Заявления руководства как аудиторские доказательства

Использование заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств

Использование заявлений и разъяснений руководства

аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств

4. Аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения (письмо-представление) от руководства аудируемого лица по вопросам, являющимся существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, если предполагается, что получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства другим путем не представляется возможным. Вероятность возникновения неправильного понимания аудитором позиции руководства аудируемого лица уменьшается, если устные заявления подтверждаются письменно. Примерный перечень положений, которые могут быть включены в письмо-представление, направляемое руководством аудируемого лица аудитору, или в письмо, подготовленное аудитором и требующее письменного подтверждения руководством аудируемого лица, приведен в приложении к настоящему федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности.

5. Письменные заявления и разъяснения, запрашиваемые у руководства аудируемого лица, рекомендуется ограничить вопросами, которые по отдельности или в совокупности могут быть существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности. В отношении отдельных вопросов для аудитора может оказаться необходимым проинформировать руководство аудируемого лица о причинах, по которым он считает данные вопросы существенными.

6. В ходе аудита руководство аудируемого лица по своей инициативе или в ответ на конкретные запросы представляет аудитору большое количество заявлений и разъяснений. Если подобные заявления и разъяснения касаются вопросов, существенных для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен:

а) получить аудиторские доказательства, подтверждающие данные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемому лицу источники информации;

б) оценить, являются ли заявления и разъяснения руководства аудируемого лица разумными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам;

в) определить компетентность и степень информированности лиц, предоставивших заявления и разъяснения по конкретным вопросам.

7. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, как правило, не могут заменить другие аудиторские доказательства, доступные аудитору. Например, заявления руководства аудируемого лица относительно стоимости актива не могут заменить аудиторские доказательства стоимости актива, которые обычно используются аудитором для этих целей. Если аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства по вопросу, существенному для финансовой (бухгалтерской) отчетности, помимо таких доказательств, как заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, и можно ожидать, что такие доказательства существуют, то данную ситуацию надлежит рассматривать как ограничение объема аудита.

8. В определенных случаях заявления и разъяснения руководства аудируемого лица могут оказаться единственными существующими аудиторскими доказательствами (например, касающиеся не оформленных документально планов и намерений руководства аудируемого лица, в частности, намерения сохранить некоторые финансовые вложения в долгосрочной перспективе или планов реорганизации аудируемого лица).

9. Если заявления и разъяснения руководства аудируемого лица противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам.

Заявления
руководства (7) — это сведения, предоставляемые
руководством аудитору в ходе проверки
по собственной инициативе или в ответ
на конкретные запросы.

Согласно
МСА 580 «Заявления руководства».
Аудитор должен получить письменные
заявления от руководства, если
предполагается, что получить аудиторские
доказательства другим путем невозможно.

При
получении заявлений руководства аудитор
должен: получить внешние и внутренние
аудиторские доказательства, подтверждающие
заявления руководства; оценить
объективность заявлений и степень
информированности лиц, их предоставивших.

Если
руководство отказывается предоставить
необходимые заявления, то это
рассматривается как ограничение объема
аудиторской проверки, в этом случае
аудитор выражает условно-положительное
заключение или отказывается от выражения
мнения.

4.8 Порядок сообщения информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление

Согласно
МСА «Сообщение информации по вопросам
аудита лицам, отвечающим за управление»
относятся должностные лица, которым
поручено осуществлять наблюдение,
контроль и руководство в отношении
предприятия и на которых возложена
ответственность за обеспечение
эффективного хозяйствования и
представление финансовой отчетности
заинтересованным сторонам.

МСА
«Сообщение информации по вопросам
аудита лицам, отвечающим за управление»
рекомендует аудитору раскрыть в
письме-обязательстве следующие вопросы;
какая именно информация и для кого,
будет доводиться до сведения лиц,
отвечающих за управление;

Информация
должна сообщаться в установленные
договоренностями сторон сроки. В
отдельных случаях можно довести
необходимые сведения ранее согласованных
дат; это даст возможность должностным
лицам своевременно принять соответствующие
меры.

В
аудиторскую документацию включаются:

  • вопросы,
    изложенные в устной форме, и содержание
    полученных ответов (в виде конспекта
    иди личного письменного заявления
    должностного лица);

  • копии
    протоколов совещаний иди обсуждений;

  • копии
    информационных писем аудитора лицам,
    отвечающим за управление.

5.
Международные стандарты оформления
результатов аудиторских проверок

5.1
Требования МСА, предъявляемые к
составлению аудиторского заключения
по финансовой отчетности

Согласно
МСА 700 «Аудиторское заключение по
финансовой отчетности» основными
элементами аудиторского заключения
являются:

1.Название
— рекомендуется использовать слова
«независимый аудитор», чтобы
отличить аудиторское заключение от
отчетов других лиц.

2.Адресат
— определяется в соответствии с условиями
договоренности об аудите и местными
нормативными актами.

3.Вводный
параграф (введение) — содержит перечень
проверенной отчетности с указанием
даты и отчетного периода, упоминание
об ответственности руководства за
финансовую отчетность и содержащиеся
в ней утверждения и обязанности аудитора

4.Параграф,
описывающий объем проверки — должна
быть ссылка на МСА или соответствующие
стандарты и нормы и указание на то, что
проверка планировалась и проводилась
с целью обеспечения достаточной
уверенности в том, что финансовая
отчетность не содержит существенных
искажений.

5.Параграф,
в котором выражено мнение аудитора о
финансовой отчетности — указывается,
дает ли финансовая отчетность во всех
существенных аспектах достоверное и
объективное представление (допускается
формулировка «представлена объективно»)
финансового положения и результатов
деятельности проверяемого субъекта в
соответствии с установленными основами
финансовой отчетности.

6.Дата
выдачи аудиторского заключения.

7.Адрес
аудитора.

8.Подпись
аудитора.

Заключение
также должно содержать подтверждение
аудитора относительно того, что проверка
предоставляет достаточные основания
для выражения мнения.

Заключение
датируется числом, соответствующим
дате завершения аудиторской проверки,
и не ранее даты подписания или утверждения
финансовой отчетности. Аудиторское
заключение обычно подписывается от
имени аудиторской фирмы и лично от имени
аудитора. В адресе указываются город и
место, где находится офис аудитора,
ответственного за проведение проверки.
Ниже приведен пример безусловно-положительного
аудиторского заключения:

5.2
Выводы аудитора о сопоставлениях,
включенных в проверяемую отчетность

Сопоставления(1)
— это соответствующие суммы и иные
раскрываемые сведения за предшествующий
отчетный финансовый период или другие
периоды, представленные для целей
сопоставления. В МСА 710 «Сопоставления»
изложены стандарты и рекомендации в
отношении обязанностей аудитора,
касающихся сопоставлений.

Показатели
для сопоставления могут быть следующими:

—соответствующие
показатели — включаются как часть
финансовой отчетности за текущий период.
Рассматриваются только в связи с
показателями за этот период (например,
суммы доходов и расходов за текущий и
прошлый периоды, приведенные в отчете
о прибылях и убытках за отчетный период);

—сопоставимая
финансовая отчетность — финансовая
отчетность за предшествующий период,
приведенная для целей сопоставления с
финансовой отчетностью текущего периода.

Аудитор
должен определить, соответствуют ли
сопоставления основам финансовой
отчетности, относящимся к проверяемой
отчетности.

При
составлении аудиторского заключения
аудитор не указывает отдельно на
соответствующие показатели, поскольку
выражает мнение об отчетности в целом.
Исключение составляют следующие случаи:

1.Ранее
выданное аудиторское заключение за
предыдущий период содержит мнение,
отличное от безусловно-положительного,
и вопрос, вызвавший модификацию
заключения, не решен.

2.Ранее
выданное аудиторское заключение содержит
безусловно-положительное мнение, но
аудитор узнал о существенных искажениях
влияющих на отчетность за предыдущий
период.

Если
финансовая отчетность, содержащая
соответствующие показатели, проверяется
новым аудитором, то заключение должно
содержать либо ссылку на то, что финансовая
отчетность за предыдущий период
проверялась другим аудитором, либо
указание на то, что отчетность за
предыдущий период не проверялась.

При
проверке отчетности новый аудитор может
обнаружить не замеченное предыдущим
аудитором существенное искажение,
влияющее на финансовую отчетность за
предыдущий период. В этом случае новый
аудитор должен обсудить данный вопрос
с руководством и после получения согласия
обратиться к предшественнику с
предложением о повторном составлении
заключения за предыдущий период.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #

    12.04.2015103.42 Кб183.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Правило(стандарт) №23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 23.
ЗАЯВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ РУКОВОДСТВА АУДИРУЕМОГО ЛИЦА

 (введено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 N 228)

 Введение

 1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования в отношении использования заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств, процедур документального оформления заявлений и разъяснений руководства, а также действий аудитора при отказе руководства аудируемого лица предоставить надлежащие заявления и разъяснения.

 2. До завершения аудита аудитор должен получить надлежащие заявления и разъяснения от руководства аудируемого лица.

Признание руководством аудируемого лица ответственности за финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица

 3. Аудитор должен получить доказательства признания руководством аудируемого лица ответственности за достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и подписания данной финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица. Аудитор может получить данные доказательства, проанализировав решения соответствующего органа, осуществляющего общее руководство деятельностью аудируемого лица, официальные заявления, представленные руководством аудируемого лица в письменной форме, или заверенную соответствующими подписями финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

 Использование заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств

 4. Аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения (письмо-представление) от руководства аудируемого лица по вопросам, являющимся существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, если предполагается, что получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства другим путем не представляется возможным. Вероятность возникновения неправильного понимания аудитором позиции руководства аудируемого лица уменьшается, если устные заявления подтверждаются письменно. Примерный перечень положений, которые могут быть включены в письмо-представление, направляемое руководством аудируемого лица аудитору, или в письмо, подготовленное аудитором и требующее письменного подтверждения руководством аудируемого лица, приведен в приложении к настоящему федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности.

 5. Письменные заявления и разъяснения, запрашиваемые у руководства аудируемого лица, рекомендуется ограничить вопросами, которые по отдельности или в совокупности могут быть существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности. В отношении отдельных вопросов для аудитора может оказаться необходимым проинформировать руководство аудируемого лица о причинах, по которым он считает данные вопросы существенными.

 6. В ходе аудита руководство аудируемого лица по своей инициативе или в ответ на конкретные запросы представляет аудитору большое количество заявлений и разъяснений. Если подобные заявления и разъяснения касаются вопросов, существенных для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен:

  • а) получить аудиторские доказательства, подтверждающие данные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемому лицу источники информации;
  • б) оценить, являются ли заявления и разъяснения руководства аудируемого лица разумными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам;
  • в) определить компетентность и степень информированности лиц, предоставивших заявления и разъяснения по конкретным вопросам.

 7. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, как правило, не могут заменить другие аудиторские доказательства, доступные аудитору. Например, заявления руководства аудируемого лица относительно стоимости актива не могут заменить аудиторские доказательства стоимости актива, которые обычно используются аудитором для этих целей. Если аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства по вопросу, существенному для финансовой (бухгалтерской) отчетности, помимо таких доказательств, как заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, и можно ожидать, что такие доказательства существуют, то данную ситуацию надлежит рассматривать как ограничение объема аудита.

 8. В определенных случаях заявления и разъяснения руководства аудируемого лица могут оказаться единственными существующими аудиторскими доказательствами (например, касающиеся не оформленных документально планов и намерений руководства аудируемого лица, в частности, намерения сохранить некоторые финансовые вложения в долгосрочной перспективе или планов реорганизации аудируемого лица).

 9. Если заявления и разъяснения руководства аудируемого лица противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам.

 Документальное оформление заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица

 10. Аудитор, как правило, включает в свои рабочие документы доказательства, подтверждающие факт получения им заявлений и разъяснений от руководства аудируемого лица, в форме краткого изложения бесед с руководством или материалов, предоставленных руководством аудируемого лица в письменной форме.

 11. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица в письменной форме являются более надежным аудиторским доказательством, чем заявления и разъяснения в устной форме. Они могут быть оформлены в виде:

  • а) письма-представления руководства аудируемого лица;
  • б) подготовленного аудитором письма, в котором излагается понимание аудитором позиции руководства аудируемого лица по определенному кругу вопросов, которое затем официально подтверждается этим руководством;
  • в) документов, утверждающих итоги финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, экземпляра финансовой (бухгалтерской) отчетности, подписанного руководством аудируемого лица.

 12. Запрашивая у руководства аудируемого лица письмо-представление, аудитор должен потребовать, чтобы оно было адресовано аудитору, а также подписано, датировано и содержало необходимую информацию.

 13. Письмо-представление, как правило, датируется руководством аудируемого лица той же датой, что и аудиторское заключение. Однако при определенных обстоятельствах специальное письмо с заявлениями и разъяснениями руководства аудируемого лица относительно конкретных операций или событий может быть получено как в ходе аудита, так и после даты аудиторского заключения (например, на дату открытого размещения ценных бумаг).

 14. Письмо-представление, как правило, должно быть подписано теми руководителями аудируемого лица, которые несут основную ответственность за деятельность этого лица, в частности, за финансовую деятельность (например, генеральным директором, главным бухгалтером или финансовым директором аудируемого лица). В определенных обстоятельствах аудитору могут потребоваться письма-представления от других членов руководства аудируемого лица. Например, аудитор может посчитать необходимым получить официальное заявление относительно полноты представления протоколов всех собраний акционеров, заседаний совета директоров и иных органов управления аудируемого лица от сотрудника, ответственного за ведение данных протоколов.

 Действия аудитора при отказе руководства аудируемого лица представить заявления и разъяснения

 15. Если руководство аудируемого лица отказывается представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, это считается ограничением объема аудита. В связи с таким отказом аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения. В подобных случаях аудитор должен также критически оценить надежность и достоверность других заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в ходе аудита, а также проанализировать, может ли отказ в представлении заявлений и разъяснений оказать какое-либо дополнительное влияние на аудиторское заключение.

Приложение
к правилу (стандарту) N 23

 ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 Несмотря на то, что запрос аудитора о представлении заявлений и разъяснений руководства по различным вопросам может побудить руководство аудируемого лица обратить на них внимание и осветить эти вопросы более детально, аудитор должен знать об ограничениях, присущих заявлениям и разъяснениям руководства с точки зрения их использования в качестве аудиторских доказательств в соответствии с настоящим федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

    (Бланк аудируемого лица)

    _____________________________

    (указывается адресат-аудитор)

Настоящее письмо направляется в связи с проводимым Вами аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности организации «YYY» с целью выражения мнения о том, отражает ли финансовая (бухгалтерская) отчетность достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение организации «YYY» на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(XX) г.

    В соответствии с _____________________________________________

                      (указать документ, определяющий полномочия

                                     руководителей)

мы  признаем  свою  ответственность  за  достоверность  финансовой

(бухгалтерской)   отчетности,   подготовленной  в  соответствии  с

требованиями законодательства Российской Федерации.

На основании информации, которой мы располагаем, и понимания данных вопросов мы делаем следующие официальные заявления.

(Следует изложение заявлений и разъяснений, касающихся аудируемого лица. Ниже приведен примерный вариант, который может быть изменен в соответствии с конкретными обстоятельствами.)

  • 1. Со стороны руководства организации «YYY» и ее работников, отвечающих за функционирование системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, не было допущено нарушений, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
  • 2. Мы предоставили вам все бухгалтерские регистры и первичные документы, а также все протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров (иные материалы соответствующих органов управления других организаций), проведенные 15 марта 20(ХХ) г. и 30 сентября 20(ХХ) г. соответственно.
  • 3. Мы подтверждаем полноту информации, предоставленной в отношении аффилированных с организацией «YYY» лиц.
  • 4. Финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.
  • 5. Организация «YYY» выполнила все договорные обязательства, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их нарушения. Кроме того, нами не были установлены какие-либо нарушения требований контролирующих органов, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их невыполнения.
  • 6. Следующая информация была должным образом отражена в бухгалтерском учете и там, где это следует, адекватно раскрыта в финансовой (бухгалтерской) отчетности (перечислить).
  • 7. Мы не имеем никаких планов или намерений, которые могут значительно изменить балансовую стоимость или классификацию активов и обязательств, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  • 8. Мы не имеем никаких планов прекращения производства какой-либо продукции, а также не имеем других планов или намерений, которые могут привести к возникновению избыточного количества или устареванию материально-производственных запасов, отражение в учете стоимости материально-производственных запасов соответствует существующим требованиям.
  • 9. Организация «YYY» имеет право собственности на все свои активы. Не существует права изъятия активов организации «YYY» за долги, кроме указанных в примечании A к финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  • 10. Мы отразили в учете или раскрыли в примечаниях все обязательства, как фактические, так и условные. В примечании Б к финансовой (бухгалтерской) отчетности отражены все гарантии, предоставленные нами третьим лицам.
  • 11. За исключением данных, указанных в примечании В к финансовой (бухгалтерской) отчетности, не существует никаких событий, произошедших после отчетной даты, которые требуют корректировки или раскрытия в примечаниях к финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  • 12. Иск организации «ZZZ» был удовлетворен путем выплаты общей суммы в размере ХХХ, что соответствующим образом отражено в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Не существует и не предвидится предъявления к организации «YYY» каких-либо других претензий, связанных с судебными разбирательствами.

     ____________________

          (дата)

     Генеральный директор                    ______________________

                                              (ф.и.о., подпись)

     Главный бухгалтер                       ______________________

                                              (ф.и.о., подпись)

Содержание страницы

  1. Что относится к аудиторским доказательствам
  2. Как оценить достаточность и надлежащий характер доказательств
  3. Какими бывают аудиторские доказательства
  4. Источники аудиторских доказательств
  5. Процедуры получения аудиторских доказательств
  6. Факторы оценки аудиторских доказательств

В ходе проведения аудита организации в распоряжении проверяющих оказывается множество разнородных сведений. В зависимости от цели проверки, они группируются в систему и по ним делаются определеннее выводы. Однако выводы следует базировать исключительно на корректной информации, соответствующей действительности, то есть доказуемой.

Рассмотрим, что представляют собой аудиторские доказательства с точки зрения требований закона, каким они могут быть, а также как правомерно их получать и интерпретировать.

Аудиторские доказательства как объективная основа мнения аудитора

Что относится к аудиторским доказательствам

Аудиторские доказательства – это данные, ставшие достоянием в ходе аудиторской проверки, на основании анализа которых формируется мнение проверяющего и его вывод.

Аудиторские доказательства в условиях пандемии

Что же они доказывают? Информация, полученная аудитором, должна достоверно подтверждать соответствие ведущейся отчетности действующему законодательству Российской Федерации, а также то, что эта отчетность адекватно отражает финансовое состояние проверяемого предприятия.

Аудиторские доказательства имеют следующие характеристики:

  • достаточность – мера количества полученных свидетельств;
  • надлежащий характер – качественный фактор, показывающий, что данное свидетельство отражает конкретное обстоятельство.

Аудиторское заключение как судебное доказательство

Аудиторский риск – степень обоснованности мнения аудитора, основанного на достаточном количестве надлежащих доказательств, фактическая возможность ошибиться в формулировании мнения.

К СВЕДЕНИЮ! Официально процедура получения аудиторских доказательств регламентируется федеральным стандартом аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 696.

Как оценить достаточность и надлежащий характер доказательств

Обосновать количественную меру данных и их необходимую смысловую нагрузку по поставленным задачам аудитор может в результате проверочных процедур: тестировании средств внутреннего контроля и проверки по существу.

Тестирование средств внутреннего контроля показывает, насколько эффективно ведется в организации бухгалтерский учет и контролируются важные хозяйственные процессы. Иными словами, в результате этого теста нужно установить, можно ли доверять предоставляемым внутренним данным.

Проверка по существу показывает, насколько факты, на основе которых формируется финансовая отчетность, соответствуют действительности, то есть нет ли в документации существенных искажений. Такую проверку производят, оценивая:

  • существование – обязательство или актив, отраженные в документации, действительно имели место на данную дату;
  • права и обязанности – заявленные активы и/или обязательства действительно принадлежат аудируемому;
  • возникновение – в учетное время операции или события, влияющие на аудит, имели место;
  • точное измерение – в данный период времени верно отражены доходы или расходы по исследуемой хозяйственной операции или событию;
  • стоимостная оценка – актив или обязательство фигурируют в отчетности по соответствующей балансовой стоимости;
  • полнота – нераскрытых статей и неучтенных активов и обязательств нет;
  • раскрытие и представление – исследуемая статья раскрывается и представляется так, как это требуется по правилам ведения финансовой отчетности.

Какими бывают аудиторские доказательства

Их можно разделить на виды по разным основаниям.

  1. По источнику:
    • внутренние – полученные письменно или устно от лица, подвергаемого аудиту, или его представителей;
    • внешние – сведения, данные в ответ на аудиторский запрос со стороны третьих лиц;
    • смешанные – данные, полученные от аудируемого, подтвержденные третьей стороной.
  2. По характеру (форме):
    • устные – компетентные высказывания уполномоченных лиц или результаты опроса сотрудников;
    • визуальные – полученные в результате личных наблюдений аудиторов;
    • документальные – данные, отраженные в официальных бумагах или письменных заявлениях, подвергнутых анализу.
  3. ВАЖНО! Внешние доказательства весомее внутренних, письменные – устных.

    Источники аудиторских доказательств

    Где именно аудитор черпает информацию для своих выводов? Источниками получения аудиторских доказательств являются:

    • первичные документы как самого аудируемого лица, так и других организаций, связанных с ним;
    • бухгалтерская документация;
    • финансовая отчетность;
    • данные внутренней инвентаризации активов аудируемого лица;
    • результаты сопоставления документации как внутри организации, так и с документами третьих сторон;
    • устные заявления персонала и руководства аудируемой организации и третьих сторон.

    ВНИМАНИЕ! Чем больше источников доказательств с высокой достаточностью и надежностью, тем ниже аудиторский риск.

    Процедуры получения аудиторских доказательств

    Способы, которыми аудитор пользуется для извлечения полезной для целей проверки информации из вышеперечисленных источников, достаточно разнообразны и предусмотрены федеральными стандартами. Планируя проверку, аудитор принимает решение о выборе тех или иных процедур сбора аудиторских доказательств. Дополнительные процедуры потребуются, если окажется, что полученные доказательства противоречат друг другу.

    Для обработки источников применяется одна или комплекс из следующих законодательно одобренных процедур:

    • количественный анализ документации – арифметическая проверка результатов вычислений и различных подсчетов;
    • экспертиза – проверка документов на подлинность (подписей, календарных соответствий, дописываний, исправлений и т.п.);
    • инспекция – анализ документации и основных активов;
    • инвентаризация – осмотр и измерение различных активов и сличение результатов с данными в отчетности;
    • контроль учетных работ бухгалтерии – проверка правильности ведения хозяйственных операций;
    • подтверждение – получение письменной положительной информации от независимой стороны в ответ на запрос, соответствие внешнего ответа данным внутренней документации;
    • наблюдение – изучение действий, выполняемых представителями аудируемого лица;
    • прослеживание – изучение хозяйственных операций и их отражения, начиная с первичной документации и заканчивая финансовой, бухгалтерской или налоговой отчетностью;
    • анализ документации – установление реальности той или иной важной бумаги (операция, обратная прослеживанию – изучается бухгалтерская запись вплоть до ее регистрации в первичке, что подтверждает действие, которое она регистрирует);
    • альтернативный баланс – независимый анализ бухгалтерии с целью выявления возможного отхода от нормативов и некорректного отображения финансовых результатов;
    • устные опросы – применяются к персоналу, руководству и представителям третьих сторон (контрагентов), применяются в качестве дополнений к другим аудиторским процедурам;
    • сканирование – конкретная операция для изучения нестандартных ситуаций, например, сверка первички и записей расходных счетов;
    • аналитика – интерпретация представленных экономических показателей (применяется на протяжении всей аудиторской проверки, повышая эффективность каждой ее процедуры).

    Как применяются аудиторские процедуры

    Прежде чем приступить к конкретному осуществлению процедуры, аудитор составляет для себя план процесса ее реализации, состоящий из 4 этапов:

    1. Выбор процедуры в соответствии с поставленной задачей.
    2. Определение способа интерпретации показателей (вида процедуры). Заключается в сравнении полученных показателей:
      • со средними данными по отрасли;
      • с плановыми показателями;
      • с данными по предыдущим периодам;
      • с прогнозируемой аудитором информацией;
      • с другими коэффициентами.
    3. Применение самой процедуры.
    4. Анализ полученых в ее результате данных.

    Факторы оценки аудиторских доказательств

    Чтобы мнение, сформированное в результате аудита, было достоверным и обоснованным, проверяющий должен учитывать важные нюансы аудиторских доказательств, влияющие на их достоверность:

    1. Внешние аудиторские доказательства ценнее внутренних, письменные – устных.
    2. Эффективность систем внутреннего контроля и бухучета проверяемой фирмы повышает надежность внутренних аудиторских доказательств.
    3. Доказательства, полученные самим аудитором, более надежны, чем полученные от аудируемой организации.
    4. Убедительность аудиторских доказательств повышает большее количество источников и отличающееся содержание, подкрепленное непротиворечивостью.

    Помимо данных факторов, на степень суждения аудитора о достаточности доказательств и их надлежащем характере влияют:

    • существенность статьи отчетности, подвергаемой проверке;
    • источник полученных данных;
    • степень аудиторского риска – возможности дать неверное заключение;
    • личный опыт аудитора в проведении подобных проверок.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если у проверяющего не было возможности получить достаточное количество надлежащих аудиторских доказательств, его мнение не может быть выражено однозначно: следует сделать это с соответствующими оговорками либо вообще не сформулировано.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рамка для руководства по качеству
  • Гражданская оборона исполняет песни группы инструкция по выживанию
  • Аминовитал для птиц инструкция по применению для суточных цыплят
  • Духовка whirlpool инструкция по применению на русском
  • Юрпсо мчс россии руководство