Знаменитый философ просветитель под руководством которого издавалась первая французская энциклопедия

Ж.Ламетри, Гельвеция и Дидро объединяет: механический материализм
Ж.Ламетри, К.А. Гельвеция и Д. Дидро объединяет: механистический материализм
За что критиковал философию Гегеля Фейербах? за идеализм
Законы какой науки философы-материалисты ХУШ в. утверждали в качестве всеобщих и универсальных? механики
Заполните недостающее звено в перечислении философских имен, представителей немецкой классической философии:  И. Кант – … – Ф.В. Шеллинг — Г. Гегель — Л. Фейербах: И.Г. Фихте
Знаменитый философ-просветитель, под руководством которого издавалась первая французская энциклопедия: Д. Дидро
Идейным вдохновителем Великой Французской революции 1789 года считают: Ж.Ж. Руссо
Интеллектуальная интуиция по Р.Декарту начинается с…сомнения
Исследуя проблемы гносеологии и, в частности, природу человеческих заблуждений, Ф. Бэкон разработал: Учение об идолах
Истину, как соответствие знаний действительности, из числа приведенных мыслителей понимал: Г. Гегель
Исходным принципом философии Гегеля является тождество: бытия и мышления
Исходным принципом философии Гегеля является тождество: бытия и мышления
К какой эпохе в истории философии принадлежат П.А. Гольбах, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Ф.А. Вольтер? эпохе Просвещения
Как назывался труд Т. Гоббса, в котором он изложил свои взгляды на общество и государство?  «Левиафан»
Как определяют философские взгляды Л. Л. Фейербаха? Антропологический материализм
Какая проблема находится в центре философии И.И. Канта? Проблема человека
Какая работа И. Канта имеет объединяющее значение для его мировоззрения? «Критика чистого разума»
Какие атрибутов субстанции выделяет Декарт? мыслящую и протяженную
Какие из ниже указанных направлений относятся к философии эпохи Нового Времени? Эмпиризм и рационализм
Какие моменты философского учения Гегеля наиболее ценны: метод
Каков основной метод Р.ДекартаДедукция
Каков основной метод Ф. Бэкона? Индукция
Какое из ниже перечисленных понятий не входит в учение Ф.Бэкона об идолах? идолы общества
Какое из ниже следующих изречений принадлежит Б.Спинозе?  «Свобода есть осознанная необходимость»
Какое из следующих произведений не принадлежит И. И. Канту?  «Наука логики»
Какой век называется веком гениев? XYII
Какой тип детерминации признавали французские материалисты XVIII в.? механистический детерминизм
Какой философ выдвинул механизм развития:  тезис- антитезис – синтез (триада)? Г. Г. Гегель
Какой философ сказал об увеличении познавательных способностей разума:  «То, что не познаем мы, познают наши потомки»? Л.Фейербах
Какому направлению философии относится философское учение Гегеля? Объективный идеализм
Какую гносеологическую позицию выражает высказывание Дж.Локка:  «Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении»сенсуализм
Кому из немецких философов принадлежит изречение «вещь в себе» (ноумен.как внутренней сущности вещей, не познаваемой разумом? И. Канту
Кому из представителей немецкой классической философии принадлежит произведение «Сущность христианства»? Л. Фейербаху
Кто автор философского произведения «Новый Органон»? Ф. Бэкон
Кто в истории философии обосновал метод «картезианского сомнения»? Р.Декарт
Кто в истории философии первым обосновал систему категорий, принципов и законов диалектической логики? Г. Гегель
Кто в истории философии первым обосновал систему категорий, принципов и законов диалектической логики? Г. Гегель
Кто в истории философии первым обосновал систему категорий, принципов и законов диалектической логики? Г. Гегель
Кто заложил основы механистического и метафизического материализма: И. Ньютон
Кто из ниже перечисленных философов не является представителем французского просвещения 18 века? Б. Спиноза
Кто из представителей немецкой классической философии рассматривает вопрос о взаиомодействии «Я» и «не-Я»? И.Г. Фихте
Кто из представителей немецкой классической философии называл человеческую волю автономной? И. Кант
Кто из представителей немецкой классической философии обосновал необходимость создать новую религию – религию любви? Л. Фейербах

Знаменитый философ-просветитель, под руководством которого издавалась первая французская энциклопедия: Д. Дидро

Вопрос посетителя

Ж.Ламетри, Гельвеция и Дидро объединяет: механический материализм
Ж.Ламетри, К.А. Гельвеция и Д. Дидро объединяет: механистический материализм
За что критиковал философию Гегеля Фейербах? за идеализм
Законы какой науки философы-материалисты ХУШ в. утверждали в качестве всеобщих и универсальных? механики
Заполните недостающее звено в перечислении философских имен, представителей немецкой классической философии:  И. Кант – … – Ф.В. Шеллинг — Г. Гегель — Л. Фейербах: И.Г. Фихте
Знаменитый философ-просветитель, под руководством которого издавалась первая французская энциклопедия: Д. Дидро
Идейным вдохновителем Великой Французской революции 1789 года считают: Ж.Ж. Руссо
Интеллектуальная интуиция по Р.Декарту начинается с…сомнения
Исследуя проблемы гносеологии и, в частности, природу человеческих заблуждений, Ф. Бэкон разработал: Учение об идолах
Истину, как соответствие знаний действительности, из числа приведенных мыслителей понимал: Г. Гегель
Исходным принципом философии Гегеля является тождество: бытия и мышления
Исходным принципом философии Гегеля является тождество: бытия и мышления
К какой эпохе в истории философии принадлежат П.А. Гольбах, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Ф.А. Вольтер? эпохе Просвещения
Как назывался труд Т. Гоббса, в котором он изложил свои взгляды на общество и государство?  «Левиафан»
Как определяют философские взгляды Л. Л. Фейербаха? Антропологический материализм
Какая проблема находится в центре философии И.И. Канта? Проблема человека
Какая работа И. Канта имеет объединяющее значение для его мировоззрения? «Критика чистого разума»
Какие атрибутов субстанции выделяет Декарт? мыслящую и протяженную
Какие из ниже указанных направлений относятся к философии эпохи Нового Времени? Эмпиризм и рационализм
Какие моменты философского учения Гегеля наиболее ценны: метод
Каков основной метод Р.ДекартаДедукция
Каков основной метод Ф. Бэкона? Индукция
Какое из ниже перечисленных понятий не входит в учение Ф.Бэкона об идолах? идолы общества
Какое из ниже следующих изречений принадлежит Б.Спинозе?  «Свобода есть осознанная необходимость»
Какое из следующих произведений не принадлежит И. И. Канту?  «Наука логики»
Какой век называется веком гениев? XYII
Какой тип детерминации признавали французские материалисты XVIII в.? механистический детерминизм
Какой философ выдвинул механизм развития:  тезис- антитезис – синтез (триада)? Г. Г. Гегель
Какой философ сказал об увеличении познавательных способностей разума:  «То, что не познаем мы, познают наши потомки»? Л.Фейербах
Какому направлению философии относится философское учение Гегеля? Объективный идеализм
Какую гносеологическую позицию выражает высказывание Дж.Локка:  «Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении»сенсуализм
Кому из немецких философов принадлежит изречение «вещь в себе» (ноумен.как внутренней сущности вещей, не познаваемой разумом? И. Канту
Кому из представителей немецкой классической философии принадлежит произведение «Сущность христианства»? Л. Фейербаху
Кто автор философского произведения «Новый Органон»? Ф. Бэкон
Кто в истории философии обосновал метод «картезианского сомнения»? Р.Декарт
Кто в истории философии первым обосновал систему категорий, принципов и законов диалектической логики? Г. Гегель
Кто в истории философии первым обосновал систему категорий, принципов и законов диалектической логики? Г. Гегель
Кто в истории философии первым обосновал систему категорий, принципов и законов диалектической логики? Г. Гегель
Кто заложил основы механистического и метафизического материализма: И. Ньютон
Кто из ниже перечисленных философов не является представителем французского просвещения 18 века? Б. Спиноза
Кто из представителей немецкой классической философии рассматривает вопрос о взаиомодействии «Я» и «не-Я»? И.Г. Фихте
Кто из представителей немецкой классической философии называл человеческую волю автономной? И. Кант
Кто из представителей немецкой классической философии обосновал необходимость создать новую религию – религию любви? Л. Фейербах

Ответ эксперта

Ж.Ламетри, Гельвеция и Дидро объединяет: механический материализм
Ж.Ламетри, К.А. Гельвеция и Д. Дидро объединяет: механистический материализм
За что критиковал философию Гегеля Фейербах? за идеализм
Законы какой науки философы-материалисты ХУШ в. утверждали в качестве всеобщих и универсальных? механики
Заполните недостающее звено в перечислении философских имен, представителей немецкой классической философии:  И. Кант – … – Ф.В. Шеллинг — Г. Гегель — Л. Фейербах: И.Г. Фихте
Знаменитый философ-просветитель, под руководством которого издавалась первая французская энциклопедия: Д. Дидро
Идейным вдохновителем Великой Французской революции 1789 года считают: Ж.Ж. Руссо
Интеллектуальная интуиция по Р.Декарту начинается с…сомнения
Исследуя проблемы гносеологии и, в частности, природу человеческих заблуждений, Ф. Бэкон разработал: Учение об идолах
Истину, как соответствие знаний действительности, из числа приведенных мыслителей понимал: Г. Гегель
Исходным принципом философии Гегеля является тождество: бытия и мышления
Исходным принципом философии Гегеля является тождество: бытия и мышления
К какой эпохе в истории философии принадлежат П.А. Гольбах, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Ф.А. Вольтер? эпохе Просвещения
Как назывался труд Т. Гоббса, в котором он изложил свои взгляды на общество и государство?  «Левиафан»
Как определяют философские взгляды Л. Л. Фейербаха? Антропологический материализм
Какая проблема находится в центре философии И.И. Канта? Проблема человека
Какая работа И. Канта имеет объединяющее значение для его мировоззрения? «Критика чистого разума»
Какие атрибутов субстанции выделяет Декарт? мыслящую и протяженную
Какие из ниже указанных направлений относятся к философии эпохи Нового Времени? Эмпиризм и рационализм
Какие моменты философского учения Гегеля наиболее ценны: метод
Каков основной метод Р.ДекартаДедукция
Каков основной метод Ф. Бэкона? Индукция
Какое из ниже перечисленных понятий не входит в учение Ф.Бэкона об идолах? идолы общества
Какое из ниже следующих изречений принадлежит Б.Спинозе?  «Свобода есть осознанная необходимость»
Какое из следующих произведений не принадлежит И. И. Канту?  «Наука логики»
Какой век называется веком гениев? XYII
Какой тип детерминации признавали французские материалисты XVIII в.? механистический детерминизм
Какой философ выдвинул механизм развития:  тезис- антитезис – синтез (триада)? Г. Г. Гегель
Какой философ сказал об увеличении познавательных способностей разума:  «То, что не познаем мы, познают наши потомки»? Л.Фейербах
Какому направлению философии относится философское учение Гегеля? Объективный идеализм
Какую гносеологическую позицию выражает высказывание Дж.Локка:  «Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении»сенсуализм
Кому из немецких философов принадлежит изречение «вещь в себе» (ноумен.как внутренней сущности вещей, не познаваемой разумом? И. Канту
Кому из представителей немецкой классической философии принадлежит произведение «Сущность христианства»? Л. Фейербаху
Кто автор философского произведения «Новый Органон»? Ф. Бэкон
Кто в истории философии обосновал метод «картезианского сомнения»? Р.Декарт
Кто в истории философии первым обосновал систему категорий, принципов и законов диалектической логики? Г. Гегель
Кто в истории философии первым обосновал систему категорий, принципов и законов диалектической логики? Г. Гегель
Кто в истории философии первым обосновал систему категорий, принципов и законов диалектической логики? Г. Гегель
Кто заложил основы механистического и метафизического материализма: И. Ньютон
Кто из ниже перечисленных философов не является представителем французского просвещения 18 века? Б. Спиноза
Кто из представителей немецкой классической философии рассматривает вопрос о взаиомодействии «Я» и «не-Я»? И.Г. Фихте
Кто из представителей немецкой классической философии называл человеческую волю автономной? И. Кант
Кто из представителей немецкой классической философии обосновал необходимость создать новую религию – религию любви? Л. Фейербах

В создании статей для «Энциклопедии» участвовало более 160 человек. Это было довольно разнородное сообщество писателей, учёных, философов, священнослужителей, ремесленников и инженеров, чьи взгляды могли противоречить друг другу. Список наиболее заметных и выдающихся авторов можно представить следующим образом:

Дени Дидро – главный редактор и автор более 1200 статей по экономике, механике, ремёслам и производствам, философии, политике и религии, а также археологии, хирургии, траволечению, кулинарии, теории цвета, мифологии, моде и т.

Жан Лерон Д’Аламбер. Помимо общей редактуры он писал статьи, относящиеся к научным разделам, особенно математике, современным событиям, философии и религии. Всего он предоставил около 1600 статей, а также основные вводные тексты.

Клод Буржела – автор статей о верховой езде, кавалерии, манеже и прочих, относящихся к иппологии.

Андре Франсуа Ле Бретон – главный издатель, также написавший статьи о печати и чернилах.

Луи Жан Мари Добантон – автор статей по естествознанию.

Поль Анри Тири Гольбах – статьи по химии, минералогии, политике, религии и общественной морали. Гольбах является автором 425 подписанных статей и большого количества статей о политике и религии без подписи.

Жан-Батист де Ла Шапель – автор статей по математике.

Аббат Андре Морелле – статьи по философии и теологии. Его статьи – замечательный образец исторического подхода к рассмотрению религии. «Я старался доказать», – писал он много лет спустя, – «что в таких сборниках, как «Энциклопедия», следует относиться к истории и применению на практике христианских догматов и обрядов точно так же, как мы относились бы к религии Брамы или Магомета».

Шарль де Монтескьё – статья «Вкус», представляющая собой известное эссе «Опыт о вкусе» законченное писателем незадолго до смерти и, опубликованное в седьмом томе посмертно.

Франсуа Кенэ – статьи о фермерах и зерне, включавшие блестящие рассуждения о налогах и материальном положении народов.

Жан Франсуа Мармонтель – статьи о драматургии и литературе.

Жан-Жак Руссо – статьи о музыке и политической теории. Первые годы выпуска «Энциклопедии» совпали с первой славой Руссо, который приобрёл известность благодаря своим парадоксам о естественном равенстве и нравственном вреде цивилизации.

Анн Робер Жак Тюрго – автор статей по экономике, этимологии, философии и физике.

Вольтер – статьи по истории, литературе и философии.

И, наконец, Луи де Жокур, чьё имя заслуживает отдельного внимания.

Французский философ, просветитель, энциклопедист, писатель и критик — Дени Дидро вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль.

Дени Дидро (фр. Denis Diderot) родился 5 октября 1713 года в городе Лангре. Отец Дени Дидро был ножевых дел мастером, эта профессия передавалась в семье из поколения в поколение в течение двух столетий. По совету своего брата, каноника, отец отдает Дени в школу иезуитов, но потом оставляет мысль сделать Дени священником.

Воспитание Дидро в парижском Сollege dе Harcourt принимает вполне светский характер. В Париже он увлекся новыми идеями, наводнившими столицу, чтением запрещенных книг. Вращаясь среди развитой, но бедной молодежи, он встречает не только единомышленников, но и друзей – Руссо, Д’Аламбера, Кондильяка, Туссена. Его ранний брак, случившийся в это время, продержался недолго.

Прошло несколько лет. В свет выходит достаточно смелое произведение Дидро «Письмо о слепых». Это «письмо» послужило причиной трехмесячного заключения Дидро в Венсенский замок. Этот арест еще больше развил в Дидро революционные мысли.

Именно в это время Дидро начал главный труд своей жизни – «Энциклопедию». В 1751 году был издан первый том. До 1772 года, когда вышли последние тома, тянется многострадальная, богатая гонениями, запретами и приостановками история великой Энциклопедии, давшей имя целому периоду в развитии человеческой мысли. Всего на работу над ней ушло более тридцати лет.

Великая Энциклопедия Дидро стала первым научным изданием, содержащим не только чисто техническую информацию, рассчитанную на профессионалов, но и философские рассуждения, что и послужило одной из основных причин столь яростного неприятия властью этой книги. Во многих статьях, например, в статье «Свобода», принадлежащей самому Дидро, высказывались достаточно смелые взгляды на жизнь, которые не могли понравиться правительству Франции.

В возрасте шестидесяти шести лет он вдруг увлёкся биологией и слушал курсы химии и анатомии у Руэля. Уже в пожилом возрасте Дидро искренне полюбил молодую девушку, m-lle Voland, и женился на ней. Он написал ей множество писем и победил предубеждение её родных своей искренней привязанностью. Она была посвящена во все его помыслы и намерения. Увы, и этот брак был недолгим. Жена умерла, и Дидро не смог перенести ее ранней смерти. Уйдя от шума и суеты, он доживал свои последние месяцы.

Дени Дидро скончался 31 июля 1784 года в Париже.

Портрет Дени Дидро работы Ванлоо (1767)

Дени́ Дидро́ (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лангр — 31 июля 1784, Париж) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751).

Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и др. энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Французской революции.

Содержание

  • 1 Мировоззрение
  • 2 Творчество
  • 3 «Энциклопедия»
  • 4 Работы
  • 5 Адреса в Санкт-Петербурге
  • 6 Библиография
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Мировоззрение

Мемориальная доска на доме, где Д.Дидро жил в период с 1773 по 1774 гг. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 9

В своих философских воззрениях он был материалистом. Отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца. Этим учением Дидро наносил удар идее Откровения, на которой держалась власть католического духовенства, отнимал у римской церкви право толковать волю Бога, цель мироздания, право награждать и карать людей за их поступки и дал мощный толчок изучению природы, развитию естествознания. По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма. Подобно Вольтеру он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями. Дидро верил в благотворность союза монархов и философов, и подобно тому как его материалистическое учение было направлено против духовенства и имело целью передать власть над «душами» философам, так его просвещённый абсолютизм стремился передать этим же философам власть государственную. Известно, чем закончился союз философов и монархов. Последние ухаживали за первыми, но первые не оказали реального влияния на практическую политику просвещённых деспотов. Когда Дидро приехал в Петербург по приглашению Екатерины II, она обласкала мыслителя, беседовала с ним целыми часами, но скептически отнеслась к проектам «Дени Первого» об уничтожении роскоши при дворе и обращении освободившихся средств на нужды народа, так же как к его проектам о всеобщем бесплатном обучении. Знаменитый философ получил от Екатерины крупную сумму денег за свою библиотеку, причём она была оставлена в его распоряжении, и Дидро выплачивалось определённое жалование за заведование этой библиотекой. А в России в это время продолжали процветать крепостное право, батоги и преследования сектантов.

Идеологом буржуазии Дидро является и в своих литературных произведениях. Он проложил во Франции путь буржуазно-сентиментальной драме, уже раньше зародившейся в Англии (Лилло, Мур, Камберленд и др.).

Творчество

Памятник Дидро в Париже.

В 1757 году появилась его первая пьеса «Побочный сын» (фр. Un fils naturel), а в следующем 1758 году другая — «Отец семейства» (фр. Père de famille). Само заглавие обоих произведений указывает на то, что их сюжетами послужили семейные отношения. В первом Дидро защищал права незаконнорождённых детей, во второй — права сына выбирать себе жену по указанию сердца, а не отца. В рассуждениях, сопровождавших эти пьесы, Дидро устанавливает новый вид драматического искусства, который он называет «серьёзным жанром». Классический театр проводил строгое разделение между трагедией, жанром, существовавшим для возвышенных и героических тем, для изображения высшего сословия, с одной стороны, и комедией с будничными темами и героями из простых сословий — с другой. Самый факт установления среднего (между трагедией и комедией) жанра, который получил впоследствии такое распространение под именем драмы, свидетельствовал о том влиянии, которое оказывала буржуазия на развитие литературы. «Серьёзный жанр» снимал границы, отделявшие аристократические классы от низших, возвышенные чувства от будничных. Право на трагическое перестало быть исключительным правом придворного общества.

По учению Дидро, трогательные и возвышенные чувства можно найти и у бедняка. С другой стороны, забавное и смешное не чуждо и придворной аристократии. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Чувствительность и нравоучение — основные черты нового жанра, вопросы семьи и морали — его главные темы, добродетельные буржуа, бедняки и крестьяне — преобладающие герои. Новый жанр вполне соответствовал задачам Просветительного века, театр стал проводником освободительных идей, вернулся к человеческой природе, отменил все условности, этикет, торжественный стих и высокий стиль классического направления, вполне отвечая вкусам буржуазии, которая не имела героических предков и воспоминаний, любила семейный очаг и жила в атмосфере своих будничных забот.

Эти же взгляды — верность природе, непригодность классических условностей и важное значение нравоучительного элемента в искусстве — Дидро отстаивает и в качестве критика и теоретика искусства. Он писал не только о литературе, но и об изобразительных искусствах («Салоны») и об искусстве актёра («Парадокс об актёре»). В своих «Салонах» он сближал живопись и скульптуру с литературой, требовал «нравственных картин» и рассматривал изобразительные искусства как своеобразное средство воздействия на умы. «Парадокс об актёре» до сих пор не утратил своего значения по богатству и оригинальности мыслей. Дидро — враг актёрской теории «нутра». Актёр должен играть обдуманно, изучив природу человека, неуклонно подражая какому-нибудь идеальному образцу, руководимый своим воображением, своей памятью, — такой актёр будет всегда равно совершенен: все у него размерено, соображено, изучено, приведено в стройный порядок. «Власть над нами принадлежит не тому, кто в экстазе, кто — вне себя: эта власть — привилегия того, кто владеет собой».

Если драмы Дидро сохранили только исторический интерес, то более счастливым оказался Дидро в своих повестях. В них он удачнее проводит то положительное, что внесли идеологи буржуазии в литературу. Здесь ярко выражена зависимость героя от среды, их связь и взаимодействие: герой вставлен в рамки бытовых условий, и человеку вообще, человеку рационалистически, отвлечённо построенному классиками, противопоставляется общественный тип, живой образ, озаряющий смысл целой эпохи. Из беллетристических произведений Дидро наибольшей известностью пользуется «Жак Фаталист» (фр. Jacques le fataliste, 1773) и в особенности «Племянник Рамо» (фр. Le Neveu de Rameau, опубликовано в 1762 посмертно), лучшее из его художественных произведений. «Жак Фаталист» — повесть о странствиях и приключениях двух приятелей, в которую автор вставил ряд эпизодов. Здесь выведена вереница характерных фигур того времени, подвергнуты критике распущенность, эгоизм, бессодержательность, мелочность и отсутствие глубоких интересов в так называемом «обществе»; этому последнему противопоставляются примеры добродетели, искренность и чувствительность — качества, обретённые Дидро в буржуазной среде. Рамо, герой другой повести — талантливый циник, одновременно отталкивающий своей беспринципностью и привлекающий своими парадоксальными суждениями. В его лице Дидро воплотил всё отвратительное, что таилось в недрах старого общества. Рамо — это накипь, образующаяся на поверхности моря, взволнованного идейными бурями, в эпоху начавшейся ликвидации остатков дворянско-церковного господства. Это — муть, поднявшаяся со дна, когда свежая струя ворвалась в застоявшиеся воды, когда дрогнул и заколебался в своих основах старый мир и связанные с ним понятия. Рамо легко переходит от раболепия к наглости, он — не просто негодяй, он — виртуоз клеветы и обмана, он наслаждается бессилием честных людей в их борьбе с негодяями и испытывает что-то вроде художественного наслаждения, нападая на слабые, уязвимые стороны просветительной философии, любуется своей удобной позицией циника и беззастенчивостью нахала, которая позволяет ему легко и искусно проникать в лазейки, случайно образовавшиеся во время сложной социальной борьбы, есть и пить не без удовольствия и проводить время в праздности. Рамо отрицает всякую мораль — не только те устои, на которых держалось старое общество, но и новую, возникшую вместе с ростом буржуазии. Он враг всякой организованной общественности, типичная богема, индивидуалист, которого возмущает всякая дисциплина, всякое насилие над личностью. И, тем не менее, в Рамо есть нечто от самого Дидро, а именно огромный запас жизненных сил, могучее чувство природы, естественное ощущение своего «я» — то, что являлось существенным элементом в учении энциклопедистов. Дидро в конце концов готов в одном пункте признать его правым: «самое главное, чтобы вы и я существовали и были сами собою, а всё прочее пусть идёт, как может». Следует указать также на повесть Дидро «Монахиня» (фр. La religieuse), где изображены развращённые нравы женского монастыря. Рассказ ведётся от лица молодой девушки-послушницы, не понимающей того, что она переживает. Тонкое сочетание чувствительности, смелого натурализма и психологической правды делает «Монахиню» одним из лучших произведений французской прозы XVIII века. Благодаря своей остро проведённой антиклерикальной тенденции «La religieuse» является великолепным образцом антирелигиозной пропаганды XVIII века.

«Энциклопедия»

Титульный лист энциклопедии

Оригинален и стиль Дидро. Наиболее живой, подвижный ум среди просветителей XVIII века, легко и быстро улавливающий не только общие понятия и формы вещей, но и своеобразие их оттенков, быстро реагирующий на всё и мыслью и чувством, Дидро пишет с большей эмоциональной выразительностью и конкретностью, чем Вольтер. Язык последнего более отточен и сух, менее периодичен, чем речь Дидро, которая однако не столь расплывчата и ораторски-патетична, как слог Руссо. Дидро принадлежит к числу тех цельных натур с законченным миросозерцанием, которые не могут ограничить свой кругозор какой-нибудь специальностью или частными проблемами. Он обладал широким и всесторонним образованием, солидными знаниями в области философии и естествознания, социальных наук, литературы, живописи, театра и т. п. Его величайшим подвигом было создание «Энциклопедии», первый том которой вышел в 1751 году, и которая с перерывами издавалась в течение двадцати девяти лет. Во всех её статьях чувствуется влияние мысли Дидро — идеолога воинствующей буржуазии, захватывавшей в свои руки торговую и промышленную жизнь страны, писателя, окрашивавшего умонастроением тогдашнего передового класса все разнообразные темы, которых он касался.

Работы

  • Дидро. Племянник Рамо — текст диалогов на русском и французском языках

Адреса в Санкт-Петербурге

08.10.1773 — 05.03.1774 года — Исаакиевская площадь, 9.

Библиография

  • Дидро в 20 томах. «Ассеза и М», турне вышло в 1875—1877.
  • Сборник избранных сочинений (фр. Œuvres Choisies, édition du centenaire), 1884.
  • «Les Bijoux indiscrets» (русск. Нескромные сокровища), 1748
  • «La religieuse» (русск. Монахиня), 1760.
  • Романы и повести, перевод В. Зайцева, 2 тт., Санкт-Петербург, 1872 (уничтожено цензурой);
  • «Племянник Рамо», изд. «Чуйко», в «Библиотека европейских мыслителей и писателей», Санкт-Петербург, 1883;
  • «Племянник Рамо», в серии «Русская классическая библиотека А. Чудинова», сер. II, в. XVIII, Санкт-Петербург, 1900;
  • «Монахиня», изд. «Атеист», Москва, 1929.
  • Морлей Дж., «Дидро и энциклопедисты», Москва, 1882;
  • Веселовский Алексей, Дени Дидро, «Вестник Европы», 1884, X-XI (и в «Этюдах и характеристиках»);
  • Бильбасов В. А., «Дидро в Петербурге», Санкт-Петербург, 1898;
  • Луппол И., «Дени Дидро», Москва, 1924;
  • Rosenkranz, «Diderots Leben und Werke», 1866;
  • Collignon, «Diderot, sa vie, ses œuvres, sa correspondance», 1895;
  • Avezac-Lavigne, «Diderot et la société du baron d’Holbach», 1875.
  • Sainte-Beuve, «Portraits littéraires»;
  • Карлейль, «Critical and historical essays», русск. перев., Москва, 1878;
  • Dubois-Reymond, «Zu Diderots Gedächtnis», 1884;
  • Scherer E., «Diderot», 1880;
  • Busnelli M. D., «Diderot et l’Italie», 1925;
  • Ledieu P., «Diderot et Sophie Volland», 1925;
  • Palache J. G., «Four novelists, Crébillon, Laclos, Diderot, Restif de la Bretonne», Нью-Йорк, 1926.

Литература

  • Длугач Т.Б. Дени Дидро. — М.: Мысль, 1975. — (Мыслители прошлого).

Ссылки

  • Дидро, Дени в библиотеке Максима Мошкова
  • Страница Дени Дидро в библиотеке «Философия и атеизм»

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939, перешедший в общественное достояние,
так как автор — П. С. Коган — умер в 1932 году.

Эпоха Просвещения

Выдающиеся люди эпохи по странам
Австрия Иосиф II | Леопольд II | Мария Терезия
Франция Пьер Бейль | Фонтенель | Шарль Луи Монтескьё | Франсуа Кёне | Вольтер | Жорж Луи Леклерк де Бюффон | Жан Жак Руссо | Дени Дидро | Гельвеций | Жан Д’Аламбер | Гольбах | Маркиз де Сад | Кондорсе | Лавуазье | Олимпия де Гугес | см. также: Французские энциклопедисты
Германия Эрхард Вейгель | Готфрид Лейбниц | Фридрих II | Иммануил Кант | Готхольд Эфраим Лессинг | Томас Аббт | Иоганн Готфрид Гердер | Адам Вейсгаупт | Иоганн Вольфганг Гёте | Фридрих Шиллер | Карл Фридрих Гаусс | Мозес Мендельсон
Великобритания Томас Гоббс | Джон Локк | Исаак Ньютон | Джозеф Аддисон | Ричард Стил | Сэмюэл Джонсон | Давид Юм | Адам Смит | Джон Уилкс | Эдмунд Бёрк | Эдуард Гиббон | Джеймс Босуэлл | Джереми Бентам | Мэри Уолстонкрафт | см. также: Шотландское Просвещение
Италия Джамбаттиста Вико | Чезаре Беккариа
Нидерланды Гуго Гроций | Бенедикт Спиноза
Польша Станислав Конарский | Станислав Август Понятовский | Игнацы Красицкий | Гуго Коллонтай | Игнацы Потоцкий | Станислав Сташиц | Ян Снядецкий | Юлиан Урсын Немцевич | Анджей Снядецкий
Россия Пётр I | Екатерина II | Екатерина Дашкова | Антиох Кантемир | Михаил Ломоносов | Николай Новиков | Александр Радищев | Иван Бецкой | Иван Шувалов | Михаил Щербатов
Испания Гаспар Мельчор де Ховельянос | Николас Фернандес Моратин
США Бенджамин Франклин | Дэвид Риттенхаус | Джон Адамс | Томас Пейн | Томас Джефферсон
Капитализм | Гражданские права | Критическое мышление | Деизм | Демократия | Эмпиризм | Просвещённый абсолютизм
Свободные рынки | Гуманизм | Натурфилософия | Рациональность | Разум | Sapere aude | Наука | Секуляризация | Физиократия | Хаскала

Wikimedia Foundation.
2010.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гелевая маска мери кей инструкция по применению
  • Ушные капли изофра инструкция по применению взрослым
  • Сонные таблетки донормил инструкция по применению
  • Хочу руководство по связи
  • Разработкой руководств по вопросам касающимся стандартных образцов