Южного полюса 1 достигла экспедиция под чьим руководством

14 декабря 1911 года норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен со своей экспедицией первым достиг Южного полюса.

После покорения Северо-Западного прохода (кратчайший путь из Атлантического океана в Тихий вокруг арктических побережий Северной Америки, 1903-1905) целью Амундсена стало покорение Северного полюса.

Его имя, ставшее известным далеко за пределами Норвегии, быстро помогло привлечь необходимый капитал для экспедиции. План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в лед.

Для осуществления путешествия Амундсен воспользовался специально построенным для полярных исследований норвежский кораблем «Фрам». Судно было создано для экспедиции полярного исследователя Фритьофа Нансена (1893-1896), участвовало в походе норвежского мореплавателя Отто Свердрупа, в 1898-1902 годах исследовавшего архипелаг Перри у берегов Северной Америки.

Однако планы Амундсена разрушились, когда в апреле 1909 года пришло известие о том, что американец Роберт Пири уже достиг Северного полюса. Тогда Амундсен решил покорить Южный полюс. В то же время стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовился к своей второй попытке открыть Южный полюс. Амундсен, ведомый амбициями быть первым, решил попасть туда раньше него, но цель предстоящей экспедиции норвежский полярник скрывал. О намерении Амундсена идти в Антарктику знали до отплытия «Фрама» из Норвегии четыре человека — его брат и три члена экспедиции. О цели экспедиции не было известно и норвежскому правительству, так как Амундсен опасался запрета — Норвегия была экономически и политически зависима от Великобритании. О том, что Руаль Амундсен также готовится совершить рывок к Южному полюсу, мир узнал лишь тогда, когда «Фрам» достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Телеграмма Амундсена настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.

Среди участников экспедиции Амундсена, состоявшей в основном из норвежцев, был один русский — уроженец Архангельской губернии океанограф Александр Кучин (1888-1912).

Базовый лагерь Амундсен решил построить на леднике Росса в Китовой Бухте. Это был рискованный ход, так как считалось, что на леднике лагерь создавать опасно, вместе со льдом он сползет в море. Но Амундсен все продумал: береговая линия именно этого ледника не менялась на картах уже много лет. Этим дерзким, но просчитанным решением он выиграл уже на старте у Скотта 100 километров, и столько же при возвращении.

Для покорения полюса Амундсен решил использовать ездовых эскимосских собак. Между тем Скотт в своей экспедиции отдал предпочтение маньчжурским пони. Амундсен считал, что собаки гораздо легче преодолевают снежные мосты и растрескавшиеся ледники. Если провалится собака, ее легко вытащить. Также при дальних переходах собак можно было использовать в пищу.

Для зимовки корабль вез специальный деревянный дом (8х4 метра, высотой 3,5 метра), состоящий из двух комнат. Одна, длиной в шесть метров, должна была служить спальней, столовой и гостиной, другая, длиной два метра, предназначалась для кухни. Вдоль стен комнаты шли в два этажа койки для десяти человек: у одной стены шесть, у второй — четыре.

7 июня 1910 года «Фрам» вышел из норвежского Кристиансанна, на следующий день пришвартовался в гавани Хортона, где на корабль загрузили патроны и воду.

Далее корабль последовал на юг, на Ла-Манш и Атлантический океан. Но из-за неполадок нового двигателя в начале июля экспедиции пришлось вернуться назад в Норвегию в Берген.

После ремонта двигателя 23 июля «Фрам» вышел из Бергена и на другой день остановился в Кристиансанне, где загрузили 400 связок сушеной рыбы, лыжи, сани, лесоматериал. 9 августа с острова Фредриксхолм забрали 97 собак, прибывших из Гренландии. Животные заняли всю палубу корабля, оставив лишь небольшое место для рулевого, специально для них на судне была сооружена третья палуба, которая закрывала собак от непогоды.

10 августа 1910 года корабль отплыл на юг. Следующую, последнюю перед Антарктидой, остановку он сделал 6 сентября в Фуншале на острове Мадейра, откуда Амундсен отправил телеграмму королю Хокону и британскому полярнику Скоту об изменении маршрута путешествия.

4 октября 1910 года судно пересекло экватор.

2 января 1911 года «Фрам» пересек Южный полярный круг, 14 января, на день раньше намеченного срока, судно вошло в Китовую бухту Антарктиды.

Здесь экспедиция разделилась на две группы — десять человек под руководством капитана Торвальда Нильсена, включая Александра Кучина, осталась на корабле для проведении океанографических исследования в Южном океане, другая группа высадилась на берегу. Стоянка для базы была найдена в четырех километрах от места высадки. 28 января все необходимое для зимовки было отгружено, установлен дом и палатки для хранения продуктов и снаряжения. База была названа «Фрамхейм». Впоследствии в течение зимы под снегом вблизи дома были вырыты комнаты-мастерские, соединенные проходами, где мужчины могли проводить работу по ремонту оборудования и одежды.

Важной частью плана Амундсена была подготовка складов с припасами по маршруту следования к полюсу.

4 февраля Китовую бухту посетили на барке «Терра Нова» участники экспедиции Скотта — начальник восточного отряда, лейтенант Виктор Кемпбелл, лейтенант Гарри Пеннел и судовой врач, которые по приглашению Амундсена побывал во «Фрамхейме».

10 февраля Амундсен с группой отправился для создания первого склада на 80 градусе южной широты. В это же время «Фрам» отплыл в Буэнос-Айресе для океанографических исследований в Южном океане.

Перед приходом антарктической зимы в середине апреля, три тысячи килограммов припасов были заготовлены в трех складах на 80, 81, 83 градусах южной широты. Все склады были обозначены флагами в направлении восток-запад. На базе «Фрамхейм» для зимовки девяти мужчин и 115 собак (несколько щенков появились во время плавания) было заготовлено 60 тысяч килограммов тюленьего мяса.

20 октября 1911 года Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Оскар Вистинг, Сверре Хассель и Олаф Бьолан отправились к Южному полюсу на четырех санях, запряженными 52 собаками.

Основными трудностями в ходе экспедиции к Южному полюсу были непроходимые сугробы, сильный ветер, глубокие трещины во льду. Температуры всё это время держались на уровне —20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от обморожений и горной болезни.

14 декабря 1911 года в три часа дня Амундсен и четверо его товарищей достигли Южного полюса. Здесь они оставили небольшую палатку, над которой на шесте укрепили норвежский флаг. В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику Скотту.

Для более четкого определения полюса было решено заключить место стоянки в круг с радиусом около 20 километров. Для этого три человека (Вистинг, Хассель и Бьолан) вышли по трем направлениям — двое перпендикулярно курсу, которым следовала экспедиция, третий — по направлению курса. Все трое взяли мешочки из непромокаемой ткани с записками с координатами стоянки и большому флагу из плотной темно-коричневой материи. Напоследок все расписались на дощечке, привязанной к шесту в палатке.

18 декабря норвежцы отправились в обратный путь и 26 января 1912 года благополучно вернулись на базу «Фрамхейм». Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней (вместо 100 по плану Амундсена).

Экспедиция Скотта дошла до полюса через месяц после Амундсена, но на обратном пути все ее участники погибли.

Амундсен прошел более 800 километров по шельфовому леднику Росса, открыв его южную тыловую часть, пересек Трансантарктические горы.

Успех экспедиции Амундсена объясняется тщательно продуманным планом, лучшей подготовкой экспедиции и хорошей физической подготовкой норвежцев, применивших испытанные традиционные методы передвижения в полярных странах на ездовых собаках. Кроме того, имели значение опыт и энергия начальника экспедиции.

30 января 1912 года участники экспедиции на «Фраме», прибывшем из Буэнос-Айреса, покинули Антарктиду.

11 собак, которые вернулись с полюса, были переданы в марте 1912 года в Австралии исследователю Антарктики Дугласу Моусону для его экспедиции.

В 1936 году в Осло с участием норвежского короля был открыт музей полярной шхуны «Фрам».

14 декабря 2011 года, через 100 лет после покорения Южного полюса, премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг открыл на Южном полюсе ледяной памятник-бюст Руалю Амундсену.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

110 лет назад мир узнал об открытии Южного полюса

7 марта 1912 года норвежский полярный исследователь Роальд Амундсен известил мир об открытии Южного полюса. Он ставил перед собой задачу покорить Северный полюс, но пока шла подготовка экспедиции, его опередили другие исследователи. Тогда Роальд взял курс на Антарктиду. Его команда достигла Южного полюса 14 декабря 1911 года, а к марту 1912 года добралась до города Хобарта на острове Тасмания, откуда и сообщила о своем открытии.

Стало известно об открытии Южного полюса

Из города Хобарта, на острове Тасмания, норвежский полярный исследователь Роальд Амундсен 7 марта 1912 года известил мир об открытии Южного полюса. Амундсен изначально планировал отправиться в Арктику. Своей задачей Амундсен считал покорение Северного полюса. Он хотел войти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив. Однако пока шла подготовка экспедиции, Фредерик Кук и Роберт Пири объявили о том, что Северный полюс уже открыт.


Тогда Амундсен решил взять курс на Антарктиду. Такое решение явилось полной неожиданностью, как для его товарищей, так и для мировой общественности, включая Фритьофа Нансена, у которого он одолжил судно «Фрам».

Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года. Только к марту 1912 года экспедиция Амундсена успешно добралась до города Хобарта на острове Тасмания, откуда и сообщила о своем открытии.

Южный полюс был достигнут 4 декабря 1980 года в ходе Трансглобальной экпедиции сэром Ранульфом Файнсом. Остальные участники Трансантарктической экспедиции достигли Южного полюса 11 декабря 1989 года, которая за 221 день на собачьих упряжках пересекла весь материк в самом широком его месте без использования механического транспорта. СССР в команде представлял Виктор Боярский.

Арвид Фукс и Рейнольд Мейснер достигли Южного полюса 30 декабря 1989 года, они пересекли Антарктиду без использования собак или механического транспорта — им помогала только мускульная сила и иногда паруса.

Связанные новости и события

  • 07.03.2022

    7 марта 1912 года норвежский полярный исследователь Роальд Амундсен известил мир об открытии Южного полюса. Он ставил перед собой задачу покорить Северный полюс, но пока шла подготовка экспедиции, его опередили другие исследователи. Тогда Роальд взял курс на Антарктиду. Его команда достигла Южного полюса 14 декабря 1911 года, а к марту 1912 года добралась до города Хобарта на острове Тасмания, откуда и сообщила о своем открытии.

  • 14.12.1911

    Норвежский полярный исследователь-путешественник Руаль Амундсен, 14 декабря 1911 года стал первым в мире человеком достигшим Южного полюса. Кроме того, воздушная трансарктическая экспедиция под руководством Амундсена является первой из заявивших о достижении Северного полюса, чей результат никем не ставится под сомнение.

Дата события: 7 марта 1912 года (111 год назад)

ЗАКРЫТЬ X

  • Стало известно об открытии Южного полюса

  • Дата события: 7 марта 1912 года (111 год назад)

© 2021 RusTeam.media. 

Российское информационное агентство Рустим

Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. 

14 декабря 1911 года экспедиция норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена достигла Южного полюса. Выбрав в качестве способа передвижения собачьи упряжки, Амундсен на целый месяц опередил своего конкурента Роберта Скотта, который решил достичь полюса на мотосанях.

С детских лет Амундсен мечтал о путешествиях и экспедициях на север. В 1889 году его кумиром стал полярный исследователь Фритьоф Нансен, только что вернувшийся из своей Гренландской экспедиции. Юный Руаль был потрясен сообщениями о походе Нансена через покрытый льдом остров, он мечтал, что однажды станет таким же знаменитым.

Проучившись два года на медицинском факультете и получив наследство после смерти матери, он решил целиком посвятить себя подготовке к грядущим путешествиям. Он пять лет изучал морское дело, нанимаясь на разные суда. В 1897 году его мечты начинают сбываться: в качестве помощника капитана Амундсен отправляется в экспедицию к Южному полюсу на корабле «Бельжика». Благодаря этому путешествию Амундсен смог познакомиться с суровыми условиями околополярной зоны, чтобы лучше подготовиться к своему первому самостоятельному путешествию.

Купив небольшое судно «Йоа», в 1903 году он отправился в арктическую экспедицию. Вместе с шестью товарищами Амундсен открыл Северо-западный проход из Атлантического океана в Тихий. Обратно на родину Амундсен вернулся лишь осенью 1906 года, и сразу же был признан национальным героем.

После своего триумфального возвращения деятельный норвежец начал готовиться к новому путешествию, к Северному полюсу. Но экспедиции не суждено было состояться: во время подготовки к ней пришло известие о том, что американец Фредерик Кук стал первым человеком, достигшим этой точки земли. А еще год спустя о том же заявил американец Роберт Пири, оспаривавший первенство Кука.

Амундсен поменял свои планы и в августе 1910 года отправился в Антарктику. 13 января 1911 года «Фрам» причалил к ледяному барьеру Росса. Команда Амундсена начала готовиться к экспедиции, тренируясь, вновь и вновь проверяя каждую мелочь, и размещая склады с продовольствием вдоль намеченного маршрута к полюсу. 19 октября 1911 года Амундсен и его команда отправились в путь. Его отряд выбрал в качестве средства передвижения проверенный веками способ — собачьи упряжки.

14 декабря Амундсен достиг своей цели и водрузил норвежский флаг над бескрайней снежной равниной. Он опередил английскую экспедицию своего соперника Роберта Скотта на целый месяц.

Равнина, окружающая полюс, была названа именем Хокона VII. Покорение полюса отпраздновали курением сигар. На полюсе была оставлена шелковая палатка — «Пульхейм» — с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Автор:

03 декабря 2021 14:35

Когда мы говорим о великих географических открытиях, воображение рисует нам загадочные новые земли и богатства, как бы намекая на романтизм и приключения той эпохи. Но часто получается так, что мы забываем и о жертвах и страданиях, которые многие из первооткрывателей терпят. Так было и с Южным полюсом.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Экспедиция Пири на Северном полюсе

Дело в том, что путешественникам тогда казалось, что места с наиболее привлекательным климатом уже открыты. Поэтому среди путешественников началась настоящая гонка за полюса. Так, 6 апреля 1909 года американец Роберт Пири достиг Северного полюса. Но его соотечественник Фредерик Кук заявляет, что был там еще раньше – 21 апреля 1908 года.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Правда, тот факт, что у Кука фактически не было никаких доказательств как бы определил историю для Пири. Но и в дальнейшем, когда географы начали изучать документы из экспедиции второго, его слова подвергли сомнению. А все потому, что приборы того времени не позволяли определять местоположение с нынешней точностью. Поэтому и могло быть серьезное отклонение.

Норвежская экспедиция

Конечно, после покорения Северного полюса взор всех путешественников устремился на юг. Среди претендентов были и норвежцы, закаленные суровыми условиями климата, в котором они живут постоянно. Так, например, среди них был исследователь Фритьоф Нансен, который отправился на штурм Северного полюса еще в конце XIX века. Там он, правда, потерпел неудачу, и его инициативу перехватил Руаль Амундсен.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Амундсен был человеком необычным. Еще с юности его манили не экваториальные острова, а именно полюса. И он начал готовиться к осуществлению своей мечты.

К делу Амундсен подошел основательно: он понимал, что в суровых условиях будет недостаточно одних лишь знаний, а понадобятся еще выносливость и прекрасная физическая форма.

Также он не просто так поехал на Южный полюс, но и прежде бывал на самом южном континенте на всей планете. Так, в 1897-1899 годах Амундсен принял участие в бельгийской антарктической экспедиции. Там он, к слову, находился вместе с Фредериком Куком, который затем, по его собственным словам, покорил Северный полюс.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Уже в 1907 году путешественник занялся сбором средств и подготовкой к экспедиции к Северному полюсу. Сборы завершились спустя два года – в 1909 году, когда Пири и Кук начали оспаривать права за первенство открытия. Перспектива быть лишь вторым, а то и третьим, на полюсе его не прельщала, и он поменял направление.

Поддерживало амбициозного мужчину и правительство Норвегии. Даже когда он заявил, что его планы меняются на 180 градусов, его не оставили ни с чем. Более того, в Амундсена верили: у него был и опыт, и желание. Но был у Амундсена и знаменитый соперник.

Титулованный британец

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Британская империя была первой во многих вещах. В покорении Южного полюса тоже хотелось быть первыми, поэтому еще в конце XIX – начале XX века корона организовала вторую свою экспедицию в Антарктиду.

Ей руководил офицер британского флота Роберт Ф. Скотт. Не сказать, что это был человек, заряженный на успех, но он был умен, опытен и по-британски прагматичен.

К слову сказать, британцы мало что понимали в том, что может понадобиться в арктической и антарктической пустынях. Так, например, им приходилось обращаться за консультациям к норвежцам. И выяснилось, что ни править собачьими упряжками, ни стоять на лыжах англичане не умеют. А это – навык необходимый в суровых условиях.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Экспедиция Роберта Скотта с мотосанями

После своей первой экспедиции Роберт Скотт писал, что участники экспедиции были ужасно невежественны. Они не знали, сколько брать с собой еды, как готовить на печах, как разбивать палатки и даже как одеваться.

При этом их снаряжение даже не испытывали, не было системы вообще ни в чем, что признавал и сам Скотт.

В 1907 году один из участников этой провальной экспедиции, Эрнест Шеклтон, возглавил экспедицию непосредственно к полюсу. Своей цели он так и не достиг, но смог продвинуться вглубь континента. Так, он добрался до 88 градусов 23 минут южной широты, где до полюса остается всего 180 км.

Подготовка к Югу

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Такое, конечно, не могло остаться без внимания Скотта. Хоть он и не стремился на юг, его самолюбие все же было уязвлено. В итоге в июне 1910 он начал собирать новую экспедицию с основной целью: достичь Южного полюса и обеспечить для Британской империи честь этого достижения.

При этом Скотт был в курсе планов Амундсена, но всерьез их не рассматривал. Ему казалось, что норвежец потерпит крах из-за небольшого опыта. Так думали и все остальные, кто прогнозировал что-либо касательно будущего Южного полюса.

После первой экспедиции Скотт сделал выводы: без собачьих упряжек не обойтись. Но во втором его штурме юга они все равно остались лишь частью транспорта. Упор же сделан был на новинку того времени – мотосани. Ну и лошадей, конечно. Про лыжи все вновь как-то забыли.

При этом о лыжах и собаках помнил Амундсен. Он набрал большое количество ездовых собак, а все члены его команды хорошо стояли на лыжах. Кроме того, что собаки — выносливые животные, их мясо можно есть.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

И вот наступил январь 1911 года. 4 числа на берега Антарктики высаживается Скотт – в 1381 км от точки полюса. Они собирались идти по тому же маршруту, что и Шеклтон: ведь по его пути оставалось всего 180 км.

Амундсен высадился в другом месте: его лагерь располагался в Китовой бухте, и впереди было 1285 км до полюса, которые прежде не проходил никто.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Гонка

Конечно, и Амундсен, и Скотт знали друг о друге. Когда они начали подготовку к своему длинному маршруту, они лишь в общих чертах были ознакомлены с планом конкурента.

Во время подготовки к выдвижению, 4 февраля, корабль экспедиции Скотта зашел в Китовую бухту, и там обнаружила норвежцев. У них все было, в целом, хорошо.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Скотта информация о том, что конкуренты уже здесь, шокировала. Большинство из них – тоже. Все дело в том, что в отличие от экспедиции норвежцев, у британцев были трудности. Лошади плохо переносили низкие температуры, одни мотосани сломались, а подготовка была на низком уровне.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Некоторые из членов британской экспедиции предлагали ворваться в лагерь норвежцев и всех их перебить. Сам Скотт при этом смог взять себя в руки. В его дневнике сказано, что лучшим вариантом будет вести себя так, как будто ничего этого и вовсе не произошло.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

В этот момент уже стало очевидно, что собаки – это то, что нужно. Но Скотт все еще не сдавался и верил, что его преимущество в исследованном маршруте куда более важно.

А в этот момент в мире уже узнали, что две команды стартуют практически одновременно. Более того, воспринималась эта гонка скорее как спортивное состязание, и многие не задумывались, что здесь могут пострадать люди.

В ледяное пекло

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Зимовку обе команды провели в своих лагерях, готовясь к экспедиции. Норвежцы начали путь 19 октября 1911 года, а британцы – лишь 1 ноября из-за непогоды и проблем с лошадьми.

При этом экспедиция Амундсена особо не задумывалась о том, где сейчас британцы, тогда как среди экспедиции Скотта говорили исключительно о норвежцах.

Со временем, конечно, у обеих команд начались трудности. Проблема Амундсена была в том, что собаки начали умирать. Но их было настолько много, что это оказалось в принципе незначительным. К тому же, после 85 широты норвежцы оказались в зоне глубоких трещин на высоте свыше 3 тысяч метров над уровнем моря. Пройти ледник было тяжело, что отражено и в названиях, данным этой местности: Чертов ледник и Танцплощадка дьявола.

А вот у Скотта дела шли из рук вон плохо. Лошади умирали чуть ли не постоянно, еще одни мотосани разбились. В конечном итоге идти приходилось своими силами. Да так, что постепенно становилось ясно: вставать нужно на лыжи. Но вот только британцы не умели этого.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

6 декабря 1911 года норвежская экспедиция достигла крайней точки экспедиции Шеклтона. До полюса оставалось 200 километров.

Покорители полюса

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Палатка норвежцев на полюсе

14 декабря 1911 года около трех часов дня первооткрыватели Южного полюса Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Оскар Вистинг и Олаф Бьоланд достигли низшей точки Земли. Покорение полюса они отпраздновали выкуриванием сигар и установкой флага Норвегии.

При этом Амундсен учел все предыдущие неучтенности. Так как приборы все еще были неточными, три дня Амундсен кружил по окрестности и проводил множество измерений, проверяя, на том ли месте его команда поставила флаг.

Когда команда покидала полюс, на месте они оставили палатку с норвежским флагом с бумагами, адресованными королю Норвегии Хокону VII и письмом для Роберта Скотта.

«Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».

Уже 25 января 1912 года норвежская экспедиция была в базовом лагере.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Разочарование

Роберт Скотт не знал о том, что его конкуренты преуспели раньше. 3 января 1912 года он расстался со вспомогательным отрядом и выдвинулся полюсом с Эдвардом Уилсоном, Генри Бауэрсом, Эдгаром Эвансом и Лоуренсом Отсом.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

15 января они разбили «Последний склад», от которого до полюса оставалось 30 миль. А на следующий день нашли остатки лагеря и собачьи следы.

«Тут мы поняли всё. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса», — написал Скотт в дневнике.

17 января они натыкаются на палатку Амундсена и нашли его письмо. Так они поняли, что проиграли. Конечно, измученные британцы были окончательно деморализованы.

«Великий Бог! Это страшное место, а нам и без того ужасно сознавать, что труды наши не увенчались завоеванием первенства. Конечно, прийти сюда тоже что-нибудь да значит, а ветер завтра может стать нашим другом! Теперь — рывок домой и отчаянная борьба за право доставить весть первыми. Не знаю, выдержим ли мы?», — написал Скотт в дневнике.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

2 февраля один из членов отряда, Эдгар Эванс, получает тяжелую травму головы после падения в трещину. О том, что это действительно серьезная травма, его товарищи не догадывались. С каждым днем двигаться ему становилось все тяжелее, и 17 февраля он после потери сознания скончался.

15 февраля умирает Лоуренс Отс, который получил сильнейшее обморожение ног. Он попросил товарищей бросить его на леднике, чтобы остальные спаслись. Но этого не стали делать, тогда он просто выполз из палатки босым. Этому никто не помешал.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

21 марта Скотт и оставшиеся в живых члены экспедиции остановились в 20 км от склада снаряжения и продовольствие. Двигаться дальше мешало и отсутствие сил, и сильнейший буран.

29 марта Роберт Скотт пишет в дневнике в последний раз:

Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких!».

Обвинения

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

12 ноября 1912 года поисковая группа нашла палатку Скотта. Он, вероятнее всего, умер последним: все записи участников похода лежали рядом с ним. Погибших так и оставили в ледяной пустыне. Над ними возвели высокую пирамиду из снега.

В это время Амундсен путешествовал по миру с лекциями и получал различные награды. В феврале 1913 года весть об участи Скотта и его группы дойдет до всего мира.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

«Я пожертвовал бы славой и всеми деньгами, сумей я таким путём уберечь Скотта от ужасной гибели», — говорил норвежец в интервью.

Раскаяние за открытие, правда, оказалось несколько наигранной. Так, в письме своему брату он высказывался, что судьба Скотта повысила интерес к его докладам, и популярность, казалось бы, ушедшая восвояси, вновь вернулась к нему.

В итоге некоторые даже начали обвинять Амундсена в гибели экспедиции Скотта. В обвинение ему ставили и то, что он написал то самое письмо, окончательно деморализовавшее британцев, и то, что он не оставил необходимых припасов.

Амундсен и его триумф

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

До конца своей жизни Амундсен исследовал полярные широты. Он в итоге все же достиг и Северного полюса, а в 20-е годы он стал одним из первых, кто применил дирижабли для исследования Арктики.

Не сказать, чтобы он был обычным человеком. Детей у него так и не было, да и жены – тоже. В 1928 году он отправился на поиски экспедиции Умберто Нобиле, дирижабль которого разбился в Арктике.

18 июня на гидроплане «Латам» всего с несколькими спутниками он вылетел на поиски. А осенью 1928 года нашли поплавок и бензобак этого гидроплана. В итоге последним пристанищем для него стало Баренцево море.

Источник:

Еще крутые истории!

О том, что где-то на самом Крайнем Юге Южного полушария есть земля, люди начали догадываться ещё в незапамятные времена, хотя ни о каких плаваниях в южные высокие широты не могло быть и речи. Однако уже в 1501 г. знаменитый Америго Веспуччи, именем которого названы обе Америки, побывал в пятидесятых широтах Южной Атлантики. Почти через три столетия прославленный английский мореплаватель Джеймс Кук приступил к планомерным поискам Terra Australia Incognita — Неведомой Южной Земли. Во время своего второго кругосветного плавания в 1772—1775 гг., он трижды пересёк Южный полярный круг, достигнув 72-й параллели. Материка Антарктиды он так и не увидел, но с плавучими льдами и могучими антарктическими айсбергами успел свести близкое знакомство. 

В январе 1820 г. моряки Первой Русской Антарктической экспедиции на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» под начальством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева увидели, как им показалось, очертания неизвестной суши, но подойти к ней ближе не смогли. Это сделал спустя 20 лет англичанин Джеймс Кларк Росс. Его экспедиция на прочных деревянных парусниках «Эребус» и «Террор» достигла 78-й параллели и открыла сплошную береговую полосу наконец-то обретённого человечеством шестого континента Земли. На первую достоверную карту Антарктиды были положены и Земля Уилкса, и Земля Виктории, и гигантский ледяной Барьер Росса, и два высоких вулкана среди снегов и льдов, получивших названия в честь экспедиционных судов. 

Джеймс Кларк Росс

Джеймс Кларк Росс

В 1895 г. на антарктический берег впервые ступил ногой человек — австралиец норвежского происхождения Генрих Иоганн Булль. Три года спустя другой норвежский участник его экспедиции, Карстен Борхгревинк, остался здесь на первую в истории материка зимовку. Но к этому моменту в антарктические воды уже устремились и китобои, и исследователи многих европейских стран. Англичане, бельгийцы, шведы, немцы, французы штурмуют новонайденный континент с не меньшим азартом, чем примерно в те же годы высокоширотную Арктику — Норденшельд и Нансен, русские полярные мореплаватели и американские фанатики Северного полюса. И очень быстро встаёт вопрос: кто первым достигнет другого полюса — Южного. 

В отличие от Арктики здесь, в Антарктиде, ответ на этот вопрос прозвучал почти мгновенно: уже в декабре 1911 г. в заветной точке Южного полюса взвился национальный флаг Норвегии. 

Руал Амундсен водружают флаг своей страны на Южном полюсе

Руал Амундсен водружают флаг своей страны на Южном полюсе

Вот какие случаются парадоксы: Южного полюса человек достиг через считанные годы после своего появления в Антарктиде, тогда как знаменитые «гонки» в Арктике продолжались едва ли не сто лет подряд! Но первым документально подтверждённым «полюсным» событием на Севере стал полёт дирижабля «Норге» в 1926 г. Почти вся история рекордных достижений в Центральной Арктике в 20—30-е гг. связана с самолётами и дирижаблями. В Антарктиде же именно люди на лыжах, сопровождаемые собачьими нартами и запряжёнными в сани лошадками, «покорили» полюс безоговорочно, раз и навсегда, а самолёт, пилотируемый уже известным нам американским полярником Ричардом Бэрдом, впервые пролетел над Южным полюсом только в ноябре 1929 г. 

О Южном полюсе мечтали многие. Среди них — французский мореплаватель Жан-Батист Шарко, известный исследователь Арктики и Антарктики (он и погиб в 1936 г. во время очередной экспедиции в Гренландию). Мечтал о полюсном триумфе в Антарктиде и Нансен, намеревавшийся направиться в южные полярные моря на своём любимом «Фраме». В 1909 г. англичанин Эрнст Шеклтон с товарищами проник в самое сердце материка и вынужден был повернуть к побережью всего в ста милях от полюса из-за острой нехватки продуктов. А в октябре 1911 г., морозной антарктической весной, к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции, норвежская и британская. Одной руководил Руаль Амундсен (он уже зимовал на судне в антарктических водах в конце XIX в. и успел прославиться в Арктике, преодолев на крошечном судёнышке «Йоа» лабиринт Канадского архипелага в 1903— 1906 гг.), второй — капитан I ранга, кавалер ордена Виктории Роберт Фолкон Скотт.

Скотт был морским офицером, успевшим на своём веку покомандовать и крейсерами, и линкорами. В самом начале XX в. он провёл два года на антарктическом берегу, руководя исследовательской зимовкой. Возглавляемый им небольшой отряд сделал тогда попытку проникнуть в глубь континента, и за три месяца Скотт продвинулся почти на тысячу миль по направлению к полюсу. Едва возвратившись на родину, он начал готовиться к следующей экспедиции, и хотя отнюдь не был фанатиком полюса, страстное желание достичь этой точки быстро завладело его мыслями и сердцами его товарищей. Но когда их судно «Терра Нова» было уже на пути к Антарктиде, англичане узнали, что туда же на всех парах идёт «Фрам» с экспедицией Амундсена на борту и цель норвежцев — всё тот же единственный и неделимый Южный полюс! 

(К слову сказать, в событиях тех дней принимали участие представители России. На «Фраме» вёл исследования молодой талантливый океанограф Александр Кучин, среди зимовщиков-англичан были каюр Дмитрий Гирёв и конюх Антон Омельченко. Все трое, однако, не участвовали в рекордных походах.)

Поначалу Амундсен вовсе не собирался в Южное полушарие. Он одолжил у Нансена «Фрам» с тем, чтобы повторить его предыдущий дрейф и непременно достичь на лыжах Северного полюса. Но тут поступили сообщения о том, что американцы Кук и Пири уже сделали это. Норвежец, желавший поддержать свой полярный престиж, мгновенно переменил планы и повернул «Фрам» в Южное полушарие. Таким образом, он бросил Скотту открытый вызов, и дальнейшее состязание шло уже под девизом: «Кто кого?»

Англичане выбрали в качестве основного транспортного средства низкорослых и выносливых маньчжурских лошадок, хотя имелись у них и собаки, и даже моторные сани — новинка для того времени. 

мотосани

мотосани

маньчжурские лошадки

маньчжурские лошадки

До Южного полюса было 800 миль пути по страшным, разбитым бездонными трещинами ледникам, на этом маршруте (плюс столько же — обратно, к побережью!) их ждали сорокаградусные морозы даже в разгар антарктического лета, свирепая пурга с полной потерей видимости, всевозможные лишения, травмы, обморожения, гибель всех лошадей, поломка мотонарт… Когда до цели оставалось 150 миль, повернули назад последние участники группы сопровождения, и пятеро англичан, впрягшись в тяжеленые нарты с поклажей, вышли на финишную кривую, петлявшую среди трещин и ледяного хаоса антарктического высокогорья. 

Норвежцы сделали основную ставку на собак — 52 отборные лайки тянули четверо нарт со снаряжением. Когда животные выбивались из сил, их скармливали более выносливым сородичам (люди тоже не отказывались от обеда из своих недавних четвероногих друзей…). Амундсен исключительно умело выбрал место зимовки и будущего старта — на целых сто миль ближе к полюсу, чем у Скотта. На своём пути, который проходил под углом к маршруту британцев, люди Амундсена не встретили ни страшных холодов, ни убийственных затяжных метелей. Норвежский отрядик осуществил поход туда и обратно в более сжатые сроки, не выйдя из пределов антарктического лета, и здесь можно лишь снова и снова воздать должное организатору экспедиции, его таланту искусного штурмана и вперёдсмотрящего. 17 января 1912 г. Роберт Скотт и его товарищи пришли в математическую точку Южного полюса.

Роберт Скотт

Роберт Скотт

Здесь они увидели остатки чужого лагеря, следы нарт, собачьих лап и палатку с флагом — ровно за месяц до них полюса достиг соперник. С присущим ему блеском, без единой жертвы, без тяжких травм, едва ли не до минуты выдержав составленный им же график маршрута (и, что выглядит совершенно фантастическим, с такой же точностью предугадав сроки возвращения на береговую базу), Амундсен продемонстрировал очередное и далеко не последнее своё достижение. В дневнике Скотта появилась душераздирающая запись: «Норвежцы нас опередили. Ужасное разочарование, и мне больно за моих верных товарищей. Никто из нас вследствие полученного удара не мог заснуть»…

Команда Роберта Скотта

Команда Роберта Скотта

Отряд англичан двинулся в обратный путь, от одного промежуточного склада с продуктами и топливом до другого. Люди быстро теряли силы. Неожиданно умер самый молодой и крепкий из них Эдгар Эванс. Капитан драгунского полка Лоуренс Отс отморозил руки и ноги и, понимая, что стал обузой для других, на одной из ночёвок покинул палатку, добровольно уйдя на смерть… Трое оставшихся в живых надолго застряли в пути из-за жестоких метелей. До ближайшего вспомогательного склада, где их ждали пища и тепло, было 11 миль, всего 11 из тех 1600, которые они почти полностью прошли в оба конца! Но их навеки остановила нескончаемая мартовская пурга. Тела лейтенанта Генри Бауэрса, доктора Эдварда Уилсона и Роберта Скотта семь с лишним месяцев спустя обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа.

Могила Роберта Скотта и его товарищей

Могила Роберта Скотта и его товарищей

Рядом с телом Скотта лежала сумка с дневниками и прощальными письмами. Тут же были и 35 фунтов геологических образцов, собранных во время маршрута на скалах, обрамляющих антарктические ледники. Англичане продолжали тащить эти камни до последнего дыхания, когда смерть уже глядела им в глаза! 

В своих последних дневниковых записях и письмах Роберт Скотт тщательно разобрал причины постигшей их катастрофы. Он дал наивысшую нравственную оценку каждому из своих спутников. Об одном из них сказано: «Он умер, как жил, — храбрым, истинным мужчиной и самым стойким из друзей. И ни единого слова упрёка мне за то, что я заварил всю эту кашу». О другом: «Чем труднее нам становилось, тем ярче нам светил его неукротимый дух, и таким он оставался до конца — бодрым, полным надежд и непоколебимым». Последней строкой в дневнике стала фраза, облетевшая впоследствии весь мир: «Ради Бога, не оставьте наших близких»… 

Жене и друзьям капитан Скотт пишет так: «Мы были у полюса и умрём как джентльмены. Жалею только оставляемых нами женщин»; «Мы могли бы справиться, если бы бросили заболевших»; «Если бы мы остались в живых, то какую бы я поведал повесть о твёрдости, выносливости и отваге своих товарищей! Мои неровные строки и наши мёртвые тела должны поведать эту повесть». Признаваясь жене, что никаких шансов на спасение нет, Роберт Скотт просил её заинтересовать их сынишку естественной историей, чтобы он мог в будущем продолжить его дело путешественника-натуралиста. Скончавшийся в 90-х гг. доктор Питер Скотт (которому не было и года, когда его отец отправился в экспедицию, из которой так и не вернулся) стал выдающимся биологом и экологом, одним из руководителей Международного союза охраны природы и природных ресурсов. 

Жена Кейтлин и сын Питер Роберта Скотта

Жена Кейтлин и сын Питер Роберта Скотта

Едва весть о гибели пятерых англичан дошла до остального мира, история состязания двух экспедиций получила громкий резонанс. Многие не только в Великобритании, но и в Норвегии, на родине Амундсена, задумались над моральной стороной его поступка. Несомненно, появление конкурента, дотоле скрывавшего свои истинные замыслы, его победа, обернувшаяся для Скотта поражением, не могли не сказаться на настроении несчастных англичан. Получив на полюсе страшной силы удар, они уже не могли не думать о том, как глянут в глаза друзьям, которые много месяцев подряд, страдая от недоедания, холода, полярной тьмы, проваливаясь в ледниковые трещины, теряя дорогу в пургу, не жалея себя, готовили их так и не состоявшийся успех… 

Тела троих англичан погребены участниками поисковой партии в вечных снегах Антарктиды. Тела Эванса и Отса, несмотря на все усилия товарищей, так и не найдены. А на побережье материка рядом с базой британской экспедиции, на вершине высокого холма, обращённого к величественному ледяному Барьеру Росса, поднялся трёхметровый крест, сделанный из австралийского эвкалипта.

На нём — надгробная надпись в память о пятерых погибших. И — заключительные слова стихотворения классика британской поэзии XIX в. Альфреда Теннисона «Улисс»: «То strive, to seek, to find and not to yield!» (что в переводе с английского означает: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»). Много позже, с выходом в свет романа Вениамина Каверина «Два капитана», именно эти слова стали жизненным девизом миллионов наших читателей, громким призывом для советских полярников разных поколений.

Простил ли себе Амундсен то, что случилось обжигающе-холодным летом 1911—1912 гг. в Антарктиде? Наверное, всё же не простил. Иначе не стал бы в последующие годы оправдываться перед мировым общественным мнением — ведь он был горд и самолюбив. 

Если бы простил — кто знает, полетел бы он на верную смерть арктическим летом 1928 г.? Тогда, перед самым отлётом «Латама», Амундсен покончил со всеми земными делами. Распродал вещи, расплатился (чуть ли не впервые в жизни!) с кредиторами и отправился спасать недруга. Через 1 ч 40 мин после старта самолёта связь с ним оборвалась — он погиб где-то в Баренцевом море. Несколько месяцев спустя волны прибили к северному побережью Норвегии один из поплавков «Латама». Поэт Константин Симонов, посвятивший памяти Амундсена стихотворение «Старик», закончил его такой строфой: 

Рыбачий бот, уйдя на промысла, Нашёл кусок его бессмертной славы — Обломок обгоревшею крыла. 

Если бы Амундсен простил себя — не написал бы он, узнав о гибели Скотта и его спутников, поразительные по откровенности и силе слова: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии. Она преследует меня!»

Амундсен и Скотт, Скотт и Амундсен… Сегодня в той самой точке, которая принесла великую победу одному и смертельное поражение другому, ведёт научные исследования антарктическая станция «Амундсен — Скотт». Южный полюс и мудрая географическая карта навеки соединили былых соперников, ушедших в бессмертие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как использовать хлоргексидин для полоскания горла взрослым инструкция по применению
  • Как использовать хлоргексидин для полоскания горла взрослым инструкция по применению
  • Мексиприм в таблетках инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Должностная инструкция ревизора в общественном питании
  • Msi mag x570s tomahawk max wifi инструкция