Задание на умение следовать инструкции учителя

нформационная карта урока

Учитель: Ярбилова Музират Магомедовна
(Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации РД
им.Муртузалиевой У.М.)

Предмет: Коррекционно-развивающее занятие .

Класс: 5(дети с умственной отсталостью )

Тема: Умение выполнять инструкции учителя

  Дети с нарушениями письменной речи
нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно
переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы
могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка,
недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с
несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевременно
реагировать на вопрос учителя, отличить новую задачу от старой, четко
представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться.
Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков  в
процессе обучения.

Упражнения:

«Объясните Кузе».

      Дается ученикам какое-нибудь
задание. Чтобы проверить, как оно понятно детьми, попросить кого-нибудь из
учеников, испытывающих трудности в понимании инструкции, повторить его для
Кузи.

 (Кузя выдуманный детьми персонаж, который
хочет, но не умеет учиться.)

«Знакомый — незнакомый».

      Дети пишут в тетрадях цифры от 1 до
10. дается инструкция: «Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко
представляете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+), если нет
четкого представления, — (-). В конце работы  проводится выборочная проверка, например:
кто поставил (+) под цифрой 3? Это было понятие «гласные звуки» Объясните, что
это такое».

(это упражнение полезно проводить 3-4
занятия подряд)

«Светофор».

      У детей красный и зеленые сигналы.
Читаются быстро 10-12  утверждений, среди которых есть верные и неверные. Если
утверждение верно, учащиеся поднимают зеленые сигналы, если неверно  — 
красные. В конце игры разбираются утверждения, на которые были даны
противоречивые  ответы.

*Примеры утверждений: чтобы съесть
апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В
согласных звуках обязательно есть шум. Предложение может быть
повествовательным, вопросительным и утвердительным. 4.  «Письмо с пропусками».

      Учитель дает задание: «Я буду
диктовать предложение, а вы записывайте, но  вместо буквы О всегда ставьте
точку». Таким образом дети записывают 2-3 предложения. Затем задание меняется,
например: не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку.

 *Прием способствует развитию концентрации
и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция 
деятельности с учетом меняющейся инструкции.

5.   «Будь внимательным!»

      Учитель просит детей прослушать
инструкцию, повторить ее про себя и поднять руку при условии, если они
запомнили и четко представляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики
начинают выполнять задание.                 

Примеры заданий:   В небольшом тексте все
буквы С подчеркнуть, а буквы З — вычеркнуть:  

 Полезла Оксана за красной розой,

А вернулась Оксана с занозой.

В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а  буквы
Ц – вычеркнуть. После команды  «Внимание!»,  наоборот,  вычеркиваются все Ч, а
подчеркиваются все Ц:

Черная цапля циркулем чертила.

   «Внимание!»

Цапля старательно циркулем водила.

   «Внимание!»

Получился очень чистенький чертеж.

 6. «Внимание счет».

      Перед каждым ребенком лежит набор
карточек с цифрами от 1 до 6. Учитель просит детей поднимать карточку с цифрой,
соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов.

      Например: борода – города, редкий –
резкий, икра – игра, попугай – поругай, барак – баран и т.д.

*Игра развивает быстроту реакции, фонематическое
восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания.

Умение осуществлять итоговый самоконтроль

      Ученики чаще всего не в состоянии
осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ, их
необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно,
тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает
возможность получить за письменную работу более высокую отметку («Лучше, если
учитель найдет в твоей работе исправления, хуже, если он найдет в ней
ошибки».).

      Целесообразен такой способ
самоконтроля, при котором проверка делится на три этапа. На каждом из них
внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в
письменной работе.  Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан
алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует
сосредоточиться.

Этапы самопроверки

      I этап – поиск специфических
(дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

      II этап – поиск орфографических
ошибок в слове.

      III этап – поиск пунктуационных,
грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно
использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить
слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением
может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в
половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны
«окошки» для выделения длинного и короткого слова.       Карточка — «проверялка   
ий олененок

Упражнения:

«Возвращение к началу».

      Учитель предлагает ученикам
объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет
учитель, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее
найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает
карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик
читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не
пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Учащиеся, раньше
всех обнаружившие слово с ошибкой, поднимают руки.

*Упражнение является подготовительным. Оно
приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению
текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к
послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение
неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание  и темп
деятельности детей.

  Целесообразно использовать это
упражнение на 3-4-х занятиях подряд.

Лист оценки

метапредметных результатов обучения в 1-м классе

Ф. И. ученика: ________________________________________________________.

Класс: _________________.

Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: «+» – «Я знаю и умею», «-» – «Пока не знаю, не умею», «?» – «Я знаю, но не уверен». 

Критерий оценивания

Примерное задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение принимать учебную цель

Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?

Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов

Умение следовать инструкции учителя

Выполни задание по указанию учителя: открой хрестоматию на странице ___, найди второе предложение, прочитай его и запиши в тетрадь. 

Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов

Умение осуществлять действия по образцу

Выполни задание так, как показано на рисунке

Умение оценить свой результат по одному критерию

Оцени свою работу на волшебной линеечке. Объясни, почему так себя оценил.

Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне

Познавательные УУД

Умение читать простые модели и схемы, дополнять их

1.Расскажи, что изображает модель?

2.В парке посадили еще 2 дерева. Дорисуй их на модели.

 Примечание: модель представляет собой символическое описание растений: их количества, расположения. Задание дается после прочтения текста о растениях

Умение понимать простейшие отношения между понятиями, событиями

Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему?

Умение ориентироваться в пространстве

Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо

Умение сравнивать и группировать по одному критерию

Сравни объекты по величине, распредели их в группы.

Примечаниеобъекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке

Чтение: работа с информацией

Умение находить явнуюинформацию в тексте

Выпиши из текста имена главных героев

Умение ориентироваться в тексте учебной книги

1.Найди страницу ___.

2.Посмотри, что изображено в верхнем левом углу страницы?

3.Найди номер страницы, где начинается рассказ о Москве

Умение находить 1–2существенных признака явления (события,понятия) на основе прочтения текста

Расскажи (напиши) почему белочка не замерзает зимой?

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Сформулируй два вопроса к тексту

Умение работать в паре

Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя

Умение строить монологическое высказывание

Составь краткий рассказ по иллюстрации

Умение контролировать свои действия

Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова?

                                      Оценочный лист учащегося по математике

                    Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____

Содержание модулей учебного предмета.

Образец задания

1

Умение вести счет до 10 и обратно

Выполни счет до 10 и обратно.

2

Умение находить место определенного числа в ряду чисел

1.Назови число предшествующее числу 6(5, 7 и т.д.).

2. Назови число следующее по счету за числом 6 (5, 4, 8 и т. д.).

3

Знание цифр и чисел до 10

Запиши количество предметов.

4

Знание состава чисел первого десятка

Дополни запись 5 это 2 и ?, 6 это 3 и ?

5

Сложение и вычитание в пределах 10

Вычисли: 6+3       5+2     9-5

                  4+3       6+4     10-8

6

Умение сравнивать предметов по размеру, форме, цвету

Найди одинаковые предметы по форме, размеру, цвету.

7

Умение записывать словесные формулировки с помощью цифр и знаков

8

Работа с задачами

Выдели части задачи,

реши задачу.

9

Геометрический материал

Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг). Начерти отрезок нужной длины, определи длину отрезка, обозначь отрезок.

10

Числа от 11 до 20. Нумерация

Образование чисел второго десятка.

11

Сложение и вычитание без перехода через разряд

Вычисли:   14+5

                    17-7

12

Сложение и вычитание с переходом через разряд

Вычисли:    9+5

                     15-7

Критерии оценки достижений: 

      Н —  базовый уровень не сформирован

      Б  — сформирован базовый уровень

      Ч   базовый уровень частично сформирован  

      П — сформирован повышенный уровень

Лист достижений учащегося по русскому языку

Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____

Содержание модулей учебного предмета.

Образец задания

1

Звуко – буквенный анализ слов

Последовательность звуков в слове.

Характеристика звуков.

Деление на слоги.

Ударение.

Составление схемы слова.

2

Каллиграфия

3

Списывание

Списать с печатного текста.

Списать с письменного текста.

4

Письмо под диктовку

5

Орфограммы

Пропуски, замены, искажения.

Большая буква в начале предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Пробелы между словами.

Большая буква в именах собственных.

Жи – ши, ча – ща, чу – щу

Обозначение мягкости согласных на письме.

Словарные слова.

Перенос слов.

6

«Опасные места»

При письме букв гласных звуков.

При письме букв согласных звуков

Критерии оценки достижений:

      Н —  базовый уровень не сформирован

     Б  — сформирован базовый уровень

     Ч   базовый уровень частично сформирован

     П — сформирован повышенный уровень

Лист достижений учащегося по математике

      Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс______

Критерии

Образец задания

Своя оценка

Оценка родителя

Умение вести счет до 10 и обратно

Выполни счет до 10 и обратно

Умение находить место определенного числа в ряду чисел

1.Назови число предшествующее числу 6(5, 7 и т.д.).

2. Назови число следующее по счету за числом 6 (5, 4, 8 и т. д.)

Знание цифр и чисел до 10

Запиши количество предметов

Знание состава чисел первого десятка

Дополни запись 5 это 2 и ?, 6 это 3 и ?

Умение сравнивать предметов по размеру, форме, цвету

Найди одинаковые предметы по форме, размеру, цвету

Умение определять взаимное расположение предметов в пространстве

Графический диктант:

От начальной точки 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 – вниз, 2 -влево

Временные представления

Ответь на вопрос что происходило раньше, позже

Умение сравнение групп предметов

Запиши количество кружков и количество квадратов. Сравни их количество, сделай запись используя знаки > < =

Умение прибавлять число 1, 2, 3,4-9

Запиши суммы и их значения:

5+1       5+2    1+9

4+3        2+4

Для оценки служат знаки  цвета :

зеленый — знает хорошо,

желтый— допускает ошибки,

красный — знает очень плохо или совсем не знает

Лист оценки

метапредметных результатов обучения в 5 классе

Ф. И. ученика: ________________________________________________________.

Класс: _________________.

Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: «+» – «Я знаю и умею», «-» – «Пока не знаю, не умею», «?» – «Я знаю, но не уверен». 

Критерий оценивания

Примерное задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение принимать учебную цель

Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?

Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов

Умение следовать инструкции учителя

Выполни задание по указанию учителя: например, найти средства выразительности языка на странице 45 учебника по литературе из произведения А.П. Чехова Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов

Умение осуществлять действия по образцу

Выполни задание так, как показано на рисунке

Умение оценить свой результат по одному критерию

Оцени свою работу на чудесной линеечке. Объясни, почему так себя оценил.

Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне

Познавательные УУД

Умение читать простые модели и схемы, дополнять их

1.Расскажи, что изображает модель?

2. Нарисуй схему предполагаемого передвижения мальчиков из произведения А.П. Чехова «Мальчики»

 Примечание: модель представляет собой символическую карту передвижения: количества остановок, расположения. Задание дается после прочтения текста

Умение понимать простейшие отношения между понятиями, событиями

Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему?

Умение ориентироваться в пространстве

Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо

Умение сравнивать и группировать по одному критерию

Сравни объекты по величине, распредели их в группы.

Примечаниеобъекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке

Чтение: работа с информацией

Умение находить явную информацию в тексте

Выпиши из текста имена главных героев

Умение ориентироваться в тексте учебной книги

Найди номер страницы, где начинается описание драки мальчиков на примере текста «Уроки французского»

Умение находить 1–2существенных признака явления (события,понятия) на основе прочтения текста

Ответить на проблемный вопрос

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Сформулируй два вопроса к тексту

Умение работать в паре

Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя

Умение строить монологическое высказывание

Составь краткий рассказ по иллюстрации

Умение контролировать свои действия

Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова?

Лист достижений учащегося по русскому языку

Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____

Содержание модулей учебного предмета.

Образец задания

1

Звуко – буквенный анализ слов

Морфемный, морфологический , синтаксический разбор слова

Последовательность звуков в слове.

Характеристика звуков.

Деление на слоги.

Ударение.

Составление схемы слова.

Умение делать разбор без ошибок

2

Каллиграфия

3

Списывание

Списать с печатного текста.

Списать с письменного текста.

4

Письмо под диктовку

5

Орфограммы

Пропуски, замены, искажения.

Большая буква в начале предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Пробелы между словами.

Большая буква в именах собственных.

Жи – ши, ча – ща, чу – щу

Обозначение мягкости согласных на письме.

Словарные слова.

Перенос слов.

Безударная гласная в корне слова(проверяемая и непроверяемая)

Непроизносимая согласная в корне слова

И т.д.

6

«Опасные места»

При письме букв гласных звуков.

При письме букв согласных звуков

Критерии оценки достижений:

Н базовый уровень не сформирован

Б — сформирован базовый уровень

Ч базовый уровень частично сформирован

П — сформирован повышенный уровень

Обучение в школе подразумевает наличие у ребенка
умения делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют
учитель, школьный режим, программа. Это очень важная ступень в детском
развитии, вбирающая в себя целый спектр проявлений волевого поведения.
Определите сами, готов ли ваш ребенок к школе.

Обучение в школе
подразумевает наличие у ребенка умения делать не только то, что ему хочется, но
и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа. Это очень
важная ступень в детском развитии, вбирающая в себя целый спектр проявлений
волевого поведения. Определите сами, готов ли ваш ребенок к школе.

Ниже приведена методика, которую используют психологи для выявления уровня
готовности ребенка к школе. Она очень проста и позволит вам самостоятельно
протестировать вашего ребенка и определить, готов ли он к школьному обучению:

Методика «Графический диктант» была разработана выдающимся отечественным
психологом Д.Б. Элькониным. Она позволяет выявить умение следовать устной
инструкции, удерживать поставленную взрослым задачу и способность к
самостоятельной деятельности, согласно установленной инструкции.

Методика поможет определить, способен ли ребенок внимательно слушать и четко
исполнять указания взрослого, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Итак, ребенку выдается тетрадный лист в клетку, на котором нарисованы три
точки. Выполняя это задание, ребенок от поставленных предварительно точек
вычерчивает орнамент, следуя указаниям взрослого, который диктует, в какую
сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии. Например: одну вправо, две
вниз, две вправо, одну вверх, одну влево. Затем вы предлагаете дорисовывать
получившуюся под диктовку фигуру до конца строки. Графический диктант позволяет
определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого,
данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания
зрительного воспринимаемому образцу.

В итоге у вас должно получиться три строки с разными узорами. Первая строка
является тренировочной. Во время работы над этим узором нужно исправлять
допущенные ребенком ошибки. Дальше такой контроль снимается.

При анализе результатов выполнения задания (анализируются только два последних
узора) необходимо порознь оценить действия под диктовку и правильность
самостоятельного продолжения строки. Первый показатель свидетельствует об
умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь
на посторонние раздражители, второй – о степени самостоятельности ребенка в
учебной работе. И в том, и в другом случае следует ориентируются на следующие
критерии оценивания:

высокий уровень: оба узора в целом соответствуют диктуемым; в одном из них
встречаются отдельные ошибки (этот уровень оценивается в 3 балла);

средний уровень: оба узора частично соответствуют
диктуемым (содержат ошибки) или один узор сделан безошибочно, а другой вовсе не
соответствует продиктованному (этот уровень оценивается в 2 балла);

низкий уровень: ни один из двух узоров не соответствует диктуемому (этот
уровень оценивается в 1 балл).

Таким образом вы получаете две оценки от одного до трех – оценку за исполнение
фигуры, и оценку за правильность самостоятельного продолжения строки. Далее оба
показателя суммируются. Высшая оценка за тест в целом – 6 баллов.

Уровни оценки результатов:

1 уровень – 6-5 баллов

2 уровень – 4-3 балла

3 уровень – 2-1 балл

Проведя со своим ребенком эту нехитрую процедуру, вы сможете определить уровень
его готовности к школе, а заодно подготовить его к тому, что ждет его на
вступительных испытаниях, которые сейчас стали вводить большинство школ. Эту
методику так же можно использовать в качестве упражнения. Если вы занимаетесь с
ребенком чтением, учите цифры, рисуете, развиваете логическое мышление, то не
стоит пренебрегать развитием волевой регуляции поведения, потому что
неспособность сосредоточиться, слушать учителя, выполнять задания может одним
махом перечеркнуть все остальные достижения вашего ребенка.

По материалам сайта: http://1sentyabrya.ru

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель,
планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.

Ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать ее.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, сообщений.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.

Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Засоров нет средство для прочистки труб инструкция по применению
  • Если руководство не предоставляет отпуск
  • Руководства по эксплуатации измерительных приборов
  • Ликвидация муниципального учреждения пошаговая инструкция в 2022 году
  • Амелотекс свечи для чего применяется инструкция