Задачи руководства вузом

3.1. Структура и системы управления высшим образованием

3.1.1. Цели и задачи системы высшего образования

Без
адекватного высшего образования и
научно
исследовательских
учреждений, создающих критическую
массу
квалифицированных и образованных людей,
ни одна
страна
не в состоянии обеспечить реального
устойчивого
развития
[24].

В
соответствии
с законом Республики Узбекистан «Об
образовании»
и «О Национальной программе по
подготов­ке
кадров» целью
системы высшего образования
является
подготовка
высококвалифицированных
специалистов,
способ­ных
на уровне развитых стран решать задачи
научно-технического,
экономического, социального и культур­ного
развития Узбекистана, и обладающих
высокими ду­ховными, культурными и
нравственными качествами

  • систематическое
    совершенствование организации и
    методики
    подготовки кадров исходя из перспектив
    эконо
    мического
    и социального развития страны,
    потребностей
    общества,
    современных достижений науки, техники
    и тех
    нологий,
    экономики и культуры;

  • внедрение
    новых педагогических и информационных
    технологий,
    средств индивидуализации обучения,
    дистанци
    онного
    образования;

  • обеспечение
    гуманитарной направленности высшего
    образования и воспитание молодежи на
    основе идеологии национального
    возрождения и познания общечеловеческих
    ценностей,
    в духе преданности идеалам независимости,
    любви
    к Родине, семье и окружающей природе;

  • развитие
    науки, техники и технологий посредством
    научных
    исследований и творческой деятельности
    научно-педагогических кадров и
    обучающихся, использование полученных
    результатов в образовательном процессе
    и экономи
    ке;

  • введение
    в практику действенных механизмов
    инте
    грации
    образования, науки и производства;

  • формирование
    конкурентной среды на рынке образо
    вательных
    услуг;

  • развитие
    взаимовыгодного сотрудничества в
    области
    высшего
    образования с развитыми странами;

  • совершенствование
    управления и расширение само
    стоятельности
    высших учебных за ведений.

Система
высшего образования состоит из:

  • государственных
    и негосударственных высших учеб
    ных
    заведений,
    реализующих
    образовательно-профессиональные
    программы в соответствии с государ­ственными
    образовательными стандартами;


научно-педагогических учреждений,
выполняющих
исследовательские
работы, необходимые для развития высшего
образования


органов
государственного управления образованием,
а
также
подведомственных им предприятий,
учреждений и
организаций.

Высшее
образование имеет две ступени:
бакалавриат
и магистратуру.

Бакалавриат

базовое высшее образование с
фунда­ментальными
и прикладными знаниями по направлению
специальностей с продолжительностью
обучения не менее четырех лет.

Магистратура

высшее образование по конкретной
специальности с продолжительностью
обучения не менее двух лет на. базе
бакалавриата.

В
республике высшее образование реализуется
в
уни­верситетах,
академиях и институтах.

Университет:

  • реализует
    образовательно-профессиональные
    про
    граммы
    высшего и послевузовского образования
    по широкому
    спектру
    областей знаний и направлений подготовки;

  • осуществляет
    переподготовку и повышение квалифи
    кации
    специалистов различных отраслей
    экономики, педа
    гогических
    кадров вузов, профессиональных колледжей
    и
    академических
    лицеев;

  • выполняет
    фундаментальные и прикладные научные
    исследования
    по широкому спектру наук;

  • является
    научным и методическим центром в
    соот
    ветствующих
    областях знаний.

Академия:

  • реализует
    образовательно-профессиональные
    про
    граммы
    высшего и послевузовского образования
    по конкрет
    ным
    областям знаний и направлениям
    подготовки;

  • осуществляет
    переподготовку и повышение квалифи
    кации
    специалистов по определенным областям
    знаний и
    направлениям
    подготовки;

  • выполняет
    фундаментальные и прикладные исследо
    вания
    в одной из областей науки, культуры или
    искусства;


является
ведущим научным и методическим центром
в
области своей деятельности.

Институт:

  • реализует
    образовательно-профессиональные
    про
    граммы
    высшего и послевузовского образования,
    как прави
    ло,
    по направлениям подготовки в одной
    области знаний;

  • осуществляет
    переподготовку и повышение квалифи
    кации
    специалистов для Определенных отраслей
    экономики;

  • ведет,
    как правило, прикладные научные
    исследования и опытно-конструкторские
    разработки.

Эффективность
решения перечисленных задач системы
высшего образования и ее структурных
подразделе­ний (университетов,
академий, институтов и др.) в
значительной
мере зависит от содержания, принципов
и методов реализации управленческих
задач на всех уровнях руководства
системой.

Какова
структура системы управления высшим
образо­
ванием
и какие задачи ее подсистем?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    01.03.201634.06 Mб152682716.pdf

Ректор – это глава высшего учебного заведения. Он руководит образовательной, финансовой, административной, хозяйственной и творческой деятельностью университета или института, формирует цели и задачи развития вуза. Он отвечает за работу преподавателей, обучение студентов и реализацию программ высшего образования. Ректор – главный представитель учебного заведения как внутри страны, так и за ее пределами.

Содержание

  • Кто такой ректор
  • Должностные обязанности и полномочия
  • Требования к кандидатам
  • Порядок избрания
  • Видео по теме

Кто такой ректор

Ректор МГУТУ Иванова В.Н.

Ректор – это глава высшего учебного заведения. Он руководит образовательной, финансовой, административной, хозяйственной и творческой деятельностью университета или института, формирует цели и задачи развития вуза. Он отвечает за работу преподавателей, обучение студентов и реализацию программ высшего образования. Ректор – главный представитель учебного заведения как внутри страны, так и за ее пределами.

Должностные обязанности и полномочия

Деятельность главы вуза регламентирована законами, уставом и другими нормативными документами. Обязанности ректора университета четко прописаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).

Основная задача главы вуза – управление образовательной деятельностью внутри учебного заведения. Ректор издает приказы, устанавливает правила приема абитуриентов, утверждает структуру вуза, а также расписание занятий. Будучи главой организации, он отвечает за прием и увольнение педагогов и других сотрудников, отслеживает ведение административной и хозяйственной деятельности. Руководитель следит за подготовкой финансовых и прочих отчетов о работе вуза, решает вопросы безопасности труда внутри учебного заведения. Кроме того, именно ректор занимается стратегическим планированием и определяет, в каком направлении учреждение будет развиваться. Традиционно у этого человека есть несколько заместителей, которые помогают ему.

Требования к кандидатам

Специалист, претендующий на пост ректора университета, обязан соответствовать определенным условиям. Он должен иметь высшее образование в сфере управления, экономики или педагогики, а также ученую степень. Согласно правилам, достаточно кандидатской, однако у докторов наук со званием профессора, члена-корреспондента или академика будет преимущество. Кроме того, потенциальный глава вуза должен иметь как минимум пятилетний стаж работы в качестве педагога или управленца, четко знать государственные образовательные стандарты, методы руководства вузом, законы и нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность высшего учебного заведения. Существует и ограничение по возрасту – не старше 65 лет. Все эти правила описаны в квалификационных требованиях к работе ректора вуза.

Порядок избрания

Существует несколько способов смены ректора университета или института. Он может быть избран на заседании, организованном Ученым советом в соответствии с уставом учреждения. Подготовительную работу ведет специальная комиссия. Кандидатуры на место руководителя обязательно согласуются с аттестационной коллегией Министерства науки и высшего образования РФ. Затем проходит голосование. На собрании по выборам ректора претендент должен набрать не менее, чем две трети голосов присутствующих. Если это произошло, то далее кандидатуру утверждает Минобрнауки или учредитель учебного заведения, если вуз частный. Если ни один из претендентов не набрал достаточного количества голосов, назначается второй тур.

Наделить ректора полномочиями могут в Правительстве России, если речь идет об учебном заведении федерального уровня. Кроме того, право назначения имеет лично Президент страны. Например, действующие руководители МГУ и Санкт-Петербургского госуниверситета заняли свои посты именно по инициативе главы государства. Назначать ректора вправе и учредитель коммерческого вуза.

Процедура и порядок избрания прописаны в ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Должность ректора – одна из вершин карьерного роста для преподавателя университета или института. Как правило, на это место претендуют педагоги с многолетним стажем, которые заслужили огромное доверие в коллективе высшего учебного заведения. Ведь руководитель – лицо альма-матер, обязанный достойно представлять вуз как в своей стране, так и за ее пределами.

Вчерашнему школьнику сложно сориентироваться в структуре университета и должностях руководства. Мы расскажем об иерархии в вузе и поможем разобраться, кто здесь главный.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Интересные материалы, которые облегчат студенческую жизнь, ждут в нашем образовательном телеграм-канале. А ещё мы подготовили специальную группу с акциями и выгодными предложениями.

Иерархия должностей в вузе

Поможем разобраться во внутренней системе университета.

Ректор

Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.

Проректор

Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:

  • по научной работе;
  • по научно-педагогической работе;
  • по учебно-воспитательной работе;
  • по взаимодействию с иностранными партнёрами;
  • по учебно-методической работе;
  • по административно-хозяйственной работе.

Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.

Директор и декан

Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.

Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:

  1. Организуют и руководят научной, учебной, воспитательной, методической работой.
  2. Руководят работой стипендиальной и приёмной комиссий.
  3. Отчисляют студентов из-за «хвостов», долгов за контрактное обучение или другие нарушения.
  4. Укрепляют и улучшают материальную базу.
  5. Решают организационные проблемы.

У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Директор и декан

Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо

Заведующий кафедрой

Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:

  • разработка образовательных программ и учебных планов;
  • распределение учебной нагрузки между преподавателями;
  • организация и руководство практикой студентов;
  • проведение зачётов и экзаменов, защит курсовых и дипломных;
  • организация научно-исследовательской работы педагогов.

У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.

Преподаватели

У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:

  1. Профессор — имеет степень кандидата или доктора наук, у него небольшая учебная нагрузка, обычно преподаёт у магистров и аспирантов, занимается научной деятельностью.
  2. Доцент — эту должность, как правило, занимают кандидаты наук, которые ведут профильные дисциплины.
  3. Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
  4. Ассистент — стартовая позиция в иерархии педагогов. Они проводят лабораторные работы и семинары, но вести лекции им обычно не доверяют. Часто на должность ассистента устраиваются аспиранты, чтобы начать получать педагогический стаж.

Доцент и профессор — не только должности, но и учёные звания. Они определяют научные достижения работников высшего образования.

Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Ректор – это глава высшего учебного заведения. Он руководит образовательной, финансовой, административной, хозяйственной и творческой деятельностью университета или института, формирует цели и задачи развития вуза. Он отвечает за работу преподавателей, обучение студентов и реализацию программ высшего образования. Ректор – главный представитель учебного заведения как внутри страны, так и за ее пределами.

Содержание

  • Кто такой ректор
  • Должностные обязанности и полномочия
  • Требования к кандидатам
  • Порядок избрания
  • Видео по теме

Кто такой ректор

Ректор МГУТУ Иванова В.Н.

Ректор – это глава высшего учебного заведения. Он руководит образовательной, финансовой, административной, хозяйственной и творческой деятельностью университета или института, формирует цели и задачи развития вуза. Он отвечает за работу преподавателей, обучение студентов и реализацию программ высшего образования. Ректор – главный представитель учебного заведения как внутри страны, так и за ее пределами.

Должностные обязанности и полномочия

Деятельность главы вуза регламентирована законами, уставом и другими нормативными документами. Обязанности ректора университета четко прописаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).

Основная задача главы вуза – управление образовательной деятельностью внутри учебного заведения. Ректор издает приказы, устанавливает правила приема абитуриентов, утверждает структуру вуза, а также расписание занятий. Будучи главой организации, он отвечает за прием и увольнение педагогов и других сотрудников, отслеживает ведение административной и хозяйственной деятельности. Руководитель следит за подготовкой финансовых и прочих отчетов о работе вуза, решает вопросы безопасности труда внутри учебного заведения. Кроме того, именно ректор занимается стратегическим планированием и определяет, в каком направлении учреждение будет развиваться. Традиционно у этого человека есть несколько заместителей, которые помогают ему.

Требования к кандидатам

Специалист, претендующий на пост ректора университета, обязан соответствовать определенным условиям. Он должен иметь высшее образование в сфере управления, экономики или педагогики, а также ученую степень. Согласно правилам, достаточно кандидатской, однако у докторов наук со званием профессора, члена-корреспондента или академика будет преимущество. Кроме того, потенциальный глава вуза должен иметь как минимум пятилетний стаж работы в качестве педагога или управленца, четко знать государственные образовательные стандарты, методы руководства вузом, законы и нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность высшего учебного заведения. Существует и ограничение по возрасту – не старше 65 лет. Все эти правила описаны в квалификационных требованиях к работе ректора вуза.

Порядок избрания

Существует несколько способов смены ректора университета или института. Он может быть избран на заседании, организованном Ученым советом в соответствии с уставом учреждения. Подготовительную работу ведет специальная комиссия. Кандидатуры на место руководителя обязательно согласуются с аттестационной коллегией Министерства науки и высшего образования РФ. Затем проходит голосование. На собрании по выборам ректора претендент должен набрать не менее, чем две трети голосов присутствующих. Если это произошло, то далее кандидатуру утверждает Минобрнауки или учредитель учебного заведения, если вуз частный. Если ни один из претендентов не набрал достаточного количества голосов, назначается второй тур.

Наделить ректора полномочиями могут в Правительстве России, если речь идет об учебном заведении федерального уровня. Кроме того, право назначения имеет лично Президент страны. Например, действующие руководители МГУ и Санкт-Петербургского госуниверситета заняли свои посты именно по инициативе главы государства. Назначать ректора вправе и учредитель коммерческого вуза.

Процедура и порядок избрания прописаны в ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Должность ректора – одна из вершин карьерного роста для преподавателя университета или института. Как правило, на это место претендуют педагоги с многолетним стажем, которые заслужили огромное доверие в коллективе высшего учебного заведения. Ведь руководитель – лицо альма-матер, обязанный достойно представлять вуз как в своей стране, так и за ее пределами.

Задачи
руководства

  • Разработка
    прогноза, политики и стратегических
    целей университета;

  • Руководство
    университетом на личном примере с
    целью создания доверия среди
    преподавателей, сотрудников и студентов;

  • Доведение
    до преподавателей, сотрудников и
    студентов направления работы университета
    и значимости качества инженерной
    подготовки и СМК;

  • Участие
    в проектах по улучшению, поиск новых
    методов, решений и разработка новых
    образовательных программ;

  • Получение
    обратной связи непосредственно по
    результативности и эффективности СМК;

  • Определение
    основных процессов деятельности в
    области образования, добавляющих
    ценность в интересах университета;

  • Определение
    процессов поддержки, влияющих на
    результативность и эффективность
    деятельности в области образования;

  • Создание
    среды, способствующей вовлечению
    преподавателей, сотрудников и студентов
    в работу по непрерывному улучшению
    деятельности университета в области
    образования;

  • Обеспечение
    организационной структуры и ресурсов,
    необходимых для поддержки стратегических
    планов университета.

СМК
СамГТУ






Соседние файлы в папке Слайды для Николаева

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синупрет при беременности 2 триместр инструкция по применению
  • Item no ds 6603 часы инструкция на русском
  • Градусник с медицинской жидкостью инструкция по применению
  • Ад6 т400 в руководство по эксплуатации
  • Scarlett весы напольные электронные инструкция по применению