Закрытие договора по 223 фз пошаговая инструкция

вопросы

Из нашей статьи вы узнаете:

В действующем законодательстве прописана возможность расторгнуть контракт, который был подписан согласно Федеральному закону №223. Непрямое упоминание о том, что допускается внесение корректировок в контракт, содержится в обязанности заказчика отправлять сведения о поправках в реестр договоров. Закон о закупках — основополагающий нормативный акт. Однако заказчикам надлежит учитывать также положения гражданского законодательства, требования своего Положения о закупке.

Как происходит по 223-ФЗ расторжение договора

По 223 ФЗ расторжение договора может происходить следующими способами:

  • по соглашению обеих сторон;
  • в одностороннем порядке;
  • согласно вынесенному судебной инстанцией решению.

Гражданский кодекс в статье 450 предусматривает возможность расторжения договора по соглашению сторон. Однако это должно быть прописано в тексте контракта. Такой вариант считается наиболее удобным в силу минимального риска неблагоприятных последствий. Инициатором может стать любая сторона, будь то заказчик либо поставщик. Соглашение допускается в ситуации, когда исполнение договорных обязательств не несёт выгоды одному из участников договорных отношений, в то время как у второго нет возражений. Законодательные ограничения для реализации процедуры отсутствуют, если таковые не прописаны в положении о закупке.

Процедура следующая. Одна сторона должна выслать уведомление второй. В тексте должно быть сказано о невозможности продолжить договорные отношения и оговорена просьба об их прекращении. При отсутствии возражений от второй стороны можно подписывать соглашение о расторжении. Его форма идентична договору — пункт 1 статьи 452 ГК РФ. Далее информация о расторжении публикуется в Реестре договоров в ЕИС.

Такой отказ от исполнения договорных обязательств предпочтителен в силу того, что данные о поставщике не передаются в РНП. Его репутация остаётся неиспорченной.

В том случае, когда договорные обязательства расторгаются после поставки части ТРУ, заказчику надлежит вернуть переданные ему материальные ценности. От поставщика же требуется произвести возврат перечисленных за них денег.

В одностороннем внесудебном порядке расторгнуть договор можно лишь в тех случаях, которые упомянуты в его тексте либо в положении о закупке или ГК РФ. Односторонний отказ от контракта допускается. Точный порядок выполнения процедуры в ФЗ №223 не оговорён. Это нужно прописать самому заказчику в положении о закупке.

Среди основных причин отказа от договора могут быть:

  • сорванные сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • повторяющиеся нарушения прописанных в тексте договора сроков исполнения обязательств;
  • поставка некачественной продукции, а также неустранение недостатков в оговорённые заказчиком сроки. Сюда же относятся ситуации, когда выявленные недочёты неустранимы и слишком значимы.

Если речь идёт о нарушениях со стороны заказчика, то здесь причинами отказа от договора могут быть:

  • длительная по времени задержка оплаты оказанных услуг, выполненных работ, либо за поставленные товары;
  • отсутствие обоснования в отказе принимать ТРУ.

Заказчик может предусмотреть в своём Положении о закупке также право расторжения договора в одностороннем порядке при обнаружении факта предоставления победителем закупки недостоверных сведений при подаче заявки на участие в закупке.

По 223-ФЗ расторжение договора происходит так.

  1. Заказчику нужно отправить Уведомление поставщику (исполнителю, подрядчику). В тексте должны быть приведены данные о расторгаемом контракте и причина этого действия. На устранение недостатков отводится 10—30 суток. Отправление должно быть вручено контрагенту заказным письмом с уведомлением либо под расписку о вручении с курьером.
  2. Если описанные недостатки не были устранены исполнителем в оговорённые сроки, контракт считается расторгнутым в автоматическом режиме.
  3. Если были допущены серьёзные нарушения подрядчиком взятых на себя обязательств, заказчик отправляет данные о нём в РНП.

С момента получения уведомления договорные обязательства прекращаются.

Неправильно выполненная процедура отказа от исполнения договорных обязательств влечёт неприятные последствия для обеих сторон. Для поставщика это попадание в РНП, что чревато наложением запрета на участие в закупочных мероприятиях на протяжении двух лет. Об этом говорится в тексте ФЗ №223. Также поставщику придётся выплатить неустойку или же штраф, возместить причинённые убытки. Заказчику придётся снова проводить закупочную процедуру, причём не исключено, что понадобится повысить цену. Также может быть наложен административный штраф, если договорные обязательства были разорваны с нарушениями. Поставщик может подать жалобу в ФАС или же иск в судебную инстанцию. В итоге заказчик сам станет ответчиком, если было нарушено законодательство.

Только если не удалось решить вопрос описанными двумя способами, приходится обращаться в суд.

Возможна ли пролонгация договора по 223-ФЗ

Внести изменение в договор можно и по другому поводу. Одним из них является пролонгация заключённого по ФЗ №223 договора. Такая возможность предусмотрена положениями нормативного акта. ФЗ №223 допускает добавление в текст контракта почти любого условия, не противоречащего ГК РФ. Разрешено корректировать объём ТРУ, стоимость контракта и точную дату его исполнения. Всё это оговорено в части 1 статьи 450 ГК РФ и части 5 статьи 4 ФЗ №223. Число пролонгаций регламентировано лишь положением о закупке.

Есть также нюансы. Пролонгировать контракт с единственным поставщиком становится возможно лишь в том случае, когда это оговорено в положении о закупке и самом договоре. При отсутствии в ЕИС публикации о контракте по причине его малого объёма, в то время как пролонгация привела к росту стоимости контракта до 100 тысяч рублей и более, надлежит отправить данные о договоре, чтобы его включили в реестр. Также нужно принять решение о публикации информации о самой закупочной процедуре согласно положению.

Увеличение цены договора

ФЗ №223 считается более лояльным в сравнении с ФЗ №44. Внесение корректировок в договор допускается и в одностороннем порядке — такие ситуации описаны в статье 450 ГК РФ либо в самом тексте договора.

Повысить цену контракта согласно ФЗ №223 можно в таком случае:

  • обе стороны достигли соглашения в этом вопросе. Заказчик может понять, что поставщику в связи с дополнительными затратами не под силу качественно и в оговорённый срок исполнить взятые на себя обязательства. Более выгодным станет повысить сумму вознаграждения;
  • опция корректировки цены договора указана в положении о закупках. Даже если пункта не было изначально, заказчик имеет право внести его.

Если речь идёт о повышении цены договора в судебном порядке, понадобится доказать, что имели место следующие обстоятельства:

  • договор был подписан до получения сведений о повышении, к примеру, ставки НДС или действующих тарифов, введении санкций иностранных государств и пр.;
  • в договорных условиях отсутствуют непосредственные указания на риск, возникающий для поставщика в случае изменения обстоятельств исполнения прописанных обязательств;
  • исполнение договора без внесения изменений влечёт значительные убытки для поставщика и (или) делают исполнение договора невозможным.

В этом случае есть шанс на корректировку цены договора согласно ФЗ №223.

Данные о подписании допсоглашения должны быть отправлены в ЕИС в течение 10 суток с момента, когда было принято решение о корректировках. Это прописано в ФЗ №223. Нормативный акт указывает на то, что данные должны быть опубликованы в ЕИС в том случае, когда цена договора изменилась в сравнении с итоговым протоколом. Поправки следует направить и в реестр договоров, которые были заключены по итогам закупки, согласно Постановлению Правительства №1132.

Изменение цены должно иметь под собой веские причины. В противном случае пересмотр стоимости договора подлежит обжалованию. Заказчик несёт ответственность за нарушение принципов конкуренции. Это подразумевает его проверку на предмет коррупционного сговора с поставщиком.

Возможно ли внесение изменений в аукционную документацию по 223 ФЗ

По закону №223-ФЗ заказчик имеет право отменить объявленную закупку до окончания срока приёмки заявок. Если этот срок истёк, то отменить закупку можно только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.


Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Заказчик вправе отменить закупку полностью или только по отдельному лоту. Решение об отмене необходимо разместить в ЕИС в день его принятия (ч. 5–7 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

Допускается не только отмена закупки, но и внесение корректировок в аукционные документы. Достаточно лишь, чтобы такое действие было предусмотрено положением о закупке и сопутствующей документацией. Сделанные поправки понадобится опубликовать в ЕИС. На это даётся 3 суток. Исходной точкой является дата принятия решения о внесении поправок. Также срок приёма заявок после сделанных корректировок должен быть не меньше половины срока приёма заявок, который указан в положении о закупке для электронного аукциона. В противном случае нужно в обязательном порядке отодвинуть дату окончания подачи заявок.

Заключение

Отказ от исполнения договорных обязательств никак не регламентирован ФЗ №223. Единственным регулятором здесь становится гражданское законодательство. Поэтому содержание составленных заказчиками положений о закупке не должно противоречить нормам ГК РФ. Расторжение контракта допускается различными способами. При этом обычно не требуется вмешательство судебных инстанций.

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем использовать комплексное решение Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения на нашем сайте.

Закупочная деятельность осуществляется на основании договора, который заключается между заказчиком и поставщиком (подрядчиком). На государственном уровне это регулируется нормами ГК РФ, а также федеральным законодательством о контрактной системе №44-ФЗ и федеральным законодательством о корпоративных закупках №223-ФЗ. Соответственно, если оба партнера или один из них принял решение о прекращении дальнейшей совместной работы, должно быть произведено расторжение договоров по 223-ФЗ.

Расторжение договоров по 223-ФЗ

Расторжение договоров по 223-ФЗ

В каких случаях происходит расторжение договоров по 223-ФЗ в закупочной деятельности?

Для защиты интересов поставщиков, а также заказчиков при составлении договоров и контрактов следует детально прописывать условия, на которых возможно расторжение договора. Они основываются на пунктах №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации партнеры имеют право расторгнуть договор на поставки каких-либо видов продукции по ряду причин:

  • материалы или готовые изделия имеют ненадлежащее качество, а также изъяны, которые не подлежат устранению в установленные сроки;
  • беспричинное невыполнение обязательств по замене продукции с дефектами;
  • доставка товаров с нарушением стандартной или указанной заказчиком комплектации и последующий отказ исправления нарушений;
  • доставка продукции, не предусмотренной контрактом;
  • нарушения сроков доставки поставщиком или оплаты заказчиком.

Если дело касается выполнения разных видов работ или предоставления услуг, решение о расторжение договоров по 223-ФЗ обычно принимают в таких случаях:

  • подрядчик сильно нарушает сроки выполнения работы, из-за чего его клиент ни при каких обстоятельствах не сможет получить нужный результат;
  • непосредственно во время оказания услуги или после его завершения обнаружены недостатки, которые являются неустранимыми или требуют слишком много времени на исправление;
  • нарушения сроков выполнения работы подрядчиком или ее оплаты заказчиком;
  • неудовлетворительное качество конечного результата;
  • значительно повышение стоимости на указанные в договоре услуги;
  • постоянные задержки заказчиком необходимых материалов и инструментов для выполнения поставленного задания, а также создание условий, препятствующих полноценной работе подрядчика.

Способы расторжения договоров по 223-ФЗ?

Партнеры по закупкам, которые работают по №223-ФЗ, имеют право самостоятельно сформировать удобные для себя правила сотрудничества. Также федеральное законодательство предоставляет возможность установить условия расторжения контракта – они указываются в договоре.

Есть четыре способа отказаться от дальнейшей работы с партнером:

  1. Аннуляция договора по соглашению сторон – решение самое простое и быстрое в реализации, ведь основывается на взаимной договоренности партнеров о выгодных для обеих условиях. Это возможно даже в том случае, если данный пункт не прописан в документах.
  2. Прекращение закупок по инициативе заказчика – если это не предусмотрено условиями сотрудничества, основанием может стать подтвержденное нарушение качества и сроков.
  3. Аннуляция контракта по желанию поставщика или подрядчика – часто это предполагается условиями закупок, но если двум сторонам не удалось прийти к согласию, исправить ситуацию может доказательство пренебрежения заказчиком установленными правилами.
  4. Признание договора недействительным по решению суда – единственное решение, если возможность расторжения сделки не указана в контракте, а сторона ответчик не дает согласия.

Независимо от того, на каком основании произошло расторжение договоренностей, нужно обязательно внести новую информацию в федеральный реестр контрактов. Обновленные сведения должны содержать реквизиты каждой стороны, номер документа и дату прекращения его действия, а также причину принятого решения.

Какие основания могут быть для одностороннего расторжения договоренностей?

Одностороннее расторжение контракта допускается со стороны и поставщика товаров или услуг, и заказчика. Аргументируя причины партнеры могут опираться на нормы ГК РФ.

Поставщик может инициировать расторжение договора по №233-ФЗ либо №44-ФЗ, и в последствии прекратить деловые отношения с партнером без его согласия в следующих случаях:

  1. Несвоевременная оплата поставленной продукции, а также выполненной работы либо предоставленных услуг. Согласно п. 3 ст. 523, должны быть подтверждены минимум две просрочки.
  2. Заказчик не менее двух раз отказывался от приема товара и работы без каких-либо объяснений – это указывается в п. 3 ст. 523.
  3. Заказчик намеренно создает условия, при которых невозможно исполнение условий договора – примером является несвоевременное предоставление материалов. Данная ситуация регулируется п. 1 ст. 719.
  4. Если заказчик отказывается оплачивать услуги либо товары после аргументированного повышения цен по причинам, которые не зависят от поставщика. В этом случае можно ссылаться на п. 6 ст. 709.

У заказчиков так же могут быть причины для прекращения сотрудничества в одностороннем порядке без согласия партнера:

  1. Товары или услуги не соответствуют требуемому качеству. Согласно требованиям п. 2 ст. 523, это должно подтверждаться результатами независимой экспертизы.
  2. Нарушение комплектации товара с последующим отказом исправить допущенные ошибки. Это предусмотрено п. 2 ст. 480.
  3. Поставщик больше двух раз нарушал оговоренные сроки доставки товара либо выполнения работ. При отказе от сотрудничества по такой причине ссылаются на п. 2 ст. 523 ГК РФ.
  4. Нормы п. 2 и 3 ст. 715 позволяют заказчику прекратить сотрудничество, если подрядчик нарушает график без явных на то причин.
  5. По п. 3 ст. 723, можно в одностороннем порядке разорвать договор, если в ходе исполнения условий контракта были выявлены недостатки, а поставщик не хочет или не может устранить их в установленные сроки.
  6. В п. 15 ст. 95 №44-ФЗ указано, что заказчики не обязаны поддерживать сотрудничество с поставщиками и исполнителями, не соответствующими требованиям этого же федерального закона.

Кроме того, у заказчиков могут появиться и другие аргументы о прекращении совместной работы, основывающиеся на требованиях законодательства РФ.

Алгоритм действий заказчика

Расторжение договоров по 223-ФЗ или №44-ФЗ может проходить по достигнутому взаимному согласию сторон или по инициативе одной из них. Ниже приведены алгоритмы действий заказчика в зависимости от условий ситуации.

Процедура аннулирования контракта не регламентируется законодательством, если никто из участников сделки не желает сохранить установленные ранее обязательства. Соответственно им необходимо лишь оформить документы и в течение трех внести информацию о них в реестр контрактов. При этом следует придерживаться рекомендаций из ГК РФ. Процедура проходит в несколько этапов:

  1. Заказчик, если это предусмотрено договоренностью, разрабатывает текст соглашения в форме, аналогичной основному контракту. В нем указываются номер и дата подписания документов о сотрудничестве, реквизиты заказчика и поставщика, причина прекращения совместной работы.
  2. Подписанный документ направляется оппоненту, который при согласии с указанными условиями ставит подпись и печать.
  3. Заказчик вносить требующуюся информацию в ЕИС. Причину аннуляции подробно расписывать не надо.

Официально договор о закупках признается недействительным после того, как обе стороны подпишут его.

Если же инициатором прекращения обязательств выступает только заказчик, и контрактом предусмотрена такая возможность, он должен выполнить следующие действия:

  1. Нужно известить партнера о принятом решении. Это делается любым удобным способом – важно получить подтверждение об уведомлении.
  2. Если стороны не намерены продолжать сотрудничество, выделяется 10 дней с момента извещения поставщика, чтобы они рассчитались за уже исполненные обязательства. Например, заказчик должен оплатить принятый товар, если не сделал это раньше, а поставщик должен вернуть деньги либо предоставить оплаченные услуги или продукцию.
  3. При необходимости заказчик может провести экспертизу для подтверждения нарушения обязательств поставщиком. Следует отметить, что сторона-ответчик обязана компенсировать расходы на эту процедуру, если результаты подтвердили плохое качество продукции или услуг.
  4. Заказчик составляет договор о прекращении закупок и отправляет его поставщику.
  5. После улаживания всех нюансов, а также подписания документов обоими партнерами заказчик обязан внести сведения об этом в ЕИС.

В случаях, когда в контракте не прописан пункт о возможном прекращении деловых отношений по односторонней инициативе, а поставщик не желает принять решение партнера, необходимо обратиться в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Особенности расторжения контрактов в случае №44-ФЗ

Перед заключением договора о закупках поставщик и покупатель проводят подготовку для обеспечения выгодных условий сотрудничества. Однако в некоторых случаях одна или обе стороны могут по каким-либо причинам решить разорвать контракт. Это возможно, согласно ч. 8 ст. 96 №44-ФЗ.

Данный закон о госзакупках предусматривает несколько оснований, допускающих прекращение совместной работы:

  •         инициатива заказчика;
  •         инициатива поставщика;
  •         соглашение обеих сторон;
  •         судебное решение.

Первые два варианта возможны, если такой вариант прописан в контракте – при составлении документа необходимо внести в него данный пункт. Благодаря этому, скорее всего, не придется подавать иск в арбитраж.

Соглашение о прекращении обязательств перед партнером оформляется в той же форме, что и исходный договор: в письменном виде, с подписями и печатями заказчика и поставщика. Если это решение приняли обе стороны и на момент аннулирования контракта все обязательства были исполнены, участники не имеют права требовать возврата товара или денег. В противном случае лицо, нарушившее условия, должен возместить понесенный ущерб.

Особенности расторжение договоров по 223-ФЗ или №44-ФЗ позволяют заказчикам изменить условия закупки или полностью прекратить сотрудничество с другой стороной. В первом случае у них есть гораздо больше возможностей, но и второй вариант позволяет выгодно решить ситуацию, следуя императивным нормам гражданского законодательства РФ. Некоторые правила проведения сделок можно устанавливать самостоятельно в зависимости от личных интересов. При этом специалисты рекомендуют все-таки прописывать в договоре все условия сотрудничества максимально подробно. Таким образом, при расторжении контракта удастся избежать целого ряда проблем, не нарушая федеральные положения о закупке.

  Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.   Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.

Все способы закупок по 223-ФЗ делятся на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные закупки — это тендеры, в которых участники борются за право заключить договор с заказчиком на условиях, выдвинутых в заявках и предложениях. Для проведения такой закупки заказчик публикует информацию о ней в ЕИС или направляет приглашения к участию в закрытой процедуре минимум двум поставщикам.

Описание объекта конкурентной закупки при этом должно подчиняться строгим правилам (ч. 6.1 ст. 3):

  • В нем указывают потребительские свойства, технические и качественные характеристики, при необходимости — эксплуатационные характеристики. 
  • Оно не должно содержать требования, которые могут неправомерно ограничить число участников, и указания на товарные знаки (ТЗ) и фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы и страны происхождения товаров — кроме случаев, когда нет другого способа более точно описать предмет закупки.
  • При указании на товарный знак нужно в скобках добавлять слова «или эквивалент» — кроме случаев несовместимости с товарами других ТЗ, технических ограничений в закупках запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию, закупок для исполнения государственного или муниципального контракта и тендеров с указанием конкретных ТЗ по условиям международных договоров. 

Неконкурентные тендеры — это закупки у единственного поставщика или подрядчика, а также другие виды закупок, предусмотренные Положением о закупке заказчика. Такие закупки обычно не признаются торгами и к ним не применяются правила ч.3 ст. 3 223-ФЗ.

zakupki

Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам

Сэкономить время

Конкурентные способы закупки

  1. Конкурс — вид торгов, где побеждает участник, предложение которого лучше других отвечает требованиям заказчика — в результате сопоставления заявок по указанным заранее критериям.
  2. Аукцион — вид торгов, где побеждает тот, чья заявка отвечает требованиям заказчика и кто предложил самую низкую цену. Участники снижаются от НМЦД на установленную в документации величину — шаг аукциона. Если цена снизится до нуля, борьба пойдет за право заключить договор — тогда победит участник, который предложил наибольшую цену.
  3. Запрос котировок — вид торгов, где победителем становится участник, заявка которого соответствует требованиям и содержит наименьшую цену.
  4. Запрос предложений — вид торгов, где побеждает участник, заявка которого наиболее полно отвечает требованиям заказчика и содержит лучшие условия. В отличие от конкурса здесь участники могут улучшать первоначальные предложения и направлять заказчику окончательные.
  5. Закон предусматривает иные способы, которые заказчик может установить в своем Положении о закупках. Эти способы должны отвечать указанным выше требованиям (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).

Способ закупки

Разновидности

Сроки размещения в ЕИС извещения и документации

Конкурс

— открытый конкурс, 

— конкурс в электронной форме, 

— закрытый конкурс

не менее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок

Аукцион

— открытый аукцион, 

— аукцион в электронной форме, 

— закрытый аукцион

не менее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок

Запрос котировок

— запрос котировок в электронной форме, 

— закрытый запрос котировок

не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания срока приема заявок 

Запрос предложений

— запрос предложений в электронной форме, 

— закрытый запрос предложений

не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения запроса

Таблица. Конкурентные способы закупок по 223-ФЗ и их разновидности

Положение о закупке

Положение о закупке — главный документ, который регламентирует действия заказчика на всех этапах закупочного процесса — от планирования до заключения договора и приемки товаров и работ. Оно должно содержать:

  • Основные понятия и термины;
  • Область применения; 
  • Требования к закупке и участникам; 
  • Порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора (НМЦД);
  • Формулу расчета сумм, которые заказчик должен выплатить поставщику по договору; 
  • Определение и обоснование цены единицы товара, работы или услуги; 
  • Определение максимального значения цены договора; 
  • Правила подготовки и проведения закупок, условия использования конкурентных и неконкурентных способов закупки;  
  • Особенности проведения закупок у малого и среднего бизнеса (МСП) и при предоставлении других преимуществ;  
  • Содержание извещения и документации о закупке;
  • Порядок заключения, исполнения и расторжения договоров; 
  • Иные положения, связанные с обеспечением закупки.

Положение о закупке утверждается высшим руководством компаний-заказчиков и публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) на неопределенный срок — не позднее 15 дней с даты утверждения. Учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий могут утвердить типовое положение о закупке.

Если заказчик за календарный год не выполнил требования государства по закупкам у МСП или разместил недостоверные сведения о годовом объеме таких закупок, то положение о закупке этого заказчика с 1 февраля следующего года считается неразмещенным. Заказчик должен будет руководствоваться нормами 44-ФЗ.

zakupki

Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам

Сэкономить время

План закупки 

Планы закупок заказчики также должны публиковать в ЕИС — на календарный год. План закупки должен содержать основные параметры каждой будущей закупки. Правила формирования плана закупки и требования к его форме устанавливаются Правительством РФ. 

План закупок у МСП публикуется не менее чем на три года, план закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарств размещается на срок от пяти до семи лет. 

Извещение о закупке 

Извещение о закупке — документ, содержащий базовую информацию о конкретном заказе и сжатое описание условий участия, которые подробно даются в документации.

Документация о закупке 

Это комплект документов, который составляется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую информацию для участия в текущем тендере, в том числе условия договора. В документации о закупке заказчики указывают: 

  • Предмет закупки, указание количества необходимого товара или объема работ и услуг, кроме случаев, когда объемы определить невозможно. 
  • Требования к качеству товаров, техническим и функциональным характеристикам продукции, а также к условиям их поставки. 
  • Требования к содержанию, форме, составу и сроку действия заявки на участие в конкурентных закупках, инструкцию по подготовке заявок.  
  • Требования к описанию поставляемых товаров, работ или услуг, их количественных и качественных характеристик. 
  • Место, условия, сроки или периоды поставки. 
  • НМЦД или формулу цены с обозначением максимального ее значения либо цену единицы товара и максимальное значение цены договора. 
  • Условия оплаты. 
  • Регламент предоставления поставщикам разъяснений по документации о закупке и порядок запроса у участников дополнительных документов.
  • Другие важные условия, указанные Положением о закупке.

Изучение документации — ключевой момент анализа закупки, чтобы принять решение об участии. Внимательно изучите все требования и товарные характеристики и убедитесь, что ваша продукция соответствует запросам заказчика. Если возникли разногласия или нужно уточнить смысл некоторых положений, не стесняйтесь писать заказчику запросы на разъяснение.

Документы в составе заявки участников 

Сложно определить универсальный набор документов, чтобы участвовать с ним в различных тендерах по 223-ФЗ. В конкурентных закупках заказчики могут дополнительно запрашивать документы у участников. Регламент такого запроса должен быть прописан в документации о закупке и Положении о закупке. 

О документах, которые могут требовать заказчики, и о рекомендациях по их подготовке мы писали ранее.

Протоколы 

Протоколы фиксируют этапы тендера и его итоговые результаты, в том числе предложение победителя закупки, которое далее вносится в договор.

Если несколько участников предложили одинаковые условия, то меньший порядковый номер присваивается поставщику, который раньше подал заявку. 

В итоговом протоколе также указывают основания, по которым те или иные заявки (предложения) были отклонены; результаты оценки заявок и решения комиссии о присвоении баллов; причины, по которым закупку признали несостоявшейся.

zakupki

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Попробовать

Договор 

Соглашение, которое заключается с победителем тендера. В договоре прописывают объемы взаимных обязательств по закупке и поставке товаров, работ или услуг. Договор по итогам конкурентных закупок можно заключить не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента публикации в ЕИС итогового протокола. 

Заказчик и поставщик могут заключать дополнительные соглашения, если это условие прописано в Положении о закупке — например, о замене товара на улучшенный аналог, корректировке периодов поставки, изменении других условий договора или его расторжении. 

Мы рассмотрели основные положения третьей и четвертой статей 223-ФЗ, а также статьи 3.2. В следующей части цикла поговорим об особенностях закупок в электронной форме и закупках определенных категорий товаров и услуг.

(введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

1. Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

2. Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

3. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

4. Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

5. Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

6. Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.

7. По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

8. Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки.

9. Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

10. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

11. Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в такой закупке.

12. Протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки, а также по итогам конкурентной закупки, заявки на участие в конкурентной закупке, окончательные предложения участников конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, извещение о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке хранятся заказчиком не менее трех лет.

13. Протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;

6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

14. Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее — итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

15. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

16. Под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

17. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

18. Под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее — «шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

19. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

20. Под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

21. При проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

22. Под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

23. При проведении запроса предложений извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса.

24. Конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов.

25. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением случая проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона, при котором обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется в соответствии с частью 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 109-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:

1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;

2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

27. Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

28. По итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мультиварка поларис pmc 0507d инструкция по применению
  • Руководство пользователя для acdsee
  • Таб бетагистин 24 мг инструкция по применению взрослым
  • Лозеваль для голубей инструкция по применению цена
  • В какой срок должна пересматриваться инструкция по эксплуатации железнодорожного переезда