Южного полюса первой достигла экспедиция под руководством амундсена росса скотта шеклтона

1. Антарктида была открыта в 1820 г. русской экспедицией, которую возглавляли
а) Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев
б) И.Ф. Крузенштерн и Ф.Ф. Беллинсгаузен
в) Н.М. Пржевальский и Ю.Ф. Лисянский
г) Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн
2. Высочайшее точкой Антарктиды является
а) вулкан Эребус
б) г. Джексон
в) вулкан Террор
г) массив Винсон
3. Южного полюса первой достигла экспедиция под руководством
а) Р. Амундсена
б) Д. Росса
в) Р. Скотта
г) Э. Шеклтона
4. По характеру рельефа Антарктиду подразделяют на две части. Какая часть Антарктиды является наиболее приподнятой с высотами до 3000-4000м?
а) восточная
б) западная
в) северная
г) южная
4. Западная и восточная части Антарктиды разделены горами
а) Вернадского
б) Гамбурцева
в) Трансантарктическими
г) Лазарева
6. Растительный и животный мир Антарктиды представлен
а) мхами, лишайниками, водораслями
б) лугами и моховыми болотами
в) пингвинами, буревестниками, морскими леопардами и тюленями
г) тюленями, пингвинами и белыми медведями
7. В каких климатических поясах расположена территория Антарктиды? Ответ запишите в виде последовательности букв в Алфовитном порядке.
а) тропический
б)арктический
в)антарктический
г)умеренный
д)субтропический
е) субантарктический
8. Расставьте моря, омывающие территорию Антарктиды, в порядке их следования от нулевого меридиан на восток.
а) Росса
б) Содружества
в) Амундсена
г) Беллинсгаузена
9. Дополните утверждения.
Антарктида занимает __________________ положение. Площадь материка составляет около_________млн км². Континент больше по площади только_____________.
10. Дополните утверждения.
Самая низкая температура на Земле________°C была зарегистрирована на российской научно-исследовательской станции__________________.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

К началу ХХ столетия эпоха географических открытий на Земле практически закончилась. На карту были нанесены все тропические острова, неутомимые исследователи прошли вдоль и поперек Африку и Южную Америку.
Кто первым достиг Южного полюса?

Оставались только две непокоренные людьми точки – Северный и Южный полюса, достичь которых было сложно из-за окружающей их бесплодной ледяной пустыни. Но в 1908-09 годах состоялись две американские экспедиции (Ф. Кука и Р. Пири) к Северному полюсу. После них единственной достойной целью оставался Южный полюс, расположенный на территории покрытого вечными льдами материка – Антарктиды.

История исследований Антарктиды

Побывать в самой южной точке земного шара стремились многие исследователи. Начало было положено знаменитым Америго Веспуччи, корабли которого в 1501 году добрались до пятидесятых широт, но вынуждены были повернуть из-за льдов. Более успешной была попытка Дж. Кука, в 1772-75 годах достигнувшего 72-го градуса южной широты. Он тоже вынужден был повернуть назад, не достигнув полюса, из-за могучих льдов и айсбергов, грозивших раздавить хрупкое деревянное судно.

Честь открытия Антарктиды принадлежит русским морякам Ф. Беллинсгаузену и М. Лазареву. В 1820 году два парусных шлюпа подошли вплотную к берегу и зафиксировали наличие неизвестного ранее материка. Спустя 20 лет экспедиция Дж.К. Росса обошла Антарктиду по окружности и нанесла на карту ее береговую линию, но на сушу все же не высадилась.
Кто первым достиг Южного полюса?
Первым человеком, ступившим на самый южный материк, стал австралийский исследователь Г. Буль в 1895 году. С этого времени достижение Южного полюса стало вопросом времени и подготовленности экспедиции.

Покорение Южного полюса

Первая попытка достижения Южного полюса состоялась в 1909 году и была неудачной. Английский исследователь Э.Шеклтон не дошел до него около ста миль и вынужден был повернуть назад, так как у него закончились продукты. Полярной весной 1911 года к Южному полюсу отправились сразу две экспедиции – английская под руководством Р. Скотта и норвежская во главе с Р. Амундсеном.

В течение нескольких последующих месяцев вечные льды Антарктики стали свидетелями грандиозного триумфа одной из них и не менее грандиозной трагедии другой.

Трагическая судьба экспедиции Р.Скотта

Британский морской офицер Роберт Скотт был опытным полярником. За несколько лет до этого он уже высаживался на берег Антарктиды и провел здесь около трех месяцев, пройдя по ледяной пустыне около тысячи миль. В этот раз он был полон решимости дойти до полюса и водрузить в этой точке британский флаг. Его экспедиция была отлично подготовлена: в качестве основной тягловой силы были выбраны привычные к холоду маньчжурские лошадки, имелось и несколько собачьих упряжек и даже техническая новинка – моторные сани.

Экспедиции Р. Скотта предстояло пройти около 800 миль, чтобы достигнуть Южного полюса. Это был страшный маршрут, изобиловавший ледяными торосами и глубокими трещинами. Температура воздуха практически все время не превышала 40 градусов мороза, нередким явлением была снежная пурга, во время которой видимость не превышала 10-15 метров.
Кто первым достиг Южного полюса?
На пути к полюсу от обморожения погибли все лошади, затем сломались аэросани. Не дойдя до завершающей точки около 150 км, экспедиция разделилась: дальше пошли только пять человек, впрягшись в груженые поклажей нарты, остальные повернули назад.

Преодолев немыслимые трудности, пятерка исследователей достигла Южного полюса – и тут Скотта с его спутниками постигло ужасающее разочарование. На самой южной точке планеты уже стояла палатка, на верхушке которой развевался флаг Норвегии. Англичане опоздали – Амундсен опередил их на целый месяц.

Обратный путь им не было суждено преодолеть. Один из английских исследователей умер от болезни, второй обморозил руки и предпочел сам уйти, затерявшись во льдах, чтобы не стать обузой для остальных. Трое оставшихся, в том числе и сам Р. Скотт, замерзли в снегах, не дойдя всего одиннадцати миль до последнего из промежуточных складов с продуктами, который они оставляли по пути следования к полюсу. Через год их тела были обнаружены высланной за ними спасательной экспедицией.

Руаль Амундсен – первооткрыватель Южного полюса

Мечтой норвежского путешественника Руаля Амундсена долгие годы был Северный полюс. Экспедиции Кука и Пири были достаточно сомнительными с точки зрения результативности – ни тот, ни другой не смогли достоверно подтвердить, что достигли самой северной точки планеты.

Амундсен долго готовился к экспедиции, подбирал необходимое снаряжение и припасы. Он сразу решил, что в северных широтах нет ничего лучше собачьих упряжек по выносливости и скорости передвижения. Уже выйдя в плавание, он узнал об экспедиции Скотта, отправившейся покорять Южный полюс, и принял решение тоже идти на юг.

Экспедиция Амундсена выбрала для высадки на материк удачное место, которое было на сто миль ближе к полюсу, чем стартовая точка экспедиции Скотта. Четыре собачьих упряжки, состоявшие из 52 лаек, тащили нарты со всем необходимым. Помимо Амундсена, в экспедиции участвовали еще четыре норвежца, каждый из которых был опытным картографом и путешественником.
Кто первым достиг Южного полюса?
Весь путь туда и обратно занял 99 дней. Ни один исследователь не погиб, все благополучно достигли в декабре 1911 года Южного полюса и вернулись домой, покрыв себя славой первооткрывателей самой южной точки планеты Земля.

( 5 оценок, среднее 5 из 5 )

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Автор:

03 декабря 2021 14:35

Когда мы говорим о великих географических открытиях, воображение рисует нам загадочные новые земли и богатства, как бы намекая на романтизм и приключения той эпохи. Но часто получается так, что мы забываем и о жертвах и страданиях, которые многие из первооткрывателей терпят. Так было и с Южным полюсом.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Экспедиция Пири на Северном полюсе

Дело в том, что путешественникам тогда казалось, что места с наиболее привлекательным климатом уже открыты. Поэтому среди путешественников началась настоящая гонка за полюса. Так, 6 апреля 1909 года американец Роберт Пири достиг Северного полюса. Но его соотечественник Фредерик Кук заявляет, что был там еще раньше – 21 апреля 1908 года.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Правда, тот факт, что у Кука фактически не было никаких доказательств как бы определил историю для Пири. Но и в дальнейшем, когда географы начали изучать документы из экспедиции второго, его слова подвергли сомнению. А все потому, что приборы того времени не позволяли определять местоположение с нынешней точностью. Поэтому и могло быть серьезное отклонение.

Норвежская экспедиция

Конечно, после покорения Северного полюса взор всех путешественников устремился на юг. Среди претендентов были и норвежцы, закаленные суровыми условиями климата, в котором они живут постоянно. Так, например, среди них был исследователь Фритьоф Нансен, который отправился на штурм Северного полюса еще в конце XIX века. Там он, правда, потерпел неудачу, и его инициативу перехватил Руаль Амундсен.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Амундсен был человеком необычным. Еще с юности его манили не экваториальные острова, а именно полюса. И он начал готовиться к осуществлению своей мечты.

К делу Амундсен подошел основательно: он понимал, что в суровых условиях будет недостаточно одних лишь знаний, а понадобятся еще выносливость и прекрасная физическая форма.

Также он не просто так поехал на Южный полюс, но и прежде бывал на самом южном континенте на всей планете. Так, в 1897-1899 годах Амундсен принял участие в бельгийской антарктической экспедиции. Там он, к слову, находился вместе с Фредериком Куком, который затем, по его собственным словам, покорил Северный полюс.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Уже в 1907 году путешественник занялся сбором средств и подготовкой к экспедиции к Северному полюсу. Сборы завершились спустя два года – в 1909 году, когда Пири и Кук начали оспаривать права за первенство открытия. Перспектива быть лишь вторым, а то и третьим, на полюсе его не прельщала, и он поменял направление.

Поддерживало амбициозного мужчину и правительство Норвегии. Даже когда он заявил, что его планы меняются на 180 градусов, его не оставили ни с чем. Более того, в Амундсена верили: у него был и опыт, и желание. Но был у Амундсена и знаменитый соперник.

Титулованный британец

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Британская империя была первой во многих вещах. В покорении Южного полюса тоже хотелось быть первыми, поэтому еще в конце XIX – начале XX века корона организовала вторую свою экспедицию в Антарктиду.

Ей руководил офицер британского флота Роберт Ф. Скотт. Не сказать, что это был человек, заряженный на успех, но он был умен, опытен и по-британски прагматичен.

К слову сказать, британцы мало что понимали в том, что может понадобиться в арктической и антарктической пустынях. Так, например, им приходилось обращаться за консультациям к норвежцам. И выяснилось, что ни править собачьими упряжками, ни стоять на лыжах англичане не умеют. А это – навык необходимый в суровых условиях.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Экспедиция Роберта Скотта с мотосанями

После своей первой экспедиции Роберт Скотт писал, что участники экспедиции были ужасно невежественны. Они не знали, сколько брать с собой еды, как готовить на печах, как разбивать палатки и даже как одеваться.

При этом их снаряжение даже не испытывали, не было системы вообще ни в чем, что признавал и сам Скотт.

В 1907 году один из участников этой провальной экспедиции, Эрнест Шеклтон, возглавил экспедицию непосредственно к полюсу. Своей цели он так и не достиг, но смог продвинуться вглубь континента. Так, он добрался до 88 градусов 23 минут южной широты, где до полюса остается всего 180 км.

Подготовка к Югу

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Такое, конечно, не могло остаться без внимания Скотта. Хоть он и не стремился на юг, его самолюбие все же было уязвлено. В итоге в июне 1910 он начал собирать новую экспедицию с основной целью: достичь Южного полюса и обеспечить для Британской империи честь этого достижения.

При этом Скотт был в курсе планов Амундсена, но всерьез их не рассматривал. Ему казалось, что норвежец потерпит крах из-за небольшого опыта. Так думали и все остальные, кто прогнозировал что-либо касательно будущего Южного полюса.

После первой экспедиции Скотт сделал выводы: без собачьих упряжек не обойтись. Но во втором его штурме юга они все равно остались лишь частью транспорта. Упор же сделан был на новинку того времени – мотосани. Ну и лошадей, конечно. Про лыжи все вновь как-то забыли.

При этом о лыжах и собаках помнил Амундсен. Он набрал большое количество ездовых собак, а все члены его команды хорошо стояли на лыжах. Кроме того, что собаки — выносливые животные, их мясо можно есть.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

И вот наступил январь 1911 года. 4 числа на берега Антарктики высаживается Скотт – в 1381 км от точки полюса. Они собирались идти по тому же маршруту, что и Шеклтон: ведь по его пути оставалось всего 180 км.

Амундсен высадился в другом месте: его лагерь располагался в Китовой бухте, и впереди было 1285 км до полюса, которые прежде не проходил никто.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Гонка

Конечно, и Амундсен, и Скотт знали друг о друге. Когда они начали подготовку к своему длинному маршруту, они лишь в общих чертах были ознакомлены с планом конкурента.

Во время подготовки к выдвижению, 4 февраля, корабль экспедиции Скотта зашел в Китовую бухту, и там обнаружила норвежцев. У них все было, в целом, хорошо.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Скотта информация о том, что конкуренты уже здесь, шокировала. Большинство из них – тоже. Все дело в том, что в отличие от экспедиции норвежцев, у британцев были трудности. Лошади плохо переносили низкие температуры, одни мотосани сломались, а подготовка была на низком уровне.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Некоторые из членов британской экспедиции предлагали ворваться в лагерь норвежцев и всех их перебить. Сам Скотт при этом смог взять себя в руки. В его дневнике сказано, что лучшим вариантом будет вести себя так, как будто ничего этого и вовсе не произошло.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

В этот момент уже стало очевидно, что собаки – это то, что нужно. Но Скотт все еще не сдавался и верил, что его преимущество в исследованном маршруте куда более важно.

А в этот момент в мире уже узнали, что две команды стартуют практически одновременно. Более того, воспринималась эта гонка скорее как спортивное состязание, и многие не задумывались, что здесь могут пострадать люди.

В ледяное пекло

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Зимовку обе команды провели в своих лагерях, готовясь к экспедиции. Норвежцы начали путь 19 октября 1911 года, а британцы – лишь 1 ноября из-за непогоды и проблем с лошадьми.

При этом экспедиция Амундсена особо не задумывалась о том, где сейчас британцы, тогда как среди экспедиции Скотта говорили исключительно о норвежцах.

Со временем, конечно, у обеих команд начались трудности. Проблема Амундсена была в том, что собаки начали умирать. Но их было настолько много, что это оказалось в принципе незначительным. К тому же, после 85 широты норвежцы оказались в зоне глубоких трещин на высоте свыше 3 тысяч метров над уровнем моря. Пройти ледник было тяжело, что отражено и в названиях, данным этой местности: Чертов ледник и Танцплощадка дьявола.

А вот у Скотта дела шли из рук вон плохо. Лошади умирали чуть ли не постоянно, еще одни мотосани разбились. В конечном итоге идти приходилось своими силами. Да так, что постепенно становилось ясно: вставать нужно на лыжи. Но вот только британцы не умели этого.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

6 декабря 1911 года норвежская экспедиция достигла крайней точки экспедиции Шеклтона. До полюса оставалось 200 километров.

Покорители полюса

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Палатка норвежцев на полюсе

14 декабря 1911 года около трех часов дня первооткрыватели Южного полюса Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Оскар Вистинг и Олаф Бьоланд достигли низшей точки Земли. Покорение полюса они отпраздновали выкуриванием сигар и установкой флага Норвегии.

При этом Амундсен учел все предыдущие неучтенности. Так как приборы все еще были неточными, три дня Амундсен кружил по окрестности и проводил множество измерений, проверяя, на том ли месте его команда поставила флаг.

Когда команда покидала полюс, на месте они оставили палатку с норвежским флагом с бумагами, адресованными королю Норвегии Хокону VII и письмом для Роберта Скотта.

«Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».

Уже 25 января 1912 года норвежская экспедиция была в базовом лагере.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

Разочарование

Роберт Скотт не знал о том, что его конкуренты преуспели раньше. 3 января 1912 года он расстался со вспомогательным отрядом и выдвинулся полюсом с Эдвардом Уилсоном, Генри Бауэрсом, Эдгаром Эвансом и Лоуренсом Отсом.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

15 января они разбили «Последний склад», от которого до полюса оставалось 30 миль. А на следующий день нашли остатки лагеря и собачьи следы.

«Тут мы поняли всё. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса», — написал Скотт в дневнике.

17 января они натыкаются на палатку Амундсена и нашли его письмо. Так они поняли, что проиграли. Конечно, измученные британцы были окончательно деморализованы.

«Великий Бог! Это страшное место, а нам и без того ужасно сознавать, что труды наши не увенчались завоеванием первенства. Конечно, прийти сюда тоже что-нибудь да значит, а ветер завтра может стать нашим другом! Теперь — рывок домой и отчаянная борьба за право доставить весть первыми. Не знаю, выдержим ли мы?», — написал Скотт в дневнике.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

2 февраля один из членов отряда, Эдгар Эванс, получает тяжелую травму головы после падения в трещину. О том, что это действительно серьезная травма, его товарищи не догадывались. С каждым днем двигаться ему становилось все тяжелее, и 17 февраля он после потери сознания скончался.

15 февраля умирает Лоуренс Отс, который получил сильнейшее обморожение ног. Он попросил товарищей бросить его на леднике, чтобы остальные спаслись. Но этого не стали делать, тогда он просто выполз из палатки босым. Этому никто не помешал.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

21 марта Скотт и оставшиеся в живых члены экспедиции остановились в 20 км от склада снаряжения и продовольствие. Двигаться дальше мешало и отсутствие сил, и сильнейший буран.

29 марта Роберт Скотт пишет в дневнике в последний раз:

Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких!».

Обвинения

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

12 ноября 1912 года поисковая группа нашла палатку Скотта. Он, вероятнее всего, умер последним: все записи участников похода лежали рядом с ним. Погибших так и оставили в ледяной пустыне. Над ними возвели высокую пирамиду из снега.

В это время Амундсен путешествовал по миру с лекциями и получал различные награды. В феврале 1913 года весть об участи Скотта и его группы дойдет до всего мира.

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

«Я пожертвовал бы славой и всеми деньгами, сумей я таким путём уберечь Скотта от ужасной гибели», — говорил норвежец в интервью.

Раскаяние за открытие, правда, оказалось несколько наигранной. Так, в письме своему брату он высказывался, что судьба Скотта повысила интерес к его докладам, и популярность, казалось бы, ушедшая восвояси, вновь вернулась к нему.

В итоге некоторые даже начали обвинять Амундсена в гибели экспедиции Скотта. В обвинение ему ставили и то, что он написал то самое письмо, окончательно деморализовавшее британцев, и то, что он не оставил необходимых припасов.

Амундсен и его триумф

Смертельная гонка: история освоения Южного полюса

Источник:

До конца своей жизни Амундсен исследовал полярные широты. Он в итоге все же достиг и Северного полюса, а в 20-е годы он стал одним из первых, кто применил дирижабли для исследования Арктики.

Не сказать, чтобы он был обычным человеком. Детей у него так и не было, да и жены – тоже. В 1928 году он отправился на поиски экспедиции Умберто Нобиле, дирижабль которого разбился в Арктике.

18 июня на гидроплане «Латам» всего с несколькими спутниками он вылетел на поиски. А осенью 1928 года нашли поплавок и бензобак этого гидроплана. В итоге последним пристанищем для него стало Баренцево море.

Источник:

Еще крутые истории!

Новости партнёров

реклама

Сложно ответить кратко, кто, когда и как открыл материк Антарктида, — слишком много путешественников, исследователей и капитанов внесли свой вклад в это достижение. От первых теоретических расчетов философов до пересечения континента участниками научной экспедиции прошли столетия. Разговор о первых открывателях Антарктиды можно начать со времен Античности. Тогда появилась теория, что на Южном полюсе, как и на Северном, должен располагаться обширный континент, который не дает Земле перевернуться. В разных трудах его называли по-разному. Широкое распространение получило латинское название Terra Australis, в русской традиции — Неведомая Южная земля.

Антарктида на карте

Антарктида на карте

Ранняя история открытия Антарктиды

Древнегреческий географ и картограф Марин Тирский во II веке н. э. первым ввел в употребление термин Антарктика, назвав так область, противоположную Арктике. В то же время идею гипотетического континента развивали Птолемей и Цицерон. Их теория не была основана на прямых наблюдениях, но получила широкое распространение. Хотя до настоящего открытия материка Антарктида было еще далеко, его изображали на картах и в Средневековье, и в эпоху Возрождения. Предполагалось, что по размерам он намного больше реального континента.

Поскольку точных или даже приблизительных сведений о крайнем юге тогда не было, многие предполагали, что земли Африки простираются до самого Южного полюса, а Индийский океан полностью окружен сушей. Неведомая Южная земля изображена в первом географическом атласе мира современного типа, который картограф Аврам Ортелий издал в 1570 году. Но не стоит думать, что это и есть год открытия материка Антарктида: предполагаемая земля на картах изображалась наугад.

Карта мира из атласа Ортелия, 1570 год

Карта мира из атласа Ортелия, 1570 год

Исследования Генриха Мореплавателя

Серьезные исследования Южного полушария начались лишь в XV веке. Они были вызваны попытками европейцев найти новые торговые маршруты, в особенности морской путь в Индию. До открытия последнего материка пройдет еще много времени, но именно тогда были исследованы обширные территории и люди впервые приблизились к антарктическому холоду.

В рассказе об открытии Антарктиды стоит упомянуть португальского принца Генриха Мореплавателя, который организовал сразу несколько морских экспедиций вдоль африканского побережья. Хотя сам он в них не участвовал, все равно был прозван Мореплавателем, поскольку финансировал эти путешествия и привлекал к ним торговцев и судовладельцев. До его экспедиций европейцы плавали на юг совсем не далеко: всего лишь до берегов современного Марокко. Считалось, что дальше плыть невозможно: любой корабль будет уничтожен морскими чудовищами и испепеляющим солнцем. Снаряженные Генрихом моряки пренебрегли этими страхами и стали заплывать сначала до Сенегала, а потом и гораздо дальше.

Корабли Средиземного моря не подходили для дальних путешествий по океану. Генрих Мореплаватель пригласил в Португалию лучших мастеров-кораблестроителей, и они создали каравеллу с косыми парусами. Это был новый тип судна — вместительный, быстроходный и не зависящий от господствующего направления ветра. При жизни Принца Генриха его соотечественники достигли Сьерра-Леоне и открыли Острова Зеленого мыса. А главное — подготовили почву для дальнейших исследований.

В экспедиции 1487-1488 года португалец Бартоломеу Диаш первым из европейских мореплавателей смог обогнуть Африку с юга и выйти в Индийский океан. Именно он открыл мыс Доброй Надежды — крайнюю юго-западную точку Африки. Так появилась возможность найти морской путь в Азию, и через девять лет в Индию была отправлена успешная экспедиция Васко да Гамы.

Мыс Доброй Надежды

Мыс Доброй Надежды

Исследования XVI-XVII веков

Европейские географы XVI века уже знали, что Африка омывается Индийским и Атлантическим океанами. Но они предполагали, что та самая Неведомая Южная земля может начинаться от архипелага Огненная Земля в Южной Америке и простираться до Новой Гвинеи в Тихом океане. Считалось, что гигантский континент в южной части трех океанов местами мог заходить в тропики. А это означало, что отдельные части материка могут быть густонаселенными и представляющими интерес для торговых компаний. Именно коммерческие расчеты побуждали мореплавателей XVI-XVII веков к географическому открытию и исследованию Антарктиды. В этот период ее еще называли Третьим миром.

Вопрос, кто открыл Антарктиду и в каком году, спорный, но по одной из версий голландец Дирк Герритц Помп был первым европейцем, наблюдавшим гористую местность на широте 64 °. То могли быть Южные Шетландские острова — архипелаг в прибрежных водах Антарктиды. Но свидетельства об этом событии ненадежны и малочисленны. Дирк Герритц Помп прославился путешествиями в Китай и Японию, а к тем исследователям, кто открыл Антарктику, его обычно не причисляют.

В 1615 году голландские мореплаватели Якоб Лемер и Виллем Схаутен исследовали архипелаг Огненная Земля в надежде найти альтернативу Магелланову проливу. 25 декабря они увидели берег и решили, что это северная окраина Неведомой Южной земли. Но этот день не стал датой открытия Антарктиды. На самом деле они обнаружили большой остров Эстадос, который тоже относится к архипелагу. В 1642 году другой голландец Абель Янсзон Тасман исследовал Австралию и доказал, что это отдельный материк, не связанный с южным континентом. Хоть он и не стал тем, кто открыл берега Антарктиды, но после его экспедиции стало ясно, какие территории точно не относятся к этому материку.

Многие мореплаватели XVII века, огибая мыс Горн, сталкивались с суровыми встречными ветрами, которые отгоняли их далеко на юг. Но насколько известно, никто из них не достиг полярного круга, а если подобное и случилось, то путешественники сами не поняли этого. Пример такого блуждания среди льдов — голландская экспедиция Хендрика Браувера, которая в 1643 году была отброшена до 61° южной широты и оказалась среди айсбергов. Именно эта экспедиция доказала, что остров Эстадос не относится к Неведомой Южной земле.

Вид на Магелланов пролив

Вид на Магелланов пролив

Открытие острова Южная Георгия

В рассказе о том, какие путешественники открыли Антарктиду, стоит упомянуть английского купца Энтони де ла Роше. Считается, что в 1675 году он первым открыл землю к югу от антарктической конвергенции. Этим термином называют зону, в которой охлажденные воды Антарктиды, текущие на север, встречаются с теплыми водами Тихого, Атлантического и Индийского океанов и погружаются под них. Эта линия разделяет регионы с разным климатом и биологическим разнообразием. Вдоль нее много районов, богатых рыбой и другими морскими обитателями.

Энтони де ла Роше выполнял коммерческий рейс из Европы в Южную Америку, но у того же мыса Горн сбился с курса. Буря отнесла его корабль далеко от первоначального маршрута, но в конце концов он обнаружил гористую сушу и смог укрыться в одной из бухт. Так он первым посетил субантарктический остров Южная Георгия, а на обратном пути еще один из островов одноименного архипелага.

Остров Южная Георгия

Остров Южная Георгия

После совершенного Энтони де ла Роше случайного открытия, изучение Антарктиды прервалось почти на столетие. Интерес к нему помог вернуть чиновник английской Ост-Индской компании Александр Далримпл. Он разделял представления о том, что на пока еще не обнаруженном южном континенте могут жить миллионы человек, и торговля с ними принесет огромную выгоду. Свои взгляды Далримпл изложил в публикации, где утверждал, что Южный континент может быть больше по размеру, чем территория от Турции до Китая, и влияние в этих землях обеспечит Великобритании могущество и процветание.

Кругосветные путешествия Джеймса Кука

Идеи Далримпла вызвали широкий общественный интерес, и через несколько лет была подготовлена первая кругосветная экспедиция Джеймса Кука. Она состоялась в 1768- 1771 годах. Сначала Кук занимался астрономическими исследованиями на Таити, которые впоследствии помогли рассчитать точное расстояние от Земли до Солнца. Потом он исследовал Новую Зеландию и доказал, что это не часть неизвестного материка, а два острова, разделенных узким проливом.

Но южный континент найден не был, поэтому после возвращения из трехлетнего путешествия Джеймс Кук смог отдохнуть лишь три недели и сразу отправился во вторую кругосветную экспедицию на кораблях «Резолюшн» и «Эдвенчур». 17 января 1773 года на этих кораблях впервые в истории был пересечен Южный полярный круг. Самая южная точка, которую смог достичь Кук, — 71° южной широты, дальше путь преграждали сплошные льды. В 1774 году он пересек Тихий океан от островов Фиджи до Магелланова пролива в Южной Америке держась к югу настолько, насколько позволял лед, а после открыл остров Южная Георгия.

Закат на заливе Матавай (Таити)

Закат на заливе Матавай (Таити)

Джеймс Кук не стал тем, кому принадлежит честь открытия Антарктиды. Но в ходе его экспедиций было доказано, что ни в тропических, ни даже в умеренных широтах обширной суши нет. А загадочный южный континент если и существует, то не представляет интереса для колониальной экспансии из-за сурового климата. Благодаря этим открытиям следующие экспедиции по открытию Антарктиды могли лучше подготовиться к исследованиям за полярным кругом.

Ни XVI, ни даже XVII столетие не стало тем веком, в каком была открыта Антарктида, хотя исследователи подошли к ней уже очень близко. Таинственный южный континент занимал умы общественности и часто становился фантастическим сюжетом в художественной литературе. Иногда идея Terra Australis всплывает и в наше время. Например, в произведениях Терри Пратчетта знаменитый Плоский мир уравновешивается Противовесным континентом, про который почти ничего не известно.

Кто и в какой экспедиции открыл Антарктиду в 1820 году?

После Джеймса Кука английский капитан Уильям Смит весной 1819 года огибал мыс Горн и, пытаясь поймать правильный ветер, ушел слишком далеко на юг. Там он увидел землю, но высаживаться на нее не стал. По всей вероятности, это был остров Ливингстон — второй по величине в архипелаге Южных Шетландских островов.

После возвращения Уильям Смит смог привлечь внимание к этому открытию, поэтому сам совершил повторное плавание через полгода. Считается, что именно тогда были официально открыты Южные Шетландские острова. Уже в 1820 году, исследуя архипелаг, экспедиция под руководством Смита обнаружила и Антарктический полуостров — самую северную часть континента. Но они не стали первыми, потому что русские мореплаватели открыли Антарктиду в том же году, только тремя днями ранее.

Остров Гринвич, Южные Шетландские острова

Остров Гринвич, Южные Шетландские острова

Первая русская экспедиция в Антарктиду

Если и есть точная дата открытия материка Антарктида, — это январь 1820 года, когда Беллинсгаузен и Лазарев обнаружили шельфовый ледник на берегу Принцессы Марты. Сейчас он называется Шельфовым ледником Беллинсгаузена. Тогда же они первыми увидели Антарктический полуостров, хотя и приняли его за ледниковое поле.

Первая русская антарктическая экспедиция состоялась по личной инициативе императора Александра I. Решение было принято быстро, и на снаряжение отводилось мало времени, поэтому полноценный научный отряд собрать не удалось. Но в экспедицию отправился выдающийся ученый-астроном Иван Симонов. В ходе этого кругосветного путешествия он первым из русских астрономов смог наблюдать звезды Южного полушария, а также определил географическое положение Южного магнитного полюса, вел путевой дневник и собрал естественно-научные и этнографические коллекции. Его письма стали первыми известиями, из которых русские и зарубежные читатели узнавали о ходе экспедиции. За все эти заслуги после возвращения Иван Симонов получил потомственное дворянство.

Также в путешествие отправился живописец Павел Михайлов, который сделал множество точных изображений новых островов, флоры и фауны с указанием даты и географических координат. Эти рисунки публиковались в научной и справочной литературе более ста лет.

Руководили экспедицией Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен. В июле 1819 года они покинули Кронштадт на двух кораблях: «Мирный» и «Восток». Второй корабль оказался не вполне подходящим для такого путешествия. Его приходилось часто ремонтировать, и в конце концов из-за плохого состояния «Востока» экспедицию пришлось завершить на месяц раньше запланированного.

  Бухта рая, Антарктика

Бухта рая, Антарктика

Южный полярный круг экспедиция пересекла 15 января, а на следующий день Беллинсгаузен описал в дневнике растянувшиеся от горизонта до горизонта льды. Именно тогда впервые в истории человечества исследователи подошли к шельфовым ледникам Антарктиды, то есть наблюдали покрытую льдом землю этого материка. Таким образом, можно утверждать, что Антарктида — это материк, открытый русскими мореплавателями Лазаревым и Беллинсгаузеном. Также в ходе путешествия было обнаружено три десятка островов, на карту нанесли множество новых объектов.

Споры о том, когда открыли Антарктиду

Русская антарктическая экспедиция длилась 750 дней и второй после плавания Джеймса Кука смогла обойти всю Антарктику. Но результаты этого грандиозного путешествия долгое время оставались почти неизвестными западным ученым. Подробное двухтомное описание с рисунками вышло спустя десятилетие и лишь на русском языке. Его переводом никто не занимался. Только в Германии спустя еще одно десятилетие был опубликован краткий отчёт, но в целом у европейских ученых не было однозначного мнения, кем и когда была открыта Антарктида.

После новых европейских экспедиций интерес к наследию русского путешествия стал угасать, а к XX веку о нем практически забыли. В 1920-е и 1930-е годы на право первооткрывателей претендовали США и Великобритании, а, обстановка в СССР в тот период не способствовала развитию научных и культурных связей. Но постепенно вопрос о том, какой экспедицией была открыта Антарктида, перешел в политическую плоскость.

По инициативе США был составлен список из 8 государств, претендующих на антарктические территории, и СССР в этом списке отсутствовал. Вопрос был поднят на уровне ЦК ВКП(б), и в 1945 году был опубликован подробный перевод материалов экспедиции на английском языке. Редакцией занимался ученый Фрэнк Дебенхэм, директор Института полярных исследований имени Скотта. Он занял объективную позицию и высоко оценил достижения русских исследователей.

В настоящее время наиболее общепринятой считается точка зрения, что Антарктида — это материк, который открыли русские мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен. И все же представители научного сообщества рекомендуют не искать точную дату открытия континента, а воспринимать это достижение как длительный процесс, в который внесли свой вклад многие путешественники.

Михаил Семёнов. Картина «Шлюпы «Восток» и «Мирный» в Антарктиде»

Михаил Семёнов. Картина «Шлюпы «Восток» и «Мирный» в Антарктиде»

После первой русской экспедиции в Антарктиду

В XIX веке берегов Антарктиды достигали многие мореплаватели из разных стран. Вот список документально подтвержденных путешествий:

  • Натаниэль Палмер, охотник на тюленей из США, в ноябре 1820 года достиг Антарктического полуострова и, предположительно, стал третьим человеком, достигшим берегов континента.
  • Джон Дэвис, еще один американский охотник на тюленей, возможно, первым ступил на континент в феврале 1821 года. Высадка в заливе Хьюз Антарктического полуострова длилась менее часа, так как тюленей там не обнаружили.
  • Английский охотник на тюленей Джеймс Уэдделл в 1823 году смог проникнуть в воды моря, сейчас названного его именем. Предыдущие экспедиции не продвинулись так далеко из-за постоянных льдов в этой местности.
  • Австралийская экспедиция в 1840 году обнаружила сушу в восточной части Антарктиды. Сейчас она называется Земля Уилкса — в честь руководителя экспедиции.
  • Британец Джеймс Кларк Росс в четырехлетней экспедиции с 1839 по 1843 год безуспешно пытался достичь южного магнитного полюса. Вместо этого он открыл Шельфовый ледник Росса протяженностью 800 км.

Все эти исследования хоть и дали примерный ответ на вопрос, в каком году и кем был открыт материк Антарктида, но мало смогли рассказать о природе и особенностях континента. До XVIII века включительно мореплаватели в лучшем случае могли приблизиться к антарктическим берегам и окинуть их взглядом, а что скрывается в глубине материка — оставалось тайной. Лишь с появлением более мощной и современной техники стало возможным исследовать континент более тщательно.

  Антарктические горные вершины

Антарктические горные вершины

Героический век антарктических исследований

В период с конца XIX века до 1917 года многие страны направили усилия на интенсивное изучение Антарктики. За сравнительно небольшой промежуток времени было организовано 17 экспедиций из 10 государств. Их и прозвали Героическим веком антарктических исследований. Такое название было дано не просто так: первые исследователи подвергались тяжелейшим испытаниям, и многие из них погибли. Началом этого периода можно назвать Международный географический конгресс, который прошел в 1895 году. Принятая им резолюция призывала ученых всех стран любыми средствами способствовать исследованию Арктики.

Героический век начала бельгийская экспедиция, которой руководил Адриен де Жерлаш. А в 1897 году его корабль «Бельжика» застрял во льдах, и экипаж вынужден был впервые в истории провести зиму в Антарктиде. Жизнь в условиях полярной ночи без подготовки была полна лишений. Люди страдали от цинги, одежду пришлось шить из шерстяных одеял. Керосина для освещения было мало, так приходилось оставаться в темноте. Освободить судно удалось лишь через 13 месяцев, и в итоге несколько человек потеряли рассудок или погибли.

В 1989 году состоялась британская экспедиция на «Южном Кресте». Она тоже включала зимовку, но уже запланированную. В этом путешествии впервые использовали лыжи, нарты и ездовых собак. Участники в течение года непрерывно проводили магнитные и метеорологические измерения.

с 1901 по 1904 год длилась крупная британская экспедиция на под руководством Роберта Скотта. Его команда на санных упряжках достигла самой южной на тот момент точки континента, обнаружила и нанесла на карту многие географические объекты. Помимо прочего, были найдены южные оазисы и окаменелости доисторических растений. Один из членов команды Скотта, Эрнест Шеклтон, в 1907-1909 гг возглавил собственную экспедицию на корабле «Нимрод». Он планировал использовать для передвижения автомобиль и маньчжурских пони, но обе идеи оказались неудачными. И все же участники этого путешествия смогли достичь Южного магнитного полюса, а также первыми поднялись на гору Эребус.

Вид на ледник в Антарктиде

Вид на ледник в Антарктиде

Две масштабные экспедиции в Арктику снарядили французы, обеими руководил Жан-Батист Шарко. Он был так увлечен своей миссией, что даже продал картину Фрагонара из фамильной коллекции, чтобы собрать достаточно денег. Команда исследовала значительные территории, которые теперь носят французские названия: Земля Лубе, остров Шарко и другие.

Главным стремлением исследователей героического века было дойти до Южного полюса. Эта цель была достигнута в ходе двойной экспедиции 1910—1912 годов, в которой приняли участие конкурировавшие друг с другом команды из Норвегии и Великобритании. Первым полюса достиг норвежец Роальд Амундсен, прибывший к берегам Антарктиды на корабле «Фрам». А история английской команды с корабля «Терра Нова» была трагичной. Руководитель Роберт Скотт и четыре его спутника достигли Южного полюса спустя месяц после Амундсена, но на обратном пути из-за буранов и суровых условий полярной зимы они погибли от голода и обморожений.

Открытия и исследования в XX и XXI веке

В 1930-м наступил условный «механический век» в исследовании Антарктиды. Люди стали использовать самолеты и современные средства связи, что помогло снизить риски и достичь самых труднодоступных мест. Вот краткая история открытия Антарктиды в XX веке:

  • Австралиец Хьюберт Уилкинс в 1927 году стал пионером в исследовании материка с самолета.
  • Американец Ричард Берд спустя два года совершил облет Южного полюса, а затем еще неоднократно возглавлял экспедиции по исследованию континента.
  • Американец норвежского происхождения Финн Ронне в 1947–1948 годах совершил масштабную экспедицию на самолетах и собачьих упряжках. Он сделал 14 000 фотографий и отснял 250 000 кв. миль материка.
  • Впервые пересечь Антарктиду через Южный полюс смогла Трансантарктическая экспедиция Содружества в 1955–1958 гг. Команда передвигалась на автомобилях.

Последнее заметное достижение в покорении Антарктики произошло совсем недавно: в 1996-1997 годах. Тогда норвежец Бёрге Оусланд смог в одиночку пересечь Антарктиду, и ушло на это всего 34 дня. Исследователь выбрал необычный, но эффективный способ передвижения: лыжи в сочетании с воздушным змеем. На этом можно завершить историю о том, как открывали Антарктиду. Но нет сомнений, что самый южный континент таит еще много интересного, и ученые будут возвращаться сюда снова и снова.

О том, что где-то на самом Крайнем Юге Южного полушария есть земля, люди начали догадываться ещё в незапамятные времена, хотя ни о каких плаваниях в южные высокие широты не могло быть и речи. Однако уже в 1501 г. знаменитый Америго Веспуччи, именем которого названы обе Америки, побывал в пятидесятых широтах Южной Атлантики. Почти через три столетия прославленный английский мореплаватель Джеймс Кук приступил к планомерным поискам Terra Australia Incognita — Неведомой Южной Земли. Во время своего второго кругосветного плавания в 1772—1775 гг., он трижды пересёк Южный полярный круг, достигнув 72-й параллели. Материка Антарктиды он так и не увидел, но с плавучими льдами и могучими антарктическими айсбергами успел свести близкое знакомство. 

В январе 1820 г. моряки Первой Русской Антарктической экспедиции на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» под начальством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева увидели, как им показалось, очертания неизвестной суши, но подойти к ней ближе не смогли. Это сделал спустя 20 лет англичанин Джеймс Кларк Росс. Его экспедиция на прочных деревянных парусниках «Эребус» и «Террор» достигла 78-й параллели и открыла сплошную береговую полосу наконец-то обретённого человечеством шестого континента Земли. На первую достоверную карту Антарктиды были положены и Земля Уилкса, и Земля Виктории, и гигантский ледяной Барьер Росса, и два высоких вулкана среди снегов и льдов, получивших названия в честь экспедиционных судов. 

Джеймс Кларк Росс

Джеймс Кларк Росс

В 1895 г. на антарктический берег впервые ступил ногой человек — австралиец норвежского происхождения Генрих Иоганн Булль. Три года спустя другой норвежский участник его экспедиции, Карстен Борхгревинк, остался здесь на первую в истории материка зимовку. Но к этому моменту в антарктические воды уже устремились и китобои, и исследователи многих европейских стран. Англичане, бельгийцы, шведы, немцы, французы штурмуют новонайденный континент с не меньшим азартом, чем примерно в те же годы высокоширотную Арктику — Норденшельд и Нансен, русские полярные мореплаватели и американские фанатики Северного полюса. И очень быстро встаёт вопрос: кто первым достигнет другого полюса — Южного. 

В отличие от Арктики здесь, в Антарктиде, ответ на этот вопрос прозвучал почти мгновенно: уже в декабре 1911 г. в заветной точке Южного полюса взвился национальный флаг Норвегии. 

Руал Амундсен водружают флаг своей страны на Южном полюсе

Руал Амундсен водружают флаг своей страны на Южном полюсе

Вот какие случаются парадоксы: Южного полюса человек достиг через считанные годы после своего появления в Антарктиде, тогда как знаменитые «гонки» в Арктике продолжались едва ли не сто лет подряд! Но первым документально подтверждённым «полюсным» событием на Севере стал полёт дирижабля «Норге» в 1926 г. Почти вся история рекордных достижений в Центральной Арктике в 20—30-е гг. связана с самолётами и дирижаблями. В Антарктиде же именно люди на лыжах, сопровождаемые собачьими нартами и запряжёнными в сани лошадками, «покорили» полюс безоговорочно, раз и навсегда, а самолёт, пилотируемый уже известным нам американским полярником Ричардом Бэрдом, впервые пролетел над Южным полюсом только в ноябре 1929 г. 

О Южном полюсе мечтали многие. Среди них — французский мореплаватель Жан-Батист Шарко, известный исследователь Арктики и Антарктики (он и погиб в 1936 г. во время очередной экспедиции в Гренландию). Мечтал о полюсном триумфе в Антарктиде и Нансен, намеревавшийся направиться в южные полярные моря на своём любимом «Фраме». В 1909 г. англичанин Эрнст Шеклтон с товарищами проник в самое сердце материка и вынужден был повернуть к побережью всего в ста милях от полюса из-за острой нехватки продуктов. А в октябре 1911 г., морозной антарктической весной, к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции, норвежская и британская. Одной руководил Руаль Амундсен (он уже зимовал на судне в антарктических водах в конце XIX в. и успел прославиться в Арктике, преодолев на крошечном судёнышке «Йоа» лабиринт Канадского архипелага в 1903— 1906 гг.), второй — капитан I ранга, кавалер ордена Виктории Роберт Фолкон Скотт.

Скотт был морским офицером, успевшим на своём веку покомандовать и крейсерами, и линкорами. В самом начале XX в. он провёл два года на антарктическом берегу, руководя исследовательской зимовкой. Возглавляемый им небольшой отряд сделал тогда попытку проникнуть в глубь континента, и за три месяца Скотт продвинулся почти на тысячу миль по направлению к полюсу. Едва возвратившись на родину, он начал готовиться к следующей экспедиции, и хотя отнюдь не был фанатиком полюса, страстное желание достичь этой точки быстро завладело его мыслями и сердцами его товарищей. Но когда их судно «Терра Нова» было уже на пути к Антарктиде, англичане узнали, что туда же на всех парах идёт «Фрам» с экспедицией Амундсена на борту и цель норвежцев — всё тот же единственный и неделимый Южный полюс! 

(К слову сказать, в событиях тех дней принимали участие представители России. На «Фраме» вёл исследования молодой талантливый океанограф Александр Кучин, среди зимовщиков-англичан были каюр Дмитрий Гирёв и конюх Антон Омельченко. Все трое, однако, не участвовали в рекордных походах.)

Поначалу Амундсен вовсе не собирался в Южное полушарие. Он одолжил у Нансена «Фрам» с тем, чтобы повторить его предыдущий дрейф и непременно достичь на лыжах Северного полюса. Но тут поступили сообщения о том, что американцы Кук и Пири уже сделали это. Норвежец, желавший поддержать свой полярный престиж, мгновенно переменил планы и повернул «Фрам» в Южное полушарие. Таким образом, он бросил Скотту открытый вызов, и дальнейшее состязание шло уже под девизом: «Кто кого?»

Англичане выбрали в качестве основного транспортного средства низкорослых и выносливых маньчжурских лошадок, хотя имелись у них и собаки, и даже моторные сани — новинка для того времени. 

мотосани

мотосани

маньчжурские лошадки

маньчжурские лошадки

До Южного полюса было 800 миль пути по страшным, разбитым бездонными трещинами ледникам, на этом маршруте (плюс столько же — обратно, к побережью!) их ждали сорокаградусные морозы даже в разгар антарктического лета, свирепая пурга с полной потерей видимости, всевозможные лишения, травмы, обморожения, гибель всех лошадей, поломка мотонарт… Когда до цели оставалось 150 миль, повернули назад последние участники группы сопровождения, и пятеро англичан, впрягшись в тяжеленые нарты с поклажей, вышли на финишную кривую, петлявшую среди трещин и ледяного хаоса антарктического высокогорья. 

Норвежцы сделали основную ставку на собак — 52 отборные лайки тянули четверо нарт со снаряжением. Когда животные выбивались из сил, их скармливали более выносливым сородичам (люди тоже не отказывались от обеда из своих недавних четвероногих друзей…). Амундсен исключительно умело выбрал место зимовки и будущего старта — на целых сто миль ближе к полюсу, чем у Скотта. На своём пути, который проходил под углом к маршруту британцев, люди Амундсена не встретили ни страшных холодов, ни убийственных затяжных метелей. Норвежский отрядик осуществил поход туда и обратно в более сжатые сроки, не выйдя из пределов антарктического лета, и здесь можно лишь снова и снова воздать должное организатору экспедиции, его таланту искусного штурмана и вперёдсмотрящего. 17 января 1912 г. Роберт Скотт и его товарищи пришли в математическую точку Южного полюса.

Роберт Скотт

Роберт Скотт

Здесь они увидели остатки чужого лагеря, следы нарт, собачьих лап и палатку с флагом — ровно за месяц до них полюса достиг соперник. С присущим ему блеском, без единой жертвы, без тяжких травм, едва ли не до минуты выдержав составленный им же график маршрута (и, что выглядит совершенно фантастическим, с такой же точностью предугадав сроки возвращения на береговую базу), Амундсен продемонстрировал очередное и далеко не последнее своё достижение. В дневнике Скотта появилась душераздирающая запись: «Норвежцы нас опередили. Ужасное разочарование, и мне больно за моих верных товарищей. Никто из нас вследствие полученного удара не мог заснуть»…

Команда Роберта Скотта

Команда Роберта Скотта

Отряд англичан двинулся в обратный путь, от одного промежуточного склада с продуктами и топливом до другого. Люди быстро теряли силы. Неожиданно умер самый молодой и крепкий из них Эдгар Эванс. Капитан драгунского полка Лоуренс Отс отморозил руки и ноги и, понимая, что стал обузой для других, на одной из ночёвок покинул палатку, добровольно уйдя на смерть… Трое оставшихся в живых надолго застряли в пути из-за жестоких метелей. До ближайшего вспомогательного склада, где их ждали пища и тепло, было 11 миль, всего 11 из тех 1600, которые они почти полностью прошли в оба конца! Но их навеки остановила нескончаемая мартовская пурга. Тела лейтенанта Генри Бауэрса, доктора Эдварда Уилсона и Роберта Скотта семь с лишним месяцев спустя обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа.

Могила Роберта Скотта и его товарищей

Могила Роберта Скотта и его товарищей

Рядом с телом Скотта лежала сумка с дневниками и прощальными письмами. Тут же были и 35 фунтов геологических образцов, собранных во время маршрута на скалах, обрамляющих антарктические ледники. Англичане продолжали тащить эти камни до последнего дыхания, когда смерть уже глядела им в глаза! 

В своих последних дневниковых записях и письмах Роберт Скотт тщательно разобрал причины постигшей их катастрофы. Он дал наивысшую нравственную оценку каждому из своих спутников. Об одном из них сказано: «Он умер, как жил, — храбрым, истинным мужчиной и самым стойким из друзей. И ни единого слова упрёка мне за то, что я заварил всю эту кашу». О другом: «Чем труднее нам становилось, тем ярче нам светил его неукротимый дух, и таким он оставался до конца — бодрым, полным надежд и непоколебимым». Последней строкой в дневнике стала фраза, облетевшая впоследствии весь мир: «Ради Бога, не оставьте наших близких»… 

Жене и друзьям капитан Скотт пишет так: «Мы были у полюса и умрём как джентльмены. Жалею только оставляемых нами женщин»; «Мы могли бы справиться, если бы бросили заболевших»; «Если бы мы остались в живых, то какую бы я поведал повесть о твёрдости, выносливости и отваге своих товарищей! Мои неровные строки и наши мёртвые тела должны поведать эту повесть». Признаваясь жене, что никаких шансов на спасение нет, Роберт Скотт просил её заинтересовать их сынишку естественной историей, чтобы он мог в будущем продолжить его дело путешественника-натуралиста. Скончавшийся в 90-х гг. доктор Питер Скотт (которому не было и года, когда его отец отправился в экспедицию, из которой так и не вернулся) стал выдающимся биологом и экологом, одним из руководителей Международного союза охраны природы и природных ресурсов. 

Жена Кейтлин и сын Питер Роберта Скотта

Жена Кейтлин и сын Питер Роберта Скотта

Едва весть о гибели пятерых англичан дошла до остального мира, история состязания двух экспедиций получила громкий резонанс. Многие не только в Великобритании, но и в Норвегии, на родине Амундсена, задумались над моральной стороной его поступка. Несомненно, появление конкурента, дотоле скрывавшего свои истинные замыслы, его победа, обернувшаяся для Скотта поражением, не могли не сказаться на настроении несчастных англичан. Получив на полюсе страшной силы удар, они уже не могли не думать о том, как глянут в глаза друзьям, которые много месяцев подряд, страдая от недоедания, холода, полярной тьмы, проваливаясь в ледниковые трещины, теряя дорогу в пургу, не жалея себя, готовили их так и не состоявшийся успех… 

Тела троих англичан погребены участниками поисковой партии в вечных снегах Антарктиды. Тела Эванса и Отса, несмотря на все усилия товарищей, так и не найдены. А на побережье материка рядом с базой британской экспедиции, на вершине высокого холма, обращённого к величественному ледяному Барьеру Росса, поднялся трёхметровый крест, сделанный из австралийского эвкалипта.

На нём — надгробная надпись в память о пятерых погибших. И — заключительные слова стихотворения классика британской поэзии XIX в. Альфреда Теннисона «Улисс»: «То strive, to seek, to find and not to yield!» (что в переводе с английского означает: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»). Много позже, с выходом в свет романа Вениамина Каверина «Два капитана», именно эти слова стали жизненным девизом миллионов наших читателей, громким призывом для советских полярников разных поколений.

Простил ли себе Амундсен то, что случилось обжигающе-холодным летом 1911—1912 гг. в Антарктиде? Наверное, всё же не простил. Иначе не стал бы в последующие годы оправдываться перед мировым общественным мнением — ведь он был горд и самолюбив. 

Если бы простил — кто знает, полетел бы он на верную смерть арктическим летом 1928 г.? Тогда, перед самым отлётом «Латама», Амундсен покончил со всеми земными делами. Распродал вещи, расплатился (чуть ли не впервые в жизни!) с кредиторами и отправился спасать недруга. Через 1 ч 40 мин после старта самолёта связь с ним оборвалась — он погиб где-то в Баренцевом море. Несколько месяцев спустя волны прибили к северному побережью Норвегии один из поплавков «Латама». Поэт Константин Симонов, посвятивший памяти Амундсена стихотворение «Старик», закончил его такой строфой: 

Рыбачий бот, уйдя на промысла, Нашёл кусок его бессмертной славы — Обломок обгоревшею крыла. 

Если бы Амундсен простил себя — не написал бы он, узнав о гибели Скотта и его спутников, поразительные по откровенности и силе слова: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии. Она преследует меня!»

Амундсен и Скотт, Скотт и Амундсен… Сегодня в той самой точке, которая принесла великую победу одному и смертельное поражение другому, ведёт научные исследования антарктическая станция «Амундсен — Скотт». Южный полюс и мудрая географическая карта навеки соединили былых соперников, ушедших в бессмертие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Goldstar руководство по эксплуатации
  • Руководство ниц строительство официальный сайт
  • Пентоксифиллин капли инструкция по применению цена
  • Секразол сироп для детей инструкция по применению
  • Руководство по оформлению трудовой книжки