14 декабря 1911 года норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен со своей экспедицией первым достиг Южного полюса.
После покорения Северо-Западного прохода (кратчайший путь из Атлантического океана в Тихий вокруг арктических побережий Северной Америки, 1903-1905) целью Амундсена стало покорение Северного полюса.
Его имя, ставшее известным далеко за пределами Норвегии, быстро помогло привлечь необходимый капитал для экспедиции. План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в лед.
Для осуществления путешествия Амундсен воспользовался специально построенным для полярных исследований норвежский кораблем «Фрам». Судно было создано для экспедиции полярного исследователя Фритьофа Нансена (1893-1896), участвовало в походе норвежского мореплавателя Отто Свердрупа, в 1898-1902 годах исследовавшего архипелаг Перри у берегов Северной Америки.
Однако планы Амундсена разрушились, когда в апреле 1909 года пришло известие о том, что американец Роберт Пири уже достиг Северного полюса. Тогда Амундсен решил покорить Южный полюс. В то же время стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовился к своей второй попытке открыть Южный полюс. Амундсен, ведомый амбициями быть первым, решил попасть туда раньше него, но цель предстоящей экспедиции норвежский полярник скрывал. О намерении Амундсена идти в Антарктику знали до отплытия «Фрама» из Норвегии четыре человека — его брат и три члена экспедиции. О цели экспедиции не было известно и норвежскому правительству, так как Амундсен опасался запрета — Норвегия была экономически и политически зависима от Великобритании. О том, что Руаль Амундсен также готовится совершить рывок к Южному полюсу, мир узнал лишь тогда, когда «Фрам» достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Телеграмма Амундсена настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.
Среди участников экспедиции Амундсена, состоявшей в основном из норвежцев, был один русский — уроженец Архангельской губернии океанограф Александр Кучин (1888-1912).
Базовый лагерь Амундсен решил построить на леднике Росса в Китовой Бухте. Это был рискованный ход, так как считалось, что на леднике лагерь создавать опасно, вместе со льдом он сползет в море. Но Амундсен все продумал: береговая линия именно этого ледника не менялась на картах уже много лет. Этим дерзким, но просчитанным решением он выиграл уже на старте у Скотта 100 километров, и столько же при возвращении.
Для покорения полюса Амундсен решил использовать ездовых эскимосских собак. Между тем Скотт в своей экспедиции отдал предпочтение маньчжурским пони. Амундсен считал, что собаки гораздо легче преодолевают снежные мосты и растрескавшиеся ледники. Если провалится собака, ее легко вытащить. Также при дальних переходах собак можно было использовать в пищу.
Для зимовки корабль вез специальный деревянный дом (8х4 метра, высотой 3,5 метра), состоящий из двух комнат. Одна, длиной в шесть метров, должна была служить спальней, столовой и гостиной, другая, длиной два метра, предназначалась для кухни. Вдоль стен комнаты шли в два этажа койки для десяти человек: у одной стены шесть, у второй — четыре.
7 июня 1910 года «Фрам» вышел из норвежского Кристиансанна, на следующий день пришвартовался в гавани Хортона, где на корабль загрузили патроны и воду.
Далее корабль последовал на юг, на Ла-Манш и Атлантический океан. Но из-за неполадок нового двигателя в начале июля экспедиции пришлось вернуться назад в Норвегию в Берген.
После ремонта двигателя 23 июля «Фрам» вышел из Бергена и на другой день остановился в Кристиансанне, где загрузили 400 связок сушеной рыбы, лыжи, сани, лесоматериал. 9 августа с острова Фредриксхолм забрали 97 собак, прибывших из Гренландии. Животные заняли всю палубу корабля, оставив лишь небольшое место для рулевого, специально для них на судне была сооружена третья палуба, которая закрывала собак от непогоды.
10 августа 1910 года корабль отплыл на юг. Следующую, последнюю перед Антарктидой, остановку он сделал 6 сентября в Фуншале на острове Мадейра, откуда Амундсен отправил телеграмму королю Хокону и британскому полярнику Скоту об изменении маршрута путешествия.
4 октября 1910 года судно пересекло экватор.
2 января 1911 года «Фрам» пересек Южный полярный круг, 14 января, на день раньше намеченного срока, судно вошло в Китовую бухту Антарктиды.
Здесь экспедиция разделилась на две группы — десять человек под руководством капитана Торвальда Нильсена, включая Александра Кучина, осталась на корабле для проведении океанографических исследования в Южном океане, другая группа высадилась на берегу. Стоянка для базы была найдена в четырех километрах от места высадки. 28 января все необходимое для зимовки было отгружено, установлен дом и палатки для хранения продуктов и снаряжения. База была названа «Фрамхейм». Впоследствии в течение зимы под снегом вблизи дома были вырыты комнаты-мастерские, соединенные проходами, где мужчины могли проводить работу по ремонту оборудования и одежды.
Важной частью плана Амундсена была подготовка складов с припасами по маршруту следования к полюсу.
4 февраля Китовую бухту посетили на барке «Терра Нова» участники экспедиции Скотта — начальник восточного отряда, лейтенант Виктор Кемпбелл, лейтенант Гарри Пеннел и судовой врач, которые по приглашению Амундсена побывал во «Фрамхейме».
10 февраля Амундсен с группой отправился для создания первого склада на 80 градусе южной широты. В это же время «Фрам» отплыл в Буэнос-Айресе для океанографических исследований в Южном океане.
Перед приходом антарктической зимы в середине апреля, три тысячи килограммов припасов были заготовлены в трех складах на 80, 81, 83 градусах южной широты. Все склады были обозначены флагами в направлении восток-запад. На базе «Фрамхейм» для зимовки девяти мужчин и 115 собак (несколько щенков появились во время плавания) было заготовлено 60 тысяч килограммов тюленьего мяса.
20 октября 1911 года Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Оскар Вистинг, Сверре Хассель и Олаф Бьолан отправились к Южному полюсу на четырех санях, запряженными 52 собаками.
Основными трудностями в ходе экспедиции к Южному полюсу были непроходимые сугробы, сильный ветер, глубокие трещины во льду. Температуры всё это время держались на уровне —20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от обморожений и горной болезни.
14 декабря 1911 года в три часа дня Амундсен и четверо его товарищей достигли Южного полюса. Здесь они оставили небольшую палатку, над которой на шесте укрепили норвежский флаг. В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику Скотту.
Для более четкого определения полюса было решено заключить место стоянки в круг с радиусом около 20 километров. Для этого три человека (Вистинг, Хассель и Бьолан) вышли по трем направлениям — двое перпендикулярно курсу, которым следовала экспедиция, третий — по направлению курса. Все трое взяли мешочки из непромокаемой ткани с записками с координатами стоянки и большому флагу из плотной темно-коричневой материи. Напоследок все расписались на дощечке, привязанной к шесту в палатке.
18 декабря норвежцы отправились в обратный путь и 26 января 1912 года благополучно вернулись на базу «Фрамхейм». Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней (вместо 100 по плану Амундсена).
Экспедиция Скотта дошла до полюса через месяц после Амундсена, но на обратном пути все ее участники погибли.
Амундсен прошел более 800 километров по шельфовому леднику Росса, открыв его южную тыловую часть, пересек Трансантарктические горы.
Успех экспедиции Амундсена объясняется тщательно продуманным планом, лучшей подготовкой экспедиции и хорошей физической подготовкой норвежцев, применивших испытанные традиционные методы передвижения в полярных странах на ездовых собаках. Кроме того, имели значение опыт и энергия начальника экспедиции.
30 января 1912 года участники экспедиции на «Фраме», прибывшем из Буэнос-Айреса, покинули Антарктиду.
11 собак, которые вернулись с полюса, были переданы в марте 1912 года в Австралии исследователю Антарктики Дугласу Моусону для его экспедиции.
В 1936 году в Осло с участием норвежского короля был открыт музей полярной шхуны «Фрам».
14 декабря 2011 года, через 100 лет после покорения Южного полюса, премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг открыл на Южном полюсе ледяной памятник-бюст Руалю Амундсену.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
В 1911 году к Южному полюсу Земли практически одновременно отправились 2 экспедиции – норвежская, под командованием Руала Амундсена и английская, под командованием Роберта Скотта. Первоначально в планы Амундсена не входило достижение Южного полюса, но когда он, уже находясь в плавании узнал об экспедиции Скотта, то приказал повернуть свое судно “Фрам” к берегам Антарктиды, бросив англичанам вызов. Между ним и Скоттом началось соревнование, кто первым доберется до Южного полюса Земли.
Точный расчет экспедиции и составленный план маршрута, который сделал Амундсен, позволил ему первым достичь Южного полюса. Произошло это в 14 декабря 1911 года. Через месяц, 17 декабря, полюса достигла экспедиция Скотта. Англичанам пришлось труднее в пути, маршрут был выбран не самый удачный. Увидев норвежский флаг, они впали в уныние. На обратном пути члены экспедиции стали погибать. Трое оставшихся в живых из 5 участников, включая Роберта Скотта, не дошли до базы всего 11 миль. Их тела обнаружила 7 месяцев спустя спасательная экспедиция. На могиле Скотта поставили крест с надписью “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”. Руал Амундсен погиб летом 1928 года, в Баренцевом море, куда упал самолет отправлявшийся в Арктику.
Опубликовано 7 ноября, 2018
Антарктида – природный заповедник, территория которого не принадлежит ни одному государству мира. Здесь живут пингвины и работают учёные, а обычные люди бывают не часто и, как правило, плохо знакомы с историей континента. Знаете ли вы, кто открыл Антарктиду? Кто первым высадился на материк? Кто основал первую станцию? Обо всём этом и не только – в материале журнала «Историк».
Материк
Первыми подошли к антарктическим ледникам русские мореплаватели – экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный». Открытие шестого континента состоялось 16 (28) января 1820 года. Обнаруженную землю Беллинсгаузен назвал «материком льда». Описание путешествия «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света» – два тома с атласом карт и видов – было опубликовано в Петербурге в 1831 году.
Берег
Первым нанёс на карту очертания восточного берега земли, названной им Антарктической частью света, американский мореплаватель Чарльз Уилкс. Его экспедиция, совершавшая плавание в водах Тихого океана, в начале 1840 года подошла к берегам Антарктиды. Команде Уилкса удалось преодолеть почти 2800 км вдоль её побережья в секторе между 97-м и 158-м градусами восточной долготы.
Высадка
Первым человеком, ступившим на берег Южного континента, стал норвежский полярный исследователь Карстен Борхгревинк. Это случилось в конце января 1895 года. Вместе с несколькими членами экспедиции, прибывшей в южные широты на китобойном судне «Антарктика», он совершил первую документально подтверждённую высадку на побережье Антарктиды в районе мыса Адэр.
Станция
Первую станцию в Антарктиде открыли участники британской экспедиции, которая прибыла к мысу Адэр на судне «Южный Крест». Там, в основанном Карстеном Борхгревинком лагере Ридли, в марте 1899 года остались на зимовку 10 полярных исследователей. С этой одиссеи принято вести отсчёт героического освоения ледяного материка. Деревянный дом первых антарктических зимовщиков сохранился до наших дней и стал одной из главных туристических достопримечательностей Антарктиды.
Каменное здание
Первое каменное здание в Антарктике появилось в 1903 году. На острове Лори (архипелаг Южные Оркнейские острова) члены шотландской экспедиции под руководством Уильяма Спирса Брюса построили дом, получивший название Омонд-хаус – в честь Роберта Омонда, директора Эдинбургской королевской обсерватории. Постройка стала убежищем для исследователей, начавших регулярные метеорологические наблюдения на острове. «Учитывая, что у нас не было растворов и инструментов для каменных работ, это чудесный и очень прочный дом», – писал один из них. «Шотландский особняк» вплоть до 1950-х годов оставался единственным строением из камня в высоких южных широтах.
Южный полюс
Первой достигла Южного полюса норвежская экспедиция во главе с Руалем Амундсеном, в состав которой кроме него входили Оскар Вистинг, Хельмер Хансен, Сверре Хассель и Олаф Бьолан. Это произошло 14 декабря 1911 года. Путь к одному из самых труднодоступных мест на Земле был изнурительным, но к концу января команда Амундсена, побывавшая на полюсе, благополучно вернулась на базу. Почти параллельно к той же цели устремилась экспедиция британского путешественника Роберта Скотта. Её участники достигли заветного рубежа на месяц позже, 17 января 1912 года, а на обратном пути все погибли во льдах от изнурения, холода и голода.
Авиаперелёт
Первую южнополярную авиаэкспедицию организовал американский лётчик Губерт Уилкинс. К острову Десепшен (архипелаг Южные Шетландские острова) авиаторов и их самолеты доставил пароход «Гектория». 16 ноября 1928 года состоялся пробный полёт – первый в Антарктиде. В дальнейшем Уилкинс и его товарищ Карл Бен Эйлсон проводили воздушные исследования Земли Грейама. До них никто не проникал во внутренние районы этого полуострова Антарктиды
Полюс недоступности
Первой достигла Южного полюса недоступности – точки, наиболее отдалённой от береговой линии Антарктиды, – советская экспедиция, которой руководил гидрометеоролог Евгений Толстиков. Там 14 декабря 1958 года была основана временная станция. Группа из 14 человек во главе с Виталием Бабарыкиным работала на ней 12 дней, проводила метеорологические, гляциологические и геомагнитные наблюдения. В законсервированном виде станция сохранилась до наших дней. На крыше занесённого снегом домика находится установленный советскими полярниками бюст Владимира Ленина.
Ребёнок
Первым ребёнком, родившимся на ледяном материке, стал аргентинец Эмилио Маркос Пальма. Антарктида – единственный на планете континент, не имеющий постоянных жителей. Долгое время не существовало и уроженцев Антарктиды. Но 7 января 1978 года на станции Эсперанса родился мальчик, весивший 3,4 кг. Его отец, капитан Хорхе Эмилио Пальма, командовал армейским отрядом, работавшим на этой станции. Жену капитана специальным рейсом доставили туда на седьмом месяце беременности. Появление на свет человека на самом суровом континенте Земли – событие, связанное с претензиями Аргентины на антарктические территории, – получило широкий резонанс, его отметили на всех южнополярных станциях. С тех пор в Антарктиде родилось еще 10 человек.
7 марта 1912 года норвежский полярный исследователь Роальд Амундсен известил мир об открытии Южного полюса. Он ставил перед собой задачу покорить Северный полюс, но пока шла подготовка экспедиции, его опередили другие исследователи. Тогда Роальд взял курс на Антарктиду. Его команда достигла Южного полюса 14 декабря 1911 года, а к марту 1912 года добралась до города Хобарта на острове Тасмания, откуда и сообщила о своем открытии.
Стало известно об открытии Южного полюса
Из города Хобарта, на острове Тасмания, норвежский полярный исследователь Роальд Амундсен 7 марта 1912 года известил мир об открытии Южного полюса. Амундсен изначально планировал отправиться в Арктику. Своей задачей Амундсен считал покорение Северного полюса. Он хотел войти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив. Однако пока шла подготовка экспедиции, Фредерик Кук и Роберт Пири объявили о том, что Северный полюс уже открыт.
Тогда Амундсен решил взять курс на Антарктиду. Такое решение явилось полной неожиданностью, как для его товарищей, так и для мировой общественности, включая Фритьофа Нансена, у которого он одолжил судно «Фрам».
Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года. Только к марту 1912 года экспедиция Амундсена успешно добралась до города Хобарта на острове Тасмания, откуда и сообщила о своем открытии.
Южный полюс был достигнут 4 декабря 1980 года в ходе Трансглобальной экпедиции сэром Ранульфом Файнсом. Остальные участники Трансантарктической экспедиции достигли Южного полюса 11 декабря 1989 года, которая за 221 день на собачьих упряжках пересекла весь материк в самом широком его месте без использования механического транспорта. СССР в команде представлял Виктор Боярский.
Арвид Фукс и Рейнольд Мейснер достигли Южного полюса 30 декабря 1989 года, они пересекли Антарктиду без использования собак или механического транспорта — им помогала только мускульная сила и иногда паруса.
Связанные новости и события
-
07.03.2022
7 марта 1912 года норвежский полярный исследователь Роальд Амундсен известил мир об открытии Южного полюса. Он ставил перед собой задачу покорить Северный полюс, но пока шла подготовка экспедиции, его опередили другие исследователи. Тогда Роальд взял курс на Антарктиду. Его команда достигла Южного полюса 14 декабря 1911 года, а к марту 1912 года добралась до города Хобарта на острове Тасмания, откуда и сообщила о своем открытии.
-
14.12.1911
Норвежский полярный исследователь-путешественник Руаль Амундсен, 14 декабря 1911 года стал первым в мире человеком достигшим Южного полюса. Кроме того, воздушная трансарктическая экспедиция под руководством Амундсена является первой из заявивших о достижении Северного полюса, чей результат никем не ставится под сомнение.
Дата события: 7 марта 1912 года (111 год назад)
ЗАКРЫТЬ X
-
Стало известно об открытии Южного полюса
-
Дата события: 7 марта 1912 года (111 год назад)
© 2021 RusTeam.media.
Российское информационное агентство Рустим
Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.
: 3 сен 2021 , Чужие: «Черная книга» флоры , том 91,
№1/2
Покорение Южного полюса:
«От состояния копыт одной лошади зависит, быть может, слава…»
Прошло более ста лет с того звездного дня 14 декабря 1911 г., когда норвежская экспедиция под руководством Руаля Амундсена достигла Южного полюса Земли. Через 33 дня руководитель Британской антарктической экспедиции Роберт Скотт, ставший в этой «полярной гонке» вторым, с горечью записал в своем дневнике: «Тут мы поняли все. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса». Норвежская экспедиция с триумфом вернулась домой, а героический капитан Скотт и его четыре спутника на обратном пути погибли от холода и голода. Можно ли было избежать трагедии, если бы покорители полюса знали, как правильно кормить лошадей на пути по антарктической пустыне?
Добиться первенства в освоении Антарктиды – национальная британская мечта в начале XX в. Для ее реализации были снаряжены и направлены к холодному континенту несколько экспедиций. Ими руководили такие известные исследователи и путешественники, как Уильям Брюс, установивший в Антарктиде первую постоянную метеостанцию, Эрнест Шеклтон, предпринявший попытку трансконтинентального перехода между морями Уэдделла и Росса, и Роберт Скотт, в своей первой экспедиции обнаруживший Антарктическое плато, на котором расположен Южный полюс.
Это время не зря назвали Героической эпохой: подданные английской короны, как и полярники из других стран, проявили немалое мужество, совершив много научных и географических открытий. Но британцы так и не добились своей главной цели – первыми покорить Южный полюс.
Знаменитое «полярное соперничество», закончившееся печально для его участников, воодушевило следующие поколения исследователей Антарктиды и было запечатлено в трудах великих документалистов и писателей, включая Нобелевских лауреатов С. Цвейга и В. Набокова. Позднее было выдвинуто несколько версий причин «поражения» Великобритании. И одна из них – это то, что в экстремальных антарктических условиях британцы ошибочно сделали ставку на тягловую силу малорослых сибирских лошадок.
Как напишет позже С. Цвейг в своей исторической новелле «Борьба за Южный полюс» (1927), «в этом одиночестве обычные ценности приобретают иное, новое значение. Все, что помогает сохранить человеческую жизнь, драгоценно, незаменимо. От состояния копыт одной лошади зависит, быть может, слава…». И слова эти относились только к трагически закончившейся британской экспедиции: практика норвежцев, которые применяли для перевозки тяжестей ездовых эскимосских собак и кормили их павшими или намеренно убитыми «собратьями», оказалась неприемлема для истинных джентльменов.
Кто виноват?
Из архивных источников и дневников путешественников известно, что для южнополярных экспедиций чаще закупались маньчжурские лошади, которых сами англичане иногда называли сибирскими пони.
Низкорослые породы сибирских и дальневосточных лошадей (монгольская, тувинская, якутская) действительно хорошо приспособлены к суровым условиям – глубокому снежному покрову и низким температурам окружающей среды. У них достаточно плотная шерсть, крепкие копыта, воду им заменяет снег, они неприхотливы, выносливы и хорошо подходят для тягловой работы.
Но в экспедициях что-то пошло не так! Из «Дневника полярного капитана» Скотта – бессмертного реквиема человеческой стойкости – известно, что лошади уже на ранних стадиях стали слабеть и терять свои ездовые природные качества, превращаясь в «негодных кляч». Поэтому вскоре единственной тягловой силой в походе к Южному полюсу стали люди, а тяжелое клеймо виновников гибели путешественников пало на лошадей. Что же произошло? Неужели данные об удивительных способностях и выносливости низкорослых лошадок оказались мифом?
Группа исследователей из академических институтов Якутска, Иркутска и Красноярска, изучающих лошадей якутской породы, предположила, что потеря их уникальных способностей была вызвана длительным потреблением неподходящего корма.
Из сохранившихся записей английских путешественников известно, что на протяжении многих месяцев, при доставке животных к месту старта и на пути к полюсу, животных кормили обычным «лошадиным» кормом (сено, овес, маис), закупленным на рынках портовых городов. При этом сам объем заготовленного корма был достаточен для путешествия. Так, для 19 лошадей южнополярной экспедиции было запасено 45 т прессованного сена, 4 т овса, 6 т жмыха, 5 т отрубей.
Так каким должен был быть рацион лошадей, которых Скотт хотел использовать для покорения полюса, с позиции современной науки о питании?
Подснежные луга
Согласно многочисленным генетическим исследованиям, якутская лошадь является прямым потомком лошадей, привезенных из Прибайкалья южными предками якутов между XIII—XV вв. За эволюционно короткий промежуток времени эти животные успешно адаптировались к обитанию в экстремальных, резко меняющихся климатических условиях одного из самых холодных регионов нашей планеты.
Результаты научных исследований последних лет говорят о том, что переносить экстремально низкие температуры окружающей среды животным помогает питание так называемым криокормом – закаленной холодом отавой (травой, выросшей на месте скошенной в том же году), особенно богатой питательными веществами (Пак, 2019; Петров и др., 2020; Petrov et al., 2020).
Начиная потреблять зеленый криокорм с августа, уже к началу октября лошади накапливают большое количество подкожного жира: их тело приобретает округлость, спинная впадина становится явно заметной среди гладких, толстых спинных мышц. В зимний период растительноядные животные обычно расходуют для поддержания энергетического обмена жировые запасы, накопленные с осени. Однако в случае якутской лошади пастьба не прекращается и зимой. Способность тебеневать – пастись, разгребая снег копытами, еще одно уникальное, особо ценное качество аборигенных табунных лошадей.
Специфика сезонного роста основной массы травянистой растительности в зоне мерзлоты состоит в том, что луга в первой половине лета заливаются паводковыми водами, а также подвергаются стравливанию животными и хозяйственному скашиванию. Поэтому у многих травянистых растений наблюдается два цикла роста.
Первый продолжается с начала вегетации до затопления паводковыми водами и механического повреждения в середине лета. За это время растения успевают дойти лишь до начала цветения. После схода воды и восстановления растительности начинается интенсивный рост новых побегов. Не успев пройти все фазы развития до наступления холодов, растения уходят под снег зелеными. Такая растительность служит лучшим кормом для лошадей в зимний период. Несмотря на все несомненные достижения биотехнологии, пока не удалось изобрести (создать) корм, превосходящий эти растения по питательной ценности
Таким образом, лошадям для работы в Антарктиде требовались тебеневочные корма, добываемые на осенних и зимних заснеженных пастбищах. Входящие в их состав растения имеют высокую питательную ценность за счет повышенного содержания белков, углеводов, липидов и ненасыщенных жирных кислот, которые накапливаются в результате естественного закаливания. В частности, злаки, закаленные холодом, в два раза богаче жирами (самыми энергоемкими биомолекулами) по сравнению с летними (Dudareva et al., 2015; Petrov et al., 2016, 2020).
Кроме того, для питания якутских лошадей жизненно необходимы осоки, а также хвощи, остающиеся зелеными и зимой (хвощи пестрый и камышковый), в которых мало клетчатки, но много белка и жира (Пак, 2019). Такой зимний корм за относительно короткое (30–45 суток) время может восстановить силу и упитанность даже очень истощенных лошадей.
В экстремальных условиях низких температур организм животных вынужден значительно активизировать иммунную систему и расходовать свои пластические и энергетические резервы (Корякина, 2020). Все перечисленные криокорма хорошо усваиваются в желудочно-кишечном тракте якутских лошадей и эффективно используются для поддержания холодоустойчивости их организма.
Одна из важных особенностей подснежной растительности – высокое содержание альфа-линоленовой кислоты, относящейся к так называемым омега‑3 ПНЖК, полиненасыщенным жирным кислотам с тремя изолированными двойными связями. Высокое содержание этого соединения обнаружено и в жировой ткани лошадей, питающихся криокормом, что значительно улучшает изоляционные свойства жира и способствует более эффективной выработке энергии в организме животного. Это, безусловно, является адаптацией к жизни в экстремальных, низкотемпературных условиях обитания.
Кладовая омега‑3
Лошади якутской породы всегда играли огромную роль в жизни коренного населения, и не только как тягловая сила. Продукты питания, изготовленные из мяса и молока этих животных, и сегодня составляют основу традиционного рациона северян, играя важную роль в поддержании здоровья и качества жизни местного населения.
Из молока кобыл готовят кумыс, из крови – вареную кровяную колбасу (субай), из конины – национальные копчено-вареные изделия (ойогос, саал). Помимо домашней переработки конины имеется и промышленное производство разнообразных колбас и других изделий.
Академик А. Ф. Миддендорф, посетивший Якутию больше ста лет назад, писал: «От кобыл якуты постоянным доением добывают, смотря по обстоятельствам, столько же молока, сколько от коров. Якуты уверяли меня даже, что можно дело довести до ведра в день. Но это достигается только частым доением»
Для всех этих продуктов характерно высокое содержание альфа-линоленовой кислоты, о которой упоминалось выше. Хорошо известно, что все омега‑3 ПНЖК являются неотъемлемой составляющей здорового питания. Так, длинноцепочечные омега‑3 ПНЖК (эйкозапентаеновая и докозагексаеновая кислоты) необходимы для нормального функционирования сердечно-сосудистой и нервной систем человека, а также поддержания обмена веществ в целом. Например, из эйкозапентаеновой кислоты синтезируются физиологически активные соединения эйкозаноиды, которые снижают артериальное давление, имеют противовоспалительное действие, расширяют бронхи, уменьшают аллергические реакции.
При этом среднецепочечная альфа-линоленовая кислота, накапливающаяся в зеленом криокорме, а затем и в тканях животных, служит предшественником в синтезе физиологически ценных длинноцепочечных омега‑3 ПНЖК.
На основе исследований питания якутских лошадей как поставщиков высококачественного мяса и жира можно дать практические рекомендации по их содержанию и разведению. Во-первых, лошади круглогодично должны содержаться на вольном выгуле (пастбищно-тебеневочный метод), а селекционно-племенная работа должна учитывать тебеневочные качества лошадей. Во-вторых, развитие табунного коневодства в северных условиях возможно только при сочетании с производством криокормов (например, подсев многолетних трав), законодательном нормировании экологической нагрузки на тебеневочные пастбища и другими мерами.
ИЗ ПУТЕВЫХ ОПИСАНИЙ Г. Ф. МИЛЛЕРА: Опьяняющий напиток у татар, монголов, калмыков, нерчинских тунгусов, брацких и якутов делается из конского молока и называется по-татарски Kumiss, по-якутски Kmyss. Конское молоко в свежем виде, сразу как подоили кобылу, наливается в специально для этого изготовленный кожаный сосуд, имеющий пузатое тулово и узкую горловину, к нему доливается немного теплой воды и закваски от старого кумыса, и все это часто помешивается деревянной лопаткой, пока не приходит в брожение. То, что при таком усердном помешивании всплывает поверх молока, снимается и употребляется вместо масла. Само же молоко, после того как оно побродит один или два дня, называется кумысом и готово для питья. Иногда кумыс оставляют бродить до 8 или 14 дней и все время доливают в него свежее молоко после каждой дойки, а когда сосуд оказывается полным, то отливают в другой сосуд от готового кумыса столько, сколько его нужно для будущего употребления.
…У богатых и знатных людей, имеющих много скота, кумыс готовится круглый год. У бедных же только весной, когда кобылы жеребятся, и тогда закваску они выпрашивают у богатых. Для этой цели не позволяют жеребятам сосать маток, а привязывают их близ юрт к натянутому длинному аркану, или веревке, из конского волоса. Кобылы же ходят на пастбище, и когда молоко начинает их тяготить, они сами приходят к жеребятам возле юрт, и их доят. Поэтому якуты, как было сказано выше, называют месяц апрель Kulun-tutar-uia, то есть месяц, в котором молодые жеребята привязываются, чтобы собирать молоко на кумыс.
Кумыс иногда делают и из коровьего молока, но такой напиток не так крепок и не имеет у этих народов такого приятного вкуса, как тот, который делается из конского молока.
«Описание сибирских народов» (РГАДА, ф. 181, д. 1386, ч. 1).
Перевод и публикация д. и. н. А. Х. Элерта (ИИ СО РАН, Новосибирск)
Таким образом, на основании научных данных можно предположить, что одной из причин неудач антарктической экспедиции Роберта Скотта стал неправильный рацион питания лошадей, взятых для перевозки грузов. В начале прошлого века люди еще не знали об особенностях биохимического обмена якутских лошадей и о роли в их питании закаленной холодом отавы. Питание же «обычным» лошадиным кормом привело к тому, что эти животные потеряли качества, необходимые для выживания в суровых полярных условиях.
На родине английским героям-путешественникам поставлены памятники, о них написаны книги, сложены легенды. Настало время восстановить историческую справедливость и в отношении лошадей – верных спутников человека, издавна помогающих ему осваивать территории с самыми низкими температурами на планете.
И кстати, на 2020 г. число лошадей якутской породы в Республике Саха составляло свыше 177 тыс. голов.
Литература
Петров К. А. Криорезистентность растений: эколого-физиологические и биохимические аспекты. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. 275 с.
Петров К. А., Махутова О. Н., Гладышев М. И. Жирнокислотный состав тканей якутской лошади // Докл. Рос. акад. наук. Науки о жизни. 2020. Т. 492. С. 230–232.
Скотт Р. Дневник полярного капитана. М.: Эксмо, 2019. 448 с.
Шеклтон Э. В сердце Антарктики. М.: Paulsen, 2014. 528 c.
Petrov K. A., Dudareva L. V., Nokhsorov V. V., et al. The role of plant fatty acids in regulation of the adaptation of organisms to the cold climate in cryolithic zone of Yakutia // Journal Life Science. 2016. V. 26. P. 519–530.
Petrov K. A., Dudareva L. V., Nokhsorov V. V., et al. Fatty acid content and composition of the yakutian horses and their main food source: living in extreme winter conditions // Biomolecules. 2020. V. 10(2). P. 315.
Авторы благодарят к. б. н. Е. С. Задереева (руководителя группы научных коммуникаций ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН») за помощь при подготовке статьи и Е. П. Макарова (Якутск) за предоставленные фотоматериалы
: 3 сен 2021 , Чужие: «Черная книга» флоры , том 91,
№1/2