Золотая маска руководство

Игорь Костолевский

Президент Премии и Фестиваля «Золотая Маска»
fest@goldenmask.ru

Мария Ревякина

Генеральный директор АНО «Фестиваль «Золотая маска»
fest@goldenmask.ru

Елена Бахмутова

Заместитель Генерального директора АНО «Фестиваль «Золотая маска»

Пресс-служба

Ксения Литвинова

Руководитель
litvinova@goldenmask.ru

Елизавета Царевская

Пресс-секретарь, редактор
tzar@goldenmask.ru

Надежда Тришина

Аккредитация ТВ
n.trishina@goldenmask.ru 

Административно-технический отдел

Татьяна Сухова

Руководитель sukhova@goldenmask.ru

Наталья Яневская

Руководитель
региональных проектов
n_ya@goldenmask.ru

Юлия Бандылюк

forjulia@goldenmask.ru

Мария Краснова

krasnova@goldenmask.ru

Виктория Ненахова

V.nenakhova@goldenmask.ru

Мария Коптева

mariakopteva990@gmail.com

 

Анна Уманская

a.umanskaya@goldenmask.ru

Софья Харитонова

S.haritonova@goldenmask.ru

Екатерина Барщевская

Технический директор
e.barshevskaya@goldenmask.ru

Екатерина Шорина

Технический координатор
e.shorina@goldenmask.ru

Экспертные советы

Анастасия Паукер

Координатор Экспертного совета
музыкального театра a.pauker@goldenmask.ru

Наталья Абакшонок

Координатор Экспертного совета
драматического театра и театра кукол
n.abakshonok@goldenmask.ru

   

Реклама и маркетинг

Татьяна Аверьянова

averianova@goldenmask.ru

Илья Лушников

lushnikov@goldenmask.ru

Партнеры

Юлия Рымар

rymar@goldenmask.ru

Аброр Исамухамедов

a.isamukhamedov@goldenmask.ru

 

Международные программы

Тамара Арапова

Руководитель
tarapova@goldenmask.ru
 

Билеты

Марина Абрамян

Руководитель
ticket@goldenmask.ru

Бухгалтерия

Наталья Абраменко

Главный бухгалтер

Марина Вараксина

Внутренний аудитор

Алина Печенина

Заместитель главного бухгалтера

Офис

Светлана Пухова

Секретарь

 

Учредители АНО «Фестиваль «Золотая Маска»: СТД РФ, А.В. Бородин, М.Е. Ревякина

Совсем недавно «Золотая Маска» объявила номинантов-2023. В этом году было принято решение отказаться от одной из самых важных номинаций — «Лучший режиссер в драматическом театре». Почему?

Мария Ревякина: Те обстоятельства, в которых мы все существуем, театры в том числе, нельзя назвать простыми. Рвутся устоявшиеся связи, разрушаются профессиональные и личные отношения, но остается главное — остаются спектакли, результат работы огромного числа людей, важные творческие высказывания. В этом смысле «Золотая Маска» по-прежнему является хроникой современного российского театра — она отражает те процессы, которые сегодня в нем происходят. Какие-то имена уходят с афиш, но очень многие продолжают работать. Остаются спектакли, важно, чтобы они оставались. Потому что искусство всегда было для зрителей и для людей театра духовной опорой, возможностью созидания и движения вперед.

О театре нельзя говорить в отрыве от происходящего. Сегодняшняя разобщенность, которая наблюдается в творческой среде, — она на театральном процессе на ваш взгляд как-то отразится?

Мария Ревякина: Театр — это всегда зеркало, которое отображает процессы, происходящие в обществе. Иногда — даже пророчествует и предрекает что-то. Даже из последних премьер, вспомните, очень многие спектакли будто предсказывали некие сломы, которые мы сейчас наблюдаем. И конечно, вопросы, затронутые в этих постановках, даже в классике — а классика вечна, отражаются на тех, кто сидит в зрительном зале. Ведь каждый человек считывает спектакль через себя и сегодняшний день. Сегодня спектакль воспринимается так, через год — совсем по-другому. Театр и ценен тем, что это всегда живое общение того, кто на сцене, и того, кто в зрительном зале.

Сейчас у нас прервались если не все, то очень многие культурные связи с другими странами. Для театра это проблема? И что с международными проектами «Золотой Маски» — они свернуты?

Мария Ревякина: Наши международные проекты остановились. Как, собственно, и у всех остальных. Наиболее от международного сотрудничества зависимы музыкальные оперные дома — и сейчас они вынуждены перестраивать репертуар, драматические театры — в меньшей степени. Но знаете, анализируя ситуацию, мы понимаем, что есть целый ряд стран, которые готовы с нами сотрудничать. Это и Сербия, и Венгрия, и Иран, и например, ЮАР. По всему миру работают постановщики, учившиеся у российских театральных мэтров, таких как Мария Кнебель, Леонид Хейфец и другие. И с ними стоит налаживать контакты.

Конечно, театр — понятие международное, и связи очень важны, они обогащают. Давайте вспомним Валерия Шадрина, к сожалению, недавно ушедшего от нас, и Чеховский фестиваль, которому в этом году будет 30 лет. Сколько он открыл для нас имен, сколько чудесных образцов режиссуры! «Золотой Маске» будет 30 лет через год — в 2024-м. И все, что мы за эти годы смотрели на Чеховском фестивале, все, что привозила «Золотая Маска» — это обогащение, объединение искусством. Поэтому будем надеяться, что контакты с театральным сообществом других стран установятся, но мне кажется, что это все-таки постепенный процесс.

Вернемся к номинантам. В прошлом сезоне вы отмечали такую тенденцию «Золотой Маски» — регионы постепенно начинают перевешивать Москву. По количеству номинаций, по уровню самих спектаклей… Эта тенденция сохраняется?

Мария Ревякина: Вы знаете, да. Как раз сейчас она особенно отчетливо видна — у нас две трети конкурсной программы составляют спектакли из регионов, и только одну треть — из Москвы. А всего номинированы 50 постановок из 18 городов — и это много! Я действительно очень рада за наши региональные театры, потому что экспертные советы выдвигают самые значимые работы в контексте всего сезона. Надо понимать, что это очень высокая планка, значит, что выбранные постановки — интересные, талантливые, яркие. Всегда интересно знакомиться с теми театральными коллективами, что принимают участие в фестивале впервые. В этом году это театр из совсем маленького города Пермского края Губахи, Молодежный театральный центр «Космос» из Тюмени. Во внеконкурсной программе — спектакль театра из города Мирный в Якутии. Так что жюри предстоит очень непростой выбор. Но и эксперты приложили огромные усилия — отсмотрели 1046 спектаклей по всей стране, чтобы в итоге назвать номинантов.

Контакты с театральным сообществом других стран снова установятся, но это постепенный процесс

А с чем может быть связан этот толчок развития театров за пределами Москвы? Вон Екатеринбург сейчас уже почти признанная столица музыкального театра…

Мария Ревякина: А Пермь? Там тоже прекрасный музыкальный театр, очень хорошие драматические. В этом же ряду Новосибирск и, кстати, многие наши малые города. Благодаря «Лаборатории Театра Наций», созданной Евгением Мироновым, театры из малых городов вырастают и делают спектакли, которые потом номинируются на «Золотую Маску». Но конечно, это развитие невозможно без театральной базы, наследия, которым обладает конкретный город, без хорошего продюсера во главе, который не боится приглашать не только известных режиссеров, но и тех, кто только встает на ноги и имеет свой, порой очень интересный взгляд. Отдельно стоит упомянуть и о лонг-листе «Золотой Маски» — более широком списке заметных премьер сезона, который формируют экспертные советы наряду со списком номинантов.

Да, в дополнение к конкурсной программе в него вошли больше сотни спектаклей! Это первый опыт? И зачем вообще лонг-лист нужен?

Мария Ревякина: Нет, лонг-лист «Золотой Маски» существует с 2015 года, и эта практика получила самый живой отклик у театров. Таким образом экспертные советы получают возможность отметить работы, которые пока не вошли в число номинантов, но интересны в контексте сезона. В этом году в лонг-лист вошли более ста спектаклей со всей России: 90 в драматическом театре и 49 — в музыкальном. лонг-лист — это то, на что стоит обратить внимание и театральным критикам, и руководителям театров, и режиссерам. Словом, не только зрителю. А мы, когда формируем афиши наших проектов в российских городах, включаем в них в том числе спектакли из лонг-листа — так зрители по всей стране знакомятся с самыми театральными работами сезона.

Региональная программа «Золотой Маски» — особенная история. Совсем недавно завершились очередные гастроли, цифры впечатляющие: 16 городов, 40 тысяч зрителей. Это не рекорд для фестиваля?

Мария Ревякина: Нет, было и больше, но это действительно впечатляющее путешествие, которое и «Золотая Маска», и наши театры запомнят надолго. Мы до сих пор вспоминаем Улан-Удэ, где в августе были впервые. Совершенно уникальный народ, гостеприимный, а какая реакция на спектакли! Театры в Бурятии нас просто поразили — отреставрированные, в прекрасном состоянии. Это был какой-то кусочек счастья для всех, и для «Мастерской Петра Фоменко», и для театра Урал Опера Балет, и для Театра им. Вл. Маяковского, и для Театра кукол Карелии, для Театра Наций — всех, чьи спектакли мы привозили.

Так «Золотую Маску» встречали в Бурятии, куда фестиваль приехал впервые. Фото: Предоставлено пресс-службой «Золотой Маски»

Своим приемом порадовал и Красноярск, где очень взыскательная публика, воспринимающая спектакли несколько иначе, чем в других регионах. И когда видишь стоячие овации, слышишь слова благодарности, безусловно, понимаешь, что мы делаем очень важное дело. Большая часть зрителей из этих городов вряд ли когда-то доберутся до московских театров, вряд ли смогут увидеть все эти спектакли самостоятельно. Мы ведь очень тщательно готовим те программы, которые представляем в российских городах, обязательно советуемся с коллегам в этих регионах — что бы они сами хотели увидеть. Вот в следующем году, например, Пермь празднует 300-летие — и «Золотая Маска» станет одной из частей культурной программы города в рамках празднования юбилея. Вместе с региональным Министерством культуры мы собрали масштабную и очень интересную афишу. Сейчас как раз думаем, как ее реализовать, начинаем искать финансирование.

Фото: Предоставлено пресс-службой «Золотой Маски»

То есть, «Золотая Маска» уже планирует региональную программу-2023?

Мария Ревякина: Да. Сейчас это 13 городов, куда фестиваль отправится с гастролями. Впервые побываем в Кузбассе. Специальную программу обсуждаем для Омска, с которым нас связывают долговременные отношения, и каждый раз нужно привезти программу, которая не уступит предыдущей. Еще раз просит нас приехать Нижний Новгород. А кроме того поедем в Новосибирск, Новокуйбышевск, Ульяновск и другие города. Завершаем традиционно Санкт-Петербургом — это город особый, славный своими театральными традициями, поэтому программа «Золотой Маски» должна соответствовать.

Сейчас театры очень хотят ездить по России, и для «Золотой Маски» это, конечно, огромный плюс — мы можем представить самые разные спектакли самых разных режиссеров. Мы искренне считаем показ лучших спектаклей в регионах своей миссией — мы ведь даже билеты на спектакли не продаем, продает принимающая сторона, ценовая политика определяется именно возможностями зрителей в каждом конкретном городе. Более того, весь доход тоже остается в регионах.

Уже в январе в Москве стартует конкурсная программа. Все 50 номинантов приедут в столицу?

Мария Ревякина: Абсолютное большинство, но буквально несколько постановок привезти не получится технически — их жюри посмотрит в их родных стенах. Основная часть фестиваля все-таки начнется в феврале, и поэтому и сам фестиваль, и его внеконкурсную программу откроет громкая премьера — «Чайка» Льва Додина, которую мы привезем в Москву из Петербурга. Этими гастролями мы запускаем новую программу «Золотой Маски» под названием «Мастер», где планируем представлять лучшие работы признанных мастеров режиссуры. «Чайка» станет первым выпуском, и мы невероятно рады, что Лев Абрамович согласился участвовать. Конечно, зритель будет его ждать, потому что то, как он прочитал «Чайку» — это что-то потрясающее, я сама видела спектакль и была просто поражена.

Фестиваль в этом году откроет премьера «Чайки» в постановке Льва Додина. Фото: www.mdt-dodin.ru

Вы начали говорить о внеконкурсной программе…

Мария Ревякина: Помимо «Мастера» ее традиционно составят еще два блока. Это «Детский Weekend», для которого кураторами отобраны восемь спектаклей из семи городов России для юных зрителей самого разного возраста. «Детский Weekend» — это не только спектакли, но и специальная программа. В ее рамках пройдет театрально-документальная лаборатория «Моя комната» — где взрослый рассказывает о своем детстве, а вопросы ему задает ребенок. Проведем лабораторию танцевальной импровизации — это особенно важно для подростков, которые часто не принимают свое тело и чувствуют себя в нем неуютно. Круглый стол по современной отечественной литературе для детей — получить авторские права на зарубежные произведения сегодня практически невозможно, но у нас есть свои прекрасные писатели, которых можно ставить в театре. Нужно только наладить контакт. И вторая наша внеконкурсная программа «Маска Плюс» — в ней тоже восемь спектаклей из семи городов. От Тюмени и Кемерово до Мирного и Нягани. Еще не могу не заметить — очень красивой получается у нас программа TEATRUM в этом сезоне.

Это в сотрудничестве с музеями?

Мария Ревякина: Да, сейчас мы создаем ее вместе с Пушкинским музеем изобразительных искусств. Проект отталкивается от выставки «Всеобщий язык», которая открылась в музее в декабре. Мы тоже будем исследовать формы общения, искать этот самый универсальный язык и создадим в рамках проекта три совершенно разных спектакля: это музыкальный променад «Книга висячих садов» Бориса Юхананова, документальный digital проект Никиты Кобелева и Ольги Федяниной, посвященная сотрудникам музея, которые работают в Пушкинском музее и их историям; и третий спектакль — «Вам звонили» — Анны Ивановой-Брашинской, рассматривающий одну из самых сложных и таинственных коммуникаций в истории человечества — разговор живых и мертвых через надгробные надписи.

Многие говорят о том, что театр сейчас как никогда нужен зрителю, отмечают, возросший интерес к спектаклям. А что самое важное для «Золотой Маски» сегодня?

Мария Ревякина: Всегда главной нашей задачей было объединение театрального сообщества. Конкурсная программа, внеконкурсная, лонг-лист — все это складывается из разных точек зрения, иногда — споров, но архиважно нам всем вместе этот срез увидеть, поговорить, обсудить. И как говорит один из наших театроведов — вирус театра заразителен, и мы сейчас действительно наблюдаем, что зритель стремится прийти в театр, стремится к разговору, ищет тот самый всеобщий язык. И для нас этот незримый разговор между зрителем и творческой командой спектакля тоже очень важен.

Кстати

Имена лауреатов «Золотой Маски» будут определены решением жюри и объявлены на Церемонии вручения Премии, которая состоится 22 апреля на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Лауреаты почетной премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» уже известны. Ими стали десять человек, в их числе актриса Светлана Крючкова, режиссер и педагог Вениамин Фильштинский, помощник музыкального руководителя Большого театра Маквала Касрашвили, солисты-вокалисты Московского государственного академического театра оперетты Светлана Варгузова и Юрий Веденеев и другие.

Общество ,

31 янв, 15:51 

0 

Гендиректора «Золотой маски» уволили из Театра наций

Глава «Золотой маски» Ревякина уволена с поста директора Театра наций

В театре заверили, что Мария Ревякина ушла по собственному желанию. Сама она прокомментировала увольнение словами «нельзя засиживаться» и отметила, что остается директором фестиваля «Золотая маска»

Мария Ревякина


Мария Ревякина

Директор Государственного театра наций Мария Ревякина покинула должность, на ее место Минкульт назначил замдиректора Наталью Мазур, сообщили РБК в пресс-службе театра.

В театре заверили, что Ревякина ушла по собственному желанию.

Сама Ревякина сообщила РБК, что заявление об увольнении было подписано 20 января. «Я остаюсь с театром в том смысле, что мы с Женей (худруком Евгением Мироновым. — РБК) что-то обсуждаем и можем что-то планировать. Но физически я уже не директор Театра наций. Нельзя засиживаться. Я остаюсь директором фестиваля «Золотая маска», у нас впереди юбилей фестиваля в 2024 году — это огромнейшая работа, и надо в нее погрузиться», — сказала она.

«Когда меня приглашал Евгений Миронов десять лет назад, то мы с ним ставили задачу — сделать театр современный, открытый разным вкусам и тенденциям, с тем чтобы там была хорошая режиссура. Сейчас <…> Театр наций по уровню менеджмента — один из самых передовых театров. Команда собрана. Наталья Мазур, которая сейчас назначена директором после меня, — я ее ровно восемь лет назад пригласила, и сразу сказала Евгению Витальевичу, что это будущий директор», — отметила Ревякина.

В конце декабря о предстоящей замене директора со ссылкой на источник писал «Московский комсомолец». Но ни театр, ни сама Ревякина эту информацию до сегодняшнего дня не комментировали.

Ревякина была директором этого театра с 2012 года. Совместная работа с художественным руководителем Евгением Мироновым вывела Театр наций в ряд ведущих театров Москвы. Там ставили спектакли главные мировые звезды режиссуры: Роберт Уилсон, Томас Остермайер, Алвис Херманис, а также отечественные постановщики Андрей Могучий, Константин Богомолов, Евгений Марчелли, Евгений Писарев.

Мария Ревякина родилась в Кирове в 1954 году, окончила Новосибирский электротехнический институт и ГИТИС (факультет театроведения).
С конца 1980-х работала в одном из старейших театров Новосибирска — молодежном «Глобусе».

С 1995 по 2001 год была исполнительным директором Международного Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске.

С начала 2000-х работает в Москве директором МХТ им.Чехова при художественном руководстве Олега Табакова. В 2003-м Ревякина покидает МХТ, а уже через год становится генеральным директором театрального фестиваля и премии «Золотая маска».

«Золотая маска» — крупнейшая театральная премия России, работает как со столичными, так и с региональными театрами. «Золотая маска» проводила мероприятия и устраивала гастрольные спектакли в странах Балтии, Турции и Израиле.

С 2012 года Мария Ревякина совмещала управление «Золотой маской» с директорской должностью в Государственном театре наций. Также Мария Ревякина преподает в Школе-студии МХАТ.

На выборах в 2021 году она была избрана депутатом Госдумы VIII созыва по списку «Единой России», но от мандата отказалась.

Мария Ревякина — заслуженный работник культуры, лауреат Государственной премии и премии Правительства России.

Музыкальный театр

Лариса ГОГОЛЕВСКАЯ
Председатель
Солистка Мариинского театра, заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Премий «Золотая Маска», лауреат премии «Золотой Софит», Санкт-Петербург

Денис АЗАРОВ
Режиссер, художественный руководитель Театра Романа Виктюка, Москва

Татьяна БАГАНОВА
Хореограф, художественный руководитель театра «Провинциальные танцы», лауреат Премий «Золотая Маска», Екатеринбург

Дмитрий БЕЛОВ
Режиссер, педагог кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра, руководитель мастерской на факультете музыкального театра Российского института театрального искусства (ГИТИС), лауреат Премии «Золотая Маска», Москва

Екатерина БИРЮКОВА
Музыковед, музыкальный критик, редактор и обозреватель отдела «Академическая музыка» интернет-издания «Colta», автор книги «Три героя моего времени», Москва

Екатерина ВАСЕНИНА
Театральный критик, специалист по современному танцу, автор книг «Российский современный танец. Диалоги» и «Современный танец постсоветского пространства», автор проекта «DanceWriter.ru», автор журналов «Большой театр», «Балет», «Театр», статей в научных сборниках, преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка), Москва

Антон ГЕТЬМАН
Директор театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова, заслуженный работник культуры РФ, награжден медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, офицер Ордена искусств и литературы Франции, Москва

Владимир ГОРЛИНСКИЙ
Композитор, постоянно сотрудничает с Электротеатром Станиславский, театром М.Н. Ермоловой, Театром на Бронной, Центром им. Вс. Мейерхольда, автор лекционных программ по истории и практике композиции и импровизации, лауреат международных конкурсов им. А. Шнитке, им. П. Юргенсона, «Открытый космос» (Москва), конкурсов «Пифийские игры» (Санкт-Петербург), «Rostrum» (Дублин), премии оркестрового конкурса Youtube (Москва), академии Impuls (Грац), Москва

Этель ИОШПА
Театральный художник, художник-постановщик театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова, лауреат Премии «Золотая Маска», Москва

Федор ЛЕДНЁВ
Дирижер, дирижер оркестра «musicAeterna», постоянный дирижер ансамбля «eNsemble», Московского ансамбля современной музыки, сотрудничает с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, «Студией новой музыки», ГАМ-ансамблем, ансамблями «Nostri Temporis» (Украина), KNM (Германия), «Phoenix» (Швейцария), преподаватель Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства, лауреат Премии «Золотая Маска» (в составе творческого коллектива), Санкт-Петербург

Ая МАКАРОВА
Музыкальный критик, автор журналов «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия», «Петербургский театральный журнал», газеты «Музыкальное обозрение», немецкого журнала «Opernwelt», автор научных работ, посвященных опере, автор, переводчик, редактор-составитель буклетов для оперных постановок, автор книги «Театр возвышенного. Оперный режиссер Мартин Кушей», редактор-составитель (вместе с Алексеем Париным) сборников «Как смотреть оперу» и «Самые знаменитые оперные спектакли», Санкт-Петербург

Алексей МИРОШНИЧЕНКО
Хореограф, лауреат Премии «Душа танца» журнала «Балет», заслуженный артист РФ, лауреат Премии «Золотая Маска», Санкт-Петербург

Екатерина ОДЕГОВА
Режиссер, приглашенный режиссер «Новая Опера» им. Е.В. Колобова, Москва

Лика РУЛЛА
Актриса, солистка мюзикла, руководитель мастерской на факультете музыкального театра Российского института театрального искусства (ГИТИС), лауреат премии им. А. Маренича за исполнительское мастерство и вклад в развитие жанра мюзикла в России, Москва

Андрей УВАРОВ
Солист балета, педагог балета, заместитель директора Севастопольского театра оперы и балета, народный артист РФ, Москва-Севастополь

Ольга ФЕДОРЧЕНКО
Балетный критик, историк балета, автор газеты «Коммерсант. Санкт-Петербург», старший научный сотрудник Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения, Санкт-Петербург

Фестиваль «Золотая маска», проходивший в 29 раз, завершился парадоксальным вручением наград, множеством обид. Лучшими спектаклями названы «Кабаре» Театра Наций, «Р» «Сатирикона», «Ребенок»  Воронежского камерного театра… Всех призов не перечесть, но и их оказалось мало. Жюри пришлось вручать дополнительные награды, которые восприняли как утешительные и даже не вышли получать. 

Накануне церемонии организаторы сообщили о намерении провести ее не в большом зале Музыкального театра им. Станиславского и Немировича Данченко, а в скромном «Атриуме», что радикально снизило число присутствующих. Внезапные перемены объяснили тем, что открытое пространство без жесткого разделения на зрительный зал и сцену продемонстрирует общность собравшихся. Оставшимся за бортом предложили следить за награждение онлайн. 

Страсти вокруг «Золотой маски» кипят до сих пор. Сразу после ее вручения активисты начали писать доносы. Уехавшие за пределы Отечества коллеги обвинили организаторов в неуместности праздника. Знатоки критиковали выбор жюри и сокрытие имен режиссеров, которые и без того исчезли из афиш и упоминаются как  «Режиссер-Режиссер». 

Традиционно церемонию начали с музыкального театра. Один за другим выходили за призами участники спектакля «Кабаре» Театра Наций, представленного в категории «Оперетта/мюзикл», хотя по словам Евгения Писарева, ставился он как  драматический спектакль с драматическими артистами на сцене драматического театра. Писарев предположил, что бывают времена,  когда ценнее нот становится то, что можно выразить словами.  Первая «Маска» за «Кабаре» досталась Александре Урсуляк. «Я не настоящая певица, я драматическая актриса», — сказала она, получая награду. Затем вышел ее партнер по спектаклю Олег Савцов, отмеченный за лучшую мужскую роль. Он повторил слова своего Конферансье МС: «Живи сам и дай возможность жить другим в этом гребаном мире». Елену Шанину наградили за роль второго плана, и теперь ее домашняя коллекция работ Олега Шейнциса пополнится «Золотой маской», которую он когда-то собственными руками создал. Вручили награду и художнику по костюмам Виктории Севрюковой, и Евгению Писареву как лучшему режиссеру.  

При этом не «Кабаре», а мюзикл «Три товарища» пермского «Театра-Театра» в постановке Бориса Мильграма стал  лучшим спектаклем в данной номинации. Такие решения всегда вызывают вопросы. Награду получила и дирижер Татьяна Виноградова, наблюдать за которой по ходу спектакля, все равно что за Теодором Курентзисом. Это своего рода театр в театре.  

Лучшим балетным спектаклем стала «Катарина, или Дочь разбойника» Красноярского театра оперы и балета им. Хворостовского. Балет Цезаря Пуни, сто лет никто не видел и не ставил, так что пришлось заново создавать партитуру. Для Красноярска это первая награда такого уровня. «Новая опера», отмеченная за «Мертвый город» Эриха Вольфганга Корнгольда в постановке Василия Бархатова как лучший оперный спектакль, тоже получала подобную награду  25 лет назад за «Евгения Онегина» в постановке Евгения Колобова. 

Специальная премия жюри музыкального театра за исключительные художественные достоинства присуждена спектаклям «L.A.D»  Екатеринбургского театра «Урал. Опера. Балет» и «De temporum fine comоedia», созданному в рамках Дягилевского фестиваля в промышленном пространстве. Теодор Курентзис, причастный к созданию последнего,  на сцену подниматься не стал. Видимо, счел награду утешительной. Чуть позже вручавший призы в драме Евгений Миронов попытался подбодрить коллегу: «Теодор, привет!», однако мрачного настроения не развеял. 

В какой-то момент сценарий решили сбить с привычной колеи, прервали вручение в области музыкального театра и начали раздавать призы кукольным театрам. За актерскую работу отметили Евгения Цыганова, сыгравшего в Центральном театре кукол им. Образцова «Я — Сергей Образцов» своего не такого уж и дальнего родственника. Евгений напомнил, как год назад получал награду за спектакль Дмитрия Крымова «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция»:  «Очень многое изменилось за этот год. Мы уже не играем спектакль, но благодаря «Золотой маске» он шел в кино. Хотя бы  так удалось его сохранить. Ребята, давайте сходим все на спектакли «Золотой маски» на случай, чтобы не смотреть  их потом в кино». В Театр Образцова ушли еще две награды: режиссеру Борису Константинову  и  за лучший спектакль – все это за славянский фолк-хоррор «Белая уточка».  «Маска»  за работу художника впервые отправится в Алма-Ату. Антон Болкунов, придумавший куклы-нарукавники и работавший на спектакле «Паша» в Алтайском театре «Сказка», всю жизнь провел в Казахстане. «Это слишком волнительно, и слова не идут в горло», — сказал взволнованный лауреат. 

Победителем в номинации «Драма. Спектакль малой формы» стал «Ребенок» Воронежского камерного театра в постановке Антона Федорова, а лучшим спектаклем большой формы —

 «Р» в «Сатириконе» по адаптированному «Ревизору» в постановке Юрия Бутусова, который, по собственному признанию, попытался рассказать о поиске свободы как главной человеческой ценности. Его имя ведущие церемонии не назвали, это сделала номинантка и исполнительница роли Марьи Антоновны Марьяна Спивак.

В номинации «Лучшая женская роль» было представлено много хороших актрис от Яны Кузиной из Воронежа до Нины Усатовой. Награда досталась  ученице Анатолия Эфроса, прекрасной исполнительнице роли королевы Елизаветы в «Марии Стюарт» МТЮЗа Виктории Верберг. Счастливая избранница благодарила режиссера Петра Шерешевского за счастье репетиций и сам спектакль.  Отмечен жюри и ее коллега  за роль второго плана на редкость органичный  Сергей Погосян. Он назвал награду космической, поблагодарил Генриетту Яновскую и Каму Гинкаса за то, что взяли «взрослого мальчика из Казахстана» в свой театр,  вспоминал алмаатинцев — своих учителей и партнеров, отдельно первую наставницу, приведшую его за руку в театральную студию со словами:  «Сельское хозяйство –-это не ваше». 

Анатолий Григорьев отмечен за роль Каренина в «Каренине» в Новосибирском «Старом доме». Еще одну награду за роль второго плана получила Наталья Петрова за  «Морфии» Псковского театра драмы им. Пушкина в постановке Антона Федорова. Сам Федоров, представленный «Морфием» и  «Ребенком»,  отмечен как художник по костюмам в  «Морфии». А мог претендовать на большее, если бы учредитель премии  СТД РФ не принял решения не выдвигать номинантов в категории «драма/работа режиссера». 

Жюри драматического театра и театра кукол тоже не хватило призов, поэтому  вручили еще и спецпремии, которые выдающийся историк театра и член жюри  Алексей Бартошевич предложил впредь именовать особыми. Они предназначены  спектаклям-явлениям,  больше, чем  просто режиссерам и актерам.  К ним отнесли  «Материнское сердце» в БДТ им. Товстоногова  и «создание образа русской женщины в воплощении актрисы Нины Усатовой», а также  творческую группу  «Войны и мира» Театра им. Евг. Вахтангова за  создание уникальной картины мира романа Толстого.   

Обладательница «Золотой маски» Нина Усатова в спектакле «Материнское сердце». Фото: пресс-служба БДТ.



Нина Усатова, сыгравшая Авдотью Громову, вспоминала своего любимого земляка Шукшина, по рассказам которого и поставлено «Материнское сердце»: «Это самая моя любимая роль — Матери. В ней и моя мама, и бабушка, и вся Россия. Скромненько так». Она поблагодарила Андрея Могучего, словно прощаясь с ним навсегда, за тот праздник и подарок, который он ей сделал. «Спектакль как очищение. Многому я у Андрея Могучего научилась в профессиональном и человеческом смысле», — сказала Усатова. Напомним, что Могучему недавно не продлили контракт в БДТ.  Имя Римаса Туминаса, поставившего «Войну и мир», со сцены не прозвучало. Сказано было, что в понедельник ему предстоит тяжелая операция.  

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №29017 от 24 апреля 2023

Заголовок в газете:
Курентзис не вышел за наградой

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Харм сименс практическое руководство для гештальттерапевтов
  • Руководство для гея по сексу
  • Полное руководство по режиму выживания в minecraft
  • No dol крем инструкция на русском языке
  • Эм патока меласса инструкция по применению