие внутреннего или внешнего раздражителя. Имеют ярко выраженную субъективную окраску, охватывая все типы чувствительности и переживаний. Эмоции можно отнести к удовлетворению (положительные эмоции) или неудовлетворению (негативные эмоции) разных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции проявляются через высшие социальные потребности человека. Их обычно называют чувствами (интеллектуальные, эстетические, нравственные).

Юридическая обязанность — мера, предусмотренная в праве, которая предусматривает необходимое поведение обязанных лиц в интересах управомоченной стороны, обеспечивается возможностью принуждения со стороны государства. Понятие выражено в трех основных формах: воздержание от запрещенных действий (пассивном поведении); совершение определенных действий (активном поведении); претерпевание мер государственного принудительного воздействия, которые применяются к обязанным лицам.

Юридическая ответственность представляет собой применение к правонарушителям мер государственного принуждения. Меры выражаются лишениям, которые предусмотрены санкциями юридических норм. Основания юридической ответственности включают норму права, правонарушения и правоприменительные акты.

Юридическая техника включает правила, средства и приемы разработки, оформления и систематизации для нормативных актов. Используется для обеспечения их эффективности, ясности, понятности.

Юридические гарантии законности включают совокупность средств, которые закреплены в законе, а также организационно-правовую деятельность в области их применения. Гарантии направлены на обеспечение законности, беспрепятственную защиту свобод и прав. В первую очередь это юридически опосредованная деятельность со стороны специальных правоохранительных органов и органов правосудия. Юридические гарантии различаются по средствам выявления (обнаружения) правонарушения; средствам их предупреждения; мере пресечения правонарушения; мере защиты и восстановления нарушенного права, устранению последствий правонарушения; юридической ответственности; процессуальным юридическим гарантиям. Организационные средства включают соответствующие мероприятия организационного характера, которые направлены специально на совершенствование деятельности по обеспечению законности.

Юридические факты представляют собой определенные обстоятельства жизни, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений в зависимости от действия юридических норм.

Юридический процесс — это регулируемый процессуальными нормами порядок работы компетентных органов государства. Состоит в подготовке, принятии и документальном закреплении юридического решения общего или личного характера.

© Н. Егорова

Применение уголовно-правовых норм, содержащих понятие «руководитель организации», часто вызывает сложности. В широком смысле любое лицо, непосредственно выполняющее управленческие функции, является руководителем. Руководитель организации — более узкое понятие. Им является физическое лицо, осуществляющее управление в целом организацией (юридическим лицом). Однако простота и пригодность для практики этого рабочего определения только кажущиеся. Что значит — управлять организацией?

Управление организацией, как любая сложная человеческая деятельность, основано на разделении труда, то есть осуществляется не одним лицом. Актуален вопрос, кого из этих лиц и по каким основаниям признавать специальным субъектом преступления — руководителем организации. К тому же не все авторы воспринимают как очевидное равнозначность понятий «организация» и «юридическое лицо». Полагаем, что под организацией (имеющей легальный характер) в УК следует понимать только юридическое лицо. Широкий подход к понятию «организация» связан с дополнительными сложностями, связанными с необходимостью определения признаков организации, не обладающей статусом юридического лица.

Представляются неточными такие, например, суждения: «…индивидуальный предприниматель, будучи владельцем магазина, может занимать должность его директора». Индивидуальный предприниматель, даже выполняющий управленческие функции, при таких условиях не может быть признан директором (то есть руководителем) организации, поскольку осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 1 ст. 23 ГК). Магазин как торговое предприятие в данном случае — не юридическое лицо, а имущественный комплекс (ст. 132 ГК). И фактически, и юридически индивидуальный предприниматель может быть директором (руководителем) не имущественного комплекса, а своих наемных работников.

Руководитель организации как специальный субъект преступления упоминается в ряде статей Особенной части УК (ст. 145.1, 176, 177, примечание к ст. 189, ст. 193, 195, 196, 197, 199.2, 203 УК), но содержание данного понятия в уголовном законе не раскрывается. В литературе небезосновательно указывается на недостаточную четкость соотношения понятия «руководитель организации» с другими понятиями, обозначающими управляющих субъектов.

В Гражданском кодексе понятие руководителя организации как органа юридического лица упоминается применительно к унитарному предприятию (п. 4 ст. 113 ГК), но содержание его не раскрывается.

Согласно ч. 1 ст. 273 Трудового кодекса, руководитель организации — это «физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными доку ментами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа».

Суть данного определения сводится к тому, что руководитель — это тот, кто руководит, хотя попытка обозначить особенности самой деятельности руководителя, а не просто перечислить лиц, относящихся к числу руководителей, является достоинством этого определения. Не совсем ясно также, признается ли руководителем организации член ее коллегиального исполнительного органа.

В Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» указано, что руководитель организации — это руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации.

Весьма общим и расплывчатым видится понятие лица, ответственного за ведение дел организации. Ответственность в позитивном смысле — лишь следствие обладания определенными полномочиями, характер которых в дефиниции не отражен. Кроме того, весь объем ответственности за ведение дел юридического лица может быть распределен между несколькими лицами сообразно особенностям тех направлений деятельности данной организации, которыми ведают эти лица. Статус члена коллегиального исполнительного органа, заместителя руководителя исполнительного органа также остается непонятным.

В ч. 3 ст. 11.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» под руководителем кредитной организации подразумевается единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа. По смыслу ч. 2 ст. 11.1 руководитель кредитной организации осуществляет текущее руководство организацией.

Восприятие такой трактовки, как универсальной, оставило бы за рамками руководства организацией принятие стратегических решений.

Согласно ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 руководитель должника — это «единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности». Это положение, а также пп. 4, 5 ст. 20 названного закона не оставляют сомнений по поводу возможности признания при определенных условиях руководителем организации-должника арбитражного управляющего. Но и данное определение не может претендовать на роль уголовно-правовой дефиниции, так как не позволяет рассматривать в качестве руководителей организации членов коллегиального исполнительного органа юридического лица и субъектов, действующих от имени юридического лица по доверенности. Здесь также не отражены сущностные признаки руководителя организации.

В науке уголовного права предпринимались попытки через гражданско-правовую трактовку руководства юридическим лицом уяснить сущность управленческих функций в уголовном праве. Так, П.С. Яни в этой связи пишет: «При отсутствии в Уголовном кодексе легальной дефиниции субъекта служебного преступления в коммерческих и иных организациях правоприменитель вынужден был бы обращаться непосредственно к неуголовному законодательству, регулирующему порядок управления в организациях. А это могло бы привести к заключению о том, что функции управления юридическим лицом, как правило, сосредоточены у его руководителя».

На наш взгляд, следует различать понятия «управление в организации» и «управление организацией». Именно управление в организациях является сферой совершения преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, а также должностных преступлений (гл. 30 УК), за исключением совершаемых представителями власти. В гражданском законодательстве, действительно, получило правовую регламентацию управление юридическими лицами — как его общие признаки, так и особенности управления юридическими лицами различных организационно-правовых форм. Так, в ст. 53 ГК говорится об органах юридического лица, в ст. 71, 91, 103,110, 113 ГК идет речь об управлении делами юридического лица в целом. Вместе с тем в гражданском законодательстве в самых общих чертах урегулированы вопросы управления такими структурными подразделениями юридического лица, как представительства и филиалы (ст. 55 ГК).

Кроме того, в уголовном законодательстве и уголовно-правовой теории сложился определенный подход к пониманию функций управления, выполняемых должностными лицами. Поэтому если бы не было примечания 1 к ст. 201 УК, то при наличии в УК нормы примечания 1 к ст. 285 УК, содержащей определение понятия должностного лица, мы для уяснения понятия «управленческая функция» применительно к коммерческой или иной организации, скорее всего, обратились бы сначала к тексту данного примечания, а не к нормам гражданского права.

Нельзя полностью согласиться и с тем, что функции управления юридическим лицом по общему правилу сконцентрированы «в руках» руководителя организации. Гражданское законодательство убеждает в обратном — единоличный руководитель юридического лица далеко не всегда является единственным и высшим органом юридического лица. Например, в акционерном обществе — сложная структура управления, причем компетенция руководителя как единоличного исполнительного органа ограничена руководством текущей деятельностью АО, по сравнению с компетенцией совета директоров, осуществляющего общее руководство деятельностью АО, и общего собрания акционеров с его исключительной компетенцией.

Таким образом, в гражданском праве понятие «управленческая функция» отнюдь не сводится к функциям управления юридическим лицом — гражданско-правовой подход к управленческой функции вовсе не игнорирует управление структурными подразделениями юридического лица (ст. 55 ГК) и управление как осуществление публичной власти (ст. 120 ГК). Поэтому управленческая функция в гражданском праве не исчерпывается выполнением функций руководителя юридического лица.

А.Я. Аснис, изучавший вопрос о руководителе организации при исследовании служебных преступлений, полагает, что руководитель организации — это физическое лицо, возглавляющее предприятие, учреждение, организацию, действующее от их имени без доверенности, назначенное или избранное в соответствии с законом и учредительными документами.

Это определение охватывает только «первых» руководителей и не позволяет решить проблему ответственности субъектов, которые формально не являются таковыми. Данный подход не учитывает специфику управленческой деятельности — первый руководитель не может и не должен лично заниматься всеми направлениями деятельности своей организации — он распределяет обязанности между подчиненными.

Нередко вопрос о руководителе организации рассматривается в теории как частный, в рамках исследования состава какого-либо экономического преступления. При этом наметились две основные позиции по вопросу о круге лиц, признаваемых специальным субъектом -руководителем организации. Согласно одной точке зрения в уголовном праве руководитель организации — это «первый» руководитель юридического лица, и только он. Сторонники другой позиции считают, что понятием «руководитель организации» охватываются как первый руководитель, так и его заместители.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что ни один из этих подходов нельзя считать удовлетворительным. Поэтому в литературе высказаны предложения об исключении из УК рассматриваемого понятия с заменой его в соответствующих составах на более широкое понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо без упоминания признаков специального субъекта, что позволило бы привлекать к ответственности любых лиц, представляющих интересы юридического лица».

По нашему мнению, отказываться от использования и определения в самом уголовном законе понятия «руководитель организации» нельзя. Помимо практической значимости, вопрос об уголовно-правовом понятии «руководитель организации» имеет немаловажное теоретическое значение.

Во-первых, есть преступления, которые могут быть совершены только руководителями юридических лиц, а не любыми субъектами, выполняющими управленческие функции, хотя указание на специальный субъект в диспозициях соответствующих статей иногда отсутствует (например, в ч. 1 ст. 185 УК).

Во-вторых, четкое и единообразное решение данной проблемы требуется для того, чтобы дифференцировать признаки специального субъекта управленческих преступлений в уголовном законе и, как следствие, установить более суровые санкции для руководителей юридических лиц по сравнению с иными лицами, выполняющими управленческие функции. Пока в статьях уголовного закона об ответственности руководителей организации это не всегда учитывается. Санкции ч. 1 ст. 145.1, 177, ч. 1 ст. 195 УК более мягкие, чем санкция ч. 1 ст. 201 УК; максимальная санкция ч. 1 ст. 189 УК — такая же, как в ч. 1 ст. 201.

Несмотря на юридическое равенство субъектов экономической деятельности, уголовная ответственность руководителей организаций за экономические преступления должна быть более суровой, чем ответственность граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей). Преступление руководителя организации нередко совершается в соучастии или с привлечением невиновных лиц, что повышает возможности, причинив вред, затем уйти от ответственности. Не последнюю роль играет и использование преимуществ организационно-правовой формы юридического лица. Характер и размер ущерба, причиняемого такими преступлениями руководителей юридических лиц, тоже порой несопоставимы с последствиями преступлений рядовых граждан. Однако, например, кредитные преступления руководителя организации получают такую же правовую оценку, как аналогичные деяния индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 176 УК) и просто гражданина (ст. 177 УК); то же самое характерно для преступлений, предусмотренных ст. 189, 195-197 УК. В перспективе целесообразно указанные деяния руководителей юридических лиц считать преступлениями с квалифицированными составами.

С учётом этих обстоятельств оправданной является постановка вопроса о признании квалифицированными составами таких общих служебных преступлений, как злоупотребление полномочиями, пассивный коммерческий подкуп, получение взятки, служебный подлог, халатность, совершенных руководителем организации.

С другой стороны, специальное указание на руководителя организации в уголовном законе не всегда оправданно. Так, в ч. 1 ст. 203 УК («Превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий…») оно излишне, если учесть насильственный характер превышения полномочий, не требующий использования каких-то особых прав руководителя, а также то, что руководитель тоже относится к категории служащих.

В-третьих, определение понятия «руководитель организации» совершенно необходимо с точки зрения возможного в будущем введения в России уголовной ответственности юридических лиц. Ведь именно общественно опасное поведение руководителя организации, а не любого лица, выполняющего управленческие функции в данной организации, дает основания для привлечения к уголовной ответственности самого юридического лица. Без определения круга лиц, которых можно признать руководителями организации, немыслима сама постановка вопроса об уголовной ответственности юридического лица.

С учётом изложенного представляется возможным включить определение уголовно-правового понятия «руководитель организации» в Общую часть УК. Оно могло бы быть примерно следующим:

«Руководителем организации в статьях настоящего Кодекса признается физическое лицо (вариант — служащий), являющееся: а) единоличным исполнительным органом организации или его заместителем; б) руководителем коллегиального исполнительного органа организации или его заместителем; в) членом коллегиального исполнительного органа организации; г) иным лицом, которое на основании нормативного акта, учредительных документов, договора или специального поручения выполняет управленческие функции по всем, нескольким или отдельным направлениям или вопросам деятельности организации в целом».

Таким образом, основные признаки руководителя юридического лица следующие: 1) он уполномочен решать какой-либо вопрос (пусть даже достаточно узкий, имеющий специальный характер) в интересах всей организации; 2) он вправе выступать от имени организации в целом, а не отдельных ее структурных подразделений.

Обратившись к действующему законодательству России, можно найти подтверждение справедливости такого «плюралистического» подхода к понятию руководителя организации. Так, в ч. 2 ст. 9 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в ч. 1 той же статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и что перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИфизическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).

В соответствии со ст. 53 ГК РФ Р. о. являются лицами, которые по договору исполняют функции органа юридического лица, реализуют от его имени гражданские права и обязанности.

ТК РФ закрепил 2 критерия, характеризующих правовое положение Р. о.:

является работником, выполняющим особую трудовую функцию согласно заключенному с ним трудовому договору;

реализует компетенции юридического лица в гражданском обороте, т. е. осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права.

Положения гл. 43 ТК РФ распространяются на руководителей всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:

Р. о. является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;

управление организацией осуществляется по договору с др. организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Права и обязанности Р. о. в области трудовых отношений определяются ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации, трудовым договором (ст. 274 ТК РФ).

Трудовой договор с Р. о. заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. Как правило, в трудовых договорах с Р. о. закрепляется принцип единоначалия.

Р. о. имеет право:

самостоятельно решать вопросы, касающиеся деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных законодательством к ведению иных органов;

организовывать работу;

действовать без доверенности от имени организации;

представлять интересы организации на территории РФ и за ее пределами;

распоряжаться имуществом организации;

заключать договоры, в т. ч. трудовые;

выдавать доверенности;

совершать иные юридические действия;

открывать в банках расчетные и др. счета;

утверждать штатное расписание и иные локальные акты.

Р. о. делегирует часть своих прав заместителям, издает приказы, выносит дисциплинарные взыскания, утверждает положения о представительствах и филиалах и т. д. В трудовой договор с Р. о. могут быть включены и др. полномочия и обязанности, основанные на учредительных документах и соответствующие трудовому законодательству. Р. о. может занимать оплачиваемые должности в др. организациях (работать по совместительству) только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Р. о. не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации (ст. 276 ТК РФ).

Трудовой договор с Р. о. может быть расторгнут по следующим основаниям:

в связи с отстранением от должности Р. о. в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо лицом (органом), уполномоченным собственником, решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством РФ;

по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором (ст. 279 ТК РФ).

Р. о. имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за 1 месяц (ст. 280 ТК РФ).

Определение

Источник

физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

статья 273 Трудового Кодекса Российской Федерации

руководитель (иное уполномоченное должностное лицо) организации (индивидуальный предприниматель), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты 

пункт 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390

 Руководитель организации играет очень важную роль в обеспечении пожарной безопасности, так как именно он является лицами, которые в силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69_ФЗ «О пожарной безопасности» выполняют важнейшую функцию: 


осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Помимо этого они обязаны в силу той же статьи того же нормативного правового акта:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных;

обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Очевидно, что обязанностей много, и одна из них наиболее значима. Обязанность соблюдать требования пожарной безопасности — те самые, нарушение которых, как мы определили и является причиной пожара

По логике указанного Федерального закона именно руководитель организации, как лицо принимающее то или иное решение в отношении объекта защиты, лицо обладающее властными полномочиями и могущее совершить действие которое как обеспечит соблюдение, так и образует факт нарушения требований пожарной безопасности несет первоочередные обязанности по соблюдению этих требований и первоочередную ответственность.

При этом, по какой-то причине из Федерального закона были исключены точно так же могущие влиять на противопожарной состояние объектов защиты владеющие ими индивидуальные предприниматели.

Наверное чтобы исправить это упущение, в Правилах противопожарного режима приравняли Индивидуальных предпринимателей к Руководителям организаций, хотя очевидно, что из определения термина «руководитель организации» следует, что никакие индивидуальные предприниматели ими являться не могут.

Для составителей Правил противопожарного режима Трудовой Кодекс это, как мы видим не аргумент. Руководителем организации по определению из Правил может быть и иное должностное лицо (какое непонятно) и индивидуальный предприниматель. И это создает еще одну сложность: руководитель организации по Правилам противпоожарного режима это не всегда «законный представитель юридического лица».

Но так или иначе, есть ли противоречия между Правилами противопожарного режима, Трудовым Кодексом и Кодексом об Административных правонарушениях, руководитель организации — он же, индивидуальный предприниматель по ППР — имеет обязанности, которые необходимо выполнять и за невыполнение которых он несет ответственность. Главная его «пожарная» обязанность: непосредственно руководить системой обеспечения пожарной безопасности.

Но так как руководитель организации не может заниматься исключительно и только ею, Правила противопожарного режима дают ему возможность назначить «вместо себя» ответственного за обеспечение пожарной безопасности.


статью подготовил:

инженер пожарной безопасности

Размещено: 21 января 2020 года.

Все права на текст статьи принадлежат автору. Копирование, распространение, использование и иные действия, за исключением ознакомления на данной странице сайта ptm01.ru  запрещены.

Разрешено: копировать ссылку (url) на данную страницу и направлять скопированную ссылку неограниченному кругу лиц.

В случае сомнений, руководствуйтесь правилом: всё, что не разрешено — запрещено

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Каркасная баня своими руками пошаговая инструкция с видео для начинающих
  • Требуется поддержка процессором avx sse4 инструкций
  • Ледокол уколы инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Как написать ходатайство руководству
  • Мануал honda cbf 500