Зачем нужно руководство в компании

Бизнес-процессы организации иногда требуют создания руководящих документов, отличных от классических положений, регламентов, инструкций, правил или методических указаний.  Директор, доведенный до бешенства хаосом в организации или отделе, может поручить вам составить документ с подробнейшим описанием порядка выполнения всех ключевых действий. В статье объясним, что такое руководство, в каких случаях его нужно создать и как именно это сделать.

Виды руководящих документов 

При описании тех или иных процессов, действий и взаимодействий подразделений и работников, которые занимают определенные должности и исполняют ряд трудовых функций и обязанностей, часто используют такие виды руководящих документов, как положения, регламенты, инструкции, правила, методические указания. У каждого из перечисленных документов есть свое назначение (Таблица 1).

Виды некоторых руководящих документов и их назначение

Что такое руководство и зачем оно нужно? 

Кажется, что для нужд предприятия, документов, перечисленных в Таблице 1, достаточно. Но иногда требуется создать иной руководящий документ – руководство. Рассмотрим на конкретном примере, когда он может понадобиться.

Опишу ситуацию, которая однажды сложилась в нашей организации. Работники складов, имея на вооружении инструкции и правила, в которых описаны различные рабочие процессы (приемка товара по качеству и количеству, выдача товара покупателю, набор товара для отправки в региональные склады, работа с некондиционным товаром, работа с неликвидами, работа с вилочными погрузчиками и т.д.), часто ходили в грязной и рваной спецодежде (сменные комплекты чистой и целой одежды всегда есть) либо вообще не носили спецодежду, заменяя ее чем придется из домашнего гардероба, забывали своевременно освобождать помещение склада от использованной тары и упаковочных материалов, несколько раз забывали запирать склад на ночь.

Да, в организации действовали приказы, предписывающие носить на рабочих местах только выданную спецодежду установленного образца, менять ее еженедельно, а также правила сдачи и снятия помещения «на охрану». Но возникла надобность в едином документе, который объединил бы все уже расписанные действия сотрудников в единое целое буквально по шажочку. Что сделать вначале: отпереть дверь ключом или снять помещение с охранной сигнализации? Переодеть штаны или включить на складе свет? Как часто выбрасывать мятую упаковочную бумагу – после вскрытия каждой упаковки или после вскрытия десяти упаковок? Что делать, если покупатель, получающий товар, упал в обморок?

Думаю, понятно, что многие из заявленных «непоняток» были очень похожи на простой саботаж, которым иногда не брезгуют работники. Дескать, а где написано, что я должен сначала выдать товар покупателю, а уж потом подметать пол на складе? Я хочу сначала подмести, у меня и в инструкции написано: «удалить из помещения склада использованные упаковочные материалы и тару», и пусть весь мир подождет! Или что я должен сделать вначале: выключить освещение в помещении склада или пойти переодеваться?

И так может продолжаться бесконечно. Важно, что вопросы и надуманные нестыковки различных действий доводятся до абсурда и мешают производственному процессу.

После некоторого размышления в нашей организации было принято решение создать руководящий документ, который устранил бы все «непонятки», связал бы различные процессы, расставил бы акценты и приоритеты при выполнении различных действий. Кроме того, была поставлена задача написать этот документ как можно подробнее, что в устах доведенного до бешенства руководства звучало «как для дураков». Содержание и назначение документа не подпадало ни под одно определение руководящих документов, поэтому я назвала его «Руководство», так как формат руководства пользователя, прилагаемого, например, к приобретаемой бытовой технике, наиболее точно подходил к задаче.

Структура руководства для работников подразделения 

Руководство для работников подразделения – это документ, описывающий работу подразделения в целом, который устанавливает и регулирует общий порядок работы по всем направлениям деятельности и включает в себя основные алгоритмы действий работников на протяжении рабочей смены, расставляет приоритеты выполнения различных процессов.

Структура руководства не регламентирована, но в целом имеет много общего со структурой других руководящих документов – положения, регламента (Схема 1).

Структура руководства

Раздел «Общие положения» 

Обычно в разделе «Общие положения» любого документа указываются:

1. Назначение (цель) документа.

2. Область применения.

3. Нормативные ссылки (или нормативные документы).

4. Связанные документы, локальные нормативные акты.

5. Глоссарий (термины и сокращения).

6. Порядок утверждения руководства, внесения в него изменений и его отмены.

Назначение (цель) документа 

В написании этой части применяется стандартная фраза для всех руководящих документов подобного вида, например:

1.1. Настоящее руководство устанавливает и регулирует общий порядок работы персонала склада.

Также можно использовать такую формулировку:

1.1. Цель настоящего руководства – установление и регулирование общего порядка работы склада.

Область применения 

В этом абзаце следует указать наименования и коды подразделений (если они есть), которых касается это руководство. Поскольку мы пишем документ для работников одного конкретного подразделения, то эту часть можно опустить. Но если руководство затрагивает и другие подразделения, то следует указать, какие именно. Например, так:

1.2. Область применения документа:

– складское хозяйство;

– транспортный отдел.

Нормативные ссылки (или нормативные документы) 

Здесь необходимо указать нормативные документы, которые использовались при разработке этого руководства, а именно: действующие государственные, отраслевые стандарты, кодексы Российской Федерации, методические рекомендации по внедрению государственных стандартов, действующие приказы и постановления государственных органов и т.д.

Например, для создания руководства для работников склада эта часть может выглядеть следующим образом:

1.3. Нормативные документы:

1. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6).

2. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2021.

Позиция руководителя сейчас важна как никогда. Удаленка, постоянная трансформация процессов и текучка кадров — со всем этим нужно разобраться, чтобы удержать бизнес на плаву. Какие для этого понадобятся качества, рассказал Иван Бабич, коммерческий директор «СберМаркета».

Содержание:

  • Кто такой хороший руководитель
  • Отличительные качества хорошего руководителя
  • Отрицательные качества
  • Идеальных не бывает, но стремиться нужно

 руководитель 

Фото: fizkes / Shutterstock

Кто такой хороший руководитель 

Тут есть две стороны. Первая — бизнес все оценивает сухо, без эмоций и только цифрами. Для компании руководитель хорош, если приносит большую выручку, бережет ресурсы и эффективно работает. То есть чем больше денег и меньше расходов, тем лучше.

С точки зрения команды важна эмоция: нужно заботиться о сотрудниках, вдохновлять, хвалиться их успехами и иметь смелость взять неудачи на себя. Так лидер может мотивировать остальных работать не просто за зарплату, а ради идеи или высокой цели, которую он подсвечивает. Если коллектив чувствует, что ценности компании и корпоративная культура резонируют с ним — это может стать отличным подспорьем.

Идеально, если интересы бизнеса и команды сходятся. В таком случае вам нужно найти синтез: как увеличить доход и производительность компании, при этом не навредив сотрудникам.

Отличительные качества хорошего руководителя

Для начала выделим два важнейших:

  1. Самоопределение. Очень важно четко понимать свое место и развиваться как личность. Так как начальник ведет за собой всех сотрудников, он должен ясно видеть эту дорогу. Ставьте перед собой цели, стремитесь к «заоблачным» цифрам, делайте сложные проекты. Заражайте амбициозностью остальных — тогда и сотрудники будут гореть вместе с вами. 
  2. Фокус на команде. После того как начальник разобрался в себе, нужно помочь развиться остальным: поддерживать, делегировать задачи, налаживать связи. Нанимайте лучших специалистов и показывайте это команде. Нас в «СберМаркете» это всех очень вдохновляет/

Строгость

Вечный вопрос, нужно ли начальнику быть строгим. Тут у каждого индивидуальное решение. Я считаю, что нужно установить для сотрудников прозрачные KPI, следить за ними и погружаться в работу. Если понимаем, что результаты нас не устраивают, можно прийти с критикой. 

Однако важно дать человеку понять: это не персонально он плохой, а в его процессах какой-то недочет. Упаковывайте фидбэк так, чтобы сотрудник с большей вероятностью пришел к правильным выводам. Не стоит подавать критику эмоционально — это не лучший инструмент. 

Также лучше ограничиться устным обсуждением, вводить штрафы не стоит, они лишь демотивируют работника. Критика в компании — это нормально (но в меру). Без нее доброму боссу команда может сесть на шею.

Ответственность

Пожалуй, главная сложность руководящих позиций в том, что на босса падает ворох ответственности: за моральное и физическое состояние сотрудников, за результаты команды, за финансовые показатели компании и прочее. Нужно быть устойчивым, чтобы спокойно принимать решения и учитывать риски.

Однажды это напряжение может выбить вас из колеи и привести к выгоранию. И с этим нужно уметь работать. Либо не доводить себя до такого состояния, предотвращать его, либо, если оно наступило, быстро выходить из него.

Владение тонкостями рабочего процесса

Всегда будьте с командой в потоке задач, наблюдайте за всеми позициями: от менеджеров до разработчиков. Вы должны быть мастером на все руки, чтобы понимать проблемы каждого, оценивать продуктивность и помогать улучшать процессы.

 руководитель за столом

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Эффективные организаторские качества

От того, насколько точно начальник распределит задачи в команде, зависит успех всей компании. Поэтому управляйте правильно:

  • говорите максимально ясно. Подробно и детально рассказывайте команде о задачах, спрашивайте у них не «Вы все поняли?», а «Понятно ли я объяснил наши цели?»;
  • ставьте четкие сроки и требования;
  • контролируйте и рефлексируйте. Пока наблюдаете за работой, обдумывайте, какие процессы вы можете ускорить, упростить и где сэкономить;
  • делитесь фидбэком. После проверки работы не забывайте говорить свое мнение: от похвалы сотруднику будет приятно, а развивающая обратная связь поможет не повторять ошибок;
  • умейте держать паузу. Сохраняйте спокойствие в любой ситуации, даже в самой критичной: относитесь к этому не с пофигизмом, а рационально. Остудите голову, чтобы взвесить все за и против и принять здравое решение;
  • действуйте с «позиции силы». Этот пункт вытекает из предыдущего: все взвешенные и уверенные решения — «сильные», потому что это ваш строгий выбор. К примеру, реакция вроде «Что же я мог сделать?» — слабая и звучит как оправдание. Не надо так;
  • научитесь ассертивному поведению. Если почитать о термине «ассертивность», кажется, оно описывает идеального начальника, какого-то сверхчеловека: он отбрасывает эмоции, умеет расставлять личные границы, прислушивается к аргументам и не бесится, когда его требования не выполняют. К этому нужно стремиться и вам.

Создание благоприятного климата в коллективе

В этом году негативные настроения в компаниях достигли предела. Множество сотрудников выгорело из-за удаленки, постоянной перестройки процессов и неопределенности будущего. Американская психологическая ассоциация выяснила, что два из пяти американцев собираются уволиться в следующем году. Для бизнеса это критично.

Руководители по всему миру пытаются придумать, как сохранить людей. Вот несколько примеров:

  1. В Индии финтех-стартап Slice перешел на трехдневную рабочую неделю, чтобы у сотрудников было время на личные дела и хобби.
  2. Британские фирмы пытаются заманить сотрудников обратно в офис с помощью подарков, бесплатного пива и попкорна.

Как сохранить теплые настроения в компании? Вот небольшая инструкция на примере b2b-направления «СберМаркета»:

  1. Регулярные ежедневные планерки.
  2. Вече (как компанейское, так и b2b-направления), на котором мы открыто делимся своими результатами, победами и поражениями. Это создает открытость в коллективе и очень хорошо работает.
  3. Приглашаем раз в месяц специального гостя, который делится своим опытом, рассказывает про свой профессиональный путь, сложности, с которыми сталкивался, и как преодолевал. Команду это вдохновляет и мотивирует. Обычно эти гости — руководители высшего звена в компании. Ребята понимают, с кем работают, какими качествами обладают ключевые лидеры компании и так далее.
  4. Общие встречи с участием клиентов и менеджеров, на которых мы делимся с клиентами, что произошло в продукте и не только. Клиент задает открытые вопросы, мы на них отвечаем и собираем бэклоги. Команда видит, что мы идем от клиента и делаем свою работу в первую очередь для него. Это тоже вдохновляет и мотивирует сотрудников, они понимают, что клиент находится во главе стола.
  5. Конечно же, наша команда счастья, список инициатив которой бесконечен: от тематических тимбилдингов до индивидуальных презентов коллегам.
  6. Конкурсы, которые позволяют сделать работу команды более динамичной живой и так далее.

 сотрудники

Фото: GaudiLab / Shutterstock


Читайте также:
Инструменты руководителя: как правильно работать с сотрудниками

Девять признаков ужасного руководителя

4 главных навыка хорошего руководителя


Отрицательные качества

А вот признаки плохого руководителя:

  • строгий и агрессивный. Токсичный босс думает, что может унижать своих подчиненных, так как якобы «выше» в компании. На деле это наивное видение и недостойное лидера. Хороший руководитель не позволяет эмоциям возобладать над разумом и общается с сотрудниками на равных;
  • контролирует вообще все. Следить за работой важно, но не надо ходить за каждым сотрудником по пятам и проверять любую мелочь. Во-первых, это неэффективно для самого руководителя, во-вторых, это будет всех только раздражать. Займитесь чем-то более глобальным;
  • нерешительный. Некоторые руководители до последнего боятся взять на себя ответственность и четко принять решение. Проанализируйте ситуацию и не бойтесь потерпеть неудачу, смело пробуйте что-то новое;
  • упрямый. Здорово, когда человек гибкий и может прислушаться ко мнению других, критически отнестись и к своему решению. Если босс упрямо стоит на своем, хотя вся команда уверяет в обратном, значит, работать с ним будет непросто.

Идеальных не бывает, но стремиться нужно

Главное для руководителя — найти баланс между эффективностью и человечностью, особенно в наше непростое время. Боссу в текущих реалиях нужно стать для команды сдерживающим ядром: он должен прислушиваться к каждому, ставить четкие задачи, рисковать и сохранять хладнокровие. Тогда это ядро притянет к себе добрых и продуктивных людей.

Только держитесь, это непростой путь. Об этом писал еще Джон Максвелл в книге «21 неопровержимый закон лидерства»: «Лидерство не приходит внезапно, за один день. Оно требует настойчивости. И здесь абсолютно невозможно игнорировать закон процесса. Лидерские качества не вырабатываются за день. Для этого требуется целая жизнь».

Фото на обложке: SFIO CRACHO / Shutterstock

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

LIKBEZ_ликбез для начинающего руководителя.DOC

Скачиваний:

8

Добавлен:

22.02.2015

Размер:

73.73 Кб

Скачать

Как
ни странно, но большинство руководителей
среднего звена в рекламных агентствах
нельзя назвать руководителями в полном
смысле этого слова. Я говорю о креативном
директоре, руководителе отдела маркетинга,
руководителе PR-отдела
и т.д. Они просто являются старшими
специалистами. Они занимаются решением
узких профессиональных вопросов, при
этом на них дополнительно возлагаются
еще некоторые административные функции:
составление отчетов о работе отдела,
составление финансового плана,
контрольно-ревизионные функции
(редактирование и проверка всего, что
выполняет отдел). Но это не руководство.
Мне видится, что предназначение
руководителя среднего звена заключается
именно в руководстве людьми. Если кроме
этого у него остается время поработать
в роли узкого специалиста – замечательно.
Если же нет, это не его задача.

Ниже
я перечисляю функции, которые, по моему
мнению, должен выполнять настоящий
руководитель.

  1. Ставьте
    подчиненным интересные задачи
    .
    Если задача не выглядит интересной, то
    подумайте о том, как сделать ее интересной.
    Дело в том, что ваши подчиненные – это
    не рабы. Это ваши дети. Если их к чему-то
    заставлять и принуждать, то они либо
    будут «капризничать» (будут затягивать
    сроки, озлобятся, будут спорить с вами),
    либо выполнят это «для галочки». На
    самом деле большая часть работы
    выполняется «для галочки», просто
    руководитель это часто не замечает.
    Когда подчиненные начинают «капризничать»,
    это шанс для руководителя. Это сигнал
    к тому, что есть возможность сделать
    задание более интересным, а значит
    получить на выходе качество работы
    «выше среднего».

Один из способов
(самый простой) сделать задачу интересной
для подчиненного – рассказать о проблеме,
рассказать о первопричине, так чтобы
он понимал свою роль и значимость своей
работы в контексте происходящего.
Согласитесь, когда вы видите весь
процесс, а не только одну его часть, то
работать гораздо интереснее. Например,
постановка задачи для маркетолога –
ты не просто звонишь по фирмам из списка
и задаешь вопросы, ты собираешь информацию,
которая поможет руководителю принять
решение. Высший пилотаж руководства –
это когда вы начинаете рассказывать
подчиненному о проблеме, которая вас
беспокоит и которую вы не знаете, как
решить. В процессе обсуждения подчиненный
сам предлагает способ решения проблемы.
То есть вы не навязали свое решение, а
натолкнули на него подчиненного.
Благодаря этому он подойдет к выполнению
задачи с большим интересом и
ответственностью.

  1. Расставляйте
    приоритеты.

    Очень часто у сотрудника в
    работе находится несколько задач
    одновременно. В такой ситуации
    руководитель обязан вмешаться и
    расставить задачи в порядке приоритета.
    При этом каждая задача должна иметь
    четкие сроки выполнения. Нельзя просто
    сказать «Сделай, пожалуйста, вот эту
    работу». Подчиненный может понять это
    по-разному:

  • «Отложи в сторону
    все свои дела и выполни то, что я сказал».

  • «Как только
    закончишь текущую работу, сделай вот
    эту работу».

  • «Сделай мне
    одолжение, если тебе не трудно? Если
    тебе трудно, то я сделаю сам».

  • «Сделай это, если
    будет свободное время».

  • «Это нужно сделать
    до конца месяца».

  • и еще 28 оттенков
    смысла.

Формулируя задачу
подчиненному, представьте, что вы
заполняете бриф: описываете текущую
ситуацию, формулируйте цели и задачи,
договариваетесь по сроку выполнения и
форме предоставления работы.

  1. Ставьте
    подчиненным оценки
    .
    Помните, как в школе вы старались ради
    пятерки? Как потом вы обретали веру с
    собственные силы и желание получить
    еще одну пятерку? А страх получить
    двойку мотивировал на то, чтобы выучить
    домашнее задание. Подчиненным тоже
    нужны оценки, но не в виде пятибалльной
    шкалы, а в виде одобрения или неодобрения.
    Это своего рода обратная связь. Оценки
    руководителя направляют подчиненных
    и стимулируют их, причем иногда даже
    сильнее, чем денежная премия или штраф.
    Не забывайте говорить подчиненным
    иногда «отличная работа» или «что-то
    ты сегодня расслабился».

  2. Показывайте
    личный пример
    .
    Организационная культура формируется
    «сверху». Вы замечали, что в некоторых
    компаниях сотрудники ходят в пиджаках
    и галстуках, а в некоторых – в кроссовках
    и джинсах? Все зависит от стиля одежды
    руководителя. Вы замечали, что в некоторых
    компаниях считается нормальным
    употреблять мат, а в некоторых сотрудники
    называют друг друга на «вы» по имени
    отчеству? Все опять же зависит от
    поведения руководителя. Сложно приучить
    подчиненных не опаздывать, если
    руководитель сам опаздывает. Сложно
    приучить подчиненных убирать за собой
    чашки после чаепития, если сам руководитель
    этого не делает. Сложно вызвать у
    подчиненных гордость за компанию, если
    руководитель постоянно повторяет
    что-то вроде «как меня достало это
    болото».

  3. Стимулируйте
    развитие каждого
    .
    Мир не стоит на месте. Конкуренты не
    дремлют. Они совершенствуются сами,
    совершенствуют свои товары и услуги,
    совершенствуют сервис и систему продаж.
    Те компании, которые не развиваются,
    рано или поздно вытесняются с рынка
    другими, более современными компаниями,
    использующими более прогрессивные
    технологии. Вспомните фразу из «Алисы
    в стране чудес»: «Чтобы
    остаться на месте, нужно быстро бежать.
    А чтобы продвинуться вперед, нужно
    бежать в два раза быстрее
    ».
    Например, обсудите с подчиненными, на
    какие периодические издания можно было
    бы подписаться, предложите им компенсацию
    расходов на покупку профессиональной
    литературы, организуйте собственную
    библиотеку, установите премию за
    инновационный подход к решению задачи,
    за разработку оригинальной методики,
    предоставьте бесплатный интернет для
    обучения. Это как минимум. Как максимум,
    поощряйте их на научную работу, на
    публикацию собственных статей, на
    чтение лекций. И не забывайте выделять
    в бюджете статью расходов на обучение
    сотрудников: тренинги, семинары,
    стажировки.

  4. Формируйте
    команду
    .
    Сотни раз доказано: коллектив с развитым
    чувством командной сплоченности
    справляется с задачами быстрее и
    эффективнее, чем коллектив, где таких
    отношений нет. Команда быстрее найдет
    общий язык, не будет тратить время на
    выяснение отношений и междоусобную
    борьбу. Поэтому устраивайте корпоративные
    тусовки или посиделки. Организуйте
    коллектив на боулинг или пейнтбол,
    прыжки с парашютом или катания на
    роликах, вместе пейте пиво в пятницу
    вечером или выезжайте на шашлыки. Либо
    просто проведите тренинг по формированию
    командной сплоченности. И не пытайтесь
    сократить время чаепитий и перекуров.
    Поделиться семейными новостями или
    обсудить внешнеэкономическую позицию
    России – все это очень важно для
    формирования команды или для поддержания
    командного духа.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Если поставить баранов во главе львов, то львы баранеют,

а наоборот — то даже баран будет иметь львиное сердце.
Н. Бонапарт

Наверняка этим вопросом задавался каждый из руководителей. Искал и я свой ответ на этот вопрос, анализировал работу многих руководителей. Одни просто передавали команду сверху вниз подчиненным, другие неимоверно усложняли поставленную задачу, и так далее. Когда сам стал руководителем, то начал прислушиваться к своим ощущениям, испытывать сомнения, открывать для себя что-то новое. Исходя из моих наблюдений, я выработал пять правил, по которым должен строить свою работу руководитель:

1. Ставить задачу подчиненным.

2. Осуществлять мониторинг выполнения задачи и контролировать результат.

3. Обеспечить свое подразделение необходимыми для выполнения задания ресурсами.

4. Учить своих сотрудников. Обеспечить их профессиональный рост.

5. Подготовить себе преемника.

На первый взгляд, эти пять правил кажутся несложными. Давайте более подробно рассмотрим, что должен делать руководитель, чтобы реализовать их на практике.

Ставить задачу подчиненным

Мало поставить подчиненным задачу, необходимо еще убедиться, что им понятно, каким должен быть конечный результат. Все люди понимают и мыслят по-разному, но конечный результат должен быть именно таким, каким видит этот результат руководитель. И задача руководителя — объяснить своим людям, каким он должен быть. Часто поставленную задачу нужно разбивать на подзадачи и поручать их выполнение разным людям. Иными словами, выполнение одной задачи зависит от деятельности двух и более человек. Именно руководитель принимает решение:

  • как структурировать задачу;
  • кому именно доверить выполнение;
  • как подчиненные будут координировать свои действия между собой.

Для того чтобы поставленные руководителем задачи выполнялись без промедления, руководитель должен быть авторитетом для своих сотрудников. Помимо «погон», было бы неплохо, если бы руководитель обладал харизмой и был признан опытным экспертом в своей области.

Когда подчиненный не видит, за какие достижения вас назначили руководителем, он будет сопротивляться (внутри себя, а может, и публично) поставленным вами задачам.

Высшим пилотажем менеджерского искусства считается умение заставить подчиненного видеть в интересах компании и свои собственные личные задачи.

Осуществлять мониторинг выполнения задачи и контролировать результат

Сначала я хотел разделить мониторинг и контроль, но, подумав, оставил их вместе, так как мониторинг – это форма контроля. Поставив задачу, руководитель должен продумать, каким должен быть промежуточный результат. Если промежуточный результат не соответствует запланированному, значит, что-то идет не так. Возможно, в работу подчиненного нужно внести какие-то коррективы. Не исключено, что придется корректировать и саму поставленную задачу.

Сроки выполнения поставленной задачи – на совести руководителя. Контроль сроков очень важен для руководителя. Поэтому необходим промежуточный мониторинг и по временному фактору.

Например, в 8-00 вы дали задание рабочему выточить деталь к 10 часам. В 9 часов вы приходите посмотреть, что сделано, а там, как говорится «конь не валялся». Рабочий с радостью докладывает: «На складе нет металла нужной марки». Тут руководитель должен подключиться и добыть ему либо эту марку металла, либо согласовать с технологами применение другой марки. Что бы было, если бы не предварительный контроль? Правильно, мы бы узнали о проблемах, когда нужно предоставлять результат.

Иосиф Сталин говорил: «Если руководитель не может решить проблему, он сам становится проблемой». Проблемой становятся руководители, которые не могут поставленную задачу выполнить в срок.

Обеспечить свое подразделение необходимыми ресурсами

Если говорить о примере, где рабочему дается задание выточить к 10-00 деталь, то руководитель предварительно должен был знать:

  • есть ли данная марка металла на складе;
  • есть ли у рабочего соответствующие станочные резцы;
  • не планируется ли отключение электричества в цехе и так далее.

И только убедившись, что у рабочего есть необходимые для выполнения ресурсы, ставить задачу. Говоря о ресурсах, я имею ввиду не только материальные. Мощным ресурсом является и поддержка руководителем инициатив работника. Ресурсом будет и признание действий коллектива «наверху». Да-да… Начальник должен пиарить своих подчиненных, а также успешное выполнение поставленных задач во вверенном ему подразделении перед вышестоящими руководителями.

Доверие и расположение вышестоящего руководства поможет оперативно решать возникающие проблемы с ресурсами. Отсюда вывод: признание коллектива вышестоящим руководством – тоже ресурс, который должен обеспечить линейный руководитель.

Египетских фараонов учили с детства: «Никогда не отдавай приказ, если сомневаешься, что у подданных есть все необходимое для его реализации».

Учить своих сотрудников, обеспечивать их профессиональный рост

Учить — это значит:

  • наказывать;
  • поощрять;
  • мотивировать;
  • делегировать.

Цель любого руководителя – воспитать сотрудников, которым можно делегировать задачу любой сложности. Попробую вкратце рассказать, что нужно сделать, чтобы воспитать сотрудника, который сам структурирует задачу, ставит для себя сроки выполнения и, по возможности, сам решает проблему с ресурсами.

Изучив множество методик, я остановился на методике Кеннета Бланшара, описанной им в книге «Менеджер за одну минуту». Бланшар предлагал делить сотрудников на четыре категории, но на практике между второй и третей категорией была почти невидимая грань, и я, не мудрствуя лукаво, решил стереть ее. Хоть я и упростил методику гуру менеджмента, на результатах это ничуть не сказалось, поэтому в развитии сотрудников я руководствуюсь следующим.

Всех работников условно я разделил на три категории, руководствуясь их желанием и возможностью выполнять поставленную задачу:

  • Хотят, но не могут (далее Работник 1 (Р1));
  • Могут, но не хотят (далее Работник 2 (Р2));
  • Хотят и могут (далее Работник 3 (Р3)).

Как вы уже догадались, идеальным сотрудником считается РЗ, который хочет выполнять поставленную задачу (мотивирован) и знает, что нужно сделать для выполнения задачи (компетентность). Задача руководителя – вырастить и воспитать именно таких сотрудников.

Определить, к какой из указанных выше категорий относится ваш подчиненный, несложно, достаточно обсудить следующие темы:

  • Вопросы о профессиональных достижениях подчиненного (соотнесенные с объективными показателями его деятельности);
  • Вопросы, проясняющие профессиональную ситуацию сотрудника (сложности, препятствия, цели и прочее);
  • Выяснение вариантов и способов решения задач.
  • Чем я могу вам помочь в выполнении задачи?
  • Что бы вам хотелось изменить в своей работе?
  • Вопросы из «личной жизни» (семья, здоровье, проблемы).

В этой таблице я привожу детальные характеристики каждой из трех категорий сотрудников

Компетентность

Мотивация

Р 1

§ Разговор короткий. Как правило, отсутствуют вопросы, сотруднику «как бы» все понятно.

§ Вместо конкретики общие фразы: делаем мониторинг, оцениваем мерчендайзинг и прочая туфта.

§ Проявление «пионерской» инициативы (на кирпичный завод «Я»).

§ Поза активного слушания.

§ Сотрудники склонны брать нереалистично короткие сроки на выполнение задания.

§ В речи присутствуют глаголы.

Р 2

§ Длинный разговор. Много вопросов и сомнений.

§ На вопрос: «Как собираетесь это делать?» — сотрудник обычно проговаривает шаги, алгоритмы, процедуры.

§ Отсутствие инициативы.

§ Закрытая поза.

§ Скептические высказывания.

§ Не верит в успех.

§ Сотрудники склонны брать искусственно растянутые сроки на выполнение задания.

§ Сотрудник называет причины, по которым выполнение задания затруднено или невозможно (ищет причины отказа).

§ Сотрудник набивает себе цену.

Р 3

§ На вопрос: «Как собираетесь это делать?», — сотрудник четко проговаривает технологию.

§ В речи присутствует местоимение «Я».

§ Поза активного слушания.

§ Проявление осознанной инициативы.

§ Короткий разговор. Профессионалу понятно с полуслова.

§ Говорит спокойно, компетентно, содержательно.

§ В речи присутствуют глаголы.

§ Сотрудник ищет варианты выполнения задания (ищет возможности).

Определив, к какому типу относится тот или иной подчиненный, предпринимайте действия (Внимание: для каждого типа свои!!!) указанные в таблице ниже.

Р1

Хотят, но не могут

Р2

Могут, но не хотят

Р3

Хотят и могут

Постановка целей и задач

Постановка целей и задач руководителем;

Планирование деятельности подчиненного;

Обратная связь по поводу понимания задачи

Участие подчиненного в постановке целей;

Самостоятельная постановка задач и планирование деятельности

Участие подчиненного в постановке целей (согласование);

Самостоятельная постановка задач и планирование деятельности;

Определение критериев достижения цели.

Обучение

Ознакомление подчиненного со стандартами поведения, качества, регламентами деятельности;

Инструктаж;

Консультации, ответы на вопросы;

Личный пример – «Делай, как я»;

Объяснение, советы;

Пробные действия Наставник (обучение коллегами и специалистами других подразделений);

Инструкции – регламенты;

Вовлечение в принятие решений;

Высказывание рекомендаций, советов, консультации;

Обмен мнениями;

Содействие в повышении профессионального уровня подчиненного по инициативе работника;

Направление на внешнее обучение (тренинги, семинары)

Сделать сотрудника наставником новичка;

Направление в познавательную командировку;

Предоставление эксклюзивной информации;

Повышение квалификации по инициативе сотрудника.

Стимулирование

Похвала за прогресс;

Доступность руководителя (физическая и психологическая);

Помощь (предложение помощи)

Похвала за прогресс;

Система материального поощрения, улучшение условий работы;

Выслушивание проблем, личностная поддержка;

Совместное обсуждение целей, задач, решений;

Запрос (учет) мнения подчиненного;

Продвижение по карьерной лестнице;

Ротация, «горизонтальная карьера»;

Перспективы роста, включение в кадровый резерв;

Повышение статуса и статусные «штучки»;

Повышение самооценки, постановка амбициозных целей;

Поощрение инициативы;

Возможность попробовать, разрешение риска;

Публичное признание заслуг, номинации;

Выговор, санкции;

Подвесить угрозу увольнения

Содействие в продвижении идей и решений;

Материальное поощрение, кредитование;

Карьерный рост;

Расширение деятельности («горизонтальная карьера»);

Делегирование полномочий и ответственности;

Неформальные встречи с руководителем;

Свободный график, сокращение контроля;

Контроль

Непосредственное наблюдение за работой;

Контроль по плану-графику;

Регулярный отчет о работе (ежедневно, еженедельно)

Система критериев – контрольных точек;

Обсуждение результатов работы;

Контроль через наставника;

Регулярные отчетные встречи с «разбором полетов»

Промежуточный контроль с помощью системы критериев – показателей эффективности;

Обсуждение конечных результатов.

Р3: ведущая функция – постановка целей.

Р2: ведущая функция – стимулирование и контроль.

Р1: ведущие функции – постановка задач и обучение.

Еще раз обращаю внимание: цель руководителя – воспитать именно работника Р3. Такой работник уже частично начинает решать управленческие задачи, потихоньку примеряя на себя шкуру начальника. Такой работник, скорее всего, станет преемником. Руководитель должен быть носителем тех ценностей, которые проповедует его организация. Глупо требовать от людей опрятного, делового вида, если их руководитель… ну, вы поняли.

Подготовить себе преемника

Это действительно очень важно. «Наверху» должны знать, что вы подготовили себе замену и теперь ваше подразделение может продолжать решать поставленные задачи и без вас. Это показатель профессионализма руководителя и сигнал «наверх»: «Я справился с поставленной задачей, готов к более ответственной работе».

Еще один важный момент. Я считаю, что каждый руководитель должен «пиарить» не только свое подразделение, но и своего руководителя. Рекламируя шефа, бойтесь скатиться до банальной лести. В пропаганде собственного шефа есть и стратегический ход – он уйдет на повышение, а вы займете его место.

Распространенные ошибки руководителей

Божественность руководителя. Уж очень любят грешить этим в «азиатской» России. Пословица «Я начальник – ты дурак» – девиз таких руководителей. Начальник, который считает себя «божественной особой», настолько высоко улетает вверх, что отрывается не только от коллектива, но и от реальной действительности, которая со временем обязательно выйдет у такого руководителя из-под контроля.

Наиболее емко по этому поводу сказал гениальный авиаконструктор Андрей Туполев: «Руководитель – это такая же должность, как слесарь, дворник, уборщица, только со своими должностными инструкциями и мерой ответственности».

Незаменимость. Многие руководители пытаются показать свою незаменимость на своем посту – и остаются на нем до выхода на пенсию. Никто не наносит организации такой урон, как «незаменимые» люди, так как рано или поздно замену нужно искать, а на это уходят ресурсы организации. Кроме того, «незаменимые люди» сами приковывают себя цепями к текущему рабочему месту. На их дальнейшем развитии и карьере можно ставить крест.

Копать до руды. Когда информации достаточно для принятия решения, вовсе не обязательно «копать до руды». У меня был руководитель, который требовал расчета доли рынка нашей компании до сотых единиц процентов. Хотя задача стояла выявить тройку лидеров на рынке. У одной компании было 37%, у другой 21%, у третей 15%. Лидеры выявлены, задача выполнена, зачем такая точность? Эта точность стоит компании дополнительных ресурсов.

Свой парень. Самая распространенная болезнь среди неопытных, начинающих руководителей. Такой руководитель не делегирует, он самостоятельно делает работу исполнителя. Руководителю кажется, что сам он быстрее и качественнее сделает работу, нежели его подчиненные. Многие начинающие руководители считают нужным доказать подчиненным, что руководитель по-прежнему «в форме», что руководитель-новичок не зазнается и не чурается рядовой работы.

Эту ошибку допускают многие молодые руководители. Допускал ее и я, беря немалую часть обычной работы на себя. Мне казалось, что гораздо проще все сделать самому, чем объяснять, учить кого-то, что нужно делать. Со временем это привело к тому, что я «зашивался» и ничего не успевал, в то время как мои подчиненные были недозагружены работой. Я понял, что работаю за своих подчиненных, и начал осваивать азы делегирования и передавать подчиненным свой опыт. Люди перестали прохлаждаться и были загружены работой, а у меня появилось время на решение стратегических вопросов и самообразование.

Ругать при других руководителях подчиненных. Рассказывая на совещании, какие у вас «бездари» подчиненные, вы трезвоните на весь мир, какой вы бестолковый руководитель, который не может организовать работу в подразделении. Если вы не знаете, как организовать работу, не надо скидывать вину на подчиненных, а подойдите и посоветуйтесь с опытными коллегами-руководителями.

Боязнь наказывать. Наказание – это тоже форма мотивации. Но наказание подчиненного – это еще и психологический дискомфорт для руководителя. А мы все стремимся к душевному равновесию. Однажды мне буквально на голову сел мой подчиненный, который был к тому же моим другом (мы дружили семьями). Он приходил на работу с опозданием, задерживался с обеда и к работе относился спустя рукава. В коллективе начался «ропот», стали поговаривать о двойных стандартах. Беседы по душам ни к чему не привели, и я принял решение депремировать своего друга. Он затаил обиду и продолжил раскачивать лодку. Я поставил вопрос о выговоре с последующим увольнением. Конечно, мне было тяжело, я не спал ночами, переживал, и к тому же на меня был мощный прессинг со стороны домашних (напомню, мы дружили семьями, и его супруга жаловалась моей жене и моим родителям на мою жестокость). Было трудно, но я стоял на своем. Он исправился, но две недели мы с ним не разговаривали. Спустя годы мы продолжаем дружить семьями, а он с благодарностью вспоминает ту науку. Наказание – это форма обучения, а обучение — одна из основных обязанностей руководителя.

И в заключение о пресловутых кнутах и пряниках.

Кнут (санкции в порядке усиления):

1. Невербальная реакция руководителя (непосредственно в момент совершения проступка).

2. Устное замечание (один на один).

3. Критическая (воспитательная) беседа.

4. Публичное замечание.

5. Письменное замечание (в приказе, объяснительная записка).

6. Критика в корпоративных СМИ.

7. Дисциплинарное взыскание (выговор).

8. Лишение части премии, штраф.

9. Лишение льгот (отпуск зимой, перевод на работу в другую смену и прочее).

10. Ограничение полномочий.

11. Отстранение от работы.

12. Перевод на работу с более низким статусом или заработком.

13. Исключение из кадрового резерва.

14. Увольнение:

— с «открытой датой»;
— по собственному желанию (по соглашению сторон);
— по статье («по недоверию»);
— «с черной меткой» (извещение кадровых агентств города о проступке сотрудника).

15. Возбуждение уголовного дела и возмещение материального ущерба.

Пряник:

1. Похвала за прогресс

2. Поощрение

3. Благодарность, публичное признание заслуги

4. Корпоративное поздравление с днем рождения

5. Выслушивание проблем

6. Личностная поддержка

7. Интерес к его мнению

8. Совместное обсуждение, его участие в постановке целей, принятии решения, формулировании задания

9. Делегирование полномочий и ответственности

10. Содействие в продвижении решений и инициатив

11. Поощрение инициативы

12. Возможность попробовать, разрешение риска

13. Обучение по инициативе подчиненного

14. Назначение наставником новичка

15. Материальное стимулирование

16. Создание более комфортных условий работы

17. Кредитование

18. Повышение статуса

19. Статусные «штучки»

20. Карьерный рост (повышение в должности)

21. Перспектива роста, включение в кадровый резерв

22. Исполнение обязанностей руководителя

23. Постановка амбициозных целей

24. «Горизонтальная карьера», ротация

25. Различные номинации («лучший по кухне», например)

26. Свободный график

27. Сокращение контроля

28. Неформальные встречи с руководителем.

Фото: pixabay.com

Проектная деятельность становится популярной в различных сферах бизнеса. С развитием данной тенденции возрастает потребность в грамотных менеджерах – руководителях проектов. В них заинтересованы многие компании, функционирующие в различных отраслях экономики: от государственного управления, строительства, медицины до маркетинга, дизайна и IT.

Управление проектами с помощью ЛидерТаск

Создавайте и ведите проекты в системе управления ЛидерТаск, добавляйте в них ваших коллег для совместной работы и более эффективного выполнения. Предоставляйте доступы к задачам разным сотрудникам для совместного контроля процесса.

Скачать ЛидерТаск

Что это за профессия? Что делает руководитель проекта? Какими навыками он должен обладать, чтобы преуспеть, построить успешную карьеру? Разберёмся, какое место этот человек занимает в системе проджект-менеджмента, какими качествами он должен обладать, чтобы принести реальную пользу компании.

Кто такой руководитель проекта: его роль в системе Project Management

Роль руководителя проекта

Руководитель проекта – это координатор, ответственное лицо, определяющее направление движения команды. Он отвечает за планирование, распределение бюджета, настроение участников, их достижения, промахи и в целом за успех проекта. В идеале он должен уметь прогнозировать проблемы до их возникновения, чтобы принять своевременные меры для минимизации последствий. Это специалист в определённой сфере, выступающий в роли начальника группы людей, занятых решением общих задач. Он устанавливает связи между исполнителями и заказчиком. Подбирает и группирует ресурсы, необходимые для решения задачи, поставленной клиентом или высшим руководством, предоставляет итоговые результаты заказчику и вносит необходимые правки в соответствии с его пожеланиями.

Роль руководителя проекта стоит отличать от роли операционного или функционального руководителя. Операционные менеджеры обеспечивают эффективность бизнес операций. А функциональные лидеры осуществляют руководство отдельными подразделениями. Руководитель проекта может подчиняться функциональному менеджеру или управляющему компанией. Функции управляющего проектной деятельностью может выполнять любой опытный сотрудник компании, непосредственный руководитель подразделения или специально приглашённый специалист.

Задачи и функции руководителя проекта

Задачи и функции руководителя проекта

Главная цель, которую преследует каждый project manager, — добиться идеального результата, устраивающего заказчика на 100%. Он прилагает усилия, чтобы завершить проект точно в срок без превышения бюджета. В его функции входит:

  • Определение состава работ.
  • Установка, документальное оформление зависимостей между отдельными рабочими процессами.
  • Оценка их продолжительности, разработка критического пути проекта.
  • Составление устава, описание целей, задач, результата, который должен быть достигнут к окончанию проектных работ.
  • Разработка плана проекта с определением его контрольных точек.
  • Расчёт времени, необходимого для его выполнения.
  • Оценка объёма и стоимости ресурсов.
  • Разработка программы мотивации для участников команды.
  • Организация собраний для обсуждения хода выполнения работ.
  • Анализ рисков и отклонений в рабочих процессах.
  • Завершение и архивация проекта с предоставлением итоговой информации заинтересованным лицам.

В рамках своей деятельности он выполняет следующие задачи:

  • Формулирует цели, проверяет их на реализуемость;
  • Согласует сроки выполнения работ и требования к проекту с заказчиком;
  • Разбивает общий объём задач на отдельные этапы;
  • Составляет техническую, проектную документацию;
  • Распределяет обязанности между участниками команды;
  • Организует безопасное и удобное хранение информации;
  • Контролирует деятельность исполнителей, мотивирует, поддерживает их при возникающих трудностях;
  • Делегирует задания контрагентам;
  • Разрабатывает альтернативные пути решения проблем, принимает соответствующие решения для их быстрого устранения;
  • Предоставляет отчётность руководящему высшему звену.

На разных этапах проекта функции его руководителя различаются:

Инициация Планирование Исполнение Завершение
Ставит цели, задачи.
Собирает команду.
Обосновывает актуальность проекта.
Разрабатывает стратегию.
Выделяет основные этапы работы.
Уточняет сроки для реализации каждого этапа.
Планирует бюджет, ресурсы.
Составляет план-график и дорожную карту проекта.
Работает с исполнителями.
Контролирует рабочие процессы.
Принимает меры при отклонении от плана.
Подводит итоги работы.
Анализирует результаты.
Закрывает проект.
Формирует базу знаний.

Руководитель проекта работает с огромными объёмами информации. В его функции также входит составление документации, организация переговоров и встреч. Он анализирует достигнутые результаты, разрабатывает планы для дальнейших действий. Чтобы добиться успеха, прогресса в достижении поставленных задач, ему важно чётко понимать функции всех сотрудников, работающих в команде.

Характеристики личности, навыки руководителя проекта

Навыки руководителя проекта

Личность руководителя влияет на будущую судьбу проекта. Его риски и ответственность часто гораздо выше, чем у некоторых линейных руководителей. Многие решения приходится принимать в условиях неопределённости, за что впоследствии он несёт личную ответственность. Поэтому часто эту роль берёт на себя не сотрудник с соответствующим образованием, а опытный, харизматичный лидер, уверенный в себе.

Каждый менеджер, претендующий на должность руководителя проекта, должен обладать определёнными чертами характера:

  1. Логическим мышлением. Он видит всю картину происходящего, понимает, на каких этапах работы над проектом могут возникнуть проблемы. Составляет реально работающие планы. Ищет альтернативные пути решения задач на пути достижения поставленных целей.
  2. Уверенностью в себе. Это помогает руководителю вдохновлять, мотивировать подчинённых. Сильный, не сомневающийся в своих возможностях и способностях, человек – отличный пример для подражания, которому будут следовать другие участники команды.
  3. Инициативностью. Без дара убеждения, владения ораторским искусством, руководителю проекта будет сложно убедить исполнителей в целесообразности тех или иных действий. Он должен иметь активную жизненную позицию, пропагандировать, продвигать её в коллективе.
  4. Стрессоустойчивостью. Профессионал должен спокойно и рассудительно воспринимать любые проблемы. Не паниковать в форс-мажорных обстоятельствах, находить оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций.
  5. Гибкостью в управлении и принятии решений. Реализация проекта требует определённого времени. На него влияют различные внутренние и внешние факторы, которые могут быстро изменяться. Грамотный менеджер не зацикливается на слепом следовании пунктам изначально составленного плана. Не боится корректировать стратегию с учётом обновлённой информации.
  6. Ответственностью. Он отвечает за принятые или не принятые решения, результаты работы команды. Не ищет себе оправдания в случае неудач, не перекладывает вину за промахи на участников коллектива.
  7. Пунктуальностью, дисциплинированностью. Эффективный руководитель проекта умеет рационально обращаться со своим временем и временем подчинённых. Он соблюдает сроки сдачи проекта, следит за тем, чтобы сотрудники выполняли порученную им работу вовремя.
  8. Эмпатией к окружающим, чуткостью к их потребностям. Люди – основной ресурс любого проекта. Об этом знает каждый опытный управленец. Поэтому он должен бережно, с пониманием относиться к членам своей команды, знать их особенности, черты характера. Это поможет организовать благоприятный микроклимат в коллективе, предупредить возникновение спорных ситуаций и конфликтов.

Должностные обязанности руководителя проекта

Должностные обязанности руководителя проекта

В разных организациях обязанности проектных менеджеров отличаются. В каких-то случаях их больше или меньше. Всё зависит от специфики и сферы деятельности компании. Примерный перечень обязанностей можно посмотреть в типовой должностной инструкции. Его используют в качестве базы, адаптируют и используют в работе. Чтобы успешно справляться со своими функциями, руководителю проекта необходимо развить в себе следующие навыки:

  • Способностью маневрирования в потоке событий, происходящих на проекте, ориентируясь на законодательную базу отрасли.
  • Умением быстро переходить на разные типы планирования для решения локальных и стратегических задач.
  • Навыком управления временем исполнителей для оперативного и своевременного завершения работ по проекту. Для этого важно использовать соответствующее программное обеспечение, помогающее сделать рабочие процессы прозрачными и понятными каждому сотруднику.
  • Желанием повышать свой интеллектуальный и образовательный уровень.

Проектный менеджер должен регулярно повышать свою квалификацию. В бизнес сфере постоянно появляются новые методы, технологии по управлению проектами. Чтобы быть востребованным на рынке труда, претендовать на высокую зарплату, ему нужно в совершенстве владеть данными техниками. Пользоваться полученными знаниями и навыками он может вне офиса, составляя работающие планы, контролируя их исполнение, эффективно и быстро находя решения возникающих проблем.

Как определить эффективность проектного менеджера

Для числовой оценки эффективности данной должности используются специальные инструменты, представляющие собой тесты с вопросами. За ответы анкетируемый получает баллы. Они суммируются по различным категориям. На основании полученных результатов делаются выводы о компетентности, профпригодности руководителя. К данным техникам относятся:

  • Методика LeaderCase, основанная на наборе ситуационных кейсов;
  • LeaderChart, усовершенствованная техника, включающая кейсы на эмоциональный и логический интеллект;
  • «Тест-Ассессмент» и «Бизнес-Профиль», инструменты психологического тестирования.

Также для оценки данной деятельности используются показатели прибыли и KPI.

Эффективное управление проектами с ЛидерТаск

ЛидерТаск

Организация работы над проектом начинается с постановки целей, разработки связанных с ними задач с распределением их участникам команды. Современные компании с этой целью используют специальный софт, позволяющий сделать данные процессы наглядными, понятными для каждого исполнителя. К таким приложениям относится отечественная разработка ЛидерТаск.

Программу удобно использовать для планирования, организации работы в команде и отслеживания задач. Работает на всех цифровых платформах, синхронизируется с популярными сервисами. Функционирует без подключения к интернету, позволяя быть в курсе дел в любом месте, где бы вы ни находились.

В приложении можно составлять, вести проекты, планы, делегировать задачи подчинённым. Контролировать качество их исполнения, отслеживая прогресс каждого сотрудника на удобном графике. Вести учёт времени с помощью встроенного календаря. Переключаться между разными видами планирования. Визуализировать рабочие процессы на Kanban-досках. Общаться с другими участниками команды в корпоративном чате. Прикреплять к задачами комментарии. Пробную версию программы можно скачать и установить бесплатно.

Заключение

Руководитель проекта – это сложная, комплексная, многофункциональная роль. Она требует от исполнителя опыта, развитых коммуникативных навыков, желания постоянного развития. По сути, проджект менеджер – это такой же участник команды с определённым набором обязанностей. Чтобы стать настоящим лидером ему важно научиться ставить корректные цели, находя оптимальные пути для их реализации. Эффективно взаимодействовать с коллегами, находящимися в подчинении, чтобы завоевать их доверие и авторитет. Благодаря этим действиям он успешно выполнит любой проект и приведёт к успеху команду.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!

Вопрос

Поздравляем, вы прошли тест!

Вы в курсе как правильно управлять и планировать, но совершенству нет предела. Именно поэтому мы дарим вам скидку 15% на нашу программу, с которой вы будете на самой вершине эффективного управления.

Ваш купон для покупки:

Fromtest

Купить со скидкой

Поздравляем, вы прошли тест!

Поздравляем, вы прошли тест!

Вы на начальном пути к эффективному управлению, но чтобы стать Гуру на 100%. Вам предстоит идти дальше, учиться и нарабатывать навык. Мы дарим вам книгу «Секреты управления временем» и верим, что в ближайшее время вы постигнете азы эффективного управления.

Скачать книгу

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда для стропальщика ржд
  • Руководство по ремонту урал 5557
  • Сироп от кашля гомеопатический стодаль инструкция
  • Скачать руководство по ремонту lada vesta sw cross at
  • Micromaster 430 руководство по эксплуатации