Ю́жное о́бщество (Южный округ, Южная управа), политическая организация в Российской империи, тайное общество декабристов, существовавшее в 1821–1825 гг.
Предыстория создания
Ещё с 1818 г., после перевода по службе в г. Тульчин, П. И. Пестель, фактически возглавив местную управу Союза благоденствия, старался придать ей автономный и иерархический характер. Согласно показаниям Н. И. Комарова Следственной комиссии 1825–1828 гг., уже в 1819–1820 гг. приём новых членов в состав управы производился исключительно её руководством – «коренными членами» [Восстание декабристов (ВД). Т. 20. 2001. С. 395]. Как свидетельствовал сам Пестель на следствии, вступавшим в общество в это время объявлялось, «что планы Действия и будущего предполагаемого образования Государства есть дело вышних Инстанций Союза, в сём отношении все уже сделавших» (ВД. Т. 4. 1927. С. 84). По показаниям Н. М. Муравьёва, в августе 1820 г. он был избран в Тульчине сопредседателем местной управы наряду с самим Пестелем и А. П. Юшневским, причём именовал ячейку Союза «обществом» (ВД. Т. 1. 1925. С. 299). Таким образом, процесс становления будущей самостоятельной организации начался ещё в рамках Союза благоденствия, однако полного контроля над членами подчинённой ему управы Пестель ещё не имел.
Окончательно Южное общество было сформировано в марте 1821 г., после того как Пестель и его сторонники отказались признать решения Московского съезда 1821 г. о роспуске Союза благоденствия и создании новой организации.
Внутренний распорядок и структура организации
Правила, которыми регулировался внутренний распорядок Южного общества, известны из показаний ряда его членов Следственной комиссии 1825–1828 гг. Вероятно, существовал также писаный устав организации.
По мысли П. И. Пестеля, в основу устройства общества должны были быть положены жёсткая иерархия и дисциплина. Согласно показаниям А. А. Крюкова и В. П. Ивашева на следствии, по предложению лидера организации ещё в 1821 г. было решено «средства к достижению (…) цели предоставить избранным начальникам или председателям управы с полною над членами властью» (ВД. Т. 12. 1969. С. 144, 256).
Все участники общества делились на 3 степени: «бояре» (старшие члены, участвовавшие в принятии важнейших решений, осведомлённые о целях общества в полном объёме и имевшие право принимать новых участников), «мужи» (не участвовали в принятии ключевых решений, имели право принимать новых членов) и «братья» (низший разряд, не могли никого принимать в состав организации). Кроме того, существовала категория «друзей», которых готовили к приёму в общество.
При вступлении в общество большинством принятых давалось «решительное слово» или клятва (в ряде случаев «с подпиской») хранить тайну и оказывать посильное содействие (ВД. Т. 13. 1975. С. 52, 96–97; ВД. Т. 19. 2001. С. 106, 162).
Во главе общества стоял распорядительный орган – Директория, в состав которой в 1821 г. вошли Пестель и А. П. Юшневский. Согласно показаниям М. И. Муравьёва-Апостола, «труд умственный вверен был Директориату» (ВД. Т. 9. 1950. С. 200), т. е. фактически Пестелю, поскольку другой директор – А. П. Юшневский – не интересовался разработкой программных и тактических вопросов, а Н. М. Муравьёв приезжал очень редко. Однако после вхождения в 1825 г. С. И. Муравьёва-Апостола в состав Директории в руководстве общества возникла серьёзная оппозиция взглядам Пестеля. Директория и примыкавший к ней избранный круг («Совет») «бояр» [князья С. Г. Волконский и А. П. Барятинский, С. И. Муравьёв-Апостол (до 1825), В. Л. Давыдов, М. П. Бестужев-Рюмин] принимали важнейшие решения в области стратегии и тактики, которые затем одобрялись на ежегодно созываемых съездах общества; также важным руководящим центром организации были периодически созываемые совещания расширенного состава в слободке Каменка Чигиринского уезда Киевской губернии (ныне город Черкасского района Черкасской области Украины), принадлежавшей матери Давыдова Екатерине Николаевне, приуроченные к её именинам, приходившимся на 24 ноября ст. ст.
В 1823 г. по предложению Пестеля в составе организации были созданы три местных подразделения – управы: центральная, руководство которой располагалось в Тульчине (в 1823–1825 во главе её находился сам Пестель, а с 1825 – князь А. П. Барятинский; члены: А. П. и С. П. Юшневские, В. П. Ивашев, Н. И. Лорер, П. И. Фаленберг, Ф. Б. Вольф, А. А. и Н. А. Крюковы, П. В. Аврамов, Н. В. Басаргин, П. С. Бобрищев-Пушкин и его брат Н. С. Бобрищев-Пушкин, А. В. Ентальцев, Н. А. Загорецкий, Н. Ф. и Ф. Ф. Заикины, Ф. Г. Кальм, П. М. Леман, М. А. Менгден, И. Н. Хотяинцов, А. И. Черкасов и др.), и две «фланговых»: «правая» с центром в Каменке (возглавлялась В. Л. Давыдовым и князем С. Г. Волконским; члены: В. Н. Лихарев, А. В. Поджио и И. В. Поджио) и «левая» – с центром в г. Васильков [возглавлялась С. И. Муравьёвым-Апостолом и М. П. Бестужевым-Рюминым; члены: М. И. Муравьёв-Апостол, А. З. Муравьёв (из рода Муравьёвых), И. С. Повало-Швейковский и др.]. Со временем Васильковская управа приобрела фактически автономный статус в составе организации.
Кроме того, внутренний распорядок общества регулировался рядом правил: членам вменялось «не иметь ничего писанного» (ВД. Т. 9. С. 200; Т. 11. 1954. С. 210); «не принимать в общество никого, кроме русских или тех, которые по обстоятельствам совершенно привязаны к русской земле» (ВД. Т. 12. С. 349); не называть принятому никаких имён и дозволять ему общаться только с принявшим (ВД. Т. 4. С. 63–64; Т. 11. С. 210; Т. 12. С. 349), «не прибегать ни к каким наружным знакам для узнавания друг друга» (ВД. Т. 11. С. 210; Т. 10. 1953. С. 269) и, если «член об члене что узнает, <чтобы> ничего не скрывал, а тотчас доносил бы начальнику управы» (ВД. Т. 12. С. 165).
Однако, несмотря на введение в действие данных правил, П. И. Пестель так и не смог создать полностью централизованную и эффективно управляемую организацию. Даже видные участники имели достаточно слабое представления о нормах, регулировавших внутренний распорядок в обществе: Ф. Ф. Вадковский признавался в письме Пестелю от 3(15) ноября 1825 г. в незнании «законов нашего общества» и сообщал, что принял И. В. Шервуда (ставшего доносчиком) сразу в ранг «боярина», «не имея на это никакого права» (ВД. Т. 11. С. 199).
Программа общества
Ещё в 1820 г., после своего участия в совещаниях Коренной управы в Санкт-Петербурге (обсуждавших вопрос о желательной форме правления), П. И. Пестель настоял на принятии Тульчинской управой курса на установление республики в России, что впоследствии стало стратегической целью Южного общества.
Основные идеи социально-политических преобразований в стране, разделяемые членами Южного общества, были изложены в «Русской Правде» – двух социально-политических проектах, подготовленных Пестелем. Первый был создан в 1821–1822 гг., в 1823 г. одобрен съездом Южного общества, что дало основание В. С. Парсамову считать его программой организации, а второй писался Пестелем в 1824–1825 гг. и представлял собой конституционный проект – наказ для будущего Временного верховного правления, не был закончен. В них излагалась программа предстоявших преобразований: учреждение унитарного государства, введение республиканского правления [на следствии Пестель утверждал, что намеревался подготовить вариант «Русской Правды», в котором предусматривалась возможность сохранения монархии (ВД. Т. 4. С. 114–115)], создание единой российской нации, ликвидация сословий, отмена крепостного права, создание общественного и частного земельных фондов, предоставление всем гражданам права получить земельный надел для пропитания и т. д. Осуществить данные преобразования предполагалось посредством введения временной революционной диктатуры («Временного верховного правления»). Известен также ряд записок и проектов, близких по тематике к данным документам (о реформе языка, армии, создании Приказа вышнего благочиния – верховного полицейского органа и т. д.).
Практическая деятельность организации
Добиться реализации программы общества предполагалось путём совершения «военной революции» (государственного переворота, главной движущей силой которого являлись войска, возглавляемые радикально настроенными офицерами). На формирование этих планов оказал влияние опыт Испанской революции 1820–1823 гг., революционных выступлений начала 1820-х гг. в итальянских государствах, а также Греческой национально-освободительной революции 1821–1829 гг. По мысли Пестеля, основное выступление должно было произойти в Санкт-Петербурге: «Приступая к самой революции, надлежало произвести оную в Петербурге, яко средоточии всех Властей и правлений, а наше Дело в Армии и в Губерниях было бы признание, поддержание и содействие Петербургу. В Петербурге же оное могло бы произойти восстанием Гвардии, а также и флота, отправлением особ Императорской фамилии в чужие края …, созванием Сената, дабы чрез него обнародовать новый порядок Вещей…» (ВД. Т. 4. С. 102–103). В связи с проектировавшимся установлением республиканской формы правления вставал вопрос о судьбе императора Александра I и всей Императорской фамилии. В Южном обществе обсуждались разные планы, касавшиеся их участи, включая убийство и высылку за рубеж. По показаниям ряда участников организации на следствии (А. В. Поджио, И. Ю. Поливанова), Пестель считал необходимым уничтожение всех представителей Императорской фамилии (ВД. Т. 11. С. 76; Т. 13. С. 56), сам лидер Южного общества это отрицал (ВД. Т. 4. С. 160).
Большинство членов организации (П. И. Пестель, С. И. Муравьёв-Апостол и др.) были сторонниками использования армии в ходе государственного переворота без разъяснения военнослужащим цели выступления: «думали произвести переворот одной военною силою, без участия народа, не открывая даже предварительно тайны своих намерений ни офицерам, ни нижним чинам, из коих первых надеялись увлечь энтузиазмом и обещаниями, а последних – или теми же средствами, или – деньгами и угрозами» (Горбачевский. 1963. С. 33).
В связи с этой тактикой основным занятием членов Южного общества было привлечение в ряды организации офицеров без подробного разъяснения программных и тактических установок. Большинству из принимавшихся лиц сообщалось исключительно о просветительских и благотворительных целях сообщества, некоторым из них – о стремлении организации к введению представительного правления и отмене крепостного права, при этом им зачитывался краткий вариант «Русской Правды» 1821–1822 гг. (ВД. Т. 19. С. 24–25, 204–205). Только «бояре» знали «сокровенную цель» общества, в целях укрепления дисциплины от них требовалось согласие на цареубийство. По подсчётам П. В. Ильина, всего в Южном обществе к 1825 г. состояло около около 130 человек (в основном военные); примерно 40 человек также находились в ранге «друзей» (включая А. С. Пушкина) (Ильин. 2004. С. 621–628). При этом значительная часть членов в период пребывания в составе организации была слабо осведомлена о её стратегии и тактике и фактически бездействовала. Агитация же среди солдат проводилась в незначительных масштабах преимущественно членами Васильковской управы под руководством С. И. Муравьёва-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина.
Одновременно руководство организации обсуждало возможность вооружённого выступления. Учитывая малочисленность общества и незначительность его влияния в Санкт-Петербурге, П. И. Пестель выступал против выработки конкретных планов восстания. В противовес его мнению С. И. Муравьёв-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин, вдохновлённые «испанским вариантом» военной революции (опробованным в ходе революций в Испании и Греции и предполагавшим выступление армии в любом регионе страны и её продвижение к столице при поддержке населения), настаивали на немедленной организации восстания. В этой связи они разработали несколько планов вооружённого выступления. Первый из них, т. н. Бобруйский (1823), предполагал захват императора заговорщиками с помощью верных частей во время посещения им крепости Бобруйск для участия в смотре войск, последующий поход повстанцев на Москву, организация там восстания силами членов местного тайного общества и совместное выступление на Санкт-Петербург. С этой целью Муравьёв-Апостол и Бестужев-Рюмин вступили в переговоры с проживавшим в Москве М. Ф. Орловым и часто приезжавшим туда И. Д. Якушкиным. Однако этот план не получил поддержки других руководителей Южного общества, а Орлов и Якушкин отвергли предложение Бестужева-Рюмина, приехавшего в Москву, о сотрудничестве.
В 1825 г. руководство Васильковской управы разработало т. н. 1-й Белоцерковский план. Согласно ему, члены общества должны были захватить и, возможно, убить императора Александра I во время смотра войск в Белой Церкви с последующим выступлением частей, верных повстанцам, на Москву и Киев. Разработчики плана считали, что необходимо будет привлечь на свою сторону 4-й корпус, расквартированный на территории Киевской губернии (оставлять его в тылу было опасно), а затем заставить московские департаменты Сената провозгласить установление нового строя. Предполагалось, что недовольство населения политикой государя таково, что к восставшим присоединятся «на пути их расположенные войска без предварительных даже с ними соглашений» (ВД. Т. 4. С. 104). План обсуждался на съезде Южного общества в том же году, где против него выступил П. И. Пестель. Однако Муравьёву-Апостолу и Бестужеву-Рюмину удалось добиться одобрения Пестелем и другими лидерами общества реализации плана летом 1826 г., когда должен был происходить Высочайший смотр частей 3-го корпуса, где и предполагалось арестовать императора (т. н. 2-й Белоцерковский план). Также в 1825 г. руководство Васильковской управы обсуждало близкий по содержанию план А. З. Муравьёва (по которому предполагалось захватить или убить императора во время посещения им Таганрога), однако он был отвергнут.
В связи с необходимостью получения поддержки в деле организации переворота важной задачей Южного общества стал поиск союзников.
Поскольку П. И. Пестель считал, что государственный переворот должен начаться в Санкт-Петербурге, он прилагал большие усилия для установления тесного взаимодействия с членами местных тайных обществ. В 1822–1823 гг. по его поручению князья С. Г. Волконский и А. П. Барятинский, В. Л. Давыдов, впоследствии М. И. Муравьёв-Апостол вели переговоры с т. н. Обществом Н. М. Муравьёва. «Южане» предлагали «северянам» избрать «директора», который должен был войти в состав Директории Южного общества, и принять «Русскую Правду» в качестве программы (что фактически означало объединение организаций). Однако переговоры окончились неудачей вследствие организационного кризиса Общества Н. М. Муравьёва и несогласия его членов с программой «южан». В то же время Южное общество укрепило свои позиции в Санкт-Петербурге с принятием в свой состав А. В. Поджио и Ф. Ф. Вадковского.
В марте 1824 г. в Санкт-Петербург приехал П. И. Пестель и возобновил переговоры с лидерами недавно созданного Союза соединённых и убеждённых – Н. М. Муравьёвым, К. Ф. Рылеевым, князьями С. П. Трубецким и Е. П. Оболенским – об объединении и подготовке совместного вооружённого выступления. Взаимодействие с «северянами» в ходе восстания Пестель представлял в самом общем виде: «Ежели они <на Севере> найдутся в необходимости действие начать, то мы их должны поддержать и обратно они нас. Если же необходимость не встретится, то перед приступом к действию долженствовало предшествовать взаимное соглашение, по которому решится тогда, где, как и что делать. При сем было говорено и об объявлении через Сенат нового порядка вещей» (ВД. Т. 4. С. 163). В качестве конечной политической цели переворота он выдвинул установление республики, что предусматривало возможность цареубийства. Это предложение было отвергнуто всеми руководителями Союза соединённых и убеждённых, кроме князя Е. П. Оболенского. Пестель также высказал Рылееву мысль о высылке членов Императорской фамилии из России с помощью офицеров Балтийского флота, входивших в состав общества. Этот замысел был созвучен планам самого Рылеева и удостоился его одобрения (ВД. Т. 19. С. 370, 381). Предложение лидера Южного общества об объединении было принципиально одобрено руководством «Союза соединённых и убеждённых», однако оно окончательно отказалось от разработанного Пестелем устройства будущей организации.
После приезда Пестеля в столице был создан местный филиал Южного общества, руководителями стали Ф. Ф. Вадковский и П. Н. Свистунов (принят Вадковским в феврале 1824). В его состав, помимо лидеров, первоначально вошли рекомендованные Вадковским и Свистуновым 4 офицера Кавалергардского полка – И. А. Анненков, И. Ю. Поливанов, Н. Н. Депрерадович и С. И. Кривцов, официально принятые П. И. Пестелем (ВД. Т. 4. С. 163; Т. 13. С. 50; Т. 14. 1976. С. 344–345, 360, 372, 374–375; Т. 18. 1984. С. 280). Пестель подробно разъяснил вновь принятым членам программу общества и намекнул на неизбежность цареубийства. После отъезда Пестеля «куратором» ячейки стал М. И. Муравьёв-Апостол. Участники филиала с подачи Вадковского неоднократно обсуждали различные планы физического устранения императора (например, по инициативе М. И. Муравьёва-Апостола, решившего, что его брат Сергей арестован, поскольку долго не получал от него известий, и вознамерившегося в отчаянии при содействии Вадковского и Свистунова убить Александра I). После перевода в июне 1824 г. Вадковского из Кавалергардского в Нежинский конно-егерский полк, расквартированный в г. Ахтырка (Харьковская губерния, ныне Сумская область, Украина), и отъезда Муравьёва-Апостола в августе того же года санкт-петербургская ячейка оказалась под фактическим руководством членов Северного общества – князя Е. П. Оболенского и А. М. Муравьёва (из рода Муравьёвых). К декабрю 1825 г. численность филиала Южного общества в Санкт-Петербурге составила 26 человек (в её состав входили офицеры не только Кавалергардского, но и лейб-гвардии Преображенского, Финляндского, Измайловского и других полков). Участники ячейки устраивали частные собрания, вели политические дискуссии, принимали активное участие в деятельности Северного общества.
Следующая попытка установить взаимодействие между Северным и Южным обществами была предпринята накануне восстания на Сенатской площади 1825 г. 11(23) декабря в Санкт-Петербург прибыл член Южного общества А. О. Корнилович «с предложениями о времени начатия действий» (ВД. Т. 19. С. 372). 13(25) декабря руководство Северного общества направило с отбывавшим в Тульчин по делам службы И. И. Муравьёвым-Апостолом (из рода Муравьёвых, брат видных «южан») сообщение о предстоявшем вооружённом выступлении в столице.
Параллельно с января 1823 г. М. П. Бестужев-Рюмин вёл переговоры о совместных действиях с представителями тайного польского «Патриотического общества», члены которого стремились к восстановлению независимости Польши (впоследствии в переговорах приняли активное участие С. И. Муравьёв-Апостол, П. И. Пестель и князь С. Г. Волконский). Члены Южного общества в соответствии с идеями, зафиксированными в «Русской Правде», предложили участникам «Патриотического общества» предоставление независимости и возвращения части земель, присоединённых к России в результате разделов Речи Посполитой (территории Гродненской губернии, часть Виленской, Минской и Волынской губерний), при условии организации совместного выступления против самодержавия, установления в восстановленной Польше образа правления, сходного с тем, который предполагалось ввести в России, и заключения союза на случай войны. В 1825 г. организации заключили формальное соглашение о содействии друг другу, однако никаких реальных шагов для устройства совместного восстания сделано не было, также сторонам не удалось урегулировать вопрос о будущих границах государств. Переговоры руководства Южного общества с поляками, которых многие декабристы считали врагами России из-за их участия в Отечественной войне 1812 г. на стороне Наполеона I Бонапарта, вызывали недовольство ряда видных членов организации (например, М. И. Муравьёва-Апостола).
Осенью 1825 г. во время смотра войск 3-го корпуса в лагере в местечке Лещин Житомирского уезда Волынской губернии (ныне село в Житомирском районе Житомирской области Украины) С. И. Муравьёв-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин заключили с членами Общества соединённых славян соглашение о взаимодействии в ходе будущего государственного переворота. Общество соединённых славян превращалось в управу Южного общества, принимало его программу и тактику «военной революции».
В 1824 г. князь С. Г. Волконский и С. И. Муравьёв-Апостол предприняли попытку привлечь к деятельности организации переяславского поветового маршала В. Л. Лукашевича, считая его руководителем якобы многочисленного Малороссийского общества, однако не добились его согласия. В ходе следствия было выяснено, что никакого отдельного тайного общества в Малороссии не существовало, а слухи о нём возникли в связи с получением декабристами информации от членов «Польского патриотического общества», что Лукашевич был некоторое время главой киевской ложи тамплиеров (ВД. Т. 19. С. 377–419).
В том же году Волконский, собиравшийся ехать лечиться на Кавказ, узнал «из разговоров» с Н. И. Комаровым и В. П. Ивашевым, что «в кавказском корпусе есть тайное общество». Пестель, которому он сообщил об этом, поручил Волконскому попытаться установить с ним связь. Как Волконский показывал на следствии, «по приезде моем на Кавказ я старался учредить тесное знакомство с Якубовичем» (ВД. Т. 10. С. 125). Последний, по признанию князя, отрицал существование общества, но «охотно входил о мыслях его о лучшем составе и способов Тайных обществ», что Волконский принял за сведения о структуре кавказской организации (ВД. Т. 10. С. 125). В. Л. Давыдов сообщал на следствии со слов Волконского, что цель Кавказского общества – «основание независимого царства в Грузии и что Г-л Ермолов не чужд сему предприятию» (ВД. Т. 10. С. 204). А. И. Якубович же заявил Следственной комиссии 1825–1828 гг., что «я, желая знать подробности и с кем буду иметь дело и в чём будут состоять намерения, для сего, чтобы выведать, лгал князю» (ВД. Т. 19. С. 369). Остальные декабристы также знали о Кавказском обществе лишь по слухам и предположениям.
В 1824 г. П. И. Пестель поручил А. В. Поджио, который должен был проезжать через Орёл, «стараться разведать о бунте, случившемся в одном эскадроне кирасирского полка, там стоящего» (ВД. Т. 11. С. 51). Поджио побывал в Орле, но на следствии «…и он, и Пестель отрицали, что им стали известны какие-либо подробности возмущения». (Матханова Н. П. Декабрист Александр Викторович Поджио // Поджио А. В. Записки, письма. Иркутск. 1989. С. 21).
Кризис и ликвидация Южного общества
Отсутствие практических результатов деятельности Южного общества привело к разочарованию многих «бояр», в результате чего в течение лета – осени 1825 г. Тульчинская и Каменская управы фактически бездействовали. В этот период активность проявляла лишь Васильковская управа, обретавшая всё большую самостоятельность в составе организации.
Из-за нестрогих требований к кандидатам в члены в составе общества оказался ряд агентов правительства (А. И. Майборода, И. В. Шервуд, А. К. Бошняк). В июле – ноябре 1825 г. они составили несколько доносов на деятельность организации, в результате чего власти в декабре приступили к арестам «южан». Бо́льшая часть «бояр» во главе с П. И. Пестелем не предприняли попыток организовать вооружённое выступление и вскоре была заключена под стражу. Узнав об аресте руководителя организации, А. В. Поджио написал письмо князю С. Г. Волконскому с планом освобождения Пестеля и возмущения 19-й дивизии, 1-й бригадой которой командовал Волконский. План был сначала одобрен рядом членов Каменской управы (В. Л. Давыдовым, А. В. Ентальцевым и др.), но затем Волконский отказался участвовать в его реализации, и они решили его отложить на неопределённое время (ВД. Т. 11. С. 59–61).
Члены санкт-петербургского филиала Южного общества не предприняли каких-либо значимых действий, и 14(26) декабря оказались на стороне императора Николая I.
Только членам Васильковской управы удалось оказать действенное сопротивление правительству, приняв участие в восстании Черниговского полка.
Дата публикации: 19 декабря 2022 г. в 14:26 (GMT+3)
Декабри́сты — участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.
Содержание
- 1 Истоки движения
- 2 «Союз спасения» (1816-1818)
- 3 «Союз благоденствия»
- 4 Южное общество (1821—1825)
- 5 Северное общество (1822—1825)
- 6 Восстание
- 7 Восстание Черниговского полка
- 8 Следствие и суд
- 9 Казнь
- 10 Примечания
- 11 Литература
- 12 Источники по истории декабристов
- 12.1 Записки декабристов
- 13 См. также
- 14 Ссылки
Истоки движения
В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства понимает губительность самодержавия и крепостного права для дальнейшего развития страны. В их среде складывается система взглядов, реализация которых должна изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:
- Российская действительность с её бесчеловечным крепостничеством;
- Патриотический подъем, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;
- Влияние работ западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье;
- Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.
Вместе с тем необходимо отметить, что идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены на реформирование, были настроены против самодержавного режима и крепостного права.
«Союз спасения» (1816-1818)
В марте 1816 гвардейские офицеры (Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка, адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.
Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в 1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.
Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов
Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.
«Союз благоденствия»
В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишинёве; их насчитывалось до 15.
Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.
На совещании в Петербурге в январе 1820 при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П. И. Пестелем).
Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А.И. Чернышёвым)[1] был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 в Испании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).
Позже, в мае 1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютанта Васильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs), — и после долгого молчания прибавил: — не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir)». Записка генерал-адъютанта А. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его в Царском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в 1821 сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе; 1 августа 1822 последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.
В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.
Монумент казнённым декабристам во дворе кронверка Петропавловской крепости (Санкт-Петербург)
Южное общество (1821—1825)
На основе Союза благоденствия весной 1821 года возникли сразу 2 крупные революционные организации: Южное общество в Украине и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил П. И. Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными — Никита Муравьев.
Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 году. П. И. Пестель был сторонником революционной для того времени идеи верховной власти народа. В «Русской правде» Пестель описывал новую Россию — единую и неделимую республику с сильной централизованной властью.
Он хотел разделить Россию на области, области — на губернии, губернии — на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и могли участвовать в ежегодном волостном «народном собрании», где они выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», то есть местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь свое наместное народное собрание. Главой наместного волостного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главами уездного и губернского собраний — выборные «посадники». Все граждане имели право избирать и быть избранными в любой орган гос. власти. Пестель предлагал не прямые, а двухступенчатые выборы: сначала волостные народные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды — представителей в высшие органы государства. Верховный законодательный орган будущей России — Народное вече — избирался сроком на 5 лет. Только Народное вече могло издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Распустить его не имел права никто, так как оно представляло собой, по определению Пестеля, «волю» и «душу» народа в государстве. Верховным исполнительным органом являлась Державная дума, состоявшая из пяти человек и избиравшаяся также на 5 лет из членов Народного веча.
Помимо законодательной и исполнительной властей в государстве должна быть и власть «блюстительная», которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы за тем, чтобы Народное вече и Державная дума не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти — Верховный собор — состоял из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно.
Глава Южного общества предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Он собирался также уничтожить военные поселения и передать эту землю в свободное пользование крестьянам. Пестель считал, что все земли волости следует разделить на 2 равные половины: на «землю общественную», которая будет принадлежать всему волостному обществу и не может быть ни продана, ни заложена, и землю «частную».
Правительство в новой России должно всемерно поддерживать предпринимательство. Предложил Пестель и новую налоговую систему. Он исходил из того, что всякого рода натуральные и личные повинности следует заменить денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».
Пестель подчеркивал, что люди совершенно независимо от их расовой и национальной принадлежности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен использовать свое превосходство для их угнетения.
Южное общество признало опорой движения армию, считая ее решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались взять власть в столице, вынудив царя отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру — Директории.
В марте 1821 года по инициативе П. И. Пестеля Тульчинская управа «Союз благоденствия» восстановила тайное общество под названием «Южное общество». Структура общества повторяла структуру «Союза спасения». В общество привлекались исключительно офицеры и в нём соблюдалась строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и «военной революции», т. е. военного переворота.
Южное общество возглавлялось Коренной думой (председатель П. И. Пестель, блюститель А. П. Юшневский). К 1823 году в составе общества находилось три управы — Тульчинская (под руководством П. И. Пестеля и А. П. Юшневского), Васильковская (под руководством С. И. Муравьёва-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина) и Каменская (под руководством В. Л. Давыдова и С. Г. Волконского).
Во 2-й армии независимо от деятельности Васильковской управы возникло ещё одно общество — Славянский союз, более известное как Общество соединённых славян. Оно возникло в 1823 году в среде армейских офицеров и насчитывало 52 члена, выступало за демократическую федерацию всех славянских народов. Оформившееся окончательно в начале 1825 года, оно уже летом 1825 года примкнуло к Южному обществу в качестве Славянской управы (в основном, стараниями М. Бестужева-Рюмина). Между членами этого общества было много предприимчивых людей и противников правила не спешить. Сергей Муравьев-Апостол называл их «цепными бешеными собаками».
Оставалось до начала решительных действий войти в сношение с польскими тайными обществами. Подробности этих сношений и последовавшее соглашение не выяснены с должной ясностью. Переговоры с представителем польского Патриотического общества (иначе Патриотического союза) князем Яблоновским вёл лично Пестель. Велись переговоры с Северным обществом декабристов о совместных действиях. Соглашению об объединении препятствовали радикализм и диктаторские амбиции лидера «южан» Пестеля, которых опасались «северяне»).
Пестель разработал программный документ «южан», названный им «Русской Правдой». Задуманное переустройство России Пестель предполагал осуществить при содействии возмущения войск. Смерть императора Александра и истребление всей царской семьи были признаны членами Южного общества необходимым для успешного исхода всего предприятия. По крайней мере, не подлежит сомнению, что между членами тайных обществ велись разговоры в этом смысле.
В то время, как Южное общество готовилось к решительным действиям в 1826 года, замыслы его были открыты правительству. Ещё до выезда Александра I в Таганрог, летом 1825 года, Аракчеевым были получены сведения о заговоре, посланные унтер-офицером 3-го Бугского уланского полка Шервудом (которому впоследствии император Николай даровал фамилию Шервуд-Верный). Он был вызван в Грузино и лично доложил Александру I все подробности заговора. Выслушав его, государь сказал графу Аракчееву: «отпусти его к месту и дай ему все средства к открытию злоумышленников». 25 ноября 1825 года Майборода, капитан Вятского пехотного полка, которым командовал полковник Пестель, сообщил во всеподданнейшем письме различные разоблачения относительно тайных обществ.
Северное общество (1822—1825)
Северное общество образовалось в Петербурге в 1822 из двух декабристских групп во главе с Н. М. Муравьёвым и Н. И. Тургеневым. Его составили нескольких управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве. Руководящим органом являлась Верховная дума из трёх человек (первоначально Н. М. Муравьёв, Н. И. Тургенев и Е. П. Оболенский, позже — С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев (Марлинский)).
Северное общество по целям было умереннее Южного, однако влиятельное радикальное крыло (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин) разделяло положения «Русской правды» П. И. Пестеля.
Программным документом «северян» была «Конституция» Н. М. Муравьёва. Она предполагала конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей. Законодательная власть принадлежала двухпалатному Народному вече, исполнительная — императору.
Восстание
Началось междуцарствие, продолжавшееся по 14-е декабря 1825 года.
Среди этих тревожных обстоятельств стали обнаруживаться все яснее нити заговора, покрывшего, как сетью, почти всю Российскую империю. Генерал-адъютант барон Дибич, как начальник Главного штаба, принял на себя исполнение необходимых распоряжений; он отправил в Тульчин ген.-адъютанта Чернышева для ареста главнейших деятелей Южного общества. Между тем в Петербурге члены Северного общества решились воспользоваться междуцарствием для достижения своей цели водворения республики при помощи военного мятежа.
Отречение от престола цесаревича Константина и новая присяга при восшествии на престол им. Николая признаны были заговорщиками удобным случаем для открытого восстания. Чтобы избежать разномыслия, постоянно замедлявшего действия общества, Рылеев, князь Оболенский, Александр Бестужев и другие назначили князя Трубецкого диктатором. План Трубецкого, составленный им совместно с Батенковым, состоял в том, чтобы внушить гвардии сомнение в отречении цесаревича и вести первый отказавшийся от присяги полк к другому полку, увлекая постепенно за собой войска, а потом, собрав их вместе, объявить солдатам, будто бы есть завещание почившего императора — убавить срок службы нижним чинам и что надобно требовать, чтобы завещание это было исполнено, но на одни слова не полагаться, а утвердиться крепко и не расходиться. Таким образом, мятежники были убеждены, что если солдатам честно рассказать о целях восстания, то их никто не поддержит. Трубецкой был уверен, что полки на полки не пойдут, что в России не может возгореться междоусобие и что сам государь не захочет кровопролития и согласится отказаться от самодержавной власти.
Настал день 14 (26) декабря 1825; начался мятеж, который был в тот же день подавлен. Правда, при этом погибло 1 271 человек, из которых более 950 составили раздавленные толпой зеваки, то есть абсолютно посторонние люди.
Восстание Черниговского полка
На юге дело также не обошлось без вооружённого мятежа. Шесть рот Черниговского полка освободили арестованного Сергея Муравьева-Апостола, который выступил с ними в Белую Церковь; но 3 января 1826, настигнутые отрядом гусар с конной артиллерией, мятежники положили оружие. Раненый Муравьев был арестован.
Следствие и суд
После вынесения приговора декабристы оказались перед необходимостью подвести итог и дать оценку собственной деятельности. Павел Пестель в своём последнем письме родителям из Петропавловской крепости сделал это следующим образом:
Я должен был раньше понимать,что необходимо полагаться на Провидение, а не пытаться принять участие в том, что не является прямой нашей обязанностью в положении, в которое Бог нас поставил, и не стремиться выйти из своего круга.Я чувствовал это уже в 1825 году, но было слишком поздно!
Павел Пестель 1 мая 1826 [2]
Казнь
25.7.1826
Следствием были привлечены к ответственности более 500 человек. Результатом работы суда стал список из 121 «государственного преступника», разделенных на 11 разрядов, по степени провинности. Вне разрядов были поставлены П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский, приговоренные к смертной казни четвертованием. В число тридцати одного госпреступника первого разряда, осужденных к смертной казни отсечением головы вошли члены тайных обществ, давшие личное согласие на цареубийство. Остальные были приговорены на различные сроки каторжных работ. Позже «перворазрядникам» смертная казнь была заменена вечной каторгой, а пятерым главарям восстания четвертование было заменено смертной казнью через повешение.
Примечания
- ↑ Мемуары декабристов. Северное общество, М.: Издательство МГУ, 1981, с.322
- ↑ Соколова Н.С.Семейство Пестелей и Россия:Новые архивные материалы. в сб.Немцы в России. РАН,С.-Петербург 2000.ISBN 5-86007-248-1
Литература
- Труайя (Troyat) Анри (литературный псевд. Льва Тарасова) (р. 1911), французский писатель. Беллетризованные биографии Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя. Серия исторических романов («Свет праведных», 1959-63) о декабристах. Роман-трилогия «Семья Эглетьер» (1965-67); новеллы; пьесы на нем. языке: Винсей «Братья Христа в России» (2004)ISBN 978-3-8334-1061-1
- Е. Туманик. Ранний декабризм и масонство // Туманик Е. Н. Александр Николаевич Муравьев: начало политической биографии и основание первых декабристских организаций. — Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2006, с. 172—179.
Источники по истории декабристов
- «Донесение следственной комиссии 1826 г.».
- «Донесение Варшавского следственного комитета».
- М. Богданович, «История царствования императора Александра I» (том шестой).
- А. Пыпин, «Общественное движение в России при Александре I».
- бар. М. А. Корф, «Восшествие на престол императора Николая I».
- Н. Шильдер, «Междуцарствие в России с 19 ноября по 14 декабря» («Русск. старина», 1882 г., т. 35-й).
- С. Максимов, «Сибирь и каторга» (СПб., 1891).
- «Записки Декабристов», изданные в Лондоне А. Герценом.
- Л. К. Чуковская «Декабристы — исследователи Сибири» .
Записки декабристов
- «Записки Ивана Дмитриевича Якушкина» (Лондон, 1862; вторая часть помещена в «Русском архиве» 1870 г.);
- «Записки кн. Трубецкого» (Л., 1863);
- «Четырнадцатое декабря» Н. Пущина (Л., 1863);
- «Mon exil en Sibérie. — Souvenirs du prince Eugène Obolenski» (Лпц., 1862);
- «Записки фон Визина» (Лпц., 1859, в сокращенном виде напечатаны в «Русской старине» 1884 г.);
- Никита Муравьев, «Разбор донесения следственной комиссии в 1826 г.»;
- Лунин, «Взгляд на тайное общество в России 1816—1826»;
- «Записки И. И. Горбачевского» («Русский архив» 1882);
- «Записки Н. В. Басаргина» («Девятнадцатый век», 1-я часть);
- «Воспоминания декабриста А. С. Гангеблова» (М., 1888);
- «Записки декабриста» (барона Розена, Лпц., 1870);
- «Воспоминания декабриста (А. Беляева) о пережитом и перечувствованном, 1805—1850 гг.» (СПб., 1882).
См. также
- Восстание декабристов
- Список декабристов
- Музей Памяти декабристов
Ссылки
- Проекты конституции П. И. Пестеля и Н. Муравьёва
- Музей декабристов
- Краткое содержание (синопсис) оперы Шапорина «Декабристы» на сайте «100 опер»
- Николай Троицкий Декабристы // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.
Развитие оппозиционных идей в царской России |
|
---|---|
1810-е—1826 |
Движение декабристов «Конституция» Н. М. Муравьёва | «Русская правда» П. И. Пестеля |
1826—1850-е |
Бакунин М. А. | Белинский В. Г. | Буташевич-Петрашевский М. В. | Герцен А. И. | Костенецкий, Я. И. | Критские П., М. и В. | Огарёв Н. П. | Полежаев А. И. | Станкевич Н. В. | Сугуров Н. П. | Чаадаев П. Я. «Дмитрий Калинин» | Письмо В. Г. Белинского Н. В. Гоголю | «Философические письма» |
1860-е—1870-е |
Народничество «Современник» | «Что делать?» |
1880-е—1905 |
Анархизм | Легальный марксизм | Либерализм | Либеральное народничество | Марксизм Партия социалистов-революционеров | Российская социал-демократическая рабочая партия |
1905—1917 |
Политические партии Российской империи Большевики | Меньшевики | Конституционно-демократическая партия |
Польское восстание 1830—1831 годов | Польское восстание 1863 года Революция 1905 года | Февральская революция | Октябрьская революция |
Wikimedia Foundation.
2010.
На основе Союза
благоденствия весной 1821
года возникли сразу 2 крупные
революционные организации: Южное
общество в Украине и Северное общество
в Петербурге.
Более революционное и решительное Южное
общество возглавил П.
И. Пестель, Северное, чьи установки
считались более умеренными — Никита
Муравьев.
Политической
программой Южного общества стала
«Русская
правда» Пестеля, принятая на
съезде в Киеве
в 1823
году. П. И. Пестель был сторонником
революционной для того времени идеи
верховной власти народа. В «Русской
правде» Пестель описывал новую Россию
— единую и неделимую республику с
сильной централизованной властью.
Он хотел разделить
Россию на области, области — на губернии,
губернии — на уезды, а самой мелкой
административной единицей являлась бы
волость. Все совершеннолетние (с 20 лет)
граждане мужского пола получали право
голоса и могли участвовать в ежегодном
волостном «народном собрании», где они
выбирали бы делегатов «наместных
народных собраний», то есть местных
органов власти. Каждая волость, уезд,
губерния и область должны были иметь
свое наместное народное собрание. Главой
наместного волостного собрания становился
выборный «волостной предводитель», а
главами уездного и губернского собраний
— выборные «посадники». Все граждане
имели право избирать и быть избранными
в любой орган гос. власти. Пестель
предлагал не прямые, а двухступенчатые
выборы: сначала волостные народные
собрания выбирали депутатов в уездные
и губернские собрания, а последние из
своей среды — представителей в высшие
органы государства. Верховный
законодательный орган будущей России
— Народное вече — избирался сроком на
5 лет. Только Народное вече могло издавать
законы, объявлять войну и заключать
мир. Распустить его не имел права никто,
так как оно представляло собой, по
определению Пестеля, «волю» и «душу»
народа в государстве. Верховным
исполнительным органом являлась
Державная дума, состоявшая из пяти
человек и избиравшаяся также на 5 лет
из членов Народного веча. Помимо
законодательной и исполнительной
властей в государстве должна быть и
власть «блюстительная», которая
контролировала бы точное исполнение
законов в стране и следила бы за тем,
чтобы Народное вече и Державная дума
не выходили за рамки, установленные
законом. Центральный орган блюстительной
власти — Верховный собор — состоял из
120 «бояр», избиравшихся пожизненно.
Глава Южного
общества предполагал освободить крестьян
с землёй и закрепить за ними все права
гражданства. Он собирался также уничтожить
военные поселения и передать эту землю
в свободное пользование крестьянам.
Пестель считал, что все земли волости
следует разделить на 2 равные половины:
на «землю общественную», которая будет
принадлежать всему волостному обществу
и не может быть ни продана, ни заложена,
и землю «частную».
Правительство в
новой России должно всемерно поддерживать
предпринимательство. Предложил Пестель
и новую налоговую систему. Он исходил
из того, что всякого рода натуральные
и личные повинности следует заменить
денежными. Налоги
должны быть «взимаемы с имущества
граждан, а не с лиц их».
Пестель подчеркивал,
что люди совершенно независимо от их
расовой и национальной принадлежности
равны от природы, поэтому великий народ,
подчинивший себе малые, не может и не
должен использовать свое превосходство
для их угнетения.
Южное общество
признало опорой движения армию, считая
ее решающей силой революционного
переворота. Члены общества намеревались
взять власть в столице, вынудив царя
отречься. Новая тактика Общества
потребовала организационных преобразований:
в него принимались только военные,
связанные преимущественно с регулярными
частями армии; ужесточалась дисциплина
внутри Общества; от всех членов требовалось
безоговорочное подчинение руководящему
центру — Директории.
В марте 1821
года по инициативе П. И. Пестеля
Тульчинская управа «Союз благоденствия»
восстановила тайное общество под
названием «Южное общество». Структура
общества повторяла структуру «Союза
спасения». В общество привлекались
исключительно офицеры и в нём соблюдалась
строгая дисциплина. Предполагалось
установить республиканский строй путём
цареубийства и «военной революции»,
т. е. военного переворота.
Программным
документом «северян» была «Конституция»
Н. М. Муравьёва. Она
предполагала конституционную монархию,
основанную на принципе разделения
властей. Император лишался права издавать
законы, объявлять войну, заключать мир,
покидать пределы страны. Законодательная
власть принадлежала двухпалатному
Народному вече. Члены Северного общества
были противниками насилия и предполагали
после переворота созвать Учредительное
собрание, которое должно было
принять «Конституцию».
Северное общество
по целям было умереннее Южного.
Однако влиятельное радикальное крыло,
возглавляемое К. Ф. Рылеевым,
А. А. Бестужевым, Е. П. Оболенским,
И. И. Пущиным,
разделяло положения «Русской
правды» П. И. Пестеля.
В 1824 году последний сам приехал в
Петербург, чтобы добиться признания
своей программы как общей для обоих
обществ[1],
что вызвало оживление в радикальном
крыле «северян». Тайно от умеренных
лидеров Северного общества был образован
петербургский филиал Южного общества.
В результате развернулась активная
дискуссия, приведшая к тому, что и те, и
другие пошли на уступки: «северяне»
согласились на установление после
переворота республики, а «южане» —
на созыв Учредительного собрания.
История России XIX века невероятно богата различными событиями. Однако восстание декабристов на Сенатской площади занимает среди них совершенно особое место. Ведь если целью всех предыдущих удачных и неудачных попыток захвата власти в стране была замена одного самодержца другим, то на этот раз речь шла о смене общественного строя и переходе к республиканскому способу правления государством. Инициаторами Декабрьского восстания стали участники «Южного» и «Северного» тайных обществ, которыми руководили Н. Муравьев, С. Трубецкой и П. Пестель.
Предыстория
Рассказ о Восстании декабристов обычно принято начинать с основания Александром Муравьевым в Петербурге «Союза Спасения» — тайного общества, которое объявило своей целью освобождение крестьян и проведение кардинальных реформ в сфере управления государством. Эта организация просуществовала всего один год, а была распущена по причине различия взглядов участников на возможность цареубийства. Однако многие из его участников продолжили свою деятельность, теперь уже в составе «Союза Благоденствия». После того как заговорщикам стало известно о том, что власти собираются внедрить в ряды мятежников своих соглядатаев, вместо него были образованы «Северное» (в начале 1822 года) и «Южное» (в 1821 году) тайные общества. Первое из них действовало в Северной столице, а второе — в Киеве.
«Южное общество»
Несмотря на несколько провинциальный статус организации заговорщиков, действующих на Украине, ее члены были значительно более радикально настроены, чем «северяне». Прежде всего, это было связано с тем, что «Южное общество» состояло исключительно из офицеров, большинство из которых имело опыт участия в боях, и его члены стремились изменить политическое устройство страны путем цареубийства и военного переворота. Переломным моментом в его деятельности стал 1823 год. Именно тогда в Киеве состоялся съезд, принявший программный документ «Южного общества» под авторством Павла Пестеля, носящий название «Русская правда». Этот труд, наряду с проектом конституции Н. Муравьева, на который опирались члены «Северного общества», сыграл большую роль в формировании прогрессивных взглядов в среде русской аристократии XIX века, что, кстати, привело к отмене крепостного права.
Программный документ
«Русская правда» Пестеля была представлена им на суд членов «Южного общества» в 1823 году. Однако он начал работать над ней еще в 1819 году. Всего было написано 5 глав, касающихся земельного, сословного и национального вопросов. Пестель предлагал переименовать Нижний Новгород во Владимир и перенести туда столицу нового российского единого государства с республиканской формой правления. Кроме того, в «Русской правде» поднимался вопрос о незамедлительной отмене крепостного права. Программа «Южного общества» декабристов предусматривала также:
- равенство перед законом каждого гражданина;
- право избирать «Народное вече» для всех мужчин старше двадцатилетнего возраста;
- свободу слова, вероисповеданий, занятий, собраний, передвижения и печати;
- неприкосновенность жилища и личности;
- равенство перед правосудием.
Цели
Как уже было сказано, «Южное общество» было более радикальным, чем «Северное». Его главной целью было:
- ликвидация самодержавия, включая физическое уничтожение всех представителей царствующего дома Романовых;
- отмена крепостного права, однако без предоставления земли в собственность крестьян;
- введение конституции;
- уничтожение сословных различий;
- установление представительного правления.
П. Пестель: краткий биографический очерк
Так кто же стоял у руля «Южного общества» и создал один из самых значимых документов, касающихся обустройства России, на основе принципов эпохи просвещения? Этим человеком был Пестель Павел Иванович, который родился в 1793 году в Москве, в немецкой семье, где исповедовали лютеранство. В возрасте 12 лет мальчика отправили в Дрезден, где он учился в одном из закрытых учебных заведений. Дальнейшее образование Павел Пестель получил в Пажеском корпусе, а по его окончании молодого человека определили в Литовский полк. Военная карьера будущего заговорщика сложилась более чем удачно. В частности, Пестель проявил чудеса храбрости во время битвы при Бородино и в других сражения Отечественной войны 1812 года, был награжден множеством российских и союзнических наград.
Политическая деятельность Павла Пестеля
После победы над Наполеоном в среде русского офицерства возникли политические организации, ставившие перед собой цель улучшить положение крестьян и ограничить или вообще уничтожить самодержавие. Одним из таких военных был и Павел Пестель, который стал членом «Союза спасения», позже «Союза благоденствия» и, наконец, в 1821 году возглавил «Южное тайное общество». Главным просчетом, который допустил Пестель Павел Иванович, было его предложение о том, чтобы в случае победы восстания страной неограниченное время правило Временное правительство. Эта идея вызвала озабоченность у членов «Северного общества», так как среди мятежников было много тех, кто видел в его действиях и стремление стать диктатором, и наполеоновские амбиции. Именно поэтому «северяне» не спешили объединиться с «южанами», что в конечном итоге ослабляло их общий потенциал. Судя по сохранившимся документам, в течение 1824 года Пестель, считая себя непонятым со стороны соратников, переживал тяжелую депрессию и даже на некоторое время потерял интерес к деятельности «Южного общества».
«Южное общество»: участники
Кроме П. Пестеля, членами тайного общества, организованного среди офицеров воинских частей, дислоцированных на территории современной Украины, были несколько десятков известных военных того времени. В частности, среди руководителей «южан» особым авторитетом пользовались С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, В. Давыдов и герой Отечественной войны 1812 года С. Волконский. Для управления организацией была избрана Директория, в которую, кроме Пестеля и Никиты Муравьева, вошел также генерал-интендант А. П. Юшневский.
Действия властей по разоблачению деятельности тайных обществ
В истории движения декабристов, как и в случае с любыми другими заговорщицкими обществами, не обошлось без предателей и провокаторов. В частности, самую фатальную ошибку сделал сам Пестель, который ввел в тайное «Южное общество» своего подчиненного — капитана Аркадия Майбороду. Последний не имел какого-либо образования, о чем свидетельствуют многочисленные грамматические ошибки, которые присутствуют в доносе, написанном им на Пестеля, и был нечист на руку. Осенью 1825 года Майборода совершил крупную растрату солдатских денег. Опасаясь последствий, он сообщил властям о готовившемся мятеже. Еще ранее донос на заговорщиков был сделан унтер-офицером Шервудом, которого даже вызывали к Александру Первому для дачи показаний и отправили к месту службы, в Третий Бугский полк, дабы тот мог продолжать докладывать о целях и намерениях мятежников.
Подготовка к восстанию
Еще осенью 1825-го, при встрече с генералом С. Волконским, Пестелем были определены цели «Южного общества» на ближайшие месяцы, главной из которых являлась подготовка восстания, назначенного на 1 января 1826 года. Дело в том, что в этот день руководимый им Вятский полк должен был выполнять функции караула при штаб-квартире 2-й армии в Тульчине. Заговорщиками был разработан маршрут марш-броска на Петербург, запасено необходимое продовольствие. Предполагалось, что они арестуют командующего и начальника штаба армии и двинутся на Санкт-Петербург, где их поддержат армейские подразделения, руководимые офицерами-членами «Северного общества».
Последствия восстание декабристов для членов «Южного общества»
Не многие знают, что Пестель Павел Иванович был арестован еще до событий на Сенатской площади, а конкретнее 13 декабря 1825 года, в результате доноса Майбороды. Позже было задержано и передано суду 37 членов «Южного общества», а также 61 член «Северного общества» и 26 человек, имеющих отношение к «Обществу Южных славян». Многие из них были приговорены к разным видам смертной казни, однако затем помилованы, за исключением пятерых: Пестеля, Рылеева, Бестужева-Рюмина, Каховского и Муравьева-Апостола.
Восстание Черниговского полка
После того как стало известно о событиях на Сенатской площади, а многие из руководителей «Южного общества» были арестованы, оставшиеся на свободе их соратники решили предпринять ответные меры. В частности 29 декабря офицеры Черниговского полка Кузьмин, Сухинов, Соловьев и Щепилло напали на своих полковых командиров и освободили Муравьева-Апостола, находившегося под замком в селе Трилесы. На следующий день восставшие захватили город Васильков и Мотовиловку, где огласили «Православный катехизис», в котором, апеллируя к религиозным чувствам солдат, пытались объяснить им, что утверждения о божественности царской власти — выдумка, и русский человек должен покоряться только воле Господа, а не самодержца.
Несколько дней спустя у села Устимовка состоялось столкновение между мятежниками и правительственными войсками. Причем С. Муравьев-Апостол запретил солдатам стрелять, надеясь, что так же поступят и командиры, оказавшиеся по другую сторону баррикад. В результате бойни сам он был ранен, его брат застрелился, а 6 офицеров и 895 солдат были арестованы. Таким образом, «Южное общество» прекратило свое существование, а его члены были либо уничтожены физически, либо разжалованы и сосланы на каторгу или в войска, ведущие боевые действия на Кавказе.
Несмотря на то что восстание декабристов не имело успеха, оно указало российским самодержцам на необходимость реформ, которые, однако, при реакционном правлении Николая Второго не были проведены. В то же время программа «Южного общества» и «Конституция» Муравьева дали толчок к разработке планов преобразования России революционными организациями, что, в принципе, и привело к революции 1917 года.
Историческая справка – Южное общество
Южное общество (Южный округ Союза Благоденствия (см. раздел о терминах в справке по Северному обществу)) было образовано весной 1821 года. Вернувшиеся в Тульчин депутаты от управы сообщили сочленам о решении Московского съездаа Союза Благоденствия о его роспуске. Московский съезд таким решением предполагал избавиться от ненадежных, случайных членов, которых к тому времени было уже много, и заодно от слишком радикальных, к числу которых принадлежали многие члены Тульчинской управы, группировавшиеся вокруг П.И. Пестеля.
Решение Московского съезда было объявлено управе, и тульчинцы практически единодушно решили, что депутаты превысили свои полномочия: им было поручено преобразовать, но не уничтожить Союз Благоденствия.
Решено было продолжить общество, целью которого было установление в России республиканского правления.
Была избрана Директория из двух южных членов – Пестеля и Юшневского. Третьим членом директории был избран находившийся в Петербурге Никита Муравьев – это было сделано для того, чтобы подчеркнуть преемственность общества и наладить связи с северными членами (так как южане не сомневались в том, что в Петербурге общество также будет продолжено).
В течение 1821 года к обществу присоединились находившиеся на юге бывшие члены Союза Благоденствия генерал-майор С.Г. Волконский и В.Л. Давыдов. В январе 1822 г. на Контрактовой ярмарке в Киеве они вместе с Пестелем, Юшневским и Сергеем Муравьевым-Апостолом (переведенным в армию на Украину после восстания Семеновского полка) собрались на совещание, на котором Пестелем был предложен для обсуждения проект «Русской правды» (краткое изложение «Русской правды» будет выложено отдельной статьей). Окончательно вопрос о ее принятии должен был решиться через год, за который участники могли ознакомиться с текстом и обдумать его.
Впоследствие Контракты ежегодно использовались для совещаний руководства общества. Также частым местом встреч была Каменка – имение Василия Давыдова.
К 1823 году окончательно оформилась организационная структура Южного общества, состоящего из трех управ: Тульчинской под руководством Пестеля и Юшневского, Каменской под руководством Волконского и Давыдова и Васильковской под руководством Сергея Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина (который впервые участвовал в съезде в январе 1823 года). (Одновременно с этим существовала и другая терминология, более принятая среди руководства Васильковской управы – так, Тульчинская управа получила название «Центр», Каменская управа – «Правый фланг», Васильковская управа – «Левый фланг». Фланги назывались так по взаимному расположению относительно движения войск с Украины на Петербург).
Управы достаточно сильно различались по составу. Тульчинская была исходно сформирована из офицеров Главной квартиры штаба 2й армии, штабных или офицеров квартирмейстерской части, таким образом не имеющих под своим началом никаких воинских частей. Часть офицеров штаба получили позже под свое командование воинские части только в течение 1821-1823 гг. Это были в основном хорошо образованные молодые люди, изначально составлявшие дружеский интеллектуальный круг.
В состав Васильковской управы входили офицеры частей 1й армии, причем практически до сентября 1825 г. (то есть до объединения с Обществом соединенных славян) в управу принимались в основном командиры полков.
Состав Каменской управы был не столь однородным, в него входили как военные (от бригадного генерала до поручика), так и отставные, которых объединяла прежде всего местопребывание в окрестностях имения Давыдова Каменки.
В январе 1823 года на Контрактах «Русская правда» была принята единогласно. На этом совещание впервые обозначились тактические разногласия между Тульчинской и Васильковской управами.
Сергей Муравьев предложил начать восстание на Украине с «теми войсками, которые есть под рукой», так как в армии много недовольных и первоначально восставшие войска будут увлекать остальных, а с собранной таким образом армией можно будет двигаться на Москву и Петербург. В то же время Пестель утверждал, что военный переворот необходимо произвести в Петербурге – так как именно там находятся гвардия, Сенат и все правительственные учреждения, таким образом он будет быстрым и бескровным (но торопиться нельзя – все должно быть длительно и тщательно подготовлено). Остальные присутствующие были в основном согласны с ним.
В течение последующих двух лет Васильковская управа несколько раз пыталась начать действия общества – планы вооруженного восстания обычно были связаны с проходящими на Украине ежегодными смотрами войск. Летом 1823 года возник так называемый «Бобруйский план» или «Бобруйский заговор», во время которого предполагалось заключить Императора, прибывшего на смотр войск, в Бобруйскую крепость, а затем с собранными войсками двигаться на Москву и Петербург. Для осуществления своего плана Сергей Муравьев и Бестужев просили помощи у Пестеля и Волконского, а также пытались связаться с членами тайного общества в Москве – но в помощи им было отказано (а в Москве они нашли только нескольких из прежних членов, не готовых к решительным действиям).
В том же году Васильковская управа впервые установила связи с Польским патриотическим обществом, ставившем своей целью восстановление независимости Польши. Первоначальные переговоры проводились между Сергеем Муравьевым и Бестужевым-Рюминым со стороны Южного общества – со стороны же поляков переговоры вел приехавший из Варшавы Северин Крыжановский. Между двумя обществами было заключено соглашение в устной форме, предполагавшее содействие поляков в случае выступления русских заговорщиков в обмен на предоставление независимости Польше (и, возможно, части Западных губерний) после успешного переворота. Это устное соглашение было доведено до сведения Пестеля и Юшневского, который «выразил благодарность Бестужеву-Рюмину» за успешные связи с поляками.
В течение 1823-1824 годов Южное общество многократно пыталось наладить связи и договориться о совместных действиях с Северным обществом. В Петербург с юга несколько раз приезжали эмиссары: А.Барятинский, С.Волконский, В.Давыдов, а М.Муравьев-Апостол некоторое время жил в Петербурге и со своей стороны тоже пытался содействовать объединению обществ. Однако договоренности достичь не удавалось никому, мешали разногласия как идеологические, так и чисто личные. В конце концов было решено, что для переговоров с Севером должен приехать Пестель — но и его переговоры тоже оказались малорезультативны. Того, на что рассчитывали — объединения обществ с одной общей программой действий и общим руководством — не произошло (подробнее о переговорах Севера и Юга см. в статье «Северное общество»).
Летом 1824 года Васильковская управа попыталась реализовать новый план восстания – во время предполагаемого смотра войск в местечке Белая Церковь; они собирались убить Императора с помощью членов тайного общества, переодетых в солдат. План был отменен в связи с тем, что смотр войск был перенесен на следующий год, и Белоцерковский план стал одним из предметов рассмотрения на Контрактах 1825 года.
Осенью 1824 года Сергей Муравьев и Бестужев-Рюмин попытались через Волконского передать конспиративное письмо одному из членов Польского Патриотического общества – Афанасию Гродецкому – требуя от поляков, в случае начала восстания, убить Цесаревича Константина в Варшаве. Волконский доложил о письме Пестелю, письмо было уничтожено, а руководству Васильковской управы запрещены дальнейшие самостоятельные переговоры с поляками.
Все это способствовало усилению конфликта: на Контракты 1825 года Муравьев и Бестужев не приехали, в их отсутствие «Белоцерковский план», не встретив поддержки остальных, был запрещен. Переговоры с поляками взяли на себя Пестель и Волконский, которые там же в Киеве встретились с приехавшим из Варшавы эмиссаром Польского общества Антонием Яблоновским и назначенным посредником Афанасием Гродецким.
В феврале 1825 года Пестель и Юшневский приехали в Васильков к Сергею Муравьеву, чтобы объявить ему решение руководства общества. Однако Сергей Муравьев заявил, что не считает себя связанным решением общества и что при случае начнет восстание сам «с теми силами, которые будут у него под рукой».
В мае 1825 года в Киев из Петербурга по делам службы приехал один из руководителей Северного общества – князь Сергей Трубецкой, который встретился там с Сергеем Муравьевым. Как представители Северного и Южного обществ, они договорились о совместном выступлении Южного и Северного обществ во время общего смотра войск на Украине в мае следующего 1826 года. В дальнейшем план выступления в 1826 году был доработан после смотра 3 пехотного корпуса в местечке Лещины. Во время смотра едва не вспыхнуло спонтанное восстание – один из активных членов Васильковской управы, полковник Повало-Швейковский, был внезапно отстранен от командования полком. Опасаясь открытия общества, члены Васильковской управы собирались начать немедленное восстание, но затем отказались от этого намерения, когда выяснилось, что причина отстранения Швейковского не была связана с его деятельностью как члена тайного общества.
Одновременно во время Лещинских лагерей члены Васильковской управы выяснили, что в частях Третьего корпуса 1й армии существует еще одно тайное общество. Тогда же Общество Соединенных славян вошло в состав Южного общества (подробнее см. статьи «Общество Соединенных славян» и «Дело о крестиках и ноликах»). Присоединение целого общества многократно усиливало Васильковскую управу. Славяне и васильковцы (единственные среди южан) вели агитацию нижних чинов (см. «Дело о пропаганде» и далее по ссылкам )
По окончании Лещинских лагерей план выступления в мае 1826 года был сообщен Пестелю. Уезжающий в Петербург Трубецкой должен был известить об этом плане северным членов; ему было сказано, что совокупно Южное общество сможет выставить для восстания в мае 1826 года 60 тысяч штыков в Первой и во Второй армиях. В конечном итоге Пестель согласился с планом 1826 года. Вскоре он назначил Сергея Муравьева третьим директором Южного общества и главнокомандующим, а примерно в то же время или чуть позже назначил Александра Барятинского вместо себя руководителем Тульчинской управы, оставляя за собой только должность одного из Директоров.
В ноябре 1825 года начали курсировать упорные слухи о тяжелой болезни императора Александра в Таганроге. Волконский, имея благодаря своему служебному положению доступ с самой свежей информации, передал информацию Пестелю в Линцы, где стоял Вятский полк. Примерно в те же дни в ноябре член общества Николай Крюков (по поручению Барятинского, который, в свою очередь, получил информацию из штаба Второй армии) привозит в Линцы известие о том, что общество с большой долей вероятности открыто.
К этому времени действительно существовало уже три доноса на Южное общество, поданных в течение 1825 года.
Летом 1825 года командующий Южными военными поселениями генерал-майор И.О. Витт с помощью своего доверенного лица А. Бошняка неоднократно обращался к членам Каменской управы с настойчивой просьбой принять его в общество, обещая помощь военных поселений. В итоге ему ответили, что никакого общества не существует. С этого времени южане – не без оснований – были уверены, что Витт написал донос на общество.
Еще одним доносчиком был капитан Вятского полка А.И. Майборода – сослуживец Пестеля, долгое время пользовавшийся его доверенностью. Существовал также донос провокатора И.В. Шервуда, вступившего в контакт с членом Южного общества Федором Вадковским. В целом доносы содержали около 50 имен членов тайных обществ.
С известиями об открытии общества Николай Крюков был послан в Васильков. Сергей Муравьев заверил Крюкова, что у него все готово и солдаты пойдут за ним куда угодно, так что если будет взят хоть один из членов общества — Муравьев начинает восстание тут же, не дожидаясь условленных сроков. С Крюковым Муравьев и Бестужев передали Пестелю письма и конспиративные бумаги от Общества соединенных славян (об успехах в привлечении нижних чинов), которые должны были показать готовность Васильковской управы к восстанию. Эти бумаги и письма Крюков привез в Линцы, оттуда же увез «Русскую правду», с распоряжением Пестеля спрятать ее как можно лучше, а в случае опасности — истребить.
28 ноября, после визитов Крюкова в Линцы и Васильков Пестель, Волконский и Давыдов съехались в Умани, где пытались решить, что можно сделать. К тому моменту известия о том, что общество раскрыто, фактически подтвердились, арестов ждали со дня на день. Было решено начинать восстание своими силами «с 1 генваря 1826 года», когда Вятский полк вступит в караул в Тульчине, где находится Главная квартира Второй армии. С захвата и арестования Главной квартиры должно было начаться восстание. Но из-за последующих событий этот план не был осуществлен.
В начале декабря стало в Тульчин прибыл генерал Чернышев для расследования дела о тайном обществе. 12 декабря Пестель получил приказ явиться в Главную квартиру; он закономерно подозревал, что это арест. После некотрых колебаний, что предпринять,он решает подчиниться приказу и отправляется в Тульчин, где в ночь с 12 на 13 декабря был арестован на заставе, после чего в Тульчине начинаются аресты членов тайного общества.
26 декабря в Тульчин пришло известие о событиях 14 декабря в Петербурге и стало ясно, что речь идет о частях одного и того же заговора и дело одним Югом не ограничивается. Арестованных на юге членов тайного общества начинают отправлять в Петербург.
Примерно в те же дни состоялось совещание в имении Давыдова Каменке, где присутствовали сам Давыдов, Ентальцев, Александр Поджио и Лихарев. Поджио предложил захватить Главную квартиру 2-й армии теми силами, которые у них есть, и освободить Пестеля. Однако реальных сил у них к этому времени не было и все остальные участники встречи от каких-либо действий отказались.
Тем временем 25 декабря 1825 года аресты докатились до Васильковской управы: был получен приказ арестовать братьев Муравьевых-Апостолов, а вскоре – также приказ об аресте Бестужева-Рюмина. Еще не зная про приказ об аресте, братья Муравьевы выехали в штаб 3 корпуса в Житомир, чтобы попытаться получить отпуск в Москву для Бестужева-Рюмина (по семейным обстоятельствам, а также — чтобы использовать его в качестве связного для будущего восстания). Здесь они узнали о поражении восстания 14 декабря в Петербурге, до них дошел также слух о том, что Пестель при аресте покончил с собой. Из Житомира Муравьевы выехали в Любар – место дислокации Ахтырского гусарского полка, которым командовал активный член Васильковской управы Артамон Муравьев – где попытались уговорить его поднять восстание, но он отказался. Попытки связаться с членами славянского общества также не удались. В ночь с 29 на 30 декабря братья Муравьевы были арестованы командиром Черниговского полка Гебелем в деревне Трилесы под Васильковым, но еще до этого Сергей Муравьев послал записку черниговским офицерам – членам славянского общества Кузьмину, Соловьеву, Щепилло и Сухинову – которые под утро приехали и освободили братьев Муравьевых из-под ареста. Так началось восстание Черниговского полка. 31 декабря восставшие заняли Васильков, где был совершен молебен и перед полком прочитан «Православный катехизис», составленный Сергеем Муравьевым (см.текст). После дневки 1-2 января в селении Мотовиловка, Черниговский полк выступил в сторону деревни Пологи и 3 января на переходе между деревнями Пологи и Трилесы был расстрелян картечью подошедшими правительственными войсками генерала Гейсмара. Сергей и Матвей Муравьевы, а так же Бестужев и некоторые другие офицеры Черниговского полка были взяты на поле боя, Щепилло убит, Ипполит Муравьев-Апостол – младший брат Сергея и Матвея — и Кузьмин покончили с собой, Сухинов бежал, но позже был схвачен в Кишиневе. После предварительных допросов в Белой Церкви и Могилеве руководителей Васильковской управы порознь отсылают в Петербург, прочих офицеров судили на месте в Главной квартире Первой армии в Могилеве, рядовых солдат Черниговского полка и других солдат 3 пехотного корпуса, общавшихся с «мятежными» офицерами из Южного и Славянского обществ – в военно-судной комиссии в Белой Церкви.
(подробнее ход восстания Черниговского полка см. Н.Эйдельман «Апостол Сергей»)