Задавайте правильные вопросы руководство по критическому мышлению

МЫСЛЕДЕЙСТВИЕ (thought-action). Действие мысли как самостоятельный поступок, как форма творческого выражения личности. Мыследействие может выражаться в речи, на письме, в поступке или не иметь внешнего выражения, но оно создает собственную реальность как элемент ноосферы. Мыследействие – это такая мысль, которую нельзя «передумать»: она уже имеет место в мироздании.

Мысль может иметь последствия для бытия независимо от практического ее воплощения. Мыследействие может рассматриваться в разных планах: экзистенциальном, информационном, материальном. Так, декартовское «Сogito ergo sum» утверждает сам акт мышления как прямое доказательство бытия мыслящего. Мысль как информационный процесс может воздействовать на процессы создания и распространения информации во вселенной даже независимо от факта ее передачи другим существам. Мысль может возбуждать нейроны и оказывать воздействие на энергетические и химические процессы в мозге, передаваться через интерфейс «мозг-компьютер» в электронные сети и становиться непосредственной производительной силой и коммуникативной реальностью, что создает проблемы когнитивной самоцензуры и мыследержания в церебрально открытом обществе (см. *нейросоциум).

Возможно и воздействие мысли на микроструктуру мозговых клеток и на соответствующие квантовые флуктуации. Согласно гипотезам, связывающим сознание и физическую реальность, такое мыследействие может иметь последствия космических масштабов, например привести к зарождению параллельных миров.

Как бы ни разнились научные объяснения и оценки мыслительных процессов, несомненно, что они обладают своей собственной реальностью, энергией, информационной ценностью. Следует отличать «мыследействие» от *мыслебытия как совокупности практически осуществленных и материально закрепленных результатов мысли.

Автор этой книги применяет последние результаты исследований в области критического мышления, перечисляет большое количество примеров в научных исследованиях и повседневной жизни и учит людей предлагать, думать, судить и решать проблемы рациональным, логическим и критическим образом.

Книга является строгой, простой для понимания, близкой к реальности и очень поучительной, хорошо воспринята читателями и считается одной из «самых успешных» книг для направления критического мышления в Соединенных Штатах. Он был выпущен до седьмого издания.

Нам нужна такая книга, простая для понимания книга, чтобы научиться критиковать. Эта книга обладает некоторыми характеристиками: во-первых, она хорошо читаема, простой для понимания, живой стиль автора может привлечь внимание каждого, и ее трудно остановить, как только она начнется, во-вторых, маневренность сильна, и автор критичен Воспитание мышления не является теоретическим обучением, но учит вас шаг за шагом задавать вопросы, легко оперировать, в-третьих, близко к фактическому, автор приводит большое количество примеров в книге, чтобы проиллюстрировать использование методов опроса, эти примеры взяты из различных Этот вид СМИ тесно связан с реальной жизнью. Эти характеристики просто отвечают нашим потребностям, что делает эту книгу хорошей книгой, которую могут извлечь пользу обычные люди, она позволяет обычным людям учиться критическому мышлению.

Научитесь задавать вопросы — Руководство по критическому мышлению (седьмое издание) -Brown_epub + azw3 + mobi + pdf + txt Загрузка электронных книг на китайском мобильном телефоне

ссылка на скачивание:Загрузка сетевого диска

Альтернативный адрес:Загрузка сетевого диска

Научитесь задавать вопросы — Руководство по критическому мышлению (Седьмое издание) — Коричневый

краткое введение

Автор этой книги применяет последние результаты исследований в области критического мышления, перечисляет большое количество примеров в научных исследованиях и повседневной жизни и учит людей предлагать, думать, судить и решать проблемы рациональным, логическим и критическим образом.

Книга является строгой, простой для понимания, близкой к реальности и очень поучительной, хорошо воспринята читателями и считается одной из «самых успешных» книг для критического мышления в Соединенных Штатах. Он был выпущен до седьмого издания.

Об авторе

Нил Браун

Заслуженный профессор экономики в Государственном университете Боулинг Грин. Получил степень доктора права в Университете Толедо и степень доктора в Университете Техаса. Он является соавтором семи книг и опубликовал более ста научных статей в профессиональных журналах. Десятки колледжей и университетов наняли профессора Брауна, чтобы помочь преподавателям развить навыки критического мышления. Он также является членом редколлегии Корейского журнала критического мышления. В 1989 году он был награжден серебряной медалью «Национальный выдающийся профессор года» от Координационной ассоциации поддержки развития образования. В том же году ему было присвоено звание «Выдающийся профессор года в Огайо». Получил множество местных и национальных педагогических премий.

Стюарт М. Кили

Кандидат психологических наук, Университет Иллинойса, США. В настоящее время он профессор психологии в Государственном университете Боулинг Грин.

оглавление

Глава 1 Преимущества задавать правильные вопросы

Введение

Критическое мышление, чтобы спасти

Губка и золотая лихорадка: альтернативные стили мышления

Пример золотодобывающего мышления

Золотая лихорадка: задавайте критические вопросы

Миф о «правильном ответе»

Мышление и эмоция

Роль «кого волнует эта тема»

Слабое и сильное критическое мышление

Удовлетворенность золотым панорамированием

Ищете новые ответы

Эффективное общение и критическое мышление

Важность практики

Правильный вопрос

Глава 2 Что такое тема Что такое заключение

Типы тем

Найти тему

Найти заключение автора или докладчика

Нахождение подсказки к выводам: как найти выводы

Критическое мышление и ваши собственные письменные и устные упражнения

Глава 3 В чем причина

Причина + заключение = аргумент

Начните процесс допроса

Слова, чтобы помочь подтвердить причину

Тип причины

Напрямую указать причину и вывод

Сначала причина, потом вывод

«Свежие» причины и ваш рост

Критическое мышление и ваши собственные письменные и устные упражнения

Глава 4 Какие слова неоднозначны

Запутанные многозначные слова

Ищем ключевые слова

Проверьте на неоднозначные слова

Двусмысленные слова

Двусмысленные слова и контекст

Двусмысленные слова, определения и словари

Двусмысленные слова и фразы и эмоциональный язык

Ограничьте свое обязательство прояснить двусмысленность

Двусмысленность и ваше собственное письмо и говорение

подводить итоги

Упражнение

Глава 5 «Что такое ценностный конфликт» Что такое ценностная гипотеза

Глава 6 Что такое описательное предположение

Глава 7 Есть ли ошибка в рассуждениях?

Глава 8. Насколько достоверны доказательства: интуиция, личный опыт, свидетельские показания, экспертное мнение

Глава 9: Насколько достоверны эти доказательства: личные наблюдения, научные исследования, случаи, аналогии

Глава 10 Вы нашли тревожную причину?

Глава 11 Обманывают ли статистические данные

Глава 12 Какая важная информация отсутствует

Глава 13 Какие выводы могут быть разумными

Глава 14 Практика и обзор

постскриптум

Скачать список:

Научитесь задавать вопросы-Руководство по критическому мышлению (Седьмое издание) -Brown.epub

Научитесь задавать вопросы — Руководство по критическому мышлению (седьмое издание) — Браун .azw3

Научитесь задавать вопросы-Руководство по критическому мышлению (седьмое издание) -Brown.mobi

Научитесь задавать вопросы-Руководство по критическому мышлению (седьмое издание) -Brown.pdf

Научитесь задавать вопросы-Руководство по критическому мышлению (седьмое издание) -Brown.txt

Популярные электронные книги

Глубокое обучение: полностью решить ваши знания тревоги-Имаи Мумей _ Mobi _

Глобальная история (от предыстории до 21-го века) Скачать электронную книгу

Глобальная история — мир до и после 1500_pdf + txt HD Full Download

Глобальная общая история (издание Junior Colour)

Подъем Запада: история человеческого сообщества- [ ] Уильям Макнил_epub + mobi_Chinese Full HD Download

Глобальная история 20-го века в фотографиях-двуязычный китайский-английский-набор из 10 томов-azw3 eBook-Full HD версия Скачать

Полное собрание сочинений Шекспира · Англо-китайская двуязычная версия (Полное 39 томов) _epub и электронная книга для мобильных телефонов издания azw3 + PDF_Complete Re-translation

ссылка на скачивание:https://u19252252.ctfile.com/fs/19252252-334024356

Альтернативный адрес:https://pan.baidu.com/s/1hQNeBe-ttgug9BA3j4XEBQ

Научитесь задавать вопросы-Руководство по критическому мышлению (седьмое издание) -Brown_epub + azw3 + mobi + pdf + txt Китайская мобильная электронная книга для скачивания

В следующий раз, когда вам нужно будет критически поразмыслить о чем-то – обдумываете ли вы новую идею, взвешиваете ли плюсы и минусы потенциального решения или оцениваете, можно ли доверять тому или иному источнику информации, – задайте себе несколько простых вопросов, чтобы немного прояснить для себя ситуацию:

  • Кто выигрывает от этого?
  • Кому это может навредить?
  • Что может быть контраргументом?
  • Куда в итоге приведет эта идея?

Но вопросов в решении той или иной задачи, ответы на которые должны быть получены в обязательном порядке, может быть значительно больше. Для этого представляем разработанную компанией Wabisabi Learning (платформа онлайн-обучения) методику, которая предназначена для того, чтобы помочь вам выбрать и задать себе те вопросы, которые вдохновляют на критическое мышление.*

Многие из этих вопросов предназначены для того, чтобы заставить вас оценить обе стороны потенциальной идеи. Если вы считаете, что конкретное решение принесет пользу вам, вашей семье или обществу в определенных отношениях, вам также нужно спросить себя, какие это решение может вызвать проблемы в будущем, и быть честным в ответе.

фото: Shutterstock

*Критическое мышление (англ. critical thinking) – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

Вот чит-лист, который поможет вам задать себе все вопросы, которые вы, возможно, захотите рассмотреть (для удобства копирования вопросы сделаны таблицей):

КТО

КТО выиграет от этого? КТО тоже слышал об этом разговоре?
КОМУ это может нанести вред? КТО может быть лучшим человеком для консультации?
КТО принимает решения по этому поводу? КТО будут ключевыми людьми в этом деле?
КТО испытает на себе непосредственное воздействие? КТО заслуживает признания?

ЧТО/КАКИЕ/МОЖЕТ

ЧТО является сильными и слабыми сторонами? КАКИЕ сценарии являются лучшими / худшими?
КАКИЕ перспективы существуют еще? ЧТО является наиболее / наименее важным?
МОЖЕТ, есть другая альтернатива? ЧТО мы можем сделать, чтобы добиться позитивных перемен?
Может ли это быть контраргументом? ЧТО мешает нам действовать?

ГДЕ/КУДА

ГДЕ мы увидим это в реальном мире? ГДЕ мы можем получить дополнительную информацию?
Существуют ли подобные концепции / ситуации? КУДА мы пойдем за помощью в этом деле?
Есть ли в этом самая большая необходимость? ГДЕ настигнет нас эта идея?
Да и вообще, будет ли это проблемой? ЕСТЬ ли области для улучшения?

КОГДА

КОГДА это является приемлемым / неприемлемым? КОГДА мы видим, что нам это удалось?
КОГДА это принесет пользу нашему обществу? Сыграло ли это какую-то роль в нашей истории?
КОГДА это может вызвать проблемы? КОГДА можем ожидать изменений?
Есть ли лучшее время для принятия мер? КОГДА стоит просить помощи в этом деле?

ПОЧЕМУ

ПОЧЕМУ это является проблемой / вызовом? ПОЧЕМУ люди должны знать об этом?
ПОЧЕМУ это имеет отношение ко мне / другим? НЕУЖЕЛИ это длилось так долго?
ПОЧЕМУ это является лучшим / худшим сценарием? НЕУЖЕЛИ мы позволили этому случиться?
ПОЧЕМУ существуют люди, зависимые от этого? НЕУЖЕЛИ есть необходимость в этом сегодня?

РАЗВЕ

РАЗВЕ это похоже на… Приносит ли это пользу нам/другим?
РАЗВЕ это нарушает порядок вещей? Вредит ли это нам/другим?
РАЗВЕ мы знаем правду об этом? РАЗВЕ мы увидим это в будущем?
РАЗВЕ мы подходим к этому безопасно? РАЗВЕ можем мы изменить это для нашего блага?

Эти навыки критического мышления особенно важны сейчас, когда страны постепенно начинают ослаблять карантинные и самоизоляционные меры. Открывающиеся рестораны, фитнес-центры, возможные походы к друзьям, родственникам. Задайтесь вопросом: нужно ли ослаблять бдительность, идти на риск уже сейчас, когда пандемия никуда не ушла, а лишь притаилась и возможны повторные волны заболеваемости?

Так ли важно идти на поводу желаний жить как прежде? Для многих из нас решение о том, что делать на этой стадии пандемии COVID-19 , сводится (должно сводиться) к очень тщательному обдумыванию потенциальных рисков и выгод, поэтому важно подходить к этому анализу как можно более критически, избегая когнитивных предубеждений, принятия желаемого за действительное и эмоциональных реакций, которые в итоге могут привести вас к принятию ложных, опасных решений до того, как ваш мозг обработает всю имеющуюся информацию.

Например, если вы пытаетесь решить такой вопрос: идти или не идти в ресторан? Попробуйте задать себе следующие вопросы:

  • Как сделать это безопасно?
  • Кто выиграет от этого решения?
  • Кто может пострадать от этого решения?
  • Есть ли альтернативы, которые дают нам аналогичные преимущества с меньшим риском?
  • Где мы можем получить дополнительную информацию, которая поможет нам принять это решение?

По мере того как вы будете применять этот навык критического мышления на практике, вы заметите, что процесс «разговора с собой» становится все более простым и интуитивным. В дальнейшем вам все реже нужно будет сверяться с чит-листом, чтобы рассмотреть обе стороны вопроса и найти альтернативу, которая предложит те же преимущества. А при постоянной практике ваши навыки критического мышления могут уже стать вашей второй натурой.

Вы это поймете, когда обнаружите, что делаете лучший выбор , независимо от того, спрашиваете ли вы себя или нет. Мудрость, в конце концов, часто так же проста, как привычка думать, прежде чем делать, и научиться критически мыслить – это первый к ней шаг.

Обложка: Jeremy Perkins/unsplash.com

Чтобы осмысленно действовать и о чём-либо рассуждать, собственным опытом не ограничиться. Аргумент «так делали всегда» стремительно вышел из моды с распространением всеобщей грамотности и массовой печати, поэтому тоже не работает так хорошо, как прежде. Сегодня наши поступки во многом определяются тем, что мы где-то услышали или прочитали.

Но даже эксперты то и дело ошибаются, не говоря уже о том, что всегда найдётся много желающих воспользоваться нашей доверчивостью: от предприимчивых торговцев исцеляющими браслетами и уникальными лечебными методиками до недобросовестных политиков, нуждающихся в общественной поддержке. Поэтому каждый из нас в меру своих сил пытается фильтровать окружающую информацию, отделять истинное от ложного и неточного.

Золотое правило журналистики — «сначала упрости, потом преувеличь». Согласно одной байке, в 50-е годы это правило выдал своим сотрудникам главный редактор The Economist. Сегодня оно применяется как никогда широко, и пользуются им далеко не только журналисты.

Каждый старается выработать для себя правила поведения, которые позволили бы ему маневрировать в информационном потоке, не подцепив по пути слишком уж вредные мыслительные вирусы. Некоторые делают это тщательно и постоянно, другие не обращают особенного внимания на такую защиту и предпочитают плавно дрейфовать по течению. Но было бы разумнее руководствоваться хотя бы примитивной техникой безопасности — правилами мышления, которыми можно пользоваться осознанно и систематически.

Правила техники безопасности преследуют нас всю жизнь, но к мыслительному процессу мы всё ещё относимся с халатностью.

Источник: wikimedia.org

Очень часто мы встречаемся с утверждениями, в которых чувствуется какой-то недостаток. «Здесь что-то не так» — думаем мы и решаем, что лучше держаться от этих утверждений подальше. Понять, что именно не так с сомнительными рассуждениями, обосновать свою критику и выдвинуть собственные аргументы помогают навыки критического мышления.

Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?

Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран. Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение (то есть, согласно Декарту, обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться»), находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.

Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания, чем это привычно для отечественной системы образования.

Одним из заданий по курсу истории литературы может быть, например, придумать 50 вопросов к «Гамлету» Шекспира — ситуация, которая и в самом страшном сне не приснилась бы большинству российских студентов.

Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности). Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения. Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.

С такой точки зрения к научному журналу, жёлтой прессе или каналу РенТВ следует относиться одинаково настороженно.

Источник: pixabay.com

В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы», авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.

Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически. Это совсем не обязательно ведёт к тупой зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным. Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.

Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали. 

Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить и не соглашаться с чужой позицией?

Аргументированный спор может быть чем-то похож на дуэль, но точно не на драку в детском саду.

Источник: wikipedia.org

Настоящая и ненастоящая критика

Базовая структура любого аргумента задаётся следующей моделью: дела обстоят X, потому что Y. Есть то, что нам пытаются доказать, и есть то, с помощью чего это делают. Относиться к материалу критически — значит научиться отделять одно от другого и внимательно относиться к их соотношению. Можно ли сделать другие выводы, основываясь на тех же самых данных? В какой степени приведённые доводы обосновывают авторское заключение?

Отвергать чужое умозаключение просто потому, что оно нам не нравится — не значит относиться к нему критически. Это значит просто не понять его сути.

Иногда даже самые разумные и просвещённые люди поддаются искушению смотреть на вещи упрощённо. Часто это связано со стигматизацией и делением на «своих» и «чужих» — именно на этом строится значительная часть нашего обыденного социального опыта, в котором есть место и бытовому расизму, и дискриминации по полу, и интеллигентскому снобизму.

Ещё одна ошибка, которая часто лежит в основе наших ложных умозаключений — это миф о «правильных ответах».

На многие вопросы действительно есть единственный относительно точный ответ. К примеру, нет необходимости дискутировать о том, каково расстояние до Луны — можно просто узнать это в справочнике. Но большинство вопросов требуют размышления, и ответы на них могут быть самыми разными. Поэтому недостаточно просто навести справки в авторитетном источнике: нужно оценить, насколько убедительно обосновываются приводимые данные и попытаться выстроить собственную цепочку рассуждений.

Как читать тексты: базовая структура рассуждения

Любой текст — письменный или устный — должен содержать в себе некоторые базовые элементы, без которых автор рискует не донести своё сообщение до адресата.

Конечно, в текстах СМИ или наших обыденных разговорах мы легко справляемся и без них. Но если мы хотим вести осмысленный разговор, из которого последуют определённые выводы, мы как минимум должны обратить своё внимание на то, как строится рассуждение. Ниже приведены основные из этих элементов. Этот список можно использовать в качестве координатной сетки, которую можно накладывать на любое развёрнутое рассуждение. И это действительно сильно упрощает жизнь.

  • Цель
    Любой текст пишется или произносится с определённой целью. К кому обращается автор, в чём он пытается убедить аудиторию? Если текст пишете вы сами, проверяйте, не отклонились ли вы от заданной цели. А для начала поймите, имеет ли она для вас какое-то реальное значение, и стоит ли вообще затраченных усилий.
  • Проблема
    Проблема — это не то, в чём автор дал маху, а те вопросы, на которые он намеревается ответить. Нужно отделять те вопросы, которые имеют чёткое решение, от тех, которые необходимо рассматривать с разных точек зрения. Кроме того, крупные вопросы необходимо делить на более мелкие части, чтобы не уходить в пустые абстракции.
  • Допущения
    Это те предпосылки, которые автор принимает как сами собой разумеющиеся. Неосознанные допущения могут поставить автора или аудиторию в неловкую ситуацию, которая иллюстрируется известным анекдотом, в котором человека спрашивают, перестал ли он пить коньяк по утрам. Когда мы что-то пишем или читаем, нам необходимо задуматься о том, в чём заключаются эти допущения и насколько они справедливы.

Осознание собственных предпосылок — стадия, после которой двигаться вперёд становится намного проще.

Источник: metmuseum.org

  • Точка зрения
    Мы все смотрим на вещи с ограниченной и частной точки зрения. Достижение абсолютной объективности невозможно не только потому, что все мы люди со своими особенностями, но и потому, что любую вещь можно осмыслять с разных сторон. «Уловка Бога», то есть претензия на полное и непредвзятое знание, остаётся именно несправедливой уловкой: никому просто не хватит ресурсов, чтобы достичь знания этого уровня и качества.
  • Данные
    Любое утверждение должно подкрепляться релевантными, то есть относящимися к теме данными. К примеру, говоря о вреде ГМО, необходимо ссылаться на научные исследования или их научно-популярные переложения, а не на мнения соседей по подъезду. Нужно также проверить, насколько приводимые данные относятся к проблеме, которую мы рассматриваем — не ушли ли мы от неё куда-то в сторону?
  • Концепции и идеи
    Концепции — это мыслительные инструменты, без которых нам никак не обойтись. Как бы мы ни хотели говорить о «реальных вещах», для этого нам в любом случае необходимы искусственные модели и выдуманные понятия. Проблема только в том, что они должны быть выбраны правильно и чётко определены — в этом ключевое отличие объективного знания от мнений и субъективных наблюдений.
  • Выводы и интерпретации
    Это те способы, которыми вы извлекаете из данных смысл. Обратите внимание, что зачастую есть другой способ осмыслить ту же самую информацию. Если это так, то данных, возможно, просто недостаточно для того, чтобы сделать осмысленное заключение. В этом случае лучше сказать об этом прямо, чем выдвигать необоснованные предположения.
  • Следствия
    Что будет, если мы примем основные положения и выводы автора всерьёз? Какие позитивные и негативные последствия из них вытекают? Часто можно увидеть, что на первый взгляд разумные аргументы вызывают противоречивые или бессмысленные последствия — именно на этом строится риторический приём «доведение до абсурда».

Летающий Макаронный Монстр, как и чайник Рассела — наглядный пример доведения до абсурда.

Источник: wikipedia.org

Бертран Рассел в «Философском словаре разума, материи, морали» приводит всего три правила, которые, по его мнению, могут в разы улучшить интеллектуальный климат планеты, если их примет значительная часть людей, которые пытаются о чём-то думать и рассуждать.

  1. если эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным;
  2. если они не пришли к согласию, не-эксперты не должны считать верным никакое мнение;
  3. когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.

Эти правила действительно спасли бы нас от огромного количества того, что Рассел называет «интеллектуальным мусором». Но нет ли чего-то несправедливого в таких строгих установлениях?

Как мы уже говорили, эксперты тоже могут ошибаться, и далеко не для всякой ситуации есть чёткая позиция, базирующаяся на железобетонной истине. Что же касается третьего пункта, жизнь часто вынуждает нас действовать в условиях неопределённости: далеко не всегда мы можем просто стоически воздержаться от суждения, дожидаясь мудрых экспертов, которые всё расставят по своим местам.

Полагаться только на экспертные заключения, с порога отметая всё прочее, — значит приветствовать интеллектуальную пассивность всех, кроме горстки избранных, обладающих «истинным знанием». Гораздо разумнее было бы воспользоваться навыками и принципами критического мышления, которые действительно может освоить каждый.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Газовая плита индезит с газовой духовкой инструкция градусы духовки
  • Мумие таблетки инструкция по применению цена взрослым
  • Mi robot vacuum mop essential руководство
  • Утепление дверей входных в частном доме своими руками пошаговая инструкция
  • Кто осуществляет руководство применением войск в целях обороны