Занятия на тему руководство

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГБПОУ «Сасовский
индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М. Шемарова»

Методическая
разработка

по проведению
открытого урока

по дисциплине
«Менеджмент»

на тему «Понятие
руководства и власти»

для специальности

38.02.04
«Коммерция» (по отраслям

г. Сасово

20__ г.

Содержание

Аннотация                                                                                                                          4

План урока                                                                                                                          5

Теоретическая часть                                                                                                           8

Приложения                                                                                                                        14

Аннотация

В
рамках перехода учебных заведений на государственные стандарты третьего
поколения возникла необходимость формирования у студентов профессиональных
компетенций. Реализация данного подхода обеспечит будущему специалисту
возможность для понимания своей выбранной специальности ,профессионального и
карьерного роста.

Методическая
разработка открытого урока является актуальной для преподавателей, работающих с
активными инновационными формами проведения  занятия для систематизации и
закрепления изученного материала с использованием информационно-коммуникативных
технологий и элементов ролевой игры.

Проведение
занятий требует использование современных средств и форм организации занятия,
  использование ТСО. По изучаемой теме студенты могут подготовить к уроку
в виде домашнего занятия дополнительный материал в виде докладов, презентаций,
слайдов.

Показ
домашних презентаций по темам можно организовать в течение урока, для
ознакомления с новым материалом. Это позволит проконтролировать самостоятельную
работу студентов, поможет повторить уже пройденный материал, составить
логическое аналитическое заключение.

Работа
в микрогруппах, за компьютером и на интерактивной доске, обсуждение тем,
принятие самостоятельных решений, использование элементов ролевой игры дают
хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности,
нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию ситуаций,
вырабатываются умения анализировать сложившуюся ситуацию на предприятии,
рекомендации по улучшению работы.

Дисциплина «Менеджмент »  тесно переплетается с
другими экономическими дисциплинами, в результате прослеживаются тесные
межпредметные связи (
психология
и этика коммерческой деятельности;, основы права, информатика).

 Цель
написания данной методической разработки – формирование мотивации у студентов,
развитие логического мышления, систематизация и контроль знаний студентов по
изучаемой теме.

Структура
занятия состоит в подробном распределении элементов занятия и изучаемых
вопросов, а так же    методов обучения и времени, необходимого для
изучения темы;  методика проведения занятия включает в себя подробное
описание каждого элемента занятия и его цели;

План урока № 25

   от «» _______20_г.

Специальность:  38.02.04 «Коммерция» (по отраслям)

Группа: К 38-2

Дисциплина  Менеджмент

Тема: Понятие
руководства и власти

Формируемые
компетенции:

ПК 1.7. Применять в коммерческой
деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого
общения.

ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.

ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в
команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10. Логически верно,
аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

Цели урока:

Образовательная – ознакомить с основными видами,
свойствами власти и лидерства, ф
ормировать
умения работать с новой информацией по теме
.

 Развивающаяразвивать аналитическое мышление — формирование умения
выделять существенные признаки и свойства.

Воспитательная – способствовать совершенствованию
навыков общения, концентрации внимания при проведении работы, воспитать познавательные
мотивы учения, интерес к выбранной профессии.

Квалификационные
требования:

По
результатам занятия студент должен уметь:


применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента;
делового и управленческого общения;


планировать и организовывать работу коллектива;


прогнозировать последствия принятых управленческих решений;

По
результатам занятия студент должен знать:

— понятие «власть», ее виды,
свойства:

— понятие «лидер», основные
качества лидера.

— понятие «харизма», концепцию
харизматического лидерства.

Вид
урока:
лекция с
элементами деловой игры

Тип
урока
: Урок
открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Организация деятельности студентов: индивидуальная, групповая.

Метод обучения: обьяснительно-иллюстративный,
практический, репродуктивный.

Междисциплинарные
связи:

Психология
и этика коммерческой деятельности;

Основы
права;

Информатика.

Учебно-методическое
обеспечение:

1
ПК;

2
Программы
Windows 7,  PowerPoint.


Мультимедийный проектор BENQ.

4.
Раздаточный материал

Ход урока:

Деятельность преподавателя:

Деятельность студентов:

1.Организационный
момент :

1.1
проверка  готовности аудитории

1.2.
проверка списочного состава студентов.

Готовятся
к уроку: должны иметь тетради для лекционных работ, ручки.

2.
Формулирование темы занятия:

2.1.
показ видеороликов «Викинг», «Где должен быть командир»;

2.2.
постановка целей урока;

2.1.объяснение хода занятия.

Отвечают
на вопросы преподавателя и, опираясь на ответы, самостоятельно формулируют тему
и цель урока.

Слушают
объяснение хода занятия

3
Изучение нового материала посредством рассказа, объяснения, демонстрации.

3.1. Власть:
понятие, свойства, виды. Баланс власти.

3.2.
Лидерство : основные понятия, виды. Типология лидерства

Следят
за ходом мыслей преподавателя, проверяют степень их логичности, учатся вести
поиск.

4.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности студентов:

4.1.
демонстрация презентации «Лидер ведет свою страну вперед своим примером,
а не силой»;

Смотрят,
делают выводы по просмотренному материалу

5
Сообщение фактов, направление мыслей студентов в необходимое русло,
постановка  проблемы и включение студентов в поиск решения задач.

Выполнение
заданий:

5.1.
Участие в ролевой игре «Выборы царя зверей»;

5.2.
Выявление ск
лонности
к деятельности коммерсанта-предпринимателя по мотивам русских народных сказок
(тестирование);

5.3.
Онлайн тестирование на выявление потенциала лидера.


работают над упражнением, составляют производственные ситуации, высказывают
мнение о просмотренном видеоролике, выполняют оценку результатов теста.

6.
Проверка правильности  выполнения работы.

По
результатам выступлений кандидатов на пост «царя зверей» преподаватель
проводит анализ.

Студенты
проводят голосование, оценивают выступление кандидатов на пост «царя зверей»,
исходя из ранее оговоренных условий, самоанализ результатов.

7.                 
Подведение
итогов занятия:

7.1.           
упражнение
«Ученье — свет» ;

7.2.           
преподаватель
объявляет и выставляет оценки, комментирует

Выполняют
упражнение.

Слушают,
комментируют.

8.
Домашнее задание:

8.1.
Заполнить в Рабочей тетради по менеджменту тему 13 «Руководство:
власть и партнерство», с 54-56

8.2.
Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов «Менеджмент», 2013
г., с 256-270

Записывают
задание на дом.

Преподаватель 
ОГБПОУ   «Сасовский

индустриальный
 колледж имени полного

 кавалера
ордена Славы В.М. Шемарова»:                       __________              Кочеткова
Л.В.

  1. Власть:
    понятие, свойства, виды. Баланс власти.

Для того чтобы оказывать эффективное влияние
на людей, руководитель должен обладать властью. Власть – это возможность влиять
на других людей, возможность осуществлять свою деятельность по собственному
усмотрению.

Власть и влияние являются основой лидерства,
необходимым условием изменения поведения людей и достижения целей организации.
Власть – это взаимоотношения, взаимозависимость между участниками
управленческого процесса. Чем больше зависимость от другого человека, тем
больше власть данного человека. Политолог Роберт Дол объясняет эти
взаимоотношения следующим образом: «А имеет власть над В до такой степени, при
которой он может заставить его делать то, что В не сделал бы в других случаях».[5] Обладание властью
– это возможность влияния на удовлетворение чьих-то потребностей, желаний.

В современных организациях должен
существовать баланс власти, так как подчиненные тоже обладают властью над
руководителями. Руководители зависят от подчиненных в таких вопросах, как
предоставление достоверной и своевременной информации, качественное выполнение
заданий, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе,
неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чья поддержка
необходима руководителю, способность влиять на своих коллег, сотрудничество.
Поскольку подчиненные тоже обладают властью, руководители не должны
злоупотреблять своей властью, ибо подчиненные могут в ответ продемонстрировать
свою власть. Подчиненные не должны переживать чувство безысходности,
ненужности, полной зависимости от воли руководителя: это ведет к сопротивлению,
непокорности, разрушает благоприятный климат в коллективе, снижает
эффективность организации.

Эффективный руководитель старается
поддерживать баланс власти, а свою власть никогда не будет осуществлять в
жесткой, приказной, ожидающей подчинения манере. Лидер может влиять на
поведение других людей без опоры на силу, принуждение.

Власть может принимать разнообразные формы.

Основные формы власти.

Власть, основанная на принуждении, предполагает влияние через страх, через угрозу
удовлетворению потребностей человека. При этом менеджер использует различные
формы наказания: намек на увольнение, лишение каких-то полномочий, блокирование
продвижения по службе, понижение в должности, выговор, штраф. Есть и более
изощренные формы использования страха и принуждения: вскользь брошенное
замечание, которое ранит самолюбие, предоставление отпуска в неудобное время,
сравнение с другими сотрудниками, которые лучше справляются с заданиями. Это
подчеркивает низкую оценку работника, неуважение его со стороны руководителя и
необходимость работать более напряженно.

Но принуждение, страх редко приводят к
желаемым результатам, хотя могут приносить временные улучшения. Страх
ограничивает инициативу, творчество, снижает удовлетворенность работой,
порождает отчуждение, сопротивление, месть.

Власть вознаграждения основана на возможности руководителя обеспечить то, что
люди хотели бы иметь. Это один из самых древних и широко используемых способов
влияния на людей. Если работники согласны принять вознаграждение
(благодарность, признание, премию, повышение заработной платы, назначение на
хорошую должность, дополнительный отпуск, отдельный кабинет и т. д.), то
они будут подчиняться приказам, требованиям и указаниям. Трудность в том, чтобы
верно определить вознаграждение для каждого сотрудника. Деньги и более
престижная должность производят впечатление не на каждого человека и могут не
повлиять на его поведение.

Легитимная (законная, традиционная) власть основана на готовности подчиненными признать власть
руководителя в силу занимаемой им должности. Люди реагируют не на человека, а
на должность, служебное положение руководителя. Они осознают необходимость
подчинения начальству, поддержания дисциплины, соблюдения норм, правил,
традиций организации. Это повышает ее стабильность, предсказуемость, так как
она не зависит от способностей конкретного человека.

Подчиненные играют главную роль в реализации
легитимной власти. Они подчиняются в том случае, если убеждены в законности
приказов. Пределы легитимной власти ограничиваются такими факторами, как
культура, обычаи и система ценностей, характерными для организации. Взамен
подчиненные получают ощущение принадлежности к социальной группе, защищенности.
Влияние через традиции, должностные полномочия может значительно упростить
процесс принятия решений. В организации, где традиции очень сильны, а часто
прописаны в форме «заповедей», принципов, точно определено, «что такое хорошо и
что такое плохо».

Опасность влияния через традиции связана с
возможностью не заметить новое, а порой – сопротивления переменам, что приводит
к тому, что организация не успевает вписаться в меняющееся окружение. Кроме
того, традиции лучше влияют на людей, мотивированных защищенностью и принадлежностью.
А у современного персонала на первый план выходят потребности в уважении,
успехе, самореализации.

Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной
информации и умении использовать ее для влияния на других людей. Координация
информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека
властным. Такой властью обладают не только люди, занимающие определенные
должности, но и их помощники, секретари.

Власть примера, референтная власть основана на харизме, свойственной
личным качествам или стилю поведения человека. «Харизма» – термин, используемый
для описания притягательных черт характера некоторых людей. Многие люди
попадают под влияние определенного лица в силу его особенных личностных
качеств. Обаяние этого лица (харизма) является основой референтной власти.
Человек, обладающий харизмой, вызывает восхищение, желание подражать ему, он
служит примером для других, идеалом, кумиром, непререкаемым авторитетом.

Власть эксперта осуществляется через влияние на поведение подчиненных
посредством специализированных знаний руководителя, высокого образовательного
уровня, опыта, таланта, навыков. Экспертная власть не связана жестко с
должностью. Ее уровень определяется уровнем компетентности руководителя,
специалиста, а может быть, и исполнителя. Принимая на веру мнение подчиненного,
которого руководитель считает экспертом в своей области, руководитель экономит
время, а также, что более важно, формирует благоприятную деловую атмосферу.

Но надо иметь в виду, что формирование разумной
веры потребует определенного времени, она менее устойчива, чем вера слепая
(основанная на харизме), и в некоторых случаях разумная вера может привести к
принятию менее эффективных решений. Такое возможно, когда подчиненные, считая
руководителя экспертом, не высказывают своего мнения, не делятся информацией,
сомнениями и идеями.

Во многих современных организациях, где
подчиненные имеют высокий образовательный уровень, ликвидирован
интеллектуальный разрыв между ними и руководителями. В этих условиях становится
трудно осуществлять влияние в перечисленных формах власти. Возникает
необходимость сотрудничества со стороны подчиненных.

К такому сотрудничеству побуждают две
современные формы влияния – убеждение и участие.

2.      Лидерство :
основные понятия, виды. Типология лидерства

Любая организация может рассматриваться с
двух сторон: как формальная и неформальная. В них возникают два типа отношений:
формальные – должностные, функциональные и неформальные – эмоциональные,
психологические. Руководство – это феномен формальных, официальных отношений, а
лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений. Руководитель
назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные
полномочия. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, равных ему по
статусу.

Лидерство – тип управленческого
взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации
сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к
общей цели. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие,
признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех
начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт.

Согласно Дж. Терри лидерство – это
воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р.
Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное
взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникативного
процесса и направляемое на достижение специфической цели. П. Друкер отмечал, что
лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более
широкого кругозора, на уровень более высоких стандартов, а также способность
формировать личность. Большинство авторов признает, что лидерство означает
способность оказывать влияние на людей, группы, направляя их усилия на
достижение общих целей.

Влияние – это целенаправленное воздействие
одного человека на другого, которое изменяет поведение, отношения этого другого
человека.

Эффективный руководитель знает и использует
в зависимости от ситуации все формы власти. Кроме того, очень важен стиль его
поведения с подчиненными.

Стиль руководителя – это совокупность
определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения задач
и проблем, возникающих в процессе реализации функций управления.

Существует три подхода к определению
эффективного лидерства. Первый – подход с позиций личных качеств –
предполагает, что лидер должен обладать определенным набором достаточно
устойчивых качеств, в том числе врожденных. Разные исследователи выделяли
разные группы лидерских качеств. Их можно объединить в пять групп: физиологические,
психологические (эмоциональные), интеллектуальные, личностно-деловые и
моральные.

Назовем необходимые качества эффективного
лидера: настойчиво стремится к управлению людьми; образован, обладает
нетрадиционным мышлением; признает, что не все знает сам; ставит в известность
подчиненных о характере работы; скучный труд превращает в творческий; уверен в
себе; инициативен; умеет ценить время подчиненных; требователен и строг; умеет
поощрять и наказывать; уравновешен, вежлив и приветлив; обладает чувством юмора;
умеет говорить и слушать; умеет радоваться чужим успехам; честен и неподкупен;
самостоятелен и независим; способен взять на себя риск и ответственность.

Конечно, лидер должен обладать определенным
набором личностных качеств. Однако этот набор не может быть постоянным,
пригодным ко всем управленческим ситуациям и присущим всем руководителям. В
разных ситуациях руководители обнаруживают разные личностные качества. Это
приводит к тому, что список потенциально важных характерных личностных черт не
может быть окончательным. Добавляются все новые и новые характеристики (знак
зодиака, под которым рожден тот или иной руководитель, почерк, происхождение и
т. д.), необходимые для эффективного лидерства.

Второй подход к определению эффективного
лидерства – поведенческий, основан на изучении поведения лидера и средствах его
воздействия на подчиненных. Данный подход, как и первый, тоже пытается найти
один, наилучший тип эффективного лидерства. Но критерий для отбора здесь другой
– лидерское поведение. Если первая концепция основывается во многом на
врожденных качествах лидера, то вторая предполагает возможность подготовки
лидеров по специальным программам. Главное – найти ответ на вопрос, что и как
лидеры делают, а не на вопрос, кто является лидером.

Наиболее известны следующие концепции:

1) три стиля руководства;

2) исследования Университета штата
Мичиган: лидерство, ориентированное на работу, и лидерство, ориентированное на
работников;

3) исследования Университета штата
Огайо: формирование структуры и внимание к подчиненным;

4) управленческая решетка Роберта
Блэйка и Джейн Моутон;

5) заменители лидерства.

Игра
«Выборы царя зверей» 

Цель
игры:
Развитие
умения выделять основные черты лидера;

 формирование
навыков самопрезентации в коллективе.

Задачи:
Формирование
толерантного, позитивного отношения к лидерам с различными личностными
особенностями и стилями работы в группе.

Время:20-30 мин.

Оснащение: ПК;

карточки с ролями,

листы бумаги,

фломастеры;

бюллетени.

Ход
игры:

Преподаватель: Сейчас мы с вами
сыграем в сказочную игру, но с реальной жизненной ситуацией. Называется она
«Выборы царя зверей».

Вступление: Как-то раз на
лесной опушке, собрались все лесные зверушки… стали они обсуждать, кто будет
льва заменять? Кто же из других зверей достоин чести сей?

Каждому
из кандидатов нужно будет обосновать и аргументировано доказать: чем он
отличается от других зверей и какие личные качества всех других важней (при
каких условиях и ситуациях)?

Преподаватель: Итак, нам
понадобятся шесть желающих на роль кандидатов царя-зверей.

Этап
1.
 Распределение
ролей.

Вышедшим
участникам раздаются произвольно карточки лидеров претендентов (см. приложение).

В
списке кандидатов зарегистрировалось шесть лесных жителей:

1)Лиса
– хитра, дипломатична, находчива.

2)Заяц
– скромен, застенчив, уступчив.

3)Медведь
– силен, прямолинеен, настойчив.

4)Волк
– храбр, спокоен, сдержан.

5)Муравей
– трудолюбив, умен, умеет работать в команде.

6)Сова
– мудра, уравновешенна, нетороплива.

Этап
2.
РR-кампания
(10 – 15 минут).

Преподаватель:
Сейчас
каждому лидеру необходимо выполнить следующее:

–написать
на листочке свои положительные черты, в соответствии с выпавшей ролью;

–продумать рекламный ролик  (по времени не
более 3 – 5 минут). Ролик может быть сделан в любом формате: интервью,
представляющее героя; инсценировка, представление личных качеств кандидата;
рисунок, шарж, с последующей театрализацией и комментариями; стихотворение,
песня. А пока наши кандидаты готовятся присутствующим избирателям предлагается
пройти тест «Склонность к лидерству» по мотивам русских народных сказок.

Этап
3.
Презентация
рекламных роликов в течение 3 – 5 минут на каждого кандидата.

Этап
4.
Дебаты
между кандидатами (5 – 7 минут).

Преподаватель: Главные кандидаты
садятся в центр круга.

Сейчас
у вас будет последняя возможность перед выборами показать, что вы лучший
претендент на эту должность. Ваша задача – в течение 5 минут проявить себя в
лучшем свете перед лесными жителями на этих дебатах. Каждый кандидат имеет
право задать два вопроса своим оппонентам.

Все
остальные присутствующие (жители леса) следят за дебатами и формируют свое
личное мнение о кандидатах.

Этап
5
.Выборы
(5 – 10 минут).

Преподаватель׃ Итак, предвыборная кампания
завершилась. Наступил день выборов. Каждый кандидат хотел бы проголосовать сам
за себя, Но у нас выборы будут организованы несколько иначе: будут розданы
бюллетени присутствующим (жителям леса) и пока будет проходить процедура
голосования и обработка результатов независимой учётной комиссией , кандидаты
пройдут онлайн тест
ирование
на
выявление потенциала лидера
(
http://test.msk.ru/psy2_test/potencial_lidera.htm)

Этап
6
.
Подведение итогов. Объявление победителей.

Вопросы
для обсуждения:

1.      Чем был обусловлен
выбор того или иного кандидата (вопрос голосовавшим)?

2.      Какие лидерские
качества вам показались наиболее привлекательными в кандидатах?

3.      Какую форму власти
продемонстрировали кандидаты?

4.      Что помогло
выиграть выборы (вопрос победителю)?

5.      Что было сложнее
всего в предвыборной борьбе? Почему?

6.      Помогали Вам или
мешали заданные роли?

Общий
вывод:

Плох тот солдат, который не хотел
стать генералом. Это сказано к тому, что потенциал лидера скрыт в абсолютно
любом человеке. Стоит просто раскрыть в себе эту возможность. Но тут дело в
том, что у кого-то лидерские качества достаточно сильно развиты, а у кого не
сильно. И ещё не факт, что тот человек, у кого потенциал лидера не сильно
развит, будет плохим лидером. 

Большинство
просто думает о том, что лидерами рождаются. А вот и не правда! Лидерами становятся.
Стоит развивать в себе лидерские качества по чуть-чуть, но каждый день. И уже
через год Вас трудно будет узнать.

Завершение

Упражнение
«Ученье — свет» 

Цель:
получение
обратной связи.

Время:10 мин.

Материалы:
зажженный
фонарик.

Ход
упражнения:

Студенты
встают в круг и передают друг другу зажженный фонарик и при этом отвечают на вопросы.

Вопросы
для обсуждения:

1.      Что нового вы
узнали?

2.      Что запомнилось на
занятии больше всего?

3.      Какие чувства
вызвали эти события?».

Приложение 1

Индийская притча

В древние времена
был в одной стране большой красивый лес. Звери жили в нём спокойно и счастливо.
Никто никого не притеснял, никто никому не докучал. Все были заняты своими
делами.

Жила в лесу одна
лисица. Посадила она на опушке деревья с очень вкусными плодами. Когда плоды
созревали, лисица со своей семьёй лакомилась ими, а то, что оставалось,
отдавала соседям. Присматривать за садом лисица наняла белку, и та гоняла ворон
и попугаев, которые стаями слетались к деревьям, желая отведать плодов.

Так вот и жили
лисица, лис и их дети, спокойно и без больших забот.

И жил в том же лесу
заяц, у которого был очень хороший огород. На этом огороде у зайца росли
сахарный тростник, горох, пшеница, картофель и морковь. Заяц был одинок. Он
работал в своём огороде, ни о чём не беспокоясь, и жил себе припеваючи. Но
скоро ему надоела одинокая жизнь. Он подружился с одной обезьянкой, и они
поселились вместе. Хозяйство их процветало.

Так спокойно и
счастливо жили в этом лесу звери, занимаясь каждый своим делом.

Но однажды этому
спокойствию пришёл конец. А случилось вот что.

Лев, царь этого
леса, стал стар и в помощники себе взял шакала. Он назначил его министром и
поручил ему ходить по лесу и следить за порядком. В помощь шакалу дали четырёх
солдат: двух обезьян и двух медведей. Особого добра эти солдаты не делали, но
зато и зла не причиняли. Шакал же был самым настоящим плутом и обманщиком.
Зверям в лесу житья от него не стало. Он клеветал на них и бегал с жалобами ко
льву, а тот был в то время так зол, что тут же убивал всех, на кого поступали
доносы.

Однажды шакал
бродил по лесу и набрёл на сад лисицы. Ему захотелось отведать вкусных плодов.
Бедная лисица испугалась, но отказать ему не посмела. А шакал, которому плоды
очень понравились, стал приходить каждый день и опустошать одно дерево за
другим. Наконец бедная лисица не выдержала и сказала:

— Братец шакал, что
это ты навязался на мою шею? Ведь у меня семья. Не голодать же моим детям!

— В чём дело?
Говори яснее, — раздражённо рявкнул шакал.

— Дело в том, что
ты обираешь мой сад, — кротко сказала лисица.

— Обеднеет твой сад
что ли, если я съем пару другую плодов? — проворчал шакал.

С этими словами он
схватил одну ветку и так тряхнул её, что спелые плоды дождём посыпались на
землю. В это время подошёл лис. Наглость шакала возмутила его.

— Эй, шакал, —
гневно сказал он непрошеному гостю, — едва ты стал министром, как уже
зазнаёшься!

Такого оскорбления
спесивый шакал не стерпел.

— Говори, да знай
меру! — зарычал он. — Я ведь не кто-нибудь в этом лесу, а министр! Вот возьму и
прикажу спустить с тебя и твоих детей шкуру.

Слово за слово — и
началась драка. Лис так отколотил шакала, что тот поджал хвост и в страхе
побежал ко льву.

— Махарадж! —
воскликнул он. — В вашем лесу живёт одна вероломная лисица. У неё есть сад, в
котором растут большие сладкие плоды. Когда я попросил их у неё немного для
вашей милости, она обругала вас, призвала на помощь всю свою семью и так
отделала меня, что я едва жив остался.

Услышав о таком
злодеянии, лев свирепо зарычал. Он приказал своим солдатам схватить лису со
всем её семейством и привести к нему.

Вскоре всех их
связанными привели ко льву.

— Эй, лиса, почему
ты избила моего министра и вдобавок обругала меня? — грозно спросил лев.

Лис и лисица так
тряслись от страха, что не могли произнести ни звука.

— Что же ты
молчишь? — снова прорычал лев.

— Махарадж, я не
ругала вас, — дрожа, ответила лисица.

— Лжёшь! Какова
обманщица!

И лев, с рычанием
бросившись на несчастных, тут же сожрал их.

После этого случая
все в лесу стали бояться шакала. А шакал, увидев, какой страх он внушает
зверям, ещё больше стал притеснять их. Стоило кому-нибудь не выполнить его
приказа или не угостить его, как он тут же отправлял этого зверя на растерзание
льву.

Наступили холода.
Сахарный тростник в огороде зайца стал большим-пребольшим; картофель и морковь
тоже уродились на славу. Заяц с обезьяной усердно сторожили свой огород.

Однажды шакал
бродил по лесу и забрался к ним в огород. Он нарвал тростника, выкопал
несколько морковок и принялся есть. А заяц и обезьяна не смели и слова
вымолвить и только молча смотрели, как обирал их шакал. Но вдруг заяц сказал:

— О почтенный
шакал! Зачем вы беспокоите себя и ходите сюда сами? Стоит вам лишь приказать, и
я всё принесу вам домой.

Услышав это, шакал
самодовольно усмехнулся.

— Хорошо. Ты, я
вижу, умён, — сказал он и удалился.

— Братец, если
шакал каждый вечер будет так объедать наш огород, то нам самим скоро ничего не
останется, — проговорила обезьяна.

— Не заботься об
этом. Сходи лучше днём к шакалу и отнеси ему тростник, картофель и морковку. Я
нашёл способ наказать его, — сказал заяц.

— Как? Расскажи
мне! — стала просить обезьяна, но заяц не сказал больше ни слова.

Раньше в поисках
еды шакалу приходилось рыскать по всему лесу. Теперь же, когда заяц стал
приносить ему угощение домой, он зажил припеваючи. Довольный дарами, он иногда
даже забывал являться ко льву.

И вот однажды,
когда шакал сидел дома и с удовольствием уплетал картофель и тростник, заяц
отправился ко льву сам. Он вывалялся в грязи и, плача, предстал в таком виде
перед львом.

— Махарадж! Защитите
вашего слугу! — простонал заяц.

— Что случилось? —
удивился лев.

— О махарадж! Я нёс
вам овощи со своего огорода и встретился по дороге с шакалом. Он избил меня, а
все овощи отобрал и отправился к себе домой. Если вы не верите мне, можете
сейчас же пойти и посмотреть.

Услышав о такой
дерзости своего министра, лев очень рассердился и тотчас же отправился вместе с
зайцем к дому шакала.

Шакал преспокойно
лежал на кровати, жевал тростник и напевал какую-то песенку. Лев вошёл в дверь
с гневным рычанием. Увидев шакала, уплетающего овощи, он разгневался ещё
больше, набросился на него и тут же растерзал.

Так благодаря
находчивости зайца кончилась власть ненавистного шакала, и все обитатели леса
зажили спокойно и беззаботно, как и прежде

Приложение
2

Картинки по запросу заяц из сказки

Заяц

Похожее изображение

Сова

Похожее изображение

Медведь

Картинки по запросу лиса из сказки

Лиса

Картинки по запросу муравей

Муравей

Похожее изображение

Волк

1)Лиса
– хитра, дипломатична, находчива.

2)Заяц
– скромен, застенчив, уступчив.

3)Медведь
– силен, прямолинеен, настойчив.

4)Волк
– храбр, спокоен, сдержан.

5)Муравей
– трудолюбив, умен, умеет работать в команде.

6)Сова
– мудра, уравновешенна, нетороплива.

Приложение
3

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
БЮЛЛЕТЕНЬ

для голосования на выборах

Царя Леса

5 апреля 2018
года

Похожее изображение(Место для подписей двух членов участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса и печати участковой
избирательной комиссии)

РАЗЪЯСНЕНИЕ
ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ

   
Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии только одного
зарегистрированного кандидата, в пользу которого сделан выбор.

   
Избирательный бюллетень, в котором любой знак (знаки) проставлен
(проставлены) более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из
них, считается недействительным.

   
Избирательный бюллетень, не заверенный подписями членов участковой
избирательной комиссии и печатью участковой избирательной комиссии,
признается бюллетенем неустановленной формы и при подсчете голосов не
учитывается.

Лиса

1989 г.р. Родилась в иноземном  лесу имени «Red 
fox» , всю свою сознательную жизнь изучала проблемы
политики, работала в сфере
PR— технологий , знает все тайны леса, состоит в
партии «Хвостатые».

Заяц

1998 г.р . Родился в лесу под ракитовым  кустом.
Состоял в команде «Красные шишки» 2 года .
Член политической партии леса «Ушастая бригада» с 2002 года .
Быстро удирает от врагов .

 Медведь

1997 г.р. Родился лес , заповедный край .
Состоял в команде «Большие мишки» 5 лет .
Член политической партии «Большие лапы покоя не дают» с 2003 года.
Знает свой лес лучше всех и самый сильный.

Волк

 1999
г.р. Родился на границе леса близ места «Сказочная  гора» . Всю свою
сознательную жизнь является активистом, состоит в партии «Храбрые , смелые и
умелые» с 2000 года .
Собственный лес знает как никто другой .

Муравей

1998 г.р. Родился на опушке леса «Муравьиная горка»
Жизненное кредо — «Трудолюбие мое второе имя»
Состоит в партии «Нас много и мы вместе» с 2001года

Сова

2000 г.р. Родилась в лесу в дупле дерева «Золотой дуб». Является
самым мудрым животным в лесу , состоит в партии «Умный , еще умнее»

РЕЦЕНЗИЯ

Методическая разработка

по проведению открытого урока по
дисциплине «Менеджмент»

на тему «Понятие руководства и
власти»

Специальность:

38.02.04
«Коммерция» (по отраслям)

Автора:       

Кочетковой Людмилы Викторовны

преподавателя ОГБПОУ  «Сасовский
индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М. Шемарова»

Методическая
разработка для проведения открытого урока по дисциплине «Менеджмент» составлены
в соответствии с рабочей программой

по
дисциплине «Менеджмент» специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям).

В
данных разработке представлены материалы по проведению открытого урока: план
урока, ход урока, лекционный материал, раздаточный материал.

Методическая
разработка открытого урока является актуальной для преподавателей, работающих с
активными инновационными формами проведения  занятия для систематизации и
закрепления изученного материала с использованием информационно-коммуникативных
технологий и элементов ролевой игры.

Данную
разработку рекомендуется использовать для проведения урока по дисциплине
«Менеджмент» по теме: «Понятие руководства и власти» по спец. 38.02.04
«Коммерция» (по отраслям).

Рецензент
                                                                                                                             

(имя, отчество,
фамилия)

преподаватель
ОГБПОУ  «Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы
В.М. Шемарова»                                                                                        

(должность, место
работы)

«____»_____________20__г.                                                            ____________

(подпись)

Скачано с www.znanio.ru

ГПОУ
«Краснокаменский медицинский колледж»

Специальность 31.02.01 Лечебное дело

углубленной подготовки

очная форма обучения

МДК.06.01. Организация профессиональной деятельности

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА

теоретического
занятия № 4

Тема: Руководство и лидерство в управлении

для
преподавателя

                                                                                                                               
Составил:

                                                                                                                               
Преподаватель

                                                                                                                                
Варламова О.В.

2016

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК ЛД

Протокол № __ от
_____20__г.

Председатель ЦМК

Постникова
О.В.
 
___________

         (Ф.И.О.)                
(подпись)

1.      Тема
занятия: Руководство и лидерство в управлении

2.      Форма
организации учебного занятия: лекция.

3.      Вид
лекции: традиционная.

4.      Тип
лекции: текущая.

5.      Перечень
формируемых компетенций:

— общие: ОК1-ОК 13


профессиональные: ПК 6.1- ПК 6.5

6.      Цель занятия: познакомить
студента с основными  субъектами управления, видами руководства и лидерства

Задачи:

обучающие:


дать представление о руководстве и лидерстве в управлении

 воспитательные:

— развить интерес
к будущей профессии

— воспитать
гуманные качества личности

развивающие:

— научить
контролировать свою собственную деятельность

— развивать
внимание, память

— демонстрировать
навыки конспектирования

7.      Методы
обучения: изложение

8.      Оборудование
(оснащение) занятия: информационное – методическая разработка для преподавателя.

9.      Межпредметные
связи: информатика, математика, психология.

10.   Внутрипредметные
связи: Организация как объект управления. Руководство и лидерство в управлении.
Экономические основы здравоохранения.

11.  Описание хода
занятия (таблица 1).

12.  Список основной и
дополнительной литературы по тематике лекции:

Акопов В.И.
Правовое регулирование профессиональной деятельности медицинского
персонала.-Ростов н/Д.: Феникс, 2015.-332с. /1 электронное издание

13.  Приложения.

Таблица
1

Описание
хода занятия

пп

Этапы
занятия

Ориентировочное время

Содержание этапа.

Методические указания

1

Организационный
момент

Цель:
организовать студентов на деятельность для достижения поставленных целей,
создать у них положительный эмоциональный настрой

3
мин.

Проверка
присутствующих, наличия формы, готовности студентов к занятию, оснащения
рабочего места.

2

Целевая
установка. Мотивация учебной деятельности

Цель:
активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость
темы для будущей профессии специалиста

    
8 мин.

Сообщение
темы, цели и задач занятия.

Формирование
мотивации совместно со студентами  

3

Изложение
нового материала

Цель:
сообщение новых знаний.

69 мин.

Изложение
основного содержания лекции

(Приложение
1).

5

Осмысление
и систематизация полученных знаний. Подведение итогов занятия

Цель:
закрепление учебного материала, оценка работы студентов на занятии в целом

7 мин.

Преподаватель
отвечает на вопросы студентов.

6

Задание
на дом

Цель:
организация студентов для поиска дополнительной информации

3 мин.

Выдача
и разъяснение домашнего задания.

Домашнее
задание:

1. Акопов
В.И. Правовое регулирование профессиональной деятельности медицинского
персонала.-Ростов н/Д.: Феникс, 2015.-332с. /1 электронное издание

Приложение
1

РУКОВОДИТЕЛЬ,
ЕГО ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
.

В каждой системе управления есть субъект – управляю­щее звено и объекты управления. Объекты
управления 
– это отдельные
люди или группы, на которые направле­ны организованные, систематические,
планомерные воз­действия субъекта управления.

Субъекты управления
 
это отдельные люди или груп­пы людей, наделенные
управленческими полномочиями и осуществляющие или принимающие участие в управ­ленческой
деятельности. Это могут быть лица, прини­мающие управленческие решения,
менеджеры, руково­дители, работники аппаратов управления, а также члены
коллегиальных органов управления — советов, президиу­мов, комитетов, комиссий.

Влияние на объектов управления основано не столько на
статусно-ролевом положении, сколько на профессионализме и компетентности.

Однако особое место среди них занимают руководи­тели или
менеджеры, обобщенную характеристику ко­торых составляют биографические данные,
способности, авторитет, подготовленность, статус, деловые и мораль­ные
качества.

Существуют определённые правила хорошего руководителя:

1.                               
Руководитель должен быть не
погонщиком, а веду­щим за собой, полагаясь на содействие и помощь тех, кого он
ведет.

2.                               
Руководитель должен верить в
свое дело. Прямая по­ходка, поднятая голова, четкий шаг помогут выработать
привычку быть уверенным в себе и своем деле.

3.                               
Руководитель должен знать науку
об организации и управлении.

4.                               
Руководитель должен ценить
время свое и подчи­ненных.

5.                               
Руководитель должен быть
строгим и требователь­ным, не доходя до придирчивости и жестокости.

6.                               
Руководитель должен уметь
принимать критику.

7.                               
Руководитель должен уметь
критиковать и наказывать.

8.                               
Руководитель должен быть
приветливым и тактичным.

9.                               
Руководитель должен обладать
чувством юмора. Хоро­шее настроение способствует производительности труда.

10.                           
Руководитель должен уметь
говорить и слушать.

11.                           
Руководитель должен уметь
молчать.

12.                           
Руководитель должен знать своих
подчиненных.

 

Руководство и лидерство

Лидерство — это психологическая характеристика поведения
отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика
отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей
управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как
регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и
руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со
стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных
задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет работу
других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер
вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с
подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников,
передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти
этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по
отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то
установленные цели и практически не используют их для проведения изменений.
Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения
отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает
преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем
кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть
руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в
значительной мере базируется на неформальной основе. Руководители предпочитают
порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними
соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной
цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во
многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью
организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и
держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в
лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими
ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и
интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа
любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к
определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными,
контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры
строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они
закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Качества и
черты личности лидера

Изучение
личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства,
позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

доминантность
— умение влиять на подчиненных;

уверенность
в себе;

эмоциональная
уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать
свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние,
осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;

креативность,
способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;

стремление
к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а
не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;

ответственность
и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и
гарантиям;

независимость,
самостоятельность в принятии решений;

гибкость
поведения в изменяющихся ситуациях;

общительность,
умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Наличие
у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для
успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В
свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть
присущи лидеру:

Искусство
быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе
людьми.

Искусство
быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми
сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и
ответственностью.

Искусство
разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя
сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим
стрессом.

Искусство
обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в
организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

Искусство
принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы
и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели
неясны или сомнительны.

Искусство
распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу,
найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других
видов ресурсов.

Дар
предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение
нововведений в организации.

Искусство
самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации,
умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

М.
Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для
успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные
слабые и высокие навыки руководства.

При
этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного
руководства.

 

СТИЛИ
РУКОВОДСТВА В УПРАВЛЕНИИ ГРУППОЙ.

Стиль руководства  это совокупность характерных методов, приемов и действий
руководителя по отноше­нию к подчиненным. Стиль руководства определяется сле­дующими
основными факторами:

— степень делегирования руководителем своих полно­мочий;

— степень участия подчиненных в принятии решений;

— уровень информированности подчиненных о состоя­нии дел в
организации;

— виды власти, используемые руководителем.

Основные стили руководства:

                    
Авторитарный стиль — характеризуется концентра­цией власти у одного
руководителя. Он сам принимает решения и жестко определяет всю деятельность подчи­ненных.
При этом они получают минимум необходимой информации. Руководитель применяет в
основном пря­мые методы побуждения: приказ, команду, распоряже­ние, требование.
Деятельность подчиненных строго кон­тролируется. Вступает с подчиненными только
в деловые контакты, не принимает критику со стороны подчинен­ных. Преобладает
власть, основанная на принуждении.

                    
Демократический стиль — руководитель децентрали­зует свою власть. Он
консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в выработке
решений. Подчиненные получают достаточную информацию, что­бы иметь
представление о перспективах своей работы. Их инициатива всячески
стимулируется, руководитель до­пускает элементы коллективного самоуправления.
Чаще применяет косвенные методы побуждения: совет, реко­мендация, предложение,
пожелание и т.п. Вступает с подчиненными не только в деловые, но и в доверитель­ные
личные отношения, принимает критику со стороны подчиненных, стараясь учитывать
ее в дальнейшей рабо­те. Использует все виды власти, но особенно власть, ос­нованную
на поощрении, и власть примера.

                    
Либеральный стиль — характеризуется минимальным вмешательством руководителя в
деятельность коллектива. Работникам предоставляется почти полная самостоятель­ность,
возможность для творчества. Властные полномо­чия используются слабо.
Воздействие на работников осу­ществляется просьбами, иногда уговорами.

Какой стиль управления лучший — вопрос некоррект­ный. Одно
дело — управление производственным коллек­тивом или армейским подразделением, и
другое — коллек­тивом ученых или других творческих работников. Более того, на
практике стиль руководства часто представляет собой сочетание элементов
нескольких стилей. Выделенные стили руководства — это всего лишь теоретические
модели.

Министерство образования и науки Калужской области

ГБОУ    СПО «Коммунально-строительный техникум», г.Калуга

Методические  указания

по проведению урока по дисциплине «Менеджмент»

Деловая игра «Стили  руководства и факторы их формирования»

                                                                                                Разработаны  преподавателем

                                                                                                спецдисциплин  Зарченко Л. И.

                                                                                                Утверждено на заседании цикловой

                                                                                                комиссии __________ 2011г.

                                                                                                Председатель цикловой комиссии

                                                                                                ________________ Карпункова Л.П.

Содержание

  1. Введение
  2. План урока
  3. Методика проведения игры
  4. Задание 1
  5. Задание 2
  6. Задание 3
  7. Литература
  8. Приложения
  9. Раздаточный материал

Введение

В техникуме  выпускаются специалисты управленческого  звена.  Одной из важнейших характеристик  их успешной профессиональной деятельности является  выявление лидерских качеств,

Деловая игра «Стили  руководства и факторы их формирования»  предназначена как для обучения , так и для оценки деловых качеств специалистов  , необходимых руководителю, а также для воспитания в себе организаторских способностей, умения сконцентрироваться в условиях   высокой  конкурентной борьбы на рынке, способности принятия ответственности за принимаемые решения. В процессе игры студенты закрепляют знания о видах стиля управления , о необходимости применять тот стиль руководства, который является более необходимым в данной производственной ситуации. Деловая игра лучше всего подходит для студентов специальности «Архитектура», так как в процессе игры  применяются их профессиональные навыки в рисунке . Студенты этой специальности в задании  через рисунок в виде шаржа закрепляют знания по выбранному стилю управления.

План урока  по дисциплине «Менеджмент»

 Тема: «Стили руководства и факторы их

формирования.

Цели урока:

Дидактические (обучающие) — сформировать представление о стилях управления и факторах их формирования, закрепить понятие власть и влияние, формы власти, средства влияния.

Развивающие — способствовать развитию умений сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, умение четко, кратко излагать мысли.

Воспитывающие — способствовать воспитанию умения слушать товарища, работать в коллективе.

Тип занятия: урок практического применения знаний и умений Вид занятия практическая работа (деловая игра)

 Межпредметные связи: рисунок, экономика отрасли, маркетинг,  деловое общение.

 Оборудование: комплект дидактических материалов, фломастеры, ватман.

Продолжительность занятия 45 минут.

 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ

  1. Организационная часть занятия — 2 мин.
  2. Сообщение темы урока, цели урока — 3 мин.
  3. Актуализация ранее усвоенных знаний — 10мин.
  1. — Понятие и характеристика основных стилей управления
  2. — Какие теории для определения стиля управления существуют
  3. — Характеристика руководителя, умеющего влиять на людей
  1. Выполнение заданий с разбивкой учебной группы на три команды(по выбору каждого студента) в соответствии со стилями управления
  1. Задание 1-6 мин
  2. Задание 2-7 мин
  3. Задание 3- 7 мин.
  1. Обобщение и систематизация полученных результатов- 5 мин
  2. Подведение итогов — 5 мин

                            Методика   проведения  деловой  игры

                Стили управления и факторы их формирования

Производственная ситуация:

  В 2008 году  начался кризис в строительной отрасли. Вы являетесь руководителем  производственно- технического отдела строительно-монтажной   организации . У вашего  предприятия  появились трудности  с  кредитованием ваших объектов и следовательно с выполнением планов . Вам предстоит, как и всем руководителям подразделений принимать решения по выходу из сложившей ситуации . Решения могут быть различными: от сокращения части работников до изменения технологического процесса. Соответственно перед вами стоит проблема как вести себя в этих условиях  и как не наделать ошибок , то есть о вашем стиле управления .

Вопрос о том, как эффективно руководить, стоял перед человеком давно. Итак, тема урока «Стили управления и факторы их формирования».

Для чего необходимо нужно изучать эту тему? Где Вы сталкивались со стилем руководства? Где Вы столкнетесь со стилем руководства?

Итак, действительно эта тема актуальна.

1 — й вопрос Понятие и характеристика основных стилей управления.

2 — й        вопрос Какие теории для определения стиля управления существуют

3 — й        вопрос Характеристика руководителя, умеющего влиять на людей.

Сейчас блиц-опрос: (студенты отвечают с места)

  1. -Менеджмент;
  2. -Потребность;
  3. -Власть;
  4. -Менеджер;
  5. -Влияние;
  6. -Формы влияния;
  7. -Формы власти.

Возвращаемся к плану. Кто заметил небольшую неточность в формулировках?. Стиль руководства и стиль управления. Как Вы считаете, это равноценные по смыслу понятия или нет?

Во-первых. Вспоминайте определение менеджмент => руководство. А что нам говорит о понятиях МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ классическая школа науки управления? А в России, какой знак (больше, меньше или равно) ставят между этими понятиями?

Мы будем отождествлять понятия, => стиль руководства  и стиль управления.

Итак, слово стиль — греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для написания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда стиль руководства — это своего рода почерк в действиях менеджера.

Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен Куртом Левиным в начале 20 столетия. Он выделил   следующие стили управления:

  1. Авторитарный;
  2. Демократический;

—    Либеральный.

Просмотрите краткую характеристику стилей руководства ( характеристики представлены в раздаточном материале)

Ответьте на вопросы:

-Кому предпочтительнее авторитарный стиль?

-Кому предпочтительнее демократический стиль?

— Кому предпочтительнее либеральный  стиль?

Следовательно:

Автократы   -1-я группа.

Демократы — 2-я группа.

Либералы — 3-я группа.

Сомневающиеся — 4-я группа.

Вот и определились группы. Мы поработаем в микрогруппах.

Внимание! Ваша задача убедить, что ваш стиль лучше. Если представители сомневающихся перейдут на вашу сторону, а может быть и представители других групп поменяют свое мнение, то вы победили. Убеждение, влияние — строится на  заданиях 1,2, 3, которые будут выданы каждой команде:

Задание №1. Внимательно изучить представленную характеристику Вашего стиля , выбрать:

Методы влияния на подчиненных

Вид власти, который руководитель использует

Записать 5 основных личностных характеристик этого руководства.

Сомневающиеся изучают и пишут 5 характеристик руководителя, важных для них. Время выполнения — 5-6 минут.

Представьте свои характеристики. Сомневающиеся — сравнивайте.

Задание №2. Выберите, из предложенных вам вариантов действий руководителя. Используя жесты, мимику, пантомиму, изобразите, как руководитель вашего стиля отдает распоряжение. Время 7 минут

Задание №3. На основе своих характеристик и раздаточного материала нарисовать портрет-шарж руководителя своего стиля . Какие черты руководителя вашего стиля управления вам нравятся , а какие бы черты вы хотели бы изменить

Время выполнения 7 минут. Сомневающиеся рисуют своего руководителя. Представьте свои портреты и озвучьте достоинства и недостатки.

Сомневающиеся всё это время сравнивали, думали, анализировали. Ваше решение — сомневающиеся. Какой из представленных стилей Вам более близок? К какой группе Вам бы хотелось примкнуть? Переходите в эту группу.

Сколько человек в А. стиль? Аргумент. Сколько человек в Д. стиль? Аргумент. Сколько человек в JI. стиль? Аргумент.

Подведем итоги деловой игры.

Во- первых мы с вами в игровой форме рассмотрели все стили управления

Во- вторых  мы с вами разобрали все достоинства и недостатки  стиля управления в той ситуации, которая была рассмотрена в начале нашей игры.

В третьих  мы выяснили, что  стиль управления может меняться в зависимости от производственной ситуации сложившей в организации

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗАДАНИЕ №1

Внимательно изучить представленную характеристику Вашего стиля,  выбрать

                1.Методы        влияния на подчиненных;

     2.Вид        власти, которую такой         руководитель использует;

   З.Записать 5 основных личностных         характеристик этого руководства

ЗАДАНИЕ №2

Выберите , из предложенных Вам вариантов действий руководителя, стиль вашего руководителя. Используя жесты,  мимику, изобразите, как руководитель Вашего стиля отдает распоряжение

  1. Марина, я продиктую Вам письмо, которое сегодня необходимо отправить, «Уважаемые господа, запятая…. В продолжение нашей беседы….»

Здесь подробно в деталях разъясняется, в чем заключается задача и как ее подробно выполнять. Кроме того, перед отправкой письма осуществляется контроль, все ли сделано согласно распоряжению.

  1. Марина , необходимо сегодня же отправить письмо такому — то поставщику с дальнейшей информацией о … Ты не могла бы составить конспект письма, чтобы в 3 часа мы смогли его вместе посмотреть.

При такой манере руководства разъясняется, что следует сделать, предоставляется возможность сотрудникам самим выработать предложение и, при необходимости, вносятся коррективы.

3. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо клиенту,

которого я принимал утром с дальнейшей информацией о        

Ты не позаботишься об пом? Если у тебя есть вопросы, я готов выслушать.

В этом случае дается распоряжение, и лишь потом следуют разъяснения, как его выполнять, в том случае, если сотрудник сам об этом попросит.

  1. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо такому — то

поставщику с дальнейшей информацией о…..  Ты не позаботишься

об этом ?

Данную манеру руководства называют «делегирование»: дается распоряжение о том, чю требуется, а  выполнение предоставляется самому сотруднику   Контроль, как  правило, имеет место уже после того, как письмо отправлено

ЗАДАНИЕ №3

На основе  своих характеристик и раздаточного материала нарисовать портрет- шарж руководителя своего стиля.

Какие черты руководителя вашего стиля управления Вам нравятся,  а какие бы черты вы хотели бы изменить?

Литература

  1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента, М.: Новое знание , 2005
  2. Драчева Е.Л., Юликов Д.И. Менеджмент Учебное пособие для студентов учреждений среднего проф.образ. М. : Изд.центр «Академия», 2002
  3. http://www/mbs-seminar.ru
  4. Иванов С.П. «Стили руководства»//Специалист -2005г — №3-с.17

Раздаточный материал

Стили  руководства

добросердечный

эгоистичный

Агрессивно-податливый

Демократический

авторитарный

либеральный

агрессивный

совещательный

участвующий

Основные виды власти и соответствующие методы влияния

Власть основанная на принуждении

Влияние с помощью страха

Власть основанная на вознаграждении

Виды власти и

методы   влияния

Влияние с помощью позитивной поддержки

Власть, основанная на авторитете и знаниях

Влияние с помощью веры в успех

Власть основанная на  примере

Влияние  с  помощью  личных  качеств  лидера

Власть, основанная  на законных  правах

Власть с помощью  традиций  власти

    МЕТОДЫ ВЛИЯНИИЯ МЕНЕДЖЕРА НА ПОДЧИНЕННЫХ

Создание атмосферы открытости

и доверия в коллективе

Самоконтроль сотрудников  за

выполнением  работ

Свобода в выборе путей

решения задач

Активное участие сотрудников

в принятии  решений

Выявление позитивных  сторон  общения, к

которым предрасположен слушатель

Учет в первую очередь интересов собеседника, а не собственных интересов

а

Создание образа  мыслей

вызывающих доверие слушателя

Обращение  к выявленным

потребностям   собеседника                                                

Убеждение

Участие

Методы влияния

Тип занятия: изучение и первичное
закрепление нового материала и способов
действий.

Вид занятия: лекция с элементами ролевой игры

Цели занятия:

Дидактические (образовательные):

  • сформировать представление о стилях управления
    и факторах их формирования;
  • вызвать познавательную активность студентов;
  • максимально приблизиться к реальной
    профессиональной ситуации;

Воспитательные:

  • создать условия для воспитания желания
    активного участия в образовательном процессе;
  • воспитывать и развивать профессиональный
    интерес;
  • продолжить формирование умения работать в
    коллективе, принимать совместные решения,
    оценивать работу товарища;

Развивающие:

  • продолжить развитие профессионального
    мышления через анализ, сравнение и обобщение
    фактов;
  • развитие творческого мышления, необходимого
    для познания практической деятельности;

Междисциплинарные связи: “Этика деловых
отношений”, “Социальная психология”, “Основы
социологии и политологии”.

Учебное оснащение занятия: мультимедийный
компьютер, проектор, экран, электронная
презентация, фотоаппарат

Методическое обеспечение занятия:

  • календарно-тематический план
  • план – конспект занятия
  • раздаточные материалы
  • хронокарта урока

Список литературы:

1. Основы менеджмента. Учеб. пособие/ Под ред.Н.И.
Кабушкин – Минск: Новое знание, 2007. – 336 с.

2. Управление персоналом организации.
Практикум: Учеб. пособие/ Под ред. д.э.н., проф. А.Я.
Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. — 296 с. – (Высшее
образование)

3. http://www.youtube.com/watch?v=w6OwLyClgmg

Ход урока

1 .Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку
(компьютер, проектор, тетради, ручки). Проверка
посещения занятия.

Здравствуйте, студенты, преподаватели!

2. Обоснование значения изучаемой темы и цели
урока. План урока.

Вступительное слово преподавателя:

Менеджмент и практическая психология
свидетельствуют, что для подавляющего
большинства подчиненных при получении приказа
от руководителя огромное значение имеют такие
факторы, как тон, манера поведения руководителя,
конкретные слова, в которые облачены инструкции
и т.д. Очень важно и то, учитывает или же наоборот,
игнорирует руководитель мнения персонала,
подбирает ли для них роли, соответствующие
профессиональному потенциалу каждого
конкретного человека.

Поэтому сегодняшнее занятие, мы с вами
посвятим, изучению стилей управления и отработке
практических умений и навыков по его
формированию. Тема нашего сегодняшнего занятия
звучит следующим образом — стиль управления. (Презентация, слайд 1). Целью своего
занятия считаю дать ответы на следующие вопросы:

Из чего складывается конкретный стиль
управления?

Можно ли его корректировать и
совершенствовать? Что для этого нужно и можно
делать?

Открываем тетради и записываем тему нашего
занятия. (Презентация, слайд 2)

(Студенты записывают дату, тему занятия и
вопросы, раскрывающие тему занятия
).

Стиль управления.

1. Авторитарный стиль управления.

2. Демократический стиль управления.

3. Либеральный стиль управления.

4. Рекомендации по совершенствованию стиля
руководства.

3. Изучение нового материала

Слово “стиль” греческого происхождения.
Первоначальное его значение – “стержень для
писания на восковой доске”, а позднее –
“почерк”. Следовательно, стиль руководства –
это “почерк” в действиях
менеджера-руководителя.

В теории и практике, как правило, выделяют 3
стиля: (по К. Левину, немецкий психолог)
авторитарный, демократический, либеральный.

Презентация,
слайд 3
Стиль руководства
привычная манера поведения руководителя по
отношению к подчиненным, направленная на
воздействие и побуждение подчиненных на
достижение поставленных целей.

Прежде, чем я начну свой рассказ о стилях
руководства, хочется заметить, что стиль
руководства применяется не только в деловой
сфере. Знайте, уже сейчас закладываются задатки
вашего стиля. Понаблюдайте за собой, за
товарищами в группе, за взаимоотношениями в
семье между взрослыми и детьми…. И помните, что
стиль не закладывается генетически, его можно
изменять….Приступаем к изучению различных видов
стилей, и начнем с..

Презентация, слайд 4 Авторитарный
стиль
– это централизация власти в руках
одного руководителя. Для руководителя с данным
стилем характерно:

  • делается ставка на администрирование и
    ограничение контактов с подчинёнными;
  • единоличное принятие (отмена) решения, не
    предоставление возможности подчинённым
    проявлять инициативу, категоричность, резкость в
    общении с людьми;
  • приказ, распоряжение, наставления – основные
    способы доведения решения до исполнителя;
  • все новое воспринимается им с осторожностью, в
    работе практически пользуется одними и теми же
    методами;
  • при первом благоприятном случае избавляется от
    сильных работников и талантливых людей;

В коллективе, где руководит автократ часто
неблагоприятный психологический климат, что
обусловливает повышенную
психологически-стрессовую нагрузку и вреден для
психического и физического здоровья работников.

Презентация, слайд 5 Преимущества
авторитарного стиля руководства

  • Малые затраты на выработку и принятие решений
    (так как никакого обсуждения попросту нет)
  • Высокая точность и быстрота исполнения решений
    (вследствие прессинга со стороны руководителя)
  • Возможность предсказания возможного
    результата.

Недостатки авторитарного стиля:

  • Возможность принятия неверных решений
    (вследствие неучета мнения подчиненных,
    недостаточного уровня квалификации
    руководителя, слабости информационной базы).
  • Большие затраты на контрольный аппарат за
    наблюдением исполнением решения.

Область применения авторитарного стиля:

Кризисные и критические ситуации (аварии,
бедствия).

Во всех этих случаях промедление с принятием
решений может привести несравненно больший вред,
чем возможность принятии не лучшего решения.

В слабоорганизованных объектах управления (в
группе с неразвитыми материальными и высшими
потребностями).

Автократизм здесь эффективен до момента
приобретения объектом управления
организационной стройности. Дальнейшее его
использование в коллективе может привести к
напряженности во взаимодействии руководителя с
подчиненными, проявляемой в том числе и во
фрустрации (сознательный уход подчиненных от
принятия решения, даже в тех случаях, когда
руководитель – автократ предоставляет
подчиненным право действовать самостоятельно).

Ребята, предлагаю вашему вниманию 2
видеоролика, где разные ситуации, разные люди, но
их что-то объединяет…

ВИДЕОРОЛИК 1, ВИДЕОРОЛИК
2. После просмотра видеоролика — дискуссия
студентов: по каким признакам определили наличие
авторитарного стиля; к каким последствиям может
привести его применение.

Переходим к изучению следующего стиля.

(Презентация, слайд 6) Демократический
стиль управления
характерен
предоставлением для подчиненных больших прав в
области принятия решений и его целесообразно
применять при условии заинтересованности
работников в получении результатов,
инициативности и ответственности.

Демократический стиль — характеризуется
разделением власти и участием работников в
управлении, при этом ответственность не
концентрируется, а распределяется в
соответствии с переданными полномочиями. Для
руководителя — демократа характерно:

Перед принятием решения советуется с
подчиненными;

Но при этом важно подчеркнуть следующее. Если
руководитель уверен, что версия подчиненных
неверна, а его решение верно, то он может принять
решение единолично по автократическому образцу.
Это исходит из принципа единоличной
ответственности руководителя за результаты
деятельности объекта управления.

  • Распределяет ответственность в соответствии с
    полномочиями.
  • В отношении персонала делается ставка на
    деловых, квалифицированных работников;
  • Постоянно повышает свою квалификацию,
    учитывает критику;
  • Является сторонником разумной инициативы
  • Распоряжения и запреты проводит на основе
    дискуссий.
  • При осуществлении контроля обращает внимание
    на конечный результат.

Такая обстановка создаёт условия для
самовыражения подчинённых, у них развивается
самостоятельность – это способствует
восприятию достижения целей организации, как
своих собственных. Этот стиль основан в первую
очередь на инициативе коллектива, а не
руководителя. Взаимодействие руководителя и
подчинённых основано на сотрудничестве.

Презентация, слайд 7 Преимущества
демократического стиля:

Большая удовлетворенность работников своим
трудом (через участие в управлении) и,
следовательно, их высокая эффективность
деятельности.

Меньшая вероятность принятия неверного
решения (так как вырабатывались они
коллегиально).

Недостатки демократического стиля:

Требуется много времени для достижения единой
точки зрения.

Область применения демократического стиля:

  • Достаточно развитые в
    квалификационно-интеллектуальном аспекте
    коллективы с высоким уровнем организации;
  • Стабильный процесс производства, подвергаемый
    лишь локальным изменениям, не изменяющим его
    основного содержания.

Демократический стиль является наиболее
эффективным, так как он обеспечивает высокую
вероятность правильных, взвешенных решений,
высокие производственные результаты труда,
инициативу, активность сотрудников,
удовлетворенность людей своей работой и
членством в коллективе, благоприятный
психологический климат и сплоченность
коллектива.

Однако реализация демократического стиля
возможна при высоких интеллектуальных,
организаторских, психологически
коммуникативных способностях руководителя.

ВИДЕОРОЛИК 3 После просмотра — дискуссия
студентов

(Презентация, слайд 8) Либеральный
стиль управления
— совокупность приемов
управления, основанных на передаче задач
подчиненным, которые принимают на себя и часть
ответственности за их выполнение.

Руководитель, использующий либеральный
(делегирующий) стиль:

  • склонен к излишней терпимости,
    снисходительности, нетребовательности;
  • предпринимает решительные действия только по
    указаниям вышестоящего руководства и стремится
    уклониться от ответственности за полученные
    неудовлетворительные результаты;
  • в стремлении приобрести и укрепить авторитет
    способен предоставить подчинённым различного
    рода льготы, выплачивать незаслуженные премии;
  • во взаимоотношениях с подчинёнными корректен и
    вежлив, положительно реагирует на критику, не
    любит контролировать их работу, не может
    отказать работнику, не чувствуя себя виноватым;
  • может сам выполнить работу за нерадивого
    подчинённого, т.к. не любит увольнять плохих
    работников;
  • главное для него – поддержание хороших
    отношений с подчинёнными, а не результат работы;
  • арсеналом средств воздействия на коллектив
    являются просьбы, уговоры;
  • предоставляет подчиненным практически полную
    свободу, как в принятии отдельных решений, так и в
    выборе способов достижения результатов.

(Презентация, слайд 9) Преимущества
либерального стиля:

  • Возможность полного раскрытия подчиненными
    своих потенциальных способностей во всех
    областях;
  • Высокая степень удовлетворенности своим
    трудом;
  • Малые затраты на контроль деятельности
    подчиненных.

Недостатки либерального стиля:

  • Очень высокая возможность возникновения
    дезинтеграционных тенденций, если отсутствует
    или слабо проработана общая объединяющая идея.
  • Большая вероятность снижения производственных
    показателей и распада коллектива, если исчезают
    или отсутствуют факторы, способствующие
    применения либерального стиля.

Область применения либерального стиля:

Высокоразвитые в
квалификационно-интелектуальном и
организационно-культурном отношениях
коллективе с высокой степенью разделения труда
практически одинаковой сложности. Это
научно-исследовательские,
опытно-конструкторские центры и лаборатории,
союзы художников. В этих случаях роль
руководителя сводится к координации действий
подчиненных, в недопущении узких мест или
отставания в темпе выполнения работ.

ВИДЕОРОЛИК 4 После просмотра — дискуссия
студентов

Можно ли сказать, демократический стиль лучше
(хуже), например либерального или
демократического? Конечно, нет! Стиль управления
— характеристика сугубо индивидуальная и его
направленность определяется 3 параметрами:

  • Личностью руководителя (уровень
    профессиональных знаний, опытом, идеалами,
    системой ценностями, темпераментом)
  • Зрелостью коллектива.
  • Производственной ситуацией

Наилучшего стиля нет, его оптимальность
зависит от названных параметров. Стиль
складывается по большей мере объективно, но его
можно скорректировать и существенно изменить в
требуемом направлении.

Презентация, слайд 10 Рекомендации
по совершенствованию стиля:

  • Вырабатывайте ценностные установки и личные
    цели;
  • Планируйте текущую деятельность и этапы
    саморазвития;
  • Развивайте коммуникативные умения;
  • Развивайте наблюдательность. Умения
    разбираться в людях.

4. Применение новых знаний

Для закрепления изученного материала
предлагаю Вам провести ролевую игру “Конфликт в
отделе”. Для проведения ролевой игры необходимо:

Разделиться на 2 группы.

В каждой группе выбрать руководителя отдела,
остальные – сотрудники отдела.

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ:

В дизайнерском отделе “Маригражданпроект”
снизились результаты труда. Было отмечено, что
среди сотрудников нет слаженности, существуют
“тихие” конфликты.

На сегодняшний день назначено собрание отдела,
где должен выступить недавно назначенный
руководитель отдела…

Роль руководителя отдела: Предложить
мероприятия, направленные на стабилизацию
работы отдела и реализация которых, позволит
создать работоспособную “команду”, способную
достичь, поставленные цели организации (в вашем
лице).

Подготовьте выступление-программу действий:
“Коллеги, я Вас собрал…. “Мы сегодня собрались…”.
Возможные варианты действий: — определяю задачи
каждому сотруднику, даю возможность самим
разобраться в ситуации, оказываю помощь, убеждаю
в необходимости действовать по-новому, использую
свой авторитет, создаю комиссию по контролю за
выполнением принятого решения и т.д.

Роль сотрудников дизайнерского отдела: В
вашем отделе нет слаженности, результаты труда
низкие, вашим отделом недовольно руководство,
между сотрудниками существуют межличностные
конфликты. Сегодня на собрании будет выступать
новый руководитель: “Что же он нам скажет?!”

Задание группе: (противоположной)

  1. Определите, какому стилю отдает предпочтение
    руководитель отдела?
  2. Какие аргументы Вы в подтверждение можете
    привести?
  3. Насколько, на ваш взгляд, выбранный стиль
    управления, будет эффективным в достижении
    целей?

5. Подведение итогов: В начале занятия мы
поставили вопросы:

  1. Из чего складывается конкретный стиль
    управления?;
  2. Можно ли его корректировать и совершенствовать?
    И что для этого нужно делать?
  3. Прошу подвести итоги… (Ответы студентов)

6. Домашнее задание: Повторить пройденный
материал, подготовиться к проверочной работе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данная методическая разработка составлена  с целью проведения  открытой лекции по учебной дисциплине ОП.02. Психология по теме «Лидерство и руководство»для  студентов II курса, по  специальности  31.02.01 Лечебное дело.

Методическая  разработка  составлена в соответствии с  требованиями ГОС СОП, рабочей программой, приказа  УМЦ СПО № 33 от 02.09.2016г. «Об утверждении  Методических рекомендаций для педагогических работников по подготовке и проведению открытого занятия/урока в образовательном учреждении »,  методических  рекомендаций УМЦ СПО по написанию и оформлению методических материалов.

Скачать материал.

Запись опубликована в рубрике сестринское дело. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кларитромицин 500 инструкция отзывы от чего помогает
  • Ariston clas evo system 28 ff инструкция
  • Система сервис руководство
  • Ренгалин инструкция по применению таблетки взрослым при кашле детям
  • Узпу м12 24 15 инструкция по применению